Содержание

Броненосец ‘Петр Великий’

  • Книги
  • Рефераты
  • Оренбуржье
  • Имена
  • Блог
  • Контакты
  • Карта сайта

19 век Просмотров: 10703

В 1869 г. в Петербурге на Галерном островке был заложен спроектированный под руководством адмирала А. А. Попова башенно-брустверный монитор ‘Крейсер’. 30 мая 1872 г., в день 200-летия со дня рождения Петра I, монитор был переименован в ‘Петр Великий’. Постройкой монитора руководил корабельный инженер М. М. Окунев. В процессе постройки монитор был перепроектирован в мощный мореходный броненосец (рис. 2.7).

Новый корабль имел водоизмещение 9820 т. Его корпус был построен из железа по усовершенствованной клетчатой системе с бракетами и стрингерами, с двойным дном. Внутри корабль был разделен водонепроницаемыми переборками; снаружи корпус обшит деревом и медью и снабжен боковыми килями для уменьшения качки.

На корабле были установлены две паровые машины Двойного расширения общей мощностью в 10000 индикаторных л. с., работавшие от 12 котлов. Броненосец имел два трехлопастных винта и развивал скорость хода до 15 узлов. Запас угля 1420 т – 14, 5 % водоизмещения (5, с. 259).

Артиллерия броненосца ‘Петр Великий’ состояла из четырех 12-дюймовых орудий в двух двухорудийных башнях, расположенных в диаметральной плоскости, и двух 9-дюймовых мортир — в корме. Залп неслыханной мощи четырех чугунных пушек равнялся двум залпам 100-пушечного парусного корабля (32, с. 138).

Мощное бронирование броненосца ‘Петр Великий’ выдвинуло его в ряд сильнейших броненосных кораблей того времени. По системе бронирования он не имел себе равных. Главный пояс бортовой брони был толщиной в 14 дюймов в средней части и 9 дюймов в оконечностях. Над главным поясом, в средней части корабля, располагался второй пояс также толщиной 14 дюймов, который охватывал со всех сторон обе башни и участок между ними, образуя каземат, который тогда назывался бруствером.

Поэтому тогда броненосцы с такой броней назывались башенно-брустверными. Палуба над главным броневым поясом была покрыта 3-дюймовой броней.

Рис. 2.7. Броненосец ‘Петр Великий’

В сравнительном исследовании новейших броненосцев того времени, произведенном англичанами (результаты опубликованы в 1876 г.), они должны были, к великому своему смущению, признать, что самым мощным в мире броненосцем является броненосец ‘Петр Великий’.

Появление ‘Петра Великого’ широко обсуждалось в печати, в королевском обществе корабельных инженеров и даже в парламенте. Английская печать пыталась доказать, что броненосец ‘Петр Великий’ спроектирован главным корабельным инженером английского военно-морского флота Э. Ридом или при его участии и по образцу английского монитора ‘Девастейшен’. Последнее заставило Э. Рида выступить в газете ‘Таймс’ (9 сентября 1872 г.) с опровержением. Он отрицает факт какого-либо своего участия в создании ‘Петра Великого’ и пишет: ‘Было бы весьма большой лестью в отношении ко мне считать меня в Англии за составителя проекта этого судна, но я не имею никакого желания принимать на себя эту незаслуженную честь и было бы для нас пагубным самообольщением думать, что прогресс во флотах других держав исходит из Англии.

.. Русские успели уже превзойти нас как в отношении боевой силы существующих судов своего флота, так и в отношении употребления новых способов постройки. Их ‘Петр Великий’ совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет собою судно более сильное, чем всякое из наших собственных броненосцев…’ (5, с. 260).

Непривычной для того времени была и насыщенность механизмами ‘Петра Великого’. Совершивший на нем семидневное плавание С. О. Макаров писал: ‘На корабле „Петр Великий” для охотников испытаний представляется полный простор, а изобилие машин делает эти испытания чрезвычайно знаменательными и до крайности разнообразными. Надо сказать, что на корабле со времени начала кампании не было никакого момента, чтобы ни одна машина не вертелась. То вращают башни, то вертят вентиляторную машину

[1] для электрического фонаря, пробуют одну из 18 помп, или просто откачивают воду, напускавшуюся для проверки непроницаемости. В крайнем случае, когда все спят, слышна работа маленькой донки [2] от вспомогательного котла, в котором поддерживают пар для парового отопления’ (32, с. 138).

Броненосный флот России набирал обороты.


[1] Вентиляторная машина – парогенератор (32, с. 138).

[2] Донка – насос (32, с. 138).

Подробнее: Военно-морской флот России середины XIX — начала XX века`

istoriirossii.ru

Похожие материалы

Броненосец «Петр Великий». 100 великих кораблей

Броненосец «Петр Великий»

Осенью 1855 г. на Черное море прибыли построенные во Франции броненосные плавбатареи. Несмотря на все свои недостатки, они оказались грозным оружием и в упорном бою принудили капитулировать русскую крепость Кинбурн. Началась эра броненосцев, причем каждая новая война подтверждала необходимость их наличия в составе флота. Российский императорский флот начал создание броненосных кораблей с 1861 г., но первоначально это были лишь мониторы и другие единицы береговой обороны. Довольно быстро на Балтике (на Черном море по условиям Парижского договора флот содержать не полагалось) появилась довольно сильная эскадра, пригодная для защиты подступов к Санкт-Петербургу.

Но для действий за пределами Финского залива годился лишь один небольшой броненосец – «Князь Пожарский».

«Петр Великий»

Интерес российских моряков к созданию большого мореходного броненосца, сильно вооруженного и хорошо защищенного, существенно возрос после визита в Кронштадт летом 1866 г. американского монитора «Миантономо». Одним из главных энтузиастов броненосного кораблестроения стал контр-адмирал А.А. Попов – в недавнем прошлом участник Крымской войны, командующий одной из ходивших в Америку эскадр. Именно он в 1867 г. возглавил разработку проекта «монитора-крейсера», пригодного не только для обороны собственных берегов, но и для похода к чужим. Корабль, кстати, решили назвать «Крейсер».

Немалую проблему представлял выбор завода-строителя: в России еще не строили таких больших кораблей, водоизмещением около 10 000 т. Однако все трудности удалось преодолеть, и 1 июня 1869 г. на верфи Галерный остров состоялась закладка крупнейшего броненосца.

Предусматривалось, что постройка корпуса займет два года. Любопытно, что торжественная церемония, посвященная официальной закладке, прошла лишь в июле 1870 г. К этому времени заводу Берда заказали изготовление паровой машины.

Стоящий на стапеле корпус в конце 1871 г. осмотрел известный британский кораблестроитель Э. Рид, предложивший внести несколько изменений в конструкцию. Неоднократно что-то менял и совершенствовал и сам Попов. В итоге подготовить корабль к спуску на воду удалось только к концу лета 1872 г., празднично обставленное мероприятие состоялось 27 августа. К этому времени будущий броненосец успели переименовать – в честь 200 летия со дня рождения Петра I корабль стал называться «Петр Великий». Более важным стоит признать то обстоятельство, что броненосец решили вооружать не первоначально планировавшимися гладкоствольными 508 мм «чудовищами», а самыми современными на тот момент 305 мм нарезными казнозарядными орудиями крупповского образца (официально – «двенадцатидюймовое орудие образца 1867 года»).

С изготовлением артиллерии русские заводы справились, а вот с броней возникли проблемы. Пришлось Морскому министерству заказывать броневые плиты в Великобритании. Получилось вполне удачно: англичане сделали все качественно и с очень незначительной задержкой. Единственный сбой возник при транспортировке, когда один из проходов, в числе прочих грузов доставлявший шесть броневых плит, затонул в Северном море во время шторма.

Для достройки броненосец перевели в Кронштадт. Там на корабль установили различные механизмы, оборудование, броню. Осенью 1874 г. состоялся первый выход на испытания, затем наступила зима. А летом 1875 г. начались проблемы с механизмами и особенно винтами. В итоге к моменту прекращения кампании броненосец стоял без винтов и с готовыми к установке, но не установленными башнями. В следующем году испытания продолжились, причем выявилось неудовлетворительное качество машин. В результате так и не удалось достичь проектной скорости. Чтобы повысить тягу в котлах, даже удлинили трубу на 6 м, что помогло мало.

Лишь после того, как в 1881 г. в Англии полностью заменили машинно-котельную установку, а сам корабль отремонтировали, броненосец стал по-настоящему грозным кораблем.

Во время испытаний, состоявшихся в начале 1882 г., он имел следующие характеристики: водоизмещение – 9395 т; суммарная мощность обеих машин – 8296 л.с., средняя скорость – 14,36 узлов. Размерения – 103,5 ? 19 ? 7,6 (в полном грузу – 8,3) м. Бронирование: пояс в средней части – до 365 мм, бруствер – 365 мм, башни – 356 мм. Вооружение – четыре 305 мм орудия в двух башнях, шесть 87 мм пушек и два 381 мм торпедных аппарата. Экипаж – 440 человек.

В 1881—1882 гг. «Петр Великий» совершил длительное плавание в Средиземное море. Затем в течение 10 лет он нес обычную службу на Балтике, разнообразившуюся всевозможными учениями да установкой различной малокалиберной противоминной артиллерии. Зимой 1892—1893 гг. на броненосце заменили котлы. К этому времени стало понятно, что корабль быстро устаревает, его некогда могучая артиллерия утрачивает свое значение, а броня уже не способна противостоять снарядам новых пушек. Появилось несколько проектов модернизации броненосца, но по разным причинам ни один из них так и не воплотили в жизнь. С 1898 г. старый корабль находился в Кронштадте, его судьба решилась лишь в 1903 г.

«Петр Великий» решили превратить в учебно-артиллерийский корабль, сняв с него старые башни и броню. Работы начались в 1904 г., но Русско-японская война и последовавшая в ее ходе гибель флота, революционные потрясения, тяжелейшее финансовое положение Российской империи – все это не способствовало нормальному ходу работ. В результате капитальная перестройка завершилась лишь в 1907 г. С началом кампании 1908 г. Балтийский флот пополнил столь нужный для подготовки комендоров корабль, вооруженный четырьмя 203 мм, двенадцатью 152 мм, двенадцатью 75 мм, четырьмя 57 мм, восемью 47 мм, двумя 37 мм и двумя десантными орудиями.

В годы Первой мировой войны «Петр Великий» стал плавбазой подводных лодок и концу 1917 г. находился в Гельсингфорсе. Когда весной следующего года начался знаменитый Ледовый поход Балтфлота, корабль сумел благополучно перейти в Кронштадт, где и оставался до конца Гражданской войны. В мае 1921 г. его исключили из состава флота и сдали на хранение в порт, а затем превратили в «Блокшив №1». Во время печально известного наводнения 1924 г. блокшив выбросило на мель, но еще через три года его сняли и начали вновь использовать в качестве плавучего склада мин заграждения. С 1932 г. бывший броненосец получил новое обозначение – «Блокшив №4». Его служба в качестве плавучего склада и общежития продолжалась долго – до 1959 г., когда последовало решение о его сдаче на слом.

Постройка «Петра Великого» стала этапным событием для Российского флота, мощь корабля оценили моряки и кораблестроители всего мира. Английские газетчики даже стали утверждать, что разработка проекта была осуществлена их соотечественником – Эдвардом Ридом. Пришлось самому Риду – человеку заслуженному и не претендовавшему на чужие лавры, – выступать с опровержениями. Кстати, знаменитый кораблестроитель очень высоко оценил «Петра Великого» и даже заявил однажды, что тот: «…может совершенно свободно идти в любой английский порт, поскольку он сильнее, чем всякий из наших собственных броненосцев».

Стоит напомнить, что сегодня в строю находится другой «Петр Великий» – атомный ракетный крейсер.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Великий разгром

Великий разгром В отечественной и зарубежной литературе о первых неделях начала Великой Отечественной войны написано достаточно много. Одни авторы что есть сил ругают советское командование и воспевают военный талант немецкого. Другие увлекаются описанием подвигов

Куруш (Кир II Великий)

Куруш (Кир II Великий) Основатель Персидской державы, лишившийся головы после гибели Кир II ВеликийБлагодаря древним письменам можно утверждать, что первым военным вождем в истории человеческой цивилизации, о котором до нас дошли пусть и скудные, но вполне достоверные

Карл Великий

Карл Великий Король франков, «взрастивший» силой оружия Священную Римскую империю Карл ВеликийПроисходил из франкской королевской династии Каролингов, был внуком Карла Мартелла. Будущий император Священной Римской империи получил хорошее военное образование и

Оттон I Великий

Оттон I Великий Император Священной Римской империи, совершивший три похода в Италию Оттон I ВеликийВ 936 году главой Германии стал Оттон I Великий. Но утвердиться на королевском престоле он смог только после двух гражданских войн, которые вел со своими братьями. Сперва со

Великий подлог

Великий подлог В дни Февральской революции большую роль в мобилизации масс на уличную борьбу играли, помимо лозунгов «Хлеба!» и «Долой самодержавие!», также лозунги «Мира!» и «Долой войну!» Правда, после победы революции эти лозунги временно исчезли, как бы подобно двум

Константин I Великий

Константин I Великий Флавий Валерий Константин, которому пришлось половину времени пребывания на римском престоле воевать с претендентами на свою корону, был внебрачным сыном императора Констанция Хлора. Он получил хорошее военное и политическое образование, с юных лет

Карл Великий

Карл Великий Происходил из франкской королевской династии Каролингов, был внуком Карла Мартелла. Образцом королевского поведения для юного Карла стал его целеустремленный и воинственный отец Пипин Короткий, достойный представитель рода Каролингов. Он не только

Оттон I Великий

Оттон I Великий В 936 г. главой Германии стал Оттон I Великий. Но утвердиться на королевском престоле он смог только после двух гражданских войн, которые вел со своими братьями. Сперва со сводным братом Танкмаром, затем с Генрихом и его баронами, которых поддержал

Великий Конде

Великий Конде При жизни отца Людовик II де Бурбон, принц де Конде, родившийся в 1621 г. , носил титул герцога Энгиенского. Был он принцем крови, то есть прямым родственником королевской семьи. Женой его стала племянница могущественного герцога Ришелье. С ранних лет знатнейший

Крейсер «Петр Великий»

Крейсер «Петр Великий» Этот самый известный в настоящее время из всей серии корабль был зачислен в списки 11 марта 1984 года под именем «Юрий Андропов» (планировалось название «Максим Горький»), заложен сразу же после спуска на воду «Калинина»- 25 апреля 1986 года, спущен на воду

«Петр Великий»

«Петр Великий» Переход американского монитора «Miantonomoh» через Атлантику из Нью-Йорка в Кронштадт произвел огромное впечатление на специалистов. Известный кораблестроитель контр-адмирал А.А.Попов не только посетил «Miantonomoh», но и совершил на нем плавание от Гамбурга до

§ 2.

Рижский ледокол «Петр Великий»

§ 2. Рижский ледокол «Петр Великий» Считается, что в начале XX в. в странах Европы, в том числе и в России, начался второй этап в ледоколостроении, характеризующийся увеличением размеров ледокольных судов и мощности их силовых установок. Чрезвычайно характерно в этом

Приложение Броненосцы “Devastation” и “Петр Великий”

Приложение Броненосцы “Devastation” и “Петр Великий” (Из журнала «Морской сборник”, № 12 за 1872 год)В последнее время в газете “Times” появился ряд статей относящихся до спущенного недавно на воду нашего монитора “Петр Великий», сравнительно с английским “Devastation”-ом, которые в

Великий и ужасный

Великий и ужасный А сейчас – Джавдет. Он же Эдик, он же Этибар Джафаров. Заслуженный стрингер бывшего СССР и всея Руси. Да, вы знаете, что такое стрингер? Оператор-авантюрист. Как правило, он нигде не числится. Он едет в горячую точку на свой страх и риск, на свои деньги

Новгород Великий

Новгород Великий Первое поселение на месте Новгорода предположительно возникло в VII—VIII вв. Тогда же, вероятно, были построены и первые укрепления — земляные валы. Примерно в IX в. город (вернее, детинец) получает деревянные рубленые стены. В XI в. в валах были сделаны

ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ, НАЗВАННЫЙ ИМЕНЕМ ЦАРЯ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СТОЙКОСТЬ РОССИИ ПОСЛЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ, НЕСМОТРЯ НА РАЗНООБРАЗИЕ

Комментарий by Иэн Баллантайн — РЕДАКТОР

Флагманский корабль Северного флота России и атомный линейный крейсер РФС «Петр Великий» (РФС «Петр Великий») на Балтике в 2016 году. Фото: Майкл Нитц.

К концу 1992 года казалось, что новый мировой порядок установлен вместе с прекращением баланса террора. Западные страны и Советский Союз больше не будут огрызаться друг на друга, угрожая взаимно гарантированным уничтожением.

Российская империя рухнула, и теперь демократия западного образца, свободы и гражданские права будут распространяться по всему миру – коммунизм умер, да здравствует капитализм и самоопределение!

Фрэнсис Фукуяма в своей книге «Конец истории и последний человек» предположил, что распад Советского Союза на самом деле был не только «уходом определенного периода послевоенной истории, но и концом истории как таковой». в котором он пообещал, что «западная либеральная демократия как окончательная форма правления» будет безраздельно господствовать.

Для простых россиян это действительно были худшие времена, с пьяным президентом Борисом Ельциным у руля, отколовшимися некогда подвластными территориями (такими как Украина), экономикой в ​​сортире, анархией на улицах. Некогда могущественный СССР был разгромлен и крайне унижен, истощенный рыцарь умирал в своих потускневших, ржавых доспехах.

Летя в Санкт-Петербург, чтобы сообщить о визите оборонной дипломатии разведывательного корабля Королевского флота HMS Herald, я каким-то образом поселился с моим сопровождающим из Министерства обороны Великобритании в ветхом отеле с табличкой: «Закрыто навсегда». Оно казалось весьма подходящим для описания судьбы всего Советского Союза.

Моряки на борту HMS Herald осматривают Финский залив во время визита своего судна в Санкт-Петербург в конце 1992 года. Фото: Иэн Баллантайн.

Позже, после прогулки на подводных крыльях ВМФ России по замерзшему Финскому заливу к острову Котлин и Кронштадтской военно-морской базе, я побывал на пришвартованном в котловине военном корабле. Во время светского мероприятия на борту я выпил 16 тостов с водкой за русского адмирала и его помощников, к большому ужасу официальных лиц британской делегации, которую я сопровождал. Каждый тост сопровождался закусками – «мало еды» – чтобы впитать его, и не раз русский адмирал предлагал нам отдать честь «прекрасным женщинам мира!»

Младший офицер Балтийского флота побеседовал со мной наедине, размышляя о печальной судьбе некогда могучего российского флота, который, по его словам, порет свои подводные лодки иранцам, а его матросы продадут с головы обмундирование, чтобы прокормить свои семьи . Он вздохнул, что теперь он больше конторский служащий, чем моряк.

Во время той же поездки я посетил в мэрии политика, отвечающего за управление одной из петербургских военно-морских верфей. Он задавался вопросом, что делать с тысячами рабочих, занятых строительством нового линейного крейсера с ядерной силовой установкой. Это был корабль, который будет назван в честь царя Петра Великого, грозного правителя, основавшего город и флот в начале 1700-х годов. Но теперь российский флот казался лишним, и поэтому, естественно, возникали опасения, что рабочие верфи тоже… но как справятся их семьи?

Однако, посетив Санкт-Петербург три года спустя по случаю превращения фрегата HMS Chatham в флагман Великобритании на мероприятиях, посвященных 50-летию Победы, я обнаружил, что линейный крейсер каким-то образом все еще строится, хотя и не очень быстро.

Чтобы посмотреть на судно, я взял такси через город, которое стоило 20 долларов США в одну сторону, что, как я подумал, было довольно необычно, тем более, что накануне я посетил городскую больницу и встретился с педиатром. который зарабатывал всего 30 долларов в месяц.

Таксист согласился подождать, пока я подошел к месту, где действительно можно было увидеть возвышающееся над верфью здание «Петра Великого». Я сделал несколько скрытых снимков, которые оказались не очень удачными.

Три года спустя этот боевой корабль был введен в строй и стал флагманом базирующегося в Арктике Северного флота. В 2014 и 2016 годах 28 000-тонный РФС «Петр Великий» (или «Петр Великий», если использовать правильное русское имя) находился у берегов Великобритании, сопровождая единственный авианосец бывшего советского флота, РФС «Адмирал Кузнецов». В 2016 году и линейный крейсер, и авианосец направились в восточное Средиземноморье, чтобы поддержать режим Асада в гражданской войне в Сирии.

Все это было частью стремления президента Владимира Путина возродить военно-морскую мощь России и защитить южный фланг своей страны. Во время обоих развертываний за Петром Великим в непосредственной близости от Великобритании следовал британский эсминец Type 45 HMS Dragon .

Британский эсминец HMS Dragon в тени RFS Peter the Great в 2014 году в море у берегов Великобритании. Фото: Королевский флот.

Сегодня РФС «Петр Великий» снова в море, хорошо вооруженный различными ракетами, и ведет боевые учения, которые проводятся одновременно с многочисленными другими развертываниями ВМФ России, некоторые из которых могут превратиться в боевые задачи против Украины.

RFS «Петр Великий» и примерно два десятка других российских военных кораблей, которые сейчас также проходят учения в Баренцевом море, — это средство занять НАТО на своем северном фланге, пока президент Владимир Путин решает, стоит ли ему войска должны ворваться в Украину.

Еще в начале 1990-х годов никто и подумать не мог, что русские когда-либо достроят военный корабль такой массы, как «Петр Великий», или введут в эксплуатацию гиганта, не говоря уже о том, чтобы оставить этот корабль в строю спустя 30 лет после того, как санкт-петербургский судостроительный босс возмутился, что это мертвый проект.

В настоящее время Западу необходимо присматривать не столько за РФС «Петр Великий», сколько за подводными лодками нового поколения, такими как «Белгород» — атомоход водоизмещением 30 000 тонн (погружаемый) многоцелевого назначения. Вариант ракетного катера (ПЛАРК) «Оскар II» «Белгород» предназначен для запуска межконтинентальных торпед «Посейдон» с ядерной боеголовкой, каждая из которых имеет двухмегатонную боеголовку. Белгород заработает в этом году.

Впечатление художника времен холодной войны о подводной лодке класса «Оскар» ВМФ России, запускающей ракету. Сегодня новая версия подводной лодки класса «Оскар II» может стрелять мощными торпедами с ядерными боеголовками. Изображение: Министерство обороны США.

«Белгород» даже служит базой для 90-футовой подводной лодки, которую можно использовать для выполнения специальных задач. В 1992 году сама идея такого судна казалась несбыточной мечтой для якобы обанкротившихся россиян. Сегодня такие корабли являются настоящим кошмаром для Запада, поскольку Путин ясно заявляет о своей решимости выставить на море целое новое поколение чудо-оружия, одновременно угрожая ближайшему соседу огромными вооруженными силами на суше.

  • Это переработанная и обновленная версия статьи, опубликованной в июне 2019 г.издание WARSHIPS IFR.
  • Чтобы узнать больше об украинском кризисе, в том числе о деятельности ВМФ России, см. мартовский выпуск WARSHIPS IFR и следите за дальнейшими сообщениями на этом веб-сайте. Журнал будет доступен как в бумажной, так и в цифровой версии.
  • Морская сторона украинского кризиса обсуждается в последнем выпуске нашего подкаста WARSHIPS POD.

Получайте обновления о том, что находится в Warships IFR, прямо на ваш почтовый ящик!

Примечание: для этого контента требуется JavaScript.

Пересмотренная и обновленная версия статьи, опубликованной в выпуске за июнь 2019 г.

Пробуждение Европы, 48. Как Петр Великий научился…

«Ничто не может быть маленьким для великого человека». — ЖУКОВСКИЙ.

Однажды в 1697 году, когда Вильгельм III. еще правил Англией и Голландией, голландские кораблестроители в маленькой деревушке Зандам были удивлены, узнав, что Петр Великий, император или царь России, находится в деревенской гостинице.

«Да, — сказали люди, — он пришел учиться у голландцев строить корабли, и он был замаскирован под простого матроса, как и они сами. Это было совершенно верно. Петр Великий пришел из сердца своей великой страны, России; он пересек Балтийское море и попал в Швецию, а оттуда добрался до Голландии. Было всего шесть часов утра, когда он прибыл в Зандам, и первым выпрыгнул на берег и пришвартовал свой корабль к пристани. Встретив голландского рабочего, который когда-то работал в России, он настоял на том, чтобы поехать в его коттедж на ночлег. Это был небольшой голый домик, построенный из дерева. В ней была всего одна комната с большим каминным уголком и деревянным шкафом, в котором лежал матрас для сна.

«Мы всего лишь иностранные мастера, ищущие работу», — сказал он любопытствующим. Тогда он купил себе набор столярных инструментов, собственноручно отнес их на дачу и тотчас принялся за работу. Он был одет в голландский костюм, как и местные лодочники, в красный жилет с большими пуговицами, короткую куртку и широкие бриджи. Ежедневно он часами наблюдал за работой кораблестроителей; он посетил лесопильные, маслобойные и бумажные фабрики, канатные, парусные и кузнечные мастерские. Он также сделал модель ветряной мельницы. Купил он еще небольшой корабль, сделал мачту своими руками, приладил ее и плавал по заливу.

А между тем просочилась весть, что высокий, красивый мужчина с длинными вьющимися волосами, в платье голландского матроса действительно царь русский, и толпы людей стали повсюду следовать за ним. Поэтому через неделю он бежал в Амстердам в сильный штормовой ветер, где ему предоставили квартиру на больших верфях Ост-Индской компании. Здесь он стабильно работал в течение четырех месяцев, чтобы помочь в постройке одного корабля от начала до конца. Он вставал рано, разжигал свой огонь, готовил себе еду и вообще жил как простой рабочий.

Это была совсем другая жизнь, чем та, что он прожил в России. С ранних лет он был окружен всяческой роскошью. В младенчестве он спал в колыбели, покрытой бархатом и расшитой золотом, его простыни были из шелка, его платья из атласа были украшены жемчугом и изумрудами. В три года он ездил в маленькой золотой карете, запряженной четырьмя крошечными пони, а рядом с ним в качестве телохранителей ехали гномы. Мальчиком он любил моряков и солдат, с энтузиазмом относился к кораблям и морю. Таково было детство человека, которому предстояло основать российскую армию и флот.

Петр Великий работал на верфи в Амстердаме, когда однажды герцог Мальборо посетил доки, чтобы увидеть его за работой. «Питер, плотник из Заандама, помоги тем людям нести этот лес», — крикнул бригадир, чтобы указать на него англичанину. И царь Петр тотчас повиновался.

Когда корабль был закончен, его преподнесли Петру I в подарок от Амстердама. Он принял его с радостью, окрестил Амстердамом и увез обратно в Россию. Он построил свой корабль, но все равно остался недоволен. Он считал, что голландцы слишком много работают по «эмпирическому правилу», что на самом деле они ничего не смыслят в кораблестроении. Так он стал грустным и из духа; он путешествовал так далеко и не «достиг желаемой цели». «Вы должны приехать в Англию,» сказал англичанин, который присутствовал. «В нашей стране кораблестроение доведено до высшего совершенства». Петр Великий был в восторге от этой идеи. Он познакомился с Вильгельмом Оранским, и король Англии прислал ему прекрасный корабль, построенный по новому плану. Теперь Питер спросил его, может ли он приехать в Англию, чтобы посетить верфи. В ответ Вильгельм отправил два больших корабля, чтобы провести царя в Англию. Прибыв в Лондон, Петр I прошел через большие доки в устье Темзы. Вскоре он к своему удовлетворению освоил высшие отрасли судостроения.

«Я остался бы плотником, если бы не приехал в Англию», — говорил он впоследствии. Но было бы слишком долго рассказывать, как Петр Великий вернулся в Россию и научил свой народ строить корабли, как он построил великий город, который до сих пор носит его имя Петербург.