Подводные лодки проекта 949 — это… Что такое Подводные лодки проекта 949?
- Подводные лодки проекта 949
ПЛАРК проекта 949 «Гранит» Основные характеристики Тип корабля ПЛАРК Обозначение проекта 949 «Гранит» Классификация НАТО «Oscar-I» Скорость (надводная) 15 узлов Скорость (подводная) 33 узла Рабочая глубина погружения 420 м Предельная глубина погружения 500 м Автономность плавания 120 суток Экипаж 130 человек Размеры Водоизмещение надводное 13 400 т Длина наибольшая (по КВЛ) 143 м Ширина корпуса наиб. 18.2 м Средняя осадка (по КВЛ) 9.0 м Силовая установка 2 реактора ОК-650В мощностью по 190 МВт
суммарная номинальная мощность 98000 л.с.Вооружение Торпедно-
минное вооружение2×650-мм и 4×533-мм ТА
всего 28 торпедРакетное вооружение 12 спаренных ПУ ПКР
комплекса П-700 «Гранит»
всего 24 ракеты ЗМ-45Подводные лодки проекта 949 «Гранит»
— серия российских подводных лодок с крылатыми ракетами «Гранит». По классификации НАТО — «Oscar-I». Главное предназначение класса — уничтожение авианосных ударных соединений. При проектировании лодок широко применялись технические наработки от создания проекта 661 «Анчар». Главный конструктор — П. П. Пустынцев, после его смерти в 1977 году назначен И. Л. Баранов.Представители
Всего планировалось иметь около 20 кораблей этого класса. После постройки двух субмарин производство продолжилось по улучшенному проекту 949А «Антей».
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
- Подводные лодки проекта 945
- Подводные лодки проекта 955 «Борей»
Смотреть что такое «Подводные лодки проекта 949» в других словарях:
dic.academic.ru
Атомные подводные ракетные крейсера проекта 949А — опора современного Российского Флота
В Советском Союзе в середине 70-х годов остро ощутили уязвимость собственного Военно-Морского флота от растущей военно-морской мощи США. Появление в составе американского флота мощных авианосных ударных групп, ядром которых являлись атомные авианосцы, нарушало существующий баланс сил на море в сторону вероятного противника. Разумным решением в такой ситуации стала постройка новых ударных кораблей дальней морской зоны. Для выполнения подобной цели высшее военное руководство Советского Союза и Главный Морской Штаб ВМФ СССР решили идти двумя путями.
Первый предполагал постройку крупных надводных кораблей с атомной энергетической установкой, оснащенных комплексом ударных вооружений. Второй вариант предусматривал строительство крупной серии атомных субмарин класса «Ракетные подводные крейсера», вооруженные противокорабельными ракетами. Результатом развития советской военно-морской стратегии стали тяжелые атомные крейсера класса «Киров» и атомные подводные лодки проекта 949а Антей.
Эти корабли были созданы специально под ударные средства вооружений. К этому времени советские оружейники сумели создать мощный противокорабельный ракетный комплекс П-700 «Гранит». Появление в составе советского военного флота подобных кораблей позволило нивелировать создавшуюся угрозу. С этого момента любой иностранный военный кораблей не мог находиться в полной безопасности. Новые советские военные корабли получили за рубежом прозвище «убийцы авианосцев», став реальной силой на море.
Что представляют собой советские подводные ракетные крейсера
Подводные атомные ракетоносцы или ПЛАРК являются уникальными в своем роде боевыми кораблями. По огневой мощи и по своим тактико-техническим характеристикам советским кораблям не было аналогов в мировой истории кораблестроения. Разработкой подводных ударных ракетоносцев с ядерной силовой установкой начали заниматься еще в конце 60-х годов. Успехи, достигнутые советскими конструкторами и судостроителями в области постройки крупных подводных кораблей, давали надежду на успешную реализацию этой задачи.
Новым проектом предусматривалось строительство подводных атомоходов нового класса –ракетные подводные крейсера. Таким образом, планировалось дать асимметричный ответ авианосным соединениям флота вероятного противника. Корабли должны были заменить устаревшие советские субмарины проекта 659 и 675, которые в новых условиях противостояния не обладали необходимыми техническими и технологическими параметрами. Главными критериями, которым должны были отвечать подводные лодки проекта 949, позже проект 949А, были следующие:
- повышенная скрытность;
- высокая скорость подводного хода;
- наличие на борту всех возможных ударных средств вооружения;
- увеличенный боезапас;
- высокий уровень безопасной эксплуатации.
По своей сути – родившийся в недрах Центрального конструкторского бюро «Рубин» проект подводных ракетных крейсеров, представлял собой боевую пусковую платформу для ударного ракетного комплекса. Вишенкой на торте должен был стать дальнобойный ударный ракетный комплекс, обеспечивающий подводный старт крылатых противокорабельных ракет нового поколения. Предполагалось, что новая подлодка должна будет иметь на борту два десятка подобных ракет, быть технически готовой вести залповую стрельбу из подводного положения. Планировалось построить для оснащения Северного и Тихоокеанского флота 20 кораблей этого класса. Головную лодку проекта 949 заложили в 1978 году и уже через два года, в декабре 1980 года первый атомный подводный ракетный крейсер под номером К-525 вошел в строй. Следом в состав флота вошла еще одна субмарина этого проекта, после чего было принято решения вести строительство советских атомоходов по усовершенствованному проекту, получившему шифр 949А «Антей».
В западной классификации корабли получили шифр «Oskar-II», став на последующие годы настоящим кошмаром для американских авианосных ударных групп.
Первая лодка проекта 949А К-148 была заложена на судостроительном предприятии ПО «Севмаш», г. Северодвинск в 1982 году. Через три года новый ПЛАРК спустили на воду, а еще через год Северный флот пополнился новым подводным ракетоносцем. Всего за 10 неполных лет в Советском Союзе было построено и заложено 11 кораблей этого типа. В советскую эпоху в строй вошло 6 атомных субмарин.
Новая страница в истории службы ПЛАРК проекта 949А
Последними кораблями проекта 949А, вошедшими в строй еще в советское время, стали корабли с бортовыми номерами К-456, К-266 и К-422 . Сегодня это атомная уже подводная лодка «Тверь» и ее братья — близнецы подводные ракетоносцы «Орел» и «Челябинск» продолжают боевую службу в составе Тихоокеанского и Северного флотов Российской Федерации. Всего на данном этапе в составе Российского Военно-Морского флота находятся 8 подводных ракетных крейсеров.
В новых сложившихся экономических и политических условиях велась достройка подводных лодок проекта 949А, осуществлялся плановый ремонт действующих боевых единиц флота. Первым кораблем, спущенным на воду и полностью достроенным в условиях экономического кризиса и спада, стала переданная флоту ВМФ Российской Федерации подводная атомная подводная лодка К-266 «Орёл». Корабль в декабре 1992 года вошел в строй. За ним последовали с разницей год-полтора еще три корабля проекта 949А лодка «Омск», ПЛАРК «Курск» и ПЛАРК «Томск».
Лодки К-119 «Воронеж» и К-410 «Смоленск», считающиеся самыми возрастными кораблями продолжают оставаться в строю ВМФ РФ и сегодня. Корабли вместе со своим младшим собратом, подводной атомной лодкой «Томск» прошли в 2011-14 гг. плановый ремонт. Еще один корабль этой серии атомная субмарина К-422 «Челябинск» находится в плановом ремонте на Дальневосточном заводе «Звезда».
Подводные ракетные крейсера проекта 949А распределены по флотам следующим образом:
- Северный флот имеет в своем составе ПЛАРК «Воронеж», «Смоленск» и «Орел»;
- Тихоокеанский флот оперирует 5 подводными крейсерами: «Иркутск», «Челябинск», «Тверь», «Омск» и «Томск».
Еще один корабль, атомная подводная лодка К-141 «Курск» 12 августа 2000 года погибла в Баренцевом море.
Корабли, входящие в состав Тихоокеанского флота, подводные лодки К-422 «Челябинск» и К-132 «Иркутск» проходят в настоящее время модернизацию. Крейсер К-186 «Омск» находится на плановом ремонте. Предполагается, что модернизация коснется навигационного оборудования и комплекса вооружений. На лодках могут установить новые ПРК «Оникс». По мнению экспертов, сегодня активно ведутся работы по адаптации конструкции подводных крейсеров к установке крылатых ракет «Калибр».
Корабли проекта 949А отличаются надежной конструкцией, позволяющей не только добиться длительной эксплуатации кораблей, но и осуществлять последовательно модернизацию судов. Главным аспектом в конструкции кораблей сегодня является система безопасности экипажа. После трагической гибели атомохода «Курск» действующие в составе флота субмарины этого класса прошли плановый ремонт. На подводных лодках были установлены дополнительные системы пожаробезопасности. Увеличился ресурс автономизации отсеков в условиях аварийной ситуации.
На крейсерах «Воронеж» и «Смоленск» в ученых условиях, приближенных к боевым и аварийным ситуациям, были отработаны мероприятия по повышению живучести кораблей и спасению экипажа. На кораблях всей серии сегодня имеется две зоны спасения экипажа. Носовая часть подлодки – это первые четыре отсека — имеет спасательную всплывающую камеру. Средняя часть корабля, включая 9 отсек, оборудована спасательным аварийным люком. Члены экипажа, находящиеся в носовой части лодки покидают аварийное судно с помощью спасательной камеры. В средней и в кормовой части подводники вынуждены будут эвакуироваться в водолазном снаряжении через аварийный люк.
Жизнь и боевая служба кораблей в наши дни
Российские подводные атомные ракетоносцы продолжают оставаться мощнейшим элементом сдерживания агрессивных намерений иностранных флотов в составе Военно-Морского флота РФ. Вооруженные ракетными комплексами «Гранит» подлодки проекта 949А не раз демонстрировали свою высокую боевую мощь. ПЛАРК «Воронеж», «Смоленск» и «Тверь» в разное время проводили ученые стрельбы. Вместе с подлодкой «Омск» эти корабли сейчас являются основным ударным ядром российского ВМФ.
Подводная лодка «Тверь» стала последним кораблем, который был переименован в дань традиции — давать сильнейшим кораблям отечественного флота названия в честь российских городов. В 2011 году Приказом Главкома ВМФ РФ подводная лодка получила новое название «Тверь». Поводом к переименованию корабля стало шефство, взятое правительством Тверской области над атомной субмариной. Катер с Главкомом ВМФ и представителями областной администрации Тверской области был торжественно встречен экипажем корабля. В торжественной обстановке на носовой части боевой рубки были нанесено название. Если АПЛ «Воронеж» и «Смоленск» сегодня активно несут боевую службу, то на подводной лодке АПЛ «Иркутск» сейчас ведется серьезная модернизация. По предварительным данным окончательный ввод корабля в строй намечен на 2021 год. Какова к этому времени будет ситуация с подводным атомным флотом России — неизвестно.
При успешном проведении модернизации на кораблях К-132 и К-422, можно ожидать, что российские подводные ракетоносцы смогут еще достаточно долго находиться в строю. Состояние других судов, прошедших плановый ремонт, отвечает техническим требованиям эксплуатации. В дальнейшем делается ставка на перевооружение ракетных крейсеров новыми ракетными комплексами. Насколько это будет возможным — покажет время. В данном случае атомные подводные крейсера представляют реальную и грозную силу российского флота в условиях тотального господства американского флота на океанских просторах.
comp-pro.ru
ПЛАРК проекта 949А «Антей» | |
---|---|
К-186 «Омск» | |
Проект | |
Страна |
|
Изготовители |
|
Операторы |
|
Предшествующий тип | проект 949 |
Последующий тип | проект 885 |
Годы постройки | с 1982 |
Годы в строю | с 1986 |
Запланировано | 18 |
Построено | 11 |
Строится | 1 (достраивается по проекту 09852) |
В строю | 8 |
Отменено | 5 |
Отправлено на слом | 2 |
Потери | 1 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 14 700 т (надводное) 24 000 т (подводное) |
Длина | 154 м |
Ширина | 18,2 м |
Осадка | 9,2 м |
Силовая установка | 2 × ОК-650В |
Мощность | 2 × 190 МВт (тепловая) 2 × 49 000 л. с. (ГТЗА) |
Движитель | 2 × ВФШ |
Скорость хода | 15 узлов (надводная) 32 узла (подводная) |
Рабочая глубина | 500-520 м[1] |
Предельная глубина | 600 м[1] |
Дальность плавания | не ограничена |
Автономность плавания | 120 суток |
Экипаж | 130 человек |
Вооружение | |
Ракетное вооружение | 12 спаренных ПУ ПКР 949А: 24 ПКР П-700 «Гранит» 949АМ: 72 ПКР П-800 «Оникс» |
ru-wiki.ru