В России строится подводная лодка, по размерам превосходящая «Тайфуны»

Новая российская военная научно-исследовательская атомная подводная лодка для работы в арктических морях будет на 11 метров длиннее гигантских АПЛ проекта 941«Акула» (по версии НАТО «Тайфун») времён холодной войны.

Субмарину создают на базе недостроенного ударного ракетоносца 949А проекта типа «Антей» («Оскар-II»), заложенного на северодвинском ПО «Севмаш» ещё в 1992 году. Эти подводные лодки аналогичны АПЛ «Курск», затонувшей в Баренцевом море в августе 2000 года. 

На «Белогороде» будет установлено специальное глубоководное оборудование, в том числе другая подводная лодка. АПЛ будет использоваться для решения военных и гражданских задач на арктическом шельфе.  

Изначально подводные лодки этого проекта имели более широкий корпус, поскольку крылатые ракеты располагались по бортам. В отсутствие ракет, как считается, АПЛ может служить носителем более крупных объектов для подводных операций.

Как сообщают «Известия» со ссылкой на источники в ВМФ, подводную лодку удлинили почти на 30 метров. Это позволяет разместить специальное оборудование, шлюзовые камеры для перехода моряков в глубоководные аппараты, а также выхода водолазов. Кроме того, на АПЛ будут базироваться необитаемые глубоководные аппараты и батискафы.

Размер «Антея» увеличился с первоначальных 154 до 184 м. Это на одиннадцать метров больше, чем у АПЛ проекта 941 («Акула»/«Тайфун»), строившихся в 10980-е для ВМФ СССР. 

АПЛ К-410 «Смоленск» проекта «Антей» в сухом доке в Центре судоремонта «Звёздочка» (Северодвинск, 2013 г.). Фото: http://zvezdochka-ru.livejournal.com

Подводная система обнаружения

По информации «Известий», подводная лодка «будет заниматься изучением дна российского арктического шельфа, искать на больших глубина полезные ископаемые, а также прокладывать подводные коммуникации». Под последние может иметься в виду новая система обнаружения на дне моря, сходная с натовской системой SOSUS в Северной Атлантике.  

Сеть подводных сонаров и других датчиков позволяет более тщательно отслеживать появление и действия иностранных подводных лодок.

«Субмарина обеспечит развертывание глобальной системы контроля подводной обстановки, которую военные строят на дне арктических морей», – сообщил «Известиям» профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. «Белгород», отметил он, станет не только самой большой, но и самой уникальной субмариной российского флота.

Впервые о новой российской гидроакустической системе было упомянуто в статье в «Известиях» летом прошлого года. 

Побережье Баренцева моря. Фото: Томас Нильсен

Разведывательные операции 

В энергетическую установку «Белгорода» входит два атомных реактора. Кроме того, атомной, скорее всего, будет и мини-субмарина, носителем которой он является. Вероятно, это будет одна из мини-АПЛ особого назначения типа «Лошарика».

За последнее десятилетие российский флот серьёзно модернизировал флот подводных лодок особого назначение, в который входят мини-подлодки для разведывательных операций и их носители.

В ноябре прошлого года ПО «Севмаш» опубликовало уникальный видеоматериал о выходе в Белое море АПЛ «Подмосковье». Эта перестроенная АПЛ проекта «Дельфин» служит носителем малых подводных лодок и глубоководных станций, предназначенных для работы с подводными кабелями в Баренцевом и Норвежском морях (Barents Observer, 14.11.16).

Самая большая подводная лодка в мире

23 сентября 1980 года на судостроительной верфи города Северодвинска, на гладь Белого моря была спущена первая советская подводная лодка класса «Акула». Когда корпус ее был еще в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше ее никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой». Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы. На Западе же лодке присвоили кодовое имя «Typhoon». Впоследствии Тайфуном эту лодку стали называть и у нас.

Так, сам Леонид Ильич Брежнев, выступая на XXVI съезде партии, заявил: «Американцами создана новая подводная лодка „Огайо“ с ракетами „Трайдент“.

Аналогичная система — „Тайфун“ имеется и у нас».

Фото 2.

В начале 70-х годов в США (как писали западные СМИ, «в ответ на создание в СССР комплекса Delta») началась реализация крупномасштабной программы «Трайдент», предусматривающей создание новой твердотопливной ракеты с межконтинентальной (более 7000 км) дальностью, а также ПЛАРБ нового типа, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности. Корабль водоизмещением 18.700 т обладал максимальной скоростью 20 узлов и мог выполнять ракетные пуски на глубине 15-30 м. По своей боевой эффективности новая американская система оружия должна была значительно превзойти отечественную систему 667БДР/Д-9Р, находившуюся в то время в серийном производстве. Политическое руководство СССР потребовало от промышленности «адекватного ответа» на очередной американский вызов.

Тактико-техническое задание на тяжелый атомный подводный ракетный крейсер—проект 941 (шифр «Акула») — было выдано в декабре 1972 г. 19 декабря 1973 г.

правительство приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и строительству нового ракетоносца. Проект разрабатывался ЦКБ «Рубин», возглавляемым генеральным конструктором И.Д. Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора С.Н. Ковалева. Главным наблюдающим от ВМФ был В.Н. Левашов.

«Перед конструкторами стояла непростая техническая задача — разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая, — рассказывает генеральный конструктор проектов ЦКБ МТ «Рубин» С.Н. Ковалев. — После множества проработок ракеты решено было расположить между двумя прочными корпусами. Аналогов такому решению в мире нет». «Такую лодку мог построить только Севмаш», — говорит начальник управления Министерства обороны А.Ф. Шлемов. Строительство корабля велось в самом большом эллинге — цехе 55, которым руководил И.Л. Камай. Применяли принципиально новую технологию постройки — агрегатно-модульный метод, что позволило значительно сократить сроки. Сейчас этот метод применяется во всем, и подводном и надводном кораблестроении, но для того времени это был серьезный технологический прорыв.

Фото 3.

Фото 4.

Бесспорные эксплуатационные преимущества, продемонстрированные первой отечественной морской баллистической ракетой на твердом топливе Р-31, а также американский опыт (к которому в советских высших военных и политических кругах всегда относились с большим уважением) обусловили категорическое требование заказчика оснастить подводный ракетоносец 3-го поколения твердотопливными ракетами. Применение таких ракет позволяло существенно сократить время предстартовой подготовки, устранить шумность ее проведения, упростить состав корабельного оборудования, отказавшись от ряда систем — газоанализа атмосферы, заполнения кольцевого зазора водой, орошения, слива окислителя и т.п.

Предварительная разработка нового межконтинентального ракетного комплекса для оснащения подводных лодок началась в КБ Машиностроения под руководством главного конструктора В.П. Макеева в 1971 году. Полномасштабные работы по РК Д-19 с ракетами Р-39 были развернуты в сентябре 1973 г. , практически одновременно с началом работ над новой ПЛАРБ. При создании этого комплекса впервые была предпринята попытка унификации ракет подводного и наземного базирования: Р-39 и тяжелая МБР РТ-23 (разрабатываемая в КБ «Южное») получили единый двигатель первой ступени.

Фото 7.

Уровень отечественных технологий 70-80-х годов не позволял создать твердотопливную баллистическую межконтинентальную ракету большой мощности в габаритах, близких к габаритам предшествующих жидкостных ракет. Рост размеров и веса оружия, а также массогабаритные характеристики нового радиоэлектронного оборудования, увеличившиеся по сравнению с РЭО предшествующего поколения в 2,5-4 раза, привели к необходимости принятия нетрадиционных компоновочных решений. В результате был спроектирован оригинальный, не имеющий мировых аналогов тип подводной лодки с двумя прочными корпусами, расположенными параллельно (своеобразный «подводный катамаран»). Кроме всего прочего, подобная «сплющенная» в вертикальной плоскости форма корабля диктовалась ограничениями по осадке в районе Северодвинского судостроительного завода и ремонтных баз Северного флота, а также технологическими соображениями (требовалось обеспечить возможность одновременной постройки двух кораблей на одной стапельной «нитке»).

Следует признать, что выбранная схема являлась в значительной мере вынужденным, далеко не оптимальным решением, приведшим к резкому увеличению водоизмещения корабля (что дало повод к возникновению иронического прозвища лодок 941-го проекта — «водовозы»). В то же время она позволила повысить живучесть тяжелого подводного крейсера за счет разнесения энергетической установки по автономным отсекам в двух раздельных прочных корпусах; улучшить взрыво- и пожаробезопасность (удалив ракетные шахты из прочного корпуса), а также размещение торпедного отсека и главного командного поста в изолированных прочных модулях. Несколько расширились и возможности по проведению модернизации и ремонта лодки.

Фото 8.

При создании нового корабля была поставлена задача расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до предельных широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения. Для пуска ракет из-под арктического «ледового панциря» лодка должна была всплывать в полыньях, проламывая ограждением рубки лед толщиной до 2-2,5 м.

Летные испытания ракеты Р-39 проводились на опытовой дизель-электрической подводной лодке К-153, переоборудованной в 1976 году по проекту 619 (она была снабжена одной шахтой). В 1984 году, после серии интенсивных испытаний, ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39 был официально принят на вооружение ВМФ.

Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех — самый большой крытый эллинг в мире.

Первым ТАПКР, вступившим в строй 12 декабря 1981 г., командовал капитан 1 ранга А.В. Ольховников, удостоенный за освоение столь уникального корабля звания Героя Советского Союза. Предполагалось строительство крупной серии тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта и создание новых модификаций этого корабля с увеличенными боевыми возможностями.

Фото 9.

Однако в конце 80-х годов по экономическим и политическим соображениям от дальнейшей реализации программы было решено отказаться. Принятие этого решения сопровождалось острыми дискуссиями: промышленность, разработчики лодки и часть представителей ВМФ выступали за продолжение программы, в то время как Главный штаб ВМФ и Генеральный штаб ВС выступали за прекращение строительства. Главная причина заключалась в сложности организации базирования столь крупных подводных кораблей, вооруженных не менее «внушительными» ракетами. В большинство существующих пунктов базирования «Акулы» просто не могли войти из-за их стесненности, а ракеты Р-39 могли транспортироваться почти на всех этапах эксплуатации лишь по железнодорожной колее (по рельсам они подавались и на причал для погрузки на корабль). Погрузка ракет должна была осуществляться специальным сверхмощным краном, являющимся уникальным в своем роде инженерным сооружением.

В результате было решено ограничиться строительством серии из шести кораблей проекта 941 (т. е. одной дивизии). Недостроенный корпус седьмого ракетоносца — ТК-210 — был разобран на стапеле в 1990 году. Следует заметить, что несколько позже, в середине 90-х годов, прекратилась реализация и американской программы строительства подводных ракетоносцев типа «Огайо»: вместо планировавшихся 30 ПЛАРБ ВМС США получили лишь 18 атомоходов, из которых в строю к началу 2000-х годов решено оставить лишь 14.

Фото 10.

Конструкция подводной лодки 941-го проекта выполнена по типу «катамаран»: два раздельных прочных корпуса (диаметром 7,2 м каждый) расположены в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Кроме того, имеется два отдельных герметичных капсулы-отсека — торпедный отсек и расположенный между главными корпусами в диаметральной плоскости модуль управления, в котором находится центральный пост и размещенный за ним отсек радиотехнического вооружения. Ракетный отсек находится между прочными корпусами в передней части корабля. Оба корпуса и капсулы-отсеки соединены между собой переходами. Общее число водонепроницаемых отсеков —19.

У основания рубки, под ограждением выдвижных устройств, расположены две всплывающие спасательные камеры, способные вместить весь экипаж подводной лодки.

Отсек центрального поста и его легкое ограждение смещены в сторону кормы корабля. Прочные корпуса, центральный пост и торпедный отсек выполнены из титанового сплава, а легкий корпус — из стали (на его поверхность нанесено специальное гидроакустическое резиновое покрытие, повышающее скрытность лодки).

Корабль имеет развитое кормовое оперение. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части корпуса и выполнены убирающимися. Рубка снабжена мощными ледовым подкреплениями и крышей округлой формы, служащей для взламывания льда при всплытии.

Фото 11.

Для экипажа лодки (состоящего в своей большей части из офицеров и мичманов) созданы условия повышенного комфорта. Офицерский состав разместили в относительно просторных двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования воздуха, а матросов и старшин — в маломестных кубриках. Корабль получил спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, сауну, салон для отдыха, «живой уголок» и т. п.

Энергетическая установка 3-го поколения номинальной мощностью 100.000 л. с. выполнена по блочному принципу компоновки с размещением автономных модулей (унифицированных для всех лодок 3-го поколения) в обоих прочных корпусах. Принятые компоновочные решения позволили уменьшить габариты ЯЭУ, увеличив при этом ее мощность и улучшив другие эксплуатационные параметры.

ГЭУ включает два водоводяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 (по 190 мВт каждый) и две паровые турбины. Блочная компоновка всех агрегатов и комплектующего оборудования, помимо технологических преимуществ, позволила применить и более эффективные меры по виброизоляции, снижающие шумность корабля.

Атомная энергетическая установка оснащена системой безбатарейного расхолаживания (ББР), которая автоматически вводится в действие при исчезновении электропитания.

Фото 12.

По сравнению с предшествующими атомными подводными лодками существенно изменилась система управления и защиты реактора. Внедрение импульсной аппаратуры позволило контролировать его состояние при любом уровне мощности, в том числе и в подкритическом состоянии. На компенсирующие органы установлен механизм «самохода», который при исчезновении электропитания обеспечивает опускание решеток на нижние концевики. При этом происходит полное «глушение» реактора, даже при опрокидывании корабля.

Два малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага установлены в кольцевых насадках. В качестве резервных средств движения имеется два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт, которые подключаются к линии главного вала посредством муфт.

На борту лодки установлено четыре турбогенератора по 3200 кВт и два дизель-генератора ДГ-750. Для маневрирования в стесненных условиях корабль оснащен подруливающим устройством в виде двух откидных колонок с гребными винтами (в носовой и кормовой частях). Винты подруливающего устройства приводятся в движение электродвигателями мощностью по 750 кВт.

При создании подводной лодки проекта 941 огромное внимание было уделено снижению ее гидроакустической заметности. В частности, корабль получил двухкаскадную систему резино-кордовой пневматической амортизации, были внедрены блочная компоновка механизмов и оборудования, а также новые, более эффективные звукоизолирующие и противогидролокационные покрытия. В результате по гидроакустической скрытности новый ракетоносец, несмотря на свои гигантские размеры, значительно превзошел все ранее построенные отечественные ПЛАРБ и, вероятно, вплотную приблизился к американскому аналогу — ПЛАРБ типа «Огайо».

Фото 13.

Подводная лодка оснащена новым навигационным комплексом «Симфония», боевой информационно-управляющей системой, гидроакустической станцией миноискания МГ-519 «Арфа», эхоледомером МГ-518 «Север», радиолокационным комплексом МРКП-58 «Буран», телевизионным комплексом МТК-100. На борту имеются комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами».

Цифровой гидроакустический комплекс типа «Скат-3», интегрирующий четыре гидролокационные станции, способен обеспечивать одновременное слежение за 10—12 подводными целями.

Выдвижные устройства, расположенные в ограждении рубки, включают два перископа (командирский и универсальный), антенну радиосекстана, РЛК, радиоантенны системы связи и навигации, пеленгатор.

Лодка оснащена двумя всплывающими антеннами буйкового типа, позволяющими принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на большой (до 150 м) глубине или подо льдами.

Ракетный комплекс Д-19 включает 20 твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями Д-19 (РСМ-52, западное обозначение — SS-N-20). Старт всего боекомплекта осуществляется двумя залпами, с минимальными интервалами между пусками ракет. Ракеты могут запускаться с глубины до 55 м (без ограничений по погодным условиям на поверхности моря), а также из надводного положения.

Фото 14.

Трехступенчатая МБР Р-39 (длина — 16,0м, диаметр корпуса — 2,4 м, стартовая масса — 90,1 т) несет 10 боевых блоков индивидуального наведения мощностью по 100 кг каждый. Их наведение осуществляется посредством инерциальной навигационной системы с полной астрокоррекцией (обеспечено КВО порядка 500 м). Максимальная дальность пуска Р-39 превышает 10. 000 км, что больше дальности американского аналога — «Трайдент» С-4 (7400 км) и приблизительно соответствует дальности «Трайдент» D-5 (11.000 км).

Для минимизации габаритов ракеты двигатели второй и третьей ступеней имеют выдвижные сопловые насадки.

Для комплекса Д-19 создана оригинальная стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой установки на самой ракете. В шахте Р-39 находится в подвешенном состоянии, опираясь специальной амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС) на опорное кольцо, расположенное в верхней части шахты.

Фото 15.

Пуск выполняется из «сухой» шахты с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД). В момент старта специальные пороховые заряды создают вокруг ракеты газовую каверну, значительно уменьшающую гидродинамические нагрузки на подводном участке движения. После выхода из воды АРСС отделяется от ракеты при помощи специального двигателя и уводится в сторону на безопасное расстояние от подводной лодки.

Имеется шесть 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания, способных применять практически все типы состоящих на вооружении торпед и ракето-торпед данного калибра (типовой боекомплект — 22 торпеды УСЭТ-80, а также ракето-торпеды «Шквал»). Вместо части ракетно-торпедного вооружения на борт корабля могут приниматься мины.

Для самообороны подводной лодки, находящейся в надводном положении, от низколетящих самолетов и вертолетов имеется восемь комплектов ПЗРК «Игла» («Игла-1»). В зарубежной печати сообщалось о разработке для подводных лодйк 941-го проекта, а также ПЛАРБ нового поколения, зенитного ракетного комплекса самообороны, способного применяться из подводного положения.

Фото 16.

Все шесть ТАПРК (получивших западное кодовое наименование Typhoon, быстро «прижившееся» и у нас) были сведены в дивизию, входящую в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок. Корабли базируются в Западной Лице (бухта Нерпичья). Реконструкция этой базы для размещения на ней новых сверхмощных атомоходов началась в 1977 году и заняла четыре года. За это время была построена специальная причальная линия, изготовлены и доставлены специализированные пирсы, способные, по замыслу конструкторов, обеспечить ТАПКР всеми видами энергоресурсов (однако в настоящее время по ряду технических причин они применяются как обычные плавучие пирсы). Для тяжелых ракетных подводных крейсеров Московским конструкторским бюро транспортного машиностроения был создан уникальный комплекс средств погрузки ракет (КСПР). В его состав вошел, в частности, двухконсольный кран-погрузчик козлового типа грузоподъемностью 125 т. (в строй введен не был).

В Западной Лице расположен и береговой судоремонтный комплекс, обеспечивающий обслуживание лодок 941-го проекта. Специально для обеспечения «плавучего тыла» лодок 941-го проекта в Ленинграде на Адмиралтейском заводе в 1986 году был построен морской транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» (проект 11570) полным водоизмещением 11.440 т, имеющий 16 контейнеров для ракет Р-39 и снабженный 125-тонным краном.

Фото 17.

Однако уникальную береговую инфраструктуру, обеспечивающую обслуживание кораблей 941-го проекта, удалось создать лишь на Северном флоте. На Тихоокеанском флоте до 1990 года, когда программа дальнейшего строительства «Акул» была свернута, ничего подобного соорудить так и не успели.

Корабли, каждый из которых укомплектован двумя экипажами, несли (и, вероятно, продолжают нести и сейчас) постоянное боевое дежурство даже во время нахождения на базе.

Боевая эффективность «Акул» в значительной степени обеспечивается за счет постоянного совершенствования системы связи и боевого управления морскими стратегическими ядерными силами страны. К настоящему времени эта система включает каналы, использующие различные физические принципы, что повышает надежность и помехозащищенность в самых неблагоприятных условиях. В состав системы входят стационарные передатчики, транслирующие радиоволны в различных диапазонах электромагнитного спектра, спутниковые, самолетные и корабельные ретрансляторы, мобильные береговые радиостанции, а также гидроакустические станции и ретрансляторы.

Огромный запас плавучести тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта (31,3%) в сочетании с мощными подкреплениями легкого корпуса и рубки обеспечил этим атомоходам возможность всплытия в сплошном льду толщиной до 2,5 м (что неоднократно проверялось на практике). Патрулируя под ледяным панцирем Арктики, где существуют особые гидроакустисческие условия, снижающие даже при самой благоприятной гидрологии дальность обнаружения подводной цели посредством наиболее современных ГАС всего до нескольких километров, «Акулы» являются практически неуязвимыми для противолодочных атомных подводных лодок США. Авиационными средствами, способными осуществлять поиск и поражение подводных целей сквозь полярный лед, Соединенные Штаты также не располагают.

Фото 19.

В частности, «Акулы» несли боевую службу подо льдами Белого моря (первой из «941-х» такой поход совершил в 1986 г. ТК-12, на котором в ходе патрулирования при помощи ледокола была осуществлена замена экипажа).

Рост угрозы со стороны прогнозируемых средств ПРО потенциального противника потребовал усиления боевой живучести отечественных ракет в процессе их полета. В соответствии с одним из прогнозируемых сценариев, противник мог попытаться «ослепить» оптические астронавигационные датчики БР при помощи космических ядерных взрывов. В ответ на это в конце 1984 года под руководством В.П. Макеева, Н.А. Семихатова (система управления ракеты), В.П. Арефьева (командные приборы) и B.C. Кузьмина (система астрокоррекции) были начаты работы по созданию стойкого астрокорректора для баллистических ракет подводных лодок, способного восстанавливать свою работоспособность через несколько секунд. Разумеется, у противника оставалась возможность осуществлять ядерные космические взрывы с интервалом через каждые несколько секунд (в этом случае точность наведения ракеты должна была значительно снизиться), однако такое решение было трудноосуществимо по техническим соображениям и бессмысленно — по финансовым.

Фото 20.

Усовершенствованный вариант Р-39, по своим основным характеристикам не уступающий американской ракете «Трайдент» D-5, был принят на вооружение в 1989 году. Кроме повышенной боевой живучести, модернизированная ракета обладала увеличенной зоной разведения боевых блоков, а также повышенной точностью стрельбы (использование космической навигационной системы ГЛОНАСС на активном участке полета ракеты и на участке наведения РГЧ позволило достичь точности, не меньшей, чем точность МБР РВСН шахтного базирования). В 1995 г. ТК-20 (командир капитан 1 ранга А. Богачев) выполнила ракетную стрельбу с Северного полюса.

В 1996 г. из-за нехватки средств были выведены из боевого состава ТК-12 и ТК-202, в 1997 г. — ТК-13. В то же время дополнительное финансирование ВМФ в 1999 году позволило значительно ускорить затянувшийся капитальный ремонт головного ракетоносца 941-го проекта — К-208. За десять лет, в течение которых корабль находился в Государственном центре атомного подводного судостроения, проведена замена и модернизация (в соответствии с проектом 941 У) основных комплексов вооружения. Ожидается, что в третьем квартале 2000 г. работы будут полностью завершены, и после окончания заводских и ходовых приемно-сдаточных испытаний, в начале 2001 года, обновленный атомоход вновь вступит в строй.

Фото 21.

В ноябре 1999 г. из акватории Баренцева моря с борта одной из ТАПКР 941-го проекта были выполнены стрельбы двумя ракетами РСМ-52. Интервал между пусками составил два часа. Головные части ракет с высокой точностью поразили цели на Камчатском полигоне.

По сообщениям отечественной печати, существующие планы развития стратегических ядерных сил России предусматривают проведение модернизации кораблей пр. 941 с заменой ракетного комплекса Д-19 на новый. Если это соответствует действительности, «Акулы» имеют все шансы сохраниться в строю и в 2010-х годах.

В дальнейшем возможно переоборудование части атомоходов 941-го проекта в транспортные атомные подводные лодки (ТАПЛ), предназначенные для перевозок грузов по трансполярным и кроссполярным подледным маршрутам, кратчайшим путем связывающим Европу, Северную Америку и страны АТР. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек будет способен принимать до 10.000 т груза.

Фото 22.

По состоянию на 2013 год из 6 построенных при СССР кораблей 3 корабля проекта 941 «Акула» утилизированы, 2 корабля находятся в ожидании на утилизацию, и один модернизирован по проекту 941УМ.

В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999—2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990—2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава». При испытании «Булавы» было принято решение отказаться от ранее используемой процедуры испытаний.
18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство — с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство — 2002 год), а также переоборудованный под « Булаву» К-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».

Фото 23.

Рассматривается вариант переоборудования их для размещения крылатых ракет по аналогии с перевооружением ВМС США подводных лодок типа «Огайо». 28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Тайфуны», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Варианты переоборудования трёх оставшихся кораблей в транспортные подлодки по проекту ЦКБМТ «Рубин» или подлодки-арсеналы крылатых ракет отвергнуты по причине чрезмерной дороговизны работ и эксплуатации.

На совещании в Северодвинске вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.

В феврале 2012 года в СМИ появилась информация, что основное вооружение АПЛ типа «Акула», ракеты РСМ-52, были утилизированы не полностью, и до 2020 года возможен ввод в строй лодок «Северсталь» и «Архангельск» со стандартным вооружением на борту.

В марте 2012 года появилась информация из источников министерства обороны РФ, что стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» не будут модернизировать по финансовым соображениям. По словам источника, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подводных лодок проекта 955 «Борей». Подводные крейсера ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» не будут модернизироваться в свете недавно принятого решения, ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжит применяться в качестве испытательной платформы для систем вооружения и гидроакустических комплексов до 2019 года.

Фото 24.

Интересные факты :

  • Впервые размещение ракетных шахт впереди рубки осуществлено на лодках проекта «Акула»
  • За освоение уникального корабля звание Героя Советского союза было присвоено Командиру первого ракетного крейсера капитану 1 ранга А. В. Ольховникову в 1984 году
  • Корабли проекта «Акула» занесены в книгу рекордов Гинеса
  • Кресло командира в центральном посту находится в неприкосновенности, исключения нет ни для кого, ни для командиров дивизии, флота или флотилии и даже министра обороны. Нарушивший эту традицию в 1993 году П. Грачев во время посещения «Акулы» был награжден неприязнью подводников.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Источник

Рекомендуется к просмотру: 

Первые русские подводные лодки

Боевое меню советских подводников в годы войны

Самая длинная подводная лодка

Класс «Тайфун»: 10 Потрясающие фотографии самых больших подводных лодок всех времен

Подводные лодки класса «Тайфун» теперь довольно старые и являются пережитком холодной войны. И тем не менее, они до сих пор являются самыми большими подводными лодками из когда-либо построенных, размером с небольшой авианосец: .

Российские подводные лодки класса «Тайфун» до сих пор удерживают звание крупнейших подводных лодок на Земле. В конечном счете, это пережитки холодной войны и ее требований. Каждая подводная лодка класса «Тайфун» должна была играть важную роль в стратегической доктрине Советского Союза и ядерной триаде.

Сегодня судьба класса «Тайфун» окутана неопределенностью, поскольку ВМФ России решает, как и нужно ли модернизировать оставшиеся образцы этого класса.

Класс Тайфун: История

Подводные лодки также имеют официальное советское кодовое название «Акула», что в переводе с русского означает «акула». Это название, по ошибке, совпадает с несколькими другими классами российских военных подводных лодок.

При водоизмещении 48 000 тонн в подводном положении «Тайфун» является настоящим гигантом в масштабах.

Основная задача «Тайфунов» — нести 20 баллистических ракет RSM-52 одинаковой мощности для подводных лодок.

В 2005 году Дмитрий Донской , единственный оставшийся образец этого класса, все еще находящийся на вооружении, успешно испытал относительно новые российские баллистические ракеты подводных лодок РСМ-56 «Булава», которые были разработаны для новейших российских подводных лодок класса «Борей». используется Дмитрий Донской в дополнение к РСМ-52. На самом деле, основное использование для  9 0021 Дмитрий Донской  сегодня используется как испытательная площадка для вооружения «Булавы», но тем не менее остается на вооружении.

Класс «Тайфун» также был разработан с шестью торпедными аппаратами, способными нести торпеды и противолодочные ракеты. «Тайфуны» приводятся в движение двумя атомными водяными реакторами и имеют специальное усиление на парусе и корпусе подводной лодки для преодоления льда.

Детали класса «Тайфун»

Шесть экземпляров класса «Тайфун» были построены до распада Советского Союза. Три подводные лодки были впоследствии утилизированы, а две другие — Архангельск и Северсталь были выведены из эксплуатации и в настоящее время ожидают окончательного решения о переоборудовании или утилизации.

В то время как «Тайфуны» изначально предназначались для патрулирования подо льдами Арктики в ожидании возможного сигнала для участия в гипотетическом обмене ядерными ударами, в 2019 году российский вице-адмирал Олег Бурцев предложил, чтобы «Архангельск» и «Северсталь» могли быть переоборудованы с крылатыми ракетами «Калибр» в ответ на переоснащение американских подводных лодок класса «Огайо» их собственными крылатыми ракетами.

Такой ремонт, даже одного из двух выведенных из эксплуатации «Тайфунов», несомненно, станет тяжелым испытанием для российской оборонной промышленности с точки зрения затрат и опыта, но может хорошо вписаться в будущие планы российского флота стать маневренной силой способный защитить протяженную арктическую береговую линию России и поддерживать российский потенциал ядерного сдерживания.

Конец класса «Тайфун»?

Пока единственный «Тайфун», с которым ВМФ России остался работать, это Дмитрий Донской , который, что интересно, также является первым в своем классе, который будет построен.

Предыдущая ниша класса «Тайфун» в российских средствах ядерного сдерживания теперь дополняется (и все более активно используется) введением более мелких и современных подводных лодок с баллистическими ракетами класса «Борей», первая из которых присоединилась к российскому флоту в 2013 году после нескольких лет задержки строительства.

Подводная лодка класса «Тайфун». Изображение предоставлено: Российские государственные СМИ.

Подводная лодка класса «Тайфун». Кредит изображения: Creative Commons.

Класс «Тайфун». Кредит изображения: Creative Commons.

Подводная лодка класса «Тайфун». Кредит изображения: Creative Commons.

Изображение предоставлено: Creative Commons.

Изображение: Creative Commons.

Подводная лодка типа «Тайфун». Изображение: Creative Commons.

Изображение: Creative Commons.

Спутниковый снимок подводной лодки типа «Тайфун». Изображение: Creative Commons.

Советская подводная лодка с баллистическими ракетами класса «Тайфун» со вставкой в ​​виде поля для американского футбола, чтобы передать ощущение огромных размеров судна.

В 2021 году российские государственные СМИ сообщили, что Дмитрий Донской не будет выведен из эксплуатации в течение как минимум пяти лет или, по крайней мере, до завершения строительства новой атомной подводной лодки с баллистическими ракетами «Борей-А», носящей имя Дмитрий Донской ас хорошо. Однако, скорее всего, это весьма оптимистичная оценка тенденций в области закупок в России. Вполне вероятно, что последний Дмитрий Донской может прослужить значительно дольше в будущем, если его преемник Борей будет отложен.

ВМФ России может быть вынужден принять непростое решение о судьбе Дмитрия Донского раньше, чем ему хотелось бы. Как отмечают российские государственные СМИ в 2021 году, ядерное топливо в реакторе подводной лодки, вероятно, закончится через 3-4 года, после чего будет принято решение о том, делать ли дорогостоящие инвестиции в перезапуск реактора или окончательно списать корабль. быть произведенным.

Уэсли Калп — научный сотрудник Центра изучения президентства и Конгресса. Он регулярно пишет на темы российского и евразийского лидерства и национальной безопасности, публикуется в журналах The Hill и Diplomatic Courier. Его можно найти в Твиттере @WesleyJCulp.

В этой статье:Россия, ВМФ России, Советский Союз, ПЛАРБ, подводные лодки, класс «Тайфун»

Уэсли Калп — научный сотрудник Центра изучения президентства и конгресса. Он регулярно пишет на темы российского и евразийского лидерства и национальной безопасности, публикуется в журналах The Hill и Diplomatic Courier. Его можно найти в Твиттере @WesleyJCulp.

SD Model Makers > Модели подводных лодок ВМФ России > Модели подводных лодок класса «Тайфун»

Проект 941 или Акула, российская подводная лодка класса «Акула» («Акула») (по классификации НАТО: «Тайфун») — тип атомной подводной лодки с баллистическими ракетами, развернутой ВМФ СССР в 1980-х годах. Имея подводное водоизмещение 48 000 тонн, «Тайфуны» являются самым большим классом подводных лодок из когда-либо построенных, достаточно больших, чтобы обеспечить приличные жилые помещения для экипажа, когда он находится под водой в течение нескольких месяцев подряд. Источник названия доклада НАТО остается неясным, хотя часто утверждается, что оно связано с использованием слова «тайфун» («тайфун») Леонидом Брежневым в 1974 речь при описании нового типа атомной подводной лодки с баллистическими ракетами в качестве реакции на подводные лодки класса Огайо ВМС США. ВМФ России отменил программу модернизации «Тайфуна» в марте 2012 г., заявив, что модернизация одного «Тайфуна» обойдется так же дорого, как строительство двух новых подводных лодок класса «Борей».[10] С объявлением о том, что Россия ликвидировала последние БРПЛ SS-N-20 Sturgeon в сентябре 2012 года, оставшиеся «Тайфуны» подошли к концу.

#

Laid down Launched Commissioned Status
TK-208Dmitriy Donskoy 30-Jun-76 27-Sep-80 29 -Dec-81 В эксплуатации. Модернизирован в пр.941УМ для применения ракет «Булава»
ТК-202 22.04-78 23.09.82 28.12.83 В июне Снят с вооружения1999, утилизирован при финансовой поддержке США
ТК-12, Симбирск 19 апр-80 17 дек-83 26 дек-84 90618 действующий, выведен из эксплуатации 19618 2006-2008
TK-13 23-Feb-82 30-Apr-85 26-Dec-85 Withdrawn from active service in 1997, scrapped 2007-2009
TK- 17 Архангельск 9 августа-83 12 декабря-86 15.12.87 Списан в 2006 г. Находится в резерве Северного флота.
ТК-20 Северсталь 27.08.85 11. 04.88 19.12.89 Списан в 2004 г. Находится в резерве Северного флота.

Любая эпоха обслуживания или конфигурация судна — мы можем построить любую модель — на ваш выбор.

Мы предлагаем модели советских подводных лодок «Тайфун» в нескольких популярных размерах и масштабах, что облегчает заказ и выбор. Однако, если вы хотите, чтобы ваша модель была изготовлена ​​в размере, отличном от перечисленных, пожалуйста,  свяжитесь с нами по телефону с вашим запросом. Индивидуальные заказы – наша специализация!

Наши модели подводных лодок изготавливаются на заказ, что означает, что у нас нет готовых моделей. Только когда клиент сообщает нам желаемый размер и/или масштаб, мы строим модель. Каждая модель искусно изготовлена ​​нашими мастерами-модельерами и поставляется полностью собранной с прочным корпусом, вырезанным вручную из высушенного в печи красного дерева. Другие части сделаны из различных пород дерева, замазки, смолы и металлов. Каждая модель включает в себя пьедесталы, установленные на подставке из полированного красного дерева. Варианты включают в себя монтаж килевого блока, модели ватерлинии, таблички с именами, корабельные печати и ленты, а также схемы окраски, устойчивые к атмосферным воздействиям.

Время сборки модели обычно составляет 16 недель с момента получения заказа и депозита. Обычной процедурой является внесение 50% депозита при вводе в эксплуатацию, а остаток должен быть оплачен до отгрузки. Обратите внимание, что перед отправкой мы делаем серию фотографий модели и отправляем их вам для окончательного рассмотрения и утверждения, чтобы вы точно знали, как будет выглядеть ваша модель, и допускали любые необходимые модификации. После того, как вы утвердите свою модель, мы соберем окончательный баланс, и она будет отправлена ​​в надежном транспортировочном ящике и застрахована для вашей защиты.

100% гарантия качества: В маловероятном случае, если вы не полностью удовлетворены своей моделью и хотите вернуть ее, сообщите нам в течение 7 дней с момента доставки модели, и мы вернем деньги или обменяем ее.