51.Холодная война : причины и особенности

Холодная война — глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов. Причиной конфронтации послужило опасение стран Запада (прежде всего Великобритании и США) попадания части Европы под влияние СССР.

 

Одной из главных составляющих конфронтации была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделью, невозможность конвергенции, по сути, является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы – победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага». Новое противостояние требовало сплоченности всех членов противоположных блоков.

 Выражение «холодная война» впервые употребил 16 апреля 1947 г. Бернард Барух, советник президента США Гарри Трумэна, в речи перед палатой представителей штата Южная Каролина.

 Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательство в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в военной сфере. С самого начала противостояния развернулся процесс милитаризации двух сверхдержав.

 США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО и Варшавский договор.

 Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года. В связи с этим в 1970-е годы обеими сторонами были предприняты усилия по «разрядке» международной напряжённости и ограничению вооружений.

 Нарастающее технологическое отставание СССР, наряду со стагнацией советской экономики и непомерными военными расходами в конце 1970-х — начале 1980-х, вынудили советское руководство пойти на политические и экономические реформы. Объявленный Михаилом Горбачёвым в 1985 году курс на перестройку и гласность привёл к утрате руководящей роли КПСС, а также способствовал экономическому коллапсу в СССР. В конечном итоге СССР, обремененный экономическим кризисом, а также социальными и межнациональными проблемами, распался в 1991 году.

 В Восточной Европе коммунистические правительства, лишившись советской поддержки, были смещены ещё раньше, в 1989—1990 годах. Варшавский договор официально прекратил свое действие 1 июля 1991 года, и с этого момента можно отсчитывать окончание холодной войны.

52.Частичная демократизация и десталинизация советского общества 1954-1959

О демократизации советского общества и реформе политической системы

1. Опыт трех лет перестройки, революционного обновления страны, демократизация партийной и общественной жизни поставили в повестку дня необходимость глубокой реформы политической системы.

Советское государство родилось как орудие диктатуры пролетариата и на определенной стадии общественного развития превратилось в общенародное государство. Теперь задача состоит в том, чтобы советская государственность в полном объеме соответствовала этому понятию, чтобы все дела в стране решались народом и его полномочными представителями, находились под его полным и действенным контролем.

Предстоящая реформа политической системы, по мнению конференции, призвана решить следующие задачи:

— открыть максимальный простор самоуправлению общества, создать условия для полного развития инициативы граждан, представительных органов власти, партийных и общественных организаций, трудовых коллективов;

— отладить механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп, их согласования и реализации во внутренней и внешней политике Советского государства;

— обеспечить условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепления их дружбы и равноправного сотрудничества на принципах интернационализма;

— радикально укрепить социалистическую законность и правопорядок, с тем чтобы исключить возможность узурпации власти и злоупотреблений, эффективно противостоять бюрократизму и формализму, обеспечить надежные гарантии защиты конституционных прав и свобод граждан, а также выполнения ими обязанностей по отношению к обществу и государству;

— четко разграничить функции партийных и государственных органов в соответствии с ленинской концепцией роли Коммунистической партии как политического авангарда общества и роли Советского государства как организации и орудия власти народа;

— создать эффективный механизм, который обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов социалистической демократии и самоуправления.

Реформа политической системы должна носить комплексный характер, охватить все ее звенья, осуществляться скоординированно в единстве с перестройкой в экономике и во всем обществе, причем в возможно короткие сроки.

2. Решающее направление реформы политической системы — обеспечение полновластия Советов народных депутатов как основы социалистической государственности и самоуправления в нашей стране.

Конференция считает необходимым укрепление законодательных, управленческих и контрольных функций Советов, передачу на их рассмотрение и решение всех важных вопросов государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни, восстановление руководящего положения выборных органов по отношению к исполнительным и их аппарату. Политика партии — экономическая, социальная, национальная — должна проводиться прежде всего через органы народного представительства.

Руководство местными делами должно быть реорганизовано на принципах самоуправления, самофинансирования, самообеспечения, согласования региональных интересов с общегосударственными. Для этого нужно создать реальные условия, при которых обеспечивались бы ответственность и самостоятельность Советов в решении проблем комплексного развития подведомственных территорий. Они должны иметь устойчивые, основанные на долгосрочных нормативах источники доходов, включая поступления от всех предприятий, расположенных на их территории, накапливать средства, необходимые для экономического развития и улучшения жизни населения, защиты окружающей среды, решения других насущных задач, формировать внебюджетные фонды развития из дополнительных доходов, в том числе из поступлений от населения, при твердых гарантиях свободно распоряжаться средствами, полученными в результате умелого руководства хозяйством и социалистической предприимчивости.

Следует обновить саму организацию работы Советов: расширить круг вопросов, решаемых исключительно на сессиях; предусмотреть периодическое освобождение депутатов от служебных и производственных обязанностей для работы в Совете, постоянных комиссиях и избирательных округах, исходить из того, что каждый Совет в рамках закона имеет полную возможность выбора форм и методов своей деятельности с учетом местных условий. При формировании исполкомов, назначении и утверждении руководителей отделов, управлений, служб исполкомов должны стать правилом выдвижение нескольких кандидатур, тайное голосование, проведение конкурсов. Надо добиться, чтобы работа Советов всех звеньев велась гласно, была постоянно на виду у избирателей.

Конференция высказывается за то, чтобы в местных органах власти, кроме сельских и поселковых, избирались постоянно действующие президиумы Советов и во всех без исключения Советах тайным голосование ем — их председатели. Повышению роли представительных органов способствовала бы рекомендация на должности председателей Советов, как правило, первых секретарей соответствующих партийных комитетов.

Члены исполнительных комитетов местных Советов всех ступеней, а также руководители их отделов и управлений, судьи, государственные арбитры и прокуроры не могут входить в состав депутатов соответствующего Совета. Такой принцип следовало бы распространить на членов правительства и руководителей ведомств Союза ССР, союзных и автономных республик.

Важным демократическим установлением явится введение ограничения на занятие выборных должностей, а также должностей, подлежащих назначению и утверждению Советами, двумя сроками подряд.

Восстановление авторитета и влияния Советов нуждается в существенном обновлении действующей избирательной системы. Позитивно оценивая опыт, накопленный в этом деле после XXVII съезда КПСС, конференция считает необходимым пойти дальше, обеспечив неограниченное выдвижение кандидатур, широкое и свободное их обсуждение, включение в избирательные бюллетени большего числа кандидатов, чем имеется мандатов, строгое соблюдение демократической процедуры выборов, регулярную отчетность депутатов и возможность их отзыва. Обширные полномочия надо предоставить окружным предвыборным собраниям, которые должны стать демократическими форумами состязательного отбора кандидатов в депутаты. Советы станут действительно работающими органами при условии, если в них будут избираться люди принципиальные, с широким государственным кругозором, твердо стоящие на позициях социалистического обновления, способные достойно представлять своих избирателей и активно реализовать предоставляемые им права.

Конференция высказывается за установление для всех Советов народных депутатов одного срока полномочий — 5 лет.

Обобщив итоги дискуссии по Тезисам ЦК КПСС и учитывая обсуждение на самой конференции, делегаты считают необходимым провести реконструкцию высших органов государственной власти и высказываются за то, чтобы высшим органом власти страны стал Съезд народных депутатов СССР, в состав которого наряду с депутатами от территориальных и национально-территориальных избирательных округов должны войти депутаты, представляющие основные звенья политической системы — партию, профсоюзы, комсомол, другие массовые общественные, а также кооперативные, творческие, научные организации, избранные демократическим путем на съездах или пленумах их центральных органов. Съезд народных депутатов СССР, ежегодно собираясь на свои заседания, мог бы решать самые важные конституционные, политические и социально-экономические вопросы жизни страны. Съезд образует сравнительно небольшой по численности двухпалатный Верховный Совет СССР — постоянно работающий законодательный, распорядительный и контрольный орган, тайным голосованием избирает Председателя Верховного Совета. Следует устранить функциональную обезличенность палат, по-новому организовать работу постоянных комиссий и депутатов.

Новые подходы следует использовать при формировании и организации деятельности Советов всех других ступеней, закрепив это в законодательстве.

3, Одно из важных направлений реформы политической системы конференция видит в децентрализации управления и таком перераспределении функций и полномочий, которое обеспечило бы максимальную инициативу и самостоятельность мест. При этом должны исключаться ведомственность, местничество и обеспечиваться функции центра, без чего невозможны реализация преимуществ социализма, соблюдение общесоюзных интересов в огромном многонациональном государстве.

Конференция отмечает, что в ходе хозяйственной реформы и реформы политической системы возрастают роль и ответственность Совета Министров СССР как высшего исполнительного и распорядительного органа власти, подотчетного Верховному Совету СССР, за реализацию внутренней и внешней политики, разработку и осуществление планов и перспективных программ экономического и социально-культурного развития.

Демократизация общества предполагает проведение систематической работы по упрощению структуры и совершенствованию методов работы всего государственного аппарата. Должны быть ликвидированы излишние звенья и сокращена численность аппарата до оптимального предела. Необходимо иметь аппарат нового типа, основанный на высоком профессионализме, владеющий современной информационной технологией, демократически контролируемый народом, способный двигать вперед экономический и социальный прогресс. Отмечая положительное значение проводимой в этом направлении работы, конференция высказывается за ее ускорение, за то, чтобы ни одно звено системы управления не осталось вне перестройки. Целесообразно создать в стране единую, подчиненную выборным органам власти систему общественно-государственного контроля.

При осуществлении реформы политической системы должно уделяться первостепенное внимание вопросам развития советской социалистической федерации в интересах дальнейшего укрепления равноправного братского союза всех входящих в СССР наций и народностей.

4. Конференция считает делом принципиальной важности формирование социалистического правового государства как полностью соответствующей социализму формы организации политической власти. Решение этой задачи неразрывно связано с максимальным обеспечением прав и свобод советского человека, ответственности государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми партийными и государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов. Коренная перестройка деятельности этих органов должна стать сердцевиной правовой реформы, которую конференция считает целесообразным провести в сравнительно короткие сроки.

5. Реформа политической системы предполагает перестройку таких ее важных звеньев, как общественные организации. Профсоюзы, комсомол, кооперация, женские, ветеранские и другие организации, выражая интересы и чаяния различных слоев советского общества, способствуют формированию внутренней и внешней политики партии и государства, в которой органично соединяются интересы всего нашего народа.

Как позитивное явление следует рассматривать возникновение в последнее время ряда новых общественных ассоциаций и объединений, ставящих своей целью содействие делу социалистического обновления. Конференция в то же время осуждает всякую деятельность, направленную на подрыв социалистических устоев общества, разжигание национальной и расовой вражды, проповедь войны, насилия и аморальности.

Высоко оценивая деятельность общественных организаций, конференция отмечает необходимость демократизации их жизни, повышения самостоятельности и ответственности, решительного преодоления таких недостатков, как заорганизованность, формализм, ослабление самодеятельных начал. Со своей стороны партия будет всемерно содействовать тому, чтобы общественные организации по-новому осмыслили свое место в обществе, энергичнее включили свой творческий потенциал в процесс обновления, чтобы и дальше развивалось общенародное патриотическое движение в поддержку линии на перестройку.

В условиях исторически сложившейся в нашей стране однопартийной системы наличие постоянно действующего механизма свободного диалога, критики и самокритики, самоконтроля и самооценки в партии и обществе — вопрос жизненного значения.

6. Партия полна решимости содействовать укреплению социальных прав трудящихся, являющихся ярким выражением преимуществ социалистического общественного строя. Успехи на этом пути будут определяться последовательной реализацией хозяйственной реформы, ускорением социально-экономического развития страны. В этой связи конференция подчеркивает необходимость укрепления дисциплины труда, сознательного и творческого подхода работников к своим производственным обязанностям. От отношения к труду каждого коллектива и каждого советского человека зависят в конечном счете уровень и качество социальных благ, которые общество может предоставить своим членам.

Важное значение для расширения политических прав и личных свобод граждан будет иметь установление в законодательстве порядка осуществления этих конституционных прав и свобод. Среди них особое место принадлежит правам человека на участие в управлении, на выражение своего мнения по любому вопросу, свободе совести. Закон должен надежно оберегать личное достоинство гражданина, неприкосновенность его жилища, тайну переписки, телефонных переговоров и т. д. Права и свободы советских людей неразрывно связаны с их гражданскими обязанностями, с неукоснительным для всех уважением к закону. Социалистическая демократия несовместима ни со своеволием, ни с безответственностью.

7. Конференция считает, что успех реформы политической системы в определяющей мере зависит от работы партии, и обязывает все партийные организации, всех коммунистов принять самое активное, творческое участие в решении встающих в связи с этим задач. Выступая инициатором реформы и активным проводником ее в жизнь, партия на деле выполняет свою миссию политического авангарда рабочего класса, всех трудящихся.

Главная особенность переживаемого нами исторического момента заключается в том, чтобы не только по содержанию, но и по методам деятельности КПСС в полной мере соответствовала ленинской концепции руководящей роли партии в обществе. Это требует в первую очередь отказаться от подмены партийными комитетами государственных и хозяйственных органов, исключить принятие партийных решений, содержащих прямые указания в их адрес, строго придерживаться принципа: свой политический курс КПСС проводит через коммунистов, работающих в различных сферах жизни общества.

Конференция выдвигает как задачу сегодняшнего дня бесповоротный отказ от командно-приказных методов работы партийных органов, строжайшее соблюдение демократических принципов, требований Конституции СССР и других законов. Именно по способности проводить партийную политику по-новому, методами идейно-политической и организаторской работы в массах следует определять уровень деятельности каждой партийной организации, зрелость партийных работников.

8. Авангардная роль КПСС в перестройке и обновлении общества невозможна без глубокой демократизации внутренней жизни партии. Первоочередная задача — в полной мере восстановить ленинское понимание принципа демократического централизма, предусматривающего свободу дискуссий на стадии обсуждения вопросов и единство действий после принятия решений большинством. Должны быть разработаны и осуществлены меры по углублению внутрипартийной демократии, с тем чтобы все звенья КПСС действовали в атмосфере партийного товарищества, свободного обсуждения всех актуальных вопросов политики и практической деятельности, критики и самокритики, коллективизма и сознательной дисциплины, личной ответственности.

Большое значение конференция придает демократизации жизни первичных партийных организаций. Надо прежде всего повысить их самостоятельность, избавив от мелочной регламентации сверху, укрепить авторитет выборных партийных органов, секретарей первичных партийных организаций, создать условия, стимулирующие их работу, преодолеть пассивность части партийцев. Конференция отмечает, что степень привлечения коммунистов к деятельности партийных комитетов не соответствует потребностям коренной перестройки партийной работы, развитию внутрипартийной демократии, становлению социалистического самоуправления народа. Каждый коммунист должен стать борцом за перестройку, революционное преобразование нашего общества.

Демократизация должна затронуть и такой важный процесс, как прием в КПСС новых членов. Надо решительно покончить с регулированием пополнения партийных рядов путем «разнарядки», нередко создающей искусственные препятствия для приема в партию передовых, инициативных людей. Главные критерии, из которых следует исходить при оценке качеств вступающего в партию,— его политическая позиция, реальное участие в перестройке, отношение к делу, моральный облик. При этом следует объективно учитывать мнение трудового коллектива, обсуждать вопросы о приеме на открытых партийных собраниях.

9. Одним из ключевых направлений демократизации партии конференция считает восстановление в полном объеме ленинского принципа коллегиального обсуждения и принятия решений. Недопустимо, когда партийный аппарат подменяет выборные органы, а роль коммунистов сводится к присутствию на собраниях и голосованию за списки предложенных кандидатов и готовые проекты резолюций. Надо менять характер партийных собраний и пленумов партийных комитетов, повышать их деловитость, развивать критический и конструктивный подход к проблемам политического руководства, идейно-воспитательной работы.

Конференция высказывается за расширение участия членов ЦК КПСС в деятельности Политбюро ЦК, за то, чтобы регулярно заслушивать отчеты и информации Политбюро на Пленумах Центрального Комитета, создать комиссии из членов ЦК по различным направлениям внутренней и внешней политики.

Демократизация партийной жизни требует максимальной открытости в работе всех партийных организаций, их руководящих органов. Конференция поддерживает предложение о публикации стенограмм пленумов партийных комитетов, а также проектов готовящихся постановлений по крупным вопросам партийной и общественной жизни.

Особая роль в обновлении внутрипартийных отношений принадлежит выборным органам партии. Конференция обращает внимание на необходимость регулярных отчетов бюро райкомов, горкомов, окружко-мов, обкомов, крайкомов партии, ЦК компартий союзных республик перед своими комитетами, а парткомов и партийных бюро — перед первичными, цеховыми парторганизациями. При этом коммунисты вправе досрочно отзывать из выборных партийных органов лиц, не справляющихся с обязанностями или скомпрометировавших себя, а при необходимости переизбирать весь состав выборного органа.

В условиях демократизации нуждается в серьезном обновлении кадровая политика партии. Изживает себя формально-номенклатурный подход к подбору и расстановке кадров. Основным методом работы партийных комитетов в этой области должны стать организация подготовки и переподготовки кадров, их воспитание с учетом возможной рекомендации на руководящие посты в соответствии с демократическими процедурами. Окончательное решение кадровых вопросов должно определяться результатами выборов.

10. Конференция считает вопросом первостепенного значения демократизацию избирательного процесса в партии. При выборах членов и секретарей всех партийных комитетов — вплоть до ЦК КПСС — обеспечивать широкое обсуждение кандидатур и тайное голосование, возможность включения в избирательные бюллетени большего числа кандидатов, чем имеется мандатов. Целесообразно признать право партийных организаций одновременно с выборами делегатов на конференцию или съезд вносить предложения по кандидатурам в состав вышестоящего партийного органа, оставляя последнее слово за делегатами конференции, съезда.

Конференция поддерживает предложение установить единый срок полномочий — 5 лет для выборных партийных органов — от ЦК КПСС до райкомов партии. Учитывая сравнительную длительность этого срока полномочий, следовало бы ввести в практику проведение через 2—3 года партийных конференций, наделив их правом частичного обновления — до двадцати процентов — состава партийных комитетов. Это распространяется и на Всесоюзную конференцию КПСС.

Важнейшей гарантией от застоя в кадровом корпусе партии призвано стать ограничение сроков пребывания на выборных должностях. Конференция считает целесообразным, начиная с предстоящей отчетно-вы-борной кампании в КПСС, ввести в действие следующее правило: все члены бюро и секретари партийных комитетов, включая членов Политбюро ЦК КПСС и Генерального секретаря ЦК КПСС, могут избираться на ту же должность не более чем на два срока подряд.

11. В целях совершенствования контрольно-ревизионной работы в партии, обеспечения надежных гарантий против субъективизма, самоуправства, влияния личных и случайных обстоятельств на партийную политику предлагается создать единый контрольный орган— Центральную контрольно-ревизионную комиссию КПСС и соответствующие органы на местах, упразднив КПК при ЦК КПСС и Центральную Ревизионную Комиссию КПСС, партийные и ревизионные комиссии местных организаций. Новые органы должны избираться на партийных съездах и конференциях и быть им подотчетны.

12. Большое значение в условиях перестройки, разграничения функций партийных комитетов и государственных, хозяйственных органов приобретает вопрос об изменениях в партийном аппарате. Конференция считает, что структура аппарата партийных комитетов должна целиком отвечать задачам усиления политического руководства, соответствовать целям нового этапа Перестройки. Реорганизацию партийного аппарата при одновременном его сокращении и повышении эффективности работы следует провести в ближайшее время. Должен неукоснительно соблюдаться принцип строгого подчинения и подотчетности партийного аппарата выборным органам партии.

13. Реформа политической системы — большая и напряженная работа, которая потребует принятия ответственных партийных решений и крупных законодательных актов, включая внесение существенных изменений в Конституцию СССР, конституции союзных и автономных республик, а также в Устав КПСС.

Конференция рекомендует коммунистам, работающим в соответствующих органах государственной власти и управления, массовых общественных организациях, принять необходимые меры для реализации программы демократизации советского общества и реформы политической системы, одобренной XIX Всесоюзной конференцией КПСС.

studfiles.net

6. Причины и истоки «холодной войны»

Послевоенное десятилетие насыщено важными политическими событиями. Многим справедливо казалось, чтобы сложившаяся в годы борьбы с фашизмом широкая антигитлеровская коалиция государств и общественных сил гарантировала мирный прогресс человечества на длительную перспективу. Однако вторая половина 40-х гг. не стала периодом развертывания потенциала сотрудничества союзнических государств, а напротив, явилась временем сначала охлаждения отношений между державами-победительницами, а затем втягивания их в так называемую «холодную войну». Главное изменение в международном положении после окончания второй мировой войны и заключалось в дальнейшем углублении, начавшегося в 1917 г., раскола мира на два социально-политических блока.

То, что антигитлеровская коалиция была обречена развалиться вскоре после устранения общего врага — гитлеризма, прекрасно понимал такой холодный и дальновидный политик как У. Черчилль задолго до окончания войны. Глубинной причиной этого были принципиальные идеологические противоречия в социальном устройстве правящих кругов противостоящих государств, прежде всего СССР и США, уже заведомо отказавших друг другу в историческом праве на существование как общественных систем. Конечно, были реальные советско-американские экономические, геополитические и прочие взаимные интересы и противоречия, но главная причина глобального противостоянии заключалась в том, что межгосударственные отношения были настолько идеологизированы, что все другое отступало на второй план. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав — СССР и США.

Громогласным манифестом «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стала речь бывшего британского премьера У. Черчилля в Фултоне (США), произнесенная 5 марта 1946 г. в присутствии нового американского президента Г. Трумэна. Политический смысл этого выступления и последовавшей вслед за тем пропагандистской кампании заключался прежде всего в том, чтобы психологически подготовить западную общественность к последующему разрыву отношений между странами-победительницами, вытравить из сознания людей те чувства уважения и благодарности к советскому народу, которые сложились в годы совместной борьбы с фашизмом.

Осенью 1946 г. либерально настроенные в отношении СССР деятели из прежней администрации Ф.Д. Рузвельта были вытеснены с ключевых постов в американском правительстве. В марте 1947 г., на волне все усиливавшегося политического противостояния СССР и США Трумэн объявил в конгрессе о своем решении любой ценой остановить распространение «советского владычества» в Европе («доктрина Трумэна»). Впервые в пропагандистский оборот был выпущен термин «холодная война».

Справедливости ради необходимо отметить, что стратегический поворот внешнеполитического курса США к открытой конфронтации с СССР был в значительной степени спровоцирован идеологией и политикой сталинского руководства. Развернув массовые идеологические и политические репрессии в своей стране и попавших в сферу его влияния восточноевропейских странах, сталинизм превратился в глазах миллионов людей в своеобразное политическое пугало. Это значительно облегчило работу правоконсервативных сил на Западе, выступавших за отказ от сотрудничества с СССР.

Определенное влияние на характер внешней политики Сталина в послевоенный период оказал печальный для СССР дипломатический опыт тридцатых годов и прежде всего опыт советско-германских отношений. Поэтому Сталин с большой подозрительностью относился к дипломатии Запада, считая, что стабильные долговременные отношения с ним поддерживать невозможно. Отсюда проявлялась негибкость, ультимативные ноты в отношениях с США и другими странами, часто неадекватная реакция на действия Запада.

Конкретным предметом для противоречий во взаимоотношениях бывших союзников были прежде всего различия в подходах к послевоенному устройству стран Центральной и Юго-Восточной Европы. После войны здесь наблюдался рост влияния левых сил коммунистов, что рассматривалось на Западе как потенциальная угроза существующему строю. США пытались противостоять этому всеми доступными путями. В свою очередь руководство СССР рассматривало стремление Запада повлиять на характер политических процессов в странах Центральной и Юго-Восточной Европы как попытку привести здесь к власти недружественные по отношению к СССР режимы, восстановить «санитарный кордон» у западных границ страны, лишить ее плодов победы, вытеснить СССР из сферы интересов его безопасности. Не без основания Сталин со все возрастающим недоверием воспринимал любые действия бывших союзников в этом регионе, подозревая, что они готовят себе стратегические плацдармы для будущей войны с СССР. Исходя одновременно из прежней идеи мировой коммунистической революции и глобальных геополитических задач СССР, Сталин активно способствовал установлению в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии и Албании однородных с СССР социально-политических режимов. В 1949 г., во многом благодаря содействию СССР, коммунисты окончательно завоевали власть в Китае.

Фактически одной из конкретных прикладных программ «доктрины Трумэна» стал предложенный США план экономического возрождения Европы («план Маршалла»). Предлагая довольно значительную экономическую помощь пострадавшим от войны странам, США преследовали как политические (добиться стабильности режимов и отвести угрозу социальных взрывов на континенте), так и экономические (избавить свою страну от перенасыщения рынков капитала и товаров) цели. Руководство СССР увидело в этом плане претензию США на мировую гегемонию, грубое вмешательство во внутренние дела европейских государств. Отрицательное отношение к «плану Маршалла» было навязано Сталиным правительствам стран Центральной и Юго-Восточной Европы, коммунистам в других регионах мира.

В соответствии с «доктриной Трумэна» США и их союзники вовлекли СССР в разорительную гонку вооружений, вскоре окружили СССР военными базами, в 1949 г. создали блок НАТО. Значительно уступавший по экономической мощи СССР в качестве ответа наглухо закрыл страну и своих союзников «железным занавесом», создал ядерное оружие, в противовес НАТО в 1949 г. сформировал из своих союзников Совет Экономической Взаимопомощи, а позднее в середине 50-х гг. — Организацию Варшавского Договора. Вместе с тем, неоднократно в послевоенный период мир ставился безответственными действиями политиков и военных под угрозу перерастания «холодной войны» в ядерную. Открытой пробой военных сил противостоящих блоков стала война в Корее (1950—1953 гг.), поставившая человечество на грань третьей мировой войны.

В этих условиях инструментом поддержания мира могла бы стать созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций. Однако начавшееся противостояние СССР и США в «холодной войне» не дали реализовать надежды на ООН как механизм разрешения конфликтов, ее деятельность оказалась фактически парализованной. Вместо того, чтобы стать инструментом мира, ООН на долгие годы была превращена в поле дипломатической конфронтации и пропагандистских битв. Известную позитивную, во все же по большей части опять таки пропагандистскую, роль в эти годы стало играть широкое общественное Движение сторонников мира.

Таким образом, в сложный период мировой истории СССР и буржуазно-либеральные страны сумели хотя бы на время преодолеть взаимное принципиальное идеологическое отчуждение для того, чтобы защитить планету от реальной угрозы установления бесчеловечного фашистского «нового порядка». После войны СССР быстро восстановил хозяйство, значительно расширил сферу международного влияния. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав — СССР и США, в основе которого лежали глубокие идеологические противоречия по вопросам общественного устройства.

тема 16 Советское общество в условиях начавшейся научно-технической революции (50—80-е годы XXстолетия)

studfiles.net

причины холодной войны

    1. Причины и истоки «холодной войны»/

Послевоенное десятилетие насыщено важными политическими событиями. Многим справедливо казалось, чтобы сложившаяся в годы борьбы с фашизмом широкая антигитлеровская коалиция государств и общественных сил гарантировала мирный прогресс человечества на длительную перспективу. Однако вторая половина 40-х гг. не стала периодом развертывания потенциала сотрудничества союзнических государств, а напротив, явилась временем сначала охлаждения отношений между державами-победительницами, а затем втягивания их в так называемую «холодную войну». Главное изменение в международном положении после окончания второй мировой войны и заключалось в дальнейшем углублении, начавшегося в 1917 г., раскола мира на два социально-политических блока.

То, что антигитлеровская коалиция была обречена развалиться вскоре после устранения общего врага — гитлеризма, прекрасно понимал такой холодный и дальновидный политик как У. Черчилль задолго до окончания войны. Глубинной причиной этого были принципиальные идеологические противоречия в социальном устройстве правящих кругов противостоящих государств, прежде всего СССР и США, уже заведомо отказавших друг другу в историческом праве на существование как общественных систем. Конечно, были реальные советско-американские экономические, геополитические и прочие взаимные интересы и противоречия, но главная причина глобального противостоянии заключалась в том, что межгосударственные отношения были настолько идеологизированы, что все другое отступало на второй план. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав- СССР и США.

Громогласным манифестом «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стала речь бывшего британского премьера У. Черчилля в Фултоне (США), произнесенная 5 марта 1946 г. в присутствии нового американского президента Г. Трумэна. Политический смысл этого выступления и последовавшей вслед за тем пропагандистской кампании заключался прежде всего в том, чтобы психологически подготовить западную общественность к последующему разрыву отношений между странами-победительницами, вытравить из сознания людей те чувства уважения и благодарности к советскому народу, которые сложились в годы совместной борьбы с фашизмом.

Осенью 1946 г. либерально настроенные в отношении СССР деятели из прежней администрации Ф.Д. Рузвельта были вытеснены с ключевых постов в американском правительстве. В марте 1947 г., на волне все усиливавшегося политического противостояния СССР и США Трумэн объявил в конгрессе о своем решении любой ценой остановить распространение «советского владычества» в Европе («доктрина Трумэна»). Впервые в пропагандистский оборот был выпущен термин «холодная война».

Справедливости ради необходимо отметить, что стратегический поворот внешнеполитического курса США к открытой конфронтации с СССР был в значительной степени спровоцирован идеологией и политикой сталинского руководства. Развернув массовые идеологические и политические репрессии в своей стране и попавших в сферу его влияния восточноевропейских странах, сталинизм превратился в глазах миллионов людей в своеобразное политическое пугало. Это значительно облегчило работу право-консервативных сил на Западе, выступавших за отказ от сотрудничества с СССР.

Определенное влияние на характер внешней политики Сталина в послевоенный период оказал печальный для СССР дипломатический опыт тридцатых годов и прежде всего опыт советско-германских отношений. Поэтому Сталин с большой подозрительностью относился к дипломатии Запада, считая, что стабильные долговременные отношения с ним поддерживать невозможно. Отсюда проявлялась негибкость, ультимативные ноты в отношениях с США и другими странами, часто неадекватная реакция на действия Запада.

Конкретным предметом для противоречий во взаимоотношениях бывших союзников были, прежде всего, различия в подходах к послевоенному устройству стран Центральной и Юго-Восточной Европы. После войны здесь наблюдался рост влияния левых сил коммунистов, что рассматривалось на Западе как потенциальная угроза существующему строю. США пытались противостоять этому всеми доступными путями. В свою очередь руководство СССР рассматривало стремление Запада повлиять на характер политических процессов в странах Центральной и Юго-Восточной Европы как попытку привести здесь к власти недружественные по отношению к СССР режимы, восстановить «санитарный кордон» у западных границ страны, лишить ее плодов победы, вытеснить СССР из сферы интересов его безопасности. Не без основания Сталин со все возрастающим недоверием воспринимал любые действия бывших союзников в этом регионе, подозревая, что они готовят себе стратегические плацдармы для будущей войны с СССР. Исходя одновременно из прежней идеи мировой коммунистической революции и глобальных геополитических задач СССР, Сталин активно способствовал установлению в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии и Албании однородных с СССР социально-политических режимов. В1949 г., во многом благодаря содействию СССР, коммунисты окончательно завоевали власть в Китае.

Фактически одной из конкретных прикладных программ «доктрины Трумэна» стал предложенный США план экономического возрождения Европы («план Маршалла»). Предлагая довольно значительную экономическую помощь пострадавшим от войны странам, США преследовали как политические (добиться стабильности режимов и отвести угрозу социальных взрывов на континенте), так и экономические (избавить свою страну от перенасыщения рынков капитала и товаров) цели. Руководство СССР увидело в этом плане претензию США на мировую гегемонию, грубое вмешательство во внутренние дела европейских государств. Отрицательное отношение к «плану Маршалла» было навязано Сталиным правительствам стран Центральной и Юго-Восточной Европы, коммунистам в других регионах мира.

В соответствии с «доктриной Трумэна» США и их союзники вовлекли СССР в разорительную гонку вооружений, вскоре окружили СССР военными базами, в 1949 г. создали блок НАТО. Значительно уступавший по экономической мощи СССР в качестве ответа наглухо закрыл страну и своих союзников «железным занавесом», создал ядерное оружие, в противовес НАТО в 1949 г. сформировал из своих союзников Совет Экономической Взаимопомощи, а позднее в середине 1950-х годов — Организацию Варшавского Договора. Вместе с тем неоднократно в послевоенный период мир ставился безответственными действиями политиков и военных под угрозу перерастания «холодной войны» в ядерную. Открытой пробой военных сил противостоящих блоков стала война в Корее (1950 -1953 гг.), поставившая человечество на грань третьей мировой воины.

В этих условиях инструментом поддержания мира могла бы стать созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций. Однако начавшееся противостояние СССР и США в «холодной войне» не дали реализовать надежды на ООН как механизм разрешения конфликтов, ее деятельность оказалась фактически парализованной. Вместо того, чтобы стать инструментом мира, ООН на долгие годы была превращена в поле дипломатической конфронтации и пропагандистских битв. Известную позитивную, во все же по большей части опять таки пропагандистскую, роль в эти годы стало играть широкое общественное Движение сторонников мира.

Таким образом, в сложный период мировой истории СССР и буржуазно-либеральные страны сумели хотя бы на время преодолеть взаимное принципиальное идеологическое отчуждение для того, чтобы защитить планету от реальной угрозы установления бесчеловечного фашистского «нового порядка». После войны СССР быстро восстановил хозяйство, значительно расширил сферу международного влияния. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав — СССР и США, в основе которого лежали глубокие идеологические противоречия по вопросам общественного устройства.

studfiles.net

Холодная война: причины и основные характеристики

Введение.

После окончания Второй мировой войны, которая стала самой масштабной и кровопролитной в истории человечества, мир разделился на две военно-политические группировки, отличающиеся друг от друга своими экономическими, идеологическими и культурными факторами. С исчезновением общего врага лагерь победителей раскололся. Это явление также известно как биполярный мир. Для этого времени характерно противостояние капиталистической и социалистической систем. Неудивительно, что именно в этот период конфронтации двух систем и произошла «холодная война», которая охватила все сферы международных отношений: политическую, экономическую, военную и идеологическую.

«Холодная война» длилась с 1946 по 1991 год и стала конфликтом двух ведущих держав того времени, США и СССР. Конфронтацию между этими странами нельзя назвать полномасштабной войной, так как это противоборство носило скорее идеологический и геополитический характер. «Холодная война» — закономерный этап развития советско-американских отношений в условиях послевоенного передела мира ведущими странами. Столкновение интересов США и СССР сильно повлияло на международную ситуацию в течение многих лет после войны, этот этап развития международных отношений стоил миру огромного напряжения и затрат как минимум десяти триллионов долларов. Последствия «холодной войны» имеют большое значение как и для двух основных ее участников — США и СССР — так и для всего мира, как пример противостояния сверхдержав, происходящего на грани ядерной войны.

На протяжении десятилетий, которые длилась «холодная война», не утихали споры касательно ее причин, а также стороны, которая ее развязала и которая должна нести ответственность. Однако, и сейчас, когда «холодная война», казалось бы, ушла в прошлое, споры эти не прекращаются.

Если считать, как предлагает американский историк Дж. Геддис в своей книге «Новая история «холодной войны», что ни та, ни другая сторона, не стремилась к развязыванию «холодной войны», а проблема заключалась лишь в том, что США и СССР хотели обеспечить свою безопасность, не заботясь об интересах других стран, то тогда возникают закономерные вопросы. Почему по окончании Второй Мировой Войны, в которой СССР и США были союзниками, они не смогли действовать и дальше сообща в интересах сохранения мира и обеспечения коллективной безопасности? Что помешало им действовать таким образом?

Моя работа посвящена изучению причин холодной войны и особенностей этого периода мировой истории. Также мне бы хотелось проанализировать основные ее итоги и последствия для всего мира.

Причины возникновения «холодной войны».

После Второй мировой войны, которая нанесла существенный урон всем странам без исключения, казалось, что мир вступил в новую эпоху развития, и сама по себе идея о новой войне была просто немыслима. Внушала оптимизм и та степень сотрудничества, которая установилась между странами антигитлеровской коалиции. Символом этих отношений была третья по счету встреча «большой тройки»- Потсдамская конференция, проходившая в 1945 году. Однако, неожиданно для всего мира, в 1946 году У. Черчилль выступает со своей знаменитой речью в Фултоне, которая и стала точкой отсчета «холодной войны»,

У. Черчилль впервые и употребил термин «холодная война» как раз во время своего выступления в Фултоне. В то время, он уже не являлся лидером Великобритании, но все еще оставался влиятельным политиком. В своей речи он подчеркнул, что отныне Европа оказалась разделена «железным занавесом», а также призвал капиталистические страны объявить войну «коммунизму». По сути, это «война» зародилась еще в 1917 году, после Великой Октябрьской революции, установившей социалистический

ru.essays.club

6. Причины и истоки «холодной войны»

Послевоенное десятилетие насыщено важными политическими событиями. Многим справедливо казалось, чтобы сложившаяся в годы борьбы с фашизмом широкая антигитлеровская коалиция государств и общественных сил гарантировала мирный прогресс человечества на длительную перспективу. Однако вторая половина 40-х гг. не стала периодом развертывания потенциала сотрудничества союзнических государств, а напротив, явилась временем сначала охлаждения отношений между державами-победительницами, а затем втягивания их в так называемую «холодную войну». Главное изменение в международном положении после окончания второй мировой войны и заключалось в дальнейшем углублении, начавшегося в 1917 г., раскола мира на два социально-политических блока.

То, что антигитлеровская коалиция была обречена развалиться вскоре после устранения общего врага — гитлеризма, прекрасно понимал такой холодный и дальновидный политик как У. Черчилль задолго до окончания войны. Глубинной причиной этого были принципиальные идеологические противоречия в социальном устройстве правящих кругов противостоящих государств, прежде всего СССР и США, уже заведомо отказавших друг другу в историческом праве на существование как общественных систем. Конечно, были реальные советско-американские экономические, геополитические и прочие взаимные интересы и противоречия, но главная причина глобального противостоянии заключалась в том, что межгосударственные отношения были настолько идеологизированы, что все другое отступало на второй план. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав — СССР и США.

Громогласным манифестом «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стала речь бывшего британского премьера У. Черчилля в Фултоне (США), произнесенная 5 марта 1946 г. в присутствии нового американского президента Г. Трумэна. Политический смысл этого выступления и последовавшей вслед за тем пропагандистской кампании заключался прежде всего в том, чтобы психологически подготовить западную общественность к последующему разрыву отношений между странами-победительницами, вытравить из сознания людей те чувства уважения и благодарности к советскому народу, которые сложились в годы совместной борьбы с фашизмом.

Осенью 1946 г. либерально настроенные в отношении СССР деятели из прежней администрации Ф.Д. Рузвельта были вытеснены с ключевых постов в американском правительстве. В марте 1947 г., на волне все усиливавшегося политического противостояния СССР и США Трумэн объявил в конгрессе о своем решении любой ценой остановить распространение «советского владычества» в Европе («доктрина Трумэна»). Впервые в пропагандистский оборот был выпущен термин «холодная война».

Справедливости ради необходимо отметить, что стратегический поворот внешнеполитического курса США к открытой конфронтации с СССР был в значительной степени спровоцирован идеологией и политикой сталинского руководства. Развернув массовые идеологические и политические репрессии в своей стране и попавших в сферу его влияния восточноевропейских странах, сталинизм превратился в глазах миллионов людей в своеобразное политическое пугало. Это значительно облегчило работу правоконсервативных сил на Западе, выступавших за отказ от сотрудничества с СССР.

Определенное влияние на характер внешней политики Сталина в послевоенный период оказал печальный для СССР дипломатический опыт тридцатых годов и прежде всего опыт советско-германских отношений. Поэтому Сталин с большой подозрительностью относился к дипломатии Запада, считая, что стабильные долговременные отношения с ним поддерживать невозможно. Отсюда проявлялась негибкость, ультимативные ноты в отношениях с США и другими странами, часто неадекватная реакция на действия Запада.

Конкретным предметом для противоречий во взаимоотношениях бывших союзников были прежде всего различия в подходах к послевоенному устройству стран Центральной и Юго-Восточной Европы. После войны здесь наблюдался рост влияния левых сил коммунистов, что рассматривалось на Западе как потенциальная угроза существующему строю. США пытались противостоять этому всеми доступными путями. В свою очередь руководство СССР рассматривало стремление Запада повлиять на характер политических процессов в странах Центральной и Юго-Восточной Европы как попытку привести здесь к власти недружественные по отношению к СССР режимы, восстановить «санитарный кордон» у западных границ страны, лишить ее плодов победы, вытеснить СССР из сферы интересов его безопасности. Не без основания Сталин со все возрастающим недоверием воспринимал любые действия бывших союзников в этом регионе, подозревая, что они готовят себе стратегические плацдармы для будущей войны с СССР. Исходя одновременно из прежней идеи мировой коммунистической революции и глобальных геополитических задач СССР, Сталин активно способствовал установлению в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии и Албании однородных с СССР социально-политических режимов. В 1949 г., во многом благодаря содействию СССР, коммунисты окончательно завоевали власть в Китае.

Фактически одной из конкретных прикладных программ «доктрины Трумэна» стал предложенный США план экономического возрождения Европы («план Маршалла»). Предлагая довольно значительную экономическую помощь пострадавшим от войны странам, США преследовали как политические (добиться стабильности режимов и отвести угрозу социальных взрывов на континенте), так и экономические (избавить свою страну от перенасыщения рынков капитала и товаров) цели. Руководство СССР увидело в этом плане претензию США на мировую гегемонию, грубое вмешательство во внутренние дела европейских государств. Отрицательное отношение к «плану Маршалла» было навязано Сталиным правительствам стран Центральной и Юго-Восточной Европы, коммунистам в других регионах мира.

В соответствии с «доктриной Трумэна» США и их союзники вовлекли СССР в разорительную гонку вооружений, вскоре окружили СССР военными базами, в 1949 г. создали блок НАТО. Значительно уступавший по экономической мощи СССР в качестве ответа наглухо закрыл страну и своих союзников «железным занавесом», создал ядерное оружие, в противовес НАТО в 1949 г. сформировал из своих союзников Совет Экономической Взаимопомощи, а позднее в середине 50-х гг. — Организацию Варшавского Договора. Вместе с тем, неоднократно в послевоенный период мир ставился безответственными действиями политиков и военных под угрозу перерастания «холодной войны» в ядерную. Открытой пробой военных сил противостоящих блоков стала война в Корее (1950—1953 гг.), поставившая человечество на грань третьей мировой войны.

В этих условиях инструментом поддержания мира могла бы стать созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций. Однако начавшееся противостояние СССР и США в «холодной войне» не дали реализовать надежды на ООН как механизм разрешения конфликтов, ее деятельность оказалась фактически парализованной. Вместо того, чтобы стать инструментом мира, ООН на долгие годы была превращена в поле дипломатической конфронтации и пропагандистских битв. Известную позитивную, во все же по большей части опять таки пропагандистскую, роль в эти годы стало играть широкое общественное Движение сторонников мира.

Таким образом, в сложный период мировой истории СССР и буржуазно-либеральные страны сумели хотя бы на время преодолеть взаимное принципиальное идеологическое отчуждение для того, чтобы защитить планету от реальной угрозы установления бесчеловечного фашистского «нового порядка». После войны СССР быстро восстановил хозяйство, значительно расширил сферу международного влияния. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав — СССР и США, в основе которого лежали глубокие идеологические противоречия по вопросам общественного устройства.

тема 16 Советское общество в условиях начавшейся научно-технической революции (50—80-е годы XXстолетия)

studfiles.net

Причины возникновения «Холодной войны», её сущность и особенности. — МегаЛекции

Ялтинская система МО и проблема послевоенного урегулирования (1945-1955).

На конференци­ях руководителей СССР, США и Велико­британии в Тегеране(1943), Ялте (4-11фев1945) и Потсдаме (17июл-2авг1945), а также на совещании руководителей США, Великобритании и Китая в Каире были со­гласованы вопросы о территориальных изменениях, об отношении к побежден­ным фашистским государствам и наказа­нии военных преступников, о создании специальной международной организации для поддержания международного мира и безопасности. Союзные державы решили оккупировать Герм, Ит и Яп с целью искоренения милитаризма и фашизма. Они постановили предать глав­ных военных преступников суду Между­народного трибунала. Территориальные захваты Герм, Ит, Яп и их союзников, осуществленные в 30-е годы и в период 2МВ, аннули­ровались.

Че­хословакия согласилась передать Совет­скому Союзу Закарпатскую Украину. Границу между Германией и Польшей союзники договорились провести по ли­нии рек Одер и Нейсе (Одра и Нисса). Восточная граница Польши должна была проходить по границе с Зап Украи­ной и Зап Белоруссией, вдоль линии Керзона. Город Кенигсберг и прилегаю­щие к нему районы передавались Совет­скому Союзу. Более 6 млн немцев и венгров, проживавших на территориях, отошедших к Польше, Чехословакии и СССР, выселили с прежнего места жи­тельства. Германия и ее союзники должны были уплатить репарации странам, став­шим жертвами фашистской агрессии.

На конференции в Ялте и последую­щих совещаниях представителей СССР, США и Англии было достигнуто согла­шение о разделительной линии между со­ветскими и англо-американскими войска­ми, действующими в Европе. Она прохо­дила с севера на юг: от Балтийского моря через Германию и Австрию, по границе Югославии с Италией вплоть до Адриати­ческого моря. Территории к востоку от этой линии, за исключением Греции, ос­вобождались советскими войсками; к за­паду от нее — англо-американскими.

Важным событи­ем международной жизни первых после­военных лет было создание ООН, главной за­дачей которой являлось поддержание ме­ждународного мира и безопасности, раз­витие сотрудничества между народами и государствами.Учредительная кон­ференция ООН открылась в апреле 1945 в Сан-Франциско (США). Конференция приняла Ус­тав ООН, зафиксировавший важнейшие принципы международного права: разви­тие дружественных отношений между на­циями на основе равноправия и самоопре­деления народов, невмешательство во внутренние дела других государств, раз­решение международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы при­менения силы



Руководящими орга­нами ООН являются Генеральная Ассамб­лея и Совет Безопасности. Генеральная Ассамблея, т.е. собрание всех членов ООН, где каждая страна имеет 1 голос, периодически собирается на сессии, кото­рые рассматривают общие принципы ме­ждународного сотрудничества и пробле­мы, связанные с поддержанием междуна­родного мира и безопасности. Решения Генеральной Ассамблеи носят не обяза­тельный, а рекомендательный характер. Совет Безопасности, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, принимает решения, обяза­тельные для членов ООН. Совет Безопас­ности состоит из постоянных и непосто­янных членов. Постоянными членами яв­ляются 5 великих держав: СССР, США, Великобритания, Китай, Франция. Непостоянные члены (первоначально входило 6 стран), из­бираются Генеральной Ассамблеей сро­ком на 2 года. Решения Совета Безопасности действительны лишь при условии единогласия всех его постоянных членов (право вето).

В 1945 г. членами ООН стало 51 госу­дарство — участники конференции в Сан-Франциско. Страны фашистского блока-Германия, Япония, Италия и их союзники — сначала не допускались в ООН. Затем количество членов ООН значительно уве­личилось и к концу 50-х достигло 83. Постепенно ООН стала наиболее авто­ритетной международной организацией, играющей крупную роль в деле сохране­ния мира, предотвращения ядерной вой­ны, борьбы против колониализма, защиты прав человека.

 

Причины возникновения «Холодной войны», её сущность и особенности.

В обстановке послевоенных потрясений, на­родно-демократических и национально-освободительных революций стали быст­ро нарастать разногласия между западны­ми странами во главе с США и объеди­нившимися вокруг СССР на­родно-демократическими государствами. Наступил период резкого обост­рения международных отношений – под названием «хо­лодной войны».

Одним из первых пропагандистских актов «ХВ» стала речь быв­шего премьер-министра Великобритании Черчилля, произнесенная 5 марта1946 в присутствии президента США Трумэ­на в американском городе Фултоне. В этой речи, заранее согласованной с Тру­мэном, Черчилль сказал, что СССР разделил Европу «железным занаве­сом», установил в своей сфере влияния то­талитарный контроль и хочет «безгранич­ного распространения своей силы и своих доктрин». Черчилль призвал сдерживать «экспансионистские тенденции» СССР «всей силой стран, говорящих на англий­ском языке» и обладающих атомным ору­жием.

Вслед за речью Черчилля началась ак­тивная пропагандистская кампания, как в капиталистических странах Запада, так и в странах Восточного, советского блока. Американское правительство объявило своей официальной доктриной «сдержи­вание коммунизма» и стало прибегать к «атомной дипломатии», т.е. к угрозам применения атомного оружия. Владея атомными бомбами и зная, что американ­ские бомбардировщики могут достичь территории СССР с военных баз в Европе и на Тихом океане, правительство США считало Америку неуязвимой для ответного удара, потому что СССР то­гда не имел атомного оружия. Уже в кон1945 директивами президента Трумэна был утвержден совершенно секретный план на случай военных действий против СССР, наметивший удар атомными бом­бами по 20 советским городам.

В свою очередь советское руководство, возглавляемое И.В. Сталиным, развернуло политическую и пропагандистскую кам­панию против англо-американских «под­жигателей войны». Опасаясь атомного нападения, СССР форсировал работы по созда­нию ядерного оружия, которые возглавил академик И.В.Курчатов. 29 авг1949 состоялось первое испытание советской атомной бомбы.

В нояб1952 США произвели пер­вый наземный испытательный взрыв еще более мощного ядерного оружия — термо­ядерного устройства — на острове Бикини в Тихом океане. СССР испытал свое термо­ядерное оружие 12 авг1953.

Потеряв монополию на атомное и термоядерное оружие, США сначала сохра­няли преимущество в средствах его дос­тавки. В 1953 в США были сконструи­рованы межконтинентальные стратегиче­ские бомбардировщики, а в 1955 — меж­континентальные баллистические ракеты, способные доставить ядерное оружие в любую точку земного шара. СССР ликвидировал это преимущество. Летом 1957 под руководством академи­ка Королева состоялись испытания первой советской межконтинентальной баллистической ракеты. Стартуя с терри­тории СССР, она могла достичь основных городов США за 20-30 минут. Создание советского ракетно-ядерного оружия покончило с атомной монополией США, но не ос­тановило гонку вооружений.

В условиях «ХВ» развернулась активная борьба миролюбивых сил за разоружение и смягчение международной напряженности. Ряд важных инициатив в этом направлении предпринял СССР. По инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН 14 дек1946 приняла резолюцию, призывающую все государства запретить атомное оружие, сократить т.н. обычные вооружения и вывести иностранные войска с территорий всех государств — членов ООН. В 1948 г. СССР предложил, чтобы пять постоянных членов Совета Безопасности в качестве первого шага к общему сокращению вооружений сократили в течение года свои сухопутные, морские и воздушные силы на одну треть.

В сент1949 СССР внес в ООН предложение заключить Пакт мира между пятью великими державами -постоянными членами Совета Безопасно­сти. Генеральная Ассамблея ООН приняла советское предложение запретить пропа­ганду войны. Она осудила все формы про­паганды, которые могут провоцировать или поощрять угрозу миру или акты аг­рессии.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

6. Причины и истоки «холодной войны»

Послевоенное десятилетие насыщено важными политическими событиями. Многим справедливо казалось, чтобы сложившаяся в годы борьбы с фашизмом широкая антигитлеровская коалиция государств и общественных сил гарантировала мирный прогресс человечества на длительную перспективу. Однако вторая половина 40-х гг. не стала периодом развертывания потенциала сотрудничества союзнических государств, а напротив, явилась временем сначала охлаждения отношений между державами-победительницами, а затем втягивания их в так называемую «холодную войну». Главное изменение в международном положении после окончания второй мировой войны и заключалось в дальнейшем углублении, начавшегося в 1917 г., раскола мира на два социально-политических блока.

То, что антигитлеровская коалиция была обречена развалиться вскоре после устранения общего врага — гитлеризма, прекрасно понимал такой холодный и дальновидный политик как У. Черчилль задолго до окончания войны. Глубинной причиной этого были принципиальные идеологические противоречия в социальном устройстве правящих кругов противостоящих государств, прежде всего СССР и США, уже заведомо отказавших друг другу в историческом праве на существование как общественных систем. Конечно, были реальные советско-американские экономические, геополитические и прочие взаимные интересы и противоречия, но главная причина глобального противостоянии заключалась в том, что межгосударственные отношения были настолько идеологизированы, что все другое отступало на второй план. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав — СССР и США.

Громогласным манифестом «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стала речь бывшего британского премьера У. Черчилля в Фултоне (США), произнесенная 5 марта 1946 г. в присутствии нового американского президента Г. Трумэна. Политический смысл этого выступления и последовавшей вслед за тем пропагандистской кампании заключался прежде всего в том, чтобы психологически подготовить западную общественность к последующему разрыву отношений между странами-победительницами, вытравить из сознания людей те чувства уважения и благодарности к советскому народу, которые сложились в годы совместной борьбы с фашизмом.

Осенью 1946 г. либерально настроенные в отношении СССР деятели из прежней администрации Ф.Д. Рузвельта были вытеснены с ключевых постов в американском правительстве. В марте 1947 г., на волне все усиливавшегося политического противостояния СССР и США Трумэн объявил в конгрессе о своем решении любой ценой остановить распространение «советского владычества» в Европе («доктрина Трумэна»). Впервые в пропагандистский оборот был выпущен термин «холодная война».

Справедливости ради необходимо отметить, что стратегический поворот внешнеполитического курса США к открытой конфронтации с СССР был в значительной степени спровоцирован идеологией и политикой сталинского руководства. Развернув массовые идеологические и политические репрессии в своей стране и попавших в сферу его влияния восточноевропейских странах, сталинизм превратился в глазах миллионов людей в своеобразное политическое пугало. Это значительно облегчило работу правоконсервативных сил на Западе, выступавших за отказ от сотрудничества с СССР.

Определенное влияние на характер внешней политики Сталина в послевоенный период оказал печальный для СССР дипломатический опыт тридцатых годов и прежде всего опыт советско-германских отношений. Поэтому Сталин с большой подозрительностью относился к дипломатии Запада, считая, что стабильные долговременные отношения с ним поддерживать невозможно. Отсюда проявлялась негибкость, ультимативные ноты в отношениях с США и другими странами, часто неадекватная реакция на действия Запада.

Конкретным предметом для противоречий во взаимоотношениях бывших союзников были прежде всего различия в подходах к послевоенному устройству стран Центральной и Юго-Восточной Европы. После войны здесь наблюдался рост влияния левых сил коммунистов, что рассматривалось на Западе как потенциальная угроза существующему строю. США пытались противостоять этому всеми доступными путями. В свою очередь руководство СССР рассматривало стремление Запада повлиять на характер политических процессов в странах Центральной и Юго-Восточной Европы как попытку привести здесь к власти недружественные по отношению к СССР режимы, восстановить «санитарный кордон» у западных границ страны, лишить ее плодов победы, вытеснить СССР из сферы интересов его безопасности. Не без основания Сталин со все возрастающим недоверием воспринимал любые действия бывших союзников в этом регионе, подозревая, что они готовят себе стратегические плацдармы для будущей войны с СССР. Исходя одновременно из прежней идеи мировой коммунистической революции и глобальных геополитических задач СССР, Сталин активно способствовал установлению в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии и Албании однородных с СССР социально-политических режимов. В 1949 г., во многом благодаря содействию СССР, коммунисты окончательно завоевали власть в Китае.

Фактически одной из конкретных прикладных программ «доктрины Трумэна» стал предложенный США план экономического возрождения Европы («план Маршалла»). Предлагая довольно значительную экономическую помощь пострадавшим от войны странам, США преследовали как политические (добиться стабильности режимов и отвести угрозу социальных взрывов на континенте), так и экономические (избавить свою страну от перенасыщения рынков капитала и товаров) цели. Руководство СССР увидело в этом плане претензию США на мировую гегемонию, грубое вмешательство во внутренние дела европейских государств. Отрицательное отношение к «плану Маршалла» было навязано Сталиным правительствам стран Центральной и Юго-Восточной Европы, коммунистам в других регионах мира.

В соответствии с «доктриной Трумэна» США и их союзники вовлекли СССР в разорительную гонку вооружений, вскоре окружили СССР военными базами, в 1949 г. создали блок НАТО. Значительно уступавший по экономической мощи СССР в качестве ответа наглухо закрыл страну и своих союзников «железным занавесом», создал ядерное оружие, в противовес НАТО в 1949 г. сформировал из своих союзников Совет Экономической Взаимопомощи, а позднее в середине 50-х гг. — Организацию Варшавского Договора. Вместе с тем, неоднократно в послевоенный период мир ставился безответственными действиями политиков и военных под угрозу перерастания «холодной войны» в ядерную. Открытой пробой военных сил противостоящих блоков стала война в Корее (1950—1953 гг.), поставившая человечество на грань третьей мировой войны.

В этих условиях инструментом поддержания мира могла бы стать созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций. Однако начавшееся противостояние СССР и США в «холодной войне» не дали реализовать надежды на ООН как механизм разрешения конфликтов, ее деятельность оказалась фактически парализованной. Вместо того, чтобы стать инструментом мира, ООН на долгие годы была превращена в поле дипломатической конфронтации и пропагандистских битв. Известную позитивную, во все же по большей части опять таки пропагандистскую, роль в эти годы стало играть широкое общественное Движение сторонников мира.

Таким образом, в сложный период мировой истории СССР и буржуазно-либеральные страны сумели хотя бы на время преодолеть взаимное принципиальное идеологическое отчуждение для того, чтобы защитить планету от реальной угрозы установления бесчеловечного фашистского «нового порядка». После войны СССР быстро восстановил хозяйство, значительно расширил сферу международного влияния. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав — СССР и США, в основе которого лежали глубокие идеологические противоречия по вопросам общественного устройства.

тема 16 Советское общество в условиях начавшейся научно-технической революции (50—80-е годы XXстолетия)

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *