ПАКФА — это… Что такое ПАКФА?

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50, Изделие 701, истребитель 21) — российский истребитель пятого поколения, разрабатываемый ОАК. Головным разработчиком является ОАО Сухой, где он получил обозначение Т-50. На КнААПО, где собирают первый летный экземпляр, именуется изделием 701. Самолёт разрабатывается для замены МиГ-29 и Су-27. Первый полёт ПАК ФА планируется на осень 2009. Серийное производство самолета запланировано на 2010. Возможно, истребитель также будет поставляться на экспорт.

История

Микоян 1.44 технологическая демонстрация дельтавидного крыла.

В конце 80-х ВВС Советского Союза выработали требования к истребителю пятого поколения для фронтовой авиации на замену МиГ-29 и Су-27. На основе этих требований КБ Микояна разработал проект Микоян 1.44, КБ Сухого — Су-47. Распад Советского Союза и последовавший экономический спад не позволили продолжить работу над созданием самолета, проекты были позже закрыты. В 2002 КБ Сухого было выбрано для разработки нового самолета, на котором будут использованы некоторые технологии Су-47 и МиГ 1.44.

Характеристики

Надежная информация по лётно-техническим характеристикам ПАК ФА практически отсутствует. Из интервью с людьми из российских ВВС известно, что самолет полностью отвечает требованиям для самолетов 5-го поколения (простой и дешевый в обслуживании; развивает сверхзвуковую скорость без использования форсажа; маневрирует с большими перегрузками; малозаметен и многофункционален).

Для достижения этих целей на ПАК ФА установят новые двигатели, более мощные, чем у предшественников, и с отклоняемым вектором тяги. Вооружение он сможет нести как на внешних узлах подвески, так и во внутренних. Формы самолета призваны обеспечивать минимальную площадь отражающих поверхностей и хорошие аэродинамические характеристики. Вооружение — ракеты нового поколения класса «воздух-воздух» (по некоторым данным, ракеты будут квадратными в сечении для уменьшения размеров внутренних отсеков), «воздух-земля» и противокорабельные ракеты; корректируемые авиабомбы. Система управления — полностью компьютеризированная. РЛС с активной ФАР.

ПАК ФА — это самолет тяжелого класса (максимальная взлетная масса около 32-37 тонн, как у Су-27, Су-47 и F-22). Параллельно с ним разрабатывается облегченный истребитель 5-го поколения (его название — ЛФИ). Однако на данном этапе принято решение что в роли ЛФИ будет выступать МиГ-35, частично соответствующий требованиям к истребителю 5 поколения и пригодный для выполнения современных задач.

Внешний вид ПАК ФА остается в тайне и насчет него ходит много спекуляций. Сначала его изображали как Су-47 без или с незначительными изменениями. Затем, форма этого самолета изменилась в воображении художников до сходства с F-22. На это особенно повлияли известия об отказе от интегрального триплана с КОС в пользу традиционной компоновки (собственно, буква Т в названии, означает «треугольный», т. е. треугольное крыло). На сегодня наибольшее доверие вызывает изображение с сайта НПО «Сатурн» и с одного из индийских авиафорумов. На обоих изображениях совпадает даже камуфляж и можно сделать вывод, что они делались с какой-то одной модели.

Ход работ над комплексом

В мае 2007 года первый вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов в своём интервью заявил, что истребитель ПАК ФА по своим характеристикам ни в чём не будет уступать американскому истребителю F-22 «Рэптор». Исходя из этого, предположение о том, что зарубежным аналогом ПАК ФА является именно F-22, выглядит наиболее вероятным.

В декабре 2007 года генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян сообщил, что испытания нового самолета запланированы на 2009 год, а серийное производство должно быть налажено до 2015 года[1].

26 декабря 2008 года главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что к 12 августа 2009 г. Россия получит летный образец самолета пятого поколения и в этом же году он поднимется в воздух. «Работа над самолетом идет по плану, все задачи выполняются. В следующем году мы должны получить первые три машины. В настоящее время все они находятся в состоянии сборки, в той или иной степени готовности», — отметил Зелин.

[2]

Летные испытания российского истребителя пятого поколения должны начаться до конца текущего года, а серийное производство — в 2010 году, заявил в Комсомольске-на-Амуре вице-премьер России Сергей Иванов[3].

Технология «стелс»

Доподлинно неизвестна «эффективная площадь» отражающей поверхности ПАК ФА. ПАК ФА — практически первый серьезный опыт России в разработке самолёта по технологии «стелс», хотя на поздних моделях боевых самолетов Микояна, Сухого и Туполева на корпусе используются поглощающие радиоволны материалы. Они позволяют снизить эффективную площадь до значений менее 1 м² (Справка: у F-22 немногим менее 0,1 м²[4]). Стоит отметить, что использование технологии «стелс» обходится крайне дорого и сильно влияет на стоимость самолёта, к тому же чрезмерное увлечение технологиями снижения заметности приводит к сильному ухудшению летно-технических характеристик летательных аппаратов. Например, самолёт F-117, при создании которого приоритетом было снижение заметности во всех возможных диапазонах, обладает крайне низким для тактических ударных самолётов аэродинамическим качеством, что напрямую влияет на массу боевой нагрузки и дальность полёта. Для современных самолетов принят принцип «разумной достаточности», состоящий в компромиссе снижения заметности и высоких летных характеристик.

Тактико-технические характеристики (расчетные)

Приведённые ниже характеристики являются расчетными[5].

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 22 м
  • Размах крыла: 14,2 м
  • Высота: 6,05 м
  • Площадь крыла: 78,8 м²
  • Масса пустого: 18 500 кг
  • Нормальная взлётная масса: 26 000 кг
  • Максимальная взлетная масса:
    37 000 кг
  • Масса полезной нагрузки: 7 500 кг
  • Объём топлива: 10 300 л
  • Двигатели: 2 × ТРДДФ АЛ-41Ф
    • Тяга максимальная: 2 × 9 800 кгс
    • Тяга на форсаже: 2 × 15 500 кгс
    • Масса двигателя: 1 350 кг
    • Углы отклонения вектора тяги: ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости
    • Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с

Лётные характеристики

Вооружение

  • Пушечное: 30 мм встроенная пушка
  • Точки подвески: 16 (8 внутри фюзеляжа и по 4 с каждой стороны)

Авионика

  • РЛС: Н050 (?) (улучшенный вариант РЛС ИРБИС-Э истребителя Су-35)
    • Рабочая длина волны: 3 мм
    • Диаметр: 0,9 м
    • Цели: 30 сопровождение, 8 обстрел
    • Дальность: 400 км
      • Разрешение РЛС: 3 м² на 350-400 км
      • Углы обзора: ±120°, +90/–60°
    • Мощность:
      4 000 Вт
    • Масса: 65—80 кг

Схожие самолеты

Примечания

http://www.niip.ru/Library/sky/2007/2007_2.pdf

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

ФА — это… Что такое ПАК-ФА?

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50, Изделие 701, истребитель 21) — российский истребитель пятого поколения, разрабатываемый ОАК. Головным разработчиком является ОАО Сухой, где он получил обозначение Т-50. На КнААПО, где собирают первый летный экземпляр, именуется изделием 701. Самолёт разрабатывается для замены МиГ-29 и Су-27. Первый полёт ПАК ФА планируется на осень 2009. Серийное производство самолета запланировано на 2010. Возможно, истребитель также будет поставляться на экспорт.

История

Микоян 1.44 технологическая демонстрация дельтавидного крыла.

В конце 80-х ВВС Советского Союза выработали требования к истребителю пятого поколения для фронтовой авиации на замену МиГ-29 и Су-27. На основе этих требований КБ Микояна разработал проект Микоян 1.44, КБ Сухого — Су-47. Распад Советского Союза и последовавший экономический спад не позволили продолжить работу над созданием самолета, проекты были позже закрыты. В 2002 КБ Сухого было выбрано для разработки нового самолета, на котором будут использованы некоторые технологии Су-47 и МиГ 1.44.

Характеристики

Надежная информация по лётно-техническим характеристикам ПАК ФА практически отсутствует. Из интервью с людьми из российских ВВС известно, что самолет полностью отвечает требованиям для самолетов 5-го поколения (простой и дешевый в обслуживании; развивает сверхзвуковую скорость без использования форсажа; маневрирует с большими перегрузками; малозаметен и многофункционален).

Для достижения этих целей на ПАК ФА установят новые двигатели, более мощные, чем у предшественников, и с отклоняемым вектором тяги. Вооружение он сможет нести как на внешних узлах подвески, так и во внутренних. Формы самолета призваны обеспечивать минимальную площадь отражающих поверхностей и хорошие аэродинамические характеристики. Вооружение — ракеты нового поколения класса «воздух-воздух» (по некоторым данным, ракеты будут квадратными в сечении для уменьшения размеров внутренних отсеков), «воздух-земля» и противокорабельные ракеты; корректируемые авиабомбы. Система управления — полностью компьютеризированная. РЛС с активной ФАР.

ПАК ФА — это самолет тяжелого класса (максимальная взлетная масса около 32-37 тонн, как у Су-27, Су-47 и F-22). Параллельно с ним разрабатывается облегченный истребитель 5-го поколения (его название — ЛФИ). Однако на данном этапе принято решение что в роли ЛФИ будет выступать МиГ-35, частично соответствующий требованиям к истребителю 5 поколения и пригодный для выполнения современных задач.

Внешний вид ПАК ФА остается в тайне и насчет него ходит много спекуляций. Сначала его изображали как Су-47 без или с незначительными изменениями. Затем, форма этого самолета изменилась в воображении художников до сходства с F-22. На это особенно повлияли известия об отказе от интегрального триплана с КОС в пользу традиционной компоновки (собственно, буква Т в названии, означает «треугольный», т. е. треугольное крыло). На сегодня наибольшее доверие вызывает изображение с сайта НПО «Сатурн» и с одного из индийских авиафорумов. На обоих изображениях совпадает даже камуфляж и можно сделать вывод, что они делались с какой-то одной модели.

Ход работ над комплексом

В мае 2007 года первый вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов в своём интервью заявил, что истребитель ПАК ФА по своим характеристикам ни в чём не будет уступать американскому истребителю F-22 «Рэптор». Исходя из этого, предположение о том, что зарубежным аналогом ПАК ФА является именно F-22, выглядит наиболее вероятным.

В декабре 2007 года генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян сообщил, что испытания нового самолета запланированы на 2009 год, а серийное производство должно быть налажено до 2015 года

[1].

26 декабря 2008 года главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что к 12 августа 2009 г. Россия получит летный образец самолета пятого поколения и в этом же году он поднимется в воздух. «Работа над самолетом идет по плану, все задачи выполняются. В следующем году мы должны получить первые три машины. В настоящее время все они находятся в состоянии сборки, в той или иной степени готовности», — отметил Зелин.[2]

Летные испытания российского истребителя пятого поколения должны начаться до конца текущего года, а серийное производство — в 2010 году, заявил в Комсомольске-на-Амуре вице-премьер России Сергей Иванов[3].

Технология «стелс»

Доподлинно неизвестна «эффективная площадь» отражающей поверхности ПАК ФА. ПАК ФА — практически первый серьезный опыт России в разработке самолёта по технологии «стелс», хотя на поздних моделях боевых самолетов Микояна, Сухого и Туполева на корпусе используются поглощающие радиоволны материалы. Они позволяют снизить эффективную площадь до значений менее 1 м² (Справка: у F-22 немногим менее 0,1 м²[4]). Стоит отметить, что использование технологии «стелс» обходится крайне дорого и сильно влияет на стоимость самолёта, к тому же чрезмерное увлечение технологиями снижения заметности приводит к сильному ухудшению летно-технических характеристик летательных аппаратов. Например, самолёт F-117, при создании которого приоритетом было снижение заметности во всех возможных диапазонах, обладает крайне низким для тактических ударных самолётов аэродинамическим качеством, что напрямую влияет на массу боевой нагрузки и дальность полёта. Для современных самолетов принят принцип «разумной достаточности», состоящий в компромиссе снижения заметности и высоких летных характеристик.

Тактико-технические характеристики (расчетные)

Приведённые ниже характеристики являются расчетными[5].

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 22 м
  • Размах крыла: 14,2 м
  • Высота: 6,05 м
  • Площадь крыла: 78,8 м²
  • Масса пустого: 18 500 кг
  • Нормальная взлётная масса: 26 000 кг
  • Максимальная взлетная масса: 37 000 кг
  • Масса полезной нагрузки: 7 500 кг
  • Объём топлива: 10 300 л
  • Двигатели: 2 × ТРДДФ АЛ-41Ф
    • Тяга максимальная: 2 × 9 800 кгс
    • Тяга на форсаже: 2 × 15 500 кгс
    • Масса двигателя: 1 350 кг
    • Углы отклонения вектора тяги: ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости
    • Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с

Лётные характеристики

Вооружение

  • Пушечное: 30 мм встроенная пушка
  • Точки подвески: 16 (8 внутри фюзеляжа и по 4 с каждой стороны)

Авионика

  • РЛС: Н050 (?) (улучшенный вариант РЛС ИРБИС-Э истребителя Су-35)
    • Рабочая длина волны: 3 мм
    • Диаметр: 0,9 м
    • Цели: 30 сопровождение, 8 обстрел
    • Дальность: 400 км
      • Разрешение РЛС: 3 м² на 350-400 км
      • Углы обзора: ±120°, +90/–60°
    • Мощность: 4 000 Вт
    • Масса: 65—80 кг

Схожие самолеты

Примечания

http://www.niip.ru/Library/sky/2007/2007_2.pdf

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

ПАК ФА. Российский истребитель пятого поколения и зарубежные аналоги — Naked Science

Российский истребитель пятого поколения можно поздравить с годовщиной. Не так давно исполнилось три года с момента первого полета ПАК ФА (перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации). В январе 2010-го года первый образец ПАК ФА, получивший индекс Т-50-1, поднялся в небо, ознаменовав тем самым новый этап в отечественном авиастроении. Как выглядит новинка на фоне зарубежных «собратьев» — расскажет Naked Science.

 

Отечественная машина и ее конкуренты

 

Работы по созданию истребителя нового поколения, способного заменить МиГ-29 и Су-27, начались ещё во времена существования СССР. Итогом стало появление на свет двух прототипов, разработанных в ОКБ Сухого и РСК МиГ. Машина ОКБ Сухого получила индекс С-37, а разработка МиГа имела наименование МиГ 1.44 МФИ. В силу сложной экономической ситуации в стране, а также изменения требований к перспективным авиационным комплексам нового поколения, эти проекты так и остались в качестве прототипов и технологических образцов.

 

Исследования по программе создания третьего истребителя нового поколения, получившего обозначение ПАК ФА, начались в 2002-м году, а его разработкой теперь занималось исключительно ОКБ Сухого.

 

До осуществления первого полета вся информация, которая касалась облика нового самолета, была засекречена. Это создавало благодатную почву для всевозможных спекуляций на тему предполагаемого внешнего вида ПАК ФА. Выдвигались предположения, что новый летательный аппарат будет иметь сходство с ранними проектами ОКБ Сухого, в частности, с уже упомянутым С-37 или же окажется копией американского истребителя пятого поколения F-22A Raptor. Представший перед публикой первый летающий образец ПАК ФА полностью развеял подобные домыслы. Впрочем, ПАК ФА был концептуально близок к F-22 – своему американскому аналогу, уже стоявшему к этому времени на вооружении ВВС США.

 

ПАК ФА 

 

 

Сам F-22 стал первым в мире серийным боевым самолетом пятого поколения. Изначально предполагалось, что он будет выступать в роли основного истребителя ВВС США и придёт на смену F-15C и ряду других машин. Будучи воплощением всех американских научно-технических достижений, F-22 создавался как суперистребитель, имеющий решающее превосходство над всеми существующими аналогами.

 

В период Холодной войны обе стороны противостояния мало волновал вопрос экономии. Во главу угла ставилась боевая эффективность того или иного типа военной техники. Но окончание Холодной войны изменило приоритеты американского руководства. Теперь уже не требовалось противостоять советской угрозе, а для участия в локальных конфликтах «Раптор» оказался слишком дорог. В итоге, вместо изначально запланированных к постройке девятисот F-22 было произведено сто девяносто пять машин, из которых сто восемьдесят семь были серийными. В то же время, столкнувшись с необходимостью обновлять стремительно стареющий авиапарк, в начале XXI века американцы приступили к реализации программы JSF (Joint Strike Fighter), предполагавшей создание относительно недорогого и многофункционального истребителя пятого поколения. 

 

Выбор был сделан в пользу проекта компании «Локхид Мартин», впоследствии получившего наименование F-35 Lighting II. Было создано три модификации истребителя – для нужд Военно-воздушных сил США, Военно-морских сил и Корпуса морской пехоты (F-35A, F-35C и F-35B, соответственно). При этом требования Корпуса морской пехоты предполагали создание модификации, способной осуществлять укороченный взлет и вертикальную посадку. Самолет УВВП должен был прийти на смену истребителю AV-8B Harrier II, также обладавшему такой способностью и составлявшему основу авиационной группы универсальных десантных кораблей типа «Уосп».

 

В свою очередь, модификация для Военно-морских сил США F-35C была призвана не столько заменить стоящие на вооружении флота истребители F/A-18 Hornet, сколько дополнить их. Самой дешевой и технологически простой стала модификация F-35A. В будущем, именно F-35A станет основным истребителем ВВС США и ряда стран НАТО. Всего предполагается построить более тысячи семисот таких машин. Общее же количество произведенных F-35 всех модификаций должно превысить две тысячи четыреста единиц.

 

ПАК ФА

 

 

Согласно новой концепции военного руководства США, истребителям F-22 и F-35 отводятся несколько разные роли. Предполагается, что F-22, обладающий более высокими летно-техническими характеристиками, лучшими показателями скрытности и более мощным вооружением класса «воздух-воздух», сможет обеспечить воздушное превосходство над вероятным противником. Наряду с этим F-35, имеющий несколько более широкие ударные возможности и большую номенклатуру вооружения класса «воздух-земля» будет использоваться для подавления ПВО и нанесения ударов по объектам инфраструктуры противника.

 

Разработчики ПАК ФА полагают, что близкий по своим характеристикам к «Раптору», отечественный самолет будет занимать нишу между этими машинами. Российский истребитель изначально создается как многофункциональный авиационный комплекс, способный с одинаковой эффективностью выступать в роли самолета завоевания превосходства в воздухе и выполнять ударные задачи.

 

Говоря об истребителях пятого поколения, также нельзя пройти мимо новых китайских разработок. 11-го января 2011-го года весь авиационный мир буквально потрясла новость о полете первого прототипа китайского боевого самолета J-20. А уже в октябре 2012-го впервые поднялся в воздух ещё один образец, получивший индекс J-31. Появление на свет этих совершенно разных машин ознаменовало начало новой эры в авиационной промышленности Поднебесной. И дело даже не в том, что китайские разработки, предположительно, станут основой для полноценного истребителя нового поколения. Впервые разработчики военной авиации КНР не пошли по пути копирования западных образцов, а создали принципиально новые летательные аппараты, лишь частично напоминающие зарубежные аналоги. Едва ли J-20 и J-31 смогут в обозримом будущем составить конкуренцию машинам американского или российского производства. 

 

В центральном грузоотсеке могут размещаться четыре ракеты AIM-120 AMRAAM класса «воздух — воздух» средней дальности с радиолокационным активным самонаведением или шесть усовершенствованных ракет AIM-120C с уменьшенным размахом оперения. В боковых отсеках располагаются две ракеты AIM-9M «Сайдуиндер». Альтернативный вариант вооружения для ведения воздушного боя — четыре УР AIM-9M (AIM-9X) в боковых отсеках и шесть ракет того же типа — в центральном грузоотсеке.

ПАК ФА (Фото: depositphoto.net)

 

На фоне последних разработок авиационной промышленности США и России китайские самолеты смотрятся по меньшей мере странно. Китай до сих пор не смог наладить производство авиационных двигателей, которые были бы схожи по своим характеристикам с советским двигателем АЛ-31Ф, установленным на истребителе Су-27, не говоря уже об аналогах самых современных мировых образцов. На J-20, как и J-31 установлены не самые современные двигатели российского производства, обладающие явно недостаточной для истребителя пятого поколения тягой. Кроме того, вызывает вопрос способность Китая разработать авиационную электронику, не уступающую по своим характеристикам лучшим мировым аналогам. Тем не менее у автора нет сомнений в том, что рано или поздно у КНР появится собственный полноценный боевой самолет нового поколения. Другой вопрос, когда это случится, и насколько далеко к этому времени уйдут конструкторы других стран, в частности, России.

 

F-35A (Фото: depositphoto.net)

 

Сравним

Стоит сразу сказать, что в сравнении со своими заокеанскими аналогами программа ПАК ФА находится на гораздо более ранней стадии реализации. Если F-22 уже эксплуатируется, а F-35 планируется к принятию на вооружение, то ПАК ФА на сегодняшний день существует лишь в виде прототипа. Прежде чем стать полноценным боевым самолетом, ему ещё предстоит пройти длительный путь испытаний и доработок. Но, руководствуясь имеющимися данными, мы уже можем сделать некоторые выводы относительно потенциальных возможностей новой машины.

 

Как и F-22, ПАК ФА выполнен по так называемой нормальной аэродинамической схеме, которая является наиболее простым решением вопросов, связанных с аэродинамикой летательного аппарата. По форме планера ПАК ФА схож со своими американскими аналогами. Это обусловлено требованиями технологии «Стелс», обеспечивающей малозаметность летательного аппарата в радиолокационном диапазоне.

 

Малозаметность определяется ЭПР (эффективной площадью рассеивания) и является главной отличительной особенностью истребителей пятого поколения. ЭПР машин четвертого поколения, таких как F-15 и Су-27 соответствует 10-15м?. ЭПР легендарного F-117, ставшего первым серийным боевым самолётом, созданным по технологии «Стелс», находится между показателями 0.01 и 0.0025м?. Вопрос, касающийся степени малозаметности F-22, является предметом жарких дискуссий авиационных специалистов всего мира. Согласно данным ВВС США, F-22 имеет фронтальную ЭПР, равную 0.0001, а показатель F-35 составляет 0.0015. Если это соответствует истине, то малозаметность этих самолетов можно сравнить с радиолокационной заметностью шарика для пинг-понга.

 

Между тем российский авиаконструктор и генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян и директор Института теоретической и прикладной аэродинамики Объединенного института высоких температур РАН Андрей Лагарьков дают другую оценку: «Если в 1980-х годах самолёты типа F-15 имели ЭПР более 10 м?, то у модернизированного авиационного комплекса ЭПР составляет 1—1,5 м?, а у перспективных авиационных комплексов пятого поколения, таких как F-22, JSF, — 0,3 м?». Согласно данным генерального конструктора ПАК ФА А.Н. Давиденко, ЭПР российской машины должна быть не больше 0.3 – 0.4 м?, что, с его точки зрения, равняется показателям американских истребителей пятого поколения.

 

Дисплейный шлем для пилота F-35 Helmet Mounted Display System (HMDS) (Фото: Marines Magazine)

 

Помимо формы планера, одну из главных ролей в малозаметности современного боевого самолета играет применение в его конструкции композитных материалов. По данным открытых источников, доля композитов в площади поверхности планера ПАК ФА составляет 70%, что является несомненным достижением российских конструкторов. Общая же доля композитных материалов в конструкции российской машины варьирует от тридцати до сорока процентов. Для сравнения, процент композитов в планере F-22 и F-35 составляет от сорока до шестидесяти процентов. Предполагается, что широкое использование композитов также призвано обеспечить меньший вес летательного аппарата за счет использования более легких материалов.

 

Вес пустого F-22 составляет девятнадцать тысяч семьсот килограмм, что значительно больше массы истребителей четвертого поколения. Вес ПАК ФА несколько меньше и равен восемнадцать тысяч пятьсот кг. Это даёт основания отнести оба истребителя к классу тяжелых. При этом ПАК ФА, как и F-22 будет обладать так называемой сверхманёвренностью – способностью летательного аппарата сохранять устойчивость и управляемость даже при выполнении самых сложных маневров. По всей вероятности, маневренные характеристики ПАК ФА будут превосходить или равняться аналогичным показателям F-22.

Аэродинамические свойства конструкции F-22 были частично принесены в жертву малозаметности, но едва ли это серьёзно сказалось на его боевой эффективности. Одно можно сказать с уверенностью: ПАК ФА, как, впрочем, и F-22, будет чувствовать себя одинаково уверенно как в дальнем воздушном бою, так и в условиях ближнего маневренного боя. Вместе с тем конструкция F-35 «перетяжелена», что не позволяет сопоставить его маневренность с аналогичными характеристиками лучших мировых аналогов. Предполагается, что уделом F-35 будет дальний воздушный бой, не требующий от летательного аппарата выдающихся маневренных характеристик.

 

На ПАК ФА установлены два турбореактивных двигателя АЛ-41Ф1, имеющих управляемый вектор тяги и способных по отдельности развивать тягу на форсаже 15000 кгс (килограмм-силы). Через 10-12 лет ПАК ФА должен будет получить так называемый «двигатель второго этапа» или «Изделие 129», характеристики которого будут ещё выше. Двигатели F-22 F119-PW-100 демонстрируют показатели, схожие с АЛ-41Ф1. Тяга двигателя «Раптора» составляет пятнадцать тысяч восемьсот семьдесят шесть кгс. ПАК ФА, как и F-22, приспособлен для полета на сверхзвуковой скорости без использования форсажа. А вот с истребителем F-35 всё обстоит несколько сложнее. Он способен на сверхзвуковой бесфорсажный полет только на дистанции двести сорок километров. Кроме того, в сравнении с F-22 и ПАК ФА, F-35 обладает значительно меньшей дальностью полета.

 

ПАК ФА (Фото: usiter.com )

 

Одним из требований малозаметности является размещение вооружения во внутренних объемах планера. Конструкция F-35 позволяет разместить на внутренней подвеске четыре ракеты «воздух-воздух» AIM-120C,D или две ракеты «воздух-воздух» и две управляемые бомбы калибра до девятисот килограмм. Максимальный калибр бомб, входящих в номенклатуру вооружения F-22, не превышает четыреста пятьдесят килограмм. В качестве истребителя завоевания превосходства в воздухе «Раптор» может нести до восьми ракет класса «воздух-воздух» – шесть ракет средней дальности AIM-120C,D и две ракеты малой дальности AIM-9M,X. Кроме того, оба истребителя могут использовать высокоточные бомбы SDB. Номенклатура вооружения F-22 и F-35 ещё раз демонстрирует, что эти машины приспособлены для решения разных задач.

 

О вооружении ПАК ФА мало что известно. Предполагается, что его основой станут ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности РВВ-МД, ракеты средней дальности РВВ-СД и ракеты большой дальности РВВ-БД. Требования многофункциональности, выдвигаемые к истребителю ПАК ФА, позволяют предположить, что в сравнении с F-22 отечественная машина будет способна применять более широкую номенклатуру вооружения класса «воздух-земля». ПАК ФА, вероятно, сможет использовать новейшие управляемые ракеты Х-38 и бомбы КАБ-500С.

 

Все три самолета также могут применять для подвески вооружения внешние узлы. Но при размещении ракет или бомб на подкрыльевых пилонах существенно ухудшаются показатели малозаметности – главного «козыря» истребителей пятого поколения.

 

Если говорить о столь важном для современного боевого самолета аспекте как бортовая электроника, то можно сделать вывод о безусловном превосходстве радиолокационной станции F-22A AN/APG-77 над всеми типами бортовых радиолокационных станций, существующих на сегодняшний день. Эта РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) способна обнаруживать воздушные цели на дальности до трехсот километров. Истребитель F-35 также имеет передовую электронику. Его многофункциональная РЛС с АФАР AN/APG-81 способна с одинаковой эффективностью обнаруживать как воздушные, так и наземные цели. Кроме того, отличительной особенностью F-35 является наличие электронно-оптической системы AN/AAQ-37, с помощью которой летчик сможет обнаруживать наземные цели и наводить на них управляемое вооружение.

 

F-35B — самолeт для Корпуса морской пехоты США. Главная отличительная черта — возможность укороченного взлета и вертикальной посадки. (Фото: desktopas.com )

 

Радиолокационная станция ПАК ФА Н036 пока что находится на стадии испытаний. На сегодняшний день известно лишь то, что её антенна будет иметь тысячу пятьсот двадцать шесть приемо-передающих модулей (ППМ). Примерно таким же количеством ППМ обладает и БРЛС F-22. Помимо основной радиолокационной станции, ПАК ФА планируется оснастить дополнительными элементами РЛС, которые могут быть размещены в любой части планера. Как полагают разработчики, такая компоновка позволит в значительной степени нивелировать технологии малозаметности противника. Безусловно, бортовое радиоэлектронное оборудование российского производства заслуживает пристального внимания. Но нужно отметить, что первенство в сфере авиационной электроники уже много лет, если не десятилетий, безраздельно принадлежит США. Российским конструкторам будет крайне непросто составить конкуренцию американцам в этой области.

 

Однако, не существует ничего невозможного и никто не способен с уверенностью сказать, как сложатся обстоятельства через десять или пятнадцать лет.

 

Чэнду J-20 — китайский истребитель пятого поколения (Фото: desktopas.com )

 

Перспективы проекта

Разработка истребителя пятого поколения имеет для России принципиальное значение. Средний возраст авиационного парка ВВС РФ превышает двадцать пять лет, что ставит Военно-воздушные силы в крайне сложное положение. Будучи единственным истребителем нового поколения в арсенале российского военно-промышленного комплекса, ПАК ФА должен будет прийти на смену сразу нескольким типам боевых самолетов. Существующая стратегия развития ВВС предполагает закупку ста пятидесяти единиц ПАК ФА. Этого совершенно недостаточно для того, чтобы заменить машины, которые придется списать в ближайшее время. Поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что количество истребителей пятого поколения (ПАК ФА), произведенных для нужд ВВС РФ, будет значительно больше.

 

С другой стороны, ПАК ФА является одним из важнейших инструментов для поддержки экспортного потенциала российского военно-промышленного комплекса. Ему предстоит нелегкая борьба за внешние рынки с американскими и, возможно, китайскими разработками.

 

На сегодняшний день существует четыре летающих образца ПАК ФА. В этом году к ним должны будут присоединиться ещё два, после чего планируется постройка предсерийных машин, по облику которых можно будет уже более уверенно судить о реальном потенциале самолета. Остаётся только пожелать удачи его разработчикам и надеяться, что российский истребитель пятого поколения не станет жертвой обстоятельств экономического или политического характера.

 

 

Читайте также

 

Почему дамы влюбляются в «ботаников»?

Новый штурмовик АT-6 Texan II совершил первый полет

Как сделать джедайский меч?

Почему люди видят сны

Самые распространенные фобии человека

 

 

naked-science.ru

ПАК ФА Т-50 получил официальное обозначение — Су-57.

Главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев в эксклюзивном интервью сайту телеканала «Звезда» впервые официально сообщил серийное название истребителя пятого поколения Т-50. Самолёт получил обозначение Су-57.

«Решение принято, самолёт получил своё название, как ребёнок после рождения. Су-57 – теперь мы будем его величать именно так», — сказал Бондарев, отвечая на соответствующий вопрос корреспондента «Звезды».

Ранее о том, что истребитель Т-50 получит серийное название Су-57, писали некоторые СМИ, ссылаясь на источники в авиастроительной отрасли.

Су-57 (заводской индекс Т-50) – российский истребитель пятого поколения, разработанный ОКБ Сухого в рамках проекта ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Работы по самолету начались в 2002 году.

Первый полёт Т-50 состоялся 29 января 2010 года, а уже в следующем году в ходе лётных испытаний истребитель преодолел звуковой барьер.

Большая часть информации по Су-57 является секретной, поэтому известны лишь приблизительные характеристики самолёта. Известно, что он имеет новейшую бортовую электронику, радар, планер создан с применением композитных материалов, а пилоты истребителя получат новые лётный костюм и шлем.

На авиасалоне МАКС-2017 глава Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь сообщил, что первый этап испытаний самолёта завершён, а его серийные поставки начнутся в 2019 году. Установочная партия истребителей составит 12 машин.

 

Источник.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

«ПАК ФА в подробностях» — Сделано у нас

Итак, мы уже знаем, что в СССР истребители пятого поколения разрабатывались одновременно с аналогичными разработками в США, но развал страны помешал осуществить задуманное. 

Пропала ли эта работа даром? Нет. Конечно, разработанные в те годы самолёты не пошли в серию, но ведь в результате этой работы получены многие плюсы.

Во-первых, проведено огромное количество исследовательских и конструкторских работ, накоплен огромный опыт, который никуда не делся.

Во-вторых, ведь этой работой были заняты не только КБ Микояна и Сухого. Над новыми самолётами работали и исследовательские институты ЦАГИ, ВИАМ, ЦИАМ, ЦИАТИМ, и моторостроители, и разработчики радаров, и ещё огромное количество институтов, КБ, заводов. Ведь в производстве самолёта участвуют тысячи смежников, и каждый из них получил своё задание.

В-третьих, несмотря на секретность, российские специалисты с интересом следили за ходом разработки и испытаний «Рэптора» американцами. Ведь и чужой опыт, успешный он или нет, чему-то учит грамотных специалистов, и к тому же становится ясно, чему именно должен противостоять твой будущий самолёт, к чему нужно стремиться, чтобы он превосходил противника.

А потому, когда в 1998 году конструкторы опять получили техническое задание на разработку истребителя пятого поколения (по своим требованиям оно не слишком отличалось от прежнего), у них уже были готовые варианты эскизных проектов в каждом КБ. Не вдаваясь в подробности, скажу, что в задании опять были два самолёта – лёгкий и тяжёлый, также рассматривали варианты «среднего» истребителя и вариант вертикалки. И опять решили, что на роль ЛФИ может подойти МиГ-35, вариант вертикалки отложили на будущее, в результате остановились на КБ Сухого с ПАК ФА (он же Т-50, он же Су-50).

Что же он из себя представляет? Некоторые журналисты из жёлтой прессы заявляют, что это тупая копия американского Рэптора. Сразу скажу, что это совсем не так. Специалисту-аэродинамику это видно сразу, но и любому интересующемуся это очевидно, особенно если сравнить два самолёта при виде сбоку: коротенький, с огромными килями Рэптор, и плоский, длинный ПАК ФА. Далее рассмотрим отличия подробнее.

Да и если просто хоть немного подумать: самолёт разрабатывался как раз с целью превосходить Рэптор, иначе зачем он вообще нужен? И контролировали это не только отечественное министерство обороны, но и индийское, поскольку проект совместный, а они зря такие огромные деньги тратить не будут. И поскольку возможности Рэптора давно известны, то даже и гадать не пришлось. Добавлю, что индийские представители выдвинули очень жёсткие требования к самолёту, и очень упорно их отстаивали. Согласились они на сотрудничество только тогда, когда подробнейшим образом ознакомились с проектом и убедились в его перспективности.

Чем же он отличается? Любопытных особенностей много.

Скажу для начала, что в комментариях к предыдущим статьям, а также в перепостах на других сайтах и в ЖЖ, звучат настойчивые требования сравнить возможности ПАК ФА и Рэптора, а заодно их количество, налёт лётчиков и прочие подробности. Как будто США с Россией уже воюют. Ребята, скажу вам по секрету страшные вещи: во-первых, ни Рэптор не сможет долететь до России, ни ПАК ФА до США. И если уж дело дойдет до прямого столкновения, то надо сравнивать не истребители, а стратегические ракеты и средства противоракетной обороны. Хотя и такое сравнение опять не понравится сторонникам США, поскольку даже от древней «Сатаны», ресурс которой недавно продлили, у США до сих пор нет защиты. “Звёздные войны” СОИ оказались фейком, а на евроПРО нет ни денег, ни уже и мозгов. Имеющееся же стратегическое вооружение в США стремительно разваливается: Катастрофическая деградация. Обратите внимание на комментарии, там общаются грамотные специалисты, и они явно “в теме”.

Правда, некоторые американские журналисты изрядно повеселили, заявив, будто великий и ужасный Ф-35 будет барражировать над Польшей и сбивать российские баллистические ракеты, стартующие где-то на Урале, но тут можно только позавидовать забористой траве, которую они курят. Сколько там километров от Польши до Урала? Какая ракета способна на такую дальность? А Ф-35 её поднимет? А сколько она до Урала лететь будет? Или гнаться за «Сатаной» до самого Вашингтона и вместе с ней упасть в цель?

Ну а сравнить возможности самолётов? Да почему бы и нет! Мешает этому только секретность, а потому не слишком цепляйтесь к данным: что по Рэптору, что по ПАК ФА они взяты, разумеется, из открытых источников.

Итак, первое отличие – это сверхманёвренность. Её сохранили, несмотря на жёсткие требования к малозаметности, которые идут в разрез с аэродинамикой. При этом применили новые решения, которых нет ни в Рэпторе, ни в других самолётах. Это, например, поворотная часть наплыва крыла, то есть, наплыв играет роль не только генератора вихря, но и переднего горизонтального оперения. Такое решение уменьшает заметность.

Двигатели разнесены (у Рэптора они стоят рядом). Это позволяет повысить манёвренность, а заодно высвобождает больше места для внутренних отсеков с оружием. Подфюзеляжный тоннель между ними повышает подъёмную силу, и манёвренность сохраняется даже на больших высотах. Заодно, разнесённые двигатели повышают живучесть в случае боевых повреждений или пожара двигателя.

Еще одно оригинальное решение – двигатели стоят не параллельно, а под небольшим углом друг к другу (блин, когда-то долго таращился на фотки, пока убедился, что это не обман зрения. В обычном режиме направление реактивной струи компенсируется всеракурсным поворотным соплом, а в случае отказа или боевого повреждения одного двигателя, такое расположение позволяет более уверенно держаться в воздухе. На этом фото хорошо видно, что это не обман зрения, заодно видны и отсеки для оружия, и поворотная часть наплыва крыла:

У самолёта – два наклонных киля, как и у Рэптора. Но тут тоже новинки: во-первых, они гораздо меньше по площади, что уменьшает заметность, а во-вторых, они цельноповоротные, отдельных рулей поворота там нет. Это тоже для малозаметности. Кроме того, они же играют роль воздушного тормоза, то есть, могут отклоняться рассогласованно, в разные стороны. Отдельный тормоз уже не нужен, что уменьшает вес.

Чтобы меня не уличили в восхвалении всего нашего, скажу, что с килями вышел прокол. Слишком много нового: и цельноповоротные, и могут служить воздушным тормозом, и малой площади, недостаток которой компенсируется автоматикой, и изготовлены из углепластика (это легче по весу и лучше для малозаметности), и способ их установки довольно хитрый… В результате прочность килей оказалась недостаточной, и тогдашний главком ВВС Михайлов заявил, что принято решение не усиливать их, а ограничить максимальную скорость ПАК ФА до 2М (примерно 2125-2400 км/час – неизвестно, на какой высоте эта цифра подразумевалась) вместо 2,15М по техзаданию и ещё больше – реально. Я тогда ещё удивился: ну ладно, допустим, что военные против своего главкома не попрут, хотя и это не факт, конструкторам тоже вроде упираться не очень надо, но как же индийцы? Похоже, что они всё-таки воспротивились: 13 февраля 2012 года главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин заявил, что сравнительный анализ характеристик российского истребителя пятого поколения Т-50 с американским F-22 и китайским J-20 показывает, что Т-50 превосходит зарубежные аналоги по максимальной скорости полёта (как форсажной, так и бесфорсажной), максимальной дальности полёта, тяговооружённости, величине максимально реализуемой перегрузки, меньшей величине разбега и пробега, а также выглядит лучше зарубежных аналогов по характеристикам бортового оборудования.

Добавлю, что проскочившее в американской прессе сообщение, будто Рэптор достиг скорости в 2,6М не соответствует истине. С нерегулируемыми в классическом смысле рэпторовскими воздухозаборниками это невозможно в принципе, кроме того, на таких скоростях уже начинает ощутимо действовать тепловой барьер (нагрев самолёта от трения воздуха на такой скорости свыше 300 градусов), и ни алюминий, ни углепластик его не выдержат.

О ремонтопригодности и тем более – о цене самолётов и говорить не стоит.

ДВИГАТЕЛИ.

От плоского сопла отказались в пользу сверхманёвренности. При этом заметность в задней полусфере теоретически становится хуже, но посмотрите на съёмку Рэптора в тепловизоре: не слишком-то оно и спасает, мягко говоря.

Воздухозаборники, как и у Рэптора, изогнуты в двух плоскостях, то есть, лопатки двигателей локаторам не видны. По другим данным, они не слишком изогнуты, а перед лопатками будет располагаться специальное устройство – радар-блокер. Сейчас ПАК ФА летает на одной из модификаций двигателей АЛ-41Ф. Тяга у них меньше, чем у тех, которые сейчас испытываются и будут устанавливаться штатно, но все требования к пятому поколению выполняются даже с ними. Новый двигатель будет обладать не только более высокой тягой, но и лучшей экономичностью. Хотя экономичность российских двигателей превзошла американские, уже начиная с пары Су-27 и Ф-15. Удельные характеристики расхода топлива искать затруднительно, но вот косвенные данные:
Первое значение ПАК ФА, второе – Ф-22
нормальная взлётная масса: со 100 % топлива: 30610 кг/30206 кг
Масса топлива: 11100 кг/9367 кг
Практическая дальность: 4300 км/2500 км

Конечно, расход топлива уменьшает ещё и лучшая по сравнению с Рэптором аэродинамика, но ни она, ни на 1,7 тонны больший запас топлива сами по себе не обеспечат такую впечатляющую разницу в дальности.

Кстати сказать, прорабатывается множество модификаций как этого, так и нового двигателя, с улучшенными параметрами, уменьшенной массой и т.п. Все они обозначаются по-разному (АЛ-41, Тип-30, изделие-117, изделие-129, изделие-133, проект «Демон» и т.д.), и разобраться в этом не слишком просто. Опять вспоминается тяжёлый вздох в одном из американских авиационных журналов: «Система обозначений КБ Сухого приводит в ужас буржуазных аналитиков».

Новинка – плазменная система зажигания, что позволяет избавиться от кислородной подпитки при запуске двигателя даже на большой высоте.

ОРУЖИЕ.

Сам по себе истребитель может быть сколь угодно хорошим, но без оружия он ничего не стоит. Посмотрим, что подготовили конструкторы? Набор довольно обширный.

Для ближнего боя – пушка калибра 30 мм. Внутренних отсеков для бомб и ракет – два, их длина свыше 5 метров каждый. Туда можно «спрятать» от 6 до 12 бомб или ракет. Кроме этого, можно установить до шести внешних узлов подвески. Рассмотрим, что может взять с собой ПАК ФА.

Но для начала немного о разновидностях ракет. Первые ракеты были неуправляемыми, прицеливаться для их пуска нужно было с помощью того же прицела, что и для пушек/пулемётов. Они появились у нас ещё во время Великой Отечественной, наводя ужас на немцев не хуже знаменитой «Катюши», но их потомки НУРС (неуправляемый реактивный снаряд) или НАР, применяются до сих пор, чаще на вертолётах. Все видели, наверное, пусковые устройства в виде цилиндров с несколькими отверстиями под ракеты, это как раз они.

Потом появились бортовые локаторы, или, точнее, радиолокационные станции перехвата и прицеливания, а с ними – и радиоуправляемые ракеты. Летчик на экране локатора захватывает цель, сближается с ней до дальности пуска ракеты, загорается сигнал «ПР» – пуск разрешён, нажимаем гашетку, ракета сходит с пилона, но мы продолжаем удерживать врага на экране локатора. При этом узкий луч РЛС направлен на него, а ракета идёт по этому лучу. И только когда она сблизится настолько, что уже не промажешь, загорается сигнал «Отворот» – можно сваливать. Иногда это бывает опасно, если цель – под завязку нагруженный бомбёр или топливозаправщик. Рвануть может так, что и тебя достанет осколками.

Защищаться от таких ракет пытаются отстрелом пассивных помех, простых пачек ленты из фольги. В надежде, что луч локатора потеряет самолёт и будет следить за ленточками. В ответ локаторы стали сортировать цели по скорости, чтобы не замечать малоскоростные, и принимать другие меры борьбы с помехами.

Следом разработали самонаводящиеся ракеты. Их тепловая головка самонаведения (ТГСН) чувствует тепло от двигателя противника. Сближаешься, загорается лампочка «ЗГ» – захват головок, что означает, что ракеты увидели цель, пуск – и сваливать можно сразу. Это называется принцип «пустил – забыл». Любопытно курить возле такой ракеты и видеть, как ГСН следит за твоей сигаретой. Поначалу как-то не очень приятно это видеть

От них защищаются, отстреливая тепловые ловушки, каждый видел кадры по ТВ, когда из самолёта вылетает подобный «фейерверк».

Ну а потом появились ракеты с самыми разнообразными способами наведения, в том числе и многоканальные, которые обмануть не так просто. Подробно объяснять не буду: слишком много места займёт. Итак:

1. Основное оружие – РВВ-БД, ракета «воздух-воздух» большой дальности.

Максимальная дальность пуска – 300 км (экспортный вариант – 200 км), а по некоторым данным, цели высокой контрастности она достаёт и с 400 км. Обратите внимание: ниже все данные приведены для экспортных вариантов ракет и бомб (часто попадающаяся буква «Э» в обозначении означает экспортный), просто их легче найти. Как видим, для себя делается гораздо лучше. Масса боевой части 60 кг, осколочно-фугасная. Система наведения – инерциальная, с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории полета.

Напомню, что у ракеты AIM-120C, которой вооружён Рэптор, дальность пуска 120 км, в дальнейшем его доработают под ракету AIM-120D с дальностью пуска 180 км. Правда, с ракетами у американцев серьёзные проблемы, двигатели их вдруг оказались ненадёжными, хотя до этого работали нормально: “Опять невезуха! Проблемы с двигателем ракеты AMRAAM”. Они отказывают при низких температурах, и их приёмка приостановлена. Напомню читателям, что на высоте 10 км температура и летом, и зимой составляет примерно минус 56,5 градусов. А поскольку эта ракета – основная для всех самолётов блока НАТО, считай, что врага бить нечем… Вернее, есть чем, но только на малой высоте, не зимой и не в полярных широтах.

2. РВВ-СД

Дальность пуска варианта “Э” – до 110 км. Масса боевой части – 22,5 кг, стержневая, мультикумулятивная. Система наведения – инерциальная с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории.

3. РВВ-МД.

Ракета для ближнего высокоманевренного воздушного боя с всеракурсным пассивным инфракрасным наведением (двухдиапазонная ИГС). Дальность пуска – до 40 км. Масса боевой части 8 кг.

Очень интересная ракета. Двигатель – с управляемым вектором тяги, и если лётчик захватил цель с помощью нашлемной системы где-то сбоку, поворотом головы, то эта ракета способна развернуться на цель. Средства подавления ракет с ИК-наведением либо ослепляют головки наведения лазером, либо отстреливают тепловые ловушки. Но эта ракета всё равно отличит ловушку от самолета за счет разницы в диапазонах, а луч лазера «выключит» у нее только какой-нибудь один «цвет».

4. Х-38МЛЭ.

Относится к модульным управляемым ракетам малой дальности. За счет использования различных типов систем наведения и различных боевых снаряжений обеспечиваются расширенные боевые возможности при действиях по широкому спектру наземных целей, а также надводных целей в прибрежной полосе.

Х-38МЛЭ – инерциальная + полуактивная лазерная
Х-38МАЭ – инерциальная + активная радиолокационная
Х-38МТЭ – инерциальная + тепловизионная
Х-38МКЭ – инерциальная + спутниковая навигация

Первые три типа могут снаряжаться боевым оснащением с осколочно-фугасной или проникающей боевой частью. Х-38МКЭ – кассетная боевая часть
Дальность пуска от 3 до 40 км

5. Х-58УШКЭ.

Противорадиолокационная ракета. Что это такое? Выпускаем её в любой наземный локатор, и она идёт на цель по лучу того же локатора. Причём если локатор даже выключат, она его уже не потеряет.

Обеспечивается применение ракеты как по запрограммированным РЛС-целям, так и по целям, оперативно обнаруженным системой целеуказания ПАК ФА. Максимальная дальность пуска (в диапазоне высот носителя от 200 м до 20 км) составляет 76 – 245 км. Вероятность попадания ракеты в круг радиусом 20 м, в центре которого находится работающая РЛС – не менее 0,8. Боевая часть – фугасная, масса 149 кг. Стартовая масса ракеты – 650 кг.

Против локаторов и любой другой электроники разрабатывают и другое оружие – так называемые электромагнитные боеприпасы, которые могут быть выполнены в виде ракеты, авиабомбы, гранаты для гранатомёта, артиллерийского снаряда и т.д. Идея состоит в том, что выпускаем такой боеприпас во вражеский локатор, командный пункт и т.п., но он не взрываается, а кратковременно излучает мощный электромагнитный импульс (который хоть и слабее, чем в момент взрыва атомной бомбы, но его достаточно), и в радиусе нескольких десятков (а то и многих сотен) метров «дохнет» любая электроника – локаторы, компьютеры, радиостанции, системы управления, не говоря уж о мобильных телефонах, к примеру.
Более того, поскольку в современном оружии полно электроники, то бывает гораздо проще вывести её из строя, сделав это оружие бесполезной грудой железа, чем уничтожать вражескую технику грубой силой взрыва. Так можно обезвредить и самолёты, и танки, и локаторы, и связь. Можно провоцировать неконтактный подрыв мин, ракет, бомб… можно и в мирное время, например, подъехать к какому-нибудь небоскрёбу, в котором сосредоточены множество финансовых организаций, как это было в ВТЦ, на безобидном с виду фургоне, и не надо втыкаться в него самолётами и жертвовать людьми – достаточно уничтожить все компы с базами данных, и хаос во всём мире обеспечен…
И хотя такое оружие давно исследуют и производят во многих странах, но афишировать конкретные серийные образцы не любят, предпочитая рассказывать о теории его применения. Но всё это было лирическое отступление, будет ли подобное на ПАК ФА – не знаю.

6. КАБ-500С-Э, Корректируемая авиационная бомба

Масса – 560 кг (в т.ч. 195 кг – масса ВВ). Высота сброса от 500 м до 5 км. Точность наведения на цель (Екво) 7 – 12 м. Боевая часть – фугасная.

Вероятно, это не полный список оружия, пишут о различных 14 типах вооружения, но пока решили снять секретность только с этого. Впрочем, кое-где упоминается и противокорабельная ракета Х-35.

БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

Оружие – это хорошо, но чтобы им куда-то попасть, нужны разнообразные и сложные прицельные устройства, времена обычного перекрестия давно прошли. На ПАК ФА применена так называемая «умная обшивка», когда все антенны со всех сторон самолёта сводятся в единый комплекс. Что же там есть?

Главная часть, конечно, носовая АФАР, в которой 1522 приёмо-передающих модуля (У Рэптора – 1200). Две АФАР бокового обзора. Две АФАР в носках крыла. Две АФАР L-диапазона в предкрылках. Это дециметровый диапазон (где-то от 15 до 30 см), стелсы в нём видны хорошо, хотя точность и похуже, чем в сантиметровом. Но главное – лётчик предупреждён, цель видит, а дальше – проблемы ракеты РВВ-БД, у которой достаточно своих систем наведения, и при сближении её с целью видеть она будет всё точнее и увереннее. У Рэптора подобной дециметровой РЛС нет, и в обозримом будущем не предвидится. Конечно, лучше сблизиться до 120 км – дальности пуска ракеты Рэптора, там всё будет гораздо вернее: там Рэптор увидит уже и обычная РЛС, и, скорее всего, даже оптическая система.

Об остальных антеннах предпочитают молчать, хотя наверняка есть антенна сзади, ведь она появилась ещё на некоторых версиях Су-27. На нём же часть ракет могла подвешиваться «задом наперёд». Сюрприз для догоняющего тебя противника.

Кроме РЛС типа Н-036, есть оптическая многоканальная система кругового обзора ОЛС-50, способная видеть днём и ночью, и даже в ультрафиолетовом диапазоне. Её данные тоже не раскрываются.

Разумеется, есть и нашлемная система целеуказания, и многое другое, но так как секретность в нашей стране традиционно выше, чем в США, что хорошо, то многие данные до сих пор неизвестны. Остальные подробности – на видео:

Ну а вот так летать – не способен никакой Рэптор!

sdelanounas.ru

ПАК ФА не является истребителем пятого поколения » Военное обозрение

Разработка новых вооружений и военной техники всегда привлекает внимание специалистов, широкой общественности и прессы. Подобное внимание проявляется в виде массы публикаций, споров и т.д. Нередко спорщики и аналитики приходят к весьма интересным выводам. Время от времени, опираясь на некоторые аргументы, авторы подобных материалов пытаются развенчивать некие «мифы», якобы имеющие место в некоторых проектах. Несколько дней назад появились очередные статьи такого рода.

18 февраля издание IHS Jane’s Defence Weekly опубликовало статью Ройбена Ф. Джонсона «Singapore Airshow 2016: Analysis – PAK-FA’s Asian export hopes stymied by lack of ‘fifth-generation’ qualities» («Singapore Airshow 2016: Анализ – азиатские экспортные надежды проекта ПАК ФА сталкиваются с недостатком качеств пятого поколения»). Заголовок явно показывает, что автор статьи и его источники сомневаются в перспективах российского проекта ПАК ФА/Т-50 и полагают, что он не в полной мере соответствует требованиям к пятому поколению истребителей.


Автор IHS Jane’s напоминает, что на недавнем авиасалоне в Сингапуре США представили свой истребитель пятого поколения Lockheed Martin F-22 Raptor. Кроме того, прозвучали заявления о планах продажи значительного числа новейших истребителей F-35 Lightning II странам азиатского региона. В настоящее время ряд стран Азии проявляет особый интерес к истребителям пятого поколения, который может быть удовлетворен при помощи поставок техники американского производства.

Представитель американской авиационной промышленности рассказал журналисту IHS Jane’s, что в настоящее время ряд стран занимаются разработкой собственных проектов истребителей пятого поколения. Тем не менее, по его словам, не все подобные разработки могут быть отнесены к новому поколению авиационной техники.

Так, представитель компании Lockheed Martin напомнил о российском проекте самолета ПАК ФА, который позиционируется разработчиком как истребитель пятого поколения. Однако, по мнению американского специалиста, ПАК ФА относится к пятому поколению лишь на словах. Он полагает, что пятое поколение – это не только специфическая форма, обеспечивающая малозаметность.

Согласно планам российской промышленности, новый самолет ПАК ФА/Т-50 в будущем будет поставляться азиатским странам, которые уже имеют опыт эксплуатации техники марки «Су». В качестве потенциальных покупателей подобных истребителей рассматриваются Индонезия, Малайзия и Вьетнам. Китай, в свою очередь, выпадает из этого списка, поскольку разрабатывает собственные проекты аналогичной техники.

Неназванные российские специалисты, на которых ссылается Р.Ф. Джонсон, полагают, что экспорт самолетов Т-50 может столкнуться с некоторыми проблемами. Главная причина этого – бортовое оборудование и комплектующие самолета. Несмотря на значительный рост стоимости, в них представлено недостаточно технологий, свойственных пятому поколению. В контексте подобных проблем новый самолет ПАК ФА можно сравнить с существующим истребителем Су-35, который уже успел стать предметом экспортных контрактов.

Основными бортовыми системами истребителя Т-50 Р.Ф. Джонсон называет радиолокационную станцию «Ирбис» и двигатель типа «117С». Оба эти изделия предлагаются для установки на ПАК ФА, а также используются на самолете Су-35. Кроме того, по данным автора IHS Jane’s, унифицированы и некоторые другие агрегаты двух истребителей. Вновь ссылаясь на неназванных специалистов, автор предполагает, что новая аппаратура, которая будет устанавливаться только на Т-50, станет лишь дальнейшим развитием систем имеющегося Су-35.

Как видим, неназванные специалисты и автор издания IHS Jane’s Defence Weekly сомневаются в перспективах новейшего российского истребителя, ссылаясь на особенности его бортового оборудования. Примечательно, что подобные публикации в последние дни появились не только в «Джейнс». Рассмотрим еще одну схожую статью другого издания.

24 февраля американское издание Business Insider опубликовало статью Джереми Бендера под названием «Russia’s newest fighter jet is 5th-generation ‘in name only’» («Новейший российский истребитель относится к пятому поколению лишь на словах»). Как видно из заголовка, автор этого материала тоже попытался изучить российский проект ПАК ФА/Т-50, и результатом такого изучения стали не вполне приятные для российской промышленности выводы. Дж. Бендер полагает, что новейший российский самолет не соответствует требованиям, предъявляемым к истребителям пятого поколения.

Свою статью автор Business Insider начинает с напоминания о текущих проектах. В настоящее время США продолжают развивать свой второй истребитель пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II. Одновременно с этим российская промышленность занимается собственным проектом аналогичной техники. Дж. Бендер утверждает, что российский проект ПАК ФА («Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации»), также известный под названием Т-50, имеет некоторые особенности, которые не позволяют его с полным правом относить к пятому поколению истребителей.

Далее Дж. Бендер ссылается на статью IHS Jane’s и приводит основные факты из этого материала. Так, утверждается что российская промышленность необоснованно относит проект ПАК ФА к истребителям пятого поколения, что связано с отсутствием соответствующих технологий и комплектующих. В частности, автор Business Insider упоминает аргумент, касающийся двигателей: Т-50 имеет такую же силовую установку, что и Су-35 поколения «4++». Также упоминается унификация некоторых других систем.

По мнению автора Business Insider, даже отличия бортового оборудования нового самолета не позволяют с полным правом относить его к пятому поколению истребителей. На этот раз Дж. Бендер строит свои суждения на основе прошлогодних публикаций аналитиков портала RealClearDefense, которые в свое время получили доступ к некоторым документам министерства обороны Индии. Эта страна проявляет интерес к российскому проекту и рассматривает возможность совместной разработки истребителя на его базе.


По данным RealClearDefense, проект ПАК ФА/Т-50 имеет несколько проблем технического и технологического характера, связанных с теми или иными элементами и комплектующими. Среди прочего, к проблемам отнесены недостаточные характеристики двигателей, низкая надежность имеющейся радиолокационной станции, а также недостаточно высокие показатели малозаметности.

Вопрос характеристик малозаметности, по мнению Дж. Бендера, достоин отдельного рассмотрения. Ранее аналитики RealClearDefense писали, что в 2010-11 году были проведены оценки подобных показателей новейшего российского самолета. Тогда расчеты показали, что эффективная площадь рассеяния (ЭПР) самолета Т-50 находится на уровне 0,3-0,5 кв.м.

При этом представители военно-воздушных сил США намекали, что ЭПР истребителя F-22 примерно равна 0,0001 кв.м. Более новый истребитель F-35 Lightning II отличается от F-22 менее высокими показателями малозаметности, поскольку его ЭПР находится на уровне 0,001 м. В обоих случаях эффективная площадь рассеяния американских истребителей пятого поколения значительно меньше, чем у новейшего российского самолета.

Дж. Бендер заканчивает свою статью напоминанием о текущих планах ВВС России. На данный момент планируется заказать 12 самолетов Т-50. Упоминается, что ранее предполагалось купить около 52 самолетов, однако ввиду технических и экономических проблем было решено сократить планы.

***

Необходимо отметить, что IHS Jane’s Defence Weekly и Business Insider были не единственными изданиями, опубликовавшими «сенсационную» новость о несоответствии самолета Т-50 требованиям к пятому поколению истребителей. Подобные сообщения вскоре разошлись и по другим зарубежным средствам массовой информации, а также попали в отечественную прессу.

В последних зарубежных публикациях содержатся достаточно серьезные «обвинения», которые вряд ли стоит оставить без внимания. Опубликованные сведения и предположения требуют дополнительного рассмотрения и разбора. При этом, как нередко случается, при более подробном рассмотрении сенсация превращается в нечто странное и, как минимум, неоднозначное.

В первую очередь, необходимо обратить внимание на попытки зарубежной прессы изучить характеристики перспективной техники. Так, сравнение ЭПР истребителей F-22, F-35 и Т-50 выглядит крайне странно и вряд ли может претендовать на звание серьезного исследования. Точные значения этих характеристик пока не оглашены и вряд ли станут достоянием общественности в обозримом будущем. Отсутствие точных данных на этот счет вынуждает специалистов и любителей техники прибегать к различным оценкам, которые, по понятным причинам, могут не соответствовать действительности.

Подобным образом обстоит дело не только с показателями малозаметности, но и с другими характеристиками. Если часть основных показателей зарубежной техники уже была опубликована, то точные характеристики российского ПАК ФА до сих пор остаются секретом. Таким образом, сравнивая отечественную и зарубежную технику, приходится полагаться на неофициальные оценки, предположения и т.п. заведомо недостоверную информацию. Вряд ли стоит ждать, что подобные сравнения будут соответствовать действительности и окажутся объективными.

Интересны заявления Р.Ф. Джонсона и Дж. Бендера относительно бортового оборудования самолетов Т-50 и Су-35. На двух этих самолетах применяются некоторые унифицированные узлы и агрегаты, что, по мнению зарубежных авторов, негативным образом сказывается на характеристиках более нового ПАК ФА, а также не позволяет ему считаться истребителем пятого поколения. В данном случае зарубежные специалисты и журналисты отметили одну из особенностей новых проектов, но при этом проигнорировали концепции поколений «5» и «4++».

Так, характерной особенностью истребителя Су-35, относимого к поколению «4++», является применение самого современного бортового оборудования, двигателей и прочих систем, которые соответствуют требованиям пятого поколения. При этом, однако, ввиду применения иных комплектующих, прежде всего «старого» планера, Су-35 не может в полной мере являться истребителем пятого поколения. Подобную технику с характеристиками выше четвертого поколения и частью аппаратуры пятого было решено выделить в условное поколение «4++».

Таким образом, унификация узлов и агрегатов, прежде всего двигателей и радиолокационной станции, является не минусом для Т-50, но плюсом для Су-35. Благодаря такому подходу самолет со «старым» планером по ряду характеристик может соревноваться с полностью новым образцом, а применение отработанных узлов и комплектующих сокращает стоимость техники. Предлагаемая зарубежной прессой трактовка такого подхода к созданию авиационной техники выглядит сомнительно.

И все же самая интересная особенность сложившейся ситуации раскрывается в начале статьи от IHS Jane’s Defence Weekly. Ройбен Ф. Джонсон пишет, что в настоящее время американская авиационная промышленность строит планы по продаже самолетов F-35 странам Азии. Одновременно с этим азиатские страны рассматриваются в качестве покупателей и российскими предприятиями. Таким образом, Азия уже стала «полем брани» между производителями вооружений и техники, а в обозримом будущем там должно будет развернуться новое «сражение» за контракты на поставку истребителей пятого поколения.

Если это учесть, то перестает удивлять тот факт, что о недостатках проекта ПАК ФА/Т-50 Р.Ф. Джонсону рассказал представитель американской компании Lockheed Martin, разработавшей оба современных проекта истребителей пятого поколения США. Таким образом, заявления этого представителя весьма похожи на не слишком удачную попытку заранее, еще до начала конкурентной борьбы, испортить имидж потенциального соперника. Пресса, в свою очередь, с удовольствием подхватила сделанные заявления и сделала из них «сенсацию».

В результате получается, что вал публикаций о несоответствии самолета Т-50 требованиям к пятому поколению истребителей восходит к желанию одной из зарубежных компаний заранее приготовиться к конкуренции и изменить мнение ответственных лиц в свою пользу, пусть даже и с использованием сомнительных методов. Что называется, ничего личного – только бизнес.

Примечательно, что проект ПАК ФА/Т-50 пока находится на стадии подготовки самолетов к поставкам в российские вооруженные силы, а разработка экспортной модификации, по-видимому, еще даже не начиналась. Тем не менее, потенциальные конкуренты не стали ждать и начали предпринимать попытки борьбы с соперником заранее. Можно представить, что будут говорить представители зарубежной промышленности, когда будет объявлено о начале полноценных работ по экспортной модификации Т-50 или о переговорах о поставке такой техники зарубежным странам.

Статья «Singapore Airshow 2016: Analysis – PAK-FA’s Asian export hopes stymied by lack of ‘fifth-generation’ qualities»:
http://janes.com/article/58166/singapore-airshow-2016-analysis-pak-fa-s-asian-export-hopes-stymied-by-lack-of-fifth-generation-qualities

Статья «Russia’s newest fighter jet is 5th-generation ‘in name only’»:
http://www.businessinsider.com/russias-newest-fighter-jet-is-fifth-generation-in-name-only-2016-2

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *