Партизанские мины нарушили движение между Москвой и Петербургом

НЕСКОЛЬКО мощных взрывов прогремели в воскресенье неподалеку от деревни Тютицы Новгородской области, в нескольких метрах от трассы Москва-Санкт-Петербург. Погибли нашедшие партизанский склад боеприпасов 40-летний Анатолий Фонарев и 32-летний Сергей Николаев, а его ровесник Алексей Максимов госпитализирован в тяжелом состоянии.

Как рассказал корреспонденту «НГ» начальник Новгородского поисково-спасательного отряда (ПСО) Виктор Холодный, взрыв произошел в воскресенье днем в 15.47. «В это время к нам поступил сигнал, что человек взорвался на пехотной мине», — пояснил он. Когда спасатели прибыли на место, выяснилось, что Анатолий Фонарев из деревни Подберезье и двое его приятелей из соседней деревни Теремец обнаружили неподалеку от автотрассы «Россия» заброшенный колодец, на дне которого хранился целый арсенал времен Великой Отечественной войны. Заинтересованные содержимым колодца, мужчины решили извлечь спрятанные много лет назад боеприпасы. Спустившись в колодец, один из них передал несколько мин товарищам. «Видимо, кто-то из них решил самостоятельно разобрать мину, в результате чего и произошел взрыв», — заметил начальник ПСО. Два приятеля погибли на месте, а третьего увезла в больницу «скорая», прибывшая по вызову встревоженных жителей.

Взрыв, по словам работавших на месте спасателей, был такой силы, что сдетонировали еще несколько снарядов, добытых из колодца. Сколько именно и каких боеприпасов разорвалось, пока непонятно. Но сотрудники Новгородского ПСО рассказали: «Мы работали там до трех часов ночи, и за это время обнаружили более 700 различных боеприпасов. Они действительно времен войны, но находятся в очень хорошем состоянии». По словам наших собеседников, пострадавшие, видимо, долгое время промышляли добычей боеприпасов, припрятанных в военные годы. Как заметил в беседе с корреспондентом «НГ» Виктор Холодный, уже на следующий день дома у одного из мужчин «обнаружили ведро гранат и мин».

В местном УВД корреспонденту «НГ» заявили: «По факту случившегося сейчас ведется расследование, по результатам которого в установленные законом сроки, вполне возможно, будет возбуждено уголовное дело». Как рассказали милиционеры, примерно в 5-7 метрах от автотрассы в придорожном кювете оперативники обнаружили еще один склад боеприпасов. Место происшествия пока оцеплено: там ведут работы представители всех оперативных служб Новгородской области. На магистрали Москва-Санкт-Петербург (в районе деревни Тютицы она была перекрыта) работают саперы МЧС, которые обследуют район и убирают боеприпасы, разбросанные взрывом вдоль дороги. По словам начальника Новгородского ПСО, в ближайшие дни необходимо осушить злосчастный колодец, обследовать его дно и прочесать все окрестности.

nvo.ng.ru

Противотранспортная партизанская мина (вариант 1) (Советские и Российские мины)

Мина предназначена для выведения из строя железнодорожного подвижного состава способом взрывного разрушения рельс с последующим крушением движущихся по рельсам локомотивов и вагонов.

Эта мина была разработана в 1942 году и предназначалась для использования партизанскими отрядами и специальными саперными группами Красной Армии для совершения диверсий на железной дороге.

В ряде источников мина может встречаться под иными названиями — «противопоездная мина», «железнодорожная мина», «нахальная мина», «поездная партизанская мина» и др.

Номенклатурного обозначения мина не получила, т.к. в табели снабжения войск включена не была и промышленностью серийно не производилась. Всякий раз заказ на изготовление и комплектование этих мин являлся разовым, исходил от конкретных воинских частей и размещался в различного рода местных мастерских, включая армейские. Во многих случаях изготовление по чертежам и описаниям производилось непосредственно в партизанских отрядах. Поэтому, внешний вид некоторых мин может несколько отличаться  от описываемого в данной статье, т.к. в отрядах исходили из наличия материалов, инструмента и конкретных задач.

Мину отличает предельная простота конструкции и возможность изготовления из подручных материалов минимальным количеством инструментов. Из промышленных материалов для этой мины требуется только взрывчатка и взрыватель МУВ с запалом МД-2.

Конструктивно мина состоит из жестяной фигурной скобы и вдетого в ее трубчатую часть фигурного поворотного рычага. В нижнюю часть скобы вставляется заряд взрывчатого вещества (прессованный тротил в шашках по 200 и 400 грамм). В шашку вставляется взрыватель МУВ с Р-образной боевой чекой и запалом МД-2.

Мина доставляется к месту диверсии в разобранном виде. Собирается уже в непосредственной близости от места установки. При установке мины верхняя часть скобы набрасывается на рельс так, что ее конец охватывает головку рельса, а заряд прижимается в стойке рельса. Для надежности удержания и более плотного прижимания заряда к стойке рельса рекомендуется под заряд подсунуть деревянный клинышек. Затем из взрывателя удаляется предохранительная чека и распорная втулка. Если имется возможность, то заряд следует заложить глиной, засыпать грунтом, т.е. сделать так называемую забивку. Это усилит действие заряда на рельс.

В боевом положении поворотный рычаг возвышается над головкой рельса на 8-10 мм. Колесо локомотива или вагона наезжая на рычаг, прижимает его к рельсу. При этом, второй конец рычага, продетый в ушко Р-образной чеки, вытаскивает последнюю из ударника. Ударник бьет по запалу, вызывая его взрыв и от него взрывается заряд мины. В стойке рельса при взрыве пробивается отверстие размером 7.5х10см., что нарушает прочность рельса. Действующая на него нагрузка подвижного состава ломает рельс, что приводит к сходу поезда с рельсов и крушению.

 

Масса заряда определяется, исходя из наличия взрывчатых веществ. Минимальный заряд составляет 200 грамм (малая тротиловая шашка). В этом случае при установке мины следует обращать внимание на то, чтобы мина не оказалась над шпалой. Иначе из-за того, что пробитое в стойке отверстие будет недостаточно велико (около 9х4.5 см.) и несущая способность рельса будет ослаблена мало, переламывание рельса под вагоном может не произойти.

Оптимальным зарядом следует считать заряд массой 600 грамм (1 большая и 1 малая шашка). В этом случае стойка рельса пробивается полностью (отверстие размером 10х7.5 см.) что обеспечивает переламывание рельса во всех случаях.

Заряд более чем 600 грамм представляется нецелесообразным, т.к. для надежного полного перебивания рельса требуется заряд 5.2 кг., который практически невозможно разместить у рельса сосредоточенно. Кроме того, теряется основное преимущество мины — быстрота установки. А результат полного перебивания рельса и его повреждения обычно всегда одинаков — сход подвижного состава с рельс.

Тактико-технические характеристики противотранспортной партизанской мины (вариант 1)
Тип мины……………………………………………………………………    противотранспортная противопоездная
Корпус………………………………………………………………    не имеет
Масса………………………………………………………………..    0.9-6.1 кг.
Маса заряда ВВ (тротил)……………………………………….    0.2-5.2 кг.
Длина………………………………………………………………..    10 см.
Ширина………………………………………………………………    12.5 см.
Высота……………………………………………………………….    11 см.
Взрыватель…………………………………………………………    МУВ с Р-образной чекой
Запал…………………………………………………………………    МД-2

Тип датчика цели…………………………………………………    нажимной рычажный
Чувствительность датчика цели……………………………..    1-2 кг.
Температурный диапазон применения……………………..    -40 — +40 град.
Неизвлекаемость…………………………………………………    нет
Необезвреживаемость…………………………………………..    нет
Самоликвидация/самонейтрализация………………………    нет
Время боевой работы…………………………………………….    не определялось

По некоторым сведениям эта мина была разработана полковником Стариновым И.Г., когда был поднят вопрос об острой нехватке в партизанских отрядах взрывчатых веществ для совершения диверсий на железных дорогах, тогда как приказ НКО СССР №00189 от 5.09.42 ставил одной из основных задач партизанских отрядов нарушение коммуникаций противника. Командование РККА из за дефицита взрывчатых веществ и господства немецкой авиации в воздухе не имело возможности поставлять партизанам ВВ необходимого количества мин и зарядов. Оставшиеся на полях боев 1941 года боеприпасы были к этому времени частично собраны и уничтожены немцами, частично уже использованы партизанами.

Кроме того, рядом принимаемых мер, немцы смогли нейтрализовать обычные противопоездные мины. В частности, они поливали балласт железнодорожных путей известью, что исключало заблаговременную установку мин под шпалы; усилили патрулирование дорог, в результате чего времени на установку и маскировку мин становилось недостаточно; пропускали перед поездами дрезины, толкающие перед собой платформы, груженные песком и щебнем, что исключало причинение взрывом мины ущерба поездам с грузами.

Одним из новых ответных способов минирования стал способ,  называемый партизанами «нахалкой» или «нахальным методом». Суть этого крайне опасного и часто смертельного для минеров способа состояла в том, чтобы притаившись у самой железной дороги, дождаться прохода патрулей, проследования контрольной дрезины, выскочить к рельсам в нескольких десятках метров перед приближающимся составом и за несколько секунд на глазах у поездной бригады установить мину. Установить, когда уже нет технической возможности остановить состав. Мина, описанная в данной статье, подходила для этой цели наилучшим образом.

От автора. Такой способ минирования фактически самоубийство. Шансов выжить у минера очень и очень немного. Его может убить охрана поезда пока он бежит к рельсам и возится на них, он может сам погибнуть при крушении состава. Наконец, его могут подстрелить, когда он оставляет место диверсии. Да и обычно очень оперативно прибывающая к месту крушения немецкая ягдкоманда не теряя времени, начинала преследование диверсионной группы. А это немцы умели делать очень хорошо. В общем, это крайний способ минной войны. Поэтому, как только отпала острая необходимость, от этих мин и от этого способа отказались. И остались эти мины только в одном или двух музеях. Ни в учебники, ни в инструкции они не попали.

Веремеев Ю.Г.
Сапер

weaponland.ru

» Звезда Старинова » | lemur59.ru

           

                                                                              Илья Григорьевич Старинов

2 августа 1900 года родился человек-легенда 20 века – Илья Григорьевич Старинов . С 1902 года его семья, состоявшая из восьми человек, жила в железнодорожной будке.

 

  

Однажды ночью мальчик проснулся от грохотов взрывов. Оказалось, что его отец обнаружил лопнувший рельс и, не надеясь на машиниста паровоза, положил на рельсы петарды. Они-то и задержали состав. Этот случай надолго поразил мальчишеское воображение.

Учился Илья Григорьевич в четырехлетней школе в Завидово, куда ездил каждый день на поезде, вставая в 5 часов утра. Как-то году в 1908 его, ученика приходской школы, отправили в дальнюю поездку по школьным делам со священником. Шел Великий пост. В вагоне священник развернул сверток и стал есть котлеты. Мальчик возмутился, а при возвращении из поездки прилюдно осудил действия священника. “Бузотера” отчислили из школы. С 12 лет Илья Григорьевич уже работал сторожем на торфяной машине.

Еще до революции он попал в Тверь и устроился работать на одну из фабрик. В октябре 1917 года вместе со своими фабричными дружками он вступил в боевую группу, созданную Тверским городским Советом рабочих и солдатских депутатов. Этой группе было поручено задерживать воинские эшелоны, следовавшие в Петроград. Оружие группа не имела, но смогла задержать несколько составов с солдатами, заваливая железнодорожные пути бревнами и выводя из строя семафоры. В 1918 году умерла мать Ильи Григорьевича — “когда я был в Твери”.

Во время Гражданской войны Илья Старинов участвовал в боях против Деникина и Врангеля. В 1919 году попал в плен, бежал. Вновь воевал, был ранен.

После окончания Гражданской войны Илья Старинов окончил с отличием Воронежскую школу военно-железнодорожных техников и был направлен в Киев, в 4-й Краснознаменный Коростенский железнодорожный полк начальником подрывной команды. Уже в ту пору молодой командир впервые задумался над созданием портативной мины для подрыва вражеских эшелонов. Как практик, он понимал что мины должны быть простыми, удобными, надежными, а взрыватели к ним — безотказными.

Вблизи городов и сел находилось много неразорвавшихся снарядов. Старинов использовал каждый случай, чтобы исследовать устройство взрывателей. Первые опыты по выплавлению взрывчатки из снарядов и бомб дали пложительные результаты.

В 1923-1924 годах Старинов неоднократно привлекался в качестве эксперта при расследовании диверсий на железных дорогах. В эти же годы им была изобретена мина-сюрприз, которая позволяла предохранять малые мосты от диверсантов. Одной такой ловушки было достаточно, чтобы оглушить человека, но не убить его.

Летом 1924 года командир роты Старинов участвовал в строительстве железной дороги Орша-Лепель. Редкое умение — и взрывать, и строить одновременно. Обычно люди этой профессии умеют только выводить из строя объекты противника.

В 1929 году Старинов занимался подготовкой диверсантов-подпольщиков, которые в случае войны и оккупации части советской территории должны были развернуть в тылу врага диверсионную деятельность

В январе 1930 года молодого офицера направили в распоряжение 4-го управления Генерального штаба РККА — готовить диверсантов. Являясь «мирным населением», они должны были в случае войны нанести удары по дорогам и коммуникациям противника, действуя на оккупированной территории.

И.Г. Старинов

Взявшись за новое дело, Старинов организовал мастерскую-лабораторию, в которой вместе со своими товарищами разработал образцы мин, наиболее удобных для применения в ходе партизанской войны. В этой секретной лаборатории родились так называемые «угольные мины», с успехом применявшиеся в годы Великой Отечественной войны автоматические мины.

                                

 Под руководством Старинова был сконструирован «колесный замыкатель», впоследствии окрещенный в Испании миной «рапидо» (быстрый). Придумывались и отрабатывались способы подрыва автомашин и поездов минами, управляемыми по проводам и с помощью бечевки.

 

И.Г Старинов ( сидит третий слева )
В начале 30-х годов оборона СССР на западных рубежах зиждилась во многом на партизанских формированиях. Предполагалось, что войска противника, перейдя государственную границу и углубившись на советскую территорию до сотни километров, выйдут на укрепленные районы и увязнут в позиционной войне. В это время в тылу разгорится партизанская война. Через некоторое время, лишившись свежего пополнения, подвоза боеприпасов и продовольствия, войска неприятеля вынуждены будут отступать. Вместе с противником отойдут и партизаны, продолжая осуществлять диверсии в его тылу. В случае необходимости они перейдут Государственную границу СССР.

Это была очень хорошо продуманная система, рассчитанная как на оборону, так и на наступление. Базы создавались и вне территории Советского Союза. Готовились маневренные партизанские формирования, способные действовать на территории противника. Вся эта система была уничтожена после 1937 года по решению политического руководства страны.

Три месяца Старинов пробыл в качестве начальника пограничного пункта в Тирасполе. Затем в 1933 году его перевели в Разведывательное управление РККА, где он работал в отделе Мирры Сахновской и преподавал в школе Кароля Сверчевского. Мировой революции требовались проверенные кадры, и Илья Григорьевич подготовил две группы китайских подрывников. Технику диверсионного дела он демонстрировал руководителям компартий зарубежных стран, в том числе А. Марти, В. Пику и П. Тольятти.

В августе 1933 года Старинов поступил на 2-й курс эксплуатационного факультета Военно-транспортной академии РККА. Параллельно с учебой он участвовал в подготовке минно-взрывных средств, предназначенных для длительного хранения. Организовывал тайные склады на скрытых партизанских базах. Страна готовилась к обороне. Однако в 1935 году подготовка к партизанской войне была неожиданно свернута.

4 мая 1935 года Старинов был на приеме выпускников военных академий в Кремле и, затаив дыхание, слушал речь Сталина со знаменитыми словами «.кадры решают все». Большинство тех, кто присутствовал на этом приеме, были позднее репрессированы.

 К.Е. Ворошилов и И.Г. Старинов
Старинов избежал этой участи. Его наградили именными часами и назначили заместителем военного коменданта участка, управление которого помещалось в здании Московского вокзала в Ленинграде. Свертывание подготовки к партизанской войне Илья Григорьевич считает величайшей ошибкой советского руководства: «Немецкая армия была бы разбита минимум на год раньше, с меньшими потерями с нашей стороны, если бы партизанское движение было организовано правильно и заранее».

Казалось, судьба загнала кадрового диверсанта в железнодорожный тупик. Но началась гражданская война в Испании. По распоряжению «Старика» (псевдоним руководителя Разведывательного управления РККА Яна Берзиня) он получил назначение советником и инструктором в разведывательную группу капитана Доминго Унгрии, выросшую к концу 1937 года в 14-й партизанский корпус.

За время испанской командировки подопечные «Родольфо» (псевдоним Старинова) совершили около двухсот диверсий и засад, в результате которых минимальные потери противника составили более двух тысяч человек. Самой громкой операцией было уничтожение в феврале 1937 года под Кордовой составов со штабом итальянской авиадивизии.

 
В лунную ночь Старинов и его испанские товарищи покинули базу под Адамусом и направились к железнодорожному узлу Кордова. В нескольких километрах от города партизаны взяли в плен двух молодых солдат франкистской армии, которые согласились помочь и удачно вывели группу к железнодорожному участку у поворота, где путь проходил по обрыву. Под наружный рельс полотна диверсанты установили две мины и, заложив все имевшиеся запасы взрывчатки, дождались появления поезда.

На следующий день вся Испания говорила о крушении поезда с итальянскими солдатами и офицерами, в результате которого в живых не осталось никого. На базу партизан стали прибывать корреспонденты прогрессивных газет мира, в том числе Эрнест Хемингуэй.

         

                                                                   Эрнест Миллер Хемингуэй

Все они хотели лично познакомиться с отличившимися диверсантами.
Об Илье Григорьевиче писали Константин Симонов и Михаил Кольцов. Существует версия, что в романе «По ком звонит колокол» (1940) Э. Хемингуэй использовал в значительной мере фрагменты из боевой и организационной деятельности старшего советника командующего Южным фронтом Республиканской армии Испании И.Г. Старинова.
В феврале 1937 года партизаны пустили под откос эшелон с марокканской кавалерией. Из тридцати вагонов не уцелело ни одного. Франкисты были взбешены. На охрану железной дороги они поставили несколько батальонов, непрерывно вели поиски инженерных мин. По совету Старинова, бойцы Доминго Унгрии стали часто менять районы нападения и перешли главным образом на «колесные замыкатели».

Пропустив «бдительный» патруль, диверсанты выходили к дороге за одну-две минуты до подхода поезда, устанавливали «колесный замыкатель», и составы валились по расписанию. Так, например, был взорван поезд с боеприпасами для франкистов под Монторо в конце марта 1937 года.
По словам И.Г. Старинова, «немецкие и итальянские саперы пытались изучить нашу технику, но мы постоянно ставили их перед новыми и новыми загадками. То устраивали сюрпризы, то снабжали мины взрывателями, исключавшими возможность их извлечения, то применяли магнитные мины неизвестной конструкции. Об установке наших мин противник узнавал, как правило, только тогда, когда они отправляли под откос его эшелоны».
В конце ноября 1937 года Старинов выехал в Советский Союз. Его боевые дела в Испании были лучшим отчетом о проделанной работе, но в Москве выяснилось, что почти все его соратники и знакомые оказались «врагами народа». Офицер, который готовил документа на представление «Вольфа» к званию Герой Советского Союза, был расстрелян по сфабрикованному обвинению. Старинова вызвали в НКВД и предложили дать «чистосердечные показания» по поводу подготовки им диверсантов и создания тайных складов и баз для свержения советской власти.
От неминуемого ареста его спас маршал К.Е.Ворошилов, который лично переговорил с наркомом внутренних дел Ежовым. 17 февраля 1938 года Старинову присвоили звание полковника, а 20 марта, т.е. спустя три месяца после возвращения из Испании, назначили начальником Центрального научно-испытательного железнодорожного полигона РККА. Это был целый город в лесу с большим хозяйством. Появилась возможность обобщить полученный опыт.

Летом 1939 года в «хозяйство Старинова» привезли какого-то авиационного конструктора. Фамилии его никто не знал. Вагон с арестованным подали на ветку за полигоном. К этому времени на небольшой лесной поляне сотрудники НКВД поставили палатки, окружив их высоким двойным забором из колючей проволоки. Лишь в 1943 году, встретившись с конструктором замечательного пикирующего бомбардировщика В.М.Петляковым, Старинов узнал, кого он принимал на полигоне.

В качестве начальника группы Старинов участвовал в Финской кампании. Финские партизаны не жалели мин. Они были повсюду: на дорогах и мостах, в покинутых домах и на железнодорожных путях. Смерть таилась под снегом, среди куч хвороста или небрежно брошенных на обочине дорог досок и даже под трупами убитых солдат.

Старинов столкнулся с неизвестной ему металлической противотанковой миной, которая, впрочем, взрывалась иногда и под тяжестью человеческого тела. Чтобы добраться до ее начинки, пришлось пойти на смертельный риск — «выварить» мину. Когда вода нагрелась до 80 градусов, Илья Григорьевич осторожно снял взрыватель. После этого началась разборка и изучение «вываренной» мины. А к вечеру штабная машинистка перепечатала первую инструкцию по обезвреживанию финских мин.

Где-то на подступах к линии Маннергейма финский снайпер, подстерегший группу советских минеров, всадил две пули в правую руку отважного офицера.
В мае 40-го Старинова выписали из госпиталя со справкой об инвалидности. Рука висела плетью, так как пулями были перебиты нервы и кости. Показав справку начальству, Илья Григорьевич попросил оставить его в армии. И его оставили, несмотря на временную недееспособность.
С первых дней Великой Отечественной войны Старинов доказывал военному руководству, какое важное, непрерывно возрастающее значение имеет минирование железных дорог в тылу германских войск. Диверсии на коммуникациях врага потребуют гораздо меньше сил и средств, чем бомбардировка железнодорожных узлов и воинских эшелонов. Противнику не хватит сил для надежной охраны даже самых важных железных и автомобильных дорог.
Поддержку Старинов нашел у первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии, члена Военного совета Западного фронта Пантелеймона Пономаренко.

                      

                                                        Пантейлемон Кондратьевич Пономаренко

Тот сразу загорелся идеей наладить производство мин прямо в прифронтовой полосе с последующим их применением во вражеском тылу. Приказом наркома обороны был создан оперативно-учебный центр Западного фронта.
В первых числах октября 1941 года Старинов выехал в Харьков, где его оперативной группе предстояло обеспечить минное заграждение на участках Юго-Западного фронта и подготовить к взрыву ряд важных объектов города. Среди них — дом № 17 по улице Дзержинского. Этот особняк, выстроенный в начале 30-х для Генерального секретаря ЦК Компартии Украины Станислава Косиора, занимали некоторые руководители партии и правительства. После прихода немцев в этом доме обосновался начальник фашистского гарнизона генерал-лейтенант Георг фон Браун.

                     

                                                                    Георг фон Браун
10 ноября советская разведка доставила в штаб Юго-Западного фронта копию приказа № 98/41, изданного командованием одной из немецких частей. В документе сообщалось, что при наступлении «доблестных войск фюрера» на Харьков обнаружены в большом количестве инженерные мины советского производства. Русские, говорилось в документе, пытались прятать мины на глубине до двух с половиной метров. Однако «неумелая постановка мин и неумелая их маскировка позволили опытным саперам рейха обойтись без миноискателей».
Копию этого приказа Старинову доставили с сопроводительной запиской: «Эти легко обезвреженные мины устанавливались под руководством полковника И.Г. Старинова».
Старинов объяснил, что фашисты извлекли не радиомину, а «блесну». В 3 часа 15 минут 14 ноября последовал первый радиосигнал. В дальнейшем на разных волнах и разными шифрами прозвучали еще несколько сигналов. Самолет-разведчик сфотографировал интересующие Военный совет районы Харькова. Снимки подтвердили, что, по меньшей мере, часть радиомин взорвалась с большим эффектом. Судьба же дома № 17 по улице Дзержинского стала известна еще до освобождения Харькова. Ее сообщил Старинову попавший в плен немецкий капитан Карл Гейден, занимавшийся непосредственно разминированием «дома Хрущева».
Генерал фон Браун вполне резонно побоялся въехать в город и, дожидаясь разминирования, поселился в плохоньком домишке на окраине Харькова. Саперы тщательно обследовали подходящие здания. Естественно, внимание их привлек шикарный особняк на улице Дзержинского, в котором до самого последнего момента жил Н.С. Хрущев.
В подвале, среди груды угля, саперы обнаружили едва приметный проводок. К вечеру следующего дня они извлекли огромную мину, насыщенную различными дублирующими и подстраховывающими друг друга взрывателями и замыкателями. Капитан Гейден немедленно поехал на окраину города и доложил об «удаче». А потом был чудовищной силы взрыв. От особняка осталась огромная воронка.

 

28 ноября 1941 года Старинов назначается заместителем начальника Штаба инженерных войск Красной Армии. Одновременно он является начальником отдела минных заграждений. В этом качестве Илья Григорьевич руководит работами по созданию минных полей на пути рвущегося к Москве врага. На отдельных участках противник понес ощутимые потери. Его движение к столице было приостановлено, что позволило в итоге выиграть драгоценное время, необходимое для переброски на московское направление свежих сибирских дивизий.
В самые сложные, драматические моменты Старинов не оставлял мысли о «малой войне». Пробить стену чиновничьего непонимания ему помог П. Пономаренко, направивший Сталину письмо, в котором говорилось о необходимости создания органов руководства партизанским движением, а также содержалось предложение (со ссылкой на авторитетное мнение полковника Старинова) о производстве инженерных мин и подготовке квалифицированных кадров диверсантов.
Сталин принял Пономаренко и имел с ним двухчасовую беседу, в результате которой было решено создать Центральный штаб партизанского движения. В январе 1942 года Сталин отменил это решение.

В мае 42-го решением начальника Генштаба Старинов был направлен на Калининский фронт командиром Отдельной инженерной бригады специального назначения. Ее бойцы, в том числе испанцы-республиканцы, которых взял с собой Старинов, действовали на коммуникациях противника, нанеся ему большой урон в живой силе и технике.
Опыт подсказывал Старинову, что отдельные группы не могут переломить ситуацию. Требуются регулярные подразделения специального назначения, способные осуществлять массовые, планируемые из одного центра операции на вражеских коммуникациях. Действовать они должны вместе с партизанами.
Свои соображения Старинов изложил в письме И.В. Сталину. Его предложение получило одобрение Ворошилова, Калинина и Маленкова. Казалось, вопрос решен. Но, вернувшись в очередной раз с фронта, Старинов узнал о своем назначении… в Центральный штаб партизанского движения, помощником начальника штаба «по диверсии». Ворошилов, а именно он стал руководителем партизанского движения, решил взять энергичного полковника к себе.
В марте 43-го Старинов становится заместителем начальника Украинского штаба партизанского движения. Трижды забрасывается в тыл врага — и, как всегда, успешно. При его непосредственном участии начинается широкомасштабная «война на рельсах». В отличие от Центрального штаба партизанского движения, развернувшего «рельсовую войну», на Украине решили уничтожать с помощью мин вражеские поезда, а не сами рельсы, в которых немцы недостатка не испытывали. Подобная «независимость» сформировала у П. Пономаренко определенное отношение к Старинову, сделавшее аса диверсии «вечным полковником».
Май 44-го. По решению командования Старинов «ставит» диверсионное дело в польском партизанском штабе. Будучи заместителем начальника штаба, он не только занимается теорией, но и сам участвует в боевых операциях.
В августе того же года Старинов отправляется на Балканы, где возглавляет штаб советской военной миссии при главкоме Народно-освободительной армии Югославии. Удивительно, что впоследствии его не обвинили в шпионаже в пользу «фашистской клики Тито-Ранковича» и не расстреляли как «югославского шпиона и диверсанта». Ведь он находился в постоянном личном контакте с будущим президентом СФРЮ.
Воевать Илья Григорьевич закончил на Рейне.
Статистика всегда суха, даже если это статистика организованных диверсий. Но послужной список полковника Старинова способен поразить любого военного специалиста.

За четыре года Старинов организовал подрыв 256 средних и малых мостов. Его мины пустили под откос более двенадцати тысяч военных эшелонов. Особенно широко применялись ПМС — поездная мина Старинова (мгновенного и замедленного действия) и АС — автомобильная мина Старинова.
В качестве преподавателя Старинов подготовил свыше двух тысяч специалистов и командиров. Если бы в Книгу рекордов Гиннесса заносили подобные результаты, то он, несомненно, оказался бы вне всякой конкуренции. Его ученики демонстрировали диверсионное мастерство по всему миру.
После войны Старинов реанимировал железнодорожную сеть страны: был заместителем начальника Управления восстановительных работ по войскам.
С 1956 года — в отставке. В 1958-1962 годах Старинов являлся старшим научным сотрудником отдела истории Великой Отечественной войны ИМЛ при ЦК КПСС. В 1963-1973 годах преподавал в учебных заведениях КГБ СССР. Профессор И.Г. Старинов написал более полутора сотен монографий.

                           

Получив информацию о зреющем «кремлевском» заговоре, Илья Григорьевич постарался предупредить о нем Н.С. Хрущева через его дочь Раду, но тот отказался верить «нелепым домыслам». Несомненно, активность ветерана-диверсанта не осталась незамеченной, став еще одной причиной, по которой все попытки представить его к званию Героя Советского Союза натыкались на глухую стену.

             
Награды… Они говорят сами за себя: два ордена Ленина, пять орденов Красного Знамени, ордена Октябрьской Революции, Отечественной войны II степени и Дружбы народов. А вот Звезду Героя этот исключительной смелости и инженерной одаренности человек, видимо, «не заслужил».
И.Г. Старинов является автором нескольких книг, в том числе документального романа «Под покровом ночи». Рукопись этого увлекательного произведения была подготовлена к печати в середине 60-х годов. Но роман по разным причинам (в том числе из-за цензуры) так и не дошел до читателей. Только в 1997 году он вышел в свет и получил восторженные отклики.

Ему принадлежат также книги: «Мины ждут своего часа» (1963), «Пройди незримым», Москва (1968), «Над пропастью» (США, 1995), «Записки диверсанта» (1997), «Мины замедленного действия», (1999).
Развал Советского Союза Старинов воспринял как свою личную беду. Он считал, что в отмечаемый 12 июня «День независимости России» нужно выходить с черными флагами, ибо это день независимости от здравого смысла и многовековой истории страны, которую он и его товарищи отстояли в смертельной схватке с фашизмом.
«Дедушка русского спецназа» самым внимательным образом следил за событиями на Северном Кавказе. По мнению профессионального диверсанта, отряды Хаттаба и Басаева необходимо было заманить в ловушку на специально подготовленные объекты в Дагестане и, используя радиомины, взорвать, как это было проделано в Харькове с генералом фон Брауном.

30 июня 1998 года президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров направил президенту Б.Н. Ельцину письмо, в котором поставил вопрос о награждении старейшего спецназовца страны Звездой Героя России. В ответ — молчание, тишина.

В канун столетия «дедушки русского спецназа» письмо с аналогичным содержанием было направлено президенту России В.В. Путину.
За свою жизнь Старинов никогда не курил и, по собственному признанию, «напивался только два раза». Но секрет своего долголетия он видит в другом — в постоянном труде на благо России.

 

                                                                   Илья Григорьевич Старинов
Как уже говорилось, трижды Старинова представляли к званию Героя Советского Союза, пять раз — к генеральскому чину. Несколько раз ему грозил расстрел. Он избежал и того, и другого, и третьего, и побил все воинские рекорды, нося полковничьи погоны 61 год. Зато в созвездии Льва сверкает звезда «Илья Старинов».

могила И.Г. Старинова
 

lemur59.ru

Партизанский конструктор-самородок — Энциклопедия оружия и боеприпасов

В годы Великой Отечественной войны всенародная борьба в тылу немецко-фашистских войск приобрела огромный размах. С первых дней оккупации в занятых врагом районах Белоруссии развернулось мощное партизанское движение. В населенных пунктах, контролировавшихся гитлеровцами, возникли и активно действовали многочисленные советские подпольные организации. Одной из ведущих форм всенародной борьбы против захватчиков стал массовый срыв населением их политических, экономических и военных мероприятий. Только в рядах партизан и подпольщиков Белоруссии героически боролись с гитлеровскими оккупантами более 440 000 патриотов. Они внесли значительный вклад в освобождение родной земли от фашистов.

Для борьбы с нацистами советским людям требовалось большое количество оружия. Чтобы добыть его в сложнейших условиях оккупации, приходилось изыскивать самые различные пути. В партизанских отрядах создавались поисковые группы, которые с помощью местного населения собирали оружие на местах боев 1941 года. Еще одним из важнейших источников пополнения боевых средств стали трофеи партизан. Значительную помощь боевыми средствами оказывал тыл. Однако в условиях постоянного роста численности партизанских формирований все это не могло в полной мере удовлетворить потребности народных мстителей. Партизаны были вынуждены часто ремонтировать вооружение, организовывать на местах изготовление самодельного оружия.


Ремонт оружия в партизанской оружейной мастерской

Во многих партизанских отрядах для этих целей создавались специальные мастерские, где трудились сведущие в технике люди — местные рабочие, инженеры и техники, сельские механизаторы, технический персонал из числа военнослужащих Красной Армии, оказавшихся в силу различных причин на оккупированной территории. Им приходилось преодолевать огромные трудности. В подавляющем большинстве случаев партизанские мастерские имели примитивное оборудование, ощущался острейший недостаток инструментов. Тем не менее результативность труда мастеров была высокой. Работая с большим энтузиазмом, они делали буквально невозможное — собирали вполне качественное оружие из, казалось бы, негодных частей, металлического лома, подручных материалов. Так, например, в мастерской партизанской бригады им. В.П. Чкалова Барановичского соединения, созданной в феврале 1943 года, было отремонтировано 1250 винтовок, изготовлено к ним около 1600 деталей, отремонтировано 278 пистолетов-пулеметов, 120 пистолетов, сделано 500 лож и прикладов к винтовкам и пулеметам.

Широко использовались также рационализаторские и изобретательские способности партизан. Наряду с ремонтом оружия и его производством по известным образцам многие партизанские умельцы развернули большую конструкторскую работу. В отчете начальника инженерно-технического отдела БШПД (Белорусского штаба партизанского движения) майора А.И. Иволгина о деятельности отдела за период с 15 февраля по 1 сентября 1944 года по этому поводу, в частности, сообщалось: «Большое количество самодельных мин, автоматов и гранат партизан имеют оригинальное решение как всей конструкции в целом, так и ее отдельных узлов. Не ограничиваясь изобретательством «местного» характера, партизаны отправляли на Большую землю большое количество изобретений и рационализаторских предложений». С 1 января по 1 августа 1944 года на экспертизу в БШПД от партизан поступило 43 рационализаторских и изобретательских предложения. Из них 21 предложение было одобрено, и по ним развернуто производство в партизанских соединениях, 13 предложений отклонено, 4 предложения рецензированы и отправлены на дальнейшее заключение в соответствующие управления и по 5 предложениям от авторов были запрошены дополнительные сведения и чертежи.

Широкое распространение в партизанских отрядах и бригадах получило производство самодельного автоматического оружия, в основном пистолетов-пулеметов. Стремление народных мстителей обладать как можно большим количеством этих технических средств борьбы с врагом вызывалось их боевыми качествами — пистолеты-пулеметы отвечали требованиям быстротечного ближнего боя, создавали высокую плотность огня и не стесняли маневра партизан.

Имеются данные о том, что один из первых партизанских пистолетов-пулеметов — самодельный ППШ — был сделан в партизанской бригаде «Разгром» Минской области летом 1942 года. В 1943-1944 годах их изготовление было развернуто во многих партизанских формированиях. Некоторое представление об этом дают коллекции самодельных пистолетов-пулеметов, хранящихся в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, Московском музее современной истории и Музее Вооруженных сил. Их экспонаты показывают работу мастерских 18 бригад и одного отдельного партизанского отряда, действовавших на территории семи областей республики. В действительности же география этого производства автоматического оружия была еще более широкой.

Народные мстители с любовью и уважением относились к своему самодельному оружию. По отзывам многих из них, пистолеты-пулеметы, изготовленные в лесных мастерских, действовали не хуже заводских. Достаточно высоко оценивали их и специалисты. В одном из документов инженерно-технического отдела БШПД качество партизанских пистолетов-пулеметов названо «вполне удовлетворительным».

Партизаны Белоруссии вели активную диверсионную деятельность на вражеских коммуникациях. За весь период борьбы в тылу захватчиков ими пущено под откос 11 128 немецких эшелонов и 34 бронепоезда, подорвано и уничтожено более 18 700 автомашин, взорвано, сожжено и разрушено 819 железнодорожных и 4710 других мостов, перебито более 300 тыс. рельсов. Удары по путям сообщения противника сочетались с диверсионными актами патриотов в учреждениях оккупантов, на промышленных предприятиях, аэродромах, складах, базах, других объектах. В этих условиях огромное значение приобретало наличие у партизан подрывных средств.

Ощутимая помощь оказывалась народным мстителям с Большой земли. Только по линии БШПД партизаны Белоруссии в годы войны получили из-за линии фронта около 553 000 кг тола, свыше 188 000 ручных гранат, более 101 000 диверсионных мин. Однако на протяжении всего времени партизанской борьбы производство взрывных устройств в самих партизанских подразделениях оставалось одной из первостепенных задач. В связи с этим широкое распространение получила добыча партизанскими мастерами взрывчатых веществ из неразорвавшихся авиабомб, снарядов, других боеприпасов. Так, в Гомельском партизанском соединении только с 1 мая по 1 августа 1943 года таким путем было получено 8,5 тонны тола.


Крушение германского воинского эшелона

Из подручных материалов народные мстители создавали управляемые мины, мины мгновенного и замедленного действия, подрывные устройства — сюрпризы. «Проявляя сметку и изобретательность, — писал историк Н. Азясский, — партизанские умельцы усовершенствовали многие образцы имевшейся в отрядах минно-подрывной техники. В результате арсенал партизанских диверсионных групп пополнился необходимыми, порой совершенно неожиданными видами мин, секрет которых был известен только изобретателю и исполнителю диверсионной акции.

Архивные материалы, мемуарная литература, другие источники свидетельствуют о том, что в умелых руках партизанских оружейников оживала даже тяжелая боевая техника, оставшаяся в непригодном для эксплуатации состоянии в лесах Белоруссии при отступлении частей Красной Армии или захваченная у врага. Так, в 1-й Белорусской бригаде Витебской области в январе — сентябре 1942 года было отремонтировано четыре танка, четыре артиллерийских орудия, изготовлено из найденных труб три батальонных миномета. В партизанской бригаде им. М.В. Фрунзе Витебской области было восстановлено несколько отечественных пушек и подбитый немецкий танк, а в Сенненской бригаде этой же области — средний танк Т-34 и бронемашина. Из отремонтированных орудий и минометов во многих партизанских формированиях организовывались артиллерийские батареи, а в бригадах Лепельской им. И.В. Сталина, Россонской им. И.В. Сталина и Чашникской «Дубова» были сформированы даже артиллерийские дивизионы. Восстановленная техника использовалась партизанами при разгроме фашистских гарнизонов и во время других боевых операций.

Деятельность оружейных мастерских на временно оккупированной территории Белоруссии является свидетельством мужества и силы духа советских людей, не покорившихся врагу, изыскивавших любую возможность для нанесения ущерба захватчикам. Об одном из таких партизанских умельцев хочется рассказать поподробнее.

Судьба человека порой совершает такие крутые повороты, которые не способно нарисовать самое богатое воображение. Именно так случилось с инженером-железнодорожником Тенгизом Евгеньевичем Шавгулидзе.


Т.Е. Шавгулидзе

Поначалу жизнь его складывалась как нельзя лучше. 1937 год семья Шавгулидзе отметила радостным событием: молодой Тенгиз успешно окончил Московский электромеханический институт инженеров транспорта. Особую гордость за сына ощущал его отец Евгений Ананьевич — простой машинист локомотива и одновременно талантливый изобретатель-самоучка. Вскоре молодой Шавгулидзе зарекомендовал себя достойным преемником своего отца. В первый же год после института вместе с отцом нашел удачное техническое решение, а чуть позже получил самостоятельное авторское свидетельство.

Семейный фонд изобретений, наверняка, продолжал бы пополняться, если бы не война. Она поломала далеко идущие планы, нарушила размеренную жизнь, заставила выбросить из головы идеи, которые в недалеком будущем обещали воплотиться в реальные конструкции.

28-летний старший инженер-диспетчер Центрального паровозного управления НКПС в Москве Т. Шавгулидзе надел военную форму еще до начала войны. Призванный в Красную Армию, лейтенант Шавгулидзе стал командиром тягового взвода железнодорожного полка. 22 июня 1941 года он встретил на Украине. В это жаркое лето он оказался в самом пекле ожесточенных боев, а потом и в окружении. Не всем посчастливилось выйти из него. Раненный, потерявший сознание, Тенгиз попал в фашистский плен. В лагере для военнопленных он мечтал лишь об одном — о побеге. С помощью подпольщиков в июне 1942 года, вырвавшись наконец на свободу, он оказался в Белоруссии и вступил в партизанский отряд. Первое же его участие в боевой операции убедило, что на этого человека можно положиться в любой, самой опасной и критической ситуации.

Творческая мысль, мастерство Тенгиза проявились в отряде в первые же дни, когда командование поручило ему организовать ремонт и восстановление оружия и военного имущества. Товарищи искренне удивлялись, как легко возвращал Шавгулидзе в строй вроде бы безнадежно разбитый пулемет или автомат, осваивал трофейное оружие. Способности Шавгулидзе, буквально начиненного самыми разнообразными идеями, к техническому творчеству были сразу же замечены партизанами. Однако на свои горячие просьбы отправить его вместе с диверсионной группой на боевое задание Тенгиз получал неизменный отказ. Командование высоко ценило Шавгулидзе за незаурядную техническую смекалку, столь необходимую в отряде. Не случайно за ним закрепилась репутация «главного изобретателя» и даже «главного инженера».

Уже вскоре он был выдвинут командованием на должность инструктора подрывного дела при штабе Минского партизанского соединения. С приходом технического специалиста оживилась работа оружейных мастерских, созданных с весны 1942 года во многих партизанских формированиях, дислоцировавшихся в южной части Минской и на севере Полесской областей. Под руководством Шавгулидзе в отрядных и бригадных мастерских было налажено изготовление боевых средств и вооружения. А спустя еще немного времени по его инициативе в белорусских лесах и деревнях, свободных от оккупантов, заработали партизанские мастерские: токарные, столярные, кузнечные, слесарные. Они не только выполняли срочный ремонт, но и производили по заказам партизанского командования сконструированные самим Тенгизом предметы вооружения, боеприпасы.

Первый заказ поступил от подрывников. В 1942 году железные дороги оккупированной Белоруссии были перегружены германскими воинскими эшелонами. С небольшими интервалами эшелоны, забитые солдатами, танками, пушками, боеприпасами, автомашинами, шли и шли на Восточный фронт. Рискуя жизнью, партизаны старались сделать все для того, чтобы как можно меньше составов достигали места назначения. Даже израсходовав последнюю взрывчатку, подрывники, возглавляемые отважным командиром, впоследствии Героем Советского Союза Григорием Аркадьевичем Токуевым, не прекращали своих опасных операций. Вооружались ломами, гаечными ключами, извлекали из шпал костыли, нарушали соединения рельсов. Порой такая затяжная работа прерывалась встречей с фашистскими патрулями, перестрелками, после которых редела группа подрывников.


Партизанские командиры. Минская область.
1944 год

Поэтому зимой 1942/1943 года в условиях острого недостатка взрывчатых веществ, испытываемого народными мстителями, партизанский умелец выдвинул и осуществил на практике оригинальную идею: пускать под откос эшелоны врага при помощи специального приспособления, действующего по принципу железнодорожной переводной стрелки.

Шавгулидзе попросил командира достать кусок железнодорожного рельса. Уже на следующий день подрывники притащили кусок рельса, снятого с бездействующей железнодорожной ветки. Клин отковывался по его эскизам и чертежам в кузнице д. Комаровичи (ныне Петриковский район Гомельской области) бригадой кузнецов под руководством Алексея Ивановича Швецова. По словам Т.Е. Шавгулидзе, который считал А.И. Швецова соавтором клина, это был кузнец-виртуоз. Этот партизан пережил страшную личную трагедию. Каратели живьем сожгли его семью — жену с грудным ребенком и ее мать. Справиться с горем могла помочь только месть врагу. Несколько часов провел Шавгулидзе в кузнице вместе с искусным колхозным, а теперь партизанским кузнецом Шевцовым, который отковал по его эскизам то, что позже назвали «клином».

Это приспособление, разработанное Шавгулидзе, представляло собой металлическое устройство весом около 18-20 кг. Оно состояло из клина и откосной рейки, закрепленных на одной основе, строго подогнанной к размеру железнодорожного рельса. На его установку и крепление к рельсам болтами требовалось лишь несколько минут. Наезжая на клин, переднее колесо паровоза накатывалось на наклонную плоскость, поднимаясь по ней, буртик бандажа выходил из соприкосновения с рельсом, сдвигаясь в сторону, и колеса паровоза и вагонов по откосной рейке переводились с внутренней на наружную сторону рельса. Эшелон противника шел под откос.

Подрывники незамедлительно приняли клинья на вооружение. Клинья Шавгулидзе, изготовлявшиеся в большом количестве партизанскими мастерами, стали грозным оружием диверсионных групп, наносили фашистам немалый урон. Диверсии показали, что применение «переводной стрелки Шавгулидзе» давало лучшие результаты, чем употребление взрывчатых веществ. Дело в том, что в момент взрыва мины под паровозом нарушалась линия воздушных тормозов, которые автоматически срабатывали, и последние вагоны эшелона оставались невредимыми. Наскочив же на клин, состав разрушался полностью, особенно если насыпь была высокой, а скорость движения большой.

В боевой характеристике Т.Е. Шавгулидзе, подписанной командиром партизанского соединения И.Вольским и начальником штаба соединения Г. Гнусовым, сообщалось: «За время действий в партизанских отрядах Шавгулидзе работал над изобретением средств борьбы по разрушению тыла и коммуникаций противника. Тогда, когда не было взрывчатых веществ, он изобрел клин для производства крушения вражеских эшелонов и сам с группой подрывников этими клиньями произвел два крушения вражеских эшелонов с живой силой и передвигающейся к линии фронта кавалерийской частью противника. Изобретенные Шавгулидзе клинья применялись партизанскими отрядами Минской области в зиму 1942/1943 г.».

Условия военного времени вынуждали талантливых изобретателей проводить разработку ручных гранат без участия конструкторских организаций. Учитывая постоянную потребность партизан в этом оружии, Шавгулидзе стал работать над созданием ручной гранаты из имевшихся на месте материалов. Гранаты считались узким местом в партизанском соединении. Их мечтал иметь как можно больше каждый партизан: разведчик, подрывник и просто боец. Того количества, которое пересылалось с Большой земли, явно не хватало.

Шавгулидзе понимал: чтобы организовать массовое производство ручных гранат собственными силами, необходимо прежде всего придумать подходящую конструкцию. Начал с эскизных набросков, математических расчетов. Одновременно подбирал материалы: трубы определенного размера для изготовления корпусов гранат, капсюли-детонаторы, бикфордов шнур. Нашлась и взрывчатка: при очередной вылазке партизаны захватили вражеский склад с авиабомбами, начинка которых вполне удовлетворила инженера.


Партизанский пулеметчик.
1944 год

Однако практически осуществить замысел оказалось далеко не просто. Встретилось много «но». Ведь партизанам требовались гранаты безотказные в действии, безопасные в обращении, эффективные, легкие и непременно простые в изготовлении. Кроме того, их намечалось выпускать не десятки, не сотни — тысячи штук, что, в свою очередь, рождало немалые трудности в разработке технологии. Словом, задача содержала множество неизвестных, и решал ее не коллектив специального конструкторского бюро, а инженер-железнодорожник, не имевший ранее никакого отношения к созданию боеприпасов. Шавгулидзе удалось добиться успеха там, где по меркам мирного времени понадобилось бы объединить усилия специалистов разных профессий, располагавших необходимой технической документацией, экспериментальной базой.

Весной 1943 года он сконструировал свою первую гранату: для корпуса использовались обрезки водопроводных труб, начиненных взрывчатым веществом (выплавляемым из немецких авиабомб), кусков железа и проволоки. В качестве запала использовались бикфордов шнур (как замедлитель) и капсюль-детонатор.

Испытания опытной партии гранат Шавгулидзе превзошли все ожидания. Ознакомившись с их результатами, первый секретарь ЦК КП(б)Б П.Пономаренко написал в штаб соединения: «Необходимо широко внедрить это изобретение среди белорусских партизан». Вскоре партизанские мастерские, специально созданные для этой цели, освоили массовое производство «партизанских гранат Шавгулидзе» под непосредственным контролем их автора.

По распоряжению Минского подпольного обкома партии образцы гранат ПГШ доставили в Центральный штаб партизанского движения, где их тщательно проверили, всесторонне испытали. Заместитель начальника инженерно-технического отдела штаба инженер-майор А.И. Иволгин 9 июля 1943 года писал в заключении: «…Самое ценное свойство гранаты — возможность изготовления ее на месте. Представляется жизненно необходимым всякую попытку наладить местное производство в условиях партизанских отрядов не только поддержать, но и поощрить». Заключение А.И. Иволгина содержало практические советы, как достичь еще большей простоты, эффективности, надежности гранат. Так проблема с гранатами была успешно решена.

Добровольные помощники партизанского инженера оперативно добывали по намеченному им перечню нужные материалы — они не являлись дефицитом. Специальная технология, разработанная Шавгулидзе, позволила быстро освоить в мастерских не такие уж сложные операции, связанные с изготовлением деталей и сборкой гранат. При этом строго соблюдались правила безопасности.

С 10 мая по 25 августа 1943 года только в партизанских мастерских Минского соединения было изготовлено 2000 гранат Шавгулидзе, а в октябре-декабре — еще более 11 000. В боях гранаты Шавгулидзе находили самое широкое применение.

Партизаны зачастую предпочитали их даже изготовлявшимся на заводах, так как эти «самоделки» обладали значительно большей разрушительной силой. Об этом свидетельствует, в частности, боевая операция по разгрому вражеских гарнизонов на станциях Фаличи и Самой, проведенная в начале июня 1943 года 25-й партизанской бригадой им. П.К. Пономаренко. В ночном бою бойцы бригады с помощью гранат Шавгулидзе уничтожили несколько эшелонов с живой силой и техникой противника, подорвали два железнодорожных моста, разрушили пристанционные пути, нарушили телефонную связь. По отзывам партизан, гранаты действовали превосходно, ни одна из них не подвела.

Широко использовали народные мстители в своей боевой деятельности и хитроумные мины, изготовленные талантливым изобретателем.

С помощью одной из них (мины-сюрприза) весной 1943 года партизаны разгромили немецкий гарнизон в д. Филипповичи Копаткевичского района. Подпольщики, действовавшие в гарнизоне по заданию из леса, сумели подбросить в боекомплект станкового пулемета, находившегося в дзоте на главном направлении партизанского удара, винтовочный патрон, начиненный Шавгулидзе вместо пороха — взрывчаткой. При первой же очереди пулемет был выведен из строя. Это во многом предрешило исход боя, сберегло жизнь многим участникам штурма.


7,92-мм чехословацкий авиационный пулемет CZ-1930,
переделанный советскими партизанами Белоруссии
в станковый пулемет, смонтированный на колесном станке
пулемета «Максим» обр. 1910 года

Очередным изобретением инженера стал партизанский ружейный гранатомет. Партизаны попросили его придумать приспособление, которое позволяло стрелять гранатами. И хотя Шавгулидзе в общих чертах представлял себе штатный винтовочный гранатомет для стрельбы ружейными гранатами, многое пришлось домысливать самому. Основу самодельного приспособления он нашел в 45-мм стреляной артиллерийской гильзе, смонтированной на стволе 7,62-мм укороченной винтовки образца 1891/30 гг. Прикинул, рассчитал, изготовил опытные образцы. Проверил их стрельбой. Получилось то, что нужно. Партизан устраивали и дальность стрельбы гранат — 400-500 метров, и радиус поражения. Какая паника поднималась на шоссейных дорогах, когда на колонну машин с фашистами сыпался из леса град таких «гостинцев».

Оружие, созданное в годы войны инженером Т.Шавгулидзе, получило широкое признание. Творческие и боевые заслуги партизанского оружейника высоко оценила Родина. Шавгулидзе был награжден орденом Красного Знамени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени. Кроме того, деятельность изобретателя была высоко оценена командованием Красной Армии и партизанского движения. В приказе командующего артиллерией РККА Главного маршала артиллерии Н.Воронова в апреле 1945 года отмечалось: «Автор разработал и применил в тылу врага несколько типов партизанских боевых средств. Указанные средства применялись партизанами Белоруссии и дали хороший боевой эффект. В условиях тыла противника стало возможным в партизанских мастерских изготовлять эти средства и обеспечивать боевые задания». По приказу Воронова Шавгулидзе было выплачено крупное денежное вознаграждение.

В настоящее время ручные гранаты, партизанский гранатомет, клин для сбрасывания эшелонов под откос, изготовленный кузнецом-виртуозом А.И. Швецовым, и некоторые другие изобретения Т.Е. Шавгулидзе выставлены в экспозиции Центрального музея Вооруженных сил.

В 1944 году Белоруссия была очищена от фашистских захватчиков. По-разному складывались дальнейшие судьбы партизан. Одни в составе регулярных частей продолжали сражаться с врагом, другие занялись возрождением разрушенного войной хозяйства. Шавгулидзе отозвали в Наркомат путей сообщения.

И снова начал слаженно работать дуэт талантливых умельцев. Одно за другим авторские свидетельства пополняли семейный патентный фонд. Созданные совместно отцом и сыном, в соавторстве с товарищами и единолично, конструкции разных систем всякий раз являли собой новое слово в технике. До сих пор на каждом отечественном локомотиве стоит сконструированный в 1958 году отцом и сыном Шавгулидзе и В. Гринио кран вспомогательного тормоза, значительно улучшающий управление.

Надежные устройства разработал Тенгиз Евгеньевич для поездов метрополитена. Теперь они оберегают пассажиров метро от неприятных неожиданностей, гарантируют быстрое и плавное гашение скорости поезда при торможении.

Одно из таких устройств — воздухораспределитель, над созданием которого Шавгулидзе трудился без малого 15 лет. Его можно с полным основанием назвать мозгом всей тормозной системы, управляющим процессами остановки поезда, обеспечивающим ее плавность, стопроцентную надежность, короткий тормозной путь.

Все образцы, вышедшие из конструкторского бюро, которое длительное время возглавлял Тенгиз Евгеньевич, успешно используются в нашем народном хозяйстве. В 1974 году Т.Е. Шавгулидзе оставил работу, государство назначило ему персональную пенсию. К этому времени на счету заслуженного изобретателя РСФСР было 85 изобретений.

Сергей Монетчиков
Фото из архива автора
Братишка 05-2007

weaponland.ru

Противотранспортная партизанская мина c замыкателем КЗ (Советские и Российские мины)

Мина предназначена для выведения из строя железнодорожного подвижного состава способом взрывного разрушения рельс с последующим крушением движущихся по рельсам локомотивов и вагонов.

Эта мина была разработана в 1942 году полковником И.Г. Стариновым и предназначалась для использования партизанскими отрядами и специальными саперными группами Красной Армии для совершения диверсий на железной дороге.

Номенклатурного обозначения мина не получила, т.к. в табели снабжения войск включена не была и изготавливалась из комплектующих непосредственно в партизанских отрядах.

Мину отличает простота конструкции, требующая для своего изготовления лишь 40-50 см. изолированного провода и обычной плоской батарейки для карманного фонарика напряжением 3.7 вольт ( КБС-Л-0,50 или КБС-Х-0,50). Из промышленных материалов для этой мины требуется только взрывчатка  и электродетонатор.

Конструктивно мина представляет собой одну или несколько тротиловых шашек, в одну из которых вставлен электродетонатор. Один провод электродетонатора припаивается к одному их контактов батарейки, а второй прикручивается к двойному изолированному проводу от домашней электропроводки. Второй провод также припаивается к другому контакту батарейки. свободные концы провода защищаются на 1-2 см. и покрываются каждый отдельно легкоразрушаемой изоляцией ( воск, садовый вар, смола). Это и есть замыкатель колесный КЗ.

Мина доставляется к месту диверсии в собранном виде, но заряд доставляется отдельно. При установке мины заряд укладывается под рельс, либо привязывается к стойке рельса. Батарейка обычно привязывается к заряду, либо укладывается рядом. Концы провода укладываются на головку рельса.

При наезжании колеса поезда на концы провода происходит разрушение изоляции и они перемыкаются между собой через рельс или непосредственно. Под воздействием тока батарейки электродетонатор взрывается, вызывая взрыв заряда мины.

На рисунке слева показан вариант размещения мины с зарядом массой 1 кг. под рельсом. Замыкатель КЗ выведен на головку рельса и подсунут под бечевки, удерживающие мину в нужном положении

Масса заряда определяется, исходя из наличия взрывчатых веществ. Минимальный заряд составляет 200 грамм (малая тротиловая шашка). В этом случае при установке мины следует обращать внимание на то, чтобы мина не оказалась над шпалой. Иначе из-за того, что пробитое в стойке отверстие будет недостаточно велико (около 9х4.5 см.) и несущая способность рельса будет ослаблена мало, переламывание рельса под вагоном может не произойти.

Оптимальным зарядом при закреплении его у стойки следует считать заряд массой 600 грамм (1 большая и 1 малая шашка). В этом случае стойка рельса пробивается полностью ( отверстие размером 10х7.5 см.) что обеспечивает переламывание рельса во всех случаях.

Если мина укладывается под рельс, то оптимальный заряд 1 кг. (четыре больших и две малых шашки). Это обеспечивает разрушение нижней части рельса и частично стойки. Под действием поездной нагрузки рельс переламывается и происходит сход состава с дороги.

Тактико-технические характеристики противотранспортной партизанской мины с замыкателем КЗ
Тип мины……………………………………………………………………….    противотранспортная противопоездная
Корпус………………………………………………………………….    не имеет
Масса……………………………………………………………………    0.3-5.4 кг.
Маса заряда ВВ (тротил)…………………………………………..    0.2-5.3 кг.
Размеры………………………………………………………………..    определяются масой и формой заряда.
Тип датчика цели……………………………………………………    нажимной  электроконтактный
Чувствительность датчика цели………………………………….    не определялась
Температурный диапазон применения…………………………    -5 — +40 град.
Неизвлекаемость……………………………………………………..    нет
Необезвреживаемость……………………………………………….    нет
Самоликвидация/самонейтрализация…………………………..    нет
Время боевой работы………………………………………………..    не определялось

Мина по своей надежности и конструкции небезупречна. Она не может применяться при отрицательных температурах из-за замерзания батарейки, в сырых местах, во время дождя и даже ночью до выпадения росы из-за того, что происходит слишком большая утечка тока по причине промокания изоляции и повышенного саморазряда батареи при попадании на нее влаги. Кроме того, в партизанских отрядах   редко где имелись возможности для паяльных работ. Да и батарейки в военное время были очень большим дефицитом, особенно для партизан. Несколько повышало надежность мины использование 5-вольтовой батареи СБС, которая, однако, была значительно более крупная по размерам. В ход шли любые доступные источники тока, пайку заменяли скручиванием проводов. Однако, надежность мины оставляла желать лучшего. Куда проще и надежнее были противотранспортные партизанские мины Вариант 1 и Вариант 2, которые не требовали дефицитных батареек и были безопаснее в обращении.

Заметки на полях.Оно, конечно, не сложно додумать и довести мину до ума с тем, чтобы сделать обращение с ней и более удобным и более безопасным. Например , заливать батарейку с ее контактами смолой или воском, обертывать мину промасленной или просмоленной мешковиной, сделать отводной разрыв провода с тем, чтобы замыкать его после того, как мина установлена и замаскирована.

Однако, это не дело минера, заниматься изобретательством и рационализаторской работой в тылу врага. Да и стоило бы Старинову помнить, что далеко не все партизаны знакомы с электротехникой и имеют навыки работы с паяльником, имеют под рукой и канифоль и припой. У многих из них образования было 3-4 класса. Им требовались простые, подробные и точные инструкции. То, что квалифицированному опытному офицеру-саперу кажется простым и понятным, может поставить в тупик людей, которых только военная нужда заставила стать минерами и для которых электротехника была далеко не самым знакомым делом.

В реальности эта мина не нашла совершенно никакого применения в партизанских отрядах и очень ограниченное применение группами гвардейских минеров. Если последние еще могли рассчитывать на получение очень ограниченного количества батареек для карманных фонариков и электропроводов, то партизанам взять все это было просто негде. В поставках минно-взрывных средств партизанам преобладала взрывчатка и простые средства взрывания — капсюля-детонаторы, огнепроводный (бикфордов) шнур, детонирующий шнур, взрыватели МУВ,ВПФ, ПВ-42.

Веремеев Ю.Г.
Сапер

shooting-iron.ru

Противотранспортная партизанская мина (вариант 2) (Советские и Российские мины)

Мина предназначена для выведения из строя железнодорожного подвижного состава способом взрывного разрушения рельс с последующим крушением движущихся по рельсам локомотивов и вагонов.

Эта мина была разработана в 1942 году и предназначалась для использования партизанскими отрядами и специальными саперными группами Красной Армии для совершения диверсий на железной дороге.

В ряде источников мина может встречаться под иными названиями — «противопоездная мина», «железнодорожная мина», «нахальная мина», «поездная партизанская мина» и др.

Номенклатурного обозначения мина не получила, т.к. в табели снабжения войск включена не была и промышленностью серийно не производилась. Всякий раз заказ на изготовление и комплектование этих мин являлся разовым, исходил от конкретных воинских частей и размещался в различного рода местных мастерских, включая армейские. Во многих случаях изготовление по чертежам и описаниям производилось непосредственно в партизанских отрядах. Поэтому, внешний вид некоторых мин может несколько отличаться от описываемого в данной статье, т.к. в отрядах исходили из наличия материалов, инструмента и конкретных задач.

Мину отличает предельная простота конструкции и возможность изготовления из подручных материалов минимальным количеством инструментов. Из промышленных материалов для этой мины требуется только взрывчатка, два капсюля-детонатора КД№8 и 20 см. отрезок детонирующего шнура.

Конструктивно мина состоит из фигурной скобы, сделанной из кровельного железа. В   трубкообразный изгиб на верхней части вставляется капсюль-детонатор, насаженный на конец детонирующего шнура. В нижнюю часть скобы вставляется заряд взрывчатого вещества (прессованный тротил в шашках по 200 и 400 грамм). В шашку вставляется  второй капсюль-детонатор, насаженный на второй конец детонирующего шнура.

Мина доставляется к месту диверсии в разобранном виде. Собирается уже в непосредственной близости от места установки. При установке мины верхняя часть скобы набрасывается на рельс так, что ее конец охватывает головку рельса, а заряд прижимается в стойке рельса. Для надежности удержания и более плотного прижимания заряда к стойке рельса рекомендуется под заряд подсунуть деревянный клинышек. Затем  один капсюль-детонатор вставляется в трубкообразный изгиб на верхней части скобы, а второй в гнездо шашки, вставленной в нижнюю часть скобы. Если имеется возможность, то заряд следует заложить глиной, засыпать грунтом, т.е. сделать так называемую забивку. Это усилит действие заряда на рельс.

Капсюль-детонатор в верхней части мины играет роль датчика цели, а детонирующий шнур вместе с обеими капсюлями-детонаторами роль взрывного механизма. При наезде колеса на конец капсюля-детонатора, он, вследствие грубой деформации взрывается,  и инициирует взрыв детонирующего шнура, по которому детонация передается в капсюль-детонатор, вставленный в заряд. Происходит взрыв заряда, в результате чего пробивается отверстие в стойке рельса и теряется его прочность. Давление колес состава на рельс приводит к его переламыванию, следствием чего является сход поезда с рельс.

Масса заряда определяется, исходя из наличия взрывчатых веществ. Минимальный заряд составляет 200 грамм (малая тротиловая шашка). В этом случае при установке мины следует обращать внимание на то, чтобы мина не оказалась над шпалой. Иначе из-за того, что пробитое в стойке отверстие будет недостаточно велико (около 9х4.5 см.) и несущая способность рельса будет ослаблена мало, переламывание рельса под вагоном может не произойти.

Оптимальным зарядом следует считать заряд массой 600 грамм (1 большая и 1 малая шашка). В этом случае стойка рельса пробивается полностью (отверстие размером 10х7.5 см.) что обеспечивает переламывание рельса во всех случаях.

Заряд более чем 600 грамм представляется нецелесообразным, т.к. для надежного полного перебивания рельса требуется заряд 5.2 кг., который практически невозможно разместить у рельса сосредоточенно. Кроме того, теряется основное преимущество мины — быстрота установки. А результат полного перебивания рельса и его повреждения обычно всегда одинаков — сход подвижного состава с рельс.

Тактико-технические характеристики противотранспортной партизанской мины (вариант 2)
Тип мины…………………………………………………….    противотранспортная противопоездная
Корпус………………………………………………………..    не имеет
Масса………………………………………………………….    0.3-5.4 кг.
Маса заряда ВВ (тротил)…………………………………    0.2-5.3 кг.
Длина…………………………………………………………..   10 см.
Ширина………………………………………………………..    12.5 см.
Высота…………………………………………………………    11 см.
Тип датчика цели……………………………………………   нажимной
Чувствительность датчика цели………………………..    1-2 гр.
Температурный диапазон применения………………..    -40 — +40 град.
Неизвлекаемость…………………………………………….    нет
Необезвреживаемость………………………………………    нет
Самоликвидация/самонейтрализация………………….    нет
Время боевой работы……………………………………….    не определялось

По некоторым сведениям эта мина была разработана полковником Стариновым И.Г., когда был поднят вопрос об острой нехватке в партизанских отрядах взрывчатых веществ для совершения диверсий на железных дорогах, тогда как приказ НКО СССР №00189 от 5.09.42 ставил одной из основных задач партизанских отрядов нарушение коммуникаций противника. Командование РККА из за дефицита взрывчатых веществ, слабости советской военно-транспортной авиации и господства немецкой авиации в воздухе не имело возможности поставлять партизанам ВВ необходимого количества мин и зарядов. Оставшиеся на полях боев 1941 года боеприпасы были к этому времени частично собраны и уничтожены немцами, частично уже использованы партизанами.

Кроме того, рядом принимаемых мер, немцы смогли нейтрализовать обычные противопоездные мины. В частности, они поливали балласт железнодорожных путей известью, что исключало заблаговременную установку мин под шпалы; усилили патрулирование дорог, в результате чего времени на установку и маскировку мин становилось недостаточно; пропускали   перед поездами дрезины, толкающие перед собой платформы, груженные песком и щебнем, что исключало причинение взрывом мины ущерба поездам с грузами.

Одним из новых ответных способов минирования стал способ,  называемый партизанами «нахалкой» или «нахальным методом». Суть этого крайне опасного и часто смертельного для минеров способа состояла в том, чтобы притаившись у самой железной дороги, дождаться прохода патрулей, проследования контрольной дрезины, выскочить к рельсам в нескольких десятках метров перед приближающимся составом и за несколько секунд на глазах у поездной бригады установить мину. Установить, когда уже нет технической возможности остановить состав. Мина, описанная в данной статье, подходила для этой цели наилучшим образом.

От автора. Такой способ минирования фактически самоубийство. Шансов выжить у минера очень и очень немного. Его может убить охрана поезда пока он бежит к рельсам и возится на них, он может сам погибнуть при крушении состава. Наконец, его могут подстрелить, когда он оставляет место диверсии. Да и обычно очень оперативно прибывающая к месту крушения немецкая ягдкоманда не теряя времени, начинала преследование диверсионной группы. А это немцы умели делать очень хорошо. В общем, это крайний способ минной войны. Поэтому, как только отпала острая необходимость, от этих мин и от этого способа отказались. И остались эти мины только в одном или двух музеях. Ни в учебники, ни в инструкции они не попали.

Веремеев Ю.Г.
Сапер

shooting-iron.ru

Противотранспортная партизанская мина (вариант 1) (Советские и Российские мины)

Мина предназначена для выведения из строя железнодорожного подвижного состава способом взрывного разрушения рельс с последующим крушением движущихся по рельсам локомотивов и вагонов.

Эта мина была разработана в 1942 году и предназначалась для использования партизанскими отрядами и специальными саперными группами Красной Армии для совершения диверсий на железной дороге.

В ряде источников мина может встречаться под иными названиями — «противопоездная мина», «железнодорожная мина», «нахальная мина», «поездная партизанская мина» и др.

Номенклатурного обозначения мина не получила, т.к. в табели снабжения войск включена не была и промышленностью серийно не производилась. Всякий раз заказ на изготовление и комплектование этих мин являлся разовым, исходил от конкретных воинских частей и размещался в различного рода местных мастерских, включая армейские. Во многих случаях изготовление по чертежам и описаниям производилось непосредственно в партизанских отрядах. Поэтому, внешний вид некоторых мин может несколько отличаться  от описываемого в данной статье, т.к. в отрядах исходили из наличия материалов, инструмента и конкретных задач.

Мину отличает предельная простота конструкции и возможность изготовления из подручных материалов минимальным количеством инструментов. Из промышленных материалов для этой мины требуется только взрывчатка и взрыватель МУВ с запалом МД-2.

Конструктивно мина состоит из жестяной фигурной скобы и вдетого в ее трубчатую часть фигурного поворотного рычага. В нижнюю часть скобы вставляется заряд взрывчатого вещества (прессованный тротил в шашках по 200 и 400 грамм). В шашку вставляется взрыватель МУВ с Р-образной боевой чекой и запалом МД-2.

Мина доставляется к месту диверсии в разобранном виде. Собирается уже в непосредственной близости от места установки. При установке мины верхняя часть скобы набрасывается на рельс так, что ее конец охватывает головку рельса, а заряд прижимается в стойке рельса. Для надежности удержания и более плотного прижимания заряда к стойке рельса рекомендуется под заряд подсунуть деревянный клинышек. Затем из взрывателя удаляется предохранительная чека и распорная втулка. Если имется возможность, то заряд следует заложить глиной, засыпать грунтом, т.е. сделать так называемую забивку. Это усилит действие заряда на рельс.

В боевом положении поворотный рычаг возвышается над головкой рельса на 8-10 мм. Колесо локомотива или вагона наезжая на рычаг, прижимает его к рельсу. При этом, второй конец рычага, продетый в ушко Р-образной чеки, вытаскивает последнюю из ударника. Ударник бьет по запалу, вызывая его взрыв и от него взрывается заряд мины. В стойке рельса при взрыве пробивается отверстие размером 7.5х10см., что нарушает прочность рельса. Действующая на него нагрузка подвижного состава ломает рельс, что приводит к сходу поезда с рельсов и крушению.


Масса заряда определяется, исходя из наличия взрывчатых веществ. Минимальный заряд составляет 200 грамм (малая тротиловая шашка). В этом случае при установке мины следует обращать внимание на то, чтобы мина не оказалась над шпалой. Иначе из-за того, что пробитое в стойке отверстие будет недостаточно велико (около 9х4.5 см.) и несущая способность рельса будет ослаблена мало, переламывание рельса под вагоном может не произойти.

Оптимальным зарядом следует считать заряд массой 600 грамм (1 большая и 1 малая шашка). В этом случае стойка рельса пробивается полностью (отверстие размером 10х7.5 см.) что обеспечивает переламывание рельса во всех случаях.

Заряд более чем 600 грамм представляется нецелесообразным, т.к. для надежного полного перебивания рельса требуется заряд 5.2 кг., который практически невозможно разместить у рельса сосредоточенно. Кроме того, теряется основное преимущество мины — быстрота установки. А результат полного перебивания рельса и его повреждения обычно всегда одинаков — сход подвижного состава с рельс.

Тактико-технические характеристики противотранспортной партизанской мины (вариант 1)
Тип мины……………………………………………………………………    противотранспортная противопоездная
Корпус………………………………………………………………    не имеет
Масса………………………………………………………………..    0.9-6.1 кг.
Маса заряда ВВ (тротил)……………………………………….    0.2-5.2 кг.
Длина………………………………………………………………..    10 см.
Ширина………………………………………………………………    12.5 см.
Высота……………………………………………………………….    11 см.
Взрыватель…………………………………………………………    МУВ с Р-образной чекой
Запал…………………………………………………………………    МД-2
Тип датчика цели…………………………………………………    нажимной рычажный
Чувствительность датчика цели……………………………..    1-2 кг.
Температурный диапазон применения……………………..    -40 — +40 град.
Неизвлекаемость…………………………………………………    нет
Необезвреживаемость…………………………………………..    нет
Самоликвидация/самонейтрализация………………………    нет
Время боевой работы…………………………………………….    не определялось

По некоторым сведениям эта мина была разработана полковником Стариновым И.Г., когда был поднят вопрос об острой нехватке в партизанских отрядах взрывчатых веществ для совершения диверсий на железных дорогах, тогда как приказ НКО СССР №00189 от 5.09.42 ставил одной из основных задач партизанских отрядов нарушение коммуникаций противника. Командование РККА из за дефицита взрывчатых веществ и господства немецкой авиации в воздухе не имело возможности поставлять партизанам ВВ необходимого количества мин и зарядов. Оставшиеся на полях боев 1941 года боеприпасы были к этому времени частично собраны и уничтожены немцами, частично уже использованы партизанами.

Кроме того, рядом принимаемых мер, немцы смогли нейтрализовать обычные противопоездные мины. В частности, они поливали балласт железнодорожных путей известью, что исключало заблаговременную установку мин под шпалы; усилили патрулирование дорог, в результате чего времени на установку и маскировку мин становилось недостаточно; пропускали перед поездами дрезины, толкающие перед собой платформы, груженные песком и щебнем, что исключало причинение взрывом мины ущерба поездам с грузами.

Одним из новых ответных способов минирования стал способ,  называемый партизанами «нахалкой» или «нахальным методом». Суть этого крайне опасного и часто смертельного для минеров способа состояла в том, чтобы притаившись у самой железной дороги, дождаться прохода патрулей, проследования контрольной дрезины, выскочить к рельсам в нескольких десятках метров перед приближающимся составом и за несколько секунд на глазах у поездной бригады установить мину. Установить, когда уже нет технической возможности остановить состав. Мина, описанная в данной статье, подходила для этой цели наилучшим образом.

От автора. Такой способ минирования фактически самоубийство. Шансов выжить у минера очень и очень немного. Его может убить охрана поезда пока он бежит к рельсам и возится на них, он может сам погибнуть при крушении состава. Наконец, его могут подстрелить, когда он оставляет место диверсии. Да и обычно очень оперативно прибывающая к месту крушения немецкая ягдкоманда не теряя времени, начинала преследование диверсионной группы. А это немцы умели делать очень хорошо. В общем, это крайний способ минной войны. Поэтому, как только отпала острая необходимость, от этих мин и от этого способа отказались. И остались эти мины только в одном или двух музеях. Ни в учебники, ни в инструкции они не попали.

Веремеев Ю.Г.
Сапер

shooting-iron.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *