Электронный учебник по дисциплине «История».

Президентские выборы ноября 1948 г. в США и победа на них кандидата демократической партии Г. Трумэна, оставшегося президентом на второй срок (первый срок он исполнял обязанности президента после смерти в 1945 г. Ф. Д. Рузвельта как его вице-президент) и развязали руки американской администрации. Это позволяло осуществить рывок к закреплению американского преобладания в Западной Европе не только экономическими, но и военно-политическими методами. В новой администрации пост государственного секретаря занял Дин Ачесон, который придерживался более наступательных взглядов, чем заболевший и удалившийся от дел Дж. Маршалл. Он устремился к реализации самой революционной внешнеполитической идеи США со времен вильсоновской Лиги Наций - плану создания в Европе в мирное время и на постоянной основе военно-политического союза под главенством США. Участником блока предполагалось сделать и Канаду, формально остававшуюся британским доминионом, но на деле ставшую независимой. 14 января 1949 г. представители госдепартамента США впервые открыто заявили о существовании угрозы для безопасности стран Западной Европы и о неэффективности ООН из-за принципа единогласия постоянных членов Совета безопасности. 18 марта 1949 г. был опубликован проект Североатлантического договора, а 4 апреля в Вашингтоне собралась конференция с участием США, стран Западного союза, Канады, а также Дании, Исландии, Норвегии и Португалии. В Вашингтонской конференции приняла участие и Италия, которая впервые после окончания войны вернулась в семью западных стран, откуда она исключила себя, вступив перед войной в союз с Германией. В тот же день делегаты подписали Североатлантический договор. Термин НАТО и выражение «Организации Североатлантического договора» появились позже, впервые он был употреблен в конвенции, подписанной в развитие договора между его участниками в Оттаве 20 сентября 1951 г. Несколько лет союз существовал как политико-правовой феномен, организации как таковой не было. Но в начале 1950-х годов НАТО превратилась в систему политической и военной администрации во главе с генеральным секретарем. Возникло объединенное командование, в распоряжение которого были выделены контингента различных родов войск, созданы военные полигоны, налажено совместное производство вооружений и проведена их стандартизация. По формулировкам Вашингтонский договор был сильным. Он содержал жесткие военные обязательства. В его тексте (ст. 5) говорится: «...Вооруженное нападение на одну или более сторон в Европе или Северной Америке будет считаться вооруженным нападением на всех их вместе; ...и если такое вооруженное нападение произойдет, то каждая из сторон ...окажет помошь стороне или сторонам, подвергшимся нападению, посредством немедленного принятия индивидуально или совместно с другими сторонами мер, которые окажутся необходимыми, включая применение вооруженной силы...» Такая формулировка означала, что страны-участницы должны оказывать друг друг»' военную помощь незамедлительно, как если бы нападению подверглись они сами. Но в случае, если нападению подвергались сами Соединенные Штаты, президент США мог отдать приказ о применении силы немедленно, одновременно запросив у сената санкцию на решение, которое он принял. Сенат сохранял право согласиться или не согласиться с решением администрации. В случае несогласия сената администрация должна была отменить свое решение и в течение 30 дней вернуть американских военнослужащих в места постоянной дислокации. Согласно ст. 5 Североатлантического договора получалось, что президент США мог использовать американские вооруженные силы для зашиты западноевропейских стран и Канады, действуя по упрощенной процедуре, как если бы нападению подверглись сами США. Участники договора обязались развивать между собой военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, на цели которого американский конгресс в августе 1949 г. выделил огромную по тем временам сумму в 4 млрд долл. Соединенные Штаты приняли на себя основную часть расходов по военному строительству в странах Западной Европы, что делало Североатлантический договор очень привлекательным для западноевропейских государств. Штаб-квартира НАТО была размещена в Париже. Ключевое слово

Атлантический подход - подход к обеспечению безопасности западных стран при активном сотрудничестве европейских государств с США. Вашингтонский договор было знаком победы атлантического подхода в обеспечении европейской безопасности. Борьба европеистской и атлантической тенденций на этом не закончилась. Европеизм, прежде всего проявляясь во внешней политике Франции, продолжал оказывать влияние на политическое мышление в Европе.

studfiles.net

Тема 1.2. Первые конфликты и кризисы холодной войны. (Образование НАТО, Корейская война)


Тема 1.2. Первые конфликты и кризисы «холодной войны».
Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).Корейская война.Высадка войск ООН в Корее.
Перемирие и раскол Кореи. Итоги Корейской войны.Минимум знаний.Вопросы.Президентские выборы ноября 1948 г. в США и победа на них кандидата демократической партии Г. Трумэна, оставшегося президентом на второй срок (первый срок он исполнял обязанности президента после смерти в 1945 г. Ф. Д. Рузвельта как его вице-президент) и развязали руки американской администрации. Это позволяло осуществить рывок к закреплению американского преобладания в Западной Европе не только экономическими, но и военно-политическими методами. В новой администрации пост государственного секретаря занял Дин Ачесон, который придерживался более наступательных взглядов, чем заболевший и удалившийся от дел Дж. Маршалл. Он устремился к реализации самой революционной внешнеполитической идеи США со времен вильсоновской Лиги Наций - плану создания в Европе в мирное время и на постоянной основе военно-политического союза под главенством США. Участником блока предполагалось сделать и Канаду, формально остававшуюся британским доминионом, но на деле ставшую независимой.14 января 1949 г. представители госдепартамента США впервые открыто заявили о существовании угрозы для безопасности стран Западной Европы и о неэффективности ООН из-за принципа единогласия постоянных членов Совета безопасности. 18 марта 1949 г. был опубликован проект Североатлантического договора, а 4 апреля в Вашингтоне собралась конференция с участием США, стран Западного союза, Канады, а также Дании, Исландии, Норвегии и Португалии. В Вашингтонской конференции приняла участие и Италия, которая впервые после окончания войны вернулась в семью западных стран, откуда она исключила себя, вступив перед войной в союз с Германией. В тот же день делегаты подписали Североатлантический договор. Термин НАТО и выражение «Организации Североатлантического договора» появились позже, впервые он был употреблен в конвенции, подписанной в развитие договора между его участниками в Оттаве 20 сентября 1951 г.Несколько лет союз существовал как политико-правовой феномен, организации как таковой не было. Но в начале 1950-х годов НАТО превратилась в систему политической и военной администрации во главе с генеральным секретарем. Возникло объединенное командование, в распоряжение которого были выделены контингента различных родов войск, созданы военные полигоны, налажено совместное производство вооружений и проведена их стандартизация.По формулировкам Вашингтонский договор был сильным. Он содержал жесткие военные обязательства. В его тексте (ст. 5) говорится: «...Вооруженное нападение на одну или более сторон в Европе или Северной Америке будет считаться вооруженным нападением на всех их вместе; ...и если такое вооруженное нападение произойдет, то каждая из сторон ...окажет помошь стороне или сторонам, подвергшимся нападению, посредством немедленного принятия индивидуально или совместно с другими сторонами мер, которые окажутся необходимыми, включая применение вооруженной силы...» Такая формулировка означала, что страны-участницы должны оказывать друг друг»' военную помощь незамедлительно, как если бы нападению подверглись они сами.Но в случае, если нападению подвергались сами Соединенные Штаты, президент США мог отдать приказ о применении силы немедленно, одновременно запросив у сената санкцию на решение, которое он принял. Сенат сохранял право согласиться или не согласиться с решением администрации. В случае несогласия сената администрация должна была отменить свое решение и в течение 3

filesclub.net

"Первые конфликты и кризисы "Холодной войны"

Технологическая карта урока истории

Ф.И.О. преподавателя: Кислова Марина Юрьевна

Предмет: история

Группа: Ю-22

Тема урока

Первые конфликты и кризисы «холодной войны».

Цель урока

Расширить исторические знания студентов об Организации Североатлантического договора, Корейской войне, как первом опыте эпохи «холодной войны». Сформировать у студентов представления о многогранности исторических явлений.

Задачи урока

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, отношение к человеку как главной проблеме и загадке человеческой истории; способствовать воспитанию творческой активности студентов; воспитывать культуру личности в процессе делового общения; формировать ответственный, сочувственный, эмоциональный и аргументированный выбор личности и определенные мировоззренческие позиции, ориентированные на ценности современного общества .

Образовательные: раскрыть цели создания Нато; причины конфликта на Корейском полуострове,  выделить основных участников и их роль в Корейской войне; проанализировать почему региональный конфликт вылился в международное противостояния держав:  СССР, КНР и США.   

Развивающие: учить ребят самостоятельно анализировать и оценивать те или иные исторические события; развивать навыки самостоятельной работы при составлении конспекта, таблиц, схем; развивать аналитические и коммуникативные способности ведения диалога и отстаивания собственной мировоззренческой позиции.
Методические: продемонстрировать возможности использования на занятиях информационно-коммуникативных, технологий; использование продуктивных методов ведения урока; организацию самостоятельной работы учащихся; создание проблемной ситуации на уроках.

Тип урока

Учебное занятие по усвоению новых знаний, формированию навыков и умений. Вид занятия: урок пресс- конференция с элементами технологии развития критического мышления.

Планируемые результаты

Студенты знают цели создания Организации Североатлантического договора; причины конфликта на Корейском полуострове,  основных участников и их роль в Корейской войне.

Студенты умеют систематизировать исторический материал на основе документов, отрывков из статей и монографий и текста учебника, для подтверждения ключевых позиций по проблеме; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий.

Формируемые компетенции

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Формы и методы обучения

Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.

Приемы: элементы интерактивной технологии, технологии развития критического мышления. проблемные вопросы.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия и термины

НАТО, Корейская война, Пусанский периметр, Инчхонская десантная операция, китайские народные добровольцы.

Оборудование

ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация.

1.Организационный

момент.

2. Актуализации знаний, мотивации и целеполагания.

Приветствует студентов, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

История – наука интересная и сложная, и сегодня при изучении политической темы вам потребуются знания из курса мировой истории и истории России.

- Вы интересуетесь политикой? 

- Какие информационно-политические передачи вы знаете?

Я хочу пробудить у вас интерес к политике и приглашаю в Мастерскую политического плаката.

«В 2015 году мы будем праздновать 70- летие победы в Великой Отечественной войне,самой кровавой в истории человечества, унесшей жизни многих миллионов человек. Однако не успела завершиться одна война, как началась другая.

Приветствуют преподавателя. Староста группы докладывает об отсутствующих студентах.

Слушают вступительное слово преподавателя, отвечают на вопросы, записывают тему учебного занятия в тетрадь.

Может быть, кто-нибудь из вас знает, как она называется? Да, совершенно верно, это «холодная война».

Не найдя общего языка, Советский Союз и страны Запада вступили в конфронтацию, что привело к расколу мира на две враждебные политические системы. Холодная война – это противоборство между двумя державами, СССР и США, и их союзниками за право определять облик мира.

Это было глобальное соперничество держав. Мир стал двухполюсным. Большое влияние приобрела информационная война. Особенно ярко она проявилась в политическом плакате.

3.Этап усвоения новых знаний.

  1. Организации Североатлантического договора.

Преподаватель объясняет цели и задачи НАТО. Демонстрирует видеоролик.

2.Корейская война.

Используя прием «6 мыслящих шляп» преподаватель организует работу в группах. Также отмечается, что многие корпорации во всем мире используют метод Шести думающих шляп. Среди наиболее активных его пользователей находятся British Airways, DuPont, Federal Express, IBM, Nippon Telephone and Telegraph, Pepsico, Polaroid, и Prudential Insurance.

Организация ролевой игры «пресс – конференция».

Деление студентов на группы специалистов и журналистов.

Изучение следующих учебных вопросов:

А)Подготовка к войне

Б) Ход войны

В) Вмешательство Китая и СССР (октябрь 1950)

Г) Боевые действия заходят в тупик (июль 1951)

Воспринимают информацию на слух; просматривают видеоролик.

Студенты работают в группах,  знакомятся с изучаемым событием не только по учебнику, но и по материалам научных статей.

Студенты делятся на группы журналистов и специалистов.

Примерные вопросы для беседы:

  • Когда началась подготовка к войне?

  • Обращалась ли Северная Корея за помощью к Советскому Союзу? О какой помощи шла речь?

  • Как отреагировал Сталин?

  • Почему Москва изменила решение?

Примерные вопросы для беседы:

  • Кто начал эту войну?

  • Каковы были успехи северокорейской армии на первом этапе?

  • Можно ли сказать, что армия КНДР одержала молниеносную победу?

  • Жители Южной Кореи поддержали северокорейские части?

  • Было ли для США начало войны неожиданным?

Примерные вопросы для беседы:

  • Почему Китай решил вступить в войну?

  • Вооруженные силы Советского Союза принимали участие в войне?

  • Китайцам удалось изменить ход военных действий?

Студенты отвечают на вопросы:

  • Удалось ли США и союзникам добиться решительного преимущества?

  • Когда начались переговоры? О чем удалось договориться?

  • В дальнейшем переговоры зашли в тупик. Почему?

  • В чем заключалась проблема с пленными?

  • Когда была решена эта проблема?

  • Как и когда завершилась Корейская война?

4. Этап применения и закрепления новых знаний.

Организует работу по методу «шляпы мышления»:

Красный- эмоции, чувства;

Черный - отрицательная сторона.

Жёлтый- положительная сторона;

Зелёный- прогноз (что было бы если бы две Кореи объединились) ;

Синий- обобщение.

Студенты работают в группах.

5. Домашнее задание.

  1. Написать историческое эссе « Первая горячая война эпохи холодной войны».

  2. Подобрать из средств массовой информации факты, события, явления, являющиеся «отголосками холодной войны» в настоящее время.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

6. Подведение итогов урока.

Выставление оценок

infourok.ru

Первые конфликты и кризисы "холодной войны".

Министерство образования республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Сибайский многопрофильный профессиональный колледж

Лекция № 3

Предмет: история

Тема: Первые конфликты и кризисы «холодной войны»

Преподаватель: Рафикова А.Ф.

Сибай 2019 год

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Предмет: История

Тип занятия: сообщение и усвоение знаний

Тема занятия: Первые конфликты и кризисы «холодной войны»

Методы обучения: лекция с элементами беседы

Междисциплинарная связь: обществознание, география

Норма времени: 90 минут

Цели занятия:

1. Дидактические:

- раскрыть причины и последствия «холодной войны»

- закрепить полученные ранее знания

- стимулировать творческую активность студентов.

- раскрыть геополитическую обстановку в Европе после Второй мировой войны, интересы и притязания ведущих держав мира.

2. Развивающие:

- продолжить формирование навыков логического и образного мышления;

- умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы;

- умения чётко и грамотно излагать свои мысли;

- развивать навыки самостоятельной работы;
3. Воспитательные:

- содействовать формированию морально - нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры;

- воспитанию гражданственности, ответственности, интереса к истории и духовной культуре человечества;

Средства обучения:

А. Информационное обеспечение: компьютер, проектор, экран.

Б. Наглядные пособия: слайды

В. Раздаточный материал:

Г. Учебные места: аудитория №

Д. Литература

Основная: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник в 2 ч. Ч.2. М., 2012.

Дополнительная:

- Иконникова С. Н., Большаков В.П. История мировой культуры. Учебник и практикум для СПО.М., 2017. (ЮРАЙТ).

- Пленков О.Ю. Новейшая история. Учебник для СПО. Санкт-Петербург. 2017.(ЮРАЙТ)

Интернет-ресурсы:

- www.istorya.ru.

- www.magister.ru.

План урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания:

- устный опрос

3. Постановка проблемы изучения новой темы, определение целей и задач урока (студенты сами должны определить). Составить план работы.

3. Изучение нового материала

4. Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов. Домашнее задание

План работы

1. Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).

2. Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны».

3. Высадка войск ООН в Корее. Перемирие и раскол Кореи.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Элементы занятия, содержание и последовательность

излагаемых учебных вопросов

Формы и методы обучения

1.

Организационный момент

  • Приветствие;

  • Проверка внешнего вида и состояния рабочих мест;

  • Организация внимания, проверка отсутствующих;

  • Активизация на эффективную, плодотворную работу;

Психологическая активизация

2.

3.

Проверка домашнего задания

- устный опрос

Примерные вопросы:

1. Назовите ведущие капиталистические страны?

2. Ведущие страны Западной Европы?

3. Европейская интеграция?

4. Какие основные изменения произошли в международных отношениях после войны?

5. Причины «холодной войны».

Постановка проблемы изучения новой темы, определение целей и задач урока (студенты сами должны определить).

Составить план работы.

1. Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).

2. Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны».

3. Высадка войск ООН в Корее. Перемирие и раскол Кореи.

Постановка проблемы

Запись на доске

4.

Изучение нового материала

1. Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).

4 апреля 1949 г. страны Запада сформировали военно-политическую организацию Североатлантического договора (НАТО). Её учредителями стали США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегия , Дания, Исландия и Португалия. Договор о создании НАТО был дополнен договорами о взаимопомощи между её членами. В 1952 г к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ.

Ответом на вступление ФРГ в НАТО в 1955 г. стало создание Организации Варшавского договора, военно-политического союза СССР с дружественными ему странами Восточной Европы.

Возникновение в Европе двух противостоящих друг другу военно-политических союзов было не просто порождением борьбы СССР и США за мировое лидерство. Каждый из них отстаивал определённую модель миропорядка, образ жизни народов, связывая с их утверждением реализацию своих национально-государственных интересов.

Соперничество «двух лагерей» протекало в разных формах – идеологической, экономической. Но поскольку стороны не исключали возможности прямого военного столкновения, особое значение придавалось наращиванию военных сил.

Берлинский кризис 1948 г. После войны была достигнута договорённость, что Германия должна стать миролюбивым, демократическим государством. Однако в условиях, когда территория Германии и её столицы была поделена на зоны оккупации США, Великобритании, Франции, СССР – вопрос так и не нашёл решения. Поэтому на территории Германии началось формирование двух германских государств. В 1948 г. на территории Западной Германии была проведена валютная реформа. В ответ на это СССР закрыл границу между зонами оккупации, опасаясь потока в Восточную Германию обесцененной валюты. Западный Берлин оказался блокированным. Руководство СССР предполагало, что страны Запада пойдут на уступки в германском вопросе, но этого не произошло. Берлинский кризис заморозил вопрос о единой Германии более чем на 40 лет. В 1949 г. были созданы два германских государства ФРГ и ГДР, вошедшие соответственно в НАТО.

2. Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны».

Второй конфликт произошёл в Азии. В 1949 г. гражданская война в Китае закончилась победой коммунистов. Остатки антикоммунистических сил под прикрытием ВМС США эвакуировались на остров Тайвань. В этих условиях коммунистический режим Северной Кореи предпринял попытку объединить страну, на юге которой у власти находился режим, ориентирующийся на союз с США (после разгрома Японии ее бывшая колония Корея была разделена по 38-й параллели на советскую и американскую зоны окупации. Ким Ир Сена, Ли Сын Мана). Дипломатия США воспользовалась тем, что СССР бойкотировал работу ООН, протестуя против непризнания Западом коммунистического правительства Китая. В отсутствие представителя СССР Совет Безопасности ООН признал Северную Корею агрессором. Это дало США и их союзникам правовое основание для посылки войск в Корею.

25 июня 1950г. войска Северной Кореи (КНДР) начали успешно продвигаться на юг. В войне 1950 - 1953 гг. силы США и их союзников вступили в прямое столкновение с войсками Китая, пришедшими на помощь Северной Корее. В воздушных боях произошла проба сил советской и американской авиации (советские истребители сбили 1097 самолётов противника, американцы 335). Командование США рассматривало вопрос о применении ядерного оружия. Но в конечном итоге фронт стабилизировался. 1953г. было подписано перемирие (гонка вооружений).

Аналогичная ситуация сложилась в Индокитае, где Франция , утратившая прямой контроль над Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей, стремилась сохранить у власти во Вьетнаме прозападный диктаторский режим. Национально – освободительным

силам, принявшим коммунистическую ориентацию, оказали помощь Китай и СССР. К 1954 г. стало ясно, что ни одна из сторон не способна добиться успеха.

Карибский кризис. Наиболее острым конфликтом был Карибский кризис 1962 г. Победа в 1959 г на Кубе революционного движения, возглавляемого Ф.Кастро, и выбор им курса на социалистическое развитие вызвали беспокойство США.

СССР разместил на территории Кубы ракеты средней дальности с ядерными боеголовками. Этот шаг (предпринятый втайне от мировой общественности), стал известен правительству США благодаря воздушной разведке. Ответные меры – введение морской блокады Кубы и подготовка к ударам по советским базам на острове поставили мир на грань ядерной войны.

Урегулирование конфликта стало возможным благодаря выдержке и здравомыслию Кеннеди и Хрущёва. Ракеты были вывезены с Кубы, США отменили блокаду.

Показ слайдов

Эвристичес

кая беседа

Слайд 1

основные моменты под запись

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Под запись новые понятия в словарях

Слайд 5

5.

Закрепление

Заполнить таблицу

кризис

дата

причины

Итоги, последствия.

Самостоятельно заполнить таблицу

6.

Итог занятия

Беседа

Анализ

7.

Домашнее задание: конспект &89 стр. 230- 235 Артемов

- Оценивание

mir-olymp.ru

ПЕРВЫЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ ПЛАН 1

ПЕРВЫЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» ПЛАН 1. Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны» . 2. Высадка войск ООН в Корее. 3. Перемирие и раскол Кореи. 4. Начало арабо-израильского противостояния. 5. Индокитайский конфликт. Энгельсский колледж профессиональных технологий Преподаватель истории Лукьянова Е. И.

ЦИКЛЫ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ 1947 – 1953 г. г. - первое противостояние Двуполярный мир в апогее холодной войны (1980 г. ) Развитие международных отношений в годы «холодной войны» определялось, главным образом, соперничеством СССР и США. При этом стороны стремились избежать открытого военного конфликта. Это предопределило циклический характер послевоенной мировой политики.

КОРЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ ПОСЛЕ ВОЙНЫ После войны Корея была оккупирована с севера Советским Союзом, с юга – США Китай Северная Корея Жёлтое море Японское море Южная Корея Япония

КОРЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ ПОСЛЕ ВОЙНЫ Главы советской и американской зон оккупации генералы Д. Р. Ходж и Т. Ф. Штыков

КОРЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ ПОСЛЕ ВОЙНЫ В 1949 г. войска двух стан были выведены из Кореи, в обеих её частях проведены выборы. СССР на севере поддержал Ким Ир Сена. Плакаты в поддержку Ким Ир Сена

КОРЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ ПОСЛЕ ВОЙНЫ США на юге поддержали Ли Сын Мана. Ходж, Макартур, Ли Сын Ман

КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА 1950 – 1953 г. г. Первый этап войны 25 июня – 14 сентября 1950 года В июле 1950 г. Северная Корея атаковала юг страны и её армия заняла почти весь полуостров.

КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА 1950 – 1953 г. г. Второй этап войны. 15 сентября – 24 октября 1950 года Высадка морского десанта войск ООН в Инчхоне и переход в контрнаступление войск ООН и ЮКА

КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА 1950 – 1953 г. г. Третий этап войны. 25 октября 1950 года – 09 июля 1951 года Вступление в войну китайских добровольцев. В январе 1951 г. фронт замер на демаркационной линии, а в июне по инициативе СССР начались переговоры о перемирии.

КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА 1950 – 1953 г. г. Четвертый этап войны. 10 июля 1951 года – 27 июля 1953 года В январе 27 июля 1953 года воюющие стороны подписали соглашение о перемирии. В соответствии с этим в 22 -00 ч. по корейскому времени боевые действия по всему фронту были прекращены. Война в Корее закончилась.

КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА 1950 – 1953 г. г. КИТАЙ СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ 38 параллель ЮЖНАЯ КОРЕЯ

ИСТОКИ КОНФЛИКТА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ Палестина – полоса плодородной земли между Средиземным морем и Аравийской пустыней. Здесь проходили торговые пути из Африки в Азию

ИСТОКИ КОНФЛИКТА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ XIII в. до н. э. – расселение в Палестине еврейских племён, которые начали вести осёдлый образ жизни. Долина реки Иордан, богатая растительностью и плодородными почвами

ИСТОКИ КОНФЛИКТА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ X в. до н. э. – создание Израильско. Иудейского царства VIII в. до н. э. – уничтожение Северного царства Ассирией VI в. до н. э. – уничтожение Южного царства Вавилоном, разрушение храма Яхве, переселение евреев

ИСТОКИ КОНФЛИКТА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

ИСТОКИ КОНФЛИКТА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ Антисемити зм — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основан на предрассудках. Английский манускрипт, на котором евреи изображены со специальными знаками

ИСТОКИ КОНФЛИКТА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ 1947 г. – разработка и утверждение ООН плана раздела Палестины на еврейское государство Израиль и арабскую Палестину

1948 – 1949 г. г. – ПЕРВАЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКАЯ ВОЙНА ИТОГИ ВОЙНЫ 1. Израиль отстоял свое 2. право на существование. 3. 2. Непризнание Израиля 4. арабскими странами. 5. 3. Арабская Палестина 6. не создана ( часть её 7. территории захватил Израиль, 8. часть арабские страны).

ИНДО-ПАКИСТАНСКИЙ КОНФЛИКТ

ИНДОКИТАЙСКИЙ КОНФЛИКТ Капитуляция Японии, захватившей в 1940 г. колонии, Франции позволила лидеру коммунистов Вьетнама Хо Ши Мину провозгласить Создание Демократической Республики Вьетнам.

ИНДОКИТАЙСКИЙ КОНФЛИКТ Франция попыталась силой вернуть контроль над Вьетнамом. С 1946 г. там началась война. До 1949 г. явный перевес был на стороне французов, но с приходом к власти коммунистов в Китае Хо Ши Мин получил Помощь от СССР и Китая и добился перелома в ходе боевых действий.

present5.com

Первые конфликты и кризисы «Холодной войны»

  1. Вопрос. Первые конфликты и кризисы  «Холодной войны».

 

Для холодной войны было характерно частое появление "горячих" точек. Каждый локальный  конфликт выносился на мировую арену  благодаря тому, что противники по Холодной войне поддерживали противоборствующие стороны. Ввиду того, что прямой конфликт между двумя сверхдержавами неминуемо перерос бы в ядерный с гарантированным уничтожением всего живого на планете, то стороны стремились взять верх другими методами, в т.ч. и ослаблением противника в отдельно взятом регионе и укреплении там своих позиций, при необходимости и с помощью военных действий.  
 
От первого вооруженного конфликта в Корее (1950-1953) и до последнего на Лаосско-Таиландской границе (1988) прошло почти 40 лет. За это время огненная дуга советско-американского противостояния опоясала практически все континенты планеты от Восточной Азии до Латинской Америки, от Южной Африки до Центральной Европы. За это время в многочисленных войнах погибли миллионы людей, втянутыми в них оказались десятки государств, некоторые не урегулированы до сих пор. Афганистан, Корея, Индокитай, Арабо-Израильский конфликт, Куба, страны Африканского рога и др. – во всех этих конфликтах мы так или иначе находим и "костлявую руку американского империализма", и "агрессивные импульсы империи зла" - в виде оружия и денег, советников и инструкторов, "добровольцев" и воинских контингентов.

Кризис —резкое обострение противоречий между государствами, способное в любой момент перерасти в полномасштабную войну. Как правило, кризисы протекают на фоне острой нехватки ресурса времени для политико-дипломатического урегулирования спора. В развитии кризиса выделяют несколько основных фаз: вползание, кульминация (высшая точка), от которой события могут развиваться либо к войне, либо к компромиссу и урегулированию (фаза выхода из кризиса). 
13 сентября 1945 г. Иранское правительство обратилось к трем державам с просьбой о выводе войск. Американские войска были эвакуированы к 1 января 1946 г. Ко 2 марта из Ирана ушли британцы. Советский союз дату вывода войск назвать отказывался. Для этого были причины. В Иране в последние годы второй мировой войны происходил рост национально-революционного брожения этнических меньшинств - азербайджанцев на северо-западе, в иранском Азербайджане, и курдов на юго-западе, в иранском Курдистане. Это были сепаратистские движения, лидеры которых добивались широкой автономии от общеиранского правительства в Тегеране. В руководстве Ирана, так же как в западных столицах, подозревали, что СССР может оказать содействие сепаратистам в целях отделения иранского Азербайджана от Ирана и объединения его с советским Азербайджаном (Азербайджанской ССР). 18 ноября 1945 г. В иранском Азербайджане началось восстание, организованное народной партией Ирана (партия туде, фактически - иранская компартия). Центральное правительство направило из Тегерана войска на подавление мятежа, но они не были пропущены в охваченный им район советскими силами. В марте 1946 г. Иранское правительство обратилось с жалобой в сб оон по поводу действий советских военных властей. 
СССР использовал вопрос о пребывании своих войск на Иранской территории еще и как средство давления на Тегеран с тем, чтобы добиться от него нефтяных концессий на севере Ирана. Советско-иранские переговоры о выводе войск, увязанные с проблемой нефтяных концессий, шли трудно. 
Особенно бурно на события реагировало общественное мнение Великобритании, зоной влияния которой долгие годы был южный Иран. Теперь же, когда британские войска оттуда ушли, а советские - остались, британские политики чувствовали себя обманутыми. В разгар иранского кризиса, 5 марта 1946 г., вышедший в отставку в 1945 г. Бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, выступая в Вестминстерском колледже в г. Фултоне (штат Миссури, США), произнес знаменитую обличительную речь против СССР. У. Черчилль обвинил Москву в создании «железного занавеса», разделяющего мир на две части, и выступил с призывом укреплять «англо-саксонское партнерство» США и Британии в интересах противодействия коммунистической угрозе. Во время выступления британского политика в зале находился президент США г. Трумэн, который не стал развивать мысли, заявленные У. Черчиллем, но и не выразил несогласия с ними. В мире «фултонская речь» была воспринята как манифест «холодной войны», начало которой, образно говоря, провозгласил отставной британский премьер. 
Речь У.Черчилля получила международный резонанс во многом потому, что на нее непосредственно откликнулся и. В. Сталин. 14 марта 1946 г.

В специальном  интервью он резко высказался по поводу этого выступления, заявив, что по сути дела оно означает призыв к войне. Печать подхватила неосторожные высказывания Сталина и проблема «войны» между СССР и западом стала мотивом газетных комментариев. В результате в политической атмосфере в разных странах мира стали нагнетаться страхи. Началась эскалация противостояния СССР и запада. 
Ключевое слово эскалация - разрастание, нагнетание напряженности, обострение ситуации или конфликта. 
Иранский кризис был разрешен в ходе советско-иранского диалога к апрелю 1946 г. В качестве компромисса были достигнуты договоренности о создании на выгодных для СССР условиях советско-иранского нефтяного общества и о расширении представительства делегатов от иранского Азербайджана в иранском меджлисе. К 9 мая 1946 г. Советские войска были выведены из Ирана, а в июне последствия восстания в иранском Азербайджане ликвидированы. В сентябре того же года были подавлены очаги сепаратистов в иранском Курдистане (провинция фарс). 
По завершении кризиса Вашингтон остался в убеждении, что Москву заставила пойти на уступки принципиальная позиция США и Британии по Ирану. И. В. Сталин сделал вывод о том, что против СССР складывается британско-американский союз. После оккупации страны германскими войсками в июне 1941 г. Король георг ii вместе с семьей бежал из страны. На оккупированной территории возникло партизанское движение, в котором важную роль играли коммунисты - народно-освободительная армия греческого народа (элас). Ее силами к 1945 г. От германских войск было освобождено около двух третей страны. Между тем, в октябре 1944 г. При поддержке западных союзников в Грецию прибыли части вооруженных сил королевского правительства, которые вступили в столкновение с коммунистическими отрядами. Конфликт продолжался до февраля 1945 г. Хотя советский союз имел влияние на греческих коммунистов и мог оказывать помощь им через территорию Югославии, контролировавшуюся силами и. Б. Тито, и. В. Сталин не хотел обострять отношений с Великобританией, в сферу влияния которой входила Грецию, согласно негласным договоренностям «большой тройки» в военные годы. Греческим коммунистам было рекомендовано уступить. 12 февраля 1945 г. В местечке варкиза, под афинами, между руководителями левых отрядов и королевским правительством были подписаны соглашения, по которым власть передавалась последнему. Часть греческих коммунистов не согласилась с этим решением. 
Летом 1946 г. Кризис обострился из-за попыток властей усилить военное давление на левых. В Греции началась гражданская война, продолжавшаяся до 1949 г. Ответственность за нее в западных столицах возложили на Москву, что было справедливо только отчасти. Хотя коммунисты Греции и имели возможность получать помощь из-за рубежа, СССР продолжал воздерживаться от такой поддержки, в том числе из-за стремления не раздражать дружественную ему Болгарию, которая сама имела к Греции территориальные претензии к подозрительно относилась к воинственности греческих коммунистов. Фактически, главным инициатором оказания помощи греческим коммунистам был И.Б.Тито. 
В феврале 1945 г. Турция формально объявила войну германии, но боевых действий против нее не вела. Отношения между СССР и Турцией в годы мировой войны были пронизаны взаимным недоверием. В Москве ожидали выступления Анкары на стороне германии и готовились к нему. Но Турция уклонилась от вступления в войну и от этого выиграла. Советский союз не имел формальных оснований вступать в конфликт с Турцией, тем более что между двумя странами существовал аще с 1925 г. Периодически продлевавшийся договор о дружбе и нейтралитете. В последний раз он продлевался на 10 лет в 1935 г. Таким образом, что срок его действия должен был истечь 7 сентября 1945 г. 19 марта 1945 г., за 6 месяцев до окончания срока его действия, СССР, как то было предусмотрено в тексте договора, уведомил турецкое правительство о намерении не продлевать его.

В Анкаре это было расценено как предупреждение об ужесточении отношения СССР к Турции. 
На Потсдамской конференции советский союз пытался добиться права обеспечивать безопасность проливов наряду с Турцией. Но эти требования СССР не были поддержаны. С учетом своего решения прекратить действие советско-турецкого договора, советский союз попытался добиться от Анкары выгодного для себя режима безопасности в зоне проливов на двустороннем уровне. Турецкому правительству 7 августа 1946 г. Была направлена нота с предложением вступить в переговоры об изменении режима судоходства в черноморских проливах и разрешить СССР создать в зоне проливов советскую военную базу. Содержание ноты немедленно было доведено турецкой стороной до сведения государственного секретаря США Джеймса Френсиса Бирнса, который в этот момент находился в Париже. 
По свидетельству американских источников, в Вашингтоне советскую ноту восприняли серьезно, поскольку американское руководство не переставало укорять себя за «мягкость», проявленную в отношении действий СССР во время иранского кризиса, и стремилось на этот раз повести себя тверже. В США обсуждался вопрос о возможных мерах военного противодействия СССР, если вслед за нотой он предпримет силовые акции против Турции. Весной—осенью 1946 г., на основе донесений американской и британской разведок о концентрации советских войск в Румынии, Болгарии и на территории советского Закавказья (по разным данным, в Румынии было расквартировано до 600 000 советских войск, а в Болгарии - до 235 000), в США и Великобритании склонялись к мнению возможности советского вооруженного выступления против Турции. 
Однако вскоре американские представители из Турции и Москвы стали сообщать в Вашингтон об отсутствии признаков намерения советской стороны предпринимать шаги против Анкары. Кризиса не последовало. Турецкое правительство по получении ноты, как сообщают западные источники, тоже сочло ее менее жесткой, чем оно того ожидало. Москва не намеревалась идти на конфликт. Возможно, учтя болезненную реакцию США и Британии на ноту о проливах, советское правительство не стало настаивать на принятии своих требований. В октябре американская и британская разведки зафиксировали снижение советской активности у границ Турции. Однако официально СССР не отказывался от своих претензий к Анкаре до 30 мая 1953 г. 
Руководство США вынесло из турецкой ситуации убеждение в необходимости баз в восточном средиземноморье и оказания военной и экономической помощи Турции для модернизации военного потенциала. Вашингтон уделял больше внимания поставкам нефти из стран ближнего востока, безопасность которых зависела от обстановки на средиземном море. Греция и Турция, отделявшие этот регион от СССР, приобретали для американского стратегического планирования особое значение. 
   СССР в 1945-1946 гг. Пытался проверить степень готовности западных союзников к защите «спорных», по его мнению, стран и территорий и, при возможности, присоединить их к своей зоне влияния. В Ирана СССР поддерживал антиправительственные движения Курдистана и иранского Азербайджана. Речь Черчилля в Фултоне, в которой он призвал к объединению англосаксонского мира против СССР, который отделил себя «железным занавесом», спровоцировала болезненную реакцию Сталина, что привело к эскалации международной напряженности. 
Несмотря на значительные возможности греческих коммунистов по распространению своей власти в стране, СССР не стал оказывать им существенную помощь, исходя из союзнических соглашений с Британией времен антигитлеровской коалиции. 
СССР стремился закрыть Босфор и Дарданеллы для прохода военных кораблей нечерноморских держав. Поэтому он предложил идею «совместной обороны» черноморских проливов. Опираясь на поддержку США, Турция отвергла это предложение. В общественном мнении западных стран распространились представления об агрессивности намерений СССР в отношении Турции.

Вопрос 2. Два пути развития латиноамериканских стран: «Строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в  мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия).

Латинская Америка – это общее  название для стран и территорий, которые находятся южнее США.

В указанных территориях и государствах в настоящее время проживают  около 470 миллионов человек (причем это население за XX век выросло  более чем в 8 раз, что составляет самый высокий уровень прироста в мире). Общая территория Латинской Америки – больше двадцати миллионов квадратных километров (что больше чем вся территория России). Наиболее крупные в территориальном плане государства региона – Бразилия, Аргентина, Мексика, в список наиболее развитых экономически стран региона, к указанным государствам, добавляются Венесуэла, Чили, Колумбия, Перу.

Во-первых, Латинская Америка, это, с одной стороны - активно развивающийся  регион современного мира.

Крупнейшие страны региона –  Бразилия, Аргентина, Чили, Мексика, показывают стабильно хорошие темпы экономического роста, в этих государствах активно развиваются промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг.

В то же время, множество социально-экономических  проблем региона (безработица, преступность, маргинализация, наркомания и т.д.) мешают развитию указанных государств и создают негативный образ этих стран в глазах мирового сообщества, мешают привлечению инвестиций и как следствие тормозят развитие указанных стран.

Во-вторых, необходимо учитывать, что  подавляющее большинство стран  Латинской Америки (например, Никарагуа, Белиз, Эквадор), к числу бурно развивающихся экономически государств, не принадлежат. Социально-экономические проблемы этих стран схожи с проблемами более развитых стран – их соседей, однако в силу того, что экономически они развиты гораздо слабее, рассматриваемые проблемы выражаются гораздо острее. Как следствие – напряженная внутриполитическая ситуация, негативный образ в глазах развитых государств и мирового сообщества.

В третьих, необходимо учитывать тот  фактор, что Российская Федерация, в настоящее время имеет определенные интересы в регионе. Специалисты отмечают, что в последние годы сотрудничество России и стран региона (в основном Венесуэла, Боливия, Куба, Перу, Бразилия, Никарагуа и др.) переживает качественный подъем - появляются общие проекты в энергетической и банковской сфере, ширится политическое взаимодействие по решению геополитических вопросов, получают развитие культурные и образовательные проекты. Социально-экономические проблемы, присутствующие в странах региона несколько тормозят развитие этих отношений, а также несколько снижают инвестиционную привлекательность стран Латинской Америки в глазах потенциальных российских инвесторов.

Итак, наше понимание специфики  современных социально-экономических  проблем стран Латинской Америки будет не полным, без изучения специфики латиноамериканского региона, и его роли в современной мировой экономике и политике.

Дадим краткую характеристику Латиноамериканскому  региону1. Термин Латинская Америка первоначально обозначал те части Американского континента, которые были колонизированы и заселены выходцами из стран Пиренейского (Иберийского) полуострова – Испании и Португалии. Испанией и Португалией в XV-XVI веках колонизировали более 90% территории современной Латинской Америки, оставшиеся части были распределены между Англией, Францией и Нидерландами.

Большинство крупных государств региона  получили независимость от европейских  метрополий (Португалии и Испании) в XIX веке, подавляющее большинство  остальных – в веке XX. В настоящее время в регионе насчитывается около 30 государств.

Определить количество точнее, не представляется возможным из-за разницы  подходов к определению Латинская  Америка. Так, ряд исследователей относят  к ней только испано-португалоязычные страны, а бывшие или настоящие колониальные владения Англии, Франции и Нидерланд в число территорий региона не относят2.

В то же время ООН, группирует страны региона по чисто географическому  принципу – Северная Америка и  Южная Америка3. Таким образом, Латинская Америка – это более культурный, чем географический термин. В настоящее время, к Латинской Америке относят ряд государств и территорий Южной и Центральной Америки (см. табл. № 1.).

 

 

 

Таблица № 1.

Государства и территории Латинской Америки

Независимые государства

Зависимые территории (с  указанием принадлежности)

Аргентина

Мексика

Гваделупа (Франция)

Белиз

Никарагуа

Мартиника (Франция)

Боливия

Панама

Французская Гвиана (Франция)

Бразилия

Парагвай

Пуэрто-Рико (США)

Венесуэла

Перу

Фолклендские острова (Британия)

Гватемала

Сальвадор

Аруба (Нидерланды)

Гаити

Тринидад и Тобаго

Нидерландские Антильские острова

(Нидерланды)

Гондурас

Уругвай

Каймановы острова (Британия)

Доминиканская республика

Чили

Южная Георгия и Южные  Сандвичевы острова (Британия)

Колумбия

Эквадор

Монтсеррат (Британия)

Коста-Рика

Ямайка

 

Куба

Суринам4

Гайана

 

stud24.ru

Первые конфликты и кризисы «холодной войны» — контрольная работа

Вариант 2

  1. Первые конфликты и кризисы «холодной войны».

  Холодная война (5 марта 1946 — 26 декабря 1991) — глобальная геополитическая, военная, экономическая и идеологическая конфронтация между СССР и его союзниками — с одной стороны, и США и их союзниками — с другой.

Для «холодной войны» было характерно частое появление зон конфликтов. Каждый локальный конфликт выносился на мировую арену, благодаря тому, что противники по «холодной войне» поддерживали противоборствующие стороны. Ввиду того, что прямой конфликт между двумя сверхдержавами неминуемо перерос бы в ядерный с гарантированным уничтожением всего живого на планете, то стороны стремились взять верх другими методами, в т.ч. и ослаблением противника в отдельно взятом регионе и укреплении там своих позиций, при необходимости и с помощью военных действий. Вот некоторые из них.

Корейская война

  В 1945 г. советские и американские войска освободили Корею от японской армии. К югу от 38-й параллели расположились войска США, к северу – Красная армия. Таким образом, Корейский полуостров оказался разделенным на две части. На Севере к власти пришли коммунисты, на Юге – военные, опиравшиеся на помощь США. На полуострове образовалось два государства – северная Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и южная Республика Корея. Руководство Северной Кореи мечтало объединить страну, хотя бы и силой оружия. 
 В 1950 г. северокорейский руководитель Ким Ир Сен побывал в Москве и заручился поддержкой Советского Союза. Планы «военного освобождения» Южной Кореи были также одобрены китайским руководителем Мао Дзэ Дуном. На рассвете 25 июня 1950 г. северокорейская армия двинулась на юг страны. Ее наступление было столь мощным, что уже через три дня она заняла столицу Юга – Сеул. Затем продвижение северян замедлилось, но к середине сентября почти весь полуостров оказался в их руках. Казалось, от окончательной победы армию севера отделяет лишь одно решающее усилие. Однако еще 7 июля Совет Безопасности ООН проголосовал за то, чтобы направить международные войска на помощь Южной Корее.  
 И вот в сентябре войска ООН (в основном американские) пришли на помощь южанам. Они развернули мощное наступление на Север с того пятачка, который все еще удерживала южнокорейская армия. Одновременно была произведена высадка - 
войск на западное побережье, рассекавшая полуостров пополам. События стали развиваться с той же быстротой в обратную сторону. Американцы заняли Сеул, перешли 38-ю параллель и продолжили наступление на КНДР. Северная Корея находилась на грани полной катастрофы, когда в дело неожиданно вмешался Китай. Китайское руководство предложило, не объявляя США войну, послать на помощь Северной Корее войска. В октябре около миллиона китайских солдат перешли пограничную реку Ялуцзян и вступили в сражение с американцами. Вскоре фронт выровнялся вдоль 38-й параллели.  
 Война продолжалась еще три года. Во время американского наступления в 1950-м г. Советский Союз перебросил на помощь Северной Корее несколько авиационных дивизий. Американцы существенно превосходили китайцев в технике. Китай нес тяжелые потери. 27 июля 1953 г. война закончилась перемирием. В Северной Корее осталось у власти дружественное СССР и Китаю правительство Ким Ир Сена, принявшего почетное звание «великого вождя». 
                                       Возведение Берлинской стены 
 В 1955 г. окончательно оформился раздел Европы между Востоком и Западом. Однако четкая граница противостояния разделила Европу еще не до конца. В ней оставалось одно незакрытое «окно» – Берлин. Город оказался разделенным пополам, причем Восточный Берлин являлся столицей ГДР, а Западный Берлин считала своей частью ФРГ. Два противоположных общественных строя уживались в пределах одного города, при этом каждый берлинец мог беспрепятственно попасть «из социализма в капитализм»  и обратно, перейдя с одной улицы на другую. Ежедневно эту невидимую границу пересекали в обе стороны до 500 тысяч человек. Многие восточные немцы, пользуясь открытой границей, навсегда уезжали на Запад. Да и в целом открытое настежь окно в «железном занавесе» совершенно не соответствовало общему духу эпохи. 
 
 В августе 1961 г. советские и восточногерманские власти приняли решение закрыть границу между двумя частями Берлина. Напряжение в городе росло. Западные страны выразили протест по поводу разделения города. Наконец в октябре противостояние достигло высшей точки. У Бранденбургских ворот и на Фридрихштрассе, возле главных пропускных пунктов, выстроились американские - 
танки. Им навстречу вышли советские боевые машины. Более суток танки СССР и США простояли с нацеленными друг на друга орудиями. Периодически танкисты включали моторы, как бы готовясь к атаке. Напряжение несколько разрядилось лишь после того, как советские, а вслед за ними и американские танки отошли на другие улицы. Однако окончательно западные страны признали раздел города только спустя десять лет. Его оформило соглашение четырех держав (СССР, США, Англии и Франции), подписанное в 1971 г. Во всем мире возведение Берлинской стены восприняли как символическое завершение послевоенного раздела Европы. 
    Кубинский ракетный кризис 
 1 января 1959 г. на Кубе победила революция, во главе которой стоял 32-летний партизанский вождь Фидель Кастро. Новое правительство начало решительную борьбу с американским влиянием на острове. Нет нужды говорить, что Советский Союз полностью поддержал Кубинскую революцию. Однако власти Гаваны серьезно опасались военного вторжения США. В мае 1962 г. Никита Хрущев выдвинул неожиданную идею – разместить на острове советские ядерные ракеты. Такой шаг он шутливо объяснял тем, что империалистам «надо запустить ежа в штаны». После некоторых размышлений Куба ответила согласием на советское предложение, и летом 1962 г. на остров было отправлено 42 ракеты с ядерными боеголовками и бомбардировщики, способные нести ядерные бомбы. Переброска ракет производилась в строжайшей тайне, однако уже в сентябре руководство США заподозрило неладное. 4 сентября президент Джон Кеннеди заявил, что США ни в коем случае не потерпят советских ядерных ракет в 150 км от своего берега. В ответ Хрущев заверил Кеннеди, что никаких советских ракет или ядерных зарядов на Кубе нет и не будет.  
 14 октября американский самолет-разведчик сфотографировал с воздуха стартовые площадки для ракет. В обстановке строгой секретности руководство США начало обсуждать ответные меры. 22 октября президент Кеннеди обратился по радио и телевидению к американскому народу. Он сообщил, что на Кубе обнаружены советские ракеты, и потребовал от СССР немедленно удалить их. Кеннеди объявил, что США начинают военно-морскую блокаду Кубы. 24 октября по просьбе СССР срочно собрался Совет Безопасности ООН. Советский Союз продолжал упорно -отрицать наличие на Кубе ядерных ракет. Обстановка в Карибском море все более накалялась. К Кубе двигалось два десятка советских кораблей. Американские суда получили приказ остановить их, если потребуется – огнем. Правда, до морских сражений дело не дошло. Хрущев приказал нескольким советским кораблям остановиться на линии блокады. 
 С 23 октября между Москвой и Вашингтоном начался обмен официальными письмами. В первых посланиях Н.Хрущев с негодованием называл действия США «чистейшим бандитизмом» и «безумием выродившегося империализма». 
 Через несколько дней стало ясно, что США полны решимости любой ценой убрать ракеты. 26 октября Хрущев направил Кеннеди более примирительное послание. Он признавал, что на Кубе имеется мощное советское оружие. В то же время Никита Сергеевич убеждал президента, что СССР не собирается нападать на Америку. По его выражению, «Только сумасшедшие могут так поступать или самоубийцы, желающие и сами погибнуть, и весь мир перед тем уничтожить». Хрущев предлагал Джону Кеннеди дать обязательство не нападать на Кубу; тогда Советский Союз сможет вывезти с острова свое оружие. Президент Соединенных Штатов ответил, что США готовы принять на себя джентльменское обязательство не вторгаться на Кубу, если СССР заберет свое наступательное оружие. Таким образом, первые шаги к миру были сделаны.  
 Но 27 октября наступила «черная суббота» Кубинского кризиса, когда лишь чудом не вспыхнула новая мировая война. В те дни над Кубой с целью устрашения дважды в сутки проносились эскадрильи американских самолетов. И вот 27 октября советские войска на Кубе сбили зенитной ракетой один из самолетов-разведчиков США. Его пилот Андерсон погиб. Ситуация накалилась до предела, президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров.  
 
Однако в воскресенье ,28 октября, советское руководство решило принять американские условия. Решение убрать с Кубы ракеты было принято без согласования с кубинским руководством. Возможно, так поступили намеренно, поскольку Фидель Кастро категорически возражал против удаления ракет. 
 Международная напряженность стала быстро спадать после 28 октября. Советский Союз вывез с Кубы свои ракеты и бомбардировщики. 20 ноября США сняли морскую блокаду острова. Кубинский (или Карибский) кризис мирно завершился. 
                                                Вьетнамская война 
 Вьетнамская война началась с инцидента в Тонкинском заливе, во время которого суда береговой охраны ДРВ обстреляли американские эсминцы, оказывавшие огневую поддержку правительственным войскам Южного Вьетнама в их борьбе с партизанами. После этого все тайное стало явным, и конфликт развивался по уже привычному образцу. Одна из сверхдержав вступила в войну открыто, а вторая делала все от нее зависящее, чтобы воевать было «нескучно». Война, которую в США представляли себе легкой прогулкой, оказалась кошмаром Америки. Антивоенные демонстрации потрясли страну. Молодежь восстала против бессмысленной бойни. В 1975 году США сочли за благо объявить, что они «выполнили свою миссию» и приступить к эвакуации своего воинского контингента. Эта война сильно потрясла все Американское общество и привела к крупным реформам. Послевоенный кризис продолжался больше 10 лет. Трудно сказать чем бы он закончился не подвернись под руку Афганский кризис. 
      Афганская война 
 В апреле 1978 г. в Афганистане произошел переворот, позднее названный Апрельской революцией. К власти пришли афганские коммунисты – Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА). Правительство возглавил писатель Нур Мухаммед Тараки. Однако, уже через несколько месяцев внутри правящей партии разгорелась острая борьба. В августе 1979 г. вспыхнуло противоборство между двумя вождями партии – Тараки и Амином. 16 сентября Тараки сместили с поста, исключили из партии и взяли под стражу. Вскоре он скончался – по официальному сообщению, «от треволнений». Эти события вызвали недовольство в Москве, хотя внешне все оставалось как прежде. Осуждение вызывали начавшиеся в Афганистане массовые «чистки» и расстрелы в партийной среде. И так как они напомнили советским руководителям китайскую «культурную революцию», возникали опасения, что Амин может порвать с СССР и сблизиться с Китаем. Амин неоднократно просил о вводе в Афганистан советских войск для укрепления революционной власти. Наконец, 12 декабря 1979 г. советское руководство приняло решение исполнить его просьбу, но при этом убрать самого Амина. Советские войска были введены в Афганистан, Амин был убит взрывом гранаты при штурме президентского дворца. Теперь советские газеты называли его «агентом ЦРУ», писали о «кровавой клике Амина и его приспешников».  
   На Западе ввод советских войск в Афганистан вызвал бурные протесты. С новой силой вспыхнула «холодная война». 14 января 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН потребовала вывода «иностранных войск» из Афганистана. За это решение голосовало 104 государства.  
 Между тем в самом Афганистане стало усиливаться вооруженное сопротивление советским войскам. Против них сражались уже, конечно, не сторонники Амина, а противники революционной власти вообще. Советская печать первое время утверждала, что никаких боев в Афганистане нет, что там царят мир и спокойствие. Однако война не утихала, и когда это стало ясно, в СССР признали, что в республике «бесчинствуют бандиты». Их называли «душманами», то есть врагами. Тайно, через Пакистан, их поддерживали Соединенные Штаты, помогая оружием и деньгами. США хорошо знали, что такое война против вооруженного народа. Опыт Вьетнамской войны был использован на все 100 %, с одной лишь маленькой разницей, роли поменялись. Теперь СССР воевал со слаборазвитой страной, а США помогали ему почувствовать какая это непростая вещь. Повстанцы контролировали значительную часть территории Афганистана. Всех их объединял лозунг джихада – священной исламской войны. Они называли себя «моджахедами» – борцами за веру. В остальном программы повстанческих групп сильно разнились.  
 Война в Афганистане не прекращалась более девяти лет. В ходе военных действий погибло более миллиона афганцев. Советские войска, по официальным данным, потеряли убитыми 14453 человека.  
 В июне 1987 г. были сделаны первые, пока символические шаги к установлению мира. Новое кабульское правительство предложило повстанцам «национальное примирение». В апреле 1988 г. Советский Союз подписал в Женеве соглашение о выводе войск из Афганистана. 15 мая войска начали уходить. Девять - 
месяцев спустя, 15 февраля 1989 г., Афганистан покинул последний советский солдат. Для Советского Союза в этот день афганская война закончилась.  
 Таким образом, мир был разделен на два лагеря: капиталистический и социалистический. И в том, и в другом были созданы так называемые системы коллективной безопасности – военные блоки. В апреле 1949 года была создана Организация североатлантического договора – НАТО, куда входили США, Канада и страны Западной Европы. В мае 1955 года – подписан Варшавский Договор. В него входили (на момент подписания) Албания (Позже (в 1968 г.) она денонсировала Договор), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, ЧССР. Поляризация мира завершилась, и созданные коалиции, во главе со своими лидерами, принялись бороться за влияние в странах третьего мира. 
 От первого вооруженного конфликта в Корее (1950-1953) и до последнего на Лаоско-Таиландской границе (1988) прошло почти 40 лет. За это время огненная дуга советско-американского противостояния опоясала практически все континенты планеты от Восточной Азии до Латинской Америки, от Южной Африки до Центральной Европы. За это время в многочисленных войнах погибли миллионы людей, втянутыми в них оказались десятки государств, некоторые не урегулированы до сих пор. Афганистан, Корея, Индокитай, Арабо-Израильский конфликт, Куба, страны Африканского рога и др. – во всех этих конфликтах мы так или иначе находим и «костлявую руку американского империализма», и «агрессивные импульсы империи зла» – в виде оружия и денег, советников и инструкторов, «добровольцев» и воинских контингентов. 

 

 

 

 

 

2.  Война в Корее 1950 – 1953 гг., причины, ход военных действий, итоги.

Корейская война — вооруженный конфликт 1950-1953 годов между Корейской народно-демократической республикой (Северная Корея) и Республикой Корея (Южная Корея).

Корейская война — вооруженный конфликт 1950-1953 годов между Корейской народно-демократической республикой (Северная Корея) и Республикой Корея (Южная Корея).

Война велась с участием на стороне КНДР военного контингента Китая и военных специалистов и частей ВВС СССР, на стороне Южной Кореи — вооруженных сил США и ряда государств в составе многонациональных сил ООН.

Предпосылки Корейской войны были заложены летом 1945 года, когда на территории страны, на тот момент полностью оккупированной Японией, появились советские и американские войска. Полуостров был разделен на две части по 38-й параллели. 
 После образования в 1948 году двух корейских государств и ухода с полуострова сначала советских, а затем и американских войск, обе корейские стороны и их главные союзники — СССР и США, готовились к конфликту. Правительства Севера и Юга намеревались объединить Корею под собственной властью, что и провозгласили в принятых в 1948 году Конституциях. 
В 1948 году США и Республика Корея подписали соглашение о создании южнокорейской армии. В 1950 году между этими странами было заключено соглашение об обороне.

  В Северной Корее с помощью Советского Союза была создана Корейская народная армия. После вывода войск Советской Армии из КНДР в сентябре 1948 года все вооружение и боевая техника были оставлены КНДР. Американцы вывели свои войска из Южной Кореи лишь летом 1949 года, однако оставили там около 500 советников; военные советники СССР остались и в КНДР. 
Взаимное непризнание друг другом двух корейских государств, неполное признание их на мировой арене делали ситуацию на Корейском полуострове крайне нестабильной. 
 Вооруженные стычки вдоль 38-й параллели происходили с разной степенью интенсивности и до 25 июня 1950 года. Особенно часто они случались в 1949 году — первой половине 1950 года, исчисляясь сотнями. Иногда в этих стычках участвовало более чем по тысяче человек с каждой стороны. 
В 1949 году глава КНДР Ким Ир Сен обратился к СССР с просьбой о помощи во вторжении в Южную Корею. Однако, считая северокорейскую армию недостаточно подготовленной и опасаясь конфликта с США, Москва не удовлетворила эту просьбу.

  Конфликт начался 25 июня 1950 года наступлением северокорейских войск на юг. Одни историки утверждают, что наступление было санкционировано Москвой, другие — что это была инициатива Ким Ир Сена. По утверждению Пхеньяна, было осуществлено нападение южнокорейских войск с углублением на территорию КНДР до 2-3 километров. 
 Для США нападение КНДР стало полной неожиданностью — всего за несколько дней до того госсекретарь Дин Ачесон (Dean Acheson) в докладе конгрессу заявил, что война маловероятна. 
25 июня правительство США поставило корейский вопрос на обсуждение в Совете Безопасности ООН, который 27 июня принял резолюцию о необходимости оказания срочной военной помощи Южной Корее со стороны государств-членов ООН. Эта резолюция была принята в отсутствие представителя СССР (советский представитель, по указанию Сталина, бойкотировал заседания СБ в знак протеста против того, что место Китая в ООН занимал гоминьдановский представитель). 
В тот же день президент США Гарри Трумэн (Harry Truman) отдал приказ о вступлении американских ВВС и ВМС, дислоцированных на Дальнем Востоке, в боевые действия против КНДР, а позже санкционировал и действия сухопутных войск.

  7 июля СБ ООН проголосовал за решение обратиться с просьбой ко всем государствам-членам ООН предоставить свои вооруженные силы в соответствии с ранее принятыми резолюциями в распоряжение созданного США объединенного командования многонациональных сил ООН (МНС ООН). В итоге свои воинские формирования послали 16 государств и еще 5 — медицинские подразделения. 
 Первоначально военные действия развивались успешно для Северной Кореи. В результате проведенных Сеульской, Сувонской, Тэджонской, Нактоганской и Пусанской операций КНДР захватила большую часть территории Южной Кореи. Американо-южнокорейская группировка войск была прижата к морю.

  В этой критической обстановке 16 сентября 1950 года войска 8-й американской армии, сосредоточенные на Пусанском плацдарме, совместно с южнокорейскими войсками перешли в контрнаступление. Одновременно 10-й американский корпус высадился в тылу северокорейских войск в Инчхоне. Обладая господством на море и в воздухе и численным превосходством на земле, союзники довольно быстро заняли ранее потерянную территорию и перешли через 38 параллель. В результате северокорейские войска потерпели крупное поражение, оставили Сеул и Пхеньян и на ряде участков были отброшены до корейско-китайской границы.

  Угроза захвата южными корейцами и американцами всего полуострова заставила СССР и Китай прийти на помощь своему союзнику. В конце октября 1950 года на территорию Кореи были введены китайские войска под командованием маршала Пэн Дэхуэя (Peng Dehuai). Во избежание международного конфликта они именовались "китайскими народными добровольцами". В ноябре 1950 года в бой над северокорейской территорией впервые вступили истребители МиГ-15 советского 64-го истребительного авиакорпуса. На бортах и плоскостях МиГов были нанесены опознавательные знаки КНДР.

  К январю 1951 года китайские и северокорейские войска вновь заняли Сеул. В течение следующих нескольких месяцев противники пытались отбросить друг друга, но решительного успеха ни одна из сторон не достигла. В июле 1951 года фронт стабилизировался примерно по 38-й параллели, т. е. примерно там, где военные действия и начались 25 июня 1950 года. Война приобрела позиционный характер.

  С июля 1951 года стороны начали переговоры о мире.

  Затянувшееся перемирие в забытой войне на Корейском полуострове

Несмотря на начало переговоров, военные действия продолжались. В воздухе разгорелась крупномасштабная воздушная война, в которой главную роль со стороны Юга играли ВВС и авиация ВМС США, а со стороны Севера — советский 64-й истребительный авиакорпус.

  К весне 1953 года стало очевидно, что цена победы для любой из сторон будет слишком высока, и, после смерти Сталина, советское партийное руководство приняло решение о прекращении войны. Китай и КНДР не решились продолжать войну самостоятельно.

  27 июля 1953 года в Пханмунджоме было заключено соглашение о прекращении огня.

  Открытие мемориального кладбища в память о погибших в Корейской войне. Людские потери сторон в вооруженном конфликте оцениваются по-разному. Суммарные потери Юга убитыми и ранеными оцениваются в диапазоне от 1 миллиона 271 тысячи до 1 миллиона 818 тысяч человек, Севера — от 1 миллиона 858 тысяч до 3 миллионов 822 тысяч человек. 
 По официальным американским данным, США потеряли в Корейской войне 54 246 человек убитыми и 103 284 человека ранеными. 
СССР потерял в Корее в общей сложности 315 человек убитыми и умершими от ран и болезней, в том числе 168 офицеров. 64-й авиакорпус потерял за 2,5 года участия в боевых действиях 335 истребителей МиГ-15 и свыше 100 летчиков, сбив свыше тысячи самолетов противника. 
 Общие потери ВВС сторон составили более трех тысяч летательных аппаратов сил ООН и около 900 самолетов ВВС КНР, КНДР и СССР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


myunivercity.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о