2. Понятие «здоровья», его содержание и критерии.
Слово «здоровье», пожалуй, самое частое в повседневном общении людей. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и т.д.
Что же такое «здоровье»? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье-это отсутствие болезней. Но такого понимания «здоровья», распространённого в быту недостаточно. Не случайно до сих пор не прекращаются дискуссии специалистов, пытающихся дать определение понятию «здоровье». Существуют в научной литературе сотни определений – что такое здоровье.
Наибольшее распространение получило определение ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), данное в 1968 году.
«Здоровье человека – это объективное состояние и субъективное чувство физического, психологического и социального комфорта».
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия — производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном — в конечном счете определяются уровнем здоровья.
Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Здоровье психическое — состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности.При рассмотрении здоровья используются различные характеристики. Наиболее широкое распространение получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека.
Степень выраженности здоровья определяется многими критериями: уровнем жизнеустойчивости организма, широтой его адаптационных возможностей, биологической активностью органов и систем, их способностью к регенерации и др.
Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных» характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.
Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье наряду с другими качественными характеристиками приобретает роль ведущего фактора экономического роста. Не случайно доля лиц, участвующих в общественном производстве, достигает своего максимального значения в возрастных группах 30-39 и 40-49 лет. С 50 лет наблюдается снижение трудовой активности, в котором ведущую роль занимает фактор здоровья.
Дееспособность — способность человека не только выполнять определенные действия и деятельность, но и нести за них ответственность.
Трудоспособность — способность человека к труду, не ограниченная заболеваниями или телесными недостатками.
Уровень здоровья и физического развития — одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Потребность в здоровье носит всеобщий характер. Она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом.
3.1.2. Понятие о здоровом образе жизни.
Самое простое определение здорового образа жизни можно свести к формуле: всё, что в поведении, деятельности людей благотворно влияет на их здоровье. В данное понятие включаются все позитивные для здоровья стороны образа жизни как активной категории: трудовую, социальную, интеллектуальную, образовательную, физическую и, конечно, медицинскую активность.
Здоровый образ жизни – категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.
1В 1946 г. Устав ВОЗ определил здоровье как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или других дефектов». В 1977 г. ВОЗ расширила определение здоровья, дополнив его понятием «социальной и экономической продуктивности индивида, и поставила задачу достижения к 2000 г. состояния здоровья населения всего мира, при котором народы смогут вести продуктивную в социальном и экономическом смысле жизнь».2Согласованное заявление 1988 года «О занятиях спортом, физической подготовке и здоровье в США».
3Термин «качество жизни» вошел в обиход в тех развитых обществах, где все основные материальные блага являются широко доступными. Определение ВОЗ (1999): Качество жизни – оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.
5
studfiles.net
Основные понятия здоровья человека
Основные понятия здоровья человека. Здоровье и благополучие человека. Определение здоровья сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Признано, что здоровье — это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия. В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое.
Физическое здоровье человека — это здоровье его тела. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек. Духовное здоровье человека — это здоровье его разума. Оно зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания. Кроме того, принято различать здоровье индивидуальное и общественное (здоровье населения). Индивидуальное здоровье — это личное здоровье человека, которое во многом зависит от него самого, от его мировоззрения, а в конечном счете от его культуры — культуры здоровья. Общественное здоровье складывается из состояния здоровья всех членов общества и зависит главным образом от политических, социально-экономических и природных факторов.
Оценка здоровья
Для оценки здоровья в медико-биологических исследованиях используют показатели физического развития. Функции организма оценивают по показателям умственной и физической работоспособности, а адаптационные резервы по показателям биохимического, гормонального и иммунного статусов. Показатель болезненности отражает распространенность заболеваний, которая определяется отношением числа заболеваний за год, умноженного на 1000 и отнесенного к средней численности населения. Данный показатель является собирательным обозначением отрицательных показателей здоровья, которые в саниторной статистике рассматриваются в качестве критериев состояния здоровья. Понятие «окружающей природной среды» нами подробно было рассмотрено ранее. Включает совокупность природных и антропогенных факторов. Антропогенные факторы, порожденные человеком и его хозяйственной деятельностью, зачастую оказывают негативные воздействия на человека, условия его жизни и состояние здоровья
На конференции ООН в 1972 г. в Стокгольме была принята декларация, в которой говорится, что человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, дающей ему физическую основу для жизни и возможность интеллектуального, морального, общественного и духовного развития. Таким образом, для человеческого благосостояния и осуществления основных прав людей, в том числе права на жизнь, важное значение имеют два аспекта — природная среда и та, которую создал человек. В этом секторе условий жизни в конце XX в. сконцентрированы наиболее опасные для человека тенденции, т.ак как исчерпание природных ресурсов и загрязнение природной среды происходят быстрее, чем люди успевают заменять их искусственными условиями. Наибольшую остроту эти тенденции приобрели в крупных промышленных регионах, городах.
На рис. 19.4 по Т.А. Акимовой, В.В. Хаскину (1994) хорошо просматривается, с какой неотвратимостью сходятся к зданию и к машине с красным крестом потоки вещества, энергии и информации, которые человек своей деятельностью наращивает в окружающей среде и пропускает через себя.

Рис. 19.4. Взаимосвязи факторов среды, образующих комплекс
стрессовых воздействий на человека (по Т. А. Акимовой, В. В. Хаскину, 1994)
Существенным слагаемым этих влияний оказываются социальный стресс, психологическое напряжение, охватившее массы людей, обусловленное ускорением темпа жизни и социальных перемен.


studfiles.net
2.5. Понятие о здоровье
Человек связывает воедино жизнь и здоровье, здоровье и смерть, здоровье и болезнь. О здоровье, жизни и смерти у нашего народа множество пословиц и поговорок. (Не спрашивай здоровья, глянь в лицо; Деньги — медь, одежда — тлен, а здоровье — всего дороже; Живая кость мясом обрастёт; Дал бы Бог здоровья, а дней много впереди; От всего вылечишься, кроме смерти; Живи подольше, так увидишь побольше и т.д.). Почему человек так ценит здоровье? И что такое здоровье?
Все медицинские доктрины делятся на две части — учение о здоровье и учение о болезнях (включая и их лечение). «Высшее благо медицины — здоровье» — говорили древние греки, современники врача Асклепия. Современная медицина, обременённая лечением множества болезней, учению о здоровье оставляет совсем мало места.
В определениях слово «здоровье» чаще всего противопоставляется слову «болезнь». Но здоровье не только отсутствие болезней, а также и способность организма быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям среды, способность к оптимальному выполнению профессиональных и иных функций.
Представление о здоровье является центральным во всей совокупности знаний о нём. От того содержания, которое мы видим в здоровье, зависят методы и сама направленность диагностики, используемые для оздоровительных мероприятий. В отличие от большинства специальных медицинских терминов определение здоровья должно быть понятным как для медиков, так и для каждого. Долгое время такого определения не существовало, поэтому каждый из специалистов рассматривал здоровье с позиций соответствующих направлению его исследований. В результате появилось большое количество совершенно различных определений здоровья.
Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие заболеваний. Здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни. Для первого этапа характерно противопоставление понятий «здоровье» — «болезнь». Второй этап трактовки здоровья связан с включением в его определение понятий внешней среды: здоровье — такое состояние организма, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.
Многие люди оставили свои крылатые выражения о роли здоровья. Например, древнегреческий философ Фалес Милетский писал, что тот счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание. И только опубликованные в 1941 г. работы американского учёного Генри Сагериста сдвинули эту проблему с мёртвой точки. После 1948 г., когда Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), считая представления этого учёного основополагающими для охраны здоровья всего мира, внесла их в Преамбулу своего Устава. Именно с этого момента начинается накопление знаний о здоровье.
В Преамбулу Устава ВОЗ государства-основатели этой организации через своих представителей согласились внести такое положение: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов«.
Вместе с тем не трудно заметить, что конструктивная часть определения крайне не конкретна. Благополучие, с которым связано здоровье в этом определении, является чисто субъективно существующим обычным термином, в одном ряду с которым могут быть поставлены такие термины, как счастье, достаток, удовлетворённость и т.п. Что означает благополучие, как оно может быть выражено в научных определительных понятиях? На эти вопросы определение ВОЗ не даёт ответа. Отсюда вытекает возможность широчайшего толкования ситуаций явного «нездоровья».
Неопределённость и субъективно-бытовой характер определения здоровья, содержащееся в формулировке ВОЗ, усиливается другой, не менее важной особенностью — его неоперационностью. «Состояние полнейшего благополучия» не содержит никаких указаний, в чём именно выражается это «благополучие». Использование этого определения не даёт возможности решить ни единой научной проблемы. Как пишут специалисты в области охраны здоровья: определение здоровья ВОЗ, хоть и выражено «благородными словами», находится за гранью понимания статистиков и заводит в тупик даже философов (E. Eckholm, 1977), определение, данное ВОЗ, «непригодно для научных целей» (R. Passmere, 1979) и, далее, что, собственно, такое «физическое и духовное благополучие» и что следует понимать под «социальным благополучием»? (В.П. Войтенко, 1991).
И, наконец, третьим недочётом определения здоровья ВОЗ является невозможность использования для количественной оценки состояния организма. Рассматривая здоровье как «полное» благополучие, исследователь зайдёт в тупик, диагностируя наличие здоровья у человека «не совсем» благополучного — можно ли в этом случае признать его здоровым? И как быть с «неполным здоровьем» — например, у людей «третьего состояния», выделенного ещё Галеном, считая его промежуточным состоянием между здоровьем и болезнью? Определение ВОЗ не давало никакого ответа на этот вопрос, так как не содержало никаких указаний относительно возможностей количественной оценки здоровья.
Это, естественно, не остановило процесс разработки определения понятия «здоровья» большим количеством исследователей. Только до 1988 г., согласно данным П.И. Калью, насчитывалось 79 определений здоровья. К нашему времени количество таких определений значительно превысило этот показатель. Так, в работе Э.Г. Булич и И.В. Муравова, вышедшей в 1997 г., насчитывается уже 99 определений. И это всё потому, что здоровье оценивают с различных позиций, используя разнообразнейшие признаки. Разнообразие представлений о здоровье было и остаётся естественным результатом недостаточности наших знаний о сути здоровья.
Между здоровьем и болезнью нет резких границ. Это отмечали ещё древние медики. По Галену, существует три состояния человеческого тела: «здоровье — состояние, при котором тело человека полностью здорово; болезнь — противоположное состояние; третье состояние — ни здоровье, ни болезнь».
Что же представляет собой третье состояние?
В этом состоянии пребывают люди, находящиеся в нормальных, но особых физиологических состояниях, таких, как периоды полового созревания, климакса, дни менструаций, предродовой и послеродовой периоды и, наконец, здоровая старость. Тоже можно сказать и о людях, недостаточно адаптированных к новым для них природно-климатическим условиям северных и тропических районов, засушливым зонам, муссонному климату, высокогорью и т.п. К третьему состоянию ближе всего состояние диссинхроноза — расстройства, возникающего в результате нарушения нормального ритма сна и бодрствования у работников ночных профессий. Это же наблюдается у авиапассажиров при перелётах через несколько часовых поясов.
Многие люди сталкиваются с различными профессиональными, в частности с химическими, вредностями на производстве. Немало их в быту. В окружении человека находится около десяти тысяч биологически активных веществ, способных в той или иной степени оказывать влияние на состояние здоровья контактирующих с ним людей. Имеются убедительные примеры влияния длительного воздействия токсических веществ в профессиональных условиях, которые не приводят к отравлениям, а существенно влияют на «непрофессиональную» заболеваемость. Неспецифические заболевания подстерегают не только рабочих, но и членов их семей, живущих вблизи полей, обрабатываемых различными химикатами.
К людям, находящимся в третьем состоянии, следует отнести регулярно потребляющих алкоголь. Сюда относятся большинство курящих и изредка прибегающие к наркотикам.
Основная причина, вызывающая у люде третье состояние, — неправильное питание. Она состоит в потреблении недостаточного количества белка и преобладающего количества переработанных (рафинированных, очищенных) продуктов, таких как белая мука, сахар, жир и др. Людей, находящихся в третьем состоянии, очень много, вероятно, больше половины всего населения. Оно длится годами и десятилетиями, а иногда всю жизнь. Из этого состояния проистекают все болезни.
В Уставе ВОЗ говорится о высшем уровне здоровья как об одном из основных прав человека. Современная медицина подразделяет здоровье на общественное, или популяционное, которое характеризует здоровье общественных и демографических групп населения, и индивидуальное.
Состояние здоровья отдельного человека можно установить лишь на основании его личных, т.е. субъективных, ощущений с учётом пола, возраста и при условии, что он сделал все необходимые анализы.
Важнейшие признаки жизнедеятельности человека не имеют однозначных показателей, они подвержены значительным колебаниям. Поэтому трудно определить понятие «здоровье индивидуума». Понятие практически здорового человека снимает названное противоречие. У практически здорового человека наблюдающиеся отклонения от нормы не сказываются существенно на самочувствии и работоспособности и не могут ещё расцениваться как болезнь. Но и болезнь в скрытом периоде может не иметь внешних проявлений.
Говоря об индивидуальном здоровье, имеют в виду сохранение и развитие биологических, физиологических и психических функций человека, оптимальной трудоспособности и социальной активности при наибольшей продолжительности активной жизни (табл. 6). В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Таблица 6. Функции и показатели здоровья человека
Функции | Показатели |
Биологические | Размножение |
Физиологические | Дыхание |
Питание | |
Выделение | |
Кровообращение | |
Психофизиологические | Восприятие |
Память | |
Мышление | |
Социальные | Трудоспособность |
Социальная активность |
4. Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
В упрощенном и в то же время обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:
— для соматического и физического здоровья — я могу,
— для психического — я хочу;
— для нравственного — я должен.
Признаками здоровья являются:
— специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
— показатели роста и развития;
— функциональное состояние и резервные возможности организма;
— наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
— уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Богатством любого государства являются не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, хотя они, несомненно, важны, но в первую очередь люди, его населяющие. Поэтому познакомимся с некоторыми демографическими данными, характерными для нашей страны. Без этих данных нельзя достоверно оценить состояние здоровья населения, так как каждому возрасту свойственны свои болезни.
Совокупное здоровье группы людей или всего населения страны называют общественным здоровьем. В международной практике важнейшими показателями, отражающими общественное здоровье, принято считать наряду с общей смертностью населения среднюю продолжительность жизни (в годах) и уровень детской смертности до одного года (на 1000 родившихся живыми).
На сегодняшний день средняя продолжительность жизни в Украине меньше, чем в развитых странах, где давно уже преодолён 70-летний рубеж. В Украине средняя продолжительность жизни равнялась 70 годам уже в 1984 г. В тот период отставание от наиболее передовых в этом отношении стран было практически преодолено. Однако затем средняя продолжительность жизни начала снижаться и до сих пор не достигла 70 лет. Таким образом, тенденция в изменении этого показателя по сравнению с развитыми странами оказалась совершенно иной.
Одно из прав человека — право на информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, т. е. факторами, воздействие которых может привести к развитию болезни.
Одним из важнейших приобретаемых по наследству свойств здорового организма, освободивших его в какой-то мере от физических и химических влияний окружающего мира, является постоянство его внутренней среды. Это понятие ввёл французский учёный Клод Бернар (1813-1878), считавший постоянство внутренней среды условием свободной и независимой жизни человека. Внутренняя среда образовалась в процессе эволюции и определяется в первую очередь составом и свойствами крови и лимфы.
Однако это постоянство — оно называется гомеостазом — имеет свои границы, определяемые наследственностью.
Наследственность важнейший, но не единственный фактор, определяющий здоровье и являющийся фактором риска заболевания.
Данные о влиянии различных групп факторов риска на здоровье человека представлены в табл. 7.
Таблица 7. Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья
Факторы, влияющие на здоровье | Примерный удельный вес, % | Группы факторов риска |
Образ жизни, условия труда и проживания, привычки и поведение | 49-53 | Курение, потребление алкоголя, несбалансированное, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации (дистресс), адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации |
Генетика, биология человека | 18-22 | Предрасположенность к наследственным болезням |
Внешняя среда, природно-клима-тические условия | 17-20 | Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений, повышенные космические, магнитные и другие излучения |
Здравоохранение | 8-10 | Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания |
От чего же зависит здоровье человека? Если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% — от внешнесредовых условий, т.е. в конечном итоге от экологии, 10% — от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Для человека окружающей внешней средой является не только природа, но и общество. Поэтому социальные условия также влияют на состояние организма и его здоровье. Условия жизни и трудовой деятельности, а также характер и привычки человека формируют образ жизни каждого из нас. Морально ответственный человек понимает необходимость следования нормам и правилам, запретам и предписаниям, связанным с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих. Так, издавна сложились традиционные правила поведения будущей матери.
Спокойная обстановка в семье, отказ от курения и алкоголя, движение и свежий воздух — таков «кодекс» её поведения. Однако на сегодня в стране более половины детей рождаются больными или с угрозой какого-либо заболевания, причём зачастую это происходит по вине матери.
Доказано, что ранняя детская смертность во многом зависит от того на сколько будущая мать связана со специалистами женской консультации: при редких и несвоевременных контактах уровень ранней детской смертности выше в три раза.
В каждом государстве действует особая служба, которая призвана лечить больных и предупреждать заболевания здоровых. Эта служба называется здравоохранением. Служба здравоохранения так же является условием и фактором, определяющим здоровье человека. А её недостатки — фактором риска заболевания.
Общественное здоровье также определяется рядом факторов. На здоровье общества влияют как природные, так и социальные факторы, которые определяют биологию человека.
Социальные факторы: зарплата, продолжительность рабочего дня, условия труда, уровень питания, условия жилища, здравоохранение, состояние окружающей среды.
Здоровье и болезнь — два понятия, которые характеризуют различные состояния человека. Здоровье — важнейший показатель состояния населения страны, её трудовых ресурсов. Специалисты приходят к выводу, что как заболеваемость, так и смертность населения, всё в большей мере зависят от окружающей среды и образа жизни людей, о чём поговорим позже.
Общественное здоровье населения Украины вызывает тревогу, так как средняя продолжительность жизни в стране меньше чем в развитых странах. Выделяют две основные причины подобного явления: высокую детскую смертность и высокую смертность населения в трудоспособном возрасте.
В чём причина низкого уровня здоровья населения Украины? Чтобы ответить на этот вопрос нужно познакомиться со структурой заболеваемости и смертности населения. Заболеваемость населения Украины в основном определяют пять классов болезней. Они составляют более двух третей всех заболеваний. Наиболее распространены болезни органов дыхания. Второе место занимают болезни нервной системы и органов чувств. Далее следуют болезни сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, а также несчастные случаи, травмы и отравления. Из других заболеваний следует отметить сахарный диабет. Частота его быстро растёт в последнее время. Растёт число вирусных заболеваний, к числу которых относится и новое для человека заболевание — СПИД. У женщин чаще возникает гипертоническая болезнь, холецистит, неврозы, у мужчин — язвенная болезнь, травмы, инфаркт миокарда.
В Украине, как и во всех странах, большинство людей умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, несчастных случаев, травм и отравлений, болезней органов дыхания. Однако в Украине больные умирают на 5-8 лет раньше, чем в большинстве развитых стран, и этим обусловлены существенно большие потери трудового и жизненного потенциала населения в нашей стране.
Тем самым ухудшение показателей здоровья и меньшая средняя продолжительность жизни в Украине по сравнению с другими странами обусловлены не отличием в структуре заболеваемости, а более высоким уровнем заболеваемости.
Прежде всего, более высокой является смертность детей в возрасте до 1 года. Высокий уровень младенческой смертности указывает на неблагополучие в состоянии здоровья населения. Однако младенческую смертность нельзя считать единственной причиной низкой средней продолжительности жизни в стране.
Другая причина снижения средней продолжительности жизни заключается в более высокой смертности населения трудоспособного возраста. Повышенная смертность людей, способных к труду, обусловлена у нас прежде всего высокой долей несчастных случаев, травм и отравлений, которые являются причиной смерти не мене чем в одной трети случаев, причём у мужчин в 4-5 раз чаще, чем у женщин.
Тревожным фактором является ухудшение здоровья молодых людей. Только пятая часть юношей призывного возраста, если пользоваться мировыми стандартами при оценке здоровья, могут служить в армии. Почти две трети девушек имеют хронические заболевания и нуждаются в оздоровлении, в противном случае рождаемые ими дети рискуют заболеть.
studfiles.net
1. Что такое «здоровье»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Что такое здоровье
1.1 Понятие «здоровье»: его содержание и критерии
1.2 Понятие о «количестве здоровья»
2. Основные компоненты здоровья
3. Образ жизни и его влияние на здоровье. Основы здорового образа жизни
4. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности
5. Вывод: здоровый образ жизни основа безопасной, полноценной и комфортной жизнедеятельности
ВВЕДЕНИЕ
Состояние здоровья здоровье населения предопределяется многими факторами: сущностью общественно-политического строя, социальной политикой, уровнем санитарно-гигиенической культуры, спецификой обычаев и традиций различных групп населения, условиями труда и быта, уровнем благосостояния, социальным обеспечением, характером межличностных отношений, состоянием окружающей среды, развитием здравоохранения и медицины. Кроме социальных и биологических факторов здоровье населения во многом определяется субъективным отношением индивидуума к своему здоровью и здоровью окружающих людей, его образом жизни.
Здоровье отдельного человека фиксируется различными диагностическими методами и средствами и характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущением жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности, целостностью и гармоничностью развития личности.
Жизнедеятельность — сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В широком смысле это слово означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития.
Основными видами деятельности человека являются труд, учение, игра. Другие виды деятельности — общественно-политическая, педагогическая, военная и т.д. возникли благодаря труду, который всегда носил общественный характер.
В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой. Под этим понятием понимают все то, что нас окружает, что прямо или косвенно воздействует на нашу повседневную жизнь и деятельность. Окружающая среда оказывает постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических и биологических. Безусловно, что на человека, как социальное существо, непосредственное влияние оказывают и психогенные факторы.
В ходе длительной эволюции человек приспособился к природной окружающей среде» и любые ее изменения неблагоприятно влияют на его здоровье. Организму человека свойственно безболезненно переносить те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. В противном случае происходит повреждение организма, которое при достижении определенной степени изменений квалифицируется как несчастный случай (травма) или хроническое заболевание.
На постиндустриальном уровне развития цивилизованного общества отступили массовые эпидемии, но возникли другие опасные факторы жизнедеятельности, так или иначе связанные со здоровьем. Например, только здоровый физически и морально человек может безопасно для себя и других управлять личным автомобилем или катером, правильно определить момент перехода улицы с интенсивным движением транспорта, выдержать длительный перелет самолетом, заниматься подводным плаваньем на отдыхе и т.д.
Таким образом, жизнедеятельность, здоровье и безопасность в современных условиях очень тесно взаимосвязаны.
1.1 Понятие «здоровье»: его содержание и критерии
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия – производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном – в конечном счете, определяются уровнем здоровья (табл. 1).
Таблица 1. Удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья
Сфера | Значение для здоровья, примерный удельный вес, % | Группы факторов риска |
Образ жизни | 49-53 | Вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др. |
Генетика, биология человека | 18-22 | Предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням |
Внешняя среда, природно-климатические условия | 17-20 | Загрязнения воздуха, воды и почвы канцерогенами и смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения |
Здравоохранение, медицинская активность | 8-10 | Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания. |
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Здоровье — это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Раскроем понятие здоровье более полно, как :
— отсутствие болезней;
— нормальное функционирование организма;
— динамическое равновесие организма в системе «человек-окружающая среда»;
— полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
— способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
— способность к полноценному выполнению основных социальных функций (общение, образование, труд).
Таким образом, можно сказать, что Здоровье – это способность человека приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям, способность противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням и повреждениям, способность сохранять себя.
Приведенное выше определение здоровья, данное ВОЗ, носит теоретический характер.
На практике врачи оценивают состояние здоровья более конкретными показателями, которые можно зарегистрировать и измерить: уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т.д.
Если эти показатели соответствуют возрастным нормам человека и позволяют ему без помех учиться, трудиться, можно утверждать, что человек здоров. Если же человек без видимых причин начинает плохо учиться, трудиться, у него пропадает интерес к играм, занятиям, можно предположить, что он нездоров.
Здоровье – ценность, к которой необходимо стремиться. Овладевая этой ценностью, люди более полно реализуют свои ожидания, удовлетворяют свои потребности, становятся более значимы не только для близких, но и для всего общества.
Какие содержательные характеристики используются при рассмотрении здоровья?
Наиболее широкое распространение получил функциональный подход: в способности человека осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, т.е. выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. В связи с функциональным подходом возникло понятие «практически здоровый человек».
Поэтому качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни — имеют довольно широкий диапазон толкования. Различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др. Способность к адаптации – один из важнейших критериев здоровья.
studfiles.net
Понятие здоровья
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
1 Понятие здоровья…………………………………………………………………4
1.1 Понятие здоровья и его критерии……………………………………………4
1.2 Понятие о здоровом образе жизни…………………………………………16
2 Составляющие здорового образа жизни……………………………………….27
2.1 Рациональное питание человека……………………………………………27
2.2 Закаливание………………………………………………………………….28
2.3 Физическое воспитание…………………………………………………….30
2.4 Личная гигиена и режим дня……………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы…………………………………………………36
Введение
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это — основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Физическое воспитание призвано воспитывать человека и передавать накопленные знания, умения и навыки от старшего поколения к младшему. Оно выступает как относительно самостоятельная часть, направленная на создание условий и предпосылок для эффективной трудовой и общественной деятельности. Это определяет специфику задач физического воспитания.
Под физическим воспитанием понимается процесс, сущность которого заключается в управлении физическим развитием человека, «в его физическом образовании и реализации на этой основе связей между различными сторонами развития в целях всестороннего гармонического совершенствования личности.
Целью данной работы является изучение понятия «здоровья» и составляющих здорового образа жизни.
1 Понятие «Здоровье»
1.1 Понятие здоровья и его критерии
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.
Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский, 1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида”.
Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил». Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье — это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей. Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать «естественный врожденный потенциал человеческого призвания». Существует и другие формулировки: здоровье — обретение человеком своей самости, «реализация Я», полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей. К.Роджерс М., 1994. также воспринимает здорового человека как подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен.
Ф.Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна.
З.Фрейд считал, что психологически здоровый человек — это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности.
По К.Г.Юнгу здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки В.Райха невротические и психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии. Следовательно, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии.
В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному. Соматический — совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный — мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни.
Аршавский И.А. подчеркивает, что организм на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с окружающей средой. Наоборот, будучи неравновесной системой, организм все время на протяжении своего развития меняет формы своего взаимодействия с условиями окружающей среды. Г.Л.Апанасенко указывает, что, рассматривая человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы.
Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы. Г.А.Кураев, С.К.Сергеев и Ю.В.Шленов подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что организм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в агрессивной природной и социальной среде. Но ведь биологическая среда не порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то такой организм обречен уже в начале своего развития. Исследователи предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма человека (реализации генетической безусловно рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности). В соответствии с этим, здоровье может быть определено. Как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ безусловнорефлекторных, инстинктивных, процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, направленных на социальную и культурную сферы жизни.
Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь — это случайность, не имеющая всеобщего характера. Таким образом, современная медицина занимается преимущественно случайными явлениями — болезнями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым (Брехман И.И.).
И.А.Гундаров и В.А.Палесский отмечают: “При определении здоровья следует учитывать мнение, что здоровье и болезнь не соотносятся между собой по принципу дихотомии: либо есть, либо нет; либо человек здоров, либо болен.
Здоровье предстает в виде жизненного континуума от 0 до 1, на котором оно присутствует всегда, хотя и в разном количестве. Даже у тяжелобольного есть некое количе
mirznanii.com
Определение понятия здоровье
Содержание
1.Дайте определение понятия «здоровье». 3
2.Выделите основные этапы формирования репродуктивного здоровья5
3.Осветите патогенез и клинику ВИЧ – инфекции. 9
Литература. 13
Здоровье – состояние полной физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней (Определение Всемирной организации Здравоохранения). Это понятие, к сожалению, не отвечает современным потребностям здравоохранения. Современная медицина ориентирована на тело и поэтому выделяют два вида показателей здоровья:
Показатели санитарной статистики — такие как смертность, инвалидность и т.д. Эти показатели отражают процессы происходящие в обществе, но отдельному человеку они мало что могут дать, кроме того они зависят от медицинских причин не более чем 15%.
Параметрические показатели здоровья — эти признаки служат эталонами для врачей, они являются индикаторами процессов в нашем организме. В настоящее время их более 2 тысяч. К ним относятся как антропометрические показатели, такие как рост, вес так и такие показатели крови, активность ферментов, показатели иммунитета, и т. д. Именно на основании этих показателей делается заключение о состоянии здоровья отдельного человека. НО ПОМНИТЕ! Самостоятельная интерпретация одного или нескольких показателей может дать вам неверные результаты. Почему? Потому что эталонные показатели получены в результате выведения средних цифр.
Например, нормальным ростом считается 175 см. но это не значит, что рост 2 метра является нездоровьем, вполне возможно, что двухметровый гигант абсолютно здоров, просто крайние отклонения 145 см и меньше, 2 метра и больше встречаются очень редко, а наиболее часто встречаются средние показатели, которые и принимаются за норму. Но высокий рост является дополнительным признаком некоторых заболеваний, но верно ценить весь набор признаков обычно может только врач.
Недостатки этой системы привели к созданию упрощенных критериев для оценки здоровья отдельного человека. Основой послужила реакция человеческого организма на внешние факторы.
1 Состояние здоровья — все показатели в пределах нормы, организм без напряжения реагирует на обычные внешние условия. (Обычными условиями в данном случае мы называем всё то, что воздействует на всех людей, и не требует специальной тренировки — солнечный свет, смена дня и ночи и т. д.)
2 Состояние напряжения адаптации — возникает в случае использования так называемых резервов организма (резервы — это реакции органов и систем организма не использующиеся в процессе жизнедеятельности, используются, только если внешнее воздействие превышает возможности стандартных систем организма). Исход возвращение к здоровью, или срыв адаптации.
3 Срыв адаптации — возникает, если воздействие превышает возможности не только стандартных систем, но и резервов. Реакции в обычных условиях отвечающие за восстановление функции органа или системы, в результате отказа (истощения) начинают приобретать патологическое значение (свёртывание в норме имеет положительное значение, но в случае большой кровопотери может привести к развитию тромбозов (ДВС) и смерти). Исход полное восстановление функции или переход в состояние болезни.
4 Состояние болезни — устойчивое (равновесное) состояние — исход неполного восстановления функции организма, в результате которого организм теряет способность адекватно реагировать на стандартные внешние факторы. Физическая нагрузка, в норме она может колебаться от 2-3 до 20 и более км. (ходьбы) в день, но больные заболеваниями сердца резко ограничены до нескольких сотен метров в день. Увы, пределы индивидуальной чувствительности к большинству внешних факторов весьма широки, поэтому мы (Врачи) можем достоверно определять только крайние степени нарушения функции
Во все времена художников привлекало таинство материнства. Знаменитые мастера на своих полотнах пытались запечатлеть непередаваемый взгляд матери, держащей на руках свое дитя. Материнство – великое счастье. Только постичь его доводится не всем женщинам. В нашей стране, к сожалению, уменьшается число женщин, способных родить ребенка. Как считают специалисты, причина в том, что репродуктивное здоровье женщин ухудшается. И чтобы будущая мама смогла родить ребенка, заботиться об этом надо с первых дней рождения девочки. Так считает консультант — детский гинеколог, специалист Республиканского центра медицинской профилактики Министерства здравоохранения республики Людмила Ивановна Тропникова. Она считает, что репродуктивная система предполагает долгий путь взросления — от маленькой девочки до здоровой, красивой женщины. На долгом пути формирования репродуктивного здоровья юного создания существуют очень ответственные периоды. Это время, когда родители должны особенно ответственно отнестись к здоровью девочки. В каком возрасте начинается такой период?
— Это первый год жизни девочки. Дело в том, что клеточный аппарат яичника теряет до 10 процентов клеток, которые должны вырабатывать гормоны. Это нормальный физиологический процесс. Физиологические потери не должны превышать норму. В противном случае возникает гормональная недостаточность, которая потом скажется на дальнейшем половом развитии ребенка. Это может привести к задержке полового развития и в дальнейшем сказаться на течении беременности, родов, и даже может возникнуть, сформироваться бесплодие.
К ним относятся искусственное вскармливание, заболевания дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, аллергические состояния. Поэтому очень важно сохранить клетки яичника. Для этого нужно исключить неблагоприятные факторы, т.е. ребенок должен расти здоровым, развиваться правильно, находиться на естественном вскармливании. Должны проводиться закаливающие процедуры, массаж по возрасту, гигиенические процедуры. Ребенок должен достаточно пребывать на воздухе. Родителям необходимо создать такие условия жизни ребенку, чтобы он рос и развивался нормально, и этим самым мы сохраним репродуктивное здоровье будущей женщины.
— Младенец растет очень быстро, и не успеет мама оглянуться, как ребенок уже встал на ножки, научился ходить, самостоятельно есть ложкой, говорить. С одного года до шести лет в организме девочек наступает период относительного покоя. И за это время, как считает врач, малышку нужно очень многому научить.
— После года материнские гормоны уже не действуют на организм девочки. А свои собственные гормоны еще не вырабатываются. Этот период необходимо использовать для целенаправленного воспитания будущей женщины. Самый лучший возраст для воспитания всех гигиенических навыков — от трех до шести лет. В этом возрасте ребенок все понимает, хорошо запоминает. Он очень серьезно относится к людям, к окружающему миру. Внимательно относится к их словам, к их действиям, т.е. это самый восприимчивый человечек. И очень способный для приобретения всего нового. Поэтому девочку в этом периоде нужно научить правильно чистить зубы, быть аккуратненькой, чистенькой, заниматься физическими упражнениями, танцевать. Важно, чтобы она это делала самостоятельно. Вначале, конечно, при помощи мамы, затем уже сама. И вот это «я сама», пожалуй, самое важное для всей ее дальнейшей жизни.
Но в этом периоде легко возникают и воспалительные процессы. Даже самые элементарные нарушения правил личной гигиены могут привести к возникновению воспалений органов, к тому же большое значение имеет инфекционный фактор. Дети могут заразиться внутриутробно, во время родов, контактным путем, через предметы обихода (посуда, полотенце), воздушно-капельным путем (например, герпес передается при поцелуе). Воспалительные процессы у детей, вызванные инфекционными факторами, приобретают бессимптомные формы течения заболевания. Только при профилактических осмотрах их можно обнаружить. Родители в шоке: как, когда, почему у ребенка возник воспалительный процесс? А он возможен. До 70 процентов девочек, обратившихся к детскому гинекологу в этом возрасте, страдают воспалительными заболеваниями. Поэтому очень важно родителям знать о том, что если они являются носителями инфекций, их дети должны быть обследованы в иммунологических лабораториях. У нас имеются хорошо оснащенные лаборатории в Республиканской детской клинической больнице на пр. Строителей, в спид-центре. После исследования в этих лабораториях девочку все-таки нужно проконсультировать у детского гинеколога.
— При любых болях в животе девочка должна быть обязательно осмотрена специалистом, настоятельно рекомендует наш консультант. Иначе запущенная болезнь может привести к печальным последствиям для буд
mirznanii.com
