Оперативный БПЛА-разведчик «Пчела-1Т». — Российская авиация

Оперативный БПЛА-разведчик «Пчела-1Т».

Разработчик: ОКБ им. А.С.Яковлева
Страна: Россия
Первый полет: 1990 г.

«Пчела-1Т» — советский и российский разведывательный БПЛА. С помощью комплекса осуществляется оперативное взаимодействие со средствами огневого поражения РСЗО «Смерч», «Град», ствольной артиллерии, ударных вертолётов в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

БПЛА «Пчела-1Т» разрабатывался как обычный военный самолет без скидок на размеры. При этом в процессе его разработки лежало полное выполнение требований заказчика, а не достижение уникальных характеристик. Это позволило успешно использовать БПЛА «Пчела-1Т» в двух чеченских войнах, причем в условиях, когда применение зарубежных тактических БПЛА практически исключалось.

Комплекс «Строй-П» с БПЛА «Пчела-1Т» (головной разработчик ГУП НИИ «Кулон»), созданный в 1990 году, предназначен для круглосуточного наблюдения объектов и передачи их телевизионного или тепловизионного изображения в реальном масштабе времени на наземный пункт управления. В 1997 году комплекс, допускающий телевизионную разведку в светлое время суток, принят на вооружение Российской Армии.

Боевые действия на Северном Кавказе показали, что из существующих беспилотных самолетов, находящихся на вооружении в России или на различных этапах разработки, «Пчела» наиболее пригодна к применению в реальных условиях. С помощью «Пчелы» получили уникальную развединформацию, которую невозможно добыть другими способами. Эти сведения, использованные при нанесении артиллерийских ударов и действий подразделений сухопутных войск и морской пехоты, спасли жизнь сотням российских солдат.

«Пчела-1Т» является многоцелевым летательным аппаратом и может быть переоборудована в ДПЛА для постановки помех связным радиостанциям и в воздушную мишень. При замене бортовой телевизионной аппаратуры аппаратурой постановки помех «Пчела-1Т» способна подавлять радиостанции в УКВ — диапазоне в радиусе 10-20 км.

В варианте воздушной мишени на ДПЛА вместо телевизионной системы устанавливается оборудование для увеличения заметности аппарата в оптическом и радиолокационном диапазонах, в том числе самолетными ответчиками и трассерами. При этом обеспечивается имитация воздушных целей, типа легких самолетов со скоростями 120-180 км/ч и высотами полета от 100 до 2500 м.

Старт БПЛА осуществляется с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещенной на гусеничном шасси боевой машины десанта. Летательный аппарат управляется или по заданной программе, или оператором, которому достаточно ввести в ЭВМ только новые высоту и курс.

Все комплектующие элементы и системы аппарата, да и всего комплекса в целом, были созданы в стране впервые, что потребовало большого труда, энергии и предприимчивости.

В качестве силовой установки на БПЛА «Пчела-1Т» применяется двухтактный двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания П-032, вращающий толкающий винт постоянного шага, расположенный в кольцевом оперении. Бортовое оборудование включает сменный комплекс разведывательной аппаратуры, в состав которой входит телевизионная камера или тепловизор. Телевизионная камера имеет объектив с фокусным расстоянием, изменяемым по команде оператора.

Оригинальная аэродинамическая схема с кольцевым оперением позволила уменьшить габариты аппарата и исключить его сваливание на малых скоростях полета. Крыло малого удлинения обеспечило необходимые аэродинамические характеристики при минимальных габаритах машины, позволяющих транспортировать ее любыми типами грузового автотранспорта.

Посадка производится на парашюте с амортизирующим надувным мешком, снижающим ударные перегрузки. Модульное построение фюзеляжа позволяет быстро заменить поврежденные агрегаты и отдельные элементы конструкции. Применение стеклопластика в конструкции планера обеспечивает малые затраты на серийное производство, простоту технического обслуживания в эксплуатации и малую степень повреждаемости.

Комплекс «Строй-П» включает в себя 10 летательных аппаратов, наземный пункт дистанционного управления, который вместе с пусковой установкой размещен на десантируемом бронетранспортере БТР-Д, технологическую машину (на базе автомобиля КАМАЗ) и транспортно-заряжающую машину (на шасси ГАЗ-66). Комплекс полностью обеспечивает техническое обслуживание БПЛА перед стартом, его пуск и управление, прием и отображение в реальном времени телевизионной информации на экране оператора. На видеоконтрольном устройстве отображаются также маршрут аппарата и его текущие координаты.

Однако комплексы с БПЛА вовсе не предназначены исключительно для военных целей. Ряд работ, возлагаемых в настоящее время на гражданские пилотируемые самолеты и вертолеты, может более экономично, эффективно, в ряде случаев без опасности для экипажа выполняться БПЛА. Например, борьба с терроризмом, выявление наркотических посевов и криминальных баз в труднодоступных районах, поиск угнанных транспортных средств и нарушителей границы, контроль территорий, разведка и поисково-спасательные работы в труднодоступной местности.

Этот перечень можно при желании продолжить, поскольку он охватывает все стороны жизни населения страны. Ведь БПЛА может использоваться для решения различных задач, связанных как с визуальным контролем наземных объектов с воздуха, так и контроля по различным физическим параметрам с помощью специальных датчиков. Можно уверенно сказать, что общий уровень развития военных БПЛА на сегодняшний день достаточен и для решения всех задач, которые могут стоять перед гражданскими комплексами.

Несмотря на сложное экономическое положение и сокращение военных заказов, конструкторы ОКБ им. А.С.Яковлева продолжают работы над дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами. Примерами могут служить совершенствование «Пчелы-1» и разработка перспективных многоцелевых аппаратов.

Диапазон наших интересов и возможностей довольно широк: от аппаратов «индивидуального действия» весом до 6 кг до боевых беспилотных самолетов весом до 6-7 т и вертикально взлетающего тактического БПЛА. В них отражены последние научно-технические достижения, такие, как системы спутниковой навигации, электронные карты, радиоэлектронное оборудование на элементной базе, используемой в космической технике, и самые современные типы полезных нагрузок.

В основном, это комплексы с использованием «технологий двойного применения», обеспечивающие выполнение той или иной операции в масштабах соответствующего географического региона, могут создаваться в интересах одного или более государств. С учетом требований, предъявляемых их возможными пользователями, масштабов решаемых задач и в результате поиска экономической эффективности проводимых разработок наиболее приемлемым может оказаться и создание кооперации исследовательских и конструкторских фирм заинтересованных стран. В результате разработок такой кооперации на первом этапе можно создать и испытать соответствующие варианты демонстраторов БПЛА для потенциальных заказчиков.

Модификации:
«Пчела-1М» (изделие 60)
«Пчела-1Т» (изделие 61) — базовая модель.
«Пчела-1К» — модификация с установкой высотного двигателя и усовершенствованного бортового оборудования для работы в условиях низкой освещенности (К-круглосуточный).
«Пчела-1ПП» — постановщик помех.

ЛТХ:

Модификация: «Пчела-1Т»
Размах крыла, м: 3,30
Длина, м: 2,80
Высота, м: 1,12
Масса, кг: 138
Двигатель: 1 х ПД П-032
-мощность, л.с.: 1 х 32
Крейсерская скорость, км/ч: 120-160
Радиус действия, км: 60
Продолжительность военной разведки, ч: 2
Практический потолок, м: 3000
Минимальная высота полета, м: 100

БПЛА-разведчик «Пчела-1Т».

БПЛА-разведчик «Пчела-1М» в музее ОКБ им. А.С.Яковлева.

БПЛА-разведчик «Пчела-1М» в музее ОКБ им. А.С.Яковлева.

БПЛА-разведчик «Пчела-1М» в музее Вадима Задорожного.

БПЛА-разведчик «Пчела-1М» в музее Вадима Задорожного.

Комплекс воздушной разведки «Строй-П».

Комплекс воздушной разведки «Строй-П».

Комплекс «Строй-П» с готовым к запуску БПЛА-разведчиком «Пчела-1Т».

Старт БПЛА-разведчика «Пчела-1Т».

.

.

Список источников:
C.Ганин, А.Карпенко, В.Колногоров, Г.Петров. Беспилотные летательные аппараты.
Крылья Родины. Юрий Янкевич. Кому лететь на разведку.
Фотоархив сайта russianplanes.net

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Яковлев Печла-1Т. Фото и видео. История и характеристики.

 

ДПЛА «Пчела-1Т» относится к высокомобильному комплексу, который обеспечивает получение в реальном времени и масштабе видовой разведывательной информации от установленной телевизионной аппаратуры. Используется в качестве комплекса, осуществляющего быстрое взаимодействие с ракетным вооружением «Град» и «Смерч». Дистанционный летательный аппарат пилотируется с наземного пункта на расстоянии до 60 км. В ряды вооружения Российской Федерации был принят в 1997 году.

По требованию заказчика «Пчела-1Т» может комплектоваться таким образом, что он способен изменять в главном отсеке целевую нагрузку на свое усмотрение и для выполнения других задач.

К частям комплекса относятся:

  1. Подвижной наземный пункт управления с системами предварительного контроля и системой пуска, который размещается на бронетранспортере БТР-Д.
  2. ДПЛА «Пчела-1Т» в количестве десяти единиц со стартовыми ускорителями и другими расходуемыми средствами.
  3. Автомобиль «Урал-4320», используемый как технологическая машина (ТМ).
  4. Автомобиль ГАЗ-66, используемый в качестве транспортно-заряжающей машины (ТЗМ).

НДПУ используется как транспортировщик одного ДПЛА, который размещается в транспортно-десантируемом контейнере. Тут же ведется обеспечение предстартового пуска и контроля ДПЛА, формулировка команд приема и управления полетом, обработка данных и отображение картинки местности на телевизионном экране, осуществляется запись принятой информации на видеомагнитофон. В дополнительном варианте он может обеспечивать внешнюю радиосвязь. Силовую установку представляет П-032 − двухцилиндровый двухтактный двигатель внутреннего сгорания.

ДПЛА имеет возможность доставлять целевую нагрузку в назначенное место или район, обеспечивать управление согласно командам НПДУ, а также передавать информацию.

Среди целевых нагрузок выделяются:

  • базовый вариант − телевизионная аппаратура;
  • по желанию заказчика – аппаратура, имитирующая воздушные цели.

ТМ используется для проведения консервации или расконсервации, технического обслуживания, дозаправки ДПЛА топливом, предварительной подготовки и ремонта дистанционного летательного аппарата, регламентных работ, подготовки и слива топливной смеси и для дешифровки получаемой информации.

ТЗМ отвечает за транспортировку летательных аппаратов в количестве до двух штук одновременно, осуществляет эвакуацию приземлившегося ДПЛА с места посадки и делает зарядку НПДУ. Благодаря тому, что комплекс является полностью автономным, подготовка и запуск ДПЛА возможны с неподготовленных позиций. Управлять с одной наземной станции одновременно можно двумя дистанционными аппаратами «Пчела-1Т».

ДПЛА стартует с разгонного устройства, ему в этом сопутствуют два стартовых ракетных двигателя на твердом топливе. Посадка ДПЛА выполняется по принципу большинства беспилотников − с помощью парашютно-амортизационной системы.

Боевое применение «Пчела-1Т»

Впервые данный аппарат использовали в незаконном военном конфликте в Чечне (1995 год). Тогда российские войска применили пять аппаратов «Пчела-1Т», которые суммарно совершили 10 полетов, из них восемь боевых. В сумме они налетали более семи часов. Во время проведения военных операций чеченским военным с помощью плотного заградительного огня удалось сбить два ДПЛА «Пчела-1Т».

Яковлев Печла-1Т характеристики:



Модификация  Пчела -1
Размах крыла, м  3.30
Длина, м  2.80
Высота, м  1.12
Масса, кг  138
Тип двигателя  1 ПД
Мощность, л.с.
  1 х 32
Крейсерская скорость, км/ч  120-160
Радиус действия, км  60
Продолжительность военной разведки, ч  2
Практический потолок, м  3000
Минимальная высота полета, м  100

 

Другие БПЛА

Яковлев Печла-1Т

Самолеты

avia.pro

1Т — это… Что такое Пчела-1Т?

  • ПЧЕЛА — ПЧЕЛА, пчелка, лочка (бчела, бжела от жужжать, бучать), насекомое Apis mellifera, медовая пчела, медуница; у пчеловодов, муха. Работяща, как пчела. И на себя, и на людей, и на Бога (церковь) трудится. Ни пчёлы без жала, ни розы без шипов. Рабочая …   Толковый словарь Даля

  • пчела — детва, пчелка, халикт Словарь русских синонимов. пчела сущ., кол во синонимов: 46 • адансони (1) • алта …   Словарь синонимов

  • Пчела — – переводной сборник изречений и кратких исторических анекдотов, распространенный в древнерусской книжности. Изучение древнерусской П. с точки зрения ее состава, композиции и особенностей перевода может быть продуктивным лишь при сопоставлении ее …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Пчела — Пчела: Пчёлы надсемейство летающих насекомых отряда перепончатокрылых, родственное осам и муравьям. Пчёлы настоящие семейство летающих насекомых надсемейства Пчёлы. Медоносная пчела вид общественных пчёл семейства Пчёлы настоящие (Apidae),… …   Википедия

  • Пчела-1 Т — разведывательный БПЛА. Старт осуществляется с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещенной на гусеничном шасси боевой машины десанта. Посадка производится на парашюте с амортизирующим надувным мешком, снижающим… …   Википедия

  • пчела — укр. пчола, бджола, др. русск., ст. слав. бьчела (Остром., Ассем., Рs. Sin.), бъчела (Мар.; см. Мейе, ниже), болг. бчела, сербохорв. пчѐла, чѐла, словен. bǝčе̣̑lа, čǝbе̣̑lа, čbе̣̑lа, čе̣̑lа, чеш., слвц. včеlа, др. польск. рсzоɫа, польск.… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • ПЧЕЛА — ПЧЕЛА, пчелы, мн. пчёлы, жен. Насекомое из семейства перепончатокрылых, с брюшком золотистого цвета и острым жалом, собирающее цветочную пыльцу и перерабатывающее ее в мед. Рабочая пчела. Пчела жужжит. «Пчела за данью полевой летит из кельи… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЧЕЛА — Отражения образа П. в мифологических представлениях известны уже в эпоху неолита (изображения в Чатал Хююке в Южной Турции) и, видимо, связаны с развитием примитивного пчеловодства, прежде всего в ареале Малой Азии, Кавказа, Ближнего Востока,… …   Энциклопедия мифологии

  • «ПЧЕЛА»

    — «ПЧЕЛА», древнерусский сборник изречений, наставлений и коротких рассказов, расположенных по категориям добродетелей и пороков («О добродетели и о злобе», «О мужестве и крепости» и др.). «П.» переведена в конце XII — начале XIII вв. с… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ПЧЕЛА — ПЧЕЛА, ы, мн. пчёлы, пчёл, пчёлам, жен. Жалящее летающее перепончатокрылое общественное насекомое, перерабатывающее нектар (во 2 знач.) в мёд. | уменьш. пчёлка, и, жен. | прил. пчелиный, ая, ое. П. улей. Пчелиная семья (колония медоносных пчёл,… …   Толковый словарь Ожегова

  • Пчела — (греч. melissa по уподоблению пчеле, собирающей сок от различных цветов) древнерусский сборник преимущественно изречений на темы житейской морали; подобные сборники и под тем же названием встречаются и в других славянских литературах. Родина П.… …   Литературная энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Пчела-1Т — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Пчела́-1Т — советский и российский разведывательный БПЛА. С помощью комплекса осуществляется оперативное взаимодействие со средствами огневого поражения РСЗО «Смерч», «Град», ствольной артиллерии, ударных вертолётов в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

    Описание

    Старт осуществляется с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещённой на гусеничном шасси боевой машины десанта. Посадка производится на парашюте с амортизирующим надувным мешком, снижающим ударные перегрузки. В качестве силовой установки на ДПЛА «Пчела-1» применяется двухтактный двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания П-032. Комплекс «Строй-П» с ДПЛА «Пчела-1Т», созданный в 1990-м ОКБ А.С. Яковлева, предназначен для круглосуточного наблюдения объектов и передачи их телевизионного или тепловизионного изображения в реальном масштабе времени на наземный пункт управления. В 1997 году комплекс принят на вооружение Вооружённых сил Российской Федерации. Ресурс: 5 вылетов.

    [1]

    Боевое применение

    В 1995 году в Чечне использовалось 5 аппаратов «Пчела-1Т», которые выполнили 10 полётов, в том числе 8 боевых. Суммарный налёт аппаратов составил 7 часов 25 минут. Максимальное удаление аппаратов от наземной станции управления достигало 55 км, высота полёта была в пределах от 600 до 2200 м. Во время испытаний две «Пчелы» были сбиты огнём чеченских боевиков, сумевших организовать плотный заградительный огонь из стрелкового оружия и зенитных установок по маршруту полёта ДПЛА.

    Модификации

    Название моделиКраткие характеристики, отличия.
    Пчела-1КМодификация с установкой высотного двигателя и усовершенствованного бортового оборудования для работы в условиях низкой освещенности (К-круглосуточный)[2][3]
    Пчела-1М (изделие 60)
    Пчела-1ПППостановщик помех [2]
    Пчела-1Т (изделие 61)

    Операторы

    • Россия — по данным на 2016 год состоит на вооружении в Сухопутных войсках ВС РФ. Также некоторое количество Пчела-1Т и Пчела-1К в ВКС РФ [4]
    • КНДР — по некоторым сообщениям закуплены в РФ в 1994 году [5][6]

    Лётно-технические характеристики

    • Размах крыла, м: 3.30
    • Длина, м: 2.80
    • Высота, м: 1.12
    • Масса, кг: 138
    • Тип двигателя: поршневой
    • Мощность, л.с.: 1 х 32
    • Радиус действия комплекса, км: 60
    • Диапазон высот полёта над уровнем моря, м: 100—2500
    • Скорость полёта, км/ч: 120—180
    • Взлётный вес ДПЛА, кг: до 138
    • Способ управления:
      • автоматический полёт по программе
      • дистанционное ручное управление
    • Погрешность измерения координат ДПЛА:
      • по дальности, м: не более 150
      • по азимуту, град: не более 1
    • Высота старта над уровнем моря, м: до 2 000
    • Диапазон высот оптимального ведения разведки над подстилающей поверхностью, м: 100—1000
    • Угловая скорость разворота ДПЛА, град/с: не менее 3
    • Время развёртывания комплекса, мин: 20
    • Поле зрения ТВ камеры по тангажу, град: 5 — −65
    • Продолжительность полёта, ч: 2
    • Количество взлёто — посадок (применения для каждого ДПЛА): 5
    • Диапазон рабочих температур комплекса, °С: −30 — +50
    • Время обучения обслуживающего персонала, ч: 200
    • Ветер при старте ДПЛА, м/с: не более 10
    • Ветер при посадке ДПЛА, м/с: не более 8

    Примечания

    Ссылки

    wikipedia.green

    Отечественные беспилотные летательные аппараты. Часть II » Военное обозрение

    Беспилотники Лавочкина

    В 1950 году конструкторскому бюро №301, возглавляемому С.А. Лавочкиным, было поручено разработать изделие «203». Непосредственным заказчиком были ВВС, ведь им требовалось «учебное пособие» для летчиков – самолет мишень. Аппарат должен был быть одноразовым и, как следствие, максимально дешевым. В результате конструкторы создали радиоуправляемый самолет с прямым крылом и горизонтальным оперением, а также прямым килем (все для простоты изготовления и дешевизны). В качестве силовой установки выбрали бензиновый прямоточный реактивный двигатель РД-800. Из-за диаметра в 80 см его разместили в мотогондоле под фюзеляжем. На случай, если летчик не сможет сбить мишень, в ее конструкции предусмотрели парашютную посадочную систему. Питание автопилота и радиоуправления осуществлялось от генератора в носовой части фюзеляжа, на оси которого располагалась крыльчатка. В итоге мишень получилась очень простой в изготовлении и довольно дешевой. Интересно, что «203» не имел топливного насоса – вместо него подачу бензина в двигатель осуществлял баллон со сжатым воздухом. Пуск мишени сначала планировали производить с самолета Ту-2 (ферма крепления размещалась на верхней части фюзеляжа), но это было небезопасно. Поэтому носителем стал Ту-4, который, кроме прочего, мог поднимать в воздух сразу две мишени. А вот с посадочной системой пришлось повозиться – как ее не дорабатывали, нормально спускаться на парашюте мишень не хотела. В итоге решили сажать аппарат, получивший в КБ индекс Ла-17, «на брюхо»: на небольшой высоте самолет переходил в парашютирование и садился прямо на двигатель.


    Испытания показали, что такой способ посадки имеет право на жизнь, но двигатель получит повреждения, не совместимые с дальнейшей эксплуатации. Однако в 1963 году Ла-17 приняли на вооружение, а «травмы» на посадке почти никому не доставили проблем – большинство летчиков были достаточно метки, чтобы мишень не дожила до своего второго полета. В 1956 году начались испытания Ла-17М. Новый вариант мишени имел новый двигатель, большую дальность и возможность наземного старта.

    Через шесть лет после начала работ по «203» ОКБ-301 получило задание на разработку беспилотного тактического разведчика. В качестве основы постановлением правительства предлагался Ла-17М. Конструктивно «203-ФР» (шифр из постановления правительства) почти не отличался от мишени-прототипа. В носу фюзеляжа поставили качающуюся установку под аэрофотоаппарат АФА-БАФ-40Р с возможностью дальнейшей его замены на более новый. «203-ФР», согласно первоначальному проекту, должен был отсоединяться от носителя Ту-4 на высотах около семи километров и совершать полет в автоматическом режиме над позициями противника. Расчетная дальность на этом этапе проектирования определялась в 170 км. При необходимости, ее можно было немного увеличить – для этого программу полета надо было рассчитывать с учетом отключения двигателя на удалении от точки старта и последующего планирования (свыше 50 км с высоты в 7 км). В 1958 году требования к «203-ФР» изменили: радиус действия не менее 100 км, а скорость должна была превышать 800 км/ч. Проект доработали под новое задание и переименовали в Ла-17РБ.

    Примерно в это же время была создана наземная пусковая установка для разведчика. В конце 60-го требования заказчика вновь изменились, но теперь главное обновление в них касалось многоразового применения, хотя проект и получил новый шифр «204». Теперь за разведчиком закрепилось название Ла-17Р. Двигателем очередной версии беспилотника выбрали турбореактивный РД-9БК, а взлет осуществлялся при помощи двух твердотопливных ускорителей. Изменился и состав бортового оборудования: обновили автопилот и фотокамеру, а в дополнение к последней ввели маловысотный аэрофотоаппарат. Для удобства перевози разведчика на транспортно-пусковой установке крыло сделали складным. В итоге, в ходе испытаний, выяснились следующие тактико-технические характеристики разведчика: при скорости полета 700-800 км/ч он имел радиус действия 50-60 км и 200 км при высоте полета в 900 и 7000 метров соответственно. Посадку разведчик совершал на парашюте. Показатели БПЛА устроили заказчика, и в 1963 году Ла-17Р пошел в серию. Аппарат был на вооружении около десяти лет, но его практическое применение ограничилось только несколькими учениями. В бою ему участвовать не удалось.

    Не разведчик и не мишень конструктора Микояна

    Даже сейчас, спустя много лет после начала работ по беспилотникам, почти все подобные аппараты выполняют только две функции: либо проводят разведку, либо наносят удары по наземным целям. Однако были и исключения, пусть даже и слишком редкие, чтобы «делать погоду». В середине 1958 года ОКБ-155, возглавляемое А.И. Микояном, получило задание на разработку беспилотного летательного аппарата, способного разгоняться до 4500-4700 км/ч, забираться на высоту до 30 км и иметь дальность полета от 1600 километров. Тактическая ниша, которую должен был занять проект Р-500, была революционно новой – перехватчик. Собственно комплекс перехвата С-500 кроме беспилотного перехватчика должен был иметь несколько РЛС обнаружения и наведения, а также пусковые комплексы с Р-500. В 1960 году КБ Микояна и Гуревича представило эскизный проект.

    Схема самоходной пусковой установки С-500 с ракетой-перехватчиком Р-500. Схема из книги «История конструкций самолетов в СССР. 1951-1965 г.г.»

    Внешне Р-500 был похож на самолет – высокоплан с треугольным крылом и цельноповоротным хвостовым оперением. Причем, стабилизаторы, кроме функции руля высоты, использовались для управления по крену на больших скоростях. Один прямоточный двигатель РД-085 размещался в мотогондоле под задней частью фюзеляжа, а два стартовых ускорителя, сбрасываемые после взлета и разгона до 2М – под крылом. Проект устроил заказчика, но… В 1961 году работы прекратили. У вероятного противника к этому времени не было гиперзвуковых бомбардировщиков или крылатых ракет, с которыми мог бы бороться Р-500. Да и в перспективе таковых не предвиделось, более того, они не появились и через 50 лет.

    Р-500 был не единственной работой КБ Микояна в сфере БПЛА. Только остальные его разработки вряд ли можно назвать беспилотниками в полном смысле слова – это были крылатая ракета КС-1 и ее модификации, а также радиоуправляемые мишени на основе МиГ-15, МиГ-19 и т.д.

    «Насекомые» КБ Яковлева


    В начале 80-х в конструкторском бюро А.С. Яковлева получили солидный объем сведений, касающийся эксплуатации израильскими войсками своих БПЛА в ходе последних на тот момент войн. С учетом уже имеющихся наработок и «трофейной» информации, инженеры создали первый вариант беспилотника «Пчела». Этот аппарат мог выполнять задачи тактической телевизионной разведки, работать в качестве ретранслятора радиосигнала или использовать средства радиоэлектронной борьбы. В ходе испытаний опытной партии этих БПЛА выяснились все плюсы и минусы конструкции, после чего к 90-му году провели серьезную ее модернизацию. Обновленный беспилотник получил название «Пчела-1Т». Совместно с НИИ «Кулон» разработали комплекс наземного оборудования, состоящий из бронированной пусковой машины с направляющей, антенной управления и РЛС слежения, транспортно-заряжающей машины, перевозящей 10 «Пчел» и командно-управляющей машины. Весь разведывательный комплекс получил название «Строй-П». Начиная с конца 80-х годов прошлого века для нашей оборонки наступили, мягко говоря, неприятные времена. Сказались они и на судьбе «Пчелы» – комплекс, законченный в 90-м году, был принят на вооружение только через семь лет. Сообщалось, что в 1995-м и 99-м годах «Пчела» участвовала в первой и второй чеченских войнах. Комплекс «Строй-П» прекрасно зарекомендовал себя, однако из-за скудности финансирования к началу 2000 года последний из использовавшихся комплексов выработал свой ресурс. Больше о применении «Пчел» ничего не известно и есть все основания предполагать, что они больше не использовались.

    Конструкция самого беспилотника выглядит следующим образом: высокоплан с прямым крылом. Для облегчения транспортировки оно складывается поворотом вокруг вертикальной оси и ложится вдоль фюзеляжа. Винтомоторная группа расположена в хвостовой части фюзеляжа и состоит из двухтактного поршневого двигателя П-032 (32 л.с.) и воздушного винта, заключенного в кольцевой канал. Интересно, что последний используется не только как средство оптимизации работы винта, но и как руль высоты и направления. В носовой части фюзеляжа расположен поворотный модуль с телевизионной камерой или другим целевым оборудованием. Система радиоуправления и автопилот размещены в средней части «Пчелы». Взлет беспилотник производит с направляющей, размещенной на пусковой машине при помощи двух ускорителей. Полет производится либо по командам оператора, либо по заранее введенной в память автоматики программе. На крейсерской скорости около 150 км/ч и высотах до 3000 м «Пчела-1Т» может находиться в воздухе около двух часов, а радиус действия комплекса составляет 60 км (в ряде источников упоминается, что это ограничение сделано «по вине» электроники). Посадка беспилотника производится при помощи парашюта, а удар о поверхность компенсируется четырьмя стойками с пневматической амортизацией. Полезная нагрузка «Пчелы» состоит из телекамеры или тепловизора. Замена соответствующего модуля производится силами расчета за несколько минут. Один беспилотник можно использовать до пяти раз после чего его нужно отправлять на ремонт либо на утилизацию. Также предусмотрена возможность использования «Пчелы-1Т» как радиоуправляемой мишени для тренировки зенитчиков. В такой конфигурации вместо модуля камеры устанавливается набор радиоаппаратуры – ответчик, отражатели и т.д., а в хвостовой части фюзеляжа монтируются трассеры, имитирующие реактивный выхлоп цели.

    В 1985 году в КБ Яковлева начали работу над БПЛА «Шмель-1». От тогдашней «Пчелы» он отличался немного большими размерами и массой. К концу десятилетия, в ходе доводки обоих проектов, было решено продолжать работу только над «Пчелой» и применить в ней все наработки по «Шмелю».

    Винтокрылые беспилотники «Ка»

    Незадолго до распада Советского Союза беспилотной тематикой занялось КБ им. Н.И. Камова. В сотрудничестве с южно-корейской компанией DHI оно создало беспилотный вертолет Ка-37. Аппарат с двумя соосными винтами и двумя поршневыми двигателями разрабатывался как многоцелевой БПЛА. В фюзеляже вертолета может быть закреплена любая нагрузка соответствующих размеров и массы: телекамера, аппаратура радиационного контроля или какой-либо груз, например, оборудование или медикаменты. Радиус действия беспилотника не превышает 20-22 км. Полет может осуществляться в автоматически, по командам оператора или в смешанном режиме. Оператор управляет вертолетом по радиоканалу с пульта. Вертолет и пульт могут быть упакованы в специальный транспортный контейнер с возможностью перевозки на автомобиле.

    В 1999 году впервые поднялся в воздух вертолет Ка-137 из состава многофункционального комплекса МБВК-137. Комплекс был разработан в трех версиях: наземной, аэромобильной и корабельной. В первом случае до пяти беспилотников и система управления перевозится на специально оборудованном грузовике, во втором пульт размещается на вертолете, а в третьем – на соответствующем судне. Проведение полета в целом аналогично Ка-37 – автоматически, по командам или в совместном режиме. Определенный интерес представляет конструкция Ка-137. Для уменьшения влияния на вертолет ветра его фюзеляж был сделан сферическим, что придало конструкции оригинальный внешний вид. Конструктивно Ка-137 делится на две полусферы. В верхней размещена вся винтомоторная группа с поршневым двигателем немецкого производства Hirht 2706 R05 (65 л.с.), в нижней – полезная нагрузка. Крепления последней размещены симметрично относительно вертикальной оси аппарата, что также добавляет ему устойчивости и облегчает управление. Максимальный вес полезной нагрузки составляет 80 кг. Габариты ограничены только размерами нижней полусферы, однако при надобности можно эксплуатировать вертолет без нее. Над сферой фюзеляжа диаметром около 1,75 м расположены два 530-сантиметровых соосных винта. Четыре стойки шасси из композитных материалов размещены по бокам фюзеляжа и крепятся непосредственно к силовому набору. Аппаратура управления, размещаемая на автомобиле, вертолете или корабле, позволяет одновременно использовать два беспилотника.

    Двадцать первый век начинается…

    Несмотря на явные успехи отечественной промышленности в сфере беспилотных летательных аппаратов, интерес к ним со стороны потенциальных заказчиков все же был явно недостаточным. Только в середине первого десятилетия XXI века ситуация стала меняться. Возможно, причиной этого стал успешный опыт использования различных БПЛА в последних операциях НАТО. Силовики и спасатели стали все больше интересоваться беспилотниками и, как следствие, в последние годы случился самый настоящий бум в строительстве этого класса техники. Счет типов БПЛА уже идет на десятки, поэтому сейчас кратко пройдемся по самым примечательным из них.

    В 2007 году появилась информация, что на фирме «Туполева» возобновляется работа над проектом Ту-300 «Коршун». Первый полет он совершил еще в 1991 году, но экономическая ситуация того десятилетия вынудила заморозить программу. По первоначальной концепции трехтонный беспилотник должен был проводить фото-, теле- или радиотехническую разведку в радиусе 150-170 км от точки старта. Крейсерская скорость «Коршуна», в свою очередь, была на уровне предыдущих разведчиков марки «Ту» – порядка 950 км/ч. Целевая разведывательная аппаратура размещалась в носовой части веретенообразного фюзеляжа. Крыло беспилотника – треугольное, размещено в хвостовой части самолета (сам БПЛА выполнен по схеме «утка»). Воздухозаборник турбореактивного двигателя, как и ранее, размещен под килем. На некоторых авиасалонах демонстрировался макет Ту-300 с подвешенным под фюзеляжем контейнером КМГУ, что было воспринято околоавиационной общественностью как намек на возможное ударное применение аппарата.

    Также в 2007 году на выставке МАКС был показан макет ударного БПЛА фирмы «МиГ» под названием «Скат». Летающее крыло с максимальным взлетным весом порядка 10 тонн должно разгоняться до 800-850 км/ч и иметь дальность около 4000 км. Судя по виду макета, силовая установка беспилотника состоит из одного турбореактивного двигателя с лобовым воздухозаборником. Что же до вооружения и авионики, то на этот счет пока ничего не известно, хотя рядом со «Скатом» на МАКС-2007 демонстрировались макеты бомб и ракет. Аналогично дело обстоит и со сроками реализации проекта.

    Кроме старых КБ созданием БПЛА занимаются и молодые фирмы. Одна из них – ЗАО «Аэрокон», выпускающая беспилотники серии «Инспектор». В этой линейке присутствуют как аппараты типа «летающее крыло», так и классической схемы. Также продукция «Аэрокона» имеет различные размеры и взлетный вес – от 250 грамм и 30 см размаха крыла «Инспектора-101» до 120 кг и 520 см «Инспектора-601». Хоть эти аппараты и позиционируются как многоцелевые, в основном они используются для фото- или телеконтроля.

    Другая фирма, сравнительно недавно занявшаяся темой БПЛА, – корпорация «Иркут». Их беспилотники также приспособлены для ведения съемки и подобных операций. В списке продукции «Иркута» есть как небольшие радиоуправляемые аппараты, так и мотопланер «Иркут-850», который может быть использован в беспилотной или пилотируемой конфигурации. БПЛА «Иркут» поставляются в несколько стран мира, а также в отечественные силовые структуры, в том числе в МЧС и Следственный комитет.

    ZALA – линейка БПЛА, производимых ижевской фирмой «Беспилотные системы». В отличие от предыдущих двух компаний, ZALA – не только самолеты, но и вертолеты. По назначению ижевские беспилотники аналогичны «Иркутам» и «Инспекторам». Интерес к ZALA проявляют российские МО и МВД.

    ***

    Уже сейчас очевидно, что у беспилотных летательных аппаратов большое будущее. Иногда даже утверждается, что они полностью вытеснят пилотируемую авиацию. В то же время, у БПЛА есть ряд проблем, которые пока не позволяют им полноценно выполнять некоторые задачи «большой» авиации. Но, одновременно с этим, беспилотники имеют и преимущества. Так, например, висящий над полем боя аппарат трудно обнаружить и уничтожить существующими средствами. А в сфере спасательных работ БПЛА в некоторых случаях, таких как обнаружение пропавших людей и т.д., оказываются даже более эффективными, чем пилотируемые аппараты. Таким образом, в ближайшее время никто никого не вытеснит, но разные классы техники будут дополнять друг друга.

    topwar.ru

    Пчела-1 Т — это… Что такое Пчела-1 Т?

  • ПЧЕЛА — ПЧЕЛА, пчелка, лочка (бчела, бжела от жужжать, бучать), насекомое Apis mellifera, медовая пчела, медуница; у пчеловодов, муха. Работяща, как пчела. И на себя, и на людей, и на Бога (церковь) трудится. Ни пчёлы без жала, ни розы без шипов. Рабочая …   Толковый словарь Даля

  • пчела — детва, пчелка, халикт Словарь русских синонимов. пчела сущ., кол во синонимов: 46 • адансони (1) • алта …   Словарь синонимов

  • Пчела — – переводной сборник изречений и кратких исторических анекдотов, распространенный в древнерусской книжности. Изучение древнерусской П. с точки зрения ее состава, композиции и особенностей перевода может быть продуктивным лишь при сопоставлении ее …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Пчела — Пчела: Пчёлы надсемейство летающих насекомых отряда перепончатокрылых, родственное осам и муравьям. Пчёлы настоящие семейство летающих насекомых надсемейства Пчёлы. Медоносная пчела вид общественных пчёл семейства Пчёлы настоящие (Apidae),… …   Википедия

  • пчела — укр. пчола, бджола, др. русск., ст. слав. бьчела (Остром., Ассем., Рs. Sin.), бъчела (Мар.; см. Мейе, ниже), болг. бчела, сербохорв. пчѐла, чѐла, словен. bǝčе̣̑lа, čǝbе̣̑lа, čbе̣̑lа, čе̣̑lа, чеш., слвц. včеlа, др. польск. рсzоɫа, польск.… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • ПЧЕЛА — ПЧЕЛА, пчелы, мн. пчёлы, жен. Насекомое из семейства перепончатокрылых, с брюшком золотистого цвета и острым жалом, собирающее цветочную пыльцу и перерабатывающее ее в мед. Рабочая пчела. Пчела жужжит. «Пчела за данью полевой летит из кельи… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЧЕЛА — Отражения образа П. в мифологических представлениях известны уже в эпоху неолита (изображения в Чатал Хююке в Южной Турции) и, видимо, связаны с развитием примитивного пчеловодства, прежде всего в ареале Малой Азии, Кавказа, Ближнего Востока,… …   Энциклопедия мифологии

  • «ПЧЕЛА» — «ПЧЕЛА», древнерусский сборник изречений, наставлений и коротких рассказов, расположенных по категориям добродетелей и пороков («О добродетели и о злобе», «О мужестве и крепости» и др.). «П.» переведена в конце XII — начале XIII вв. с… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ПЧЕЛА — ПЧЕЛА, ы, мн. пчёлы, пчёл, пчёлам, жен. Жалящее летающее перепончатокрылое общественное насекомое, перерабатывающее нектар (во 2 знач.) в мёд. | уменьш. пчёлка, и, жен. | прил. пчелиный, ая, ое. П. улей. Пчелиная семья (колония медоносных пчёл,… …   Толковый словарь Ожегова

  • Пчела — (греч. melissa по уподоблению пчеле, собирающей сок от различных цветов) древнерусский сборник преимущественно изречений на темы житейской морали; подобные сборники и под тем же названием встречаются и в других славянских литературах. Родина П.… …   Литературная энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Пчела-1 Т (БПЛА) Википедия

    Пчела́-1Т — советский и российский разведывательный БПЛА. С помощью комплекса осуществляется оперативное взаимодействие со средствами огневого поражения РСЗО «Смерч», «Град», ствольной артиллерии, ударных вертолётов в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

    Описание

    Старт осуществляется с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещённой на гусеничном шасси боевой машины десанта. Посадка производится на парашюте с амортизирующим надувным мешком, снижающим ударные перегрузки. В качестве силовой установки на ДПЛА «Пчела-1» применяется двухтактный двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания П-032. Комплекс «Строй-П» с ДПЛА «Пчела-1Т», созданный в 1990-м ОКБ А.С. Яковлева, предназначен для круглосуточного наблюдения объектов и передачи их телевизионного или тепловизионного изображения в реальном масштабе времени на наземный пункт управления. В 1997 году комплекс принят на вооружение Вооружённых сил Российской Федерации. Ресурс: 5 вылетов.[1]

    Боевое применение

    В 1995 году в Чечне использовалось 5 аппаратов «Пчела-1Т», которые выполнили 10 полётов, в том числе 8 боевых. Суммарный налёт аппаратов составил 7 часов 25 минут. Максимальное удаление аппаратов от наземной станции управления достигало 55 км, высота полёта была в пределах от 600 до 2200 м. Во время испытаний две «Пчелы» были сбиты огнём чеченских боевиков, сумевших организовать плотный заградительный огонь из стрелкового оружия и зенитных установок по маршруту полёта ДПЛА.

    Модификации

    Название моделиКраткие характеристики, отличия.
    Пчела-1КМодификация с установкой высотного двигателя и усовершенствованного бортового оборудования для работы в условиях низкой освещенности (К-круглосуточный)[2][3]
    Пчела-1М (изделие 60)
    Пчела-1ПППостановщик помех [2]
    Пчела-1Т (изделие 61)

    Операторы

    • Россия — по данным на 2016 год состоит на вооружении в Сухопутных войсках ВС РФ. Также некоторое количество Пчела-1Т и Пчела-1К в ВКС РФ [4]
    • КНДР — по некоторым сообщениям закуплены в РФ в 1994 году [5][6]

    Лётно-технические характеристики

    • Размах крыла, м: 3.30
    • Длина, м: 2.80
    • Высота, м: 1.12
    • Масса, кг: 138
    • Тип двигателя: поршневой
    • Мощность, л.с.: 1 х 32
    • Радиус действия комплекса, км: 60
    • Диапазон высот полёта над уровнем моря, м: 100—2500
    • Скорость полёта, км/ч: 120—180
    • Взлётный вес ДПЛА, кг: до 138
    • Способ управления:
      • автоматический полёт по программе
      • дистанционное ручное управление
    • Погрешность измерения координат ДПЛА:
      • по дальности, м: не более 150
      • по азимуту, град: не более 1
    • Высота старта над уровнем моря, м: до 2 000
    • Диапазон высот оптимального ведения разведки над подстилающей поверхностью, м: 100—1000
    • Угловая скорость разворота ДПЛА, град/с: не менее 3
    • Время развёртывания комплекса, мин: 20
    • Поле зрения ТВ камеры по тангажу, град: 5 — −65
    • Продолжительность полёта, ч: 2
    • Количество взлёто — посадок (применения для каждого ДПЛА): 5
    • Диапазон рабочих температур комплекса, °С: −30 — +50
    • Время обучения обслуживающего персонала, ч: 200
    • Ветер при старте ДПЛА, м/с: не более 10
    • Ветер при посадке ДПЛА, м/с: не более 8

    Примечания

    Ссылки

    Российские и советские БПЛА

    Беспилотные летательные аппараты в Военно-воздушных силах Российской Федерации

    Самолёты
    Вертолёты
    • Курсивом выделены опытные или не пошедшие в серийное производство образцы; * — иностранная лицензия

    wikiredia.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *