Предупреждён — не значит вооружён

Латинская поговорка гласит: «Предупреждён — значит вооружён» (Praemonitus praemunitus). Смысл этих слов предельно прост: бдительность никогда не бывает напрасной. Немецкие подводники уделяли бдительности особое внимание, руководствуясь правилом «Кто первый замечает, тот и побеждает», так как постоянное и внимательное наблюдение обеспечивает безопасность подводной лодки и её успех в бою. Тех, кто пренебрегал этим правилом, ждала печальная участь. Противник беспечности не прощал и жестоко наказывал за неё. Одним из таких примеров стал случай, произошедший 6 октября 1944 года в Яванском море, где сошлись две подводные лодки — немецкая и голландская.

Нидерландская «рыба-меч» из Великобритании

13 октября 1942 года на верфи «Джон Браун энд Компании» (John Brown & Company) в Клайдбанке (Шотландия) была заложена очередная британская субмарина T-класса, которая получила название «Талент» (HMS Talent). Однако ещё до её спуска на воду было принято решение передать её голландским союзникам, и 23 ноября 1943 года лодку у верфи принял голландский экипаж. Новый подводный корабль был назван «Звардвис» (нидерл. Zwaardvisch — «рыба-меч»), а его первым командиром стал лейтенант тер зее 1-го класса Хендрикус Абрахам Валдемар Госсенс (Hendrikus Abraham Waldemar Goossens). Он был опытным подводником и успел совершить на своей предыдущей лодке О 14 несколько походов в Норвежском море — правда, без каких-либо успехов.

Приём подлодки «Звардвис» голландским экипажем

Испытания новой лодки и тренировки её экипажа длились до конца февраля 1944 года. После этого «Звардвис» совершила два недолгих похода в Норвежское море для препятствования переходам немецких подлодок во Францию и линкора «Тирпиц» в Германию. После завершения этих походов субмарина прошла плановый ремонт и начала подготовку к переходу на Дальний Восток. 16 мая 1944 года «Звардвис» покинула базу подлодок в Холи-Лох (Шотландия) и после двух с половиной месяцев перехода 29 июля пришла на базу Тринкомале на острове Цейлон, предварительно побывав на Мальте, в Порт-Саиде, Адене и Коломбо.

В свой третий боевой поход «Звардвис» вышла из Тринкомале 6 августа 1944 года. Согласно полученному приказу, она должна была действовать против вражеского судоходства у Никобарских островов и у входа в Малаккский пролив, после чего идти на базу Фримантл, расположенную на западном побережье Австралии. За время похода Госсенсу удалось нанести несколько уколов каботажному судоходству в указанном районе, потопив из палубного орудия несколько джонок и небольших парусных лодок. 7 cентября «Звардвис» завершила этот поход во Фримантле, где встала в док для ремонта.

26 сентября Госсенс снова вывел свою лодку в море. На этот раз он получил приказ действовать в Яванском море. 4 октября «Звардвис» обстреляла и потопила небольшой японский танкер, который был оценён Госсенсом в 500–700 тонн. За всю свою карьеру командир «Звардвис» ещё не добивался успеха в применении торпед, даже когда командовал предыдущей лодкой. Впрочем, судьба уже готовила ему такой шанс.

Подводный крейсер U 168

Почти в то же время, когда в Шотландии начиналась постройка «Талента», а именно 10 сентября 1942 года, верфь концерна «Дешимаг» (нем. DeSchiMAG — Deutsche Schiff- und Maschinenbau Aktiengesellschaft) в Бремене сдала немецкому флоту ещё одну подлодку типа IXC/40. Командиром новой лодки, получившей при закладке номер U 168, был назначен капитан-лейтенант Гельмут Пих (Helmut Pich). Первые полгода службы лодки прошли на Балтике в испытаниях и боевой подготовке, которые были окончены в начале марта 1943 года. Подлодка и экипаж были признаны готовыми к первому боевому походу.

9 марта 1943 года U 168 вышла из Киля, чтобы совершить переход во Францию, но по пути была привлечена к охоте на конвои. За это время U 168 поочерёдно входила в состав пяти «волчьих стай», принимая участие в попытках атаковать семь союзнических конвоев, включая и ONS-5, битва с которым считается окончанием успешных действий немецких подлодок в северной Атлантике.

Рубка подводной лодки U 168, на которой видна её эмблема — щит с изображением стаканчика и трёх игральных костей

В ночь с 11 на 12 апреля, во время атаки конвоя HX-232, Пих выпустил шесть торпед и записал на свой счёт одно потопленное судно в 5000 брт. По мнению британского исследователя Кеннета Уинна, он может претендовать на повреждение британского судна «Фресно Сити» (Fresno City), которое было позже добито другой лодкой. Немецкий историк Юрген Ровер выдвинул на эту победу другого кандидата — U 563 капитан-лейтенанта Гётца фон Хартманна (Götz von Hartmann), которая атаковала конвой чуть позже, чем U 168.

Пих завершил свой поход 18 мая, приведя свою повреждённую глубинными бомбами субмарину в Лориан. U 168, пробывшая в море 71 сутки, нуждалась в ремонте и была поставлена в док. Пока она там находилась, произошло событие, которое повлияло на её дальнейшую судьбу.

После кризиса подводной войны в Северной Атлантике, наступившего в мае 1943 года, адмирал Дёниц решил согласиться на неоднократные предложения японцев предоставить для немецких подлодок базы в Малайзии. Это решение соответствовало его стратегии нанесения ударов по слабозащищённым районам судоходства противника. К тому времени Индийский океан оставался единственной областью, где судоходство ещё находилось в состоянии, близком к мирному времени, и система конвоев не была введена повсеместно.

Фото торжественного обеда, данного японцами в честь экипажа немецкой подлодки U 511, которая была переведена немцами из Европы в Японию и передана в дар японскому флоту. На фото за столами под флагами императорской Японии и ВМС Третьего рейха сидят немецкие и японские моряки. Снимок сделан летом 1943 года на военно-морской базе в Пинанге, куда U 511 заходила по пути из Франции в Японию

Была проведена необходимая подготовка для того, чтобы усилить немецкие подводные крейсера, всё ещё действовавшие по обе стороны мыса Доброй Надежды, и послать новую группу подлодок IX серии для нападения на судоходство в Аравийском море. Операцию планировалось провести до конца сентября 1943 года после окончания периода летнего муссона, поэтому данная группа «девяток» получила название «Муссон». Лодки группы должны были выйти из Франции не позднее июля и после завершения операции прийти в Пинанг, где они базировались с согласия японцев.

U 168 вышла в море 3 июля, став одной из 11 подлодок группы «Муссон». Согласно плану, группа должна была заправиться в море с одной «дойной коровы» к югу от Азорских островов, но подводный танкер U 487 в точку рандеву не пришёл. 13 июля он был потоплен американской авиацией — впрочем, как и пять лодок из группы, которые также были потоплены по дороге к месту встречи.

Чтобы выйти из сложившейся ситуации, штаб подводных сил приказал одной из лодок передать топливо двум другим, а самой вернуться во Францию. Три оставшиеся лодки, включая и U 168, получили приказ заправиться с U 155, которая в группу не входила. Таким образом, группа «Муссон» сократилась до пяти лодок, но все они прошли мыс Доброй Надежды и вошли в Индийский океан, где обеспечить их топливом должны были находившиеся там немецкие танкеры.

Взрыв глубинной бомбы (слева) — и по поверхности океана расползается жирное пятно соляра (справа). С гибелью 13 июля «дойной коровы» U 487 шансы на успех группы лодок «Муссон» сильно упали. Фото сделано с борта американского «Эвенджера»

Добравшись до места, лодки группы «Муссон» начали индивидуальные действия. U 168 заняла позицию в районе Бомбея, где 2 октября Пих отправил на дно британское судно «Хайчинг» (Haiching) и потопила артиллерией шесть небольших рыбацких парусников. 11 ноября U 168 пришла в Пинанг, завершив свой второй поход, который длился 132 дня.

База в Пинанге из-за ограниченных возможностей местной верфи могла принять не более пяти субмарин. Лодки группы «Муссон» также нуждались в торпедах, которых на базе не было. Поэтому было принято решение загрузить субмарины стратегическими материалами (вольфрам, опиум, хинин и т. п.) и отправить их на «охоту» в районы судоходства в Индийском океане, после чего они должны были уйти во Францию. Однако из оставшихся четырёх подлодок (пятая погибла ещё осенью 1943 года) это удалось сделать только одной — капитан-лейтенанта U 188 Зигфрида Люддена (Siegfried Lüdden).

Людден успел заправиться с танкера «Браке» (Brake), прежде чем последний был потоплен 12 марта кораблями союзников, знавшими о его местонахождении благодаря знанию кодов «Энигмы». Пришедшие на дозаправку U 532 и U 168 не успели этого сделать и были вынуждены принять на борт экипаж потопленного танкера. В итоге U 532, U 183 и U 168 пришлось остаться в Малайзии, так как для перехода в Европу у них не было достаточно топлива. Стоит отметить, что в этом походе Пих сумел отличиться, потопив спасательное судно британского флота, греческое торговое судно и торпедировав норвежский танкер, который не смог добить из-за полного расхода боезапаса. 24 марта он привёл свою лодку в Батавию (ныне Джакарта, столица Индонезии).

Греческий пароход Epaminondas C. Embiricos (4385 брт) стал самой крупной добычей на счету как U 168, так и её командира

После этих событий U 168 не выходила в море шесть месяцев, пока решались проблемы по обеспечению немецких подлодок торпедами и топливом. За это время из Европы в Малайзию пришли ещё 13 субмарин. В сентябре 1944 года лодки группы «Муссон» вошли в новую 33-я подводную флотилию, созданную специально для дальневосточных субмарин.

5 октября Пих покинул Батавию, чтобы совершить переход в Сурабаю. Согласно полученному заданию, затем он должен был идти к западному побережью Австралии для действий против вражеского судоходства в тех районах. Однако, как оказалось, судьба готовила U 168 иную участь.

Атака «Меч-рыбы»

Рано утром 6 октября «Звардвис» находилась на позиции в Яванском море между островами Каримунджава и островом Бавена. О том, что произошло далее, известно из отчёта командира голландской подлодки о проведённой атаке:

«06:41 — замечена субмарина, пеленг 304°, дистанция 5900 ярдов. Субмарина опознана как вражеская, держит курс 115°, скорость 13–15 узлов. Начали предзалповое маневрирование, скорость цели определена в 14 узлов.

06:52 — Выпущено 6 торпед с 900 ярдов. Спустя 42 секунды после пуска первой торпеды услышан взрыв и визуально замечено, что субмарина начала садиться носом в воду. Корма поднялась над водой, и субмарина затонула с дифферентом в 40°. Она полностью исчезла с поверхности к 06:54.

Приблизились в подводном положении к месту потопления. На поверхности замечено 6 европейцев. Командир решил пленить всех, но выждал 10 минут, чтобы убедиться в отсутствии вражеской авиации.

07:03 — Всплыли и приблизились снова. На этот раз на воде замечено не 6, а более 20 человек. В итоге на борт принято 27. Держать их всех на лодке до конца похода невозможно. Оставили трёх офицеров как военнопленных, остальных передали на оказавшееся неподалёку рыбачье судно».

Стоит отметить, что в итоге «Звардвис» забрала ещё двух немцев: раненого немецкого матроса и лодочного доктора для ухода за ним. Поэтому общее количество немцев на её борту было пять, а 22 остались у рыбаков.

Подводная лодка «Звардвис», послевоенное фото

Тем временем между Берлином и Токио происходил активный обмен сообщениями. Штаб подводных сил был обеспокоен невыходом U 168 на связь, но вскоре пришли подробности её исчезновения, которые были зафиксированы записью в журнале боевых действий командующего подводными силами от 11 октября:

«Были получены следующие дополнительные детали гибели U 168:

В 08:00 6 октября (токийское время) торпедирована голландской субмариной «Звардвис» в 10 милях к востоку от Манделика. Торпедное попадание в район жилого отсека старшин. Быстро затонула. Подлодка легла на дно на 45-метровой глубине. Все выжившие были сначала взяты на борт вражеской субмариной. После этого 10 старшин и 12 человек рядовых были высажены на рыбацкую лодку.

Взяты в плен: командир, первый вахтофицер, доктор, инженер-механик и старшина, который был серьёзно ранен».

Подробности гибели U 168 с немецкой стороны сохранились благодаря рапорту допроса четырёх немецких подводников, включая и командира лодки Гельмута Пиха, которые были доставлены «Звардвис» в Фримантл. Этот интересный документ раскрывает причины потери Пихом своей лодки (перевод. Е. Скибинского):

«U 168 следовала из Батавии в Сурабаю, предположительно, для действий у западного побережья Австралии. Несмотря на то, что голландская субмарина выполняла предзалповое маневрирование в течение 11 минут, командир U 168 признал, что он не принимал никаких мер предосторожности. Невозможно установить, была ли причиной неисправность немецкого шумопеленгатора (по показаниям инженер-механика, прибор не действовал на скоростях свыше 12 узлов), или же причиной была халатность и невнимание. Командир голландской субмарины сообщил им, что он произвёл 6-торпедный залп. Одна торпеда попала в носовой торпедный отсек и взорвалась, вторая пробила прочный корпус в районе центрального поста (далее ЦП — прим. автора), но не взорвалась. Находившийся в это время на палубе матрос заявил позже, что он слышал чей-то предупредительный крик за несколько секунд до попадания торпед. Старший механик пил кофе в ЦП.

U 168 погружалась носом из-за затопления носовых отсеков, поэтому инженер-механик тотчас же отдал приказ задраить водонепроницаемые двери.

U 168 медленно погружалась и коснулась дна на глубине около 120 футов. На этой глубине давление воздуха в ЦП поднялось достаточно для открытия рубочного люка. Старший механик открыл люк и вместе с командиром, доктором и несколькими матросами всплыл на поверхность в воздушном пузыре. Ещё один офицер и матрос в момент взрыва были наверху и тоже спаслись. Голландская субмарина вскоре всплыла и приняла на борт 27 офицеров и матросов. Через час 22 нижних чина были пересажены на местный парусник, который, вероятно, высадил их где-то на занятой японцами территории. Большинство погибших матросов находилось в носовом торпедном отсеке, на палубе или по пути на палубу через рубочный люк».

Исходя из этого можно сделать вывод, что вина за гибель лодки и половины её экипажа лежит на Гельмуте Пихе, который позабыл о бдительности. Причиной такого отношения к мерам безопасности может являться не лучшее состояние командира U 168.

Ещё одно послевоенное фото «Звардвис». Лодка была выведена из состава флота Нидерландов в 1962 году и пошла на слом

Как известно, Пих и командир U 183 корветтен-капитан Генрих Шефер (Heinrich Schäfer) находились в не самой лучшей моральной и физической форме после длительного перехода из Франции в Малайзию. В результате Шефер был снят с U 183 и был переведён на транспортную субмарину UIТ 23. Спустя месяц после этого назначения Шефер попал в госпиталь с сыпным тифом, где у него случился приступ аппендицита. После операции офицер скончался, так как его ослабленный организм не вынес такого испытания. Можно предположить, что и Пих так и не смог набрать форму за полгода, проведённого в Малайзии перед последним походом, и его не стоило выпускать в море.

Предупреждён — не значит вооружён

К 1944 году Яванское море и Малаккский пролив утратили для немцев свою относительную безопасность из-за возросшей активности субмарин союзников. Поэтому обстоятельства потери U 168 изрядно взволновали штаб подводных сил, который уже знал о гибели при подобных обстоятельствах лодки U 859. 23 сентября 1944 года этот подводный крейсер был потоплен английской субмариной «Тренчант» (HMS Trenchant) на походе к Пинангу. Уцелевшая часть экипажа смогла подняться с 50-метровой глубины, после чего 12 подводников были взяты в плен англичанами, а ещё восьмерых подобрала японская подлодка. Поэтому 13 октября штаб приказал группе «Муссон» чётко следовать следующей инструкции по безопасности (перевод Е. Скибинского):

«Кому: Пинанг, а также всем лодкам на Дальнем Востоке:

Необходимо делать всё возможное, чтобы обезопасить переходы лодок между базами. Это включает в себя:

1) Перед каждым выходом узнавать от японцев наиболее точные детали касательно позиций неприятельских субмарин, их обычных действий и методов атаки. Информировать об этом лодки на подходе к базе по радио, особенно те, которые находятся в этом районе впервые.

2) Избегать прибрежных и судоходных районов, держаться подальше в море, идти в порт кратчайшим путём. Не использовать фиксированных точек рандеву с эскортом.

3) Районы, опасные для немецких подлодок, нужно проходить в подводном положении. Договориться об этом с японцами.

4) Если лодке необходимо идти в надводном положении, всемерно использовать полные и переменные хода, а также зигзаг. Всегда держать включённой станцию радиотехнической разведки, а при плохой видимости и сам радар.

5) Выяснить, является ли переход с японским эскортом более опасным, чем без оного. Действовать соответственно результатам.

6) Добиваться выполнения японцами необходимых нам действий».

Стоит отметить, что приказ об усилении бдительности был своевременным, но не принёс желаемого результата. Вскоре 33-я флотилия лишилась в Яванском море ещё двух лодок: U 532 в ноябре 1944 года и U 183 в апреле 1945 года. Обе стали мишенями торпед американских субмарин. В итоге за свою историю группа «Муссон» потеряла от действий субмарин союзников четыре подлодки (без учёта транспортной лодки UIT 23, потопленной британской субмариной в феврале 1944 года). Принцип «предупреждён — значит, вооружён» не помог немецким подводникам на Дальнем Востоке избежать этой опасности…

Автор выражает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.


Источники и литература:

  1. NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
  2. Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945. — Random House, 1998.
  3. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3. — Hamburg-Berlin-Bonn: Verlag E.S. Mittler& Sohn, 2001.
  4. Rohwer J. Axis Submarine Successes of World War Two. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
  5. Niestlé A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction. — Frontline Books, 2014.
  6. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 5. Norderstedt.
  7. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
  8. http://www.uboat.net.
  9. http://www.uboatarchive.net.
  10. http://historisches-marinearchiv.de.
  11. http://www.u-boot-archiv-cuxhaven.de.

warspot.ru

Предупрежден – значит, вооружен!

Латинская поговорка гласит: «Предупреждён — значит, вооружён». Смысл этих слов предельно прост: бдительность никогда не бывает напрасной.

Уральские спасатели уделяют особое внимание задачам по предупреждению несчастных случаев, и в этих целях активно ведут профилактическую работу с населением города и области.

В летний период наиболее распространенный способ времяпрепровождения – это отдых вблизи водоемов. Но нередко, увлечённые отдыхом и игрой, отдыхающие забывают об элементарных правилах поведения на водоёмах.

Между тем, вода не любит шуток и жестоко наказывает тех, кто пренебрегает правилами безопасности.

Одним из путей снижения несчастных случаев на водоемах и недопущение гибели людей, особенно детей, - это пропаганда среди населения правил безопасного поведения на воде.

В этих целях ежегодно в период подготовки к купальному сезону спасатели проводят открытые уроки по правилам безопасности на водоемах в учебных заведениях города и области, организовывают для детей и молодежи дни открытых дверей в отряде.

В период летних каникул повышенное внимание уделяется пришкольным и детских оздоровительных лагерям, дворовым клубам, проводятся дни безопасности, организуются разъяснительные беседы, различные познавательные и спортивные мероприятия, проводится обучение детей плаванию.

В целях недопущения гибели людей на водоемах города и области и профилактики нарушений правил безопасного поведения на водоемах спасатели Оперативно-спасательного отряда ДЧС Западно-Казахстанской области регулярно проводят патрулирование и рейды в местах массового отдыха на воде, во время которых проводятся с населением профилактические беседы. Для более детального ознакомления с правилами безопасного отдыха среди граждан распространяются информационные листовки с основными правилами безопасности на водоемах.

Для охвата наибольшего количества населения по договоренности с предпринимателями города производится трансляция видеороликов по правилам безопасности на уличных LED-мониторах и на портативных телевизионных экранах, установленных в автобусах.

Совместно с городским акиматом были изготовлены и установлены в необорудованных и опасных участках водоемов 17 запрещающих знаков «Купание запрещено» и 6 билбордов с информацией о соблюдении правил безопасности на воде на въездах в дачные общества и населенные пункты.

Осуществляется информирование населения через средства массовой информации. Спасатели частые гости телевизионных и радио-передач, публикуют статьи в печатных изданиях.

 

Абдрахманова Л.,
главный спасатель-психолог Оперативно-спасательного отряда Департамента по ЧС Западно-Казахстанской области

 

emer.gov.kz

Английские пословицы и поговорки на букву E

Поговорка на английском

Перевод / (толкование)

Перевод на русский (аналог)

Facts speak louder than words Факты говорят громче чем слова /
(По-настоящему показывает, что это за человек, более его дела, чем то, что он говорит)
Факты - вещь упрямая
Failure teaches success Неудачи учат успеху /
(только провалы означать, что вы на пути к успеху)
Поговорка
False friends are worse than open enemies Не настоящие друзья хуже, чем открытые враги /
(фальшивые друзья хуже явных врагов)
Друг до поры - хуже недруга

First come, first served
Первый прибывший, - первый обслуживается / (Самый первый человек должен быть пропущен первым)
Кто успел, тот и съел
Fool me once, shame on you
Первый проступок - и на тебе позор (Каждый должен учиться на одной ошибке)
Не наступай на одни и те же грабли
Fools rush in where angels fear to tread Дураки лезут туда, куда боятся ступить даже ангелы / (тот, кто не очень умен, лезет на рожон)
Дуракам закон не писан
Friendship is love with understanding Дружба - это любовь с пониманием
Поговорка
Forewarned is forearmed
Предупрежден значит вооружен /
(знать разворачивающиеся в будущем события - значит быть готовым к ним)
Предупреждение - то же бережение
For the love of the game
Из любви к игре
Из любви к искусству
Fish begins to stink at the head
Рыба начинает пахнуть с головы /
(все обнаруживается с очевидного)
Рыба с головы гниет
First catch your hare
Сперва пойма зайца / (заранее не представляй того, чего пока еще нет) Не дели шкуру неубитого медведя
Everybody's business is nobody's business
Общее дело - ничье дело /
(дело, порученное всем, остается несделанным, так как каждый надеется на другого)
У семи нянек дитя без глазу
Follow the river and you'll get to the sea
Иди по реке - к морю выйдешь / (следуя правилам и принципам, в конечном счете добьешься цели) По нитке до клубка дойдешь
Fools and madmen speak the truth
Глупцы и безумцы правду говорят/ (иногда бывает так, что не надо говорить всего, что знаешь)
У дурака что на уме, то и на языке
Fools grow without watering
Дураки растут без поливки Дураков не сеют, они сами родятся
From bad to worse От плохого к худшему /
(выбирая что-то, еще пуще прежнего усугубляя это)
Из огня да в полымя
From pillar to post
От столба к шесту / (от одной трудности к другой) Тыкаться и мыкаться
Fools never know when they are well
Дураки никогда не знают, когда им хорошо /
(человек не может удовлетвориться)
Дураку все не так
First deserve and then desire
Сперва заслужи, а потом желай /
(для начала своими действиями заслужи это, а потом желай)
По заслугам и честь
First think, then speak Сперва подумай, потом говори / (не говори сгоряча - сначала обдумай, а уж потом скажи) Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь
Far from eye, far from heart С глаз долой, из сердца вон / (забыть про кого-то и больше не видеть, не вспоминать) Поговорка

english-proverbs.narod.ru

Предупрежден - значит вооружен

Ошибки победимы

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Как же добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Методист по русскому языку профессор Михаил Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка.

1. Увидеть орфограмму в слове.

2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.

3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.

4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм задачи.

5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.

6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

В более обобщенном виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяют две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограмм) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием вставить пропущенные буквы, но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Поэтому главная задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Закон русской орфографии

С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость - это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит.

Буква - фонема - звук. Что их объединяет? Привычная формула: буква означает звук. Все здесь на первый взгляд кажется верным. Но на самом деле это не так. На самом деле буква в русском языке обозначает вовсе не звук, а фонему. Таков закон русской орфографии. Это не модное изобретение ученых, а закономерность русского языка.

Буква означает фонему. Только так. Если бы буква в русском языке обозначала звук, мы бы писали «дуп», и «сава». Случаи типа «дом» и «сон» лишь свидетельствуют о счастливом совпадении фонемы и звука. Фонема живет в определенной позиции и в определенной морфеме. И то, и другое нельзя обойти при освоении орфографии в начальных классах. Обычно младший школьник думает, что проверять надо только тогда, когда звук и буква на конце слова расходятся, например, слово «лев» проверять надо, а слово «жираф» нет, потому что второе пишется так, как слышится. «Ушная работа» вместо работы головой. Русская орфография не фонетическая, а фонематическая. Проверка нужна в обоих случаях.

В наших учебниках нет термина «фонема»; вместо него используется привычный и понятный малышу термин «звук». Для того чтобы ребенок освоил законы орфографии как систему правил, обязательно ввожу термин «позиция». Сам термин нужно вводить во втором классе, однако подготовка к освоению понятия «позиция» как положение (место) звука в слове в окружении соседей - других звуков - начинаю вводить с первого класса. Само слово позиция для ребенка не является трудным: он легко соотносит его со словом поза, вспоминает позиции, например в балете. Другое дело - сильная и слабая позиция. Это именно те понятия, которые способны сыграть объединяющую роль изучения орфографических правил в начальной школе.

Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников. Поэтому ребенок должен видеть слабую позицию - ведь именно здесь требуется проверка. В сильной позиции проверять нечего - фонемы там прекрасно различаются, не смешиваются.

Слово «позиция» помогает избежать многих описательных, длинных определений. Таких, как: «ошибкоопасное место» или «место, где можно допустить ошибку».

Представление о лингвистической позиции (без терминов) формируется у младшего школьника на основе семантики прилагательных сильных и слабых.

Задание: Сильный и слабый.

Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?

Сравни выделенные гласные буквы в словах - кОт и кОтенок.

1. Гласные буквы одинаковые.

2. Гласные буквы разные.

Помоги слабому!

В слове кОт гласный под ударением - сильный.

В слове кОтенок гласный безударный - слабый.

Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове котенок.

Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота, он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную. Безударную гласную в корне слова котенок проверяет сильной позицией - ударным гласным в корне кот.

Во втором классе ввожу термин «позиция»: «сильная позиция», «слабая позиция» применительно к орфограммам в корне слова. Например: в слове еж звук [ш] стоит на конце слова - в слабой позиции. В слове ежи звук [ж] стоит перед гласным - в сильной позиции. Буква [ и] в слове ежи помогает написать букву [ж] в слове еж. Ежи - проверочное слово.

У разных, казалось бы, правил (проверяемые безударные гласные, парные глухие и звонкие согласные) дети обнаруживают сходство: буква обозначает то, что в сильной позиции (фонему). Проверка - общая для обоих правил: слабую позицию проверяют сильной.

В третьем классе понятие сильной и слабой позиции переношу, во-первых, на другие орфографические правила, подчиняющиеся основному фонематическому принципу русской орфографии: правописанию парных звонких и глухих согласных перед шумными согласными, правописание непроизносимых согласных; во-вторых, связываю с морфемной структурой слова: корнем, приставкой, суффиксом и окончанием.

НАПРИМЕР: поставь ударение.

подпись - п...дпиши

запись - з...пиши

пропись - пр...пиши.

Как пишутся гласные под ударением и без ударения?

Одинаково.

По-разному.

Объяснение.

Гласные в приставке можно проверять ударением, как в корне. Это одна орфограмма.

ЗАДАНИЕ. Найти слова с приставкой.

С...рвал лопух.

Сорванный или сорвала?

П...слал письмо.

Посланный или послала?

П...рвал рубашку.

Порванный или порвал?

Ученику важно понимать, какие правила орфографии «дружат» с корнем, какие с приставкой или суффиксом, а какие с окончанием. Такие «семейные союзы» позволяют объединить многие на первый взгляд разнородные правила. Но еще важнее объединить правила по общности их принципиальной сущности - по принадлежности к основному фонематическому принципу орфографии.

Письмо с «дырками»

Рассмотрим факторы, способствующие формированию грамотного письма.

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много.

Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

На своих уроках использую следующие приемы:

а) письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты (зеленый), чтобы выделить трудную букву;

б) очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием.

Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. В конце концов наша цель - не карать, а научить, и тут все средства хороши;

в) можно проводить так называемый диктант с обоснованием. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктует учитель, т.к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания;

г) хорошую обратную связь дает работа с сигнальными карточками.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание. Проговаривание так, как надо писать. Этот прием дает неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода «наговор».

Упражнения отбираю в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработку способов обнаружения орфограмм осуществляю в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само - и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма.

Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

Например: подлетает. В приставке пишу букву О. В корне безударная гласная Е, проверяю: перелет. В окончании глагола гласная Е, доказываю: неопределенная форма подлетать не на -ить - это глагол-исключение, значит, 1-е спряжение, пишу окончание - ет.

В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, использую условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается одной чертой, а предшествующая или последующая буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркивается двумя чертами. При подчеркивании орфограммы (съел, в море) ученик фиксирует свое умение обнаруживать ее, при графическом обозначении орфограммы (съел, в море, 2 скл.) определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.

Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия:

1. Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.

2. Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.

Светлана ГИЛЯЗОВА, учитель начальных классов гимназии №4 города Елабуги, Республика Татарстан

www.ug.ru

Предупрежден - значит вооружен | Статьи и обзоры

Об этом сказано в рекламных проспектах всех без исключения охранных и сигнальных устройств.

Сегодня, наверное, все знают о плавающих кодах, содержащих миллионы комбинаций секретных шифров замка, на расшифровку которых должны уйти часы работы самых быстродействующих компьютеров.

В каждом магазине вам предложат замки на руль и педали, сделанные из такой стали, что ни ножовка, ни напильник их не возьмут. Кажется, установил на машину патентованный замок, электронную сигнализацию и можно быть абсолютно спокойным за сохранность своего автомобиля. Конечно, можно спокойно смотреть телевизор или читать газету.

Особенно могут заинтересовать криминальные новости, в которых сообщается — «угнали, угнали, угнали,,.» и перечисление марок — «Мерседес, Сааб, Ниссан и конечно родные Волги, Москвичи и всех марок ВАЗы».

Если ваша «родная» во дворе стоит, то выглянуть лишний раз в окошко после таких новостей очень захочется. Не стоит думать, что можно так просто, без видимого уважения говорить о сложнейших и недешевых охранных устройствах. Но хочется задать вопрос — «как же их обошли, и машины УГНАЛИ?». Дорогие машины были явно оборудованы всеми возможными охранными устройствами. Но их, это почему то не спасло.

Как же это произошло, как злоумышленник открыл, завел и угнал машину? Ответ довольно простой — он сумел обойти систему охраны, разумеется, если она была установлена. Как же он ее обошел, как открыл или привел в негодность замки, как завел и уехал. Кто же на самом деле обманул теперь уже бывшего владельца машины — угонщик, изготовитель охранной системы, замка, или владелец машины, или доверивший свое добро плохим сторожам.

Наверное, каждого в большей степени интересует не результат «следствия» или выяснение «кто виноват», а «что СДЕЛАТЬ», чтобы машина осталась на стоянке, а угонщик остался с носом.

Мы расскажем о некоторых технических приемах, которыми давно и успешно пользуются угонщики. Надеемся, что это станет интересным для тех, кто захочет поставить препятствия на пути вора.

Для первого знакомства с арсеналом и возможностями похитителей рассмотрим наиболее простые, чисто технические приемы. Возможности грабежа, аферы или иного способа рассматривать не будем, всему свое время.

Итак, какие же самые слабые места в отечественных «Жигулях», оборудованных простейшей противоугонной системой или не снабженной ей совсем.

Обычно работоспособность сигнализации определяют толчком по автомобилю, ногой по колесу. Проходя мимо машины можно «случайно» задеть ногой по колесу, конечно с достаточной силой. Датчик, настроенный на удар или раскачивание машины заставит сирену взвыть. Одним из распространенных способов устранения излишнего воя сирены угонщики используют действие электрошокером. Некоторые системы после такого шока выходят из строя. Через разбитый «поворотник» или габаритный фонарь можно замкнуть проводку на «массу», такой контакт может также отключить сигнализацию. Возможно, и другое действие — стоящую под окном машину толкают несколько раз, Встревоженный владелец выбегает на зов сирены, и убедившись в «ложном», но многократном вызове сам отключает сигнализацию, предполагая неисправность системы.

Иногда злоумышленники ухитряются пробить аккумулятор и таким образом обесточить охранную систему.

Сложные электронные системы позволяют уловить и расшифровать сигнал, который хозяин дал системе для включения режима охраны. Существуют приборы, которые установят «режим глушения» возле предназначенного для угона автомобиля. Таким образом, сигнал, посланный с брелока владельца, просто не дойдет до уха сигнализации и она не включится, хотя хозяин будет уверен в полной защищенности своей машины.

В связи со сложностью различных систем и недостаточной профессиональной подготовкой угонщика он может отказаться от своего замысла и конечно переключится на другой объект, «сигналка» которой окажется ему по зубам.

Предположим, что сигнализация отключена или по иным причинам не сработала. Первый рубеж угонщиком пройден. Открыть дверь не составляет большой трудности. Самое простое — можно выдавить форточку и нажать кнопку блокировки замка. Более нежным возможен способ, требующий небольшого отгибания двери, это удобно на восьмерках и девятках, и через образовавшуюся щель вытягивание кнопки проволочным крючком.

Простота и низкое качество дверных замков позволяет открыть их очень простой отмычкой, подбором ключа или сломать замок прочной отверткой с гаечным ключом. Угонщик не очень жалеет целостность замковой вставки, ее цена слишком низкая.

Дверь открыта, и перед «потенциальным автовладельцем» возникает новый рубеж — стальная балка укрепленная на рулевом колесе. Такие замки довольно красивые, с блестящими полированными деталями, в основном восточного производства продаются на каждой бензозаправке и стоят довольно дешево.

Такое противоугонное устройство на первый взгляд выглядит довольно надежным. Удобная пластмассовая ручка позволяет использовать его в качестве «противоОТГОННОГО» средства, довольно твердая сталь не позволяет перепилить его ручной ножовкой или напильником, а красивый замочек не позволяет руками передвинуть крюки, обхватывающие рулевое колесо.

На этом перечисление противоугонных функций устройства можно закончить. Это устройство можно сравнить с заведомо прочным звеном одной цепи. Попробуйте установить в цепочку, собранную из одинаковых колец одно новое, толщина которого будет в три раза больше. Это прочное звено не сделает цепь прочнее. При любой перегрузке она порвется в наиболее тонком месте, а прочное звено останется целым. Вор не будет пилить прочную сталь крючков или тратить драгоценное время на открывание сложного замка. Нет ничего проще, как отвинтить рулевое колесо, если устройство не блокирует крепящую гайку. Перепилить или перекусить большими кусачками обод руля не представляет большой сложности. После этого замок, как сверхпрочное звено просто упадет сам, без малейших повреждений. Некоторые силачи умудряются сжать круглый руль, так, что он превращается в овал, и замок снимается нисколько быстрее, чем устанавливается.

Такой же красивый замок-«кочерга» может «намертво» соединять педаль сцепления и рулевое колесо. Конструкция выполнена с таким же изяществом, как и предыдущая. Ее охранные возможности могут быть значительно большими, если верхние захватывающие крючки блокируют среднюю часть руля-исключают его снятие и «перекусывание». Простота снятия этого замка может удивить только его разработчиков, видимо в тех краях, где его делали автомобильные педали можно нажимать только вниз, а их площадки приварены столь прочно, что не отламываются и не отгибаются. В наших автомобилях, например Жигулях, поднять блокируемую педаль вверх не представляет никакой трудности, конечно, нужно использовать небольшую отвертку, чтобы отогнуть ограничитель. С поднятой вверх педали снять «кочергу» можно быстрее, чем открыть замок блестящим ключиком.

Довольно сложной преградой может стать система, блокирующая переключатель коробки скоростей. Как правило, это импортные замки, изготовленные из прочной стали. Правильно установленный замок, является серьезным препятствием для плохо вооруженного угонщика. Опытные специалисты не пытаются открыть сложный замок. Его дужку может взять только алмазный диск, или газовая горелка. Чаще всего угонщики стараются срезать ручку коробки передач или вырезать замок вместе с куском днища машины. Известны случаи, когда использовался пороховой инструмент для отстрела болтов, крепящих систему. В среде пострадавших от воров-угонщиков ходят слухи о применении жидкого азота для разрушения замка.

Мы перечислили несколько способов, которыми пользуются угонщики для преодоления механических барьеров.

Кроме стальных замков перед ними часто встают и электрические блокираторы, разрывающие почти все возможные электроцепи автомобильной проводки. Самым простым способом обхода сюрпризов в цепи зажигания являются конечно дополнительный провода, входящие в арсенал похитителей машин. С помощью трех проводов можно, укрепляемых крокодилами, можно обойти простые секретки, установленные в цепи зажигания. Некоторые «специалисты» берут с собой на дело свой замок зажигания. Они снимают электро-колодку со штатного замка и устанавливают ее на свой. Такая реконструкция позволяет без лишних хлопот завести двигатель. Противоугонный стержень в замке часто не выдерживает большого усилия и ломается.

Для того, чтобы обойти некоторые спрятанные в электропроводке противоугонные сюрпризы мошенники пользуются принесенной с собой системой зажигания — катушкой, трамблером, замком и даже проводами. Для опытного автомобилиста отключить штатную и установить свою систему не представляет большой сложности и не занимает много времени.

Мы рассказали о некоторых технических приемах, состоящих на вооружении угонщиков не очень высокой квалификации.

Старая поговорка гласит — «Предупрежден-значит вооружен». Этими знаниями мы и хотим вооружить вас-уважаемые автовладельцы. Мы показали лишь некоторые щели, которые нужно закрыть, чтобы сохранить свою собственность. Только за вами остается выбор системы охраны вашей машины. Вам решать, что использовать — охраняемую стоянку, надежную сигнализацию или прочный замок.

Олег Видов

www.auto-piter.net

Предупрежден — значит вооружен

Путешествия — это не только расширение кругозора, отдых на побережье, другая культура и новые знакомства. Иногда не все из этих знакомств могут закончиться хорошо. Путешественник — это ребенок, слишком доверчивый, которого тут же пытаются обработать ушлые мошенники. Чтобы этого не произошло, мы даем небольшие лайфхаки, как обезопасить себя. Способы обмана примерно все одинаковые, и они ориентированы на невнимательность человека или на то, что человеку не чуждо проявлять сочувствие к ближнему — мошенники этим пользуются. Для туриста важно  иметь полноту информации и не доверять незнакомым людям. Если вокруг происходит суматоха — важно держать все под контролем и следить за своими вещами, не принимая участия в событиях. Ведь это может оказаться спектакль для вас, чтобы очистить карманы. Внимательность и хладнокровие — вот что может сберечь ваши деньги и хорошее настроение. Давайте разберем основные способы, как могут вас обмануть?

В Европе 

Последнее время активизировались так называемые “благотворительные фонды”. Эти люди промышляют в людных и туристических местах под видом сборов на благотворительные нужды. Действовать они могут вполне безобидно, но настойчиво. Убеждать вас, что эти деньги идут на операцию или в фонд людей с ограниченными возможностями. Стоит ли говорить, что настоящие благотворительные фонды никогда не собирают подобным образом деньги? Зачастую в таких случаях выручка, и не маленькая, идет в карманы мошенников.

В Европе популярно и такое: красивая девушка может скандалить с официантом или еще кем-то, взывая в свидетели посторонних. Вокруг собирается толпа зевак и вы вместе с ними. Пока ваше внимание отвлеченно — вы уязвимы. Заметите, что у вас стянули бумажник только через время.

“Потерянная дорогая вещь” — едва вы ее поднимете, из благих либо корыстных побуждений, — рядом тут же возникнет человек, который в зависимости от ситуации начнет разводить вас по своему сценарию. Вывод: никогда не прикасайтесь к незнакомым вещам. А если уж невтерпеж сделать доброе дело, то просто сообщите ближайшему полицейскому о подозрительном предмете.

Другие разводы скорее на невнимательность, например обмен валют. Когда меняете деньги, читайте все условия обмена и уточняйте заранее, какую сумму получите. А лучше, по возможности, никогда не пользуйтесь наличкой или сведите ее к минимуму. Имейте при себе несколько кредитных карт и никогда не держите их в одном кошельке. Да и вообще стоит завести привычку в путешествиях: деньги и документы держать в разных внутренних карманах — там, откуда их труднее всего вытащить.

Азия и Ближний Восток

В Азии надо быть осторожным в местах, где водятся обезьяны. Животные очень легко поддаются дрессировке, чем и пользуются мошенники. Ловкие и хитрые звери запросто сорвут с вас фотоаппарат и украшения и отнесут хозяину, который в лучшем случае вернет драгоценности за небольшую плату.

Про верблюдов в Египет все знают уже. Лучше не садиться и не верить улыбающимся  арабам. Но в эту страну едут не только за теплым морем, пирамидами и Сфинксом, но еще — за золотом. Надо признать, золото на Ближнем Востоке можно купить по весьма выгодным ценам, но делать это лучше всего в специализированных магазинах. На рынках вам запросто могут продать подделку, а вы даже не заметите этого.

В Турции следует быть особенно бдительным молодым женщинам. В баре к вам может подсесть галантный кавалер и завести романтическое знакомство. В определенный момент ловелас исчезнет из поля зрения. А когда вы решите уйти из бара, то вам принесут чек — надо будет оплатить все, что заказывал ваш турецкий Казанова.

Другой популярный развод туристов был замечен в Стамбуле. Вы можете спокойно идти по улице и вдруг увидите, что впереди у чистильщика обуви выпадет щетка. Как добрый и порядочный человек, вы незамедлительно сообщите об этом хозяину. Он рассыплется в благодарностях и предложит вам бесплатную чистку. Но если вы согласитесь, то по окончанию с вас потребуют деньги. Сумма будет гораздо больше, чем если бы вы сами захотели воспользоваться услугами чистильщика напрямую (они достаточно популярны в Стамбуле и стоит это не больше пары лир).

Латинская Америка

В "Новый свет", как назвали Южную Америку, бежали не самие допропорядочные граждане. Сменились поколения и сейчас тут, пожалуй, самые открытие люди на планете, но некоторые страны очень нищие и надо быть особенно бдительным. Воистину, большинство людей захотят вам помочь, если вы столкнетесь с трудностями, но лишняя внимательность никогда не повредит. На Кубе и Доминикане, родине сигар и рома, вместе с сигарой вам могут предложить затянутся косяком с марихуаной, просто так, в знак дружбы. После того, как вы спокойно пойдете по своим делам, вас догонит так называемая полиция и обнаружит, что сигара, которую вы приобрели, вовсе не из табака, а с содержанием наркотика, и будут вымогать у вас деньги, чтобы замять дело. Основное правило — никогда не имейте дел в такой сфере, как употребление неизвестных веществ с людьми, которым не можете доверять на 100% процентов.

Те же жаркие страны славятся секс-туризмом и тут тоже надо быть осторожным. Разнообразные проводники по таким местам могут обещать вам распрекрасных красавиц. Но едва вы окажетесь в баре или публичном доме, как всем девицам вынесут напитки, и пока вы будете общаться, уж поверьте, они успеют выпить по несколько, а платить по завышенным ценам придется вам.

В больших городах туристу надо быть предельно осторожным. Когда вы будете гулять по узким улочкам колониальных городов, на вас внезапно может полеть жидкость с отвратительным запахом. Вы оборачиваетесь, но, увы, никого подозрительно не видите. К вам обязательно подойдет незнакомец и предложит помощь, протянет салфетку, чтобы вытереть грязь. В этот момент, главное, не соглашаться на эту услугу и понимать, что перед вам сообщник. Гоните его прочь и крепко следите за своими рюкзаками и карманами. Не кладите сумки на асфальт. С одеждой, на которую попала эта жидкость, можно попрощаться. Отвратительный запах не смывается даже через несколько стирок.

Суммируя: в поездках по незнакомым странам, не стоит расслабляться. А если вокруг происходит странное, сразу же активизируйте все свое внимание и уходите от потенциальной опасности. И самый лучший выход — это, конечно, путешествовать в компании настоящих друзей, под руководством профессионалов, которые знают страну и все подводные камни, как свои пять пальцев.

drugoy.com.ua

Предупреждён — значит вооружён Википедия

Предупреждён — значит вооружён (также Предупреждённый вооружён, Кто предупреждён, тот вооружён, лат. Praemonitus, praemunitus — «предупреждён, вооружён») — пословица, смысл которой состоит в том, что будучи предупреждённым о близкой опасности (или возможности), человек теперь к ней подготовлен[1] и должен с нею сся[2]. Активно используется в англоязычной юриспруденции («клише»)[3].

Анализ[ | ]

Стандартный текст пословицы, как и многих других, использует эллипсис: несущественные части речи опущены («Тот, кто предупреждён…»)[4]. В англ. Forewarned is forearmed и на латыни повторяется шаблон звучания, что также характерно для пословиц[5].

Происхождение[ | ]

Пословица появилась в английском языке уже к 1425 году[6] в виде англ. He that is warned afore is noght bygiled, но современную грамматически неправильную[7] форму англ. Forewarned is forearmed обрела лишь в XIX веке[8].

К. Душенко относит латинский вариант к XVI веку[8].

М. Уолш (англ. Michael Walsh) считает, что пословица изначально имела чисто военное значение[3].

В культуре[ | ]

Под названием «Praemonitus Praemunitus»[9] вышло в 1920 году первое американское издание Протоколов сионских мудрецов.

У Шекспира в пьесе «Генрих VI, часть 3» Эдвард IV, предупреждённый об умонастроении Уорика, говорит англ. «I will arm me, being thus forewarn’d»[3].

В гражданском судопроизводстве США с 1938 года используются «необычайно широкие» правила раскрытия доказательств (англ.)русск.[10], когда имеется возможность запросить по сути любой документ противной стороны, если он «разумным образом» может быть как-то связан с получением доказательств по иску. Этот подход — опасный для финансово слабейшей стороны из-за возможности «выуживания» доказательств для новых претензий — оправдывается упрощением собственно процесса в суде, так как «предупреждённый вооружён» и все аргументы и контр-аргументы по идее должны были быть рассмотрены адвокатами каждой стороны до начала разбирательства[3].

Примечания[ | ]

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *