Подводные лодки типа «Малютка» | это… Что такое Подводные лодки типа «Малютка»?

ДПЛ типа М — «Малютка»
«Малютка» серии VI
Основные характеристики
Тип кораблямалая подводная лодка
Обозначение проектасерии VI, VI-бис, XII, XV
Скорость (надводная)13 узлов / 14 узлов [1]
Скорость (подводная)7 узлов / 7.8 узла
Рабочая глубина погружения50 м
Предельная глубина погружения60 м
Автономность плавания7 суток / 10 суток
Экипаж
36 человек
Размеры
Водоизмещение надводное157 т / 208 т
Водоизмещение подводное197 т / 258 т
Длина наибольшая (по КВЛ)36. 9 м / 45 м
Ширина корпуса наиб.3.13 м / 3.50 м
Средняя осадка (по КВЛ)2,58 м / 2.85 м
Силовая установка
Дизель-электрическая, одновальная. Дизель 685 л.с. / 800 л.с., электродвигатель 235 л.с. / 400 л.с.
Вооружение
Артиллерия45-мм орудие в ограждении рубки, 195 снарядов
Торпедно-
минное вооружение
2 носовых ТА, без запасных торпед
Изображения на Викискладе

Подводные лодки типа М — «Малютка» — тип советских подводных лодок времён Второй мировой войны, самые маленькие подводные лодки в Советском Союзе в этот период. Субмарины типа «М» активно участвовали в Великой Отечественной войне. Предназначаясь для ближней защиты берегов и морских баз, они оказались способны вести успешные боевые действия даже у побережья противника, во вражеских гаванях.

Содержание

  • 1 История создания
    • 1.1 Серия VI
    • 1.2 Серия VI-бис
    • 1.3 Серия XII (проект 40)
    • 1.4 Серия XV (проект 96)
  • 2 Достижения
  • 3 Награды ПЛ типа «М»
  • 4 Сноски и источники
  • 5 Ссылки

История создания

В начале 30-х годов XX века советским правительством было принято решение о создании и усилении Тихоокеанского флота. В связи с трудностями, возникающими при транспортировке кораблей (лодок типов «Щука» и «Ленинец») по железной дороге в разобранном виде и их последующей сборке, было принято решение о проектировании класса малых подводных лодок, которые бы в собранном виде вписывались в железнодорожный габарит, что позволяло бы свободно перевозить их по железной дороге.

Разработкой проекта занимался А. Н. Асафов, инженер Техбюро № 4, разрабатывавший ранее Подводные лодки серии IV «Правда». За основу при проектировании была взята подводная лодка «Минога», имеющая водоизмещение около 120 тонн.

20 марта 1932 года Реввоенсовет СССР утвердил проект малой подводной лодки серии VI, названной «Малютка».

Серия VI

Головная лодка проекта была заложена 29 августа 1932 года. Корпуса лодок делались клёпаными, несмотря на предложение А. Н. Асафова использовать электросварку. Лодки показали скорость ниже проектной (около 5 узлов), время погружения около 80 секунд, что было больше чем у лодок других классов, недостаточную мореходность. Для улучшения характеристик лодки была создана специальная комиссия, обследовавшая головную лодку проекта и предложившая ряд конструктивных изменений, в частности было принято предложение делать корпус сварным[2], были внесены изменения в систему наполнения балластных цистерн, изменены очертания кормовой части. Последние лодки серии строились с учётом предложений комиссии, которые позволили увеличить скорость лодки до проектных значений и улучшить время погружения в полтора раза.

Всего было построено 30 лодок, 28 из которых вошли в состав ТОФ и были отправлены на Дальний Восток в период с 1 декабря 1933 года по 30 ноября 1934 года. Две последние лодки серии остались на Черноморском флоте для подготовки подводников.

Серия VI-бис

VI-бис серия

13 августа 1933 года было принято решение о постройке 20 «Малюток» по усовершенствованному проекту. Лодки получили систему быстрого погружения, электрическое управление носовыми горизонтальными рулями, улучшенный гребной винт, изменённые очертания кормы. Скорость лодок возросла до 13,2/7.16 узлов, автономность составила 10 суток. Все лодки серии VI-бис вошли в строй к ноябрю 1934 года. 12 лодок были в составе Балтийского флота, 6 — в составе Тихоокеанского флота, таким образом, количество бригад подводных лодок в ТОФ увеличилось до четырёх, 2 — в составе Черноморского флота.

Серия XII (проект 40)

XII серия

Конструктором нового проекта, также названного «Малютка», стал П. И. Сердюк. Серия состояла из 46 лодок. 28 из них вошли в строй до войны. Балтийский флот получил 9 ПЛ, Черноморский — 10, Северный — 6, Тихоокеанский — 3. Ещё 18 субмарин были переданы флоту уже в годы войны.

Серия XV (проект 96)

XV серия

Головная лодка была заложена 31 марта 1940 года. Всего построено 57 лодок, однако за время войны в строй вступили только 4 субмарины серии. Автором проекта был Ф. Ф. Полушкин. По его проекту лодка имела полуторакорпусную конструкцию: в булях, выполненных по аналогии с типом «Щ» разместились вынесенные из корпуса лодки балластные цистерны, освободив дефицитное пространство и улучшив обитаемость. Для транспортировки лодки железнодорожным транспортом були снимались. Лодка стала двухвальной, что существенно повысило живучесть. Автономность плавания увеличилась до 15 суток. Увеличение длины привело к увеличению надводной скорости до 14 узлов, однако подводная скорость даже снизилась (с 7-8 узлов у серии XII до 6 узлов).

Достижения

На боевом счету ПЛ типа «Малютка» суммарно числится 61 потопленное судно. Общее водоизмещение потопленных кораблей — 135 512 брт. Также «Малютками» повреждено 8 судов общим водоизмещением 20 131 брт и уничтожено 10 боевых кораблей противника.

Награды ПЛ типа «М»

  • Гвардейского звания были удостоены «М-171» и «М-174» — на Северном флоте, «М-35» и «М-62» на Черноморском флоте.
  • Орденом Красного Знамени были награждены черноморские «М-111» и «М-117»,
  • Гвардейским краснознамённым кораблём была «М-172» Северного флота.
  • Также, «М-171» серии XII, входящая в состав Северного флота с августа 1942 года и до конца войны удерживала переходящее Красное Знамя ЦК ВЛКСМ, которым отмечали лучшую ПЛ ВМФ СССР.

Сноски и источники

  1. Через дробь — характеристики «Малютки» серии XII
  2. Таким образом, «Малютки» стали первыми в мире цельносварными подводными лодками

Ссылки

  • book.uraic.ru// МАЛЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
  • town.ural.ru// Серия VI — Малютка
  • town. ural.ru// Серия VI-бис — Малютка
  • town.ural.ru// Серия XII — Малютка
  • town.ural.ru// Серия XV — Малютка
  • Возле своих берегов корейцы нашли погибшую советскую подлодку, rg.ru, 2008/09/29

«Малютка» возвращается из небытия: М-95 стала братской могилой для экипажа — Последние новости России и мира сегодня

Posted 18 октября 2021, 07:43

Published 18 октября 2021, 07:43

Modified 25 декабря 2022, 17:47

Updated 25 декабря 2022, 17:47

18 октября 2021, 07:43

Фото: shipspotting.com

«Малютка» : задание выполнено!

Каждый раз, проходя острова Гогланд и Большой Тютерс в Финском заливе, корабли Балтийского флота отдают почести экипажу советской подводной лодки М-95, «налетевшей» на немецкие мины 15 июня 1942 года. Только в наши дни стали известны подробности этой драматической истории.

Сюжет

Спецпроект «НИ»: поиск подводных лодок на дне Финском залива

Геннадий Чародеев

По данным ООН, на дне Балтийского моря покоятся останки порядка 800 подводных и надводных судов, принадлежавших России, Германии, Швеции, Финляндии, Польше и другим странам. Все они погибли во время двух мировых войн и в штормовую погоду.

Накануне Великой Отечественной войны Краснознаменный Балтийский флот имел в своем составе 65 подводных лодок, но только половина из них была готова вести боевые действия. Среди них — 9 субмарин серии «М». Экипажам двух бригад была поставлена задача: атаковать немецкие караваны судов и передавать в штаб донесения обо всех передвижениях флота противника.

Весной 1942 года Военный совет Балтфлота в своей директиве задачу для ПЛ усложнил: помешать поставкам меди, леса и руды из Финляндии и Швеции в Германию. Но как прорваться в большую Балтику, если враги каждую неделю ставили в Финском заливе все новые и новые минные заграждения?

Военные историки считают, что именно минные поля были основным средством борьбы немцев с подводными лодками в Балтийском море. К началу войны военные технологии — в первую очередь морские мины и системы их постановки — позволили использовать ограниченность выхода советских судов из Финского залива. Если еще в начале XX века Россия могла отправить из Кронштадта в Мировой океан огромную эскадру, то в 1941 году многоуровневыми заграждениями из тысяч мин немцы фактически заперли советских подводников в Финском заливе. Большинство потерь наших подводников приходилось именно на морские мины.

Тем не менее, разведку маршрутов поручили самым маленьким подводным лодкам – 45-метровым «Малюткам».

Конструктором довоенного проекта новой лодки, которую моряки называли «Малюткой», стал военный инженер П.И. Сердюк. Серия состояла из 46 лодок типа «М», которые были разбросаны по многим морским базам в СССР.

— Служба на «Малютке», по признанию советских моряков-подводников была делом изнурительным и опасным, — рассказал «НИ» доктор технических наук, профессор, вице-адмирал запаса Тенгиз Борисов, — Одна из основных причин, почему эти лодки делали такого размера – возможность перевозить их в собранном виде на железнодорожных платформах. «Малютки» использовали в основном для защиты побережья. Особых удобств для экипажа не было – лодка выходила в море на 2-3 дня. Нередко моряки несли службу в условиях тяжелой болтаанки — волны то и дело безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Но главной заботой моряков была надежность подлодки — один вал, один дизель, один электродвигатель и слабое вооружение на борту.

Подводники, служившие в войну на «Малютках», рассказывали: узкое пространство внутри субмарины создавало невероятные трудности для существования и работы экипажа. Для того, чтобы разойтись в дизельном отсеке двум людям, один должен был стать на четвереньки, а другой через него перепрыгнуть.

Однако во время войны подлодки типа «М» были призваны выполнять боевые задачи куда сложней, чем те, на которые были рассчитаны их технические возможности — атаковать вражеские корабли.

«Малютки» попадали в достаточно сложные ситуации, из которых зачастую целому ряду экипажей только чудом удалось остаться в живых. Несмотря ни на что, по признанию вице-адмирала Борисова, экипажи этого типа подводных крейсеров с честью и достоинством исполняли свой долг. Примером тому может служить экипажа М-95.

Участники 10-й экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» с помощью команды профессиональных дайверов обнаружили прямо напротив острова Гогланд на дне Финского залива погибшую в 1942 году советскую подводную лодку М-95, которой командовал капитан-лейтенант Леонид Федоров. Долгие годы о судьбе экипажа никто толком ничего не знал – краснофлотцев считали пропавшими без вести.

Из архивных материалов, обнаруженных историком Мирославом Морозовым, известно, что 13 июня 1942 советская подлодка М-95 вышла на разведку в район острова Гогланд, занятого гитлеровцами. По приказу командира она выпустила две торпеды (видимо по ошибке) по выбросившемуся на камни, еще во время Таллиннского перехода в 1941 года, немецкому транспорту «Шауляй».

В тот же день «Малютка» вернулась на базу в Лавенсари и, загрузив торпеды, снова вышла на позицию.

По мнению историка Морозова, у северной оконечности острова Гогланд лодка погрузилась, чтобы не быть замеченной вражеской разведкой. «Малютка» пошла в подводном положении, отважно форсируя финское минное заграждение «Рукаярви» («Морской еж»), закрывавшее выход в Финский залив. И там рано утром 15 июня береговой пост и немецкий дозорный охотник фактически одновременно зафиксировали взрыв мины на расстоянии пяти миль от берега.

Финские и немецкие летчики в течение нескольких суток «утюжили» то место, где погибшая советская подлодка лежала на грунте. (Во всяком случае, на корпусе обнаруженной дайверами ПЛ, хорошо видны следы от взрывов авиабомб).

Позже вражеская разведка зафиксировала в этом районе Финского залива огромное масляное пятно.

Во время экспедиции катер «Разведывательно-водолазной команды» прошел ровно в том месте, где курс М-95 пересекался с линиями минного поля. На экране гидролокатора поисковики увидели вытянутый силуэт советской субмарины. Судя по размерам, на глубине 60 метров лежит именно «Малютка» — М-95.

Поисковики установили: «Малютка» лежит на плотном грунте, корпус сильно пострадал от рыбацких сетей, ограждение рубки полностью разрушено. Нос подлодки сильно смят, видимо, от удара о дно. Все рули — в нейтральном положении.

Осмотр лодки дал специалистам возможность восстановить хронику трагических событий.

Скорее всего, двигаясь в подводном положении, субмарина задела минреп – трос якорной морской мины ЕМС. Они были снабжены трубкой Ка – специальной защитой от уничтожения тралами – приспособлениями для вылавливания и подрыва боеприпасов.

«Трубка Ка, — пояснил Мирослав Морозов, — представляла собой гофрированный рукав, надетый на минреп. При трении о корпус

подводной лодки этот рукав начинал перемещаться кверху, и, таким образом, срабатывал «замыкатель», стоявший на донной части якорной мины. Потом – взрыв».

Участники экспедиции обсуждают очередные находки

ПЛ с ее хрупким корпусом сразу получила повреждения, которые вывели из строя все устройства и механизмы субмарины.

Дайвер и военный историк Михаил Иванов, который сам опускался на дно Финского залива и все видел собственными глазами, высказал свою версию: подлодка начала стремительно пикировать, продолжая двигаться вперед, носом ударилась о плотный песчаный грунт. После чего носовая оконечность «Малютки» смялась и поднялась вверх.

Предположительно, лодка шла с большой скоростью – 3-4 узла и продолжала двигаться по инерции. Опускаясь вниз, она пропахала грунт, пройдя порядка 100 метров.

Когда дайверы осматривали субмарину, то обнаружили, что кормовой аварийный люк приоткрыт. Это навело на страшное предположение: в момент удара люди были живы и находились, скорее всего, в кормовых отсеках.

Аварийный люк приоткрыт

Тогда, после страшного взрыва, на глубине 63 метра, в абсолютной темноте, в ледяной воде по плечи, выжившие советские подводники нашли в себе силы делать то, что на флоте называют «борьбой за живучесть».

Согласно инструкции, моряки переоделись в костюмы, дальше затопили центральный отсек. Потом стали пытаться открыть кормовой люк, но… не смогли. По иронии судьбы, стойка леерного ограждения, спроектированная, вероятно, для удобства подводников, выходящих из субмарины, погнулась от взрывной волны и заблокировала люк. Он все же приоткрылся на 20-30 см, но в это отверстие пролезть было невозможно…

Так, при выполнении боевой задачи прямо под носом у врага героически погиб экипаж подлодки М-95. Маленькая субмарина стала братской могилой для капитан-лейтенанта Федорова и 19 его товарищей.

Дайверы разведывательно-водолазной команды установили на корпус лодки мемориальную табличку с именами героев. Вот они:

Леонид Федоров, капитан-лейтенант, командир корабля;

Илья Рывчин, полковой комиссар, военком бригады ПЛ КБФ;

Сергей Козлов, старший лейтенант, помощник командира;

Михаил Сенин, старший инженер-лейтенант, командир БЧ-5;

Иван Ишмурзин, старшина 1-й статьи, боцман;

Александр Кузьмин, старшина 2-й статьи, командир отделения рулевых;

Иван Веденин, старший краснофлотец, старший рулевой;

Иван Петров, старший краснофлотец, старший рулевой;

Георгий Цыганов, старшина 1-й статьи, командир отделения штурманских электриков;

Владимир Гордиенко, старшина 1-й статьи, старший торпедист;

Николай Торопов, старший краснофлотец, старший торпедист;

Александр Пономарев, старшина 2-й статьи, командир отделения акустиков

Александр Кучерявый, краснофлотец, командир отделения радистов;

Елисей Куроптев, главный старшина, старшина группы мотористов;

Всеволод Семичев, старшина 2-й статьи, командир отделения мотористов;

Василий Митошин, старший краснофлотец, старший моторист;

Александр Рыбалов, старший краснофлотец, командир отделения трюмных;

Петр Иванов, краснофлотец, трюмный;

Георгий Иванов, старшина 2-й статьи, старший электрик;

Николай Аракчеев, старший краснофлотец, старший электрик.

Вечная память героям!

#Новости#Подлодка#Разведка#Лес#Польша#Медь#Финляндия#Финский залив#Швеция#Балтийское море#Вторая Мировая война#Экипаж#Победа#ООН#Субмарина#Германия#СССР#Летчики#Спецпроект «НИ»: поиск подводных лодок на дне Финском залива#Общество

Подпишитесь

Токарю — 100 тысяч, инженеру — 30: как СВО перекроила рынок труда и зарплаты

Сегодня, 08:24

SHOT: два пограничника пострадали от действий диверсантов под Брянском

Сегодня, 07:08

Заключенные с ВИЧ остались без необходимых лекарств

Сегодня, 06:30

Три человека погибли при ДТП на юге Москвы

Сегодня, 04:13

Количество пострадавших при землетрясениях в Сирии превысило 400 тысяч человек

Сегодня, 04:24

ТАСС: возможной причиной взрыва в Коломне назвали беспилотник

Сегодня, 04:27

Пети Лем – petitlem.com

спальные места

достаточно приятные для весеннего сна

купить сейчас

одежда для игр

создано для летних приключений

купить сейчас

2 пижамы

одинаковые комплекты для братьев и сестер

купить

Посмотреть все

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ЛевыйПравый

Быстрая покупка

Новое в

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Посмотреть все

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

The Sleep Shop

Подготовьте своих малышей ко сну в нашей новейшей одежде для сна, включая спальные трусы на молнии и подходящие пижамные комплекты.

Посмотреть все

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ВлевоВправо

Быстрая покупка

Новое в

ЛевыйПравый

Быстрая покупка

новорожденный


контрольный список

обнаружить

Посмотреть все

ВлевоВправо

Быстрая покупка

ВлевоВправо

Быстрая покупка

ВлевоВправо

Быстрая покупка

ВлевоВправо

Быстрая покупка

ВлевоВправо

Быстрая покупка

ЛевыйПравый

Быстрая покупка

Быстрая покупка

ВлевоВправо

Быстрая покупка

ВлевоВправо

Быстрая покупка

ВлевоВправо

Быстрая покупка

ВлевоВправо

Быстрая покупка

ВлевоВправо

Быстрая покупка

ВлевоВправо

Быстрая покупка

ВлевоВправо

Быстрая покупка

ВлевоВправо

Быстрая покупка

ВлевоВправо

Быстрая покупка

ВлевоВправо

Быстрая покупка

ВлевоВправо

Быстрая покупка

ВлевоВправо

Быстрая покупка

LeftRight

Быстрая покупка

@petitlem

Вдохновитесь или поделитесь с нами лучшим моментом #thisislittle

Таблица размеров – petitlem.

com
РАЗМЕР ВЫСОТА МАССА ГРУДЬ (ДЕВОЧКИ) ГРУДЬ (МАЛЬЧИКИ) СТВОЛ*

33–35 дюймов

27-30 фунтов

35-28 дюймов

30-34 фунта

38-41″

34-38 фунтов

41-44 дюйма

38-43 фунта

44–47 дюймов

43-48 фунтов

47-49 дюймов

48-53 фунта

49-51″

53-58 фунтов

44,625 дюйма

51-53 дюйма

58-67 фунтов

46,25 дюйма

53-55″

67-78 фунтов

48,125 дюйма

55–58 дюймов

78-90 фунтов

50,625″

58-61″

90-102 фунта

53,375 дюйма

*Измерение туловища (слитный купальник): поместите гибкую рулетку на одно плечо спереди.