Кто открыл Индию? Открытие морского пути в Индию
- ℃ Voronezh, Russia
- Четверг Август 29, 2019
- Главная
- Города
- Достопримечательности
- Культура и традиции
- Религия
- Йога
- Кухня
- Кино
- Карта сайта
Search
- Главная
- Города
- Достопримечательности
- Культура и традиции
- Религия
- Йога
- Кухня
- Кино
- Карта сайта
- Главная
- История
- Кто открыл Индию? Открытие морского пути в Индию
indiamagazine.ru
Кто открыл Индию — Other
Я очень люблю читать истории о первооткрывателях. Мои любимые герои — Христофор Колумб, Васко да Гамма и Джеймс Кук. Любимая же история — об открытии Индии.
Зачем нужно было искать морской путь в Индию
Когда люди слышат о том, что Индию открыли в Средневековье, они часто думают, что это было первое знакомство европейцев с этой страной. На самом деле об Индии знали еще в древние времена.
Сначала персы завоевали часть полуострова Индостан, а после пришел Александр Македонский, который завоевал и внутреннюю часть полуострова. Позже римляне торговали с индусами. Этим я хочу сказать, что Индия не была чем-то неизвестным для европейских стран.
Открывать морской путь в Индию нужно было, из-за того что ее северная часть была захвачена монголами, и они не позволяли торговать. В Азии также был город, подконтрольный европейцам, который поддерживал торговлю, но власть над ним была утрачена.
Какие были попытки открыть дальнюю страну
О первых попытках найти путь в Индию через море были упоминания еще в четырнадцатом веке. Попытку совершили братья Вивальди, но неизвестно, как завершилось их путешествие.
Позже португальские мореплаватели пытались повторить путь братьев Вивальди. Благодаря этим попыткам стало возможным освоение побережья Африки и в последующем колонизация континента. Сначала Диогу Канну удалось добраться до юго-западной Африки. Первому добраться до крайней южной точки Африки удалось Бартоломео Диашу. Именно он доказал, что океаны соединены, и путь на Индию есть.
Кто такой Васко да Гамма
Первооткрывателем Индии в истории считается Васко да Гамма. Именно он, воспользовавшись наработками своих предшественников, добрался до Индии. Кроме того, он был первым, кто обогнул африканский материк.
За время плавания экспедиция заходила в такие порты:
- Мозамбик;
- Момбасса;
- Малинди;
- Каликут.
Из-за отсутствия дипломатического дара у Васко да Гаммы, было трудно наладить отношения с местными правителями и поэтому у экспедиции постоянно были проблемы в портах.
В 1498 году морской путь в Индию был с огромным трудом открыт португальскими мореплавателями.
travelask.ru
Афанасий Никитин – первооткрыватель Индии: sergeytsvetkov — LiveJournal
На исходе XV века из европейских портов одна за другой отплывали флотилии на поиски далекой Индии. Западная Европа вступала в эпоху Великих географических открытий. Но европейские первооткрыватели и не подозревали, что лет за двадцать до них простой тверской купец уже вел торговлю на берегу Индостана и беседовал с местными жителями о догматах их веры. Звали его Афанасий Никитин.История знаменитого путешествия Афанасия Никитина изложена им самим в путевых записках, получивших название «Хождение за три моря». Году в 1471-м он отправился с товарами из родной Твери на Северный Кавказ. Под Астраханью с ним случилась беда, впрочем довольно обычная в то время: его подчистую ограбили ногайские татары. Чтобы не возвращаться домой неоплатным должником, Афанасий решил раздобыть деньжат в чужих краях. Пускаясь то в одно, то в другое коммерческое предприятие, он пробирался все дальше на юг, пока наконец не оказался в Индии – на два десятилетия раньше, чем туда добрались каравеллы Васко да Гамы.
В представлении русских людей того времени Индия была блаженной землей, где нет «ни татя, ни разбойника», ибо она «полна всякого богатства». Афанасий увидел совсем другую Индию, в которой, по его словам, простой люд нищ и гол, а бояре сильны и пышны. В этой реальной Индии русскому пришельцу пришлось несладко. В минуты отчаяния он клял «черных людей» (то есть индусов): «А все черные люди – все злодеи». Для женок «черных людей» у него и вовсе припасено особливое русское словцо. Но постепенно у Никитина завязались более человечные отношения с местными жителями. Взаимопонимание дошло до того, что Никитин – православный человек до глубины души – внес в свои путевые записки мусульманскую молитву к Богу.
Тем не менее торговые дела у него так и не заладились. Спустя четыре года Афанасий вернулся домой, имея в активе одни лишь дорожные впечатления. Утешение он нашел в писательстве. И надо сказать, его литературный талант оказался больше коммерческого. Недаром «Хождение за три моря» было включено в состав русских летописей.
Повидавший полмира Афанасий Никитин до конца остался патриотом России. Ему принадлежат слова, под которыми до сих пор может подписаться любой русский путешественник: «А Русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей».
P.S.
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина было обнаружено Н.М. Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевского монастыря в составе Троицкой летописи XVI века и опубликовано в 1821 году. Историк писал:
«Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века… Оно (путешествие) доказывает, что Россия в XV веке имела своих Тавернье и Шарденей, менее просвещенных, но равно смелых и предприимчивых; что индийцы слышали об ней прежде нежели о Португалии, Голландии, Англии».
Отрывки из «Хождения»:
«В Чунере хан взял у меня жеребца и, узнавши, что я не бусурманин, а русский, стал говорить: „И жеребца отдам, и тысячу золотых дам, стань только в нашу веру магометанскую; а не станешь в нашу веру, то и жеребца возьму, и тысячу золотых на голове твоей возьму“ — и сроку дал 4 дни, в госпожинки на Спасов день. Но Господь Бог смиловался на свой честный праздник, не отнял от меня, грешного, своей милости, не повелел погибнуть в Чунере с нечестивыми; накануне Спасова дни приехал Магмет Хоросанец; я к нему с челобитьем, чтоб похлопотал обо мне, и он поехал к хану и отпросил меня, чтоб в свою веру меня не обращали, и жеребца моего у хана взял. Таково Господне чудо на Спасов день!»
«Вер в Индии всех 84 веры, и все веруют в Бута, а вера с верою не пьёт, не ест, не женится».
«И тут есть Индейская страна, и люди все ходят наги а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…»
—————————————-
Поддержать автора копеечкой можно через
Сбербанк
5336 6900 4128 7345
или
Яндекс-Деньги
41001947922532
Спасибо всем, кто уже оказал поддержку!
sergeytsvetkov.livejournal.com
Афанасий Никитин — первооткрыватель Индии
На исходе XV века из европейских портов одна за другой отплывали флотилии на поиски далекой Индии. Западная Европа вступала в эпоху Великих географических открытий. Но европейские первооткрыватели и не подозревали, что лет за двадцать до них простой тверской купец уже вел торговлю на берегу Индостана и беседовал с местными жителями о догматах их веры. Звали его Афанасий Никитин.История знаменитого путешествия Афанасия Никитина изложена им самим в путевых записках, получивших название «Хождение за три моря». Году в 1471-м он отправился с товарами из родной Твери на Северный Кавказ. Под Астраханью с ним случилась беда, впрочем довольно обычная в то время: его подчистую ограбили ногайские татары. Чтобы не возвращаться домой неоплатным должником, Афанасий решил раздобыть деньжат в чужих краях. Пускаясь то в одно, то в другое коммерческое предприятие, он пробирался все дальше на юг, пока наконец не оказался в Индии – на два десятилетия раньше, чем туда добрались каравеллы Васко да Гамы.
В представлении русских людей того времени Индия была блаженной землей, где нет «ни татя, ни разбойника», ибо она «полна всякого богатства». Афанасий увидел совсем другую Индию, в которой, по его словам, простой люд нищ и гол, а бояре сильны и пышны. В этой реальной Индии русскому пришельцу пришлось несладко. В минуты отчаяния он клял «черных людей» (то есть индусов): «А все черные люди – все злодеи». Для женок «черных людей» у него и вовсе припасено особливое русское словцо. Но постепенно у Никитина завязались более человечные отношения с местными жителями. Взаимопонимание дошло до того, что Никитин – православный человек до глубины души – внес в свои путевые записки мусульманскую молитву к Богу.
Тем не менее торговые дела у него так и не заладились. Спустя четыре года Афанасий вернулся домой, имея в активе одни лишь дорожные впечатления. Утешение он нашел в писательстве. И надо сказать, его литературный талант оказался больше коммерческого. Недаром «Хождение за три моря» было включено в состав русских летописей.
Повидавший полмира Афанасий Никитин до конца остался патриотом России. Ему принадлежат слова, под которыми до сих пор может подписаться любой русский путешественник: «А Русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей».
P.S. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина было обнаружено Н.М. Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевского монастыря в составе Троицкой летописи XVI века и опубликовано в 1821 году. Историк писал:
«Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века… Оно (путешествие) доказывает, что Россия в XV веке имела своих Тавернье и Шарденей, менее просвещенных, но равно смелых и предприимчивых; что индийцы слышали об ней прежде нежели о Португалии, Голландии, Англии».
Отрывки из «Хождения»:
«В Чунере хан взял у меня жеребца и, узнавши, что я не бусурманин, а русский, стал говорить: „И жеребца отдам, и тысячу золотых дам, стань только в нашу веру магометанскую; а не станешь в нашу веру, то и жеребца возьму, и тысячу золотых на голове твоей возьму“ — и сроку дал 4 дни, в госпожинки на Спасов день. Но Господь Бог смиловался на свой честный праздник, не отнял от меня, грешного, своей милости, не повелел погибнуть в Чунере с нечестивыми; накануне Спасова дни приехал Магмет Хоросанец; я к нему с челобитьем, чтоб похлопотал обо мне, и он поехал к хану и отпросил меня, чтоб в свою веру меня не обращали, и жеребца моего у хана взял. Таково Господне чудо на Спасов день!»
«Вер в Индии всех 84 веры, и все веруют в Бута, а вера с верою не пьёт, не ест, не женится».
«И тут есть Индейская страна, и люди все ходят наги а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…»
donbassrus.livejournal.com
поиски и находки. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс
§ 1. Морской путь в Индию: поиски и находки
Причины Великих географических открытий
Люди путешествовали и совершали географические открытия во все времена, но эпохой Великих географических открытий принято называть вполне определённый исторический период – с конца XV до середины XVII в. И это справедливо: ни в одно другое время не было сделано столько географических открытий такого масштаба и никогда они не имели такого исключительного значения для судеб всего мира, и в первую очередь для Европы. Почему же эпоха открытий наступила именно тогда?
Карта XV в. отражает представления античного учёного Птолемея, который считал, что Атлантический и Индийский океаны не соединены друг с другом, а потому морского пути из Европы в Индию не существует.
В эпоху Средневековья люди редко путешествовали и не так уж много знали о дальних краях. Немногие исключения (например, открытия викингов) остались неизвестными в других странах, да и для самой Скандинавии не имели большого значения. Ведь в те времена общество не ощущало потребности в открытии новых земель.
Представления людей Средневековья об обитателях отдалённых земель
В XIV–XV вв. Европа вступила в новую эпоху: росли города, развивались ремёсла и торговля. Появились предприимчивые люди, для которых деньги стали зримым воплощением успеха. Звонкой монеты требовалось всё больше, между тем в Европе её катастрофически не хватало, ведь золото и серебро веками вывозились на Восток в обмен на тонкие ткани, ювелирные изделия, пряности и благовония.
Мадонна мореплавателей. Художник А. Фернандес
Восточные товары поступали в Европу по Великому шёлковому пути и через Аравийское и Красное моря. Затем в средиземноморских портах богатства Востока приобретали купцы из Венеции и Ге?нуи, развозившие их по всей Европе. На пути к потребителю товар много раз переходил из рук в руки. В результате посредники обогащались, а цена увеличивалась настолько, что, скажем, привычные для нас пряности, как раз тогда вошедшие в моду в Европе, становились предметом роскоши. Мешок перца или гвоздики стоил целое состояние.
В результате осма?нских завоеваний известные торговые пути были на время перекрыты, и цены на восточные товары резко подскочили. Поэтому неминуемо должен был встать вопрос: нет ли иного пути к богатствам Востока? Лучше всего – морского, ведь именно так можно установить прямые связи, торговать без посредников и не зависеть от сухопутных конфликтов и войн.
К XV в. были достигнуты значительные успехи в различных областях науки и техники, что позволило совершать дальние морские путешествия. Появились караве?ллы – быстроходные и маневренные суда с удобной для океанских плаваний парусной оснасткой, которые могли продвигаться в нужном направлении почти при любом ветре. Астролябия, другие приборы и различные астрономические таблицы позволяли довольно точно определять географические координаты места. Моряки научились пользоваться компасом и составлять карты.
Португальцы на пути в Индию
Начало эпохе Великих географических открытий положили путешествия моряков из стран Пиренейского полуострова – Португалии и Испании. Эти государства не относились к числу наиболее развитых, но их географическое положение благоприятствовало плаваниям через Атлантику. В обеих странах имелись удобные гавани, быстроходные суда, опытные капитаны и матросы. И когда сначала в Португалии, а позже и в Испании завершилась Реконки?ста (исп. и порт. Reconquista – отвоёвывание), или освобождение Пиренейского полуострова от мавров, энергии тех, кто прежде сражался с мусульманами, потребовался новый выход. Многие дворяне остались без средств к существованию, так как основным источником их доходов была война. Им нужны были новые завоевательные походы.
В 1415 г. португальцы захватили Сеу?ту – порт на северном побережье Африки. Там они узнали о караванных путях, которые вели через Сахару на юг. Оттуда привозили в Средиземноморье золото, слоновую кость и чернокожих невольников. Но пески Сахары были непроходимы для португальского войска, и тогда один из сыновей португальского короля, принц Энри?ке (1394–1460), увлёкся мыслью достичь богатых южных стран морем, продвигаясь вдоль западного побережья Африки. Он стал организатором первых португальских дальних плаваний и вошёл в историю как Энри?ке Мореплаватель, хотя личного участия в экспедициях не принимал. На свои немалые доходы он приобретал географические карты и навигационные приборы, оснащал каравеллы, приглашал к себе на службу учёных и моряков.
Глобус немецкого учёного Ма?ртина Беха?йма – древнейший из сохранившихся. 1492 г.
Экспедиции, организованные по приказу принца, открыли в Атлантике прежде неизвестные острова: Мадейру, Азорские, Зелёного Мыса. Медленно, преодолевая вековые суеверия и страх перед неизвестностью, португальцы продвигались на юг. Вскоре они достигли той части Африки, где жили негры, и завязали с ними торговлю. Сначала в обмен на дешёвые ткани и побрякушки европейцы приобретали золото и слоновую кость, а затем стали захватывать негров в плен и обращать их в рабство, проявляя при этом бесчеловечную жестокость. Местные жители, спасаясь, бежали подальше от побережья, а португальцы в поисках добычи продвигались всё дальше на юг.
В 1488 г. экспедиция во главе с Бартоломе?у Ди?ашем достигла южной оконечности Африки. Однако бунт изнурённой долгим плаванием команды вынудил Диаша повернуть назад. Уже на обратном пути он открыл полуостров, получивший название мыс Доброй Надежды – надежды на то, что морской путь в Индию вскоре будет проложен.
Васко да Гама
Вековые усилия португальских мореходов завершило в 1497–1499 гг. плавание Ва?ско да Га?мы. Преодолев все трудности и воспользовавшись на финальном отрезке пути помощью знаменитого арабского лоцмана Ахме?да ибн Маджи?да, Васко да Гама в 1498 г. достиг западного побережья Индии, впервые проложив морской путь из Европы в страны Востока. С этого времени в течение почти четырёх веков торговые суда из Европы в страны Южной и Восточной Азии плыли в основном вокруг Африки.
Когда стало известно, что Васко да Гама проложил морской путь в Индию, в Венеции говорили, что давно не слышали такой плохой новости. Почему?Китайский фарфор ценился в Европе очень высоко
Открытие Америки Колумбом
Когда португальцы ещё не достигли южной оконечности Африки, нашёлся человек, который предложил иное направление поисков пути в страны Востока. Моряк из итальянского города Генуи Христофо?р Колу?мб (1451–1506), опираясь на учение о шарообразности Земли, утверждал, что Китая и Индии можно достичь, плывя из Европы на запад. Теоретическая возможность такого плавания была очевидна тогда для многих образованных людей, но практическое осуществление идеи вызывало у учёных сомнения.
Христофор Колумб. Художник С. дель Пьомбо
Много лет Колумб тщетно пытался убедить в своей правоте королей Португалии, Англии, Франции. И только в Испании после семи лет колебаний король Ферна?ндо и королева Изабелла согласились снарядить экспедицию, которая должна была пересечь Атлантику, чтобы опередить португальцев, также искавших морской путь в Индию.
Три корабля Колумба с экипажем в 90 человек отплыли из испанской гавани Па?лос, сделали остановку на Канарских островах и через месяц, 12 октября 1492 г., увидели землю. Это были Багамские острова, расположенные недалеко от побережья Америки. Будучи уверен, что он достиг стран Востока и что до Индии совсем недалеко, Колумб назвал местных жителей индейцами, и это название закрепилось за ними. Сам же континент долго ещё именовали Индией или Вест-Индией, т. е. Западной Индией (чтобы отличать от собственно Индии, называемой также Ост-Индией – Восточной Индией).
Колумб собирался продолжить поиски самых богатых стран Востока, но после крушения флагманского корабля «Санта-Мария» ему пришлось срочно вернуться в Испанию. Позже он совершил ещё три плавания за океан, в ходе которых были открыты почти все Большие и Малые Антильские острова, а также значительные участки побережья неизвестного материка. Однако, вопреки надеждам, значительных богатств в новых землях Колумбу обнаружить не удалось. Разочарованные Фернандо и Изабелла лишили великого мореплавателя многих прежде пожалованных ему доходов и привилегий. Всеми забытый, Колумб умер в 1506 г., до конца своих дней будучи убеждён, что проложил новый путь в страны Востока.
Великие географические открытия
Найдите на карте все направления поисков морского пути из Европы в страны Востока. По каким из них тогда были проложены торговые пути, а по каким – нет? Почему?Однако так думали не все. Первым, кто во всеуслышание заявил, что открытые Колумбом земли – это не Азия, а новая, прежде неведомая часть света, или Новый Свет (в отличие от Старого Света – Европы, Азии и Африки), был флорентийский мореплаватель и астроном Амери?го Веспу?ччи. Его письма с красочными описаниями путешествий к берегам Бразилии стали в Европе настолько популярны, что вскоре в его честь новую часть света назвали Америкой.
Компас в футляре из слоновой кости
Первое кругосветное плавание
Колоссальные богатства Нового Света обнаружились не сразу, и сначала Америка казалась лишь непреодолимым препятствием на западном пути в страны Востока. Тщетно мореплаватели искали пролив, который вёл бы из Атлантического океана к берегам Китая и Индии. Непрерывная линия побережья тянулась к северу и югу на многие тысячи километров.
Туземцы радушно встречают Христофора Колумба. Гравюра Т. де Бри
В 1513 г. отряд испанцев во главе с Ва?ско Ну?ньесом де Бальбо?а пересёк Панамский перешеек и вышел к другому «морю». Первооткрыватель назвал его «Южным морем». Но существует ли пролив, соединяющий Атлантику с «Южным морем»?
Ответить на этот вопрос удалось португальскому мореплавателю, находившемуся на службе у испанского короля, Ферна?ну Магелла?ну. В 1519 г. возглавляемая им флотилия из пяти кораблей вышла из испанской гавани и взяла курс на запад. Магеллан хотел опередить на пути к Островам пряностей португальцев, которые в те же годы искали путь к ним со стороны Индийского океана. Мужество и железная воля мореплавателя принесли ему успех. После долгих поисков пролив был найден (сейчас он носит имя Магеллана). Затем корабли пересекли «Южное море», оказавшееся величайшим океаном планеты. Именно Магеллан назвал его Тихим, так как морякам посчастливилось ни разу не попасть здесь в шторм.
Фернан Магеллан
В 1521 г. флотилия подошла к островам, позже названным Филиппинами (в честь испанского принца Филиппа – будущего короля Филиппа II). Здесь в стычке с местными жителями Магеллан погиб. Уже после его смерти испанцы достигли своей цели – Молуккских островов. А затем корабль с символическим названием «Виктория» («Победа») пересёк Индийский и Атлантический океаны и в 1522 г. вернулся в Испанию, совершив первое в истории кругосветное плавание (1519–1522). Груз заморских пряностей с лихвой окупил все расходы на экспедицию. Однако из 265 человек экипажа на родину возвратились лишь 18 изнурённых голодом моряков.
Магеллан осуществил замысел Христофора Колумба, проложив западный путь в страны Востока. Кругосветное путешествие окончательно доказало, что Земля имеет форму шара, и позволило составить представление о её истинных размерах.
Новые поиски, новые открытия
Сделанные моряками открытия обострили соперничество между европейскими странами за контроль над новыми землями и торговыми путями. Сразу после возвращения Христофора Колумба из его первого плавания Португалия предъявила свои претензии на те области Атлантики, где были совершены открытия. После трудных переговоров в городе Тордеси?льяс в 1494 г. был заключён договор о разграничении сфер влияния (его иногда называют первым разделом мира). Разграничительная линия пересекла Атлантику от полюса до полюса. Территории к западу от неё считались зоной влияния Испании, к востоку – Португалии. Однако другие страны не желали признавать этот договор.
В 1497 г. итальянец Джова?нни Кабо?тто, состоявший на английской службе (в Англии его называли Джон Ка?бот), пересёк Северную Атлантику и достиг Северной Америки, приняв её за Северо-Восточную Азию. Тем самым он положил начало поискам северо-западного пути в страны Востока. Но ни золота, ни пряностей здесь найдено не было, и Англия надолго отказалась от дальнейших поисков в этом направлении.
Определение широты. Художник Ж. де Во
Многие считали, что с севера Америку можно обогнуть более лёгким путём, чем с юга, через Магелланов пролив. Так, француз Жак Картье? ошибочно принял за северо-западный проход в Тихий океан открытые им залив и реку Св. Лаврентия. Индейцы в тех краях называли свои посёлки «каната» (отсюда и современное название североамериканской страны Канада).
В конце XVI – начале XVII в. к поискам северо-западного прохода вернулись англичане. Героическими усилиями капитанов Фро?бишера, Гу?дзона, Ба?ффина и других была открыта значительная часть побережья Северной Америки, но в XVII в. поиски северо-западного прохода были признаны бессмысленными и прекращены.
Во второй половине XVI в. англичане и голландцы искали путь в страны Дальнего Востока, пытаясь обогнуть Азию с севера (северо-восточный проход). В процессе этих поисков англичане попали в Россию, где тогда правил Иван Грозный, и завязали с ней торговлю, а голландец Ви?ллем Ба?ренц достиг Новой Земли. Но дальнейший путь на восток для парусных судов был невозможен. Поиски были прекращены и здесь, и в XVII в. открытиями на севере Азии прославились не западноевропейские мореплаватели, а русские землепроходцы.
Какие страны сыграли ведущую роль в поисках северо-западного и северо-восточного путей в страны Востока? Почему это были не Испания и не Португалия?В открытии пятой части света – Австралии – главную роль сыграли голландцы. В конце XVI в. они захватили у Португалии обширные владения в Азии, включая Острова пряностей. Совершая торговые плавания в Индийском океане, голландцы время от времени оказывались у берегов какой-то большой земли. Предполагали, что это часть неведомой «Южной земли» – гигантского континента, якобы уравновешивающего сушу Северного полушария. И только два плавания А?бела Та?смана в 1642–1644 гг. показали, что земли, открытые голландцами, являются отдельной частью света, позже названной Австралией.
Подведём итоги
Великие географические открытия явились закономерным следствием исторического развития Европы на исходе Средневековья. Поиски всех возможных вариантов морского пути из Европы в страны Востока продолжались 150 лет. В ходе этих поисков, увенчавшихся успехом, были сделаны важнейшие открытия, которые изменили представления европейцев о мире.
• 1492, 12 октября – открытие Америки Христофором Колумбом.• 1498 – открытие Васко да Гамой морского пути в Индию.
• 1519–1522 – первое кругосветное плавание Фернана Магеллана.
«Никогда, ни до, ни после, не знали география, космография, картография таких бешеных, опьяняющих, победоносных темпов развития, как в эти пятьдесят лет, когда, впервые, с тех пор как люди живут, дышат и мыслят, были окончательно определены форма и размеры Земли, когда человечество впервые познало круглую планету, на которой оно уже столько тысячелетий вращается во Вселенной».(Австрийский писатель Стефан Цвейг о начале эпохи Великих географических открытий)
Вопросы
1*. В чём вы видите причины наступления эпохи Великих географических открытий?
2. Что бы вы ответили тому, кто считает, что Америку открыли викинги, а вовсе не Колумб?
3. Почему имя Колумба носит лишь одна из стран Америки, а не вся открытая им часть света?
4*. Как вы думаете, чем отличалось открытие Австралии от других важных географических открытий той эпохи?
Задания
1. По материалам учебника заполните таблицу «Географические открытия XV–XVII вв.».
2. Найдите на карте географические объекты (моря, проливы, острова и т. д.), названные в честь мореплавателей эпохи Великих географических открытий.
3. Перед вами – два отрывка из письма, отправленного Колумбом сразу по возвращении из первого плавания:
«Из одного лишь того, что было выполнено во время этого столь недолгого путешествия, их высочества могут убедиться, что я дам им столько золота, сколько им нужно, если их высочества окажут мне самую малую помощь; кроме того, пряностей и хлопка – сколько соизволят их высочества повелеть, равно как благовонную смолу… я дам также алоэ и рабов, сколько будет угодно и сколько мне повелят отправить, и будут эти рабы из числа язычников. Я уверен, что нашёл также ревень, корицу и тысячи других ценных предметов».
«Должно всему христианскому миру проникнуться радостью и справить великие торжества и торжественно вознести благодарственное моление Святой Троице за то великое ликование, которое будет испытано по случаю обращения стольких народов в нашу святую веру, равно как и за блага мирские, ибо не только Испания, но и все христиане найдут в них подкрепление и выгоду».
Определите на основании текстов, что привлекало европейцев в дальних странах. Как, по-вашему, эти отрывки характеризуют Колумба? И кстати, почему он особо отмечает, что рабы будут из числа язычников?
4. Разделитесь на три группы. Каждая группа должна доказать величайшее историческое значение открытий либо X. Колумба, либо Васко да Гамы, либо Ф. Магеллана. Подберите аргументы в пользу своей точки зрения. Для обсуждения в классе выделите из каждой группы по одному человеку в группу экспертов.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Пятигорск | Великий первооткрыватель Индии — БезФормата
Вторая половина XV столетия ознаменовалась великими географическими открытиями, вызванными поисками далекой Индии, которая рисовалась в воображении европейцев страной чудес и несметных богатств. Когда в 1492 году генуэзец Колумб достиг Америки, он был уверен, что, наконец, добрался до этой сказочной страны. Поэтому увиденных туземцев он ошибочно назвал «индиос» (т.е. «индейцами»), что впоследствии навсегда закрепилось за аборигенами Америки. И только в 1498 году португалец Васко да Гама добрался до Индии, о чем португальцы заявили на весь мир как о своем «великом открытии».
Однако еще за четверть века до Васко да Гама посетил Индию отважный сын русского народа, тверской купец Афанасий Никитин и, таким образом, первым из европейцев проложил путь в эту далекую страну, о чем подробно рассказал в своем знаменитом «Хожении за три моря». Приоритет Афанасия Никитина в этом вопросе подчеркивал еще Н. М. Карамзин. «В то время, — писал он, — как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитятнин уже путешествовал на берегу Малабара и беседовал с жителями о догматах их веры».
Афанасий Никитин, снарядив товарами несколько кораблей, в 1466 году вместе с товарищами отплыл из Твери вниз по Волге с целью добраться до «Ширванской земли» (т.е. до Кавказа!), но под Астраханью его корабли были разграблены степными кочевниками. Однако это не остановило Никитина: он отправился дальше и побывал в Дербенте, Баку, откуда по Каспийскому морю доплыл до Персии (теперь Иран) и через «Индийское море» достиг, наконец, желанной Индии, где прожил около четырех лет. Возвращаясь на родину, он снова пересек Персию, затем Турцию, переплыл Черное море до Кафы (теперь — Феодосии) в Крыму. Из Кафы в ноябре 1472 года по Днепру он через Киев направился в Смоленск, но на пути к нему умер, пространствовав, таким образом, шесть лет.
И все это время он фиксировал свои наблюдения и впечатления в тетрадях, ведя своеобразный дневник, который назвал «Хожением за три моря». Эти тетради после смерти их автора были доставлены в Москву и включены в состав Московской летописи, благодаря чему сохранились для будущих поколений.
В русской средневековой литературе жанр «хождений» был очень популярен, но он предназначался в основном для описания путешествий к так называемым «святым местам» и рассказал о них, т.е. имел сугубо религиозно-дидактические цели. «Хожение» Афанасия Никитина совершенно лишено этих целей. Его автор поставил перед собой более масштабные задачи — познакомить вживую своих соотечественников с заморскими странами и, в первую очередь, с землей, о громадных богатствах и сказочных чудесах которой рассказывали им древние памятники «Александрия» и «Сказание об Индийском царстве».
Никитин, несомненно, сознавал, что является первым из европейцев, вступившим на землю Индии. Вот почему рассказ об этой стране занимает большую часть его записок. При этом рассказ ведется просто и деловито, сохраняя образность и интонации живого, разговорного русского языка тех лет.
Наблюдательность и природный писательский талант позволили Афанасию Никитину создать самобытное и яркое произведение XV века, о котором академик И. И. Срезневский сказал: «Записки Никитина о странствованиях по Персии и Индии в 1466-1472 годах — памятник в такой же мере единственный и важный, как «Слово о полку Игореве».
Впервые вступив на индийскую землю в порту Чаул (несколько ниже Бомбея), Никитин так начал свой рассказ: «И есть тут Индийская страна, и люди ходят нагы все: голова не покрыта, груди голы, волосы в одну косу плетены. Все ходят брюхаты, детей родят каждый год, и детей у них много. Мужи и жены все черны. Куда б я ни пошел, так за мной людей много — дивятся белому человеку». Путешествуя по стране в течение нескольких лет, Никитин интересовался буквально всем: бытом и занятиями населения, государственным управлением, административными порядками, религиозными взглядами и обрядами индийцев, их одеждой и пищей, ценами на товары и архитектурными памятниками. Он дает краткое, но очень точное описание климата Индии: «Зима у них стала с Троицына дня, и всюду вода да грязь. Весна же наступает с Покрова дня».
Бросается в глаза Афанасию социальное неравенство: «Сельские люди голы вельми, а бояре сильны добре и пышны вельми». В городе Джунаре он возмущен обычаем знатных людей ездить на рабах: «Хан же ездит на людях, а слонов и коней у него много добрых». С неодобрением рассказывает он и о показной пышности вельмож города Бидара, которые, как он считает, своим сказочным богатством и блеском стремились ошеломить и унизить бедняков.
Русского путешественника привлекает и ежегодный большой базар, проводившийся близ Бидара, когда съезжалась «вся Индийская страна торговати». Его удивляет то, что индийцы «не пьют ни вина, ни меда», не знают ни ножа, ни ложки, но «едят все правою рукою».
Присматриваясь к нравам и обычаям чужой страны, относясь с теплотой и пониманием к ее народу, Афанасий Никитин никогда не забывает о своей родине, свято хранит в своем сердце образ Русской земли. Одним из ее символов для него является православная вера. В одном из городов некий хан пытался заставить его под угрозой продажи в рабство или даже смерти отказаться от христианства и принять магометство (мусульманство). Но Никитин наотрез отказался, ибо для него, как он заявил, это значило бы изменить своей родине. Он прямо сказал: «Христианства я не оставил».
Трудно переоценить историческое, культурное и эстетическое значение «Хожения за три моря», этого драгоценного письменного документа, несущего нам живое слово человека XV века, этого замечательного памятника средневековой русской литературы, в котором разговорная русская лексика часто переплетается с индийскими, арабскими, персидскими и тюркскими словами, — еще одно свидетельство толерантности автора «Хожения».
Новаторство Никитина как писателя проявилось и в области жанра: он сумел придать традиционным «хождениям» по «святым местам» светский характер, не только демонстративно назвав свои путевые очерки чисто по-русски «хожением», но и наполнив их жизненным содержанием.
Заканчивая свое трудное путешествие, Никитин мысленно обращался к своей родине с таким пожеланием: «Русскую землю бог да сохранит! Сохрани боже! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя вельможи Русской земли несправедливы. Но да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость». Этот призыв был характерен для передового русского человека того времени, когда действительно «устраивалось» могущественное централизованное Русское государство, которое через восемь лет после смерти Афанасия Никитина, в 1480 году, сбросило с себя цепи татаро-монгольского ига. Этот призыв не потерял своей актуальности и в наши дни, когда снова вопрос об «устройстве» России приобрел первостепенное значение.
Благородные потомки Афанасия Никитина в 1955 году установили на набережной Твери, на берегу Волги, бронзовый памятник: великий русский путешественник, первооткрыватель Индии, высокий, мужественный человек с волевым лицом, стоит на палубе корабля и решительно смотрит вперед — в будущее.
Анатолий КОРКИН, доцент ПГЛУ.
pyatigorsk.bezformata.com
Кто открыл Индию? История поиска пути на сказочный Восток
Прежде чем говорить о том, кто открыл Индию, следует понять, почему европейцы вообще стали задаваться вопросами поиска нового пути в эту далёкую страну. Основная причина заключалась в том, что монголы один за другим покорили практически все важные пункты на Великом шелковом пути. Торговые отношения для завоевателей не были приоритетными, а потому уже к концу 13-го в. торговля с Китаем и Индией для Европы значительно усложнилась. Заведовали ею арабские купцы, которые наживались на этом как могли.
Первые попытки найти другой путь в Индию
Сразу же после того как Сен-Жан д’Акр – последний бастион Европы на Востоке – пал, в Генуе начали снаряжать экспедицию для поиска морского пути в Индию. На двух галерах, снаряженных продовольственными припасами, пресной водой и всем необходимым, отправились братья Вивальди. По плану сперва они должны были прибыть в Сеуту (Марокко), а уже оттуда направиться в океан, дабы отыскать индийские страны и приобрести там желанные ценные товары. Нет достоверных данных, подтверждающих, удалось ли мореплавателям достичь берегов Индии. Однако уже в начале 14-го в. на картах начинают появляться довольно точные очертания Африки, что говорит о том, что они сумели хотя бы обойти с юга жаркий континент.
Знаменитая экспедиция Васко да Гамы
Некоторые исследователи до сих пор называют братьев Вивальди теми, кто открыл Индию. Однако официальные данные расходятся с этим утверждением, а Васко да Гама считается единоличным первооткрывателем морского пути на Восток.
В течение столетия после экспедиции Вивальди Испания и Португалия посылали корабли один за другим, однако ни один из путешественников не добился успеха. Летом 1497 года по приказу только взошедшего на португальский трон Мануэля I была подготовлена очередная флотилия для поиска пути в Индию. Командовать четырьмя кораблями монарх поручил командору Васко да Гаме – грамотному и умному человеку, искушенному в дворцовых интригах, который, по мнению Мануэля I, как нельзя лучше смог бы справиться с порученным ему заданием. И он не ошибся, ведь именно Васко да Гама сейчас известен нам как тот, кто открыл Индию.Подготовкой к экспедиции от начала и до самого отплытия руководил Бартоломео Диаш – человек, который в 1488 году, хотя и не открыл морской путь в Индию, но достиг крайней точки Африки, получившей с его лёгкой руки название мыс Бурь (позже переименован в мыс Доброй Надежды).
Опыт, полученный Диашем, оказался при этом очень полезен. В частности, именно он помог спроектировать новые корабли для путешествия, так как, по его мнению, обычные каравеллы для такого серьёзного плавания категорически не подходили.
Последние приготовления были закончены, и 8 июля 1497 года экспедиция Васко да Гамы двинулась в далёкий путь. На бортах четырёх кораблей были собраны 170 лучших моряков Португалии. Многим начало пути было знакомо ещё по плаванию с Диашем. Все суда были оборудованы самыми лучшими на то время навигационными приборами, в распоряжении команды были самые точные карты. На начальных этапах Диаш сопровождал флотилию, а уже возле островов Зелёного мыса сошёл на берег.
Экспедиция Васко да Гамы вынуждена была сделать огромный крюк, дабы обойти полосу штилей в Гвинейском заливе. Рождество 1497 года экспедиция встречала уже во время плавания вдоль восточного берега Африки. На тот момент из 4 кораблей осталось только три: один затонул поблизости от мыса Доброй Надежды. Спокойному движению на север сильно препятствовало юго-западное течение, а потому плавание было непростым.
Однако 2 марта 1498 года экспедиция удачно добралась до Мозамбика. Здесь у тех, кто открыл Индию впоследствии, произошел довольно неприятный инцидент с местным правителем. Невзирая на то что средств на оснащение экспедиции португальцы не пожалели, с подарками они сильно просчитались. В итоге, вместо того чтобы наладить отношения с мозамбикским султаном, европейцы ещё больше ухудшили их и вынуждены были как можно скорее покинуть эти места.Следующее пристанище экспедиция да Гамы нашла в Момбассе, но и там людей ждал не слишком радушный приём. И только в третьем порту, именуемом Малинди, команда смогла отдохнуть, набраться сил. Местный правитель отнёсся к португальцам как нельзя лучше и даже свёл да Гаму с Ахмедом ибн Маджидой – своим лучшим навигатором. Ибн Маджида проследовал с экспедицией до конечного пункта назначения.
Торжественное событие – открытие Индии – произошло 20 мая 1498 года. Именно тогда флотилия прибыла в порт Каликут. Однако отношения у португальцев с местным принцем и мусульманскими купцами тоже складывались не лучшим образом. Очередной конфликт вынудил да Гаму покинуть порт, даже не дождавшись попутного ветра.
Однако изначальная цель была достигнута, а Васко да Гама остался в истории человечества тем, кто открыл путь в Индию по морю.
fb.ru