Лидеры Узбекистана — это… Что такое Лидеры Узбекистана?
Узбекские ханства
В зависимости от строя феодальных государств существовавших на территории современного Узбекистана, правители звались ханами, эмирами, каганами, или биями.
Хорезм | Бухара | Коканд | |||||||||||
1428 | — | 1468 | Абдулхайр-хан | ||||||||||
1468 | — | 1510 | |||||||||||
1511 | — | 1525 | Ильбарс I | 1512 | — | 1539 | Убайдалла-хан I | ||||||
1525 | — | 1527 | Султан Хаджи I | 1539 | — | 1540 | Абдулла-хан I | ||||||
1527 | — | 1530 | Хассан Кули | 1540 | — | 1552 | Абдуллатиф | ||||||
1530 | — | 1531 | Суфьян — хан | 1552 | — | 1556 | Навруз Ахмед | ||||||
1531 | 1533 | Буджунга — хан | 1556 | — | 1557 | Абдулла-хан II | |||||||
1533 | — | 1534 | Аванак — хан | 1557 | — | 1598 | Абдулла-хан II | ||||||
1534 | — | 1540 | Кол — хан | 1598 | Абдул-Маймун | ||||||||
1540 | — | 1546 | Агатай — хан | 1598 | Пир Мохаммед II | ||||||||
1546 | — | 1558 | Дост — хан I | 1598 | — | 1605 | Баки Мохаммед | ||||||
1558 | 1603 | Хаджи Мохаммед I | |||||||||||
1603 | — | 1622 | Араб Мохаммед I | 1605 | — | 1608 | Вали Мохаммед | ???? | — | 1694 | Шах Рух I | ||
1622 | — | 1623 | Ильбарс II | 1608 | — | 1650 | Имам Кули | 1694 | — | ???? | Рустам Хаджи Султан | ||
1623 | — | 1642 | Исфандияр — хан I | 1640 | — | 1647 | Надир Мохаммед | ||||||
1642 | — | 1643 | Саид Мохаммед | 1645 | — | 1680 | Абдуль Азиз | ||||||
1643 | — | 1645 | Надир Мохаммед | 1680 | — | 1702 | Субхан Кули | ||||||
1645 | — | 1663 | Абуль Гази — хан I | ||||||||||
1663 | — | 1686 | Ануша — хан | ||||||||||
1686 | — | 1689 | Худайда — хан | ||||||||||
1689 | — | 1694 | Эренг — хан I | ||||||||||
1694 | — | 1695 | Джучи — хан | ||||||||||
1695 | — | 1697 | Кули Мохаммед | ||||||||||
1697 | — | 1701 | Шах Нияз | ||||||||||
1701 | — | 1703 | Муса — хан | 1702 | — | 1705 | Убайдалла I | ???? | — | ???? | Ашуркуль | ||
1703 | Араб Мохаммед II | 1702 | 1711 | Убайдалла II | 1710 | — | 1721 | Шах Рух II | |||||
1703 | — | 1714 | Хаджи Мохаммед II | 1711 | — | 1747 | Абуль Фаид | 1721 | — | 1739 | Абдаррахман | ||
1714 | Эдигер — хан | 1752 | — | 1754 | Мохаммед Рахим | 1739 | — | 1759 | Абд аль-Керим | ||||
1714 | — | 1715 | Эренг — хан II | 1754 | — | 1770 | Даниял-бей Аталик | 1759 | — | 1770 | Эрдени | ||
1715 | — | 1728 | Шир Гази — хан | 1758 | — | 1785 | Абуль Гази | 1770 | Сулайман-бий | ||||
1728 | — | 1741 | Ильбарс III | 1785 | — | 1799 | Майсум Мурад | 1770 | Шах Рух III | ||||
1741 | — | 1742 | Абу Мохаммед | 1799 | — | 1826 | Хайдар | 1770 | — | 1800 | Нарбута | ||
1742 | — | 1745 | Абуль Гази — хан II | ||||||||||
1745 | — | 1750 | Герип — хан I | ||||||||||
1750 | — | 1753 | Абдулла Карабай | ||||||||||
1753 | — | 1764 | Тимур Гази — хан | ||||||||||
1764 | — | 1791 | Герип — хан II | ||||||||||
1791 | — | 1804 | Абуль Гази — хан III | ||||||||||
1804 | — | 1806 | Ильтазар Инак — хан | 1826 | — | 1826 | Хусейн | 1800 | — | 1809 | Али-Мухаммад-хан | ||
1806 | Абуль Гази — хан III | 1826 | — | 1827 | Умар | 1809 | — | 1822 | Мохаммед Умар | ||||
1806 | — | 1825 | Мохаммед Рахим — хан I | 1827 | — | 1861 | Наср Алла | 1822 | — | 1841 | Сайид Мухаммад-Али-хан | ||
1825 | — | 1842 | Аллакули — хан | 1861 | — | 1885 | Музаффар ад-Дин | 1842 | — | 1845 | Шер Али | ||
1842 | — | 1846 | Рахим Кули — хан | 1885 | — | 1911 | Абдулахад-хан | 1845 | Мурад I (хан Коканда) | ||||
1846 | — | 1855 | Мохаммед Амин | 1845 | — | 1852 | Худаяр | ||||||
1855 | Абдулла — хан | 1853 | — | 1858 | Худаяр | ||||||||
1855 | — | 1856 | Кутлуг Мохаммед | 1858 | — | 1862 | Мохаммед Малла | ||||||
1856 | — | 1864 | Мохаммед — хан | 1862 | Мурад II (хан Коканда) | ||||||||
1864 | — | 1910 | Мохаммед Рахим — хан II | 1862 | — | 1863 | Худаяр | ||||||
1863 | — | 1866 | Мохаммед Султан | ||||||||||
1866 | — | 1875 | Худаяр | ||||||||||
1875 | Насир ад-Дин | ||||||||||||
1875 | Мохаммед Полад-бек | ||||||||||||
1875 | — | 1876 | Насир ад-Дин | ||||||||||
1910 | — | 1918 | Исфандияр — хан II | 1911 | — | 1920 | Сайид Алим-хан | ||||||
1918 | — | 1920 | Саид Абдулла — хан |
В составе Российской империи
Кокандское ханство было поглощено Российской империей в 1876 году и включено в состав Туркестанского Генерал-Губернаторства на правах сначала Кокандской автономии, а затем Ферганской области. Туркестанское Генерал-Губернаторство было преобразовано в Туркестанский край 12 июня 1886 года, в Туркестанскую Советскую Федеративную Республику 30 апреля 1918 года, в Туркестанскую ССР 1 сентября 1920 года. 27 октября 1924 года ТССР была расформирована.
Туркестанские генерал-губернаторы:
14 июля 1867 — 4 мая 1882: Константин Петрович Кауфман
25 мая 1882 — 1 февраля 1884: Михаил Григорьевич Черняев
1 февраля 1884 — 28 октября 1889: Николай Оттонович фон Розенбах
28.10.1889 — 17.03.1898: Александр Борисович Вревский
28.03.1898 — 01.01.1901: Сергей Михайлович Духовской
23.01.1901 — 18.05.1904: Николай Александрович Иванов
22.06.1904 — 24.11.1905: Николай Николаевич Тевяшев
28.11.1905 — 15.08.1906: Деан Иванович Субботич
??.??.1906 — ??.??.1906: Евгений Осипович Мациевский
??.09.1906 — ??.03.1908: Николай Иванович Гродеков
02.05.1908 — ??.03.1909: Павел Иванович Мищенко
17.03.1909 — ??.??.1910: Александр Васильевич Самсонов
??.??.1910 — ??.??.1911: Василий Иванович Покотило
??.??.1911 — ??.??.1914: Александр Васильевич Самсонов
??.??.1914 — ??.??.1916: Фёдор Владимирович Мартсон
??.??.1916 — ??.??.1916: Михаил Романович Ерофеев
??.??.1916 — 07.04.1917: Алексей Николаевич Куропаткин
07.04.1917 — 25.05.1917: Николай Николаевич Щепкин — председатель Туркестанского комитета Временного правительства по Управлению.
17.04.1917 — областной комиссар
06.06.1917 — 14.09.1917: Владимир Петрович Наливкин — председатель Туркестанского комитета Временного правительства по Управлению.
25.09.1917 — 2.11.1917: Павел Александрович Коровиченко — Генеральный комиссар Временного правительства по управлению Туркестанским краем и командующий войсками Туркестанского военного округа.
Туркестанская АССР в составе РСФСР
15.11.1917 — 30.10.1918 Фёдор Иванович Колесов (1891-1940) — председатель Совета Народных Комиссаров
02.11.1917 — В. А. Подпалов председатель Временного Исполнительного Комитета
Узбекская ССР в составе СССР
Руководство Узбекской ССР было коллективным. На высшем (республиканском) уровне оно осуществлялось Политбюро ЦК и секретариатом ЦК Комммунистической партии Узбекистана, Советом министров Узбекской ССР и Президиумом Верховного Совета Узбекской ССР.
На областном уровне руководство областью представляли первый секретарь обкома КП Узбекистана, председатели областного совета и исполкома областного совета, руководители областных управлений КГБ и МВД.
Первые секретари ЦК КП Узбекистана
Главы республики
Председатель ревкома
Председатели Центрального Исполнительного Комитета
Председатели Президиума Верховного Совета
Президент
Главы правительства
Председатели Совета Народных Комиссаров
Председатели Совета Министров
Независимый Узбекистан
Президенты Республики Узбекистан
Таким образом, Ислам Абдуганиевич Каримов находится во главе Узбекистана с 23 июня 1989 года:
Премьер-министры Республики Узбекистан | |||
Абдулхашим Муталович Муталов | 1947 | 13.01.1992 21.12.1995 | Народно-Демократическая партия |
Уткир Тахтамурадович Султанов | 14.07.1939 | 21.12.1995 11.12.2003 | Народно-Демократическая партия |
Шавкат Мираманович Мирзиёев | 1957 | 11.12.2003 | Народно-Демократическая партия/Либерально-демократическая партия |
dic.academic.ru
Хорезм | Бухара | Коканд | |||||||||||
1428 | — | 1468 | Абдулхайр-хан | ||||||||||
1468 | — | 1510 | Мухаммед Шейбани | ||||||||||
1511 | — | 1518 | Ильбарс | 1510 | — | 1530 | Кучкунджи-хан | ||||||
1518 | — | 1519 | Султан Хаджи-хан | 1530 | — | 1533 | Абу Саид-хан | ||||||
1519 | — | 1519 | Хасанкули-хан | 1533 | — | 1540 | Убайдулла-хан | ||||||
1519 | — | 1522 | Суфиян-хан | 1540 | — | 1540 | Абдулла-хан I | ||||||
1522 | — | 1526 | Буджуга-хан | 1540 | — | 1552 | Абдуллатиф-хан | ||||||
1526 | — | 1538 | Аванеш-хан | 1552 | — | 1556 | Науруз Ахмед-хан | ||||||
1538 | — | 1540 | Убайдулла-хан | 1556 | — | 1561 | Пирмухаммед-хан | ||||||
1541 | — | 1547 | Кал-хан | 1561 | — | 1583 | Искандер-хан | ||||||
1547 | — | 1557 | Агатай-хан | 1583 | — | 1598 | Абдулла-хан II | ||||||
1557 | — | 1558 | Дост-хан | 1598 | — |
ru-wiki.ru
Узбекистан
Узбекистан
В XVI-XVIII вв. на территории Узбекистана сложилось три государства
— Бухарское, Хивинское и Кокандское ханства. В 1867 г. на территории, занятой
российскими войсками, было образовано Туркестанское генерал-губернаторство.
К концу 1880-х гг. территория современного Узбекистана входила в состав Сырдарьинской,
Самаркандской и Ферганской областей Туркестанского генерал-губернаторства, а
также Хивинского и Бухарского ханств, признававших протекторат России. В ноябре
1917 — марте 1918 гг. в Туркестанском крае была установлена советская власть.
Основная часть территории вошла в состав Туркестанской АССР. В 1920 г. образованы
Хорезмская и Бухарская народные советские республики. В 1924 г. образована Узбекская
ССР, вошедшая в 1925 г. в состав СССР. 31 августа 1991 г. провозглашена независимость
Республики Узбекистана.
Столица —
Ташкент.
Административное деление — 12 вилайетов (Андижанский, Бухарский,
Джизакский, Кашкадарьинский, Навоийский, Наманганский, Самаркандский, Сурхандарьинский,
Сырдарьинский, Ташкентский, Ферганский, Хорезмский), 1 автономная республика
(Каракалпакстан) и 1 город (Ташкент).
Глава государства — президент, избираемый всеобщим голосованием
на 5-летний срок.
Правительство — Кабинет министров; глава правительства — премьер-министр, назначаемый президентом.
Законодательный орган — однопалатное Верховное Собрание (Олий Меджлис), 250 членов которого избираются
всеобщим голосованием на 5 лет.
Денежная единица — узбекский сом.
Главы государства:
Председатель ревкома: |
| ||
Файзулла Губайдуллаевич ХОДЖАЕВ | 1896 | 05.12.1924 | Коммунистическая партия |
Председатель Центрального Исполнительного Комитета Узбекской ССР: |
| ||
Юлдаш АХУНБАБАЕВ | 01(13).07.1885 | 17.02.1925 | Коммунистическая партия |
Председатель Верховного Совета Узбекской ССР: |
| ||
Усман Юсупович ЮСУПОВ (и.о.) | 01.03.1900 | 19.07.1938 | Коммунистическая партия |
Председатели Президиума Верховного Совета Туркменской ССР: |
| ||
Юлдаш АХУНБАБАЕВ | 01(13).07.1885 | 21.07.1938 | Коммунистическая партия |
Абдували МУМИНОВ |
| 22.03.1943 | Коммунистическая партия |
Амин Ирматович НИЯЗОВ | 1903 | 17.03.1947 | Коммунистическая партия |
Шараф Рашидович РАШИДОВ | 24.10.(06.11.)1917 | 21.08.1950 | Коммунистическая партия |
Ядгар Садыковна НАСРИДДИНОВА | 26.12.1920 | 24.03.1959 | Коммунистическая партия |
Назар Маткаримович МАТЧАНОВ | 01.01.1923 | 25.09.1970 | Коммунистическая партия |
Инамжон Бузрукович УСМАНХОДЖАЕВ | 21.05.1930 | 20.12.1978 | Коммунистическая партия |
Акил Умурзакович САЛИМОВ | 1928 | 21.12.1983 | Коммунистическая партия |
Рафик Нишанович НИШАНОВ | 15.01.1926 | 09.12.1986 | Коммунистическая партия |
Пулат Киргизбаевич ХАБИБУЛЛАЕВ | 14.10.1936 | 09.04.1988 | Коммунистическая партия |
Мирзаолим Ибрагимович ИБРАГИМОВ | 1928 | 06.03.1989 | Коммунистическая партия |
Президент Узбекской ССР: |
| ||
Ислам Абдуганиевич КАРИМОВ | 30.01.1938 | 24.03.1990 | Коммунистическая партия |
Президент Республики Узбекистан: |
| ||
Ислам Абдуганиевич КАРИМОВ | 30.01.1938 | 31.08.1991 | Народно-Демократическая партия |
Главы правительств:
Председатели Совета Народных Комиссаров Узбекской ССР: |
| ||
Файзулла Губайдуллаевич ХОДЖАЕВ | 1896 | 17.02.1925 | Коммунистическая партия |
Абдулла Каримович КАРИМОВ | 1896 | 26.06.1937 | Коммунистическая партия |
Султан Сегизбаевич СЕГИЗБАЕВ | 1899 | 10.1937 | Коммунистическая партия |
Абдужабар Абдужабарович АБДУРАХМАНОВ | 1907 | 23.07.1938 | Коммунистическая партия |
Председатели Совета Министров Узбекской ССР: |
| ||
Абдужабар Абдужабарович АБДУРАХМАНОВ | 1907 | 15.03.1946 | Коммунистическая партия |
Абдураззак МАВЛЯНОВ |
| 21.08.1950 | Коммунистическая партия |
Нуритдин Акрамович МУХИТДИНОВ | 06(19).11.1917 | 18.05.1951 | Коммунистическая партия |
Усман Юсупович ЮСУПОВ | 01.03.1900 | 07.04.1953 | Коммунистическая партия |
Нуритдин Акрамович МУХИТДИНОВ | 06(19).11.1917 | 18.12.1954 | Коммунистическая партия |
Сабир Камалович КАМАЛОВ | 19.04.(02.05.)1910 | 22.12.1955 | Коммунистическая партия |
Мансур Зияевич МИРЗА-АХМЕДОВ | 31.12.1908(13.01.1909) | 30.12.1957 | Коммунистическая партия |
Ариф Алимович АЛИМОВ | 26.04.(08.05.)1912 | 16.03.1959 | Коммунистическая партия |
Рахманкул Курбанович КУРБАНОВ | 12(25).07.1912 | 27.09.1961 | Коммунистическая партия |
Нармахонмади Джураевич ХУДАЙБЕРДЫЕВ | 10.02.1928 | 25.02.1971 | Коммунистическая партия |
Гайрат Хамидуллаевич КАДЫРОВ | 07.12.1939 | 19.11.1984 | Коммунистическая партия |
Мирахат Мирхаджиевич МИРКАСЫМОВ | 02.10.1941 | 21.10.1989 | Коммунистическая партия |
Шукурулла Рахматович МИРСАИДОВ | 14.02.1939 | 26.03.1990 | Коммунистическая партия |
Председатель Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан: |
| ||
Ислам Абдуганиевич КАРИМОВ | 30.01.1938 | 01.11.1990 | Коммунистическая партия/Народно-Демократическая партия |
Премьер-министры Республики Узбекистан: |
| ||
Абдулхашим Муталович МУТАЛОВ | 1947 | 13.01.1992 | Народно-Демократическая партия |
Уткир Тахтамурадович СУЛТАНОВ | 14.07.1939 | 21.12.1995 | Народно-Демократическая партия |
Шавкат Мираманович МИРЗИЯЕВ | 1957 | 11.12.2003 | Народно-Демократическая партия |
Руководители Компартии Узбекистана:
Секретарь Узбекского комитета ВКП(б): |
| |
Абдулло Рахимбаевич РАХИМБАЕВ | 06.1896 | 12.1923 |
Первые секретари ЦК: |
| |
Владимир Иванович ИВАНОВ | 1893 | 13.02.1925 |
Куприян Осипович КИРКИЖ | 17.09.1886 | 1927 |
Николай Фёдорович ГИКАЛО | 08.03.1897 | 04.1929 |
Исаак Абрамович ЗЕЛЕНСКИЙ | 10.06.1890 | 06.1929 |
Акмаль Икрамович ИКРАМОВ | 09.1898 | 12.1929 |
Джура ТЮРЯБЕКОВ (и.о.) |
| 05.09.1937 |
Павел ЯКОВЛЕВ (и.о.) |
| 21.09.1937 |
Усман Юсупович ЮСУПОВ | 01.03.1900 | 27.09.1937 |
С.НУРУТДИНОВ (и.о.) |
| 1950 |
Амин Ирматович НИЯЗОВ | 1903 | 1950 |
Нуритдин Акрамович МУХИТДИНОВ | 06(19).11.1917 | 22.12.1955 |
Сабир Камалович КАМАЛОВ | 19.04.(02.05.)1910 | 28.12.1957 |
Шараф Рашидович РАШИДОВ | 24.10.(06.11.)1917 | 15.03.1959 |
Инамжон Бузрукович УСМАНХОДЖАЕВ | 21.05.1930 | 03.11.1983 |
Рафик Нишанович НИШАНОВ | 15.01.1926 | 12.01.1988 |
Ислам Абдуганиевич КАРИМОВ | 30.01.1938 | 23.06.1989 |
Президентские выборы:
29.12.1991 |
|
|
кандидат | партия | % |
Ислам Абдуганиевич КАРИМОВ | Народно-Демократическая партия | 88 |
Мухаммад САЛИХ | Движение «Эрк» | … |
Всего |
| 100 |
26.03.1995 г. на всеобщем референдуме полномочия президента Каримова были продлены на 5 лет, за что проголосовало 99,6% от принявших участие в голосовании.
09.01.2000 |
|
|
кандидат | партия | % |
Ислам Абдуганиевич КАРИМОВ | Народно-Демократическая партия | 91,9 |
Абулхафиз ДЖАЛАЛОВ |
| 4,1 |
Всего |
| 100 |
Парламентские выборы:
| 18.02.1990 | 12.1994-01.1995 | 05.-19.12.1999 |
партия | места | места | места |
Народно-демократическая партия | большинство | 69 | 48 |
«Халк бирлиги»(«Народное единство») |
| 120 |
|
«Фидокорлар»(Партия самопожертвования») |
|
| 34 |
«Ватан тарракиети»(«Прогресс Отечества») |
| 14 | 20 |
«Адолат»(«Справедливость») — Социал-демократическая партия |
| 47 | 11 |
«Миллий Тикланиш»(«Национальное возрождение») |
|
| 10 |
Местное самоуправление |
|
| 110 |
Инициативные группы |
|
| 16 |
Вакансия |
|
| 1 |
Всего | 500 | 250 | 250 |
Sources: Узбекистан, World Statesmen by Ben Cahoon, Electionworld.org, Governi ed elezioni indice.
© 2003-2010, Проект WMS.
บอลออนไลน์.
proekt-wms.narod.ru
Президент Узбекистана Википедия
Президент Республики Узбекистан — должность главы государства, установленная Конституцией Республики Узбекистан.
Должность учреждена 24 марта 1990 года сначала как «Президент Узбекской ССР» после переименована в «Президент Республики Узбекистан».
Конституционный статус
Президент Республики Узбекистан является главой государства Узбекистан. Высшее должностное лицо и Верховный главнокомандующий Вооружённых Сил Республики Узбекистан.
Его полномочия определяются главой IX раздела V (статьи 89—97) конституции Республики Узбекистан.
Полномочия
Президент Республики Узбекистан:
- выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан;
- принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан, реализации решений по вопросам национально-государственного устройства;
- представляет Республику Узбекистан внутри страны и в международных отношениях;
- ведёт переговоры и подписывает договоры и соглашения Республики Узбекистан, обеспечивает соблюдение заключенных республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств;
- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических и иных представителей;
- представляет сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры для назначения дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах;
- имеет право обращаться в Олий Мажлис Республики Узбекистан по важнейшим вопросам реализации внутренней и внешней политики страны;
- формирует аппарат исполнительной власти и руководит им; обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления республики; образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
- представляет сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру для избрания на должность Председателя сената;
- представляет для рассмотрения и утверждения палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру Премьер-министра Республики Узбекистан;
- утверждает по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан членов Кабинета Министров Республики Узбекистан;
- назначает и освобождает от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей с последующим утверждением их сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
- представляет сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры на должности председателя и судей Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда, председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан, председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;
- назначает и освобождает от должности судей областных, межрайонных, районных, городских, военных и хозяйственных судов;
- назначает и освобождает от должности хокимов областей и города Ташкента с последующим утверждением их соответствующими Кенгашами народных депутатов. Президент вправе освободить своим решением от должности хокимов районов и городов в случае нарушения ими Конституции, законов или совершения действий, порочащих честь и достоинство хокима;
- приостанавливает, отменяет акты органов государственного управления республики, а также хокимов;
- подписывает и обнародует законы Республики Узбекистан; вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис Республики Узбекистан для повторного обсуждения и голосования;
- объявляет состояние войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения Договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии и в течение трёх суток вносит принятое решение на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
- в исключительных случаях (реальная внешняя угроза, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан и в течение трёх суток вносит принятое решение на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Условия и порядок введения чрезвычайного положения регулируются законодательством;
- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Узбекистан, назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил государства, присваивает высшие воинские звания;
- награждает орденами, медалями и грамотами Республики Узбекистан, присваивает квалификационные и почётные звания Республики Узбекистан;
- решает вопросы гражданства Республики Узбекистан и предоставления политического убежища;
- вносит в сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан представления о принятии актов об амнистии и осуществляет помилование лиц, осужденных судами Республики Узбекистан;
- формирует Службу национальной безопасности Республики Узбекистан. Назначает и освобождает от должности председателя Службы национальной безопасности с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Республики Узбекистан.
Президент не вправе передавать исполнение своих полномочий государственным органам или должностным лицам.
Председатель Кабинета министров
С 1990 года по 2005 года президент также являлся Председателем Кабинета Министров Республики Узбекистан и главой исполнительной власти. Однако он не был непосредственно главой правительства республики. Хотя постановления и распоряжения правительства подписывались им, но непосредственное руководство кабинетом министров осуществлялось вице-президентом (до 1992 года) или премьер-министром .
Порядок избрания и вступления в должность
Требования к кандидатам в президенты
Президентом Республики Узбекистан может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Одно и то же лицо не может быть президентом Республики Узбекистан более двух сроков подряд.
Не подлежат регистрации кандидатами в президенты Республики Узбекистан:
- граждане, ранее судимые за умышленные преступления;
- граждане, преследуемые законом в связи с возбуждением в отношении них уголовного дела;
- профессиональные служители религиозных организаций и объединений.
Право на выдвижение кандидатов в президенты
Право на выдвижение кандидата в президенты Республики Узбекистан имеют политические партии и непосредственно сами граждане. Политическая партия может выдвигать кандидата в президенты Республики Узбекистан при условии, что она зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан не позднее шести месяцев до дня объявления о начале избирательной кампании. Каждый гражданин или группа граждан, обладающие избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее трехсот избирателей для выдвижения кандидата в президенты Республики Узбекистан.
Порядок выдвижения
Выдвижение кандидатов в президенты Республики Узбекистан начинается за шестьдесят пять дней до выборов и заканчивается за сорок пять дней до выборов. Выдвижение кандидатов в президенты Республики Узбекистан осуществляется высшими органами политических партий, собранием инициативной группы избирателей. Высший орган политической партии, инициативна группа избирателей может выдвинуть одного кандидата в президенты Республики Узбекистан.
Политическая партия правомочна выдвинуть кандидата в президенты Республики Узбекистан только из числа членов своей партии или беспартийного, а инициативная группа избирателей вправе выдвинуть кандидата в президенты Республики Узбекистан при условии, если он не является членом той или иной политической партии. Кандидат может дать согласие баллотироваться только от одной инициативной группы избирателей.
Избрание президента
Президент Республики Узбекистан избирается гражданами страны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет. Сенатом Узбекистана 5 декабря 2011 года принят Закон «О поправках в статью 90 Конституции Республики Узбекистан», предусматривающий сокращение полномочий президента Республики Узбекистан с семи до пяти лет.[1]
Выборы президента Республики Узбекистан проводятся в год истечения конституционного срока их полномочий — в первое воскресенье третьей декады декабря. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие восемнадцати лет.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов президента Республики Узбекистан, производятся за счет государственных средств Республики Узбекистан. Финансирование и иная материальная поддержка кандидатов в президенты Республики Узбекистан за счет других средств запрещается. Политические партии, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и граждане Республики Узбекистан могут добровольно передавать свои средства для проведения выборов. Эти средства принимаются Центральной избирательной комиссией для их использования в ходе избирательной кампании.
Порядок вступления в должность
Президент Республики Узбекистан вступает в должность с момента принесения присяги на заседании Олий Мажлиса не позднее двух месяцев со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов президента Республики Узбекистан.
Торжественно клянусь верно служить народу Узбекистана, строго следовать Конституции и законам республики, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на Президента Республики Узбекистан обязанностиСодержание присяги Президента Республики Узбекистан |
Действующий президент Республики Узбекистан исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного президента Республики Узбекистан.
Порядок замещения должности
Если президент Республики Узбекистан не может исполнять свои обязанности, то они временно возлагаются на Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В этом случае в трехмесячный срок должны быть проведены всенародные выборы президента Республики Узбекистан[2].
До 8 января 1992 года существовала должность вице-президент Узбекистана[3][4], которую занимал Шукурулла Мирсаидов[5].
Резиденция
Резиденция президента Узбекистана — Аксарай в Ташкенте. Загородная резиденция — Дурмень (расположена в Кибрайском районе Ташкентской области).
Обеспечение деятельности президента
Президенту Узбекистана:
- Полагается медицинское и санаторно-курортное обеспечение.
- Предусматриваются резиденции в городе Ташкенте и Ташкентской области.
- Обеспечивается всеми видами связи.
- Предоставляется автотранспорт специального назначения, а также специально оборудованные самолет и вертолет для осуществления поездок внутри страны и за границу. Право пользования служебным автотранспортом предоставляется также членам семьи президента Республики Узбекистан.
- Предоставляются бесплатное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, а также членам его семьи, проживающим совместно с ним.
Статус экс-президента
Президент, ушедший в отставку по истечении своих полномочий, занимает пожизненно должность члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан[6].
Экс-президент Узбекистана обладает неприкосновенностью и иммунитетом в течение всей своей жизни, не может быть привлечен к уголовной или иной ответственности за действия, связанные с исполнением им полномочий главы государства. Также он не может подвергаться задержанию, допросу, обыску или личному досмотру. Кроме того, на период всей жизни экс-президента ему и членам его семьи предоставляется государственная охрана.
Президенту Республики Узбекистан предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней, также он независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 70 % месячного должностного оклада действующего президента Республики Узбекистан. Жизнь и здоровье экс-президента подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств государственного бюджета на сумму, равную годовому должностному окладу действующего президента Республики Узбекистан.
Вдова экс-президента вправе получать пенсию по случаю потери кормильца, независимо от наличия у неё других источников средств к существованию.
Экс-президенту за счёт государства передается в собственность служебная квартира (жилье) и загородная резиденция с соответствующим обслуживанием и охраной, расположенная в урочище Кайнарсай Ташкентской области. Также экс-президент имеет право бесплатно пользоваться на территории Республики Узбекистан специальной, правительственной и другими видами связи, которыми располагают государственные органы.
Помимо этого, за счет государства предоставляется персональный автомобиль с двумя водителями, служебное транспортное обслуживание. Право на пользование служебным транспортом имеют также члены семьи экс-президента Республики Узбекистан, проживающие совместно с ним или сопровождающие его.
Экс-президенту и членам его семьи пожизненно сохраняются льготы и привилегии по медицинскому обслуживанию и санаторно-курортному лечению, которые они имели на день прекращения исполнения конституционных полномочий президента[7].
Список президентов Узбекской ССР и Республики Узбекистан
Диаграмма пребывания в должности
См. также
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
Официальная резиденция | Аксарай, Ташкент | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Назначается | по результатам прямых выборов | ||||||
Срок полномочий | 5 лет, не более 2 сроков подряд | ||||||
Должность появилась | 29 декабря 1991 года | ||||||
Первый в должности | Каримов Ислам Абдуганиевич | ||||||
Сайт | press-service.uz |
Торжественно клянусь верно служить народу Узбекистана, строго следовать Конституции и законам республики, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на Президента Республики Узбекистан обязанности Содержание присяги Президента Республики Узбекистан |
Действующий Президент Республики Узбекистан исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента Республики Узбекистан.
Порядок замещения должности
Если Президент Республики Узбекистан по состоянию здоровья, подтвержденному заключением Государственной медицинской комиссии, образуемой совместным решением палат, не может исполнять свои обязанности, в десятидневный срок на чрезвычайном совместном заседании палат Олий Мажлиса из числа депутатов, сенаторов на срок до трех месяцев избирается временно исполняющий обязанности Президента Республики Узбекистан. В этом случае в трехмесячный срок должны быть проведены всенародные выборы Президента Республики Узбекистан.
Резиденция
Резиденция Президента Узбекистана — Аксарай в Ташкенте. Загородная резиденция — Дурмень (расположена в Кибрайском районе Ташкентской области).
Обеспечение деятельности президента
Президенту Узбекистана:
- Полагается медицинское и санаторно-курортное обеспечение.
- Предусматриваются резиденции в городе Ташкенте и Ташкентской области.
- Обеспечивается всеми видами связи.
- Предоставляется автотранспорт специального назначения, а также специально оборудованные самолет и вертолет для осуществления поездок внутри страны и за границу. Право пользования служебным автотранспортом предоставляется также членам семьи Президента Республики Узбекистан.
- Предоставляются бесплатное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, а также членам его семьи, проживающим совместно с ним.
Статус экс президента
Президент, ушедший в отставку по истечении своих полномочий, занимает пожизненно должность члена Сената (верхняя палата законодательного органа Олий Мажлис).
Экс-президент Узбекистана обладает неприкосновенностью и иммунитетом в течение всей его жизни, не может быть привлечен к уголовной или иной ответственности за действия, связанные с исполнением им полномочий главы государства.
Экс-президент Узбекистана также не может подвергаться задержанию, допросу, обыску или личному досмотру. Кроме того, на период всей жизни экс-президента и членам его семьи предоставляется государственная охрана в местах постоянного или временного пребывания.
Государственная охрана и обеспечение безопасности экс-Президента Республики Узбекистан возлагаются на Службу национальной безопасности.
Президенту Республики Узбекистан предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью тридцать шесть рабочих дней также он независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 70 процентов месячного должностного оклада действующего Президента Республики Узбекистан. Жизнь и здоровье экс-Президента подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств государственного бюджета на сумму, равную годовому должностному окладу действующего Президента Республики Узбекистан. Вдова экс-Президента вправе получать пенсию по случаю потери кормильца независимо от наличия у неё других источников средств к существованию.
Экс-Президенту за счет государства передается в собственность служебная квартира (жилье) и загородная резиденция в Ташкентской области с соответствующим обслуживанием и охраной (расположенная в урочище Кайнарсай Ташкентской области). Также экс-Президент имеет право бесплатно пользоваться на территории Республики Узбекистан специальной, правительственной и другими видами связи, которыми располагают государственные органы. Помимо этого предоставляется за счет государства персональный автомобиль с двумя водителями, служебное транспортное обслуживание. Право на пользование служебным транспортом имеют также члены семьи экс-Президента Республики Узбекистан, проживающие совместно с ним или сопровождающие его. Экс-Президенту и членам его семьи пожизненно сохраняются льготы и привилегии по медицинскому обслуживанию и санаторно-курортному лечению, которые они имели на день прекращения исполнения конституционных полномочий Президента.
Список президентов УзССР и Узбекистана
№ | # | Президент | Фотография | Срок президентства | Длительность правления | Партийность | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Ислам Абдуганиевич Каримов | апрель 1990 | 29 декабря 1991 | 609 дней | Коммунистическая партия Советского Союза | |
2 | Ислам Абдуганиевич Каримов | 29 декабря 1991 | 9 января 2000 | 3073 дней | Народно-демократическая партия Узбекистана | ||
3 | Ислам Абдуганиевич Каримов | 9 января 2000 | 22 декабря 2007 | 1214 дней | ? | ||
4 | Ислам Абдуганиевич Каримов | 22 декабря 2007 | 10 апреля 2015 | 2666 дней | выдвинут Либерально-демократической партией Узбекистана | ||
5 | Ислам Абдуганиевич Каримов | 10 апреля 2015 | Действующий президент | выдвинут Либерально-демократической партией Узбекистана |
Примечание:
1) Ислам Абдуганиевич Каримов находится во главе Узбекистана с 23 июня 1989 года, когда был избран первым секретарём ЦК Компартии Узбекской ССР.
См. также
- Лидеры Узбекистана
Примечания
- ↑ Сенат Узбекистана сократил срок полномочий президента — WWW.ANONS.UZ
Ссылки
- Пресс-служба Президента Республики Узбекистан
- Правительственный портал Республики Узбекистан
- Конституция Республики Узбекистан
- О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
- ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Об основных гарантиях деятельности президента Республики Узбекистан
президент узбекистана, президент узбекистана в бишкеке, президент узбекистана ислам каримов, президент узбекистана мирзиёев, президент узбекистана новости, президент узбекистана новый, президент узбекистана с супругой, президент узбекистана сайт, президент узбекистана фото, президент узбекистана шафкат мирзиеев
Президент Узбекистана Информацию О
Президент Узбекистана Комментарии
Президент Узбекистана
Президент Узбекистана
Президент Узбекистана Вы просматриваете субъект
Президент Узбекистана что, Президент Узбекистана кто, Президент Узбекистана описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Президент Узбекистана — это… Что такое Президент Узбекистана?
Президент Республики Узбекистан — должность главы государства, установленная Конституцией Республики Узбекистан.
С момента учреждения должности 29 декабря 1991 года, президентом Узбекистана является Каримов Ислам Абдуганиевич (узб. Islom Abdugʻaniyevich Karimov, Ислом Абдуғанийевич Каримов).
Конституционный статус
Президент Республики Узбекистан является главой государства и исполнительной власти в Республике Узбекистан. Высшее должностное лицо и Верховный главнокомандующий Вооруженных Сил Республики Узбекистан.
Его полномочия определяются специальным разделом конституции Республики Узбекистан.
Полномочия
Президент Республики Узбекистан:
- выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан;
- принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан, реализации решений по вопросам национально-государственного устройства;
- представляет Республику Узбекистан внутри страны и в международных отношениях;
- ведёт переговоры и подписывает договоры и соглашения Республики Узбекистан, обеспечивает соблюдение заключенных республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств;
- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей;
- представляет сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры для назначения дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах;
- представляет Олий Мажлису Республики Узбекистан ежегодные доклады по важнейшим вопросам социально-экономической жизни, внутренней и внешней политики страны;
- формирует аппарат исполнительной власти и руководит им; обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления республики; образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
- представляет сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру для избрания на должность Председателя сената;
- представляет для рассмотрения и утверждения палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру Премьер-министра Республики Узбекистан;
- утверждает по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан членов Кабинета Министров Республики Узбекистан;
- назначает и освобождает от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей с последующим утверждением их сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
- представляет сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры на должности председателя и судей Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда, председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан, председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;
- назначает и освобождает от должности судей областных, межрайонных, районных, городских, военных и хозяйственных судов;
- назначает и освобождает от должности хокимов областей и города Ташкента с последующим утверждением их соответствующими Кенгашами народных депутатов. Президент вправе освободить своим решением от должности хокимов районов и городов в случае нарушения ими Конституции, законов или совершения действий, порочащих честь и достоинство хокима;
- приостанавливает, отменяет акты органов государственного управления республики, а также хокимов;
- подписывает и обнародует законы Республики Узбекистан; вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис Республики Узбекистан для повторного обсуждения и голосования;
- объявляет состояние войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения Договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии и в течение трёх суток вносит принятое решение на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
- в исключительных случаях (реальная внешняя угроза, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан и в течение трёх суток вносит принятое решение на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Условия и порядок введения чрезвычайного положения регулируются законом;
- является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Узбекистан, назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания;
- награждает орденами, медалями и грамотой Республики Узбекистан, присваивает квалификационные и почетные звания Республики Узбекистан;
- решает вопросы гражданства Республики Узбекистан и предоставления политического убежища;
- вносит в сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан представления о принятии актов об амнистии и осуществляет помилование лиц, осужденных судами Республики Узбекистан;
- формирует Службу национальной безопасности Республики Узбекистан. Назначает и освобождает от должности председателя Службы национальной безопасности с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Республики Узбекистан.
Президент не вправе передавать исполнение своих полномочий государственным органам или должностным лицам.
Порядок избрания и вступления в должность
Требования к кандидатам в Президенты
Президентом Республики Узбекистан может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан более двух сроков подряд.
Не подлежат регистрации кандидатами в Президенты Республики Узбекистан:
- граждане, ранее судимые за умышленные преступления;
- граждане, преследуемые законом в связи с возбуждением в отношении них уголовного дела;
- профессиональные служители религиозных организаций и объединений.
Право на выдвижение кандидатов в Президенты
Право на выдвижение кандидата в Президенты Республики Узбекистан имеют политические партии и непосредственно граждане. Политическая партия может выдвигать кандидата в Президенты Республики Узбекистан при условии, что она зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан не позднее, чем за шесть месяцев до дня объявления о начале избирательной кампании. Каждый гражданин или группа граждан, обладающие избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее трехсот избирателей для выдвижения кандидата в Президенты Республики Узбекистан.
Порядок выдвижения
Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Узбекистан начинается за шестьдесят пять дней до выборов и заканчивается за сорок пять дней до выборов. Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Узбекистан осуществляется высшими органами политических партий, собранием инициативной группы избирателей. Высший орган политической партии, инициативна группа избирателей может выдвинуть одного кандидата в Президенты Республики Узбекистан.
Политическая партия правомочна выдвинуть кандидата в Президенты Республики Узбекистан только из числа членов своей партии или беспартийного, а инициативная группа избирателей вправе выдвинуть кандидата в Президенты Республики Узбекистан при условии, если он не является членом той или иной политической партии. Кандидат может дать согласие баллотироваться только от одной инициативной группы избирателей.
Избрание президента
Президент Республики Узбекистан избирается гражданами Республики Узбекистан на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет. Сенатом Узбекистана 5 декабря 2011 года принят закон о поправках в статью 90, Конституции Республики Узбекистан, предусматривающий сокращение полномочий президента с семи до пяти лет.[1]
Выборы Президента Республики Узбекистан проводятся в год истечения конституционного срока их полномочий — в первое воскресенье третьей декады декабря. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие восемнадцати лет.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Республики Узбекистан, производятся за счет государственных средств Республики Узбекистан. Финансирование и иная материальная поддержка кандидатов в президенты Республики Узбекистан за счет других средств запрещается. Политические партии, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и граждане Республики Узбекистан могут добровольно передавать свои средства для проведения выборов. Эти средства принимаются Центральной избирательной комиссией для их использования в ходе избирательной кампании.
Порядок вступления в должность
Президент Республики Узбекистан вступает в должность с момента принесения присяги на заседании Олий Мажлиса не позднее двух месяцев со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов Президента Республики Узбекистан.
Действующий Президент Республики Узбекистан исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента Республики Узбекистан.
Порядок замещения должности
Если Президент Республики Узбекистан по состоянию здоровья, подтвержденному заключением Государственной медицинской комиссии, образуемой совместным решением палат, не может исполнять свои обязанности, в десятидневный срок на чрезвычайном совместном заседании палат Олий Мажлиса из числа депутатов, сенаторов на срок до трех месяцев избирается временно исполняющий обязанности Президента Республики Узбекистан. В этом случае в трехмесячный срок должны быть проведены всенародные выборы Президента Республики Узбекистан.
Резиденция
Резиденция президента Узбекистана — Аксарай узб. Oqsaroy, Оқсарой в Ташкенте. Загородная резиденция — Дурмень узб. Durmon, Дурмон (расположена в Кибрайском районе Ташкентской области).
Обеспечение деятельности президента
Президенту Узбекистана:
- Полагается медицинское и санаторно-курортное обеспечение.
- Предусматриваются резиденции в городе Ташкенте и Ташкентской области.
- Обеспечивается всеми видами связи.
- Предоставляется автотранспорт специального назначения, а также специально оборудованные самолет и вертолет для осуществления поездок внутри страны и за границу. Право пользования служебным автотранспортом предоставляется также членам семьи Президента Республики Узбекистан.
- Предоставляются бесплатное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, а также членам его семьи, проживающим совместно с ним.
Статус экс президента
Президент, ушедший в отставку по истечении своих полномочий, занимает пожизненно должность члена Сената (верхняя палата законодательного органа Олий Мажлис).
Экс-президент Узбекистана обладает неприкосновенностью и иммунитетом в течение всей его жизни, не может быть привлечен к уголовной или иной ответственности за действия, связанные с исполнением им полномочий главы государства.
Экс-президент Узбекистана также не может подвергаться задержанию, допросу, обыску или личному досмотру. Кроме того, на период всей жизни экс-президента и членам его семьи предоставляется государственная охрана в местах постоянного или временного пребывания.
Государственная охрана и обеспечение безопасности экс-Президента Республики Узбекистан возлагаются на Службу национальной безопасности.
Президенту Республики Узбекистан предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью тридцать шесть рабочих дней также он независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 70 процентов месячного должностного оклада действующего Президента Республики Узбекистан. Жизнь и здоровье экс-Президента подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств государственного бюджета на сумму, равную годовому должностному окладу действующего Президента Республики Узбекистан. Вдова экс-Президента вправе получать пенсию по случаю потери кормильца независимо от наличия у нее других источников средств к существованию.
Экс-Президенту за счет государства передается в собственность служебная квартира (жилье) и загородная резиденция в Ташкентской области с соответствующим обслуживанием и охраной (расположенная в урочище Кайнарсай Ташкентской области). Также экс-Президент имеет право бесплатно пользоваться на территории Республики Узбекистан специальной, правительственной и другими видами связи, которыми располагают государственные органы. Помимо этого предоставляется за счет государства персональный автомобиль с двумя водителями, служебное транспортное обслуживание. Право на пользование служебным транспортом имеют также члены семьи экс-Президента Республики Узбекистан, проживающие совместно с ним или сопровождающие его. Экс-Президенту и членам его семьи пожизненно сохраняются льготы и привилегии по медицинскому обслуживанию и санаторно-курортному лечению, которые они имели на день прекращения исполнения конституционных полномочий Президента.
Президенты Узбекской ССР и Республики Узбекистан:
Примечание:
1) Ислам Абдуганиевич Каримов находится во главе Узбекистана с 23 июня 1989 года когда был избран первым секретарём ЦК Компартии Узбекской ССР.
2) Согласно пункту 5 статьи 42 конституции Республики Узбекистан предусматривается:
Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд. Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Узбекистан.
См. также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Президенты Узбекистана — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 февраля 2018; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 февраля 2018; проверки требуют 15 правок.
Президент Республики Узбекистан — должность главы государства, установленная Конституцией Республики Узбекистан.
Должность учреждена 24 марта 1990 года сначала как «Президент Узбекской ССР» после переименована в «Президент Республики Узбекистан».
Конституционный статус[ | ]
Президент Республики Узбекистан является главой государства Узбекистан. Высшее должностное лицо и Верховный главнокомандующий Вооружённых Сил Республики Узбекистан.
Его полномочия определяются главой IX раздела V (статьи 89-97) конституции Республики Узбекистан.
Полномочия[ | ]
Президент Республики Узбекистан:
- выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан;
- принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан, реализации решений по вопросам национально-государственного устройства;
- представляет Республику Узбекистан внутри страны и в международных отношениях;
- ведёт переговоры и подписывает договоры и соглашения Республики Узбекистан, обеспечивает соблюдение заключенных республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств;
- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических и иных представителей;
- представляет сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры для назначения дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах;
- имеет право обращаться в Олий Мажлис Республики Узбекистан по важнейшим вопросам реализации внутренней и внешней политики страны;
- формирует аппарат исполнительной власти и руководит им; обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления республики; образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
- представляет сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан ка
encyclopaedia.bid