Содержание

первобытное оружие

Не будите спящего Амура! Особенно северного…

Вы помните, бульвар кипел в Париже так
Народа праздными толпами,
Когда по нем летал с нагайкою козак
Иль северный Амур с колчаном и стрелами.

К.Н.Батюшков

Речь, как не трудно догадаться, идет о событиях марта 1814 года, когда русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в столицу Франции. И если с казаком и нагайкой все ясно, то «северный Амур» наводит мысли о поэтической метафоре — ну, в самом деле, не мчался же по бульвар дэ Фий-дю-Кальве́р упитанный голенький мальчик с метательным оружием :)).

В реальности же «Les amours du Nord» — это прозвание, данное французами русской легкой иррегулярной кавалерии после надолго запомнившихся первых же столкновений с нею в компаниях 1806 — 1814 годов. Точнее, не всем представителям данного вида войск (в него входили, например, казаки), а башкирским всадникам, вооруженным в большинстве своем копьём, саблей и луком.

Мастерски владеющая этим древним оружием башкирская конница, наряду со сравнительно малочисленной калмыцкой, приняла деятельное участие еще в русско-прусско-французской войне 1806-07 годов. А для отпора наполеоновскому вторжению 1812 года, отдельно стоит отметить — по инициативе башкир, было создано 28 полков. Девять из них впоследствии победоносно вступили в Париж…

Если же двинуться в глубину веков, то, по археологическим данным, даже изначально башкирский охотничий лук представлял собой не классическую однодревку, практически без изменений дошедшую до наших дней со времен неандертальцев (см. «Древнейшие луки и лучники: интрига остается«), вроде куда более известного английского «лонгбоу». Он был не только коротеньким, не более метра, что как нельзя лучше подходило для лесных территорий, но еще и композитным: изготавливался из двух брусков разнородного дерева, обычно березы и ели. С внутренней стороны для прочности и упругости подклеивались роговые пластины, а для предохранения от сырости оружие обертывалось берестой.

Ну а более позднее боевое оружие (см. картинку) представляло собой одну из вариаций на тему т.н. «азиатского» лука — сложносоставного могучего рекурсива, предназначенного для стрельбы с коня, или «horsebow». Так же, как гуннские, монгольские, турецкие и прочие подобные девайсы.

«Каменный арбалет» и другие «катапульты»

Так называемые «каменные арбалеты» не имеют никакого отношения к изобретениям неолита (как и других «литов»). Это по сути шнеппер, то есть устройство для метания не стрел, а шаровидных снарядов, в роли которых первоначально выступали камешки.

Известны они уже лет пятьсот и применялись в основном для охоты на птиц, хотя имеются свидетельства о добывании кроликов. Интересно, что в XIX веке в Британии получила распространение «катапульта Ходжса», создатель которой даже получил патент в 1849 году.

На приведенной ниже гравюре мы как раз и видим «катапульту» (по сути арбалет со стволом, имеющим продольные прорези под тетиву). Более того, это ночная охота с фонарем, которую Дж. Майер в своих «Советах охотникам», вышедших полтораста лет назад, описывал так:
«…Удивившись от прямо бьющего на них света, они не успеют и пошевелиться, как тотчас окажутся сшибленными наземь. В данном случае весьма полезен лук, поскольку он позволяет сбивать птиц, когда они сидят».

Первый арбалетчик СССР

В 1987 году при Всесоюзной Федерации стрельбы из лука было организовано отделение стрельбы из арбалета, которое возглавил В.Н.Лапин (на фото). Ныне Виктор Николаевич, Заслуженный тренер России, Мастер спорта международного класса — тренер отделения стрельбы из арбалета Спортивной школы олимпийского резерва № 9 «Шаболовка» Москомспорта.

В 1993 году учрежден Арбалетный союз России, президентом которого стал крупный учёный в ракетно-технической области, профессор, доктор технических наук, Академик Российской инженерной академии генерал армии Юрий Алексеевич Яшин. Еще через два года АСР официально был признан Международным союзом стрелков из арбалета, а в 1997-м Анна Малухина стала чемпионом Мира.

Лук и стрелы как средство от депрессии. Великой…

На фото внизу — сценка из основанного на реальных событиях середины 30-х фильма 2019 года «The Highwaymen» (в нашем прокате «В погоне за Бонни и Клайдом»), где главный герой Фрэнк Хеймер заявился в местный оружейный магазин с целью прикупить себе что-нибудь стреляющее. Все-таки именно ему да еще одному такому же старичку, бывшему соратнику Мэнни Голту — когда-то легендарным ганфайтерам из техасских рейнджеров — и поручили уничтожение столь же легендарных преступников.

Фрэнк не мудрствуя лукаво затаривается по полной — от пистолетов/револьверов до Томми-гана и девайсов под .30-06 Springfield. Но нас заинтересовало другое: видите, вон там, на заднем плане, виднеются луки (что-то вроде индейских флэтбоу) и колчаны со стрелами? Неожиданное открытие!

Читая книги по арчери-тематике американских авторов, того же Брайна Дж. Сорреллса, понимаешь, что современная любительская стрельба из лука в целом и лучная охота в частности за океаном зародились намного раньше, чем в Старом Свете. Точнее, не исчезли со времен Дикого Запада. Большинство стрелков в 20-х, 30-х, 40-х свои девайсы делали сами, хотя в каждом округе существовали авторитетные мастера-лукоделы, у которых можно было заказать изделие под себя.

Одним из таких был поначалу и легендарный Фрэд Бэр (Fred Bear).

Однако вроде бы до возникновения промышленного арчери-производства, того же «Bear Archery», и появления подобных товаров в оружейных магазинах со времен Бонни и Клайда должно было пройти еще лет двадцать. Все-таки, время действия фильма — это начало рузвельтовского «нового курса», Великая депрессия еще никуда не делась, миллионы не сомалийцев, а американцев откровенно голодают (особенно дети), миллионы ютятся в жутких трущобах, и не где-нибудь в Могадишо, а в том же Далласе. До луков ли?

Ан нет — вот оно, свидетельство, перед нами! Дело в том, что создателям «The Highwaymen» верить вполне можно, они постарались максимально сохранить как дух, так и антураж тех давних времен. И если уж уделили внимание даже такой мелочи, как наличие в ормаге 30-х годов луков, то наверняка использовали для этого старые фотографии. Это как минимум.

А что, скажем, сидел восемьдесят пять лет назад некто в своей хижине и сетовал, что, мол, соцсети еще не придумали — негде поныть насчет «МыФсеУмрем!». Дай, думает, опять луки начну делать, вдруг кто купит. И надо же, другой такой же бедолага, накопив пару долларов, откладывая из поденного заработка, прикупил таки себе лучок да олешку подстрелил, побаловал в кои-то века семью мяском. И хозяину магазина свои центы «маржи» капнули. Так и пошел потихоньку рост ВВП, а Великая Депрессия сдуваться стала…

Старинные боевые арбалеты-шнепперы из Германии

Посты и статьи, посвященные боевым историческим арбалетам, на нашем сайте и паблике ВК не так уж и редки. И — не поверите! — до сих пор не было ни одного про шнепперы. Исправляемся…

Перед вами — «Kugelschnäpper» образца аж 1640 года из коллекции исторического оружия Юргена Фрикера, выставленной в замке Honhardt (Баден-Вюртемберг). Практически весь он, включая ложу, механизмы и плечи, выполнен из стали, тетива — оригинальная из сухожилий.

Сразу же бросается в глаза, что она двойная, практически аналогичная системе «dual string» у крайне интересной современной модели лука-рогатки «STS Raptor» (см. «Охотничий и спортивный лук-рогатка«). Именно это позволяет установить «гнездо» для снарядов.

В коллекции, наряду с классическими арбалетами под болты, шнепперов всего два экземпляра. Второй можно назвать младшим собратом героя нашего рассказа — он действительно изрядно поменьше по габаритам. Хотя, на взгляд, сама дуга и рабочий ход тетивы, а значит, и эффективная дальность стрельбы точно такие же.

Уникальное фото из истории охоты с луком

Редчайший снимок. Два айна — один с мушкетом, другой с луком — охотятся, стоя по пояс в весеннем чуть подтаявшем снегу.

А было это в 1946 году на острове Хоккайдо, что в Стране Восходящего Солнца. Скажем так, все, связанное с народом айнов, там не очень популярно, поскольку они не больно-то стремятся признавать себя японцами. Отсюда и эксклюзивность фотографии.

Айны — представители древнейшего населения Японии, ныне изрядно сократившегося — предполагаемая численность колеблется от 25 до 200 тысяч человек (последняя цифра из неофициально статистики). В России по переписи 2010 года было зафиксировано 109 айнов, из них 94 человека в Камчатском крае.

Обратите внимание на лук. Классическая однодревка, вроде английских лонгбоу, только коротенькая :)). Видимо, под рост хозяина, да и на охоте с такими все-таки удобнее.

Для Японии вообще не характерны так называемые «азиатские» луки — мощные рекурсивы. Даже самураи пользовали довольно примитивные в сравнении с композитными «horsebow», хотя и весьма оригинальные ассиметричные юми (яп. 弓, «лук»). О последних читайте в статье «Любимцы и пасынки Страны Ямато«.

P.S. Волей-неволей мы представили ощущения от выстрела из мушкета прямо под ухом — стало малость не по себе. Ну да настоящему индейцу…

Как вы думаете, что за оружие изображено на снимке?

Сегодня у нас с вами прямо день исторических фотографий — см. чуть выше главу «Уникальное фото из истории охоты с луком». Вот и сейчас представляем снимок 1930 года. Как думаете, для чего охотнику сразу два арбалета, неужели из них тоже стреляли по-македонски?

Шутка, товарищи. Никакие это не арбалеты, а то, что в Якутии именуется «чааркаан» (чаркан) — капкан на мелких зверей. Вообще разного рода самоловов с применением упругих элементов — в основном веток деревьев, но в том числе и таких вот небольших луков — великое множество. Ну а собственно что еще можно для этого использовать из подручных средств, кроме гравитации?

Конечно, существуют и настоящие настораживаемые у звериной тропы самострелы. Ныне они запрещены, но мы о них обязательно расскажем — строго в историческом ключе.

 

 

История в лицах… точнее — в луках

Увы, в настоящее время этот популярный некогда лучно-арбалетный журнал, по-видимому, не существует. Вернее, изданий, особенно сетевых, с похожими названиями достаточно много, но конкретно современный «Archery World Magazine» на просторах интернета отыскать не удалось.

В январском номере 1974 года на 55 страницах были представлены статьи о тринадцати самых популярных блочных луках, охоте с луком, настройке плунжера, арбалетах (в основном истории и юридических аспектах), новостях турниров. А также множество рекламных объявлений, посвященных тогдашним новинкам, даже в наши дни еще остающимся на слуху профессионалов, таких, как «Howatt ElDorado TD» или «Hoyt Pro Medalist».

А вообще история периодических печатных арчери-изданий ведется примерно с 1931 года, в августе которого вышел в свет первый номер «Archery Review» (второе фото). Статьи о первых пятидесяти годах проведения лучных турниров США, о прицеливании, о стрельбе из лука в скаутских лагерях, снаряжении для начинающих. Была и реклама бамбукового лука «Oreno» на всю страницу.

Журнал тоже не дожил до наших времен, а жаль, особенно если бы цена осталась прежней — двадцать-то пять центов :)).

Виннету — вождь неандертальцев? Это вряд ли…

Не столь давно посмотрел очередную серию из цикла «Исчезнувшие племена человечества» («The Lost Tribes Of Humanity»), посвященную нашим древним родственникам, в первую очередь — неандертальцам и денисовцам. Там, в частности, рассказывалось об интересной находке, сделанной на раскопе стоянки Homo sapiens neanderthalensis в одной из гибралтарских пещер.

Надо сказать, что у ученого люда разного рода заморочек поболе, чем у нас, простых смертных — ипотека, начальство не ценит, она/он не любит… А тут вдруг найдется какой-нибудь украшенный орнаментом черепок в слое, относящемся ко временам, когда и людей-то вроде как еще не существовало, и встречайте новую научную проблему!

В нашем же случае на найденных костях крыльев крупных птиц обнаружились специфические надрезы, свидетельствующие о том, что с них была аккуратно снята «шкура» с маховыми перьями. Причем не только на лучевой и локтевой, но и на пястных, где собственно мяса и нет. Это же не бройлер, посасывая копченую конечность которого, можно запросто усидеть дюжину баночек пенного напитка :)). То есть троглодитов интересовали именно перья.

Факт крутили так и сяк, а потом постановили: считать, что перья понадобились для украшений, ну, наподобие «венцов» — легендарных головных уборов североамериканских индейцев. Однако не то что апачи, но и находящиеся на самой низкой ступени развития затерянные в джунглях племена, тоже украшающие себя ракушками и перышками, относятся к виду Homo sapiens sapiens. И, согласно современным воззрениям, в соответствующих условиях любой из них способен стать, скажем, президентом национальной Академии наук. Что неандертальцам, опять-таки даже по современным представлениям, не светит, хотя в последние годы признано, что у них существовали некие зачатки искусства. Но не более.

А теперь к сути. Фильм вышел в 2016 году, а через год… Короче, товарищи, пока палеоантропологи и иже с ними не сориентировались, спешу застолбить за собой приоритет в, несомненно, величайшем научном открытии… или хотя бы примазаться к всемирной славе других :)). В общем, в 2017-м ученые Льежского университета датировали сделанные ранее в пещере Сибуду находки, чем отодвинули аксиоматичное ранее время появления луков на десятки тысяч лет в глубь веков, из неолита в палеолит (см. «Древнейшие луки: интрига остается«). Итак, выдвигаю гипотезу — неандертальцы добывали перья не для гипотетических «индейских венцов» а-ля апачи, а для оперения стрел! Попробуйте оспорить…

Вратья — «ниндзя-ассасины» бронзового века?

Вратья (они же вратьи/vratyas) это некое загадочное сообщество, которое в давние времена достигло Индии не то вместе с ариями, не то прибыло туда раньше на пару веков. Судя по всему были они точно такими же индоарийцами, как и основная масса пришельцев, говорили на том же языке, но поклонялись другим богам и вообще напоминали странную помесь из куда более поздних дервишей, хашишинов, а то и тугов.

Даже одеяние у них было соответствующее: черные одежда и тюрбаны, черная и белая бараньи шкуры на плечах. Оружие тоже не совсем стандартное для воинов тех времен — заостренная «палка» и лук.

По современным описаниям вратья представляли собой религиозно-мистическое общество аскетов, однако у меня вызывает интерес другое мнение, высказанное несколько одиозным из-за своей временной близости к нацистам Я. В.Хауэром. Это не блогер и не автор романов на тему альтернативной истории, а ученый-индолог, профессор Тюбингенского университета.

Так вот, он считал, что вратья представляют собой некое воинское братство, выступавшее в роли авангарда арийских «полчищ». Ну, что-то вроде разведки ВДВ или даже пресловутых ниндзя, которых самурайские кланы использовали как раз в роли своеобразного «спецназа», или все тех же хашишинов (ассасинов).

Кстати, для иллюстрации, не долго думая, я выбрал как раз картинку с последним, ибо реальное изображение воина-вратья на древнеиндийской печати настолько хреновенькое, что лучше уж найти что-нибудь более внятное и брутальное, опять-таки поклонникам соответствующих игрушек и фильмов понравится :)). И — обратите внимание — изображенный здесь ассасин вооружен как раз луком и, и если мне не изменяет астигматизм, чем-то вроде той самой «заостренной палки» или кнута, поскольку меч точно не покинул ножен.

В принципе, в разведке постулат «все свое ношу с собой» актуален как нигде еще, и вратья вполне могли довольствоваться минимумом, при котором лук выступал в качестве дистанционного оружия, а для всего остального и впрямь хватало короткого копья или чего-то подобного, ну и что-нибудь колюще-режущее в арсенале наверняка присутствовало. Так что версия герра Хауэра вполне правдоподобна.

Интересно здесь вот еще что: как в элите (а разведка это несомненно элита) арийского воинства могли оказаться неединоверцы? Ну а что тут такого — религиозные предпочтения штука уж точно не статичная: когда-то великие Баал и Астарта впоследствии превратились в отвратительных демонических существ, а племенное божество небольшого в сущности народа к настоящему времени стало почитаемо миллиардом жителей планеты.

Арии в этом плане тоже почудили: с подачи одного известнейшего пророка асуры вдруг стали богами, а дэвы — демонами. Правда в индуизме все осталось по-прежнему, и санскритские «дэва» так и не утратили статус божеств, а далеко-далеко на западе греческое Theos и латинское Deus имели и имеют все тот же смысл — «Бог». Думаю, и современные христианские теологи не очень напрягаются, вспоминая, что наименование их благородной профессии восходит к лику древних чудовищ.

Наверное, и в отношении вратья действовали принципы «невмешательства» — ну, верует элитарное подразделение во что-то не совсем официальное, да и шут с ними, лишь бы дело делали.

У данного подхода удалось найти одну интересную параллель, причем на сей раз не у ученого, а именно у писателя. Покойный Евгений Красницкий в своем цикле «Отрок» показал сообщество русских воинов XII века, как раз и выступавшее своеобразным авангардом дружины, а заодно и погранвойсками Туровского княжества.

Так вот, при повсеместной казалось бы христианизации населения конкретно они полутайно все так же веровали в Перуна. В принципе, хоть особо это не афишировалось, но все, включая князя и попов, об этом знали и в принципе смотрели сквозь пальцы. Женщины, кстати, тоже, внешне исповедуя христианство, втихаря проводили ритуалы, посвященные совсем другим, «чисто женским» божествам.

Впрочем, какой там XII век — и при Грозном и при Петре, да и сейчас священнослужители сетовали и сетуют на повсеместные «пережитки язычества» у народа. Арии в этом плане, похоже, не особо от нас отличались…

Примечание. На представленной печати изображен поединок дэвов с демонами, конкретно — любимое у вратья божество Рудра в образе лучника. А вот строки, посвященные ему:  “Почтение скитальцу в тюрбане в горах, почтение владыке щипцов, почтение носителю стрел и тебе, стрелку, почтение этой тетиве, почтение тебе, согнувшемуся (луку), и тебе, выпустившему стрелы, почтение».

 

Еще об истории оружия:

ЧО-КО-НУ — «автоматический арбалет», или Картечница Гатлинга по-китайски
Стрела как «оружие массового поражения»
Древнейшие луки и лучники: интрига остается
Гибрид меча и арбалета
Любимцы и пасынки Страны Ямато
Последний бой «Ледяного лучника» Эци
Боевая пневматика
Боевые арбалеты. Часть III, историческая

 

Люсьен Леви-Брюль о пралогических представлениях древних — Моноклер

Рубрики : Культура, Последние статьи


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.


Оживающие имена, неприкосновенные тени и мистическая связь между явлениями и предметами: французский философ, антрополог и этнолог Люсьен Леви-Брюль об особенной логике первобытного мышления древних людей, которая принимала любые противоречия как данность, и чувстве сопричастности ко всему живому.

Как древние люди воспринимали мир? Чем их мышление отличалось от нашего? Какие следы первобытного мышления можно найти у современного человека? Время этнологии на Моноклере: публикуем статью «Первобытное мышление» (La mentalité primitive, 1922) французского философа, антрополога и этнолога Люсьена Леви-Брюля, в которой учёный обращается к проблеме природы человеческого мышления и культурной обусловленности его развития, объясняя, чем коллективные представления древних людей отличаются от наших и как «закон сопричастности» заменял для древних наш рациональный закон причинности. Исследование основано на огромном фактическом материале, собранном во всех уголках планеты европейскими путешественниками, учеными и миссионерами в первобытных обществах.

Первобытное мышление, если рассматривать его с точки зрения содержания представлений, должно быть названо мистическим, оно должно быть названо пралогическим, если рассматривать его с точки зрения ассоциаций. Под термином «пралогический» отнюдь не следует разуметь, что первобытное мышление представляет собой какую-то стадию, предшествующую во времени появлению логического мышления. Существовали ли когда-нибудь такие группы человеческих или дочеловеческих существ, коллективные представления которых не подчинялись еще логическим законам? Мы этого не знаем: это, во всяком случае, весьма мало вероятно. То мышление обществ низшего типа, которое я называю пралогическим за отсутствием лучшего названия, это мышление, по крайней мере, вовсе не имеет такого характера. Оно не антилогично, оно также и не алогично. Называя его пралогическим, я только хочу сказать, что оно не стремится, прежде всего, подобно нашему мышлению избегать противоречия. Оно отнюдь не имеет склонности без всякого основания впадать в противоречия (это сделало бы его совершенно нелепым для нас), однако оно и не думает о том, чтобы избегать противоречий. Чаще всего оно относится к ним с безразличием. Этим и объясняется то обстоятельство, что нам так трудно проследить ход этого мышления.

Первобытное мышление

«Первобытное мышление» является выражением, которым очень часто пользуются с некоторого времени. Быть может, небесполезно будет напомнить здесь в нескольких словах, что я разумею под «первобытным мышлением».

Выражение «первобытное» является чисто условным термином, который не должен быть понимаем в буквальном смысле. Первобытными мы называем такие народности, как австралийцы, фиджийцы, туземцы Андаманских островов и т. д. Когда белые вошли в соприкосновение с этими народностями, те не знали еще металлов, и их цивилизация напоминала общественный строй каменного века. Отсюда и взялось название первобытных народов, которое им было дано. Эта «первобытность», однако, весьма относительна. О первобытном человеке в строгом смысле слова мы ровно ничего не знаем. Поэтому следует иметь в виду, что мы продолжаем пользоваться словом «первобытный» потому, что оно уже вошло в употребление, что оно удобно и что его трудно заменить.

Как бы там ни было, уместно будет предостеречь читателей против недоразумений, которые часто возникают, несмотря на мои разъяснения. Выражение «пралогическое» переводят термином «алогическое» как бы для того, чтобы показать, что первобытное мышление является нелогическим, т. е. неспособно осознавать, судить и рассуждать подобно тому, как это делаем мы. Очень легко доказать обратное. Первобытные люди весьма часто дают доказательства своей поразительной ловкости и искусности в организации своих охотничьих и рыболовных предприятий, они очень часто обнаруживают дар изобретательности и поразительного мастерства в своих произведениях искусства, они говорят на языках, подчас очень сложных, имеющих порой столь же тонкий синтаксис, как и наши собственные языки, а в миссионерских школах индейские дети учатся так же хорошо и так же быстро, как и дети белых. Кто может закрывать глаза на столь очевидные факты?

Однако другие факты, не менее поразительные, показывают, что в огромном количестве случаев первобытное мышление отличается от нашего. Оно совершенно иначе ориентировано. Там, где мы ищем вторичные причины, устойчивые предшествующие моменты (антецеденты), первобытное мышление обращает внимание исключительно на мистические причины, действие которых оно чувствует повсюду.

Оно без всяких затруднений допускает, что одно и то же существо может в одно и то же время пребывать в двух или нескольких местах. Оно обнаруживает полное безразличие к противоречиям, которых не терпит наш разум. Вот почему позволительно называть это мышление, при сравнении с нашим, пралогическим.

Отсюда вовсе не следует, однако, что подобная мыслительная структура встречается только у первобытных людей. Можно с полным правом утверждать обратное, и что касается меня, то я всегда имел это в виду. Не существует двух форм мышления у человечества, одной пралогической, другой логической, отделенных одна от другой глухой стеной, а есть различные мыслительные структуры, которые существуют в одном и том же обществе и часто, — быть может, всегда — в одном и том же сознании.

Представления, называемые коллективными, если их определять только в общих чертах, не углубляя вопроса об их сущности, могут распознаваться по следующим признакам, присущим всем членам данной социальной группы: они передаются в ней из поколения в поколение; они навязываются в ней отдельным личностям, пробуждая в них сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха, поклонения и т.

д. в отношениях своих объектов. Они не зависят в своем бытии от отдельной личности, их невозможно осмыслить и понять путем рассмотрения индивида как такового.

Изучение коллективных представлений и их связей и сочетаний в низших обществах сможет, несомненно, пролить некоторый свет на генезис наших категорий и наших логических принципов. Точно исследовать, каковы руководящие принципы первобытного мышления, — вот та проблема, которая служит объектом настоящего труда. Без работ моих предшественников — антропологов и этнографов разных стран, в особенности без указаний, полученных мной из работ французской социологической школы, я бы никак не мог надеяться на разрешение этого вопроса или хотя бы даже на правильную его постановку.

Очень много помогли мне те, достаточно многочисленные в наши дни, психологи, которые вслед за Рибо стараются показать и выявить значение эмоциональных и моторных элементов в психической жизни вообще, вплоть до интеллектуальной деятельности в точном смысле слова. «Логика чувствований» Рибо (1905), «Психология эмоционального мышления» проф. Генриха Майера (1908) (ограничимся указанием этих двух трудов) разрушили те слишком узкие рамки, в которые под влиянием формальной логики традиционная психология пыталась заключить жизнь мысли.

Безусловно, существуют черты, общие всем человеческим обществам: в этих обществах существует язык, в них передаются от поколения к поколению традиции, в них существуют учреждения более или менее устойчивого характера; следовательно, высшие умственные функции в этих обществах не могут не иметь повсюду некоторую общую основу. Но, допустив это, все же приходится признать, что человеческие общества могут иметь структуры, глубоко различные между собой, а, следовательно, и соответствующие различия в высших умственных функциях. Следует, значит, наперед отказаться от сведения умственных операций к единому типу и от объяснения всех коллективных представлений одним и тем же логическим и психологическим механизмом.

То, что я пытаюсь сделать, это предварительное исследование самых общих законов, которым подчинены коллективные представления в малокультурных обществах, особенно в самых низших из тех, которые нам известны. Я попытаюсь построить если не тип, то, по крайней мере, сводку свойств, общих группе близких между собой типов, и определить таким образом, существенные черты мышления, свойственного низшим обществам.

Для того чтобы лучше выявить эти черты, я буду сравнивать это мышление с нашим, т. е. с мышлением обществ, вышедших из средиземноморской цивилизации, в которой развивались рационалистическая философия и положительная наука. Существенные различия между этими двумя типами резче всего бросаются в глаза, поэтому мы меньше рискуем упустить их. Для исследования мышления первобытных людей, которое является новым делом, нужна была бы, может быть, и новая терминология. Во всяком случае, необходимо будет, по крайней мере, специфицировать тот новый смысл, который должно приобрести известное количество общепринятых выражений в применении их к объекту, отличному от того объекта, который они обозначали раньше. Так, например, обстоит дело с термином «коллективные представления».

В общепринятом психологическом языке, который разделяет факты на эмоциональные, моторные (волевые) и интеллектуальные, «представление» отнесено к последней категории.

Под представлением разумеют факт познания, поскольку сознание наше просто имеет образ или идею какого-нибудь объекта. Совсем не так следует разуметь коллективные представления первобытных людей. Деятельность их сознания является слишком мало дифференцированной для того, чтобы можно было в нем самостоятельно рассматривать идеи или образы объектов, независимо от чувств, от эмоций, страстей, которые вызывают эти идеи и образы или вызываются ими. Чтобы сохранить этот термин, нам следует изменить его значение. Под этой формой деятельности сознания следует разуметь у первобытных, людей не интеллектуальный или познавательный феномен в его чистом или почти чистом виде, но гораздо более сложное явление, в котором то, что собственно считается у нас «представлением», смешано еще с другими элементами эмоционального или волевого порядка, окрашено и пропитано ими. Не будучи чистыми представлениями в точном смысле слова, они обозначают или, вернее, предполагают, что первобытный человек в данный момент не только имеет образ объекта и считает его реальным, но и надеется на что-нибудь или боится чего-нибудь, что связано с каким-нибудь действием, исходящим от него или воздействующим на него.
Действие это является то влиянием, то силой, то таинственной мощью, смотря по объекту и по обстановке, но действие это неизменно признается реальностью и составляет один из элементов представления о предмете.

Для того, чтобы обозначить одним словом это общее свойство коллективных представлений, которые занимают столь значительное место в психической деятельности низших обществ, я позволю себе сказать, что эта психическая деятельность является мистической. За неимением лучшего я буду употреблять этот термин не в силу его связи с религиозным мистицизмом наших обществ, который является чем-то в достаточной мере иным, а потому, что в самом узком смысле термин «мистический» подходит к вере в силы, влияния, действия, неприметные, неощутимые для чувств, но тем не менее реальные.

Другими словами, реальность, среди которой живут и действуют первобытные люди, сама является мистической. Ни одно существо, ни один предмет, ни одно явление природы не являются в коллективных представлениях первобытных людей тем, чем они кажутся нам. Почти все то, что мы в них видим, ускользает от их внимания или безразлично для них. Зато, однако, они в них видят многое, о чем мы и не догадываемся. Например, для «первобытного» человека, который принадлежит к тотемическому обществу, всякое животное, всякое растение, всякий объект, хотя бы такой, как звезды, солнце и луна, наделен определенным влиянием на членов своего тотема, класса или подкласса, определенными обязательствами в отношении их, определенными мистическими отношениями с другими тотемами и т. д. Так, у гуичолов «птицы, полет которых могуч, например, сокол и орел, видят и слышат все: они обладают мистическими силами, присущими перьям их крыльев и хвоста… эти перья, надетые шаманом, делают его способным видеть и слышать все то, что происходит на земле и под землей, лечить больных, преображать покойников, низводить солнце с небес и т. д.».

А если мы возьмем человеческое тело? Каждый орган его, как об этом свидетельствуют столь распространенные каннибальские обряды, а также церемонии человеческих жертвоприношений (в Мексике, например), имеет свое мистическое значение. Сердцу, печени, почке, глазам, жиру, костному мозгу и т. д. приписывается определенное магическое влияние.

Для первобытного сознания нет чисто физического факта в том смысле, какой мы придаем этому слову. Текучая вода, дующий ветер, падающий дождь, любое явление природы, звук, цвет никогда не воспринимаются так, как они воспринимаются нами, т. е. как более или менее сложные движения, находящиеся в определенном отношении с другими системами предшествующих и последующих движений. Перемещение материальных масс улавливается, конечно, их органами чувств, как и нашими, знакомые предметы распознаются по предшествующему опыту, короче говоря, весь психофизиологический процесс восприятия происходит у них так же, как и у нас. Первобытные люди смотрят теми же глазами, что и мы, но воспринимают они не тем же сознанием, что и мы. Можно сказать, что их перцепции состоят из ядра, окруженного более или менее толстым слоем представлений социального происхождения. Но и это сравнение было бы неточным и довольно грубым. Дело в том, что первобытный человек даже не подозревает возможности подобного различения ядра и облекающего его слоя представлений, у него сложное представление является еще недифференцированным.

Общеизвестен факт, что первобытные люди и даже члены уже достаточно развившихся обществ, сохранившие более или менее первобытный образ мышления, считают пластические изображения существ, писанные красками, гравированные или изваянные, столь же реальными, как и изображаемые существа. «У китайцев, — пишет де-Гроот, — ассоциирование изображений с существами превращается в настоящее отождествление. Нарисованное или скульптурное изображение, более или менее похожее на свой оригинал, является аlter еgо (вторым „я“) живой реальности, обиталищем души оригинала, больше того, это — сама реальность». В Северной Америке мандалы верили, что портреты заимствовали у своих оригиналов часть их жизненного начала. «Я знаю, — говорил один из мандалов, — что этот человек уложил в свою книгу много наших бизонов, я знаю это, ибо я был при том, когда он это делал, с тех пор у нас нет больше бизонов для питания».

Если первобытные люди воспринимают изображение иначе, чем мы, то это потому, что они иначе, чем мы, воспринимают оригинал. Мы схватываем в оригинале объективные реальные черты, и только эти черты: например, форму, рост, размеры тела, цвет глаз, выражение физиономии и т. д. Для первобытного человека изображение живого существа представляет смешение признаков, называемых нами объективными, и мистических свойств. Изображение так же живет, так же может быть благодатным или страшным, как и воспроизводимое и сходное с ним существо, которое замещается изображением.

Первобытные люди рассматривают свои имена как нечто конкретное, реальное и часто священное. Вот несколько свидетельств из большого количества имеющихся в нашем распоряжении. «Индеец рассматривает свое имя не как простой ярлык, но как отдельную часть своей личности, как нечто вроде своих глаз или зубов. Он верит, что от злонамеренного употребления его именем он так же верно будет страдать, как и от раны, нанесенной какой-нибудь части его тела. Это верование встречается у разных племен от Атлантического до Тихого океана». На побережье Западной Африки «существуют верования в реальную и физическую связь между человеком и его именем: можно ранить человека, пользуясь его именем… Настоящее имя царя является тайным…».

Первобытный человек не меньше, чем о своем имени или изображении, беспокоится о своей тени. Если бы он потерял свою тень, то он счел бы себя безвозвратно потерянным. Всякое посягательство на его тень означает посягательство на него самого. Фольклор всех стран дает множество фактов подобного рода. У туземцев Фиджи считается смертельной обидой наступить на чью-нибудь тень. В Западной Африке «убийства» иногда совершаются путем вонзания ножа или гвоздя в тень человека: преступник такого рода, пойманный с поличным, немедленно подвергается казни.

Кроме того, первобытные люди вполне сознательно придают столько же веры своим сновидениям, сколько и реальным восприятиям. Вместо того чтобы сказать, как это обыкновенно делается, что первобытные люди верят тому, что они воспринимают во сне, хотя это только сон, я скажу, что они верят сновидениям именно потому, что сновидения отнюдь не являются для них низшей и ошибочной формой восприятия. Напротив, это высшая форма: так как в ней роль материальных и осязаемых элементов является минимальной, то в ней общение с духами и невидимыми силами осуществляется наиболее непосредственно и полно.

Этим объясняется также то почтение и благоговение, которое питают к визионерам, ясновидящим, пророкам, а иногда даже к сумасшедшим. Им приписывается специальная способность общаться с невидимой реальностью. Все эти хорошо известные факты объясняются ориентацией коллективных представлений, которые придают мистический характер и действительности, среди которой «дикарь» живет, и восприятию «дикарем» этой действительности.

Для членов нашего общества, даже наименее культурных, рассказы о привидениях, духах и т. д. являются чем-то относящимся к области сверхъестественного: между этими видениями, волшебными проявлениями, с одной стороны, и фактами, познаваемыми в результате обычного восприятия и повседневного опыта, с другой стороны, существует четкая разграничительная линия. Для первобытного же человека, напротив, этой линии не существует. Суеверный, а часто также и религиозный человек нашего общества верит в две системы, в два мира реальностей одних — видимых, осязаемых, подчиненных неизбежным законам движения, и других — невидимых, неосязаемых, «духовных». Для первобытного мышления существует только один мир. Всякая действительность мистична, как и всякое действие, следовательно, мистичным является и всякое восприятие.

Если коллективные представления первобытных людей отличаются от наших своим по существу мистическим характером, если их мышление, как я пытался показать, ориентировано иначе, чем наше, то мы должны допустить, что и сочетание представлений в сознании первобытного человека происходит по-иному, чем у нас. Мышление низших обществ не повинуется исключительно законам нашей логики, оно, быть может, подчинено законам, которые не целиком имеют логическую природу.

Очень часто наблюдатели имели возможность собрать такие рассуждения или, точнее говоря, такие сочетания представлений, которые казались им странными и необъяснимыми. Я приведу некоторые из них. «В Ландане засуха была однажды приписана специально тому обстоятельству, что миссионеры во время богослужения надевали особый головной убор. Миссионеры показали туземным вождям свой сад и обратили их внимание на то, что их собственные насаждения погибают от недостатка воды. Ничто, однако, не могло убедить туземцев, волнение которых не улеглось до тех пор, пока не полили обильные дожди».

В Новой Гвинее «в то время, когда я поселялся со своей женой у моту-моту, — говорит Эдельфельт, — свирепствовала по всему побережью эпидемия плеврита… Нас, естественно, обвинили, меня и жену, в том, что мы привезли с собой посланца смерти, и стали требовать громкими криками, чтобы мы, а вместе с нами и учителя полинезийской школы были подвергнуты смертной казни… Следовало, однако, указать непосредственную причину эпидемии. Сначала обвинили бывшего у меня несчастного барана: пришлось его убить, чтобы успокоить туземцев. Эпидемия не переставала косить людей, и, в конце концов, проклятия и обвинения туземцев оказались направленными на большой портрет королевы Виктории, который был прибит к стене нашей столовой».

В Танне (Новые Гибриды) туземец, проходя по дороге, видит, как на него с дерева падает змея: пусть он назавтра или на следующей неделе узнает, что сын его умер в Квинсленде, и уж он обязательно свяжет эти два факта.

Такие же ассоциации мы находим и в Северной Америке. «Однажды вечером, когда мы беседовали о животных страны, я, желая показать туземцам, что у нас, во Франции, водятся зайцы и кролики, при помощи теней моих пальцев изобразил против света на стене фигуры этих животных. По чистой случайности туземцы назавтра наловили рыбы больше обыкновенного: они решили, что причиной богатого улова были именно те фигурки, которые я им показывал».

В Новой Гвинее «туземец, возвращаясь с охоты или рыбной ловли с пустыми руками, ломает себе голову над тем, каким способом обнаружить человека, околдовавшего его оружие или сети. Он поднимает глаза и видит как раз туземца из соседнего и дружественного селения, направляющегося к кому-нибудь с визитом. Туземец обязательно подумает, что этот человек и, есть колдун, и при первом удобном случае он внезапно нападет на него и убьет».

Общепринятое объяснение всех этих фактов сводится к следующему: мы имеем здесь неправильное применение первобытными людьми закона причинности, они смешивают предшествующее обстоятельство с причиной. Это просто частный случай весьма распространенной ошибки в рассуждении, которой присвоено название софизма Роst hос, егgо ргорtег hос (после этого, значит, вследствие этого).

Несомненно, первобытные люди так же, как и цивилизованные, или, может быть, больше склонны совершать данную ошибку в рассуждении. Однако в тех фактах, которые я привел и которые являются образцами весьма многочисленного разряда фактов, заключается нечто иное, чем наивное применение принципа причинности. Не только непосредственное предшествование во времени побуждает связывать какое-нибудь явление с другим. Уловленная или замеченная последовательность явлений может внушить ассоциирование их: самая ассоциация, однако, заключается в мистической связи между предшествующим и последующим, которую представляет себе первобытный человек и в которой он убежден, как только он себе ее представил. Последовательность во времени является элементом этой ассоциации. Но элемент этот не всегда обязателен и никогда недостаточен. Если бы дело обстояло иначе, то как объяснить, что сплошь да рядом самая постоянная, самая очевидная последовательность явлений ускользает от внимания первобытных людей? Например, «я-луо не ассоциируют дневного света с сиянием солнца: они рассматривают их, как две совершенно самостоятельных вещи, и спрашивают, что делается с дневным светом ночью». С другой стороны, туземцы часто твердо верят в такую последовательность, которая никогда не оправдывается на деле. Опыт не в состоянии ни разуверить их, ни научить чему-нибудь. В бесконечном количестве случаев мышление первобытных людей, как мы видели выше, непроницаемо для опыта.

Мистические отношения, которые так часто улавливаются в отношениях между существами и предметами первобытным сознанием, имеют одну общую основу. Все они в разной форме и разной степени предполагают наличие «партиципации» (сопричастности) между существами или предметами, ассоциированными коллективным представлением. Вот почему, за неимением лучшего термина, я назову «законом партиципации» характерный принцип «первобытного» мышления, который управляет ассоциацией и связями представлений в первобытном сознании.

Было бы трудно дать сейчас же отвлеченную формулировку этого закона. Все же за отсутствием удовлетворительной формулы можно попытаться дать приближенное определение. Я сказал бы, что в коллективных представлениях первобытного мышления предметы, существа, явления могут быть непостижимым для нас образом, одновременно и самими собой, и чем-то иным. Не менее непостижимым образом они излучают и воспринимают силы, способности, качества, мистические действия, которые ощущаются вне их, не переставая пребывать в них.

Другими словами, для первобытного мышления противоположность между единицей и множеством, между тождественным и другим и т.д. не диктует обязательного отрицания одного из указанных терминов при утверждении противоположного, и наоборот. Эта противоположность имеет для первобытного сознания лишь второстепенный интерес. Часто она скрадывается перед мистической общностью бытия тех существ, которые нельзя отождествлять, не впадая в нелепость. Так, например, «трумаи (племя северной Бразилии) говорят, что они — водяные животные. Бороро (соседнее племя) хвастают, что они — красные арара (попугаи)». Это вовсе не значит, что только после смерти они превращаются в арара или что арара являются превращенными в бороро и поэтому достойны соответствующего обращения. Нет, дело обстоит совершенно иначе. «Бороро, — говорит фон-ден-Штейнен, который никак не хотел поверить этой нелепице, но который должен был уступить перед их настойчивыми утверждениями, — бороро совершенно спокойно говорят, что они уже сейчас являются настоящими арара, как если бы гусеница заявила, что она бабочка». Фон-ден-Штейнен считает непостижимым, как они могут считать себя одновременно человеческими существами и птицами с красным оперением. Однако для мышления, подчиненного «закону партиципации», в этом нет никакой трудности. Все общества и союзы тотемического характера обладают коллективными представлениями подобного рода, предполагающими подобное тождество между членами тотемической группы и их тотемом.

С динамической точки зрения возникновение существ и явлений того или иного события представляет собой результат мистического действия, которое при определенных мистических условиях передается от одного предмета или существа к другому в форме соприкосновения, переноса, симпатии, действия на расстоянии и т. д. В огромном числе обществ низшего типа изобилия дичи, рыбы или плодов, правильная смена времен года, периодичность дождей — все это связывается с выполнением известных церемоний определенными людьми, обладающими специальной мистической благодатью. То, что мы называем естественной причинной зависимостью между событиями и явлениями, либо вовсе не улавливается первобытным сознанием, либо имеет для него минимальное значение. Первое место в его сознании, а часто и все его сознание занимают различные виды мистической партиципации.

Вот почему мышление первобытных людей может быть названо пралогическим с таким же правом, как и мистическим. Это, скорее, два аспекта одного и того же основного свойства, чем две самостоятельные черты. Первобытное мышление, если рассматривать его с точки зрения содержания представлений, должно быть названо мистическим, оно должно быть названо пралогическим, если рассматривать его с точки зрения ассоциаций. Под термином «пралогический» отнюдь не следует разуметь, что первобытное мышление представляет собой какую-то стадию, предшествующую во времени появлению логического мышления. Существовали ли когда-нибудь такие группы человеческих или дочеловеческих существ, коллективные представления которых не подчинялись еще логическим законам? Мы этого не знаем: это, во всяком случае, весьма мало вероятно. То мышление обществ низшего типа, которое я называю пралогическим за отсутствием лучшего названия, это мышление, по крайней мере, вовсе не имеет такого характера. Оно не антилогично, оно также и не алогично. Называя его пралогическим, я только хочу сказать, что оно не стремится, прежде всего, подобно нашему мышлению избегать противоречия. Оно отнюдь не имеет склонности без всякого основания впадать в противоречия (это сделало бы его совершенно нелепым для нас), однако оно и не думает о том, чтобы избегать противоречий. Чаще всего оно относится к ним с безразличием. Этим и объясняется то обстоятельство, что нам так трудно проследить ход этого мышления.

Необходимо подчеркнуть, что самый материал, которым орудует эта умственная деятельность, уже подвергся действию «закона партиципации»: коллективные представления первобытных людей являются совершенно иной вещью, чем наши понятия. Простое высказывание общего отвлеченного термина: человек, животное организм заключает в себе в подразумеваемом виде большое количество суждений, которые предполагают определенные отношения между многими понятиями. А коллективные представления первобытных людей не являются продуктом интеллектуальной обработки в собственном смысле этого слова. Они заключают в себе в качестве составных частей эмоциональные и моторные элементы, и, что особенно важно, они вместо логических отношений (включений и исключений) подразумевают более или менее четко определенные, обычно живо ощущаемые, «партиципации» (сопричастия).

Источник: Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130-140.

Обложка: Рисунки на коре, аборигены Австралии (Люсьен Леви-Брюль. Первобытный менталитет. — Перевод с французского Е.Калыцикова. — СПб.: «Европейский Дом», 2002. — 400 с.)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

антропологиякультура

Похожие статьи

Набор инструментов и оружия первобытного каменного века изолированы Векторное изображение

Набор инструментов и оружия первобытного каменного века изолированы Векторное изображение
  1. лицензионные векторы
  2. Векторы возраста
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Расшир.
Печатный/редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменить
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по запросу
Владение Узнать больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:

Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.

Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.

Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка 9 долларов0082 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Цена изображения
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Стоимость изображения
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется.
Предоплаченные кредиты $ 30 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США).
Оплата
Плата за изображение $ 399
Дополнительные услугиПодробнее
Настроить изображение Доступно только с оплатой за изображение 9 долларов0082 85,00

Нравится изображение, но нужно всего лишь несколько модификаций? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!

Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.

Примеры
  • Изменить текст
  • Изменить цвета
  • Изменить размер до новых размеров
  • Включить логотип или символ
  • Добавьте название своей компании или компании
Включенные файлы

Подробности загрузки. ..

  • Идентификатор изображения
    39949957
  • Цветовой режим
    RGB
  • Художник
    лимонос

972 первобытных стоковых иллюстраций, клипартов и векторных изображений

Предыстория доисторический палеолит старый каменный век древний человек. векторные иллюстрации изображают примитивных пещерных людей из древнего каменного века эпохи палеолита. ПРЕМИУМ

Пещерные дети векторные примитивные дети характер и доисторический ребенок с каменным оружием на мамонтовой иллюстрации. набор древнего мальчика или девочки в каменном веке, изолированных на белом фоне. ПРЕМИУМ

Элементы значка: воздух, земля, огонь, вода и звездный тетраэдр меркаба, символы викканского гадания. древние оккультные золотые символы, юго-восток запад запад, векторная иллюстрация красочный космос космический фонПРЕМИУМ

Первобытные люди вектор первобытный неандерталец персонаж и древний пещерный человек огонь в пещере каменного века иллюстрация доисторический человек с побитым камнями оружием и набор мамонта на белом фонеPREMIUM

Элементы иконы: воздух, земля, огонь и вода. викканские символы гадания. древние оккультные золотые символы, юг, восток, север, запад, векторная иллюстрация красочный космос космический фонPREMIUM

Первобытные люди вектор мамонт и древний пещерный персонаж в пещере каменного века иллюстрации. доисторический человек с каменным оружием и набором пламени.ПРЕМИУМ

Каменное колесо в мультяшном стиле, древний век, доисторические технологии в мультяшном стиле, изолированные на белом фоне. примитивный круглый предмет из скалы, инструмент пещерного человека, эволюция. векторная иллюстрацияPREMIUM

Атрибуты и инструменты доисторических людей. глиняная посуда, наскальные рисунки, хижина из шкур, мамонт, костер, самодельное оружие из палочек и камней. ПРЕМИУМ

Четыре стихии: огонь, воздух, земля, вода. золотая геометрия, символы викканского гадания. красочные древние оккультные знаки, векторная иллюстрация на черном фонеПРЕМИУМ

Векторная пиксельная графика людей из каменного века изолированный наборPREMIUM

Набор первичных инструментов и оружия каменного века на белом фоне. примитивное колесо, деревянный лук со стрелой, нож или топорPREMIUM

Люди каменного века Два охотника с дубиной и копьем преследуют косулю. векторный плоский дизайн иллюстрации.ПРЕМИУМ

Каменный век вектор первобытный неандерталец побитый камнями топор оружия и доисторическое примитивное копье древнего пещерного человека иллюстрация наскальных рисунков и вулкан или костер на белом фонеПРЕМИУМ

Наскальное искусство. рисунок руки пещерного человека. тема доисторического охотника. первобытная живопись африканского племени. стрела в ярком быке. рисунок древних людей. палеолитический фон. векторная бесшовная текстураPREMIUM

Набор инструментов каменного века, археология, древнее первобытное оружие с деревянными ручками и кожаной обвязкой, изолированных на белом. коллекция древних, старинных инструментов пещерного человека. векторная иллюстрацияПРЕМИУМ

Доисторическое животное или векторная иллюстрация тигра. древний тигр на белом фоне. история, каменный век, предыстория conceptPREMIUM

Набор предметов первобытного человека и охотника. оружие пещерного человека. клуб каменного века, ловушка. образ жизни и инструмент. Cartoon illustrationPREMIUM

Наивный кактус. цифровая имитация детского стиля. vector.PREMIUM

Инструменты и оружие первобытного каменного века, изолированные на белом фоне векторный наборPREMIUM

Хамелеон реалистичный рисованный векторPREMIUM

Пещерный персонаж первобытного племени зажигает огонь, плоская векторная иллюстрация изолирована. ПРЕМИУМ

Набор предметов первобытного человека. хижина из кожи и костей, лук и стрелы, каменный молот и топор, череп человека. олений рог и огонь. нарисованный эскиз мультяшной иллюстрацииПРЕМИУМ

Факел. огонь на палке. средневековая лампа и инструмент. flat cartoon illustrationPREMIUM

Векторная мультяшная иллюстрация милого птеранодона, танцующего динозавра. изолированные на белом фоне.ПРЕМИУМ

Первичный шрифт кисти алфавит рукописный векторный дизайн иллюстрацияПРЕМИУМ

Иконки концепции людей первобытного племени устанавливают плоские изолированные векторные иллюстрацииПРЕМИУМ

Пещерный человек с примитивным оружием охотится на большого мамонта. доисторический охотникPREMIUM

Доисторические женщины готовят мясо на огне векторной иллюстрации. древние женщины сидят у костра, готовят еду на белом фоне. история, каменный век, предыстория conceptPREMIUM

Доисторические люди возле пещеры векторная иллюстрация. древние люди сидят возле пещеры, человек рисует на скалах на белом фоне. история, каменный век, доисторическая концепцияPREMIUM

Всадник-горилла на старинном мотоцикле. ПРЕМИУМ

Доисторический человек с векторной иллюстрацией копья. древний человек охотится на белом фоне. история, каменный век, предыстория conceptPREMIUM

Четыре стихии: огонь, воздух, земля, вода. золотая геометрия, символы викканского гадания. красочные древние оккультные знаки, векторные иллюстрации на белом фонеPREMIUM

Природа элементы векторной пиксельной графики. четыре классические стихии — земля, вода, воздух, огонь. симпатичные иконки игрового дизайнаPREMIUM

Мультяшные пещерные люди, охотящиеся на мамонта. люди каменного века с копьями и стрелами. примитивное оружие. доисторическая добыча пищи. охотники нападают на животных. Великолепная концепция векторной антропологии. ПРЕМИУМ

Значок основного оружия изометрический вектор. топор каменного века и старая икона кости животного. концепция древней охоты, эволюцияPREMIUM

Первобытное племя с символами наскальной живописи, плоская векторная иллюстрацияPREMIUM

Первобытные люди с едойPREMIUM

Первобытный человек с дубинойPREMIUM

Черно-белый портрет разъяренной гориллы. декоративная иллюстрация для татуировки, логотипа, эмблемы, знака, вышивки. ПРЕМИУМ

Древняя икона дубины. ПРЕМИУМ

Установите баннеры на тему жизни доисторических пещерных людей, плоская векторная иллюстрация. illustration.PREMIUM

Мультяшный стиль охоты на людей эпохи неолита и саблезубого тигра. векторная иллюстрацияPREMIUM

Набор иконок людей первобытного племени с оружием и животными, плоские изолированные векторная иллюстрацияPREMIUM

Набор предметов первобытного человека и охоты. карикатурный иллюстратор. оружие пещерного человека. молот каменного века, топор и дубина, копье и кость животного. образ жизни и инструментPREMIUM

Набор предметов первобытного человека и охотника. оружие пещерного человека. молот каменного века, топор и дубина, копье и кость животного. образ жизни и инструмент. Cartoon illustrationPREMIUM

Векторные иллюстрации шаржа. милый динозавр птеранодон летит. изолированные на белом фоне. ПРЕМИУМ

Элементы иконки: воздух, земля, огонь и вода. викканские символы гадания. древние оккультные золотые символы, юг, восток, север, запад, векторная иллюстрация красный космос космический фонПРЕМИУМ

Векторная мультяшная иллюстрация милого динозавра птеранодона с пивным бокалом. изолированные на белом фоне. ПРЕМИУМ

Бесшовные абстрактные рисованной вихрем с нерегулярной спирали в волнообразном движении. графический и современный дизайн для скрапбукинга, канцтоваров, моды и дизайна упаковки.PREMIUM

Векторный пиксель-арт изолированный набор племени джунглейPREMIUM

Племя пещерных людей с примитивным каменным оружием, охотящимся на большого мамонта. персонаж векторной иллюстрации. игровой актив 8-битный спрайтPREMIUM

Люди первобытного племени концептуальные иконки устанавливают плоские изолированные векторные иллюстрацииPREMIUM

Метание топора в дикой природе на свежем воздухе на гранжевом фонеPREMIUM

Древние антикварные инструменты пещерного человека варвар остается изолированным набором. вектор плоский графический дизайн мультяшная иллюстрацияPREMIUM

Набор примитивных инструментов доисторического пещерного человека для охоты или выживания в каменном векеPREMIUM

Структурно-химическая формула витамина k2 с градиентной формой оранжевой жидкости жидкости с копией пространства на белом фонеPREMIUM

Первобытное человеческое племя каменного века. охотники за первобытными животными. огонь в пещере. семейная живопись. женщины готовят еду. палеолитическое оружие. набор ярких горизонтальных листовок. векторный фон баннераPREMIUM

Первобытные люди вектор первобытный неандерталец мультипликационный персонаж и древний пещерный человек в пещере каменного века иллюстрация доисторический человек набор изолирован на белом фонеPREMIUM

Векторная пиксельная иллюстрация мультяшного пещерного человека, неровный первобытный человек в шкуре животного с дубинкойPREMIUM

Серьезный воин с двумя мечами за спиной. векторная иллюстрация. жанр фэнтези. цифровой рисунок от руки. ПРЕМИУМ

Первобытные люди, мужчины, женщины и дети в каменном веке набор векторных иллюстраций. ПРЕМИУМ

Ожерелье из зубов, доисторические украшения, примитивный аксессуар серый значок. Комическая карикатура. смешной африканский папуас. мультфильм. вектор. пародийный мультфильм. персонажи. изолированные объекты.ПРЕМИУМ

Ошибка страницы 404 T-rex оживает концепция векторная иллюстрацияПРЕМИУМ

Первичный резиновый штамп. гранж-дизайн с царапинами от пыли. эффекты могут быть легко удалены для чистого, четкого вида. цвет легко меняется.ПРЕМИУМ

Первобытный пещерный человек. каменный век. охотники за животными. инструменты неолитических пещерных людей. первобытные дети. женщины готовят на огне. мужчины охотятся на мамонтов. костяное оружие. векторный мультяшный палеолитический наборPREMIUM

Графический силуэт скелета раптора, изолированного на белом, векторный динозавр юрского периода, иллюстрация для учебных пособий, печать и дизайнPREMIUM

Первичный резиновый штамп. гранж-дизайн с царапинами от пыли. эффекты могут быть легко удалены для чистого, четкого вида. цвет легко меняется.PREMIUM

Векторная иллюстрация американской схемы нарезки мяса первичной говядины, схема США для мясной лавкиPREMIUM

Облако палео слов на белом фоне.PREMIUM

Значок мамонта, простой стильPREMIUM

Векторная карикатура на милого динозавра птеранодона полет. изолированные на белом фоне.PREMIUM

Значок кости, изометрический стильPREMIUM

Топор бросает дикую природу на свежем воздухе на фоне гранжа. PREMIUM

Хищный доисторический динозавр тираннозавр, книжка-раскраска, забавная иллюстрация. мультяшный пещерный человек соплеменник персонажи первобытного племени, держащие копье мамонта или тигра для охоты изолированы на беломPREMIUM

Иконки людей первобытного племени с оружием и животными, плоские изолированные векторная иллюстрацияPREMIUM

Набор значков еды. цифровая имитация детского стиля. vector.PREMIUM

Пещерный человек ловит большую рыбу illustrationPREMIUM

Наивный дом. цифровая имитация детского стиля. vector.PREMIUM

Набор векторных иллюстраций доисторических людей и животных. древние мужчины и женщины сидят в пещерах или охотятся, инструменты, огонь, еда, тигр на белом фоне. история, каменный век, доисторическая концепцияPREMIUM

Инструменты и оружие первобытного каменного века, изолированные на белом фоне векторный наборPREMIUM

Круглая рамка из простых геометрических фигур. круговая векторная иллюстрация и примитивные элементы дизайна с оленем или лосем. ПРЕМИУМ

Мексиканская калавера. празднование дня мертвых. вектор.ПРЕМИУМ

Облако слова диета пещерного человека на белом фоне.ПРЕМИУМ

Штамп премьер-продажиПРЕМИУМ

Штамп премьер-продажи. гранж-дизайн с царапинами от пыли. эффекты могут быть легко удалены для чистого, четкого вида. цвет легко меняется.ПРЕМИУМ

Таблица меню сладостейPREMIUM

Набор иконок еды. цифровая имитация детского стиля. vector.PREMIUM

Стейк из говядины и овощи вектор реалистичный.