Отношения США и Северной Кореи

В ответ на севере Корейского полуострова, где управление было передано коммунистам, были проведены выборы в Верховное народное собрание Кореи, 9 сентября 1948 года провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР).

Военно-политические противоречия между государствами с различным социально-политическим строем привели в начале 1950-х годов к войне. В боевых действиях на стороне Республики Кореи принимали участие контингенты ВС США и 15 других стран, действовавших под флагом многонациональных сил ООН, на стороне КНДР — контингенты ВС Китая и СССР. В июле 1951 года фронт стабилизировался примерно по 38-й параллели, т.е. там, где военные действия и начались. Война приобрела позиционный характер. К весне 1953 года стало очевидно, что цена победы для любой из сторон будет слишком высока. 27 июля 1953 года в Пханмунджоме было заключено Соглашение о прекращении огня.

Корейский полуостров формально до сих пор находится в состоянии войны, поскольку Корейская война закончилась подписанием перемирия, а не мирного договора. Его подписали командующие войсками КНДР и Китая — с одной стороны, и США под флагом ООН — с другой.

США отказываются подписывать соглашение о мире с Северной Кореей, сохраняя на юге Корейского полуострова около 28 тысяч военнослужащих под предлогом «северокорейской угрозы».

У США и Северной Кореи нет дипломатических отношений. Дипломатические интересы США в КНДР представляет посольство Швеции.

Северная Корея также не имеет посольства в Вашингтоне, но она представлена в Соединенных Штатах через свою миссию в ООН.

Как сообщается на сайте Госдепартамента США, Соединенные Штаты поддерживают мирное воссоединение Кореи на условиях приемлемых для корейского народа и признают, что будущее Корейского полуострова находится в руках его населения. США считают, что между КНДР и Южной Кореей необходим конструктивный диалог для решения имеющихся проблем, в том числе стремление Севера развивать ядерную программу.

Северная Корея исходит из того, что ядерная проблема может быть решена только через диалог с США.

Летом 1994 года состоялась встреча президента КНДР Ким Ир Сена с бывшим президентом США Джимми Картером, в ходе которой удалось выработать компромиссные варианты разрешения северокорейского ядерного вопроса, составившие базисные элементы Рамочного соглашения, подписанного в Женеве в октябре 1994 года представителями КНДР и США. Соглашение подразумевало отказ Северной Кореи от своей ядерной программы, возвращение в ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия), восстановление сотрудничества с МАГАТЭ.

Со своей стороны, США обязались построить в КНДР две атомные станции на легководных реакторах (ЛВР), компенсировать энергетические потери КНДР в период сооружения АЭС поставками ежегодно 500 тысяч тонн мазута.

Обязательства американской стороны были подтверждены в личном послании президента США Билла Клинтона руководителю Северной Кореи Ким Чен Иру.

Страны также объявили о желании продвигаться к установлению дипломатических отношений. В контексте этих намерений первый заместитель председателя Госкомитета обороны КНДР вице-маршал КНА Чо Мен Рок в июне 2000 года посетил Вашингтон, где встречался с президентом Биллом Клинтоном и другими высокопоставленными американскими политиками. В октябре 2000 года госсекретарь США Мадлен Олбрайт побывала в Пхеньяне и провела пятичасовые переговоры с Ким Чен Иром.

Администрация Джорджа Буша-младшего, пришедшая в Белый дом в январе 2001 года, причислила КНДР к «оси зла». Вашингтон отверг договоренности с Пхеньяном, достигнутые предшественниками, отказалась выполнять Женевское соглашение 1994 года и взяла жесткий антисеверокорейский военно-политический курс. Эти действия США стали называться «политикой строгого сдерживания» КНДР, в отличие от клинтоновской «политики вовлечения» Северной Кореи в международное общение.

Отношения двух стран резко ухудшились. КНДР объявила о выходе из ДНЯО, заявила об обладании ядерным оружием и произвела в октябре 2006 года испытания ядерного устройства.

В этих условиях Вашингтон был вынужден присоединиться к шестисторонним переговорам, которые привели к определенному прогрессу в разрешении ядерной проблемы Корейского полуострова. Пхеньян начал процесс вывода из строя своих ядерных объектов в Нёнбене, предоставил информацию о разработках, однако ни одной из сторон не удалось договориться о методике осуществления верификации северокорейского ядерного досье.

Администрация США также пошла на ряд компромиссов. КНДР исключили из американского списка стран-спонсоров международного терроризма. Было отменено действие Закона о торговле с враждебными государствами, в Северную Корею начались поставки продовольствия.

Запуск в КНДР 5 апреля 2009 года баллистической ракеты дальнего радиуса действия, реакция на это СБ ООН, повлекшая выход Пхеньяна из шестисторонних переговоров и высылку из ядерного центра в Нёнбене инспекторов МАГАТЭ, возобновление военной ядерной программы КНДР вызвали новую эскалацию напряженности на полуострове и отложили американо-северокорейские мирные переговоры на неопределенный срок.

Эксперты отмечают что несмотря на обострения американо-северокорейских отношений, общение между двумя странами продолжалось по неофициальным каналам и через посредников.

При президенте США Бараке Обаме одним из кризисов в отношениях Пхеньяна и Вашингтона стал арест северокорейскими властями двух американских девушек-журналистов в марте 2009 года. По инициативе Обамы, в Пхеньян на переговоры должен был отправиться бывший вице-президент США Эл Гор, однако северокорейцы отказались его принять, ссылаясь на его недостаточно высокий статус. В КНДР поехал экс-президента Билл Клинтон. Он встретился с высшим лидером КНДР, председателем Комитета обороны Ким Чен Иром и добился освобождения двух журналисток.

В августе 2010 году КНДР со специальной миссией вновь посетил экс-президент США Джимми Картер. Во время визита он встретился с председателем президиума Верховного народного собрания КНДР Ким Ен Намом. Итогом визита стало освобождение американца Айджалона Гомеса, осужденного за незаконное проникновение в Северную Корею из Китая. В апреле 2011 года Картер посетил КНДР в составе независимой пацифистской группы The Elders.

В 2014 году КНДР посетил директор Национальной разведки США Джеймс Клаппер, чтобы забрать оттуда двух заключенных в северокорейскую тюрьму граждан США.

Очередную попытку договориться с США официальный Пхеньян предпринял на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН.

2 октября 2015 года глава МИД КНДР Ли Су Ён, выступая на общеполитической дискуссии, предложил Соединенным Штатам подписать двухсторонний мирный договор. В частности, было заявлено о готовности правительства КНДР начать конструктивный диалог в целях предотвращения войн и конфликтов на Корейском полуострове, как только Америка согласится заменить соглашение о перемирии мирным договором.

В ответ представитель США по КНДР Сон Ким сообщил, что США не заинтересованы в проведении переговоров о заключении мирного договора с Северной Кореей, и добавил, что для США принципиальным вопросом является ориентация и приверженность северокорейцев осуществлению денуклеаризации.

В начале апреля 2018 года кандидат в госсекретари США Майк Помпео тайно посетил КНДР и встретился с лидером КНДР Ким Чен Ыном.

Данная встреча на самом высоком уровне стала первой с 2000 года. 9 мая Майк Помпео вновь посетил Пхеньян в качестве госсекретаря США. В ходе визита он провел переговоры с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном, а также добился освобождения трех американцев, содержащихся в заключении в КНДР.

Весной 2018 года Пхеньян официально приостановил ракетно-ядерные испытания. Президент США Дональд Трамп и северокорейский лидер Ким Чен Ын запланировали провести встречу в Сингапуре 12 июня. Однако впоследствии обе стороны несколько раз угрожали отменить саммит. Так, на фоне совместных военных учений США и Южной Кореи такое предупреждение озвучивала КНДР. 24 мая президент США Дональд Трамп направил северокорейскому лидеру Ким Чен Ыну письмо, в котором отказался от проведения встречи в Сингапуре. Трамп заявил, что не считает целесообразным проведение саммита из-за последних «враждебных» заявлений КНДР.

Однако позже Трамп объявил, что саммит с лидером КНДР Ким Чен Ыном все же состоится.

Экономическое взаимодействие США и КНДР минимально. В 1950 году Соединенные Штаты ввели почти полное экономическое эмбарго в отношении Северной Кореи из-за войны на Корейском полуострове. В последующие годы некоторые санкции США были смягчены, а другие введены. В течение последнего года США значительно усилили санкционное давление на КНДР. Всего при администрации Дональда Трампа Соединенные Штаты внесли в список санкций по Северной Корее более 70 человек и компаний.

В 2018 году США вводили новые санкции против КНДР в январе, феврале и марте.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

История отношений между США и КНДР — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 27-28 февраля 2019 года в Ханое (Вьетнам) состоится вторая встреча президента США Дональда Трампа и председателя Госсовета КНДР Ким Чен Ына. В ее ходе планируется обсуждение условий денуклеаризации Корейского полуострова. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории отношений США и КНДР.

Образование корейских государств, Корейская война

В конце Второй мировой войны Корейский полуостров, с 1910 года находившийся во владении Японии, был разделен на зоны влияния США и СССР. Территория к югу от 38-й параллели перешла под контроль США, 15 августа 1948 года там была образована Республика Корея (РК). В северной части полуострова, подконтрольной СССР, было сформировано просоветское коммунистическое правительство, 9 сентября 1948 года там была образована Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР).

Во время Корейской войны (1950-1953) США поддерживали Южную Корею. Американские военные участвовали в боевых действиях в составе войск ООН, объединявших контингенты 17 стран общей численностью около 1 млн человек и действовавших с санкции СБ ООН (резолюция 84 была принята в отсутствии представителя СССР). Военные действия закончились 27 июля 1953 года заключением соглашения о перемирии (подписали КНДР и коалиция стран ООН во главе с США). Мирный договор между участниками конфликта подписан не был, и формально США остаются в состоянии войны с КНДР. Соединенные Штаты не имеют дипотношений с КНДР, их интересы там представляет Швеция.

Напряженность в связи с развитием ядерной программы КНДР (1950-2010-е годы)

После окончания Корейской войны США оставили на территории Южной Кореи ограниченный воинский контингент (в настоящее время — 28,5 тыс.), а в 1958 году в нарушение соглашения 1953 года разместили там ядерное оружие (выведено в 1991 году). В этот период северокорейское руководство приняло решение развивать собственную атомную инфраструктуру.

В 1974 году КНДР стала членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), в 1985 году присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Однако в 1986 году американские спутники обнаружили на территории КНДР ядерный реактор, не учтенный МАГАТЭ, а в начале 1990-х годов США поставили под сомнение утверждение Пхеньяна о мирном характере его ядерной программы. Попытки Вашингтона оказать давление на Пхеньян усугубили кризис. В 1992 году инспекторов МАГАТЭ не пустили на ряд северокорейских ядерных объектов. В марте 1993 года КНДР объявила о расторжении в одностороннем порядке ДНЯО (решение о выходе было отложено), а в июне 1994 года вышла из МАГАТЭ. Кризис удалось урегулировать только в октябре 1994 года, когда в Женеве было подписано рамочное американо-северокорейское соглашение. По этому документу КНДР фактически остановила развитие своей ядерной программы, в обмен администрация президента Билла Клинтона (1993-2001) обещала построить в КНДР два легководных реактора, а до их ввода в действие поставлять в страну мазут. Для реализации этого соглашения была создана Организация содействия развитию энергетики Кореи (КЕДО), участниками которой стали США, Южная Корея, Япония и Евросоюз.

В 2001 году президент Джордж Буш — младший (2001-2009) подверг критике политику предыдущей администрации по отношению к КНДР. Он назвал эту страну составной частью «оси зла» наряду с Ираном и Ираком, чем вызвал серьезное ухудшение в отношениях между Пхеньяном и Вашингтоном. В Обзорном докладе по ядерной политике США в 2002 году КНДР была выделена в качестве одной из целей превентивного ядерного удара. В том же году, обвинив Пхеньян в обогащении урана в военных целях, США прекратили поставки топлива в КНДР и добились замораживания программы КЕДО. Итогом этого витка противостояния США и КНДР стал выход Пхеньяна из ДНЯО в январе 2003 года.

С августа 2003 года пути урегулирования кризиса вокруг северокорейской ядерной программы обсуждались в рамках шестисторонних переговоров, в которых помимо КНДР участвовали США, Южная Корея, Япония, Китай и Россия. Однако требование Вашингтона к Пхеньяну согласиться с «жестким режимом проверок» ядерных объектов и отказ от компромиссного решения привели к выходу КНДР из переговорного процесса в 2009 году.

В 2011 году президент Барак Обама (2009-2017) предпринял попытку возобновить шестисторонние переговоры. Однако уже в 2013 году он заявил, что в случае агрессии Северной Кореи США готовы применить не только обычное, но и ядерное оружие. В том же году Пхеньян законодательно зафиксировал формулировку: «Ядерное оружие КНДР является справедливым оборонительным средством, поскольку его получение было вынужденной мерой в связи с необходимостью ответа на постоянный рост враждебности политики США и угрозами ядерного характера». В 2016 году Барак Обама отклонил предложения КНДР о моратории на ядерные испытания в обмен на приостановку ежегодных совместных учений США и Южной Кореи.

Кризис 2017 года

В 2017 году произошло резкое обострение ситуации на Корейском полуострове. КНДР провела ряд пробных запусков межконтинентальных баллистических ракет (МБР), в связи с чем президент США Дональд Трамп (вступил в должность в январе 2017 года) развернул кампанию с обвинениями в адрес КНДР и ее лидера Ким Чен Ына (с 2011 года). Словесные выпады президент подкрепил отправкой в апреле 2017 года к берегам КНДР эскадры во главе с авианосцем Carl Vinson. КНДР продолжила испытательные ракетные пуски, на что 8 августа американский президент пригрозил ответить ей «огнем и яростью, каких мир еще не видел». На следующий день северокорейцы объявили о планах нападения на базы США на Гуаме. Очередной виток напряженности спровоцировали проведенные КНДР испытание компактного водородного заряда (в сентябре 2017 года), который может быть установлен на межконтинентальную баллистическую ракету (МБР), и запуск МБР «Хвасон-15» (в ноябре), способной достичь континентальной части США. Развитие конфликта привело к повторному внесению КНДР в список стран — спонсоров терроризма (впервые Вашингтон поместил Северную Корею в этот перечень в 1988 году после взрыва южнокорейского авиалайнера в 1987 году; исключил в 2008 году) и ужесточению санкций.

Санкции

Режим американских санкций в отношении КНДР в той или иной степени действует почти 70 лет — с 1950 года. Тогда Вашингтон ввел практически полное экономическое эмбарго в отношении этой страны, а в 1951 году отказал ей в статусе наибольшего благоприятствования в торговле. Впоследствии торговые санкции были смягчены, но при этом были введены другие ограничения. Так, в 1988 году был запрещен экспорт и реэкспорт в КНДР товаров и технологий двойного назначения, произведенных в США. В 1992 году введены санкции против северокорейских компаний за деятельность, связанную с ракетной программой. С 2006 года применяются меры в отношении зарубежных компаний, сотрудничающих с КНДР в военной сфере. С 2016 года действуют меры против северокорейских лиц и организаций, причастных к разработке ядерного оружия, торговле оружием, нарушениям прав человека. Гражданам и компаниям США запрещено иметь деловые связи с фигурантами черных списков, их собственность и счета в США замораживаются. В 2017 году правительство США запретило американцам посещать КНДР. В январе 2018 года вступил в силу Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций, который закрепил принятые ранее ограничительные меры в отношении Северной Кореи.

Шаги к нормализации отношений, саммит 2018 года

В начале 2018 года Ким Чен Ын начал кампанию по нормализации отношений с Республикой Корея и США.

12 июня на острове Сентоса в Сингапуре состоялась первая встреча президента США Дональда Трампа и председателя Госсовета КНДР Ким Чен Ына. Переговоры тет-а-тет длились около 45 минут, после чего продолжились в расширенном составе. Главными темами стали денуклеаризация, нормализация отношений и соблюдение прав человека. В совместной декларации стороны обязались установить двусторонние отношения «в новом формате». Дональд Трамп и Ким Чен Ын признали, что «первый в истории саммит США — КНДР был эпохальным событием», которое свидетельствует о «преодолении напряженности и враждебности, имевших место между странами в течение десятилетий».

После саммита Пентагон объявил о бессрочной приостановке военных учений на Корейском полуострове с целью сохранения возможности дипломатического процесса с КНДР. Северная Корея объявила о готовности демонтировать полигон для испытания ракетного оружия и закрыть ядерный исследовательский центр в Йонбёне при условии ответных шагов со стороны США.

В январе 2019 года Ким Чен Ын заявил, что намерен работать над созданием «новых отношений» с США и «привержен денуклеаризации Корейского полуострова», но, если Вашингтон не снимет санкции и не перестанет требовать от КНДР односторонних действий, его страна будет искать «новый путь защиты суверенитета».

tass.ru

США и КНДР устанавливают двусторонние отношения в новом формате

Дональд Трамп и Ким Чен Ын не только встретились в Сингапуре — подписано совместное заявление. Лидер КНДР, в частности, подтвердил приверженность безъядерному статусу Корейского полуострова, а хозяин Белого Дома, в свою очередь, обязался предоставить Пхеньяну гарантии безопасности.

Пресс-конференция президента США идет уже почти час, на ней Дональд Трамп рассказывает об итогах переговорах.

«Моя встреча с Ким Чен Ыном была честной и продуктивной. Мы провели очень интенсивные часы. И мы пригласили председателя Кима в Белый Дом в подходящее время. И он принял это предложение», — рассказал Дональд Трамп.

Дональду Трампу задали вопрос – как пойдет процесс денуклеризации Северной Кореи. Эта тема была основной на переговорах. Американский президент заявил, что не знает, как пойдет этот процесс, но чувствует, что все получится. Он также рассказал, что обсудил с Ким Чен Ыном способы проверки уничтожения ядерного оружия КНДР и уточнил: речь при этом о сокращении контингента военных США в Южной Корее как гарантии безопасности не идет.

«Председатель Ким сказал мне, что Северная Корея уже уничтожила крупный полигон по испытанию двигателей для ракет. Это большое дело. Ракеты, которые они там испытывали, тоже будут очень скоро уничтожены. Санкции в отношении КДНР остаются пока в силе», — сказал Дональд Трамп.

При этом Дональд Трамп заявил, что он также готов совершить ответный визит в Пхеньян, если Ким Чен Ын приедет в Вашингтон и произойдет это в «подходящее время».

Сама встреча этих двух политических противников еще полгода назад казалось просто немыслимой. А то, что по итогам сегодняшних переговоров лидеры КНДР и США еще и подписали, пусть с достаточно размытыми формулировками, но главное — общий документ, безусловно, — политическая сенсация. В тексте соглашения прописано: США и КНДР обязуются установить новые американо-северокорейские отношения, Трамп берет на себя обязательство предоставить Пхеньяну гарантии безопасности, Ким подтверждает твердую и непоколебимую приверженность денуклеаризации Корейского полуострова.

При этом любопытно, что глава Трудовой партии не стал подписывать документ черным маркером с подписью Трампа на колпачке, их положили перед документами двух лидеров. Сестра корейского лидера передала ему личную перьевую ручку.

«Я хотел бы сказать, что переговоры прошли гораздо успешнее для обеих сторон, чем кто-либо мог предположить!» — заявил Дональд Трамп.

«Мир увидит большие перемены. Я хочу выразить благодарность президенту Трампу за то, что эта встреча произошла», — сказал Ким Чен Ын.

В документе — ни слова о том, какие именно будут предоставлены Пхеньяну гарантии безопасности. Учитывая опыт, вряд ли под тем, что Штаты вкладывают в это самое понятие «гарантии безопасности» можно иметь в виду убийство Муаммара Каддафи  или один из последних примеров — выход из иранской сделки — введение Вашингтоном санкций против Тегерана ровно после того, как тот выполнил свое обещание по денуклеризации.

Сегодняшняя встреча началась крайне нервно. Дело в том, что Дональд Трамп рано утром выехал из отеля и доехал до места проведения переговоров, на шикарный курортный остров Сентоза, а Ким Чен Ын все еще был в своей гостинице. Пошли слухи — он не поедет.

Это всего третья зарубежная поездка председателя Трудовой партии Кореи. Несмотря на разное время приезда на Сентозу, ровно в 9:00, как и планировалось, синхронно Дональд Трамп — в правом крыле, Ким Чен Ын — в левом, начали движение на встречу друг к другу.

Сразу после рукопожатия лидеры отошли в сторону поговорить. Похоже, это и была та самая минута тет-а-тет до начала переговоров, о которой Дональд Трамп говорил накануне — так он решил понять серьезность намерений Ким Чен Ына. О чем говорили — было не слышно. Но после разговора еще раз пожали друг другу руки.

«Все прекрасно! У нас будут отличные переговоры. И думаю, невероятно успешные. Это для меня большая честь. У нас будут замечательные отношения, не сомневаюсь», — заявил Дональд Трамп.

«Было нелегко прибыть сюда на встречу, мешал опыт прошлых лет, старые предрассудки, но мы со всем этим справились, и вот мы сегодня здесь», — сказал Ким Чен Ын.

«Да, это правда», — подтвердил Трамп.

Это сейчас Сентоза в переводе «спокойный, мирный» — остров с шикарными отелями, а 200 лет назад его называли Пулау Блакан Мати, то есть остров на той стороне смерти. В XIX веке сюда часто наведывались пираты, а в XX во время японской оккупации проходили массовые казни мирных жителей. Как раз один из расстрельных пляжей — прямо под окнами отеля Капелла, где проходят переговоры Дональда Трампа и Ким Чен Ына. Удастся ли также, как когда-то Сентоза кардинально изменила свой имидж, и двум лидерам перейти от вражды к миру — большой вопрос.

В целом оба лидера выглядели так, как будто бы Трамп и не называл Кима человеком-ракетой, психом, да и вообще обещал уничтожить КНДР, в которой, к слову, есть даже официальные антиамериканские музеи. Правда, Ким все больше молчал, а говорил в основном Трамп.

Официально саммит завершился. Лидеры США и КНДР разошлись каждый в свою сторону.

www.1tv.ru

есть ли перспективы улучшения отношений между США и Северной Кореей — РТ на русском

Южная Корея, где ожидается смена власти, готова разместить в стране американские противоракетные системы THAAD, требуя от США внести КНДР в список террористических стран. Поводом стало убийство сводного брата Ким Чен Ына в Малайзии. Сеул, не дожидаясь результатов расследования, возложил вину на северного соседа. Спешка южнокорейского лидера Пак Кын Хе объяснима: в отличие от Барака Обамы, Дональд Трамп вполне может начать диалог с Пхеньяном, да и один из главных кандидатов на пост президента Южной Кореи выступает за нормализацию отношений с КНДР. В хитросплетениях политики в регионе разбирался RT.

По информации южнокорейского агентства Yonhap, подготовка земли для размещения американской противоракетной системы THAAD в 296 км от Сеула должна завершиться уже в июне текущего года. Агентство ссылается на министерство обороны Республики Корея.

THAAD (Terminal High Altitude Area Defense) представляет собой противоракетный комплекс подвижного наземного базирования для высотного перехвата ракет средней дальности. Предварительная договорённость о размещении комплекса на южнокорейской территории была достигнута Сеулом ещё с прошлой американской администрацией, в июле 2016 года. В конце января 2017-го глава Пентагона Джеймс Мэттис в беседе со своим коллегой из Сеула подтвердил планы США по развёртыванию ПРО. Итоговое соглашение о размещении THAAD сторонами пока не подписано, но Сеул явно старается ускорить этот процесс.

Ситуация с развёртыванием американских ПРО на корейской земле развивается на фоне международного скандала: 13 февраля в аэропорту Куала-Лумпура был убит сводный брат северокорейского лидера Ким Чен Нам. Способ, каким было совершено преступление, словно позаимствован из шпионского романа: мужчину отравили нервно-паралитическим веществом VX. По классификации ООН, оно относится к оружию массового поражения; даже маленькая его доза приводит к смерти.

Заказчики убийства неизвестны. Задержанная полицией 25-летняя гражданка Индонезии Сити Айша заявила, что некие люди наняли её для участия в «розыгрыше» за $90. Кроме того, по подозрению в причастности к преступлению арестованы гражданин Малайзии, уроженец КНДР Ри Чон Чхоль и гражданка Мьянмы.

Власти Южной Кореи, не дожидаясь даже предварительных итогов расследования, поспешили обвинить в преступлении Пхеньян.

Также по теме

Игра северокорейских престолов: что известно о жизни семьи Ким

В Малайзии задержана вторая подозреваемая в убийстве брата лидера Северной Кореи, на которого напали в аэропорту Куала-Лумпура….

Председатель комитета по обороне южнокорейского парламента Ким Ен Ву направил своему американскому коллеге Джону Маккейну письмо, в котором призывает США внести КНДР в список стран — спонсоров терроризма.

Напомним, Вашингтон добавил КНДР в этот перечень в 1988 году и исключил из него в 2008-м, после того как Пхеньян согласился пустить инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты.

Со своей стороны, власти КНДР отрицают причастность к смерти брата Ким Чен Ына и требуют выдать тело погибшего. Многие эксперты считают, что у Пхеньяна не было мотивов для покушения на Ким Чен Нама. Вопреки распространяемой южнокорейскими СМИ версии он вряд ли претендовал на власть в КНДР. Однако сейчас его смерть активно используется Сеулом для политических спекуляций, направленных против Пхеньяна.

Последние усилия Пак Кын Хе

Одной из причин поспешных заявлений Сеула может быть скорая отставка южнокорейского президента Пак Кын Хе. Не исключено, что череда агрессивных выпадов Сеула в сторону северокорейского режима связана с желанием действующей администрации успеть завершить свои начинания до того, как в Южной Корее сменится власть. Кроме того, раздувание слухов об опасности, исходящей от КНДР, может использоваться уходящей администрацией для внутриполитических спекуляций.

Напомним, 9 декабря 2016 года парламент объявил импичмент главе государства из-за коррупционного скандала, в котором оказалась замешана Пак Кын Хе. Теперь это решение должен подтвердить Конституционный суд страны. Итоговое заседание по делу Пак Кын Хе перенесено с 24 на 27 февраля. Накануне в Сеуле прошла массовая акция протеста, люди требовали скорейшей отставки президента, на улицы вышли в общей сложности 800 тыс. корейцев. По мнению экспертов, жители страны недовольны как внутренней политикой лидера республики, так и тем, что в результате действий Пак Кын Хе все надежды на примирение с КНДР были утрачены.

Пак Кын Хе полностью подчинялась указаниям прежней американской администрации, а Барак Обама был настроен против любого диалога с Пхеньяном. Следуя в фарватере Белого дома, Сеул окончательно рассорился с северным соседом.

Пользующийся поддержкой оппозиционер Мун Чжэ Ин, которого сейчас прочат на место Пак Кын Хе, заявляет о своих планах отложить решение по размещению ПРО США в Южной Корее, чтобы договориться о компромиссе с Пекином и Москвой по этому «чувствительному» вопросу. Кроме того, кандидат намерен скорректировать курс Сеула в отношении Пхеньяна. Политика давления на КНДР, которую проводила Пак Кын Хе, провалилась, стороны должны возобновить диалог, считает Мун Чжэ Ин.

Ещё одной значимой причиной выпадов Сеула является избрание Дональда Трама на пост президента США.

С точки зрения южнокорейских властей, республиканец ведёт себя слишком мягко по отношению к КНДР.

Дискуссия вместо бомб

«Активность Сеула можно обсуждать в контексте того, кому было выгодно убийство Ким Чен Нама, — рассказал в интервью RT руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин. — Вряд ли это выгодно северянам, которые стремятся наладить диалог с американской администрацией. А вот южане, которые последние десять лет тоже проводили политику отказа от диалога с КНДР, очень забеспокоились, когда появилась информация о попытках Пхеньяна наладить контакты с Вашингтоном».

По мнению эксперта, налаживание диалога КНДР и США означало бы крах политики, которую проводили южнокорейские власти на протяжении последних лет. К тому же их очень беспокоит, что Трамп не осудил жёстко недавний запуск северокорейской ракеты.

«Южнокорейские обозреватели пришли к выводу, что Трамп оставляет двери для диалога с КНДР открытыми. Всё это вызвало панику в кругах, которые хотели бы жёсткого противостояния с КНДР», — добавил Жебин.

Напомним, в марте 2013 года глава КНДР Ким Чен Ын передал в Вашингтон просьбу о телефонном разговоре с Бараком Обамой. Это пожелание было озвучено северокорейским лидером во время встречи с экс-баскетболистом Деннисом Родманом. Как рассказал спортсмен, Ким Чен Ын заверил его, что не хочет войны с Соединёнными Штатами. «Он хочет, чтобы Обама сделал одну вещь — позвонил ему», — подчеркнул Родман. Однако Белый дом категорически отверг предложение Пхеньяна наладить диалог.

В недавнем интервью Reuters Дональд Трамп отметил, что не исключает возможности встречи с главой Северной Кореи Ким Чен Ыном при определённых обстоятельствах.

Правда, сейчас исправить положение уже трудно, добавил Трамп, так как урегулированием ситуации с КНДР должна была заниматься ещё прошлая американская администрация.

На 25 февраля 2017 года были запланированы первые за шесть лет переговоры представителей дипломатических ведомств КНДР и США. Для участия в закрытых переговорах в Нью-Йорк должен был вылететь глава отдела американских отношений в МИД КНДР Чо Сон Ху. Провести консультации предложил Пхеньян. Однако встреча сорвалась — по информации The Wall Street Journal, Госдеп в последний момент отказал корейскому дипломату в визе.

Если переговоры всё же начнутся, они не будут лёгкими. КНДР систематически провоцирует возмущение мировой общественности запусками баллистических ракет. Последний такой запуск состоялся 12 февраля, ракета пролетела 500 км и упала в Японское море.

«Любая американская администрация, какие бы резкие заявления по отношению к Северной Корее она ни делала, в итоге всё же пыталась прийти к какому-то компромиссу. Это было и при Клинтоне, и при Буше. Даже при Обаме были неофициальные контакты. Хотя официальные переговоры Барак Обама с КНДР так и не начал, рассчитывая на успех своей политики «стратегического терпения», направленной на удушение Северной Кореи», — отметил Александр Жебин.

Грозные соседи

У Трампа есть веские основания для переговоров с Ким Чен Ыном и возможного пересмотра планов по размещению ПРО в Южной Корее.

Президент США не раз говорил о намерении наладить отношения с Россией. Но размещение американских ПРО в Южной Корее может серьёзно навредить этим планам.

Как пояснил в интервью ТАСС посол РФ в Сеуле Александр Тимонин, развёртывание комплексов THAAD в Южной Корее будет расценено как прямая угроза России. Кроме того, это «выходит за рамки сдерживания северокорейской угрозы», добавил дипломат.

Крайне недовольны планами Сеула и Вашингтона и в Китае. Пекин уже сейчас начал вводить против Южной Кореи экономические санкции. С ограничениями столкнулись южнокорейские компании, работающие в КНР. Кроме того, китайские власти ограничили турпоток в Южную Корею.

Размещение американских ПРО в регионе может сплотить Россию и Китай против США, что очень невыгодно Белому дому.

Как сообщила в середине января китайская газета «Синьхуа», Пекин и Москва уже согласовали позиции по вопросу размещения системы противоракетной обороны THAAD в Южной Корее.

При этом главный бенефициар конфликта между КНДР и Южной Кореей — Япония. Во-первых, Токио может попросить у Вашингтона военной и политической поддержки, ссылаясь на северокорейскую угрозу. Во-вторых, Япония не заинтересована в примирении корейцев, так как в этом случае в регионе появится грозный соперник, располагающий экономическим и научным потенциалом Южной Кореи и военной мощью КНДР.

Также по теме

Ядерное безрассудство: как ракетные пуски КНДР отразятся на безопасности в регионе

Запустив в Японское море баллистическую ракету, КНДР не только нарушает резолюции Совета Безопасности ООН, но и провоцирует США и их…

Однако новый американский президент ясно дал понять союзным США государствам, что намерен исходить прежде всего из американских интересов. Во время предвыборной кампании он заявлял о том, что военная помощь Японии и Южной Корее слишком дорого обходится американскому бюджету. Удачные переговоры с Пхеньяном, по итогам которых северокорейцы сбавили бы милитаристский накал в отношениях с соседними странами, позволили бы Вашингтону сократить программу военной поддержки своих азиатских союзников.

«Политика удушения северокорейского режима за счёт экономических санкций и политического давления, которой придерживался Обама, себя не оправдала. Сейчас в США многие считают, что нужно было попробовать тактику диалога. Тем более что северокорейская сторона очень хочет договориться с Вашингтоном. В Пхеньяне понимают, что без компромисса они не смогут выйти из-под международных санкций», — считает Александр Жебин.

russian.rt.com

Левый поворот. Как новый президент Южной Кореи изменит отношения с США и КНДР

Андрей Ланьков

Отношения США и Южной Кореи в правление Мун Чжэ Ина будут представлять собой цепь кризисов, потому что сейчас Вашингтон и Сеул выбрали противоположные подходы в отношениях с Пхеньяном. Трамп – сторонник максимального давления на Северную Корею, а Мун готов вернуться к «политике солнечного тепла», то есть экономического содействия Северной Корее и определенных политических уступок Пхеньяну.

Девятого мая в Южной Корее прошли президентские выборы – впервые в истории страны они проводились вслед за импичментом действующего президента. Закончились они предсказуемо – выборы с заметным отрывом выиграл кандидат от левонационалистических сил Мун Чжэ Ин.

Когда в начале этого года стало ясно, что импичмент президента Пак Кын Хе неизбежен, мало кто сомневался в том, что следующим президентом станет именно Мун Чжэ Ин. Дело тут не в присущей ему харизме (особой харизмы у него как раз не наблюдается) или особых талантах, а в том, как устроена политическая жизнь Южной Кореи.

Партийные традиции

В политическом отношении Южная Корея давно и прочно расколота на два лагеря, на «консервативные», то есть правоцентристские силы, которые представляла президент Пак Кын Хе, и левых националистов, главой которых как раз и является Мун Чжэ Ин. При этом конкретные текущие названия партий не стоит, пожалуй, даже упоминать – корейские партии переформатируются раз в несколько лет, но этот политический ребрендинг носит весьма формальный характер: всем понятно, что за очередной парой партийных аватаров стоят все те же два неизменных лагеря.

Скандал, развернувшийся в конце прошлого года вокруг президента Пак Кын Хе, логичным образом привел к полной компрометации правых сил. В результате левые автоматически стали единственными кандидатами на победу. Если на выборах и случились сюрпризы, то к ним следует отнести как раз неожиданно неплохие результаты, которые продемонстрировал кандидат правых сил Хон Чун Пхё.

В любом случае следующие пять лет, скорее всего, корейцам предстоит прожить под руководством Мун Чжэ Ина, так что имеет смысл присмотреться к новому главе южнокорейского государства и подумать о том, что будет представлять его политика.

Сам Мун Чжэ Ин родился в семье беженцев из Северной Кореи, однако, в отличие от большинства людей подобного происхождения, он с юности тянулся к левому лагерю. После окончания юридического факультета Мун стал близким другом будущего президента Но Му Хёна, в администрации которого (2002–2007) он занимал заметные посты. Именно на своей близости к Но Му Хёну Мун Чжэ Ин построил свою политическую карьеру после 2008 года.

Сам Но Му Хён, оказавшись под следствием по обвинению в коррупции, покончил с собой, превратившись в глазах левых националистов в своего рода секулярного святого, так что былая близость к этой полусакральной для левых националистов фигуре дала Муну немалые политические преимущества, сделав его безальтернативным лидером левого лагеря.

В современной Южной Корее различия между левыми и правыми по вопросам экономической политики в целом минимальны. В стране фактически сложился консенсус по вопросу, какой должна быть корейская экономика, – она должна быть рыночной, но с элементами государственного перераспределения и с развитой социальной сферой. И левые, и правые в целом согласны с тем, что сейчас Корее остро не хватает социального государства, и намерены его активно развивать, в том числе увеличивая налоги. Различия есть только по вопросам тактическим – левые и правые спорят о том, с какой именно скоростью Корея должна двигаться к некоему подобию североевропейского «социально-рыночного государства».

В условиях, когда глубоких разногласий по вопросам экономики между двумя лагерями не наблюдается, споры между ними часто сводятся к проблемам, которые внешним наблюдателям кажутся не слишком важными: например, деятели обоих лагерей с упоением спорят о том, как следует оценивать те или иные события новой и новейшей истории Кореи.

Фактор Трампа

Однако внешних наблюдателей волнует в первую очередь внешняя политика, а вот в этой области между Мун Чжэ Ином и его оппонентами из правоконсервативного лагеря наблюдаются заметные различия.

Было бы преувеличением считать, что южнокорейские левые националисты настроены антиамерикански. Многие из них – выходцы из студенческого движения 1980-х и помнят те времена, когда «американский империализм» воспринимался ими как главный источник проблем Южной Кореи. Однако сейчас былой радикализм ушел в прошлое и в целом левые националисты понимают, что без военно-политического союза с США Южной Корее придется непросто (не в последнюю очередь потому, что в таком случае Сеулу нужно будет существенно увеличивать собственный военный бюджет).

Тем не менее в ходе кампании Мун Чжэ Ин постоянно позиционировал себя как кандидата, который может сказать «нет» Вашингтону. Это вполне соответствует политике его ментора Но Му Хёна. Речь идет о том, чтобы, сохраняя союз с США, добиться для себя большей автономии.

Однако именно этот подход вызывает наибольшее раздражение у нынешнего президента США. В ходе своей кампании Трамп несколько раз упомянул американо-южнокорейский союз в самом негативном контексте, в качестве примера того, как Вашингтону не следует выстраивать отношения с союзниками. Он подчеркивал, что союз дает Южной Корее экономические преимущества, в частности снижая расходы Сеула на оборону, что, в свою очередь, немало помогает корейским фирмам в их продвижении на американский рынок за счет, как считает Трамп, американских компаний.

Кроме того, Трамп несколько раз заявил о своем желании пересмотреть соглашение о свободной торговле с Южной Кореей, которое он назвал «ужасающим» и крайне невыгодным для США. Любопытно, что в свое время корейские левые (их более радикальные группировки) тоже активно выступали против этого соглашения, которое, как они утверждали, крайне невыгодно Корее. Однако сейчас, когда в Вашингтоне всерьез заговорили о пересмотре соглашения, никакого энтузиазма среди левых этот поворот не вызывал.

Таким образом, попытки Мун Чжэ Ина несколько дистанцироваться от США, не ставя при этом под угрозу союзные отношения с Вашингтоном, могут вызвать немало раздражения у Дональда Трампа. Скорее всего, отношения США и Южной Кореи в правление Трампа и Мун Чжэ Ина будут представлять собой цепь кризисов.

Во многих случаях детонатором таких кризисов может стать политика в отношении Северной Кореи, потому что сейчас в своих отношениях с Пхеньяном Вашингтон и Сеул, кажется, выбрали противоположные подходы.

Трамп является сторонником максимального давления на Северную Корею, а Мун, верный традиционной линии своего политического лагеря, стремится к возвращению – полному или частичному – к так называемой политике солнечного тепла, то есть к политике экономического содействия Северной Корее и определенных политических уступок Пхеньяну. Как легко догадаться, политика эта в первую очередь ассоциируется с именем президента Но Му Хёна, инкарнацией которого Мун Чжэ Ин хочет если не стать, то хотя бы выглядеть.

Трудности солнечного тепла

Мун Чжэ Ин неоднократно заявлял о своем желании восстановить Кэсонскую промышленную зону – пограничный промышленный район, где северокорейские рабочие трудились на предприятиях, принадлежащих южнокорейским компаниям и под присмотром южнокорейских менеджеров. Зона эта была закрыта по инициативе Пак Кын Хе. Выражал он интерес и к другим проектам так называемого межкорейского сотрудничества (слово «сотрудничество» здесь не слишком применимо, так как почти все эти проекты субсидировались южнокорейскими налогоплательщиками).

Однако в попытках возобновить взаимодействие с Северной Кореей президент Мун столкнется с тремя проблемами. Во-первых, принятые в последние несколько лет решения Совета Безопасности ООН прямо запрещают или резко затрудняют многие из тех форм экономической деятельности, которые в прошлом составляли основу политики солнечного тепла.

Во-вторых, южнокорейские избиратели, хотя в целом и хотели бы улучшения отношений с КНДР, вовсе не готовы платить за это улучшение. Мысль о субсидиях Пхеньяну вызывает у южнокорейского налогоплательщика ярко выраженную отрицательную реакцию. А без субсидий так называемое сотрудничество с Северной Кореей невозможно в принципе.

В-третьих, подобная политика идет вразрез с новой линией Вашингтона и, скорее всего, подольет еще больше масла в костер американо-южнокорейских противоречий.

Наконец, в ближайшее время можно ожидать серьезных споров вокруг планов размещения в Южной Корее американской системы противоракетной обороны THAAD. Эффективность этой системы несколько сомнительна, но ее размещение южнокорейская публика в целом поддерживает, считая, что сомнительная защита от северокорейских ракет все же лучше, чем полное отсутствие какой-либо защиты. Однако решение о размещении ракет вызвало максимально негативную реакцию Китая, который не рад появлению американской ПРО у своих границ и ввел против Южной Кореи весьма болезненные экономические санкции.

Во время кампании Мун Чжэ Ин избегал высказываться на тему THAAD. Эта осторожность была понятна: с одной стороны, значительная часть активистов его партии и ядро его избирателей относились к идее развертывания американской ПРО негативно, а с другой – у большинства южнокорейской публики было по этому вопросу прямо противоположное мнение.

Скорее всего, администрация Муна в итоге примирилась бы с развертыванием THAAD, но в игру вмешался лично президент Трамп. Он вдруг заявил, что Южная Корея должна заплатить миллиард долларов за размещение системы, которая в первую очередь защищает именно ее. Как быстро выяснилось, требование материальной компенсации прямо нарушает существующие американо-корейские соглашения и не было согласовано ни с Госдепартаментом, ни с Пентагоном. Однако само это высказывание, кажется, сдвинуло баланс сил в пользу противников THAAD, и Мун уже в качестве президента выразил намерение вернуться к этому вопросу.

Таким образом, можно быть уверенным: отношения Вашингтона и Сеула при Мун Чжэ Ине будут сложнее, чем когда-либо за последние 70 лет, а вот отношения Севера и Юга, наоборот, улучшатся (насколько – другой вопрос). В любом случае нас, кажется, ждут весьма интересные времена: в ситуации вокруг Корейского полуострова появляется все больше новых факторов, она становится все менее предсказуемой.

***

Источник: http://carnegie.ru/commentary/?fa=69966

koryo-saram.ru

Американо-северокорейские отношения Википедия

Американо-северокорейские отношения

Американо-северокорейские отношения — двусторонние отношения между США и КНДР. Дипломатические отношения между Кореей и США были установлены в 1882 году и прекращены в 1910 году, после установления японского протектората над Кореей. Дипломатические отношения между собственно КНДР и США никогда не были установлены.

История[ | ]

23 декабря 1968 года. Встреча моряков с американского военного судна «Пуэбло», задержанных военно-морскими силами КНДР 23 января 1968 года

В 1882 году США и корейская династия Чосон установили дипломатические отношения заключив Договор о мире, дружбе, торговле и навигации, а первый американский дипломатический посланник прибыл в Корею в 1883 году. В 1910 году стартовал 35-летний период японского колониального господства в Корее. После капитуляции Японии в конце Второй мировой войны в 1945 году, корейский полуостров был разделен по 38-й параллели на две зоны оккупации. США заняли юг страны, а Советский Союз — север. В 1948 году на территории бывшей единой Кореи были созданы две страны — Республика Корея на юге и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) на севере.

25 июня 1950 года северокорейские войска вторглись в Южную Корею. Под руководством Соединенных Штатов, коалиция из 16-ти стран Организации Объединенных Наций взяла на себя оборону Южной Кореи. Затем последовало вступление Китая в войну на стороне Северной Кореи, конфликт перешел в затяжную фазу. 27 июля 1953 года закончилась активная фаза боевых действий, мирный договор так и не был подписан. Северная и Южная Корея имеют сложные отношения со времен окончания Корейской войны. Эти две страны разделены демилитаризованной зоной. В послевоенный период корейские власти обеих стран неоднократно высказывали своё желание воссоединения, но до 1971 года правительства двух стран не имели прямых и официальных контактов. Соединенные Штаты поддерживают мирное воссоединение Кореи на условиях приемлемых для корейского народа и признают, что будущее Корейского полуострова находится в руках его населения. Соединенные Штаты считают, что конструктивный и серьезный диалог необходим между Северной и Южной Кореей для решения имеющихся проблем. Стремление Северной Кореи развивать ядерную программу и их нарушения прав человека не способствует интеграции этой страны с остальным международным сообществом.

В 1994 году Соединенные Штаты и Северная Корея договорились о плане действий по денуклеаризации Корейского полуострова. В 2003 году Соединенные Штаты предложили провести многосторонние переговоры по северокорейской ядерной проблеме. Несколько раундов шестисторонних переговоров были проведены с тех пор. Хотя Северная К

ru-wiki.ru

Кризис между США и Северной Кореей напомнил National Interest холодную войну — ИноТВ

Современный кризис в отношениях США и Северной Кореи напоминает времена холодной войны между Москвой и Вашингтоном, считает автор The National Interest. В прошлом Советский Союз продемонстрировал технологический прогресс запуском на орбиту первого в мире спутника. В настоящем Северная Корея повела себя сходным образом, устроив пробный запуск межконтинентальной ядерной ракеты.

Нынешний кризис между США и Северной Кореей напоминает ранние дни холодной войны, отмечает журналист The National Interest. По его мнению, современный конфликт, спровоцированный пробным запуском КНДР баллистической ракеты, имеет сходство с развитием событий конца 1950-х — начала 1960-х годов.

Во времена холодной войны США поначалу полагали, что будут крупнейшей мировой державой, доминирующей в сфере экономики и технологий, и так оно и было. Однако уверенность в этом пошатнулась 4 октября 1957 года, когда Советский Союз первым в мире запустил на орбиту свой спутник.

Советский спутник ни в коей мере не был оружием, однако обнаружил неприятную правду: выяснилось, что Советский Союз мог представлять потенциальную угрозу для американской территории. В результате у многих возникло ощущение, что СССР не только не отстаёт от США в науке и технологиях — он продемонстрировал своё превосходство, и у него было ядерное оружие, а это означало, что он способен запускать ракеты с ядерным зарядом, которые могли бы достигнуть американских берегов, отмечается в статье.

В конце июля этого года Северная Корея также продемонстрировала прогресс в применении межконтинентальных ракет, способных переносить ядерный заряд. Корейская ракета не относится к оружию, стоящему на вооружении, однако то же самое можно было сказать и о первой межконтинентальной баллистической ракете, запущенной Советским Союзом 21 августа 1958 года. Пробная ракета Северной Кореи в итоге тоже может быть поставлена на вооружение в государстве, подчёркивает The National Interest.

Как и в 1958 году, сегодня Пентагон пытается объяснить взбудораженным американцам, что запуск ракеты, произведённый Северной Кореей, был пробным и стране потребуется время, чтобы начать использовать этот вид оружия на постоянной основе.

В 1960 году глава Советского Союза Никита Хрущёв заявлял, что советская армия обладает такой мощью, какой не располагает ни одна армия в мире, и что в случае провокации она сможет стереть агрессоров с лица земли. По уверениям автора статьи, подобные громкие заявления можно услышать и в современном кризисе, однако Хрущёв — как, возможно, и нынешний северокорейский диктатор Ким Чен Ын — блефовал, чтобы скрыть слабость своих позиций, заявляет автор статьи.

Как во времена холодной войны, так и сейчас, США рассматривали различные варианты, как лишить советские ядерные силы преимущества за счёт противодействия встречных сил, а в итоге Вашингтон вернулся к традиционной тактике устрашения, основанной на возможности взаимно-гарантированного уничтожения. В конечном итоге США признали, что не существует единой стратегии, которая успешно справлялась бы со всеми превратностями ядерной войны, и объединили две из них — стратегию нанесения ответного удара и гарантированного уничтожения со сдерживанием за счёт устрашения. Так было в прошлом, так происходит и сейчас. Остаётся лишь надеяться, что здравомыслие возьмёт верх, подчёркивает The National Interest.

russian.rt.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *