Читать онлайн «Американцы на Луне не были!», Юрий Мухин – Литрес
Суть дела
Наверное, в России нет ни одного более-менее взрослого человека, не связанного с самыми высшими эшелонами управления страной, который бы не был уверен, что до прихода к власти в СССР Горбачева Советский Союз вел ожесточенную пропагандистскую войну с США. А эта война предполагала, что в СССР тысячи человек отслеживают все события в США, и если в числе этих событий попадается более-менее отрицательное, то все средства массовой информации СССР раздувают этот американский недостаток, заставляя говорить о нем если не весь мир, то, по крайней мере, весь Варшавский блок. А как же иначе, если шла «холодная война»? До достаточно недавнего времени так полагал и я.
Но оказалось, что до развала СССР Соединенные Штаты Америки имели в своей истории несколько глубочайших провалов, которые могли бы стать козырными тузами пропаганды в «холодной войне», но руководство СССР сделало все, чтобы эти американские провалы скрыть от мировой общественности и от народа Советского Союза. Фактически дело обстоит так, что и Брежнев, и Андропов сделали все, чтобы проиграть в «холодной войне», чтобы приблизить уничтожение СССР. В это можно поверить? Нет, нельзя. Это можно только понять, и эта книга имеет целью разобраться с одним таким совместным действием пропаганды США и СССР против СССР.
Пусть каждый из вас проведет свой эксперимент: расспросите знакомых, знают ли они о том, что американские астронавты никогда не высаживались на Луну, а все американские «лунные съемки» – это туфта, снятая Голливудом? Думаю, что из 20 опрошенных не менее 19 посмотрят на вас как на придурка: мы, русские люди, потомки великого народа СССР, глубоко уверены, что американцы на Луне были! А как же иначе?! Ведь если бы их там не было, то и советская пропаганда, и советские ученые уже давно бы нам об этом сообщили! Не скрою, что еще несколько лет назад и я был в этом уверен.
В результате бывшие советские люди в этом вопросе сегодня наименее информированная часть мира – подавляющая часть населения СССР не только верит в полеты американцев на Луну, но даже не знает, что начиная с первого их «полета» те умные люди планеты, которые интересовались этим вопросом, ни минуты не сомневались, что это грязная американская афера и на самом деле никаких американских астронавтов на Луне и близко не было. Уже почти 40 лет во всем мире ни одна более-менее свободная передача об освоении космоса не обходится без обсуждения этого вопроса.
Например. Корреспондент ИТАР-ТАСС О. Артюшкин передает из Германии о том, как там отмечался юбилей американских полетов на Луну.
«Немецкий астронавт Ульрих Вальтер убежден в несостоятельности утверждений о том, что полеты американских астронавтов на Луну были мистификацией. Об этом он заявил в передаче германского телеканала «Вокс», продемонстрировавшего двухчасовой фильм, посвященный лунной программе «Аполлон».
Тем не менее представленная в передаче «Вокс» позиция сторонников теории «лунного заговора» НАСА весьма убедительна, о чем свидетельствует тот факт, что в него верит каждый пятый американец. Бывший инженер-ракетчик Билл Кейзинг вспоминает об огромных сложностях, с которыми столкнулись разработчики космической техники при реализации программы «Аполлон». Всего за несколько месяцев до полета космического корабля первый человек, ступивший на поверхность Луны, Нил Армстронг, проводил тренировки с прототипом лунного модуля, который на высоте 100 метров вышел из-под контроля и рухнул на Землю. Астронавт катапультировался в самую последнюю минуту. Остается загадкой, как за оставшееся время можно было «научить летать» лунный модуль.
По словам Кейзинга, НАСА было полно решимости не уступать Советскому Союзу пальму первенства в освоении космического пространства, даже если для этого пришлось бы пойти на подлог. С точки зрения Кейзинга, старт ракеты «Сатурн-5» с космическим кораблем «Аполлон-11» действительно состоялся 16 июля 1969 г. Однако в течение восьми суток корабль с астронавтами Майклом Коллинзом, Нилом Армстронгом и Эдвином Олдрином находился на околоземной орбите, а затем совершил посадку в Тихом океане. А 20 июля, убежден он, под видом прямого репортажа о посадке лунного модуля НАСА распространило фальшивку, снятую на Земле. Кейзинг считает, что для съемок был выбран военный полигон в пустыне штата Невада. На снимках, сделанных в различное время советскими разведывательными спутниками, можно отчетливо видеть огромные ангары, а также испещренный кратерами большой участок «лунной поверхности». Именно там, утверждают сторонники «теории заговора», и состоялись все «лунные экспедиции». Доказательства же представило само НАСА: анализ сделанных снимков и видеозаписей вызывает многочисленные вопросы, на которые специалисты до сих пор не могут найти ответ. К примеру, почему на Луне, не имеющей атмосферы, начинает развеваться американский флаг? Или почему тени от астронавтов и находящихся на поверхности камней отбрасываются в разные стороны, что свидетельствует о нескольких источниках света. Наконец, почему ракетный двигатель лунного модуля не оставил кратера на поверхности Луны? Перечень вопросов можно продолжить.
Возможности обмана не исключают и некоторые американские астронавты. Так, Брайн О’Лири заявил, что не может дать 100-процентной гарантии, что Нил Армстронг и Эдвин Олдрин действительно побывали на Луне. Тем не менее Ульрих Вальтер считает аргументы сторонников «лунного заговора» лишенными веских доказательств. В конце концов, заявил он, в распоряжении ученых находится более 300 кг лунного грунта, содержащего элементы, не имеющиеся на Земле»[1].
Заметим, между прочим, низкий культурный уровень немецкого космонавта. Кстати, в Военно-воздушной академии им. Жуковского ходит шутка, что, дескать, технический уровень современных самолетов возрос настолько, что в их конструкции осталась единственная деревянная деталь – голова летчика. И Ульрих Вальтер пытался доказать, что единственной деревянной деталью в том космическом полете, в котором он участвовал, была его голова. Посудите сами, какой же культурный уровень нужно иметь, чтобы считать, что в лунном грунте могут быть элементы, не имеющиеся на Земле?
Но в этом сообщении интересна статистика по США: в Америке уже 20 % населения понимает, что «высадка американцев на Луну» – это афера. Ученые, занимающиеся умственным развитием людей, считают, что 15 % населения любой страны можно отнести к людям с повышенным умственным развитием, 15 % – с пониженным и 70 % населения – это обычные люди с обычным уровнем умственного развития. Получается, что даже в США понимают, что полеты «Аполлонов» – это афера, не только умные люди, которым любой пропаганде трудно «повесить лапшу на уши», но начал это понимать и обычный обыватель. А в России мало кто знает, что такой вопрос вообще существует. Не странно ли?
А вот пишет читатель А. Архипов, которого судьба занесла на постоянное место жительства в США.
«В вашей «Дуэли» читал статьи про аферы американцев с полетами на Луну. Рассказывал про это своему сыну, ученику 6-го класса. Показывал снимки. Сын также обратил внимание на «нестыковки» со звездами, флагом, следами на лунном грунте.
И вдруг в конце января по 32-му каналу в 20:00 часов по нью-йоркскому времени начинается передача, которую можно перевести как «Были ли мы на Луне?». Участвует несколько ученых. И говорят, что на Луну они не летали! Что даже и сейчас нельзя высаживаться на Луну по причине несовершенства скафандров. Говорили про радиацию, про съемки в Голливуде. И в конце передачи удивлялись тому, отчего русские в то время не изобличили американцев во лжи.
В мае на уроке Science (примерно как Природоведение) учительница миссис Metz говорила ученикам про полеты на Луну. Сын, который уже к тому времени сумел убедить своего приятеля по классу в лживости «лунной программы», поднял руку и спросил, почему на снимках нет звезд, почему колышется флаг и почему такие четкие следы при отсутствии атмосферы. Реакция была такой: «Shut up!!!» (За-а-аткнись!!!). По словам сына, учительница от гнева покраснела. Большая часть учеников улыбалась. Интересно, что учительница далее продолжила свой рассказ, хотя ученики слушали ее уже с недоверием.
Вообще, в американских школах все освоение космоса вертится вокруг «высадки на Луну». Ни слова о наших первых спутниках, о наших космонавтах, впервые в мире полетевших в космос. О том, что дают знать американскому школьнику, я думаю, что в «Дуэли» писали. Кстати, президент Буш нынешней весной призвал школы к тому, чтобы американские школьники научились писать к 13 годам.
В заключение поясню, что живу с сыном под г. Чикаго и, бывая в России, всегда покупаю «Дуэль», являющуюся лучшей газетой вообще, а не только среди оппозиционной прессы»с.
Напомню тому, кто этого не знает, что на совместном заседании обеих палат конгресса США президент Б. Клинтон 4 февраля 1997 г. сообщил Америке: «…мы выдвинули инициативу под девизом «Америка читает», чтобы создать армию добровольных репетиторов, готовых обеспечить, чтобы каждый ребенок умел читать к моменту окончания третьего класса»[3], т. е. к 9—10 годам. Теперь, как видим, Америка под руководством Буша делает следующий смелый шаг – к 13 годам научиться писать.
У нас читать и писать учатся в первом классе, тем не менее почему у нас в школах о сомнениях в лунных высадках американцев ничего не знают не только ученики, но и учителя?
Вот, на мой взгляд, дикий пример. Мне не так давно случилось беседовать с выдающимся советским инженером Г.В. Костиным. Он является конструктором целого ряда двигателей к нашим космическим и боевым ракетам, а накануне развала СССР работал директором завода, строившего эти двигатели, т. е. он человек, в космических делах далеко не посторонний. И когда я в разговоре случайно упомянул о том, что «высадка американцев на Луну» является аферой, он глубоко и искренне изумился. Оказывается, в СССР даже его, человека, который по положению обязан был бы знать все о космических делах, никто не информировал, что даже в США в лунную аферу верят далеко не лучшие умы нации. Костин даже не знал, что такая проблема вообще существует… Как же тогда об этой афере могли догадаться мы, люди, не связанные с космическими проблемами?
Поэтому я не виню ни себя, ни тем более вас – откуда мы могли догадаться об этом, если я первую фотографию «с Луны» увидел только после начала перестройки. Мы в СССР как могли добросовестно делали порученное каждому из нас дело и, естественно, полагали, что и полчища наших ученых и пропагандистов тоже делают его добросовестно. Поэтому, даже став главным редактором «Дуэли», я долго не обращал внимания на письма и статьи читателей о лунной афере американцев. Полагал, что это патриоты в бессильной злобе к США руководствуются принципом «каши маслом не испортишь» в своей борьбе с «империей добра». Но божьи жернова мелют медленно, но верно – пришло время и мне задуматься над этим вопросом.
И в связи с тем, как я дошел до жизни такой, у меня были некоторые колебания по принципам изложения материала в данной книге. «По науке» я должен был бы отдельно рассмотреть составные элементы американской аферы, то есть:
– рассмотреть технические возможности высадки и работы человека на Луне;
– подлинность кино– и фотодокументов, демонстрируемых НАСА, их соответствие лунным реалиям;
– соответствие тех камней, которые иногда демонстрируют американцы как образцы лунного грунта, тому, что мы знаем о лунном грунте.
Но сам я убеждался в лунной афере не так – я спорил со своими оппонентами, порою ошибаясь и сам в каких-то деталях. Поэтому я решил провести вас своим путем, дать в книге все основные дискуссии о полетах на Луну в той последовательности, в которой они велись мною в «Дуэли», добавив к ним заочные дискуссии с теми защитниками НАСА, кто побоялся послать свои материалы в «Дуэль». При этом, правда, будут повторы доводов, что, наверное, даже неплохо, и будут видны мои собственные ошибки – ну что же, значит, я не буду выглядеть умнее, чем на самом деле.
Напомню тем, кто этого не знает, что маленькие числа в конце некоторых фраз отсылают вас в конец книги, к тем источникам, из которых взят данный факт; курсивом (наклонным шрифтом) даются цитаты, а свой текст и тексты моих оппонентов я далее начну предварять фамилиями тех, кому тексты принадлежат.
Общие сведения об американской лунной легенде
(по сборнику «Космическая техника» под редакцией К. Гэтланда и советской энциклопедии «Космонавтика»)В послании конгрессу 25 мая 1961 г. президент Дж. Кеннеди заявил: «Я верю, что наша нация может взять на себя обязательство достичь поставленной цели – высадить человека на поверхности Луны и благополучно вернуть его на Землю в этом десятилетии». Эта декларация привела к оживлению медленно развертывающихся исследований космоса в США и активизации поддержки этих работ со стороны общественности и конгресса.
Спустя три недели после своего послания конгрессу президент Кеннеди призвал к ускорению работ для осуществления Соединенными Штатами задачи – первыми высадить человека на Луну. Эта программа была названа «программой «Аполлон», и под нее было выделено 50 миллиардов долларов. Заметим, что с самого начала американцы не ставили себе целью получение каких-либо новых знаний о Луне, главное для них было высадить на Луну американца первыми. А цель (в данном случае – объявить миру, что они первые), как известно еще от Игнатия Лойолы, оправдывает средства.
Тем не менее, в соответствии с программой «Аполлон» в период 1969–1972 гг. согласно мифу к Луне было направлено девять экспедиций. Шесть из них закончились «высадкой двенадцати астронавтов на поверхности Луны» на территории, якобы от Океана Бурь на западе до хребта Тавр на востоке. Задачи двух первых экспедиций ограничивались полетами по селеноцентрическим орбитам, а «высадка астронавтов» на поверхность Луны в одной из экспедиций была отменена якобы из-за взрыва кислородного бачка для топливных элементов и системы обеспечения, происшедшего через двое суток после старта с Земли. Поврежденный космический корабль «Аполлон-13» совершил облет Луны и благополучно вернулся на Землю.
Рис. 1. Ракета-носитель «Сатурн-5». Длина ракеты-носителя «Сатурн-5» вместе с КК «Аполлон» и САС 110,6 м. Стартовая масса 2913 т. Связка из пяти двигателей F-1 первой ступени развивает тягу 3470 тс. Время работы двигателей первой ступени около 2,5 мин., они выводят КК «Аполлон» на высоту 62 км, сообщая ему скорость 9850 км/ч. Связка из пяти двигателей J-2 второй ступени работает около 6,5 мин, поднимая КК на высоту 185 км. Двигатель третьей ступени выводит корабль на околоземную орбиту высотой 190 км. Через некоторое время двигатель третьей ступени включается повторно, чтобы перевести корабль «Аполлон» на траекторию полета к Луне
Первое место посадки было выбрано якобы в Море Спокойствия. Нейл Армстронг (командир корабля) и полковник Эдвин Олдрин (пилот лунной кабины) совершили здесь посадку в лунной кабине «Орел» 20 июля 1969 г. в 20 ч 17 мин. 43 с по Гринвичу и передали на Землю: «Хьюстон, говорит База Спокойствия, «Орел» сел». Армстронг опустил к рыхлому грунту трап и сказал: «Это небольшой шаг для человека, но огромный скачок для человечества».
Вот ради этой фразы американцы аферу и затеяли, и, надо сказать, к этой фразе претензий нет – эффектная. По легенде, первые американские «астронавты на Луне» якобы сделали много фотоснимков лунного ландшафта, включая скалы и равнину, собрали 22 кг образцов лунного грунта и камней, которые после возвращения на Землю должны были быть изучены в Лаборатории исследования Луны в Хьюстоне. Выйдя первым из лунной кабины и последним войдя в нее, Армстронг провел на Луне 2 ч 31 мин., всего на Луне они находились 21 час 36 мин.
Рис. 2. Основной блок КК «Аполлон». Состоит из отсека экипажа и двигательного отсека. В первом размещаются астронавты, во втором находятся источники электроэнергии, система терморегулирования и двигательная установка. Длина отсека экипажа (без головного обтекателя) 3,2 м. Макс. диаметр 3,9 м. Двенадцать двигателей системы ориентации. Топливо – монометилгидразин и четырехокись азота. Полезный объем 59,4 м3. Масса вместе с астронавтами 5937 кг. Длина двигательного отсека 7,4 м. Макс. диаметр 3,9 м. Тяга маршевого двигателя 9300 кгс. Топливо – аэрозин-50 и четырехокись азота. Масса КК «Аполлон» изменялась от экспедиции к экспедиции.
Следующий полет «Аполлона-12» состоялся 14–24 ноября 1969 г., «на Луну» спускались летчики ВМФ США Чарльз Конрад и Алан Бин. Конрад и Бин якобы доставили 33,9 кг образцов «лунного грунта». На Луне находились 31 час 31 минуту, из которых на поверхности Луны – 7 часов 45 минут.
Рис. 3. Лунный модуль. Высота 6,98 м. Ширина по диагонали между посадочными опорами 9,4 м. Свободный объем 4,5 м3. Стеартовая масса лунной кабины космических кораблей «Аполлон-11» – 15 060 кг, «Аполлон-17» – 16 440 кг. Отсек для размещения астронавтов имел цилиндрическую форму диаметром 2,35 м и высотой 1,07 м.
Мирового олуха нужно было держать в напряжении, и по законам драматического искусства полет корабля с № 13 удачным быть не мог. Тревожные ожидания олухов оправдались: 11 апреля 1970 г. стартовал «Аполлон-13», направлявшийся для посадки в район кратера Фра Мауро. Через двое суток после старта в двигательном отсеке основного блока якобы произошел взрыв кислородного бачка для топливных элементов и системы жизнеобеспечения. Центр управления полетом в Хьюстоне приказал экипажу отменить посадку и, совершив облет Луны, возвращаться на Землю. Если бы в лунной кабине «Аполлона-13» не имелся резерв кислорода, члены экипажа Джеймс Ловелл, Джон Суиджерт и Фред Хейс из-за недостатка кислорода могли бы задохнуться. Скорректировав траекторию с помощью двигателя посадочной ступени корабля, астронавты совершили облет Луны и устремились к Земле. Используя лунную кабину в качестве «спасательной лодки», они сумели 17 апреля после расстыковки с ней перейти в спускаемый аппарат и благополучно приводниться. Happy end!
Рис. 4. Луномобиль. Аппарат приводится в движение электромоторами; для облегчения веса он изготовлен из алюминиевого сплава. Обода его колес сплетены из проволоки с цинковым покрытием. В сложенном виде луноход размещен в посадочной ступени лунной кабины. Занимаемый им объем не превышает 0,85 м3. Длина 3,1 м. Ширина колеи 1,82 м. Максимальная скорость около 14 км/ч. Энергопитание: две серебряно-цинковые батареи напряжением 36 В. Двигатель: четыре электромотора постоянного тока мощностью 180 Вт каждый. Вес на Земле 210 кг. Вес на Луне 35 кгс.
С 31 января по 9 февраля 1971 г. проходила экспедиция корабля «Аполлон-14». Астронавты Алан Шепард и капитан Эдгар Митчелл «посадили» свою лунную кабину в районе кратера Фра Мауро, провели на поверхности Луны около 9 ч. и собрали 44,5 кг образцов лунных пород. Всего на Луне они были 33 часа 30 минут.
С помощью телевизионных камер для телезрителей Земли проводился репортаж с места посадки лунной кабины. Можно было наблюдать, как Шепард вынул три мяча для игры в гольф и с помощью какого-то инструмента с длинной ручкой в качестве клюшки для гольфа выполнил три удара. Телезрители балдели от невиданных американских достижений.
Рис. 5. Схема полета космического корабля «Аполлон-17» на Луну. 1. Старт ракеты-носителя «Сатурн-5» с КК «Апполон». 2. Отделение САС. 3. Отделение ступени I (ракеты S-1С), включение двигателя ступени II. 4. Отделение ступени II (ракеты S-2), включение двигателя ступени III (ракеты S-4B), которая выводит КК «Апполон» на низкую околоземную орбиту. 5. Промежуточная околоземная орбита. 6. Вывод корабля «Апполон» на траекторию полета к Луне (повторное включение двигателя ступени III). 7. Отделение основного блока. 8. Перестроение основного блока. 9. Пристыковка основного блока к лунной кабине. 10. Отделение КК «Апполон». 11. Коррекция траектории полета КК «Апполон». 12. Вторая коррекция траектории полета корабля «Апполон». 13. Ступень III (ракета S-4B) переводится на траекторию прямого попадания на поверхность Луны. 14. Последняя коррекция траектории. 15. Построение лунной орбиты. Параметры первых двух орбит: апоселений 316,6 км, периселений 94,4 км. 16. Разделение лунной кабины и основного блока на двенадцатом витке. 17. Включение двигателей лунной кабины для уменьшения скорости посадки. 18. Прилунение кабины. 19. Обращение на окололунной орбите основного блока КК «Апполон».
Легенда совершенствовалась – что же это за ковбой без автомобиля? И в экспедиции на корабле «Аполлон-15» на «Луну доставили» небольшой четырехколесный автомобиль с электрическим двигателем – «луномобиль».
Местом посадки «Аполлона-15» был выбран район борозды Гадлея в предгорьях Апеннин. За время экспедиции, проходившей с 26 июля по 7 августа 1971 г., экипаж корабля получил множество данных как на лунной поверхности, так и с селеноцентрической орбиты. На луноходе Скотт и Ирвин исследовали склоны гор в течение 18 ч. 36 мин. и собрали 78,6 кг образцов горных пород и грунта. На Луне были 66 часов 54 мин.
Рис. 6. Схема возвращения на Землю. 1. Старт взлетной ступени лунной кабины. 2. Сближение взлетной ступени с основным блоком. 3. Стыковка взлетной ступени с основным блоком. 4. Отделение взлетной ступени. 5. Взлетная ступень на пути к поверхности Луны. 6. Отделение автоматического спутника на селеноцентрической орбите. 7. Переход на траекторию полета к Земле. 8. Коррекция траектории. 9. Вторая коррекция траектории (в случае необходимости). 10. Последняя коррекция после разделения отсека экипажа и двигательного отсека. 11. Ориентация отсека экипажа при возвращении на Землю. 12. Спускаемый аппарат на высоте 1222 км. 13. Попадание сигнала при входе в атмосферу. 14. Приводнение
Получив образцы «лунных пород» из «морей», специалисты НАСА выбрали местом «посадки» корабля «Аполлон-16» (16–27 апреля 1972 г.) плоскогорье в районе кратера Декарт – материковую часть поверхности, имевшую, по наблюдениям с Земли, более светлую окраску, где, как полагали, состав грунта и пород должен быть совсем иным, чем в более «темных» низинах. Джон Янг и Чарльз Дюк благополучно «совершили посадку» в лунной кабине, а капитан-лейтенант ВМФ Томас Маттингли остался на селеноцентрической орбите в основном блоке. Янг и Дюк провели на поверхности Луны (вне лунной кабины) 20 ч 14 мин. и собрали 95,2 кг образцов. За три выхода они проехали на луноходе около 27 км. Американский размах! На Луне были 71 час 14 мин.
И наконец, последняя экспедиция «на Луну» – Юджин Сернан и Харрисон Шмитт, члены экипажа корабля «Аполлон-17» (7—19 декабря 1972 г.). Они провели на поверхности Луны 22 ч 5 мин., выполнили ряд экспериментов и собрали 110 кг образцов лунного грунта и породы. На автомобиле они проехали 35 км, а всего находились на Луне 74 часа 59 мин.
Итак, по американской лунной легенде, американские астронавты пробыли на Луне почти 300 часов, из них на поверхности Луны – 81 час, и доставили оттуда 384,2 кг лунного грунта.
NASA запустило корабль с дрожжами к Луне. Спустя два года туда должны полететь люди
Наука
Спустя половину столетия после последней пилотируемой лунной миссии американское космическое агентство NASA отправило к спутнику Земли тяжелую ракету SLS с кораблем Orion. Пока что — без людей, но с дрожжами и плесенью. Через 42 дня корабль должен вернуться на Землю. Рассказываем, как США готовились к полету на Луну и когда туда снова отправят человека.
Первый за полвека, способный нести людей
Сверхтяжелая ракета-носитель Space Launch System (SLS) с беспилотным космическим кораблем Orion стартовала с площадки космического центра Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде 16 ноября в 1.47 по местному времени (9.47 мск). Через 8,5 минут после старта верхняя ступень ракеты в связке с Orion вышли на начальную орбиту. Об этом сообщила пресс-служба NASA. В течение 25 дней космический корабль должен облететь Луну, а на 42-й день вернуться на Землю и сесть в океане на водную поверхность.
Сегодняшний старт — первый в рамках программы «Артемида». Она учреждена еще в 2017 году при администрации предыдущего президента США Дональда Трампа, в ней также принмают участие Европейское космическое агентство, Япония и Канада. Беспилотный запуск SLS к Луне в 2022 году является первым этапом программы и называется «Артемида-1».
«У египтян не в традициях признавать свои ошибки»
Не успело население Египта «отметить» отставку Хосни Мубарака и его последующий арест, как страна…
16 ноября 09:18
Запуск SLS с Orion на борту многие называют чуть ли не первым за последние полстолетия полетом американцев к Луне. На деле, это не так. Полвека назад, в 1972 году, завершилась последняя пилотируемая миссия NASA в рамках программы «Аполлон». Тогда астронавты Юджин Сернан, Харрисон Шмитт, Рональд Эванс с корабля «Аполлон-17» совершили шестую по счету высадку на лунную поверхность. Поэтому «Артемиду-1» можно смело называть первым за 50 лет запуском корабля, способного доставить людей на Луну.
Однако изучение земного спутника американцы активно ведут все последние десятилетия. Например, в 2013 году на орбиту Луны был запущен аппарат LADEE для исследования атмосферы и пылевого окружения. Вокруг спутника Земли до сих пор вращаются несколько научных аппаратов и зондов, запущенных NASA в прошлые годы.
close
100%
Что такое «Артемида»
Новая лунная программа NASA ставит перед собой цель возобновить пилотируемые полеты к спутнику Земли. К первому ее этапу США готовились пять лет, несмотря на то, что корабль Orion (на нем в будущем астронавты должны лететь к Луне) был разработан в рамках предыдущей программы «Созвездие» в начале нулевых годов.
Запустить SLS к Луне удалось только с четвертого раза. Первый старт был запланирован еще на 29 августа. Тогда этому помешали проблемы с топливной системой и температурой одного из двигателей. Второй раз «Артемиду-1» пытались отправить к Луне 3 сентября, но тогда выявили утечку водорода. Третья попытка 27 сентября была перенесена из-за тропического шторма, накрывшего Флориду.
close
100%
Согласно плану «Артемиды-1» SLS — самая тяжелая рактеа-носитель в арсенале NASA — должна еще дважды включить свои двигатели, разогнать Orion и отстыковаться — к Луне корабль полетит самостоятельно. Сначала в ходе первого витка он должен сблизиться со спутником на минимальное расстояние в 100 км, а затем выйти на ретроградную орбиту в 70 тысяч км. Этот виток будет длиться почти две недели. На 25-й день пребывания на окололунной орбите Orion сделает последний третий виток по эллиптической орбите и направиться к Земле.
Все это время на борту Orion будут находиться дрожжи, плесневые грибы, водоросли и семена растений. Ученые намерены проверить, окажет ли полет влияние на их ДНК. А для оценки воздействия межпланетной космической радиации на человеческий организм места людей в корабле заняли антропоморфные манекены Хельга и Зохар, оснащенные дозиметрами.
close
100%
Если первый этап лунной программы реализуется успешно, NASA приступит к «Артемиде-2». Она предполагает, что в мае 2024 года двое астронавтов отправятся на Orion по тому же маршруту. Ключевым отличием этой миссией станет ее срок: вместо 42 дней астронавты пробудут в космосе только 10 суток, сделав один быстрый виток вокруг Луны.
Третий этап программы предполагает отправку на лунную орбиту в Orion уже четырех астронавтов в 2025 году. Двое из них должны совершить высадку в районе южного полюса спутника и провести на его поверхности около шести суток. Вся миссия, по предварительным планам, займет приблизительно 30 дней.
Следующие этапы программы связаны непосредственно с орбитальной станцией Lunar Gateway. В 2024 и 2025 годах NASA планирует вывести к Луне электродвигательный, жилой и посадочный модули станции. В рамках «Артемиды-4» в 2027 году к станции пристыкуют логистический модуль, а четверо астронавтов около двух недель пробудут на орбите Луны. Следующие два этапа, запланированные на 2028 год, помогут дооснастить Lunar Gateway оставшимися модулями, а также позволят сделать еще две высадки на поверхность спутника, в том числе с вездеходом.
Почему НАСА снова отправляет людей на Луну?
Наука
НАСА отодвинуло следующую высадку на Луну на 2025 год. Но почему оно вообще пытается это сделать? 10 ноября 2021 года что теперь он планирует отправить экипаж на орбиту Луны в стиле «Аполлона-8» в мае 2024 года, а затем высадить астронавтов на поверхность, как «Аполлон-11», где-то в 2025 году.0003
Если ваша реакция на эту новость примерно такая: Подождите секунду, что? НАСА снова пытается высадить людей на Луну? — это нормально. Есть много, много, много более насущных вопросов, которые должны занимать умы американцев, чем то, что НАСА может или не может делать и когда. Администрация Байдена тоже не особо об этом говорит.
Нынешняя работа над луной называется Артемида, названная в честь сестры Аполлона в греческой мифологии, и она возникла во время администрации Трампа: после того, как официальные лица НАСА ясно дали понять, к раздражению Дональда Трампа, что они не смогут совершить посадку на Марс до конца своего первого срока президент развернулся на Луне, а в 2019 г.дало НАСА указание высадить американцев на поверхность Луны в 2024 году, сократив на четыре года тогдашнюю цель агентства — 2028 год. отвезти «следующего мужчину и первую женщину» на Луну к «первой женщине и первому цветному человеку». Белый дом за весь год почти не обмолвился об этом. Президент Джо Байден публично не проверял название программы, и во время выступления в Центре космических полетов имени Годдарда НАСА в Мэриленде на прошлой неделе вице-президент Камала Харрис упомянула только одну высадку на Луну, которая произошла более 50 лет назад.
НАСА «готовится к работе», — с энтузиазмом заявил вчера репортерам Билл Нельсон, администратор НАСА при Байдене, — установить еще один флаг, построить среду обитания, взять то, что астронавты узнают на лунной поверхности, и использовать это в будущем. миссии на Марс. Американцы не посещали Луну с 1972 года, а остатки высадок Аполлона стоят как призрачные руины — американские флаги, выбеленные солнечными лучами, отпечатки ботинок все еще выгравированы на реголите, луноходы покрыты тонким слоем луны. пыль. Правильно: астронавты действительно ездили на Луне полвека назад. Если бы НАСА могло сделать все это тогда, повторить высадку на Луну сейчас — со всеми вычислительными мощностями и другими технологическими достижениями, которые человечество накопило за долгие годы — казалось бы, это должно быть легко.
Но, как показывает новая задержка, это не так. НАСА и его коммерческие подрядчики разрабатывают арсенал нового оборудования для этих миссий — ракеты, посадочные модули, системы жизнеобеспечения — и им предстоит проделать огромный объем работы. Скафандры, которые НАСА начало разрабатывать в 2007 году, не будут готовы по крайней мере до 2025 года. Агентство не начинает все с нуля — в конце концов, оно делало это 50 лет назад! — но попытка вернуться на Луну кажется почти бесполезной. хлопот сейчас. Так почему же Америка вообще возвращается?
В 1960-х годах у НАСА был бюджет, политическая воля и импульс холодной войны, чтобы запустить лунную программу и совершить посадку за восемь лет. Некоторые администрации со времен президента Джона Ф. Кеннеди пообещали вернуться — Джордж Буш, например, призывал к посадке в 2020 году, — но особые обстоятельства, которые подпитывали эру Аполлона, исчезли. Финансирование НАСА составляет всего полпроцента годового федерального бюджета по сравнению с 4,5 процентами, которые агентство получало во времена Аполлона. На каждых президентских выборах НАСА готовится к новому изменению директивы; Барак Обама занял позицию «был там, сделал это» на Луне, прежде чем Трамп тут же развернулся.
Джон Логсдон, космический историк с большим стажем, присутствовавший при запуске Аполлона-11, однажды сказал мне, что национальное движение, подпитывавшее эру Аполлона, ослабло. «Этот импульс, безусловно, менее распространен, чем 50 лет назад», — сказал он. И действительно, наши мотивы путешествия за пределы Земли теперь кажутся менее интуитивными. В годы моей работы космическим репортером большинство вопросов, лежащих в основе моих рассказов об американской космической деятельности, были довольно простыми. Кто? Обычно НАСА, но в наши дни чаще Илон Маск и Джефф Безос. Что? Ракета, вездеход, телескоп. Когда? T-минуты для ракеты, семь месяцев для марсианского зонда, годы для одного полета к Юпитеру. Где? Стартовая площадка на мысе Канаверал, внутри колец Сатурна, за поясом астероидов. почему часто было труднее определить, особенно для рискованных и дорогостоящих миссий, которые включают в себя посадку человека на борт. Но в нем всегда было чувство уверенности. Теперь, когда люди поняли, как покинуть планету и отправиться куда-то еще, зачем нам останавливаться?
Сегодня американские космические путешествия движут несколькими мотивами, как старыми, так и новыми: национальный престиж, геополитическая мощь, экономические возможности, научные знания. Но освоение космоса может достичь каждой из этих целей лишь в ограниченной степени. Некоторые американские политики предупреждают о новой космической гонке с Китаем, но в наши дни исследовательские проекты больше зависят от международного сотрудничества. Частный сектор разрабатывает миссии по добыче ресурсов на Луне, но коммерческого рынка для них пока не существует. Некоторые утверждают, что космические путешествия могут привести к улучшению технологий на Земле, но это трудно представить сейчас, когда самой последней яркой разработкой на Международной космической станции были тако, приготовленные из зеленого перца чили, которые выросли на борту экипажа. А наука и открытия, возможно, самые чистые мотивы, подвержены политическим прихотям. Программа «Артемида» не состоялась, потому что группа лунных ученых собралась в комнате и решила это сделать; она существует потому, что Трамп стремился укрепить свое президентское наследие.
Игнорировать двойственное отношение Америки к космическим путешествиям становится все труднее. Опросы общественного мнения в последние годы показали, что американцы хотят, чтобы страна уделяла приоритетное внимание другим видам космической деятельности; В опросе Morning Consult, опубликованном в феврале, участники опроса заявили, что Соединенным Штатам следует уделять больше внимания исследованиям изменения климата и изучению астероидов, которые могут столкнуться с Землей. Только 8% сказали, что отправка астронавтов на Луну должна быть главным приоритетом, а 7% сказали то же самое в отношении миссии на Марс. Слова Гила Скотта-Херона в «Уайти на Луне» от 1970, все еще звучит: «Не могу оплатить счет врача / Но Уайти на Луне / Через 10 лет я все еще буду платить / Пока Уайти на Луне».
В течение многих лет НАСА настаивало на том, что американцы в любом случае заботятся об исследовании космоса, и представляло усилия Аполлона как продукт национального единства. (Это не так; опросы показывают, что лунная программа была непопулярна на протяжении большей части 1960-х годов, за исключением опроса, проведенного сразу после приземления «Аполлона-11». ) Как недавно сказал мне один чудак из области космической политики: мы опирались на тот факт, что значительное количество людей думают, что космос — это круто, и им не нужно спорить, почему они это делают».
Во время вчерашней беседы с репортерами Нельсон, администратор НАСА, привел мешанину из обычных причин лунной миссии: поддержка научных открытий, обеспечение экономической выгоды, вдохновение будущих поколений ученых и инженеров, опережение другой нации. На этот раз это Китай, который стремится в ближайшее время высадить своих астронавтов на Луну. «У нас есть все основания полагать, что у нас есть очень агрессивный конкурент в лице китайцев, — сказал Нельсон, — и мы хотим вернуться первыми». Но, пытаясь подчеркнуть привлекательность космических путешествий на всех фронтах, НАСА рискует сделать свое обоснование настолько аморфным, что оно никому не понравится. На протяжении многих лет я разговаривал со многими людьми, которые глубоко задумываются о космических путешествиях, и когда я спрашиваю некоторых из них о почему -е, они признают, немного застенчиво, что не может быть веских причин отправлять людей в космос — роботов да, а людей, может быть, и нет. Кажется, они не решаются даже произнести это вслух, как будто это кощунственно. Но мы не должны бояться исследовать, почему это так, и даже останавливаться на амбивалентности. И правда в том, что причины не так ясны.
В конце концов, НАСА не нужно продавать широкой публике лунную миссию, только законодателям Конгресса, которые определяют бюджет. И агентство связало свое будущее в космосе с предпринимателями, которым на самом деле не нужно давать объяснения общественности. Руководители космических компаний не обязаны американским налогоплательщикам, даже несмотря на то, что их компании получают прибыль от денег налогоплательщиков (и они могут шутить о пенисе перед миллионами людей в Интернете, не будучи уволенными). До недавнего времени усилия Artemis были запутаны в войне за сферы влияния между Джеффом Безосом и Илоном Маском: Blue Origin Безоса подала в суд на НАСА из-за решения агентства выбрать SpaceX Маска для создания технологии спускаемых аппаратов для миссий Artemis. Blue Origin также представила свой собственный посадочный модуль, и компания обвинила НАСА в «несовершенстве» процесса отбора. НАСА заявило, что не может работать со SpaceX до тех пор, пока конфликт не будет разрешен на прошлой неделе, когда судья отклонил иск Blue Origin. Теперь, когда вопрос решен, Нельсон сказал, что он и его команда посетят объекты SpaceX в Южном Техасе в начале следующего года, чтобы изучить технологию, которая может снова отправить американцев на Луну в 2025 году.0003
Если принять во внимание их мотивацию к исследованию космоса, НАСА и SpaceX представляют собой необычную пару. Маск, как я уже писал ранее, может бесконечно говорить о срочности превращения человечества в многопланетный вид, не встречая особого сопротивления. НАСА, государственное агентство, не может полагаться на такие второстепенные идеи. Государственные чиновники должны изложить обычную аргументацию, лежащую в основе американских космических усилий с самого начала, и представить чудо космических полетов как доказательство того, что «мы можем справиться с любым вызовом» на Земле, как недавно сказал Байден. Американские лидеры следовали этой логике в течение 50 лет. В следующие 50 лет им, возможно, придется признать, что это не так убедительно, как они думают, и что американское население может сначала предпочесть более земное доказательство.
Когда Pan Am обещала доставить нас на Луну
В 1964 году австрийский журналист Герхард Пистор обратился в туристическое агентство Вены с простым предложением. Он хотел бы полететь на Луну, и если возможно, он хотел бы полететь туда на Pan Am.
Туристическое агентство, предположительно ошеломленное этим запросом, решило просто выполнить свою работу и задать вопрос: оно направило невыполнимый запрос в авиакомпанию, как гласит легенда, где оно привлекло внимание Хуана Триппе, печально известного дерзкого и публичного человека. — жаждущий генеральный директор Pan American World Airways, самой популярной авиакомпании в мире. Трипп увидел прекрасную возможность, и странный запрос породил блестящую коммерческую уловку, которая позволила заработать на растущей международной одержимости пилотируемыми космическими полетами: Pan Am собиралась запустить коммерческие пассажирские рейсы на Луну. Или, по крайней мере, это то, что он собирался рассказать всем.
Оглядываясь назад, это более чем нелепо. НАСА не будет высаживать людей на Луну еще пять лет; обещание полета на Луну на реактивном лайнере в худшем случае звучит как маркетинговая афера, а в лучшем — как самое нелепое продолжение технооптимизма 1960-х годов. И все же, проводя поразительную параллель с сегодняшней коммерческой космической гонкой, потенциальные клиенты вносят свои имена в список ожидания, чтобы получить шанс полететь в космос, вступая в клуб Pan Am «Полеты на первую луну».
Если история служит ориентиром, то Virgin Galactic, SpaceX и Blue Origin должны быть осторожны. Pan Am распалась в 1991, так и не приблизившись к запуску космического корабля. Даже когда она обещала луну и звезды, авиакомпания была гораздо ближе к финансовому забвению, чем к космосу.
Все возможно«Я думаю, что это нужно рассматривать в контексте шестидесятых. В шестидесятые все казалось возможным с точки зрения технологий», — говорит Боб Гандт, бывший пилот Pan Am и автор Sky Gods . В конце концов, именно поэтому он и другие пилоты выбрали Pan Am, когда они могли летать любой авиакомпанией. «Мы выбрали Pan Am, потому что у них было это прекрасное обещание».
Авиакомпания воплотила свою лунную мечту в коллективную эйфорию, вызванную такими вехами, как запуск ракеты НАСА «Сатурн-5», а затем путешествие Нила Армстронга по поверхности Луны. Космическая гонка была в самом разгаре, и Соединенные Штаты были полны решимости превзойти Советский Союз в погоне за межзвездной славой. В научно-фантастических романах изображалась лунная поверхность , заполненная колониями , в то время как научные исследования углубились в неизбежное космическое будущее человечества , характеризующееся лунными полями и встречами с инопланетянами.
Джефф Гейтс/Национальный музей авиации и космонавтики
Другими словами, все было готово для лунной мании Pan Am. Первоначальное бронирование полетов на Луну Пистора породило повальное увлечение, которое в конечном итоге привело к тому, что Pan Am отправила 100 000 запросов на бронирование мест на Луну в рамках своего клуба полетов на первую луну, который окончательно закрылся в 1971 году. — растущая очередь космонавтов-любителей.
А потом Pan Am получила небольшую поддержку от Голливуда.
2001: Космическая одиссеяДо Звездного Дитя, до монолита, до исполнения «Маргаритки» HAL 9000 появилась деталь, которую вы, возможно, упустили из научно-фантастического эпоса Стэнли Кубрика, 2001: Космическая одиссея . Продакт-плейсмент для лунных амбиций Pan Am.
В одной из сцен вымышленный самолет Pan Am Space Clipper, украшенный узнаваемым логотипом авиакомпании, пристыковывается к гигантской космической станции в милях над Землей. Изображение представило волнующую визуализацию идеи Pan Am, а также убедило многих американцев в том, что полет авиакомпании был законным.
Джефф Гейтс, один из первых членов Клуба полетов на первую луну, вспоминал свое впечатление от этой сцены в статье для Смитсоновского института , , написав, что фильм «облегчил представление этого будущего. С бортпроводниками, готовящими еду и обслуживающими пассажиров, все, кроме вида из окна, было чем-то, что я уже испытал».
Посмотреть полный пост на Youtube
Маргарет Вайтекамп, куратор отдела истории космоса в Смитсоновском национальном музее авиации и космонавтики, вторит оценке Гейтса. Она сказала Popular Mechanics:
«Я думаю, что если люди были в восторге от лётного клуба «Первая луна», они также могли быть вдохновлены этой картиной Pan Am, доставляющей платных пассажиров на орбитальную космическую станцию, которую они только что убедительно проиллюстрировали в 2001 ».
Космический шедевр Кубрика вышел в свет в 1968 году, как раз тогда, когда триумф НАСА в реальном мире добавил элемент реализма в мечту Pan Am. Посадка на Луну, например, открыла шлюзы для будущих астронавтов со всего мира.
«После инаугурационного бронирования г-на Пистора поток запросов на бронирование был стабильным, хотя и небольшим, — сказал в 1989 году Питер МакХью, старший вице-президент Pan Am по маркетингу . Настоящий потоп наступил после успешной миссии «Аполлон-8» 22 декабря 1968 года и посадки на Луну «Аполлона-11» 20 июля 1969 года. За эти месяцы концепция регулярных пассажирских перевозок на Луну быстро перешла от научной фантастики к реальности из возможных».
Высадка на Луну была не единственным событием, взволновавшим публику. К концу 60-х авиация в целом превратилась из ниши и дорогой роскоши в массовую коммерческую отрасль, которой пользуются семьи среднего класса. Замечательный переход от опасных и хлипких самолетов к современным авиалайнерам, которые мы знаем сегодня, произошел всего за три десятилетия, говорит Вайтекамп. Ослепительный темп инноваций вселил уверенность в то, что Pan Am вполне может выполнить свои футуристические обещания.
Она сказала:
«Если подумать о людях, которые пережили такой темп перемен… не так уж и далеко от логического скачка думать, что к 2000 году — что звучало невероятно чуждо — через 31 год, учитывая, как далеко продвинулась авиация в предыдущие годы, этот космический полет пойдет в том же направлении, превратившись из чего-то элитарного, эксклюзивного, контролируемого в нечто повседневное средство передвижения для людей».
Ставка на будущее
Эти надежды и ожидания продолжали расти вместе с Pan Am рекламирует лунную программу в национальных СМИ на протяжении 1970-х и 80-х годов. В конце концов, однако, дерегулирование авиакомпаний привело к краху Pan Am. Но наследие оптимизма лунного проекта — и его окончательного провала — продолжает жить.
С одной стороны, да, лунный гамбит Pan Am был очевидным маркетинговым ходом. Но Боб Гандт утверждает, что дело было не только в этом. «Это была просто ставка на будущее», — рассказывает он Popular Mechanics . «В 69-м, когда они впервые ступили на Луну, оторвались и вернулись, я был абсолютно уверен, что там будет колония… и мы начнем лететь на Марс».
Посмотреть полный пост на Youtube
Для Гандта существование человечества на Луне по-прежнему неизбежно. По его словам, именно архитекторы сегодняшней коммерческой космической гонки приведут нас туда. «Будут [однажды] полеты на Луну, колония на Луне, база, на которую можно будет отправиться. Это будут движимы не только этими миллиардерами, но и конкуренцией с Китаем».
Действительно, Pan Am опередила свое время. Чтобы понять лунные проекты Джеффа Безоса, Илона Маска и Ричарда Брэнсона, имеет смысл начать с лунной программы Pan Am, которая сочетала то же чувство амбиций и величия с маркетинговой смекалкой, не имеющей себе равных до нее. Создав свой Клуб полетов на первую луну, Pan Am заложила концептуальную основу для космического туризма, отточив идеализм, который до сих пор актуален среди современных гигантов, таких как Virgin Galactic, Blue Origin и SpaceX.
Илон Маск из SpaceX, например, пообещал сделать человечество «межзвездным видом», который свободно бродит по космосу. Но так же, как Pan Am изо всех сил пыталась воплотить в жизнь свою лунную программу, коммерческие аэрокосмические игроки, такие как SpaceX и Virgin Galactic, до сих пор не смогли реализовать свои грандиозные планы.
В 2009 году генеральный директор Virgin Galactic Ричард Брэнсон дал своей компании 18-месячный график для первого успешного космического полета. Реальность наступила десятилетие спустя — после множества других обещаний и
«Риторика, связанная с коммерческими объектами, по-прежнему гораздо более вдохновляющая, чем реальность, — говорит Маргарет Вайтекамп.