СНАРЯЖЕНИЕ НЕМЕЦКИХ ДЕСАНТНИКОВ — Амуниция и снаряжение
Необычный характер воздушно-десантных операций диктовал разработку необходимого специализированного снаряжения, что в свою очередь вело к расширению возможностей военного искусства в целомОперации германских парашютно-десантных войск во Второй мировой войне предъявляли противоречившие друг другу требования к вооружению и снаряжению. С одной стороны, парашютистам требовалась высокая огневая мощь, которую они могли бы продемонстрировать в бою, чтобы действовать решительно и с максимальной эффективностью, но, с другой стороны, доступный им арсенал
ограничивался крайне невысокой грузоподъемностью средств десантирования — как самолетов, так парашютов и планеров.
Во время десантной операции парашютист прыгал из самолета практически безоружным, если не считать пистолета и дополнительных патронташей. Когда же парашютисты вводились в бой путем планерного десантирования, вместимость и аэродинамические характеристики планеров Гота DFS-230 диктовали свои ограничения — летательный аппарат мог вместить 10 человек и 275 кг снаряжения.
Противоречие это так никогда и не удалось преодолеть, особенно в той части, которая касается полевых артиллерийских орудий и зениток. Однако располагавшие мощными техническими ресурсами немецкие компании, такие, как концерны «Рейнметалл» и «Крупп», нашли немало инновационных решений проблем, связанных с мобильностью и ударной огневой мощью парашютных частей. На земле часто было сложно отличить снаряжение парашютистов от принятого в сухопутных войсках Вермахта, однако специализированное вооружение все же появлялось, причем оно не просто увеличивало боевой потенциал парашютистов, но и влияло на развитие военного снаряжения и вооружения грядущей половины XX столетия.
Обмундирование
Защитное облачение имеет очень важное значение для того, кто прыгает с парашютом, и для парашютистов оно начиналось с высоких, закрывающих щиколотку ботинок. Они имели толстые резиновые подошвы, очень удобные, хотя не подходившие для длительных пеших переходов, и обеспечивали хорошее сцепление с полом внутри фюзеляжа самолета (поскольку в них не применялись большие сапожные гвозди, обычно характерные для такого рода обуви, поставляемой солдатам других родов войск). Изначально шнуровка находилась по бокам, чтобы избежать зацепления парашютными стропами, однако постепенно разобрались, что в этом нет необходимости, и после операций на Крите в 1941 г. изготовители стали поставлять парашютистам ботинки с традиционной шнуровкой.
Поверх боевой формы парашютисты надевали непромокаемый брезентовый комбинезон длиной до бедер. Он подвергался разным усовершенствованиям и был призван обеспечивать дополнительную защиту от влаги при прыжках, а также больше подходил для того, чтобы надевать на него подвесную систему.
Поскольку приземление всегда являлось одним из самых рискованных этапов прыжка для парашютиста, его форма снабжалась специальными наколенниками и налокотниками. Штанины комплекта боевой формы имели по бокам на уровне коленей небольшие прорези, в которые вставлялись брезентовые утолщения, подбитые растительным пухом. Дополнительную защиту давали внешние «амортизаторы» из покрытой кожей пористой резины, которые фиксировались с помощью ремешков или завязок. (Как от утолщений, так и от самого комбинезона после приземления обычно избавлялись, хотя комбинезон иногда оставляли, чтобы надевать поверх него портупею.) Брюки имели небольшой кармашек как раз над уровнем колен, в который помещался важный для десантника нож-стропорез.
Нож стропорез Fliegerkappmesser – FKM
1 — Каска М38
2 — Прыжковая блуза с «оскольчатым» узором с нарукавными знаками различия
3 — Брюки M-37
4 — Противогаз M-38 в брезентовой сумке
5 — 9 mm MP-40 SMG
6 — Подсумки для магазинов к MP-40 на поясе
7 — Фляга
8 — Сухарная сумка М-31
9 — Складная лопата
10 — Бинокль Ziess 6×30
11 — Ботинки
По мере того как война набирала темп, форма парашютистов приобретала все больше отличительных признаков обмундирования солдат сухопутных войск. Этот повидавший виды солдат, однако, по-прежнему носит свою особенную парашютистскую каску, по которой десантников легко было узнать среди прочих немецких частей.
Наверное, самым важным элементом защитного снаряжения. незаменимым как для прыжков, так и для боя, являлась специфическая десантная каска. В общем и целом она представляла собой обычную каску немецкого пехотинца. но без козырька и опускавшихся вниз полей, защищавших уши и шею, снабженную амортизирующим подшлемником и прочно фиксирующим ее на голове бойца подбородным ремешком.
Немецкая десантная каска
Подшлемник парашютного шлема
Схема устройства немецкой десантной каски
Поскольку в большинстве случаев парашютистам приходилось довольно длительное время вести бои без возможности получить снабжение, важной для них считалась способность нести большое количество дополнительных боеприпасов.
Немецкий десантник с патронташем
Парашютистский патронташ специальной конструкции имел 12 кармашков, соединявшихся по центру брезентовым ремешком, который накидывался на шею, а сам патронташ свисал на грудь так, что боец имел доступ к кармашкам с двух сторон. Патронташ позволял парашютисту нести около 100 патронов для винтовки Каг-98к, которых должно было хватить ему до следующей выброски снаряжения или прибытия подкреплений. Позднее в процессе войны появились патронташи с четырьмя большими кармашками, в которых помещалось до четырех магазинов для винтовки FG-42.
Парашюты
Первым парашютом, поступившим на вооружение германских десантников, стал ранцевый парашют принудительного раскрывания RZ-1. Созданный по заказу Управления технического снаряжения Министерства авиации в 1937 г., RZ-1 имел купол диаметром 8,5 м и площадью 56 кв. метров. При разработке данного средства десантирования за основу была принята итальянская модель «Сальваторе», в которой стренги парашюта сходились в одной точке и от нее V-образиой тесьмой крепились к поясу на талии парашютиста двумя полукольцами. Неприятным следствием такой конструкции являлось то, что парашютист повисал на стропах в нелепом наклонном положении лицом к земле — это также обуславливало технику совершения прыжка головой вперед из самолета, чтобы снизить воздействие рывка при раскрытии парашюта. Конструкция заметно уступала парашюту фирмы «Ирвин», которым поль.зов;1лись парашютисты союзников и летчики Люфтваффе и который давал возможность человеку находиться в вертикальном положении, будучи поддерживаемым четырьмя вертикальными лямками. Кроме всего прочего, таким парашютом можно было управлять, подтягивая поддерживающие стропы подвесной системы, что позволяло разворачиваться по ветру и контролировать направление спуска. В отличие от десантников большинства других стран германский парашютист не мог оказывать никакого влияния на поведение парашюта, так как не имел возможности даже дотянуться до лямок у себя за спиной.
Еще одним недостатком RZ-1 были четыре пряжки, которые предстояло расстегнуть десантнику, чтобы освободиться от парашюта, не оснащенного в отличие от аналогичного рода изделий союзников системой быстрого сброса. На практике это означало, что парашютиста часто тащило по земле ветром, в то время как он предпринимал отчаянные усилия для того, чтобы поскорее расстегнуть пряжки. В таких ситуациях бьио проще перерезать стропы парашюта. С этой целью у каждого парашютиста начиная с 1937 г. имелся «каппмессер» (нож-стропорез), хранившийся в специальном кармашке брюк боевого обмундирования. Лезвие пряталось в ручке и открывалось простым поворотом ее вниз и нажимом на фиксатор, после чего лезвие вставало на место под действием силы тяжести. Это означало, что нож позволял применять его одной рукой, что делало его важным предметом в наборе средств десантирования.
Вслед за RZ-1 в 1940 г. пришел RZ-16, отличавшийся несколько усовершенствованной подвесной системой и техникой действия вытяжного фала. Между тем основным парашютом до конца войны оставался поступивший на вооружение в 1941 г. RZ-20. Одним из его главных достоинств являлась более простая система пряжек, которая вместе с тем строилась на все той же проблематичной конструкции «Сальваторе».
Система быстроразъемных пряжек на немецком парашюте RZ20
Немецкий парашют RZ-36
Позднее производился и другой парашют, RZ-36, который, однако, нашел лишь ограниченное применение в ходе операции в Арденнах. Треугольной формы RZ-36 помогал контролировать «раскачивание маятника», типичное для парашютов предыдущих моделей.
Несовершенство парашютов серии RZ, не могло не скатываться на эффективности десантных операций, проводимых с их применением, особенно в том, что касалось полученных при приземлении травм, вследствие чего сокращалось количество бойцов, способных принимать участие в боевых действиях после высадки.
Немецкие десантные контейнеры
Немецкий контейнер для десантирования снаряжения
В ходе парашютно-десантных операций практически все вооружение и снабжение сбрасывалось в контейнерах. До операции «Меркурий» существовали контейнеры трех габаритов, при этом меньшие применялись для транспортировки более тяжелых военных грузов, таких, как, скажем, боеприпасы, а большие — для более крупных, но легких. После Крита эти контейнеры были стандартизированы — длина 4,6 м, диаметр 0,4 м и вес груза 118 кг. Для защиты содержимого контейнера в нем имелось дно из гофрированного железа, которое сминалось при ударе и выполняло функцию амортизатора. Кроме того, грузы прокладывались резиной или войлоком, а сами контейнеры за счет подвески поддерживались в заданном положении или же помещались внутрь других контейнеров.
Откопанный из земли десантные контейнеры
Взводу из 43 человек требовалось 14 контейнеров. Если отсутствовала необходимость вскрывать контейнер немедленно, его можно было нести за ручки (всего четыре) или же катить на тележке с резиновыми колесами, входившей в комплект каждого контейнера. Одной из версий служил контейнер в форме бомбы, он применялся для легких грузов, которые было трудно повредить. Они выбрасывались с самолетов как обычные бомбы и, хотя оснащались тормозным парашютом, не имели системы амортизаторов.
Немецкий десантный контейнер для снаряжения найденный в реке черными копателями
xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai
Немецкие парашютисты в Голландии: удар с неба
В апреле-мае 1940 года немецкие парашютисты высадились на аэродромах Норвегии, захватили бельгийский форт Эбен-Эмаэль и мосты через канал Альберта. Всё это были тактические победы, хотя и обеспечившие успех вермахта на оперативном уровне. Но при подготовке майской кампании 1940 года немецкое командование разработало и более масштабную воздушно-десантную операцию. Ее целью стало обеспечение максимально быстрого захвата Голландии – страны с богатыми военными традициями, сильными укреплениями, современным вооружением и 240-тысячной армией.
Десантники впереди танков
Голландия не имела столь мощных укреплений, как бельгийские, но ее сердце было защищено сетью рек и каналов, а также заливом Зейдер-Зее. Голландская армия не планировала оборонять всю страну, рассчитывая укрыться за этими преградами – по традиции голландцы полагались более на воду, чем на сушу.
Чтобы добраться до Гааги (одной из главных целей наступления), соединениям правофланговой 18-й немецкой армии группы армий «Б» требовалось преодолеть нижнее течение Мааса, Ваала и Рейна. Для захвата мостов в Мурдейке (через Маас), Дордрехте (через Ваал) и Роттердаме (через Нижний Рейн) немецкое командование решило задействовать силы 22-й воздушно-десантной дивизии (22. Infanterie-Division (Luftlande)). Наконец, запланированная высадка воздушного десанта в самой Гааге давала шанс захватить военное руководство и правительство Голландии, обезглавив вражескую армию и заставив голландцев прекратить борьбу.
Источник – waroverholland.nl
В Мурдейке, Дордрехте и Роттердаме парашютисты должны были удерживать мосты до подхода с юга 9-й танковой дивизии, двигавшейся между Эйндховеном и Бокстелем. В случае успеха десантников для немецкой армии открывалась свободная дорога на Гаагу. Для операции предназначалась вся 22-я воздушно-десантная дивизии (16-й, 47-й и 65-й пехотные полки) общей численностью до 9500 человек. Кроме того, здесь должна была действовать основная часть 7-й авиационной дивизии – 1-й и 2-й парашютные полки (около 3000 человек). Десантникам предписывалось высадиться в ключевых пунктах вдоль шоссе от Мурдейка до Гааги, а также на аэродромах вокруг самого города.
Парашютами оснащались лишь 47-й и 65-й полки, которые должны были выбрасываться первыми для захвата взлетных полос, мостов и ключевых пунктов вражеской обороны. Подкрепление к ним доставлялось посадочным способом – на транспортных самолетах, которые предполагалось сажать на захваченные аэродромы или подходящие участки местности. Основной транспортной машиной являлся тихоходный Ju.52 – для операции выделялось лишь 430 таких самолетов, за один раз они могли взять порядка 5500 человек. Таким образом, переброска посадочного десанта требовала не менее трех рейсов. Кроме того, в боях против голландцев было задействовано свыше тысячи бомбардировщиков и истребителей – в том числе, двухмоторные Me.110, способные долго находиться в воздухе и оказывать поддержку десанту, атакуя наземные цели. В отличие от высадки в районах Эбен-Эмаэля и канала Альберта, использовать десантные планеры не предполагалось.
Высадка в Мурдейке
С мостами в деревне Мурдейк у немцев проблем не возникло – утром 10 мая они были захвачены 2-м батальоном 1-го парашютного полка под командованием капитана Прагера (численность – около 600 человек). К этому моменту Прагер уже был смертельно болен – у него диагностировали рак прямой кишки, и он буквально сбежал из госпиталя, когда узнал, что жить осталось недолго. 19 июня 1940 года Прагер был произведен в майоры, а 3 декабря умер.
Майор Прагер с Железным крестомИсточник – Chris Ailsby. Hitler’s Sky Warriors
В 5:40 по берлинскому времени парашютисты Прагера высадились на оба берега реки Голландше Дип (так именовалось устье Мааса), имевшей здесь около километра в ширину. Чтобы избежать разброса при посадке, десантники прыгали с очень малой высоты (около 200 м). Почти без боя они захватили оба параллельных моста – старый железнодорожный и шоссейный, построенный в 1936 году.
Мосты оборонял голландский пехотный батальон численностью около 350 человек при двух 57-мм пехотных пушках и двенадцати станковых пулеметах. В случае нападения немцев его должен был сменить 6-й пограничный батальон (750 человек), поэтому пехотинцы оказались не готовы к обороне и под немецкой бомбардировкой даже не успели занять окопы с южной стороны моста.
Мосты в Мурдейке. Немецкая аэрофотосъемка, север – внизу. С обоих концов моста видны купола спускающихся парашютовИсточник – waroverholland.nl
Впрочем, оборонять мост голландцы и не собирались – при наступлении противника его предполагалось взорвать, поэтому бетонные укрепления находились лишь на северной стороне реки и держали ее под обстрелом. В Мурдейке находилась трехорудийная 75-мм батарея – правда, одно из орудий оказалось неисправным. Для предотвращения преждевременного взрыва запалы из зарядов были вынуты, поэтому мосты достались немцам неповрежденными. В боях за мосты и деревню голландцы потеряли 38 человек убитыми, у немцев погибли 24 парашютиста, еще около 50 были ранены. Из полутысячи голландских солдат, оборонявших район Мурдейка, 350 оказались в плену.
Источник – waroverholland.nl
Около 17:00 захваченные немцами мосты пытались бомбить три легких голландских бомбардировщика «Фоккер» T.V (про другим данным – C.V) под прикрытием шести истребителей «Фоккер» D.XXI. Попытка потерпела неудачу – голландские самолеты были отогнаны истребителями «Мессершмитт» Bf.110 из 1-й группы 1-й эскадры тяжелых истребителей. В ходе кратковременного боя один бомбардировщик был подбит и пошел на вынужденную посадку, оба летчика спаслись.
Следующим стал налет четырех легких бомбардировщиков «Фоккер» C.X, под прикрытием которого перешел в атаку наконец-то подошедший сюда с юга 6-й пограничный батальон. Пограничникам удалось приблизиться на 500 м к мосту, но затем они были отброшены назад (при этом немцы потеряли убитым одного унтер-офицера). Наконец, в 18:30 по мосту открыли огонь береговые батареи, размещенные у Хуксваарда, в 8 км к западу – одна 125-мм и три 75-мм. Из-за плохой корректировки стрельбы нанести мосту существенные повреждения не удалось, зато от снарядов погибло несколько мирных жителей. В итоге голландцы прекратили стрельбу, решив подготовить атаку на следующее утро…
Мост в Мурдейке, вид с немецких позиций 10 мая 1940 годаИсточник – waroverholland.nl
Дордрехт: гибель 3-й роты
Одновременно с высадкой в Мурдейке на шоссе между Мурдейком и Дордрехтом были выброшены основные силы 1-го батальона 1-го парашютно-десантного полка под командованием гауптмана Эриха Вальтера – 2-я и 4-я роты, медицинская рота, взвод связи и штаб полка. Здесь же находился командир полка полковник Бруно Бройер. Задачей этой группы было перехватить шоссе на Дордрехт и организовать командный пункт дивизии для координации действий всех высаженных сил. 1-я рота 1-го батальона в это время находилась в Норвегии, поэтому южнее Дордрехта высаживались всего 400 его бойцов (еще 200 человек составляли полковые и дивизионные подразделения).
Источник – waroverholland.nl
Высадка на шоссе в целом прошла успешно, хотя парашютисты оказались разбросаны на большой территории, и им потребовалось много времени, чтобы собраться. А вот в самом Дордрехте, где выбрасывалась 3-я рота 1-го батальона, у немцев начались неудачи. По данным разведки, гарнизон города составлял около 500 человек, но в действительности он оказался втрое большим. Здесь размещался 1-й батальон голландского 28-го пехотного полка, усиленный еще двумя ротами, а также некоторое количество других подразделений, принадлежавших к различным военным структурам. Из артиллерии у голландцев имелись лишь две 47-мм противотанковые пушки. Комендантом гарнизона был подполковник Йозеф Муссерт, приходившийся старшим братом лидеру голландских нацистов Антону Муссерту, поэтому многие офицеры не доверяли своему командиру.
Мосты через Ауде-Маас (Старый Маас) между Дордрехтом и ЗвейндрехтомИсточник – waroverholland.nl
Сектор Дордрехта подчинялся командующему «Крепостью Голландия» генералу Яну ван Анделю – это создавало проблемы во взаимодействии с соседними секторами, имевшими другое подчинение. Дело в том, что территория к югу от Дордрехта входила в сектор Кил, ему же подчинялась и вся расположенная на ней артиллерия: три батареи 125-мм орудий из 14-го артполка и две батареи новых 75-мм полевых орудий из 17-го артполка (последние были размещены совсем рядом с мостами).
Непосредственно мосты прикрывались четырьмя дотами – двумя артиллерийскими (с пулеметом и 50-мм противотанковой пушкой каждый) и двумя пулеметными; охрана мостов насчитывала 275 человек.
Мосты в Дордрехте, немецкая аэофотосьемка3-я рота должна была приземлиться на оба берега реки Ауде-Маас. Ее 3-й взвод (36 человек), выброшенный на северной стороне реки, сумел подавить сопротивление охраны на своем берегу, занять оба моста и прикрывавшую их позицию зенитных пулеметов. Однако основная часть 3-й роты приземлилась слишком далеко от цели, а главное – рядом с казармами голландцев в полутора километрах восточнее мостов. Здесь разгорелся тяжелый бой, голландцы подтянули свежие силы. В итоге 3-я рота была разгромлена, ее командир погиб. Немцы потеряли 14 человек убитыми, 25 парашютистов пропали без вести, еще около 80 попали в плен. Лишь десяти десантникам удалось пробиться на север и присоединиться к 3-му взводу, продолжавшему отчаянно драться на мостах.
Успехи графа фон Блюхера
Тем временем основная часть 1-го батальона, наконец, собралась воедино. Потери при высадке оказались небольшими – пропал лишь минометный взвод 4-й роты (позже оказалось, что он по ошибке был выброшен в районе Эйпенбурга). Более того, рассеивание парашютистов по большой территории обернулась неожиданным и анекдотичным успехом. Часть десантников к своему огромному удивлению приземлилась на позициях голландской артиллерии у деревни Твееде Тол. Пушки никем не охранялись – артиллеристы мирно спали в своих казармах. До 10 часов утра голландцы безуспешно пытались отбить свои пушки, понеся при этом серьезные потери. Часть 75-мм орудий немцы сумели использовать в последующих боях.
План ДордрехтаИсточник – waroverholland.nl
К 10 часам утра полковник Бройер собрал свои силы на шоссе и начал наступление на Дордрехт. Обнаружив, что основные голландские силы сосредоточились в парке возле поместья Амстелвийк (у шоссе южнее города), Бройер выслал вперед небольшую группу под командованием лейтенанта графа Вольфганга фон Блюхера. Группа Блюхера обошла поместье с тыла и неожиданно атаковала его, стреляя и бросая гранаты. Среди голландцев возникла паника – воспользовавшись ей, немцы атаковали поместье с юга вдоль шоссе. Деморализованный голландский гарнизон был разбит, потеряв 25 бойцов убитыми (еще 75 человек, включая командира батальона, попали в плен). Немцы потеряли 5 человек убитыми и захватили несколько бункеров, прикрывавших подходы к Дордрехту с юга.
Следующий укрепленный пункт голландцев, находившийся в школе возле шоссе, сдался после обстрела из минометов – в плен попало около сотни голландских саперов, немцы потеряли убитыми четырех человек. Около полудня десантники, наконец, вышли к мосту, отчаянно обороняемому остатками 3-й роты.
Схема боев в Дордрехте 10 мая 1940 годаИсточник – waroverholland.nl
Теперь мосты в Мурдейке и Дордрехте прочно удерживались немцами, однако связь между ними отсутствовала – во второй половине дня сильный голландский отряд из сектора Кил (две роты 2-го батальона 28-го пехотного полка и рота из 1-го батальона 34-го полка, усиленные пулеметами) переправился с соседнего острова и занял оставленный немцами Амстелвийк. Теперь основные силы десантников сосредоточились в трех точках – мостах в Мурдейке, мостах в Дордрехте и деревне Твееде Тол между ними. Теперь главной задачей немцев стало удержание занятых позиций под атаками многократно превосходящего противника.
В ночь с 10 на 11 мая командир воздушно-десантного корпуса генерал-лейтенант Курт Штудент распорядился перенаправить к Дордрехту часть резервов, предназначенных для выброски в районе Роттердама. В частности, здесь должны были высаживаться одна из рот 16-го пехотного полка, взвод противотанковых орудий, батарея 75-мм гаубиц и половина саперной роты.
Высадка у Роттердама
Высадка в районе Роттердама оказалась не столь успешной. Первой здесь должна была приземляться группа обер-лейтенанта Германа-Альберта Шрадера – 120 человек из 11-й и 12-й рот 16-го пехотного полка и 22-го саперного батальона, переброшенные на двенадцати гидросамолетах He.59. Их задачей было занять четыре моста через Ньиве-Маас, соединявших южную и северную части города, а также находящийся посреди реки остров Ноордэрейланд.
Почти одновременно 3-й батальон 1-го парашютного полка (9-я, 11-я и 12-я роты) под командованием майора Шульца и 2-й батальон 2-го парашютного полка (без 6-й роты) выбрасывались на аэродром Ваалхавен. 650 человек первой волны должны были занять аэродром и в течение 45 минут подготовить его к приему самолетов со второй волной десанта. Вторая волна высаживалась в 5:30 по берлинскому времени, в нее входили основной состав 16-го полка, часть 2-го батальона 2-го парашютного полка, два батальона 72-го пехотного полка 46-й дивизии, а также дивизионные части 22-й дивизии, включая две роты противотанковых орудий, батарею из шести легких зениток и три батареи 75-мм горных орудий. Кроме того, один взвод 11-й роты выбрасывался в районе стадиона и должен был направиться на помощь десантникам, занявшим мосты. Воздушное прикрытие высадки и последующее патрулирование над аэродромом осуществляли тяжелые истребители «Месершмитт» Bf.110 оперативной группы генерал-майора Рихарда Путциера из состава 2-го воздушного флота.
Перед высадкой аэродром с бреющего полета атаковали бомбардировщики He.111, ведомые самим командиром бомбардировочной эскадры KG 4 полковником Мартином Фибигом. Их задачей было подавить огневое сопротивление, но при этом сохранить в целости взлетную полосу и аэродромные сооружения, поэтому атака велась легкими 50-кг бомбами. Большой аэродром Ваалхавен до войны использовался, в основном, как гражданский, поэтому его противовоздушная оборона была относительно слабой – 12 тяжелых зенитных пулеметов, два 20-мм автомата и семь 75-мм зенитных орудий, боеприпасы которых позволяли вести огонь на дистанции не менее 1000 м. Зато на аэродроме находилась эскадрилья тяжелых истребителей «Фоккер» G.1 (аналогов немецкого Bf.110).
Высадившись с гидросамолетов, десантники захватили мосты, однако занять плацдарм на северном берегу им так и не удалось. Правда, и голландцы не сумели сбить врага с позиций, несмотря на артподдержку канонерской лодки Z-5 и миноносца TM-51.
Бой за Ваалхавен
Немецкие самолеты атаковали аэродром Ваалхавен около 4 часов утра. Первыми же бомбами были выведены из строя три «Фоккера» G.1, еще один оказался неисправен, но восемь машин все же смогли взлететь. Они нанесли немцам огромный урон, сбив как минимум восемь бомбардировщиков, три истребителя и два транспортных «Юнкерса». Голландцы потеряли в этом бою всего два самолета – один был сбит и упал в реку, другой получил повреждения и совершил вынужденную посадку в поле. Однако в ходе боя голландские истребители израсходовали все топливо, были вынуждены садиться где попало и в итоге потерпели крушение или попали в руки немцев. Уцелел лишь один истребитель, который дотянул до аэродрома Де Коой в Ден Хелдере на севере Голландии.
Мост Виллемсбург в центре Роттердама, захваченныwarspot.ru
Немецкие десантники на Второй мировой: чем они принципиально отличались от советских
Воздушно-десантные войска Вермахта более других военных структур гитлеровской Германии овеяны мифами. О воздушных десантах на Восточном фронте упоминается и в художественных книгах, и в научно-популярных. В фильмах о Великой Отечественной войне не раз показаны массированные немецкие парашютные десанты.
И хотя в нынешнее время достаточно источников, чтобы узнать о реальной деятельности парашютистов Вермахта, мифы о целой воздушно-десантной армаде в немецкой армии до сих пор распространены среди широкой аудитории.
Крупная воздушно-десантная операция во Второй Мировой войне Германией была проведена лишь однажды. В 1941 году на Крите. До этого было ещё несколько операций в Норвегии, Бельгии, Греции. Согласно ранним советским источникам, на Крите высаживалось три дивизии парашютным способом и две дивизии посадочным. Но на самом деле вся операция проводилась силами одной-единственной немецкой 7-й авиационной дивизии. В дивизии было три парашютных полка, и советские историки, возможно, просто спутали полки с дивизиями. Тем более, что планировался ещё и посадочный десант на Крит силами 5-й горнопехотной дивизии, в которой как раз и было два полка.
Воздушно-десантные войска Вермахта состояли из одной дивизии, для десантирования парашютным способом — это была 7-я авиационная, и одной дивизии для десантирования посадочным способом — 22-й воздушно-десантной. 22-я дивизия отличалась от обычных пехотных соединений тем, что личной состав был обучен быстро покидать транспортные самолеты после посадки. И когда 22-я дивизия не смогла принять участие в высадке на Крите, её легко заменили другой, оказавшейся поблизости.
Специально для Критской операции был сформирован штурмовой десантный полк, личный состав которого должен был высаживаться с планеров. После Крита полк воевал как обычная пехота. Для планируемого захвата острова Мальта в 1942 году, сформировали 1-ю парашютную бригаду, но воевать ей пришлось в Северной Африке в качестве обычной пехотной .
На советско-германском фронте воздушные десанты не применялись никогда. 7-я авиационная дивизия действительно была отправлена на Восточный фронт после того как восстановилась от потерь на Крите, но воевала тоже как обычная пехота.
История немецких парашютных войск этим не исчерпывается. С 1943 года было сформировано одиннадцать парашютных дивизий, воевавших на всех фронтах.
Но особенностью всех этих частей, соединений и даже объединений было то, что десантировать их никто и не планировал. Их появление было связано с наличием в составе немецких военно-воздушных сил большого количества неиспользуемого персонала, из-за огромных потерь в самолетах. А на фронте нужна была пехота, которой не хватало. Разумно было бы передать освободившихся людей в сухопутные войска, но командующий Люфтваффе Геринг захотел иметь свою сухопутную армию.
Сначала из аэродромных техников, связистов, охранников, зенитчиков были сформированы авиаполевые дивизии, которые оказались совершенно небоеспособными. Но негативный опыт с авиполевыми дивизиями не отменил идею Геринга, и началось формирование новых соединений, которые назвали парашютными, точнее парашютно-егерскими. Название это говорило не о возможности десантирования, а о том, что они организационно входят в состав Люфтваффе. Пехотой не ограничились, и были сформированы даже парашютно-танковая и парашютно-моторизованная дивизии.
Первые дивизии формировались на базе уже существовавших: 7-й дивизии,1-й парашютной бригады, штурмового полка и других отдельных частей, и могли считаться элитными соединениями. На фронте эти дивизии проявили себя хорошо, что было оценено и противником. Остальные соединения формировались уже из самого разного контингента и по своему уровню к элите не относились.
В 1944 году была сформирована парашютная армия, воевавшая на Западном фронте. Но, в отличие от англо-американской 1-й воздушно-десантной армии, которая проводила операции по высадке стратегических воздушных десантов, немецкая Fallschirm-Armee сражалась только на земле. И входили в состав этой армии самые разные соединения и части, как парашютных, так и обычных полевых войск.
Во Второй Мировой войне Вермахт формально создал парашютные войска, по своей численности уступавшие только советским. Но никакого отношения к настоящим воздушно-десантным войскам они не имели. Не было в них ни специальной техники и вооружения, не было военно-транспортной авиации, и не было даже парашютов.
russian7.ru
Немецкие десантники на Восточном фронте — История
Облаченный в чистую зимнюю полевую униформу, этот парашютист ничем не напоминает измученных, замерзших, вконец измотанных боями солдат, какими часто выглядело большинство тех, кому выпало служить на Восточном фронте.
Нападение на СССР было для Гитлера самой большой его ошибкой. Если б он сохранил верность советско-германскому пакту о ненападении 1939 г. и удовлетворился завоеванием Западной Европы, территориальные приобретения, сделанные Германией накануне операции «Барбаросса», начатой в 1941 г., вероятно, остались бы за ней надолго, и Третий рейх смог бы, возможно, избежать полного разгрома, который ему пришлось пережить.
Парашютисты на защищенном пулеметом наблюдательном пункте где-то на Восточном фронте. На необъятных просторах России встречались самые разные условия местности — от непроходимых лесов и болот, в которых не ступала нога человека, до крупных индустриальных центров.
История вторжения в Советский Союз уникальна в плане как одержанных там побед, так и понесенных поражений. 3,6 миллиона немецких солдат пересекли границу и быстро прошли с боями около 1000 км в глубь территории России, а 2 октября ГА «Центр» попыталась осуществить последний рывок к столице и начала операцию «Тайфун». Между тем столица России выстояла. Страдавшие от тяжелых потерь, жестоких погодных условий, растянутости и перенапряжения линий снабжения немцы очутились в ловушке, выхода из которой не было. Четыре года Волховского фронта с востока, особенно учитывая то, что группа армий «Север» лишилась чуть ли не 50 процентов танков 4-й танковой группы, когда та была переброшена на участок наступления на Москву. 7я авиадивизия использовалась фактически как «пожарная команда», находя применение своим немалым талантам и способностям повсюду, где немецкому фронту грозила опасность прорыва. В районе Ленинграда действовали: первый и третий батальоны первого парашютно-стрелкового полка; три батальона третьего полка; первый и второй парашютные саперные батальоны, так же 2-й батальон посадочно-десантного штурмового полка, и еще несколько пулеметных и артиллерийских частей.
Солдаты нагибаются, чтобы не оглохнуть от грома выстрела 81-мм миномета. Если не считать небольшой воздушно-десантной операции, проведенной в 1941 г. солдатами полка «Бранденбург» по захвату моста, война на Востоке была для парашютистов исключительно сухопутной кампанией.
Парашютисты в белых зимних комбинезонах тащат предметы снабжения на волокуше, утопая по колено в снегу. Зимние маскхалаты носились поверх зимней формы, что тоже давало некоторую дополнительную защиту от холода.
Парашютисты-лыжники на марше зимой 1941-1942 гг. Хотя прежде им приходилось действовать лишь в условиях климата Западной Европы и Средиземноморье, парашютисты быстро адаптировались к холодам, заносам, и многие из них сделались опытными лыжниками.
Первую акцию у Ленинграда парашютистам пришлось провести 29—30 сентября. Красная Армия прорвала немецкий фронт в районе города Шлиссельбург, дестабилизировав положение немецкой 1 пехотной дивизии на Неве на востоке от Ленинграда. Эта угроза потребовала вмешательства парашютистов. Первое боевое соприкосновение произошло,они, неся бесчисленные потери, сражались, побеждали, отступали и наконец были разгромлены.
Участие парашютно-десантных войск в боях в России стартовало в сентябре 1941 г. Акция на Крите, обошедшаяся парашютистам более чем в 3000 погибших всего за месяц до операции «Барбаросса», означала, что на начальной фазе вторжения они задействоваться не будут, однако познакомиться с Россией им пришлось довольно скоро. Осенья 7-я авиадивизия вошла в состав группы армий «Север», занятой блокадой Ленинграда. Фактически это была настоящая осада, в ходе которой немецкие войска оказались уязвимыми перед контратаками когда штурмовой полк перекинули на уничтожение советского плацдарма в Петрушкине. Быстрым броском при поддержке огня пулеметчиков 2-й роты русская пехота и бронетехника были отброшены обратно за реку, откуда предпринимали яростные, но безуспешные попытки прорыва. Затем штурмовой полк сдал позиции другим немецким частям, отправившись разрешать аналогичную кризисную ситуацию на Выборгском участке. В обоих случаях парашютисты показали себя как отличная «пожарная команда», правда, и заплатили за успех большими потерями.
Парашютист разворачивает нацистский флаг, призванный служить опознавательным знаком для самолетов люфтваффе. На протяжении войны степень участия штурмовой авиации неизменно снижалась. Так, если в 1941 г. на Восточном фронте действовало 65 процентов авиационного парка Люфтваффе, то в 1944 г. — всего 32 процента.
Расчет из трех военнослужащих во время боевой, работы у казенной части артиллерийского орудия в Северной России в марте-апреле 1942 г. Противотанковые части парашютистов приобретали все более и более важное значение по мере того, как рост темпов танкостроения позволял Красной Армии бросать в бей все больше и больше современной бронетехники.
Два парашютиста с МР-40 пытаются вытащить сани из глубокого снега зимой 1942 г. В период с 1941-го до середины 1943 года парашютисты находили применение на четырех основных участках фронта: под Ленинградом, под Москвой, под Смоленском и под Сталином, и во всех четырех секторах щедро платили за победы кровью — сотнями и тысячами убитых и раненых.
Лыжники-парашютисты продвигаются по равнине на севере России в апреле 1942 г., действуя как силы быстрого реагирования, призванные оказывать помощь на угрожаемых участках фронта. Ветра в данном регионе делали особенно труднопереносимыми и без того сильные морозы, создавая порой ощущение, что температура опускается до 60 градусов ниже нуля.
Фронт под Ленинградом. Парашютист ведет огонь по позициям русских из винтовки Маузер Kar-98k. Здесь парашютисты впервые познали «вкус» окопной войны. Четыре полка и большое количество специализированных частей несли службу под Ленинградом до 1943 г.
Дело вот-вот дойдет до рукопашной, и боец бросает ручную гранату в приближающегося противника. Город подвергался тяжелым артиллерийским обстрелам, и три года осады унесли жизни около миллиона гражданских лиц.
Парашютисты продвигаются по окопам на оборонительных рубежах вокруг города. Ужасные условия быта — прежде всего антисанитария и низкие температуры — способствовали стремительному росту потерь.
В октябре в Россию прибыли два батальона 3 парашютно-стрелкового полка, которые сразу вступили в бой против советских плацдармов на Неве. Так же в октябре на Восток перебросили штабные части 7-й авиадивизии, а по мере нарастания интенсивности боев все больше и больше подразделений парашютно-десантных войск вступало в бои — особенно с началом крупного советского наступления. Наиболее ожесточенные схватки пришлось вести парашютным саперным ротам в дремучих Синявинских лесах. В октябре черезних пыталась прорваться Невская оперативная группа 55я армия, пытаясь соединиться с 54 армией на Волхове. Бои превратились в беспощадную резню, в которой русские и немцы сходились в яростных рукопашных схватках, обеим сторонам приходилось вести отчаянные бои в условиях страшных холодов. Проявив выдержку и упорство, парашютисты отразили наступление РККА, но людские потери в ротах были в около 70-80 процентов. Больше всего досталось саперам: так, 3-я рота потеряла 119 человек и 16 ноября была отведена в тыл.
Бои на юге России, где на Украине воевали десантники 1-го и 2-го батальонов 2-го полка, ничем не уступали по тяжести тем, которые приходилось вести немцам на севере. Киев, столица Украины, и Харьков, второй по величине и значению город, попали в руки немцев — Киев еще в сентябре, а Харьков в октябре. Зимой 1941-42 — части парашютистов на Украине были в боевой группе полковника Штурма и обороняли Миус-фронт в районе Харчинска. Здесь немцам пришлось отражать сильные атаки советов, желающих прорваться из района севернее Харькова к восточной оконечности Азовского моря. И вновь в трудных условиях и с тяжелыми потерями парашютисты удержали позиции.
Пикирующие бомбардировщики Ju-87 «Штука» заходят для атаки над Сталинградом. Потеря города стала поворотным пунктом в ходе войны на Востоке. Отныне парашютистам все больше приходилось участвовать в оборонительных операциях по всему фронту.
Немецкий танк PzKpfw III пересекает реку по временному мосту в районе Сталинграда в декабре 1942 г. К этому моменту Красной Армии уже удалось завершить окружение города, поймав в ловушку 20 немецких дивизий (250 тыс. человек).
Расчет немецкой противотанковой пушки затаился в ожидании русской бронетехники на Волге в ходе боев за Сталинград. 6-я армия располагала шестью танковыми и моторизованными дивизиями, но нехватка топлива и боеприпасов сильно снижала их тактическую эффективность.
Наступления и контрнаступления
К 1942 году бои в России поглощали все больше и больше как людских, так и матресурсов Германии. Количество десантных войск с осени 1941 г. сильно сократилось, и в стремлении как-то подправить ситуацию в Германии объединили в единое целое несколько различных частей, сформировав из них одну боевую и присвоив ей, как водится, имя командира — майора Мандля. В феврале 1942 г. группу развернули на позициях в Вяземском районе, а затем послали для взаимодействия со 2 парашютно-стрелковым полком под Юхновом, после чего снова передислоцировали — в состав группы, действовавшей на Волховском фронте. Там русские наносили сильные удары по окружавшим их немцам и отражение которых приносило парашютистам большие потери (1-й батальон посадочно-десантного штурмового вернулся в апреле на укомплектование). В марте месяце советы снова попытались прорваться с востока, из-за чего немцы перекинули 2-й парашютно-стрелковый полк в район Липовки.
Русские перегруппировались и вновь пошли в наступление в начале мая месяца. Командование РККА рассчитывало взять в окружение 16-ю армию немцев силами своих 2-й и 11-й ударных армий. Командармами были Василий Морозов и генерал лейтенант Власов. В это наступлении досталось обеим сторонам, потери были огромные как и у русских так и у немцев. Сражения происходили и в топких болотах и в городах, и лесах, утопая в снегу и грязи. Главный удар армии Власова приняли на себя десантники 2го парашютно стрелкового. Контрнаступление Красной армии длилось около 2 месяцев, несмотря на постоянные значительные потери.
2-й полк пытался контратаковать от Липовки, но был отброшен назад к исходным позициям.
Немцы удержали Волховский фронт, но многие взводы перестали существовать, погибнув полностью (случалось, от целой части оставался один человек). Понесенный урон влек за собой новые переформирования и новый набор в парашютисты. В результате этих боев парашютистов 2 парашютно стрелкового полка вывели с передовой и отдали в 11-й авиакорпус. Была создана 2 парашютная дивизия.
Состав 7й авиадивизии генерал-майора Петерсона передали ГА «Центр» для ее поддержки в Смоленской области. Задача десантников была в удержании участка шоссе, связывавающего Смоленск и Витебск, где немцы ждали большого контрнаступления русских. Чтобы проверить правильность предположения командиров, дозоры парашютистов провели разведку боем, чем, собственно, и ограничились, поскольку всем их вниманием овладела битва под Сталинградом.
Отлив
Немецкие транспортники пролетают над головами солдат небольшой колонны под Сталинградом. На том этапе по «воздушному мосту» окруженным под Сталинградом немецким частям поступало 120 тонн снабжения в день — значительно меньше, чем требовалось.
Немецкий флаг над руинами Сталинграда. Однако начатое 10 февраля 1943 г. наступление Рокоссовского (операция «Кольцо») вскоре вынудило Паулюса к капитуляции.
В марте 43-го 7-я авиационная дивизия (переименованная к тому моменту в 1-ю парашютную) в итоге приняла участие в отражении ожидавшегося наступления армий маршала Тимошенко. Наступление удалось отразить и отбросить русских назад. Разведка русских располагала сведениями что к моменту начала наступления парашютисты будут в отпуске и их присутствие на фронте было неожиданности для командования Красной армии. Батальоны 3 и 4 парашютно стрелковых полков держали оборону под Лужками и нанесли наступающим большие потери.
Зиму 1942-43 гг. РККА провела провела с пользой, лучшим результатом действий русских стал котел для 6-й армии. На смоленском направление немцы еще держались, а на многих дела для оккупантов обстояли плачевнее. Парашютно-десантные части в такой ситуации по необходимости перебрасывались на другие менее спокойные участки фронта.
Парашютист в России позирует фотографу летом 1942 г. В середине 1942 г. многих солдат 7-й авиационной дивизии отправили во Францию зализывать раны после тяжелейшей зимы и кровавых боев на нескольких участках фронта на Востоке.
Если сравнить эту фотографию со снимками, сделанными, скажем, на Крите, легко представить себе., как изменились роль и задачи парашютистов на Восточном фронте. В 1942 г. планировались парашютные операции по захвату нескольких аэродромов на юге России, но реального воплощения в жизнь эти замыслы так и не нашли, и парашютистам пришлось по сути дела переквалифицироваться в обычную пехоту.
Немецкий парашютист проходит мимо пылающего строения. Как и другие немецкие части, парашютисты редко проявляли сочувствие к славянам в Советском Союзе и часто очень жестоко обращались с ними и с их имуществом.
1-й стрелковый полк удерживал Орел после того, как русские прорвали фронт на позициях 2-й ТА вермахта, а боевая группа Майндля, состоявшая на тот момент из корпусных частей, пулеметного батальона, посадочно-десантного штурмового полка и частей ПТ-дивизиона,сражалась попеременно на нескольких участках фронта. Потери парашютистов были очень высоки, и их посменно выводили с фронта для доукомплектования в Германии или Франции. 4-й батальон штурмового полка из сырых промозглых лесов Волховского фронта направили во Францию, где он вошел в состав 2-й парашютной дивизии в Авиньоне в качестве резерва ОКВ для действий в Европе.
В 1943 году, в июле немцами была начата «Цитадель», называемая русскими Курской дугой. «Цитадель» была попыткой фюрера силами 9-й армии и 4-й танковой армии вместе с армейской группой Кемпфа срезать советское вклинение в районе Курска. В получившимся сражении участвовали около 13000 тысяч единиц бронетехники и 4 миллиона человек. Германская операция по Курском провалилась, одна из крупнейших битв закончилось победой русских.
За линией фронта. Офицеры-парашютисты планируют операцию. Немцы уверенно наступали, вновь достигнув успеха к зиме 1942-43г., но поражение под Сталинградом коренным образом изменило ход войны.
Парашютисты у 37-мм противотанковой пушки Pak-36 в 1943 г. На протяжении этого года шли весьма тяжелые бои, и парашютисты отражали гигантские по масштабам советские наступления с выдающейся выдержкой и отвагой, сумев удержать рубежи на многих критически важных участках.
Цепь парашютистов бредет по заснеженному полю зимой 1943-1944 гг. В 1944 г. парашютисты наконец покинули СССР и отступали дальше к Германии. На этом пути им пришлось навсегда проститься со многими своими товарищами..
После этого началось решительное продвижение РККА на Украине. 2й Украинский фронт перешел Днепр, где был остановлен контрударом 1-й ТА вермахта. Но удар русских не прекратился а только сместился — вперед пошли 1-й и 4-й Украинские фронты. Только в первую половину ноября русские освободили Коростень и Киев, тогда немецкое командование бросило в бой сформированную в 1943 в Бретани 2-ю парашютную дивизию генерал-лейтенанта Рамки. Из-за событий в Европе она отправилась под Житомир, не в полном составе — за исключением трех батальонов.
Первым заданием под Житомиром была смена 1-й танковой дивизии СС, которая штурмовала советские позиции в лесах около Радомышля. Парашютисты вступили в бой 30 ноября, а к ночи 1 декабря очистили участок от противника.
Однако сектор этот недолго оставался спокойным. Скоро на нем развернула контратаку советская 16-я армия, стремившаяся выйти к Днестру. Бойцы 2-го парашютного полка упорно оборонялись и натиск русских пошел на спад. Однако 15 декабря 2-ю дивизию перебросили в район Кировограда для для ликвидации прорыва немецких рубежей под Кременчугом. Здесь она быстро вступила в дело под Клинцами совместно с 11й ТД вермахта и 286-й
бригадой тяжелых противотанковых ружей. Немецкая контратака не удалась и парашютисты перегруппировались. Следующую неделю они преодолевали советское противодействие на ключевых высотах под Кировоградом. 18 и 19 декабря парашютисты овладели важными высотами 170.8 и 168.7, тогда как высота 167, господствовавшая над Новогородкой, переходила из рук в руки в течение длившихся неделю ожесточенных боев, когда обе стороны то и дело бросались врукопашную. Из-за потерь, понесенных в операции, парашютисты оказались очень уязвимыми перед широкомасштабной контратакой и к 23 декабря начали отход, хотя 7-й парашютно-стрелковый полк удерживал Новогородку до конца 1943 г.
Начало конца
Группа парашютистов на броне танка «Тигр» во время отступления под натиском русских. Шероховатость брони танка вызвана применением циммеритовой пасты, предназначенной для защиты от воздействия магнитных мин. Сами парашютисты превратились на Восточном фронте в настоящих мастеров противотанковой обороны, часто умело действуя во взаимодействии с немецкими танковыми частями
в ноябре 1943 г. командование приняло решение о создании на базе парашютных частей воздушно-десантной армии, хотя, учитывая степень потерь, понесенных ими на разных фронтах, подобное расширение выглядело, по меньшей мере, слишком оптимистичным. 5 января 1944 г. парашютисты в районе Кировограда (2-й полк и 1-й батальон 5-го полка) подверглись очередной широкомасштабной атаке советских войск, когда в наступление перешли части 1-го Украинского фронта (генерал Ватутин) и 2-го Украинского фронта (генерал Конев). Хотя полки парашютистов при огневой поддержке 286-й противотанковой бригады нанеслисоветским танковым частям и пехоте огромные потери (одна только 286-я бригада уничтожила за один день 60 Т-34), Красная Армия потоком захлестнула их позиции, со,здав угрозу штабу 2-й парашютной дивизии. Оказавшись отрезанными к 8 января, парашютисты начали отход под губительным огнем противника. Несколько рот были уничтожены полностью, и к тому времени, как парашютисты вышли на безопасные позиции, в батальонах осталось примерно по 30 человек, как, например, от 2-го батальона 5-го полка, послужившего впоследствии основой для нового 16-го полка.
В конце марта 1944 г. парашютисты отступали с боями: 2-я парашютная дивизия перешла реку Ьуг и :штем была переброшена на защиту участка фронта по реке Днестр в районе Бутора. Здесь ей сопутствовал такой успех, что она даже смогла перейти в наступление и в,зять в плен около 10 тысяч русских солдат. Затем в мае десантники вернулись во Францию, однако, не успев как следует отдохнуть, в июне они были брошены на отражение вторжения союзников в Нормандию.
Измученные парашютисты пользуются моментом краткого отдыха где-то на юге Росси в мае 1944 г. В переди оставался всего один год войны, но прошедшие четыре года уже унесли многие жизни, проредив ряды парашютистоов. Несмотря на это, в августе 1944 г. Штудент сформировал 1-ю парашютную армию, которая, однако, долго не вступала в действие.
Парашютисты укрываются за подбитым танком Т-34. Хотя бойцы парашютно-десантных частей прославились как отважные истребители танков, количество людей и техники, которыми располагала Красная Армия, означало — что бы они ни делали, как бы доблестно ни сражались, все равно они неизменно оказывались карликом, ведущим схватку с гигантом.
Саперы-парашютисты Витцига (1-й батальон 21-го парашютного саперного полка) еще на какое-то время задержались на Востоке. Вместе с боевой группой из вновь созданного 16-го парашютно-стрелкового полка они 25—26 июля провели достойное пера поэта сражение на дороге между Даугавпилсом и Каунасом. Здесь они не только выстояли под длившимся час обстрелом артиллерии и реактивных мино метов «Катюша», но и сумели уничтожить немало Т-.34. Однако немецкие парашютисты представляли собой каплю перед морем бойцов Красной Армии, принимавших участие в наступлении. Группа армий «Центр» уже была уничтожена, а на Юге рушился весь немецкий фронт. Когда батальон оказался в более или менее безопасном удалении от противника, численность его сократилась до 65 человек, и солдат Витцига в итоге перевели в разные парашютные части.
Отступление к Берлину
к 1945 г. многие парашютисты отчаянно сражались на фронтах Западной Европы. Среди тех, кто остался на Востоке, была 9-я парашютная дивизия (номер говорит о быстром увеличении числа парашютных дивизий в период 1943—1945 гг.). Вышеназванная дивизия была сформирована
в феврале 1945 г. и состояла из 25-го, 26-го и 27-го полков. Районы боевого применения — теперь д;1леко е.чдить не приходилось, бои шли в самой Германии — включали Бреслау (2-й и 3-й батальоны 2.5-го полка), западный берег реки Одер и позиции около Штеттина на Балтике. Всюду дивизия несла чудовищные потери. 16 апреля 2-й батальон 27-го полка и3-й батальон 26-го полка были буки;1лыю стерты с лица земли огнем артиллерии, когда Конев и Жуков начали свое соревнование в наступлении на Берлин. После того как 9-я дивизия отступила в глубь Германии, она вскоре рассеялась по стране в обстановке всеобщего хаоса. Бреслау пал, захваченный Красной Армией 6 мая, и два батальона 25-го полка отправились в долгий плен.
Кроме 9-й парашютной дивизии другой новой дивизией на Восточном фронте стала 10-я парашютная. Сформирована она была на основе частей из состава 1го парашютного корпуса (возникшего в результате переименования 1 Гго авиационного корпуса в январе 1944 г.), который действовал в Италии. 3 апреля 1945 г. 10-ю парашютную дивизию отправили на юг, в Австрию, в район столицы Штирии Граца, с целью отражения натиска ,3-го Украинского фронта после капитуляции Венгрии. Дивизии пришлось повоевать на разных участках по всей Австрии, а потом в Судетах, где ее личный состав действовал храбро и стойко, несмотря на неизбежный исход. Те немногие из состава 10-й дивизии, кто сумел уцелеть в этих боях, погибли или попали в плен севернее Брно или же (как это случилось с 30-м парашютно-стрелковым полком) в Нижней Австрии ближе к концу апреля.
Остальные парашютисты продолжали безнадежную войну на Восточном фронте до самого конца, а части 9-й дивизии даже принимали участие в уличных боях в Берлине. 2 мая генерал-лейтенант Карл Вейдлинг официально сдал город, и война фактически .завершилась (хотя Бреслау держался еще несколько дней). Парашютистов, сражавшихся с русскими и сумевших уцелеть, осталось совсем совсем немного — существование целые полки и даже дивизии. Испытания, выпавшие на долю немецких парашютистов в борьбе с русскими, можно с полным правом назвать нечеловеческими, и все же солдаты германских парашютно-десантных войск неизменно демонстрировали храбрость.
xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai
Оружие немецких десантников — Вооружение
Парашютист припал глазом к оптическому прицелу7,92-мм винтовки Kar-98k. Эта винтовка отличалась точностью боя, а ее специальная модель, выпускавшаяся для воздушно-десантных частей, имела складной приклад, что уменьшало объем пространства, занимаемого ею в контейнере.
Личное оружие парашютистов обычно соответствовало стандартам для других частей Вермахта. Винтовки Маузер — такие, как 7,92-мм G-98 и ее усовершенствованная версия Каг-98к — являлись обычными для парашютистов, хотя существовали и специальные модификации для воздушно-десантного применения — укороченные и со складывающимися прикладами. Парашютисты активно применяли «классические» 9-мм пистолеты-пулеметы МР-40 — воздушно-десантные подразделения, как правило, располагали большим количеством такого вооружения, чем обычная пехота, что повышало их огневую мощь.
Десантник люфтваффе целиться из MP
Десантник с пулеметом MG42
Немецкий десантник набивает патронами магазины к MP 38\40
Пистолет Р08 в десантной кобуре
Использовались пистолеты Р-08 (Люгер) и 7,65-мм Зауэр 38H — особой популярностью пользовались у парашютистов последние, — тогда как огневая поддержка обеспечивалась за счет пулеметов MG-34 и MG-42.
Вооружением целевого назначения, т.е. выпускавшимся специально для парашютистов, служила 7,92-мм «Fallschirmjägergewehr 42 » (т.е. винтовка парашютиста) FG-42.
Она разрабатывалась по специальному заказу Люфтваффе, которые в начале 40-х годов соперничали с Вермахтом в области создания автоматической винтовки.
Концерн «Рейнметалл» получил заказ и разработал самозарядную штурмовую винтовку для воздушно-десантных войск, которая пошла в серию как FG-42 — вооружение, содержавшее в себе много новаторских идей. Механизм работал по принципу отвода пороховых газов, винтовка оснащалась магазином на 20 патронов и имела пластмассовое ложе (позднее деревянное из-за сложностей производственного характера). Способное вести огонь одиночными выстрелами и очередями (750 выстрелов в минуту), оружие могло применяться как штурмовая винтовка и как легкий ручной пулемет, для чего имела упор в виде сошки впереди около ствола.Парашютисты отчаянно нуждались в штурмовых винтовках, подобных FG-42. Однако FG-42 была сложной в производстве и никогда не выпускалась в настолько массовом количестве, чтобы занять главное место в арсеналах стрелкового оружия парашютно-десантных войск.
Оружие поддержки и противотанковые орудия
Парашютист производит выстрел из очень компактного 50-мм миномета le.GrW-36. Несмотря на свою примитивность, le.GrW-36 дорого обходился в производстве, отличаясь при этом ограниченной эффективностью из-за малого веса снаряда и невысокой дальности огня (около 500 м), и к 1943 г. был снят с производства.
Хотя проблемы веса снаряжения в воздушно-десантных операциях делали применение тяжелой артиллерии в них невозможным, парашютисты располагали все же неким арсеналом средств поддержки. В него входили артиллерийские орудия поддержки пехоты малого и среднего калибра, противотанковая артиллерия и ружья, безоткатные орудия и минометы. Конечно, на протяжении войны парашютисты, особенно когда они действовали как пехота, применяли все виды артиллерии, состоявшие на вооружении Вермахта, однако потребности воздушно-десантных войск служили толчком к разработкам новых видов оружия и модификации уже имевшихся.
Солдаты вставляют 120-мм минометную мину в ствол миномета GrW-42. Такая мина имела большую силу взрыва и приличную дальность огня — свыше 6000 м. Подобные средства огневой поддержки обеспечивали небольшой части огневую мощь настоящей артиллерии.
Парашютист затаился с огнеметом FIW-41. На спине у бойца два баллона: один с воспламеняющейся жидкостью, а другой с азотом, который используется для производства выстрела. Для парашютистов также выпускался огнемет одноразового действия, хотя широкого применения он не находил.
Расчет Рак-38 в боевых условиях. Отсутствие высокого щита делало прислугу пушки уязвимой перед стрелковым, оружием, но в то же время обеспечивало Рак-38 чрезвычайно низкий силуэт, что затрудняло прицеливание по ней вражеским танкистам.
Парашютисты простреливают улицу из 42мм противотанковой пушки Рак-41. Рак-41 представляла собой версию 37-мм Рак-36 с более длинным стволом, так как сама Рак-36 в 1941 г. не всегда оказывалась способной поражать новые танки союзников.
Немецкие десантники ведут огонь из 8см миномета. На мине видны пучки допзаряда
Образцом полевого артиллерийского орудия, разработанного специально для парашютистов, была 75-мм легкая пехотная гаубица le.IG-18F. Разработанная в 1927 г. для общего применения частями пехоты, le.lG-18 представляла собой легкое и малогабаритное артиллерийское орудие, способное вести огонь фугасными, дымовыми и кумулятивными снарядами на дистанцию до 7950м в зависимости от типа боеприпасов. В 1937 г. в производство поступила облегченная версия для горнострелковых войск, а в продолжение процесса борьбы за снижение веса изделия в 1939 г. разработчики представили модификацию 18F. Как и другие артиллерийские орудия парашютно-десантных войск, le.IG-18F могла разбираться и упаковываться в четыре отдельных контейнера для парашютной выброски. Однако к тому моменту, когда ее уже готовились запустить в производство, появилось более легкое (но равное по мощности) безоткатное орудие, и le.IG-18F так и не была принята на вооружение.
А вот одним из видов орудий, которым довелось повоевать, стала 20-мм GebFIak-38 ( Gebirgs FlaK 38) . Эта эффективная пушка применялась как против авиации, так и против наземных целей. Она представляла собой специализированную разработку для парашютистов и горных стрелков на базе стандартной Flak-38.
Gebirgs FlaK 38
Преимущество Gebirgs FlaK 38 для парашютистов заключалось в ее высоком темпе огня (700—800 выстрелов в минуту), в легком и подвижном двухколесном лафете и в складывавшихся при необходимости трубчатых опорных стойках.
Конечно, основным тяжелым вооружением парашютистов служили минометы. Особых модификаций, можно сказать, почти не было, поскольку данный вид оружия и так лучше всего подходил для десантных операций. Однако парашютистский 81-мм миномет отличался укороченным стволом, что позволяло помещать его в контейнер. В составе всех парашютных дивизий имелись минометные батальоны, как и противотанковые дивизионы.
Именно в области противотанкового вооружения парашютно-десантных войск отмечался особенный всплеск новаторской конструкторской мысли. Помимо стандартного армейского вооружения, такого, как 3.7см Рак-36 ( которые могли разбираться и укладываться в контейнеры для парашютной выброски), парашютистам поставлялись специальные воздушно-десантные варианты 28-мм PzB-41. Они отличались от стандартных более легким лафетом, простым одинарным хоботом лафета и маленькими колесами по типу авиационных. Кроме того, они не оснащались щитом.
И все же интерес парашютно-десантных войск фокусировался не столько на традиционной артиллерии, сколько на безоткатных орудиях. Коммандер ВМС США Клеланд Дейвис начал эксперименты с безоткатным вооружением еще накануне Первой мировой войны, так что у немцев имелось время для создания легкого по весу, но эффективного артиллерийского орудия, в котором несущий пороховой газ отводился через вентили в казенной части назад, благодаря чему удавалось практически полностью гасить отдачу. «Рейн- металл» и «Крупп» занялись освоением данного принципа еще в 30-е годы, и вот в ходе высадки па Крите в 1941 г. немецкие парашютисты имели при себе это новое оружие, со зданное специально для них.
безоткатное орудие LG 40
Первой нашла боевое применение 75-мм LG-40 концерна «Рейнметалл» прототипы представляли как «Рейнметалл», так и «Крупп»). Для удобства использования парашютистами это хорошо зарекомендовавшее себя изделие разбиралось и упаковывалось в четыре контейнера. Орудие могло стрелять 5,8.3-кг снарядом, пробивая броню на расстоянии в 6800 м, но весило при этом только 145 кг; для сравнения: боевая масса PzB-41 составляла 229 кг.
Вслед за 75-мм орудием «Крупп» и «Рейнметалл-Борзиг» представили 105-мм версии. Модель фирмы Круппа, известная также как LG-40, могла сбрасываться в пяти отдельных парашютных контейнерах или же в собранном виде в специальном амортизационном ящике. «Крупп» выпускал свое изделие в двух вариантах: LG-40—1 и LG-40—2, первая имела лафет из легкого сплава, а вторая — более тяжелый стальной.
Кумулятивный выстрел к орудию LG-40, LG-42
Представленное «Рейнметалл-Борзиг» 105-мм орудие получило маркировку LG-42 и оказалось наиболее эффективным из всех 105-мм версий (хотя и не удовлетворяло потребности фронта в количественном плане). «Рейнметалл» поддержал репутацию, обскакав «Круппа» в плане компактмости — его изделие упаковывалось в четыре груза для парашютной выброски, тогда как дальность огня достигла 7950 м. Вслед за LG-42 (и двумя модификациями этой модели с некоторыми технологическими изменениями лафета) «Рейнметалл-Борзиг» представил LG-43. Калибр боеприпаса сохранился — 105 мм, но LG-4.S получилась более короткой и легкой. Однако лафет ее оснащался обычным хоботом, в результате чего количество упаковочных контейнеров по сравнению с LG-42 возрастало вдвое. По этой или по какой-то иной причине выпуск LG-44 был очень ограниченным.
Безоткатные орудия широко применялись в ходе вторжения на Крит и в Итальянской кампании, однако у них тоже имелись свои недостатки. Пороховой газ, отводящийся через тыльную часть орудия, представлял значительную опасность для расчета (рекомендуемая безопасная дистанция удаления составляла 50 м), а клубы пыли и летящих камней, которые становились следствием выстрела, позволяли противнику легко засечь огневую позицию безоткатного орудия. Кроме того, для несущего заряда требовалось много пороха, которого к концу войны становилось все меньше, и к 1944 г. безоткатные орудия были сняты с производства.
Парашютистам приходилось полагаться на другое противотанковое вооружение. Особый страх на танковые экипажи союзников наводили «Панцерфаусты» и «Панцершреки». Кумулятивная граната одноразового «Панцерфауста»-30, например, могла с расстояния 40 м пробить 200-мм танковую броню, дальность огня последовавших за ним «Панцерфауст»-60 и «Панцерфауст»-100 возросла в два раза и более. 88-мм RPzB представляла собой немецкую вариацию на тему грозной базуки американских пехотинцев и пришла на смену 88-мм пусковой установке реактивных снарядов «Пюпхен», которая была сконструирована как миниатюрное артиллерийское орудие. В более поздней версии, RPzB-54, дальность огня составляла 180 м.
Парашютисты с высокой эффективностью применяли такие гранатометы, как и другое вооружение, на протяжении всей войны. Сама природа планерных и парашютных десантов создавала условия для внедрения разного рода новшеств в технологиях производства оружия, хотя по мере того, как парашютисты все чаще задействовались в обычных сухопутных операциях, размах экспериментаторской деятельности пошел на убыль.
xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai
Fallschirmjäger. ( 34 фото )
«Парашютисты догадываются, что приказ об отправке в Россию неминуем. Вскоре они покидают казармы и едут на ближайший аэродром. «Юнкерсы» уже ждут их. Речь идет не о десантной операции, а просто о переброске в Кенигсберг, столицу Восточной Пруссии. После краткой остановки транспортные самолеты доставят их в Шлиссельбург. Советским частям удается удерживать один плацдарм на правом берегу Невы, где они зацепились за местность. — Надо обязательно взять этот плацдарм, — говорят майору Штенцлеру, как только 2-й батальон штурмового полка прибывает на фронт.
И парашютисты незамедлительно вступают в бой. Главный неприятельский плацдарм — деревня Петрошино. Русскую оборону удается сломить очень быстро. Но противник сразу же энергично контратакует, и парашютисты вынуждены отступить и вернуться на исходные позиции. — Атакуем снова, — решает Штенцлер.
Его парашютисты вновь овладевают уже однажды отвоеванным, а потом отданным участком. Их окружает враждебная природа, здесь только болота и леса и очень трудно продвигаться.
Шесть дней и ночей без передышки будет сражаться 2-й батальон. Итог ужасен. Из 24 офицеров батальона 21 выведен из строя — убит или ранен. Сам майор Штенцлер получит пулевое ранение в голову и 19 октября умрет в госпитале в Тильзите, куда его доставят в безнадежном состоянии.
Почти полностью разбитый 2-й батальон все же выполнил свою задачу. Но праздновать победу довелось лишь небольшому числу оставшихся в живых парашютистов из штурмового полка.
Теперь частью командует батальонный врач, а в каждой роте остается всего несколько десятков солдат под командованием унтер-офицеров, в основном фельдфебелей. Но уцелевшие солдаты из батальона Штенцлера узнают, что теперь они будут не одни в невском секторе.
— Ваши товарищи, — сообщают им, — парашютисты 7-й авиационной дивизии генерала Петерсена, присоединятся к вам на Ленинградском фронте.
— Скоро начнутся холода, но наши парашютисты перенесли солнце Крита и не испугаются русской зимы, — считает генерал Бройер.
Капитан Кнохе пользуется передышкой, чтобы собрать между линиями своих мертвых и похоронить. Специальные отряды занимаются этим зловещим делом, но их часто обстреливают.
Кнохе сам участвует в подобных экспедициях. Он хочет во что бы то ни стало найти тело своего офицера — лейтенанта Алекса Дика. Он был из немецкой семьи, жившей в России, родился в Санкт-Петербурге, где был интернирован ребенком во время Первой мировой войны. Теперь его тело будет покоиться на берегах Невы, в нескольких десятках километров от своего родного города, ставшего Ленинградом.
Но вскоре на помощь советским солдатам приходит неоценимый союзник — зима. Нева и Ладожское озеро покрываются льдом, и русские теперь могут подвозить подкрепление и продовольствие по этому огромному ледяному пространству.
— У русских поднялся боевой дух, господин капитан, — говорит фельдфебель Штольц Кнохе. — Мы с унтер-офицером Канцлером можем продолжать соблазнять их, но они больше не показываются. Напрасно мы им обещаем хлеб, картошку и даже водку, это уже не срабатывает.
Теперь перед немецкими парашютистами советские солдаты в белом зимнем камуфляже, хорошо вооруженные и экипированные. Они не из Средней Азии, а из Сибири, и их боевой дух не пострадал от поражений, которые претерпела Красная Армия в первые месяцы войны.
Экипировка их противников немного улучшается. Немецкие парашютисты получают наушники, теплое белье, сапоги на меху. Нехватки в продовольствии и в снарядах у них не было никогда.
Однако зима начинает их жестоко донимать. Погода плохая. Дни становятся все короче, а ночи длиннее. Их позиции обстреливаются и ночью и днем. Русские установили реактивные установки, которые создают оглушающий шум, немцы называют их «сталинскими органами».
В то время как многие немецкие парашютисты сражались на невском участке между Ленинградом и Ладожским озером в группе армий «Север», другие парашютисты были в группе армий «Центр», по дороге на Москву.
Так, например, части поддержки 7-й авиационной дивизии — пулеметный батальон парашютистов капитана Вернера Шмидта, называемого MG-Шмидт, и несколько рот зенитного батальона майора Байера. Впрочем, эти два батальона идут на Восточный фронт в разрозненном порядке, и их роты распределяются на разные участки, иногда очень далеко друг от друга.
Жак Мабир: «Война в белом аду. Немецкие парашютисты на Восточном фронте 1941 — 1945 г.»
http://www.e-reading.club/book.php?book=1009752
oper-1974.livejournal.com
Про немецкого парашютиста: onepamop — LiveJournal


Вооружение немецких парашютистов времен второй мировой войны
В любой армии мира парашютные подразделения или воздушно-десантные войска — это элита вооруженных сил. Вокруг них создан ореол непобедимости, храбрости. Эти подразделения формируются в основном из добровольцев, которые проходят через сито жесточайшего отбора по своим физическим и психологическим кондициям. Элитность десантников подчеркнута буквально во всем: в специальной экипировке, в вооружении, в названии, наконец.
Парашютисты Германии проходили серьезную и достаточно разностороннюю подготовку. Только после совершения шести прыжков десантнику выдавался нагрудный знак, символизирующий принадлежность к элите германской армии — парашютно-десантным подразделениям.
В экипировке парашютистов отличий от обычного пехотинца было еще больше, чем в вооружении. В первую очередь это касается шлема. При разработке парашютного стального шлема использовались данные, полученные при разработке стального шлема образца 1935 года и испытаний под кодовым названием «Вулкан фибер» (Vulcanfiber), которые проходили в 1933-34 гг.
Первая модель парашютного шлема получилась путем обрезания полей каски М35. Она имела дополнительные прорези для быстросъемного подбородочного ремня, который использовался при ношении каски в полевых условиях. Эта модель шлема начала выпускаться в 1936 году. Она красилась в серый цвет и имела две декали по бокам. С левой стороны это был летящий кондор, держащий свастику (эмблема «Люфтваффе»), а справа — германский триколор — черный, белый, красный. На каски появившихся в 1937 году армейских парашютно-десантных подразделений наносилась эмблема в виде армейского орла.
Однако парашютистов не удовлетворила надежность крепления подшлемника (использовался подшлемник обр. 1931 г.), который фиксировался в каске при помощи трех кнопок. Бывали случаи, когда во время прыжка потоком воздуха шлем просто срывало с головы парашютиста и он, теряя каску, приземлялся в одном подшлемнике. Это заставило немцев в 1937 г. модернизировать и шлем, и подшлемник. Из шлема была удалена прорезь для ношения в полевых условиях, вместо трех кнопочных креплений подшлемника были введены четыре отверстия под болты, в самих болтах имелись вентиляционные отверстия. Со временем крепежные болты видоизменялись. На самых первых образцах шлемов болты были медные, позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте. Ремни каски регулировались по длине, а в подшлемнике появилась прослойка из пористой резины.
После появления второй модели каски парашютиста первая модель либо изымалась из войск, либо в нее ставился модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Интересно, что согласно инструкции «Люфтваффе» от 15 марта 1938 г. срок службы шлема ограничивался 15 годами. На сегодняшний день первая модель имеет огромную коллекционную ценность. Цена таких касок в каталогах достигает нескольких тысяч долларов. Достаточно редко встречается и вторая модель шлема с армейской декалью (сидящий орел с опущенными крыльями), так как такими касками был экипирован только один батальон, причем к 1 июня 1938 г. новое пополнение батальона уже имело на каске декаль «Люфтваффе», а с 1 января 1939 года армейский парашютный батальон был включен в состав «Люфтваффе».
В 1940 году изменения коснулись конструкции кожаного подшлемника, который выполнялся из цельного куска овечьей кожи. Теперь его стали кроить из двух частей, а в качестве материала стало возможным использовать свиную кожу.
Боевые действия в Голландии и Бельгии показали необходимость изменения окраса касок. Мокрая каска давала легко заметные блики, поэтому в соответствии с приказом от 12 июня 1940 г. стальные шлемы стали краситься в серо-голубой цвет, при этом краска смешивалась с песком и поверхность каски становилась шероховатой. Тем же приказом была отменена декаль триколора и был введен матерчатый камуфлированный чехол с шестью крючками для крепления на каске.
Для того, чтобы стропы парашюта при десантировании не цеплялись за экипировку, парашютисты перед прыжком одевали прыжковый комбинезон. Парашютный комбинезон выполнялся из прочной хлопчатобумажной ткани. Первый образец комбинезона десантников сухопутных войск был зеленого цвета. Он не имел отложного воротника и застегивался на две разъемные молнии, которые шли параллельно вдоль груди. С правой стороны груди нашивался орел — эмблема сухопутных войск. Парашютисты называли этот костюм «мешком для костей».
Комбинезон парашютистов ВВС отличался наличием отложного воротничка и коротких штанин. Вместо карманов сделаны прорези, через которые можно было попасть в брючные карманы. На груди вышивалась эмблема ВВС (пикирующий кондор). После 1940 года на комбинезонах появились разные варианты карманов (до этого их не было вообще). Большинство комбинезонов имели один нагрудный карман. А, например, во время операции на Крите парашютисты были одеты в комбинезоны, имевшие четыре кармана: два нагрудных и два набедренных.
Брюки парашютистов были серо-зеленого цвета, имели два боковых и два набедренных накладных кармана. С брюками носился обычный поясной ремень с пряжкой «Люфтваффе». Под коленями имелись прорези для фиксации накладных наколенников. На правой ноге ниже колена имелся карман для стропореза.
В состав экипировки парашютиста входили специальные прыжковые ботинки на толстой резиновой подошве. На первых моделях шнуровка находилась с внешней стороны ботинок, а после 1940 года стали выпускаться ботинки, которые зашнуровывались обычным способом — спереди. Сами ботинки были черными, но позже стали коричневыми.
Десантировались парашютисты в перчатках и с налокотниками. Перчатки парашютистов изготавливались из черной кожи и имели длинные эластичные манжеты, в которые для надежной фиксации на запястьях были вшиты стальные пружины. Применение наколенников и налокотников было обусловлено особенностями парашюта, который обеспечивал большую скорость снижения, причем подвесная система была сконструирована таким образом, что парашютист после раскрытия купола занимал не вертикальное положение, а был как бы наклонен вперед. Поэтому при приземлении десантник ударялся об землю коленями и локтями. По-видимому такое положение парашютиста было необходимо для уменьшения его проекции, видимой с земли, что затрудняло попадание в него. Большая скорость снижения должна была сократить время пребывания парашютиста в воздухе и, тем самым снизить вероятность его поражения. Купол парашюта выдергивался фалом (вытяжной парашют отсутствовал). Применение фала сокращало время раскрытия парашюта и позволяло прыгать с минимальных высот (от 60 метров).
Под комбинезоном парашютиста располагались специальные подсумки, которые перекидывались через шею и нижними концами крепились к поясному ремню. На них в 12 карманах могли размещаться 20 винтовочных обойм (100 патронов). Подсумки для парашютной винтовки FG42 по конструкции практически не отличались от винтовочных, но имели 8 карманов для магазинов к FG42. Подсумки под МР40 были рассчитаны на 3 магазина. На шею же вешался прорезиненный мешок, в котором размещался противогаз. Кроме того, на груди парашютиста крест-накрест вешались два матерчатых чехла для гранат М24. Каждый из них вмещал 3 гранаты. Парашютисты в шутку называли чехлы «спасательным жилетом».
На поясном ремне располагалась пистолетная кобура. Позже из-за того, что сразу после приземления пистолет было очень трудно достать из-под комбинезона, кобуру стали пришивать к комбинезону. Сзади на поясной ремень вешались фляжка, сухарница и штык с саперной лопатой. В зимнее время применялись стеганые костюмы и вязаные подшлемники. Костюм был светло-серого цвета (оборотная сторона — белая) одевался под прыжковый комбинезон.
Отношение десантников к своей форме было исключительно уважительным. Подчеркивая свою исключительность, принадлежность к элите вооруженных сил парашютисты не снимали прыжковые комбинезоны ни на парадах, ни на учениях, ни на фронте. Случалось так, что даже награды парашютисты получали в комбинезонах. Кроме того парашютисты нашивали на прыжковый комбинезон памятные нарукавные ленты, которые по уставу должны были носиться на кителе. Немецкое командование не препятствовало этому, так как все это повышало престиж десантных войск.
Информация отсюда: http://www.drittereich.info/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&p=4451&highlight=
onepamop.livejournal.com