Планер КАИ-12 «Приморец». — Российская авиация

Планер КАИ-12 «Приморец».

Разработчик: КАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1956 г.

Планер КАИ-12 «Приморец» — двухместный, цельнометаллической конструкции, предназначен для обучения планеристов и тренировок в парящем полете, был разработан и начал строиться предположительно в 1956 году. Начал поступать в планерные клубы и планерные станции в 1958 году. Планер был разработан на базе Чехословацкого планера «Пионер», но в отличие от него имел цельнометаллическую конструкцию. Введение в эксплуатацию этого планера на тот момент принесло планерному спорту свежую струю. Планер КАИ-12 «Приморец» имеет девятикратный запас прочности и предназначался для обучения планеристов полетам с автостарта, на буксире за самолетом и выполнения фигур пилотажа.

На планере разрешается выполнять:
— спирали с креном 30° и 50°;
— нормальный штопор (один виток в любую сторону).

В течение нескольких лет на планере был установлен ряд рекордов, вот некоторые из них: 22 июля 1959 года, брянский планерист М.Симонов, пролетел по прямой 437 км, в том же месяце, спортсмен Днепропетровского аэроклуба, выпарил на этом планере на высоту 4920 м, установив тем самым республиканский рекорд.

Крыло — постоянной ширины и постоянного профиля по размаху, по концам закруглено. Профиль «NACA-43012». Схема крепления крыла подкосная, левое и правое полукрылья подвешены шарнирно. Каркас каждого полукрыла собран из лонжерона и вспомогательного косого лонжерона, из продольной стенки в месте подвески элерона, 22 нервюр, 21 промежуточного носка, задней кромки и законцовок крыла. Обшивка лобовой части и все детали крыла — из тонкого дюралюминия. У каждого полукрыла имеется металлический подкос из труб каплеобразного сечения с контрподкосом. Элероны типа «ФРАЙЗ» с осевой аэродинамической компенсацией, подвешены каждый в трех точках к крылу. Тормозные щитки — «интерцепторы» установлены на верхней и нижней поверхностях крыла и отклоняются на 90°, верхний — против потока, нижний — по потоку. Подкосы крыла выполнены из стальной трубы обтекаемого сечения 68 х 29 мм, контрподкосы из трубок диаметром 14 мм. Обшивка крыла в хвостовой части и обшивка элерона — полотняная. Лобик элерона до лонжерона зашит тонким дюралюминием.

Фюзеляж сварен из стальных труб, образующих продольные элементы — лонжероны, поперечные — шпангоуты (14 штук) и между ними — диагональные раскосы. Полотняная обшивка, укрепленная сверху стрингеров, при этом образует обтекаемую форму фюзеляжа. Обшивка каркаса фюзеляжа в основном полотняная. Носовой кок фюзеляжа выколочен из листа АМцА. Верхняя передняя часть фюзеляжа между коком и фонарем зашита листовым дюралюминием. Фонарь кабины набран из стальных трубок с лентами-окантовками и зашит плексигласом. Цилиндрическая часть фонаря — откидная в правую сторону. Она подвешена на правом верхнем лонжероне фюзеляжа. С левой стороны откидной части размещены две сдвижные форточки — для передней и задней кабин. Приборная доска передней кабины оборудована указателями скорости, высоты, поворотов, компасом, вариометром и часами. Приборная доска задней кабины расположена в ее правой части; она снабжена указателями скорости, высоты и вариометром.

Трубка Вентури для приведения в действие указателя поворота размещена на правом борту фюзеляжа перед фонарем. Указатели скорости, высоты и вариометры работают от трубки Пито, размещенной в середине фюзеляжа, сверху, сразу же за носовым коком, на специальной обтекаемой стойке. В кабине имеется двойное управление. Элероны и руль высоты управляются ручкой. Проводка управления рулем высоты — тросовая. Проводка управления элеронами — жесткая в фюзеляже и до торцевых нервюр крыла, а в крыле — тросовая. Управление рулем направления производится от качающихся педалей с нижней осью вращения, проводка от них к рулю тросовая. Управление триммером руля высоты осуществляется рукояткой секторов, размещенных на левом борту в обеих кабинах. С левого же борта в кабинах размещены на трубке рукоятки управления тормозными щитками. На планере имеются носовой и бортовой буксирные замки; обычно при взлете планера на автолебедке используется бортовой, при буксировке за самолетом — носовой замок. Оба замка управляются одновременно из передней и задней кабин.

Шасси планера — колесно-лыжное, состоит из одного колеса, лыжи и костыля. Колесо — баллонного типа, размером 400х150 — укреплено на небольшой сварной ферме, соединенной с фюзеляжем шарнирно и имеющей шнуровую резиновую амортизацию. Лыжа, склеенная из ясеневых планок, крепится шарнирно в передней части к первому шпангоуту фюзеляжа и далее по длине имеет две амортизирующие прокладки из резиновых пластин.

Костыль с рессорной амортизацией набран из четырех стальных пластин и крепится к нижнему лонжерону фюзеляжа.

Оперение — свободнонесущее. Стабилизатор — неразъемный, постоянной ширины, с неизменным симметричным профилем «NACA-0010», набран из двух лонжеронов, 14 нервюр и двух законцовок. Обшивка стабилизатора дюралюминиевая, усилена изнутри стрингерами, идущими вдоль размаха. Руль высоты собран из двух частей. В месте их соединения находится кабанчик, связанный с проводкой управления. Подвеска руля на трех шарнирах: центральном — в месте крепления кабанчика, и двух крайних — в местах подхода к концевым нервюрам стабилизатора. Руль высоты набран из лонжеронов, 12 нервюр, задней кромки и носового «лобика». Обшивка руля высоты полотняная. На задней кромке руля высоты укреплены триммеры. Левый, регулируемый в полете триммер имеет шарнирную подвеску.

Вертикальное оперение состоит из киля с рулем направления. Киль имеет лонжерон, представляющий собой часть хвостового шпангоута фюзеляжа, и носок из дюралюминия. Этот носок и стабилизатор соединены съемным обтекателем. Руль направления снабжен роговой компенсацией, набран он из лонжерона, 5 нервюр, обода и законцовки. Руль подвешен ц двух точках к килю, нижний узел подвески объединен с кабанчиком руля направления. Обшивка лобика руля направления — тонкий дюралюминий, а всего руля — полотно.

Окраска большинства планеров «Приморец» в основном зеленая, за исключением нижней части фюзеляжа и руля направления, которые окрашены в голубой цвет. Колесо — серое, лыжа — черная. Надписи нанесены красной краской.

ЛТХ:

Модификация: КАИ-12 «Приморец»
Размах крыла, м: 13,42
Длина, м: 7,77
Высота, м
Удлинение: 8,90
Площадь крыла, м2: 20,20
Масса, кг
-пустого: 253
-полетная: 433
Макс. аэродинамическое качество: 18,5
Макс. скорость на буксире, км/ч: 140
Макс. скорость в пикировании, км/ч: 180
Минимальная скорость, км/ч: 60
Посадочная скорость, км/ч: 55-58
Экипаж, чел: 2.

Учебно-тренировочный планер КАИ-12 «Приморец».

Планер КАИ-12 «Приморец».

Планер КАИ-12 «Приморец».

Взлёт аэропоезда. Буксировщик Як-12 и планер КАИ-12.

Планер КАИ-12 на зимнем аэродроме.

Планер КАИ-12 на зимнем аэродроме.

Планер КАИ-12. Аэродром Дубровицы. 1959 г.

Планер КАИ-12. Аэродром Дубровицы. 1959 г.

Планер КАИ-12.

Планер КАИ-12.

Планер КАИ-12 в полете.

Кабина планера КАИ-12.

КАИ-12. Рисунок.

КАИ-12. Чертеж.

КАИ-12. Схема 1.

КАИ-12. Схема 2.

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Б.Н.Шереметьев. Планеры. 1959 г.
Моделист-Конструктор. Игорь Костенко. КАИ-12 «ПРИМОРЕЦ».
Кирилл Сорокин. КАИ-12 «Приморец».
www.aeroclub.msk.ru

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Планер каи-12 «приморец». — О самолётах и авиастроении

Разработчик: КАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1956 г.

Планер КАИ-12 «Приморец» — двухместный, цельнометаллической конструкции, рекомендован для тренировок и обучения планеристов в парящем полете, был создан и начал строиться предположительно во второй половине 50-ых годов двадцатого века. Начал поступать в планёрные станции и планёрные клубы во второй половине 50-ых годов двадцатого века. Планер был создан на базе Чехословацкого планера «Пионер», но в отличие от него имел цельнометаллическую конструкцию. Введение в эксплуатацию этого планера в то время принесло планерному спорту свежую струю.

Планер КАИ-12 «Приморец» имеет девятикратный запас прочности и предназначался для обучения планеристов полетам с автостарта, на буксире за самолетом и исполнения фигур пилотажа.

На планере разрешается делать:
-спирали с креном 30° и 50°;
-обычный штопор (один виток в любую сторону).

В течение нескольких лет на планере был установлен последовательность рекордов, вот кое-какие из них: 22 июля 1959 года, брянский планерист М.Симонов, пролетел по прямой 437 км, в том же месяце, спортсмен Днепропетровского аэроклуба, выпарил на этом планере на высоту 4920 м, установив тем самым республиканский рекорд.

Крыло — постоянной ширины и постоянного профиля по размаху, по финишам закруглено. Профиль «NACA-43012». Схема крепления крыла подкосная, левое и правое полукрылья подвешены шарнирно.

Каркас каждого полукрыла собран из вспомогательного косого и лонжерона лонжерона, из продольной стены в месте подвески элерона, 22 нервюр, 21 промежуточного носка, задней кромки и законцовок крыла. Обшивка лобовой части и все подробности крыла — из узкого дюралюминия. У каждого полукрыла имеется железный подкос из труб каплеобразного сечения с контрподкосом.

Элероны типа «ФРАЙЗ» с осевой аэродинамической компенсацией, подвешены любой в трех точках к крылу. Тормозные щитки — «интерцепторы» установлены на верхней и нижней поверхностях крыла и отклоняются на 90°, верхний — против потока, нижний — по потоку. Подкосы крыла выполнены из металлической трубы обтекаемого сечения 68 х 29 мм, контрподкосы из трубок диаметром 14 мм. Обшивка крыла в хвостовой части и обшивка элерона — полотняная.

Лобик элерона до лонжерона зашит узким дюралюминием.

Фюзеляж сварен из металлических труб, образующих продольные элементы — лонжероны, поперечные — шпангоуты (14 штук) и между ними — диагональные раскосы. Полотняная обшивка, укрепленная сверху стрингеров, наряду с этим образует обтекаемую форму фюзеляжа. Обшивка каркаса фюзеляжа по большей части полотняная. Носовой кок фюзеляжа выколочен из страницы АМцА.

Верхняя передняя часть фюзеляжа между фонарём и коком зашита листовым дюралюминием. Фонарь кабины собран из металлических трубок с лентами-окантовками и зашит плексигласом. Цилиндрическая часть фонаря — откидная в правую сторону.

Она подвешена на правом верхнем лонжероне фюзеляжа. С левой стороны откидной части размещены две сдвижные форточки — для задней кабин и передней. Приборная доска передней кабины снабжена указателями скорости, высоты, поворотов, компасом, вариометром и часами.

Приборная доска задней кабины находится в ее правой части; она снабжена указателями скорости, высоты и вариометром.

Трубка Вентури для приведения в воздействие указателя поворота размещена на правом борту фюзеляжа перед фонарем. Указатели скорости, высоты и вариометры трудятся от трубки Пито, размещенной в середине фюзеляжа, сверху, сразу же за носовым коком, на особой обтекаемой стойке. В кабине имеется двойное управление. руль и Элероны высоты управляются ручкой. Проводка управления рулем высоты — тросовая.

Проводка управления элеронами — твёрдая в фюзеляже и до торцевых нервюр крыла, а в крыле — тросовая. Управление рулем направления производится от качающихся педалей с нижней осью вращения, проводка от них к рулю тросовая. Управление триммером руля высоты осуществляется рукояткой секторов, размещенных на левом борту в обеих кабинах.

С левого же борта в кабинах размещены на трубке рукоятки управления тормозными щитками. На планере имеются носовой и бортовой буксирные замки; в большинстве случаев при взлете планера на автолебедке употребляется бортовой, при буксировке за самолетом — носовой замок. Оба замка управляются в один момент из задней кабин и передней.

Шасси планера — колесно-лыжное, складывается из одного колеса, костыля и лыжи. Колесо — баллонного типа, размером 400х150 — укреплено на небольшой сварной ферме, соединенной с фюзеляжем шарнирно и имеющей шнуровую резиновую амортизацию. Лыжа, склеенная из ясеневых планок, крепится шарнирно в передней части к первому шпангоуту фюзеляжа и потом по длине имеет две амортизирующие прокладки из резиновых пластин.

Костыль с рессорной амортизацией собран из четырех металлических пластин и крепится к нижнему лонжерону фюзеляжа.

Оперение — свободнонесущее. Стабилизатор — неразъемный, постоянной ширины, с неизменным симметричным профилем «NACA-0010», собран из двух лонжеронов, 14 нервюр и двух законцовок. Обшивка стабилизатора дюралюминиевая, усилена изнутри стрингерами, идущими на протяжении размаха.

Руль высоты собран из двух частей. В месте их соединения находится кабанчик, который связан с проводкой управления. Подвеска руля на трех шарнирах: центральном — в месте крепления кабанчика, и двух крайних — в местах подхода к концевым нервюрам стабилизатора. Руль высоты собран из лонжеронов, 12 нервюр, носового лобика и задней «кромки». Обшивка руля высоты полотняная. На задней кромке руля высоты укреплены триммеры.

Левый, регулируемый в полете триммер имеет шарнирную подвеску.

Вертикальное оперение складывается из киля с рулем направления. Киль имеет лонжерон, воображающий собой часть хвостового шпангоута фюзеляжа, и носок из дюралюминия. стабилизатор и Этот носок соединены съемным обтекателем. Руль направления снабжен роговой компенсацией, собран он из лонжерона, 5 нервюр, обода и законцовки.

Руль подвешен ц двух точках к килю, нижний узел подвески объединен с кабанчиком руля направления. Обшивка лобика руля направления — узкий дюралюминий, а всего руля — полотно.

Окраска большинства планеров «Приморец» по большей части зеленая, за исключением нижней части руля и фюзеляжа направления, каковые окрашены в светло синий цвет. Колесо — серое, лыжа — тёмная. Надписи нанесены красной краской.

ЛТХ:

Модификация: КАИ-12 «Приморец»
Размах крыла, м: 13,42
Протяженность, м: 7,77
Высота, м
Удлинение: 8,90
Площадь крыла, м2: 20,20
Масса, кг
-безлюдного: 253
-полетная: 433
Макс. аэродинамическое уровень качества: 18,5
Макс. скорость на буксире, км/ч: 140
Макс. скорость в пикировании, км/ч: 180
Минимальная скорость, км/ч: 60
Посадочная скорость, км/ч: 55-58
Экипаж, чел: 2.

Учебно-тренировочный планер КАИ-12 «Приморец».

Планер КАИ-12 «Приморец».

Планер КАИ-12 «Приморец».

Взлёт аэропоезда. Буксировщик планер-12 и як КАИ-12.

Планер КАИ-12 на зимнем аэропорте.

Планер КАИ-12 на зимнем аэропорте.

Планер КАИ-12. Аэропорт Дубровицы. 1959 г.

Планер КАИ-12. Аэропорт Дубровицы. 1959 г.

Планер КАИ-12.

Планер КАИ-12.

Планер КАИ-12 в полете.

Кабина планера КАИ-12.

КАИ-12. Рисунок.

КАИ-12. Чертеж.

КАИ-12. Схема 1.

КАИ-12. Схема 2.

.

.

Перечень источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Б.Н.Шереметьев. Планеры. 1959 г.
Моделист-Конструктор. Игорь Костенко. КАИ-12 «ПРИМОРЕЦ».
Кирилл Сорокин. КАИ-12 «Приморец».
www.aeroclub.msk.ru

Приморец

Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
  • Планер бро-12.

    Разработчик: Ошкинис Страна: СССР Первый полет: 1957 г. В летном пути спортсмена-планериста имеются два этапа: первый — процесс обучения, второй —…

  • Планер паи-6.

    Разработчик: Пьецух Страна: СССР Первый полет: 1949 г. Планер ПАИ-6 конструкции А.И.Пьецуха был выстроен и прошел опробования во второй половине 40-ых…

  • Планер бк-4 «каунас».

    Разработчик: Карвялис Страна: СССР Первый полет: 1957 г. Во второй половине 50-ых годов XX века в мастерских Каунасской планерной станции была закончена…

  • Планер а-11.

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1957 г. А-11 — одноместный цельнометаллический рекордный планер-паритель конструкции О.К.Антонова….

  • Планер а-15.

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1959 г. Планер-паритель А-15 создан в конструкторском коллективе, возглавляемом главным…

  • Экспериментальный планер маи-68.

    Разработчик: МАИ Страна: СССР Первый полет: 1970 г. Предстоящим развитием схемы «летающее крыло», предложенной А.И.Пьецухом, стал планер схемы…

stroimsamolet.ru

Полет в Стародуб 15 мая 2012.

Довелось мне 15 мая сего года поучаствовать в перегоне цессны-182 в город Стародуб,что в Брянской губернии.Лету у нас в одну сторону это заняло два с половиной часа. А отсюда до границы,что Украины,что Белоруссии всего километров по 20-30.Такой вот тут треугольник.Счастливый хозяин Саша,летел в Цессне из Москвы.

Северка и все около нее!!!
Beechcraft Musketeer и все около него

Староду́б (в исторической литературе — также Староду́б Сéверский) — город в Брянской области России, административный центр Стародубского района. Расположен на реке Бабинец, в 145 км к юго-западу от Брянска. Население — 18,4 тысяч человек. Имеет статус городского округа, в состав муниципального района не входит.

Летим парой.У цессны крейсер поболе будет-230 супротив моих двухсот,но они в знак солидарности поджались,зато экономят топливо!!!По дороге туда не до фотоаппарата: надо управлять самолетов и еще вести связь за двух.

Теплая встреча в Стародубе. Глядя на этих людей сразу почему то мысль о хорошей экологии в голову приходит и наплевать на всякие Чернобыли и тп…

мушкетер на травке,конечно полоса грунтовая и для як-12,ан-2,вильги очень даже ничего,но вот мой неподрессоренный самолет скачет по кочкам как юный козлик…

Цессна-182,которую перегнали.Все переходим со 172 на 182 как минимум и будет вам счастье!!!

общий вид комплекса зданий.Здесь еще до сих пор работает «НОЧУ НПО «СТАРОДУБСКИЙ СТК РОСТО (ДОСААФ)»(расшифровываю: «СТАРОДУБСКИЙ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КЛУБ» БРЯНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «РОССИЙСКАЯ ОБОРОННАЯ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РОСТО (ДОСААФ)», НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ) и все самолеты кроме Вильги и вновь прибывшей цессны принадлежат ему.

я здесь увидел: три як-12,ан-2,ми-8 (не летает),як-50,як-52,планера Бланик и Приморец,Вильга и вот теперь Цессна.

Пока конечно это не выглядит особо весело,но ребята обещают понастроить рядом ангаров,привезти технику и вдохнуть новую жизнь в этот аэродром!!!

еще хозяйственные постройки

Ми-8,он прилетел сюда своим ходом,правда говорят,что после приземления пилоты забрали некие блоки запуска двигателя,но так или иначе,он больше в воздух не поднимался и видимо не поднимется!!!

Зато готовый донор запчастей!!!


8

на переднем плане як-12. Пока ребята летали на Цессне,окружающие аэродром люди увидев такую активность на родном аэродроме,начали понемногу подтягиваться.Правда пораспросив о целях полетов,обычно удалялись домой.

Цессна полетела показывать свои возможности

исполнительный,полоса здесь длинная

достаточно короткий разбег и в воздух

жара на улице,тяжело самолетам летать

кружочек,тут удобно,можно встать прямо рядом с глиссадой

ребята сосредоточены


4


5

пока на три точки…

А я иду смотреть на самолеты !!!

як-12,выглядит не очень,но летает, здесь их три штуки:два летают,третий приводят в чуство

двигатель здесь аи-14 260лс ,где то в свое время удалось найти им залежи таких двигателей.

предкрылки

Зеленый як-12 имеет номер фла рф 2116К, а вот у синего номер не нашел

стойка шасси

общий вид второго як-12,тоже с аи-14

на всех самолетах трафаретом нанесено 1100 лет Стародуб. Древнее Москвы получается он!!!

вид спереди

из под крыла

синий

9

третий як-12,пока нелетающий,но не сомневаюсь,что полетит!!!Он пока стоит не у ВПП ,а у самого въезда,на парковке.

як-12 сзади

Все,что нужно,заботливо прикрыто тряпочками.Хозяева!!!

0


1


4


А это местный ан-2 для парашютистов 02055 фла рф


ан-2 вид сзади

Тут же стоят як-52 и як-50,все хорошо,но только у них вместо М-14П, стоят 260 сильные аи-14,В свое время нужные двигателя не нашли и поставили то,что было.

як-50,одноместный с хвостовым колесом регистрация фла рф 02120. Як-50 — «Окурок», советский учебно-тренировочный самолёт, одноместный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом.

як-52 фла рф 02121 если я правильно разглядел

Также все прикрыто чехольчиками.


Основная стойка як-50.Основные стойки на нем убираемые,а хвостовая нет

им бы покраситься!!!!

0

вид спереди

вид сзади

4

кабина в чехле,именно як-50 в своем развитии послужил прообразом для создания двухместного як-52,а сам он стал потомком як-18пс

крыло

руль высоты

никаких табличек опознавательных я на борту не обнаружил:-((( Только полустертые номера

9

4


5

неубираемое хвостовое колесо

Хвост


2

полустертый номер на як-52

то же на як-50

но все фиксаторы на своих местах!!!

номера на як-50 с другого борта

вот они красавцы стоят в ряд

Ну и новенькая (почти) Вильга,которая не так давно пришла из-за границы и зимой ее полностью подшаманили и покрасили. Она может таскать планера,как и было задумано.


кабина, радиостанция icom!!!

кузнечик pzl-104

5

Просторный салон у Вильги


видно,что заботливый хозяин беспокоится о самолете

Далее идем к планерам:
Спрятанный под тряпочками планер Бланик.L-13 Blanik двухместный тренировочный планёр, разработанный чехословацкой фирмой Let.

С началом производства в 1958 году, планёр быстро завоевал популярность не только в социалистических странах, но и широко экспортировался в страны Западной Европы и Северной Америки. Секрет популярности заключался в его простой и дешёвой цельнометаллической конструкции, надёжности и хороших пилотажных характеристиках. Всего было выпущено 2650 экземпляров, а если принять во внимание различные модификации (L-23 Super Blanik и т.д.), то более 3000 штук.

вот он поближе и тряпочки тоже.Пусть такие тряпочки,но он летает и заботливо укрыт!!!

Даже спустя 50 лет после начала производства, L-13 Blanik остаётся самым распространённым планером в мире. ВВС США используют L-13 (под обозначением TG-10) для первоначального обучения военных лётчиков.

Характеристики

Размах крыла, м: 16.20
Длина, м: 8.70
Удлинение: 13.70
Площадь крыла, м2: 19.10
Нагрузка на крыло, кг/м2: 26.17
Масса пустого, кг: 292
Масса максимальная, кг: 500
Макс. аэродинамическое качество: 28
Скорость Максимальная, км/ч: 230
Минимальное снижение, м/с: 0.76
Скорость минимального снижения, км/ч: 72
Скорость сваливания, км/ч: 55
Экипаж, чел: 2

подставка под хвостовое колесо

носовое колесо

законцовки крыла

могучие плечи

на фоне ми-8

Планер Приморец:
Двухместный учебно-тренировочный планёр КАИ-12 был разработан в ОКБ Казанского Авиационного Института под руководитством Симонова М. П. на базе чехословацкого планёра LF-109 «Pionyr», но в отличие от него имел цельнометаллическую конструкцию и увеличенный запас прочности.

Планёр предназначался для первоначального обучения планеристов вывозным методом, однако аэродинамическое качество и прочность позволяли использовать его для тренировки парящих полетов, обучения полетам вслепую и выполнения некоторых фигур сложного пилотажа:
— спирали с креном 30°…50°;
— нормальный штопор (один виток в любую сторону) .

Старт производился с моторной лебёдки или буксировкой за самолетом.
Выпуск планёра был начат в 1956 году в Приморском Крае, на 116-м авиационном заводе (ныне з-д «Прогресс», г. Арсеньев).

Выпуск КАИ-12 продолжался до 1959 года, всего было выпущено порядка 800 планеров. С 1958 года планер стал поступать на снабжение аэроклубов и планерных школ СССР под названием «Приморец».

1. ЛТХ:
Размах крыла, м 13.42
Длина , м 8.11
Высота, м 2.3
Площадь крыла, м² 20.2
Масса, кг
пустого 255
полётная 435
Максимальное аэродинамическое качество 18.5
Максимальная скорость на буксире, км/ч 140
Макс. скорость в пикировании, км/ч 180
Минимальная скорость, км/ч 60
Посадочная скорость, км/ч 58

обсуждение планера на reaa

А здесь он летающий,где вы еще такой найдете?:-)))


местная охранная собака-лисичка:-)))взгляд внимательный,видимо в прошлой жизни в нужном ведомстве обреталась:-)))

А нам пора лететь домой
Немного пейзажей,тк назад летел не один и руки порой были свободны!!!

Сколько узоров появляется во время посевной…

животноводы?

Тля по полям ест травку:-)))

могучие и спокойные русские реки.

В Брянских краях очень много заброшенных деревень:-(((

лесобаза

Современные животноводческие комплексы.

На обратном пути снова заброшенная полоса наполовину чем то засыпанная.Ну зачем?…

Церквушка

Горело сено в копнах?

Или может еще что,но не просто трава.

Но дым очень далеко идет

Храм явно восстанавливают,при том,что вокруг поблизости домов в нормальном состоянии нет:-(((

еще одна сельхозполоса.По базе данных у нее даже частота есть,но как мы ни кричали,нам никто не ответил:-(((

На подлете к Оке,ближе к Серпухову(он с другой стороны реки) вот такие карьеры…

и еще полоса

какое то немаленькое подворье

Ну и мост через оку и далее в Новинки!!!

igor113.livejournal.com

И. КОСТЕНКО, кандидат технических наук

Этому планеру не была уготована судьба рекордсмена. Ни в одной таблице победителей чемпионатов мира так и не появилось его название — и все же он знаменит. Знаменит потому, что буквально все рекордсмены страны по планерному спорту в последнем десятилетии начинали свой путь в небо с него, с «Приморца», справедливо названного «школьной партой парителя». Построенный в 1955 году в Казани по схеме чехословацкого «Пионера», планер «Приморец» выпускался серийно и применялся во всех аэроклубах страны. Он мог выполнять фигуры высшего пилотажа, что не раз убедительно демонстрировалось на воздушных парадах.

Планер КАИ-12 — двухместный, цельнометаллической конструкции, предназначен для обучения планеристов и тренировок в парящем полете.

Крыло — постоянной ширины и постоянного профиля по размаху, по концам закруглено. Профиль «NACA-43012». Схема крепления крыла подкосная, левое и правое полукрылья подвешены шарнирно. Каркас каждого полукрыла собран из лонжерона и вспомогательного косого лонжерона, из продольной стенки в месте подвески элерона, 22 нервюр, 21 промежуточного носка, задней кромки и законцовок крыла. Обшивка лобовой части и все детали крыла — из тонкого дюралюминия. У каждого полукрыла имеется металлический подкос из труб каплеобразного сечения с контрподкосом. Элероны типа «ФРАЙЗ» с осевой аэродинамической компенсацией, подвешены каждый в трех точках к крылу. Тормозные щитки — «интерцепторы» установлены на верхней и нижней поверхностях крыла и отклоняются на 90°, верхний — против потока, нижний — по потоку. Подкосы крыла выполнены из стальной трубы обтекаемого сечения 68X29 мм, контрподкосы из трубок Ø14 мм. Обшивка крыла в хвостовой части и обшивка элерона — полотняная. Лобик элерона до лонжерона зашит тонким дюралюминием.

Фюзеляж сварен из стальных труб, образующих продольные элементы — лонжероны, поперечные — шпангоуты (14 штук) и между ними — диагональные раскосы. Полотняная обшивка, укрепленная сверху стрингеров, при этом образует обтекаемую форму фюзеляжа. Обшивка каркаса фюзеляжа в основном полотняная. Носовой кок фюзеляжа выколочен из листа АМцА. Верхняя передняя часть фюзеляжа между коком и фонарем зашита листовым дюралюминием. Фонарь кабины набран из стальных трубок с лентами-окантовками и зашит плексигласом. Цилиндрическая часть, фонаря — откидная в правую сторону. Она подвешена на правом верхнем лонжероне фюзеляжа. С левой стороны откидной части размещены две сдвижные форточки — для передней и задней кабин. Приборная доска передней кабины оборудована указателями скорости, высоты, поворотов, компасом, вариометром и часами. Приборная доска задней кабины расположена в ее правой части; она снабжена указателями скорости, высоты и вариометром.

Трубка Вентури для приведения в действие указателя поворота размещена на правом борту фюзеляжа перед фонарем. Указатели скорости, высоты и вариометры работают от трубки Пито, размещенной в середине фюзеляжа, сверху, сразу же за носовым коком, на специальной обтекаемой стойке. В кабине имеется двойное управление. Элероны и руль высоты управляются ручкой. Проводка управления рулем высоты — тросовая. Проводка управления элеронами — жесткая в фюзеляже и до торцевых нервюр крыла, а в крыле — тросовая. Управление рулем направления производится от качающихся педалей с нижней осью вращения, проводка от них к рулю тросовая. Управление триммером руля высоты осуществляется рукояткой секторов, размещённых на левом борту в обеих кабинах. С левого же борта в кабинах размещены на трубке рукоятки управления тормозными щитками. На планере имеются носовой и бортовой буксирные замки; обычно при взлете планера на автолебедке используется бортовой, при буксировке за самолетом — носовой замок. Оба замка управляются одновременно из передней и задней кабин.

Шасси планера — колесно-лыжное, состоит из одного колеса, лыжи и костыля. Колесо — баллонного типа, размером 400X150 — укреплено на небольшой сварной ферме, соединенной с фюзеляжем шарнирно и имеющей шнуровую резиновую амортизацию. Лыжа, склеенная из ясеневых планок, крепится шарнирно в передней части к первому шпангоуту фюзеляжа и далее по длине имеет две амортизирующие прокладки из резиновых пластин.

Костыль с рессорной амортизацией набран из четырех стальных пластин и крепится к нижнему лонжерону фюзеляжа.

Оперение — свободнонесущее. Стабилизатор — неразъемный, постоянной ширины, с неизменным симметричным профилем «NACA-0010», набран из двух лонжеронов, 14 нервюр и двух законцовок. Обшивка стабилизатора дюралюминиевая, усилена изнутри стрингерами, идущими вдоль размаха. Руль высоты собран из двух частей. В месте их соединения находится кабанчик, связанный с проводкой управления. Подвеска руля на трех шарнирах: центральном — в месте крепления кабанчика, и двух крайних — в местах подхода к концевым нервюрам стабилизатора. Руль высоты набран из лонжеронов, 12 нервюр, задней кромки и носового «лобика». Обшивка руля высоты полотняная. На задней кромке руля высоты укреплены триммеры. Левый, регулируемый в полете триммер имеет шарнирную подвеску.

Вертикальное оперение состоит из киля с рулем направления. Киль имеет лонжерон, представляющий собой часть хвостового шпангоута фюзеляжа, и носок из дюралюминия. Этот носок и стабилизатор соединены съемным обтекателем. Руль направления снабжен роговой компенсацией, набран он из лонжерона, 5 нервюр, обода и законцовки. Руль подвешен в двух точках к килю, нижний узел подвески объединен с кабанчиком руля направления. Обшивка лобика руля направления — тонкий дюралюминий, а всего руля — полотно.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПЛАНЕРА: размах крыла — 13,42 м, длина — 7,77 м, площадь крыла — 20,20 м2, удлинение крыла — 8,9, вес пустого — 253 кг, полетный вес — 433 кг, нагрузка на крыло — 21,4 кг/м2, наибольшее аэродинамическое качество — 17,5, наименьшая скорость снижения — 1,29 м/с, рабочая скорость полета — 72 км/ч, минимальная скорость посадки — 55 км/ч, максимально-допустимая скорость буксировки — 140 км/ч.

Окраска большинства планеров «Приморец» в основном зеленая, за исключением нижней части фюзеляжа и руля направления, которые окрашены в голубой цвет. Колесо — серое, лыжа — черная. Надписи нанесены красной краской.

hobbyport.ru

КАИ-12 Приморец — Планерный клуб Бузовая

КАИ-12 Приморец — двухместный учебный планер. Был разработан и начал строиться ориентировочно в 1956 году. Начал поступать в планерные клубы и планерные станции в 1958 году. Планер был разработан на базе Чехословацкого планера «Пионер», но в отличие от него имел цельнометаллическую конструкцию. Введение в эксплуатацию этого планера на тот момент принесло планерному спорту свежую струю.

Планер «Приморец» (КАИ-12) имеет девятикратный запас прочности и предназначался для обучения планеристов полетам с автостарта, на буксире за самолетом и выполнения фигур пилотажа.

На планере разрешается выполнять:

  • спирали с креном 30 и 50°;
  • нормальный штопор (один виток в любую сторону).

В течение нескольких лет на планере был установлен ряд рекордов, вот некоторые из них:

  • 22 июля 1959 года брянский планерист М. Симонов пролетел по прямой 437 км;
  • в том же месяце спортсмен Днепропетровского аэроклуба Додатко П.И. выпарил на этом планере на высоту 4920м, установив тем самым республиканский рекорд.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м

13,42

Длина, м

7,8

Относительное удлинение

8,9

Площадь крыла, м2

20,20

Масса, кг
— пустого
— полетная


253
435

Максимальное аэродинамическое качество

17,5

Максимальная скорость, км/ч

180

Минимальная скорость, км/ч

60

Посадочная скорость, км/ч

50

Экипаж, чел

www.gliding.com.ua

Планер КАИ-11. — Российская авиация

Планер КАИ-11.

Разработчик: Студенческое КБ Казанского авиационного института (СКБ КАИ).
Страна: СССР
Первый полет: 1958 г.

В течение лета 1957 года, членами студенческого КБ Казанского авиационного института был разработан технический проект одноместного планера первоначального обучения КАИ-11 и подготовлены все материалы, необходимые для его производства. В руководстве работой над планёром большое участие принимал завкафедрой конструкции и проектирования самолётов В.Г.Воробьев (тогда доцент) и ассистент той же кафедры главный конструктор ОКБ М.П.Симонов.

В течение зимы 1957-1958 годов планер, (собранный в помещениях казанского завода № 22), прошёл статические испытания. В марте 1958 года на аэродроме Центрального аэроклуба им. Чкалова приземлился самолет Ли-2, на котором в Москву был доставлен планер КАИ-11. Для проведения испытаний на этом же самолете прилетела группа студентов. Успешно пройдя лётные испытания планёр был запущен в серийное производство. Приказом по Министерству высшего и среднего специального образования СССР от 12 июля 1960 года за работу «Планёр первоначального обучения КАИ-11» были награждены медалями студенты Э.Гройсман, Ю.Денисов, П.Левашов, В.Мосин, В.Насекин, В.Платонов, А.Ровных и В.Холдоялиди.

Серийное производство началось осенью 1958 года. Серия состояла почти из 100 аппаратов, однако сколько точно было выпущено и где именно выпускался этот планёр установить пока не удалось. Ходят слухи о том, что происходило это на некой авиационной рембазе под Москвой. Можно предположить, что это была либо 321-я авиационная ремонтная база, (преобразованная летом 1952 года в 121-й авиационный ремонтный завод ВВС), либо Московская авиационно-ремонтная база ДОСААФ (теперь Московский авиационно-ремонтный завод).

В 1959 году в результате слияния СКБ КАИ и общественного КБ авиационного объединения им. С.П.Горбунова было создано союзное опытное конструкторское бюро спортивной авиации — ОКБ СА, во главе с А.Х.Пантюхиным. ОКБ СА осуществляло сопровождение серии планера КАИ-11 до 1961 года.

Главным отличием КАИ-11 от известного учебного планёра БРО-11 была возможность запуска в воздух не только с амортизатора, но и любыми механизированными средствами: мотолебедкой, автолебедкой и даже буксировкой за самолетом. Цельнометаллическая конструкция делала КАИ-11 более долговечным по сравнению с «брошкой».

Благодаря особенностям своей аэродинамической компоновки, даже при потере скорости во время полёта, КАИ-11 не сваливался на крыло или в штопор, а опускал нос и набирал скорость, сохраняя управляемость элеронами.

Учитывая, что многим планерным кружкам было не под силу обзавестись мотолебёдкой, сотрудники ОКБ КАИ создали специальный комплект, состоящий из КАИ-11, самоходной стартовой лебедки для запуска и перевозки планёра, а также тележки, на которой можно транспортировать планёр в собранном и разобранном виде. Располагая таким комплектом, кружок или планерная станция имели возможность доставлять планёр в нужное место и запускать его в воздух, совершая подлёты на высоту 6-8 м. Правда не известно, выпускались ли такие комплекты серийно.

ЛТХ:

Размах крыла, м: 9,43
Длина, м: 5,10
Высота, м: 1,28
Площадь крыла, м2: 10,2
Масса, кг
-пустого: 70
-полётная: 142
Макс. аэродинамическое качество: 15
Макс. скорость на буксире, км/ч: 140
Посадочная скорость, км/ч: 45.

Одноместный планер первоначального обучения КАИ-11.

Планер КАИ- 11. Аэродром Чертаново, лето 1965 г.

Полеты на КАИ-11. Москва, аэродром Чертаново. Декабрь 1966 г.

Планер КАИ-11 на стоянке.

Планер КАИ-11.

Планер КАИ-11.

Планер КАИ-11.

Планер КАИ-11.

Планеры КАИ-11.

Кабина планера КАИ-11. На втором плане планер КАИ-12 «Приморец».

КАИ-11. Схема.

.

.

Источники:
Б.Н.Шереметев. Планеры.
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
Фотоархив www.aeroclub.msk.ru

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

КАИ-12 Приморец — Планерный клуб Бузовая

КАИ-12 Приморец — двухместный учебный планер. Был разработан и начал строиться ориентировочно в 1956 году. Начал поступать в планерные клубы и планерные станции в 1958 году. Планер был разработан на базе Чехословацкого планера «Пионер», но в отличие от него имел цельнометаллическую конструкцию. Введение в эксплуатацию этого планера на тот момент принесло планерному спорту свежую струю.

Планер «Приморец» (КАИ-12) имеет девятикратный запас прочности и предназначался для обучения планеристов полетам с автостарта, на буксире за самолетом и выполнения фигур пилотажа.

На планере разрешается выполнять:

  • спирали с креном 30 и 50°;
  • нормальный штопор (один виток в любую сторону).

В течение нескольких лет на планере был установлен ряд рекордов, вот некоторые из них:

  • 22 июля 1959 года брянский планерист М. Симонов пролетел по прямой 437 км;
  • в том же месяце спортсмен Днепропетровского аэроклуба Додатко П.И. выпарил на этом планере на высоту 4920м, установив тем самым республиканский рекорд.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м

13,42

Длина, м

7,8

Относительное удлинение

8,9

Площадь крыла, м2

20,20

Масса, кг
— пустого
— полетная


253
435

Максимальное аэродинамическое качество

17,5

Максимальная скорость, км/ч

180

Минимальная скорость, км/ч

60

Посадочная скорость, км/ч

50

Экипаж, чел

www.gliding.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *