А Рюрик — это имя, должность или что-то еще?
В первую очередь здесь вопрос в том, каково настоящее имя Рюрика, звали ли его на его родине, откуда он пришел на Русь, так же, как зовем его мы – Рюриком. Ведь известно, что когда имя человека одной национальности произносится людьми другой национальности оно очень часто существенно переиначивается. Например, когда в западных средневековых хрониках встречаются славянские имена, они часто бывают трудно узнаваемыми. Искажения имен в подобных случаях – обычное дело.
Но, тем не менее, есть версия, которая аргументирует то, что Рюрика и на его родине могли звать именно так или почти так.
Бывает так, что имена происходят от названия когда-то существовавшего народа, например, от названия народа гуннов произошли имена: Гунимунд, Гунильда, Гунар, Гундобад.
Именно в соответствии с этим, как утверждает шведский ученый Л.Грот, имя Рюрик, проще всего может быть принято как производное от племенного названия руриков, или рауриков (одно из кельтских племен – по данным: Васильева Н. И., а она берет данные из: А. Г. Кузьмин. Древнерусские имена и их параллели). Название племени происходит от реки Рур или Раура. В настоящее время это название имеют притоки Мааса и Рейна. В средние века и у Одера был приток Рурика.
Во времена Юлия Цезаря рурики, не желая покориться римлянам, в большинстве покинули обжитые места. Но и позднее выходцы из поречья Руры получили прозвище «Рурик». Рассеяние племени в первые века нашей эры предполагало довольно широкое распространение имени по континенту. Таким образом, Рюрика и на его родине могли звать именно Рюриком или примерно так, похожие имена в Европе встречаются, об этом мы ещё поговорим.
Другой вариант возможного происхождения имени Рюрик, не связанный с названием племени руриков, описывает тот же А.Г. Кузьмин в работе «Об этнической природе варягов», упоминая мнение С. Шелухина, что это имя может быть сложением кельтского «рик» («король») с латинским корнем rus, ruris, означающим «поле», «село», «сельское хозяйство» (но сам Кузьмин не является сторонником последней версии).
Против классической версии, что Рюрик – швед, в последнее (и не в последнее) время высказано столько возражений, что я её здесь рассматривать не буду. Хотя ниже некоторые из этих самых возражений будут упомянуты по ходу рассмотрения других версий.
Что писал Ломоносов
В качестве первой версии приведу фактически только цитату:
…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.
— М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»
Рюрик из славян и варягов
Летописный источник фактов, используемых в этой версии – «Иоакимовская летопись», цитируемая В.Н.Татищевым в его книге «История Российская», но к настоящему времени утраченная.
Эту версию обычно используют, как утверждение собственно русского, отечественного происхождения Рюрика.
В этой летописи упоминается князь Буревой, правивший в Новгороде.
После Буревоя князем словен, старейшиной (правителем) Новгорода был его сын Гостомысл (дед Рюрика по линии его матери). Татищев пишет, что в самой «Иоакимовской летописи» даты не указываются. В наше же время некоторые историки относят этот момент к 861 или 844 году.
И только потом к власти пришел известный нам Рюрик.
Но почему тогда в Древней Руси имени Рюрик (или какого-то похожего) вообще не было до того, как известный нам Рюрик стал править Русью?
После этого на Руси детей иногда называли Рюриками именно уже в честь того самого Рюрика? Имя Рурик было распространено в более западных областях Европы, но до Руси его распространение не дошло.
Может быть, на основании в том числе и последнего факта эту версию не только обсуждает, но и дополняет историк Е.В.Пчелов в статье «Легендарная и начальная генеалогия Рюриковичей».
По утверждению Е.В.Пчелова, на самом деле в середине 7 века править Русью, а точнее, только одним, самым северным племенем восточных славян – словенами – был приглашен все-таки варяг (скандинав) Родбард (Ратибор), не то дед, не то отец Буривоя (Пчелов пишет его имя через «и»), прадеда Рюрика. (О Родбарде-Ратиборе «Иоакимовская летопись» не упоминает, связывание скандинава Родбарда с русской историей – это уже именно версия Пчелова.)
Наконец, в 862 году к власти пришел Рюрик (рожд. в 810 г.).

Цитата из М. Ю. Лебединского, КОТОРЫЙ ПИШЕТ О СХЕМЕ Пчелова: «Как видно из схемы, Рюрик является со стороны матери внуком летописно зафиксированного новгородского старейшины Гостомысла («Иоакимовская летопись», цитированная в свое время историком В.Н.Татищевым) и правнуком славянского князя Буривоя. Потомком Буривоя является и княгиня Ольга, жена князя Игоря Рюриковича.
Со стороны отца Рюрик был потомком двух королевских варяжских родов, представители которого регулярно приглашались «править» Русью и происходившими к легендарному богу-предку Одину, отдаленным потомком которого являлась и шведская принцесса Ирина (Ингегерд), жена Ярослава Мудрого».
Что смущает в такой версии – это то, что «Вообще-то, Иоакимовская летопись давно признана компилятивным источником, составленным в XVII веке, которому «доверять без проверки нельзя» (академик Б. Рыбаков)» (это высказывание Рыбакова, в свою очередь, помещено в книге: Бушков А. А. Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы. OCR Палек, 1998 г.). Существует, например, достоверно установленный факт, что у славян-ободритов, живших на берегу Балтики, был князь Гостомысл, умерший в 844 году.
Есть ли смысл предполагать существование двух Гостомыслов, живших практически одновременно? Или Гостомысл из «Иоакимовской летописи» — искаженный отголосок о жизни Гостомысла ободритского… тем более, что имена, кончающиеся на «-мысл», на Руси практически не использовались, а вот для западных славян они были типичны.
Есть и другие нарекания к тому, что говорит «Иоакимовская летопись» и Пчелов. Поэтому есть и другие версии событий.
Рюрик-Рёрик
Эта версия будет особо интересна, в частности, для рериховцев, т. к. считается, что род Рерихов – это потомки того самого Рюрика. Но как от имени Рюрик могла произойти фамилия Рерих? Рюрик и Рерих – откуда такая разница?
Во-первых, Рерих – это не совсем правильное написание фамилии, возникшее из-за того, что в русском языке допускается писать «е» вместо «ё». Полностью правильное написание – Рёрих.
Во-вторых, зв
xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai
княжение, годы правления и дата смерти.
Древняя история чрезвычайно противоречива и полна неточностей. Это напрямую связано с тем, что совершенно никаких письменных источников, по которым можно было бы выяснить, какой была наша страна до прихода варягов, не сохранилось до наших дней. Знания можно получить только из летописей, который было не так и много, а ко всему они представляли собой взгляд на события самого летописца.
К примеру, у Нестора есть упоминание, что князь Рюрик с братьями впервые попал в Россию в 862 году, по просьбе самих ильменских славян, чуди, весь и кривичей. Но что это был за человек, с которого началось победоносное «взросление» нашей страны? На самого правителя, как и на событие в целом, цивилизованный и просвещенный мир Западной Европы не обратил никакого внимания, и очень зря. Ведь именно с прибытия этого правителя начинается новая история мощного государства, которое сегодня носит гордое имя – Россия.
Первый русский князь Рюрик: биография пионера
Существует два документа, которые свидетельствуют о прибытии нового князя из варягов на Русь. Речь идет об Ипатьевской и Лаврентьевской, в которых можно найти даже точный год этого события. В этих бумагах говорится о восстании северных народов, которые долго платили дань варягам, но однажды возмутились. Они взяли в руки оружие и прогнали захватчиков прочь. Однако никакой пользы это никому не принесло. Если раньше ссориться меж собой не было никакой возможности, приходилось упорно трудиться, чтобы оплатить непосильную дань, то сейчас началась серьезная междоусобица. Каждый пытался потянуть одеяло на свою сторону, что не всегда заканчивалось мирно и полюбовно.
Важно
Ильменская летопись гласит, что, помучившись некоторое время, освободившиеся племена решили отыскать себе князя. Недолго думая, они отправились к варягам-руси, так как возможности, ум и прозорливость этих людей они точно знали. В свою очередь, Новгородская летопись называет 854 год прихода первого Рюрика. При этом она упоминает также, что все вышеозначенные события происходят как раз в то время, когда в Киеве заседают Кий, Щек и Хорив.
Призвание варягов: Рюрик едет в Новгород
В варяги, как тогда говорили, было отправлено посольство, то есть делегация, просить их правителей прийти и княжить. На месте точно знали, о чем речь, ведь перед этим они долго время ходили туда за данью, потому не раздумывая согласились. Три родных брата, бывшие мощными, смелыми и воинственными мужчинами, Рюрик, Трувор и Синеус, решили отправиться в путь и помочь северным народам привести свою страну в порядок.
Достоверных данных о том, куда именно прибыли варяжские князья, в какие города пришли первым делом, нет, видимо, летописец не придавал таким общеизвестным мелочам значения. Ипатьевская летопись говорит, что именно Рюрик основал Ладогу, где и поселился. Его братья поехали немного дальше, Трувор обосновался в Изборске, а Синеусу досталось Белоозеро. Так как сами варяги называли себя русами, то земли их с тех самых пор стали называть Русью.
Однако лаврентьевская летопись опровергает это. В ней сказано, что первый Рюрик отправился прямиком в Новгород, где и сел княжить. Списки же летописей новгородских гласят, что сперва к ним пришли все три брата-руса в сопровождении многочисленной и сильной дружины. Они, будто, разделились позже, а потом и вовсе умерли.
Если же доверять Ипатьевским писаниям, то там говорится, будто варяги пришли в Ладогу, но спустя два года Синеус и Трувор заболели какой-то непонятной болезнью и отправились к праотцам. После этого горюющий князь пошел к озеру Ильмень, на котором и срубил совсем новый город, в честь погибших безвременно братьев, назвав его Новгородом. Чаще всего годами правления Рюрика называют 862-879, но об этом мы поговорим позже.
Происхождение Рюрика: череда загадок и тайн
Никто достоверно не знает, кем же был на самом деле родоначальник династии Рюриковичей, самых известных правителей на Руси, если не считать более поздних Романовых. Существует просто колоссальное количество самых разнообразных версий, среди которых немало мифических. Многие считают, что никакого Рюрика не существовало, будто он персонаж легенд и сказок, выписанный летописцами таким образом, будто был князем. Ведь действительно нет сведений о том, где именно он жил до прихода на Русь, чем занимался, из какого рода происходил.
Сторонники нормандского варианта говорят, будто братья были скандинавскими викингами-варягами. Некоторые даже говорят, будто сам Рюрик был шведом или норманнов. Но доказать любой из вариантов сейчас невозможно. Само имя Рюрик (Rørik) принадлежит к прагерманской группе языков, скорее всего, это старо-норманнский, старо-датский или же старо-шведский.
Датский вариант: Рорик Ютландский
Далеко не все историки склоняются к одной и той же мысли, по поводу происхождения будущего русского князя. Многие говорят, что это и есть тот самый конунг Рорик Ютландский или Фрисландский. Он был племянником знаменитого изгнанного короля Харальда Клака и принадлежал к знатному роду Скьёльдунгов. Согласно историческим сведениям, в 826 году он и его малолетний сын получили крещение, а также огромные владения в феод от Людовика Благочестивого, что был королем франков. Далее можно даже проследить хронологию событий, согласно записям Ксантенских анналов.
В 841 году старший сын Людовика Благочестивого решил, что папа чрезмерно расщедрился и отобрал у Рорика владение и все земли феода. 845 год ознаменовался набегами Рорика в земли Фризии, что также отмечено в анналах. К 850 году началась война и будущий князь воевал против Хорика I, датского короля, а потом снова возвращается для того, чтобы дограбить то, что осталось во Фризии. После смерти Хорика, Рорик, со своим двоюродным братом Готфридом, помогают вернуть датский трон в 855—857 годах. В 873 году он, после длительной борьбы за правление в Дании, наконец-то приносит присягу на верность королю Баварии Людовику Немецкому. В 882 году, сам король франков Карл Толстый передает датские земли под начало Готфрида, племянника Рорика, который к тому времени, пол всей видимости уже умер.
Казалось бы, какая связь может быть меж этими двумя людьми, но она действительно имеется. Историки считают, что во Фризии, где крутился на то время (IX век) Рорик, был исторический район Виринген, откуда и пошло слово «варяги». В пользу этой теории свидетельствуют еще одни дохристианские старинные хроники двенадцатого века Chronica Slavorum. В этом документе имеются прямые указания на то, что живет там народ фризов, которые сами себя называют рустры. Ну чем не похоже на русы или росы?
Антинорманизм: западнославянские воины
Согласно этому направлению в российской, советской и постсоветской историографии, никакими норманнами братья не были. А происходит Рюрик из народов, проживающих на северо-западе, но принадлежащих к славянам: ободриты, руяне или поморяне. Знаменитый австрийский дипломат, барон Сигизмунд фон Герберштейн, служивший советником посла в первой половине четырнадцатого века в Великом княжестве Московском, впервые начал разбираться с русскими летописями и заинтересовался происхождением князей-варягов. Он считал, что под этим определением были скрыты славянские прибалтийские племена вагров и вендов.
Интересно
Ломоносов напрочь опровергал все теории нормандского или прусского происхождения Рюрика. Он считал, что он однозначно был славянином. Ведь на то время, только приехав издалека на княжество, он сразу же стал разговаривать на понятном языке, ему были понятны обычаи и устои, он разбирался во всех тонкостях и нюансах социальной жизни того времени.
Теория Гедеонова
В девятнадцатом веке было опубликовано народное предание о Рюрике, которое отыскал у макленбургских крестьян знаменитый французский писатель Ксавье Мармье в книге «Северные письма». В преданиях и легендах говорится о короле одобритов или бодричей Годлаве, у которого было три сына: младший Трувар Верный, средний Сивар Победоносный и старший Рюрик Мирный. Молодые отправились искать счастья, пока не наткнулись на порабощенный народ, в котором им удалось пробудить мужество, а также помочь сбросить оковы и освободиться от угнетателей. Что-то уж больно напоминает историю с приглашением варягов.
Степан Гедеонов, русский историк девятнадцатого века тоже заинтересовался этой теорией и решил провести собственное исследование. Он решил, что Рюрик, это не имя собственное, а родовое имя всех членов правящей династии одобритов Ререк. В доказательство он приводит выдержки из скандинавской саги, принадлежащих к циклу «Круг Земной» Снорри Стурлусона, о Хаконе I Добром. Именно там он почерпнул знания о «сокольих далях», в контексте войны с вендами и датчанами.
Даже «Слово о полку Игореве» называет Рюриковичей соколами, а их юных отпрысков соколичами. Однако достоверность данного утверждения можно поставить под сомнение, ведь у разных народов знать сравнивали с этими гордыми и непокорными птицами. Правда, не стоит лукавить, знаки (гербы) Рюриковичей представляли собой падающего сокола, в котором некоторые видят явное доказательство подобного происхождения. Одним из стилистических рисунков подобного рода можно назвать герб современной Украины.
Иоакимовская летопись о Рюрике
Документ, носящий такое название, не имеет совершенно никаких признаков своего происхождения, и авторство ее неизвестно. Иаокимовская летопись до наших дней не сохранилась, а существует она только в виде выписок, которые в свое время, к огромной радости более поздних исследователей, сделал знаменитый русский географ и историк Василий Татищев. Правда, многие считают, что все это фальсификация.
В летописи говорится, что княжение Рюрика началось в 878-885 годах, что не очень-то похоже на правду, так как появившийся на свет сын Игорь тогда рожден им был бы в тот же год. Но суть не в этом, там описывается, что сам Рюрик является незаконно рожденным сыном неизвестного нормандского или финского князя, а также средней дочери легендарного Гостомысла. По имени Умила. Когда княживший в «Новом Великом граде» потерял всех своих сыновей, он велел призвать внука средней дочки и посадить его на престол.
Историография и первые упоминания
Впервые упомянуть Рюрика в печатных текстах изволил монах Иаков Черноризец, только во второй половине одиннадцатого века, в сочинении под названием «Житие святого князя Владимира». Там он называет Владимира внуком же Иолъжиным (княгини Ольги) и правнуком Рюриковым. «Повесть временных лет» же, которая появилась только на сорок лет позже, уже описывает историю пришлого варяжского князя. Все это ставится под сомнение современными историками, да и ранее неоднократно оспаривалось. Но что же делать, если досконально разобраться не представляется возможным, остается только гадать и додумывать.
Историки считают, что история, изложенная в «Провести…» о призвании варягов чрезвычайно сомнительна. Народ, что только что избавился от ига, постоянных поборов и угнетения, не мог просто взять и поехать на поклон к своим мучителям. Однако варяги могли захватить власть, после чего были признаны правителями. Еще один историк Игорь Фроянов считает, что князя и дружину действительно пригласили, чтобы помочь в плане военной поддержки. После установления мира и спокойствия, воинственный конунг Рюрик со своими мощными бойцами свергли правящего на тот момент словенского князя Вадима Храброго и сам уселся на престол Новгорода.
Стоит знать
Некоторые к тому же утверждают, что и братьев-то никаких у Рюрика не было, а тексты образно перекрутили смысл фраз до неузнаваемости. Так Синеус никак не мог быть князем Белоозера в период с 862 по 864 год, так как на тот момент его просто не существовало, о чем свидетельствуют археологические данные. Советский ученый Борис Рыбаков говорил, что скорее всего, имя это происходит от шведского sine hus – «свой род». При этом Трувор можно трактовать, как thru varing – «верная дружина» или «верные воины». Получается, что Рюрик приехал не с двумя братьями, а с семейством и армией. Но что же и эта версия имеет полное право на жизнь.
Управление страной и смерть князя Рюрика
Особых сведений о том, чем же занимался во время своего княжения в Новгороде князь Рюрик, не сохранилось. Известно только, что, обосновавшись там, он максимально постарался укрепить государственность. За первые два года, а именно с 862-го по 864-ый, он присоединил к своим землям такие города, как Муром, Смоленск, Ростов и многие другие. При этом внутри города стало расти недовольство, вызванное тем самым Вадимом Храбрым, которому не давало покоя такое успешное начало княжения чужестранцев.
Внутренняя политика
С подачи этого, достаточно лицемерного и завистливого человека, было организовано восстание в 864 году. Подбить на мятеж удалось не только простолюдинов, но также бояр, купцов и даже волхвов, мотивируя тем, что свои сидят в темницах, а чужаки едят и пьют на золоте. Бунт был быстро и жестко подавлен Рюриком, а все виновные брошены в темницу. Об этом свидетельствуют записи Нестора летописца, которому нет причин не доверять.
В 864 или 865 году Рюрик решил расширить свои имения вниз по Днепру, после чего отправил экспедицию, чтобы дойти до Византии. Однако командированные им Дир и Аскольд, дошли до Киева, захватили его и остались там править. Однако расплата приходит рано или поздно, потому преемник Рюрика Вещий Олег восстановил справедливость и убил прохвостов, предъявив им настоящего княжеского сына Игоря, который и имел бы право княжить в «матери городов русских».
Внешняя политика
Но сперва Рюрик заключил мир с Аскольдом и Диром, чтобы обезопасить свои южные рубежи и уберечь народ от регулярных набегов. Но люди эти, как говорят, было ненадежными партнерами и мир установился ненадолго. В 866 году, киевское войско под начало Аскольда выступило на север, как раз на те земли, что издревле принадлежали Новгороду. Длился его поход долгих четыре года. После чего, Рюрик наголову разбил противника.
Однако и тут имеется целый ряд удивительных странностей. Во-первых, никто не пошел захватывать Киев после победы. Была просто назначена дань. Во-вторых, не был наказан Аскольд, так и оставшийся на киевском престоле. В-третьих, начиная с 873 года, Рюрик направил все свои силы на то, чтобы заключить мир с западными странами, против Киева. И это после окончательной и разгромной победы? Все может быть.
Причины смерти Рюрика
Ни один из планов по захвату Киева и открытия прохода до Византии и в Константинополь, у первого князя новгородского не удался. Датой смерти Рюрика считается 879 год, после чего он передал власть Олегу, прозванному Вещим. Его собственный сын Игорь был слишком мал на тот момент, а сам новый правитель, по всей видимости, приходился мужем его супруги. Существует несколько версий, как именно умер легендарный первый Рюрик на Руси. Некоторые из этих рассказов похожи на правду, а многие и чрезмерно фантастичны. Давайте остановимся всего на двух, самых известных и более всего вероятных вариантах.
Многие говорили, что умер Рюрик своей смертью от старости в основной им Ладоге. Но имеется версия, что его специально заманили в леса на тайные тропы, где и убили подло сторонники и родственники уничтоженного им Вадима Хороброго (Храброго). Поговаривают, что выманивала из палат молодая женщина, но все это сегодня абсолютно недоказуемо. Кроме всего, находясь на смертном одре и передавая бразды правления, он якобы рассказал Олегу об отравленном кинжале и девушке-изменнице.
Согласно другим, более поздним записям, отчего они и не могут считаться полностью достоверными, погиб князь Рюрик, как настоящий герой, сражаясь. Будто бы битва под речкой Лугой разыгралась не на шутку, тогда и был он ранен копьем, после чего вскоре умер и был похоронен в яме, засыпанный камнями, так как дело происходил глубокой осенью и земля замерзла. Многие считают, что вместе с ним замерзли там и двенадцать его верных дружинников, которые не могли бросить тело правителя. Похоронен он якобы был на другом берегу Луги спустя полгода, когда снова наступило лето. Говорят, что в могиле имеется и клад.
Неизгладимый след в истории
Образ Рюрика не мог остаться без внимания, так как этого человека и правда можно считать основателем русской государственности в общем. В 2008 году на экраны вышел фильм «Сага о викингах» в которых он был выставлен в качестве настоящего героя-завоевателя. Он также прекрасно описан в романе Галины Петреченко «Рюрик», а книга Сергея Коропа «Русь. Легенда о Рюрике» освещает образ князя в полупуцблицистическом стиле.
В романе знаменитого Ильи Бояшова под названием «Конунг» он выставлен в качестве норвежского ярла Рюрика и даже упоминается приключенческих романах Марии Семеновой о викингах. Осенним утром в сентябре 2015 года, в поселке Старая Ладога, по преданию основанным именно древним князем, был открыт памятник Рюрику и Олегу Вещему. Первый там изображен, как грамотный человек, держащий свитки летописи, а второй как мужественный воин в железных доспехах, со щитом и мечом.
perstni.com
ПРАВДА О РЮРИКЕ
Михаил Голденков, автор романа «Щит Рюрика» (М., ЭКСМО, 2006)
«Аналитическая газета «Секретные исследования», №3, 2008
В редакцию позвонила наша читательница, заинтересовавшаяся историей Руси, в частности, Рюриковичей и пожелавшая поведать о Рюрике и его истинном происхождении. Мы встретились. Разговор зашел о том, что еще при Машерове в БССР к Рюрику историки относились, как к исторической личности в большей степени именно Беларуси, чем России. Как никак, предок Радзивилов и полоцких князей (от Изяслава). Но сейчас это, кажется, уже забыто. Читательница также поведала много фактов, которые я счел смесью реального с легендарным, что характерно, кстати, для историков бывшего СССР. На Западе, однако, Рюрик — куда как менее мифическая личность. О нем есть четкие сведения в «Бертинских анналах» франков, а также в норвежских сагах и датских хрониках. В том, что Рюрик, вопреки утверждениям некоторых российских историков, все же реальная личность, российские археологи убедились в 2004 году, когда нашли погребальный курган Рюрика.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЮРИКА
Мать Рюрика (Rorikr/Hroerekr) была славянкой Умилой из племени бодричей (ободритов), дочерью бодричанского старосты Гостомысла. Отец Рюрика Людбранд Бьорн был из рода Скъельдунгов, знатного скандинавского рода, ведущего свое начало от аса Скъельда, сына Одина. Людбранд был изгнан из Ютландии и позже стал вассалом Карла Великого, приняв крещение и земли из рук франкландского короля. Также вассалом Франкланда был и старший брат или родной дядя Рюрика Харальд (Харальд был значительно старше, и если даже и был братом Рюрика, то от другой жены Людбранда), получивший во владение Фрисландию и остров Рюген, на котором по легенде и родился Рюрик. Как видим, легенда подтверждается: Рюген (Русин или Рустинген) — в самом деле фамильная земля Людбрандсонов.
Имя Рюрика упоминают датские хроники IX века в списке самых славных воевод Дании. В 845 году Рюрик под знаменами датского королевства захватывает славянский город Гамов (Гамбург), нападает на Париж, демонстрирует блестящий опыт полководца при вторжении в Британию в 850 г. под руководством Карла Лысого. Следует отметить, что Рюрик легко менял сюзеренов, отличаясь амбициозностью и бесстрашием. В 850 году он также присоединяет к датской короне землю фризов, позже участвует в блокировании шведского (готского) побережья в период осложнения отношений Дании со Швецией. То, что Рюрик был все-таки русом, скандинавско-славянским конунгом, доказывают его полабские корни: Ютландия — составная часть Руси, была пограничным районом с полабской Англией (родина англов, устье Лабы), землей лютичей. Конунгом полабских (русенских) славян Рюрик стал еще там, в Дании. Не зря Гостомысл выбрал на престол именно его: старый бодрич желал не просто передать страну в сильные руки, но и продолжить правящую династию бодричей в Ладоге (ибо если мать Рюрика из бодричей, то стало быть и ее отец тоже, а значит предки Гостомысла — Буревой и Отвине — тоже были бодричами). Весьма похоже на то, что бодричи умышленно отдавали своих девушек за викингов-русов, получая таким образом более чем выгодную родню, людей дружин и флота.
Российские историки ничего не пишут о былых делах Рюрика, сетуя, что «информации о нем очень мало». На самом деле Рюрик просто не вписывался в азиатскую доктрину российских царей, которые многое бы сделали для того, чтобы Рюрика вообще вычеркнуть из истории их государства. Рюрик был костью в горле доктрины Александра I. Именно с 1803 года личность Рюрика и его братьев стали пытаться сделать апокрифом. Возможно, что исторический факт призвания Рюрика спас Карамзин, который, несмотря на «госзаказ», все же оставил легендарного конунга в своей «Истории».
…Рюрик пошел по стопам отца и старшего брата — ушел на службу Франкланда, самой передовой христианской страны тогдашней Европы. В Ингельгейме в 825 году он был крещен и в крещение получил имя синьор (сэр, что означает рыцарский титул) Георгий (по скандинавски Трувар). Вот полное имя Рюрика — геррауд (т.е. герр/господин) Синьор Рюрик Людбрандсон Трувар. Позже это русские переписчики летописи ошибочно примут за три имени: его и его «двух братьев» Синеуса (Сеньор) и Трувара (Победоносца, т.е. Георгия).
В 864 году Рюрик исчезает из поля зрения датских и французских хронистов. Не удивительно. Ведь он на самом деле исчезает с их глаз, покидает тесную Данию и плывет на восток обустраивать новые колонии русов. В новых землях прибалтийских финнов информация о Рюрике теряется, ее не записывают, и многие саги о русском князе остаются устными. Известно только, что в 879 году он умер, оставив на престоле малолетнего сына Ингвара (Игоря) под присмотром родственника Хельга (Ольга), которого норвежцы именовали Рольфом-Оддом. Но где могила первого русского князя, никто не знал.
Существовали даже легенды, что Рюрика похоронили на дне Волхвы в золотом гробу. Дно реки в 1960-х годах обследовали, но ничего не нашли. Скорее всего легенда о золотом гробе на дне реки — это эхо о захоронении Алариха, готского вождя, первым захватившего Рим. Могилу Алариха, полную золота, серебра и бриллиантов, так надежно спрятали на дне реки.
ШУМ-ГОРА
Но исследователям все-таки повезло. В поисках мифического золотого гроба в 2004 году они наткнулись на истинное погребение Рюрика, но не в Ладоге, и даже не в Новгороде, а на берегу речушки Луга, к западу от Новгорода, в кургане, прозванном местными жителями Шум-горой. После тщательного осмотра Шум-горы оказалось, что курган сложный — двухслойный, это подтверждало версию, что внутри может быть погребальная ладья. Сохранилась легенда, согласно которой новгородский князь погиб здесь осенью 879 года во время битвы. В ту пору речушка Луга была большой судоходной рекой, по ней то и дело плавали ладьи, стояли опорные города и, видимо, часто объявлялись пираты. Былую важность Луги доказала одна любопытная находка: на дне реки нашли остов корабля. Кусок корабля отдали на экспертизу, и ученые назвали примерную дату постройки судна — 1000 лет назад.
Как рассказывают местные предания, тело убитого князя дружинники завалили камнями и ушли, оставив лишь охрану. Весной товарищи Рюрика вернулись и похоронили своего старого господина со всеми подобающими князю почестями, сделав большой курган над его могилой. Как поведали старожилы, на кургане стояли камни с дырками, издававшие при ветре страшный вой, за что курган и прозвали Шум-горой. Другие говорили, что свое название курган приобрел потому, что долгое время оставался жертвенным местом для русов, и что если приложить ухо к яме, где раньше перед курганом приносили жертвы, то можно услышать шумы внутри кургана. Археологи, обнаружившие курган, нашли и заросшую травой жертвенную яму.
Исследователи из Санкт-Петербурга С.С. Алексашин и М.С. Алексашин подробно описывают исследование шумовых камней кургана, которые подтвердили версию о могиле Рюрика. Дадим им слово:
«Исследования вершины сопки Шум-гора, которая расположена на берегу реки Луги в Батецком р-не Новгородской обл. около церкви Великомученика Святого Георгия Победоносца, в 2004 г. не только подтвердили наши изложенные сомнения о локальности традиции использования деревянных столбов в сакральном обряде Древней Руси, но и позволили утверждать, что сопка Шум-гора есть погребальный комплекс норманна Рорикуса [Рюрика] из рода Скъельдунгов.
В северо-западном секторе верхней площадки сопки, в месте, где стоял крест, был обнаружен валун, выступающий на 10-15 см от поверхности. При зачистке от прилегающего дерна удалось различить начало надписи. Дальнейшая расчистка камня показала, что это гранитная стела, подтесанная под пирамидоид, или, проще говоря, обелиск, имеет высоту 60 см и ширину в средней части 20 см. На южной части стелы, на шлифованной стороне, имеется четкая и ясно читаемая надпись, состоящая из 3 знаков. Знаки расположены в одну строку и имеют высоту в 10 см. Глубина высечки до 5 мм, ширина — до 8-10 мм…
Надпись представляет собой светскую монограмму, по характеру написания и составу знаков характерную для монограмм эпохи Каролингов и весьма схожую по конструкции с монограммами королей Лотаря I, Людовика Немецкого и императора Людовика Благочестивого, т.е. исторических лиц, действовавших на арене истории вместе с Рюриком. В целом монограммы имели разностороннее применение. Их использовали как оттиск на матрице печати, монетах, как знак собственности, для скрепления государственных документов, как факсимильную печать.
Однако в обнаруженной надписи-монограмме присутствует дуализм, который, на наш взгляд, объясняется этническим происхождением собственника монограммы».
ЗНАКИ НА КАМНЕ
Далее исследователи пишут:
«Для понимания текста надписи необходимо принять условие, что мы имеем составную
монограмму, где крайние знаки «I» и «S» являются христианской формулой «YESUS SATOR» — т.е. «ИИСУС — СПАСИТЕЛЬ». Наличие этих знаков и этой формулы в эпоху Каролингов объясняется высокой религиозностью императора Священной Римской Империи Людовика Благочестивого и его участием, по всей видимости, в составлении монограмм своим трем сыновьям и крестнику Рюрику. На обывательском уровне такая надпись читалась как «ИИСУС — СПАСИТЕЛЬ ГРИГОРИЯ». Любопытно, что на Руси такая формула получила развитие в древнерусских вислых свинцовых печатях как формула «Господи, помози рабу своему Григорию».
Срединный знак выполнен в традициях греческих монограмм. В основе знака лежит греческий крест или, как его называют, крест Св. Георгия, к правому и левому лучу присоединены буквы имени владельца монограммы. Над началом правого луча креста расположена буква g, которая читается как «г». Буква выполнена, как увеличенная строчная g в стиле написания каролингского письма. Для этого времени было характерным написание заглавных букв путем увеличения строчных. На правом крыле расположена буква I. Ниже продолжением луча является строчная r. В середине перекрестья вышлифована ямка глубиной 3 см и диаметром около 3 см. Из-за наличия выбитых на камне лучей, которые примыкают к ней, она имеет вид ромба. На графических монограммах этот знак читается, как гласная О. В традициях огамического письма имеется подобный прием обозначать гласные буквы в виде ямок и лунок.
Предлагается следующая версия прочтения знаков. Буквы GI являются первыми буквами слов glory imperious, что означает «владеющий славой». Имя Рюрик восходит к скандинавскому прототипу Hroerekr, который имеет аналогичное прочтение. В целом в срединном знаке имеются буквы GRIO (S),что читается как «Григорий — покровитель европейских рыцарей» (Gregarious). В монограммах, если есть повторение букв, то вписывается одна буква и может читаться дважды. Это подтверждает монограмма папы Григория VI, где есть буквы GREO (Gregarious). Такое духовное имя получил Рюрик при крещении в 825 г. в королевском дворце Людовика Благочестивого в Ингельгейме, когда он вместе с дядей (по другим сведениям, страшим братом, который по возрасту в самом деле годился ему в дяди. — Прим. М. Г.) Харальдом Клаком и его сыном прибыли из Дании для обряда крещения.
По традиции сын Харальда — короля данов и Рюрик остались на службе при дворе Людовика Благочестивого. На Руси это имя получило развитие как «Георгий», «Гюргий», «Юрий» — в свете мифа о Георгии — победителе змия. Местные жители называют Шум-гору могилой Юрика-Рюрика…
На гербе России Георгий Победоносец поражает копьем змея — символичная победа христианства над язычеством.
Следует особо подчеркнуть, что монограмма, чтобы усилить свое охранительное и магическое свойство, сохраняет традиции друидических рун. Отдельное, несвязанное, как у Лотаря, Людовика Немецкого и Благочестивого и других, написание знаков «I» и «S» есть стремление придать им дополнительную функцию рун. Такие руны «футарка» читаются как «смерть» и «победа». Знакомый лозунг «победа или смерть» римских легионеров был, вероятно, знаком и Рюрику. Знак, похожий на латинское g, отдельно написанный над левым лучом креста, по-видимому, кроме буквы G, тоже имеет руническое значение. Аналогичный знак мы видим на западногерманских копьях, где он несет функцию магического имени. В православном календаре празднование Великомученика Святого Георгия Победоносца отмечается буквой Т. В Западной Европе имел место культ бога войны Тюра, восходящий к скандинавскому богу Тору. Два знака Т в срединном знаке монограммы имеют зеркальную конструкцию, что усиливает их значение.
Используя хевдинга Рюрика как профессионального военного, Каролинги успешно проводили широкомасштабную христианскую экспансию в славянские, балтские и финские земли. Придя на Русь, Рюрик раздал перевозы и волоки, укрепленные поселения — городцы, веси под контроль своим мужам и ввел полюдье. Здесь следует отметить, что эта система сбора налогов погубила его в 879 г. в Кореле, впрочем, как и его сына Ингвара (Игоря) в Древлянской земле. Таким образом, он повторил ленную систему управления землями, применявшуюся Каролингами в Европе. Возложив военные функции на своего племенника Хельги, Рюрик вполне мог, например, после полюдья (у норманнов — «кормление»), зимовать в Европе. Ему, как опытному мореходу, 2-3 недели хода от Ладоги до Хедебю (крупнейшего датского порта) были не преградой.
По сообщениям Адама Бременского, описывающего в 1070 г. путешествие купцов из Европы в Новгород, лишь месяц необходимо было плыть из Хедебю в Новгород. На военных кораблях этот срок был короче вдвое. На встречу с Людовиком Немецким в 872 г. Рюрик «прибыл на кораблях и даром рабов»…
Однако далее братья Алексашины начинают писать о Рюрике утвердившуюся в русской истории несуразицу: мол, не было никакого призвания варяг, мол, Рюрик — это просто очередной варяг-временщик, каких тут всегда было не мало…
Вновь и вновь русские историки повторяют главное заблуждение истории бывшего СССР и нынешней России. На самом деле именно русские славяне лютичи, бодричи, ляхи, ильмены и пришли вместе с фризами, данами и готами Рюрика из Полабья, Дании и южной Швеции, где до 860 года селились в рамках русского союза с Данией. Финны весь и чудь с мерей и муромой призвали русских — вот как надо смотреть на историю прихода Рюрика и варягов-руси. Но к этому событию российские историки относятся очень странно, с позиции все тех же финских вепсов, чуди и мери: отвергают свои изначально финские корни.
Но история такова, что в Ладогу приехали, а затем построили Изборск и Новгород, заселили Полоцк, возвели Смоленск, Туров и Пинск не какие-то варяги-временщики (как и считают Алексашины), а хорошо организованное многочисленное войско христианских переселенцев, ведомых датско-франкландским королем Рюриком Людбрандсоном. Причем Рюрик был явно католик. Эти факты не понравились бы прежде всего московской православной церкви. Ей удобнее, если бы все изначально были бы язычниками, а в 988 году дружно крестились в православие. Однако в истории все было намного сложнее…
******
ПРАВДА О РЮРИКЕ
Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ
«Аналитическая газета «Секретные исследования», №3, 2008
Российских историков всегда смущал тот факт, что основателем России считается иностранец Рюрик. В России даже образовалось две «партии»: одни настаивали на норманнском происхождении Рюрика, другие — на местном. Но все заблуждались, ибо Рюрик был славянином и русским — но вовсе не местным, так как в районе Ладоги никаких славян отродясь не было. Как и Руси.
Поскольку Рюрик был иностранцем, российские летописи о нем были полны искажений и домыслов, в них множество самых разных версий легенды о призвании Рюрика. Например, в «Изборнике» А.Н. Попова по списку хронографа 1679 года «О пространстве земли Руссия…» говорится, что послы были посланы «за море в Прусскую землю», «они же шедше и обретоша тамо курфистра или князя великаго, именем Рюрика, рода суща Августа [Кесаря], и молиша его, да идет княжити к ним». Здесь место проживания Рюрика (Пруссия) указано более точно, чем в «Повести временных лет», где о нем говорилось пространно — что заставило многих ошибочно считать, что Рюрик приехал из Швеции. Но и тут главная ошибка в том, что якобы «русские послы просят приехать Рюрика править Русью», когда на самом деле это были финские послы, обратившиеся к правителю Полабской Руси славянину Рюрику.
Это одиозное заблуждение везде в России повторялось. К празднованию официального юбилея 1862 года «Тысячелетие Земли Русской» была издана одноименная книга, в коей указывалась сущая нелепость: будто Рюрик был сыном финской королевы Умилы.
В.Н. Татищев в «Иоакимовой летописи» нашел вообще иной рассказ: там Рюрика призывают вовсе не финны Ладоги, а славяне Киева — в защиту от притеснений со стороны казар (то есть хозар или казаков).
Намного меньше нелепостей в т.н. мекленбургской легенде, которую приводил в своих исследованиях француз Кс. Мармье в 1857 году. Там рассказывается, что в VIII веке народом ободритов управлял король по имени Годлав, и «Рюрик Кроткий» был его сыном. Он с братьями отправился на восток, где стал главой династии большой страны, которая царствовала до 1598 года.
И уж максимально точны германские источники, которые приводит в своих новых книгах московский историк А. Бычков. Отец Рюрика, Людбрант Бьерн (родом из Ютландии), был вассалом Карла Великого, от которого получил Фрисляндию. Погранично с Фрисляндией находилась страна Рустинген (то есть Русь), населенная ободритами. Для расширения границ Людбрант женится на дочери князя русинов-ободритов Умиле, и та рожает двух сыновей: Харальда и Рюрика. В 826 году Людбрант умер, и Фрисляндия переходит Харольду, который в тот же год принимает крещение вместе со всем родом (включая Рюрика). При этом он переходит под покровительство Людовика Благочестивого и становится законным правителем провинции Рустинген (то есть Руси ободритов). После смерти Харольда этой Русью правит Рюрик, но в 843 году она переходит к Лотарю. Рюрик не у дел, становится вольным разбойником, викингом, в 845 году участвует в набегах на Францию во главе своей дружины русинов-славян, потом грабит английское побережье. Затем обряды Рюрика нападают на устье Рейна и на саму Фрисляндию.
Лотарь вынужден пойти на компромисс и возвращает Рюрику Фрисляндию — но под тем условием, что отныне тот будет защищать ее от остальных викингов и перестанет грабить побережье Европы. У Рюрика не остается других мест для грабежа, кроме восточного побережья Балтики, где ранее, в 850 году, он вместе с датчанами напал на Ладогу и получил большой выкуп (участвовавший в набеге Олег, приятель Рюрика, в будущем женившийся на его дочери, тогда прибил свой белый щит на врата Ладоги — символ того, что город сдается без боя).
В самой Ладоге (исконное название города — Альдегья), проживали вовсе не финны-саамы (те жили в деревнях вокруг и имели название чудь), а колония шведов-колбягов, выходцев из Упсалы. Именно их и грабили отряды Рюрика в 850 году. Сии шведы вошли в конфликт с местной чудью, и их конунги для решения конфликта предложили обратиться в Русь-Рустинген за разрешением спора, ибо после нападений оттуда считали себя условно подвластными землями Рюрика, боялись новых нападений.
В итоге шведы Ладоги (а вовсе не финны и тем более не какие-то славяне, коих там не было) и послали послов с призванием на княжение к Рюрику, который тогда правит землей фризов, землей славян-русинов и с 854 года — еще и Ютландией. Это, кстати, объясняет непонятные для многих историков России слова Нестора о том, что Русь — это фризы, англы и прочие, а позвали к ним из Ладоги потому, что сами прежде варягами были: речь идет о том, что населяли Ладогу тогда шведы. Именно они и звали на княжение Рюрика — сей факт поэтому и кажется «непатриотичным» для российских историков, которые витают в «державных» иллюзиях и невесть с чего взяли, что в Ладоги могли жить какие-то «славяне» и «русичи». Там, повторяю, жили шведские колонисты — и для них обращение к правителю Фрисляндии, Рустингена и Ютландии было как раз вполне ожидаемым.
Сие предложение о призвании совпало с другим событием — военным натиском немцев на земли славян-ободритов, и Рюрик им воспользовался, организовав заселение русинами Рустингена окрестностей Ладоги, где ободриты возводят свой город переселенцев Новогород — как продолжение Старогорода, тогда главной столицы славян-русинов Полабской Руси (ныне Ольденбург).
Предложение совпало и с конфликтом, в котором Лотарь забирает у Рюрика право на Фрисляндию и Рустинген, давая ему Ютландию. Рюрик совершает неудачную попытку возвратить свои бывшие земли: Ладога ему явно не нужна, его тянет в Европу. Когда в 869 году умирает Лотарь, Рюрик обращается к Карлу Смелому и получает назад в 873 году Фрисляндию и Полабскую Русь, но увы, уже поздно: он умирает в 874 году.
Полный рассказ о жизни Рюрика занимает в германских летописях в десятки раз больший объем, чем все вместе взятые упоминания о нем в российских источниках, он точен в деталях и все упорядочивает в истории тех событий. Все, ранее казавшее странным или абсурдным у российских сказителей, тут обретает смысл. Кстати, и шведские летописи в рассказах о Рюрике тоже полны нелепиц, ибо и для шведов Рюрик был иностранцем.
А далее было так. Часть ободритов-русинов мигрировала в созданный ими Новгород, и в середине 1980-х годов столп советской исторической науки В.В. Седов установил в ходе раскопок в Новгороде, что колония Рюрика была антропологически славянской, а сами эти славяне Рюрика аналогичны могильникам Нижней Вислы и Одера: «Таковы, в частности, славянские черепа из могильников Мекленбурга, принадлежащие ободритам», писал Седов. Но значительная часть ободритов оставалась в исконной Руси Полабья. Где «Русь» как название провинций славянской Германии общепринято, а, например, провинции Рейс и Рейсланд, то есть Русская земля, существуют на территории проживания онемеченных славян до 1920 года.
При этом народ ободритов-русинов разбивается на две части: мигрантов на Ладогу и тех, кто остался на Родине. И самое интересное в этом вопросе заключается в том, что считать наследием княжеской власти. Россияне находят, что «Рюрик стал первым русским князем» и выдумали «династию Рюриковичей» как суррогатную замену настоящей ветви РУССКИХ КНЯЗЕЙ. Это, конечно, абсурдно, ибо Рюрик не выдумал Русь, а правил ею — страной Рустинген — еще у себя на Родине. Был сам только отпрыском СТАРЫХ КНЯЗЕЙ РУСИ.
Но самое главное: с его тут созданием колоний русинов-ободритов — сама русская княжеская власть в Рустингене-Руси ободритов никуда не исчезала! В «Генеалогии королевы Ингеборг» (вторая половина XII в.) супруга короля ободритов и герцога Шлезвига Канута II (ум. 1131) Ингеборга именуется дочерью «могущественнейшего короля русов» Изяслава. По «Истории датских королей» (XIII в.) — это дочь Мстислава Владимировича (Гаральда), сестра Мальфриды. Резиденция королевского дома русинов-ободритов находилась в ободритском Любеке. Сын Канута II и Ингеборги Вальдемар (славянское имя!) впоследствии будет датским королем (1157-1182). То есть, повторит судьбу Рюрика — как русского славянского князя, правившего Данией.
Но исконная Русь Рюрика с веками растворялась в Германии. И в 1402 году, как сообщают немецкие летописи, на острове Русин-Рюген умерла последняя женщина, говорившая по-славянски (по-русски). Фамилия ее была — Голицына.
Однако, как замечал еще Татищев, Русь шла в Россию не только со стороны колонистов-ободритов Рюрика (пусть они и смогли славянизировать земли Новгородчины). Не следует забывать, что еще до призвания Рюрика Киев уже был русским — он был вслед за Галицией и Волынью русифицирован Карпатской Русью с ее столицей Кеве (ныне в Венгрии). Поэтому посланные Рюриком на экспансию земель Аскольд и Дир, придя на земли Киева, узнали к своему великому удивлению, что Киевом правят СВОИ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ. Своей другой Руси (а Русей-Рутений тогда в Центральной Европе было около десятка — и славянских, и балтских, и смешанных варяжских).
Тут кроется еще одно расхожее заблуждение: считать, что якобы Рюрик и его ободриты стали основой русификации всех земель СНГ. Это не так: русификатором выступил именно Киев — который был русифицирован с Запада намного раньше прихода сюда Рюрика и цивилизационно тут был намного мощнее Новгорода. Фактически, Киев только воспользовался тем, что ободриты стали славянизировать финнов будущей Московии, — и пошел, как говорят, по «проторенной лыжне».
Власть над этими землями захватил все-таки именно Киев, а не Новгород Рюрика (и почему так вышло — тут огромное белое пятно у историков России, саму тему не хотят изучать). И сам язык Киевской Руси — это был вовсе не язык ободритов Рюрика, а именно тот язык, который и ныне мало отличается от украинского. Но изначально отличался от языка ободритов.
Недавно академик В.Л. Янин рассказал читателям «Науки и жизни» в своей статье «Истоки новгородской государственности»: «Установление суммы отличий древненовгородского диалекта, естественно, направило исследовательскую мысль к поискам аналогов этим диалектным признакам в других славянских языках. Результатом таких поисков стал вывод о том, что исходная область славянского заселения Псковского и Новгородского регионов находилась на территории славянской южной Балтики. Именно в языках живших здесь славян, в первую очередь в лехитских (древнепольских), обнаружена сумма аналогов древненовгородскому. Этот вывод совпал с капитальными наблюдениями над древностями курганов и поселений недавно ушедшего из жизни выдающегося исследователя древнего славянства академика Валентина Васильевича Седова».
Однако язык Киевской Руси как раз такой идентичности с языками ляхов (под которыми понимаются обще языки славян Балтии) не имеет. Это, как и все остальное, доказывает, что экспансия понятия «Русь» (когда-то в IV-VI веках родившегося в Центральной Европе) шла в Восточную Европу по двум совершенно не связанным между собой направлениям. Из Рустингена ободритов Рюрика на севере — и из Карпатской Руси через Киев на юге, и даже оба русских языка были уже тогда разными. Язык Рустингена Рюрика и Новгорода (ободритский) фактически ничем не отличался от языка ляхов и лужицких сербов, а язык Киева фактически ничем не отличался от языка карпатских и балканских славян, прошел века южной эволюции.
Это мнение академика В.Л. Янина, кстати, опровергает пресловутый миф гомо империкусов о том, что якобы у белорусов, украинцев и русских в прошлом существовал некий общий «древнерусский язык». Это выдумка царизма, озабоченного обоснованием захвата земель соседей. На самом деле НИКОГДА изначально языки Киева и Новгорода (разделены более тысячью километров!) не были единым языком, ибо стали продуктом славянизации со стороны разных групп славян — независимо друг от друга северных и южных — и никакой «общности» в принципе составлять не могли.
www.secret-r.net
Имя Рюрик на Имя.Ком. Значение, происхождение, перевод, комментарии, код, рейтинг, популярность и пол имени Рюрик. Что означает имя Рюрик?
Существует несколько вариантов перевода для этого имени:
1. Образовано от древнегерманского Rørik, [hrod + rik] и в переводе означает — «славный богач/правитель». Английская форма — Rurik.
2. Старославянское имя (Рарак), этимология (определение) — «сокол»
Рюрик — имя русских князей:
1) Рюрик — первый русский князь, призванный — «Чудью, Весью, Словенами и Кривичами, из Варяг» (из племени Русь) — «княжить и володеть ими» в 862 г. Занял Ладогу, а через два года, по смерти своих братьев Синеуса и Трувора, присоединил к ней их владения — Белоозеро и Изборск; перенес столицу в Новгород и срубил город над Волховом (ныне Городище), где впоследствии жили новгородские князья. В другие города (по летописи Полоцк, Ростов, Белоозеро) он послал «своих мужей». В 866 г. Он отпустил к Царьграду двух своих бояр Аскольда и Дира. По позднейшим летописям видно, что им далеко не все были довольны в Новгороде: многие бежали от него в Киев, а какой-то Вадим возбудил восстание против него, но Рюрик одолел восставших. В 879 г. Он умер, вручив правление и малолетнего сына своего, Игоря, своему родственнику Олегу. По некоторым известиям, у Рюрика была еще дочь и пасынок Аскольд. Смотри в VII томе — «Полного собрания летописей» легенду о происхождении Рюрика от Пруста, брата императора Августа. Потомство Рюрика правило в России более 700 лет, до смерти Федора Иоанновича (1598). Одни исследователи объясняют имя Рюрика из древненорманского языка, другие находят аналогичные ему и в древнеславянском языке.
2) Рюрик, сын Ростислава Владимировича, правнук Ярослава Мудрого, князь Перемышльский; участвовал в 1084 г. В изгнании Ярополка Изяславича из Владимира-Волынского, а вскоре сам был изгнан Владимиром Мономахом. Умер в 1092 г.
3) Рюрик-Василий, сын великого князя киевского Ростислава Михайловича, правнук Владимира Мономаха, великий князь киевский. Впервые упоминается в 1157 г. Как Овручский князь и участник со смолянами в походе великого князя Изяслава Давидовича на Туров. В 1159 г. Отец послал его на помощь к князю полоцкому Рогволоду Борисовичу против Ростислава Глебовича и в том же году — к Святославу Ольговичу, против Изяслава Давидовича и половцев. В 1162 г. Рюрик ходил из Торческа против Изяслава Давидовича и отнял у Владимира Мстиславича Слуцк; в 1169 г., по смерти отца, участвовал в приглашении на киевское княжение Мстислава Изяславича и по его зову ходил походом на половцев, но в следующем же году, поссорившись с ним, помогал Андрею Боголюбскому разграбить Киев, за что Андрей посадил его в Новгород (1170). Не поладив с новгородцами, он скоро уехал обратно в Обручь. Когда в 1174 г. Андрей Боголюбский, по подозрению в убийстве своего брата, Глеба, хотел выслать братьев Рюрика из Южной России, он соединился с ними и занял Киев; затем осадил великого князя Михаила Георгиевича в Торческе, от которого по мирному договору получил Переяславль и, преследуемый огромною ратью Андрея Боголюбского, заперся в Белгороде. Избавясь от осады и возвратясь, в 1177 г., с неудачного похода на половцев, Рюрик уступил Киев Святославу Всеволодовичу Черниговскому- «не хотяче губите Великой Русской земли». Во время бегства Святослава за Днепр, 1180 г., он вновь занял киевский стол, но, несмотря на победу над половцами, приведенными сыном Святослава, Игорем, вторично уступил ему Киев, ибо, как говорит летописец- «возлюби мир паче ратных и пожити хотя в братолюбии». В 1183 г., вместе с великим князем Святославом и другими князьями, разбил наголову половцев; вообще, много способствовал спокойствию Южной Руси, чем снискал себе любовь «крестьян и поганых». Когда умер Святослав, Рюрика с «радостью» приветствовали в Киеве и народ, и духовенство (1194). Став великим князем, он старался жить в мире с Всеволодом III Владимирским, которого считал старшим, и этим предупредил много междоусобиц на юге Руси. Однако в 1202 г. Всеволод поссорил Рюрика с Романом Мстиславичем, которому он вынужден был уступить Киев. В следующем году, при помощи Ольговичей и половцев, Рюрик вновь занял Киев и предал его сильнейшему разграблению- «якого же зла не было от крещения под Киевом». В 1205 г. Он совершил, вместе с Романом и другими князьями, удачный поход на половцев, но на обратном пути был насильно пострижен Романом в монашество, от которого избавился по смерти Романа (1206) и снова занял Киев, но ненадолго: во время его похода вместе с Ольговичами, на Галицкую землю, Киев занял Всеволод Чермный, которому Рюрик после некоторой борьбы, окончательно уступил великокняжеский стол, а сам занял Чернигов, где и умер в 1215 г. Рюрику и его брату Давиду автор «Слова о полку Игореве» говорит: «Ваши шлемы позлащенные издавна обагряются кровью; ваши мужественные витязи ярятся как дикие волы, уязвленные саблями каленными». Рюрику приписывается построение в Киеве церкви во имя святого Василия (1207) и в Выдубецком монастыре — каменной стены (1199). Он был женат на дочери половецкого хана Белука. От него происходят князья Вяземские.
imya.com
Кто такой этот Рюрик
Происхождение Рюрика до сих пор вызывает множество споров среди тех, кто считает его реальной исторической личностью. Приверженцы норманнской теории утверждают, что Рюрик и его дружина были викингами – скандинавами. Норманисты ищут доказательства своей теории в этимологии имени князя, связывая его с латинским словом rex «король». Известно, что имя Рюрик и сегодня используется в Швеции, Финляндии и некоторых других странах. Сторонники западнославянской версии связывают биографию Рюрика со славянским племенем ободритов, иначе называвшихся «ререгами» (соколами). Призвание Рюрика, согласно «Повести временных лет», произошло в 862 г. Племена весь, чудь, ильменские словене и кривичи, не сумев договориться о том, кто же будет править и не желая усобицы призвали к себе на княжение Рюрика. Он пришел в Новгород с братьями Синеусом и Трувором. Существует версия о том, что правление Рюрика началось не в Новгороде, а в Старой Ладоге. В соответствии с этой теорией Новгород был построен князем только через 2 года. Такие археологические находки, как Рюриково Городище, способны подтвердить эту теорию.
Согласно летописной версии братья Рюрика стали княжить в славянских землях. Синеус получил Белоозеро, а Трувор Изборск в землях кривичей. Но правили они не долго. Через 2 года, после их смерти, Рюрик стал единоличным правителем. Стоит отметить, что некоторые историки придерживаются версии о том, что братьев у Рюрика не было. Они переводят слово «трувор» как «верная дружина», а «синеус» как «свой род». Сведений о политике Рюрика немного. Летописи довольно скупо сообщают о том, что он стремился укреплять границы своих владений, строил города, а так же, подавил мятеж Вадима Храброго в Новгороде. Из этого можно заключить, что приход Рюрика на Русь повлек за собой укрепление государственности и централизацию власти. Смерть Рюрика датируется примерно 879 г. Власть унаследовал сын Рюрика (предположительно от норвежской княжны), Игорь, позже ставший киевским князем. Существуют сведения о том, что у Рюрика были и другие дети.
О приходе Рюрика на Русь учебник за 6й класс А.А. Преображенского, Б.А Рыбакова (рекомендован Министерством образования Р.Ф.) сообщает следующее: Славяне построили на севере для защиты от варягов Новый город – Новгород у озера Ильмень. Один из варяжских князей, Рюрик, во второй половине IX в. стал княжить в Новгороде. Через несколько веков все русские князья стали считать Рюрика родоначальником своей династии.
Если вдуматься в написанное в учебнике, то получается, что Рюрик был завезён на Русь, как бык производитель, потому что уже через некоторое время все русские князья стали считать его родоначальником.
В русской истории осталось много, о чём не хотели говорить власть имущие. Особенно это касается древней истории Руси, до Рюрика.
«До прихода варягов славяне жили так, как живут звери и птицы» писал академик Шлетцер А.Л. немец, историк на русской службе времён Екатерины II. А основоположник норманнской теории происхождения Русского государства Байер Г.З. (1694-1738), даже не зная русского языка, сумел создать на основе русской летописи «Повести временных лет», о призвании на Русь князей – варягов Рюрика, Синеуса, Трувора в 862 году, свою антирусскую версию истории.
С тех пор и идёт, что до прихода варягов, Русь была отсталой страной неспособной к самостоятельному государственному строительству, а норманны силой принесли «западные ценности», колонизировали Русь, главенствовали в развитии, влияли на её экономику, культуру и т.д., и что даже само название Русь было завезено варягами.
Против этой версии выступал ещё Ломоносов, но голос его тонул в «большом» немецком хоре знатоков русской истории. И сегодня Запад придерживается этой унизительной для русских теории. В современных российских школах в учебниках за 6й класс в большей или меньшей степени преподаётся всё та же немецкая теория, с которой боролся Ломоносов, в лучшем случае замалчивается.
Не отсюда ли идёт то самоуничижение русских, метание между Западом и Востоком, невозможность найти истинного пути, потому что до сих пор скрыты от народа основополагающие исторические истины? Народ не знающий свою историю, не имеет будущего.
Давайте попробуем вместе разобраться в том, что было на самом деле.
В Повести временных лет (ПВЛ) написано: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да поидете княжить и володеть нами», говорили посланцы новгородцев русам-варягам. Перевод был сделан такой: «а порядка в ней нет», имея ввиду то, что русские имеют хронический беспорядок, с которым сами справиться не в состоянии. На основании этих слов во многом и строилась норманнская теория.
Если предположить, что это было именно так, то встаёт вопрос, а за чем именно к варягам-немцам надо обращаться? Ведь буквально рядом находилась немецкая империя Карла, занимавшая пол-Европы, а за Киевскими землями была Византия. Это были две влиятельные державы, которые бы наверняка прислали бы своего ставленника на Русские земли богатые пушниной, рудами и т.д. попользоваться на дармовщинку.
Но, всё получилось, наоборот, у русских в ближайшие столетия были постоянные военные столкновения с немцами, вспомните Александра Невского. А чего бы им вдруг с ними воевать, пошли бы сразу под их крышу, да и всё?
Варяги по норманнской версии это скандинавы, в то время были не на высоте своего развития. Вот некоторые факты: Скандинавия изначально бедная страна, была вынуждена зарабатывать своей кровью, служа военными наёмниками в более богатых и развитых странах. Русь они называли «гардарики» — страна городов, у самих в то время насчитывалось всего 7 городов.
Всё достижения цивилизации к ним приходили со столетним опозданием по сравнению с Русью, а именно: свод судебных законов «Русская правда», гончарный круг, чеканка монеты, христианство, которое тогда считалось признаком цивилизации и то у них укрепилось на сто лет позже, чем на Руси. Т.е. если перевести то положение на сегодняшний день, это было бы равносильно тому, что сейчас Россия обратилась бы с такой же просьбой к Албании. А вот наши предки, почему-то обратились именно к варягам?
Вернёмся к ПВЛ: «наряд» не обозначает слова порядок, власть. Согласно словарю Даля В.И.: Наряд, повестка, повещение, приказание о посылке людей в работу от гл. наряжать. Более того, в некоторых списках летописей вместо слов «а наряда в ней нет» написано «а нарядника в ней нет». Почему новгородцы обратились за нарядником именно к варягам можно понять, ознакомившись с данными новгородских летописей.
В Новгороде до призвания Рюрика с братьями на Русь существовала династия князей, насчитывающая 9 поколений. Прадед Рюрика, новгородский князь Буривой вёл тяжёлые войны, в том числе с варягами, в одном из сражений его войско было разбито, и он был вынужден скрываться на окраинах владений.
Варяги воспользовались этим и обложили Новгород данью. Новгородцы не стали долго терпеть варяжское иго и позвали сына Буривоя, Гостомысла на княжение. Он возглавил восстание и победил варягов «овы изби, овы изгна, и дань варягам отрече».
У Гостомысла было 4 сына и 3 дочери. Все сыновья погибли или умерли, не оставив наследников по мужской линии. Дочери были отданы замуж за заморских князей. Гостомысл остался без наследника. Незадолго до смерти ему приснился сон (в древности сновидениям придавали большое значение, в них видели повеление богов), что из чрева средней дочери Умилы выросло чудесное дерево, плодами которого питались люди его страны. О сне — предсказании сообщили народу, который остался этим доволен, ибо сын старшей дочери Гостомысла народу был почему-то неугоден.
Рюрик был сыном Умилы дочери Гостомысла и князя Годлава (Годслава) западнославянского племени ободритов (об Одре, т.е. живущие на реке Одре). По-славянски Рюрик (Рорик, Ререг, Ререг, Рарог) означает сокол. Есть подтверждение об этих событиях и на Западе. Француз Мармье (X. Marmier) издал в 1840г. в Париже книгу «Письма о севере», где им в Мекленбурге (бывшая столица ободритов Микулин бор)
xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai
РЮРИК (ИМЯ РУССКИХ КНЯЗЕЙ) — Краткая биографическая энциклопедия — История
- РЮРИК (ИМЯ РУССКИХ КНЯЗЕЙ)
-
Рюрик — имя русских князей: 1) Рюрик — первый русский князь, призванный «Чудью, Весью, Словенами и Кривичами», «из Варяг» (из племени Русь), «княжить и володеть ими»; в 862 г. занял Ладогу, а через два года, по смерти своих братьев Синеуса и Трувора , присоединил к ней их владения — Белоозеро и Изборск; перенес столицу в Новгород и срубил город над Волховом (ныне Городище), где впоследствии жили новгородские князья. В другие города (по летописи Полоцк, Ростов, Белоозеро) он послал «своих мужей». В 866 г. он отпустил к Царьграду двух своих бояр Аскольда и Дира . По позднейшим летописям («П. С. Л.», том IX, 9) видно, что им далеко не все были довольны в Новгороде: многие бежали от него в Киев, а какой-то Вадим возбудил восстание против него, но Рюрик одолел восставших. В 879 г. он умер, вручив правление и малолетнего сына своего, Игоря , своему родственнику Олегу . По некоторым известиям, у Рюрика была еще дочь и пасынок Аскольд. См. в VII томе «Полного собрания летописей» легенду о происхождении Рюрика от Пруста, брата императора Августа. Потомство Рюрика правило в России более 700 лет, до смерти Федора Иоанновича (1598). Одни исследователи объясняют имя Рюрика из древненорманского языка, другие находят аналогичные ему и в древнеславянском языке. 2) Рюрик, сын Ростислава Владимировича, правнук Ярослава Мудрого , князь Перемышльский; участвовал в 1084 г. в изгнании Ярополка Изяславича из Владимира-Волынского, а вскоре сам был изгнан Владимиром Мономахом . Умер в 1092 г. 3) Рюрик-Василий, сын великого князя киевского Ростислава Михайловича , правнук Владимира Мономаха, великий князь киевский. Впервые упоминается в 1157 г. как Овручский князь и участник со смолянами в походе великого князя Изяслава Давидовича на Туров. В 1159 г. отец послал его на помощь к князю полоцкому Рогволоду Борисовичу против Ростислава Глебовича и в том же году — к Святославу Ольговичу , против Изяслава Давидовича и половцев. В 1162 г. Рюрик ходил из Торческа против Изяслава Давидовича и отнял у Владимира Мстиславича Слуцк; в 1169 г., по смерти отца, участвовал в приглашении на киевское княжение Мстислава Изяславича и по его зову ходил походом на половцев, но в следующем же году, поссорившись с ним, помогал Андрею Боголюбскому разграбить Киев, за что Андрей посадил его в Новгород (1170). Не поладив с новгородцами, он скоро уехал обратно в Обручь. Когда в 1174 г. Андрей Боголюбский, по подозрению в убийстве своего брата, Глеба, хотел выслать братьев Рюрика из Южной России, он соединился с ними и занял Киев; затем осадил великого князя Михаила Георгиевича в Торческе, от которого по мирному договору получил Переяславль и, преследуемый огромною ратью Андрея Боголюбского, заперся в Белгороде. Избавясь от осады и возвратясь, в 1177 г., с неудачного похода на половцев, Рюрик уступил Киев Святославу Всеволодовичу Черниговскому , «не хотяче губите Великой Русской земли». Во время бегства Святослава за Днепр, 1180 г., он вновь занял киевский стол, но, несмотря на победу над половцами, приведенными сыном Святослава, Игорем , вторично уступил ему Киев, ибо, как говорит летописец, «возлюби мир паче ратных и пожити хотя в братолюбии». В 1183 г., вместе с великим князем Святославом и другими князьями, разбил наголову половцев; вообще, много способствовал спокойствию Южной Руси, чем снискал себе любовь «крестьян и поганых». Когда умер Святослав, Рюрика с «радостью» приветствовали в Киеве и народ, и духовенство (1194). Став великим князем, он старался жить в мире с Всеволодом III Владимирским, которого считал старшим, и этим предупредил много междоусобиц на юге Руси. Однако в 1202 г. Всеволод поссорил Рюрика с Романом Мстиславичем, которому он вынужден был уступить Киев. В следующем году, при помощи Ольговичей и половцев, Рюрик вновь занял Киев и предал его сильнейшему разграблению, «якого же зла не было от крещения под Киевом». В 1205 г. он совершил, вместе с Романом и другими князьями, удачный поход на половцев, но на обратном пути был насильно пострижен Романом в монашество, от которого избавился по смерти Романа (1206) и снова занял Киев, но ненадолго: во время его похода вместе с Ольговичами, на Галицкую землю, Киев занял Всеволод Чермный , которому Рюрик после некоторой борьбы, окончательно уступил великокняжеский стол, а сам занял Чернигов, где и умер в 1215 г. Рюрику и его брату Давиду автор «Слова о полку Игореве» говорит: «Ваши шлемы позлащенные издавна обагряются кровью; ваши мужественные витязи ярятся как дикие волы, уязвленные саблями каленными». Рюрику приписывается построение в Киеве церкви во имя святого Василия (1207) и в Выдубецком монастыре — каменной стены (1199). Он был женат на дочери половецкого хана Белука. От него происходят князья Вяземские (см. «Полное собрание Летописей», тома II и VII).
Краткая биографическая энциклопедия . 2012
Словари → История → Краткая биографическая энциклопедияСмотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЮРИК (ИМЯ РУССКИХ КНЯЗЕЙ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
slovar.cc
Рюрик значение имени, характер и судьба

В этой статье вы найдете сведения о значении имени Рюрик, его происхождении, истории, узнаете о вариантах толкования имени.
- Зодиак Рюрика — Весы
- Планета — Сатурн
- Цвет Рюрик Рюрик -темно-серый
- Благоприятное дерево — орешник
- Заветное растение Рюрика — календула (ноготки)
- Покровитель имени Рюрик — кит-нарвал
- Камень-талисман Рюрик Рюрика — лазурит
Что означает имя Рюрик: Рюрик — славный король (имя Рюрик скандинавского происхождения).
Короткое значение имени Рюрик: Рюря, Юра.
Отчество имени Рюрик: Рюрикович, Рюриковна.
День ангела Рюрика: имя Рюрик не отмечает именины, поскольку не входит в список католических и православных святцев.
Характеристика имени Рюрик
Положительные черты: Острый ум, страсть к риску. Рюрик не боится брать на себя ответственность.
Отрицательные черты: Иногда мужчина с именем Рюрик резок и неосторожен в высказываниях; сам того не желая, задевает чувства других людей. Он может быть излишне критично и скептически настроенным к людям и человечеству вообще.
Характер имени Рюрик: Рюрик — активный человек, видящий смысл жизни в том, чтобы делать свое дело. Он не привык гнуть спину перед начальством, может в резкой форме высказывать свое недовольство. Значение имени Рюрик серьезно относится к дружбе, но многочисленных друзей не имеет, поскольку нелегко сходится с людьми и от дружбы требует многого, порою невозможного. Он гостеприимен, аккуратен и немного брезглив. Рюрик скорее трудолюбив, чем талантлив, и добивается успехов благодаря своей трудоспособности.
Рюрик и его личная жизнь
Совместимость с женскими именами: Благоприятен союз имени с Агнией, Беатой, Богданой, Вандой, Геллой, Домной, Ингой, Кристиной, Ренатой, Рогнедой, Ядвигой. Сложные отношения имени вероятны с Алиной, Беллой, Евлалией, Сусанной, Фридой.
Любовь и брак: имени Рюрик трудно совмещать тихую семейную жизнь с большими планами, касающимися карьеры или личных занятий. В этом случае он потеряет смысл жизни и, скорее всего, удача оставит его. Рюрику необходима максимальная свобода.
Таланты, бизнес, карьера
Выбор профессии: Рюрик склонен глубоко осмысливать все происходящее, ответственно относиться к выполняемому делу. Его старания и усилия ума, скорее всего, будут оценены по достоинству. У имени Рюрик развиты способности к конструкторской и инженерной работе, предпринимательству, к работе с инструментами и приборами (например, хирург, дантист, механизатор), но и к научной или литературной деятельности.
Бизнес и карьера В финансовом отношении имя Рюрик излишне осторожен, никогда не упускает шанса сделать деньги.
Здоровье и энергетика
Здоровье и таланты: Рюрик очень крепок физически, но может выполнять большую умственную работу, заниматься наукой, искусством. Сидячий образ жизни ведет к запорам, геморрою, грыже, кожным раздражениям, отравлениям.
Судьба Рюрика в истории
Что означает имя Рюрик для мужской судьбы?
- Рюрик — имя первого князя, призванного чудью, весью, словенами и кривичами «из варяг» (из племени Русь) «княжить и владеть ими». В 862 г- занял Ладогу, а через два года, по смерти своих братьев Синеуса и Трувора, присоединил к ней и их владения — Белоозеро и Изборск. Перенес столицу в Новгород и срубил город над Волховом (Городище), где впоследствии жили новгородские князья. В другие города (по летописи -Полоцк, Ростов и Белоозеро) он послал «своих мужей». В 866 г. Рюрик отпустил к Царьграду двух своих бояр, Аскольда и Дира.
- Рюрик Ивнев — популярный русский поэт и писатель. В начале века примыкал к эгофутуристам и имажинистам, первый роман, «Несчастный ангел», написал под влиянием Андрея Белого. Автор сборников стихов «Самосожжение», «Пламя пышет», «Золото смерти», романов «Любовь без любви», «Открытый дом» и др., а также многих переводов с кавказских языков.
www.astromeridian.ru