Содержание

42 — это… Что такое К-42?

K-42
Ростовский Комсомолец
История корабля
Государство флага СССР
Порт припискиЗападная Лица, Вилючинск
Спуск на воду17 августа 1963
Выведен из состава флота14 марта 1989
Основные характеристики
Тип корабляПЛАТ
Обозначение проекта627А «Кит»
Разработчик проектаСКБ № 143
Главный конструкторВ.Н.Перегудов
Классификация НАТО
November
Скорость (надводная)15,5 узлов
Скорость (подводная)до 30 узлов
Рабочая глубина погружения240 метров
Предельная глубина погружения300 метров
Автономность плавания50-60 суток
Экипаж104 человек (30 Офицеров)
Размеры
Водоизмещение надводное3 065 тонн
Водоизмещение подводное4 750 тонн
Длина наибольшая (по КВЛ)107,4 метра
Ширина корпуса наиб.7,9 метра
Средняя осадка (по КВЛ)5,65 метр
Силовая установка
Атомная, двухвальная, типа ВМА, модификации с двумя водо-водяными реакторами. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
8 ТА калибра 533 мм, 20 торпед

К-42 — советская атомная подводная лодка проекта 627А «Кит», заводской № 290.

История

Заложена 28 ноября 1962 года на стапеле цеха № 42 Северного машиностроительного предприятия. Спущена на воду 17 августа 1963 года. С 23 августа по 22 октября 1963 года на лодке были проведены швартовные испытания оборудования и механизмов. Заводские ходовые испытания проводились в период с 22 по 26 октября 1963 года. Государственные испытания проходили с 27 октября по 30 ноября 1963 года. 30 ноября 1963 года Государственная комиссия подписала акт о завершении государственных испытаний ПЛА «К-42».

Включена в состав Северного флота 14 декабря 1963 года, зачислена в состав 3-й дивизии подводных лодок с местом базирования в Западной Лице. Первым командиром

ПЛА «К-42» был назначен капитан 2 ранга Панов И.И.

В период с 7 сентября по 2 октября 1964 года ПЛА «К-42» выполняла задание в районе итоговых манёвров объединённых ВМС НАТО «Феликс-64».

В 1965—1966 годах лодка отрабатывала задачи боевой подготовки, проводила испытания новой техники и обучение новых экипажей ПЛА, пройдя в 1966 году 2200 морских миль в надводном положении и 4200 морских миль в подводном.

С декабря 1966 года по февраль 1968 года лодка проходила текущий ремонт на судоремонтном заводе № 10. В процессе ремонта была произведена замена парогенератора.

В период с 20 августа по 5 сентября 1968 года ПЛА «К-42» совершила подлёдный переход с Северного флота на Тихоокеанский флот в Петропавловск-Камчатский. Командовал переходом командир флотилии подводных лодок Северного флота капитан 1 ранга Михайловский А.П., командир ПЛА «К-42»

капитан 1 ранга Заморев В.И. При переходе лодка прошла 1749 морских миль под водой за 137 часов 19 минут.

С 12 сентября 1968 года ПЛА «К-42» вошла в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота с базированием в Вилючинске. В кампанию 1968 — 1972 годов ПЛА «К-42» совершила один автономный поход на боевую службу продолжительностью 50 суток, на отработку задач боевой подготовки было потрачено 100 суток.

21 марта 1969 года при нахождении лодки на глубине 70 метров произошло затопление трюма турбинного отсека. ПЛА «К-42» всплыла в надводное положение с дифферентом 5° на корму, в результате чего из-за перемещения забортной воды в корму произошло засоление питательной воды второго контура и циркуляционного масла главного турбозубчатого агрегата через нарушенные уплотнения конденсатно-питательной системы.

С ноября 1972 года по октябрь 1975 года ПЛА «К-42» проходила средний ремонт на заводе «Звезда» в Большом Камне. В процессе ремонта была произведена перезарядка активных зон реакторов.

28 июня 1978 года при совершении манёвра в условиях плохой видимости произошло столкновение ПЛА «К-42» с танкером «Силуэт». В результате столкновения подводная лодка получила незначительные повреждения обшивки лёгкого корпуса и обтекателя гидроакустического комплекса.

В 1980 году лодка находилась в текущем ремонте. После окончания ремонта, в 1981 году ПЛА выполнила автономное плавание на боевую службу продолжительностью 40 суток.

8 мая 1981 года ПЛА «К-42» было присвоено почётное наименование «Ростовский комсомолец»

В 1983 году ПЛА «К-42» произвела автономный поход на боевую службу общей продолжительностью 270 суток, из которых 130 — 140 суток были ходовыми. Всего за время боевого похода лодка прошла 21131 морскую милю в подводном положении и 4096 морских миль в надводном.

В 1985 году ПЛА была поставлена в средний ремонт на СРЗ-30 в бухте Чажма со сроком окончания во втором квартале 1988 года. 10 августа 1985 года на подводной лодке

К-431, проходящей перезарядку активных зон реакторов в непосредственной близости от ПЛА «К-42» произошёл тепловой взрыв реактора[1]. В результате произошедшей аварии ПЛА «К-42» подверглась сильному радиоактивному заражению. В 1988 году правительственной комиссией было принято решение о нецелесообразности дальнейшего ремонта лодки.

В 1990 году ПЛА «К-42» была выведена из состава ВМФ. По состоянию на 2004 год находилась в пункте временного хранения на плаву в бухте Чажма.

Всего с момента спуска на воду ПЛА «К-42» прошла 144481 морскую милю за 17486 ходовых часов.

Примечания

Литература

  • Справочник «Подводные лодки России», том IV, часть 1, 1ЦНИИ МО РФ (кораблестроения ВМФ), ЦКБ «Рубин», СПБ, 1996 год. Рег. св. № П-1401 от 24.03.1995 года.

Ссылки

dic.academic.ru

К-42 — WiKi

Заложена 28 ноября 1962 года на стапеле цеха № 42 Северного машиностроительного предприятия. Спущена на воду 17 августа 1963 года. С 23 августа по 22 октября 1963 года на лодке были проведены швартовные испытания оборудования и механизмов. Заводские ходовые испытания проводились в период с 22 по 26 октября 1963 года. Государственные испытания проходили с 27 октября по 30 ноября 1963 года. 30 ноября 1963 года Государственная комиссия подписала акт о завершении государственных испытаний ПЛА «К-42».

Включена в состав Северного флота 14 декабря 1963 года, зачислена в состав 3-й дивизии подводных лодок с местом базирования в Западной Лице. Первым командиром ПЛА «К-42» был назначен капитан 2 ранга Панов И.И.

В период с 7 сентября по 2 октября 1964 года ПЛА «К-42» выполняла задание в районе итоговых манёвров объединённых ВМС НАТО «Феликс-64».

В 1965—1966 годах лодка отрабатывала задачи боевой подготовки, проводила испытания новой техники и обучение новых экипажей

ПЛА, пройдя в 1966 году 2200 морских миль в надводном положении и 4200 морских миль в подводном.

С декабря 1966 года по февраль 1968 года лодка проходила текущий ремонт на судоремонтном заводе № 10. В процессе ремонта была произведена замена парогенератора.

В период с 20 августа по 5 сентября 1968 года ПЛА «К-42» совершила подлёдный переход с Северного флота на Тихоокеанский флот в Петропавловск-Камчатский. Командовал переходом командир флотилии подводных лодок Северного флота капитан 1 ранга Михайловский А.П., командир ПЛА «К-42» капитан 1 ранга Заморев В.И. При переходе лодка прошла 1749 морских миль под водой за 137 часов 19 минут.

С 12 сентября 1968 года ПЛА «К-42» вошла в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота с базированием в Вилючинске. В кампанию 1968 — 1972 годов ПЛА «К-42» совершила один автономный поход на боевую службу продолжительностью 50 суток, на отработку задач боевой подготовки было потрачено 100 суток.

21 марта 1969 года при нахождении лодки на глубине 70 метров произошло затопление трюма турбинного отсека. ПЛА «К-42» всплыла в надводное положение с дифферентом 5° на корму, в результате чего из-за перемещения забортной воды в корму произошло засоление питательной воды второго контура и циркуляционного масла главного турбозубчатого агрегата через нарушенные уплотнения конденсатно-питательной системы.

С ноября 1972 года по октябрь 1975 года ПЛА «К-42» проходила средний ремонт на заводе «Звезда» в Большом Камне. В процессе ремонта была произведена перезарядка активных зон реакторов.

28 июня 1978 года при совершении манёвра в условиях плохой видимости произошло столкновение ПЛА «К-42» с танкером «Силуэт». В результате столкновения подводная лодка получила незначительные повреждения обшивки лёгкого корпуса и обтекателя гидроакустического комплекса.

В 1980 году лодка находилась в текущем ремонте. После окончания ремонта, в 1981 году

ПЛА выполнила автономное плавание на боевую службу продолжительностью 40 суток.

8 мая 1981 года ПЛА «К-42» было присвоено почётное наименование «Ростовский комсомолец»

В 1983 году ПЛА «К-42» произвела автономный поход на боевую службу общей продолжительностью 270 суток, из которых 130 — 140 суток были ходовыми. Всего за время боевого похода лодка прошла 21131 морскую милю в подводном положении и 4096 морских миль в надводном.

В 1985 году ПЛА была поставлена в средний ремонт на СРЗ-30 в бухте Чажма со сроком окончания во втором квартале 1988 года. 10 августа 1985 года на подводной лодке К-431, проходящей перезарядку активных зон реакторов в непосредственной близости от ПЛА «К-42» произошёл тепловой взрыв реактора[1]. В результате произошедшей аварии ПЛА «К-42» подверглась сильному радиоактивному заражению. В 1988 году правительственной комиссией было принято решение о нецелесообразности дальнейшего ремонта лодки.

В 1990 году ПЛА «К-42» была выведена из состава ВМФ. По состоянию на 2004 год находилась в пункте временного хранения на плаву в бухте Чажма.

Всего с момента спуска на воду ПЛА «К-42» прошла 144481 морскую милю за 17486 ходовых часов.

ru-wiki.org

Радиоактивные могилы на дне океана: как гибли атомные подлодки

Ровно тридцать лет назад, шестого октября 1986 года, затонула советская атомная подлодка К-219. На ее борту произошел взрыв баллистической ракеты, повредивший внешнюю стенку прочного корпуса и плутониевые боеголовки.

Лодка могла превратиться в настоящий ядерный могильник у берегов Америки. О том, что случилось с К-219 и другими атомными субмаринами, которые в разное время потерпели катастрофы в океане, читайте на 42.TUT.BY.

Предельное погружение

Море всегда было опасным, даже для таких совершенных и мощных судов, как атомные подлодки. Первой погибшей АПЛ считается американская «Трешер», которая затонула 10 апреля 1963 года в Атлантике.

АПЛ «Трешер». Фото: navylive.dodlive.mil

«Трешер» считалась гордостью американского флота: в ней были применены все самые передовые разработки. Например, на борту подлодки находился единственный комплект новейших ракето-торпед Subroc.

Тогда, в разгар холодной войны, американские военные проводили эксперимент по погружению на предельную глубину для испытания оборудования.

Первые тревожные вести пришли, когда глубина погружения достигла 350 метров. В сообщении говорилось, что «Трешер» получил крен и экипаж пытается продуть балластные цистерны, чтобы всплыть.

Спустя несколько минут пришло еще одно сообщение, которое было настолько неразборчивым, что о его содержании до сих пор идут споры. Затем акустики услышали треск ломающегося корпуса подлодки.

До сих пор доподлинно неизвестно, что случилось с субмариной, искореженные обломки которой остались лежать на глубине более двух километров.

Вместе с подлодкой погибли 129 моряков. В ходе поисковых работ со дна было поднято множество обломков внутреннего корпуса субмарины, но атомный реактор так и не был найден.

К-8, первая потеря СССР

Трагедия произошла и во время крупнейших учений за всю историю советского ВМФ — «Океан 70», в которых участвовали силы всех флотов СССР.

Вечером 8 апреля 1970 года подлодка проекта 627А «Кит» с индексом К-8 находилась севернее Азорских островов. Во время всплытия на перископную глубину для сеанса радиосвязи в рубке гидроакустиков случился пожар, затем пламя появилось в 3 и 7-м отсеках, где горела регенерация. Командир отдал приказ на срочное всплытие, к этому времени огонь стал распространяться по воздуховодам.

К-8. Фото: bagnet.org

Чтобы не допустить огонь к ядерному реактору, весь состав первой смены главной энергетической установки пожертвовал собой — офицеры наглухо задраили двери, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы, предотвратив их взрыв.

Помощь экипажу советской АПЛ после аварийного всплытия оказал проходивший болгарский теплоход «Авиор». К-8 пытались сохранить до последнего — несмотря на 8-балльный шторм, на борту лодки была оставлена боевая смена из 21 человека во главе с капитаном второго ранга В. Б. Бессоновым, которые боролись за живучесть корабля.

Но их усилия не увенчались успехом: 12 апреля в 6 часов 13 минут, потеряв плавучесть и продольную устойчивость, лодка затонула. Останки К-8 покоятся на глубине 4680 метров в Бискайском заливе Атлантического океана. Катастрофа унесла жизнь 52 человек.

Причина гибели — неизвестна

«Скорпион», одна из шести лодок типа «Скипджек», погибла в море в 3000 метрах посреди Атлантического океана при до сих пор не выясненных обстоятельствах.

Фото: militaryfactory.com

Доподлинно известно, что в мае 1968 года «Скорпион» возвращался с боевого дежурства в Средиземном море на базу в Норфолке (штат Виргиния), когда получил новое задание — следовать в район Канарских островов, где американская разведка засекла советские корабли, среди которых была новейшая на тот момент субмарина типа «Эхо II».

Проведя разведку, «Скорпион» отправился на базу в Норфолк, последняя радиограмма была получена около полуночи 20 мая, больше на связь АПЛ не выходила.

Спустя шесть дней на поиски пропавшей субмарины было брошено 35 судов и 35 самолетов. Чтобы найти лодку, потребовалось пять месяцев — останки «Скорпиона» покоились на глубине 3047 метров в Атлантике, все 99 моряков экипажа погибли.

Снимки, сделанные во время погружения глубоководного аппарата Triest II, не могли пролить свет на произошедшее.

Руководство ВМС США назвало исчезновение «Скорпиона» загадкой, которую «невозможно разгадать никакими свидетельствами, имеющимися сейчас».

Существует несколько версий гибели подлодки. Согласно одной из них, «Скорпион» был поражен собственной торпедой. По какой-то причине одна из торпед, находившихся в торпедном аппарате, встала на боевой взвод. Командир «Скорпиона» приказал отстрелить ее за борт. Торпеда, не найдя цель, навелась на выпустившую ее субмарину и уничтожила.

Другая версия гласит, что торпеда Mark-35 взорвалась прямо в отсеке.

Ну, а третья версия представлена в книге Scorpion Down военного журналиста Эда Оффли, который после 25 лет исследований пришел к выводу, что «Скорпион» был уничтожен советской подлодкой.

Трагедия «Курска»

Шестнадцать лет назад в Баренцевом море утонула подводная лодка «Курск», погибли все 118 членов экипажа. Официальная версия гласит, что 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошел взрыв торпеды 65−76А («Кит») в торпедном аппарате № 4, причиной которого стала утечка компонентов топлива торпеды, а точнее — пероксида водорода. Возникший в результате пожар привел к детонации основного боекомплекта и гибели подлодки.

Фото: militaryarms.ru

Конспирологи считают, что «Курск» был поражен торпедой иностранной подлодки. Эта версия возникла не в последнюю очередь потому, что на той части «Курска», которую удалось поднять с морского дна, четко видно ровное круглое отверстие, края которого загнуты вовнутрь.

Фото: topwar.ru

Многие эксперты считают, что это след попадания американской торпеды МК-48, которая может проходить через стальную обшивку благодаря специальному механизму, находящемуся на носу и способному расплавлять медь.

А в день трагедии за российской подводной лодкой следили сразу две иностранные: американские «Мемфис» и «Толедо» (подглядывать друг за другом — обычная практика для российского и натовского флотов). По другой версии, «Курск» протаранила американская подлодка «Мемфис».

30 ядерных боеголовок ушли на дно

Подводная лодка К-219 проекта 667А «Навага», позже модернизированная по проекту 667АУ «Налим», никогда не отличалась особой надежностью. За время ее эксплуатации возникали многочисленные проблемы с пусковыми установками ядерных ракет и с крышками ракетных шахт.

Фото:russian7.ru

Например, 31 августа 1973 года в пусковую шахту № 15 попала вода. Опасность заключалась в том, что протечки ядовитого ракетного топлива (тетраоксид азота) были довольно частым явлением. Так случилось и на этот раз. Вода, вступив в реакцию с ракетным топливом, образовала азотную кислоту. Химическая реакция привела к взрыву, убившему одного моряка. После этого ракетную шахту № 15 вывели из использования, а ее крышку наглухо приварили к корпусу.

Надо заметить, что случилось это на корабле, оснащенном двумя ядерными реакторами, вооруженным 16 торпедами (две из них — с ядерными зарядами) и 16 баллистическими ядерными ракетами РСМ-25У с тремя боеголовками каждая.

4 сентября 1986 года командир К-219 получил задание отправиться в патрулирование у побережья США. Сжатые сроки подготовки к походу не позволили обеспечить надлежащую исправность лодки. Так, ракетная шахта № 6 давала течь, а сигнализация о поступлении воды в шахту была и вовсе отключена.

Фото: s.ura.ru

В Баренцевом море эта шахта предсказуемо начала затапливаться, но вместо того, чтобы доложить командиру, моряки просто откачивали воду шлангами по два раза в день.

Если бы К-219 двигалась без резких погружений и смен курсов на средних глубинах, то все могло бы обойтись. Но советскую субмарину засекла американская гидроакустическая противолодочная система СОСУС.

К-219 после аварии. Фото: astro-logia.ru

Возможно, за К-219 следила и иностранная подлодка, чтобы убедиться в этом, командир советской АПЛ отдал приказ совершить маневр проверки отсутствия слежения, известный у американских военных как «Сумасшедший Иван» (частые и резкие изменения курса вплоть до разворота с целью «осмотреть» сонарами «мертвую зону» позади субмарины).

Сильные перегрузки при маневре привели к полной разгерметизации ракетной шахты.

Чтобы ракета с ядерной боеголовкой не разрушилась под давлением, нужно было срочно всплывать. Но морякам не хватило времени — взрыв разрушил внешнюю стенку прочного корпуса подлодки и плутониевые боеголовки ракеты.

В корпусе образовалась пробоина, через которую хлынула вода, и К-219 провалилась на 350 м. Усугубили ситуацию ядовитые газы, образовавшиеся после реакции воды и ракетного топлива. Они начали заполнять лодку.

Командир подлодки капитан 2-го ранга Игорь Британов принял решение продуть все цистерны, чтобы избавиться от балластной воды и одновременно запустить винты подводной лодки для режима экстренного всплытия. Уже через две минуты К-219 была на поверхности.

Оставалось сделать главное — заглушить реактор, иначе в Атлантике мог случиться небольшой ядерный апокалипсис. Чтобы остановить реактор, необходимо было вручную опустить компенсирующие решетки. Внутри отсека температура достигала 70 градусов.

Командир реакторного отсека старший лейтенант Николай Беликов сумел опустить три решетки, прежде чем упал без сознания. Опустить четвертую пошел 20-летний спецтрюмный матрос Сергей Преминин.

Парню удалось это сделать ценой своей жизни, вернуться обратно он не смог — чудовищным давлением заклинило люк. Экипаж спасли находящиеся в районе катастрофы советские гражданские суда.

Саму лодку попытались отбуксировать сухогрузом «Красногвардейск», но ночью порвался трос, и субмарина погрузилась на глубину около 5500 м. В момент катастрофы на ее борту находилось 30 ядерных боеголовок. Авария унесла жизнь восьми моряков.

Читайте также: Как с помощью пылесоса уничтожить атомную подлодку? Пять самых глупых аварий на ПЛ

42.tut.by

Про катастрофу на советской подводной лодке в 1976 г.

знаю только вами написанную информацию. слышал по тв. кого-то спасли…. и не более

А вообще была катастрофа с участием этой лодки? Странно. Черкашин про нее вообще не упоминает. Все это очень сомнительно.

А вообще была катастрофа с участием этой лодки? ??

знаю только вами написанную информацию. слышал по тв.

В 1976 году во время боевого похода подлодки Северного флота «К-77». Утром 20 марта подводная лодка шла на глубине 80 метров в Бискайском заливе. — В 10.40 из жилого 5-го отсека поступил доклад: «Аварийная тревога! Пожар в 5-м отсеке! — вспоминает Сергей АПРЕЛЕВ, капитан I ранга из Северодвинска, — Была сыграна аварийная тревога. По приказанию командира в 5-й отсек был подан огнегаситель «Фреон-114-В2». Связь по корабельной трансляции между главным командным пунктом и кормовыми отсеками 6 и 7 мгновенно оборвалась. Из 7 отсека успели доложить по телефону, что в отсек несанкционированно подан фреон. В 11.10. лодка всплыла в надводное положение для вентилирования отсеков. Для выяснения обстановки была организована группа разведчиков, которая обследовав 5-й отсек, двинулась в корму. Наконец, была отдраена переборка в 7-й отсек, и взору офицеров открылась страшная картина. На палубе в различных позах лежало десять моряков. Еще двоих в бессознательном состоянии вытащили из трюма. Они были в аппаратах ИДА-59 (Индивидуальный дыхательный аппарат образца 1959 г) Остальные — без всяких средств индивидуального спасения. Усилиями врача и его помощников, удалось вернуть в сознание нескольких моряков. При выяснении причины возгорания оказалось, что во время ремонта подводной лодки на судоремонтном заводе кто-то из рабочих оставил в переключателе ППС гаечный ключ. Подача фреона в 7-й отсек вместо 5-го также произошла по вине ремонтников. При сборке системы они перепутали маркировку, что и стало причиной трагедии. Проверка системы ЛОХ на всех подводных лодках соединения показала, что на «К-67» и «К-304», только что вернувшихся из ремонта, маркировка на клапанах системы ЛОХ была также перепутана. Случись у них на борту пожар — жертв не удалось бы избежать.

Не думаю, чтоб это было достоверно. Если у берегов Канады — то к 76г была уже развернута система сонаров вокруг Америки — как минимум засекли бы, а им-то что это в секрете держать.. . А «лишняя» ПЛ — это и у нас в секрете не удержишь (достаточно долго)

Это что, проверка на болтливость тех, кто давал подписку о неразглашении? ! Так они и написали, ага, ждите….

Ничего такого и не слышал.

Мне тогда было 12 лет из того времени мне только запомнилась смерть Мао Дзе Дуна.

Интересно. Но ничем не могу помочь, Сергей…

вы забыли аварию аварию в Гаджиево в 1978 году . память отшибло ?

touch.otvet.mail.ru

ПОБЕДНЫЕ САЛЮТЫ ПОДВОДНИКОВ

Только что построенные подводные крейсера К-1 и К-2 прибыли на Северный флот в августе 1940-го. Еще четыре лодки — К-3, К-21, К-22 и К-23 — предназначались для Тихоокеанского флота. В мае — июне 1941 года они должны были перейти Беломорско-Балтийским каналом с Балтики на Север, а затем Северным морским путем на Дальний Восток. Но начавшаяся война внесла свои коррективы. После перехода в исключительно сложных условиях Беломорско-Балтийского канала (гитлеровцы систематически бомбили всю трассу) крейсера были сведены в отдельный 1-й дивизион подводных лодок типа «К», входивших в состав бригады подводных лодок Северного флота.

К-1 — головная в серии подводных крейсеров — была заложена в декабре 1936 года, спущена на воду в апреле 1938-го и в мае 1940 года вошла в состав ВМФ.

В августе 1941 года под командованием М. П. Августиновича, сменившего пост начальника штаба бригады подлодок на командирский мостик подводного крейсера, К-1 отправилась в первый боевой поход. До декабря 1942 года она совершила 12 боевых выходов. После этого она стала на ремонт и в конце 1943 года под командованием М. Н. Хомякова вышла в 13-й боевой поход, из которого назад не вернулась…

К-2 прибыла на Север вместе с К-1 осенью 1940 года. Командовал кораблем В. П. Уткин. Боевые действия она начала в августе 1941 года постановкой мин у берегов противника. Во втором боевом походе (сентябрь 1941 года), во время которого на борту находился командир дивизиона М. И. Гаджиев, был уничтожен фашистский транспорт. Это произошло 11 сентября вблизи Варде, на виду у противника. В связи с тем, что торпедная атака из подводного положения оказалась невозможной, М. И. Гаджиев и В. П. Уткин решили всплыть.

Дав полный ход дизелям, К-2 открыла огонь из 100-мм орудий. Артогнем командовал 3. М. Арванов. За семь минут по врагу было выпущено 26 снарядов, в результате чего транспорт водоизмещением 6 тыс. т загорелся и начал тонуть. В это время лодку атаковал вражеский самолет, и она срочно погрузилась. Переждав взрывы авиабомб, всплыли под перископ: транспорта на поверхности воды уже не было.

После этой удачной атаки на Северном флоте родилась традиция: завершать успешные походы холостыми выстрелами — по числу потопленных кораблей. Мысль об этом подал З. М. Арванов. Дело в том, что незадолго до похода К-2 ее экипаж наблюдал возвращение английской подводной лодки «Тайгрис», одной из трех английских субмарин, базировавшихся у нас на Севере. На ее мачте были подняты два фашистских флага, что означало, как разъяснил советским морякам представитель английского морского командования, что потоплено два фашистских корабля. Поднимать ненавистные нам гитлеровские флаги советские моряки, конечно, не стали, но при возвращении в Полярное выстрелили из орудия. Их примеру последовали экипажи других кораблей.

«ТИРПИЦ» ВЫХОДИТ ИЗ ВОЙНЫ

К-3 пришла на Север осенью 1941 года. Командовал кораблем К. И. Малафеев. В первом же боевом походе 3 декабря 1941 года лодка скрытно проникла в пролив Бустазунд, где обнаружила направлявшийся в Хаммер-фест вражеский конвой — транспорт в охранении трех противолодочных кораблей. Атаковав транспорт, К-3 дала четырехторпедный залп. Вслед за тем подводники услышали два взрыва: сработали торпеды. Надо было уходить. Но вражеские корабли обнаружили лодку, всплывшую на несколько секунд после залпа торпед. Глубинные бомбы начали рваться у самого корпуса. Погружаясь, К-3 неожиданно ударилась о подводную скалу, не обозначенную на карте и на глубине легла на грунт. Командир субмарины предположил, что от сильного удара и близких разрывов глубинных бомб потекли топливные цистерны и поднявшийся на поверхность соляр выдает противнику местонахождение лодки. Принимается решение — всплыть и под прикрытием артиллерийского огня попытаться оторваться от преследования противника.

Продув цистерны, К-3 быстро всплыла. Прямо на нее строем фронта шли противолодочные корабли, перекрыв выход в море из пролива. Командир скомандовал дать полный ход, но в эту минуту отказал правый двигатель, и подводный крейсер устремился в атаку под одним дизелем.

Противолодочный корабль «Фефер» развернулся и правым бортом открыл по лодке огонь из 85-мм орудия и двух 20-мм автоматов. Однако же на третьей минуте комендоры подводного крейсера подбили фашиста: над «Фефером» взметнулся столб огня и дыма, и вскоре он скрылся под водой. Остальные противолодочные корабли, круто повернув, бежали.

К-3 побеждала врага и в последующих походах.

К-21 пришла на Север осенью 1941 года. Командовал ею А. А. Жуков. В первом же боевом походе К-21 ночью поставила заграждение из 11 мин в проливе Бест-Сунн. Условия для постановки были очень трудными — длина пролива составляла 35 кабельтовых, а ширина всего лишь 7. Но задание было выполнено точно, и уже утром здесь подорвался и затонул вражеский транспорт.

Через несколько дней К-21 потопила еще два корабля противника. Новый поход — и надводной торпедной атакой отправлен на дно другой вражеский транспорт водоизмещением 5 тыс. т, а артиллерийским огнем — противолодочный катер.

В феврале 1942 года подводный крейсер принял Герой Советского Союза Н. А. Лунин, под командованием которого был совершен ряд блестящих атак на корабли противника. Одна из них стала поистине легендарной.

В начале июля 1942 года гитлеровское командование отдало приказ о выходе из Альтен-фиорда в море эскадры в составе линейного корабля «Тирпиц» (новейшего и наиболее мощного корабля фашистского флота), трех тяжелых крейсеров (в том числе тяжелого крейсера «Адмирал Шеер») и 12 эсминцев для того, чтобы перехватить и уничтожить союзный конвой PQ-17, вышедший в конце июня из Исландии в Мурманск.

PQ-17 состоял из 34 транспортов и 21 корабля охранения. Кроме них, проводку конвоя обеспечивали две сильные группы кораблей дальнего прикрытия из состава английского и американского флотов, включавшие авианосец, два линкора и эскадренные миноносцы.

На долготе острова Медвежий в охранение конвоя PQ-17 должны были вступить боевые корабли Советского Северного флота. Однако после того как британскому адмиралтейству стало известно о выходе в море немецкой эскадры, оно приказало командующему силами охранения конвоя оставить его и следовать на соединение с группами кораблей дальнего прикрытия.

В результате транспортам пришлось прорываться в Мурманск самостоятельно. Нескончаемые атаки самолетов и подводных лодок фашистов вывели из строя много беззащитных судов. Предательский приказ британского адмиралтейства стал причиной гибели сотен моряков, потери свыше 120 тыс. т военного груза, в котором нуждалась наша страна; в том числе 3350 автомобилей, 430 танков, 210 самолетов.

Чтобы не допустить немецкую эскадру к конвою PQ-17, командование Северного флота заблаговременно послало в районы выходов из фиордов Северной Норвегии несколько подводных лодок. Среди них была и К-21. 5 июля 1942 года она обнаружила немецкую эскадру и начала маневрирование для выхода в торпедную атаку на «Тирпиц».

Это была сложная операция; корабли противника шли противолодочным зигзагом, все время меняя курс. Пришлось атаковать «Тирпиц» кормовыми торпедными аппаратами, четырехторпедным залпом. Раздалось два взрыва. Лодка погрузилась, ожидая атаки фашистских кораблей охранения. Но ее не последовало. «Тирпиц» вместе с эскадрой был вынужден вернуться в фиорды Северной Норвегии и в военных действиях участия больше уже не принимал.

После этого похода К-21 еще не раз ходила в торпедные атаки, ставила мины, высаживала десанты. Боевой путь лодка закончила под командованием З. М. Арванова. В октябре 1942 года она была награждена орденом Красного Знамени.

hobbyport.ru

КНИГА ПЕРВАЯ АТОМНАЯ ПОДЛОДКА НА ТИХООКЕАНСКОМ ФЛОТЕ — Кругосветное путешествие подводных лодок СССР

В 1922 году были созданы Морские силы Дальнего Востока в составе Владивостокского отряда кораблей и Амурской военной флотилии. Именно такая лодка под командованием А.И. Маринеско в январе 1945 года совершила «атаку века», нанеся невосполнимый урон подводному флоту Германии. Атомная подводная лодка К-14 прошла славный путь, вписав яркую страницу в историю Военно-морского Флота нашей страны.

В 1641 году Иван Москвитин вернулся в Якутск, составив подробный отчет («скаску») о своем плавании. В мае 1716 года корабельный мастер К. Плотницкий построил в Охотске ладью «Восток», которая стала первым и до 1727 года единственным русским военным кораблем на Тихом океане. С июля 1716 года по май 1717 года эта ладья в составе экспедиции казачьего пятидесятника К. Соколова и Н. Трески совершила плавание до Большерецкого острога, тогдашней столицы Камчатки.

В рамках её в июне 1740 года в Охотске были спущены на воду два 14-пушечных однотипных пакетбота «Святой Петр» и «Святой Павел», имевших длину 23 метра и водоизмещение около 100 тонн каждый. В августе 1783 года на средства торговой компании Г. И. Шелихова и его компаньона Голикова в Охотске были спущены три новых корабля.

В день разрыва дипломатических отношений с Россией 6 февраля 1904 годаяпонский флот получил приказ о начале военных действий и вышел в море к Порт-Артуру для атаки русской эскадры. В 1961 году в состав Тихоокеанского флота вошла первая атомная ПЛ «К-45» под командованием капитана 2 ранга В. Г. Белашева. Взамен выведенных боевых единиц с начала 1990-х годов Тихоокеанский флот не получил ни одного нового надводного корабля 1 и 2 рангов, ни одного большого десантного корабля.

Экипажу и крейсерской атомной подводной лодке К-42 посвящается

В её состав вошли часть сил Тихоокеанского флота, войск Дальневосточного военного округа, войск и сил ПВО, дислоцированных на Камчатке. В 2012 году планировался спуск корвета «Совершенный»того же проекта. В 2009 году создана путём переформирования из 55-й дивизии морской пехоты. Первый командир электромеханической боевой части атомной подводной лодки К-14 — капитан 3 ранга Михеев Александр Николаевич. Была отработана организация обеспечения ядерной и радиационной безопасности при перезарядке активных зон ядерных реакторов атомных подводных лодок непосредственно в пункте базирования.

Подводная лодка, совершила переход самым северным маршрутом со всплытием в полынье на станции «Северный полюс-16″. О многих известных подводниках, так или иначе связанных с подводной лодкой К-42, упомянутых в книгах, я знал, а с некоторыми довелось служить и общаться.

На лето 1971-го года мои представления, кто есть кто, в штабе дивизии, были весьма эфемерными. Однажды довелось лететь в самолете Главнокомандующего ВМФ адмирала флота Чернавина В.Н. из Петропавловска-Камчатского в Москву.

Бортмеханик выкинул раздвижную лесенку и через несколько минут запыхавшиеся коллеги рухнули в кресла. А именно подводники К-42 сыграли самую важную роль в моём становлении не только как подводника, но и как офицера во всей дальнейшей службе. Он уже отличился при проектировании корпусов дизельных ПЛ типа «С», отличавшихся в годы войны значительной надводной скоростью и большой автономностью плавания.

Он работал в тесном взаимодействии с Анатолием Петровичем Александровым, крупнейшим физиком, соратником И.В. Курчатова. Анатолий Петрович приравнивал по глубине знаний и организации работы над проектом В.Н. Перегудова к И.В. Курчатову.

Но реверс турбинами, пузырь в нос и среднюю, своё дело сделали. Традиция продолжается и по настоящее время всеми ветеранами, уже давно находящимися в отставке. В 1971 году Командующим 15-й Краснознаменной флотилией подводных лодок, в которой в составе 45-й дивизии ПЛ находилась АПЛ К-42, был вице-адмирал Спиридонов Эмиль Николаевич.

Но запомнился Эмиль Николаевич и тем, что демократично прогуливался с супругой в выходные дни по улицам Рыбачьего, очень приветливо отвечая, не успевшим увернуться, встречным военным. Довольно в скором времени Спиридонов Э.Н. сменил адмирала Маслова на посту Командующего Тихоокеанским флотом. Трагически погиб в 1980 году в авиакатастрофе. Так, однажды, Постников сам пришел в нашу казарму, нашел меня и предупредил, что на меня настрочена бумага о несвоевременной сдаче членских взносов.

Атомная подводная лодка «Кузбасс» вошла в состав Тихоокеанского флота сегодня, 19 марта

В этой же авиакатастрофе погиб и контр-адмирал Ремир Иванович Пирожков – бывший заместитель командира 45-й дивизии по боевой подготовке. Как-то, на субботнике (традиционное занятие в апреле), в подводном положении, все что-то убирали и зачищали до блеска, и только Ремир Иванович скучал в командирском кресле. Но, пока, мы всего лишь крутые лейтенанты, хотя на снимке, из прибывших в 1970 году – только двое: Лёша Шпирко и Валера Старущенко.

И только Володя Емельянов пришел к нам старшим лейтенантом, т.к. был старше нас года на три, за что и получил прозвище – Емеля-старый. Я уже в своих заметках про первое поколение упоминал о том, что его явление народу по понедельникам на построении экипажа было просто-таки событием. По окончании ремонта в Приморье одной из ПЛА дивизии (К-14), Лев Михайлович был переведен на неё, куда забрал и львиную долю старых специалистов – мичманов.

О смене командиров я уже коротко упомянул выше и, основное – есть это в заметках про первое поколение. Как-то с минёром Лёвкой, моим приятелем и другом, летом в рабочее время, в страшную духоту пошли искупаться на пляж в бухту Малый Кувшин.

Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий»

В то же время, я много был прикомандирован на других экипажах и не очень могу что-то вспомнить о чем-нибудь, более значимом. Сменивший Перепеча В.М. – следующий командир К-42, Владимир Васильевич Бажев, очень не хотел моего перевода комдивом-три на К-115, когда я еще был только старшим лейтенантом.

В подводный атомный флот он пришел лейтенантом в далёком 1962-м году на новый формирующийся экипаж. Именно с этими замечательными людьми мне и довелось служить в атомном подводном флоте, непосредственно в лучший период его развития и становления. В состав флота в 2003 году был принят только один ракетный катер проекта 12411 «Р-29».

Читайте также:

viehonsat.ru

К-8 (подводная лодка) — это… Что такое К-8 (подводная лодка)?

К-8
История корабля
Государство флага СССР
Порт припискипос. Гремиха
Спуск на воду31 мая 1959 года
Выведен из состава флота13 февраля 1971 года
Современный статусзатонула
в Бискайском заливе
Основные характеристики
Тип корабляПЛАТ
Обозначение проекта627А «Кит»
Разработчик проектаСКБ № 143
Классификация НАТО«November»
Скорость (надводная)15,5 узлов
Скорость (подводная)30 узлов
Рабочая глубина погружения300 м
Экипаж104 человека
Размеры
Длина наибольшая (по КВЛ)107,4 м
Ширина корпуса наиб.7,96 м
Средняя осадка (по КВЛ)5,65 м
Силовая установка
Атомная, двухвальная, типа ВМА, модификации с двумя водо-водяными реакторами. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
8 носовых ТА калибра 533 мм, 20 торпед, в обычной комплектации — 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн.
У этого термина существуют и другие значения, см. К-8.

К-8 — советская атомная подводная лодка проекта 627А «Кит». Вступила в состав Северного флота 31 августа 1960 года. Погибла в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года.

История строительства

Заложена в цехе судостроительного завода № 402 в Молотовске как крейсерская подводная лодка 9 сентября 1957 года.

2 марта 1958 года зачислена в списки ВМФ СССР.

Спущена на воду 31 мая 1959 года.

Радиационные аварии

13 октября 1960 года, через полтора месяца после принятия подводной лодки на вооружение, в Баренцевом море произошла авария: в одном из реакторов разорвалась труба контура охлаждения, в результате чего произошла утечка теплоносителя. Экипаж был вынужден перейти на резервную систему охлаждения, чтобы предотвратить расплав активной зоны реактора. Тем не менее, произошёл выброс радиоактивного газа, в результате которого у троих членов экипажа были выявлены видимые признаки острой лучевой болезни, многие члены экипажа получили дозы от 1,8 до 2 Зиверт (180…200 бэр). В дальнейшем, до капитального ремонта, связанного с заменой парогенератора на заводе «Звёздочка» в августе 1966 года — июле 1968 года, подобные разрывы имели место ещё дважды:

  • 1 июня 1961 года, во время отработки задач боевой подготовки. Один человек комиссован с острой формой лучевой болезни. Часть личного состава получила различные дозы облучения.
  • 8 октября 1961 года, во время отработки атаки группы кораблей на первенство ВМФ, вновь открылась течь из парогенератора.

Подобные аварии были связаны с большой протяжённостью трубопроводов контуров реактора и часто происходили на атомных подводных лодках первого поколения.

Гибель

Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море подводная лодка была направлена в район Северной Атлантики для принятия участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов СССР. Её задачей было обозначение подводных сил «противника», прорывающихся к берегам Советского Союза. Начало учений планировалось на 14 апреля, окончание — к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина — 22 апреля 1970 года. Вечером 8 апреля 1970 года, когда подлодка находилась севернее Азорских островов, при всплытии «К-8» с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту (ЦП) АПЛ. В течение минуты по сигналу аварийной тревоги в ЦП прибыло всё командование лодки и её командир, начавший руководство борьбой за живучесть корабля. Одновременно поступил доклад о пожаре в 7-м отсеке, где горела регенерация. Ещё через пять минут лодка всплыла в надводное положение. Далее пожар стал распространяться по воздуховодам. На боевом посту погиб весь состав первой смены главной энергетической установки (ГЭУ) АПЛ: инженер-капитан 3-го ранга В. Г. Хаславский, инженер-капитан-лейтенант А. С. Чудинов, инженер-капитан-лейтенант А. В. Поликарпов и старшие инженер-лейтенанты Г. В. Шостаковский и Г. Н. Чугунов. Видя, что пламя вот-вот ворвётся в пост ГЭУ, офицеры наглухо задраили двери, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы[1]. Расчёт ГЭУ ценой своих жизней сделал главное — предотвратил возможность теплового взрыва.

Много людей скопилось в восьмом отсеке. Их выводили через верхний люк. Концентрация окиси углерода в отсеке была уже смертельной. И хотя товарищи пытались спасать вынесенных, из шестнадцати, бывших в восьмом отсеке, спасти не удалось никого.

После аварийного всплытия бо́льшая часть экипажа была спасена при участии болгарского теплохода «Авиор», позже переименован «Хаджи Димитр»[2]. В условиях 8-балльного шторма на борту лодки продолжала борьбу за живучесть боевая смена из 21 человека во главе с капитаном второго ранга В. Б. Бессоновым. Корабль потерял остойчивость и в течение короткого времени затонул. Гибель К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота[3].

В настоящее время АПЛ с четырьмя ядерными торпедами на борту покоится на глубине порядка 4680 м в 490 км северо-западнее Испании[4].

Расследование

На подошедшей к месту трагедии плавбазе «Волга» оставшиеся в живых члены экипажа были доставлены в Североморск, где уже работала Правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы. На однотипной АПЛ «К-181» спасённые члены экипажа для восстановления ситуации полностью проиграли весь ход событий на «К-8», что существенно помогло понять ход развития аварии.

Вывод членов комиссии был единодушным — командир действовал грамотно, правильно, решительно. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, капитану 2-го ранга Бессонову Всеволоду Борисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Всю команду — и погибших, и живых — представили к государственным наградам: офицеров и мичманов, а также всех погибших, независимо от воинского звания, — наградили орденом Красной Звезды, оставшихся в живых матросов — медалью Ушакова.

Память

Именами командира «К-8» В. Б. Бессонова и корабельного врача А. М. Соловья, отдавшего свой дыхательный аппарат прооперированному им незадолго до пожара старшине Юрию Ильченко, названы улицы посёлка Гремиха. Имя В. Б. Бессонова присвоено средней школе № 1 г. Льгова Курской области.

Наличие ядерного оружия

До сих пор ведутся споры о наличии и количестве ядерных боеприпасов на борту лодки. В частности, существует версия Марио Скарамеллы, о наличии на борту в момент катастрофы 24 боеголовок с расщепляющимися материалами, и что 10 января 1970 года лодка положила на дно Неаполитанского залива 20 ядерных торпед в качестве управляемых мин против 6 флота США. По заявлениям Скарамеллы в 2004 году бывшие советские официальные лица подтвердили эту теорию, однако существование торпед подвергается обоснованному сомнению.[5]

Примечания

См. также

Ссылки

Литература

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *