Новости: К-162: самая быстрая подводная лодка в истории — Эксперт — Новости экономики и политики. Новости сегодня. (16 марта 2015)

Ровно полвека назад в списки кораблей Военно-морского флота СССР была зачислена подводная лодка К-162 (известная позднее также как К-222). Самой лодки как таковой на тот момент еще не было – она только строилась на стапелях «Севмаша». Однако, ни у военных, ни у отечественных корабелов не было ни малейшего сомнения в том, что К-162 через несколько лет будет достроена, сдана в эксплуатацию, и вступит в строй.

Эта уверенность, видимо, основывалась на том, что первая атомная подводная лодка проекта 661 «Анчар» должна была ознаменовать собой появление у Советского Союза совершенно нового класса подводных лодок, предназначенных для торпедно-ракетных ударов по авианосным соединениям противника.

Напомню, что к середине прошлого века в США окончательно сложилась новая военная стратегия, которая предусматривала создание тотального господства этой страны на просторах Мирового Океана. Основным инструментом для этого было выбрано наращивание мощности морских наступательных сил в виде авианосных ударных групп (АУГ). У СССР, который к тому времени еще не оправился от войны, денег на строительство авианосцев не было. И не было, по сути, и эффективных средств борьбы с ними в открытом океане. Дальность стрельбы торпедами советских субмарин того времени не превышала 3-4 км. А для того, чтобы произвести ракетный залп по американским АУГ, советским подлодкам пришлось бы сначала всплывать на поверхность, что лишало атаку на АУГ всякой внезапности. Поэтому политическое и военное руководство СССР поставили перед советскими конструкторами и инженерами задачу создать крылатую ракету, которая бы с подводного старта могла поражать крупные надводные корабли на расстояние несколько десятков километров, и соответствующий подводный носитель этого оружия.

Такой ракетный комплекс П-70 «Аметист» в ОКБ-52 под руководством Владимира Челомея был создан в конце 60-х годов прошлого века. Низколетящая противокорабельная ракета (ПКР) с подводным стартом, конечно, проигрывала ПКР, запускаемой с поверхности, по дальности (до 80 км) и по массе боевой части. Однако, на тот момент это был революционны шаг. Во – первых, ни у кого в мире такой ракеты еще не было, а во-вторых, советским корабелам удалось создать уникальный корабль для несения и запуска этих ракет.

Носитель П-70 — подводная лодка К-162, разработанная ЦКБ-16 (ныне – «Малахит») под руководством академика Николая Исанина, на тот момент представляла из себя, фактически, квинтэссеницию советской военной инженерной кораблестроительной мысли. В советской кораблестроительной школе как-то так повелось, что степень технической новизны при создании головного, а затем и серийного проекта не должна превышать 20-25% по сравнению с предыдущим поколением лодок. В случае же с опытно-экспериментальной лодкой пр.661 конструкторам было прямо запрещено использовать уже существующие решения. В итоге эту лодку проектировали и строили более 10 лет – с конца 50-х годов прошлого века по 31 декабря 1969 года, когда был подписан приемный акт и корабль вступил в строй. Но что это была за лодка!!!

В первом «Анчаре» были воплощены в жизнь почти 400 совершенно новых технических решений. Специально для него, например, была разработана двухвальная атомная пароэнергетическая установка мощностью по 40 тысяч л. с., на каждом валу (эта мощность вдвое превосходила на тот момент мощностью любых подлодок в мире). Эта установка включала в себя две автономные группы оборудования левого и правового бортов и состояла из двух реакторов, двух главных турбозубчатых агрегатов, двух автономных турбогенераторов и вспомогательного оборудования. Запасы ядерного горючего в реакторах могли обеспечить более четырех кругосветных плаваний полным подводным ходом без перезарядки активной зоны реактора. Управление пароэнергетической установкой осуществлялось оператором дистанционно из поста управления, путем задания необходимого режима с автоматическим выводом на мощность по заданному режиму хода с помощью автоматизированной системы управления защиты и контроля. Степень автоматизации и телеметрии на К-162 вообще на порядок превосходила ту, что применялась в тот момент на советских и зарубежных атомных подводных лодках. Степень комфорта для экипажа – тоже. К-162 даже внешне кардинально отличалась от советских атомных подводных лодок 1-го поколения — носителей крылатых ракет (пр.659, 675). Если первые были узкие и длинные, с заостренными носами, то корпус «Анчара» напоминал кита с большим закругленным носом.

Однако, главным отличием К-162 от всех существующих на тот момент подводных лодок мира являлся материал, из которого был изготовлен его прочный корпус – титан. В отличие от маломагнитных сталей, из которых строились и строятся сейчас корпуса всех подводных лодок мира, титановый сплав обладает более высокой прочностью, немагнитностью и стойкостью к коррозии. Правда, на тот момент не только в СССР, но и в мире не существовало технологий изготовления деталей из титана больших размеров и сварки их воедино с необходимыми прочностными характеристиками. Поэтому для строительства первой титановой подводной лодки длиной около 120 метров была радикальна преобразована вся советская титановая индустрия. В результате Запорожский и Березниковский титаномагниевые комбинаты смогли производить крупные слитки массой четыре – шесть тонн для подлодок, а на «Севмаше» было создано самое совершенное сварочное производство титановых сплавов с аргоногелиевой защитой.

Итогом все этих усилий стала атомная подводная лодка с 10 установками для подводного запуска крылатых ракет, которая на государственных испытаниях в конце 1969 года при мощности реактора 80% на глубине 100 метров развила скорость 42 узла (77 км в час). Годом позже новая советская подводная лодка официально установила мировой рекорд скорости движения под водой, разогнавшись на той же глубине до скорости 44,7 узла (почти 83 км в час). Что это значило для вероятного противника, российские военные моряки продемонстрировали в 1971 году, когда К-162 в Атлантическом океана «села на хвост» ударному авианосцу 6-го флота США «Саратога», возвращавшегося из Средиземного моря в Майами, и несколько часов преследовала его, периодически обгоняя под водой идущий «на всех парах» авианосец (его скорость в тот момент составляла 30 узлов).

Таким образом, благодаря ПЛ проекта «Анчар», Советский Союз получал мощное средство борьбы против подводных лодок и авианесущих соединений вероятного противника. Эти лодки могли стремительно приближаться к вражеским кораблям, эффективно атаковать их из-под воды, и столь же стремительно уходить из-под удара. «Анчар» на тот момент физически не могли догнать не только корабли противника, но и выпущенные им в сторону новых советских подводных лодок торпеды (скорость торпед в 70-е годы прошлого века не превышала 25 узлов в режиме поиска цели и 40 узлов в режиме сближения с нею).

Однако, в серию подводные лодки пр.661 «Анчар» так и не пошли. Прослужив почти 20 лет, в 1988 году К-162 была выведена из состава ВМФ и осенью 2010 года утилизирована.

Наиболее очевидной причиной того, что «Анчар» так и не пошел в серию, является стоимость лодки. Титановый корпус подводной лодки, по словам генерального директора «Малахита» Владимира Дорофеева, стоит в 5-6 дороже, нежели корпус из маломагнитной стали. И даже с учетом огромных мобилизационных возможностей советского времени, экономика СССР, очевидно, не могла потянуть серийное строительство ПЛ пр.661 «Анчар». По некоторым данным, стоимость первой лодки могла составить до 1% годового ВВП Советского Союза периода 60-х годов прошлого века. Второе обстоятельство, повлиявшее на судьбу проекта «Анчар» — акустическая заметность лодки. С одной стороны, титановый корпус делал эту лодку практически незаметной для гидролокаторов противника. Но только до скорости хода 35 узлов. Когда же лодка разгонялась свыше этой скорости, появлялся сильный внешний гидродинамический шум, созданный турбулентным потоком при обтекании корпуса ПЛА. Причем в районе центрального поста лодки этот шум достигал уровня 100 децибелл. Это равносильно шуму вагона метра, проходящего от вас в нескольких метрах, или недалеким раскатам грома. Причем, никто в мире об этом не знал – этот факт обнаружился как раз при эксплуатации К-162. И что с этим делать, до сих пор толком тоже никто не знает. Поэтому скорость всех крупных и российских, и американских подводных лодок третьего-четвертого поколения, построенных в последние полтора десятка лет, по открытым данным, не превышает 35 узлов.

В итоге, проект «Анчар» трансформировался по двум направлениям. Еще во времена строительства в Северодвинске К-162, в Нижнем Новгороде, на судостроительном заводе «Красное Сормово» по проекту ЦКБ «Лазурит» для несения новых крылатых ракет «Аметист» начали строить атомные лодки проекта 670 «Скат». За счет стального корпуса они были относительно дёшевы, обладали меньшим, чем «Анчар» водоизмещением (3580 тонн надводного водоизмещения против 5197 тонн), ходили под водой на скорости 25 узлов, но со своей задачей – караулить вражеские авианосцы, вполне справлялись. В 60-70-х годах прошлого века было построено, в общей сложности, 17 таких лодок, на каждой из которых стояло по 8 пусковых установок П-70 . Все «Скаты» были уничтожены с 1991 по 1994 годы.

Эстафету в скорости «Анчар» передал атомным подводным лодкам «Лира». У них тоже были титановые корпуса, и эти небольшие (надводным водоизмещением 2300 тонн) лодки могли развивать скорость до 41 узла. Ракет на них не было — только торпеды, поскольку лодки этой серии предназначались для поиска и уничтожения вражеских субмарин. При этом лодки получились чрезвычайно верткими – на разгон до полного хода им требовалось не более 1 минуты, а за 42 секунды лодка могла развернуться на 180 градусов. По открытым данным, с 1971 по 1981 год в Ленинграде и на «Севмаше» было построено 7 таких лодок. Все они были выведены из состава флота также в начале 90-х годов прошлого века. Вот так, по сути, закончилась история советских скоростных подводных лодок с титановыми корпусами. Далее конструкторы пошли по пути применения других технических решений для увеличения скорости подводных лодок до 35 узлов. При этом несколько подводных лодок с корпусами из титана, построенных в советское время, по-прежнему находятся в составе ВМФ России – две лодки проекта 945 «Барракуда» (одна из них сейчас модернизируется), две лодки проекта 945А «Кондор», и, предположительно, одна лодка пр.941 «Акула» (ее прочный корпус также сделан из титановых сплавов). Но это уже другая история.

«Золотая рыбка»: как подлодка К-162 обогатила СССР и Россию

https://radiosputnik. ria.ru/20201218/podlodka-1589911187.html

«Золотая рыбка»: как подлодка К-162 обогатила СССР и Россию

«Золотая рыбка»: как подлодка К-162 обогатила СССР и Россию — Радио Sputnik, 18.12.2020

«Золотая рыбка»: как подлодка К-162 обогатила СССР и Россию

Радио Sputnik, 18.12.2020

2020-12-18T15:09

2020-12-18T15:09

2020-12-18T15:10

авторы

технологии

ссср

всмпо-ависма

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151738/16/1517381695_0:211:2799:1785_1920x0_80_0_0_9ccabbc80f16e6ac94f564a07def0560.jpg

Ровно пятьдесят лет назад, 18 декабря 1970 года, очень дорогая и необычная титановая подлодка СССР К-162 «Анчар» поставила до сих пор не побитый рекорд скорости – почти 83 км/ч под водой. Однако главная заслуга субмарины не в этом.Советская атомная подводная лодка К-162 – уникальна в своем роде и существует в единственном экземпляре. Экспериментальная модель с двумя титановыми корпусами – внешним и внутренним – была спущена на воду в 1968 году. Тогда перед подводным флотом и инженерами субмарин стояли две большие задачи: сделать подлодки незаметными для радаров и быстрыми для преследования целей и ухода от угроз. И с этими двумя задачами создатели К-162 справились на «отлично». Титан – металл немагнитный, и сконструированный из него «Анчар» был совершенно незаметен для тогдашних локаторов, которые так и назывались – магнитометры. По скорости ему тоже не было равных, как показывает непобитый рекорд: за ним не могла угнаться тогда ни одна торпеда, зато «Анчару» легко давалось преследование кораблей, за что он и получил прозвище «Убийца авианосцев». Еще одно крайне важное преимущество титана – его выносливость: чем больше глубина погружения субмарины и чем дольше ее пребывание там, тем сильнее расходуется ресурс – огромное давление толщи воды на весь корпус сильно изнашивает судно и сокращает срок его эксплуатации. А титан в этом смысле намного выносливее стали. Однако почему же К-162 так и осталась единственной, если обладала столькими стратегическими преимуществами? Одна из главных причин – цена и доступность материала изготовления. Титан очень дорог и сложен в работе, поэтому «Анчар» и прозвали «Золотой рыбкой» за баснословную стоимость. С другой стороны, именно создание субмарины запустило в СССР целую титановую отрасль, которая и по сей день приносит огромные средства России. «ВСМПО-Ависма» – крупнейший в мире производитель титана, а металл этот нужен и флоту, и авиаотрасли, и медицине, например, в сфере протезирования. И в огромном объеме закупается иностранцами. А еще К-162 подтолкнула развитие флота и «породила» потомков – легкие титановые подлодки «Барракуда» и «Кондор», до сих пор служащие в военно-морских силах. Так что помнить «Анчар», безусловно, стоит, но отнюдь не только за исторический рекорд скорости.Автор Светлана Холоднова, радио SputnikКоротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.

https://radiosputnik. ria.ru/20191003/1559364824.html

https://radiosputnik.ria.ru/20201212/apl-1588922046.html

https://radiosputnik.ria.ru/20190916/1558718206.html

ссср

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://radiosputnik.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21. img.ria.ru/images/151738/16/1517381695_415:224:2497:1785_1920x0_80_0_0_d495ab85031022875c1d0fb04713c83e.jpg

1920

1920

true

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

технологии, ссср, всмпо-ависма

Авторы, Технологии, СССР, ВСМПО-Ависма

Ровно пятьдесят лет назад, 18 декабря 1970 года, очень дорогая и необычная титановая подлодка СССР К-162 «Анчар» поставила до сих пор не побитый рекорд скорости – почти 83 км/ч под водой. Однако главная заслуга субмарины не в этом.

Смерть под водой: как погибла советская субмарина К-219

3 октября 2019, 03:00

Советская атомная подводная лодка К-162 – уникальна в своем роде и существует в единственном экземпляре. Экспериментальная модель с двумя титановыми корпусами – внешним и внутренним – была спущена на воду в 1968 году. Тогда перед подводным флотом и инженерами субмарин стояли две большие задачи: сделать подлодки незаметными для радаров и быстрыми для преследования целей и ухода от угроз. И с этими двумя задачами создатели К-162 справились на «отлично».

Титан – металл немагнитный, и сконструированный из него «Анчар» был совершенно незаметен для тогдашних локаторов, которые так и назывались – магнитометры. По скорости ему тоже не было равных, как показывает непобитый рекорд: за ним не могла угнаться тогда ни одна торпеда, зато «Анчару» легко давалось преследование кораблей, за что он и получил прозвище «Убийца авианосцев». Еще одно крайне важное преимущество титана – его выносливость: чем больше глубина погружения субмарины и чем дольше ее пребывание там, тем сильнее расходуется ресурс – огромное давление толщи воды на весь корпус сильно изнашивает судно и сокращает срок его эксплуатации. А титан в этом смысле намного выносливее стали.

АПЛ «Князь Владимир» разом запустила рекордное количество ракет «Булава»

12 декабря 2020, 16:08

Однако почему же К-162 так и осталась единственной, если обладала столькими стратегическими преимуществами? Одна из главных причин – цена и доступность материала изготовления. Титан очень дорог и сложен в работе, поэтому «Анчар» и прозвали «Золотой рыбкой» за баснословную стоимость. С другой стороны, именно создание субмарины запустило в СССР целую титановую отрасль, которая и по сей день приносит огромные средства России. «ВСМПО-Ависма» – крупнейший в мире производитель титана, а металл этот нужен и флоту, и авиаотрасли, и медицине, например, в сфере протезирования. И в огромном объеме закупается иностранцами.

А еще К-162 подтолкнула развитие флота и «породила» потомков – легкие титановые подлодки «Барракуда» и «Кондор», до сих пор служащие в военно-морских силах. Так что помнить «Анчар», безусловно, стоит, но отнюдь не только за исторический рекорд скорости.

Автор Светлана Холоднова, радио Sputnik

«Мифы и сказки». Военный политолог о «борьбе» НАТО с советскими подлодками

16 сентября 2019, 08:28

Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.

пр.661 Анчар/Папа

пр.661 Анчар/Папа — Российские/Советские Ядерные Силы

ФАС | ядерная бомба | Путеводитель | Россия | Театр |||| Индекс | Поиск |



Предшественник знаменитой ударной подводной лодки класса «Альфа», проект 661 «Анчар» [Папа], был разработан как сверхбыстрая подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами. Конструкция Папа включала 10 ракет SS-N-9 в отдельных трубах перед парусом, между внутренним (герметичным) корпусом и внешним корпусом. ВМС США были удивлены в 1970 за счет развертывания ударной подводной лодки класса «Альфа», скорость которой 45 узлов и рабочая глубина 2000–2500 футов значительно превосходили предыдущие советские или американские подводные лодки. В «Альфе» использовалась жидкометаллическая реакторная установка с высокой удельной мощностью, что значительно увеличило ее отношение мощности к весу и объему. Он также отличался титановым прочным корпусом, который уменьшал вес корпуса, необходимый для работы на экстремальных глубинах. Похоже, что ПЛАРК «Папа» включает в себя аналогичные технологии проектирования для противокорабельных крылатых ракет. К-162 была самой быстрой подводной лодкой в ​​мире, которая, как сообщается, на испытаниях достигла рекордной скорости 44,7 узла [причинив при этом значительный ущерб надводному оборудованию]. Высокая скорость проектирования досталась ценой излишней шумности и больших затрат на строительство. Производство Alfa началось только в конце 19-го.70-х годов, было построено всего шесть единиц, в то время как когда-либо был развернут только один PAPA. Вместо этого Советы сосредоточились на строительстве более традиционных подводных лодок.
Водоизмещение (тонн): 5200 всплыло
7000 затопленных
Скорость (узлы): 44,7 узла под водой
Рабочая глубина 400 метров
Размеры (м): 106,7 метра в длину
Луч 11,6 м
осадка 8,0 м
Движение 2 водо-водяных ядерных реактора ВМ-5м, 177,4 МВт
2 паровые турбины; ??,000 л. с.
2 ?-лопастных гребных винта
Выносливость:
Экипаж 82
Вооружение:
  • 10 — СС-Н-9
  • торпедные аппараты
  • Электроника
    Радар

  • Сонар

  • 2 перископа
  • Лодка Верфь Хронология Примечания
    №. Наименование Заложен Спущен на воду Комм. Пораженный
    К-162 СВ 28.12.1963 21.12.1968 31.12.1969 ———- переименован в К-222
    30.09.1980 авария на реакторе
    1988 г. в резерве
    на складе в Северодвинске

    • Список российских подводных лодок @ Steel in the Deep Submarine Site

    ФАС | ядерная бомба | Путеводитель | Россия | Театр |||| Индекс | Поиск |


    http://www.fas.org/nuke/guide/russia/theater/661.htm
    Реализовано Джоном Пайком, Чарльз Вик, Мирко Якубовский, и Патрик Гарретт

    Поддерживается веб-мастером
    Обновлено, вторник, 15 августа 2000 г., 7:48:21.

    Советская ракетная подводная лодка «Золотая рыбка» до сих пор является самой быстрой в мире

    Шестьдесят лет назад советские инженеры начали разработку новой подводной лодки под строгим приказом отказаться от предыдущих проектных решений в пользу инновационных концепций, где это возможно. Получившаяся в результате лодка, подводная лодка с управляемыми ракетами, которая сначала была известна как К-162, а затем как К-222, установила до сих пор непревзойденный рекорд скорости под водой и стала первой в истории подводной лодкой с титановым корпусом, но также оказалась слишком дорогой и сложной для эксплуатации. что-то большее, чем разовый, за что получил прозвище «Золотая рыбка».

    К-162/К-222, единственная когда-либо построенная подводная лодка проекта 661, была произведена по прямому приказу ЦК КПСС и Совета Министров страны от 28 августа 1958 года. директива призывала к созданию новой «высокоскоростной подводной лодки», и разработка началась в следующем году. Проект 661 также был известен в Советском Союзе как «Анчар» -класса, а в НАТО его называли «Папа -класс», хотя когда-либо существовала только одна лодка.

    Непосредственным толчком к разработке проекта 661 послужили ограниченные возможности и плохие тактико-технические характеристики советских дизель-электрических ракетных подводных лодок первого поколения, или SSG.

    Эти ранние лодки были переоборудованием подводных лодок класса Whiskey , которые сами были заимствованы из нацистских подводных лодок времен Второй мировой войны.

    Когда начались работы над подводной лодкой проекта 661, Советы уже отдельно приступили к разработке новых классов специализированных подводных лодок с неядерными ракетами (SSG) и атомных подводных лодок с управляемыми ракетами (SSGN), проекта 651 и проекта 659s соответственно, которые также были известны на Западе как классы Juliett и Echo . Но цель нового проекта состояла в том, чтобы создать совершенно новую подводную лодку с крылатыми ракетами, которая была бы еще более боеспособной, чем любой из этих промежуточных проектов.

    Советский проект 651 или «Джульетта» — класс гида-ракетоносца К-77., USN

    Первым важным решением конструкторов было использование для внешнего и внутреннего корпусов подводной лодки титановых сплавов, а не стали или алюминия. Титан предлагал преимущества с точки зрения общей прочности и устойчивости к коррозии.

    Хотя титан также является слабомагнитным, это не сделало проект 661 неуязвимым для обнаружения самолетами с детекторами магнитных аномалий (MAD) или магнитными минами. Это связано с наличием в сплаве большего количества магнитных металлов, а также различных других компонентов внутри самой субмарины.

    По сравнению с более ранними советскими подводными лодками, которые все еще демонстрировали влияние конструкций времен Второй мировой войны, форма корпуса проекта 661 существенно отличалась, отличаясь закругленной носовой частью и обтекаемой кормой с раздельной кормой и сдвоенными гребными винтами. 19ПЛАРК проекта 949 70-х годов, или класс Оскар , также будут использовать эту же общую компоновку.

    Фотография времен холодной войны К-162/К-222 с закругленной носовой частью., USN Кадр из советского фильма о подводной лодке проекта 661 с двумя винтами. Кожухов вокруг гребных винтов больше не было на месте, когда подводная лодка вступила в строй., Public Domain

    Советскому Союзу никогда не приходилось строить такие большие компоненты из титанового сплава. Так, в то время как изготовление первых деталей для подводной лодки проекта 661 началось в 1962, необходимость разработки совершенно новых и сложных производственных процессов означала, что подводная лодка не была официально заложена до декабря 1963 года. Спустя годы, во время строительства подводных лодок проекта 705 с корпусом из титанового сплава, также известных как Лира класса или . Сообщается, что для класса Alfa рабочие должны были изготавливать секции корпуса в навесе, заполненном инертным газом аргоном, что требовало использования громоздких «лунных костюмов» с собственной подачей воздуха.

    Для подводной лодки проекта 661 Советы также разработали усовершенствованный ядерный водо-водяной реактор, а также прототип свинцово-висмутовой эвтектической конструкции (LBE) с охлаждением. Реакторы LBE имеют больший тепловой КПД и могут работать при более высоких температурах, чем конструкции с водяным охлаждением, без риска выкипания теплоносителя.

    В отличие от других типов реакторов с жидкометаллическим теплоносителем, таких как натриевые или натриево-калиевые конструкции, LBE не вступает в самопроизвольную реакцию с воздухом или водой, что уменьшает размер и сложность всей системы теплоносителя и устраняет риск взрыва в случае утечки. К сожалению, LBE также гораздо более агрессивен и имеет более высокую температуру плавления.

    Это означает, что этот тип реактора обычно имеет более короткий общий срок службы, и существует риск затвердевания теплоносителя, если температура реактора упадет ниже определенной, что требует значительной мощности, чтобы поддерживать его в достаточном количестве в любое время. Кроме того, по мере того как охлаждающая жидкость со временем подвергается облучению, она образует в качестве побочного продукта высокорадиоактивный полоний-210 — вещество, достаточно опасное для использования в качестве оружия убийства, что делает особенно опасными заправку системы топливом или иное обращение с любыми загрязненными компонентами.

    К-162/К-222 в стадии реализации., USN

    Советы в конечном итоге решили установить два очень компактных водо-водяных реактора ВМ-5, несмотря на их более низкие характеристики. При этом каждая из них производила до 177 мегаватт электроэнергии. Для сравнения, ПЛАРК класса Echo имели единственную более раннюю VM-A, которая генерировала максимум 70 мегаватт.

    Огромная мощность этих реакторов в сочетании с легким, но прочным титановым корпусом позволила подводной лодке развить относительно невероятную скорость под водой. Лодка проекта 661 могла двигаться в подводном положении со скоростью чуть менее 44 миль в час. Во время ходовых испытаний он побил мировой рекорд скорости среди подводных лодок, достигнув максимальной скорости более 51 мили в час.

    Атомные ударные подводные лодки класса Los Angeles ВМС США, улучшенные варианты которых остаются на вооружении и сегодня, имеют официальную максимальную скорость 23 мили в час в подводном положении. Были сообщения, что эти лодки могут на самом деле развивать скорость около 35 миль в час под водой. Последние американские ударные подводные лодки проекта Virginia класса имеют публично заявленную максимальную скорость в подводном положении около 29 миль в час, но это все же значительно меньше, чем у проекта 661.

    Представленный ниже фильм советских времен, хотя и только на русском языке, по-прежнему предлагает интересный взгляд на К-162/К-222, их развитие и подводную лодку в действии.

    Основным вооружением ПЛ проекта 661 было 10 противокорабельных крылатых ракет. В то время, когда началось строительство К-162, у Советов не было оружия такого типа, которым могла бы стрелять подводная лодка, скрытая под водой. Существующие ПЛА и ПЛАРК должны были всплывать первыми, что делало их уязвимыми во время стрельбы.

    Итак, параллельно они инициировали разработку новой ракеты, результатом которой стал P-70 Ametist , также известный как SS-N-7 Starbright. Это оружие имело дальность действия более 35 миль и могло нести фугасную или ядерную боеголовку.

    Противокорабельная ракета П-70 на стенде с ракетным ускорителем на отдельной стойке на переднем плане. Public Domain Американские авианосные группы. Поскольку подводные лодки не могли в море перезарядить свои ракетные шахты, вставленные в трубки между внутренним и внешним корпусами, им пришлось бы вернуться в порт для перевооружения. В конструкции также было четыре торпедных аппарата и место для дюжины торпед, в первую очередь для самообороны.

    К сожалению, за преимущества конструкции проекта 661 пришлось заплатить чрезвычайно высокой стоимостью и сложностью. С момента закладки К-162 в 1963 году Советам потребовалось почти шесть лет, чтобы ввести ее в строй.

    Пока строился первый проект 661, Советы также смогли спроектировать более простую одновальную ПЛАРК проекта 670 со стальным корпусом или «Чарли» класса , заложили первый образец в 1964 году и сдали его в эксплуатацию. в 1967 году. В состав ВМФ СССР было введено пять этих подводных лодок еще до поступления К-162 на вооружение.

    ВМС Индии ПЛАРК типа «Чарли» , USN

    Советы в конечном итоге решили не производить никаких дополнительных подводных лодок проекта 661. Но несмотря на то, что К-162 был единственным кораблем своего класса, он все же вступил в строй. Однако в море она оказалась такой же проблематичной, как и в постройке. Ее высокая скорость выявила проблемы, с которыми другие подводные лодки никогда не сталкивались.

    На скоростях более 40 миль в час турбулентность вдоль корпуса создавала чрезмерный шум, по сообщениям, до 100 децибел в некоторых случаях, громче, чем проезжающий мимо грузовик в определенных местах. Для подводных лодок молчание является ключом к выживанию. На максимальной скорости К-162 также начнет получать фактические внешние повреждения от силы, действующей на корпус.

    Итак, после вхождения в состав Северного флота Советского Союза в 1971 году К-162 совершила сравнительно небольшое боевое патрулирование. По неустановленным причинам в 1978 году Советы изменили ее бортовой номер на К-222.

    Только в сентябре 1981 года авианосная противолодочная эскадрилья ВМС США даже заметила подводную лодку во время похода. Этой чести удостоены S-3 Vikings из ныне неактивной эскадрильи Sea Control Three Zero (VS-30), Diamondcutters, летающие с палубы USS Forrestal в то время.

    Пара ВС-30 «Викингов» в полете в сентябре 1981 г., в том же месяце они заметили единственную подводную лодку проекта 661 в море. результат того, что она оставалась незамеченной в течение десятилетия. В июле 1981 года P-3 Orions из патрульной эскадрильи One Zero (VP-10), летевший с военно-морской авиабазы ​​​​Кефлавик в Исландии, также обнаружил подводную лодку после того, как она вошла в район, где военно-морские силы НАТО проводили учения. За это подразделение получило Почетную грамоту министра военно-морского флота.

    Одинокая подводная лодка проекта 661 стала самой популярной на страницах романа Тома Клэнси 1986 года «Восстание красной бури «. Лодка ненадолго появляется в книге для проведения операций против конвоев.

    Наибольший вклад подводной лодки, по-видимому, заключался в том, чтобы заложить основу для последующих советских атомных подводных лодок с титановым корпусом, в первую очередь вышеупомянутых проектов 705 и проекта 945, или Sierra -класса. В Alfas также использовались реакторы с теплоносителем LBE, заимствованные из конструкции, первоначально предназначенной для проекта 661.

    Лодки класса Alfa также были способны развивать чрезвычайно высокую скорость, достигая около 47 миль в час. Но, в то время как они были более успешными, чем единственная лодка Papa класса , они страдали от многих из тех же ограничений, о которых вы можете прочитать более подробно здесь. Большую часть времени они проводили в порту, готовые броситься в Северную Атлантику во время кризиса.

    Советский проект 705 Подводная лодка класса «Альфа» ., USN

    К-222 выбыла из боевого состава Северного флота до распада Советского Союза. В 1999, она была официально поражена и отправлена ​​​​на слом.

    В качестве окончательного подтверждения ее эффективной экспериментальной конструкции в 2010 году Центр судоремонта «Звездочка», входящий в состав российской судостроительной компании «Севмаш» в Северодвинске, начал демонтаж подводной лодки без предварительного удаления ее реактора или его реактивного топлива. В то время русские все еще находились в процессе выбора консультанта через Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) для определения наилучшего способа утилизации радиоактивных компонентов лодки.

    К-162/К-222 в плавучем сухом доке перед сдачей на слом в 2008 г., через u/ak-pk1/Reddit

    Кремль, как сообщается, начал разбирать К-222, прежде чем беспокоиться о том, что делать с реактором или его топливо, потому что в конструкции подводной лодки изначально не было никаких специальных условий для снятия реактора для обслуживания или других целей. Непонятно, что в итоге случилось ни с реакторной установкой, ни с другими узлами лодки.

    Спустя более шести десятилетий конструкция проекта 661 по-прежнему удерживает мировой рекорд по максимальной подводной скорости среди всех подводных лодок. Лодка, безусловно, была впечатляющим инженерным достижением, но, учитывая проблемы, с которыми она столкнулась при быстром плавании под водой, маловероятно, что этот рекорд будет побит в ближайшее время.