Содержание

Приказ ФСБ РФ от 31.03.2008 N 130 «О военной форме одежды военнослужащих органов Федеральной службы безопасности» (вместе с «Правилами ношения военной формы одежды, знаков различия и знаков отличия военнослужащими органов Федеральной службы безопасности») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.04.2008 N 11530)

  • Главная
  • Документы

Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

  • Приказ
  • Приложение 1. Описание предметов военной формы одежды военнослужащих органов Федеральной службы безопасности
    • I. Головные уборы, предметы верхней одежды, обувь и снаряжение
    • II. Белье
    • III. Фурнитура
  • Приложение 2. Правила ношения военной формы одежды, знаков различия и знаков отличия военнослужащими органов Федеральной службы безопасности
    • I. Общие положения
    • II. Военная форма одежды военнослужащих (кроме носящих морскую военную форму одежды)
      • 16.
        Парадная форма одежды для строя и вне строя
        • 16.1. Для офицеров и прапорщиков
          • Летняя
          • Зимняя
        • 16.2. Для старшин, сержантов и солдат, курсантов (слушателей), не имеющих воинского звания офицера или прапорщика
          • Летняя
          • Зимняя
        • 16.3. Для военнослужащих женского пола
          • Летняя
          • Зимняя
      • 17. Повседневная форма одежды для строя и вне строя
        • 17.1. Для офицеров и прапорщиков
          • Летняя
          • Зимняя
        • 17.2. Для старшин, сержантов и солдат, курсантов (слушателей), не имеющих воинского звания офицера или прапорщика
          • Летняя
          • Зимняя
        • 17.3. Для военнослужащих женского пола
          • Летняя
          • Зимняя
      • 18. Полевая форма одежды
        • 18.1. Для офицеров и прапорщиков, старшин, сержантов и солдат, курсантов (слушателей), не имеющих воинского звания офицера или прапорщика, и военнослужащих женского пола
          • Летняя
          • Зимняя
    • III. Морская военная форма одежды (для военнослужащих корабельного состава)
      • 19. Парадная и повседневная форма одежды для строя и вне строя
        • 19.1. Офицеров и мичманов
          • Форма N 1 — летняя (кроме офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации)
          • Форма N 2 — летняя (кроме офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации)
          • Форма N 3 — летняя
          • Форма N 4 — зимняя
          • Форма N 5, 6 — зимняя
        • 19.2. Для старшин и матросов
          • Форма N 2 — летняя
          • Форма N 3 — летняя
          • Форма N 4 — зимняя
          • Форма N 5, 6 — зимняя
        • 19.3. Для военнослужащих женского пола
          • Летняя
          • Зимняя
    • IV. Морская военная форма одежды (кроме военнослужащих корабельного состава)
      • 20. Парадная форма одежды для строя и вне строя
        • 20.1. Для офицеров, мичманов и прапорщиков
          • Летняя
          • Зимняя
        • 20. 2. Для старшин, сержантов и матросов
          • Летняя
          • Зимняя
        • 20.3. Для военнослужащих женского пола
          • Летняя
          • Зимняя
      • 21. Повседневная форма одежды для строя и вне строя
        • 21.1. Для офицеров, мичманов и прапорщиков
          • Летняя
          • Зимняя
        • 21.2. Для старшин, сержантов и матросов
          • Летняя
          • Зимняя
        • 21.3. Для военнослужащих женского пола
          • Летняя
          • Зимняя
      • 22. Полевая форма одежды
        • 22.1. Для офицеров и прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов и матросов, курсантов (слушателей), не имеющих воинского звания офицера или прапорщика, и военнослужащих женского пола, носящих морскую военную форму одежды (кроме военнослужащих корабельного состава)
          • Летняя
          • Зимняя
    • V. Особенности ношения отдельных предметов военной формы одежды
      • 49. Форма одежды почетного караула
        • Летняя парадная форма одежды
        • Зимняя парадная форма одежды
        • Летняя форма одежды
        • Зимняя форма одежды
        • Особенности ношения военнослужащими формы одежды почетного караула
    • Приложение 1. Порядок ношения военнослужащими погон и знаков различия
      • Размещение звезд на погонах (Таблица 1)
      • Размещение нашивок на погонах и погончиках (Таблица 2)
    • Приложение 2. Порядок ношения военнослужащими государственных наград, знаков отличия и других знаков органов безопасности

Приказ

Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 28.09.2021 № 379 «Об утверждении Перечня сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным государством, его государственными органами, международной или иностранной организацией, иностранными гражданами или лицами без гражданства могут быть использованы против безопасности Российской Федерации»

Зарегистрирован 30.09.2021 № 65202

Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 30.09.2021 г.

Вступает в силу с 11 октября 2021 г.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»1 и пунктом 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 9602, приказываю:

утвердить прилагаемый Перечень сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным государством, его государственными органами, международной или иностранной организацией, иностранными гражданами или лицами без гражданства могут быть использованы против безопасности Российской Федерации.

Директор А.Бортников

Утвержден приказом ФСБ России от 28 сентября 2021 г. № 379


Перечень сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным государством, его государственными органами, международной или иностранной организацией, иностранными гражданами или лицами без гражданства могут быть использованы против безопасности Российской Федерации


I.

, организационной структуре, вооружении и численности Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, воинских подразделений федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формирований, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов военной прокуратуры, военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — войска, воинские формирования и органы).

4. Сведения о дислокации, назначении, строительстве, степени готовности, эксплуатации и защищенности объектов войск, воинских формирований и органов.

5. Сведения об оперативном оборудовании территории Российской Федерации в целях обороны.

6. Сведения о прохождении гражданами Российской Федерации военной службы, государственной службы иных видов в войсках, воинских формированиях и органах, о трудовой деятельности граждан Российской Федерации в войсках, воинских формированиях и органах.

7. Сведения о строительстве и развитии войск, воинских формирований и органов.

8. Сведения о мобилизации, боевой и мобилизационной подготовке войск, воинских формирований и органов.

9. Сведения о местах хранения оружия и боеприпасов, находящихся на вооружении войск, воинских формирований и органов.

10. Сведения о потребностях войск, воинских формирований и органов в капитальных вложениях в строительство объектов войск, воинских формирований и органов.

11. Сведения о потребностях войск, воинских формирований и органов в разработке, производстве, испытаниях, установке, монтаже, техническом обслуживании, ремонте и утилизации образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе робототехнических комплексов.

12. Сведения о материально-техническом и финансовом обеспечении войск, воинских формирований и органов.

13. Сведения о закупках товаров, работ, услуг для нужд войск, воинских формирований и органов, в том числе сведения о единственных поставщиках товаров, работ, услуг.

14. Сведения о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках, воинских формированиях и органах.

15. Сведения о деятельности войск, воинских формирований и органов, имеющие ограничения для публикации в средствах массовой информации.

16. Персональные данные военнослужащих (сотрудников, работников) войск, воинских формирований и органов, членов их семей, в том числе сведения об адресах проживания, посещаемых образовательных и медицинских организациях, используемых транспортных средствах и личных средствах связи, сведения о соединениях и переписке с использованием средств связи, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе.

17. Сведения о средствах и сетях связи, используемых в войсках, воинских формированиях и органах, в том числе сведения о номерах служебных телефонов, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе.

18. Сведения о подготовке, заключении, содержании, выполнении, прекращении или приостановлении действия международных договоров и соглашений, за исключением случаев, предусмотренных обязательствами Российской Федерации в связи с участием в международных договорах и соглашениях.

19. Сведения об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и иных лиц, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации и органами государственной охраны в соответствии с решением Президента Российской Федерации, а также сведения о финансировании этой деятельности.

20. Сведения о методах профессионально-должностной, командирской и боевой подготовки военнослужащих войск, воинских формирований и органов.

21. Сведения о режимных помещениях и специальных хранилищах на объектах войск, воинских формирований и органов, а также лицах, имеющих право сдачи их под охрану.

22. Сведения о ходе и результатах рассмотрения сообщений о преступлениях и предварительного расследования, которые производятся следователями органов федеральной службы безопасности и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, за исключением сведений, преданных гласности в соответствии с законодательством Российской Федерации с разрешения уполномоченных сотрудников органов федеральной службы безопасности и Следственного комитета Российской Федерации.


II. Сведения в области военно-технической деятельности Российской Федерации, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну

23. Сведения о развитии вооружения, военной и специальной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения, военной и специальной техники.

24. Сведения о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения, военной и специальной техники, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе.

25. Сведения об использовании технологий криптографической защиты информации, квантовых технологий и технологий искусственного интеллекта при разработке и производстве новых (перспективных) образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе.

26. Сведения о производственной кооперации предприятий оборонно-промышленного комплекса, в том числе о разработчиках или изготовителях вооружения, военной и специальной техники, другой продукции, используемой для нужд войск, воинских формирований и органов, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе.

27. Сведения о предоставлении земельных участков для строительства или проведения изыскательных, проектных, строительно-монтажных и иных работ по созданию объектов войск, воинских формирований и органов, и их расположении.

28. Сведения об оценках производителем качества образцов российского вооружения, военной и специальной техники, их боевых возможностей, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе.

29. Сведения о функционировании центров государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, сил и средств, предназначенных для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, осуществляющих свою деятельность в рамках оборонно-промышленного комплекса, а также о компьютерных инцидентах в информационных системах (сетях) предприятий оборонно-промышленного комплекса.

30. Сведения о проведении закупок в части программных и программно-аппаратных средств информатизации и защиты информации для нужд предприятий оборонно-промышленного комплекса.

31. Сведения о составе и организации работы государственных информационных систем, виде, количестве и наименованиях модулей, местах расположения хранилищ данных и каналов связи, исходных текстах и дистрибутивах программного обеспечения, применяемого в работе государственных информационных систем, технической документации (техническом задании, моделях угроз и нарушителя) на создание государственных информационных систем и систем безопасности, в том числе для систем, обрабатывающих служебную информацию ограниченного распространения, действующих паролях, кодах систем достуца к служебной информации ограниченного распространения, настройках средств защиты информации.

32. Сведения об импорте продукции двойного назначения, используемой в интересах выполнения государственных программ Российской Федерации, целевых программ, государственного задания, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, в том числе связанных с развитием технологий в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

33. Сведения о планах, силах, средствах, методах охраны и об оснащении инженерно-техническими средствами охраны (организация связи, охранной, пожарной и специальной сигнализации, их технические возможности и сведения в них содержащиеся) объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, а также данные о финансировании этой деятельности.

34. Сведения о целевых программах Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», их финансовом и материально-техническом обеспечении, сроках их выполнения, за исключением сведений, относящихся к созданию космической техники научного и социально-экономического назначения.

35. Сведения о порядке, сроках и объемах финансирования программ реструктуризации организаций Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», состоянии расчетов с российскими организациями, результатах финансово-экономической деятельности за квартал (год), а также об итогах финансово-экономического прогнозирования деятельности на среднесрочный период по решению приоритетных задач в области космической деятельности.

36. Сведения о долевом финансировании Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», Министерством обороны Российской Федерации, организациями (в том числе иностранными) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области космической деятельности.

37. Сведения о проблемах, в том числе финансово-экономических, сдерживающих развитие Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в одной или нескольких областях деятельности, за исключением сведений, относящихся к созданию космической техники научного и социально-экономического назначения.

38. Обобщенные сведения о конверсии, производственных мощностях, планах и результатах реструктуризации организаций Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

39. Систематизированные сведения о реализации конверсионных разработок новой продукции социально-экономического назначения на базе высвобождаемых производственных мощностей Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

40. Сведения о техническом состоянии и готовности к выполнению задач по предназначению средств выведения космических аппаратов и наземной космической инфраструктуры, за исключением сведений, относящихся к запуску космических аппаратов научного и социально-экономического назначения, а также случаев, предусмотренных обязательствами Российской Федерации в связи с участием в международных договорах и соглашениях.

41. Сведения о планируемых работах по обеспечению эксплуатации и развития средств выведения космических аппаратов и наземной космической инфраструктуры, за исключением сведений, относящихся к обеспечению подготовки к запуску космических аппаратов научного и социально-экономического назначения.

42. Сведения о планируемых работах по созданию и развитию автоматизированных систем информационного обеспечения деятельности Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

43. Систематизированные сведения об организации работ по использованию ракетных систем оборонного назначения в качестве средств запуска космических аппаратов научного и социально-экономического назначения.

44. Сведения о разработке и совершенствовании средств поиска, эвакуации и утилизации отделяющихся частей ракет-носителей, средств нейтрализации и очистки промышленных отходов, за исключением случаев, предусмотренных обязательствами Российской Федерации в связи с участием в международных договорах и соглашениях.

45. Сведения о ракетных технологиях, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, за исключением случаев, предусмотренных обязательствами Российской Федерации в связи с участием в международных договорах и соглашениях.

46. Сведения о разработке и освоении перспективных базовых и критических промышленных технологий машиностроения, приборостроения и материаловедения, обеспечивающих производство перспективной космической техники нового поколения на основе материалов (включая композитные) и комплектующих российского производства, в том числе изделий на новых физических принципах.

47. Сведения о новых технологиях, материалах, комплектующих изделиях, которые придают новые свойства продукции Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

48. Сведения о создании и внедрении космических технологий в интересах обороны страны и безопасности государства.

49. Сведения о развитии космической ядерной энергетики, включая создание и эксплуатацию принципиально новых космических средств (космических аппаратов, межорбитальных буксиров), напланетных аппаратов и станций, функционирующих без использования солнечной энергии и обладающих повышенной энерговооруженностью, за исключением сведений, относящихся к использованию для космической техники научного и социально-экономического назначения.

50. Сведения об обеспечении информационной безопасности при реализации государственной политики в области космической деятельности, в том числе в части противодействия несанкционированному использованию спутниковых систем, а также незаконному оказанию на территории Российской Федерации услуг с использованием космической техники.

51. Сведения об оснащении Вооруженных Сил Российской Федерации и систем вооружения специализированной аппаратурой в необходимом составе для использования данных, передаваемых космическими аппаратами, в ходе подготовки к боевым действиям и при ведении боевых действий.

52. Сведения о наращивании возможностей инфраструктуры перспективных средств системы контроля космического пространства, а также возможностей системы обнаружения и документирования фактов преднамеренного воздействия на российскую орбитальную группировку космических аппаратов.

53. Сведения о результатах и перспективах развития организациями ракетно-космической отрасли космических технологий, за исключением случаев, предусмотренных обязательствами Российской Федерации в связи с участием в международных договорах и соглашениях.

54. Сведения о содержании и полученных результатах исследований, проведенных по заказу Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», которые могут быть использованы при разработке, модернизации и производстве продукции, за исключением сведений, относящихся к продукции научного и социально-экономического назначения.

55. Сведения о результатах системных исследований по определению приоритетных разработок и основных технических и экономических характеристиках перспективных образцов космической техники, за исключением сведений, относящихся к разработкам и перспективным образцам космической техники научного и социально-экономического назначения.

56. Сведения о необходимости, потребности и объемах закупок у иностранных производителей высокотехнологичных материалов, комплектующих элементов, используемых в производстве космической техники, и оборудования для их производства.

57. Сведения о программах международного сотрудничества в области космической деятельности, за исключением сведений, относящихся к сотрудничеству в сферах научной и социально-экономической космической деятельности.

58. Сведения о позиции представителей Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» на переговорах с иностранными (в том числе международными) организациями, разглашение которых может нанести ущерб Российской Федерации в одной или нескольких областях деятельности.

59. Сведения об экспорте и импорте космической техники, за исключением случаев, предусмотренных обязательствами Российской Федерации в связи с участием в международных договорах и соглашениях.

60. Сведения, раскрывающие исходные данные для заключения международных договоров в области космической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных обязательствами Российской Федерации в связи с участием в международных договорах и соглашениях.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7597; 2021, № 1, ст. 20.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 33, ст. 3254; 2007, № 1, ст. 205.

У кормушки в униформе

Татьяна Брицкая

 

Их зовут легион. По данным Минфина, на каждые 10 тысяч россиян приходится 163 чиновника. Итак, если вернуться к старинному определению бюрократии, одинаково любимому сатириками и пиарщиками, русские — самые привилегированные люди в мире. Такого количества государственных служащих нет ни у кого в мире. В абсолютных цифрах, и это правда, Китай нас опережает. Чиновников у них 7 млн ​​против наших 2,4 млн. Но на душу населения их почти в четыре раза больше, чем в Поднебесной. И каждому из них наши люди выдают униформу.

Римляне изобрели военную форму. Поскольку они много воевали, необходимо было выделить своих людей, чтобы они случайно не убили друг друга. Казалось, что у гражданских лиц не было таких же потребностей в безопасности, поэтому им не приходилось одеваться так же намного позже. В Российской империи все чиновники должны были носить мундиры, а их чины соотносились с воинскими званиями.

Окончательно бюрократический мундир упорядочил большой любитель порядка Николай I, издав в 1834 году «Положение о гражданском мундире», предписывавшее всем чиновникам носить мундир в соответствии с их министерствами и чинами.

В советское время ужасы царской России, конечно же, оставили нас. Но теперь в полном соответствии с имперской ностальгией мундиры все чаще можно встретить на людях, связанных с суверенитетом. Более того, они бывают самых разных и даже неожиданных цветов.

Новые законы об этом возврате к имперской моде начались, как и положено, в Петербурге в Законодательном Собрании, где в 2006 году впервые попытались ввести дресс-код. В 2017 году удалось принять закон, запрещающий мужчинам посещать общественные места. место без галстука. Год спустя Виталий Милонов, яркий петербургский депутат от партии «Единая Россия», впервые предложил одеть депутатов в форму, но не нашел поддержки у своих коллег. И это правильно. В вопросах большого стиля нет места демократии.

Это был вопрос об исключительной власти и демонстрации превосходства. Мода в стране регулировалась высшей властью, начиная с 1600-х годов с царя Алексея Михайловича, который приказал разжаловать любого, кто был пойман в иностранном мундире, и даже наказал своего сына Петра каторжными работами за отказ носить мундир. И при этом «стилистические разногласия» с властями стали преступлением против государства.

В рядах не должно быть разногласий! И после этого в ведомства приходили все новые и новые не только дресс-коды, но и требования о полноценном обмундировании. И не только обмундирование, а форма военного образца с погонами или нашивками на гимнастерке, золотым шитьем на обшлагах, фуражками офицерского покроя, треугольными фуражками рядовых и прочими атрибутами военизированной структуры одежды.

И если погоны на «человека с ружьем» лично у меня вопросов не вызывают (мои вопросы были бы только о количестве и качестве этих людей), то например обмундирование сотрудника Счетной палаты не должно вызывать недоумения. Но сбивает с толку!

Более того, уроки «одеваться» начинаются с детства. Школьная форма, ранее отправленная на помойку вместе с портретами членов Политбюро, возвращается. Стоимость этого победоносного парада хорошо спонсируется нашим сообществом родителей. Родители, ругаясь за счет, теперь должны покупать своим детям костюмы, в которых они будут похожи на банковских служащих. Как правило, они не хотят идти против течения, но им это не нравится. На помощь приходят «знаменитые изречения и мудрость», и, как известно со времен Пушкина, «удивительно полезны в тех случаях, когда мы мало что можем придумать для оправдания наших решений».

 

Униформа почты России

 

А я помню то коричневое платье из отвратительной кусачей ткани, которое маме пришлось для удобства перешить, превратив форму в подобие халата. А еще более ненавистный фартук пришлось застегнуть на резинку, так как без нее он не влезал. Я до сих пор не вижу ничего красивого или тем более удобного в советской школьной форме и стоны по поводу опрятности и эстетичности должны быть направлены на счет неудовлетворенных советских фантазий. В секс-шоп, товарищи, в секс-шоп!

Второй раз в жизни мне пришлось примерить фетиш-моду в юности, когда семейный экономический кризис отправил меня служить в полицию.

Для них я был «снежинкой». Это когда ты работаешь в каком-то мирном отделе логистики, но тем не менее числишься «на земле». И всегда есть свободные места.

В ГИБДД меня опознали как «снежинку», но женской формы на складе не оказалось. Вместо этого мы все были экипированы мужской офицерской гимнастеркой, офицерской юбкой, брюками и бушлатом и фуражкой, которую мы прикрепляли к волосам шпильками (это было независимо от дискомфорта для лысых или с короткой стрижкой). Была и осенняя куртка участкового милиционера. Этот последний предмет занял бы достойное место в музее пыток. Ох уж эта черная куртка из кожзаменителя с рукавами реглан. На нем были пуговицы, которые перестали застегиваться в первый же день, они были одновременно и горячими, и холодными, но, самое главное, они просто забавно выглядели. Я никогда не приносил столько смеха и радости людям. Как только я сел в автобус, угрюмые с утра пассажиры стали радостно улыбаться. Заключенные, которые шили эти удивительные костюмы, явно ненавидели свое ремесло и мстили тем, кто мог бы на самом деле носить это великолепие и отомстить за все бесцельно потраченные в тюрьме годы.

Я не мог долго это терпеть. Куртка была подарена рыбакам, куртка участкового испарилась сама собой, а кошачье дерьмо в сапогах. Год спустя я уволился из полиции, поклявшись никогда больше не носить форму.

Подозреваю, что нынешние счастливые обладатели всех этих погон тоже не питают к ним нежных чувств. Или, говоря по-другому, разноцветные мундиры просто заставляют глаза моргать.

Судите сами. В России униформа закреплена практически за всеми типами «надзирателей». Униформа Федеральной службы по защите прав потребителей щеголяет цветами, похожими на то, что Чичиков назвал «брусничным цветом с огоньком». Россельхознадзор, надзор за ветеринарией и сельхозпроизводством одет в серо-зеленую форму. Женскому полу предоставляется на выбор шляпа-дот или чегеваровский берет под названием «кубанка», вариант унисекс, гуманно оснащенный обязательными вентиляционными отверстиями, регламент которых гласил: «Должно быть одно вентиляционное отверстие на стенка шапки, расположенная слева от шва. Нижний край берета должен быть окантован кожей, в которую продет регулировочный шнур.

 

Форменная одежда Россельхознадзора

 

Форма для Ростехнадзора не шьется, но есть куртки с погонами с указанием звания. Правила требуют: «Однобортный пиджак с четырьмя золотистыми пуговицами, воротником и отложными лацканами. На концах воротника должна быть эмблема Ростехнадзора. Рукава прошиты двойным швом, а погоны пришиваются к куртке».

Охотничий надзор узнаваем по серо-зеленой форме, а лесники носят темно-зеленую одежду.

Рыбнадзор, Рыбнадзор, не отстает, требуя «Китель с четырьмя кнопками и усиленными боковыми прорезными карманами. Спинка должна иметь шов посередине и шлиц внизу. Также должен быть отложной воротник с двойной отделочной строчкой по краю воротника. Спинка имеет шов посередине с обратным сгибом от линии талии к низу и шлицу по низу с двумя стойками, входящими в боковые швы, и застегивающейся планкой по линии талии».

Многостраничный заказ читается как песня. Или как цитата Горина:

«Талия на десять сантиметров ниже, чем в мирное время».

«Должно быть ниже?»

«Значит, должно быть выше».

«А сундук?»

«А сундук?»

«Должен ли я оставить его там, где он есть?»

«Нет, мы возьмем с собой».

Служба образования Рособрнадзор пока не получила единого звонка из «надзорных» ведомств, но все надежды напрасны. Это того стоило, так как дети должны носить форму. Возможно, учителям и инспекторам стоит носить форму, как у зловещего учителя-садиста Ардальона Борисовича Передонова из «Маленького демона» Федора Сологуба. Не удалось обнаружить следов соответствующей униформы и в недрах службы связи и информации Роскомнадзора, которая больше занимается знаками различия журналистов. А вот Росздравнадзор, здравоохранение, заждались своей формы, о чем сообщил на прошлогоднем Гайдаровском форуме глава федерального Минздрава Михаил Мурашко. Министр пообещал, что у сотрудников будут разные знаки различия. «У врачей свои, а у фармацевтов должны быть свои». Отраслевое издание «Аптекарский вестник» тогда сообщило, что судмедэкспертов беспокоит цвет обмундирования, поскольку «все красивые цвета уже заняты».

Действительно, если собрать всех этих солдат республики в одну линию, чуть побольше цвета, то получится радужный флаг.

Пока не хватает только оранжевого и желтого. Все остальные цвета по-прежнему доступны.

Более-менее можно оправдать наличие униформы в наиболее грозных и карательных отделах. «Судебные надзиратели», типа приставов, облачились в зеленые рубашки под синие гимнастерки и пальто с синим кантом и серым воротником, а также в каракулевые ушанки с козырьком и нашивкой с пятипроцентным золотым кантом, что бы это ни было. означает. Мы можем принять таможенников, разгуливающих в густой зелени. Можем разобраться с синей униформой для прокуроров (в Штатах, например, этому бы удивились. Там прокуроры обычные юристы без всяких погонов). Мы можем жить с спин-оффами от прокуратуры. Но они сохранили свою синюю форму.

 

Форма Роспотребнадзора, Госпотребнадзора

 

Допустим, те, кто наказывает, штрафует, проверяет и задерживает, должны ходить в форме, чтобы доказать свою принадлежность к своему ведомству и авторитету. Но зачем различать по цвету штаны для почтовой службы, униформа сотрудников которой взорвала интернет нездоровым сходством с нацистской эсэсовской формой Штирлица? Почта России тогда оправдывалась и кивала на фотошоповский розыгрыш. Говорили, что блогеры сгущали цвета и что форма на самом деле была не черная, а темно-синяя и такой формы не было вообще с 2013 года. Еще говорят, что форма, в которой сфотографированы руководители почтовых отделений были разработаны для игр в Сочи. Но униформа скоро будет введена по всей стране. То есть фактически они у них есть. Кажется, что спикер кафедры несколько растерялся в этот момент.

Униформа транспортников всех ведомств от гражданской авиации до РЖД. Вы легко можете ознакомиться с рисунком на обшлагах форменной одежды Счетной палаты или даже Госжилинспекции, по крайней мере в Москве. И погоны в наличии. Достигшие звания действительного Московского областного государственного советника 1-го класса получат три большие лучистые звезды, вышитые на плечах. Три звездных генерала чердачной трубной бригады.

Счетная палата в основном носит униформу 19 века. На заседаниях коллегии эти «реконструкторы» надевали форменную одежду чиновников Счетной палаты. Манжеты богато украшены золотым шитьем.

 

Форменная одежда Счетной палаты России

 

Любая установленная униформа включает в себя несколько сезонных изменений, а также варианты полевой одежды и одежды, включая обувь. Стоимость таких нарядов колеблется от 35 до 55 тысяч рублей (от 400 до 600 евро) и даже выше. И как правило, ведомственные заказы на пошив одежды выполняются в колониях системы ФСИН. Есть и гражданские предприятия, которые берутся за такие заказы. Трудно подсчитать, сколько бюджетных денег тратится на это ежегодно. Но надо иметь в виду, что обмундирование необходимо менять и, как правило, каждые 5 лет. Так вот, эта модная забава от госведомств — еще и солидная бюджетная трата.

Несмотря на то, что это увлечение форменной одеждой получает все большее распространение, то и дело возникают совершенно любопытные начинания вроде пошива формы для чиновников белгородской мэрии (серо-голубой, похож на милиционера) или одевания в куртках и кепках цвета «дыма и пламени Наваринской бухты», как у башкирских чиновников (обмундирование они, однако, обязаны были шить за свой счет).

Как вообще можно работать без униформы? «Никто сейчас не воюет в однобортной форме. Война на пороге, но мы не готовы! — как говаривал тот самый персонаж Григория Горина.

 


Этот материал изначально опубликован на русском языке в «Новой газете».

На английский язык переведен Адамом Гудманом, редактором и эссеистом экологического веб-сайта green2021.org Николаевка в марте 2022 года. Изображение: Sipa US / Alamy

Коррупция широко распространена в России и широко распространена в ее оборонно-промышленном секторе и вооруженных силах. Данные из Украины говорят о том, что это стоит жизней россиян.

Коррупция в российских вооруженных силах и обществе в целом давно признана аксиомой. Российский государственный сектор неизменно занимает одно из последних мест в Индексе восприятия коррупции Transparency.org, занимая 136 место из 180 стран в 2021 году. Коррупция воспринимается как особая проблема в российских вооруженных силах и в некоторых отношениях рассматривается как часть военной жизни. . Тор Буккволл написал в 2005 году в исследовании о коррупции в российских вооруженных силах, что она включает три элемента. Во-первых, это индивидуальная коррупция, рассматриваемая как необходимое средство обеспечения минимального уровня жизни. Второй была институциональная коррупция, понимаемая как «паутина неформальных правил, ограничений и привычек», которые управляли жизнью российских офицеров. Наконец, был политический уровень, который включал отношения между российским правительством, военными и институтами, созданными для борьбы с коррупцией.

На протяжении 1990-х годов общественное внимание привлекали известные случаи российской коррупции, в том числе увольнение российского генерала за продажу горючего ООН во время командировки в Косово и сообщения о том, что российские солдаты, дислоцированные в Чечне, продавали свое оружие чеченским боевикам. Причинами тогда были жалобы на условия: многие российские солдаты жили в ужасных условиях с низким доходом, а в случае с Чечней были привержены несогласованной борьбе с мотивированным и хорошо вооруженным противником. Масштабы проблемы, похоже, возросли, и в 2011 году главный военный прокурор России Сергей Фридинский заявил, что коррупция в результате злоупотребления гособоронзаказом приняла «космические» масштабы. Первые этапы войны в Украине показывают, что это недомогание усилилось и стоило российским солдатам здоровья, а в некоторых случаях и жизни.

Crowdfunded Warfare

Всего через несколько дней после начала российского вторжения в Украину несколько ветеранов вооруженных сил России, которые сейчас являются известными блогерами, написали посты с просьбой к своим подписчикам собрать деньги на нужды российских военнослужащих. Они сказали, что солдатам срочно нужны жгуты, медикаменты и приборы ночного видения. С тех пор трое российских блогеров собрали миллионы рублей и купили и доставили тысячи вещей для российских военнослужащих, воюющих на Украине. Их сообщения показывают, что российские солдаты на передовой изо всех сил пытаются получить достаточное количество медикаментов, шлемов, раций, рюкзаков, камуфляжных сетей, спальных мешков, ковриков для путешествий и даже бронежилетов. Эта тенденция аналогична предпринимаемым усилиям по закупке оборудования для украинских сил и может пролить свет на другие аномалии в российских вооруженных силах. Часто можно увидеть операторов ФСБ и Сил специальных операций с личным оружием, смешанным с зарубежным оборудованием, таким как лупа EOTech G33 и прицелы Aimpoint CompM4s. Не исключено, что коррупция приводит к выкачиванию средств, предназначенных для этого вида техники, побуждая мотивированные по своему мировоззрению российские войска приобретать ее самостоятельно.

В качестве примера того, как это влияет на подразделения в Украине, один блогер поделился следующим постом от 4 апреля: «Братья, необходимо приобрести очень важные вещи, чтобы помочь нашему дружному подразделению. Сейчас они переселяются из V района (под Киевом)». Они перечислили ряд оборудования, в том числе 18 современных аптечек и прицелов, а также боеприпасы и оптику ночного видения. Они также заявили о необходимости беспилотных летательных аппаратов и бронежилетов.

В сообщении от 16 апреля один из блогеров упомянул, что с начала войны добровольцы потратили более 60 миллионов рублей (814 000 долларов или 641 000 фунтов стерлингов) на различные поставки для российских войск. И это, утверждают они, не покрыло и 5% запросов. Они подчеркивают, что принимают запросы только от подразделений, которые в настоящее время действуют на передовой и находятся там некоторое время, исчерпывая свои ресурсы. Блогеры утверждают, что не помогают ни тем, кто только что прибыл в зону боевых действий со своих баз (успевшим самостоятельно получить необходимое снаряжение), ни тем, кто только готовится к выезду.

Переработка, повторное использование, ремонт

Бронежилет остается чем-то вроде роскоши для некоторых сил; Китай только недавно начал масштабно внедрять его в состав своих сухопутных войск. Российские войска можно было наблюдать в Грузии вообще без бронежилетов, в то время как их противники носили современные западные образцы. Тем не менее, Россия запустила хваленую программу «Ратник», призванную ввести в сухопутных войсках единое личное снаряжение, в том числе обмундирование, личную тесьму и бронежилеты. Базовое снаряжение для пехоты стоит 3500 долларов на человека, и утверждается, что к 2017 году было доставлено 200 000 комплектов. Однако есть свидетельства того, что жизненно важные элементы системы «Ратник» не достигли места назначения. Бронежилет «Ратник», известный как 6Б45, можно было купить на «Авито» (российский eBay) по цене 200–250 долларов. Полноценный жилет со шлемом можно было купить примерно за 300 долларов, а пару пластин — за 100–150 долларов. «Все эти «Гранитные» пластины, которые стоят по 10 000 рублей за пару, — их украли со складов прапорщики и продали через интернет», — написал один из блогеров 6 апреля.

«Особенно плохо будет тем, кто сейчас мобилизован и вместо бронежилета может получить туфту», — добавил он. В середине апреля украинская военная разведка сообщила, что российские солдаты, прибывающие в Украину, были обеспечены списанными бронежилетами, ткань которых прогнила, а пластины проржавели. Как и многие обсуждаемые здесь случаи, это не новость для российских вооруженных сил. В 2008 году было возбуждено дело против бывшего начальника управления снабжения Минобороны России Валерия Знахурко, которого обвинили в мошенничестве и превышении полномочий при закупках бронежилетов для армии. Бронежилеты были заказаны в фирме «Артесс» и признаны непригодными для использования Главной военной прокуратурой. Бронежилет вряд ли изменит ход войны; однако это повышает живучесть пехотных формирований и может значительно снизить количество потерь, которые несет подразделение. Если его отсутствие широко распространено в российских войсках, это может способствовать потере боевого духа.

quote

Бронежилет повышает живучесть пехотных формирований; если его отсутствие широко распространено в российских войсках, это может привести к потере боевого духа

Эта практика распространяется и на обмундирование. «Срочники часто получали б/у форму, потому что новая продается на Авито. Они часто получали обмундирование на 1-2 размера больше, чем им было нужно, потому что большинство б/у размеров распродано», — сказал бывший офицер. Об этом свидетельствует наличие на «Авито» множества новенькой формы, а на фотографиях, размещенных блогерами, видно, что они доставили военнослужащим в Украину коробки с носками, футболками и термобельем. Блогеры также постоянно собирают деньги на «правильные ботинки для парней». В сообщении от 18 апреля один блогер отметил, что «необходимо не менее 500 пар ботинок». Это подтверждает другие заявления о том, что российские войска не были обеспечены теплым снаряжением, непромокаемой одеждой или топливом для кухонных плит, из-за чего мартовские боевые действия для многих были неприятными. Российские солдаты также просили рюкзаки, потому что выданные неудобно носить с собой и они недолговечны. То же самое относится к их личным ремням и шлемам.

Армия марширует на животе

На видео, опубликованном украинскими военными 1 марта, виден захваченный российский паек; информация на обратной стороне указывает на дату истечения срока действия в 2015 году. Это в сочетании с сообщениями о том, что российские солдаты обходятся без еды в течение трех дней, кажется свидетельством плохого состояния планирования, но также может указывать на коррупцию. Например, гражданин России Вячеслав Забалуев был приговорен к пяти годам лишения свободы за то, что в декабре 2021 года затруднил снабжение российских войск продовольствием в Донецкой и Луганской республиках. Забалуев обвинялся в перенаправлении продовольствия, если взятки не были получены вовремя и работал в компании «Военторг». Военторг является основным поставщиком услуг общественного питания для российских вооруженных сил и заключил субподряд с компанией Main Line, которая, как сообщается, связана с Евгением Пригожиным. Пригожин финансирует и организует группу наемников Вагнера, и считается, что он связан с российским Агентством интернет-исследований, а также близок к президенту Владимиру Путину. Эти отчеты в совокупности позволяют предположить, что институциональная и политическая коррупция, характерная для России, могла привести к субоптимальному снабжению российских войск как по количеству, так и по качеству. Независимые расследования российского информационного агентства «Собеседник» показывают, что это могло иметь место и в мирное время.

Неудивительно, что эта ситуация не нова для российских солдат. В частной беседе офицер-ветеран, настоявший на анонимности, сказал: «Мои старшие коллеги, побывавшие в Чечне, рассказывали множество историй о том, как им нечего было есть, когда их посылали на боевые задания. Они просто не были обеспечены припасами и продовольственным пайком. При этом командир батальона рассказал мне, как он подрабатывал, продавая местным жителям сотни ящиков с припасами».

Работа в выходные дни

Другие формы коррупции в российской армии включают использование призывников для выполнения строительных работ; примеры варьируются от личных домов российских офицеров до местных строительных проектов. Эта практика оказывает большое влияние на подготовку российского персонала. Это уже имеет тенденцию к смешанной ситуации, поскольку некоторые офицеры не заинтересованы в обучении призывников, а средства и ресурсы ограничены из-за коррупции. Офицер пояснил: «За годы службы в инженерной части я часто видел, как подходящую военную технику вместе с личным составом направляли для работы на гражданских стройках — таким образом высшее командование зарабатывало деньги. Весь младший состав будет работать бесплатно, а командиру заплатит гражданский заказчик». Он добавил, что это сократит время, отведенное на обучение, и будет означать, что солдаты будут посещать полигон только один или два раза в год. Эта ситуация не считается повсеместной; некоторые российские формирования, такие как Воздушно-десантные войска, кажутся хорошо обученными, что находит отражение в их частом использовании. Возможно, то же самое относится и к артиллерии, на которую опирается большинство вооруженных сил для нанесения смертоносного урона.

Средства первой необходимости

Несколько военнослужащих Росгвардии заявили, что им не выдавались никакие аптечки. Армейские подразделения также получают только самые простые личные аптечки, которые не менялись с 1960-х годов. Официально солдатам полагается только один резиновый жгут, один бинт, несколько очищающих таблеток и болеутоляющее. Все дополнительные расходные материалы, в том числе современные турникеты CAT, гомеостатические повязки, средства от ожогов и нагрудные пломбы, закупаются либо самими военнослужащими, либо волонтерами. Некоторые из вышеупомянутых блогеров писали о поставках тысяч современных турникетов и бинтов в войска, перебрасываемые на передовую. Согласно этим сообщениям, поставки распространяются не только на передовую, но и в тыловые медицинские службы. Они утверждают, что доставили несколько коробок с лидокаином, троакары, плевральные дренажи и капельницы.

Эти сообщения противоречат утверждениям российской прессы о том, что военно-медицинские учреждения в России являются одними из лучших в мире и способны принять до 1500 раненых в день в случае кризиса. В сообщениях из Беларуси упоминаются переполненные госпитали, заполненные российскими ранеными, что указывает на то, что медицинская помощь на передовой и в тылу российских позиций местами отсутствует.

Ты меня слышишь?

Проблемы со связью в России были очевидны на протяжении всей войны. Это тоже может быть частичным результатом коррупции, поскольку российские блогеры постоянно собирают деньги на покупку раций, радиоприемников и блоков питания для российских войск. Упомянутые радиоприемники обычно относятся к китайским брендам, таким как Baofeng UV-82. Другие более дорогие товары можно найти в списках блоггеров, например, дроны-квадрокоптеры. Предполагается, что российская армия хорошо оснащена тактическими дронами, но военнослужащие, особенно в разведывательных и воздушно-десантных подразделениях, утверждают, что мини-дроны необходимы для выживания подразделений на передовой. Некоторые блогеры уже потратили миллионы рублей на покупку беспилотников для российской армии, таких как Mavic Mini 29.0005

цитата

Коррупция в российских вооруженных силах идет сверху донизу, что приводит к нехватке навыков и снаряжения и, в конечном итоге, снижению боевой эффективности

26 апреля известный российский блогер, ветеран ВВС и бывший летчик-истребитель начал собирать деньги, чтобы «должным образом экипировать» пилотов комплектами для выживания. Выпущенные комплекты считаются сильно устаревшими. Большую часть медикаментов и GPS-навигаторов пилоты уже покупают сами.

‘Сейчас насущная проблема со связью. Сотовая связь в Украине нашим летчикам-истребителям недоступна. Мгновенно отслеживаются сотовые телефоны, блокируется их сигнал, а враги тут же перемещаются к месту, откуда был отправлен сигнал. Радиостанция экстренной связи, входящая в комплекты для выживания пилотов, — дерьмо. С его помощью вы можете связаться с кем-то всего на одной частоте, которая хорошо всем известна. И даже тогда вы можете связаться с кем-либо только случайно. Поэтому очень нужны портативные радиостанции с авиационным диапазоном. Одна такая рация стоит около 40 000 рублей. Но их еще можно купить», — написал бывший летчик-истребитель в обращении к своим подписчикам.

Подразделения военной авиации, особенно фронтовая авиация и летчики-истребители, считаются элитой любой армии мира. «Летчик фронтовой авиации первого класса готовится в среднем 7–8 лет, а стоимость его обучения составляет около 3,4 млн долларов. Подготовка летчика-снайпера занимает 10–12 лет и стоит $7,82 млн», — рассказывал в 2019 году главком ВВС России Александр Зелин. оборудование, в котором они нуждаются, это может быть намеком на то, что происходит в других, менее элитных и менее приоритетных родах российских вооруженных сил.

Люди Коррумпированная власть

Похоже, что коррупция остается проблемой для российских вооруженных сил. Это происходит сверху вниз, что приводит к нехватке навыков и снаряжения и, в конечном итоге, к снижению эффективности в бою. Однако важно отметить, что эта ситуация не может быть универсальной. Имеются данные о том, что некоторые российские подразделения лучше мотивированы и оснащены, чем другие, что указывает на то, что коррупция не помешала этим подразделениям получить оборудование, необходимое для выполнения своих функций. Это говорит о том, что в будущий анализ российских вооруженных сил было бы целесообразно включить дальнейшие исследования влияния коррупции на оснащение и уровень подготовки, чтобы можно было использовать совокупность исследований для обоснованной оценки российского военного потенциала.

Этот комментарий является частью серии «Военные отчеты России».

Мнения, выраженные в этом Комментарии, принадлежат автору и не отражают точку зрения RUSI или какой-либо другой организации.

У вас есть идея для комментария, который вы хотели бы написать для нас? Отправьте короткое сообщение по адресу [email protected] , и мы свяжемся с вами, если оно соответствует нашим исследовательским интересам. Полное руководство для участников можно найти по номеру 9.0003 здесь .

Серия специальных отчетов

    Проекты

    Проект «Красная команда: понимание врага»

    Проект «Красная команда» направлен на проведение углубленного анализа вооруженных сил противников и конкурентов

    Посмотреть онлайн chevron-5 chevron-right


    ключевые слова

    Темы

    • Конфликт и безопасность

    Регионы и группы стран

    • Кризис вокруг Украины и европейская безопасность
    • Russia and Eurasia
    • Russia

    Research Groups

    • Military Sciences

    Projects

    • Adversaries Programme

    WRITTEN BY

    Sam Cranny-Evans

    View profile

    Dr Olga Ivshina

    Просмотреть профиль


    Основное изображение предоставлено Борьба с холодом: российские солдаты отдыхают у костра в городе Николаевка в марте 2022 года.