Содержание

Из истории развития и боевого применения торпедного оружия

Министерство образования РФ

Санкт-Петербургский государственный электротехнический

университет “ЛЭТИ”

ТОРПЕДНОЕ ОРУЖИЕ

Методические указания

для самостоятельной работы

по дисциплине

«БОЕВЫЕ СРЕДСТВА ФЛОТА И ИХ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ»

УДК 623.946

Торпедное оружие: методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «Боевые средства флота и их боевое применение» / Сост.: В.В. Косарев, В.Н. Садовников; СПб.: Изд-во СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, 2000. 48 с.

Содержат материалы, обеспечивающие самостоятельное изучение вопросов, связанных с устройством и принципом действия торпедного оружия, а также его боевым применением.

Предназначены для студентов всех профилей подготовки.

Утверждено

редакционно-издательским советом университета

в качестве методических указаний

Появление в начале XIX в. бронированных кораблей с тепловыми двигателями обострило необходимость создания оружия, поражающего наиболее уязвимую подводную часть корабля. Таким оружием стала появившаяся в 40-х годах морская мина. Однако она обладала существенным недостатком: была позиционной (пассивной).

Первая в мире самодвижущаяся мина была создана в 1865 г. русским изобретателем И.Ф. Александровским.

В 1866 г. проект самодвижущегося подводного снаряда разработал работавший в Австрии англичанин Р. Уайтхед. Он же и предложил назвать снаряд по имени морского ската – «торпедо». Не сумев наладить собственное производство, российское Морское ведомство в 70-х годах закупило партию торпед Уайтхеда. Они проходили дистанцию 800 м со скоростью 17 узлов и несли заряд пироксилина массой 36 кг.

Первая в мире успешная торпедная атака была произведена командиром русского военного парохода лейтенантом (впоследствии – вице-адмиралом) С.О. Макаровым 26 января 1878 г. Ночью, при сильном снегопаде на Батумском рейде, два спущенных с парохода катера подошли на 50 м к турецкому кораблю и одновременно выпустили по торпеде. Корабль быстро затонул почти со всей командой.

Принципиально новое торпедное оружие изменило взгляды на характер вооружённой борьбы на море – от генеральных сражений флоты переходили к ведению систематических боевых действий.

Торпеды 70-80-х годов XIX в. имели существенный недостаток: не имея приборов управления в горизонтальной плоскости, они сильно отклонялись от заданного курса и стрельба на дистанции более 600 м была малоэффективной. В 1896 г. лейтенант австрийского флота Л. Обри предложил первый образец гироскопического прибора курса с пружинным подзаводом, который удерживал торпеду на курсе в течение 3 – 4 мин. На повестку дня стал вопрос увеличения дальности хода.

В 1899 г. лейтенант русского флота И.И. Назаров изобрёл подогревательный аппарат, в котором сжигался керосин. Сжатый воздух перед подачей его в цилиндры рабочей машины нагревался и совершал уже большую работу. Внедрение подогрева увеличило дальность хода торпед до 4000 м на скоростях до 30 узлов.

В первую мировую войну 49% от общего числа потопленных крупных кораблей пришлось на долю торпедного оружия.

В 1915 г. торпеда впервые была использована с самолёта.

Вторая мировая война ускорила испытания и принятие на вооружение торпед с неконтактными взрывателями (НВ), системами самонаведения (ССН) и электрическими энергоустановками.

В последующие годы, несмотря на оснащение флотов новейшим ракетно-ядерным оружием, торпеды не утратили своего значения. Являясь самым эффективным противолодочным средством, они состоят на вооружении всех классов надводных кораблей (НК), подводных лодок (ПЛ) и морской авиации, а также стали основным элементом современных противолодочных ракет (ПЛУР) и неотъемлемой частью многих образцов современных морских мин. Современная торпеда – это сложный единый комплекс систем движения, управления движением, самонаведения и неконтактного подрыва заряда, созданных на основе современных достижений науки и техники.

studfiles.net

Как устроена торпеда второй мировой войны. Торпеды россии и ссср. Перспективы развития торпедного оружия

Номенклатура немецких торпед на первый взгляд может показаться чрезвычайно запутанной, однако на подводных лодках существовало всего два основных типа торпед, отличавшихся различными вариантами взрывателей и систем управления по курсу. Фактически эти два типа G7а и G7е были модификациями 500-мм торпеды G7, применявшейся еще во время Первой мировой войны. К началу Второй мировой войны калибр торпед был стандартизирован и принят равным 21 дюйму (533 мм). Стандартная длина торпеды была равна 7,18 м, масса взрывчатого вещества боевой части составляла 280 кг. Из-за аккумуляторной батареи массой 665 кг торпеда G7e была тяжелее G7a на 75 кг (1603 и 1528 кг соответственно).

Взрыватели, используемые для подрыва торпед, были источником больших забот подводников, и в начале войны было зафиксировано много случаев отказов. К началу Второй мировой войны на вооружении находились торпеды G7а и G7е с контактно-неконтактным взрывателем Pi1, срабатывающим в результате удара торпеды в корпус корабля, либо воздействия магнитного поля, создаваемого корпусом корабля (модификации TI и TII соответственно). Очень скоро выяснилось, что торпеды с неконтактным взрывателем зачастую срабатывают раньше времени или не взрываются вообще при прохождении под целью. Уже в конце 1939 года в конструкцию взрывателя были внесены изменения, позволявшие отключать неконтактную схему замыкателя. Однако это не явилось решением проблемы: теперь при попадании в борт корабля торпеды не взрывались вовсе. После выявления причин и устранения дефектов с мая 1940 года торпедное оружие немецких подводных лодок достигло удовлетворительного уровня, если не считать того, что работоспособный контактно-неконтактный взрыватель Pi2, да и то только для торпед G7e модификации TIII, поступил на вооружение к концу 1942 года (разработанный для торпед G7a взрыватель Pi3 применялся в ограниченных количествах в период с августа 1943 года по август 1944 года и считался недостаточно надежным).

Торпедные аппараты на подводных лодках, как правило, располагались внутри прочного корпуса в носу и корме. Исключение составляли подводные лодки типа VIIA, на которых был установлен один торпедный аппарат в кормовой надстройке. Соотношение количества торпедных аппаратов и водоизмещения подводной лодки, и соотношения числа носовых и кормовых торпедных труб оставалось стандартным. На новых подводных лодках XXI и XXIII серий кормовые торпедные аппараты конструктивно отсутствовали, что в итоге привело к некоторому улучшению скоростных качеств при движении под водой.

Торпедные аппараты немецких подводных лодок имели ряд интересных конструктивных особенностей. Изменение глубины хода и угла поворота гироскопа торпед могло осуществляться непосредственно в аппаратах, с находившегося в боевой рубке счетно-решающего прибора (СРП). В качестве другой особенности следует отметить возможность хранения и постановки из торпедного аппарата неконтактных мин TMB и TMC.

ТИПЫ ТОРПЕД

TI(G7a)

Эта торпеда представляла собой относительно простое оружие, которое приводилось в движение паром, образующимся при сгорании спирта в потоке воздуха, поступающего из небольшого баллона. У торпеды TI(G7a) было два винта, вращавшихся в противофазе. На G7a могли устанавливаться режимы 44, 40 и 30-узлового хода, при которых она могла пройти 5500, 7500 и 12500 м соответственно (позднее по мере совершенствования торпеды дальности хода возросли до 6000, 8000 и 12500 м). Главным недостатком торпеды был пузырьковый след, и поэтому ее целесообразнее было использовать в ночное время.

TII(G7e)

Модель TII(G7e) имела много общего с TI(G7a), однако приводилась в движение небольшим электромотором мощностью 100 л.с., вращавшим два гребных винта. Торпеда TII(G7e) не создавала заметного кильватерного следа, развивала скорость 30 узлов и имела радиус действия до 3000 м. Технология производства G7e была отработана настолько эффективно, что изготовление электроторпед оказалось проще и дешевле по сравнению с парогазовым аналогом. В результате этого обычный боекомплект подлодки VII серии в начале войны состоял из 10-12 торпед G7e и всего 2-4 торпед G7a.

TIII(G7e)

Торпеда TIII(G7e) раз

www.flipset.ru

Торпедное оружие ВМС стран НАТО

В конце второй мировой войны зарубежные военно-морские специалисты считали торпеды главным оружием подводных лодок. Поэтому в первые послевоенные годы проводились работы по увеличению дальности и скорости их хода, внедрению аппаратуры самонаведения и неконтактных взрывателей.

В последующие годы в связи с быстрым развитием ракетной и ядерной техники взгляды на роль и значение торпед в вооружении флотов изменились. Были значительно уменьшены ассигнования на развитие противолодочных торпед, новые образцы торпед для стрельбы по надводным кораблям практически не создавались. Строившиеся в то время в США сторожевые корабли не оснащались торпедными аппаратами.

Внимание к торпедному оружию повысилось вновь в результате усилившейся гонки вооружений, проводимой империалистическими кругами стран — участниц агрессивного блока НАТО.

В США, начиная с середины 50-х годов, новые образцы торпед разрабатываются по специальным программам «Реторк» 1 и «Реторк» 2. Комплексные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы направлены на создание более эффективных энергосиловых установок и систем управления, обеспечивающих увеличение дальности, скорости и глубины хода торпед, повышение точности их наведения на цель и улучшение маневренных качеств.

От своего партнера по НАТО стараются не отставать и другие капиталистические страны. В Великобритании, Франции, Италии и ФРГ разрабатываются новые образцы торпед для применения с подводных лодок, надводных кораблей, самолётов и вертолётов по различным целям, а также как боевые части некоторых противолодочных ракет.

Характеристики торпедного оружия ВМС основных стран НАТО приведены в таблице.

Характеристики торпедного оружия ВМС основных стран НАТО

Торпедное оружие ВМС США

На вооружении ВМС США состоят торпеды калибров 254, 305, 324, 482, 533 и 570 мм.

По габаритно-весовым характеристикам торпеды подразделяются на малогабаритные (254, 305, 324 мм) и крупногабаритные (482, 533 и 570 мм).

К малогабаритным относятся только противолодочные торпеды Мк43, Мк44 и Мк46, применяющиеся с надводных кораблей и самолётов (вертолётов). Две последние используются также в качестве боевых частей противолодочных ракет «Асрок», «Икара» (Австралия), а Мк46 — и в противолодочной якорной мине «Кэптор».

Торпеда Мк43 (первое поколение малогабаритных противолодочных торпед) имеет электрическую энергосиловую установку и способна поражать быстроходные подводные лодки на глубинах до 300 м.

Торпеда Мк44 (второе поколение) предназначена для поражения подводных лодок, идущих со скоростями 18—24 узла. Электродвигатель торпеды мощностью 40 л. с. питается от батареи, электролитом для которой служит морская вода. Поэтому срок хранения батареи в сухом состоянии практически не ограничен. Для снижения веса в конструкции корпуса торпеды применен стеклопластик. Она производится по лицензии для ВМС Великобритании и Италии.

Торпеда Мк46 третьего поколения (рис. 1) разработана для замены торпед Мк43 и Мк44 и считается американскими военно-морскими специалистами лучшей и наиболее эффективной малогабаритной торпедой ВМС стран НАТО. Она предназначена для поражения подводных лодок, маневрирующих со скоростями до 30 узлов на глубинах до 450 м.

Рис. 1. Американская торпеда Мк46 под фюзеляжем английского противолодочного вертолёта

В авиационном варианте эта торпеда может сбрасываться при скорости полета самолёта до 740 км/ч.

В носовой секции торпеды модификации Мк46 мод. 0 размещены аппаратура самонаведения (АСН) активно-пассивного типа и боевая часть. В средней секции находится газогенератор, работающий на твердом топливе, а в хвостовой — газотурбинный двигатель и вспомогательные механизмы. После каждого практического выстрела необходимо заменять отсек твердого топлива и полностью проверять загрязненный остатками топлива турбинный двигатель, что затрудняет многократное применение торпеды для боевой подготовки. По этой причине было выпущено ограниченное количество торпед Мк46 мод. 0, и широкого распространения они не получили.

После приводнения и погружения на установленную глубину включается ACН, и торпеда движется по программной поисковой траектории. Когда цель обнаружена, осуществляется наведение торпеды активным акустическим каналом АСН. Боевая часть подрывается неконтактным взрывателем. Если цель во время преследования по какой-либо причине потеряна, торпеда повторяет поиск.

Торпеда Мк46 мод. 1 отличается от указанной выше энергосиловой установкой, состоящей из поршневого двигателя и газогенератора, работающего на жидком унитарном топливо, что позволяет многократно применять торпеды в ходе боевой подготовки.

Торпеда Мк46 при использовании её в качестве активной части мины «Кэптор» размещается в легком герметическом контейнере, удерживаемом минным якорным устройством на заданной глубине. Радиус действия акустической аппаратуры около 1 км. При получении акустического сигнала от проходящей цели открывается крышка контейнера и запускается двигатель торпеды. После выхода из контейнера торпеда ищет цель с помощью активно-пассивной АСН. Планируют доставлять мины к месту постановки стратегическим бомбардировщиком В-52.

Первые тяжёлые противолодочные торпеды ВМС США имели небольшие скорости хода, что было вызвано необходимостью снизить влияние ходовой помехи на работу системы самонаведения. Например, скорость торпеды Мк24 всего 12 узлов. У некоторых торпед для сокращения времени поражения цели было две скорости хода. Так, скорость торпеды Мк34 в режиме поиска цели составляла 12 узлов, а в режиме самонаведения — 18 узлов.

Основной противокорабельной торпедой, находящейся на вооружении американских подводных лодок, была до недавнего времени торпеда Мк16, разработанная ещё в первые послевоенные годы. Она предназначена для прицельной стрельбы по надводным кораблям. При атаках конвоев может использоваться прибор маневрирования. В этом случае после прохождения заданного прямолинейного участка пути торпеда описывает циркуляцию радиусом около 270 м влево и вправо. Заряд подрывается контактным и неконтактным взрывателями.

Двигателем торпеды служит турбина, осуществляющая привод гребных винтов через редуктор. В качестве горючего используется спирт, а окислителя — концентрированная перекись водорода, разлагающаяся в специальной каморе с катализатором на кислород и пары воды. В продуктах сгорания отсутствует азот, плохо растворимый в воде и являющийся основной причиной образования демаскирующего следа у воздушных парогазовых торпед. Поэтому след, образуемый торпедой Мк16, слабый и виден только в штилевую погоду.

Типовой и наиболее распространенной на флоте является электрическая противолодочная торпеда Мк37 мод. 0 (калибр 482 мм). Она поступила на вооружение в 1957 году и выпускается промышленностью до настоящего времени. Торпеда имеет активно-пассивную АСН, которая перед выстрелом может устанавливаться на работу как в активном, так и в пассивном режиме. Кроме того, переключение режимов работы производится автоматически в процессе поиска цели. Параметры хода торпеды устанавливаются с помощью системы электрической синхронной передачи непосредственно перед выстрелом.

На рубеже 50—60-х годов в США была разработана телеуправляемая электрическая торпеда Мк37 мод. 1, состоящая на вооружении подводных лодок до настоящего времени. Торпеда снабжена активно-пассивной АСН, управляющей движением торпеды после обнаружения цели. Принятая на вооружение как противолодочная, торпеда Мк37 мод. 1 впоследствии была доработана для стрельбы с подводных лодок также и по надводным кораблям.

В иностранной печати сообщалось об испытаниях усовершенствованной торпеды Мк37, получившей обозначение NT-37C. В процессе модернизации были внесены изменения в её конструкцию, что позволило увеличить скорость и дальность хода, а также улучшить работу АСН.

Среди крупногабаритных торпед специалисты ВМС США выделяют телеуправляемые по проводам торпеды калибров 482 и 533 мм. На вооружении подводных лодок они состоят уже около 15 лет, а на надводные корабли начали поступать со второй половины 60-х годов.

Самая совершенная телеуправляемая торпеда Мк48 создавалась с учётом характеристик как существующих, так и строящихся подводных лодок. Она снабжена системой самонаведения и боевой частью с обычным зарядом. Торпедами этого типа вооружаются подводные лодки и надводные корабли.

В 1964 году фирма «Вестингауз» начала разработку торпеды Мк48 мод. 0. Принятие её на вооружение ожидалось в 1968 году. Однако в ходе работ возникли технические трудности, связанные прежде всего с высокой шумностью торпеды, создающей помехи системе самонаведения. Кроме того, уже в процессе разработки было принято решение создать торпеду в двухцелевом варианте, чтобы использовать её против как подводных лодок, так и надводных кораблей. Все это привело к значительному перерасходу средств и срыву сроков принятия торпеды на вооружение и запуска в серийное производство. Поэтому в 1966 году ВМС США заключили контракт с фирмой «Клевайт» на параллельную разработку торпеды Мк48 мод. 1. В результате проведённых в 1971 году сравнительных испытаний образцов торпеды Мк48 конкурирующих фирм для серийного производства была выбрана торпеда Мк48 мод. 1 (рис. 2), которая начала поступать на флот с 1973 года.


Рис. 2. Американская торпеда типа Мк48 мод. 1

В 1972 голу фирма «Вестингауз» создала телеуправляемую противокорабельную торпеду «Фридом» (калибр 482 мм). Электродвигатель торпеды работает от аккумуляторов, активируемых морской водой. На конечном участке пути предусмотрено программное маневрирование торпеды. Заряд подрывается контактным взрывателем. Эту торпеду планируют продавать ВМС других капиталистических стран.

С принятием на вооружение ВМС США новых образцов торпедного оружия появилась необходимость создать соответствующие учебные базы и улучшить подготовку кадров. В целях боевой подготовки в ВМС США до 1970 года ежегодно делалось в среднем 2200 выстрелов торпедами. Таким образом, важное место в одиночной подготовке кораблей занимают торпедные стрельбы. Возросло количество учебных стрельб, а с ними возросли и потери торпед, стоимость которых составила более 7 млн долларов в год. В целях сокращения потерь при боевой подготовке и сохранения запасов боевых торпед командование ВМС решило в дальнейшем разрабатывать и изготовлять боевые и учебные торпеды раздельно.

Американские торпеды закупаются в США или производятся по лицензиям некоторыми странами НАТО. Так, в ВМС Великобритании используются торпеды Мк37 мод. 0 и 1, Мк44, Мк46, в ВМС Франция и Италии — Мк44.

Торпедное оружие ВМС Великобритании

В ВМС Великобритании на вооружении состоят противокорабельные парогазовые торпеды Мк8, противолодочные электрические торпеды Мк20, Мк23 и Мк24.

Тяжелая противолодочная торпеда Мк20 была принята на вооружение в конце 50 х — начале 60-х годов. Она имеет электрическую энергосиловую установку, пассивную акустическую систему самонаведения и контактный взрыватель. Глубина хода торпеды в режима поиска цели 3—64 м. В начале 70-х годов торпеда прошла модернизацию, в ходе которой была укомплектована устройствами, обеспечивающими электрический ввод исходных данных стрельбы.

Противолодочная торпеда Мк23, разработанная в 1964 году, — первая английская торпеда, управляемая по проводу.

Торпедами Мк24 «Тайгерфиш» (серийное производство началось в 1973 году) воооружены атомные подводные лодки (рис. 3). Она управляется по проводу и оснащена акустической активно-пассивной АСН, контактным и неконтактным взрывателями. Энергосиловая установка состоит из электродвигателя и мощной аккумуляторной батареи и обеспечивает торпеде два режима скорости. В зарубежной печати отмечается, что тактико-технические данные этой торпеды, в частности скорость, дальность и глубина хода, несколько ниже, чем у торпеды Мк48. Торпеда изготовляется в боевом, практическом и учебном вариантах.

Рис. 3. Погрузка торпеды Мк24 «Тайгерфиш» на английскую атомную подводную лодку

В течение ряда лет в Великобритании велась разработка малогабаритной противолодочной торпеды Мк31 для замены американской торпеды Мк44. В 1971 году эти работы были прекращены, а для английского флота закупили в США торпеды Mк46.

Торпедное оружие ВМС Франции

В ВМС Франции подводные лодки вооружаются торпедами Е14, E15 и Z16, которыми можно стрелять с глубин до 150 м.

Торпеды Е14 и Е15 имеют пассивного типа, работающую на частоте 25 кГц. Радиус реагирования системы самонаведения на фрегат, идущий со скоростью 18 узлов, 700 — 800 м. С помощью электромагнитного неконтактного взрывателя осуществляется подрыв боевой части при прохождении торпеды на расстоянии до 4 м под днищем корабля.

Энергосиловая установка состоит из высокооборотного сериесного электродвигателя мощностью 40 кВт (торпеда Е14) и 50 кВт (Е15), а также никель-кадмиевой батареи. Электродвигатель оборудован дополнительным генератором (однофазный ток напряжением 50 В, частотой 400 Гц), обеспечивающим питание ACН, неконтактного взрывателя, электрического гироскопа и других приборов. Разгон гироскопа, привод рулевых машинок и работа предохранительных систем обеспечиваются сжатым воздухом начального давления 250 атм. Включение АСН и приведение в готовность взрывателя происходит по прохождении торпедой первых 350 м после выстрела. В режиме поиска цели торпеда движется по зигзагообразному курсу с отклонениями на 20° вправо и влево от заданного направления.

Торпеда Z16 системы самонаведения не имеет. Она оснащена прибором маневрирования, обеспечивающим синусоидальную траекторию хода, контактным и неконтактным (электромагнитным) взрывателями.

Основной противолодочной торпедой ВМС Франции является самонаводящаяся электрическая торпеда L3. Корпус её изготовлен из лёгких сплавов. Система самонаведения активного типа работает на частоте 35 кГц, радиус реагирования около 600 м. Для повышения точности самонаведения частота следования посылок АСН увеличивается по мере приближения торпеды к цели. При получении первого эхо-сигнала на расстоянии до цели менее 20 м срабатывает неконтактный взрыватель. При этом взрыв заряда происходит с временной задержкой 3—5 с.

Для замены торпеды L3 разработана универсальная (по целям) 533-мм электрическая торпеда L5 с активно-пассивной АСН. Она выпускается в двух вариантах: L5 мод. 1 (1000 кг) для вооружения надводных кораблей и L5 мод. 3 (1300 кг) для подводных лодок. Оба варианта имеют скорость хода до 35 узлов. Торпеда L5 начала поступать на вооружение кораблей в 1973 году.

Самолёты и вертолёты ВМС Франции вооружены торпедой L4 и американской торпедой Мк44. Первая используется также в ПЛУР «Малафон». Калибр этой торпеды 533 мм, вес 540 кг, скорость 30 узлов, она снабжена активной акустической АСН. Зарубежные военно-морские специалисты считают её эффективным оружием против подводных лодок, идущих со скоростью до 20 узлов.

Торпедное оружие ВМС Италии

В итальянском флоте подводные лодки вооружены торпедами G6E для стрельбы по надводным кораблям и противолодочными телеуправляемыми торпедами G6ef «Кангару».

Торпеда G6ef (калибр 533 мм, длина около 6 м) оснащена акустически АСН (рис. 4). Она представляет собой комбинацию торпеды-носителя и боевой части — торпеды Мк44. До сближения с целью торпеда управляется по проводу со стреляющего корабля. Затем по сигналу оператора торпеда Мк44 отделяется от носителя и преследует цель самостоятельно.


Рис. 4. Чертёж итальянской торпеды «Кангару»

В настоящее время разрабатывается универсальная телеуправляемая самонаводящаяся торпеда А-184 (калибр 533 мм). Предполагают вооружить ею подводные лодки и надводные корабли.

Для использования с кораблей, самолётов и вертолётов разрабатывается малогабаритная торпеда А-244 (калибр 324 мм), акустическая система самонаведения которой сможет работать в мелководных районах.

Торпедное оружие ВМС ФРГ

На вооружении ВМС ФРГ состоят парогазовая торпеда G7A и электрическая торпеда G7E, предназначенные для поражения надводных кораблей. После завершения испытаний в 1975 году в ВМС поступила 533-мм телеуправляемая самонаводящаяся торпеда «Сил». Она предназначена в основном для поражения кораблей, но может применяться против подводных лодок, идущих на небольшой глубине. В ближайшем будущем ожидается поступление на корабли флота 533-мм противолодочной торпеды «Зеешланге».

ВМС стран НАТО ассигнуют значительные средства на проведение исследований и разработку торпед различного назначения. Развитие торпедного оружия, как считают зарубежные военные специалисты, идёт в направлении стандартизации и резкого уменьшения числа его типов. Приоритет отдан противолодочным торпедам, хотя в последние годы проводятся работы по созданию и противокорабельных торпед. Определилась тенденция к вооружению подводных лодок и надводных кораблей телеуправляемыми торпедами. К числу разрабатываемых или принятых на вооружение в 70-х годах телеуправляемых торпед относятся NT-37C, «Фридом», Мк48 (США), Мк24 «Тайгерфиш» (Великобритания), «Кангару» (Италия), «Сил», «Зеешланге» (ФРГ).

Продолжаются работы, как сообщает иностранная печать, по созданию противолодочных малогабаритных торпед для вооружения морской авиации, надводных кораблей, а также для использования в качестве боевых частей противолодочных ракет. Такого рода торпеды разрабатываются в Великобритании и Италии. В ВМС США приступили к разработке новой малогабаритной противолодочной торпеды, которая к 1985 году должна заменить торпеду Мк46.

Одно из основных направлений развития торпед, как подчеркивается в зарубежной прессе, увеличение дальности и скорости хода путём применения более совершенных энергосиловых установок и принятия мер по снижению сопротивления движению торпед. Скорость современных торпед (50—60 узлов) имеет тенденцию к дальнейшему росту.

Усовершенствованием электрических энергосиловых установок периода второй мировой войны является создание аккумуляторных батарей, активируемых морской водой. Максимальная мощность батареи этого типа достигает 300 кВт при продолжительности работы 4—10 мин. У серебряно-цинковых батарей, активируемых электролитом, хранящимся в торпеде, более высокие показатели. Так, подобная батарея с биполярными электродами, созданная в 1967 году в США, имела мощность 340 кВт в течение 12 мин работы.

Совершенствование аккумуляторных батарей идет по пути повышения напряжения и плотности разрядного тока, применения новых материалов и электролитов, улучшения конструкции батареи.

В качестве тепловых двигателей в настоящее время используются поршневые машины и турбины. Если мощность торпедной турбины к началу 60-х годов достигала 300 л. с., то сейчас США стремятся увеличить её до 1000 л. с. Особое внимание уделяется уменьшению веса и габаритов турбин и созданию небольших по диаметру высокоскоростных рабочих колес. Совершенствуются и поршневые двигатели. В США и Великобритании разрабатываются новые поршневые двигатели открытого цикла удельной мощностью 10 л. с./кг, а также двигатели замкнутого цикла.

Изыскиваются новые высокоэффективные топлива для тепловых двигателей. Основным объектом исследований являются однокомпонентные и гидрореагирующие топлива. В настоящее время однокомпонентное топливо уже используется в двигателях американских торпед Мк46 и Мк48.

Исследуется возможность снизить сопротивление движению торпед путём впрыскивания растворов различных полимеров в пограничный слой обтекания корпуса торпеды, создания условий искусственно развитой кавитации и т. п. Однако, по мнению зарубежных специалистов, это до сих пор заметных результатов не принесло.

Другое важное направление совершенствования торпед — снижение их шумности, увеличение радиуса реагирования и повышение помехозащищенности акустических систем самонаведения.

Торпедные системы самонаведения (ССН) 60-х годов имели радиус реагирования 600—1400 м при рабочей частоте 30—60 кГц. Ведутся работы по снижению рабочей частоты до 600—900 Гц, что позволило бы увеличить радиус реагирования в два-три раза.

Повышение помехозащищённости ССН достигается уменьшением интенсивности собственных помех торпеды, ослаблением помех па путях проникновения в приемное устройство ССН и применением чисто схемных мер. В США запатентован метод поиска, в процессе которого осуществляется периодическое выключение двигателя торпеды, что снижает уровень собственных шумов и значительно увеличивает дальность обнаружения цели.

Серьёзное внимание уделяется увеличению глубины хода противолодочных торпед путём совершенствования конструкции корпуса и применения новых материалов. По данным зарубежной печати, у первых американских противолодочных торпед глубина хода составляла 120 — 130 м, а в настоящее время около 450 м.

Одновременно с модернизацией торпед развиваются корабельные системы управления стрельбой, торпедные аппараты и вспомогательные системы.

В состав всех современных систем управления стрельбой торпедами, имеющихся на подводных лодках, входят быстродействующие ЭВМ, например: американские системы Мк112 (подводные лодки типов «Скипджек» и «Джордж Вашингтон»), Мк113 (лодки типа «Пермит»), английская система TIOS (лодки типа «Оберон»), норвежская система MSI-70U (лодки типа «Коббен») и шведская система TFCJ (подводные лодки типов А-14 и 43). Все указанные системы обеспечивают стрельбу торпедами одновременно по двум целям и наведение телеуправляемых по проводам торпед.

Торпедные аппараты современных подводных лодок в настоящее время также достигли высокой степени совершенства и представляют собой сложные технические устройства с автоматизированными системами обслуживания, выстреливания и перезарядки.

www.zvo.su

3. Тактические свойства и основы боевого применения торпедного оружия

3.1. Тактические свойства торпедного оружия

Тактические свойства любого оружия – это совокупность качеств, характеризующих боевые возможности оружия.

Основными тактическими свойствами торпедного оружия являются:

  1. Дальность хода торпеды.

  2. Скорость ее хода.

  3. Глубина хода или глубина выстрела торпеды.

  4. Способность наносить повреждения наиболее уязвимой (подводной) части корабля. Опыт боевого применения показывает, что для уничтожения большого противолодочного корабля требуется 1 – 2 торпеды, крейсера – 3 – 4, авианосца – 5 – 7, подводной лодки – 1 – 2 торпеды.

  5. Скрытность действия, что объясняется малой шумностью, бесследностью, большой глубиной хода.

  6. Высокая эффективность, обеспечиваемая применением систем телеуправления, что значительно повышает вероятность поражения целей.

  7. Возможность уничтожения целей, идущих с любой скоростью, а подводных лодок, идущих и на любой глубине.

  8. Высокая готовность к боевому применению.

Однако наряду с положительными свойствами имеются и отрицательные:

1. Относительно большое время воздействия на противника. Так, например, даже при скорости 50 узлов торпеде требуется примерно 15 мин, чтобы достичь цель, находящуюся на расстоянии 23 км. За этот промежуток времени цель имеет возможность осуществить маневрирование, применить средства противодействия (боевые и технические), чтобы уклониться от торпеды.

2. Трудность уничтожения цели на малых и больших дистанциях. На малых – из-за возможности поражения стреляющего корабля, на больших – из-за ограниченности дальности хода торпед.

3.2. Организация и виды подготовки торпедного оружия к стрельбе

Организация и виды подготовки торпедного оружия к стрельбе определяются «Правилами минной службы» (ПМС).

Подготовка к стрельбе подразделяется:

— на предварительную;

— окончательную.

Предварительная подготовка начинается по сигналу: «Корабль к бою и походу приготовить». Заканчивается обязательным выполнением всех регламентированных действий.

Окончательная подготовка начинается с момента обнаружения цели и получения целеуказания. Заканчивается в момент занятия кораблём позиции залпа.

Основные действия, производимые при подготовке к стрельбе, приведены в таблице.

Подготовка к стрельбе

Предварительная

Окончательная

Проверка всех узлов комплекса

Снаряжение торпеды ЗП

Прием воздуха в баллон торпеды и боевой баллон ТА

Предварительная установка глубины хода торпеды

Введение предварительных данных в ПУТС

Выбор способа стрельбы

Назначение числа торпед в залпе

Выбор борта стрельбы

Открывание запирающих клапанов торпед

Осуществление кораблем маневра, обеспечивающего стрельбу

Окончательный ввод данных для стрельбы в ПУТС

Выработка ПУТС данных стрельбы и ввод их в торпеды

В зависимости от условий стрельбы окончательная подготовка может быть:

— малой;

— сокращённой;

— полной.

При малой окончательной подготовке для наведения торпеды учитываются только пеленг на цель и дистанция. Угол упреждения  не рассчитывается ( =0).

При сокращённой окончательной подготовке учитываются пеленг на цель, дистанция и сторона движения цели. При этом угол упреждения  устанавливается равным некоторой постоянной величине (=const).

При полной окончательной подготовке учитываются координаты и параметры движения цели (КПДЦ). В этом случае определяется текущее значение угла упреждения (ТЕК).

studfiles.net

Перспективы развития минного оружия

Достоинства морских мин, о которых уже упоминалось, обеспечивают успешное решение оперативно-тактических и даже стратегических задач при применении их как самостоятельно, так и совместно с другими боевыми средствами флота. Особое значение придается МО как важнейшему элементу противолодочной и противодесантной обороны. Современные условия ведения операции на море диктуют следующие требования к морским минам:

 поражение ПЛ на глубинах погружения до 900 м в районах с глубинами до 1200 м и более;

— поражение НК в районах с глубинами до 600…900 м;

— длительные сроки боевой службы при сохранении высокой надёжности бортовой аппаратуры;

— обеспечение высокой противотральной стойкости, защиты от ГАС, магнитометров и средств гидроакустического противодействия;

— наличие канала телеуправления и устройства опознавания «свой — чужой»;

— возможность постановки с любых носителей и в сложных (подо льдом, в заиленном и покатом грунте) районах. ‘

В соответствии с этим в ведущих мировых державах проводятся НИОКР по совершенствованию минного оружия в следующих направлениях:

— расширению зоны поражения мин;

— совершенствованию унифицированных многоканальных НВ, отделителей и бортовой электронной аппаратуры;

— созданию более прочных и легких материалов корпуса и минрепа, а также более эффективных источников питания;

— совершенствованию систем телеуправления и противотральной стойкости;

— повышению избирательной способности, совершенствование систем распознавания и классификации целей;

— улучшению массогабаритных характеристик, баллистических качеств и увеличению ударостойкости авиационных мин.

Расширение тоны поражения, как уже отмечалось в предыдущем разделе, достигается за счет разработки новых образцов активных мин с отдаляющимися БМ и увеличения дальности хода мин-ракет и мин-торпед. Повышение поражающей способности боевой части осуществляется, в основном, за счет применения новых типов ВВ — пластичных и с пластиковыми связующими, которые более эффективны по сравнению с обычными BВ и менее чувствительны к внешним воздействиям окружающей среды.

Совершенствование неконтактных взрывателей, бортовой аппаратуры и неконтактных отделителей мин осуществляется путем использования современной вычислительной, волоконно-оптической и лазерной техники, а также путем повышение чувствительности и применением различных комбинаций приемников физических полой цели. Эта дает возможность повысить избирательность мин, увеличить дистанцию обнаружения и повысить точность определения местоположения (а иногда и параметров движения) цели, улучшается адаптация порогов срабатывания взрывателей к условиям окружающей среды, обеспечивается самодиагностика мин. Кроме, того, это позволит выбирать оптимальную дистанцию до цели в момент подрыва заряда мины, отличать реальную цель от имитаторов и осуществлять опознавание цели по принципу «свой — чужой», а в перспективе — и определение класса корабля-цели, Реализация перечисленных направлений требует совершенствования методов цифровой обработки сигналов акустических полей-целей. Параллельно ведется непрерывная работа по добыванию, и анализу сигнатур корабельного состава и судов вероятного противника, а также определению оптимальных установок и алгоритмов срабатывания мин. Некоторые современные НВ уже оснащаются компактными спецвычислителями (мини-ЭВМ, блок обработки сигналов и запоминающее устройство), которые найдут применение и в перспективе.

Большое внимание уделяется разработке приемников физполей целей. Это волоконно-оптические антенны, гидроакустические антенны конформной конструкции из композиционных материалов и фторопластов с широким применением пьезополимеров. В магнитных взрывателях наиболее вероятно использование приемных устройств с тонкопленочными и лазерными магнитометрами, что даст возможность уменьшить их размеры и потребление энергии при одновременном повышении чувствительности и взрывостойкости. Гидродинамические каналы взрывателей будут оснащаться оригинальными экономичными твердотельными заполнителями, более надежными по сравнению с жидкостными.

Внедрение новейших технологий позволит увеличить дальность обнаружения целей к надежность их распознавания, повысить избирательность и уменьшить массогабаритные характеристики мин.

Повышение противотральной стойкости мин связано с изучением тонкой структуры всех видов физполей, создаваемых кораблем и его имитаторами с целью установки срабатывания НВ в зависимости от характеристик полей предполагаемых целей. Эффективны также комбинации различных типов НВ, что уже широко используется. В перспективе использование при создании корпусов мин маломагнитных материалов с антигидролокационным покрытием (поглощение звука до 90%), а также реализация концепции донной мины, зарывающейся в грунт.

В телеуправлении минами реализуется акустический и радиокомандный способы. Дальность такого управления сегодня превышает 15 миль (30 км).

Совершенствование источников питания двигательных установок призвано увеличить срок боевой службы глины и расширить зону поражения. В последние годы в качестве источников питания начали применятся литиевые тионилхлоридные батареи (Li-SOCl2) с высокой энергоотдачей.

Таким образом, анализ работ в области совершенствования минного оружие показывает, что они носят постоянный и масштабный характер, что свидетельствует о важной роли, отводящейся минному оружию в современной войне.

studfiles.net

Корабельное оружие ВМС стран НАТО

В послевоенные годы милитаристские круги стран НАТО, следуя агрессивному курсу этого блока, наращивают боевую мощь своих флотов. Было создано и широко внедрялось на корабли ракетное оружие, которое значительно повысило их боевые возможности и повлияло на направление и перспективы развития таких традиционных видов морского вооружения, как торпеды, артиллерийские установки, глубинные бомбы и мины.
Торпедное оружие ВМС стран НАТО

В настоящее время на вооружении ВМС стран НАТО находятся торпеды, предназначенные для стрельбы по подводным лодкам, надводным кораблям, а также по тем и другим. Основное внимание созданию противолодочных торпед было уделено на рубеже 50—60-х годов в связи с вступлением в состав флотов атомных подводных лодок и возросшей потребностью борьбы с ними. Торпеды для стрельбы по надводным кораблям практически не совершенствовались, а торпеды для поражения как надводных, так и подводных целей, по данные зарубежной печати, стали создаваться только в последние годы.

К новым торпедам предъявляются повышенные требования: увеличение скорости и дальности хода, улучшение работы аппаратуры самонаведения, увеличение её радиуса действия и повышение надёжности. По данным зарубежной печати, скорость торпед 45—50 узлов, дальность хода несколько десятков километров.

Развитие подводных лодок повлекло за собой создание специализированных противолодочных торпед, для которых, помимо большой скорости и дальности хода, важнейшими элементами являются возможность управления ими в двух плоскостях и большие глубины погружения. Так, глубина хода противокорабельных торпед лежит в пределах 2—15 м, а у противолодочных торпед она достигает 450 м. Для оснащения противолодочной авиации, а также ракетного противолодочного оружия создавались лёгкие малогабаритные противолодочные торпеды. По мнению иностранных военно-морских специалистов, при создании торпед, имеющих большую скорость и дальность хода, возникали трудности в изготовление энергетических установок и акустических систем самонаведения.

Наиболее типичной силовой установкой, используемой в настоящее время в торпедах, является поршневая машина, работающая на парогазовой смеси, получаемой в камере сгорания, куда подаётся воздух, топливо (обычно керосин) и пресная вода. Развитие парогазовых торпед идёт по пути применения новых, более мощных, чем сжатый воздух, окислителей (концентрированная перекись водорода и кислород). В результате проводившихся в 60-х годах в США исследований различных сильных окислителей были созданы однокомпонентиые (унитарные) топлива, в которых окислители, топливо и вода, взятые в определённых пропорциях, смешаны и хранятся вместе. В США получило распространение жидкое унитарное топливо (например, в торпедах Мк48). Применение твёрдого (порохообразного) топлива — значительный шаг вперёд в развитии торпедного оружия. Такое топливо используется в американской малогабаритной противолодочной торпеде Мк46 мод. 1.

В последние годы в поисках путей увеличения дальности хода торпед в ВМС США и Великобритании исследуются различные типы топлива, вступающие в химическую реакцию с водой при высоких температурах. К ним относятся топлива на основе алюминия, натрия и лития.

Другое перспективное направление развития торпедного оружия связывается с электрическими силовыми установками.

В послевоенный период широкое распространение получили никель-кадмиевые и серебряно-цинковые аккумуляторные батареи для электрических торпед. В США были созданы аккумуляторные батареи, использующие в качестве электролита морскую воду. Они применяются в малогабаритных авиационных торпедах Мк44. Работы по совершенствованию таких батарей продолжаются. Среди новых разработок, по мнению зарубежных военно-морских специалистов, наиболее перспективны следующие типы батарей- аккумуляторные с органическим катодом, серебряно-магниевые, магний-органические, с расплавленными солями и другие с высоким значением удельной энергии.

Следующим важным направлением в развитии торпедного оружия и повышении его эффективности считается создание систем самонаведения с большим радиусом реагирования. В ВМС США к основной аппаратуре самонаведения относятся активные, пассивные и комбинированные активно-пассивные акустические системы. Благодаря применению полупроводниковых модульных схем современные системы имеют малые вес и габариты и обеспечивают дальность действия до 1400 м при частоте 30—60 кГц.

Добиться дальнейшего увеличения радиуса действия аппаратуры самонаведения можно путём перехода на низкие частоты и принятия различных мер по обесшумливанию работы всех механизмов торпеды. Считается, что обесшумливание торпед не только увеличивает радиус действия систем самонаведения в два-три раза, но затрудняет обнаружение торпед кораблём-целью и резко снижает эффективность различных имитаторов цели. Однако зарубежные военно-морские специалисты считают, что при значительном увеличении дальности хода торпед существующая аппаратура самонаведения не может повысить эффективность этого оружия. Поэтому необходимо проводить работы по созданию и совершенствованию систем управления торпед по проводам, данные для стрельбы которыми подготавливаются в короткое время перед залпом, а затем корректируются при движении к цели. В последние два-три года на вооружение ВМС США, Великобритании, ФРГ и Италии поступили торпеды, управляемые по проводам на траектории сближения и наводящиеся на цель аппаратурой самонаведения на конечном участке траектории.

Тактико-технические характеристики наиболее совершенных торпед ВМС стран НАТО приведены в табл 1.

Таблица 1. Основные характеристики торпед

Наиболее современным и перспективным образцом торпедного оружия иностранные специалисты считают американскую телеуправляемую двухцелевую торпеду Мк48 мод. 1 с активно-пассивной системой самонаведения, принятую на вооружение подводных лодок в 1974 году. На ней установлен поршневой двигатель, работающий на жидком унитарном топливе. В дальнейшем была разработана торпеда Мк48 мод. 3, она передаёт по проводам свои координаты относительно стреляющей лодки и её можно перенацеливать.

По данным зарубежной печати, недавно в США создана система самонаведения торпеды по кильватерному следу. Она установлена в новой модели Мк45F управляемой по проводам противолодочной торпеды Мк45.

Среди малогабаритных противолодочных торпед, получивших широкое распространение, наиболее совершенной за рубежом считается американская торпеда Мк46, которую в ВМС США предполагается использовать до середины 80-х годов. В настоящее время проводятся работы по усовершенствованию её системы управления.

В ВМС Великобритании на вооружение подводных лодок в 1973 году поступила торпеда Мк24 «Тайгерфиш», аналогичная торпеде Мк48, но с несколько худшими характеристиками (рис. 1).


Рис. 1. Английская торпеда Мк24 «Тайгерфиш»

Новейшее торпедное вооружение ВМС ФРГ представлено единственной телеуправляемой торпедой «Сил» для стрельбы по надводным целям. В стадии разработки находится противолодочная телеуправляемая торпеда «Зеешланге».

Артиллерийское вооружение ВМС стран НАТО

По признанию зарубежных специалистов, развитие корабельного ракетного оружия и связанная с этим недооценка значения артиллерийского вооружения отодвинули последнее на второй план. Достаточно сказать, что вступившие в строй в 1961—1962 годах атомные крейсеры УРО «Лонг Бич» и «Бейнбридж» ВМС США совсем не имели артиллерийского вооружения.

Однако опыт агрессивной войны США во Вьетнаме показал, что артиллерия в ряде случаев, например при оказании огневой поддержки десанту, является эффективным и незаменимым средством. В последние годы малокалиберная артиллерия начинает занимать видное место среди средств самообороны корабля от низколетящих воздушных целей. В связи с этим в странах НАТО широко проводятся работы по созданию современных морских артиллерийских систем, производство которых осуществляется на качественно новой основе. Главное внимание уделяется созданию артиллерийских установок среднего (100—127 мм) калибра и малокалиберных (20—35-мм) зенитных автоматов.

Автоматизированные универсальные установки среднего калибра предназначены для стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. В их конструкции используются лёгкие металлы, башни во многих случаях изготавливаются из армированного (эпоксидного) стеклопластика. В системах управления широко применяются современные электронные схемы. Принимаются меры по повышению надёжности установок и безотказности их работы в любых климатических условиях. Снижается численность обслуживающего личного состава. Особое внимание обращается на уменьшение времени реакции. Резко увеличивается скорострельность малокалиберных артустановок.

Одновременно с разработкой новых систем в США проводятся работы по созданию активно-реактивиых снарядов для артиллерийских установок калибров 127- и 203-мм.

В настоящее время артиллерийское вооружение кораблей представлено большим количеством типов установок, наиболее широко распространённые из них приведены в табл. 2.

Таблица 2. Тактико-технические данные основных образцов корабельной артиллерии ВМС стран НАТО

Универсальная 127-мм установка Мк45 (рис. 2) ВМС США является современной типовой корабельной артиллерийской установкой. Она полностью автоматизирована, в конструкции узлов широко применены сплавы алюминия и новые марки сталей. В системе управления использованы бесконтактные выключатели, полупроводниковые усилители и логические схемы, электрические и гидравлические блокировочные устройства и легкозаменяемые модульные блоки, позволяющие быстро обнаруживать и устранять неисправности. Наведение орудия, установка взрывателя, выстрел и контроль за работой артустановки осуществляются дистанционно из главного командного пункта или с поста управления огнём. Орудийный расчёт (шесть человек) размещается в подпалубных помещениях. В магазине барабанного типа находится 20 подготовленных к действию унитарных патронов. Он обеспечивает автоматическую стрельбу с последующим непрерывным автоматическим пополнением барабана с помощью заряжающего устройства, к которому унитарные патроны подаются вручную. В случае осечки патроны экстрактируются автоматически. Разряжание орудия также автоматизировано, неиспользованные патроны с помощью элеватора возврашаются в магазин.

Рис. 2. Американская 127-мм артустановка Мк42

Артустановки подобной конструкции разработаны в Италии (см. цветную вклейку) и Великобритании (рис. 3). В США создаётся облегчённая 203-мм артустановка (дальность стрельбы около 30 км, вес снаряда 118 кг) для усиления огневой мощи кораблей при стрельбе по береговым целям. Ею намечено вооружить часть крейсеров и эскадренных миноносцев американских ВМС.

Рис. 3. Английский 30-мм зенитный автомат А32

Среди малокалиберной артиллерии зарубежная печать отмечает разработанный в США 20-мм шестиствольный автомат ближнего действия «Вулкан-Фаланкс» (длина 4,6 м, высота 1,27 м, вес 4536 кг, скорострельность 3000 выстр./мин). В системе управления огнём используются РЛС обнаружения и сопровождения цели (выполнены в едином блоке), которые обнаруживают цель с эффективной отражающей поверхностью 0,1 кв.м. на расстоянии до 5000 м, следят за полётом снаряда и автоматически корректируют огонь. К недостаткам автомата зарубежные военные специалисты относят малую ёмкость магазина (950 патронов), который перезаряжается вручную за 7—10 мин.

Противолодочные бомбомёты по мере поступления на вооружение более эффективного противолодочного оружия стали применяться главным образом для перекрытия мёртвой зоны при стрельбе ракетами. Основной их недостаток — ограниченная дальность стрельбы (3000—3600 м у лучших образцов).

Однако реактивные и газодинамические бомбомёты все ещё широко распространены в европейских странах НАТО, так как это простое, дешёвое, имеющее малые вес и габариты оружие. К таким образцам относится, например, норвежский реактивный 200-мм бомбомёт «Терне» (вес бомбы 120—135 кг, дальность стрельбы 3 км).

Минное оружие занимает важное место в арсенале подводных видов оружия ВМС стран НАТО. Его развитие за рубежом направлено на создание универсальных по носителям мин, имеющих контактные, неконтактные (магнитные, акустические, гидродинамические) и комбинированные взрыватели. Мины снабжаются различными противотральными устройствами, минными ловушками и самоликвидаторами. Вес ВВ в современных минах достигает 1000 кг. В последнее время особое внимание уделяется специализированным противолодочным минам. К ним относится американская мина «Кэптор», а также авиационная мина-бомба «Куикстрайк», в основу создания которой заложена идея использования корпуса авиационной авиабомбы, оснащённого комплектом минных приборов обнаружения цели и взрывателем.

Мина «Кэптор», по данным зарубежной печати, представляет собой комбинацию якорной мины с противолодочной торпедой Мк46, размещённой в лёгком контейнере, обеспечивающем необходимую плавучесть для удержания торпеды на минном якорном устройстве. При получении акустического сигнала от проходящей цели открывается крышка герметического контейнера и запускается двигатель торпеды, после чего она производит поиск цели. Глубина постановки мины достигает 760 м. Радиус действия её акустической аппаратуры превышает 1 км. Таким образом, расчётный минный интервал в заграждении составляет около 2 км. Для применения торпеды Мк46 как активной части мины у неё упрочен корпус, увеличены дальность (до 28—37 км) и скорость хода (до 45 узлов). Вес мины вместе с торпедой 680—900 кг. В 1976—1977 годах намечено наладить серийное производство мин.

По оценке военно-морских специалистов США, мина «Кэптор» позволит создавать специальные противолодочные глубоководные минные заграждения большой протяжённости с относительно небольшим количеством мин.

www.zvo.su

3. Тактические свойства и основы боевого применения торпедного оружия

3.1. Тактические свойства торпедного оружия

Тактические свойства любого оружия – это совокупность качеств, характеризующих боевые возможности оружия.

Основными тактическими свойствами торпедного оружия являются:

  1. Дальность хода торпеды.

  2. Скорость ее хода.

  3. Глубина хода или глубина выстрела торпеды.

  4. Способность наносить повреждения наиболее уязвимой (подводной) части корабля. Опыт боевого применения показывает, что для уничтожения большого противолодочного корабля требуется 1 – 2 торпеды, крейсера – 3 – 4, авианосца – 5 – 7, подводной лодки – 1 – 2 торпеды.

  5. Скрытность действия, что объясняется малой шумностью, бесследностью, большой глубиной хода.

  6. Высокая эффективность, обеспечиваемая применением систем телеуправления, что значительно повышает вероятность поражения целей.

  7. Возможность уничтожения целей, идущих с любой скоростью, а подводных лодок, идущих и на любой глубине.

  8. Высокая готовность к боевому применению.

Однако наряду с положительными свойствами имеются и отрицательные:

1. Относительно большое время воздействия на противника. Так, например, даже при скорости 50 узлов торпеде требуется примерно 15 мин, чтобы достичь цель, находящуюся на расстоянии 23 км. За этот промежуток времени цель имеет возможность осуществить маневрирование, применить средства противодействия (боевые и технические), чтобы уклониться от торпеды.

2. Трудность уничтожения цели на малых и больших дистанциях. На малых – из-за возможности поражения стреляющего корабля, на больших – из-за ограниченности дальности хода торпед.

3.2. Организация и виды подготовки торпедного оружия к стрельбе

Организация и виды подготовки торпедного оружия к стрельбе определяются «Правилами минной службы» (ПМС).

Подготовка к стрельбе подразделяется:

— на предварительную;

— окончательную.

Предварительная подготовка начинается по сигналу: «Корабль к бою и походу приготовить». Заканчивается обязательным выполнением всех регламентированных действий.

Окончательная подготовка начинается с момента обнаружения цели и получения целеуказания. Заканчивается в момент занятия кораблём позиции залпа.

Основные действия, производимые при подготовке к стрельбе, приведены в таблице.

Подготовка к стрельбе

Предварительная

Окончательная

Проверка всех узлов комплекса

Снаряжение торпеды ЗП

Прием воздуха в баллон торпеды и боевой баллон ТА

Предварительная установка глубины хода торпеды

Введение предварительных данных в ПУТС

Выбор способа стрельбы

Назначение числа торпед в залпе

Выбор борта стрельбы

Открывание запирающих клапанов торпед

Осуществление кораблем маневра, обеспечивающего стрельбу

Окончательный ввод данных для стрельбы в ПУТС

Выработка ПУТС данных стрельбы и ввод их в торпеды

В зависимости от условий стрельбы окончательная подготовка может быть:

— малой;

— сокращённой;

— полной.

При малой окончательной подготовке для наведения торпеды учитываются только пеленг на цель и дистанция. Угол упреждения  не рассчитывается ( =0).

При сокращённой окончательной подготовке учитываются пеленг на цель, дистанция и сторона движения цели. При этом угол упреждения  устанавливается равным некоторой постоянной величине (=const).

При полной окончательной подготовке учитываются координаты и параметры движения цели (КПДЦ). В этом случае определяется текущее значение угла упреждения (ТЕК).

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *