ВЗГЛЯД / Сверхскоростная подлодка создала для России целую отрасль :: Общество

Ровно пятьдесят лет назад, 18 декабря 1970 года, в ВМФ СССР произошло знаменательное событие: атомная подводная лодка К-162 (проект 661, шифр «Анчар») установила до сих пор не побитый мировой рекорд скорости под водой – 44,7 узла (82,78 км/ч). Из-за ее огромной цены лодке дали прозвище «Золотая рыбка». Однако можно сказать, что все вложения в нее многократно окупились. Каким же образом?

Важнейшей особенностью К-162 было то, что она имела титановый корпус – вернее, корпуса: легкий (внешний) и прочный (внутренний). Тогда это было связано с тем, что противник имел на противолодочных самолетах магнитометры, приборы для обнаружения магнитного поля подлодки, находящейся в подводном положении. Титан немагнитен и какой бы большой ни была подлодка, магнитометр ее не обнаружит. Кроме того, у титановых лодок проще обеспечить хорошие тактико-технические характеристики – титан легче стали, и при той же мощности главной энергетической установки, что и у стальной лодки, титановая получается более «резвой».

Титан

Но титан дорог, а работа с ним сложна. Даже просто получить в нужном количестве титановые листы и прокат было проблемой. Советскому Союзу пришлось создать целую титановую индустрию для того, чтобы обеспечить будущий подплав материалом для титановых корпусов. А эта индустрия потом дала столько, что и не перечислить.

Без подводного флота не было бы ни стратегического ракетоносца Ту-160, ни искусственных коленных суставов, дающих шанс ходить на своих ногах людям, которые в другой ситуации этого шанса не имели бы. Не было бы «ВСМПО-Ависма» – крупнейшего в мире производителя титана, сотен миллионов долларов от мировых авиапроизводителей, поступающих ежегодно в страну, не было бы много чего. А титановых подлодок, породивших все это, не было бы без «Золотой рыбки».

Но это все было потом. А тогда, в СССР, следом за «Золотой рыбкой» началась разработка нового типа титановых подлодок – «Барракуд» проекта 945. К ним позже добавились лодки проекта 945А «Кондор». Они в составе ВМФ России и по сей день. Оправдали ли себя подлодки из титана? Ведь от продолжения проектов на базе «Барракуды» и «Кондора» отказались еще в СССР, вернувшись к корпусам из маломагнитной стали. Ответ на этот вопрос сложен.

С одной стороны, совершенство средств обнаружения, которыми пользуются американцы и японцы (два мировых лидера в создании противолодочных самолетов) таково, что вообще не имеет значения, есть у подлодки магнитное поле или нет. Американцы вообще убрали со своих новых патрульных самолетов P-8 Poseidon магнитометры, они прекрасно обходятся без них. Осознание в СССР этих вещей, вкупе с дороговизной титановых корпусов и трудностями в обслуживании и модернизации подлодок с ними, привело к продолжению постройки стальных лодок. Впрочем, титан из рассмотрения не выпускали. Так никогда и не появившаяся в строю ВМФ многоцелевая АПЛ проекта 957 (шифр «Кедр») могла появиться и в титановом варианте, этот вопрос рассматривался.

Но есть один нюанс, который «остался за кадром». Для СССР с его темпами обновления флота он значения не имел, для России, у которой другая ситуация, очень даже имеет. Когда подводная лодка погружается на большую глубину, ее корпус испытывает сильнейшее обжатие. Динамические нагрузки при движении распределяются иначе, даже магнитные свойства стали меняются от таких воздействий, настолько они экстремальны. Мало кто знает, но для любой подлодки, кроме предельной глубины погружения, есть еще и предельное время нахождения на ней. И оно никогда не бывает большим, речь идет о считанных сутках. Превышение этого лимита чревато катастрофой. Но даже без него погружения на большую глубину серьезно сокращают срок службы подлодки и приближают ее списание. И с этим ничего нельзя сделать. Со временем каждая подводная лодка получает ограничения по предельной глубине погружения. Сегодня это касается почти всех атомных подлодок в нашем флоте, кроме лодок новых проектов.

Нужен ли уход на глубину? Ведь вопреки распространенному мнению, акустическая заметность лодки с глубиной растет, а не снижается – наибольшая акустическая скрытность обеспечивается на небольших глубинах погружения, где есть слои воды с разной температурой и плотностью, а в глубине вода однородна и звук в ней распространяется намного дальше, а иногда, в некоторых гидрологических условиях, у него еще и скорость распространения растет.

Все это верно, но дело в том, что у патрульной авиации США и их союзников в полную силу вошли неакустические средства обнаружения подлодок, идущих в подводном положении. Их эффективность просто чудовищна, и единственным дающим надежду выжить действием для подлодки, «по душу» которой летит «Орион», «Посейдон» или «Кавасаки» является уход на глубину – и чем глубже, тем лучше.

И вот тут-то внезапно оказывается, что у титана и помимо отсутствующего магнитного поля есть кое-что важное – корпус из титана намного лучше стального работает «на сжатие», износ и деформация титанового корпуса намного меньше, время предельного нахождения подлодки из титана на предельной глубине будет намного выше, чем у стальной, и сокращение остаточного ресурса корпуса тоже несравнимо меньше, чем у подлодки из стали.

Повод задуматься, не так ли? При этом цена современного оборудования и оружия такова, что разница в стоимости между стальным и титановым корпусом не выглядит такой разительной, как раньше. Титан по-прежнему намного дороже, но на фоне окончательной цены подлодки (пятерка «Ясеней» стоит как Олимпиада в Сочи, вместе с перестройкой города) это не будет заметно. С учетом уровня развития противолодочных сил наших вероятных противников, стоило бы рассмотреть возможность постройки перспективной подлодки проекта 545 (шифр «Лайка») именно из титана.

Возможно, когда-нибудь титановые корпуса вернутся. И тогда мы опять вспомним про К-162, которая была первой титановой подлодкой в мире – и благодаря которой у нас в принципе есть возможность думать о таких вещах.  

Фактор скорости

Советские подлодки долго были быстрее американских. Осознание того, насколько, в свое время вызвало у американцев настоящий шок. Но преимущества скорости они оценили очень быстро. Вот только оценить – одно, а использовать – другое, быстроходные атомные лодки надо как минимум построить, чтобы пользоваться преимуществами скорости.

К-162 была в свое время самой быстрой подлодкой в мире. Сегодня можно встретить оценки, подвергающие ценность этого факта сомнению, ведь скорость означает утрату скрытности – лодка на большой скорости ревет на весь океан и ничего не слышит. Это так, но бывают ситуации, когда выбора нет. Та же К-162 прославилась длительным преследованием авианосца «Саратога». Но это – в мирное время.

В ходе военных действий скорость куда критичнее, чем демонстрация возможностей. Так, отрыв от противолодочных сил после успешной атаки производится за счет скорости, как и разрыв контакта с вражеской подлодкой, если это необходимо. При этом специфика подводного боя такова, что слышать цель совсем не значит иметь возможность ее поразить. У американцев превосходство в торпедном оружии. Но оказавшись во вроде бы безнадежной дуэльной ситуации, российская подлодка, которой удалось ходом уйти за дальность применения противником торпед, вполне может извне опасной зоны запустить в сторону противника противолодочные ракеты, входящие в состав комплексов «Водопад» или, в будущем, «Ответ» (не путать со «Шквалом», это совсем другое). И тут уже американцам придется отчаянно спасать свою жизнь, и совсем не факт, что у них это получится, несмотря на общее техническое превосходство.

Но сначала надо оторваться от них. А тут важна скорость. И именно К-162 дала понимание массы вопросов, связанных с быстрым движением под водой. В дальнейшем этот задел не был использован полностью, но и утрачен не был тоже. Если когда-нибудь в России снова будут строить «лодки-охотники», задача которых выслеживать и уничтожать подлодки противника (строящиеся сегодня «Ясени-М» для этой задачи малопригодны, их изначальным предназначением было нанесение ракетных ударов, что они сейчас и отрабатывают), то наработки, полученные при постройке и эксплуатации «Золотой рыбки», обязательно пригодятся.

Увы, но со скоростью связано и кое-что неприятное. Изучение советского подплава дало американцам понимание важности превосходства в скорости в бою. Есть все основания считать, что они этого превосходства добились, вот только афишировать это они не хотят. Америка ценит готовность к реальной войне, а это означает, что свои реальные возможности нужно скрывать, а не кричать на весь мир о рекордах. Так, в открытых источниках, максимальная скорость АПЛ типа «Лос-Анджелес» в подводном положении определяется как 33-35 узлов. Однако реально экипажи российских подлодок в ходе некоторых инцидентов с американцами (это одна из тех вещей, которые не попадают в прессу никогда) фиксировали быстрый набор скорости до 38 узлов, причем точно неизвестно, является ли эта скорость максимальной. И тут-то и стоит задать вопрос: а не ставили ли в США рекорды скорости, похожие на наши, но тайно?

То, что «Лоси» намного быстрее, чем пишут в СМИ и книгах – факт, и есть все основания считать, что скорости «Вирджиний» американцы тоже занижают.

А еще они ведут огромную работу по повышению скорости малошумного хода: когда рост скорости есть, а роста уровня подводного шума, соразмерного росту скорости – нет. Прогресс, которого они добились в этом, очень впечатляет, теперь у них есть не просто возможность опережающего маневра, но опережающего скрытного маневра, а это совсем другой уровень угрозы. Увы, но наши уроки могут выучить и наши враги. «Золотая рыбка» – как раз такой пример, как ни неприятно об этом говорить.

Крылатые ракеты с подводным стартом

Помимо титановой индустрии, которая изменила лицо страны, и выдающихся скоростных качеств, имевших значение, выходящее за рамки отдельно взятого проекта подлодки, проект 661 дал еще одну инновацию, которая с тех пор неразрывно связана с нашим подводным флотом – запускаемые из подводного положения противокорабельные крылатые ракеты (ПКР). Ничего подобного тогда не было ни у кого. Позже американцы научились запускать из торпедных аппаратов «Томагавки» и «Гарпуны», позже у них появились установки вертикального пуска, но в случае с нашими подлодками речь идет о ракетах совсем других размеров. Именно на К-162 был отработан ракетный комплекс П-70 «Аметист», давший нашим подлодкам возможность атаковать корабельные ударные группы противника залпом из-под воды. До этого подлодкам, вооруженным ПКР, обязательно нужно было всплывать, что ставило их выживание под вопрос.

Эти ракеты стали основным оружием другого проекта – 670. По иронии судьбы, это были медленные лодки, не такие, как К-162. Но они и не предназначались для ведения торпедного боя с другими подлодками, их модель применения была совсем другой – и целями их были надводные корабли.

Это были настоящие «рабочие лошадки» ВМФ, случись быть реальному боестолкновению с США или НАТО, именно у этих лодок, применявших противокорабельные ракеты по целеуказанию, получаемому за счет собственных средств обнаружения, были бы максимальные шансы отработать по цели. Другим лодкам с противокорабельными крылатыми ракетами нужны были бы внешние источники данных о цели и работающая связь, а «Скатам» проекта 670 нужно было только выйти на рубеж пуска. И отработан этот ракетный комплекс был именно на «Золотой рыбке», на ней он получил путевку в жизнь, о чем тоже стоит вспомнить в этот день.

Больше, чем просто подлодка

К-162 получилась неудачной. В ней слишком многое делалось первый раз, конструкторы и инженеры просто не знали многих вещей и не могли узнать, пока не попробовали: у нее были неустранимые конструктивные недостатки, а ее цена была просто запредельно высокой. Эксплуатировать эту лодку было непросто. Именно поэтому она осталась в единственном экземпляре.

Но она дала нашей стране так много, что невозможно отразить в рамках одной статьи. Именно стране, а не только флоту. Впрочем, флоту она дала не меньше. Вполне возможно, что те наработки, которые стартовали на 661-м проекте, нам еще понадобятся. Но даже без учета этого фактора, все затраты и вложения в этот проект окупились многократно. И вспоминая о годовщине скоростного рекорда, который поставил этот корабль, стоит держать в уме и его значение в целом.

Самая быстрая подводная лодка в мире

Самая быстрая подводная лодка была сооружена в СССР и спущена на воду 21 декабря 1968 г. Это была модель проекта «Анчар» – «К-162», которую позже переименовали в «К-222». За свою дороговизну корабль получил прозвище «Золотая рыбка».

Для постройки подлодки была создана уникальная 2-реакторная атомная энергетическая установка, в которой находилось такое количество топлива, что его бы хватило на 4 кругосветных плаванья. Интересен факт, что при изготовлении ее каркаса использовался титан, который до этого момента еще не применялся в мировой истории кораблестроения.

Характеристики самой скоростной подлодки

Подводная лодка «К-222» является самой быстрой в мире подлодкой, достигавшей скорости 44 узла – 82 км/ч. Помимо титанового корпуса, подлодка обладала рядом других достоинств. Стоит заметить, что на ее борту были размещены крылатые ракеты П-70 «Аметист», которые могли запускаться из-под воды.

«К-222» обладала следующими характеристиками:

  • скорость (надводная) – 19 узлов;
  • скорость (подводная) – 44,7 узла;
  • предельная глубина погружения – 400 м;
  • автономность плавания – 70 суток;
  • экипаж – 80 человек;
  • водоизмещение (надводное) – 5197 т;
  • водоизмещение (подводное) – 7000 т;
  • наибольшая длина – 106,9 м;
  • наибольшая ширина – 11,5 м.

Любопытно, что до этого момента в мире еще не было корабля, способного запускать крылатые ракеты из подводного положения. При постройке самой быстрой подводной лодки советские инженеры делали основной упор на то, чтобы она могла наносить ракетные и торпедные залпы по вражеским авианосным соединениям с дальнего расстояния.

Благодаря титановому корпусу подлодка обладала значительно меньшим весом и имела правильную гидродинамическую форму. И все же, не смотря на ряд преимуществ, модели «К-222» так и не были запущены в массовое производство, в связи с высокими затратами. К примеру, стоимость одного только титанового корпусу была в 6 раз больше аналога из маломагнитной стали.

Кроме этого была еще одна веская причина, по которой скоростная подлодка не была одобрена комиссией – шум. Когда она набирала высокую скорость, возникал шум до 100 дБ, что сопоставимо с гулом поезда, подходящего к перрону.

Такой шум мог сразу же выдать местонахождение подлодки, что сводило к нулю ее секретность. Это привело к тому, что в 1984 г. «К-222» вывели из состава советского флота. Интересно, что в 2010 г. данная подлодка была окончательно утилизирована.

Теперь вы знаете о самой быстрой подводной лодке в мире. Если вам понравилась эта статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты про все самое-самое в мире – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

В Северодвинске поставят памятник подлодке «Золотая рыбка»

В Северодвинске поставят памятник подлодке «Золотая рыбка» Пресс-служба АО «Адмиралтейские верфи»

20:46 27.09.2019 В городе корабелов поставят монумент самой быстроходной атомной подводной лодке проекта 661. Памятник будет стоять в Приморском парке Северодвинска.

27 сентября в Северодвинске на предприятии Севмаш приняли решение поставить памятник самой быстроходной атомной подводной лодке, сообщает пресс-служба предприятия.

В Северодвинске поставят памятник самой быстроходной атомной подводной лодке проекта 661. Это подлодка признана самой быстрой в мире. Монумент будет стоять в Приморском парке Северодвинска.

В администрации города Северодвинск прошло совещание по этому поводу. Чиновники и представители Севмаша обсуждали проект будущего памятника. Его подготовили специалисты судостроительного предприятия по инициативе ветеранов Севмаша.

Советский атомоход «Золотая рыбка» был выведен из состава флота в 1989 году и утилизирован на предприятии «Звёздочка». Корабелы ягринской верфи сохранили рубку АПЛ. Она и станет основным композиционным элементом памятника.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ сообщали, что подлодка, носящая имя петербургского города, погрузилась на 240 метров в Черное море. Во время учений подводная лодка «Колпино» погрузилась в Черное море на глубину 240 метров. Экипаж протестировал все системы субмарины.

Понравился материал?Подпишись на «Невские новости»

Материалы партнеров:

Титановая «Золотая рыбка» — Энциклопедия безопасности

В 2008 году на предприятии «Севмаш» началась утилизация атомной подводной лодки К-222. На 1-ый взор, это было рядовым событием. Подводные лодки, как и неважно какая другая техника, вырабатывают собственный ресурс и списываются. Далековато не многим подводным кораблям удается стать музеем, большая часть режутся «на иголки». Лодка К-222, ранее носившая номер К-162, не смогла стать монументом самой для себя и отправилась на слом. Так грустно окончилась судьба подлодки-рекордсмена, давшей собственной стране не только лишь несколько достижений, да и ряд нужных технологий.

История лодки К-162 началась в 1959 году, когда Совмин СССР выпустил постановление «О разработке новейшей высокоскоростной подводной лодки с новых типов энергетических установок и развитии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». Перед ЦКБ-16 (сейчас СПМБМ «Малахит») была поставлена очень непростая задачка. Требовалось сделать подводную лодку, свойства которой превосходили бы данные прошлых субмарин, также решить ряд технических вопросов. Главные задачки, стоявшие перед конструкторами, выглядели последующим образом. Обеспечить возможность ракетной стрельбы из подводного положения, также достигнуть очень вероятной скорости подводного хода. Броско, что в техническом задании на новый проект находился внегласный запрет на внедрение имеющихся материалов, оборудования и вооружения. Другими словами, заказчик в лице Минобороны и Совмина вожделел созидать совсем новейшую конструкцию, выполненную с внедрением новых технологий.

Основным конструктором проекта, получившего индекс 661 и имя «Анчар», был назначен Н.Н. Исанин. От флота проект курировал капитан 2-го ранга Ю.Г. Ильинский. Работы по созданию новейшей высокоскоростной лодки были очень и очень непростыми. То либо другое роль в проекте воспринимали практически четыре сотки организаций: кораблестроители, металлурги, инженеры-электронщики и т.д. Совместными усилиями в 1960 году был подготовлен предэскизный вариант проекта 661. Броско, что в процессе подготовительных работ прорабатывались практически два 10-ка главных и вспомогательных версий проекта. На этом шаге разработки интенсивно дискуссировались все аспекты конструкции и оборудования. Например, в качестве основного вооружения для новейшей подлодки предлагались новые крылатые ракеты «Аметист», старенькые ракеты с надводным стартом, либо же доработанные торпеды с завышенной дальностью. Не считая того, главным материалом конструкции могли стать сталь, алюминий либо титан. В итоге анализа способностей и перспектив каждого варианта было принято решение сделать новейшую лодку из титана и оснастить ее крылатыми ракетами «Аметист» с возможностью подводного старта.

Скоро после окончания предэскизного проектирования началась подготовка настоящего «белового» проекта. В 1961-м он был утвержден, и приблизительно через год на Северном машиностроительном предприятии началось строительство головной подлодки. Необходимо отметить, официальная закладка АПЛ К-162 свершилась исключительно в конце 1963 года. Дело в том, что в процессе сборочных работ первых частей конструкции проявились некие недостатки технического нрава. На их исправление ушло дополнительное время. Ну и после решения этих заморочек строительство нового подводного корабля шло длительно и с большенными сложностями. Сначала, на затягивании сроков сказался недочет титана, который был нужен не только лишь для новейшей подлодки, да и для строительства неких самолетов и ракет. В итоге лодка К-162 была спущена на воду исключительно в декабре 1968 года.

Проект 661 предполагал создание двухкорпусной подлодки с широким внедрением в конструкции титановых деталей. Легкий корпус лодки имел круглое сечение, но его кормовая часть была выполнена по схеме «раздвоенная корма». Два обтекателя несли внутри себя валы 2-ух гребных винтов, разнесенные друг от друга на 5 метров. Такая схема получила неофициальное заглавие «штаны» и после использовалась в нескольких проектах подлодок. Снутри легкого корпуса был помещен крепкий, име
вший необычную конструкцию. В носовой части субмарины он состоял из 2-ух отчасти перекрывающихся горизонтальных цилиндров (сечение таковой конструкции припоминает цифру 8). Любой из их имел поперечник в 5 с половиной метров, но из-за перекрывающихся сечений высота всей конструкции равнялась 9 метрам, что сходилось с поперечником цилиндрической средней и кормовой части крепкого корпуса. Любопытно, что «трубы» носовой части крепкого корпуса числились отдельными отсеками. В верхнем цилиндре – первом отсеке лодки – расположили торпедные аппараты калибра 533 мм, припас торпед, устройства заряжания и т.п. Не считая того, в первом отсеке размещался пост управления ракетами. 2-ой отсек вмещал в себя часть аккумуляторных батарей и гидроакустическую аппаратуру. В 3-ем отсеке (находился сходу после «восьмеркообразной» части крепкого корпуса) находились жилые помещения и другие батареи. 4-ый отсек предназначался для центрального поста, поста управления энергетической установкой и нескольких вспомогательных помещений. 5-ый отсек был отдан под реактор, 6-ой – под турбины, седьмой – под турбогенераторы и распределительные щиты, а в восьмом размещались компрессоры, вспомогательное оборудование и т.п. В конце концов, в корме, в девятом отсеке монтировались приводы рулей. Носовые горизонтальные рули были расположены в фронтальной части лодки и по мере надобности убирались под легкий корпус.

При разработке реактора для проекта 661 рассматривались два варианта: водо-водяной и с железным теплоносителем (сплав свинца и висмута). В итоге сопоставления трудности конструкций и перспектив был избран 1-ый вариант. При наименьшей эффективности таковой реактор мог быть изготовлен в течение нескольких месяцев и не добивался дополнительных издержек времени и средств. В итоге лодка получила два реактора с своими паропроизводящими установками (В-5Р, 250 тонн пара в час), турбозубчатыми агрегатами ГТЗА-618 и турбогенераторами переменного тока (380 вольт, 50 герц) ОК-3 мощностью по 3000 кв каждый. Невзирая на внедрение уже освоенной водо-водяной схемы, в конструкции реакторов лодки проекта 661 было использовано несколько уникальных технических решений, повысивших эффективность работы. В конце концов, достаточно смелым решением стало исключение из состава энергетического оборудования запасных дизельных генераторов. На случай заморочек с главной энергоустановкой подлодка оснащалась 2-мя группами серебряно-цинковых аккумов по 152 элемента в каждой.

Новый проект скоростной подводной лодки предполагал внедрение новейших электрических систем. Так, навигацию в надводном и подводном положениях планировалось производить с помощью всеширотной системы «Сигма-661», автоматическое управление по курсу и глубине возлагалось на комплекс «Шпат», а общекорабельные системы и устройства управлялись с помощью системы «Сигнал-661». «Ушами» новейшей подлодки был гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин». Он мог сразу аккомпанировать две цели и при всем этом выдавать данные по ним на систему управления вооружением. Обнаружение мин производила система «Радиан-1». Для зрительного наблюдения за окружающей обстановкой подлодки проекта 661 планировалось оснащать перископом ПЗНС-9 со интегрированным вычислителем координат. В конце концов, в состав оборудования лодки включили две радиолокационные станции и систему определения гос принадлежности «Нихром».

В первом отсеке лодок проекта 661 расположили четыре 533-мм торпедных аппарата со вспомогательной аппаратурой и боекомплектом в 12 торпед. Управление торпедной стрельбой возлагалось на комплекс «Ладога-П-661», а конструкция аппаратов позволяла создавать атаку целей с глубины до 200 метров. Главным вооружением лодок проекта 661 должны были стать противокорабельные крылатые ракеты П-70 «Аметист», разработанные в ОКБ-152 под управлением В.Н. Челомея. В носовой части лодки, по краям от «восьмерки» первых 2-ух отсеков, располагались 10 контейнеров с ракетами, по 5 на борт. Ракеты предназначались для запуска из подводного положения. Для этого лодка должна была выйти на глубину в 30 метров и заполнить контейнер водой. По команде экипажа подлодки ракета выходила из контейнера с помощью стартового мотора, а после подъема в воздух врубался маршевый твердотоплив
ный. Все ракеты можно было выпустить 2-мя залпами с перерывом в несколько секунд. Невзирая на трудности с разработкой и испытаниями, ракета «Аметист» стала первой в мире противокорабельной ракетой с подводным стартом. Броско, что контейнеры ракет размещались не вертикально, а под углом в 32,5° к основной плоскости подлодки. Дело в том, что при вертикальном старте пришлось бы усложнить систему управления ракеты для вывода ее на горизонтальную низковысотную линию движения. При наклонном старте эта задачка была еще проще, что и воздействовало на размещение ракетных контейнеров.

Сложность разработки и строительства новейшей лодки, в конструкции которой преобладали титановые детали, привели к довольно большой цены проекта. Из-за этого еще до конца сборки подлодку К-162 окрестили «Золотой рыбкой», намекая на цена железного сырья. Все же, в конце 1968 года субмарину спустили на воду, а незначительно позднее начались ее тесты. В 1969 году в процессе испытаний К-162 смогла достигнуть подводной скорости в 42 узла (около 78 км/ч). При всем этом энергоустановка работала лишь на 80% от полной мощности. Таким макаром, расчетный показатель наибольшей скорости, данный начальным техническим заданием, был превышен на четыре узла.

18 декабря 1970 года вошедшая в строй ВМФ СССР подлодка установила мировой рекорд скорости, который не побит до сего времени. При ручном управлении турбозубчатым агрегатом и защитой реактора удалось вывести энергетическую установку на 97% от наибольшей мощности. На глубине в 100 метров это позволило лодке разогнаться до 44,7 узла (82,8 км/ч). До и после К-162 ни одна подлодка в мире не прогуливалась с таковой скоростью. При разгоне до больших скоростей наблюдалось несколько увлекательных явлений. Например, по достижении порога в 35-36 узлов возникал гидродинамический шум от завихрений встречного потока, обтекавшего лодку. Это внезапное явление могло демаскировать подлодку при выполнении боевой задачки, но его посчитали достаточной платой за высшую скорость. Не считая того, в ряде всевозможных случаев подлодка могла уйти от преследования кораблями противника.

Скоро после установления секретного рекорда у экипажа лодки К-162 появилась возможность проверить высокоскоростной потенциал на практике. Осенью 1971 года, во время похода К-162 в Атлантический океан, пересеклись пути русской субмарины и южноамериканского авианосца «Саратога». В итоге этого в бортовом журнальчике южноамериканского корабля появилась запись, гласившая, что в течение нескольких часов он пробовал оторваться от неведомой подлодки, но не сумел сделать это даже на полном ходу, на скорости в 30 узлов. Подлодка, в свою очередь, маневрировала вокруг авианосца, но не отставала. Командир К-162 капитан 1-го ранга Ю.Ф. Голубков после чего варианта отметил, что свойства лодки позволяли избрать более комфортную позицию для атаки неприятельских кораблей.

Служба подлодки К-162 с перерывами на ремонт длилась до 1984 года, когда ее поставили на прикол. В 1978 году лодку переименовали в К-222, под этим номером она и закончила свою службу. В марте 1989 года «Золотую рыбку» исключили из боевого состава военно-морского флота, а через 10 лет спустили флаг. Дальше пару лет К-222 простояла у пирса в ожидании утилизации, которая началась в 2008 году.

К огорчению, подлодка К-162 либо К-222 так и осталась единственным кораблем проекта 661. Сразу с высочайшими ходовыми чертами она оказалась очень дорогой для массового производства. Крепкий титановый корпус, при всех его преимуществах, был очень сложен в изготовлении. Не считая того, к концу 80-х годов устарело главное вооружение лодки – ракеты П-70 «Аметист». Также необходимо отметить, что к тому же времени у потенциального противника появились новые гидроакустические системы, способные гарантированно найти К-162 на довольно огромных расстояниях. Высочайшая шумность лодки на огромных скоростях только ухудшала эту ситуацию. В свете развития противолодочной авиации у высокоскоростной подлодки просто не оставалось шансов. Потому «Золотую рыбку» так и оставили в одиночестве, а потом списали.

Все же, приобретенный при конструирован

Российская подводная лодка «Золотая рыбка» оказалась сверхбыстрой (но с фатальными дефектами)

В первые два десятилетия холодной войны советскому военному истеблишменту стало ясно, что их линейка подводных лодок остро нуждается в реформе. В то время советский флот зависел от все более устаревших итераций немецких подводных лодок времен Второй мировой войны.

Советское политическое руководство разработало метод шоковой терапии для решения этой проблемы: новую подводную лодку «Проект 661» класса , построенную на платформе комплексных восходящих инноваций.И это не было пустым хвастовством; Инженерам проекта 661 было прямо запрещено заимствовать предыдущие принципы проектирования.

Результат, получивший название «Золотая рыбка», был заложен в 1963 году и окончательно введен в эксплуатацию шесть лет спустя; он должен был стать первым и последним судном проекта 661. «Золотая рыбка», побившая несколько рекордов как к лучшему, так и к худшему, — это исследование крайностей. В более фундаментальном плане он иллюстрирует преимущества и проблемы целеустремленного, политически мотивированного внимания к инновациям, а не к итерациям.

Беспрецедентный выбор дизайна для проекта 661 начался с его внешнего вида. «Золотая рыбка» должна была стать первой подводной лодкой , построенной из титана , — масштабное мероприятие, требующее создания новых цепочек поставок и обширных проб и ошибок. Титан обладал несколькими ключевыми характеристиками и преимуществами в обслуживании: большей упругостью, потенциальной скоростью и устойчивостью к коррозии.

В соответствии со своей инновационной направленностью «Золотая рыбка» была одной из первых подводных лодок, вооруженных новыми противокорабельными ракетами P-70 «Аметист» .Отчасти в результате использования этого нового металла, а отчасти из-за сознательной попытки порвать с прошлым, Golden Fish отличался радикально другим, гораздо более агрессивно закругленным внешним корпусом по сравнению с его предшественником класса Whisky.

Однако именно решение об установке двух ядерных реакторов с водой под давлением ВМ-5м дало судну проекта 661 огромное преимущество в летно-технических характеристиках по сравнению с его предшественниками, оснащенными ВМ-4 и ВМ-А. VM-5M позволил Golden Fish установить рекорд, который остается неоспоримым и по сей день: мировая скорость под водой.Согласно официальной «Военной книге рекордов », опубликованной Министерством обороны России, «18 декабря 1970 года подводная лодка проекта 661 К-162 [техническое название« Золотая рыбка »] достигла мирового рекорда по максимальной подводной скорости — 44,7. узлов [более 50 миль в час] ».

Подводная лодка имела одно крупное, относительно успешное сражение , которое демонстрирует потенциальные преимущества высокоскоростных подводных лодок. В 1971 году он начал агрессивную погоню за военно-морским флотом Саратога, имея, по словам капитана, множество шансов поразить и уничтожить американский авианосец.

Но это замечательное достижение в максимальной скорости привело к фатальным потерям в других областях производительности. В то время как подводные лодки по своей конструкции являются оружием-невидимками, Golden Fish производила слишком много шума — , как сообщается, и более 100 децибел — для эффективного и последовательного использования в большинстве боевых сценариев. Что еще больше усугубляет его эксплуатационную ценность, экипаж проекта 661 столкнется с серьезными проблемами при использовании собственного бортового гидроакустического радара при движении на таких головокружительных скоростях.

Подводная лодка побила еще один, гораздо менее лестный рекорд.«Золотая рыбка» была ссылкой на его ошеломляющую стоимость: более двух миллиардов рублей, или , примерно 1% ВВП Советского Союза в 1968 году. Это не влияет на затраты на устранение дополнительной деградации компонентов из-за движения с такой скоростью.

Проект 661 был списан в результате этих технических и финансовых проблем, но был ли это явный провал?

Конечно, это не было прорывным решением против боевых авианосных групп США, которое искал советский флот.

Но, как отмечает российский военный эксперт Андрей Фролов , навязчивая ориентация проекта 661 на долгосрочные инновации привела к важным тенденциям в советском подводном строительстве; К ним относятся его титановая конструкция и оригинальная интеграция реактора. Что еще более важно, его «экспериментальный» характер предоставил поколению советских инженеров-подводников высокий технический уровень, что продемонстрировали в последующие годы с появлением линейки подводных лодок класса Афла.

Марк Эпископос часто пишет в газете The National Interest и работает научным сотрудником в Центре национальных интересов.Марк также является докторантом истории в Американском университете.

Подводные лодки «Золотые рыбки» и музыкальные коты на выставке игрушек в Токио

Компания Segatoys представила свой «Art Aquarium Prisrium» на Токийской выставке игрушек 10 июня 2016 г.

Вам не хватает мини-подводной лодки для аквариума с золотыми рыбками? Или вам действительно нужны музыкальные кошки, чтобы скрасить свой день? Не бойтесь, в Японии есть именно то, что вам нужно.

The Tokyo Toy Show предлагает шведский стол из высокотехнологичных украшений, которые в равной мере могут смущать, восхищать и развлекать.

Ежегодное мероприятие, которое проходит до воскресенья в японской столице, объединяет 160 компаний со всего мира, чтобы продемонстрировать лучшее, что они могут предложить ожидаемым 160 000 посетителей.

Как кукла, у которой есть собственная учетная запись в Твиттере, или гарнитура виртуальной реальности, которая заставляет владельца думать, что он летит в космосе или идет по поверхности далекой планеты.

Производители игрушек в быстро стареющей Японии давно перестали ориентироваться на детей только для того, чтобы нацелить свои предложения и на взрослых.

Одним из таких примеров этой стратегии пенсионного обеспечения является «Licca-chan» — доморощенная японская версия Барби, создатель которой Такара Томи сейчас выпускает пользующуюся большим спросом версию для взрослых.

Женщины в возрасте от 20 до 30 лет купили ограниченную версию в прошлом году по цене около 100 долларов за три дня.

Но на Tokyo Toy Show в пятницу привлекли внимание гаджеты, которые можно было найти только в Японии.

Масаёси Гото, представитель Такары Томи А.R.T.S с гордостью продемонстрировал набор музыкальных представителей семейства кошачьих, созданный его компанией.

«Когда вы нажимаете на спину этих кошек, они начинают мяукать, так что вы можете играть с ними музыку», — с гордостью объяснил он.

  • Модель гигантского динозавра демонстрируется на Tokyo Toy Show 10 июня 2016 года.
  • Игрушечный поезд оснащен камерой, чтобы показать вид из кабины, во время демонстрации Томи на Tokyo Toy Show 10 июня 2016 г.
  • Томи представил гаджет «Smapon» на Tokyo Toy Show 9 июня 2016 года.

Кража планшетов и смартфонов на Токийском шоу игрушек

© AFP, 2016

Ссылка : Подводные лодки с золотыми рыбками и музыкальные коты на выставке игрушек в Токио (2016, 10 июня) получено 21 июля 2021 г. с https: // физ.org / новости / 2016-06-золотые-подводные-лодки-музыкальные-кошки-токио.html

Этот документ защищен авторским правом. За исключением честных сделок с целью частного изучения или исследования, никакие часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в информационных целях.

селфи с золотой рыбкой: теперь это то, что вы можете делать благодаря Japan

КПК

Вы устали прижиматься лицом к стеклу аквариумов? Не можете заставить свой смартфон сфокусироваться на взмахивающем, кривоглазом лице ваших аквариумных питомцев, не требующих особого ухода?

Может быть, да, может быть, нет.Независимо от того, нужно ли вам это или нет, теперь есть возможность получить идеальные снимки жителей вашего аквариума. И, конечно же, из Японии.

CCP, подразделение Bandai, скоро выпустит то, что она называет Submariner Camera. Как следует из названия, это и подводная лодка, и фотоаппарат, и он аккуратно умещается в ладони. Миниатюрный подводный аппарат может делать как снимки, так и записывать короткое видео через установленную на передней панели камеру, обеспечивая близкие снимки вашей золотой рыбки.

Другими особенностями камеры Submariner Camera являются передние фонари, предназначенные для ночного наблюдения и исследования ниш, где может прятаться рыба, и прикрепляемая кормушка, расположенная рядом с камерой, идеально подходящая для заманивания животных для съемки крупным планом.

Устройство управляется с помощью инфракрасного пульта дистанционного управления, обеспечивающего вращение влево и вправо, а также управление всплытием. Сама камера, хотя и не на уровне, сопоставимом со смартфонами, делает разумные фотографии с разрешением 1280 × 9,60 пикселей и видео с разрешением 640 × 480 пикселей со скоростью 30 кадров в секунду.

Подводная лодка также имеет 256 МБ встроенной памяти, что достаточно для пяти минут непрерывного видео или примерно 800 фотографий. Предоставляется USB-кабель для загрузки ваших любимых снимков сеанса.

Пожалуй, единственное, что вызывает споры в отношении камеры Submariner Camera, — это ее цена — несколько завышенная 10 778 иен (100 долларов США, 130 австралийских долларов, 70 фунтов стерлингов).

Коврики с золотыми рыбками в стиле пони для холодного пикника

Cold Picnic, дизайнерская компания из Нью-Йорка, известная своим красочным домашним текстилем, выпустила новую коллекцию ковров, вдохновленную фильмом Хаяо Миядзаки, Ponyo .

Черпая вдохновение у любимого персонажа Studio Ghibli Поньо, рыбы, которая превращается в человека, соучредители Фиби Сон и Питер Буэр создали дизайн, который пробуждает детскую радость и привносит игривость в любое пространство. Коллекция Весна 2021, метко названная «Золотая рыбка», включает пять тафтинговых ковров ручной работы с названиями, которые отдают дань уважения анимации: «Золотая рыбка и ее мальчик», «Деревня под водой», «Богиня милосердия», «Подводная лодка в глубине» и «Подводная лодка». Коврики с необычными формами и линиями, характерными для «Холодного пикника», сочетают в себе оттенки серо-коричневого, аквамарина и вишнево-розового, напоминая об океане фильма и очаровательной внешности Понио.

«Мы любили Ponyo до того, как стали родителями и до карантина, но эти факторы добавляли силы, когда мы возвращались к нему — снова и снова — с нашей маленькой дочерью (в начале фильма Понио живет под водой внутри буквального пузыря) », — делятся Сунг и Буэр в пресс-релизе. «Пять ковриков в этой коллекции — это наша попытка передать игривость, странность и невинность этого фильма и воспитания маленького ребенка в эти времена».

Взгляните на коллекцию, красиво запечатленную директором печати ELLE Sverige Катариной Матссон в ее доме в Швеции, вверху.

Коллекция «Золотая рыбка» по цене от 170 до 1950 долларов США доступна на сайте Cold Picnic.

Рыбам-инвалидам сшили специальный спасательный жилет, чтобы помочь им плавать

Какая палочка-выручалочка.

Изобретательная женщина из Великобритании произвела фурор в Интернете — и в аквариуме — после того, как снабдила золотую рыбку-инвалида индивидуальным спасательным жилетом, чтобы она не тонула.Плавучее устройство забавных размеров рыбы можно увидеть на вирусном видео из Garden Sanctuary в Вулверхэмптоне.

«Некоторое время он жил на дне своего резервуара вверх ногами», — сказала Caters News Стейси О’Ши, управляющая приютом для домашних животных из своего дома к северо-востоку от Бирмингема.

Несчастный рыбок страдал от неизлечимого расстройства плавательного пузыря, из-за которого он сидел вверх ногами на дне аквариума, сказала она.

Решив не дать своему питомцу погибнуть животом, отчаявшиеся хозяева обратились за помощью к О’Ши.

Стейси О’Ши помогла золотой рыбке-инвалиду, снабдив ее индивидуальным спасательным жилетом, чтобы она не утонула.CATERS NEWS

Смотрителю удалось передать МакГайверу трубку из крошечных пластиковых трубок и тройников, обычно используемых для фильтров кондиционеров. Затем она утяжелила устройство полистиролом, чтобы чешуйчатый пловец не всплывал на поверхность — как балластные цистерны на подводной лодке.

Периодическая регулировка количества полистирола помогала золотой рыбке подплывать к разным уровням в аквариуме, что позволяло ему лучше видеть свой дом.

Создавая водную прогулку, О’Ши поднял настроение рыбам и всей семье.

Плавательный пузырь рыбы — это орган, содержащий кислород, который жизненно важен для поддержания плавучести рыбы в воде. Плохое качество воды, проблемы с питанием и стресс могут вызвать проблемы с плавательным пузырем рыб, что приведет к изменению плавучести, пишет PetMD. В некоторых случаях проблема возникает при попадании жидкости в плавательный пузырь. Золотые рыбки особенно уязвимы для нарушений плавучести из-за их круглого тела и изогнутых шипов.

О’Ши — не первый любитель рыбы, который импровизировал плавсредство для нуждающейся золотой рыбки. Мужчина из Массачусетса создал такой же трубчатый спасательный жилет для своего 5-летнего питомца, испытывающего трудности с плавучестью. В Сан-Антонио сотрудник аквариума также смог спасти золотую рыбку-инвалида, построив для нее водную инвалидную коляску.

Как рыба поднимается и тонет в воде?

Рыбы немного похожи на птиц или летающих насекомых: у них есть встроенные механизмы, которые позволяют им перемещаться вверх, вниз и из стороны в сторону в окружающей среде.Но методы, которые позволяют рыбе делать это, ближе к принципам, лежащим в основе искусственных летательных аппаратов, чем к естественным методам полета. Большинство рыб поднимается и тонет в воде так же, как воздушный шар, наполненный гелием или воздушный шар, поднимается и опускается в воздухе.

Чтобы увидеть, как это работает, вам необходимо понять различные силы, действующие в воздухе и под водой. Хотя эти среды кажутся нам очень разными, вода и воздух на самом деле очень похожи. Оба являются жидкостями , веществами с массой, но без формы.На Земле объект, погруженный в жидкость (например, рыба или человек), испытывает две основные силы:

  • Нисходящее притяжение силы тяжести
  • Толчок вверх плавучести

Плавучесть вызывается разница в жидкости давление на разных уровнях жидкости. Частицы на нижних уровнях толкаются вниз за счет веса всех частиц над ними. Частицы на верхних уровнях имеют меньший вес над ними. Следовательно, под объектом всегда большее давление, чем над ним, поэтому жидкость постоянно толкает объект вверх.(Чтобы узнать больше о силе плавучести, прочтите, как работают воздушные шары.)

Сила плавучести, действующая на объект, равна весу жидкости , перемещаемой этим объектом на . Например, если вы погрузите пустой кувшин из-под молока в ванну, он вытеснит галлон воды. Затем вода в ванне толкает кувшин с силой немногим более 8 фунтов, что составляет вес галлона воды. Объект с большим объемом выталкивается вверх с большей силой, потому что он вытесняет больше жидкости.Конечно, если объект плотнее (и, следовательно, тяжелее) воды, не имеет значения, сколько воды он вытесняет — он все равно утонет.

Чтобы подняться, рыба должна уменьшить свою общую плотность за счет увеличения объема без значительного увеличения массы. Большинство рыб делают это с помощью так называемого плавательного пузыря . Плавательный пузырь — это просто расширяемый мешок, похожий на легкое человека. Чтобы уменьшить его общую плотность, рыба наполняет мочевой пузырь кислородом, собираемым из окружающей воды через жабры.Когда мочевой пузырь наполнен кислородом, рыба имеет больший объем, но ее вес не сильно увеличивается. Когда мочевой пузырь расширяется, он вытесняет больше воды и, таким образом, испытывает большую плавучесть. Когда мочевой пузырь полностью надувается, рыба имеет максимальный объем и выталкивается на поверхность. Когда мочевой пузырь полностью спущен, рыба имеет минимальный объем и опускается на дно океана. Чтобы оставаться на определенном уровне, рыба наполняет свой мочевой пузырь до точки, в которой она вытесняет объем воды, который весит столько же, сколько весит рыба.В этом случае силы плавучести и гравитации нейтрализуют друг друга, и рыба остается на этом уровне.

Большинство рыб поднимаются и тонут с помощью этого метода, но не все. Некоторым видам не нужен плавательный пузырь, потому что они всю жизнь плавают по дну океана. Другие рыбы, такие как скаты и акулы, поднимаются и опускаются, продвигаясь вперед. Как и в самолете, движение жидкости под ластами создает подъемную силу , которая толкает рыбу вверх.

Поэма о ненависти | Библиотека Конгресса

 Я искренне ненавижу тебя.Верно.
Все во мне ненавидят все в тебе.
Взмах запястья тебя ненавидит.
То, как я держу карандаш, тебя ненавидит.
Звук, издаваемый моими крошечными костями, был в ловушке
      в пасти мурена тебя ненавидит.
Каждая корпускула, поющая в своем капилляре, ненавидит вас.

Берегись! Fore! Ненавижу тебя.

Сине-зеленый жемчуг из носка, который я копаю
      из-под третьего ногтя на левой ноге ненавидит тебя.
История этого брелка ненавидит вас.Мой вздох на заднем плане, когда вы объясняете реляционные базы данных
      ненавидит тебя.
Золотая рыбка моего гения ненавидит тебя.
Моя аорта ненавидит тебя. Тоже мои предки.

Закрытое окно - это одновременно закрытое окно и очевидное
      символ того, как я тебя ненавижу.

Мой голос резок, как прическа: ненависть.
Мои колебания, когда вы приглашаете меня покататься: ненавижу.
Мое приятное «доброе утро»: ненавижу.
Знаешь, когда я сонный, я тыкаюсь носом в голову
      под мышкой? Ненавидеть.Белки моих глаз-мишеней выражают ненависть. Мой остроумие
      практикует это.
Моя грудь расслабляется в кобуре с утра
      Ночью тебя ненавижу.
Слои ненависти, парфе.
Через несколько часов после нашей последней ссоры, размахивая острым ликованием ненависти,
Я рассекаю тебя ячейка за ячейкой, чтобы ненавидеть каждого
      индивидуально и на досуге.
Мои легкие, двуличные близнецы, расширяются с абсолютной справедливостью
      моей ненависти, которой тебя никогда не хватит,
Затаив дыхание, как два идеалиста в разбитой подводной лодке.

— Джули Шихан

Права и доступ

из ПЛЕЯД, т. 24: 2
Central Missouri State Press

Авторские права Джули Шихан.
Все права защищены.

Печатается с разрешения Джули Шихан. Авторские права принадлежат Джули Шиэн.

.