Содержание

как «Кострома» едва не потопила подлодку ВМС США — Российская газета

11 февраля 1992 года в Баренцевом море произошло столкновение российской атомной подводной лодки «Кострома» и американской атомной субмарины SSN-689 Baton Rouge. Несущая ядерные торпеды, крылатые и противокорабельные ракеты подлодка США получила столь сильные повреждения, что на три года оказалась выедена из строя, а затем была утилизирована. Российская субмарина проекта 945 «Барракуда» отделалась «легким испугом» и через некоторое время вернулась в строй.

Как пишет в своих воспоминаниях командир 6-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота контр-адмирал Михаил Кузнецов, К-276 под командованием капитана 2 ранга Игоря Локтя вышла в море «для поддержания боевой подготовки».

В это же время возле территориальных вод России дежурила американская лодка-убийца SSN-689. Судя по всему, капитану Гордону Кремеру поставили задачу снять акустический отпечаток с одной из российских «Барракуд», чтобы в будущем опознавать субмарину по звуку. И американец агрессивно пошел на сближение.

«Работая по плану учений, мы начали маневр по всплытию на сеанс связи, изменяя параметры движения и глубины. В какой-то момент «супостат» потерял контакт с нами и, чтобы восстановить его, сделал рывок в точку последнего контакта. Его расчеты оказались неверны, выводы о нашем маневрировании неправильны, более того, он ошибся и в оценке глубины нахождения нашей лодки, поэтому оказался над нами, мы же при всплытии въехали ему ограждением рубки в носовую часть с левого борта. Насколько я представляю, «впилили» ему в район киля где-то перед ограждением рубки», — пишет Михаил Кузнецов.

Любопытно, что после столкновения американские подводники сбежали с места столкновения.

«Основной причиной этого, я думаю, было понимание командиром американской АПЛ неправомерности своих действий. Поэтому он, даже несмотря на очень непростую обстановку на борту лодки, предпочел не всплывать, а на максимально возможном ходу покинуть район столкновения», — считает контр-адмирал.

В результате «Кострома» отделалась повреждениями рубки и обтекателя акустической антенны.

Первоначально в американских ВМС отрицали даже факт столкновения Baton Rouge с российской подлодкой, но позднее признали.

«Морские водолазы обнаружили два пореза, а также вмятины и царапины в корпусе подводной лодки США, которая столкнулась с подводной лодкой Содружества Независимых Государств», — написала 28 февраля 1992 года газета New York Times.

Демонстрировать нанесенные повреждения на субмарине Пентагон отказался, и в 1995 году Baton Rouge была списана и утилизирована. Российская «Кострома» после инцидента продолжила нести службу, в 2014 году ее направили на модернизацию.

Американская подводная лодка Baton Rouge вскоре после списания. Фото: U.S. Navy / wikimedia.org

история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

Обычно внимание публики приковывают подводные лодки стратегического назначения. Это объяснимо – осознание того, что субмарина несёт десятки мощных ядерных боеголовок, не может не впечатлять. Да и роль подводных «ракетодромов» в поддержании «ядерного щита» всегда подчёркивалась.

Однако в советском, а затем и российском подводном флоте не менее значимую роль играли подводные лодки проекта 949А «Антей» — своеобразный аналог надводных ракетных крейсеров. Именно они были подводными «убийцами авианосцев», способными уничтожить целую ударную группу. Остаются они противовесом этих групп и теперь.

История создания

Разработка советских АПЛ третьего поколения началась в 1969 году после правительственного постановления о принятии программы строительства военных кораблей. Предполагалось разработать подводный стратегический ракетоносец, многоцелевую ударную подлодку и субмарину, вооружённую противокорабельными крылатыми ракетами. Именно последняя идея и воплотится в виде подводных лодок проекта 949.

АПЛ 949А Антей

К подлодкам нового поколения изначально предъявили жёсткие требования по снижению заметности, причем, если ранее этого пытались добиться, повышая глубину погружения, то, теперь подход изменился. Новым АПЛ предстояло стать незаметными за счёт малой шумности. Подводные лодки проекта 949 «Гранит», проектируемые в конструкторском бюро «Рубин», оказались первыми АПЛ третьего поколения по времени создания. Это заставило конструкторов других лодок унифицировать свои проекты именно с «949».

Техническое задание предполагало создание субмарины, способной самостоятельно находить авианосные группы противника, следить за ними, а также иметь возможность уничтожить вражеские корабли ракетным залпом, а затем уйти, пользуясь высокой скоростью и бесшумностью. Чтобы подводный крейсер имел возможность выполнить такую задачу, специально для него стали разрабатывать и тяжёлые крылатые ракеты П-700, названные, как и проект АПЛ, «Гранит».

Солидные размеры будущей ракеты, равно как и необходимость разместить на подлодке большое количество пусковых установок, определили габариты и водоизмещение будущего крейсера.

Поскольку получалось, что такую большую подлодку сможет строить только завод в Северодвинске (СМП), конструкторы подготовили и вариант проекта с «ограниченными возможностями», строительство которого можно было бы развернуть и на других верфях. Но утвердили всё-таки основной вариант. Головной корабль – К-525 – заложили в 1975 году, а второй – К-206 – в 1979 году.

Они стали единственными подводными лодками проекта 949 «Гранит». Это не означало отказ от строительства – просто остальные запланированные корабли строились по усовершенствованному проекту, названному «949А «Антей». Они отличались удлиненными корпусом (добавившим 10 метров длины), в котором появился дополнительный отсек. За счёт этого смогли лучше разместить внутренние механизмы. Кроме того, дополнительно понизили уровень шумности. Первый «Антей» заложили в 1982 году, он получил обозначение К-148.

Конструкция

Прочный корпус имеет форму цилиндра и выполнен из стали. Переборки делят его на девять (на подводных лодках проекта «Гранит») или десять (у «Антеев») отсеков. По бортам, между лёгким и прочным корпусами,помещаются пусковые установки противокорабельных ракет «Гранит».

За счёт такого размещения вооружения лёгкий корпус получил характерную «сплюснутую» форму, за которую лодку прозвали «батон».

Ограждение «надстройка» закрывает собой ходовой мостик, выдвижные устройства (перископы и прочее) и системы подачи воздуха к дизель-генераторам и вентиляции.

В носовом отсеке – торпедное вооружение и аккумуляторы. В двух следующих отсеках находятся центральный пост, другие боевые посты, радиорубка. Эти отсеки тоже служат для размещения аккумуляторов. Четвёртый отсек – жилой, в пятом находятся вспомогательные механизмы. Дополнительный отсек, появившийся на проекте 949А, тоже содержит вспомогательные агрегаты.

Реакторный отсек – седьмой, за ним в отдельных отсеках размещены паровые турбины. Кормовой отсек – для электромеханики. Основа энергетической установки крейсера — два водо-водяных реактора ОК-650М и две паровые турбины, вращающие через редукторы два винта фиксированного шага.

949 А в разрезе

Внутри ограждения выдвижных устройств субмарины находится всплывающая спасательная капсула. С её помощью можно эвакуировать с подлодки весь экипаж, даже если лодка находится на предельной глубине.

В носовой зоне спасения предусмотрены аварийно-спасательный люк, через который можно выйти, будучи одетым в спасательное снаряжение. Люк в кормовой зоне спасения дополнительно оснащён площадкой для посадки спасательных аппаратов. Оповещать о произошедшей аварии должны всплывающие буи В-600, способные отделяться от корпуса автоматически.

Отличия имелись не только между «Гранитом» и «Антеем», но и между индивидуальными кораблями проектов. Это было связано с тем, что проекты непрерывно модернизировались, в расчёте на постепенное внедрение пока не разработанных и не продуманных механизмов и конструкторских решений. Так, место для установки буксируемой антенны «Пеламида» появилось на К-206, а первым крейсером, фактически получившим эту антенну, стал К-148.

К-173 (второй «Антей») получил новые пусковые установки, которые можно было использовать для запуска перспективных ракет, к тому же снизившие массу ракетных комплексов на 60 тонн.

На субмарине К-132 установили новый гидроакустический комплекс, а К-119 получила новый перископ и иную систему продувки уравнительных цистерн.

Вооружение

Главное оружие «Антеев» — крылатые ракеты «Гранит» — в дополнительных представлениях не нуждается. Достаточно сказать, что единственными надводными кораблями, способными их использовать, были тяжёлые крейсера проекта «Орлан», причём там ракет было на четыре меньше, чем на подводных крейсерах.

949А вооружение

Запуск всех 24 ракет одним залпом, по расчётам конструкторов, позволил бы прорвать любую противоракетную оборону, а возможность ракет обмениваться данными между собой давала возможность оптимально распределить цели «самостоятельно». Запуск ракет производится из-под воды. Для наведения П-700 на цели, находящиеся на максимальной дальности, применялись данные либо с самолётов Ту-95РЦ, либо от спутниковой разведывательной системы «Лиана».

Поздние лодки серии предполагалось вооружить перспективными ракетами «Болид», а уже построенные должны были перевооружиться ими в ходе ремонтов. Однако в 90-е годы постройку заложенных лодок заморозили, а работы по теме «Болид» закрыли. А вот разработанная тогда же схема перевооружения «Антеев» ракетами «Оникс» и «Калибр» реализовалась уже в следующем веке.

С 2013 года модернизируется подлодка К-123 «Иркутск», ожидается, что в ходе ремонта субмарины К-442 «Челябинск» она тоже будет перевооружена.

В дальнейшей перспективе перевооружённые лодки смогут использовать и новейшие ракеты «Циркон».

Через два торпедных аппарата калибра 650мм крейсера проекта «Антей» могли запускать торпеды 65-76. Эти 4-тонные торпеды могли развивать скорость до 70 узлов (по некоторым данным), а их боевая часть содержала более полутоны взрывчатого вещества. Боезапас составлял восемь торпед, на некоторых лодках – 12. Торпеды 65-76 сняли с вооружения после гибели подлодки «Курск», придя к выводу, что катастрофа произошла из-за взрыва боеголовки такого типа оружия.

Подводная лодка 949а проекта Антей

Четыре торпедных аппарата калибра 533мм используются для запуска самонаводящихся электрических торпед УСЭТ-80. Они развивают до 45 узлов и содержат боевой заряд массой до 300 кг.

Через 533мм аппараты также можно запускать ракето-торпеды «Водопад» и «Шквал», развивающие с помощью гидрореактивного двигателя и движения в паровом пузыре маршевую скорость в 375 км/ч.

Для самообороны от летательных аппаратов экипаж «Антея», находящегося в надводном положении, применяет переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла», на борту находится 16 таких ракет.

Тактико-технические характеристики

Несмотря на то, что выражение «не имеет аналогов» зачастую используется в ироничном ключе, про подводные лодки проекта «Антей» иначе не сказать. Поколение американских субмарин, появившееся в те же годы, включало в себя два типа кораблей – стратегические ракетоносцы «Огайо» и многоцелевые ударные лодки «Лос-Анджелес».

АПЛ_Омск Антей

Подводные крейсера, способные самостоятельно уничтожать советские эскадры, просто не разрабатывались. С другой стороны, в 2000-х годах самые старые лодки класса «Огайо» переоборудовали в носители крылатых ракет «Томагавк», став достаточно близким аналогом «Антеев», перевооружённых ракетами «Оникс».

 Проект 949АМПЛАРК класса «Огайо»
Водоизмещение, тонн14700/2400016764/18750
Длина, метров154170
Ширина, метров1813
Скорость, узлов3225
Экипаж, человек130155
Вооружение2 торпедных аппарата калибра 650мм, 4 торпедных аппарата калибра 533мм, 72 КР «Оникс»4 торпедных аппарата калибра 533мм, 154 КР «Томагавк»

Понятно, что в шахтах от баллистических ракет «Трайдент» удалось разместить больше крылатых ракет, чем на месте «Гранита». В то же время американская подлодка и сохранила сравнительно невысокую скорость хода, и уступает «Антею» по глубине погружения. Всё-таки носителю стратегических ракет не было необходимости незаметно следить за кораблями и быстро уходить от преследования. Да и при обстреле береговых и наземных целей эти качества решающими не станут.

949А Антей схема

Большего от старых лодок и не требуют – лишь бы дослужили срок. А вот перевооружённый «Антей» должен сохранить и возможности противодействия ударным группам флота, и насколько высоки они будут – неизвестно.

Эксплуатация

На протяжении 80-х годов флоту передали шесть «Антеев» и две лодки, построенные по первоначальному проекту. С 1992 по 1996 годы удалось достроить и сдать в эксплуатацию ещё шесть субмарин. Все они несли службу на Северном и Тихоокеанском флотах. В девяностые крейсера получили в дополнение к буквенно-цифровым индексам собственные имена.

Называли лодки в честь городов.

Хотя поддержание субмарин в боеготовом состоянии было объявлено приоритетной задачей, критическое состояние экономики государства вынудило по мере достройки новых «Антеев» списывать наиболее старые. К концу десятилетия списали «Архангельск» и «Мурманск» — лодки проекта «Гранит». За ними списки флота покинули первые «Антеи» — «Краснодар» и «Красноярск». Самым «старым» крейсером остался «Иркутск», заложенный в 1985 году и вошедший встрой в 1988 году.

Широкую известность «Антеи» получили в 2000 году, но при таких обстоятельствах, что лучше бы и не получали. Со всем экипажем во время учений погибла новейшая лодка проекта 949А Северного флота – «Курск». При этом буи оповещения не сработали, а воспользоваться средствами спасения моряки не смогли.

949А проект Антей

Три лодки, строительство которых было приостановлено, к началу 2000-х годов находились в достаточно высокой степени готовности. От двух из них в 2012 году окончательно отказались, и они были разобраны на металл. А вот лодку «Белгород» решили перезаложить и достроить по особому проекту. Она станет носителем глубоководных аппаратов. Оставшиеся восемь «Антеев», вопреки пессимистическим прогнозам, были успешно отремонтированы и либо несут боевую службу, либо модернизируются.

Хотя подводные лодки проекта 949А разрабатывались ещё в 70-е годы, они до сих пор остаются грозным оружием.

Лучше всего об этом свидетельствует то, что именно их, в отличие от надводных крейсеров проекта 1144 пытались всеми силами сохранить в тяжелейшие девяностые. Все «Орланы» тогда отправились в резерв, а вот «Антеи» оставались в строю и достраивались.

Высокие боевые качества и огромная огневая мощь подводного крейсера сомнению не подвергаются. Сомневаются аналитики в другом – а не был ли «Антей», огромная, дорогая и довольно узкоспециализированная лодка – тупиковой веткой развития? Возможно, что правы были американцы, сделавшие ставку на относительно дешёвые и массовые многоцелевые лодки. Но для своего времени субмарины проекта 949А, безусловно, были актуальны и необходимы. А их время, возможно, ещё не прошло.

Видео

«Батоны» получат универсальное оружие | Статьи

Ударные атомные подводные лодки проекта 949 типа «Антей» смогут уничтожать не только корабельные группировки противника, но и наносить массированные ракетные удары по береговым целям. Прозванные за свою мощь «убийцами авианосцев», атомные субмарины получат в ходе глубокой модернизации универсальные пусковые установки (УСП). Они обеспечат запуск новейших ракет — крылатых «Калибр» и сверхзвуковых «Оникс».

Как рассказали «Известиям» в главном штабе ВМФ, решение о перевооружении «Антеев» уже принято. Четыре из восьми находящихся в составе Военно-морского флота АПЛ проекта 949 с этого года начнут модернизацию. Работы будут проходить на дальневосточном заводе «Звезда», расположенном в бухте Большой Камень.

Расположенные по бортам субмарин пусковые установки сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет «Гранит» (по классификации NATO SS-N-19 Shipwreck — «Кораблекрушение») будут заменены на УСП. Технология такой замены достаточно проста. В имеющиеся на АПЛ пусковые установки ПКР «Гранит» вставляются три новые УСП. Это не только позволит увеличить боезапас корабля, но и даст возможность использовать два типа ракет одновременно. Общий боезапас модернизированного «Антея» увеличится с 24 до 72 ракет.

Подводные лодки проекта 949 создавались в СССР как ответ на развертывание американских авианосных соединений в Мировом океане. Один «Антей» залпом из 24 «Гранитов» может утопить целый флот на расстоянии до 700 км. У лодки достаточно сильное торпедное вооружение, позволяющее ей самостоятельно охотиться за подводными лодками противника. За характерный внешний вид субмарины получили у военных моряков прозвище «Батон».

После подводных лодок проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО — Typhoon) «Антеи» —самые большие АПЛ в мире. При длине более 150 м водоизмещение «Батонов» — 24 тыс. т. Для сравнения: у американских атомных подводных лодок типа «Лос-Анджелес» эти показатели составляют 109 м и 7 тыс. т.

Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин рассказал «Известиям», что операция в Сирии показала возможности применения высокоточного оружия. Впервые российский флот комплексно применял крылатые ракеты большого радиуса действия, оставаясь недоступным для ответного огня противника.

— Модернизация ракетных лодок 949 проекта говорит о том, что наши военные задумались создать аналог американским АПЛ типа Ohio, — рассказал Вадим Козюлин. — Ohio — это стратегические подводные ракетоносцы. Но в свое время часть лодок этого проекта прошли специальную модернизацию. Сейчас они способны запускать крылатые ракеты BGM-109 Tomahawk. Каждый корабль может быть носителем до 154 крылатых ракет. На нашем — в два раза меньше. Но всё равно существенно, чтобы нанести серьезный урон как флоту, так и береговой инфраструктуре противника.

Ракеты «Калибр» впервые были показаны в ходе антитеррористической операции в Сирии. С их помощью корабли Каспийской флотилии неоднократно успешно поражали цели террористов ИГ (запрещено в России) с расстояния 2,5 тыс. км. Также с акватории Средиземного моря в ноябре 2015 года по позициям боевиков «отстрелялась» «Калибрами» дизельная подводная лодка «Ростов-на-Дону» Черноморского флота.

Читайте также:

Калибровка великанов. Зачем атомоходы «Антей» вооружают новыми ракетами

https://ria.ru/20181215/1548001411.html

Калибровка великанов. Зачем атомоходы «Антей» вооружают новыми ракетами

Современная система навигации, повышенная живучесть, вдвое увеличенный срок службы и новое высокоточное ракетное вооружение — после масштабной модернизации… РИА Новости, 15.12.2018

2018-12-15T08:00

2018-12-15T08:00

2019-11-29T13:11

калибр

тихоокеанский флот вмф россии

безопасность

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn24.img.ria.ru/images/105753/33/1057533357_0:197:2942:1852_1400x0_80_0_0_e54255e7e7bd7aa46cdbda98c192ebe4.jpg

<strong>МОСКВА, 15 дек —</strong> <strong>РИА Новости, Николай Протопопов</strong>. Современная система навигации, повышенная живучесть, вдвое увеличенный срок службы и новое высокоточное ракетное вооружение — после масштабной модернизации атомные подводные лодки проекта 949А станут действительно универсальными и смогут решать более широкий круг задач. На днях командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц сообщил, что «Антеи» адаптируют под ракетный комплекс «Калибр». О целях «тюнинга» — в материале РИА Новости. <strong>Гроза авианосцев</strong>Подводные крейсера с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей» заступили на службу в начале 1980-х и изначально предназначались для борьбы с авианосными группами ВМС США. При удачном стечении обстоятельств одна субмарина способна вывести из строя сам авианосец и несколько кораблей из группы охранения. Основное оружие лодок — сверхзвуковой ракетный комплекс П-700 «Гранит». По расчетам советских инженеров, для преодоления ПВО авианосной группы и гарантированного уничтожения флагмана требовалось не менее 20 ракет. Каждая субмарина несет 24 ПКР. «Граниты» уникальны тем, что сами определяют крупную цель в ордере кораблей и идут к ней. В этом помогают средства обнаружения корабля-носителя или космическая система целеуказания. Также может быть задействован авиационный комплекс на базе Ту-95РЦ. Ракета летит по сложной траектории — после пуска из подводного или надводного положения поднимается на высоту до 17 километров, но как только обнаруживает и захватывает цель, снижается до 25 метров, скрываясь от корабельных РЛС. Боевая часть либо фугасная, либо ядерная, мощностью до 500 килотонн. Дальность поражения надводных целей — порядка 600 километров. «Основное предназначение «Гранитов» — удары по надводным целям, — объясняет РИА Новости экс-командир АПЛ, Герой России Александр Астапов. — У «Калибра» более широкий спектр условий применения, больший боезапас, ему не нужна космическая система наблюдения». <strong>Новый формат</strong>Комплекс «Калибр» располагает ракетами для ударов по наземным целям, противокорабельными и противолодочными ракетоторпедами для поражения субмарин. Дальность стрельбы достигает 2,5 тысячи километров. Еще одно преимущество — возможность размещения на самых разных типах носителей, от атомной подводной лодки до малого ракетного корабля. Особого внимания заслуживает система наведения и навигации ракет, действующая круглосуточно и в любых метеоусловиях. Полет выполняется по непредсказуемой для противника траектории — ракета может зайти на цель с любого направления. Основная часть пути проходит в режиме «молчания», и ракета остается невидимой для средств ПВО. На конечном участке «Калибр» снижается на высоту 20 метров и разгоняется до сверхзвуковой скорости в два Маха. Этот комплекс разрабатывался для многоцелевых подводных лодок «Ясень». Но, как выяснилось, новые ракеты идеальны и для менее крупных носителей. Из подлодок первыми после «Ясеней» их получили «дизелюхи» модернизированного проекта 636.3. Шесть таких субмарин после 2014-го пополнили боевой состав Черноморского флота. Три из них — «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино» — в 2017-м нанесли серию ударов «Калибрами» по позициям боевиков в Сирии. «Модернизация атомоходов проекта 949А под «Калибры» — абсолютно правильное решение, — убежден экс-командующий Северным флотом Вячеслав Попов, с которым удалось связаться РИА Новости. — О том, что подводные лодки типа «Антей» и «Акула» надо адаптировать под крылатые ракеты большой дальности, я говорил еще 20 лет назад. Это соответствует требованиям времени, перспективного планирования и возможного применения военной силы в будущем».<strong>Железные «батоны»</strong>»Антеи» построены по двухкорпусной схеме, поэтому они очень прочные и живучие, но заметно тяжелее западных однокорпусных конкурентов. За размеры и приплюснутую форму 154-метровые корабли прозвали «батонами». Максимальная глубина погружения — 600 метров, скорость — до 32 узлов. Несмотря на солидный возраст, крейсеры до сих пор остаются «рабочими лошадками» подводников, основным и одним из немногих эффективных «противоядий» от авианосных ударных соединений. Всего планировалось построить два десятка таких сумбарин, но к распаду Советского Союза успели спустить на воду только 11. С этим проектом связана одна из самых трагичных страниц истории российского флота — в 2000-м в результате катастрофы в Баренцевом море затонула подводная лодка «Курск». Сейчас в составе флота числятся восемь «Антеев». Три несут службу на Северном флоте, пять — на Тихоокеанском. Причем «северные» крейсера недавно прошли ремонт с модернизацией в Центре судоремонта «Звездочка». Теперь пришла очередь «восточных». Модернизация подразумевает замену почти всего внутреннего оборудования — не трогают только корпус. Расходы на это сравнимы со стоимостью нового изделия. Однако руководство ВМФ и представители оборонно-промышленного комплекса приняли, по мнению большинства военных экспертов, единственно верное решение: подлодки с невыработанным ресурсом «под нож» не пускать.

https://ria.ru/20171211/1510530729.html

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2018

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn24.img.ria.ru/images/105753/33/1057533357_106:0:2837:2048_1400x0_80_0_0_b92eed26885f83043950d1e36b16726f.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

калибр, тихоокеанский флот вмф россии, безопасность

МОСКВА, 15 дек — РИА Новости, Николай Протопопов. Современная система навигации, повышенная живучесть, вдвое увеличенный срок службы и новое высокоточное ракетное вооружение — после масштабной модернизации атомные подводные лодки проекта 949А станут действительно универсальными и смогут решать более широкий круг задач. На днях командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц сообщил, что «Антеи» адаптируют под ракетный комплекс «Калибр». О целях «тюнинга» — в материале РИА Новости.

Гроза авианосцев

Подводные крейсера с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей» заступили на службу в начале 1980-х и изначально предназначались для борьбы с авианосными группами ВМС США. При удачном стечении обстоятельств одна субмарина способна вывести из строя сам авианосец и несколько кораблей из группы охранения.

Основное оружие лодок — сверхзвуковой ракетный комплекс П-700 «Гранит». По расчетам советских инженеров, для преодоления ПВО авианосной группы и гарантированного уничтожения флагмана требовалось не менее 20 ракет. Каждая субмарина несет 24 ПКР. «Граниты» уникальны тем, что сами определяют крупную цель в ордере кораблей и идут к ней. В этом помогают средства обнаружения корабля-носителя или космическая система целеуказания. Также может быть задействован авиационный комплекс на базе Ту-95РЦ. Ракета летит по сложной траектории — после пуска из подводного или надводного положения поднимается на высоту до 17 километров, но как только обнаруживает и захватывает цель, снижается до 25 метров, скрываясь от корабельных РЛС. Боевая часть либо фугасная, либо ядерная, мощностью до 500 килотонн. Дальность поражения надводных целей — порядка 600 километров.

«Основное предназначение «Гранитов» — удары по надводным целям, — объясняет РИА Новости экс-командир АПЛ, Герой России Александр Астапов. — У «Калибра» более широкий спектр условий применения, больший боезапас, ему не нужна космическая система наблюдения».

Комплекс «Калибр» располагает ракетами для ударов по наземным целям, противокорабельными и противолодочными ракетоторпедами для поражения субмарин. Дальность стрельбы достигает 2,5 тысячи километров. Еще одно преимущество — возможность размещения на самых разных типах носителей, от атомной подводной лодки до малого ракетного корабля.

Особого внимания заслуживает система наведения и навигации ракет, действующая круглосуточно и в любых метеоусловиях. Полет выполняется по непредсказуемой для противника траектории — ракета может зайти на цель с любого направления. Основная часть пути проходит в режиме «молчания», и ракета остается невидимой для средств ПВО. На конечном участке «Калибр» снижается на высоту 20 метров и разгоняется до сверхзвуковой скорости в два Маха.

Российские военные подвешивают высокоточную ракету Х-25 к самолету Су-24 на авиабазе Хмеймим в Сирии

11 декабря 2017, 13:16

Вступились за своих. Как Россия помогла Сирии победить

Этот комплекс разрабатывался для многоцелевых подводных лодок «Ясень». Но, как выяснилось, новые ракеты идеальны и для менее крупных носителей. Из подлодок первыми после «Ясеней» их получили «дизелюхи» модернизированного проекта 636.3. Шесть таких субмарин после 2014-го пополнили боевой состав Черноморского флота. Три из них — «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино» — в 2017-м нанесли серию ударов «Калибрами» по позициям боевиков в Сирии.

«Модернизация атомоходов проекта 949А под «Калибры» — абсолютно правильное решение, — убежден экс-командующий Северным флотом Вячеслав Попов, с которым удалось связаться РИА Новости. — О том, что подводные лодки типа «Антей» и «Акула» надо адаптировать под крылатые ракеты большой дальности, я говорил еще 20 лет назад. Это соответствует требованиям времени, перспективного планирования и возможного применения военной силы в будущем».

Железные «батоны»

«Антеи» построены по двухкорпусной схеме, поэтому они очень прочные и живучие, но заметно тяжелее западных однокорпусных конкурентов. За размеры и приплюснутую форму 154-метровые корабли прозвали «батонами». Максимальная глубина погружения — 600 метров, скорость — до 32 узлов. Несмотря на солидный возраст, крейсеры до сих пор остаются «рабочими лошадками» подводников, основным и одним из немногих эффективных «противоядий» от авианосных ударных соединений.

Всего планировалось построить два десятка таких сумбарин, но к распаду Советского Союза успели спустить на воду только 11. С этим проектом связана одна из самых трагичных страниц истории российского флота — в 2000-м в результате катастрофы в Баренцевом море затонула подводная лодка «Курск». Сейчас в составе флота числятся восемь «Антеев». Три несут службу на Северном флоте, пять — на Тихоокеанском. Причем «северные» крейсера недавно прошли ремонт с модернизацией в Центре судоремонта «Звездочка». Теперь пришла очередь «восточных».

Модернизация подразумевает замену почти всего внутреннего оборудования — не трогают только корпус. Расходы на это сравнимы со стоимостью нового изделия. Однако руководство ВМФ и представители оборонно-промышленного комплекса приняли, по мнению большинства военных экспертов, единственно верное решение: подлодки с невыработанным ресурсом «под нож» не пускать.

Подводные лодки проекта 949А «Антей»

Подводные лодки проекта 949А «Анте́й» — серия советских и российских атомных подводных лодок (ПЛАРК), вооружённых крылатыми ракетами П-700 Гранит и предназначенных для уничтожения авианосных ударных соединений. По классификации НАТО — «Oscar-II». Проект является модификацией 949 «Гранит».

В 1982—1996 годах построено 11 кораблей из 18 запланированных, одна лодка потеряна, строительство двух (К-139 и К-135) законсервировано, остальные отменены.

История создания

Задание на проектирование было выдано в 1969 году. Разработка проекта 949 стала новым этапом развития субмарин класса ПЛАРК, на которые, в соответствии с концепцией асимметричного ответа, возлагалась задача противостояния авианосным ударным соединениям. Новые ракетные подлодки должны были прийти на смену субмаринам проектов 659 и 675 и в соответствии с техническим заданием превосходили их по всем основным параметрам — могли запускать ракеты и из надводного, и из подводного положения, имели меньшую шумность, более высокую скорость подводного хода, втрое больший боезапас, ракеты с кардинально улучшенными боевыми возможностями. Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок — «убийц авианосцев».

Конструкция

Двухкорпусные, расстояние между лёгким и прочным корпусом — 3,5 метра, что обеспечивает значительный запас плавучести (30 %) и даёт дополнительную защиту от подводных взрывов. Прочный корпус разделён на десять отсеков. За характерную форму корпуса проект прозван «батоном». Способны ложиться на грунт[2].

Вооружение

На протяжении средних отсеков в боковых контейнерах вне прочного корпуса находятся 24 ракеты 3М-45 комплекса П-700 «Гранит», являющиеся главным оружием лодок. Контейнеры наклонены вперёд от вертикали на угол 40-45° и попарно закрываются двенадцатью крышками-обтекателями, составляющими часть лёгкого корпуса. Торпедное вооружение представлено шестью носовыми торпедными аппаратами: 2×650 мм и 4×533 мм. В боезапас входят 8-12 ракето-торпед и торпед калибра 650 мм и 16 торпед калибра 533 мм.

Модернизация

В декабре 2011 года РИА Новости ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе сообщила, что в ЦКБ «Рубин» разработан проект модернизации.[3] Планируется замена ракет «Гранит» на более современные «Оникс», а также оснащение подводных лодок ракетным комплексом «Калибр».[3] Планируется модификация пусковых контейнеров, без переделки корпуса.[3] Замена вооружения АПЛ с СФ будет производиться на заводе «Звёздочка», а ТФ — на заводе «Звезда».[3]

Сравнительная оценка

Подводные лодки проекта 949А «Антей» являются самым многочисленным классом кораблей на вооружении которых находятся ракеты «Гранит», также корабли этого класса являются лидерами по количеству пусковых установок «Гранит» на одном носителе. В настоящее время, подводные лодки проекта 949А , совместно с бомбардировщиками ТУ-22М3 авиации ВМФ России, являются основным средством противодействия ВМФ России ударным авианосным группам ВМС США.

Представители

НазваниеЗаводской номерВступление в стройСостояние
К-148 «Краснодар»61730 сентября 1986На утилизации. Среди советских АПЛ десятилетиями находившихся в отстое, будет утилизирована одной из последних.[4]
К-173 «Красноярск»61831 декабря 1986В отстое.
К-132 «Иркутск»61930 декабря 1988В составе ТОФ, в резерве с 1997 года, в ожидании ремонта на СРЗ «Звезда» с 2001 года[5]
К-119 «Воронеж»63629 декабря 1989В составе СФ, закончен ремонт на СРЗ «Звёздочка»[6]
К-410 «Смоленск»63722 декабря 1990В ремонте[7] до 2013. В составе СФ
К-442 «Челябинск»638
28 декабря 1990
В резерве на ТОФ
К-456 «Тверь»64918 августа 1992В составе ТОФ. До 2011 носила названия «Касатка», «Вилючинск»
К-266 «Орёл»65030 декабря 1992В ремонте на СФ до 2013
К-186 «Омск»65115 декабря 1993В составе ТОФ
К-141 «Курск»66220 января 1995Погибла со всем экипажем в Баренцевом море 12 августа 2000 года
К-150 «Томск»66330 декабря 1996В ремонте на ТОФ
К-139 «Белгород»664В 2006 году принято решение не вводить в состав ВМФ России, готовность оценивалась в 80 %.[8]

Рассматривались различные варианты достройки.[9][10]
В 2012 году по заявлению главнокомандующего Военно-морским флотом России Владимира Высоцкого принято решение о достройке по спец. проекту.

[11]

К-135 «Волгоград»675Заложен 2 сентября 1993 года. В 1998 году снят с производства и законсервирован. Возможно будет достроен по схожему проекту с АПЛ К-139 «Белгород»[12][13]
К-160 «Барнаул»676Не достраивался. Готовность на 2002 год составляла 49 %.
К-?677Не достраивался.
К-?678Не достраивался.
К-?679Не достраивался.

Корпус АПЛ «Белгорода будет использован для создания новой продукции, которая касается перспективных задач. Подробности проекта военные засекретили, но можно сказать, что новая лодка будет уникальной военной техникой, способной погубить определенный класс объектов.

Командующий ВМФ Владимир Высоцкий также не стал уточнять, какие функции получит последний «Антей», однако дал понять, что таких лодок будет несколько.

«— Мы будем достраивать и «Белгород», и другие лодки этого проекта.»

[14]

Культура

Российская компания «Звезда» выпускает пластиковые сборные модели кораблей проекта 949А К-266 «Орёл» и К-141 «Курск» в масштабе 1:350. В компьютерной игре Call of Duty: Modern Warfare 3 в одной из миссий нужно штурмовать подводную лодку класса Oscar-II.

Примечания

  1. 1 2 Проект 949A
  2. Атомная подводная лодка «Курск»: от создания до трагедии. Справка, rian.ru, 13/08/2008
  3. 1 2
    3
    4 Атомные подлодки проекта «Антей» пройдут перевооружение (12.12.2011). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 12 декабря 2011.
  4. Белкина, Елена Программа утилизации советских АПЛ завершается. Государственный интернет-канал «Россия» (21.07.2011). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 22 июля 2011.
  5. К-132 (deepstorm.ru). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 17 июля 2011.
  6. В Северодвинске спущена на воду модернизированная подлодка «Воронеж». Lenta.ru (26 мая 2009). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 14 августа 2010.
  7. Завершены работы по ремонту ракетного крейсера «Воронеж» (11 октября 2011). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012.
  8. Литовкин, Виктор Никчемный «Белгород». РИА Новости (03/08/2006). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 18 февраля 2010.
  9. Строительство последней подлодки типа «Курск» заморожено, lenta.ru, 26.06.2009
  10. Беглый огонь: 26-27.11.2011, копия, 27.11.2011
  11. Главком ВМФ обещал достроить подлодку типа «Курск», lenta.ru, 10.02.2012
  12. Атомные подводные лодки проекта 949А «Антей» будут достроены и модернизированы
  13. Близнецов АПЛ «Курск» превратят в убийц ЕвроПРО
  14. Близнецов АПЛ «Курск» превратят в убийц ЕвроПРО

Ссылки

Литература

  • Павлов А. С. Ударная сила флота. — Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 2001. — 48 с. — ISBN 5-85259-525-X

какими будут подлодки 949А после модернизации

Россия намерена нарастить численный состав активной группировки надводных и подводных крейсеров управляемого ракетного оружия путем восстановительного ремонта и модернизации атомных ракетоносцев третьего поколения проекта 949А «Антей».

Очередное подтверждение тому получено в ходе февральской поездки на Дальний Восток замминистра обороны Юрия Борисова. По его словам, уже к 2021 году Тихоокеанский флот (ТОФ) сможет получить четыре подобных атомохода в варианте с крылатыми ракетами комплекса «Калибр», которые отлично показали себя в ходе контртеррористической операции в Сирийской Арабской Республике (САР).

Беседуя с журналистами на судоремонтном заводе «Звезда», Борисов сказал: по результатам обсуждения данного проекта на предприятии, «мы думаем, что 2021 — это реальный срок», причем заказ на модернизацию АПЛ «Омск» может быть выполнен уже в текущем году. Министерство обороны серьезно рассматривает вопрос дозагрузки предприятия, добавил он.

Обоснование модернизации

Как показывает опыт эксплуатации атомных подводных лодок третьего поколения, в случае своевременного и качественного обслуживания они, даже при интенсивной эксплуатации, способны оставаться в строю на протяжении нескольких десятилетий. Например, срок службы восемнадцати субмарин класса Ohio, построенных фирмой General Dynamics Electric Boat в период с 1981 по 1997 гг., продлен до 42 лет. Хотя, с подписанием соглашений по сокращению стратегических наступательных вооружений между Москвой и Вашингтоном, ВМС США пришлось снять межконтинентальные баллистические ракеты Trident D5 с четырех лодок данного класса (SSBNs 726-729), они, вместо списания, были выведены из состава Ядерной Триады и (в период 2002-2008гг.) переоснащены крылатыми ракетами Tomahawk с обычными боевыми частями. Тем самым, в истории морских вооружений возник прецедент.

Стоит ли нам игнорировать иностранный опыт, когда дело заходит о столь сложной технике? Пожалуй, нет.

В этом смысле программа по перевооружению атомных подводных крейсеров проекта «Антей» идет в русле опыта ведущих морских держав, и знаменует отход от практики недавнего прошлого по досрочному списыванию крупных боевых единиц флота с большим остаточным ресурсом. Напомним, что на рубеже веков наша страна утилизировала около двухсот атомных субмарин, в основном первого и второго поколений. Но среди разделанных на металл оказались представители более позднего, третьего поколения, что стало причиной общественной дискуссии: а не слишком ли мы «разбрасываемся», отправляя на слом столь дорогостоящую технику? Тем более, что подводных атомоходов третьего поколения промышленность построила не так уж и много – всего 38 кораблей пяти базовых проектов в период с 1975 по 2009 гг.

Картинка

Тема повышения сроков службы отечественных субмарин третьего поколения довольно долго обсуждалась на страницах печати с участием государственных деятелей, военачальников, лидеров промышленности и представителей общественности. Пришли к консенсусу: порочную практику списания боевых кораблей первого класса с остатком ресурса следует прекратить, а вместо нее постараться внедрить иной подход, по бережному сохранению созданного тяжелым трудом имущества во благо государства и российского флота. Среди государственных деятелей, первым, заявившим о принципиальном решении не утилизировать, а модернизировать АПЛ третьего поколения, стал вице-премьер Дмитрий Олегович Рогозин. В 2011 году он сказал, что после модернизации подобные атомоходы могут прослужить «еще лет семь». Последующий более тщательный анализ позволил представителям разработчика обрисовать более радужные перспективы. По словам генерального директора ЦКБ МТ «Рубин» Игоря Владимировича Вильнита, срок эксплуатации лодок проекта 949А можно увеличить вдвое.

Приводятся следующие аргументы в обоснование программы модернизации сохранившихся кораблей. Они обладают большим запасом ресурса по энергетической и другим системам, который еще можно выбрать в ходе последующей эксплуатации. Для этого лодки необходимо подвергнуть ремонту в условиях судостроительного или судоремонтного завода. За время простоя их можно переоснастить новым оружием, коль скоро комплекс «Гранит», принятый на вооружение в 1983 году, устарел и давно снят с производства. Хотя стоимость работ получается немалой, строительство полностью новых лодок обойдется существенно дороже и займет больше времени.

На Севере и Тихом Океане

Промышленность сдала флоту тринадцать атомных подводных лодок с ракетным комплексом «Гранит». Среди них была и пара кораблей проекта 949, построенных в 1981 году, прослуживших до 1997-го и разобранных на металл в 2006-м при выработке ресурса 25-30%. Фактически, они выступили опытовыми судами для опробования десятков новейших систем, что впоследствии пошли в серию и ставились на одиннадцать серийных кораблей улучшенного проекта 949А. Из них «Курск» погиб летом 2000 года, а «Краснодар» и «Красноярск» — утилизированы.

 Картинка

Сегодня ВМФ России обладает восемью АПЛ проекта 949А, включая три на Северном Флоте. В период с 2011 по 2017гг. «Воронеж», «Смоленск» и «Орел» последовательно прошли ремонт с модернизацией в Центре Судоремонта «Звездочка». Заметим, что по времени (ноябрь 2013 г.) заход «Орла» в северодвинскую бухту совпал с церемонией передачи индийскому заказчику авианосца INS Vikramaditya, перестроенному в Северодвинске из крейсера «Адмирал Горшков» по проекту 11430. Проходящая устьем Северной Двины гигантская субмарина вызвала огромный интерес многочисленных иностранных гостей, включая министра обороны и его свиты, а также более полутора тысяч членов экипажа корабля. Подобное развитие событий дало повод спекуляциям насчет дальнейшей судьбы «Орла», как то возможная передача в аренду партнеру России по военно-техническому сотрудничеству. Вопреки слухам и домыслам, прошедшая модернизацию субмарина прошлым летом вернулась в пункт базирования.

Картинка

Общий ход работ на лодках Северного флота освещался пресс-службой ЦС «Звездочка». В частности, но без подробностей, говорилось о модернизации ракетного вооружения. Возможно, внедренные здесь новшества сделали возможным успешную стрельбу АПЛ «Смоленск» по «сложной мишенной позиции» в глубине острова Северный архипелага Новая Земля 16 октября 2016 года. Затем, в июле 2017 года, цель на полигоне Кура Камчатского края, поразил АПЛ «Томск». Насколько известно, то были первые стрельбы по береговым целям противокорабельными ракетами комплекса «Гранит» с субмарин в подводном положении. Получается, что «убийцы авианосцев», как образно называют лодки проекта 949А, недавно приобрели — и продемонстрировали на практике — способность действовать также и по наземным целям.

Плохое состояние ремонтной базы на Тихом Океане нашло отражение в меньшем числе ходовых субмарин. Единственным кораблем проекта 949А, недавно прошедшим ремонт (2014г.), является «Томск». Исправить положение призвана многоплановая программа по возрождению кораблестроения и судоремонта на Дальнем Востоке. Главные усилия сосредоточены на восстановлении и развитии СРЗ «Звезда» в населенном пункте Большой Камень. Сегодня здесь находятся «Иркутск», «Челябинск» и «Омск», а позднее ожидается и «Тверь».

Ракетное оружие

Главным «калибром» АПЛ проектов 949/949А выступает комплекс «Гранит» с ракетами П-700 (индекс ГРАУ: 3М-45). Они созданы «МПО машиностроения» в подмосковном Реутове как противокорабельные, полностью автономные в полете (после пуска, участие носителя в их наведении не требуется). Для семидесятых годов прошлого века, П-700 представляла весьма передовую разработку, как по части аэродинамики и силовой установки, так и благодаря широкому внедрению цифровой вычислительной техники. Если выполнен групповой пуск, ракеты ведут между собой обмен данными, и, согласно заложенным в электронную память алгоритмам, автоматически распределяют между собой цели, выполняют сложные траекторные маневры и ставят помехи, дабы избежать поражения средствами ПВО противника и с наивысшей эффективностью поразить наиболее важные корабли в ордере. Все было направлено на обеспечение высокой вероятности уничтожения вражеского авианосца, прикрытого кораблями эскорта.

Предельная дальность полета – до 600 км. На таком удалении обнаружить и классифицировать надводную цель средствами гидролокации (АПЛ оснащалась ГАК МГК-540 «Скат-3» с встроенными антеннами и буксируемыми «Пеламидой» и «Ласточкой») не просто. Самолеты Ту-95РЦ и вертолеты Ка-25Ц со специальной аппаратурой целеуказания давно списаны, а космическая группировка МКРЦ «Легенда» со спутниками радиотехнической (УС-П) и радиолокационной (УС-А) разведки, развернутая в 1983 году, с тех пор серьезно деградировала. Восстанавливать сеть воздушно-космических средств накладно и неразумно ввиду большого числа компонентов, разработанных и выпущенных на Украине и других республиках бывшего Советского Союза. Осознание этого факта подталкивало к разработке планов по радикальной модернизации «Антея».

Картинка

Планы перевооружения АПЛ проекта 949А предлагались различные, сначала – на «Болид» и «Метеорит-М», позднее – «Оникс» и «Калибр». Первая информация об ОКР по достройке ранее заложенных корпусов по проекту 949АМ с 120 крылатыми ракетами появилась в 2005-м, однако три года работу свернули. Еще через четыре года «Белгород» перезаложили как корабль спецназначения, а следующие за ним и по сей день остаются на Севмаше в виде блоков. Внимание окончательно переключилось с достройки на модернизацию строевых кораблей, и, начиная с 2010 года, различные представители промышленности и министерства обороны стали говорить о некой конкретике. Суть актуального плана сводится к доработкам существующих пусковых установок комплекса «Гранит» под размещение других, более современных типов ракет.

Мировой тенденцией последних лет стала унификация пусковых установок под размещение и не одного, а нескольких типов ракетного оружия. Применительно к нашему случаю, вместо одной 3М-45 доработанная пусковая установка, может, чисто геометрически, вмесить три П-800 «Оникс» и еще больше — 3М-14/3М-54/91Р комплекса «Калибр». Благо, что габариты первой — длина около девяти, диаметр корпуса 0,85 метров – превосходят таковые у более современных. При этом можно использовать опыт, накопленный при разработке, строительстве и испытаниях АПЛ проекта 885 «Ясень». Напомним, что на головном корабле проекта – АПЛ «Северодвинск» установлены универсальные вертикальные пусковые установки длиной десять и диаметром два метра. Правда, полной аналогии не получится: на проекте 949А пусковые контейнеры СМ-225А диаметром 1,82 метра вварены в элементы силового набора корпуса под углом 45 градусов, а не вертикально, как СМ-346 на «Ясене».

Картинка

Стартовый вес ракеты комплекса «Гранит» составляет свыше семь тонн, вдвое превосходя соответствующий показатель PJ-10 совместного российско-индийского предприятия BrahMos Aerospace, фактически представляющий коммерческий варианта «Оникса». При этом максимальная скорость (М=2,5…2,83) и другие параметры полета (минимальная высота 25 метров, максимальная – 14-17 км и т.п.), а также общие принципы выполнения атаки сохраняются. Согласно международным соглашениям, дальность полета экспортных версий ударных крылатых ракет ограничена 300 км, и может быть выше для основного варианта исполнения. Для наведения на радиоконтрастную цель, PJ-10 использует активный бортовой радиолокатор с рекламной дальностью обнаружения цели типа «крейсер» 75 км, аналогичный по принципу действия. Получить общее представление о комплексе «Калибр» можно по экспортному варианту «Клаб», в состав которого входят ракеты трех типов: противолодочкая 91Р с самонаводящейся малогабаритной торпедой, ударная 3М14 и противолодочная 3М54. Последняя выполняется в нескольких вариантах, с увеличенной боеголовкой, или с третьей ступенью с собственным двигателем, разгоняющим ее до сверхзвуковых скоростей непосредственно перед атакой цели. Все они по длине (от 6 до 8,2 метров) и стартовой массе (1,8-2,3 тонны) существенно уступают «Граниту». Дальность пуска экспортных ракет – до 300 км, у 3М14Т рассчитанной для главного заказчика – на порядок больше.

Главным итогом перевооружения АПЛ проекта 949А на новые ракеты станет превращение этих кораблей, спроектированных под решение весьма специфической задачи по уничтожению авианосных соединений ВМС США, в универсальные «подводные арсеналы», способные успешно решать широкой круг задач, как в условиях глобальной ядерной войны, так и локальных конфликтов, а также контртеррористических операций.

Мощнейшая российская субмарина: что представляет собой «Борей-А»


Долгая дорога к морю



К атомной подводной лодке «Князь Владимир» в последние годы приковано особое внимание: именно она, будучи первой субмариной улучшенного проекта 955А, должна открыть новую главу в истории российского ВМФ. Первый «Борей», напомним, ввели в строй уже довольно давно, а именно — в 2013-м. Ситуация тем более показательна, если учесть, что субмарину К-535 «Юрий Долгорукий» заложили еще в 1996-м. Вслед за «Долгоруким» в 2013 году ввели в строй еще одну субмарину проекта 955 — К-550 «Александр Невский». А в следующем флот получил К-551 «Владимир Мономах».

Чрезвычайно долгий шестилетний перерыв закончился 28 мая, когда флоту передали четвертую субмарину проекта 955 — вышеупомянутый «Князь Владимир». «Сегодня, 28 мая, на «Севмаше» (входит в ОСК) состоялось подписание приемного акта ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Князь Владимир», — заявили в пресс-службе Севмаша.

Вершина эволюции


Атомная субмарина была заложена в 2012 году. Спуск лодки на воду провели в 2017-м, а в 2018 году начали испытания. Известно, что в ходе них был произведен испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» по цели на камчатском полигоне Кура. Кроме этого, субмарина отстрелялась торпедами. 21 мая «Российская газета» сообщила, что лодка прошла испытания в Белом море и причалила в Северодвинске: в военно-морском флоте корабль пообещали принять после оценки результатов этого контрольного выхода в море.

Лодка сильно отличается от своих прародителей, даже чисто внешне. Вообще, вся история «Бореев» — история непрерывной эволюции. Напомним, что первые три корабля, К-535 «Юрий Долгорукий», К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах», имеют характерную «неправильную» носовую оконечность ограждения рубки, которая выполнена с наклоном вперед из-за особенностей размещения в этом месте одной из станций гидроакустического комплекса.


На новой АПЛ обводы носовой оконечности рубки стали более обтекаемыми. Самое же главное отличие кроется в исчезновении «горба» ракетной пусковой платформы. Все эти изменения, как стало известно раньше, направлены на улучшение ходовых качеств субмарины и улучшение показателей малошумности — ключевого фактора выживания и вообще боевой эффективности современной подводной лодки.
Примечательно, что это далеко не финал трансформаций проекта 955. Как ранее отметили в военном ведомстве, следующая субмарина, «Князь Олег», также будет иметь свой собственный, не похожий ни на что профиль. После проведения испытаний флот выберет ту версию, которая будет обладать наилучшими характеристиками. То есть К-549 «Князь Владимир» вполне может стать прообразом всех последующих субмарин проекта 955. Вероятно, для ВМФ это было бы оптимальным вариантом.

Известно также, что новая субмарина может похвастаться перед своими «сородичами» лучшими маневренными качествами, повышенной способностью удержания на глубине, а также более современной системой управления бортовым вооружением. Во всяком случае, об этом ранее заявил главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий. Также «Борей-А» должны отличать более комфортные условия для экипажа.

Такие характеристики, как длина и водоизмещение, если верить открытым источникам, остались без изменений. Самое главное — не изменилось вооружение, состоящее из шестнадцати твердотопливных баллистических ракет Р-30 «Булава». Стоит напомнить, что ранее фигурировали слухи об увеличении числа ракетных шахт на субмарине «Борей-А» с шестнадцати до двадцати, однако еще в далеком 2013 году данную информацию опровергли.

Мощнейшая российская субмарина: что представляет собой «Борей-А»
Вооружение можно назвать самой «слабой» стороной проекта, что несколько парадоксально, если учесть, что речь идет о баллистических ракетах с ядерными боеголовками. Имеются у экспертов претензии как к номинальному числу этих ракет в составе одного подводного крейсера, так и к характеристикам самой ракеты. Напомним, что старая американская стратегическая субмарина типа «Огайо», относящаяся к третьему поколению АПЛ, несет 24 Trident II D5. По данным издания Bulletin of the Atomic Scientists за прошлый год, одна такая ракета может иметь до восьми блоков W88 по 455 килотонн, до четырнадцати блоков W76-0 по 100 килотонн (они попали под списание) или столько же блоков W-76-1 примерно по 90 килотонн. В свою очередь, «Булава», согласно данным СМИ, имеет от шести до десяти боевых блоков по 100-150 килотонн. Иными словами, по своей разрушительной силе одна «Огайо» существенно опережает один «Борей». Есть, впрочем, одно «но». Все американские субмарины этого типа — корабли старые: последний из стратегических крейсеров вступил в строй в 1997 году. Примечательно, что сами американцы, вероятно, считают арсенал «Огайо» избыточным. Во всяком случае, перспективная «Колумбия», создаваемая ему на смену, будет нести не 24 баллистические ракеты, а 16 — как и российский корабль. Мощнейшая российская субмарина: что представляет собой «Борей-А»

Будущее проекта


И хотя «Борей» уже сложно однозначно назвать «самой передовой» лодкой, а ракета Р-30 изначально была проблемной, очевидно, что альтернатив этому дуэту в России нет. По крайней мере, если говорить конкретно про морской компонент ядерной триады. В теории в будущем функции «Бореев» могут частично взять на себя субмарины К-329 «Белгород» проекта 09852 и «Хабаровск» проекта 09851, которые выступают носителями ядерных торпед «Посейдон». Однако «реинкарнация сталинской торпеды Т-15» имеет столь много концептуальных недостатков (скорость, уязвимость и так далее), что сама по себе целесообразность применения «Посейдона» в качестве сдерживающего фактора — большой вопрос.

Поэтому очевидно, что субмарины проекта 955 будут активно строить и в будущем. Сейчас, помимо уже введенных в строй лодок, заложены еще шесть: таким образом, минимальное количество субмарин этого типа — десять. Напомним также, что в феврале источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что летом этого года Минобороны может подписать контракт на закупку еще двух субмарин проекта 955А.

Впрочем, еще более мощная субмарина, получившая ранее обозначение «Борей-Б», не вошла в госпрограмму вооружения на 2018-2027 годы: цена модернизации оказалась слишком высока.

Зато в будущем флот может (если верить неофициальным данным) получить вариант «Борей-К», оснащенный не баллистическими, а крылатыми ракетами. Данный вариант, конечно, сам по себе весьма интересен, однако едва ли будет реализован на практике: стратегические субмарины России куда важнее, чем платформы для запуска крылатых ракет. Носителем последних будет уже введенная в строй многоцелевая субмарина проекта 885, а также новая российская подлодка пятого поколения, известная как «Хаски». О ней мы поговорим как-нибудь потом.

Буханка определение словаря | буханка определена

существительное

пл. буханок,
  1. Формованная масса хлеба, выпеченная одним куском.
  2. Пищевая масса А формы, обычно округлой или продолговатой: телячий хлеб.

Происхождение буханки

Среднеанглийский lof из Древнеанглийский hlāf из Протогерманский hlaibaz , возможно, из того же европейского источника субстрата, что и греческий klībanos 9000, klībanos baking, tandoor История слов: Буханка, господин, и леди — слова, тесно связанные между собой, которые свидетельствуют о фундаментальной важности хлеба в средние века.Любопытно, что хотя хлеб был основным продуктом питания во многих индоевропейских культурах, loaf и его аналоги встречаются только в германских языках, а lord и lady — только на английском. Буханка происходит от древнеанглийского hlāf, «хлеб, буханка хлеба», связанного с готическим hlaifs, древнескандинавским hleifr, и современным немецким Laib, все означают «буханка хлеба». Hlāf сохранилось в Lammas, первоначально Hlāfmaesse, «Хлебная месса», христианский праздник первых плодов, который традиционно отмечается 1 августа. Владыка происходит от староанглийского hlāford, , что означает «буханка хлеба, хранитель хлеба», потому что лорд содержит и кормит свой дом и предлагает гостеприимство. Точно так же lady происходит от древнеанглийского hlǣfdige, , которое к 1382 году стало lady . -dige происходит от dæge, «месильная машина» и относится к нашему тесту . Итак, женщина — это «месилка хлеба, хлебопечка». Lord и lady оба сохраняют остатки своего первоначального значения, хотя английские аристократы не были по локоть в муке, не говоря уже о тесте, в течение нескольких столетий.

непереходный глагол

loafed, loaf · ing, loafs

Чтобы провести время в свободное время; холостой ход.

Происхождение буханки

Вероятно, образование из бездельника Существительное

( множественного числа, буханок)

  1. ( также буханок хлеба) Брусок хлеба после выпечки.
  2. Любой твердый кусок пищи, например мясо или сахар.
  3. (рифмованный сленг кокни) Сокращено от «буханка хлеба», мозг или голова (в основном во фразе «используй свой хлеб»).
  4. Цельный кусок мыла, из которого вырезаны стандартные бруски.
Происхождение

Из среднеанглийского lof , laf , из древнеанглийского hlÄ f («буханка, пирог, хлеб, еда, священный хлеб»), из протогерманского * hlaibaz («хлеб , буханка «), неопределенного происхождения. Возможно, относится к древнеанглийскому hlÄ «fan (« выделяться на вид, возвышаться »). Относится к шотландскому laif (« буханка »), немецкому языку Laib (« буханка »), шведскому леву. («каравай»), русский язык … Ð »ÐµÐ ± (хлеб,« хлеб, каравай »).

Глагол

( простое настоящее в единственном числе в третьем лице, буханок, причастие настоящего, бездельничанье, простое прошедшее и причастие прошедшего времени бездельников)

  1. (непереходный) Ничего не делать, бездельничать.
    буханка около , буханка около .
  2. (рифмованный сленг кокни) Удар головой (из буханки хлеба)
Происхождение

Вероятно, бэк-формация от loafer .

.

Формируем сковороду | Идеальный хлеб

Один из захватывающих аспектов работы с выпечкой хлеба — это сковорода, которая дает пекарю возможность экспериментировать и раздвигать границы. Поскольку кастрюля обеспечивает дополнительную структуру, мы можем увеличить гидратацию (сделать ее более мягкой), увеличить количество добавок и даже поэкспериментировать с новыми типами зерна. Скорее всего, что бы вы ни делали, пока вы можете «выложить его на сковороду», ваш хлеб будет хорошо пропекаться.

Я запекаю буханки на сковороде довольно часто, потому что в разрезе они идеально подходят для бутербродов и простых утренних тостов с маслом и джемом.Я вырос, время от времени ел этот вид хлеба, но в настоящее время моя естественно заквашенная версия, состоящая всего из трех ингредиентов и продолжительного времени брожения, намного полезнее.

Найти подходящую форму для теста может быть непростой задачей. Я перепробовала столько, столько кастрюль, всегда ища подходящую. Ниже приведен список моих любимых сковородок и то, сколько теста я смог уместить в каждую, не переполнившись.

Щелкните столбец «Стиль хлеба», чтобы просмотреть конкретный рецепт, и ссылку на столбец «Сдвинуть», чтобы приобрести каждый в Интернете, если он доступен.

Слегка посыпьте маслом верх размягченного теста на рабочей поверхности. Используя столовый нож, переверните раунд рукой. Сложите низ к середине. Затем согните каждую сторону, левую и правую, к другой, чтобы получился открытый конверт перед вами.

Whole Grain Wheat and Spelt Pan Bread via @theperfectloaf Whole Grain Wheat and Spelt Pan Bread via @theperfectloaf Shaping a Pan Loaf via @theperfectloaf

Затем возьмите верх и сложите его вверх и вниз чуть выше середины. Обеими руками возьмите новый верх и аккуратно скатайте его в длинную трубку (представьте, что скатываете пляжное полотенце или коврик для йоги).На этом этапе вы можете раскатать тесто на полотенце с начинкой, например, овсяными хлопьями или семенами.

Whole Grain Wheat and Spelt Pan Bread via @theperfectloaf Whole Grain Wheat and Spelt Pan Bread via @theperfectloaf Whole Grain Wheat and Spelt Pan Bread via @theperfectloaf Shaping a Pan Loaf via @theperfectloaf

Если вы хотите сделать это, возьмите настольный нож и посыпанную мукой руку, возьмите сформированную трубку и переверните ее на полотенце с овсом (шов будет направлен вверх, см. Ниже). Возьмитесь за тюбик каждой рукой и осторожно покачивайте его взад и вперед, чтобы овес прилипал наружу. Наконец, переложите трубку с тестом на форму. На этом этапе вы можете просто опустить тесто, но если у вас возникнут проблемы, не волнуйтесь, как только вы уроните его, используйте пальцы, чтобы подогнуть тесто по бокам.Вы хотите, чтобы тесто на сковороде было гладким, чтобы оно поднималось равномерно. Наконец, при желании заверните банку в полиэтиленовые пакеты, пригодные для пищевых продуктов, чтобы оставить на ночь в холодильнике. Держите их накрытыми в холодильнике, чтобы на тесте не образовалась толстая корка, препятствующая оптимальному подъему.

Формирование каравая: видео

В следующем видео показано, как я формирую свой медовый хлеб из цельнозернового ячменя, который масштабирован до 1400 г.

На фото ниже видно, какое у меня пышное, мягкое, хорошо поднятое тесто.При протыкании тесто очень медленно возвращается в исходное положение и не полностью заполняет впечатление. Это немного раньше того, что я обычно доказываю для каравай произвольной формы. Зачем? Поскольку форма обеспечивает дополнительную структуру, нам не нужно беспокоиться о растекании теста во время выпекания. Если бы это был каравай, я бы испекла его намного раньше.

Shaping a Pan Loaf via @theperfectloaf

Я предпочитаю не забивать лепешки. Если брожение доведено до предела, хлеб будет подниматься в духовке более сдержанным и контролируемым образом.При таком уровне стойкости хлеб не будет сильно расширяться или беспорядочно ломаться в духовке.

У меня есть несколько рецептов бутербродов, в которых вы можете сразу применить все эти новые техники:

Удачной выпечки!

Подпишитесь на рассылку The Perfect Loaf, чтобы получать рецепты закваски и руководства прямо на ваш почтовый ящик.


Подставка для идеального хлеба

The Perfect Loaf поддерживается щедростью читателей.Если вы найдете инструкцию по выпечке, которую я предоставляю здесь, ценной, пожалуйста, поддержите мой веб-сайт — спасибо!

.

Use loaf — определение слова Use loaf из The Free Dictionary

loaf 1

(lōf) n. пл. буханок (lōvz)

1. Формованная масса хлеба, выпеченная одним куском.

2. Пищевая масса формы, обычно округлой или продолговатой: телячий хлеб.


[среднеанглийский lof, от древнеанглийского hlāf, от протогерманского * hlaibaz, возможно, из того же европейского источника субстрата, что и греческий klībanos, krībanos, глиняный сосуд для выпечки, тандыр .]

История слов: Буханка, господин, и леди — слова, тесно связанные между собой, которые свидетельствуют о фундаментальной важности хлеба в средние века. Любопытно, что хотя хлеб был основным продуктом питания во многих индоевропейских культурах, loaf и его родственники встречаются только в германских языках, а lord и lady только на английском. Буханка происходит от древнеанглийского hlāf, «хлеб, буханка хлеба», связанного с готическим hlaifs, старонорвежским hleifr, и современным немецким Laib, что означает «буханка хлеба».« Hlāf выживает в Lammas, первоначально Hlāfmaesse, « Буханка », христианский праздник первых плодов, традиционно отмечаемый 1 августа. Lord происходит от древнеанглийского hlāford, — сложное значение» буханка хлеба, хранитель хлеба, «потому что лорд содержит и кормит свой дом и предлагает гостеприимство. Точно так же леди происходит от староанглийского hlǣfdige, , которое к 1382 году стало lady . -dige происходит от dæge, «тестомес», и относится к нашему тесту . Женщина, следовательно, «месила хлеба, хлебопечка». Lord и lady оба сохранили остатки их первоначального значения, хотя английские аристократы не были по локоть в муке, не говоря уже о тесте, в течение нескольких столетий.


буханка 2

(lōf) внутр. буханки , буханки , буханки

Чтобы провести время в свободное время; холостой ход.


[Вероятно, буханка из бездельника.]

буханка

(ləʊf) n , pl буханок (ləʊvz)

1. (Кулинария) фасонная масса выпеченного хлеба

2. (Кулинария) любая фасонная или формованная масса пищи, например вареное мясо

3. сленг голова; смысл: используй свой хлеб !.

[староанглийский hlāf; , относящийся к староверхненемецкому hleib хлеб, древнескандинавский hleifr, Latin libum cake]


loaf

(ləʊf) vb

1. ( intr ) для бездельничанья или отдыха в холостой ход

2. (далее: , ) проводить (время) праздно: он бездельничает свою жизнь.

[C19: возможно формирование спинки из бездельника]

буханка 1

(loʊf)

п., пл. буханок (лвз).

1. порция хлеба или торта ус. запекается в продолговатой массе с закругленной верхушкой.

2. пищевая формованная или формованная масса, например, из рубленого мяса: телячий хлеб.

[до 950 года; Среднеанглийский lo (o) f, Древнеанглийский hlāf буханка, хлеб, c.Древневерхненемецкий leip, древнескандинавский hleifr, Gothic hlaifs ]

loaf 2

(loʊf)
v.i.

1. на простой.

2. бездельничать или прогуливаться лениво и праздно.

в.т.

3. пройти без дела (обычно от ): бездельничать.

[1825–35, формирование спины из бездельника].

Буханка — LifeWiki

Буханка

х = 4, у = 4, правило = B3 / S23 b2ob $ o2bo $ бобо $ 2Bo! #C [[ИЗМЕНИТЬ 2, ТЕМА 6 СЕТКА GRIDMAJOR 0 ПОДДЕРЖИТЬ THUMBLAUNCH]] #C Натюрморт

Loaf image
Просмотр статического изображения
Тип шаблона Строгий натюрморт
Количество ячеек 7
Ограничительная коробка 4 × 4
Класс частоты 2.7
Обнаружил Группа JHC
Год открытия 1970
Правила
Внешние тоталистические правила B / S2 — B3678 / S012345678
Важные правила Конвей Лайф, Хайлайф
Количество правил 2 12 = 4096
Изотропные правила B / S2ckn — B2-ae34-j5-k678 / S012345678
Планерный синтез
Наименьшее количество планеров 2
RLE, генерируемый Catagolue loaf_synth.rle
Загруженный синтез RLE loaf_synth.rle
Файлы шаблонов
Обычный текст бух. Ячеек
RLE loaf.rle
Идентификаторы
apgcode xs7_2596
Пентадекатлон ID 7.4

Буханка — это натюрморт с 7 ячейками, обнаруженный группой JHC в 1970 году. [1] Его можно рассматривать как сварной шов двух ульев.

Буханка — третий по частоте натюрморт в переписи Ахима Фламменкампа, он примерно на треть меньше, чем улей, но лишь немного чаще, чем лодка. [2] Это также пятый по распространенности объект в Catagolue Адама П. Гушера. Это самый распространенный 7-битный натюрморт, более распространенный, чем длинная лодка. [3]

использует

Буханка имеет свойство частичного поедания: определенные столкновения могут разрушить две крайние правые ячейки (в ориентации, показанной на рисунке), после чего оставшаяся часть узора превратится в новую буханку, перевернутую на 180 °. Eater 3 на самом деле использует эту реакцию.

Подобная реакция на это включает блок, «съедающий» буханку, аналогично тому, как удаляются ульи в челноке пчелиной матки; стабилизация может быть использована для построения дюжины Бейкера.

Буханка — это статор как в форме, так и в замке, и ее можно дополнить хвостами, чтобы получить цис- и транс-буханку с хвостом.

Буханку можно прикрепить к себе, чтобы получить четыре натюрморта, а именно полупекарню, 2 буханки, буханку с завязкой назад и сиамскую буханку.

См. Также

  • Бейкер
  • Манго
  • Крыло
  • Cis-предохранитель с двумя хвостовиками

Список литературы

  1. ↑ Коллекция марок Дина Хикерсона.Проверено 18 июня, 2009.
  2. ↑ Ахим Фламменкамп (7 сентября 2004 г.). «Самые заметные объекты из природного ясеня в Game of Life». Проверено 15 января, 2009.
  3. ↑ Адам П. Гушер. «Статистика». Катаголу . Проверено 24 июня, 2016.

Внешние ссылки

  • Буханка в лексиконе жизни
  • Буханка в Катаголии Адама П. Гушера
  • Четыре семибитных натюрморта из жизни Марка Д. Ниемика Страница
,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *