Шляхта

Кабат, Желязницкий-
Кабат
Кабашевич
Каблок
Кавецкий
Кавлок
Кавшевич, Матушевич-
Каґан
Каґель (Коґель)
Каденаций
Кадовский
Кадушкевич-Кашиц
Каждайлевич
Кажинский
Казанович
Казановский
Казанский, Наркевич-
Казарский
Казиґродзкий
Казимерский (Казимирский)
Казимирский, Биберштайн-
Казновский
Кайзерлинґ, барон
Кайзерлинґ, граф (†)
Кайзерлинґ
Кайзерлинґ-Раутенбурґ, граф
Кайша
Каковский
Кактович, Котка-
Кактович
Калакуцкий
Каленевич (Калиневич)
Каленкевич, из Струпина
Каленкевич
Каленковский
Каленчинский
Калечицкий (Калешицкий)
Калина

Калиновский, Калинович-
Калиновский
Калинский
Калита
Калицкий
Калишевский
Каллаур
Калуский
Калусовский, Размусович-
Калусовский
Калушевский
Кальницкий
Калюхевич
Каменецкий
Каменский, Корвин-
Каменский, Ролич-
Каменский, Роля-
Каменский, из Каменьґрода
Каменский
Камёнка
Каминский, Багрын-
Каминский, Корвин-
Каминский, Леневич-
Каминский, Пудвельс-
Каминский, Радзивонович-
Каминский, из Слотвидов
Каминский, Шабецкий-
Каминский
Камоцкий
Кампа
Кампановский
Камповский
Канґовский
Кандзержевский
Кандыба, Прокшиц-
Кандыба, Пролеша-
Кандыба,
Рощиц-

Кандыба
Каневский
Кантович
Канушевич
Капелла
Капланович (Каптанович)
Каплинский
Каппель
Каптанович
Капулцевич, Любрыцкий-
Капульцевич
Капуста
Капусцинский
Капусцянский
Капчевский
Карабанович (Карабан)
Карабанович
Карадкевич
Карась
Карачевский
Карвецкий, Рамша-
Карвецкий
Карвовский, Ибянский-
Карвовский, из Конотопы
Карвовский
Кардамович
Кардашевич
Карева
Каренґа
Каржинский
Карио (Кари)
Карковский
Карлевич
Карлевский
Карленич
Карликовский
Карлович
Карловский
Кармазынович
Карназевич
Карницкий
Карновский
Карп
Карпинский,
Карпя-

Карпинский
Карпицкий
Карпович
Карпушко
Карский
Карсницкий
Карсовский
Карша
Каршанский
Карыґродзкий
Касинович
Каскевич
Касперович, Щаснович-
Касперович
Касперский
Каспревич (Каспрович)
Кастревич
Каспржицкий
Катерля (Катерли, Катырла)
Катковский (Котковский)
Катыль
Катынский
Каупович
Кацлер, де
Кацмайор
Кацюкевич
Кацюцевич
Качан
Качановский (Кочановский)
Каченский
Качинский, из Суша
Качинский, Сыша- (из Сыша)
Качинский
Качковский
Каша, Зґерский-
Кашанский, Глеб- (Глеба-)
Кашанский
Кашаровский (Кашаревский)
Кашевич
Кашевский
Кашиц
Кашовский
Каштелле (Кастелли)
Кашуба
Квантский
Квапинский
Квапишевский
Квашевич
Кверфельдт
Кветка
Квецевич
Квецинский
Квинта, Превиш-
Квинта
Квира (Квиро)
Квятковский, Якса-
Квятковский
Кевлевич
Кевлич
Кевнарский
Кежґайло (Кейжґайло)
Келбовский
Келдыш
Келлес-Крауц, барон
Келпш, Талата- (Талота-)
Келпш, Талят- (Келпша, Таллят-)
Келпш
Келчевский (Кельчевский), Пржездома-
Келчевский, Скарбек-
Кемпинский, из Кемпна (Кемпя)
Кемпинский
Кемпский, из Кемпы
Кеневич
Кензґайло
Кенский, Талат-
Кенский
Кенсмин
Кенсминович
Кенсовский
Кенстович,
Ґежґайло-

Кенстович
Кентрович
Керасевич
Керашевич
Кербедзь, Касперович-
Кербедзь
Кердей (Кирдей)
Керевич
Кержинский
Керн фон Везельрот
Керноженцкий
Керножицкий
Керсновский, из Керснова
Кершанский
Керьевич
Кетович
Кеторовский (Кетуровский)
Кеторовский
Кешковский (Кишковский)
Кёниґсек, фон
Кибеленский
Кибовский
Киборт, Лопатынский-
Киборт
Киборштович, Лабецкий- (Лабенцкий-)
Кивилевский
Кидревич (Кедревич)
Киенский (Киянский)
Кижевич
Кижевский
Кижновский (Керсновский)
Кизевич
Кикович
Киковский
Киксинович
Килдыш
Килевский
Киллер, граф
Киллер
Килтынович
Кимбар
Кимборович
Кимейць
Киммель
Кимонт
Киндер
Киневич (Кеневич)
Кирбут
Киркевич
Киркилло
Кирклевский
Киркор
Кирхнер
Кирш
Кирша
Киршанский
Киршенштайн
Кирштайн
Кирьяцкий, Князёвич-
Кирьяцкий
Киряцкий
Кисаржевский
Киселевич
Киселевский
Кисель, Загоранский-
Кисель, из Брусилова Дрогиницкий-
Кисель, Святолдыч-
Кисель
Кисловский
Кислянский
Китаевский
Киткевич
Китович
Китовский
Киц
Кич, фон
Кишка
Кишкевич
Киюць (Кияць)
Кияковский
Кияновский
Клаёвский
Клайнер
Клайс
Клайст
Клевщинский
Клейноцкий
Клемент
Кленицкий
Кленовский
Клепацкий, Ясколд-
Клепацкий
Клецкий
Клечковский
Клещевский
Клещинский
Клещовский
Клибако
Клидзя (Клидзь)
Кликович
Кликс (Кликса)
Климанский, Толкевич-
Климанский
Климантович (Климонтович, Климентович)
Климашевский, Борута-
Климашевский, Лось-
Климашевский, Рыло-
Климашевский
Климкевич, Лакянский-
Климкевич
Климович, Боркун-
Климович, Кубрын-
Климович, из Климота
Климович, Церенецкий- (Цереницкий-, Цернецкий-)
Климович
Климонтович, из Климонта
Климчицкий
Климята
Клинґштедт, барон Мерцан де/фон
Клинский
Клихновский
Кличевский
Клишевский
Клодницкий
Клокоцкий
Кломинский
Клопман, барон фон
Клопотовский
Клосинский
Клосковский
Клосовский
Клостовский
Клотт (Клот)

Клочевский
Клочко
Клочковский
Клошовский
Клюкевич
Клюкович
Клюковский
Клюновский
Ключевский
Ключинский
Клявсевич (Клавсевич)
Кляевский
Кляр
Кмецинский
Кмита, Пашиц-
Кмита, Ратомский-
Кмита
Кнабенау, де
Кнаут
Кнахфус
Кнечун
Книґґе, барон
Книпович
Книстовт
Книшевич
Книшевский, Ґрабе-
Кнобельсдорф, Вилямовский-
Кнобельштоф (Кнобельсдорф)
Кнорринґ (Кнорре), фон
Кнюпшта
Княжевич (Князевич)
Княжевский

Княжища
Княжнин
Князевич, Любецкий- (из Любча)
Кобека, Расинский-
Кобека
Кобецкий
Кобордо
Кобоско
Кобошинский
Кобро
Кобылинский
Кобыльницкий
Кобылянский (Кобыленский)
Ковалевский, из Кмитов
Ковалевский, Шевердыкович-
Ковалевский
Ковалик
Ковальский, Веруш-
Ковальский
Коверский
Ковзан (Колвзан)
Ковзан, Могыла-
Ковзан
Ковинский
Ковнацкий
Коґновицкий
Кодзевич
Кодзь
Кодо
Кодынский
Кожуховский
Козакевич, Курочицкий-
Козакевич, Смолька-
Козакевич
Козаковский, Крупек-
Козаковский
Козаревич
Козаржевский
Козарын, Окулич-
Козарын
Козел (Козёл)
Козел, Поклевский-
Козелецкий
Козелло, Козроґович-
Козельский
Козерадзкий
Козеровский
Козиковский, Козика- (Козик-)
Козиц (Козица)
Козицкий
Козич
Козлинский
Козловецкий
Козловицкий
Козлович
Козловский, Доев-
Козловский, Рашиц-
Козловский, Ролич-
Козловский, граф
Козловский
Козляковский
Козминский
Козмян
Кознецкий
Козополянский
Козубовский
Козубский
Козырский
Койрович
Койшевский
Кокошинский, Барждр-
Кокус
Колаковский
Колачинский
Колачковский
Колашевский
Колб (Колба)
Колб-Селецкий
Коленда, Стадницкий-
Коленда
Колендовский
Коленко
Колесинский, Дымитрович-
Колесинский
Колесницкий
Колковский
Колмачевский
Колович
Колодзинский, Ґесский-
Коломыский (Коломыцкий)
Коломыский
Коломыцкий
Колонтай
Колосовский
Колотовский, Кола-
Колотовский
Колпаковский
Колтан
Колтовский
Колудзкий
Колупайло, Рудзеевский-
Колупайло
Колыша
Колышко
Кользан
Комаевский
Команяка (Комуняка)
Комар, Забожинский-
Комар, Стаховский-
Комар
Комаржевский
Комарницкий
Комарович
Комаровский, граф из Липтова и Оравы
Комаровский
Комбар
Комовский
Коморский
Комяго, Домашевич-
Конаржевский
Конарский, из Конар Якса-
Конарский, Фирлей-
Конарский
Кондрат
Кондратович, из Ґинята Иґор-
Кондратович
Кондрацкий (Кондрадзкий)
Кондрацкий
Коневич
Конеревич
Конецкий
Конинский, Дунин-
Конинский
Конколович
Кононович, Семенович-
Кононович
Кононович-Горбацкий
Конопацкий, Сверский-
Конопацкий
Конопельский
Конопинский
Конопка
Коноплицкий
Коноплянский
Коносевич
Конрад
Конради, де
Консенциуш
Константынович, Погожа-
Константынович, Шварплович-
Константынович
Контковский
Контовский
Контовт
Контрым
Контрымович, Оґинец-
Контрымович
Концевич
Концерович
Конча (Коньча)
Кончевский
Коньчиц
Конюшевский
Копайский
Копалинский, из Копасина
Копанский
Копаржевский
Копацевич, Пашуць-
Копацевич, Покуць-
Копацевич
Копацкий
Копач
Копачевич
Копевич, Елитко-
Копевич
Коперницкий
Копець (Копць)
Копець, Будзиславович-
Копець, Перганович-
Коплевский
Коповский
Копокушский
Копровский
Копцевич, Пенька-
Копцевич
Копчинский
Копш
Копытковский
Копытовский
Копыцкий
Корабевич
Корага (Скрага)
Корага
Корбут, Карафа-
Корбут
Корвелер
Корвель
Корґовд
Корда
Корда-Занкович
Корда-Сысоев
Кордзиковский
Кордовский
Корейва
Кореневский
Корецкий, Кулябка-
Корецкий
Коржбок
Корженевич
Корженевич-Высоцкий
Корженевский, Можейко-
Корженевский
Корженецкий
Коржец
Коржон
Коржуховский
Корзун (Корзан)
Корзун
Корзюк (Кордзюк), Залеский-
Кори
Корклинский
Коркоз (Коркош)
Коркоза
Коркозевич (Коркозович)
Коркозович, из Коркозов
Коркуць
Корн, фон Циґерн
Корн
Корналевский
Корнашевич
Корнилович, Бес- (Без-)
Корнилович, Курош-
Корнилович, из Корничей Бес-
Корнилович
Корнич
Коробец
Коробка
Коровай
Корожинский
Короза
Корозинский
Королевич, Юцевич-
Королевич
Королькевич
Королько, Бобровский-
Коропка, Черневский-
Короткевич, Корвин-
Короткевич
Коротынский
Коротышевский
Корочинский
Корпулевский
Корсак, Бобыницкий-
Корсак, Глубоцкий-
Корсак, Залеский-
Корсак, Савич-
Корсак, Сович-
Корсак, Удзельский-
Корсак
Корульский, Косцеша-
Корф (Корфф)
Корфф (Шмисинґ-), барон
Корфф, граф
Корчевский, Свенчиц-
Корчевский
Корчинский
Корчиц
Корчмаржевский
Коршун
Корыбский, Чирвонка-
Корызна
Корыс
Корытко
Корыцинский
Корыцкий, Бондза-
Корыцкий
Кос
Косакович
Косаковский, Корвин-
Косаковский
Косаржевский
Косаржецкий
Косарский
Косацкий
Косачевский
Косевич (Косович)
Косецкий
Косиковский
Косиловский
Косинский
Косицкий
Коско
Косман
Космерский
Косминский
Космовский
Кособудзкий
Кособуцкий
Косов
Косовский

Косолапович, Клеменсович-
Косополянский
Коссаковский, граф Корвин-
Костецкий
Костка
Костковский
Костомлоцкий
Костржицкий
Костро
Костровицкий (из Костровиц)
Костровский
Кострыца, Львович-
Кострыца
Косцевич
Косцелецкий, Пацына-
Косцелецкий
Косцецкий
Косцюкевич
Косцюлевич
Косцюшко, Хоболтовский-
Косцюшко
Косцюшко-Сехновицкий
Косця
Косцялковский, Цындрам-
Косцялковский
Котарский
Коташевский
Котвицкий
Котвич
Котка
Коткевич
Котковский
Котлинский
Котловский
Котлубай (Кодлубай)
Котляревский
Котович
Котовский
Котушовский
Кохан
Коханович, из Кохан Ґротт-
Кохановский, Корвин-
Кохановский
Коханский
Кохлевский
Коховский
Коцеёвский
Коцел
Коцелковский
Кочальский
Кочаровский
Кошарский
Кошембар
Кошка, Сасин-
Кошка
Кошович (Кошевич)
Коштовня (Коштовный)
Коштульский
Кошутаровский, Сыманович-
Кощиц
Коялович, Виюк-
Коялович
Крагельский
Краевский
Краешевич
Кражовский
Краинский
Крайский
Крайчман
Краковка
Краковский
Краморовский
Краповский
Красинский, Корвин-
Красинский, граф Корвин-
Красинский
Красицкий, граф
Красицкий
Красковский, Юшкевич-
Красковский
Красневский
Красник
Красницкий
Красноборский
Красновецкий
Красновский
Краснодембский
Красносельский
Красовский, Жембра-
Красовский, Краснощок-
Красовский, из Дзежек
Красовский, Серафиник-
Красовский
Красуский
Краузе
Крачек, Дубиса-
Крачковский
Крашевский, Дзешко-
Крашевский
Крашовский
Креґер
Крейчасон
Кремпский
Крепский
Крепштуль
Кретковский
Кретович
Кречмер
Кржановский
Кржеменецкий, Ґржимала-
Кржеменецкий, Лепкевич-
Кржеменецкий
Кржеменский, Леткевич-
Кржентовский (Кржетовский)
Крженцевский
Кржечевский
Кржечетовский
Кржечковский
Крживец, Левошкович-
Крживец
Крживецкий
Крживицкий, Раймер-
Крживицкий
Крживковский
Крживоблоцкий, Федкович-
Крживоблоцкий
Кржижановский, из Дембна
Кржижановский
Кржижевич, Любич-
Кржижевич
Кржижевский
Кржимовский
Кржицкий
Кржичевский
Кржишевский
Кржишиловский
Кржиштофович
Кржиштофорский
Кржчонович
Криґир (Криґер), Войновский- (Воевский-)
Кридель
Кроґир
Кройц (граф Бельциґ фон)
Кройц, граф (†)
Кройц
Кролевский
Кролицкий
Кроль
Кромпевский
Кромпневский
Кроннеман
Кроп
Кропанович
Кропивницкий
Кропинский
Крочинский
Крощиский
Круглик, Ощевский-
Крукович, Корвин-
Крукович
Круковский, Корвин-
Круковский, из Ратной
Круковский
Круликовский, Шнетт-
Круликовский
Крумес, фон
Круневич
Крупель
Крупенич
Крупецкий
Крупинский
Крупицкий
Крупка
Круповес
Крупович
Крупский
Крусь
Кручинский
Крушевский
Крушельницкий
Крушинский
Крушович
Крыницкий
Крынский
Крычинский, князь
Крычинский
Ксеневич
Кубаровский
Кубарский
Кубецкий
Кубилойць
Кубинский
Кубицкий
Кублинский
Кублицкий
Куґелевич
Куґланд
Кудак
Кудеревский (Кудеровский)
Кудзинович
Кудзинский
Кудзич
Кудоровский
Кудревич
Кудржицкий
Кузмицкий, Ивашкевич-
Кузмицкий, Крживец-
Кузмицкий, Крживич-
Кузмицкий
Куйжа
Кукевич, с Пыха
Кукевич
Кукель, Краёвский-
Кукель
Кукленский
Куклинович
Куклинский
Кукля
Кукович, Дашкевич-
Кукович
Куксинович
Кулак, Окола- (Околов-)
Кулакович
Кулаковский
Кулацкий
Кулачковский
Кулевич, из Кулевских
Кулевич
Кулевский
Кулень, Славенский-
Кулеша (Кулеш)
Кулеша, Корвин-
Кулеша, Острога-
Кулешевич
Кулиґовский
Куликовский, Ушак-
Куликовский
Кулицкий, Любич-
Кулицкий, Ширма-
Кулицкий
Куль, Килевич-
Куль, Килевский-
Куль
Кульбацкий
Кульвец
Кульвець
Кульвинский
Кульман
Кульпович
Кульчицкий
Куля
Кумевич
Кумпикевич
Кунахович
Кундзич
Куневич, Островский-
Куневич
Кунейко
Куницкий
Кункевич
Куновский
Кунсинович
Кунцевич, Ґинейт-
Кунцевич
Купинский
Купрашевич
Купревич
Купсць
Купцевич
Курако
Кургановский
Курґанович
Курженецкий, из Курженца
Курженецкий
Куржина
Куржонтковский
Курка (Курек), Ґамрат-
Куркевич
Курклинский
Курковский
Курманович
Курмин, Ляцкий-
Курнатовский
Курневич
Куровицкий
Куровский, Чемес-
Куровский
Куродовский
Курочиц
Курочицкий, Санютыч-
Курцевич (Корьятович-К.), князь
Курч
Курчевский
Курчинский
Курылло
Курылович
Кусинский
Кусонский
Кусцинский (Кустынский)
Кусцинский, Львович-
Куткевич
Кутковский
Кутыловский
Кухаржевский
Кухарский
Кухновский
Кухцинский
Кухцицкий
Куцборский
Куцевич, из Юндзилов
Куцевич
Кучан
Кучборский
Кучвальский
Кучевский, Рожиц-
Кучевский
Кучин
Кучинский, Корвин-
Кучинский, из Кучина Ґансеровских
Кучинский
Кучук, Сестрженцевич-
Кучук
Кушевич
Кушелевич
Кушелевский
Кушель, из Гулидова (Гулидовский-)
Кушель
Кушлейко
Кушлянский
Кущевский
Куявский, Бржоска-
Куявский

www.lyczkowski.net

Почему польская шляхта не считала себя славянами

Мало общего

Сарматизм и сегодня существует в польской культуре, правда, являясь скорее формой иронической самоидентификации. Иногда это слово употребляют, чтобы подчеркнуть уникальность польского характера, любые отличия от соседей-славян.

В наши дни разногласия внутри славянской семьи очевидны, и на то есть множество причин социально-политического и культурного характера. Одна из них ведет свой отсчет примерно с VI века нашей эры – именно тогда, по мнению исследователей, начал выходить из употребления общий для всех славян праславянский язык. Как выразился один из мыслителей, «славяне использовали национальные языки, скорее, для разделения, чем для объединения».

Однако различия между славянами объясняются не только посредством истории или языка. Польский антрополог и биоархеолог Януш Пионтек пишет, что с биологической точки зрения к славянам можно отнести разные группы, которые изначально населяли Южную, Центральную и Восточную Европу, и они заметно отличаются друг от друга.

«Славян с поляками связывает многое. Поляков со славянами — ничего. Им неуютно в своем славянстве, неуютно осознавать, что они из той же самой семьи, что украинцы и русские. То, что мы оказались славянами — это случайность», — констатирует польский писатель Мариуш Щигел.

События Второй мировой войны, последствия развала СССР во многом отдалили поляков не только от всего советского, но и в какой-то степени, от того, что является основой славянской идентичности. Тенденция последних десятилетий, когда ситуация заставляет граждан Польши искать работу и лучшие условия существования на Западе, приводит к тому, что поляки стали чувствовать больше общего с жителями Великобритании и Германии, чем с белорусами или украинцами.

Журналист Кшиштоф Василевский в статье «Славяне против славян» постсоветский период в истории Польши называет годами трансформации, когда поляки «любой ценой старались стать похожими на Запад, отмежевываясь от всего, что носило отпечаток Востока».

Вполне закономерно, что польские историки выискивают теории общих корней с кем угодно – с германцами, скандинавами, сарматами, с брезгливостью относясь к словам автора древнейшей польской хроники Галла Анонима: «Польша — часть славянского мира».

russian7.ru

это что такое. Кто такой шляхтич? Краткая история шляхты

Любители исторических романов Генрика Сенкевича не раз встречали в них такое понятие, как «шляхта». Значение слова этого, однако, не всегда было понятно из контекста. Давайте же узнаем, что означает данное существительное, а также рассмотрим историю явления, именуемого этим названием.

Что обозначает слово «шляхта»

Этим термином в Речи Посполитой именовался дворянский класс.

Фактически это существительное можно считать синонимом к терминам «знать», «дворянство». При этом шляхта – это особое явление, характерное именно для польской культуры. Кроме того, оно существовало в соседних странах (Чехия, Словакия) и тех, чьи земли в прошлом входили в состав Речи Посполитой (Беларусь, Литва, Украина).

Этимология

Российское слово «шляхта» было образовано от польского существительное szlachta. Оно, в свою очередь, вероятнее всего, образовано было от немецкого термина Schlacht (битва, сражение).

Также распространена версия, что «прародителем» «шляхты» было старонемецкое слово Slacht, обозначающее «породу, род».

Какая из этих теорий верна — неизвестно. Тем более что первые свидетельства об этимологии рассматриваемого слова появились лишь в XV в. При этом само понятие возникло минимум на 4 века раньше.

Кто такой шляхтич

Если шляхта – это общее название аристократии, то отдельный ее представитель именовался «шляхтич» или «шляхтянка» (если речь шла о женщине благородного происхождения).

Изначально (еще в период существования Королевства Польского) получить дворянство обычные люди могли в основном за боевые заслуги (кстати, отсюда и происхождение термина). Поэтому в ранние века польские шляхтичи были близки по своей роли к европейским рыцарям.

В более поздние времена стать дворянином стало намного сложнее, даже несмотря на славные подвиги на ратном поле. При этом на протяжении практически всей истории существования шляхты на ее представителях лежала ответственность за оборону страны.

По данным польских историков, в XVI-XVIII вв. существовало более десяти разновидностей шляхты. На них делили по разным категориям: по древности, по богатству, по наличию или отсутствию герба, земель или крестьян, по происхождению, по месту жительства и т. п.

Несмотря на множество разновидностей, шляхта – это всегда элита общества. Поэтому даже самый бедный безземельный шляхтич имел больше прав и привилегий, нежели самый зажиточный простолюдин.

Поскольку многие дворяне Речи Посполитой были бедны, главным богатством каждого аристократа были его honor i godnośc (честь и достоинство). Защищая их, даже самый небогатый дворянин мог бросить вызов знатному богачу.

Бытует заблуждение, что все шляхтичи обязательно были католиками. Это миф, хотя вопрос вероисповедания был весьма важен для Речи Посполитой, среди ее дворянства были представители разных христианских деноминаций.

История появления шляхты

Рассмотрев, что означает слово «шляхта», стоит обратить внимание на историю этого явления.

Первые рыцари-шляхтичи появились в XI в. Как уже было сказано выше, благородное звание они получали за военные заслуги. Интересно, что в те времена любой человек мог за боевые достижения получить дворянское звание. Причем это правило распространялось даже на рабов.

Благодаря такой политике в XI в. появилось огромное количество дворян, при этом они не имели гербов и земель, находясь на государственном обеспечении.

Начиная с XII в. шляхта – это землевладельческое сословие. С этого периода польские дворяне начинают постепенно подминать под себя управление всеми сферами жизни государства. Так получив земли, они за несколько десятков лет практически поработили крестьянство, лишив сельские общины самоуправления и введя крепостное право.

Ситуация с населением городов была не лучше. Поскольку мещане были людьми мирными, не участвующими в постоянных военных конфликтах, шляхта лишила их права владеть землей. Также дворяне постоянно облагали городских жителей налогами и грубо вмешивались во все их дела. Из-за этого промышленность государства практически не развивалась.

Золотая вольность

Разобравшись с тем, что означает «шляхта» и «шляхтич», стоит узнать о таком понятии, как «шляхетская демократия» или Złota Wolność (Золотая вольность).

Суть этой политической системы (которая сформировалась в Королевстве Польском, а потом распространилась и на Речь Посполитую) заключалась в том, что практически каждый дворянин принимал участие в управлении государством.

Хотя официально во главе страны стоял король, он единственный в Европе был выборным. И выбирал его Сейм (парламент, состоящий из наиболее состоятельных шляхтичей, по структуре напоминает современный сенат в США), причем на место короля могли претендовать практически все состоятельные дворяне, независимо от древности рода.

Польский король выбирался на всю жизнь, но шляхта имела законное право поднять против него восстание (рокош) и сместить неугодного с занимаемой должности. Кроме того, каждый член Сейма имел право вето, поэтому большинство законов в Речи Посполитой принимал не король, а шляхта.

Несмотря на свою прогрессивность, Золотая вольность имела и негативные стороны. Например, постоянные междоусобицы и борьба наиболее состоятельных дворян за власть. По этой причине в конце XVIII в. страна оказалась настолько ослабленной, что была завоевана тремя соседними государствами: Российской империей, Австрией и Пруссией.

Упадок и исчезновение шляхты как класса

После того как Речь Посполитая прекратила свое существование в XVIII в., огромная часть ее земель оказалась под властью Российской империи. Новые власти пришли к необходимости уровнять шляхтичей с русскими дворянами. Но оказалось, что польской знати было очень много (приблизительно 7 % от всего населения Польши, в то время как в России – 1 %).

Чтобы уменьшить ее количество, на протяжении всего XIX в. в империи вводились различные ограничительные законы, требующие от шляхтичей подтверждения древности своего рода документально. Однако собрать все необходимые справки могли далеко не все дворяне. Из-за этого почти половина из них были переведены в категорию простолюдинов.

Такая подлая политика способствовала многочисленным восстаниям, которые лишь усугубляли положение бывшей шляхты.

После событий 1917 г. на территории бывшей Российской империи и Речи Посполитой были попытки восстановить шляхту как класс и вернуть ей былые права и свободы. Однако добиться этого не удалось, и в 1921 г. последние привилегии дворян в Польше, Украине и Западной Белоруссии были упразднены, как и само сословие.

fb.ru

Польская шляхта — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Шля́хта (западнорус. шлѩхта, предположительно от древневерхненемецкого slahta — род, либо нем. Schlacht — сражение) — привилегированное сословие в Королевстве Польском, Великом княжестве Литовском и, после Люблинской унии 1569 года, в Речи Посполитой, Российской империи (до начала XIX века, в южных окраинах Российской империи до конца XIX в.[1]), а также некоторых других государствах.

Польская шляхта изначально была исключительно воинским сословием, сумевшим со временем утвердить право на выборную монархию. Сложные отношения между монархией и шляхтой, а также далеко идущие привилегии шляхты стали одной из основных причин упадка Речи Посполитой в XVIII веке.

В Чехии (Šlechta) и в Словакии (Šľachta), как и в странах, бывших когда-то частью Речи Посполитой (Польше, Украине, Белоруссии и Литве (Šlėkta)), также шляхтой называется и дворянство вообще.

Происхождение[ | ]

В польской историографии существуют две теории решения вопроса о происхождении шляхты:

  1. теория естественной эволюции социально-политических отношений в жизни польских племён, отрицающая факт завоевания извне. Государственной организации предшествовала, как и у всех первобытных народов, родовая, причём род представлял собой и экономический союз на началах коллективности. Дальнейшей формой социальной интеграции являлась группа родов, соответствовавшая южнославянскому братству и положившая начало территориальному союзу, называвшемуся впоследствии «ополе». Делами ополя заведовал совет старшин, стоявших во главе отдельных родов, из которых состояло ополе. Из соединения ополей возникали племена, которыми управляли князья. Война усилила княжескую власть и способствовала выделению из общей массы свободных людей особого постоянного класса воинов, образовавшего ядро, из которого постепенно развилось шляхетское сословие (см. военная демократия).
  2. теория профессора Пекосинского. Завоевание Польши полабскими славянами в конце VIII или начале IX века (т. н. Сарматизм) Одним из аргументов в пользу этой гипотезы считается присутствие рун в гербах польской шляхты. В современной историографии считается маловероятной вследствие того, что нет доказательств завоевания Польши иноземцами[2].

История[ |

encyclopaedia.bid

Почему польская шляхта не считала себя славянами

Мало общего

Сарматизм и сегодня существует в польской культуре, правда, являясь скорее формой иронической самоидентификации. Иногда это слово употребляют, чтобы подчеркнуть уникальность польского характера, любые отличия от соседей-славян.

В наши дни разногласия внутри славянской семьи очевидны, и на то есть множество причин социально-политического и культурного характера. Одна из них ведет свой отсчет примерно с VI века нашей эры – именно тогда, по мнению исследователей, начал выходить из употребления общий для всех славян праславянский язык. Как выразился один из мыслителей, «славяне использовали национальные языки, скорее, для разделения, чем для объединения».

Однако различия между славянами объясняются не только посредством истории или языка. Польский антрополог и биоархеолог Януш Пионтек пишет, что с биологической точки зрения к славянам можно отнести разные группы, которые изначально населяли Южную, Центральную и Восточную Европу, и они заметно отличаются друг от друга.

«Славян с поляками связывает многое. Поляков со славянами — ничего. Им неуютно в своем славянстве, неуютно осознавать, что они из той же самой семьи, что украинцы и русские. То, что мы оказались славянами — это случайность», — констатирует польский писатель Мариуш Щигел.

События Второй мировой войны, последствия развала СССР во многом отдалили поляков не только от всего советского, но и в какой-то степени, от того, что является основой славянской идентичности. Тенденция последних десятилетий, когда ситуация заставляет граждан Польши искать работу и лучшие условия существования на Западе, приводит к тому, что поляки стали чувствовать больше общего с жителями Великобритании и Германии, чем с белорусами или украинцами.

Журналист Кшиштоф Василевский в статье «Славяне против славян» постсоветский период в истории Польши называет годами трансформации, когда поляки «любой ценой старались стать похожими на Запад, отмежевываясь от всего, что носило отпечаток Востока».

Вполне закономерно, что польские историки выискивают теории общих корней с кем угодно – с германцами, скандинавами, сарматами, с брезгливостью относясь к словам автора древнейшей польской хроники Галла Анонима: «Польша — часть славянского мира».

russian7.ru

И снова забытая польская шляхта на Восточной Беларуси.

Май 24, 2012 4 коммент.

И снова забытая польская шляхта на Восточной Беларуси.

Род Оношко.

Я не раз бывала в Могилёве, большом шумном промышленном городе, немного романтики которому добавляет река. Мне казалось, что Могилёв снивелирован, лишён истории за годы войн и лихолетий. Но корни моих предков – отсюда, а мне так хотелось отыскать эти корни! И вот я смотрю фотографии, видео, заново открывая для себя Могилёв. То, что вижу – потрясает: величественное здание костёла, католическое кладбище с великолепными памятниками. И самый, пожалуй, скромный из них: надгробие ксёндза Габриеля Оношко. Однако, это именно то, что я ищу здесь…

Моя бабушка, Оношко Алина Альбертовна родилась в деревне Поплавщина под Могилёвом, несколько лет жила в самом городе. В школьные годы я не очень интересовалась историей, и то, что в документах у бабушки значилась национальность «полька», удивляло, но не заставляло задуматься. Года три назад на глаза мне попалась крошечная, в несколько строк статья о том, что потомки древней шляхты живут среди нас. И тут сразу почему-то вспомнилась бабушка: статная, гордая, властная. Начались поиски: Интернет, архив, переписки, встречи, воспоминания. Результат ошеломил всех родственников — род Оношко, как род воинов-рыцарей, начал формироваться ещё в языческие времена на территории современной Польши в районе Кракова. Многочисленные битвы и захваты новых земель привели его сначала на Волынь, а затем и в Великое Княжество Литовское. Фамилия произошла от названия имения – Оношковичи, а официальный статус шляхетной она получила в 1547 году. Тогда король польский Сигизмунд II Август пожаловал её представителям Фёдору (Теодору) и Яцыне Оношкам родовой герб, вошедший в историю под названием «Яцына». Фёдор и Яцына были сыновьями княжны Анны Юрьевны Четвертинской – боевые заслуги хорошо вознаграждались в то время, и шляхтич по фамилии Оношко мог себе позволить взять в жёны княжну.

С годами род разветвился, а новых владений становилось всё меньше. Это вынудило обедневших наследников брать землю в аренду. Один из них – Ян сын Флориана Оношко – в конце XVII века поселился на арендованной земле в шляхетской околице Поплавщина недалеко от Быхова. В этот район стекалось множество польской шляхты, т.к. в результате длительных войн со шведами и войсками русского царя быховские земли обезлюдели. По этой причине король польский Михал Корибут Вишновецкий в 1669 г. освободил город Быхов от всех налогов и податей на 20 лет.

Когда в 1772 г. могилёвские земли от Речи Посплитой перешли к Российской Империи, новая власть потребовала от многочисленной польской и литовской шляхты подтверждения благородного происхождения. Процедура была сложной и дорогостоящей, но Оношкам удалось собрать сведения об истории рода. В 1791 г. власти приняли представителей семьи, проживающих в Поплавщине, в русское дворянство.

Статус дворянина предполагал значительные привилегии: освобождение от налогов, от воинской повинности, возможность получения хорошего образования. Мелкие дворяне активно пользовались этими привилегиями. Из их среды выходили чиновники, офицеры, священнослужители. Поплавщина не была исключением. Особую роль в истории околицы сыграли её уроженцы-священники.

Прежде всего, это — Ян сын Амброзия Оношко (1765-1848). Ксёндз Ян Оношко, профессор, ректор Главной Варшавской Семинарии, всё своё состояние и недвижимое имущество завещал жителям Поплавщины. Кроме того, на его деньги была куплена земля, которую ранее брали в аренду. Таким образом все поплавские Оношки превратились в небольших помещиков.

По стопам ксёндза Яна пошёл племянник – ксёндз, магистр теологии Габриель сын Винцента Оношко (1822-1899), но его жертвования из-за бюрократических препонов до Поплавщины так и не дошли.

Потом был ксёндз Вацлав сын Якуба Оношко (1899-1966). Люди помнят его до сих пор как очень неравнодушного, смелого, отзывчивого, бескорыстного человека. Однако почти всю жизнь ксёндз провел в иммиграции, ему не нашлось места в Поплавщине. Там была уже другая власть и другие законы. Шляхта, дворяне, поляки не вписывались в эти законы, и всё было уничтожено. Уничтожено буквально, физически: в одной только Поплавщине расстреляно и сослано в лагеря не менее двух десятков человек.

А потом была война, которая довершила уничтожение.

Недавно мы побывали в деревне. От её былой истории осталось только древнее кладбище, которое находится едва ли в лучшем состоянии, чем католическое кладбище Могилёва. А ведь там – могила ксёндза Яна Оношко. Его не знают у нас, но хорошо помнят в Польше. И сколько же ещё таких кладбищ и таких могил по всей Беларуси? Что с ними будет? У меня нет ответа.

Людмила Волочко.

P. S.

Прочитав статью и ознакомившись с большой подборкой документов и фотографий (смотрите ссылки указанные ниже !!!) мне вспомнилась выставка фотографий «О ЧЕМ ШУМЯТ БЕРЕЗЫ» г-жи  Эвы Шернер /ПАРИЖ/ которую мы проводили в апреле 2010 года из семейных архивов о жизни польских дворянских семей под Могилевом в конце XIX — начале XX века. Я специально повторяю сказанные мною тогда слова. Уж очень берет за душу когда перебираешь документы, фотографии… А ведь многое забыто, многое может быть забыто !

Многим приходилось бывать в этнографическом музее г. Могилева, где собрана интересная экспозиция о жизни белорусских крестьян и горожан. Но была еще и шляхта.

А как жили они? Меня поразили эти фотографии. Красивые мужчины, красивые женщины. Конная выездка. Охота с собаками. На месте былых маентков сейчас ничего нет, даже мусора. Но есть память.

http://onoszko-ludwika.blogspot.com/p/blog-page_7794.html
http://onoszko-ludwika.blogspot.com/p/historia-rodu.html

Недавно в Могилеве побыла семейная пара Тереса и Рышард Колышко из Кракова. Эти пожилые люди, которым за 80 и которые не имеют никакого отношения к былым Крэсам, приехали только потому, что прочитали книгу Флориана Чарнышевича „Nadberezyńscy/Приберезинцы/”недавно переизданную в Польше. Это эпическое произведение, на половину авантюрное, на половину романтическое о драматических судьбах жителей польских поселений жителей польских хуторов, деревень и маентков на землях расположенных между Березиной и Днепром в 1911-1920 годах. Один из самых важных и красивых польских романов.

«Хватило одной страницы, чтобы я подвергся влиянию этого наркотика и прочитал на одном дыхании 577 страниц большого формата» Нобелевский лауреат в области литературы 1980 года  Чеслав Милош.

www.dom-polski.org

Шляхта — Википедия

Шля́хта (польск. Szlachta от древневерхненемецкого slahta — род, либо нем. Schlacht — сражение) — привилегированное сословие в Королевстве Польском, Великом княжестве Литовском и, после Люблинской унии 1569 года, в Речи Посполитой, а также некоторых других государствах.

Польская шляхта изначально была исключительно воинским сословием, сумевшим со временем утвердить право на выборную монархию. Сложные отношения между монархией и шляхтой, а также далеко идущие привилегии шляхты стали одной из основных причин упадка Речи Посполитой в XVIII веке.

В Чехии (Šlechta) и в Словакии (Šľachta), как и в странах, бывших когда-то частью Речи Посполитой (Польше, Украине, Белоруссии и Литве (Šlėkta)), также шляхтой называется и дворянство вообще.

В польской историографии существуют две теории решения вопроса о происхождении шляхты:

  1. теория естественной эволюции социально-политических отношений в жизни польских племён, отрицающая факт завоевания извне. Государственной организации предшествовала, как и у всех первобытных народов, родовая, причём род представлял собой и экономический союз на началах коллективности. Дальнейшей формой социальной интеграции являлась группа родов, соответствовавшая южнославянскому братству и положившая начало территориальному союзу, называвшемуся впоследствии «ополе». Делами ополя заведовал совет старшин, стоявших во главе отдельных родов, из которых состояло ополе. Из соединения ополей возникали племена, которыми управляли князья. Война усилила княжескую власть и способствовала выделению из общей массы свободных людей особого постоянного класса воинов, образовавшего ядро, из которого постепенно развилось шляхетское сословие (см. военная демократия).
  2. теория профессора Пекосинского. Завоевание Польши полабскими славянами в конце VIII или начале IX века (т. н. Сарматизм) Одним из аргументов в пользу этой гипотезы считается присутствие рун в гербах польской шляхты. В современной историографии считается маловероятной вследствие того, что нет доказательств завоевания Польши иноземцами.[1]
  • XI век — первое упоминание об обычае посвящения в рыцари. Короли с 1025 (Болеслав I Храбрый) жаловали рыцарское звание за какие-нибудь заслуги или услуги людям неблагородного происхождения, даже рабам[источник не указан 2263 дня]. Благородное сословие носило также название «владык». Старшины рыцарских родов, бывшие князья племён, утративших свою политическую самостоятельность, и потомки этих князей составляли в этом сословии аристократический элемент, который с течением времени развился и разросся в особый класс богатой землевладельческой знати, так называемого «можновладства». Пекосинский утверждает, что польское рыцарство до конца XI столетия находилось на иждивении государей и своих земель не имело.
  • XII век — при князе Болеславе Кривоустом польское рыцарство было наделено поземельными владениями и тогда только обратилось в землевладельческое сословие.
  • 1226 — приглашение князем Конрадом Мазовецким тевтонских рыцарей для борьбы с прусскими язычниками.
  • 1326 — 1332 — Польско-тевтонская война.
  • 1331 — Битва под Пловцами между тевтонцами и войском польского короля Владислава I Локетка.
  • 1346 — 1347 — Вислицко-Петроковские статуты короля Казимира III Великого. Унификация права в целях упрочения господской собственности; с одновременным ограничением произвола шляхты в отношении крестьянства.
  • 1409 — 1411 — «Великая война» Польши и Великого княжества Литовского с Тевтонским Орденом.
  • 1410 — Грюнвальдская битва. Разгром Тевтонского Ордена.
  • 1413 — Городельская уния. Бояре Великого Княжества Литовского, принявшие католицизм, получили права и привилегии польской шляхты, а также польские гербы.[2]
  • 1447 — Привилей Казимира IV Ягеллончика. Православные бояре Великого Княжества Литовского уравнены в правах с дворянами-католиками.[2][3]
  • 1454 — введение местного самоуправления. Король обязан согласовывать свои указы с волей местной шляхты.
  • 1454 — 1467 — «Тринадцатилетняя война» Польши с Тевтонским Орденом.
  • 1492 — шляхта впервые выбирает короля.
  • 1498 — заработал сейм, собираемый раз в два года из 54 послов шляхетских общин.
  • 1500 — Битва на реке Ведрошь под Дорогобужем. Разгром войска великого гетмана Литовского Константина Острожского русской ратью Даниила Щени.
  • 1505 — установление шляхетской республики («золотая вольность»).
  • 1514 — Битва под Оршей. Разгром русской армии войском великого гетмана Литовского Константина Острожского.
  • 1537 — «Петушиная война» (wojna kokosza) — Львовская петиция «посполитого рушения» королю Сигизмунду I Старому по поводу злоупотреблений при дворе королевы Боны.
  • 1564 — Битва при Чашниках. Разгром русской армии Петра Шуйского и Васил

www.wikiznanie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *