Образ Ермака в фольклоре, литературе и изобразительном искусстве
Мокроусова Ольга
ученица 11 класса МБОУ гимназии №76.
Учитель Балавинцева Н.Н.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Образ Ермака в фольклоре, литературе и изобразительном искусстве.
Велика заслуга Ермака перед Родиной.
Он подлинный наш национальный герой
Академик А.П.Окладников.
Каждый человек должен знать историю своего края, помнить своих героев, их храбрые подвиги. Нужно равняться на них, ведь, по словам М.Горького, в жизни каждого человека есть место подвигам.
Немало национальных героев есть и на Донской земле. С их славными именами связаны многие события, значимые для всего российского государства. Одним из таких национальных героев является Ермак, покоритель сибирского ханства, донской казак. Его подвиг до сих пор остаётся в памяти людей. Он действительно стал народным героем.
В Новочеркасске возле Вознесенского кафедрального воинского собора стоит замечательный памятник Ермаку, а в самом соборе находится уникальная фреска, с которой Ф.С.Казачинский написал картину «Сборы Ермака в поход на Сибирь». Впервые побывав с родителями в Новочеркасске и увидев третий по величине собор в Европе, построенный в 1892-1905 годах по проекту А.А.Ященко, я была потрясена вовсе не огромным и необыкновенным по своей красоте собором, а гордым видом могучего казацкого атамана, грозно смотрящего с высокого берега на тихий Дон, мерно текущий среди вольной степи. В течение нескольких минут я не могла отвести взгляда от этой непокорной фигуры на высоком пьедестале в центре города. Конечно, я много слышала о Ермаке и раньше, но никогда ещё эта личность так меня не заинтересовывала. Бронзовый Ермак в одежде казацкого атамана, со стягом в руке, под золотыми лучами осеннего солнца выглядел очень впечатляюще. Меня бросило в дрожь при одной мысли о том, что когда-то этот человек наводил ужас на врагов нашей страны. И, конечно же, я не упустила возможности получить более подробную информацию об этом важном историческом лице. В Новочеркасске есть очень большой краеведческий музей, в котором собрано много интересного и полезного материала об истории Донского края. Сотрудники музея были очень добры и охотно помогли мне в поисках. После обширной экскурсии по музею и подробного экскурса в историю Донского казачества мне посоветовали посетить краеведческий отдел в Новочеркасской библиотеке, что я и сделала. Пробыв в библиотеке более трёх часов, я пересмотрела огромное количество книг, рассказывающих о подвигах Ермака и его дружины, об их великих походах. Некоторые книги я взяла домой, где продолжила изучение этой темы. К своему удивлению, я узнала, что жизнь этого героя интересует не только меня.
Четыреста лет уже волнует нас личность Ермака. Казацкий атаман, совершивший с небольшим отрядом героический сибирский поход, стал легендой.
Известно, что победа Ермака над ханом Кучумом сняла угрозу для русской земли с востока, укрепила границы, положила начало мирному освоению Сибири. Но многое ещё в далёком XVI веке остаётся загадкой. Не утихают споры учёных о дате и месте рождения Ермака, о его жизни, предшествующей сибирскому походу, о появлении на Дону. В памяти народа Ермак остался справедливым человеком, честным и храбрым воином, по-государственному мыслящим атаманом. Из уст в уста, от предков к потомкам, передавали казаки былины и песни. С ними казаки отправлялись в дальние походы, их сберегали в своей памяти. Красочен и своеобразен донской песенный фольклор. «Какая размашистая поэзия,- писал о донских песнях В.Г.Белинский,- сколько в ней силы и простору душевного!» Судя по песенному творчеству казаков, Ермак Тимофеевич – один из самых почитаемых народных героев.
Славит донская земля казацкого атамана Ермака, сына Тимофеева. До сих пор живут о нём песни, предания, легенды. Они памятны своей связью с прошлым и в то же время современны глубоко нравственным смыслом: возвеличивается личность, способная на высокий героический подвиг; поэтизируются поступки, мотивированные чистыми чувствами – достоинством, гордостью, жаждой справедливости.
Общим для устных произведений о Ермаке является героическое содержание. Каждое из них воспевает деяния, жизненно значимые для всего народа. Больше всего песен на Дону о воле как самой заветной мечте.
Как на речке, на реке, было на Камышинке,
Собиралися там, соезжалися они, люди вольные,
Люди вольные сбиралися, они беспачпортные,
То донские, гребенские казаки, они со яицкими.
Атаманом был у них, братцы, Ермак Тимофеевич,-
поётся в одной из народных песен.
Согласно многочисленным преданиям, Ермак освобождает Дон, заселяет его беглыми, организует Войско Донское, изобретает порох, помогает взять Казань и Астрахань, покоряет Сибирь, чтобы было куда переселить казаков с Дона.
Как бы ни объяснялся в преданиях факт появления казачества, Ермаку отводится первостепенная роль: Ермак Тимофеевич привёл наших предков на Дон при Грозном… Ермак возглавил первых вольников… До Ермака казаков не было… Казаки пошли от Ермака… Ермак создал казачество…
В одной из народных песен говорится о том, как казаки выбрали Ермака атаманом:
Они думушку гадали всё великую,
Думу крепкую гадали, заединую:
«Вот кому из нас, ребятушки, атаманом быть,
Да кому из нас, ребятушки, есаулом слыть?
Атаманом быть Ермилу Тимофеичу.»
Когда Ермака выбирают казаки атаманом, он проявляет способности предводителя, увеличивает и укрепляет свой отряд. С честью проходит Ермак испытание властью. В любой ситуации ведёт он себя как атаман в народном понимании идеальный. Собрав войско, Ермак противопоставляет себя и царю, и внешним врагам, борьбу с которыми казаки считают первым своим делом.
Благодаря эмоциональной образности песня приобретает особую ёмкость и передаёт смысл реальных событий. Донской край, сохранивший исторически сложившуюся культуру, по праву называют одним из самых поэтических. Песни и предания о Ермаке, связанные идейно-художественным единством, несут цельное представление о событиях той эпохи.
Подвиги Ермака интересовали и многих известных писателей. П.Н.Краснов, П.П.Ершов, Л.Н.Толстой, Анатолий Иванов, В.А.Жуковский, П.М.Карамзин в своих произведениях описывали его жизнь и походы. Василий Гнутов написал замечательный исторический роман «Подвиг Ермака». Действие романа охватывает Дон, Западные районы России, Приволжские и Приуральские районы, Сибирь. Герой раскрывается в общении с казаками, местными жителями, в битвах, экстремальных ситуациях похода. Автор обстоятельно и объективно показывает переход казаков от вольной полуразбойной жизни к «государственной» службе как возможности заслужить «прощение прежних вин» и исполнить долг перед Отечеством. «Взять Сибирь до наступления зимы – в этом наше спасение… В Сибири мы найдём кров и пищу и славу добудем!»- решают казаки. Читая эти строки, невольно вспоминаешь слова из народной песни «Ермак у Ивана Грозного»:
Ой ты гой еси, Ермак сын Тимофеевич,
Ой ты гой еси, войсковой донской атаманушка!
Я прощаю тебя да и со войском твоим,
За твою-то ли службу мне за верную,
И я жалую тебе, Ермак, славный тихий Дон!
В описании различными авторами характера Ермака всегда подчёркиваются его благородство, мужество и умение грамотно распорядиться данной ему властью. «Смелой душой своей чуял Ермак, что зовут его Строгановы на славный подвиг… И вот, собрав вокруг себя своих удальцов, обратился к ним Ермак с такой речью:
Гей вы думайте, братцы, вы подумайте,
И меня, Ермака, братцы, послушайте.
…Перейдём мы, братцы, горы крутые,
Доберёмся мы до царства басурманского,
Завоюем мы царство Сибирское,
Покорим его мы, братцы, Царю Белому
«…Любо нам, Ермак Тимофеевич, с тобой идти! Любо покорить царя Сибирского и подарить его Московскому православному царю! Любо… Аминь!..»- так в романе «Ермак Тимофеевич – покоритель Сибирского царства. 1582г.» П.Н.Краснов показывает преданность дружины Ермака своему атаману.
Несколько сот казаков под предводительством Ермака смело вступили в войну с татарским ханом Кучумом, властителем Сибирского ханства. 25 октября 1581 года после ожесточённой битвы Ермак занял столицу Кучума, расположенную на реке Иртыш. Это была первая победа русских в тех краях. Об этой славной победе пишет Аполлон Коринфский в стихотворении «Бегство богов»:
А Обью-рекой подплывал на стругах
Ермак – победитель героем,
С крестом на груди и со стягом в руках,
Сопутствуем огненным боем.
Настойчиво в донских преданиях упоминается, что причиной гибели Ермака была кольчуга, полученная в подарок от Ивана Грозного, «она-то и потянула на дно». В литературе авторы придерживаются такой же точки зрения. К.Рылеев в стихотворении «Смерть Ермака» так пишет об этом:
Но сила року уступила…
…Лишивши сил богатыря
Бороться с ярою волною
Тяжёлый панцирь – дар царя –
Стал гибели его виною…
Образ Ермака привлекал внимание не только писателей, но и многих художников. Пожалуй, самой известной картиной о Ермаке является картина В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», написанная им в 1895 году. Присоединение Сибири к Московской Руси – важное событие в истории формирования русского государства. Решающее сражение на берегу Иртыша послужило сюжетом грандиозного полотна. В ледяной воде сибирской реки встречаются две стихии – дружина Ермака и татарское войско. Ермак, стоя под стягом, уверенно и решительно руководит наступлением. Суриков даёт почувствовать, что казаки выйдут из этой схватки победителями. Достигает он этого выверенными композиционными приёмами. Тщательно пишет художник одежду своих героев. Здесь простые казацкие кафтаны, узорный кафтан есаула, блестящие доспехи Ермака, отороченные мехом папахи, тяжёлые, подбитые крупными гвоздями сапоги.
Художник М.В.Нестеров, одним из первых оценивший «Покорение Сибири Ермаком», писал о своём впечатлении: «…я вижу драму, в которой люди во имя чего-то бьют друг друга, отдают свою жизнь за что-то им дорогое, заветное. Суровая природа усугубляет суровые деяния… Впечатление растёт, охватывает меня, как сама жизнь…»
«Покорение Сибири» — лучшая по колориту суриковская картина в Государственном Русском музее. Поражает богатство красочной палитры Сурикова. Мрачные серые и коричневые тона подчёркивают суровость осенней сибирской природы и трагизм человеческой борьбы и гибели.
«Умер Ермак, погиб в Иртыше, в отчаянной схватке с татарами, но умерло только бренное тело его. Сам он, великий донской атаман, жив и доныне. Жив в песнях казачьих старых и новых,- » так о великом казаке писал П.Н.Краснов в романе «Смерть Ермака».
Не забыли Ермака и потомки. В Тобольске, главном городе Западной Сибири, первом покорённом Ермаком, поставлен ему, по велению императора Николая I, в 1838 году памятник с надписью: «Покорителю Сибири Ермаку». Другой памятник поставлен в 1904 году на пожертвования донцов в Новочеркасске, в войске Донском, на родине Ермака. На Дону есть Ермаковская станица, есть Ермаковы хутора и не один донец носит славное имя Ермаково, «как бы в воспоминание, что деды его ходили в славный поход с Ермаком и смелою битвой завоевали родной Руси целое великое Сибирское царство!»
Я считаю, что Ермак поистине является нашим национальным героем, поступки которого нельзя забывать. Я горжусь, что живу в краю, имеющем таких славных героев.
nsportal.ru
Краткое содержание и анализ: «Смерть Ермака» (Рылеев)
Приступим сразу к нашей теме и начнем анализ. «Смерть Ермака» Рылеева была во многом обусловлена жизнью самого писателя. Поэтому немного окунемся в события, которые предшествовали написанию, и кратко ознакомимся с биографией автора — Кондратия Рылеева. Это нужно в первую очередь для того, чтобы лучше понять, какие мысли в эти минуты были у автора в голове и что натолкнуло его на написание этой думы.
Стихотворение «Смерть Ермака» Рылеева входит в своеобразный цикл философско-патриотичных поэм, к которым также относятся: «Димитрий Донской», «Богдан Хмельницкий», «Волынский», «Вещий Олег», «Державин» и др. Что касается оценки творчества Рылеева Пушкиным, то он писал, что в его думах нет ничего русского и национального, кроме имен.

Краткая биография
Кондратий Рылеев был русским поэтом и общественным деятелем, который появился на свет 18 сентября 1795 года в селе Батово Санкт-Петербургской губернии в семье мелкопоместного дворянина. С 1801 по 1814 Кондратий учился в первом Петербургском кадетском корпусе. Он участвовал в заграничных походах русской армии в период с 1813 по 1814 гг.
Но, к сожалению, жизнь Рылеева трагически оборвалась 13 июля 1826 года. Ему было всего 30 лет, он был одним из руководителей декабристского восстания и находился в числе пятерых офицеров, казненных на эшафоте.

Творчество
И вот теперь подходим вплотную к его творчеству, в 1820 году он создал свою знаменитую сатирическую оду «К временщику». В 1821 году он вошел в состав Вольного общества любителей российской словесности и числился на службе заседателя Петербургской уголовной палаты, а в 1824-м году возглавил управленческий отдел Российско-американского предприятия. С 1823 по 1825 год вместе с Александром Бестужевым Кондратий Рылеев работал над выпуском альманаха «Полярная звезда» и входил в масонскую ложу «К пламенеющей звезде».

Рылеев, «Смерть Ермака»: идея
В 1822 году Рылеев также пишет думу, посвященную атаману Ермаку, которую частично положили на музыку, и она стала песней.
Дума «Смерть Ермака», содержание которой будет представлено дальше, основана на реальных исторических событиях. Главный герой — известный исторический персонаж — казачий атаман по имени Ермак Тимофеевич, сыгравший главную роль в присоединении Сибири к государству Российскому во второй половине XVI века при правлении царя Иоанна Грозного. Ермак со своим войском постоянно воевал с ханом Кучумом, который не хотел подчиняться русскому царю и платить дань Москве. Кучум желал сам править Западной Сибирью и никому не подчинялся, а потом и вовсе совершил переворот и убил своих мусульманских собратьев, которые согласились принять российское подданство и платить мзду победителям.
Хан Кучум
Дума «Смерть Ермака» дальше описывает, как в очередном сражении Кучума с Ермаком много народу полегло. Кучум бежал в степи, а Ермак с оставшимися воинами, которых насчитывалось всего 50 человек, проходя путь по Иртышу, остановился заночевать в устье реки Вагай. Ночью Кучум внезапно напал на спящих казаков и убил почти всех. Спаслось лишь несколько человек. Атаман Ермак, обремененный двумя кольчугами, одна из которых была подарена царем, и оружием, которое он носил, кинулся в реку, чтобы добраться до стругов, но утонул в Иртыше. Однако по татарским преданиям он был ранен в горло копьем богатыря Кутугая.
Тело Ермака вытянул на сушу рыбак-татарин, на тело атамана со всей округи съехались посмотреть много мурз и даже сам Кучум. Несколько дней татары расстреливали из лука тело отважного русского воина и весело пировали, но потом его останки бросили, и, по словам очевидцев, они лежали целый месяц на воздухе и не портились. Тогда татары, сняв с него все снаряжение и одежды, разделив их между собой, похоронили его в почетном месте за мусульманским кладбищем, в деревне Баишево (Вагайский р-на Тюменской обл.).

Анализ: «Смерть Ермака», Рылеев
Рылеев, вдохновленный подвигами русских воинов, решил посвятить им свои думы. Так появилась и дума «Смерть Ермака». Поэт хорошо изучил древние предания о Ермаке и знал, что в день смерти героя была сильная гроза со штормом, и Ермак погиб в волнах бушующей реки. Рылеев начинает думу с описания той страшной бурной ночи, когда сама природа зловеще волнуется, ревет буря, шумит дождь, молнии летают во мраке ночном, беспрерывно гремит гром, и ветры бушуют.
Дума «Смерть Ермака» описывает, как на береге Иртыша сидит глубоко задумчивый Ермак, который, словно предчувствуя свою скорую погибель, размышляет о жизни, о друзьях и о том, правильно ли они прожили жизнь свою. Ведь многие казаки были в прошлом отчаянными преступниками и головорезами, перешедшими на службу к царю. Ермак ни в коем случае не осуждает их, а даже напротив — восхищается их мужеством и отвагой. Он считает, что все свои «преступления буйной жизни» они смыли кровью врагов и теперь не щадят своей жизни за Русь святую и царя.
Смелому и отважному атаману Ермаку в думе противопоставлен главарь вражеского лагеря хан Кучум – коварный и подлый человек, который, страшась напрямую вступить в бой с дружиной Ермака, тайно подкрался к ним со своими людьми и всех их уничтожил, воины пали, «не обнажив мечей».

Смерть
Ермак бросается в реку, напрягаясь изо всех сил под хлесткими волнами бушующей реки, одетый в «тяжелый панцирь-дар царя», он тонет. Рылеев считает, что именно тяжелое снаряжение богатыря стало причиной его смерти. Река почти сразу поглотила отважного воина. Герой погиб, он променял свою свободу и стал верно служить самодержавию. Во всяком случае об этом говорит думы анализ. «Смерть Ермака» Рылеев опять же заканчивает описанием бушующих ветров и громов.
Для Рылеева очень важна проблема личной свободы, служить России и служить царю — для него не одно и то же. Он восхищается мужественным героизмом Ермака и его службой во благо России, но не согласен с тем, что он принял дорогой подарок от царя, который и стал причиной его погибели. На этом можно и закончить рассмотрение известной думы. О многом рассказал нам анализ. «Смерть Ермака» Рылеева показывает, что у автора было свое негативное отношение к самодержавию, за что он и поплатился своей собственной головой.
fb.ru
Образ Ермака в произведениях авторов трёх эпох (на примере художественных произведений «С Ермаком на Сибирь» П. Краснова, «Ермак» Е. Фёдорова и «Ермак Тимофеевич князь Сибирский» Б. Алмазова)
Образ Ермака всегда притягивал внимание исследователей и писателей дореволюционного, советского и постсоветского периодов. В сохранившихся памятниках истории и произведениях художественной литературы дается неоднозначная оценка образа Ермака и исторических событий XVI в., что, однако, даёт возможность проследить отношение к этим событиям авторов, живших в совершенно разных временных и мировоззренческих пластах российской истории.
В исследовании личности Ермака и такого исторического события как взятие Сибири необходимо обратиться в первую очередь, к «Строгановской» и «Ремезовской» летописи – наиболее ранним сохранившимся произведениям (XVII – нач. XVIII вв.). В летописи Ремизова содержатся рисунки о Сибирском походе Ермака, рисунки как бы условны, но вместе с тем они динамичны и в них множество бытовых подробностей.
В XVIII в. литературных произведений практически нет, однако историография о походе Ермака огромна, она особенно примечательна исследовательскими работами Герхарда Фридриха Миллера. В июне 1748 г. в «Историческом собрании» оппонентом Г.Ф. Миллера выступал М. В. Ломоносов, по инициативе которого были исключены тезисы о «грабеже и разбое» войска Ермака. Историк Р. Г. Скрынников не нашел доказательств его участия в разбоях на Волге. Ломоносов был прав и в том, что русские появились в Сибири задолго до того, как Ермак «открыл вход в Сибирь военную рукою».
Все авторы показывали образ Ермака, как героя народного любимца.
Среди художественных произведений о Ермаке XX–нач. XXI вв. необходимо особо выделить три произведения: романы П. Краснова «С Ермаком на Сибирь» и Б. Алмазова «Ермак князь Сибирский» и двухтомник Е.Фёдорова «Ермак».
В них можно проследить идеологические установки разных исторических периодов: эпоху императорской России (П. Н. Краснов), эпоху советского периода (Е. Фёдоров) и идеологический выбор современной России, без идеологии, но в поиске национальной объединяющей идеи (Б. Алмазов).
Роман «С Ермаком на Сибирь» не случайно отражает монархические идеи автора. Пётр Николаевич Краснов – боевой генерал, один из лидеров белого движения, идейный монархист, талантливый литератор, написавший множество произведений. Роман о Ермаке был написан в 1929 году в эмиграции и посвящён предыстории знаменитого похода, его историческому предназначению, а также самому героическому деянию эпохи – присоединение Сибири к России, великолепного и богатейшего края. Ермак в романе предстаёт перед нами как человек, который на равных общается со знатными людьми, близкими к царю. При взятии Казани Ермак вхож был к князю Курбскому и даже давал советы: « — Садись атаман. Что присоветуешь? – ласково сказал ему Курбский и указал место на лавке». Через весь роман красной нитью проходит мысль, что казаки всегда верой и правдой служили только царю и никому более. В романе показано, что за взятие Казани царь наградил Ермака золотой именной медалью. Этими эпизодами подчёркивается, что Ермак был не простым казаком, а скорее всего, происходил из знатного рода и даже заслужил особое внимание царя. Характерный эпизод, подтверждающий вышесказанное повествует о следующем: один из членов дружины, немец Алонзий Фабрициус, рассказывая про Ермака, обмолвился, что тот служит теперь у Строгановых. Это высказывание возмутило Никиту Пана: «…Никогда, — сказал он, — казаки к Строгановым не нанимались. Врёт он – немец!.. Казаки – люди вольные. Они служат только одному государю Московскому… Служат по доброй воле… Казак на то и родился, чтобы царю пригодился!». Автор, являясь родовым казаком, этим монологом показал, что казаки имеют своеобразный менталитет, основанный на особом положении «государевых слуг». Причём понимали это в прямом смысле: не служба государству вообще, а служба лично царю, престолу. Подобное воззрение основывалось на исторической традиции: ещё в 1570 году Донское казачество подписало с Иваном IV своеобразное соглашение о разграничении полномочий, уникальное для российской истории. Казаки считали себя подотчётными лично царю. Строганов М.Я. в романе очень уважительно отзывается о Ермаке, подчёркивая его значимость в государевых делах: «…Так вот мой тебе совет. Здесь находится донской атаман Ермолай Тимофеевич, по прозвищу – Ермак… Так того Ермака слушайся во всём. Он худому тебя не научит».
В произведении П. Н. Краснова «С Ермаком на Сибирь» идеологическая основа – монархизм, верность российского казачества царствующей династии, готовность отдать жизнь за эти идеалы. Чётко прослеживается мысль, что казаки – это самобытный, исторически сложившийся этнос.
Совсем другую идеологическую картину мы наблюдаем в двухтомном романе «Ермак» советского писателя Евгения Александровича Федорова. В романе подробно описывается вся предыстория похода Ермака в Сибирь, а идеологической основой подготовки похода выступает тезис о классовой борьбе трудового народа с угнетателями народных масс.
Весь роман пронизан идеей борьбы за «трудников», освобождение простого народа от бояр и прочих эксплуататоров, и даже поход Ермака в Сибирь – это поиск территории, где нет бояр, князей и прочей несправедливости: «…Ермак невольно обращался мыслью к Северу, к просторам за Уралом. Много было слухов о тамошних землях… Вот бы куда уйти! Вот где ни бояр, ни царской воли…». И непросто найти эти земли, а податься туда всем народом – «на вольные земли, на вольную жизнь». В заключительной главе первой книги Е. Фёдоров подробно рассказывает, как и зачем Ермак с дружиной попал к Строгановым. Два года провела дружина казаков во владениях Строгановых. Описаны причины и зарождение конфликта между казаками и Строгановыми. В основе конфликта лежит борьба «трудников» за свои права и отказ Ермака усмирять солеваров: «Клянусь своей воинской честью, — торжественно сказал Ермак и, встав со скамьи, перекрестился перед образом, — убей меня громом, ежели я выну меч против холопа и ремесленника!…. – Хуже, Аникиевич, Ермаки отказались бить смердов!». Так, завершением конфликта заканчивается первая книга: Ермак с дружиной решили идти походом на Сибирское ханство. Вторая книга гласит уже о самом походе в Сибирь, о взаимоотношении казаков с местными народами и в первую очередь с МНС, которые были данниками хана Кучума. И здесь мы видим классовый подход к этим взаимоотношениям: «Только князь едет, берёт олешек, соболь берет, лис берёт… И хан плохо, и князь плохо… Верно, всё берут от вогуличей и остяков, худо им» [6. с. 21]. Казаки верят, что существует страна Лукоморье, где живут счастливые и свободные люди. И хотят идти искать эту страну для русского народа: «Пойдём в заветную землю, может там жаркое счастье для русского человека схоронено.
Этот тезис полностью отражает имперскую идею и русский патриотизм в жизни советского государства, которую использовал И.В. Сталин в 30-40-е годы. Именно в послевоенные годы русский народ на официальном уровне признаётся государствообразующим народом. Этот статус как бы закрепляется в словах тоста И.В. Сталина на приёме в Кремле 24 мая 1945 года: «Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение». Неправда ли, как похожи эти два тоста!
В эпизоде приёма Ермаком пленного Маметкула очень ярко показаны и мудрость атамана, и уважение к храброму противнику, и милосердие и, конечно же, государственный подход к населению Сибири, врага лучше привлечь на свою сторону, вот как казаки дружины отнеслись к Маметкулу: «Вот это батько! В бою – храбрый воин, с побеждёнными – добрый управитель! Ай да батько! Ай да умница!». Ермак был искусным военным стратегом, это хорошо показал автор в период осады мурзой Карачой Искера, где находилась дружина казаков. Именно Ермак разработал искусный план уничтожения врага и снятия блокады Искера.
Необходимо отметить, что автор помимо описании сюжета с характерной ему советской идеологической направленностью, очень реалистично описывает природу, быт богатых и простых людей. Ермак выступает здесь справедливым посланником Руси, настоящим радетелем за простой народ Сибири. Фёдоров подробно описал, как Кучум Ермака с малой дружиной заманил в ловушку и как он геройски погиб в устье реки Вагай в ночь с 5 на 6 августа 1584 года, как татары Епанчинских юрт выловили мёртвого Ермака из Иртыша и шесть недель пировали и издевались над телом. Появляется в романе и легенда о том, что прах Ермака, непреданный земле, вызывает страшные сны и мистические явления, после чего «татарские князья и мурзы решили захоронить тело Ермака на бегишевском кладбище, под сосною. На поминках русского богатыря съели тридцать быков и десять баранов».
Таким образом, Е.А. Фёдоров, в романе «Ермак» отразил мировоззрение советского человека: богоборчество, борьба с угнетателями народных масс и вера в светлое будущее. Особенно явственно воплощена в произведении сталинская имперская идея и русский патриотизм.
Автором т.н. постсоветского периода акцент сделан на остросюжетность и развлекательность. Необходимо отметить и тот факт, что по Конституции РФ 1993 года признаётся идеологическое многообразие, и что сегодня никакая идеология не является государственной [10. с. 14]. Однако казачество, со своей многогранной историей, культурным своеобразием, этнической самобытностью сыграло значительную роль в непростой судьбе Российского государства.
С началом возрождением в 90-е годы казачество выработало свою идеологию, которая опиралась на систему философских, нравственных, культурных, религиозных убеждений, историческую память и православную веру, веротерпимость и любовь к человеку, не зависимо от его религиозных, политических и иных предпочтений. Апостол Иоанн выразил этот тезис так: «Как ты можешь любить Бога, которого не видишь, если не любишь человека, которого видишь?».
Исследователь начального периода возрождения казачества Тоболина Т.В. выявила три основные концепции возрождения казачества. Во-первых: казаки — собиратели, первооткрыватели и создатели Великого евроазиатского государства, становой хребет России, защитники Отечества — «часовые империи» (по мнению Андрея Смирнова. Во-вторых: казачество традиционные для русского народа культурные и социальные ценности: патриотизм, нравственность, духовность, веротерпимость и толерантность к другим этносам; казачья демократия. В-третьих: виктимизация казачества: великая роль казаков в создании и сохранении сильной России; огромное самопожертвование было осуществлено во благо Отечества.
Возрождение казачества – это, прежде всего, пробуждение и сохранение этнического сознания, самоидентификации. Это долгий процесс, рассчитанный не на одно поколение. Современные художественные работы о казачестве утверждали, что казаки – это особая исторически сложившееся культурно-этническая общность людей. Это было зафиксировано в Законе РСФСР от 26 апреля 1991 года №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» Статья 2.
Опублик
xn--80ayfipd.xn--p1ai
Ермака образ в художественной литературе // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009) | ИРКИПЕДИЯ
ЕРМАКА ОБРАЗ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Разгром Кучума в 1581—84 сделал фигуру Ермака общенационально значимой: его подвиг был освещен в фольклоре (исторических песнях), в летописях.
В литературе Нового времени интерес к Ермаку не был постоянным. Наиболее ранняя литература обработка образа Ермака принадлежит, по наблюдению П.А Словцова, тобольскому священнику Л.А. Флоровскому, написавшему в середине 1770-х гг. драму «Ермак». «Слово о Ермаке» является частью поэмы А.Н. Радищева «Ангел тьмы» (1791—96, точная датировка отсутствует). Если поэма Радищева основана на «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера, то другие произведения этого времени — поэма И.И. Дмитриева «Ермак» (1794) и трагедия П.А. Плавилыцикова «Ермак» (1803) — демонстрируют слабое знакомство авторов с историческими источниками. Популярным героем Ермак становится в литературе романтизма, чему способствовал сюжет о Ермаке в IX т. «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (1821), основанный на данных ново-найденной (Строгановской) летописи. Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» (1822), трагедия «Ермак» А.С. Хомякова (1825—26), роман П.П. Свиньина «Ермак, или Покорение Сибири» (1834), драма Н.А. Полевого «Ермак Тимофеевич, или Волга и Сибирь» (1845) обнаруживают зависимость от предложенной Карамзиным сюжетной схемы «раскаяния» героя-разбойника, совершающего патриотическое деяние и испрашивающего милости у царя-тирана. К 1824—25 относится замысел поэмы о Ермаке А.С. Пушкина. Постоянный интерес проявляли к Ермаку сибирские литераторы: П.П. Ершов (поэма «Сузге. Сибирское предание» 1838), Д.П. Давыдов (дума «О покорении Сибири» 1857—58), Н.М. Ядринцев (статья «Трехсотлетие Сибири» 1881). Со второй половины XIX в. интерес к образу Ермака в литературе уменьшается, рассказ Л.Н. Толстого «Ермак», вошедший во «Вторую русскую книгу для чтения» (1875), очерк Д.Н. Мамина-Сибиряка «Покорение Сибири»(1881), сказ П.П. Бажова «Ермаковы лебеди» (1940) ориентированы на детскую аудиторию.
Лит.: Сиповский В.В. Ермак в художественной литературе // Сиб. Сов. энциклопедия. Новосибирск, 1929. Т. 1; Библиография Ермака. Тобольск, 1981; Рожнова С, КурдинаН. Ермак исторический и литературный //Сиб. огни. 1981. № 2; Янушкевич А. С. «Ермаков сюжет» в русской литературе 1820—1830-х годов //Мотивы и сюжеты русской литературы. От Жуковского до Чехова. К 50-летию науч.-пед. деят-ти Ф.З. Кануновой. Томск, 1997; Блажес В.В. Народная история о Ермаке. Екатеринбург, 2002; Анисимов К. В. Беллетризация исторического источника в системе поэтики «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (образ и деяния Ермака) //Карамзин и время. Томск, 2006.
К.В. Анисимов
irkipedia.ru
кто такой Ермак Тимофеевич? Его характеристику срочно надо..
Бандит, сначала от Ваньки грозного по степям южным бегал от опалы, потом не угомонился по Волге бандитствовал. Пришлось до Сибири драпать где снова, воспользовавшись междоусобицами и ослаблением местных ханов, стал бандитствовать ясак (налог) с местного населения брать таким образом «вымолил» прощение от Ваньки. Достал всех, за то и грохнули его местные сибиряки во главе в лигитимным на то время ханом Кочубеем! В общем бандит и захватчик!
Ермак Тимофеевич — завоеватель Сибири. Происхождение Ермака неизвестно в точности: по одному преданию, он был родом с берегов Камы (Черепановская летопись), по другому — уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). Его имя, по мнению профессора Никитского, есть изменение имени «Ермолай»; другие историки и летописцы производят его от Германа и Еремея. Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василий. Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких шаек, разбойничавших на Волге и грабивших не только русских купцов и персидских послов, но и царские суда. Спасаясь от московских воевод, дружина казаков (больше 500 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана и Матвея Мещеряка, пошла вверх по Каме и в июне 1579 г. прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых . Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от нападения соседних инородцев. 1 сентября 1581 г. дружина казаков, под главным начальством Ермака, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал). Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку; участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьевым и др.), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений. Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по ее притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были зазимовать (Ремизовская летопись) и только весной, по реке Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец на Иртыше, под Чувашевом, казаки нанесли окончательное поражение татарам. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи. 26 октября 1582 г. Ермак вступил в покинутую татарами Сибирь. В декабре военачальник Кучума Маметкул истребил, из засады, один казацкий отряд на Абалацком озере; но следующей весной казаки нанесли новый удар Кучуму, взявши в плен Маметкула, на реке Вагае. Лето 1583 г. Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по реке Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия г. Сибири, Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю — атамана Кольцо. Иоанн IV принял его очень ласково, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семена Болховского и Ивана Глухова, с 300 ратников. Царские воеводы прибыли к Ермаку осенью 1583 г., но их отряд не мог доставить существенной помощи убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: при взятии Назыма убит был Никита Пан; весной 1584 г. татары изменнически убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова. Атаман Мещеряк был осажден в своем стане татарами и только с большими потерями заставил отступить их хана, Карачу. 6 августа 1584 г. погиб и Ермак Тимофеевич. Он шел с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу; Кучум ночью напал на спавших казаков и истребил весь отряд. Ермак, по преданию, бросился в реку и утонул, не доплыв до своего струга. Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был выступить обратно в Русь. После двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новым отрядом царских войск. Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную
Происхождение Ермака в точности неизвестно, но существует несколько версий. «Родом неизвестный, душой знаменитый», он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовая. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока его не забрали служить-казачить (Черепановская летопись). Согласно другой версии, являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский) [1]. Сохранилось описание внешности Ермака Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века. Согласно С. У. Ремезову, отец которого — казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов — знал лично выживших участников похода Ермака, он знаменитый атаман был «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист». В последнее время всё чаще звучит гипотеза о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась в виду Борецкая волость, с центром в селе Борок (сейчас — в Виноградовском районе Архангельской области). Имя Ермака является разговорным вариантом русского имени Ермолай и звучит как его сокращение. Известный русский писатель, уроженец Вологодчины, В. Гиляровский называет его Ермил Тимофеевич («Москва Газетная»). Другие историки и летописцы производят его имя от Германа и Еремея (Еремы). Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василия. Иркутский историк А. Г. Сутормин утверждает, что полностью имя Ермака звучало как Василий Тимофеевич Аленин [2][3][4]. Эта же версия фамилии Ермака обыгрывается в сказе П. П. Бажова «Ермаковы лебеди». Одна из версий происхождения имени Ермака относится к казачьему быту, поскольку у казаков слово «армак» означает большой, общий на всех котёл. Фамилия Ермака достоверно не установлена. В те времена на Руси небольшое количество людей имели фамилии: люди из высшего сословия общества или иноземцы, прибывшие для постоянного проживания на русские земли. Многие русские именовались по отцу или по кличке. Достоверно известно только то, что его величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем Токмаком. Также вероятна дореволюционная (до 1917 г.) версия о тюркском или монгольском происхождении имени (прозвища) Ермака. Согласно сведениям донского историка Е. П. Савельева на тюрко-монгольском наречии слово «Ирмак» означает стремительно бьющий ключ (река Кызыл-Ирмак — стремительно бьющий красный ключ), а на татарском глагол ярмак означает рассекать, разрубать, раскалывать. Ермэк или Эрмек, произносимое в народном говоре как Ермак, на монгольском языке означает холостяка, чуждающегося семейной жизни. В пользу этой версии прозвища Ермака, образованного от тюркского имени, приводятся доводы о том, что это имя существует до сих пор у татар, башкир и казахов, но произносится как «Ермек» — забава, веселье. Кроме того, мужское имя Ермак («Ырмаг») встречается у алан-осетин, широко населявших донские степи вплоть до XIV столетия. Вероятно, Ермак был сначала атаманом одной из типичных для того времени многочисленных дружин волжских казаков, промышлявших на торговом пути по Волге грабежом и разбойными нападениями на русские купеческие караваны и на крымских, астраханских татар и казахов. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас песни и предания донских казаков о Ермаке, в которых о составе шайки Ермака сказано дословно: «из тумы-то тумов мазурушки». Согласно « Казачьему словарю-справочнику. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С. Ш. А. Составитель словаря Г. В. Губарев, редактор — издатель А. И. Скрылов 1966—1970» : ТУМА — это: 1) у Некрасовцев бранное слово, подлорожденный от брачного союза с иноверцем; 2) в старое время на Дону предатель, изменник. Согласно этимологическому словарю Фасмера: тума тума́ «метис, полурусский, полутатарин».
ермак -бегал по степям, грабил, убивал Людей-одним словом Шакал с Большой дороги
education.ques.ru
Образ Ермака — сочинение
Вот уже более 400-х сот лет образ Ермака вдохновляет творческих людей на создание литературных произведений, скульптур, монументов и картин. С чем связана такая популярность Ермак Тимофеевича – покорителя Сибири? Мне хочется через произведения искусства, через летопись попытаться узнать об этом человеке больше.
Ермак Тимофеевич — казачий атаман, предводитель похода в Сибирь, положившего начало присоединения Сибири к Росси.
Купцы и промышленники Строгоновы в 1558 г. получили первую жалованную грамоту, в 1574 г. – земли за Уралом, по рекам Тура, Тобол, и разрешение строить крепость на Оби и Иртыше. Октябрь 1577 г. Строгановы пригласили Ермака с отрядом для охраны своих владений от нападения хана Кучума.
В 1579 г. Ермак начал поход в глубь Сибири. После ряда побед над войсками Сибирского ханства отряд Ермака в 3-дневном сражении на берегу Иртыша на мысе Подчуваш разбил Кучума. Отряд Ермака 26 октября занял столицу Сибирского ханства.
В ночь 6 августа 1585 г. Кучум неожиданно напал на отряд Ермака и уничтожил его. Раненый Ермак пытался переплыть приток Иртыша, но из-за тяжелой кольчуги утонул. Остатки его дружины отступили.
О Ермаке
в 16 веке были сложены песни,
впоследствии его образ
«Сказания
о происхождении Ермака» и вопрос
об имени покорителя Сибири
тесно связаны. Поэтому мы
В «Синодике Ермаковым казакам» (1622) и летописи Саввы Есипова (1636) главное внимание средневековых авторов уделено фигуре завоевателя Сибири Ермака. Книжники начала XVII в. находились в очень непростой ситуации. Панегирические тексты адресовались герою, личность которого уже в начале XVII в. окружали малопривлекательные для церковного писателя легенды. В народных исторических песнях Ермак — каспийский разбойник и едва ли не бунтовщик. «…Правою рукою у него был Стенька Разин, а за Стенькою Разиным Ванька Каин, Иван Мазепа, Гришка Отрепьев», — так говорится о победителе Кучума в одном из таких текстов. Народное сознание словно не может поверить, что мифические окраинные земли были завоеваны в результате спланированной правительственной акции. В него-то, сообразно народной логике, и превращается фольклорный Ермак.
Литераторы Тобольской архиепископии мыслят принципиально по-иному: завоеватель «поганых» с церковной точки зрения земель совершает подвиг, равный апостольскому. Может ли просветитель Сибири иметь разбойническое прошлое? Очевидно, что нет. И вот здесь начинается интенсивная переработка исторического Ермака. Далее всех продвинулся в этом направлении Савва Есипов, основатель официального сибирского летописания. Ермак у него — орудие Господа, «меч обоюдоострый», при этом личность, обреченная на жертвенный подвиг.
Старинные
казачьи былины, песни прославляют Ермака.
Песни эти заслуживают тем большего доверия,
что все передаваемые в них события не
противоречат в подробностях историческим.
Ой ты, батюшка, ты донской атаманушка,
Ермак сын Тимофеевич
Сослужи ты, Ермак, мне службу верную –
Возьми ты, Ермак, мне
Казань город…
(«Ермак под Казанью»
Листопадов)
Книга В.В.Блажеса посвящена Ермаку — герою народных сказаний, легенд, исторических анекдотов. Здесь по всем законам устной прозы он предстает в окружении огромного воинства, победив Кучума, превращается в сибирского князя, с разбойниками он связан с детства и даже был у них кашеваром, жил в пещере, прятал клады. Очень убедительны мысли ученого о формировании всей этой системы мотивов. Рассказы о разбойничьей вольнице бытовали в устной среде задолго до Сибирского взятия, о самом Ермаке — каспийском пирате — источники этого времени молчат, нет и устных свидетельств о разбоях Ермака, которые точно можно было бы отнести ко времени до 1581 г. (захвата Сибири). И только сам факт успешного похода казачьей дружины за Урал поставил ее предводителя Ермака в центр народных повествований об отщепенцах с восточных границ Руси. Началось «стягивание» «воровских» мотивов к имени Ермака и оформление «канонического» образа завоевателя Сибири как бывшего разбойника, искупившего вину перед царем покорением вражеского царства.
Многие полотна художников посвящены Ермаку Тимофеевичу. На мой взгляд, именно на картине Сурикова Ермак выглядит более колоритным.
Одной из лучших исторических картин Сурикова, прославляющих народную мощь и мужество, стало полотно «Покорение Сибири Ермаком» (1895). Художник изобразил битву русских казаков, возглавляемых Ермаком, с Кучумом. Русское войско кажется сплоченным, в рядах противника – смятение и разрозненность. Сам Ермак помещен художником на втором плане под стягом, рука протянута вперед, в сторону врага. Лицо, повернуто в профиль, выражает сосредоточенную решимость, волю к победе. Ермак показан в гуще своих боевых товарищей, так что видна лишь верхняя часть его фигуры и выделен только жестом руки, но этот жест говорит о воле полководца, ведущего за собой массу бойцов. Рядом с татарами мечутся местные жители. Автор показал трагедию людей, случайно попавших в водоворот истории. Напряженность борьбы передает сдержанный тон. Картина, написана в единой, очень красивой и благородной колоритной гамме, прекрасно передает атмосферу осеннего дня, влажный воздух над Иртышем. Лишь кое-где выделяются желтые, красные, зеленые пятна.
Значительный
вклад в увековечивание образа
народного героя Ермака
Личность
Ермака привлекала многих
turboreferat.ru
биография. Казачий атаман, исторический завоеватель Сибири
В народном сознании легендарный покоритель Сибири ― Ермак Тимофеевич — стал в один ряд с былинными богатырями, сделавшись не только выдающейся личностью, оставившей свой след в истории России, но и символом её славного героического прошлого. Этот казачий атаман положил начало освоению бескрайних просторов, простиравшихся за Каменным поясом ― Великим Уральским хребтом.
Загадка, связанная с происхождением Ермака

У современных историков существует несколько гипотез, связанных с историей его происхождения. По одной из них, Ермак, биография которого являлась предметом исследования многих поколений учёных, был донским казаком, по другой ― уральским. Однако наиболее вероятной кажется та, что основана на сохранившемся рукописном сборнике XVIII века, повествующем о том, что род его происходит из Суздаля, где дед был посадским человеком.
Отец же его, Тимофей, гонимый голодом и нищетой, перебрался на Урал, где нашёл прибежище в землях богатых солепромышленников ― купцов Строгановых. Там он осел, женился и вырастил двух сыновей ― Родиона и Василия. Из этого документа следует, что именно так был наречён во святом крещении будущий покоритель Сибири. Сохранившееся же в истории имя Ермак ― лишь прозвище, одно из тех, что было принято давать в казачьей среде.
Годы военной службы
Покорять Сибирские просторы Ермак Тимофеевич отправился, уже имея за спиной богатый боевой опыт. Известно, что на протяжении двадцати лет он вместе с другими казаками охранял южные рубежи России, а когда в 1558 году царь Иван Грозный начал Ливонскую войну, он принимал участие в походе и даже прославился как один из наиболее бесстрашных воевод. Сохранилось донесение польского коменданта города Могилёва лично королю Стефану Баторию, в котором тот отмечает его храбрость.
В 1577 фактические хозяева уральских земель — купцы Строгановы — наняли большой отряд уральских казаков для защиты от постоянных набегов кочевников, возглавляемых ханом Кучумом. Приглашение получил и Ермак. Биография его с этого момента делает крутой поворот ― малоизвестный казачий атаман становится во главе бесстрашных покорителей Сибири, навсегда вписавших свои имена в историю.

В поход на усмирение инородцев
Впоследствии Сибирское ханство старалось поддерживать мирные отношения с государями Российскими и аккуратно выплачивало установленный ясак ― дань в виде шкур пушных зверей, но этому предшествовал долгий и трудный период походов и сражений. В честолюбивые планы Кучума входило вытеснение Строгановых и всех, кто жил на их землях с Западного Урала и рек Чусовой и Камы.
На усмирение непокорных инородцев отправилось весьма многочисленное войско ― тысяча шестьсот человек. В те годы в глухом таёжном краю единственными путями сообщения были реки, и предание о Ермаке Тимофеевиче рассказывает, как плыла по ним сотня казачьих стругов ― больших и тяжёлых лодок, способных вместить до двадцати человек со всеми припасами.
Дружина Ермака и её особенности
Этот поход был тщательно подготовлен, и Строгановы не пожалели денег на покупку самого лучшего по тем временам оружия. В распоряжении казаков было триста пищалей, способных поражать противника на расстоянии ста метров, несколько десятков дробовых ружей и даже испанские аркебузы. Кроме того, каждый струг оснастили несколькими пушками, превратив его, таким образом, в боевой корабль. Всё это обеспечивало казакам значительное преимущество перед ханской ордой, в то время вообще не знавшей огнестрельного оружия.

Но основным фактором, способствовавшим успеху похода, была чёткая и продуманная организация войска. Вся дружина была разделена на полки, во главе которых Ермак поставил наиболее опытных и авторитетных атаманов. Во время боевых действий их команды передавались при помощи установленных сигналов трубами, литаврами и барабанами. Сыграла свою роль и железная дисциплина, установленная с первых дней похода.
Ермак: биография, ставшая легендой
Знаменитый поход начался 1 сентября 1581 года. Исторические данные и предание о Ермаке свидетельствуют о том, что его флотилия, проплыв по Каме, поднялась в верховья реки Чусовой и дальше по реке Серебрянке достигла Тагильских перевалов. Здесь, в построенном ими Кокуй-городке, казаки провели зиму, а с наступлением весны продолжили путь по реке Тагил ― уже по другую сторону Уральского хребта.
Недалеко от устья таёжной реки Туры произошло первое серьёзное сражение с татарами. Их отряд во главе с племянником хана Маметкулом устроил засаду и с берега осыпал казаков тучей стрел, но был рассеян ответным огнём из пищалей. Отбив нападение, Ермак и его люди продолжили путь и вышли в реку Тобол. Там произошло новое столкновение с неприятелем, на этот раз на суше. Несмотря на то что обе стороны понесли значительные потери, татары были обращены в бегство.
Взятие укреплённых вражеских городов

Вслед за этими сражениями последовали ещё два ― битва на реке Тобол вблизи Иртыша и взятие татарского города Карачин. В обоих случаях победа была одержана не только благодаря мужеству казаков, но и в результате незаурядных командирских качеств, которыми обладал Ермак. Сибирь — вотчина хана Кучума — постепенно переходила под российский протекторат. Потерпев поражение под Карачином, хан сосредоточил все усилия лишь на оборонительных действиях, оставив свои честолюбивые планы.
Через непродолжительное время, захватив ещё один укреплённый пункт, дружина Ермака вышла наконец к столице Сибирского ханства ― городу Искеру. Легенда о Ермаке, сохранившаяся с тех давних пор, описывает, как трижды шли казаки на приступ города, и трижды татары отбивались от православного воинства. Наконец, их конница предприняла вылазку из-за оборонительных сооружений и устремилась на казаков.
Это была их роковая ошибка. Оказавшись в поле зрения стрелков, они стали для них прекрасной мишенью. С каждым залпом из пищалей поле боя покрывалось всё новыми и новыми телами татар. В конечном итоге защитники Искера бросились бежать, оставив на произвол судьбы своего хана. Победа была полной. В этом отвоёванном у врагов городе Ермак и его войско провели зиму. Как мудрый политик, он сумел наладить отношения с местными таёжными племенами, что позволило избежать ненужных кровопролитий.
Конец жизни Ермака
Из бывшей столицы Сибирского ханства в Москву была послана группа казаков с донесением о ходе экспедиции, с просьбой о подмоге и богатым ясаком из шкур ценных пушных зверей. Иван Грозный, по достоинству оценив заслуги Ермака, направил в его подчинение значительную дружину, а ему лично даровал стальной панцирь ― знак своей царской милости.

Но, несмотря на все успехи, жизнь казаков проходила в постоянной опасности новых нападений татар. Жертвой одной из них и стал легендарный завоеватель Сибири ― Ермак. Биография его обрывается эпизодом, когда тёмной августовской ночью 1585 года отряд казаков, заночевав на берегу дикой таёжной реки, не выставил часовых.
Роковая небрежность позволила татарам внезапно напасть на них. Спасаясь от врагов, Ермак попытался переплыть реку, но тяжёлый панцирь ― подарок царя — увлёк его на дно. Так закончил свою жизнь человек-легенда, подаривший России бескрайние просторы Сибири.
fb.ru