Герои, повторившие подвиг Алексея Маресьева
Подвиг… Это слово всегда связывают с войной. И в наше мирное время о подвигах практически не говорят. А ведь история нашей страны — это огромное множество беспримерных подвигов во имя своей Родины. Но, кажется, что об этом стали забывать. В наше время к сожалению, утерян интерес к Истории России, её героическому прошлому. Но ведь воспитать настоящих патриотов можно только на примерах подвигов наших предков. Подрастающее поколение должно знать, что ему есть чем гордиться. Предметом наше гордости является подвиг Алексея Петровича Маресьева, совершенный в годы Великой Отечественной войны. Но мало кто знает, что этот подвиг был многократно повторен в и войну и в наше время.
Алексей Петрович Маресьев родился в Волгоградской области в городе Камышине 20 мая 1916 года, там вырос, окончил ПТУ и оттуда отправился на ударную стройку города Комсомольск — на — Амуре.
Вскоре Маресьев был призван в армию и отправился служить на Дальний Восток, в авиационный пограничный отряд. Затем после службы в армии поступил в Батайское авиационное училище, которое окончил в 1940 году и за особые заслуги в учебе был оставлен в нем инструктором и готовил будущих летчиков.
В первый год Великой Отечественной войны Маресьев сбил 4 вражеских самолёта. В 1942 году совершил беспримерный подвиг, продемонстрировав желание жить и служить на благо своей Родины. 4 апреля 1942 года во время одной из боевых операций по прикрытию советских бомбардировщиков его самолет был сбит фашистами, а сам Маресьев тяжело ранен. Пришлось совершить вынужденную посадку на занятой фашистами территории. Ремни, которые удерживали летчика, порвались, и Маресьева через открытую кабину выбросило наружу. От неминуемой гибели его спасли густые еловые ветки, сквозь которые он пролетел, смягчившие падение и удар об землю. Маресьев попытался встать, но упал от нестерпимой боли в ногах и только тогда понял, что они были повреждены при падении с большой высоты. Невзирая на неимоверную боль, он решил ползти в расположение советских войск, ориентируясь по солнцу.
С поврежденными ногами, без медикаментов и продовольствия, страдая галлюцинациями от контузии, потери крови, холода и голода, Алексей Петрович прополз путь в 12 км. С тех пор эта тропа так и зовется — «тропа Маресьева».
Первыми его заметили отец и сын из деревни Плавни. Из-за того, что летчик не откликнулся им, они испугались, и вернулись в деревню. Затем уже еле живого Маресьева обнаружили мальчишки одной из близлежащих деревень. Отец одного из них отвез Алексея на санях в свой дом. Больше недели колхозники ухаживали за летчиком. Ему нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых неделях мая вблизи деревни приземлился самолет, пилотируемый Героем Советского Союза А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен на нем в Москву, в военный госпиталь. На вид доставленный летчик был так плох, что его поместили в палату для безнадежных, окна которой не имели стекол и были заколочены фанерой, и стояли кровати без матрацев. На следующий день врачи, обследовавшие раны больного Маресьева, решили, что из-за обморожения и начавшейся гангрены, необходима ампутация обеих ног. [4]
В послеоперационной палате рядом с Маресьевым оказался батальонный комиссар Семен Воробьев. Алексей Петрович навсегда сохранил в душе огромную благодарность к человеку, который помог ему выстоять после операции, пережить первые дни осознания своей инвалидности. Однажды Воробьев дал Маресьеву статью, в которой рассказывалось о летчике времен Первой Мировой войны Валерьяне Карповиче, который без ступни в самодельном протезе стал подниматься в небо на самолете и служил инструктором в школе военных летчиков. Эта статья стала переломным моментом в судьбе Алексея Петровича — новым этапом в его жизни. После её прочтения у Маресьева вновь появилось желание жить. Из опыта прохождения медицинских комиссий Алексей Петрович знал, что удивить врачей инвалиду, ходящему на протезах с палочкой, вряд ли удастся. Нужно было предстать перед докторами в образе здорового человека. Чтобы протез «ожил», а культи ног смогли приобрести нужную чувствительность, Алексей Петрович учился танцевать. Козырной номер — вальс и «барыня» — убедил комиссию в том, что Маресьев хорошо владет протезами, и он получил разрешение на пробные полеты. [3]
Большой моральной поддержкой в это время было вручение ему первой боевой награды — Ордена Боевого Красного Знамени. После ампутации ног, управляя самолетом в протезах, Маресьев сбил 7 самолетов. За проявленное мужество, летное мастерство и героизм летчик получил звание Героя Советского Союза.
После войны А. П. Маресьев работал во многих ветеранских организациях, целью которых было создание достойных условий жизни для ветеранов Великой Отечественной войны. Также А. П. Маресьев занимался сохранением памяти о войне, и стал кандидатом исторических наук.
Прославленный летчик дожил до 85-летнего юбилея и умер в Москве в 2001 году.
Подвиг А. П. Маресьева был многократно повторен в годы Великой Отечественной войны. Но если о Маресьеве Борис Полевой написал «Повесть о настоящем человеке», то о других героях, к сожалению, практически никто ничего не знал. Но оказывается можно говорить о целой плеяде «маресьевцев».
Один из таких героев- «маресьевцев» Захар Артемович Сорокин, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, человек, отдавший авиации ВМФ 16 лет.
Захар Артемович Сорокин родился 4 марта 1917 года в Новосибирской области. После окончания школы и ПТУ работал машинистом паровоза и одновременно занимался в аэроклубе. В 1939 году с отличием окончил военное училище, и начал службу в авиации ВМФ.
Войну Захар Артемович Сорокин встретил летчиком — истребителем на одном из черноморских аэродромов. Но вскоре его откомандировали на север. 25 октября 1941 года несколько раз в течении суток поднимались в воздух по тревоге истребители. На этот раз они взлетели на встречу с четверкой легких бомбардировщиков Ме- 110, которые держали курс на Мурманск. Сорокин атаковал ведущего вражеского звена. «Мессершмитт» загорелся. Но из-за облаков вынырнул еще один. Вражеский свинец хлестнул по плоскости и кабине самолета Сорокина. Летчик был ранен в правое бедро, у него кончились патроны, когда он пошел на таран. Резкий толчок чуть не выбросил Сорокина из сиденья. «Мессер», оставляя чадящий след, пошел к земле.. Но и винт «ястребка» тоже получил серьезное повреждение: машина затряслась, сорвалась в штопор. С большим трудом удалось её выровнять и посадить на замерзшее озеро в узком ущелье. Из подбитого вражеского самолета, проваливаясь в снегу, двигались двое фашистов. Началась перестрелка. Первого Сорокин сразил сразу наповал. У второго кончились патроны, а у Захара дал осечку пистолет. Противники пошли в рукопашную… И тут Сорокин увидел рукоятку своего пистолета, валявшегося в снегу. Быстро перезарядив пистолет, он почти в упор выстрелил в фашиста. Превозмогая боль, с рассеченным лицом, еле-еле ступая на раненую ногу, он шел по через сопки, по глубокому снегу, полз, катился. Боясь замерзнуть не спал. Только на шестые сутки добрался до своих. Дополз и потерял сознание. Потом был госпиталь и ампутация ступней обеих ног. Научившись немного ходить, он написал письмо наркому ВМФ СССР с просьбой разрешить вернуться в строй. В порядке исключения разрешили пройти медкомиссию. Сорокин снова летал, участвовал во многих боях, сбил еще 12 вражеских самолетов.
18 августа 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны, вплоть, до 1955 года З. А. Сорокин служил в авиации Черноморского флота. После увольнения из армии, переехал в город Москву, стал заниматься литературой и журналистикой. Он автор многочисленных интервью с героями той страшной войны т многих книг о боевых товарищах, таких, как: «Звезды на фюзеляжах» и «На виражах мужества».
Захар Артемович Сорокин умер в 1975 году и похоронен в Москве.
Долгое время преподавателем МГОУ работал тоже герой — «маресьевец». Его звали Михаил Алексеевич Баранов. Удивительный человек со сложной судьбой. Как и все его ровесники он в годы войны сражался с немцами, был летчиком, как и Маресьев.
Во время боя с немецкими бомбардировщиками в феврале 1942 года летчик преследовал врага, когда пулеметная очередь прошила ему насквозь рук. Самолет стал терять высоту и упал. А вскоре мать лейтенанта получила извещение: «Ваш сын погиб смертью храбрых в боях с немецко- фашистскими захватчиками». Но от гибели спас его глубокий снег, и мальчишки, которые отвезли его в деревню на санках, занятую немцами. Это грозило им расстрелом, но летчику нужна была медицинская помощь. В деревне ему сделали операцию: удалили кисти обеих рук и часть правой стопы. Сознание медленно возвращалось к лейтенанту Баранову. Этого и ждали фашисты в руках которых он все-таки оказался. Плен и нечеловеческие муки готовила ему судьба. Воля и помощь друзей помогли выжить ему в этом аду. Друзья отрывали полоски от своих рубах и перевязывали ему раны.
Ослабевшему летчику приходилось передвигаться на четвереньках, после этого на его локтях и коленях остались наросты. Свободу он обрел только в 1945 году, ему принесли ему войска 2 –ого Белорусского фронта. И вот летчик снова в строю. Орден Отечественной войны украшает его грудь. Закончилась война и началась не мене героическая страница биографии Баранова. Он поступает в МГУ. Для того, чтобы писать он держал ручку в зубах, а затем стал привязывать её к руке. Пережив все ужасы войны, он нашел в себе силы, чтобы жить, учиться и работать, добиваться поставленных целей. М.А Баранов стал доктором исторических наук, профессором. Умер в 2005 голу и похоронен в Москве. [2]
И еще, об одном летчике — «маресьевце» хочется рассказать. Тем более он наш земляк, житель Ногинского района.
Звено летчика Ильи Антоновича Маликова участвовало в боях за Берлин. Не успели вернуться с очередного задания, как его позвали к командиру эскадрильи. Приказ командующего фронтом маршала Г. К. Жукова был таков: нанести снайперский прицельный удар, чтобы не угодить по своим, находящимся в Берлине. Дело в том, что 29 апреля 1945 года, когда наши уже вступили в его пригороды, надо было как можно скорее разбомбить Зигес-аллее и Унтер-ден-Линден, чтобы исключить возможность взлета самолета с Гитлером. На задание отправилось звено штурмовиков Пе — 2 И. А. Маликова. А за штурвалом командного штурмовика находился сам старший лейтенант И. А. Маликов без правой ноги до колена и искалеченной левой ногой. Два года он воевал на протезах… Случилось это так.
29 августа 1942 года, совершая уже четвертый боевой вылет на станцию Виев, Маликов был сбит и тяжело ранен. Зенитный снаряд попал в мотор и кабину. Протянув через линию фронта, ему удалось посадить машину на своей территории. Боясь, что не долетит до своих, Маликов приказал экипажу покинуть самолет. Но штурман Бобылев и стрелок-радист Токарев отказались покинуть раненного командира. Когда он произвел вынужденную посадку, сразу потерял сознание. Бобылев и Токарев оказали первую помощь. Уже позже, в госпитале хирурги ампутировали только правую ногу, левую загипсовали. Комиссия через несколько месяцев объявила: «Не годен для авиации!». Но Илья Антонович стал упорно тренироваться ходить, вскоре начал бегать и в конце концов забросил свой костыль — помощник. После долгих настойчивых просьб ему разрешили снова летать на боевой машине Пе-2. Он вернулся в свой штурмовой полк. На его счету 196 боевых вылетов, из них больше ста — уже с протезами! 15 мая 1946 года И. А. Маликову было присвоено звание Героя Советского Союза. В городе Ногинск на аллее Славы ему установлена мемориальная доска. [5]
В конце XX века подвиг Алексея Маресьева повторили многие советские солдаты, оказавшиеся втянутые в Афганскую войну. Валерий Бурков и Валерий Гринчак — настоящие примеры современных героев.
С Героем Советского Союза Валерием Бурковым журналисты могут говорить часами, поту что он рассказывает удивительно легко и без боли. Иронизирует над собой, и часто смеется и улыбается, даже когда говорит о войне и о том, как его ранило. Вот что он вспоминает о войне, спустя многие годы:
«Когда забрались на высоту четыре тысячи метров, стало совсем холодно. С барахлом, с оружием, через облака. Полк, с которым шел Валерий Бурков, двигался первым. Наша задача была обойти с флангов господствующую высоту и перекрыть моджахедам пути отступления.
Высоту взяли по всем правилам военной науки, как положено. Обошли с тыла и посыпались моджахедам на головы как снег. «Духи» и понять ничего не успели и не сопротивлялись даже, побежали сразу. И самое главное — потерь не было, даже никого не ранило. Как только вертолеты уничтожили свои цели, я осмотрелся. В стороне остался никем не замеченный грот, который духи использовали, как огневую точку. И по долине и по вертолетам бить оттуда милое дело, вокруг все как на ладони. Беру несколько лент, гранаты, вылезаю: «Мужики, трофеи». Положил их на камень, поворачиваюсь налево и делаю шаг… Прогремел оглушительный взрыв. Первая мысль была о том, что кто-то подорвался. А вторая — что этот кто-то — я». Когда я открыл глаза, первым делом посмотрел на ноги. Колени были целы. А дальше не видно — голени бесчувственными тряпками за камень перевалились. Что с ними — не понять.
Оторванные ноги ныли, но — по настоящему боли еще не было. Прилетели вертолеты.
Место под посадку было маленькое и летчики долго не могли посадить машины, а Бурков с оторванными ногами, сидя на камне, руководил посадкой. Кое-как сели. Вынесли носилки, положили раненого летчика. Когда тащили к вертолету появилась боль. Левая нога висела на мышце, от шага солдат стала перекручиваться и цепляться за камни. Чтобы оградить её от ударов, Валерий Бурков выставил вперед правую, из которой торчала кость. Так и прикрывал оторванной ногой. И потом, когда поднимали в вертолет по лестнице, нога тоже цеплялась за ступеньки, но прикрыть её он уже не мог. В госпитале на операции Валерий Бурков пережил клиническую смерть. Очнулся он утром. Откинул одеяло — остатки ног в гипсе. Его ног, которых больше не было. Но он тогда не сломался, сумел зацепиться за жизнь. Уже не думал — как такое могло случиться, как будет жить дальше. В голове был только один образ был — я теперь как Маресьев! Я ведь тоже летчик, чем я хуже? Новые ноги сделаю. И сделал! Ходить он научился так, что протезы не выдерживали, летели один за другим. Металл сыпался от той скорости жизни, которую он себе назначил. На искусственных ногах Бурков начал бегать, танцевать, играть в волейбол, ездить на велосипеде, прыгать с парашютом и пилотировать самолет. Да-да. Вторым Маресьевым он все же стал. Раз в году он приезжает на аэродром, садится за штурвал и поднимается в небо.
Даже без ног Валерий Анатольевич не уволился из армии, а окончил академию ВВС и прослужил еще тринадцать лет. Его звали на летную работу, но он отказался — летать по -прежнему хотел, еще больше хотел довести до конца дело, начатое еще в Афгане: передать опыт молодым офицерам… И это он сделал. Бурков автор многих учебников для будущих летчиков.
В настоящее время Валерий Бурков занимается общественной деятельностью, он был помощником президента по делам инвалидов. [1]
И еще один наш современник, капитан Гринчак Валерий Иванович тоже повторил подвиг Маресьева. 14 июня 1984 года его рота приняла бой с душманами в одном из горных районов Афганистана. Во время неравного боя офицер находился в гуще боя и проявил себя мужественным и хладнокровным командиром. Получил тяжелое ранение обеих ног, которые были ампутированы в госпитале. Как дальше жить? Это вопрос не покидал размышлений Валерия. Он помнил подвиг летчика Алексея Маресьева, восхищался им. Не раз задавал себе вопрос: «Смогу ли я повторить его? Смогу ли я быть таким же сильным, настойчивым и несгибаемым?» Валерий начал бороться за свою жизнь. Пришлось многое пережить, прежде чем он услышал долгожданное: «Будешь ходить!» С большим нетерпением Валерий ждал этого дня. Тяжело достались ему первые шаги. Но он настойчиво каждый день шел и шел вперед, как в атаку, чтобы победить. И победил.
Герой Советского Союза В. И. Гринчак был оставлен в армейском строю. [6]
Изложенные в работе факты — это очень маленькая часть примеров проявления патриотизма. И, наверняка, есть еще много подобных Маресьеву героев, о которых мы не знаем. А ведь их жизнь — это пример для современной молодежи, это образец настоящего патриотизма. Нам есть чем гордиться, если у нас были и есть такие люди как А.П Маресьев, М. А. Баранов, И. А. Маликов, В. А. Бурков, В. И. Гринчак.
Русский народ — уникальный в своем роде. Об этом говорили и говорят многие иностранцы. Жармен де Сталь очень метко сказала: «В характере русского народа не бояться ни усталости, ни физических страданий. В этой нации совмещаются терпение и деятельность, веселость и меланхолия; в ней соединяются самые поразительные контрасты, и на этом основании можно предсказать великую будущность… Этот народ характеризуется чем-то гигантским во всех отношениях».
Литература:
1. Бабченко, А. Мужество: Путеводная звезда героя / А. Бабченко// Братишка. — 2005. № 6
2. Гаврилов, А. Ю. Подвиг длиною в жизнь Михаила Баранова
3. Полевой, Б.П. «Повесть о настоящем человеке». Издательство «Детская литература», 2009
4. Сергеева Л. Г. Легендарный Маресьев: литературная композиция с элементами инсценировки для 6–8 классов. // Читаем, учимся, играем. — 2012. — № 8- с 53- 55.
5. Симонов, А.А. статья об И. А. Маликове на сайте «Герой страны» http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=12453;
6. Уфаркин, Н.В. статья о Гринчаке Валерии Ивановиче на сайте «Герой страны» http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2969.
moluch.ru
Подвиг Алексея Маресьева — ПолитехЛИБ
70 лет назад совершил свой подвиг легендарный летчик — ас А. И. Маресьев
Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в г. Камышине Саратовской губернии. В три года остался без отца, мать одна воспитывала троих сыновей. После окончания школы Алексей получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направил его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Маресьев занимается в аэроклубе. В 1937 году был призван в армию. Вначале служил в авиапогранотряде на Сахалине, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. К. Серова, которое окончил в 1940 году и был оставлен в училище инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.
В августе 1941 года Маресьев был направлен на Юго-Западный фронт и 23 августа 1941 года совершил свой первый боевой вылет в районе Кривого Рога. В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету у Маресьева числилось 4 сбитых немецких самолёта. 4 апреля 1942 года самолёт Маресьева был подбит, а сам лётчик тяжело ранен в ноги. Совершил вынужденную посадку на занятой немцами территории и восемнадцать суток сначала на покалеченных ногах, а потом ползком пробирался к линии фронта. Еле живого Алексея обнаружили мальчишки из деревни Плав, Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Маресьева на подводе в свой дом. Больше недели колхозники ухаживали за лётчиком, в селе не было врача, а Маресьеву нужна была квалифицированная медицинская помощь. В первых числах мая на окраине села приземлился самолёт и Маресьев был отправлен в Москву. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги. Ещё в госпитале Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Примером ему служил лётчик Первой мировой войны Прокофьев-Северский, который потерял правую ногу, но несмотря на это, вернулся в небо. В начале 1943 года Маресьев прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу в Чувашской АССР. В феврале 1943 года совершил первый после ранения вылет. Добился отправки на фронт и в июне этого же года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир эскадрильи А. М. Числов взял Маресьева с собой в пару и после нескольких удачных вылетов, доверие к Маресьеву установилось полное. 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя. Боевая слава о нём разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди которых был и будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
24 августа 1943 года за этот подвиг Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году Маресьев ушёл из боевого полка и стал инспектором — лётчиком в управлении Вузов ВВС. Всего за время войны он совершил 86 боевых вылета, сбил 11 самолётов противника: четыре до ранения и семь – после ранения. С 1946 года Маресьев ушёл в отставку и свои последние вылеты совершил на учебном самолёте У-2 в качестве инструктора спецшколы ВВС в начале 50-х годов.
В послевоенные годы, отчасти благодаря хрестоматийной книге «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен. Его часто приглашали на различные праздничные мероприятия, организовывали встречи со школьниками, пример его подвига широко использовался для воспитания молодого поколения. Умер 18 мая 2001 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresiev, во многих городах улицы носят имя героя. На доме в Москве, где жил Алексей Маресьев висит мемориальная доска, в честь него поставлен бюст в городе Комсомольске–на-Амуре, в городе Камышин стоит монумент недалеко от дома, где жил лётчик-ас.
С произведением Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» вы можете ознакомиться в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
libpstu.wordpress.com
Три подвига Алексея Маресьева » Перуница
20 мая исполняется 100 лет со дня рождения Алексея Петровича Маресьева, знаменитого советского лётчика, воевавшего без обеих ног. Благодаря писателю Борису Полевому и актёру Павлу Кадочникову он в 30 лет стал легендой. Но лишь незадолго до своей смерти, наступившей в 2001 году, он просто и даже обыденно рассказал такое, отчего повесть о нём и в самом деле стала настоящей.
О Маресьеве принято говорить, что главным событием в его жизни оказались те 18 суток, в течение которых он, сбитый за линией фронта, по заснеженному лесу настойчиво добирался к своим. Кто-то утверждает, что переломным моментом для него стало неожиданное решение во что бы то ни стало вернуться в строй и воевать до Победы, несмотря на гангрену и ампутацию ног. Но сам Алексей Петрович чаще вспоминал тот отнюдь не героический день, когда в юности, черпая из Волги воду для полива бахчи, он услышал над собой мотор аэроплана и так залюбовался им, что лёг прямо в воду, чтобы лучше видеть удивительный полёт.
Именно так он встретил ту настоящую мечту, которая определила всю жизнь. Ведь именно желание летать подвигло юношу, непрестанно болевшего и месяцами лежавшего в кровати, поехать на Дальний Восток, где, по утверждению опытного доктора, могли пройти все его болячки. И эта тяга к небу помогала ему, строителю Комсомольска-на-Амуре, находить время и силы на регулярные занятия в аэроклубе. Наконец, именно неизменная страсть к высоте и скорости «вытянула» его из того отчаяния, в котором он едва не утонул, когда после операции не нашёл ног под одеялом.
Летать Маресьев научился ещё до того, как в 1937 году был призван в Красную армию. Поэтому служить он стал по специальности, в пограничном авиаотряде на Сахалине, а затем его отправили доучиваться в лётную школу и авиационное училище, благодаря чему он вскоре оказался почти на родине – в Ростовской области. Боевой опыт у Маресьева появился только в августе 1941 года, но к тому времени он уже был хорошим лётчиком. По крайней мере, мастерства ему хватило на то, чтобы не только остаться живым в годину разгрома наших ВВС, но и до апреля 1942 года сбить три немецких транспортника. К слову сказать, Александр Иванович Покрышкин, который впоследствии говаривал, что кто не воевал в 41-м и 42-м, тот не знает настоящей войны, за то же самое время также подбил 3 вражеских самолёта. Впрочем, опыт вовсе не исключал досадных ошибок и промашек. Тот же Покрышкин свой «счёт» открыл, сбив по ошибке советский бомбардировщик, а Маресьев просто… поторопился.
Дело в том, что весной 1942 года между озёрами Ильмень и Селигер у неприметного города Демянска наши войска сумели окружить около 100 тысяч немцев. Немцы тогда были уверены в своей победе и потому оборону держали геройски, получая всё необходимое по воздуху. И чтобы нарушить этот воздушный мост, наши ИЛы под прикрытием частенько «утюжили» немецкие аэродромы в Демянском котле. Но поскольку враги в воздухе появлялись редко, на очередную штурмовку вместо большой группы истребителей отправилось всего четыре, под началом лейтенанта Маресьева.
До цели они долетели, но там встретили троекратно превосходящего их противника. Немцы были настроены серьёзно. Никакой игры в «клещи», о которой написал в повести Полевой, они и не думали заводить, а сразу принялись расстреливать самолёты. И Маресьев всё сделал правильно. Когда от прямого попадания его двигатель стал глохнуть, он оторвался от «мессершмиттов» и решил сесть на лёд небольшого озера среди чащи. Да только слишком рано выпустил лыжное шасси, которое зацепилось за верхушки сосен, из-за чего самолёт тут же рухнул в глубокий снег.
То, что происходило в последующие длинные дни и ночи, даже представить трудно. Французу Анжелю Казажусу, который стал лётчиком после того, как посмотрел фильм «Повесть о настоящем человек», Маресьев уже в 1990-е годы лаконично скажет, что «выбираться из леса было труднее и страшнее, чем это показано в картине».
И это несмотря на то, что никаких немцев там не было и в помине: кругом глухие леса и болота. Да и схватки с медведем-шатуном, которую описал в начале своей повести Полевой, тоже не было. Зато имелся бортовой паёк, в который входили по 3 банки сгущённого молока и мясных консервов, почти килограмм галет, сахар и даже шоколад. Но всё это не имело никакого значения. Потому что серьёзно повредивший ступни пилот оказался в полном одиночестве среди бескрайнего и глухого леса, не зная, куда же идти, точнее, ползти. Не зная, что до своих, как потом выяснили исследователи, ему было рукой подать – каких-нибудь 8–10 километров.
Безнадёжный
О своём пребывании в госпитале Маресьев тоже обычно отмалчивался. И не только потому, что не хотел своими откровениями развеивать безупречную легенду, созданную Полевым. Просто нелегко вспоминать о том, как его, чудом вернувшегося к людям, сперва признали безнадёжным, поскольку с момента травмы прошло три недели, и положили в холодную, глухую, с заколоченными окнами комнату – умирать. И о том, как хирург Теребинский чуть ли не случайно, проходя мимо, увидел его и тут же принялся оперировать, пообещав сохранить ноги.
Нелегко было вспоминать даже тех, кто помог ему в те страшные дни: участливых медсестёр, неунывающего комиссара Семёна Воробьёва и того самого лётчика, что летал в Первую мировую войну, несмотря на ампутацию одной стопы. Ведь какой бы искренней ни была их помощь, каким бы ободряющим ни был стародавний пример, мысль об утраченных ногах была сильнее. И заглушать её приходилось тогда не только словами, но и водкой, в чём Маресьев в конце жизни признался корреспонденту газеты «Красная звезда» Анатолию Докучаеву.
Впрочем, когда желание летать всё же одержало победу в душе Алексея Петровича, он сразу принялся тренироваться: ходить, прыгать, бегать и, конечно, танцевать. Правда, танцевать пришлось не с медсёстрами, которым боялся отдавить ножки своими бесчувственными протезами, а с соседями по палате, специально надевавшими для такого дела рабочие сапоги.
Всего за полгода Маресьев научился ходить так, что редкий человек замечал что-то неладное в его походке. И уже в начале 1943 года комиссия записала в личном деле старшего лейтенанта: «годен во все рода авиации». А в феврале он совершил первый после ранения полёт, причём в этом ему помогал заместитель начальника лётной школы Антон Федосеевич Белецкий, который и сам летал с протезом вместо правой ноги.
Наконец, в июне того же года Маресьев прибыл на фронт и столкнулся с последним, ожидаемым, но практически неодолимым препятствием: человеческим страхом. Никто из лётчиков 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка, который тогда готовился к предстоящей Курской битве, не захотел брать его в напарники. И целый месяц ему пришлось летать только над аэродромом, пока Александр Михайлович Числов, командир одной из эскадрилий, не взял его с собой на боевое задание… под расписку! Но этого хватило, чтобы истосковавшийся по делу Маресьев сразу же показал, чего стоит в небе. Чуть ли не в первый вылет он на глазах командира сбил немецкий истребитель, а на следующий день в неравном бою «завалил» ещё два «фокке-вульфа» и спас от верной гибели сослуживцев.
Через месяц, в конце августа 1943 года, и результативный Числов, сбивший 15 немецких самолётов, и немало удививший всех Маресьев, у которого было 6 воздушных побед, получили по «Золотой Звезде». Вскоре после этого их пути разошлись: первый остался в боевых частях, второй же перешёл на «мирную» должность инспектора в Управление вузов ВВС, а летом 1946 года по состоянию здоровья и вовсе вышел в отставку.
Однако дружба, родившаяся из доверия, постоянно сводила их. И одна из таких встреч произошла вскоре после войны, когда Числов, находясь проездом в Москве, зашёл в гости к бывшему однополчанину. Тесная комнатушка, где ютилась молодая семья Маресьевых, так возмутила его, что он тут же написал маршалу Коневу, и вскоре герою предоставили квартиру на улице Горького – ныне Тверской. А ещё через полгода о скромном лётчике на протезах узнала вся страна, правда, «виноват» в этом был не Числов, а Полевой.
Трудно представить, но до самого конца 1946 года, когда впервые напечатали «Повесть о настоящем человеке», имя Маресьева (в книге – Мересьева), знали немногие. Только боевые товарищи Алексея Петровича да те, кто вольно или невольно вошёл в его судьбу, могли поведать о его подвигах в снегах Валдая, на больничной койке и в синем небе.
Впрочем, известность могла обрушиться на лётчика и раньше, в 1943 году. Ведь тогда, осенью, в прославленный своими героями 63-й полк приехал именитый корреспондент «Правды» Борис Полевой. Прибыл для того, чтобы взять интервью у командира полка, аса Андрея Федотова, но тот указал на своего заместителя Числова как настоящего титана. Тот же, уклоняясь от расспросов, поведал московскому гостю о безногом лётчике, и Маресьеву пришлось всю ночь рассказывать свою историю.
Обычно Полевой писал свои очерки быстро, даже стремительно. Но заметка о небывалом герое в главную газету страны не попала. Некоторые утверждают, что сам Сталин одобрил её, но публиковать воспретил, ибо не хотел, чтобы появились слухи о том, что в Красной армии от безысходности «дошли» до использования инвалидов. Так или нет, сейчас не важно. Зато важно, что о Маресьеве журналист вновь вспомнил, когда был на Нюрнбергском процессе. Опять-таки неизвестно, какая здесь взаимосвязь, но сразу после возвращения из Германии Полевой на одном дыхании, в течение 19 дней, написал своё самое известное произведение.
С каких-то пор появился слух о том, что Маресьев книгу о самом себе так и не прочёл. Может быть. Но как тогда он смог консультировать актёров фильма, который в 1948 году снимали по мотивам повести, а впоследствии, на склоне лет, рассказывать «как было на самом деле»? Скорее всего, Алексею Петровичу хватило самой жизни, которую не смогли бы передать никакие талантливые книги и кинофильмы. А на выдумки писателя, среди которых и голодный медведь, и припорошённая снегом санитарка, и сожжённая немцами деревня, и слишком правильный комиссар, и придуманный лётчик Карпович вместо реального, но «неудобного» Прокофьева-Северского, он смотрел с пониманием.
Все эти драматические детали нисколько не искажали правду о войне. И не мешали воодушевлять десятки тысячи инвалидов, которые, подобно Мересьеву, оказались перед пропастью физической беспомощности. Поэтому Маресьев не чурался того, чтобы упрочить легенду и ради этого прогуляться с Полевым по набережной Москвы или встретить своих спасителей, «мальчишек», одному из которых уже в 1943 году было 20 лет, на перроне вокзала. Но сам он оставался живым, простым и скромным человеком.
Самое важное в истории Маресьева заключается в том, что слава нисколько не закоптила его душу и помогла свершить ещё один, третий по счёту, подвиг. Он много ездил по Союзу и часто выезжал за рубеж. Каждый месяц, каждую неделю он выступал в больших официальных залах, на знаменитых стадионах или в маленьких сельских школах. Он постоянно встречался с самыми разными людьми, от Генерального секретаря ЦК КПСС и маршалов Советского Союза до космонавтов и маленьких пионеров.
Но среди этой суеты ‒ когда важной, а когда и нет ‒ он помнил о ветеранах и инвалидах войны. Ходил по высоким кабинетам, чтобы «выбить» для них квартиры, годами бился за то, чтобы начался выпуск автомобилей для людей, лишённых ног и рук. А ещё приложил уйму усилий только для того, чтобы страна узнала и других героев, которые, как и он, сражались вопреки своим физическим недостаткам. Ведь только среди лётчиков таких оказалось восемь: А. Ф. Белецкий, Л. Г. Белоусов, А. И. Грисенко, И. М. Киселёв, Г. П. Кузьмин, И. С. Любимов И. А. Маликов, З. А. Сорокин. А не знали о них только потому, что, по меткому замечанию Маресьева, не нашёлся на этих героев Полевой.
Алексей Фёдоров
www.perunica.ru
Алексей Маресьев. Подвиг длиною в жизнь
Мужественные подвиги – достовернее слов Кажется, о знаменитом летчике-герое Алексее Маресьеве известно все. В день 100-летия со дня его рождения хочется детально восстановить картину «подвига длиною в жизнь». Алексей Петрович Маресьев, советский военный деятель, лётчик. Герой Советского Союза. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны у него были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре — до ранения и семь — после, — приводит факты библиотекарь Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Елена Коркина.Каждый интеллигентный человек читал книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» или хотя бы слышал о ней. Здесь в ярких художественных образах автор постарался передать переживания, чувства и мысли летчика-героя. На первый взгляд это так. Но не все так просто.
Рассказывает сын Алексея Петровича, Виктор Маресьев: «Отца часто спрашивали: «Почему Полевой в книжке изменил вашу фамилию с Маресьева на Мересьев?». Он пошутил: «Ну, может, боялся, что я сопьюсь, и книжку запретят. А так можно сказать, что книжка не про меня». Но такого не случилось».
Повесть, которая сделала Маресьева знаменитым на весь мир, была написана в 1946 году. Издана в СССР более 130 раз и 39 раз за рубежом.
Интересно, что сам Алексей Петрович о появлении книги узнал, услышав отрывки по радио. Он позвонил в «Правду», попросил номер телефона Полевого и наконец, смог встретиться с автором. Рассказывает Виктор Маресьев, сын лётчика: «Он не любил воспоминаний, не любил повышенного внимания к себе, которое появилось после выхода книжки и фильма. Говорил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашёлся!» И, правда, много было лётчиков, которые без ног летали. Есть даже книжка такая — «Сколько у нас Маресьевых». Мы награждали как-то лётчика из Тулы, Ивана Леонова, — он без правой руки летал. Отец знал о таких людях, поэтому возмущался: «Что вы из меня легенду делаете? Сумел я выжить, сумел полететь — и всё!» Он же очень совестливый от природы мужик был». Самолет, на котором потерпел крушение Маресьев, до сих пор не нашли. Поисковые экспедиции при подготовке принимали на веру факты и сведения, описанные в повести Полевого. Однако сам Маресьев не считал их достоверными на 100%, при этом отказываясь комментировать какие факты подверглись авторском искажению. История создания книги примерно такова. Встретились во время войны два человека. Оба не предполагали, что когда-то судьба сведет их вновь. Ночь за разговорами в землянке пролетела незаметно. Возможно повинуясь «эффекту попутчика», Маресьев был откровенен в некоторых деталях, о чем потом сожалел. Результатом этой встречи и стала «Повесть о настоящем человеке». Доподлинно известно, что Полевой и Маресьев после окончания войны не дружили. Встречались редко, исключение составляли протокольные события. Опрашивая людей, лично знакомых с лётчиком, у журналистов складывалось впечатление, что Алексей Петрович в своих рассказах о лесном эпизоде, повторял годами затверженную легенду, либо вовсе отмалчивался. Это неудивительно – воспоминания были непосильно тяжелыми. Не могу не упомянуть об одноименном фильме по повести Бориса Полевого. Экранизация повести состоялась в 1948 году. За участие в фильме ряд актёров фильма и оператор-постановщик были удостоены Сталинской премии в 1949 году. Исполнитель главной роли, актер Павел Кадочников пишет в своем дневнике: «Впервые я с Алексеем Петровичем встретился под Звенигородом, где мы должны были снимать зимнюю натуру… Я подошёл к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он ещё крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился. Алексей, первым преодолев смущение, заговорил: «Я ведь знаю, что вас интересует больше всего… Как мне удалось преодолеть… врачебную комиссию и доказать, что я физически здоровый человек». И вдруг неожиданно для меня Алексей Петрович мягко и свободно встал на стул и продолжал: «Я ему говорю… председателю комиссии: разве это не ноги? Разве не тренировка?» И, звонко похлопав по протезам, Маресьев спрыгнул со стула. Так в кино родилась сцена «приёмная комиссия». Вспоминает сын летчика, Виктор Маресьев: «Отец часто ездил на студию, где его обо всём расспрашивали. Более того, ему даже предлагали сыграть… Мересьева! Отец отмахнулся: «Да вы что! Никогда в жизни!» Только после его отказа назначили на эту роль Кадочникова». Увековечить подвиг летчика в искусстве хотелось всем. Так, в августе 1948 года композитором Сергеем Проофьевым была завершена работа над оперой «Повесть о настоящем человеке». Говорят, после премьеры, Маресьев, отвечая на вопрос: «Вам понравилось?» — сказал: «Хорошо сымитирован звук мотора». Человек-легенда, наш современник Алексей Маресьев в одном из последних интервью сказал: «Жизнь меня, конечно, потерла. Но, если все начинать сначала, я бы снова стал летчиком. До сих пор не могу вспоминать о небе без особых, благородных чувств. У меня самые счастливые минуты жизни связаны с самолетами. Когда после госпиталя в моей карточке написали: «Годен во все рода авиации», я чувствовал себя на вершине счастья». Пример подвига Алексея Маресьева не раз вдохновлял воинов. Среди них – Валерий Бурков. Известный, как «уральский Маресьев». Книга Бориса Полевого стала для него настольной, когда в Афганистане он потерял обе ноги. Удивительно, но нашему земляку Леониду Попову удалось лично побеседовать с легендарным летчиком. В книге «Встречи в пути» автор пишет: «21 марта 1968 года в Голубом зале Высшей партийной школы мы встретились с известным летчиком военного лихолетья, Героем Советского Союза Алексеем Петровичем Маресьевым. Алексей Петрович прошел по паркету Голубого зала уверенным, но все же тяжелым шагом, опираясь на трость. Широкий в плечах, густые черные волосы, волевое лицо, и как нам показалось, усталый взгляд. Заговорили о ребятишках, которые первым обнаружили Маресьева в лесу. «До сих пор с ними переписываюсь», — рассказывал Алексей Петрович, — один служит пожарным на станции Бологое, что под Ленинградом, другой работает в колхозе». Другие интересные детали, описанные в книге, вы можете узнать лично, посетив Центральную Библиотеку им. А.С. Пушкина. Как видите, память жива! Что способен сделать каждый из нас, чтобы быть достойным памяти героев? Расскажите своим детям о летчике Маресьеве, поразмышляйте вместе над «Повестью о настоящем человеке», найдите нужные слова, достучитесь до сердца. Если вы сделаете это искренне, можно с уверенностью сказать: «Никто не забыт. Ничто не забыто». По материалам сайтов:
Елена Коркина
vokrugknig.blogspot.com
Сочинение «Подвиг Маресьева в наших сердцах»
Подвиг А.П.Маресьева в наших сердцах
Сочинение
Автор: Боричева Полина,
11 класс МАОУ «СШ№1
им. М.Аверина» г.Валдай
2017
О том, что такое подвиг, много не рассуждают. Значение этого слова не объясняют досконально. Люди и без пояснений понимают, что речь идет о подвиге, когда какой-то человек, вопреки объективной реальности, совершает невозможное ради высокой цели – ради жизни на земле. Такого человека – полетевшего в Космос, закрывшего собой амбразуру вражеского дзота, спасшего из огня ребенка – мы называем героем.
Героев не всегда знают поименно. Но имя Алексея Петровича Маресьева известно миллионам людей разных национальностей и, конечно, валдайцам, потому что в лесах под Валдаем началось, может быть, самое трудное восхождение на вершину Подвига раненого в ноги советского лётчика, чей истребитель 5 апреля 1942 года был сбит в районе «Демянского котла», на территории, занятой фашистами. После вынужденной посадки тяжелораненый Алексей Маресьев 18 дней сначала на покалеченных ногах, а потом ползком, добирался до линии фронта. О том, как это было, мы с ужасом и гордостью читаем в книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Страшно подумать, как в лесу, на холоде, в одиночку, практически без еды, днём и ночью, мучительно медленно, Маресьев, у которого началась к тому же гангрена ног, продвигался «к своим». И дополз же до людей! До своих!
Спасибо семье Вихровых, они выхаживали в своем доме, в деревне Плав, державшегося на волоске от смерти впавшего в забытье лётчика , пока в первых числах мая на прилетел за ним друг Андрей Николаевич Дехтяренко, чтобы переправить Алексея, сначала в Красилово, а затем в Москву, в госпиталь.
Впереди, за спасением Алексея Маресьева ждали новые испытания, новые вершины, на которые он взойдет, преодолевая немыслимые трудности.
Алексей Петрович был доставлен на Большую землю, в военный госпиталь имени Н.Н.Бурденко, что в Бабушкинском переулке в Москве.
На следующий день врачи обследовав раны больного Маресьева, пришли к выводу: кости стоп раздроблены, кожные ткани обморожены, развилась гангрена, нужна срочная ампутация 1-3 голени обеих ног.
На вид раненый лётчик был так плох, что поместили его в палату для безнадежных, окна которой не имели стёкол и были забиты фанерой, кровати стояли без матрацев. Но сила духа – вечный спутник героя – вновь придала сил. Когда послеоперационные раны зажили, Алексей стал усиленно осваивать протезы, чтобы вновь научиться ходить и во что бы то ни стало вернуться в строй советских соколов.
Первые шаги на протезах он делал, крепко держась за стул, постепенно передвигая его перед собой. Затем, превозмогая боль, Алексей тренировался в ходьбе с костылями, потом – с палочкой. Шаг за шагом Алексей Маресьев учился ходить без посторонней помощи, успехи придавали бодрости. Наконец профессор Н.Н.Теребинский разрешил ему выходить на улицу.
Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. С октября 1942 года лейтенант А.П.Маресьев проходит службу в должности помощника командира 65-й отдельной авиаэскадрильи связи Московского военного округа, летал на биплане По-2. Прославленный летчик Алексей Маресьев лечился в эвакогоспитале № 3999, расположенном в Куйбышеве. Именно благодаря врачам, поверившим в него, он нашел в себе силы не просто встать на протезы, но вернуться на фронт и сбить еще семь вражеских самолетов. Это ли не подвиг!
Путь от смерти, которая очень надеялась на скорую добычу, до возращения Алексея Маресьева в боевой строй был фантастически труден. В стихотворении Андрея Григорьева есть такие строки:
Сначала не пускали в самолёт,
Потом вторым летая с командиром,
Он показал Геройский свой полёт,
Двух немцев сбив, домой вернулся с миром.
Так после ампутации Герой,
Семь самолётов фрицев обездвижил,
После войны вернулся он домой,
На зло врагам проклятым, парень выжил
Алексей Петрович Маресьев после выхода в отставку постоянно поддерживал себя в отличной физической форме (лыжи, коньки, велосипед, плаванье). Он, например, установил личный рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут. Алексей Петрович женился. Примечательно, что первенец Маресьевых – сын Виктор – родился 5 сентября 1946 года, в тот самый день, когда в журнале «Октябрь» была напечатана первая глава книги Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке». Естественно, русские люди вчитывались в страницы книги, открывая для себя главное – мы одержали великую Победу над фашистами, во многом благодаря таким героям, как Маресьев. Мужество, героизм были основой народного подвига в годы великих испытаний.
Известность А.Маресьева после выхода книги и фильма «Повесть о настоящем человеке» перешагнули границы не только Москвы, но и Советского Союза. В апреле 1949 года Алексей Петрович в составе советской делегации участвовал в работе Первого Всемирного конгресса мира в Париже. В этом же 1949 году художником К. Максимовым был написан его портрет.
18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания.
Мы и сегодня на минуту замолкаем, вспоминая подвиг А.П.Маресьева, память о котором живёт в наших сердцах.
В нашем восприятии Алексей Петрович Маресьев – настоящий патриот. Наверное, именно это качество в большей степени определяет судьбу героя. Вспомните, как с детства этот человек шёл по жизни. У него была цель. Он хотел быть военным лётчиком, значит, хотел защищать Родину. Не для себя жить. Не тлеть! Гореть!
Всё было против этого. С самого детства. Алексей — младший из трёх сыновей, слаб здоровьем (ноги болели с детства!), с трёх дет без отца, окончил семилетку, потом ФЗУ – получил профессию токаря. Мечтал о небе. Не суждено было Алексею Маресьеву поступить в летную школу. Не прошел медицинскую комиссию, однако, не отчаялся. Стал заниматься в аэроклубе. В 1937 году вступил в ряды Красной Армии, служил в отряде НКВД, помогал ремонтировать самолёты. Его старания приметили – напрвили учиться в Хабаровск, в школу для авиамотористов. Потом будут Читинская военная школа пилотов, которую закончил в числе лучших, Батайская авиационная школа. Её Маресьев закончил как «старший курсант с отличной техникой пилотирования». Начал работать инструктором в лётной школе, присвоили здесь звание младшего лейтенанта. В июне 1941 года состоялся первый выпуск 12 военлётов, подготовленных инструктором – лётчиком младшим лейтенантом А.П.Маресьевым. С 28 июня А.П.Маресьев служит в авиационном полку. Свой первый воздушный бой лётчик-истребитель младший лейтенант Алексей Петрович Маресьев совершил 23 августа 1941 года. 1 апреля 1942 года записал на свой боевой счет первый сбитый самолёт — транспортник Ju-52.
Даты, факты… И все об одном – о подвиге человека, который знал, ради чего живёт. Патриотизм, целеустремлённость, сила духа Алексея Петровича Маресьева служат нам, жителям 21 века, спасительным маяком.
Список литературы:
1. Наш Маресьев / сост. В. С. Шантарин. — Камышин, 1996.
2.Бондаренков А.С. Строки из биографии // — Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1967.
3. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке // — Москва, 1948.
4.Википедия
infourok.ru
мужества «Легендарный подвиг Алексея Маресьева»
Урок мужества на тему: « Легендарный подвиг Алексея Маресьева».
Цель: 1. Познакомить обучающихся с биографией великого лётчика.
2. Научить уважительно относиться к истории своей Родины, к старшему поколению.
3. Воспитывать патриотизм у подрастающего поколения..
Алексей Маресьев родился в городе Камышине Камышинского уезда Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея.
После окончания школы в Камышине Маресьев получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. Дважды подавал документы в лётное училище, но их возвращали, так как Алексей в детстве перенёс очень тяжёлую форму малярии, подорвавшую здоровье и приведшую к ревматизму. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимается в аэроклубе.
В 1937 году призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалине, затем был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 перевели в Батайск. Батайское авиационное училище им. А. К. Серова, он окончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.
В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.
В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету лётчика числилось 4 сбитых немецких самолёта. 4 апреля 1942 года в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен.Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта, питаясь корой деревьев, шишками и ягодами. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из той же деревни — Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.
Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь.
Сын лётчика Виктор Маресьев в интервью корреспонденту газеты «Аргументы и факты» вспоминал: отец рассказывал, что в госпитале он с заражением крови и гангреной лежал уже на каталке по пути в морг. Мимо умирающего Маресьева проходил профессор Теребинский; он спросил: «А этот что тут лежит?» С Маресьева сняли простыню и сказали: «А это лейтенант молодой с гангреной». Тогда Теребинский приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!». Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли.
Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу.
В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.
20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей старший лейтенант А. П. Маресьев, Воздушной армии удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 1102.
В 1944 году Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.
Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.
С 1946 года в отставке. Постоянно поддерживал себя в отличной физической форме (лыжи, коньки, велосипед, плаванье). Установил личный рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут. Свои последние вылеты на самолёте (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.
Имел множество наград:
Герой Советского Союза (24 августа 1943)
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16 мая 1996) — за выдающиеся заслуги перед государством и большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения
Орден Дружбы (4 мая 2000) — за многолетнюю плодотворную работу по социальной защите ветеранов, патриотическому воспитанию молодёжи и укреплению дружбы между народами
Орден Красного Знамени (23 июня 1942) — за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество
Орден Отечественной войны 1-й степени (6 апреля 1985) — за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Благодарность Президента Российской Федерации (27 апреля 2001) — за многолетнюю плодотворную работу по патриотическому воспитанию молодёжи, социальной защите ветеранов, укреплению дружбы между народами
Почётная грамота Правительства Российской Федерации (14 мая 1996) — за мужество, проявленное в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, большой личный вклад в развитие ветеранского движения, активное участие в патриотическом воспитании молодёжи и в связи с 80-летием со дня рождения.
infourok.ru
Подвиг Маресьева повторили десятки советских пилотов
В числе героев Великой Отечественной войны имя Алексея Маресьева обычно называют одним из первых. Лётчик, потерявший ноги и вопреки судьбе вернувшийся в строй, вызывал восхищение не у одного поколения. Однако не многие знают, что помимо Маресьева в Красной армии было немало и других безногих, безруких и даже полуслепых пилотов. Более того, «Повесть о настоящем человеке» вполне могла быть написана на 30 лет раньше.
Не создай Борис Полевой свою легендарную повесть, на офицера с протезами вместо ног, возможно, никогда не обратили бы такого внимания. Вплоть до начала Второй мировой инвалидность у военнослужащих не считалась чем-то настолько из ряда вон выходящим, чтоб это стоило возводить на пьедестал. Покуда в войсках ещё имелась кавалерия и был велик риск получить сабельную рану, очень многие солдаты и офицеры теряли руки и ноги, при этом продолжая служить. Так, к примеру, без кисти левой руки командовал ротой георгиевский кавалер и военный историк Константин Попов. Техническое перевооружение, появление танков и самолётов повысило требования к физическому состоянию военнослужащих, однако же и после этого в русской армии продолжали нести службу «лица с ограниченными возможностями». Причём даже в той же авиации. Выпускник престижного Морского кадетского корпуса Александр Прокофьев-Северский был потомственным военным. В 1914 году при военно-морском флоте начали создавать авиационные группы, предназначенные для морской разведки, – молодой офицер записался в авиаторы одним из первых. Летом 1915 года в его аэроплане сдетонировала бомба – самолёт разрушился, а сам лётчик получил тяжёлые травмы и потерял правую ногу.
Учась ходить на протезе, Прокофьев-Северский занялся конструированием и разработал систему лыж для гидросамолётов, что позволило русской авиации действовать зимой. Добившись именного повеления Николая II, он смог вернуться в строй и воевал до середины 1917 года, приняв участие в 57 воздушных боях. После революции безногий пилот эмигрировал в США, где основал своё авиаконструкторское бюро, а также консультировал американские ВВС по вопросам применения боевой авиации.
Пару Прокофьеву-Северскому составляет корнет Юрий Гильшер, получивший в 1916 году травму в результате падения самолёта. Из-за угрозы гангрены Гильшеру ампутировали левую ногу, но он нашёл в себе силы вернуться в отряд истребителей, вскоре возглавив его. Погиб лётчик в воздушном бою в июле 1917 года. Увы, но своего Бориса Полевого, чтобы прославить отважных летунов, среди многочисленных русских писателей тогда не нашлось.
Шесть суток ползком по тундре
Доподлинно неизвестно, знал ли Борис Полевой о том, что Алексей Маресьев на самом деле был лишь одним из многих советских пилотов, кому тяжёлое ранение не оборвало дорогу в небо. Возможно, что и знал: будучи военкором главной газеты страны, он имел доступ даже к секретной информации. Тем более что пилоты, подобные его герою, имелись почти на каждом фронте.
Примерно за полгода до Алексея Маресьева в госпитале Северного флота хирурги тщетно пытались спасти ноги лётчику 2-го гвардейского истребительного авиаполка Захару Сорокину. 25 октября 1941 года Сорокин совершил воздушный таран, при этом его собственный самолёт потерял управление и упал в тундре. За шесть суток пилот прополз по снегу 70 километров, отморозив в результате ноги. Лишившись обеих ступней, он сумел освоить протезы, вернулся в свой полк и продолжил сбивать немецкие самолёты. Отмечая заслуги Сорокина в охране морских караванов, в 1943 году военный атташе вручил ему орден Британской империи.
По теме
7739
Пилот разбившегося в Эфиопии пассажирского самолета перед крушением запросил разрешение на быстрый подъем. Позже он сообщал о проблемах с управлением лайнером.
На Южном фронте воевал майор Григорий Кузьмин. В конце 1941 года, патрулируя небо в районе Брянска, он обнаружил девять немецких бомбардировщиков. В ходе завязавшегося боя Кузьмин сбил два вражеских самолёта, после чего пошёл на вынужденную посадку. Раненного в ноги лётчика подобрали и выходили крестьяне, однако затем о нём прознали немцы. Попав в плен, Кузьмин бежал из лагеря, месяц воевал в партизанском отряде, пока его не переправили через линию фронта. Уже в госпитале выяснилось, что всё это время пилот ходил на обмороженных ногах. Кузьмину ампутировали ступню на левой ноге и треть ступни на правой. После усиленных тренировок он всё же научился ходить на протезах, добился разрешения вернуться в строй и освоил новую модель самолёта. В апреле 1943 года, за четыре месяца до Маресьева, Кузьмину была вручена Золотая Звезда. Но Героем Советского Союза он успел пробыть недолго – в августе лётчик погиб в бою.
Безрукий пилот попал в Книгу рекордов Гиннесса
Всего без одной или без обеих ног в Красной армии воевали более десятка пилотов – Александр Грисенко, Иван Любимов, Илья Маликов, Леонид Белоусов и другие. А вот безруких пилотов во время Второй мировой оказалось всего лишь двое – немецкий ас Виктор Петерманн и советский – Иван Леонов.
В 1943 году во время выполнения аэрофотосъёмки позиций противника под Орлом самолёт лейтенанта Леонова был сбит. Сам пилот получил тяжелейшее ранение – снаряд раздробил ему плечевой сустав. В то время Леонову было всего 20 лет. Врачи спасли ему жизнь, но руку, плечевой сустав и лопатку им пришлось ампутировать. Оправившись от ран, Леонов сперва добился у командующего 1-й воздушной армией Михаила Громова разрешения остаться в войсках. Занимаясь штабной работой, он смастерил из лёгкого дюралюминия специальный протез, позволяющий ему управлять самолётом. Поначалу безрукому пилоту доверили перевозить почту на По-2, затем подключили к выполнению боевых задач. Иван Леонов провоевал до конца войны. В 1995 году Указом Бориса Ельцина ему было присвоено звание Героя России. Однако вскоре неожиданно выяснилось, что уже полвека, как Леонов является Героем Советского Союза – к Золотой Звезде его представили ещё в годы войны, но из-за ошибки госпитальных служащих лётчик был указан в документах как умерший от ран, и награда ушла в архив. Также за уникальную стойкость и непоколебимость имя Леонова занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Фашисты вырвали лётчику глаз
То, что безруких пилотов история знает не в пример меньше, чем лётчиков без ног, вполне понятно – управлять самолётом без руки значительно сложнее. Однако представить, чтобы за штурвалом истребителя сидел почти слепой человек, и вовсе невозможно. Тем не менее бывало и такое.
Кадровый офицер Евгений Азаров воевал в авиации с первого дня войны. В 1943 году после тяжёлого ранения у него резко упало зрение, в результате медики решили отправить его в тыл. Обманув врачей, Азаров смог получить заключение о своей годности к службе. Но одно дело – бумага, а другое – настоящий бой. Глазами Азарова, ставшего к тому времени командиром эскадрильи, стал его ведомый. Заметив самолёт противника, он наводил на него истребитель Азарова, затем оттягивался назад и прикрывал командиру хвост. Таким образом до конца войны Азаров сбил 15 немецких самолётов, заслужив звание Героя Советского Союза.
А вот младшему лейтенанту Ивану Драченко отсутствие глаза компенсировали злость и желание отомстить врагу. Летом 1943-го его Ил-2 был сбит, потерявший сознание лётчик попал в плен. В ходе пыток садисты из фельджандармерии вырвали Драченко глаз, после чего отправили
в лагерь. По пути пилот смог сбежать, добрался до своих и после лечения снова сел за штурвал штурмовика. Совершив 150 боевых вылетов, Иван Драченко отомстил фашистам с лихвой.
versia.ru