В музее морской авиации, этот самолетик ,раскрашенный в цвета морской пехоты, привлекал всеобщее внимание.При всей своей хрупкости,от него веяло опасностью и силой. Партизаны дрожите!!!На вас охотится кузнечик…
этот же пост,но с маленькими картинками
Naval museum, Pensacola Fl
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
Рост освободительного движения в странах третьего мира в 1950-х вызвал появление специфических ударных самолетов, получивших в США название COIN (Counter-Insurgency — противопартизанские). Какое-то время в их роли выступали поршневые бомбардировщики А-26 и штурмовики А-1.Но эти самолеты были спроектированы совсем для других целей и не удовлетворяли военных,поэтому
в 1963-м Пентагон объявил конкурс на разработку самолета для использования в ограниченных военных конфликтах. Задание предусматривало создание двухместного двухдвигательного самолета с укороченным взлетом и посадкой, способного эксплуатироваться как с авианосцев, так и с импровизированных грунтовых площадок. Особо оговаривалась малая стоимость машины.
Главными задачами определили нанесение ударов по наземным целям, непосредственную авиационную поддержку своих войск, разведку, сопровождение вертолетов. Предусматривалось использовать самолет для передового наблюдения и наведения. В сентябре 1963-го требования к COIN разослали 22-м ведущим американским авиастроительным фирмам. Но на призыв Пентагона откликнулись только девять. На проектирование отводилось три года.
История с разработкой самолета COIN лишний раз наглядно иллюстрирует известное правило: сходные требования приводят к появлению похожих изделий. Фирмы «Конвэр», «Мартин» и «Норт Америкен» представили аванпроекты самолетов двухбалочной схемы с коротким фюзеляжем между балками и двумя ТВД. «Хиллер», «Гелио», «Локхид», «Дуглас» и «Бич» — по нормальной, однофюзеляжной схеме, однако в «профиль» все самолеты походили друг на друга как братья. Особняком стояла лишь стеклопластиковая амфибия фирмы «Гудьир» с толкающими воздушными винтами.
общий вид спереди
Работы по проекту COIN резко подстегнула эскалация американского военного присутствия в Индокитае. Программа стала рассматриваться как одна из наиболее приоритетных. Победителем конкурса в августе 1964-го признали проект NA-300 фирмы «Норт Америкен», хотя командование корпуса морской пехоты остановило свой выбор на самолете «Чарджер» фирмы «Конвэр», который взлетел в ноябре 1964-го, в то время как будущий «Бронко» поднялся в воздух в июле 1965-го. По требованию представителей корпуса морской пехоты на «Бронко» (начиная с седьмой опытной машины) установили более мощные двигатели и увеличили размах крыла.
поближе
В программе летных испытаний задействовали семь прототипов NA-300. Пятый опытный разбился в феврале 1967-го. Катастрофа произошла при исследовании поведения самолета в полете с малой скоростью на одном двигателе и выпущенными на одной консоли закрылками и интерцепторами. По результатам испытаний, в 1966-м ВВС заказали 109 самолетов, еще 76 — решил приобрести корпус морской пехоты США. В вооруженных силах проект NA-300 получил обозначение OV-10A и собственное имя «Бронко».
еще
Планер самолета выполнен, главным образом, из алюминиевых сплавов, носовой обтекатель и некоторые не силовые элементы изготовлены из стеклопластика.
Для снижения стоимости самолета применили упрощенные системы. Так, гидравлика только для уборки и выпуска закрылков, опор шасси и управления поворотом переднего колеса. Поэтому выход из строя гидросистемы вследствие боевых повреждений не влияет на выполнение задания. Электронное оборудование также простое, у летчика установлен обычный коллиматорный прицел, хотя на стадии разработки предусматривалась возможность оснащения самолета ИК системой ночного видения, допплеровской навигационной системой, аппаратурой опознавания «свой-чужой».
вид общий справа спереди
Стандартным мотором «Бронко» стал ТВД «Гаррет» T76-G мощностью 715 л.с., однако на первых пяти прототипах устанавливались ТВД «Юнайтед Эйркрафт оф Кэнэда» РТ6-А мощностью по 660 л.с. с реверсивными трехлопастными винтами изменяемого шага диаметром 2,6 м. Во избежание появления гироскопического момента винты имеют противоположное вращение. При выходе из строя одного двигателя самолет может продолжать горизонтальный полет на одном работающем моторе. Каждый мотоотсек оснащен независимой пожарной сигнализацией. Кстати, двигатели могут работать не только на авиационном топливе, но и на автомобильном бензине.
справа
Трехопорное шасси с носовой стойкой позволяет приземляться с вертикальной скоростью до 6,1 м/с и преодолевать кочки высотой до 10 см. Передняя стойка убирается в фюзеляж против направления полета, основные опоры — в мотогондолы, по полету. Пять топливных баков емкостью 795 л находятся в центральной части крыла за кабиной экипажа. Все баки — протектированные и обеспечивают затягивание пробоин от пуль калибра до 12,7 мм. Живучесть баков повышена за счет заполнения их противопожарной полиуретановой пеной. Кроме того, пространство между стенками баков и обшивкой крыла может заполняться противопожарным пенообразующим веществом. На центральном подфюзеляжном пилоне возможна подвеска внешнего топливного бака емкостью 570 л.
общий вид сзади
Кабина экипажа защищена спереди, снизу и сзади стальной и алюминиевой броней. Передняя и задняя бронеперегородки изготовлены из стали толщиной 9,5 мм, такая же бронеплита установлена между креслами летчика и наблюдателя. От огня снизу экипаж предохраняет алюминиевая броня толщиной 12,7 мм. Лобовая часть фонаря кабины изготовлена из бронестекла. Общая масса брони -159 кг.
кабина справа
Размещение летчик и наблюдателя в вынесенной вперед крыла гондоле дает прекрасный обзор, равноценный обзору из кабины боевого вертолета АН-1 «Кобра». В кабине установлены катапультируемые кресла LW-3B, обеспечивающие спасение членов экипажа на скоростях от 0 до 370 км/ч.
кабина слева
лобовое стекло
Для подвески вооружения под гондолами установлены две специальных рамы в обтекателях, на каждой из них имеется по два узла. На центральным подфюзеляжном пилоне возможно размещение нагрузки массой до 545 кг. Еще по одному узлу расположено под крылом с внешней стороны мотогондол.
Стрелковое вооружение включает четыре пулемета М760 калибра 7,62 мм (боекомплект 2000 патронов), смонтированных на раме по два, под обтекателями. Выбор пехотных, а не авиационных пулеметов, объясняется стремлением избежать проблем с пополнением боекомплекта в полевых условиях. Ведь «Бронко», по мнению его создателей и заказчиков, должен был буквально «жить с войсками».
вооружение
Модификацию OV-10D NOGS (Nait Observation GunShip) разработали под влиянием успешного применения в Индокитае специально переоборудованных транспортных самолетов — «ганшипов». Две машины переоборудовали из OV-10А путем установки в носовой части турели с ИК системой обзора передней полусферы и лазерного дальномера-целеуказателя. В кормовой части фюзеляжа, снизу, смонтировали турель кругового обстрела с трехствольной пушкой ХМ-197.
По заказу корпуса морской пехоты фирма «Рокуэлл» (в которую к тому времени влилась «Норт Америкен») в 1978-79 годах модернизировала 22 OV-10A в вариант OV-10D. На нем установили ТВД Гаррет T76-G-420/421 мощностью по 1040 э.л.с. и значительно усовершенствованное бортовое оборудование с ИК системой обзора передней полусферы и аппаратурой предупреждения о радиолокационном облучении. Установка лазерного дальномера-целеуказателя позволила применять ракеты с лазерным наведением «Зуни» или ПТУР «Хеллфайр». На подфюзеляжной турели установили трехствольную 20-мм пушку. Одну эскадрилью корпуса морской пехоты США укомплектовали новыми OV-10D, но без башни с пушкой, поэтому использоваться в качестве «ганшипов» не могли(это именно наш самолет).
Крыло — двухлонжеронное имеет двухщелевые закрылки и элероны. Под крылом — воздушные тормоза. Мощная механизация крыла обеспечивает «Бронко» взлетную дистанцию до высоты 15м-230 м, посадочная дистанция — 230-240 м. Перед внешними секциями закрылков установлены интерцепторы, которые применяются для управления по крену на малых скоростях полета. Горизонтальное оперение — верхнего расположения, что облегчает доступ в грузовой отсек фюзеляжа.
хвостовое оперение
На больших скоростях отмечалась вибрация хвостового оперения, отсутствовал кондиционер кабины, весьма нелишний в тропическом климате. Нарекания вызвали ограниченные способности «Бронко» действовать в темное время суток. Парадокс, но летчики весьма некомфортно чувствовали себя в просторной кабине с обширным остеклением. Когда с земли к самолету тянется куча трасс, у пилотов складывалось ощущение, что все эти пули и снаряды попадут именно в небронированные боковые стекла фонаря.
** панель приборов
Система управления — двойная с механической проводкой и пружинными устройствами для уменьшения усилий на ручку управления и педали.
** кокпит
В фюзеляже-гондоле размещается тандемная кабина для двух членов экипажа и грузовой отсек объемом 2 м2, его емкость можно увеличить за счет демонтирования кресла второго члена экипажа. В грузовом отсеке при необходимости можно перевозить до шести солдат с полным снаряжением или до 1450 кг груза или пять сидений для парашютистов; двух раненых на носилках и двух человек медицинского персонала
** салон
Варианты:
* YOV-10A — прототип.
* OV-10А — первая и основная серийная модификация.(наш самолет)
* OV-10B — буксировщик мишеней для ВВС ФРГ. Выпущено 6 машин.
* OV-10C — экспортная модификация для ВВС Таиланда. Выпущено 32 машины.
* OV-10D — модернизированный OV-10A. Установлены тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель, 20-мм пушка под фюзеляжем. Переоборудовано 17 самолетов из ранее построенных.(и снова наш самолет)
* OV-10D+ — модернизированный OV-10A.
* OV-10E — экспортная модификация для ВВС Венесуэлы. Выпущено 16 машин.
* OV-10F — экспортная модификация для ВВС Индонезии. Выпущено 16 машин.
Модификация OV-10A OV-10D Размах крыла, м 12.19 Длина самолета, м 12.14 Высота самолета, м 4.62 Площадь крыла, м2 27.03 Масса, кг пустого снаряженного самолета 3280 3450 нормальная взлетная 4494 4500 максимальная взлетная 6552 6500 Топливо, л внутренние топливо 953.9 ПТБ 1 х 567.8 Тип двигателя 2 ТBД Garrett T76-G-416/417 2 ТBД Garrett T76-G-420/421 Мощность, л.с. 2 х 715 2 х 1040 Максимальная скорость, км/ч 452 Перегоночная дальность, км 2224 Боевой радиус действия, км 367-490 450 Максимальная скороподъемность, 13.4 м\с Практический потолок, м 8550 Экипаж, чел 2 Вооружение: четыре(2х2) 7.62 -мм пулемета М760 одна трехствольная 20-мм пушка М-197 (боекомплект 2000 патронов) Боевая нагрузка - 1633 кг на 7 узлах подвески 1800 кг на 7 узлах подвески 2 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder до 4 ПТУР AGM-114 Hellfire Варианты бомбовой нагрузки: 1 454-кг бомба Mk.83, до 7 227-кг бомба Mk.82, До 14 113-кг бомба Mk.81, 6 кассетных бомб Rockeye Mk.20, 5 напалмовых бака типа BLU, 5 бомбометов типа CBU, Остальное вооружение: 5 ПУ типа LAU для 70-,127-мм НУР 1 контейнер CBU-2/A для 20-пушки M167 с 300 патронами или 3 контейнера SUU-11B/A с 7.62-мм пулеметом и 1500 патронами
1996-м семь самолетов из состава VMO-4 передали Федеральному бюро по борьбе с контрабандой табака, наркотиков, алкоголя и взрывчатых веществ. Боевые машины прошли «демилитаризацию», с них сняли спонсоны с пулеметами и узлами подвески вооружения, лазерные дальномеры-целеуказатели, оставив ИК систему обзора передней полусферы.
igor113.livejournal.com
Самолет Норт Американ OV-10 «Бронко»
Война во Вьетнаме породила потребность в специализированном противопартизанском самолете. Сравнительно тихоходном, но обладающем хорошими взлетно-посадочными характеристиками, способном действовать с неподготовленных площадок и простым в обслуживании.
Поначалу ВВС США прибегли к импровизации, приняв на вооружение O-2 — «милитаризованный» вариант гражданского двухмоторного поршневого самолета Сессна 337. Но, как и всякая импровизация, он лишь частично отвечал требованиям военных — те хотели получить более тяжелую турбовинтовую машину. Уже в конце 1963 года началось осуществление программы LARA (Light Armed Reconnaissance Aircraft — «легкий вооруженный разведывательный самолет»), проводимой совместно ВВС, ВМС и армией США. Новая машина должна была стать по-настоящему многоцелевой. Помимо разведки на нее возлагались задачи огневой поддержки — самолет должен был нести встроенные 7,62-мм пулеметы, а также бомбы, пусковые установки НАР и пушечные контейнеры на внешней подвеске, — и перевозки людей и грузов (до шести человек или 1100 кг). В конкурсе приняли участие девять фирм, а победителем в августе 1964 года был объявлен проект NA-300 фирмы «Норт Американ».
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Самолет, получивший обозначение OV-10A, имеет весьма необычный внешний вид. Фюзеляж образован центральной гондолой, в которой находится кабина экипажа и грузовой отсек, рассчитанный на размещение четырех пассажиров. Двухкилевое вертикальное оперение вынесено на хвостовых балках, стабилизатор соединяет верхушки килей. Крыло — прямое, высокорасположенное. Постоянное вооружение состоит из четырех 7,62-мм пулеметов М60С (боекомплект 500 патронов на ствол), установленных попарно в специальных пилонах по бортам фюзеляжа. На семи внешних узлах подвески — четырех под пулеметными пилонами, одном подфюзеляжном и двух подкрыльевых — можно разместить нагрузку общей массой до 1630 кг: бомбы калибром до 500 фунтов, а также блоки НАР калибров 70 и 127 мм.
СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
До 1969 года вооруженные силы США получили 271 самолет OV-10A «Бронко», 157 для ВВС и 114 для авиации ВМС и корпуса морской пехоты. «Бронко» активно использовали во Вьетнаме, ведя разведку и нанося удары по объектам и скоплениям партизан. Потери были весьма существенными — почти треть всего парка OV-10A (81 самолет — 64 из состава ВВС, семь из авиации ВМС и 10 из авиации морской пехоты). После вьетнамской войны OV-10A продолжили службу в эскадрильях передовых авианаводчиков ВВС и корпуса морской пехоты. Задачей их стало обнаружение наземных целей и наведение на них штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков. Часть «Бронко» из состава морской пехоты была модернизирована в вариант OV-10D. Машины имели более мощные двигатели, инфракрасную систему переднего обзора FLIR и подфюзеляжную турель с 20-мм трехствольной пушкой М197. ВВС США сняли «Бронко» с вооружения 1 сентября 1991 года. В морской пехоте они служили до 1995 года, успев принять участие в операции «Буря в пустыне» в январе — феврале 1991 года. Потери составили две машины. Время от времени предпринимаются попытки «реанимировать» «Бронко», поскольку потребность в самолетах такого класса весьма ощутима. В 2009 году концерн «Боинг» предложил проект OV-10X, в котором сохранен планер «Бронко», но установлены новые двигатели, современное бортовое оборудование, а в состав вооружения включены высокоточные средства поражения. А в 2016 году командование специальных операций вооруженных сил США арендовало три самолета OV-10D, установив на них современное прицельно-наблюдательное оборудование. Самолеты, получившие обозначение OV-10G+, были направлены в Ирак, где их с успехом применяли в боях против исламистов. «Бронко» пользовался определенным спросом за рубежом. 24 самолета приобрела ФРГ — в этой стране их использовали как буксировщиков мишеней. А вот остальные покупатели — Таиланд (32 самолета OV-10C), Индонезия (12OV-10F), Венесуэла (16 новых OV-10E и 18 бывших американских OV-10A), Колумбия (15 бывших американских OV-10A), Марокко (четыре бывших американских OV-10A) и Филиппины (33 OV-10A, полученных из США, и восемь OV-10С из Таиланда) — использовали «Бронко» по прямому назначению, то есть в качестве разведчиков и легких штурмовиков. В настоящее время из перечисленных стран «Бронко» служат только на Филиппинах, где от восьми до 15 машин остается в строю. Их продолжают активно использовать против исламистов.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ HOPT АМЕРИКАН РОКУЭЛЛ OV-10 «БРОНКО»
- Тип: двухмоторный легкий штурмовик и самолет передовых авианаводчиков
- Экипаж, чел.: 2
- Двигатель: ТВД «Гарретт» T76-G-410/412 мощностью 715 л. с.
- Размеры:
длина, м: 12,12
высота, м: 4,62
размах крыла, м: 12,19
площадь крыла, м2:27,03 - Вес, кг:
пустого самолета: 3127
нормальный взлетный: 4498
максимальный взлетный: 6126 - Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 452
дальность полета, км: 2200
практический потолок, м: 8230 - Вооружение: 4 х 7,62-мм пулемета; бомбы и НАР общей массой до 1630 кг
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
4270warfor.me
Американский лёгкий штурмовик OV-10 «Бронко» (2012) — Вооружение — ВВС (Военно-воздушные силы) — Top secret
Американский лёгкий штурмовик OV-10 «Бронко»
Майор А. Бубнов
Легкий штурмовик OV-10 «Бронко» создавался в соответствии с требованиями министерства обороны США к легкому разведывательно-ударному самолету, предназначенному для действий против партизан в операциях по подавлению национально-освободительных движений. Он разработан американской фирмой «Рокуэлл интернэшнл»; серийное производство началось в 1967 году.
Американский лёгкий штурмовик OV-10 «Бронко» |
Основная модификация самолета — OV-10А, широко применявшаяся в войне в Юго-Восточной Азии. Эти машины использовались для разведки, сопровождения вертолетов, передового авианаведения и непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. В 1967-1969 годах было выпущено 157 единиц для ВВС и ВМС, а также 114 для морской пехоты США.
В 1971 году 15 OV-10A были переоборудованы с целью исследования возможности их использования в ночных условиях для передового авианаведения и целеуказания. На них, в частности, были установлены гиростабилизированный перископический ночной прицел, лазерные дальномер и станция подсветки целей, приемник и преобразователь координат навигационной системы «Лоран». В 1974 году после проведения испытаний это оборудование было снято.
Специально для ВВС ФРГ построено шесть самолетов OV-10B, которые использовались в качестве буксировщиков мишеней. OV-10B(Z) — это модификация, на которой, в отличие от OV-10В, в гондоле на верхней части фюзеляжа установлен дополнительный турбореактивный двигатель J85-GE-4 тягой 1 340 кг для увеличения скорости полета при буксировке мишеней. В 1970 году в ФРГ было поставлено 18 таких самолетов.
Для ВВС Таиланда к сентябрю 1973 года было построено 32 машины OV-10C. Вооруженные силы Венесуэлы в период с 1973 года получили 16 самолетов OV-10E. Для ВВС Индонезии было произведено 16 машин под обозначением OV-10F. С весны 1978 года для ведения разведки и действий по наземным целям в ночных условиях 17 самолетов OV-10A переоборудованы в вариант OV-10D (установлено специальное оборудование).
Самолет представляет собой свободно-несущий моноплан двухбалочной схемы с высокорасположенным крылом и двух-килевым хвостовым оперением. Крыло прямое двухлонжеронное, имеет на задней кромке двухщелевые закрылки и элероны. Оно изготовлено из алюминиевых сплавов. Перед внешними секциями закрылков установлены интерцепторы, которые применяются для управления по крену на малых скоростях полета. Под крылом размещены воздушные тормоза.
Запас топлива (954 л) размещается в пяти мягких защищенных топливных баках (ТПБ), установленных в центроплане и консолях крыла. Все баки обеспечивают затягивание пробоин от пуль калибра до 12,7 мм. Живучесть ТПБ повышена за счет заполнения их противопожарной полиуретановой пеной. Кроме того, пространство между стенками баков и обшивкой крыла может заполняться противопожарным пенообразующим веществом. Предусмотрена возможность подвески на подфюзеляжном пилоне сбрасываемого ТПБ емкостью 568 л.
Фюзеляж типа полумонокок выполнен из алюминиевых сплавов, а носовой обте-
катель — из стеклопластика. Экипаж самолета, состоящий из двух человек (летчик и
наблюдатель), размещается в кабине в средней части фюзеляжа на катапультируемых
креслах LW-3B (обеспечивают спасение экипажа на земле на скорости от 0 до 370
км/ч). Оба кресла снизу и сзади имеют бронеплиты для защиты от стрелкового
оружия (общая масса брони 148 кг).
Фонарь кабины обеспечивает экипажу хороший обзор вперед, вниз и в обе стороны. В хвостовой части фюзеляжа расположена грузовая кабина (объем 2,12 м3). Кресло наблюдателя является съемным, и после его демонтажа в грузовой кабине можно разместить: до 1 452 кг груза или шесть десантников в полном снаряжении; двух раненых на носилках и двух человек медицинского персонала.
Шасси самолета трехстоечной схемы, с носовой опорой позволяет приземляться с вертикальной скоростью до 6,1 м/с и преодолевать препятствия высотой до 10см. Передняя стойка убирается в фюзеляж против направления полета, а основные опоры — в мотогондолы по направлению полета. Давление в пневматиках колес главных стоек 4,6 кг/см2, передней — 5,6 кг/см2. Это обеспечивает возможность эксплуатации самолета с грунтовых взлетно-посадочных полос.
Силовая установка самолета ОV-10A состоит из двух турбовинтовых двигателей T76-G-416/417 мощностью по 715 л. с, имеющих трехлопастные реверсивные винты с изменяемым шагом (модификация OV-10D оснащена турбовинтовыми двигателями T76-G-420/421 мощностью на валу по 775,5 кВт).
Встроенное вооружение состоит из четырех пулеметов М60С (боекомплект по 500 патронов), установленных в коротких балках по бортам нижней части фюзеляжа. На модификации OV-10D, кроме этого, под хвостовой частью фюзеляжа на подвижной турели располагается трехствольная 20-мм пушка М97.
Подвесное вооружение размещается на четырех узлах под балками (каждый рассчитан на нагрузку 270 кг) и на одном подфюзеляжном (540 кг). Суммарная боевая нагрузка может составлять 1 620 кг.
Самолет способен нести следующее вооружение: фугасные бомбы Мк 81 (калибр 250 фунтов), Мк 82 (500), Мк 83 и Мк 117 (1 000), зажигательные бомбы Мк 77 (500) и Мк 122 (250), пусковые установки для 70-мм НАР, авиационные мины MLU-10/B, подвесные установки с шестиствольным 7,62-мм пулеметом «Миниган», пулеметом калибра 12,7 мм, 20-мм пушкой и 40-мм гранатометом, а также бомбовые кассеты и другое оружие. На пилонах под каждой консолью крыла самолета OV-10A подвешивались две УР «Сайдвиндер» AIM-9D класса «воздух — воздух».
На таких же пилонах самолетов OV-10D размещались бомбы, пусковые установки для
неуправляемых авиационных ракет и другое оружие для действий по наземным целям.
Радиоэлектронное оборудование включает: самолетное переговорное устройство,
аппаратуру радиосвязи (в KB- и УКВ-диапазонах), навигационную систему «Такан»,
системы посадки по приборам, ответчик системы опознавания и радиолокационный
маяк.
Для ведения разведки и обеспечения действий по наземным целям в ночных условиях на самолете OV-10D в шаровом обтекателе под носовой частью фюзеляжа установлены ИК-стан-ция переднего обзора и лазерный целеуказатель.
Характеристики модификаций OV-10B, С, Е и F в основном такие же, что и у OV-10A. Самолет OV-10B(Z) за счет установки дополнительного турбореактивного двигателя имеет большую максимальную скорость (630 км/ч на высоте 3 000 м) и лучшие взлетные характеристики (длина разбега 170 м при взлетной массе 5 440 кг), но меньшую дальность полета.
В 2004-2005 годах в рамках программы Marsh Aviation Performance Upgrade были модернизированы 12 машин для ВВС Колумбии и 16 для ВВС Филиппин.
В июле 2009 года боевое авиационное командование ВВС США инициировало программу LAAR (Light Attack and Armed Reconnaissance), позднее переименованную в OV-10(X). К 2012 году планировалось прибрести 100 машин. В качестве кандидатов рассматривались самолеты АТ-6В* компании «Бичкрафт», А-29 «Супер Тукано» фирмы «Эмбрайер» и АТ-802.
Корпорация «Боинг» предложила построить на базе OV-10D машину, оснащенную
современными авиационными средствами поражения, БРЭО и силовой установкой с
пятилопастным винтом (с целью снижения шума в кабине).
* Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. —
2012. — № 8. — С. 59-64.
Таблица Основные ТТХ лёгкого штурмовика OV-10 «Бронко» | ||
Характеристика | Модификация | |
OV-10A | OV-10D | |
Экипаж, человек | 2 (пилот и наблюдатель) | |
Максимальная скорость, км/ч | 452 | 463 |
Практический потолок, м | 7315 | 9150 |
Потолок (один двигатель отключен, без вооружения), м | 3 305 | 3810 |
Скороподъемность, м/с | 13,2 | 15,3 |
Дальность полета, км | 2 224 | |
Максимальная взлетная масса, кг | 6 552 | |
Масса пустого, кг | 3127 | |
Длина разбега, м | 226 | |
Длина пробега, м | 226 | |
Силовая установка | 2×776-G-416/ 417 | 2xT76-G-420/421 |
Максимальная тяга, кВт | 533 | 775,5 |
Трехлопастной винт, материал | Металл | Стеклопластик |
Основной запас топлива, л | 954 | |
Длина, м | 12,67 | 13,41 |
Размах крыла, м | 12,19 | |
Высота, м | 4,62 | |
Размах хвостового оперения, м | 4,45 | |
Площадь крыла, м2 | 27,03 | |
Вооружение: | ||
7,62-мм пулемет М760 | 4(2×2) | |
Боекомплект, патронов | 2000(4×500) | |
Боевая нагрузка, кг | 1633 | |
— УР AIM-9 «Сайдвиндер» | 2 (только МП) | |
Бомбы (количество, масса, кг): | ||
— Мк83(1 454) | 1 | |
— Мк82 (227) | 7 | |
— Мк 81 (113) | 14 | |
— Мк 20 «Рокай» | 6 | |
— Напалмовый бак ВШ | 5 | |
— Блок CBU | 5 | |
— ПУ LAU для70-и127-мм НАР | 5 | |
— Контейнер CBU-2/A для 20-пушки М167 (снарядов) | 1(300) | |
— Контейнер SUU-11 В/А с 7,62-мм пулеметом (патронов) | 3(1 500) | |
На подвеске центроплана может размещаться ТПБ емкостью, л | 568 | |
ТПБ на подкрыльевых пилонах, л | 2×378 |
Зарубежное военное обозрение №12, 2012, с. 65-67
pentagonus.ru
Легкий штурмовик OV-10 ''Бронко'' США
Самолет OV-10 «Бронко» (OV-10 Bronco) создавался в соответствии с требованиями министерства обороны США к легкому вооруженному разведывательному самолету, специально предназначенному для действий против партизан в войнах по подавлению национально-освободительных движений. Он разработан американской фирмой «Рокуэлл интернэшнл», серийное производство началось в 1967 году.
OV-10A — основная модификация самолета, широко применявшаяся в агрессивной войне, развязанной американским империализмом в Юго-Восточной Азии. Эти машины использовались для разведки, сопровождения вертолетов, передового авианаведения и непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. В 1967—1969 годах было выпущено 157 OV-10A для ВВС США и 114 для корпуса морской пехоты.
В 1971 году 15 самолетов OV-10A были переоборудованы, чтобы использовать их в ночных условиях для передового авианаведения и целеуказания. На них, в частности, были установлены гиростабилизированный перископический ночной прицел, лазерные дальномер и станция подсветки целей, приемник и преобразователь координат навигационной системы «Лоран». В 1974 году после проведения испытаний это оборудование было снято.
OV-10B в основном аналогичен OV-10A. Специально для ВВС ФРГ всего построено шесть самолетов, которые используются в качестве буксировщиков мишеней.
OV-IOB(Z) — это модификация самолета «Бронко», на которой в отличие от OV-10B в гондоле на верхней части фюзеляжа установлен дополнительный турбореактивный двигатель J85-GE-4 тягой 1340 кг для увеличения скорости полета при буксировке мишеней. В 1970 году в ФРГ было поставлено 18 самолетов.
OV-10C является вариантом самолета OV-10A. Он предназначен для ВВС Таиланда (всего было выпущено 32 машины, поставки завершились в сентябре 1973 года).
OV-10E — вариант OV-10A, который поставляется в Венесуэлу с 1973 года (заказано 16 самолетов).
OV-10F — тоже вариант самолета OV-10A для ВВС Индонезии (заказано 16 единиц). Поставки начались в 1976 году.
OV-10D оснащен вооружением и специальным оборудованием для ведения разведки и действий по наземным целям в ночных условиях. С весны 1978 года 17 самолетов OV-10A переоборудуются в OV-10D.
Самолет «Бронко» представляет собой свободнонесущий моноплан двухбалочной схемы с высокорасположенным крылом и двухкилевым хвостовым оперением. Крыло прямое, с постоянной хордой. Конструкция его двухлонжеронная, выполнена из алюминиевых сплавов. На задней кромке крыла расположены элероны и двухщелевые закрылки.
Фюзеляж типа полумонокок выполнен из алюминиевых сплавов, а носовой обтекатель — из стеклопластика. Экипаж самолета, состоящий из двух человек (летчик и наблюдатель), размещается в кабине в средней части фюзеляжа на катапультируемых сиденьях друг за другом (по схеме тандем). Оба сиденья снизу и сзади имеют бронеплиты для защиты от стрелкового оружия (общий вес брони 148 кг). Фонарь кабины обеспечивает экипажу хороший обзор вперед, вниз и в стороны. В хвостовой части фюзеляжа расположена грузовая кабина (объем 2,12 м3). Сиденье наблюдателя является съемным и после его демонтажа в грузовой кабине можно разместить: до 1450 кг груза или пять сидений для парашютистов; двух раненых на носилках и двух человек медицинского персонала.
Шасси самолета трехстоечной схемы с носовой опорой. Давление в пневматиках колес главных стоек 4,6 кг/см2, передней 5,6 кг/см2. Это обеспечивает возможность эксплуатации самолета с грунтовых взлетно-посадочных полос. Силовая установка самолета OV-10A состоит из двух турбовинтовых двигателей T76-G-416/417 мощностью по 715 л. с., имеющих трехлопастные реверсивные винты с изменяемым шагом (на модификации OV-10D установлены турбовинтовые двигатели мощностью на валу по 1040 л, с.). Запас топлива (950 л) размещается в пяти мягких протектированных баках, установленных в центроплане и консолях крыла. Предусмотрена возможность подвески на подфюзеляжном пилоне сбрасываемого топливного бака емкостью 570 л.
Встроенное вооружение состоит из четырех пулеметов М60С (боекомплект по 500 патронов), установленных в коротких балках по бортам нижней части фюзеляжа. На самолете OV-10D, кроме этого, под хвостовой частью фюзеляжа установлена на подвижной турели трехствольная 20-мм пушка М97.
Подвесное вооружение размещается на четырех узлах под балками (каждый рассчитан на нагрузку 270 кг) и на одном подфюзеляжном (540 кг). Суммарная боевая нагрузка может составлять 1620 кг. Самолет способен нести фугасные бомбы Мк81 (калибр 250 фунтов), Мк82 (500), Мк83 и Мк117 (1000), зажигательные бомбы Мк77 (500) и Мк122 (250), пусковые установки для 70-мм НУР, авиационные мины MLU-10/B, подвесные установки с шестиствольным 7,62-мм пулеметом «Миниган», пулеметом калибра 12,7 мм, 20-мм пушкой, 40-мм гранатометом, а также бомбовые кассеты и другое оружие. На пилонах под каждой консолью крыла самолетов OV-10A (состоят на вооружении корпуса морской пехоты) могут подвешиваться по две УР «Сайдвиндер» AIM-9D класса «воздух—воздух». На таких же пилонах самолетов OV-10D размещаются бомбы, пусковые установки для НУР и другое оружие для действий по наземным целям.
Радиоэлектронное оборудование включает самолетное переговорное устройство, аппаратуру радиосвязи (в KB и УКВ диапазонах), навигационную систему «Такан», системы посадки по приборам, ответчик системы опознавания и радиолокационный маяк.
Для ведения разведки и обеспечения действий по наземным целям в ночных условиях на самолете OV-10D в шаровом обтекателе под носовой частью фюзеляжа установлены инфракрасная станция переднего обзора и лазерный целеуказатель.
Летно-технические характеристики варианта OV-10A:
- Размах крыла — 12,19 м
- Длина — 12,12 м
- Высота — 4,62 м
- Площадь крыла — 27,03 м кв.
- Масса пустого — 3161 кг
- Нормальная взлетная масса — 4494 кг
- Максимальная взлетная масса — 6552 кг
- Максимальная боевая нагрузка — 1633 кг
- Двигатели: 2 ТВД Garrett T76-G-10 (правый) и T76-G-12 (левый) (2×715 л.с.)
- Максимальная скорость у земли (без подвесок) — 452 км/ч
- Минимальная скорость устойчивого полета — 90 км/ч
- Максимальная скороподъемность — 11,8 м/с
- Боевой радиус действия (с максимальной боевой нагрузкой) — 367 км
- Перегоночная дальность — 2298 км
- Практический потолок — 8 550 м
- Длина разбега — 226 м
- Длина пробега — 226 м
- Вооружение:
-
- 4 пулемета М60С (7, 62 мм, 4×500 патронов)
- НАР (70 мм, 127 мм)
- бомбы Мк.81, Мк.82, Мк.83, кассетные бомбы Rockeye Mk.20, напалмовые баки
- подвесной пушечный контейнер CBU-2/A (20 мм, 300 патронов) или 3 пулеметных контейнера SUU-11B/A (7,62 мм, 1500 патронов)
- до 2 УР AIM-9
Самолеты OV-10 применялись в боевых действиях всеми странами, где состояли на вооружении (кроме ФРГ).
Наибольшую известность «Бронко» принесло их участие во Вьетнамской войне. Самолет создавался именно для конфликтов такого типа и поступил на вооружение в самый разгар войны. Первые OV-10 прибыли во Вьетнам 6 июля 1968 года, войдя в состав эскадрильи морской пехоты VMO-2 в Дананге; в тот же день были совершены первые боевые вылеты. Основным эксплуатантом «Бронко» в Юго-Восточной Азии стал Корпус морской пехоты. Некоторое количество самолетов использовалось армией. С 1969 по 1972 годы в дельте Меконга действовала 4-я легкая штурмовая эскадрилья (VAL-4) ВМС США «Черный пони», вооруженная OV-10; это была единственная наземная эскадрилья американских ВМС во Вьетнаме. Самолет применялся для выполнения различных заданий, в первую очередь как воздушный авианаводчик (ВВС США применяли его исключительно в этой роли). От своего предшественника О-1 он выгодно отличался бронированием, живучестью, скоростью и вооружением. Самолет имел хорошую маневренность, прекрасный обзор из кабины, его практически невозможно было сбить из легкого стрелкового оружия. Кроме того, OV-10 имел очень малое время реакции на вызов, оказавшись по этому показателю вне конкуренции.
Второй и последний раз американские OV-10 использовались в бою во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Морская пехота задействовала их для наведения союзной авиации. Были потеряны два самолета (18 января и 25 февраля), оба сбиты зенитными ракетами (вероятно, из переносных зенитно-ракетных комплексов). Три летчика попали в плен, один погиб.
В составе ВВС других государств OV-10 принимали участие в различных антипартизанских войнах и военных переворотах.
- Венесуэла: участие в попытке военного переворота в 1992 году, при этом потеряна четверть авиапарка OV-10 ВВС Венесуэлы.
- Индонезия: против партизан в Восточном Тиморе.
- Колумбия: участие в местной гражданской войне.
- Марокко: против партизан ПОЛИСАРИО в Западной Сахаре.
- Таиланд: в пограничном конфликте с Лаосом; также предположительно против местных партизан.
-
Филиппины: участие в попытке военного переворота в 1987 году, а также в антитеррористических операциях на Минданао.
Полковник-инженер запаса Н. ИВАНОВ
aeronavtika.com
North American OV-10 Bronco — это… Что такое North American OV-10 Bronco?
Эта статья о самолёте. Слово «Bronco» имеет и другие значения.
Норт Америкэн OV-10 Бронко[1] (англ. North American OV-10 Bronco) — американский лёгкий штурмовик, предназначенный для использования в контрпартизанской войне.
Разработка
В сентябре 1963 года ВВС, ВМС и армия США совместно объявили конкурс на создание многоцелевого самолёта LARA (англ. Light Armed Reconnaissance Aircraft — лёгкий вооруженный разведывательный самолёт), предназначенного для использования в малоинтенсивных партизанских конфликтах. Согласно требованиям конкурса, самолёт должен был иметь два двигателя, экипаж из двух человек, грузовой отсек для перевозки 1100 кг груза, 6 десантников или такого же количества носилок, скорость не менее 560 км/ч, разбег 240 м (то есть укороченный разбег), способность взлетать с грунтовых аэродромов и авианосца, возможность установки поплавков для превращения в амфибию. Требования были направлены в 22 авиастроительные фирмы США. На рассмотрение было представлено 9 проектов (фирмами Grumman, Goodyear, Beechcraft, Douglas, General Dynamics/Convair, Helio Aircraft Company, Lockheed, Martin Marietta, North American Aviation). Все они предусматривали использование турбовинтовых двигателей. В августе 1964 года победителем конкурса была названа фирма North American (с 1967 года — North American/Rockwell International) со своим проектом NA-300, выполненным по достаточно редкой двухбалочной схеме. В октябре был подписан контракт на производство 7 прототипов. Фирма General Dynamics/Convair опротестовала результаты конкурса и на собственные средства построила свой Модель 48 «Чарджер». Этот прототип разбился в ходе летных испытаний в 1965 году, оставив NA-300 без конкурентов.
Новый самолёт получил обозначение OV-10 и название «Бронко[1]». Первый полет был совершен 16 июля 1965 года (летчик-испытатель Эд Гиллеспи). В дальнейшем заказчики отказались от ряда выдвинутых требований. Так, OV-10 никогда не использовался с авианосцев или в качестве санитарного самолёта, как это первоначально планировалось.
В октябре 1966 года последовал первый заказ на серийные самолёты. Серийное производство началось в июне 1967 года. Всего для вооруженных сил США был построен 271 самолёт.
Серийное производство самолёта было завершено в 1976 году. В США OV-10 окончательно были сняты с вооружения в 1994 году. После этого небольшое число самолётов оставалось в частном владении. Гражданские «Бронко» использовались правительственными организациями по борьбе с наркотиками для распыления ядохимикатов над наркоплантациями.
Варианты
- YOV-10A — прототип.
- OV-10А — первая и основная серийная модификация.
- OV-10B — буксировщик мишеней для ВВС ФРГ. Выпущено 6 машин.
- OV-10B(Z) — буксировщик мишеней для ВВС ФРГ. Выпущено 18 машин.
- OV-10C — экспортная модификация для ВВС Таиланда. Выпущено 32 машины.
- OV-10D — модернизированный OV-10A. Установлены тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель, 20-мм пушка под фюзеляжем. Переоборудовано 17 самолётов из ранее построенных.
- OV-10D+ — модернизированный OV-10A.
- OV-10E — экспортная модификация для ВВС Венесуэлы. Выпущено 16 машин.
- OV-10F — экспортная модификация для ВВС Индонезии. Выпущено 16 машин.
Экспорт
Кроме США, самолёты «Бронко» состояли на вооружении 7 стран мира.
Боевое применение
Самолёты OV-10 применялись в боевых действиях всеми странами, где состояли на вооружении (кроме ФРГ).
Наибольшую известность «Бронко» принесло их участие во Вьетнамской войне. Самолёт создавался именно для конфликтов такого типа и поступил на вооружение в самый разгар войны. Первые OV-10 прибыли во Вьетнам 6 июля 1968 года, войдя в состав эскадрильи морской пехоты VMO-2 в Дананге; в тот же день были совершены первые боевые вылеты. Основным эксплуатантом «Бронко» в Юго-Восточной Азии стал Корпус морской пехоты. Некоторое количество самолётов использовалось армией. С 1969 по 1972 годы в дельте Меконга действовала 4-я легкая штурмовая эскадрилья (VAL-4) ВМС США «Черный пони», вооруженная OV-10; это была единственная наземная эскадрилья американских ВМС во Вьетнаме. Самолёт применялся для выполнения различных заданий, в первую очередь как воздушный авианаводчик (ВВС США применяли его исключительно в этой роли). От своего предшественника ОV-1 он выгодно отличался бронированием, живучестью, скоростью и вооружением. Самолёт имел хорошую маневренность, прекрасный обзор из кабины, его практически невозможно было сбить из легкого стрелкового оружия. Кроме того, OV-10 имел очень малое время реакции на вызов, оказавшись по этому показателю вне конкуренции.
Второй и последний раз американские OV-10 использовались в бою во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Морская пехота задействовала их для наведения союзной авиации. Были потеряны два самолёта (18 января и 25 февраля), оба сбиты зенитными ракетами (вероятно, из переносных зенитно-ракетных комплексов). Три летчика попали в плен, один погиб.
В составе ВВС других государств OV-10 принимали участие в различных антипартизанских войнах и военных переворотах.
- Венесуэла: участие в попытке военного переворота в 1992 году, при этом потеряна четверть авиапарка OV-10 ВВС Венесуэлы.
- Индонезия: против партизан в Восточном Тиморе.
- Колумбия: участие в местной гражданской войне.
- Марокко: против партизан ПОЛИСАРИО в Западной Сахаре.
- Таиланд: в пограничном конфликте с Лаосом; также предположительно против местных партизан.
- Филиппины: участие в попытке военного переворота в 1987 году, а также в антитеррористических операциях на Минданао.
Характеристики
Схема самолёта OV-10A.Летно-технические характеристики варианта OV-10A:
- Размах крыла — 12,19 м
- Длина — 12,12 м
- Высота — 4,62 м
- Площадь крыла — 27,03 м кв.
- Масса пустого — 3161 кг
- Нормальная взлетная масса — 4494 кг
- Максимальная взлетная масса — 6552 кг
- Максимальная боевая нагрузка — 1633 кг
- Двигатели: 2 ТВД Garrett T76-G-10 (правый) и T76-G-12 (левый) (2×715 л.с.)
- Максимальная скорость у земли (без подвесок) — 452 км/ч
- Минимальная скорость устойчивого полета — 90 км/ч
- Максимальная скороподъемность — 11,8 м/с
- Боевой радиус действия (с максимальной боевой нагрузкой) — 367 км
- Перегоночная дальность — 2298 км
- Практический потолок — 8 550 м
- Длина разбега — 226 м
- Длина пробега — 226 м
- Вооружение:
- 4 пулемета М60С (7, 62 мм, 4×500 патронов)
- НАР (70 мм, 127 мм)
- бомбы Мк.81, Мк.82, Мк.83, кассетные бомбы Rockeye Mk.20, напалмовые баки
- подвесной пушечный контейнер CBU-2/A (20 мм, 300 патронов) или 3 пулеметных контейнера SUU-11B/A (7,62 мм, 1500 патронов)
- до 2 УР AIM-9
Примечания
- ↑ 1 2 В дословном переводе амер. англ. bronco — на западе США дикая или полудикая лошадь. Смотри:
- bronco // Новый большой русско-английский словарь / Ермолович Д.И., Красавина Т.М.. — «Русский язык-Медиа», 2004.
- bronco (англ.). Oxford Dictionaries Online (World English). Oxford University Press. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012. Проверено 30 декабря 2011.
См. также
Литература
- Никольский М. Противопартизанский «Бронко». Об американских самолётах OV-10A и OV-10D (рус.) // Крылья Родины. — М., 1999. — № 8. — С. 27-30. — ISSN 0130-2701.
Ссылки
dic.academic.ru