Описание пожарных автомобилей ЗИЛ 130 и 131

Машины, стоящие на вооружении МЧС, выпускают на базе разных марок автомобилей, но самой популярной считается платформа ЗИЛ. Переоборудование под потребности спасателей происходит на профильных заводах и цехах. Пожарные автомобили на ЗИЛ полностью соответствуют тактико-техническим характеристикам спецтехники, используемой при тушении пожаров различных категорий. Популярность этой марки обусловлена рядом факторов:

  • маневренностью при тушении пожаров в городской черте;
  • максимальной адаптацией к эксплуатации в российских условиях;
  • ремонтопригодностью;
  • неприхотливостью к качеству топлива.

Наиболее востребованными у МЧС оказались модели 130 и 131, а также легендарные пожарные автомобили ЗИЛ 157. Регулярно проводимая их модернизация повышает качество техники и сокращает расходы, связанные с техобслуживанием.

Содержание

  1. Пожарные автомобили ЗИЛ 130
  2. ТТХ автомобиля АЦ-40-63Б
  3. Пожарные автомобили ЗИЛ 131
  4. ТТХ пожарного автомобиля ЗИЛ 131 АЦ-40-137А

Пожарные автомобили ЗИЛ 130

За все время своего существования ПА на 130-й платформе было выпущено 10 модификацией транспортных средств. Самой популярной на сегодняшний день считается пожарный автомобиль ЗИЛ 130 АЦ-40-63Б. По ТТХ он является оптимальным транспортным средством для выезда на вызовы в городской среде. Машину используют для доставки личного состава, спецсредств и дополнительного оборудования для устранения возгораний. Преимуществом этих автомобилей считается цистерна для воды объемом 2.4 тонны, а также дополнительный бак для пенообразователя на 170 литров.

В кабине АЦ-40-63Б расположено два ряда посадочных мест для личного состава из 6 человек. Для оперативности бойцов предусмотрено четыре двери. Сиденье водителя регулируется по росту и весу седока. Места для пассажиров стационарные, под ними расположены ящики для инструментов и личного снаряжения.

Для экономии места отсеки для рукавов оборудовали на крыше кабины. Рукава в базовом комплекте длиной 348 метров. Специнвентарь и оборудование хранят в боковых отсеках кузова.

На ПА АЦ-40 ставятся насосы двух типов:

  • одноуровневый центробежный ПН-40УА заднего положения;
  • одноступенчатый нормального давления НЦПН-40/100.

Расположены они в задней части автомобиля. Пожарная установка кроме насоса включает в себя коллектор, пеносмеситель и напорные задвижки. Для работы в темное время суток автоцистерна оснащена системой освещения и сигнализации.

Преимуществом этой модели считается бензиновый восьмицилиндровый четырехтактный мотор с системой жидкого охлаждения. Расход топлива на 100 км пробега – 41.5 литра. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч. Чтобы усилить конструкцию машины, ее поставили на лонжеронную раму из низколегированной стали 30Т. Переднюю часть усилили раскосами, а над балкой заднего моста лонжероны снабдили усилительными вставками.

Подвеска зависимая, на рессорах и телескопических амортизаторах. Сзади поставили двускатные колеса. Это придало автомобилю дополнительную устойчивость и проходимость по бездорожью, что актуально при выезде на вызов в сельской местности. В последних модификациях АЦ-40 получила арочные шины на ведущем мосту и лебедку на бампере. Общие габариты машины (д*ш*в) – 7680*2500*2780 мм. Вес при полном снаряжении – 9600 кг.

В базовую комплектацию входит снаряжение для боевого расчета, дыхательные аппараты, НВР с соединительной арматурой, напорные рукава DN51, 66, 77. Переносной лафетный ствол, ручные комбинированные, перекрывные и воздушно-пенные стволы. Водосборник, гидроэлеватор, ключи, соединительные головки. Пеногенератор ГПС-600. Порошковые огнетушители.

ТТХ автомобиля АЦ-40-63Б

Насос ПН-40УА
Производительность, л/сек40
Напор при номинальном числе оборотов, м100
Всасывающий насосГазоструйный
Высота всасывания, max, м7.5
Время заполнения всасывающей линии при max геометрической высоте всасывания, сек.40
ПеносмесительПС-5
Тип пеносмесителяВодоструйный эжектор
Производительность пеносмесителя при низкой кратности, м325
Производительность пеносмесителя при средней кратности, м3250
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,1…0,15л/(с*м2)42…28
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,05…0,08л/(с*м2)83

Пожарные автомобили ЗИЛ 131

Серийный выпуск ПА на базе ЗИЛ 131 пришелся на 1970-1984 годы, когда были разработаны модели 137 и 137А. Они оказались удачными по сочетанию полноприводного шасси с абсолютной неприхотливостью к эксплуатационным условиям. По ТТХ пожарный автомобиль ЗИЛ 131 отличается от ЗИЛ 130, но полностью заменить его так и не смог. Для тушения пожаров его могут заправлять водой или пеной. Цистерна для воды рассчитана на 2.4 тонны, а бак для пены по сравнению с рассмотренной выше моделью немного меньше, 150 литров. При этом общая снаряженная масса этого автомобиля составляет 11 тонн. Распределение нагрузки на передний мост – 2980 кг, на задний – 8170 кг.

Бензиновый карбюраторный двигатель А-76 у ЗИЛ 131 АЦ-137 и 137А имеет мощность 150 л.с. или 110 кВт. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч с расходом топлива 40 л на 100 км пробега. Колесная база предполагает шесть ведущих односкатных колес. Благодаря полному приводу машина справляется с бездорожьем. Это важный показатель для сохранения машинного фонда этой модификации как основной технической единицы МЧС.

Преимуществом ПА на базе ЗИЛ 131 считается система подогрева воды, расположенная в цистерне. Функционирует она на энергии выхлопных газов. Также отличительной особенностью этой модификации является улучшенная двухрядная кабина с защитными решетками на окнах на случай массовых беспорядков.

ТТХ пожарного автомобиля ЗИЛ 131 АЦ-40-137А

НасосПН-40УВ
Тип насосаОдноступенчатый центробежный
Подача воды (л/сек)40
Высота всасывания, max, м7
Контрольная высота всасывания, м3.5
ПеносмесительПС-5
Тип пеносмесителяВодоструйный эжектор
Производительность пеносмесителя при низкой кратности, м325
Производительность пеносмесителя при средней кратности, м3250
Лафетный стволСЛК-П20
Расход воды для ствола, л/сек19
Кратность пены на выходе из ствола6
Дальность водяной струи, м60
Дальность пенной струи, м50
Поворот лафетного ствола+90… -20° по вертикали
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,1…0,15л/(с*м
2
)
41,67…27,78
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,05…0,08л/(с*м2)83,33…52,08
Длина напорных рукавов, м408
Габариты (д*ш*в), мм7640*2500*2950

Несмотря на свою популярность, ПА на базе ЗИЛ 131 имеет некоторые недостатки. Например, принцип крепления к раме, из-за чего часто нарушается геометрия цистерны, а как следствие – ее разгерметизация.

Пик производства пожарных машин на базе грузовых автомобилей ЗИЛ пришелся на 1970-е годы, однако популярность этой техники не спадает и в наши дни. Ее плюс – неприхотливость в эксплуатации и возможность работы как в городской черте, так и в условиях бездорожья.

15.12. Автомобили пожарные \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Документы
  • 15.12. Автомобили пожарные

Письмом Минюста России от 21.09.2009 N 03-2609 предписано руководствоваться данным документом в целях организации эксплуатации транспортных средств.

Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 30.09.2021) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

15.12. Автомобили пожарные

Модель специального или специализированного автомобиля

Базовая модель

Норма расхода жидкого топлива

на пробег автомобиля л/100 км

при работе двигателя со спец. агрегатами , л/мин.

при работе двигателя в стационарном режиме без нагрузки, л/мин.

1

2

3

4

5

АЦ-30 (53А) мод. 106Б

ГАЗ-53А

32,00

0,110

АЦ-2,9-30 (53А) мод. 106В

ГАЗ 53-12

33,00

0,110

АЦ-30 (53-12) мод. 106Г

ГАЗ 53-12

33,50

0,110

АЦ-30 (3307) мод. 226

ГАЗ-3307

33,50

0,110

АЦ-10 (53-12) упрощенная

ГАЗ-53-12

33,50

0,200

0,110

АЦ-10 (3307) упрощенная

ГАЗ-3307

33,50

0,200

0,110

АЦ-30 (66) мод.

146

ГАЗ-66

34,00

0,275

0,110

АЦЛ-30 (66)

мод. 147А, 147-01

ГАЗ-66

34,00

0,275

0,110

АЦ-30 (66) мод. 184, 184А

ГАЗ-66

33,50

0,275

0,110

АЦ 0,8-4(5301ФБ) мод. ПМ-541

ЗИЛ-5301 ФБ 4 x 4

22,00

0,200

0,060

АЦ 1,5-30/2(5301) мод. 2-ММ

ЗИЛ-5301 4 x 2

18,50

0,220

0,060

АЦ 1,5-40/4 (5301)

ЗИЛ-5301

18,50

0,220

0,060

АЦ 2-4(5301) ПМ-542,

АЦ 1,820(5301)

ЗИЛ-5301

19,00

0,200

0,060

АЦ-40 (130)-63А

ЗИЛ-130

40,50

0,330

0,150

АЦ-40 (130) мод. 63Б

ЗИЛ-130

41,50

0,330

0,150

АЦ-40 (431412) мод. 63Б

ЗИЛ-431412

41,50

0,330

0,150

АЦ 2,5-40 (4333) ПМ-540

ЗИЛ-4333

41,50

0,330

0,150

АЦ 3,0-40/4 (433104)

ЗИЛ-4331

33,00

0,250

0,110

АЦ-3,0-40 (433104),

АЦ-40 (433104) 001-ММ

ЗИЛ-4331

33,00

0,240

0,110

АЦ 4-40 (433104) мод. 540А

ЗИЛ-4331

33,00

0,240

0,110

АЦ-40 (433362)

ЗИЛ-4333

41,50

0,330

0,150

АЦ-20/200 (433104)

ЗИЛ-4331

32,50

0,250

0,110

АЦ-40 (131) мод. 42Б

ЗИЛ-131

51,50

0,330

0,150

АЦ-40 (131) мод. 137, 137А

ЗИЛ-131

51,00

0,330

0,150

АЦ-40 (131) мод. 153

ЗИЛ-131

52,00

0,330

0,150

АЦ-40/3(131С) мод. 153А

ЗИЛ-131С

51,00

0,330

0,150

АЦ-40 (131) мод. 1-ЧТ

ЗИЛ-131

51,00

0,330

0,150

АЦ 2,5-40 (131Н) мод. 6-ВР

ЗИЛ-131Н

51,00

0,330

0,150

АЦ-40 (133ГЯ) мод. 181А

ЗИЛ-133ГЯ

35,0

0,250

0,150

ТЛФ-2200 Розенбауэр АЦ-2,0 -40/4(4331-04)

ЗИЛ-4331

33,00

0,250

0,150

АЦ-40 (133Г1) мод. 181

ЗИЛ-133Г1

54,50

0,330

0,150

АЦ-40 (375) Ц1 мод. 102А

Урал-375

64,50

0,360

0,200

АЦ 3-40/4 (4325) мод. 3-ПС

Урал-4320

39,00

0,250

0,150

АЦ-40 (43202) мод. 1-ПС

Урал-43202

40,50

0,250

0,150

АЦ 6,0-40 (5557)

Урал-5557

44,50

0,330

0,200

АЦП 6/6-40 (55571-10)

Урал-5557

42,00

0,250

0,150

АЦ 8,0-40 (5557)

Урал-5557

47,00

0,330

0,200

АЦП 8/6-40 (55571-30)

Урал-5557

47,50

0,330

0,200

АЦ 8,0-40/4 (4320)

Урал-4320

46,00

0,250

0,150

АЦП 9/3-40 (55571-30)

Урал-5557

50,30

0,330

0,200

АЦ-40 (43202) мод. ПМ 102Б

Урал-43202

40,50

0,250

0,150

АЦ-4/40 (5557) ИР мод. 002

Урал-5557

42,50

0,330

0,200

АЦП-40-6/3 (5557-10)

Урал-5557

43,00

0,250

0,150

АЦПС-6/6-40 (55570)

Урал-5557

43,00

0,330

0,150

АЦПА-9/3-60 (4320-30)

Урал-4320

42,00

0,300

0,150

АЦ 3-40 (4326) мод. ПМ-536

КамАЗ-43101

35,00

0,250

0,150

АЦ-40 (43101) мод. 001-ИР

КамАЗ-43101

39,00

0,250

0,150

АЦЛ 3-40-17 (4925) мод. 537

КамАЗ-4925, 43101

39,50

0,250

0,150

АЦ 5-40 (4925) мод. ПМ-536

КамАЗ-4925, 43101

39,50

0,250

0,150

АЦ 5,0-40 (4310) мод. ПМ-524

КамАЗ-43101

40,00

0,250

0,150

АЦ-6-40/4 (53211) мод. ТЛФ 6500 Розенбауер

КамАЗ-53211

40,00

0,250

0,150

ТЛФ 6500 АЦ6,0-40/4 (53211) мод. 1-ДД

КамАЗ-53211

44,50

0,250

0,150

АЦ 7,0-40 (53213) мод. 524

КамАЗ-5320

39,00

0,250

0,150

АЦ 7-40/4 (53213)

КамАЗ-5320

39,00

0,250

0,150

АЦ-40/4 (53211) мод. 240

КамАЗ-53212

39,00

0,250

0,150

АЦ-ТЛФ Магирус-Дойц

Магирус- Дойц

32,00

0,300

0,200

АЦ-7-40 (53229) мод. 524

КамАЗ-5320

39,00

0,250

0,150

АВ-40 (43202) мод. 187, АЦ-40 (43202) мод. 187

Урал-43202

41,00

0,250

0,150

АВ-20 (53213)

КамАЗ-53213

44,50

0,250

0,150

АА-40 (131) мод. 139

ЗИЛ-131

50,50

0,330

0,150

АА-40 (43105) мод. 189

КамАЗ-43105

40,00

0,250

0,150

АА-60 (7313) мод. 160.01

МАЗ-7313, 7310

110,00

0,400

0,200

АН-40(130Е) мод. 127

ЗИЛ-130Е

39,00

0,330

0,150

АНР-40(130) мод. 127А

ЗИЛ-130, 4314

38,50

0,330

0,150

АНР-40(431410) мод. 127Б

ЗИЛ-431410

38,50

0,330

0,150

АР-2(131) мод. 133

ЗИЛ-131

50,00

0,330

0,150

АР-2(43101) ПМ

КамАЗ-43101

35,50

0,250

0,150

АР-2(43105) мод. 215

КамАЗ-43105

40,00

0,250

0,150

ПНС-110(131) мод. 131, 131А

ЗИЛ-131 (для дв. 2Д-12Б)

50,5

— 1,100

0,150 0,350

АП-3(130) мод. 148А

ЗИЛ-130

41,00

0,150

АП-4(43105) мод. 222

КамАЗ-43105

40,50

0,150

АП-5(53213) мод. 196

КамАЗ-53213

38,00

0,150

АКТ-0,5/0,5(66) мод. 207

ГАЗ-66

33,00

0,275

0,110

АКТ-3/2,5(133ГЯ) мод. 197

ЗИЛ-133ГЯ

38,50

0,250

0,200

АГВТ-150(375) мод. 168

Урал-375

65,00

0,350

0,200

АГВТ-100(131) мод. 141

ЗИЛ-131

49,50

0,330

0,150

АЛ-30(131) мод. 21 и 22

ЗИЛ-131

49,00

0,250

0,150

АЛ-30(131) мод. ПМ-506В

ЗИЛ-131

49,00

0,250

0,150

АЛ-30(43105) мод. ПМ-512

КамАЗ-43105

40,50

0,200

0,150

АЛ-30(4310) мод. ПМ-512

КамАЗ-43101

39,00

0,200

0,150

АЛ-45(257) мод. ПМ-109

КрАЗ-257

48,50

0,350

0,200

АЛ-50 Магирус-Дойц

Магирус-Дойц

52,00

0,350

0,150

АЛ-50(53229)

КамАЗ-5320

44,50

0,250

0,150

АЛ-37(53212)

КамАЗ-5320

37,00

0,250

0,150

АКП-30(53213) мод. ПМ-509А

КамАЗ-53213

41,50

0,200

0,110

АКП-30(53213) мод. 509Б

КамАЗ-53213

41,50

0,200

0,110

КП-Бронто-330(53213)

КамАЗ-53213

45,00

0,200

0,110

АПТ-26(4310) подъем. телескоп.

КамАЗ-4310

39,00

0,200

0,150

АТСО-20(375) мод. 114

Урал-375

61,00

0,360

0,200

АСО-12(66) мод. 90А

ГАЗ-66

32,50

0,200

0,110

АСО-8(66)

ГАЗ-66

33,50

0,180

0,110

АСО-(672), АГ-(672)

ПАЗ-672

36,00

0,200

0,110

АСО-20(3205)

ПАЗ-3205

36,00

0,200

0,110

АТСО-20(43101)

КамАЗ-43101

36,00

0,200

0,150

АТ-3(131) мод. Т2

ЗИЛ-131

50,00

0,350

0,150

АГ-12(3205), АГ (3205)

ПАЗ-3205

36,00

0,200

0,110

АГ-24(130) мод. 198

ЗИЛ-130

39,00

0,330

0,150

АД 45/20(3302)

ГАЗ-3302

19,00

0,160

0,080

АД-80/1200(66-11)

ГАЗ-66-11

32,50

0,200

0,110

АД-90(66) мод. 187

ГАЗ-66

33,00

0,200

0,110

АШ-5(452) мод. 79Б

УАЗ-452

18,00

0,060

АШ-5(452) мод. 79А

УАЗ-3741

18,00

0,060

АШ-5(22034)

РАФ-22034

16,50

0,060

АШ-5(39620)

УАЗ-3962, 37411

19,00

0,060

АШ-6(3205)

ПАЗ-3205

36,00

0,110

АЛП-5(3962)

УАЗ-3962

19,00

0,060

АЛП-6(452) мод. 173

УАЗ-452

18,00

0,060

АЛП-30(66-11) лесопатрульный автом. 8ТЗ11(131)

ГАЗ-66-11

ЗИЛ-131

33,00

50,00

0,275

0,275

0,110

0,150

АСА-4(3302) мод. 541

ГАЗ-3302 Газель

19,00

0,160

0,080

АСА-16(43101)

КамАЗ-43101

39,50

0,250

0,150

АСА-4(131)

ЗИЛ-131

50,00

0,330

0,150

АСА-20(4310) мод. 523

КамАЗ-43101

38,00

0,250

0,150

АПРСС-3(3962)

УАЗ-3962

19,00

0,060

АСП (2131)

ВАЗ-2131 «Нива» 4 x 4

13,90

0,150

АСМЛ-41 авар.-спас. автом.

ВАЗ

13,90

0,150

АПС-41 авар. -спас. машина

ВАЗ

13,90

0,150

АПП-2(3302) мод. 002

ГАЗ-3302

19,00

0,160

0,080

АПП-05(3302) мод. 003

ГАЗ-3302

19,00

0,080

УКС-400В-131

ЗИЛ-131

50,00

0,150

АА-5,3/40-50/3(4310)

КамАЗ-43101

41,00

0,330

0,150

Бронто F-52 HDT

Бронто

52,00

0,390

0,150

КП-Бронто-Скай-Лифт-50

Бронто (SISU)

63,00

0,260

0,280

КП Бронто-50-2Т1

Бронто

52,00

0,200

0,110

АЛ ДЛК-53 Мерседес-Бенц

Мерседес-Бенц

65,00

0,435

0,150

АВ-20 (КамАЗ-740. 10-8V-10,85-210-5M)

КамАЗ-532130

37,0 Д

АЦ-3.0-40 (ЗИЛ-508.10-8V-6,0-150-5M

ЗИЛ-4334

39,6 Б

АЦП-40-6/3 (ЯМЗ-236М2-6V-11,15-180-5M

Урал- 5557-10

34,4 Д

———————————

<1> Для пожарных автомобилей, у которых при работе специального агрегата функционирует счетчик пройденного пути спидометра, норма расхода жидкого топлива не устанавливается.

Учет расхода топлив в этом случае производится по показанию спидометра и норме расхода жидкого топлива на 100 км пробега.

  • 15.12.1. Автомобили пожарные отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
  • 15.12.2. Автомобили пожарные зарубежные выпуска с 2008 года

15.11. Погрузчики 15.12.1. Автомобили пожарные отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года

Зил 131 Ал-30 Пожарная машина 1988

Предыдущий Следующий


Цветовая палитра


Лестница пожарная АЛ-30(131) ПМ-506Д на шасси автомобиля ЗИЛ-131 относится к специальным пожарным автомобилям и предназначена для:
доставка к месту спасения, противопожарная работа боевого расчета, необходимого пожарно-технического вооружения и снаряжения.

Основные элементы подготовлены к сглаживанию TurboSmooth (2 Итерация). Элементы кузова, оборудования, колес, салона проработаны условно.

КАТЕГОРИЯ: Транспорт, Грузовики

РАЗМЕР ФАЙЛА: 176,02 МБ

ПЛАТФОРМЫ:

  • 3ds Max + VRay (.max)
  • Форматы экспорта OBJ/FBX

ВЕРСИЯ 3DS MAX: 2018

КОЛИЧЕСТВО ПОЛИГОНОВ: 350 732

ТЕГИ: ЗИЛ пожарник бак грузовик официальный груз газ краз Урал колеса внедорожник лестница поднимать

Пожарная машина Зил 131 Ас-40 1970

Предыдущий Следующий


Цветовая палитра


Понравился Андрей Ту

АЦ-40 (131) модель 137 — пожарная автоцистерна на шасси полноприводного грузовика ЗИЛ-131.