зачем нам сразу два тяжелых истребителя?

Тяжелые Су-30СМ и Су-35С — самые современные серийные истребители в составе ВКС России. «Тридцатку» строят в Иркутске, «тридцать пятый» — в Комсомольске-на-Амуре. Самолеты довольно близки по характеристикам, тем не менее Минобороны закупает их оба.

Причин тому несколько, в том числе — экономическая целесообразность загрузки двух крупных заводов и разная тактика боевого применения двухместных и одноместных машин.

Два в одном

В первый год Великой Отечественной войны советские штурмовики Ил-2 были очень уязвимы для истребителей. «Мессершмиты» заходили медленным «ильюшиным» в хвост и безнаказанно расстреливали из пушек. К концу 1942-го проблему возросших потерь в штурмовых авиаполках частично решили, сделав Ил-2 двухместным. Заднюю полусферу теперь охранял бортстрелок с пулеметом УБТ или ШКАС. Асам люфтваффе стало сложнее ловить на прицел огрызавшиеся огнем штурмовики — получить свинцовой очередью по фонарю кабины или по воздушному винту никто не хотел.

В те годы экипажи из нескольких человек управляли бомбардировщиками, разведчиками, транспортными и учебно-тренировочными машинами, где место второго пилота занимал инструктор, корректировавший ошибки курсанта. Советские истребители времен ВОВ, за редким исключением, были одноместными. Ситуация изменилась с наступлением эпохи реактивной авиации и появлением «гибридов» — многофункциональных истребителей-бомбардировщиков.

«Я немало летал на двухместных истребителях-бомбардировщиках Су-17 и фронтовых бомбардировщиках Су-24, — рассказал РИА Новости заслуженный военный летчик Владимир Попов. — Раньше бортовые вычислительные системы были не такими мощными и компактными, как сегодня. Промышленность разделила прицельно-навигационный комплекс с пилотажно-навигационным, чтобы в полете ими управляли два человека. Мы вынесли из этой практики положительный опыт — в современном боевом самолете одному очень сложно уследить за всем, а двое, напротив, способны по максимуму реализовать возможности машины. Так в итоге появился второй член экипажа — штурман, или штурман-оператор».

Секрет универсальности

Двухместные самолеты более универсальны, чем одноместные, — в боевом применении, навигации и организации полета в целом. Одноместный истребитель Су-35С хотя и способен «работать» по земле, все-таки создан для воздушных боев. При одинаковых с Су-30СМ габаритах и взлетной массе на самолете стоят более тяжелые и мощные двигатели АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги. Таким образом, Су-35С выигрывает в тяговооруженности и маневренности. Отсутствие увесистого оборудования для второго пилота (комплекса приборов, катапультного кресла, системы жизнеобеспечения) также положительно сказывается на летных характеристиках. В свою очередь, за счет дополнительной аппаратуры, которой управляет второй летчик, двухместный Су-30СМ может координировать действия группы самолетов, вести разведку, радиоэлектронную борьбу, выдавать целеуказание, наносить удары по наземным целям и так далее.

«Во время боевого вылета самолет непрерывно маневрирует по скорости, высоте, в условиях плохой видимости, днем, ночью, — рассказал Владимир Попов. — По нему могут вести огонь с земли, с воздуха, ставить помехи, но летчику нужно, несмотря ни на что, прорвать систему ПВО на определенном рубеже и атаковать цель. Естественно, все внимание в это время сконцентрировано на пилотировании. А штурман-оператор спокойно ищет и сопровождает цели, пускает ракеты или сбрасывает бомбы. Групповые полеты еще сложнее. Необходимо следить, чтобы никто не потерялся в облаках, не отстал. Даже при хорошей видимости очень непросто, как мы говорим, «сосать крыло» ведущего, то есть следовать за ним на минимальной дистанции, и в точности повторять маневры. Здесь тоже второй член экипажа крайне полезен. Он осуществляет обзор — смотрит на локаторе, кто и где находится, вычисляет потенциального противника или угрозу, следит за самолетами, которые идут рядом в боевом порядке».

«Притирка» в небе

Попов подчеркнул, что в большинстве современных истребителей есть «виртуальный пилот» — электронно-вычислительный комплекс, контролирующий работу различных систем и обеспечивающий безопасность полета. Однако он все равно не разгружает летчика так, как сидящий за спиной оператор — специально обученный человек с хорошей реакцией.

По мнению экспертов, Минобороны неслучайно выбрало истребитель-перехватчик МиГ-31 в качестве носителя для новых гиперзвуковых ракет «Кинжал». Во-первых, он способен долго летать на сверхзвуковых режимах. Во-вторых, пускает ракеты в большом диапазоне высот — от малых до стратосферы. И в-третьих, он двухместный. Пилотам проще распределять между собой задачи при работе с таким сложным вооружением. К тому же эти самолеты действуют на большую дальность и чаще всего в безориентирной местности — на севере, над морем, над тайгой. Штурман может скорректировать мелкие ошибки пилота в навигации и даже дать ему отдохнуть, взяв управление на себя.

Главное в двухместном боевом самолете — не вооружение и бортовое оборудование, а слаженность летчиков. Пилот и штурман-оператор должны понимать друг друга без слов. Опытный командир в мирное время всегда «тасует» экипажи, назначает не работавших ранее вместе офицеров на один самолет и смотрит, какая комбинация наиболее результативна. И, естественно, интересуется мнением самих летчиков.

agitpro.su

Поколение «5 минус». Разносортица в отечественном небе » Военное обозрение

К 2020 году российские ВВС ждет масштабное обновление парка боевых самолетов. Только одних истребителей марки «Су» военные летчики должны получить не менее 440 штук. Среди них новейшие комплексы 5-го поколения Т-50, созданные на базе российско-индийского истребителя Су-30МКИ – Су-30СМ, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и многофункциональные истребители Су-30М2. Появление этих машин должно существенно поднять боевой потенциал ВВС. Однако эксперты выражают опасение, что подобная разносортица похожих по боевым возможностям машин, напротив, приведет к обратному эффекту.

С Т-50 все более или менее понятно. Эта машина – квинтэссенция всего современного, что есть в российской авиации. Истребитель, в котором реализован целый ряд инновационных решений, связанных с разработкой технологий снижения заметности, новых конструкционных материалов и покрытий, искусственного интеллекта, элементной базы, выводящих наше военное авиастроения на принципиально иной технологический уровень. А вокруг Су-30СМ и Су-35 пока больше вопросов, чем ответов. И главный из них, зачем российским ВВС покупать сразу несколько типов близких по боевым возможностям самолетов, когда можно, а скорее нужно концентрировать ресурсы на закупках одного истребителя. Планомерно заниматься его совершенствованием и модернизацией, как это делают большинство западных производителей.


Например, те же США, которые с 2010 года в ожидании появления новейшего F-35 ведут масштабную программу доработки своего авиационного парка, модернизируя истребители-бомбардировщики F-15Е «Страйк Игл». Которые сегодня получили новые оптические прицельные контейнеры «Снайпер», вместо доработки штатного радара AN/PG-70 появились подвесные РЛС с синтезированной апертурой AN/ASQ-236 фирмы Raytheon и новые авиационные средства поражения. В ходе такой модернизации улучшаются не только боевые характеристики, но и продляются в два раза – с 16 до 32 тыс. часов – ресурсные характеристики. По расчетам американских военных, обновленные F-15E прослужат еще 10–15 лет. В нынешнем году по этой же программе начата модернизация 300 истребителей F-16, ранее планировавшихся к замене новейшими F-35. Получившие новые многофункциональные радары, прицельные комплексы, а до этого оборудованные новыми подвесными прицельными контейнерами «Снайпер», по своим боевым возможностям стали идентичны более дорогим F-15E.

ПРЕДЕЛ РАЗВИТИЯ

Подобный путь развития сегодня предлагает и созданный на базе российско-индийского Су-30МКИ истребитель Су-30СМ. В рамках госпрограммы вооружении до 2020 года ВВС планируют получить не менее 60 таких машин. По своим боевым характеристикам Су-30СМ уже сейчас выводит российскую авиацию на новый уровень боевых возможностей. Машина имеет сверхманевренность, хороший комплекс бортового оборудования, радар, обеспечивающий обнаружение крупноразмерных морских целей на дальности до 400 км с разрешением 20 м, а также малоразмерных целей на дальности до 120 км.

Дальнейшее увеличение боевых характеристик производители машины связывают с установкой на истребитель контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой для обнаружения и поражения малоразмерных наземных целей. И, несмотря на то что подобный подход несколько ухудшат другие характеристики самолета, тем не менее он укладывается в общемировую тенденцию модернизации стоящей на вооружении техники.

Для российских ВВС Су-30СМ хорош тем, что это фактически самолет с «полки» – отработанный, проверенный годами эксплуатации, а главное – серийно изготавливаемый (Иркутский авиазавод способен производить в год до 30 истребителей, что практически соответствует советским объемам производства предприятия). Но есть одно существенное «но». Технический облик Су-30МКИ и их почти полного аналога Су-30СМ был сформирован в середине – конце 90-х годов, что, собственно, ограничивает возможности наращивания их боевых возможностей и поддержания высокой конкурентоспособности России в сегменте тяжелых истребителей на внешнем рынке. Кроме того, никто до сих пор не знает спецификацию бортового оборудования этой машины, поставляемой ВВС России.

Так как Су-30СМ изначально создавался по заказу Дели с использованием французского, израильского и индийского оборудования, то весьма вероятно, что в таком виде он поступает и в российские ВВС. И тут не нужно особого конспирологического мышления, чтобы предположить, чем это может быть чревато. Об этом хорошо дал понять перебежчик из ЦРУ Эдвард Сноуден. Как и опыт эксплуатации западного военного оборудования и техники армиями Ирака и Ливии, которое в ходе военного конфликта с США просто перестало работать.

Для успешного экспорта нам нужны новые решения. Главное из них, конечно же, Т-50, а до его появления радикальное решение вопроса обновления парка российских ВВС может быть найдено только на пути закупок новых истребителей поколения «4++», таких как Су-35.

ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ

Многоцелевой истребитель поколения 4++ МиГ-35.

На Западе за глаза эту машину уже называют российским истребителем 5-го поколения, главным конкурентом американского F-22 Raptor. Тем не менее Су-35 все еще истребитель поколения «4++», в котором широко применены технологии истребителя 5-го поколения. Начавшиеся поставки Су-35 в ВВС обеспечат плавный переход к авиакомплексам нового поколения без ослабления обороноспособности страны вследствие массового выхода из эксплуатации стоящих на вооружении самолетов предыдущих поколений. ОКБ Сухого называет этот истребитель промежуточной ступенью для освоения строевыми пилотами техники нового поколения. Впрочем, слово «промежуточный» не совсем верно отражает суть новой машины.

Аэродинамическая схема компоновки фюзеляжа Су-35 самая совершенная из всех предшественников. Он отличается более стремительными формами, чем у 30-го, и отсутствием переднего горизонтального оперения (ПГО). Горизонтальные рули на созданном по заказу Индии Су-30МКИ отвечали за повышение маневренности истребителя. Благодаря им и двигателю с поворотным соплом Су-30 стал самым лучшим истребителем мира. Фигуры высшего пилотажа «кобра Пугачева» – когда самолет стремительно набирает высоту и в какой-то момент, остановившись, зависает в воздухе буквально на хвосте, а затем начинает носом вниз, как падающий лист, разворачиваться на месте вокруг своей оси, не делает ни один другой боевой истребитель. «Сухой» умеет еще и, разогнавшись, резко затормозить всей плоскостью фюзеляжа, встав на хвост, и в таком положении продолжить полет на минимальной скорости, при которой любая другая машина просто бы упала.

Этими тактически возможностями в полной мере пользуются индийские пилоты во время совместных учений с ВВС США и других стран. В ходе одних из них индийцы в пух и прах разнесли американцев на F-15C/D Eagle. Как оказалось, российско-индийские машины и маневрировали, и видели американцев лучше и дальше, а значит – первыми поражали цель.


СВЕРХМАНЕВРЕННЫЙ И СВЕРХЗВУКОВОЙ

За сверхманевренность у Су-35 кроме улучшенной аэродинамики и более совершенной системы управления отвечает и двигатель НПО «Сатурн» – 117С. Двигатель разработан на основе двигателей АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны против 12,5 тонны, как у предшественника, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Это дает машине не только большую скорость и маневренность, но и возможность брать больше вооружения. Именно этот двигатель будет стоять на первых серийных истребителях Т-50. Его еще называют двигателем первого этапа. Мотор второго этапа, вплотную приближающий Т-50 к американскому F-22, еще в разработке. Но, как было отмечено на недавно прошедшем аэрокосмическом салоне Ле Бурже во Франции, уже практически готов.

Говоря о двигателях Су-35, летчик-испытатель ОКБ Сухого Сергей Богдан отметил, что при первом полете новый Су-35 сопровождал Су-30МК. Это позволило сравнить тяговые характеристики двигателей двух самолетов. Во время полета Су-35 выполнял разгон на максимальном бесфорсажном режиме, при этом пилоту самолета сопровождения приходилось использовать форсаж, периодически отставая от новой машины. Это очень серьезное достоинство, дающее строевому летчику больше возможностей при ведении воздушного боя, отметил тогда пилот.

ГЛАЗА И УШИ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ

От 5-го поколения на Су-35 и кабина пилотов. Ее не раз показывали на аэрокосмическом салоне МАКС в подмосковном Жуковском. В отличие от Су-27 и других нецифровых самолетов в ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них – два больших цветных жидкокристаллических экрана. На них, как в обычном телевизоре, в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая пилоту информация. Причем из-за ее сложности и объемности не в обычном виде – «цифры» показания высоты, дальности и т.д., а образном. То есть пилот может включить режим трехмерного отображения окружающей обстановки: рельефа местности, расположение целей. Прямо как в компьютерном авиасимуляторе. Часть этой информации может транслироваться на защитное стекло шлема. Правда, он пока находится в разработке. Благодаря этому летчик не скован необходимостью постоянно смотреть на панель приборов и сможет свободно поворачивать голову, визуально оценивая полетную и боевую информацию.

Гидродинамические приводы управления силовой установки Су-35 заменены электрическими. По словам конструкторов, это не только экономит место и вес, но и позволяет ввести в управление машиной параллельный (дистанционный) контроль. На практике это означает, что роль пилота становится менее заметной. То есть компьютер решает, с какой скоростью и на каких режимах машина будет выходить на цель и в какой момент разрешить летчику применить оружие. При этом часть сложных пилотажных режимов – полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности – машина берет на себя. Также будет следить за тем, чтобы летчик безопасно для истребителя применял оружие или не свалил самолет в неуправляемый штопор.
На Су-35 впервые стоит отечественный безинерционный навигационный комплекс – БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача – собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечить вылет и возвращение самолета на свой аэродром. БИНС работает в связке с приемниками GPS и ГЛОНАСС, но может и без них.

Кроме того, на истребителе стоит перспективный, созданный специально под Т-50, радиолокационный комплекс с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Это больше 1000 миниатюрных приемо-передающих модулей, объединенных в единое антенное поле. Мощность каждого – 10 Вт. Подобный радар есть сегодня только на F-22. Благодаря ему Су-35 видит все, что делается в воздухе и на земле на расстоянии нескольких сотен километров. Может вести до 30 целей, одновременно наводя вооружение на 10 из них. И, как говорят конструкторы, одновременно их все обстрелять. Буквально веером запустив ракеты.

Многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-35.

БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ФАВОРИТ

Россия пока отстает в создании истребителя 5-го поколения от США. Американский F-22 Raptor давно в войсках. Тем не менее именно Су-35, истребитель предыдущего поколения «4++», показывает сегодня, насколько совершеннее него может оказаться российский Т-50. Именно по этой причине Москве так важно было показать Су-35 на аэрокосмическом салоне Ле Бурже. В этом есть как политическая составляющая военно-технологического соперничества с Вашингтоном, так и чисто экономическая.

Т-50, как и F-22, не станет ходовым экспортным товаром. Цена одного «хищника» – 133,1 млн. долл., российский Т-50 будет хоть и дешевле, но тоже не дешев. А вот Су-35 будет стоить ненамного дороже предшественников поколения «4». То есть станет прекрасным экспортным товаром с биркой «поколение 5 минус». С прицелом на основных российских покупателей истребителей марки «Су»: Китая, Индии, Малайзии, Алжира. Если учесть технологичность новой машины, то Москва может побороться за рынок Бразилии. Ведь Су-35 превосходит все европейские истребители поколения «4+» типа Rafale и Eurofighter 2000, модернизированные американские истребители типа F-15, F-16 и F-18 и может противодействовать истребителям пятого поколения F-35 и F-22A.

«Если сравнивать Су-30СМ и Су-35, – говорит профессор Академии военных наук Вадим Козюлин, то получается, что первый всего лишь «мост» от старых войсковых Су-27 к более совершенному Су-35. Второй – по-настоящему современный истребитель, показывающий путь эволюции российской боевой авиации к пятому поколению техники».

По мнению эксперта, возможным решением проблемы разносортицы могло бы стать предложение Военно-промышленной комиссии и лично вице-премьеру Дмитрию Рогозину рассмотреть возможность унификации модельного ряда истребителей марки «Су» на базе того, что делают заводы в Комсомольске и Новосибирске. Или же предложить Иркутску начать осваивать выпуск новой модели перспективного истребителя Су-35. Все это могло бы не только снизить себестоимости самолетов для российских ВВС, упростить их техническое обслуживание, облегчить освоение новой авиатехники в войсках, но и устранить конкуренцию наших авиазаводов на внутреннем и внешнем рынках.

topwar.ru

Отличие су 30 от су 35с — Военные технологии — Каталог статей

Су-35 более совершенный самолёт. Немного отличаются планером, и довольно сильно авионикой и двигателями . В целом Су-35 тяжелее и мощнее, плюс обладает более развитыми ударными возможностями, тогда как Су-30 ближе к чистому истребителю и может использоваться как учебный. Ну и главное отличие — Су-30 это коммерческий проект для продажи в другие страны . а Су-35 для наших ВВС.

Базовый Су-35 похож на некоторые модели Су-30: от Су-30МКК он отличается двигателями, наличием ПГО и более совершенной бортовой РЛС, а от Су-30МКИ — двигателями и килями увеличенной высоты.

А вот Су35БМ уже совершенно новая машина, от базовых су-30 и су-35 в ней осталась только общая компоновка.
Су-35С— глубокая модернизация сверхманевренного многофункционального истребителя поколения «4++». При его производстве изготовитель использует несколько сегментов, представляющих технологии 5-го поколения. Это обеспечивает безоговорочное преимущество самолёта Су-35С над самолётами аналогичного класса. Модернизированный комплекс бортового оборудования позволяет расширить возможности управления истребителем. Лётно-технические характеристики Су-35С дают уникальные возможности при ведении воздушного боя.

Су-30М2 имеет новейшую систему управления вооружением. Это позволяет повысить эффективность нанесения ударов по наземным и морским целям. Пилот имеет возможность следить за важной информацией с помощью многофункциональных ЖК-индикаторов. На 12-ти точках подвески размещены ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Самолёт оснащён новым комплексом навигации и радиосвязи. Модернизированное оборудование позволяет использовать Су-30М2 в любых погодных условиях вне зависимости от времени суток.

Данных о том, сколько именно самолётов в переданной партии, компания Сухой не сообщает.

Первые две машины были переданы ВКС РФ в конце октября 2015 года, последние в начале ноября.

Российские конструкторы и летчики провели все необходимые тесты и испытания новой машины. В отличие от своего предшественника СУ-35, новый СУ-35С обладает рядом преимуществ перед самолетами поколения 4+. На сегодняшний день истребитель является самым быстрым в мире, развивая скорость до 2400 км/ч, самым прочным и износостойким, а благодаря усовершенствованной аэродинамике, он может осуществлять маневр блинчик — разворот на 360 градусов без потери скорости.

Су-35С и Су-30 СМ cбросили более 20 авиабомб на имитации развернутых ЗРК и колонны бронетехники на марше

Многоцелевые истребители Су-35С и Су-30 СМ авиационного полка Восточного военного округа, дислоцированного в Хабаровском крае, во время тренировочных полетов в сложных погодных условиях сбросили более 20 авиабомб на имитации развернутых зенитных ракетных комплексов и колонны бронетехники на марше, сообщил начальник пресс-службы ВВО полковник Александр Гордеев. Об этом сообщает ТАСС.


«Более десяти истребителей Су-35С и Су-30 СМ выполнили бомбометание на одном из авиационных полигонов в Хабаровском крае. Задача значительно усложнялась тем, что бомбометание проводилось в сложных метеорологических условиях», — сообщил Гордеев.


Он уточнил, что всего по наземным целям, имитирующим развернутые зенитно-ракетные комплексы и колонну бронетехники на марше, было сброшено более 20 авиационных бомб. Все цели были поражены.


По словам Гордеева, учение направлено на совершенствование летного мастерства экипажами и летчиками истребительной авиации округа при выполнении летных тактических задач.

Су-35С

Су-35С — российский истребитель 4-го поколения. Почти по всем параметрам, за исключением стелс-технологий, самолёт соответствует требованиям истребителей 5-го поколения.

Су-35С оснащен бесплатформенной инерциальной навигационной системой БИНС-СП2. Она разработана Концерном «Радиоэлектронные технологии», который входит в корпорацию Ростех. БИНС-СП2 автономно определяет местоположение объекта без использования спутниковых систем навигации и в условиях отсутствия связи с наземными службами, а по точности в два раза превосходит ранее созданные аналоги.

Помимо БИНС-СП2, важнейшим отличием нового истребителя от машин поколения «4+» стало введение комплекса авионики пятого поколения. Радиолокационная станция с поворотной фазированной решеткой «Ирбис-Э» обеспечивает гарантированное обнаружение и захват воздушных целей на дальностях до 200 километров, а в суженном секторе обзора до 350-400км. Эта система способна сопровождать одновременно до 30 целей и наводить ракеты на 8 из них, при этом наблюдение за воздушным пространством не прерывается. РЛС обеспечивает также отбор наземных целей. Заметность самого самолета для РЛС противника снижена в несколько раз. Защищают Су-35С от ракет противника средства радиоэлектронной борьбы, разработанные все тем же концерном «Радиоэлектронные технологии».

Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное, управляемое ракетное класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», неуправляемое ракетное и бомбовое.

Это единственный в мире самолет, который может совершить «блинчик» — разворот на 365 градусов в горизонтальной плоскости без потери скорости.

Источники: otvet.mail.ru, topwar.ru, newinform.com, rusnext.ru, newsruss.ru

gorizont-x.moy.su

зачем нам сразу два тяжелых истребителя?

Тяжелые Су-30СМ и Су-35С — самые современные серийные истребители в составе ВКС России. «Тридцатку» строят в Иркутске, «тридцать пятый» — в Комсомольске-на-Амуре. Самолеты довольно близки по характеристикам, тем не менее Минобороны закупает их оба.

Причин тому несколько, в том числе — экономическая целесообразность загрузки двух крупных заводов и разная тактика боевого применения двухместных и одноместных машин.

Два в одном

В первый год Великой Отечественной войны советские штурмовики Ил-2 были очень уязвимы для истребителей. «Мессершмиты» заходили медленным «ильюшиным» в хвост и безнаказанно расстреливали из пушек. К концу 1942-го проблему возросших потерь в штурмовых авиаполках частично решили, сделав Ил-2 двухместным. Заднюю полусферу теперь охранял бортстрелок с пулеметом УБТ или ШКАС. Асам люфтваффе стало сложнее ловить на прицел огрызавшиеся огнем штурмовики — получить свинцовой очередью по фонарю кабины или по воздушному винту никто не хотел.

В те годы экипажи из нескольких человек управляли бомбардировщиками, разведчиками, транспортными и учебно-тренировочными машинами, где место второго пилота занимал инструктор, корректировавший ошибки курсанта. Советские истребители времен ВОВ, за редким исключением, были одноместными. Ситуация изменилась с наступлением эпохи реактивной авиации и появлением «гибридов» — многофункциональных истребителей-бомбардировщиков.

«Я немало летал на двухместных истребителях-бомбардировщиках Су-17 и фронтовых бомбардировщиках Су-24, — рассказал РИА Новости заслуженный военный летчик Владимир Попов. — Раньше бортовые вычислительные системы были не такими мощными и компактными, как сегодня. Промышленность разделила прицельно-навигационный комплекс с пилотажно-навигационным, чтобы в полете ими управляли два человека. Мы вынесли из этой практики положительный опыт — в современном боевом самолете одному очень сложно уследить за всем, а двое, напротив, способны по максимуму реализовать возможности машины. Так в итоге появился второй член экипажа — штурман, или штурман-оператор».


Секрет универсальности

Двухместные самолеты более универсальны, чем одноместные, — в боевом применении, навигации и организации полета в целом. Одноместный истребитель Су-35С хотя и способен «работать» по земле, все-таки создан для воздушных боев. При одинаковых с Су-30СМ габаритах и взлетной массе на самолете стоят более тяжелые и мощные двигатели АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги. Таким образом, Су-35С выигрывает в тяговооруженности и маневренности. Отсутствие увесистого оборудования для второго пилота (комплекса приборов, катапультного кресла, системы жизнеобеспечения) также положительно сказывается на летных характеристиках. В свою очередь, за счет дополнительной аппаратуры, которой управляет второй летчик, двухместный Су-30СМ может координировать действия группы самолетов, вести разведку, радиоэлектронную борьбу, выдавать целеуказание, наносить удары по наземным целям и так далее.

«Во время боевого вылета самолет непрерывно маневрирует по скорости, высоте, в условиях плохой видимости, днем, ночью, — рассказал Владимир Попов. — По нему могут вести огонь с земли, с воздуха, ставить помехи, но летчику нужно, несмотря ни на что, прорвать систему ПВО на определенном рубеже и атаковать цель. Естественно, все внимание в это время сконцентрировано на пилотировании. А штурман-оператор спокойно ищет и сопровождает цели, пускает ракеты или сбрасывает бомбы. Групповые полеты еще сложнее. Необходимо следить, чтобы никто не потерялся в облаках, не отстал. Даже при хорошей видимости очень непросто, как мы говорим, «сосать крыло» ведущего, то есть следовать за ним на минимальной дистанции, и в точности повторять маневры. Здесь тоже второй член экипажа крайне полезен. Он осуществляет обзор — смотрит на локаторе, кто и где находится, вычисляет потенциального противника или угрозу, следит за самолетами, которые идут рядом в боевом порядке».

«Притирка» в небе

Попов подчеркнул, что в большинстве современных истребителей есть «виртуальный пилот» — электронно-вычислительный комплекс, контролирующий работу различных систем и обеспечивающий безопасность полета. Однако он все равно не разгружает летчика так, как сидящий за спиной оператор — специально обученный человек с хорошей реакцией.

По мнению экспертов, Минобороны неслучайно выбрало истребитель-перехватчик МиГ-31 в качестве носителя для новых гиперзвуковых ракет «Кинжал». Во-первых, он способен долго летать на сверхзвуковых режимах. Во-вторых, пускает ракеты в большом диапазоне высот — от малых до стратосферы. И в-третьих, он двухместный. Пилотам проще распределять между собой задачи при работе с таким сложным вооружением. К тому же эти самолеты действуют на большую дальность и чаще всего в безориентирной местности — на севере, над морем, над тайгой. Штурман может скорректировать мелкие ошибки пилота в навигации и даже дать ему отдохнуть, взяв управление на себя.

Главное в двухместном боевом самолете — не вооружение и бортовое оборудование, а слаженность летчиков. Пилот и штурман-оператор должны понимать друг друга без слов. Опытный командир в мирное время всегда «тасует» экипажи, назначает не работавших ранее вместе офицеров на один самолет и смотрит, какая комбинация наиболее результативна. И, естественно, интересуется мнением самих летчиков.

Читайте также: 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

planetnew.ru

Су-35С сошлись в ближнем воздушном бою с Су-30СМ

В ходе масштабных учений «Восток-2018» участие приняли экипажи дальних бомбардировщиков Ту-22М3. На одном их этапов выполнения поставленной задачи Ту-22М3 осуществили бомбовый удар по объектам условного противника на полигоне в Забайкалье. Какие объекты имитировали мишени?

Осуществлено уничтожение стоянки авиатехники, условных самолётов на ВПП аэродрома, склады и КДП (командно-диспетчерский пункт) аэродрома противника. При нанесении удара использовались авиационные бомбы массой до 500 кг. 

В маневрах над полигоном в Забайкалье были задействованы свыше 10 экипажей дальней бомбардировочной авиации. 

Лётная фаза учений продолжилась операцией по перехвату самолётов-нарушителей. В перехват включились экипажи МиГ-31 и Су-35С. 

Роль условного противника выполняли экипажи истребителей Су-30СМ ВКС России. По сценарию учений, они осуществили приближение к зоне ответственности одного из подразделений ПВО и не отвечали на запросы служб «на земле». В результате завязался воздушный бой, во время которого были осуществлены условные пуски ракет. Тем временем в штабе шло оценивание эффективности применения ракет класса «воздух-воздух». 

В одном из эпизодов бой стал ближним маневренным. В его ходе экипажи продемонстрировали свою выучку. В итоге, как сообщает пресс-служба ведомства, перехват воздушных целей не позволил самолётам условного противника осуществить прорыв системы ПВО ВВО (Восточного военного округа).


Вслед за американским журналом The National Interest, постоянно сравнивающего российское и американское вооружение, этим же занялся и новостной портал Business Insider. В материале, вышедшем на портале, военный обозреватель Business Insider сравнил истребитель пятого поколения F-22 Raptor и российский Су-35, предположив, что они могли встретиться в реальном бою.

По мнению автора материала, при встрече в бою американского F-22 Raptor и российского Су-35, самолет пятого поколения проиграет, даже несмотря на то, что ведение воздушного боя является главной специализацией американского истребителя. Американский самолет в бою сразу теряет свое основное преимущество — незаметность, а также ему просто не хватает вооружения. Российский Су-35 более маневренный по сравнению с F-22, что дает ему преимущество и в дальнем и ближнем воздушном бою.

Отставной пилот американских ВВС Дэвид Берк, в свое время летавший на F-22, рассказал изданию, что по сравнению с российским Су-35, американский истребитель сильно уступает в маневренности. При полетах на F-22, добавил он, нас всегда учили «избегать маневренных столкновений с противником», а использовать преимущество истребителя — незаметность. Также российский самолет несет гораздо больше ракет, чем американский истребитель, что также дает преимущество российскому Су-35. 

В итоге автор Business Insider резюмировал, что F-22 с его упором на незаметность не приспособлен для перехватов, а эту работу могут делать самолеты четвертого поколения, типа F-15.


15.09.2018 — 18:05

Американский истребитель пятого поколения F-22 уступает истребителям ВКС России и проиграл бы им в случае боя. Об этом в статье издания Business Insider пишет военный обозреватель Алекс Локки.

Свои рассуждения автор материала начал с недавней «встречи» в небе над Аляской американских и российских истребителей.

F-22 Raptor не хватает вооружения для господства в воздухе, а Су-30 СМ и Су-35 на фоне американских машин выглядят мощнее. В качестве аргументов обозреватель приводит то, что российские «Су» несут больший боезапас и обладают лучшей маневренностью.

«Когда я пилотировал F-22, моей задачей было избежать маневренного боя с противником. Вместо этого мы использовали преимущества истребителя в невидимости», — рассказал отставной пилот подполковник Дэвид Берк.

Малозаметность Raptor является как плюсом, так и одновременно минусом истребителя. В атаку эти самолеты идут с выключенным радаром, а цели для него находит самолет дальнего радиолокационного обнаружения. Если того собьют — F-22 останется слеп и беззащитен.

«Если бы бой начался во время перехвата, как на этой неделе, у российского пилота было бы огромное преимущество, если бы F-22 был в поле зрения. Более того, российский Су-35 может маневрировать лучше, чем F-22», — указывает автор статьи.

13 сентября американские истребители F-22 перехватили и сопроводили два российских стратегических бомбардировщика Ту-95 к западу от побережья Аляски. Ту-95 сопровождались двумя российскими истребителями Су-35. Самолеты не нарушали воздушные границы США и Канады.

sensei-yoda.blogspot.com

Плюсы четвертого поколения: российские ВВС делают ставку на Су-35С, Су-30СМ и МиГ-35С

Истребители, базой для которых служат хорошо зарекомендовавшие себя самолеты четвертого поколения, остаются востребованными как в Вооруженных Силах России, так и за рубежом. МиГ-29 и Су-27, пройдя очередную модернизацию в 2000–2010-х годах, превратились в многофункциональные истребители поколения 4++ — МиГ-35С, Су-30СМ и Су-35С. По совокупности своих характеристик эти машины вплотную приближаются к истребителям пятого поколения, соответствуя большинству предъявляемых требований.

Первый самолет пятого поколения в России ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) пока проходит летные и государственные совместные испытания.

Как заявил заместитель Министра обороны РФ Юрий Борисов при посещении Комсомольского-на-Амуре авиационного завода (КнААЗ) им. Ю. А. Гагарина, серийное производство ПАК ФА должно начаться в России в 2016 году, однако «в новых экономических условиях» планы могут быть скорректированы. «Министерство обороны Российской Федерации в рамках коррекции госпрограммы вооружений оставляет за собой право определиться с количеством закупаемых ПАК ФА, — сообщил Борисов. — Первоначальные планы могут быть скорректированы, тем более что истребители поколения 4++, по оценке военных летчиков, демонстрируют высокие характеристики. Лучше нам иметь задел в виде ПАК ФА и возможность потом продвинуться вперед, до конца выжав все возможности из истребителей Су-30 и Су-35».

Истребители поколения 4++ становятся российскими новинками и на международном рынке вооружений. Первые четыре Су-30СМ уже поступили в Казахстан, ожидается подписание контракта на закупку крупной партии Су-35 Китаем, ведутся переговоры о продаже этих самолетов в страны Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
«Многофункциональные истребители поколения 4++ на сегодня являются лучшим решением по критерию цена- качество, — говорит директор дирекции программ военной авиации ОАК, Герой России Владимир Михайлов. — Пока производство самолетов пятого поколения только разворачивается, эти машины будут пользоваться спросом как у Министерства обороны России, так и у инозаказчиков».

Су-35С

Глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель Су-35С стал первым серийным самолетом поколения 4++, который был заказан российскими ВВС.

Контракт на поставку 48 таких машин в период с 2012 по 2015 год был подписан в августе 2009 года. Реализация проекта идет успешно, в этом году на КнААЗ им. Ю. А. Гагарина будет собрана заключительная партия по этому контракту. Замминистра обороны Юрий Борисов, инспектировавший завод в марте, осмотрел производство Су-35С и остался доволен.

«Должен констатировать, что срывов графиков выпуска продукции нет, — сказал Борисов по итогам посещения завода. — Первый Су-35С по гособоронзаказу 2015 года ВВС России должны получить в июне. Затем ежемесячно будем получать по два самолета Су-35С. Заказанные самолеты находятся в цехах в разной степени готовности. Настроение у заводчан рабочее, у нас тоже хорошее, потому что видим, что завод справится с планами». По словам замминистра, КнААЗ в 2015 году поставит 23 новых истребителя: 14 Су-35С, пять истребителей Су-30М2 поколения 4+ и четыре опытных истребителя пятого поколения ПАК ФА, предназначенных для летных испытаний.

В Су-35С использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса. Отличительными особенностями самолета являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новая радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей и с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей и новые мощные двигатели с поворотным вектором тяги.

Первый полет на Су-35С в феврале 2008 года выполнил начальник летной службы ОКБ Сухого, заслуженный летчик-испытатель, Герой Российской Федерации Сергей Богдан. «Благодаря более доведенной «до ума» системе управления и благодаря более мощным двигателям — изделие 117С — появились некие особенности выполнения отдельных фигур высшего пилотажа, — рассказывал Богдан о самолете. — Например, можно выполнить маневр, который имеет «прикладное» значение — поворот на горке. Он выполняется, когда летчик Су-35С атакует воздушную цель, потом энергично разворачивается на горке в противоположную сторону и повторно выполняет атаку».

Одним из первых Су-35С получил 4-й Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ, расположенный в Липецке.

Тщательное исследование в центре возможностей самолета позволяет провести более полную подготовку летчиков, которые в полете смогут использовать все достоинства новой машины. «В полете я могу остановить самолет, а в воздухе это мечта, — рассказывает начальник Липецкого центра генерал-майор Александр Харчевский. — Если тебе нужно в какой-то ситуации зайти противнику в хвост или дать ему возможность попасть в такое положение, когда он тебя просто потеряет.

Самолеты в воздухе не останавливались до этого, сейчас это можно делать». Харчевский отметил еще одну особенность новой машины: «Раньше, если истребитель входил в плоский штопор, в абсолютном большинстве случаев это заканчивалось катапультированием летчика. Для Су-35С понятия плоский штопор уже не существует. Помимо этого, на нем можно выполнять и другие, ранее невозможные элементы пилотирования».

Самолет пока находится в опытной войсковой эксплуатации, однако уже в 2015 году ситуация должна измениться.
«Министром обороны Сергеем Шойгу поставлена задача о приеме данного самолета на вооружение ВВС РФ, — заявил начальник авиации ВВС РФ генерал-майор Сергей Кобылаш, — и сейчас все для этого делается. То есть самолет уже поступает в войска, и отзывы летного состава об этой машине очень хорошие». Ожидается, что в текущем году будет заключен новый контракт на поставку следующей крупной партии Су-35С ВВС России.

Проявляют интерес к экспортному варианту Су-35 и ряд зарубежных стран. Первым его иностранным покупателем станет Китай. По сообщению государственного китайского издания Global Times, в январе 2015 года группа летчиков ВВС Китая прибыли в Россию для переобучения на истребители Су-35, что явно сигнализирует о скором заключении соглашения на приобретение Поднебесной 24 таких самолетов. Поставки истребителей могут начаться уже в 2016 году. В дополнение к самолетам Китай по отдельному контракту получит предназначенные для истребителей двигатели и ракеты.

Продвигается Су-35 и в другие страны. В марте этого года компания «Сухой» подала заявку на поставку этих истребителей в Индонезию взамен ожидающих списания 16 американских самолетов типа F-5E/F Tiger II. Примечательно, что ВВС Индонезии уже эксплуатируют четыре модификации самолетов «Сухого» поколения 4 и 4+. В 2003 году были куплены два самолета Су-27СК, в 2010 году — еще три модернизированные машины Су-27СКМ. В 2003-м страна заказала два самолета Су-30МК, а в 2008 и 2011 годах — еще суммарно девять машин Су-30МК2.__

Су-30СМ

На следующий день после посещения КнААЗ замминистра обороны РФ Юрий Борисов прибыл на Иркутский авиационный завод (ИАЗ) — филиал корпорации «Иркут». Здесь Борисов проинспектировал в том числе и ход строительства высокоманевренных многоцелевых истребителей Су-30СМ (СМ — серийный, модернизированный) — еще одного «сухов ского» представителя поколения 4++. По словам замглавы военного ведомства, в нынешнем году «Иркут» имеет заказ от Минобороны на 27 Су-30СМ для ВВС и авиации ВМФ. Борисов отметил: «Цифры реально выполнимы. На ближайшие три года мы гарантированно обеспечили загрузку завода для его ритмичного развития, технического перевооружения и будущих заказов».

Су-30СМ был разработан ОКБ Сухого. Этот двухместный самолет обладает сверхманевренностью, оснащен передним горизонтальным оперением, радиолокатором с фазированной антенной решеткой и двигателями с управляемым вектором тяги. Истребитель способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Он также может использоваться для подготовки летчиков на перспективные многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители.

Су-30СМ стал российской версией боевых самолетов семейства Су-30МКИ, изготавливавшихся на ИАЗ с начала 2000-х годов и уже поставленных в Индию, Малайзию и Алжир. Если до 2012 года практически вся продукция ИАЗ поставлялась на экспорт, то в настоящее время большая часть самолетов собирается в Иркутске в рамках гособоронзаказа. Как сообщил генеральный директор ИАЗа Александр Вепрев, в связи с ростом объемов производства в четвертом квартале 2014 года на заводе было создано около 300 новых рабочих мест, в первом квартале 2015-го — порядка 150.

Также сегодня на предприятии приняты меры по импортозамещению, сделан необходимый запас комплектующих материалов.
Су-30СМ адаптирован под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, состава вооружения, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем. В настоящее время корпорация «Иркут» ведет работы сразу по четырем контрактам с Минобороны России, предусматривающим поставку ВВС и авиации ВМФ России в общей сложности 72 Су-30СМ.

Одним из первых этот самолет получил 120-й отдельный смешанный авиационный полк, базирующийся на аэродроме Домна под Читой. «Хочу отметить: самолеты прекрасные — летчики довольны. И это очень радует, — подчеркнул главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев после посещения Домны. — Ведь на протяжении многих лет мы ругали промышленность за несвоевременные поставки и низкое качество продукции. На примере «Иркута» видно, что ситуация меняется в лучшую сторону: промышленность выдает высококачественную продукцию и, что очень важно, не к концу года, а поквартально. Благодаря чему летчики постоянно летают, тренируются. Работа Иркутского авиазавода — хороший пример для других предприятий».

Для организации переподготовки летчиков несколько Су-30СМ были также направлены в Липецкий авиацентр.
«Самолет насыщен самой современной радиоэлектроникой, имеет очень большие возможности для радиолокационного прицела, — рассказывает Александр Харчевский. — Возможности его неограниченны». «Это мечта всей моей жизни — летать на этом самолете, — говорит начальник службы безопасности полетов центра подполковник Алексей Ямакиди. — Это лучший самолет в мире».

С 2013 года в Липецком центре началось обучение на Су-30СМ выпускников Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков. «Самолет Су-30СМ значительно отличается от истребителей, стоящих на вооружении ВВС России.
На нем используется ряд систем и оборудование, нашедшие свое применение в самолете-истребителе пятого поколения ПАК ФА, — рассказывает представитель Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Военно-воздушным силам полковник Игорь Климов. — Обучение проводится также в учебно-компьютерных классах с использованием интерактивной системы, которая, например, позволяет научить молодых пилотов действиям в особых случаях или на различных режимах работы двигателя».
Липецкие Су-30СМ участвуют также в демонстрационных полетах в составе пилотажной группы «Соколы России» с целью демонстрации боевых возможностей самолета. Первый публичный показ самолета состоялся в мае 2014 года.

«Высокие маневренные характеристики этого самолета и мастерство пилота дают возможность показать зрителям новые фигуры высшего пилотажа: управляемый штопор, проход в горизонтальном полете на малой скорости с углом тангажа 60 градусов, стянутая петля Нестерова, — пояснил Игорь Климов. — Их освоение и использование расширяют боевые возможности многоцелевого истребителя, позволяют пилоту эффективно применять оружие при завоевании господства в воздухе».

Однако участие в праздниках и авиашоу — не главная задача липецких асов. «Это, прежде всего, боевой самолет, — рассказывает ведущий звена авиагруппы «Соколы России» Липецкого авиацентра, летчик-снайпер и исследователь полковник Александр Гостев. — В отличие от Центра показа авиационной техники в Кубинке задачи нашего центра расширены. Это и написание методик, а для этого и выполнение полетов, инструкторская деятельность, а только потом демонстрация возможностей самолетов». «У Су-30СМ в разы увеличены боевые возможности, связанные с обнаружением и поражением целей, причем не одной, а нескольких одновременно. Потенциал одного такого самолета сравним с потенциалом двух самолетов предыдущего поколения, — добавляет Александр Харчевский. — Самолет, благодаря сверхманевренности, открывает новую эру в пилотировании. Он может летать не только с традиционными — положительными или отрицательными — перегрузками, но и с боковыми. Это дает летчику новые возможности для построения в трехмерном пространстве маневра, необходимого для победы в воздушном бою. В свою очередь, появление сверхманевренных самолетов влияет на новые способы ведения борьбы в воздухе, на тактику воздушного боя».

Истребители Су-30СМ отправляются на наиболее ответственные направления воздушной обороны России. В феврале 2015 года Министр обороны России Сергей Шойгу заявил о намерении ведомства наращивать группировку войск в Восточном военном округе для предотвращения возможных угроз на Северном морском пути и в Арктике. Министр обороны отметил, что соединения и воинские части, дислоцированные в арктическом регионе, получили на вооружение новые и модернизированные образцы техники, в том числе современные истребители Су-30СМ. В марте Сергей Шойгу также выступил с заявлением, что одним из ключевых направлений военной политики страны, форпостом между западом и востоком стал Крым, защитить который в случае необходимости готовы флот, авиация и сухопутные войска. Он сообщил, что на аэродроме в Бельбеке теперь базируются 14 многофункциональных истребителей, среди которых есть несколько Су-30СМ.

Проявили к Су-30СМ интерес и зарубежные военные. Впервые за всю историю своей независимости Казахстан купил новые боевые самолеты. Как сообщил президент корпорации «Иркут» Олег Демченко, это государство заказало четыре Су-30СМ. «Все четыре самолета готовы», — заявил Демченко.

Группа летного и инженерно-технического состава авиационных частей ВВС Казахстана в феврале 2015 года прошла на ИАЗ теоретическое обучение по управлению Су-30СМ, изучила его технологическую базу и оборудование. Для практического обучения была выбрана авиационная база в Талдыкоргане (центр Алматинской области Казахстана). Как сообщила газета «Ведомости», всего в Казахстан до 2020 года может быть поставлено до 36 Су-30СМ.

МиГ-35С и МиГ-29М

Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» рассчитывает в ближайшей перспективе подписать госконтракт на поставку ВВС России партии многофункциональных истребителей МиГ-35С поколения 4++. За основу для этого многофункционального истребителя был взят прототип МиГ-35, который участвовал в индийском тендере. Для разработки МиГ-35С по техническому заданию ВВС России в 2015–2017 годах будут проведены опытно-конструкторские работы (ОКР).

Новый легкий истребитель для ВВС России будет отличаться от «индийского варианта»: это будет машина, оснащенная самым современным бортовым радиолокационным оборудованием и двигателями с повышенным ресурсом. Одновременно с ОКР может быть подписан госконтракт на закупку небольшой партии этих истребителей. «В настоящее время идет нормальная предконтрактная работа по подготовке необходимых документов, — сказал в марте 2015 года генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков. — Их оформление уже идет. Закупка Минобороны РФ МиГ-35 предусмотрена действующей госпрограммой вооружений. Поставка МиГ-35 ВВС России может начаться уже в следующем году».

МиГ-35C — это многоцелевой истребитель, представляющий собой дальнейшее развитие боевых самолетов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 в направлении повышения боевой эффективности и универсальности, а также улучшения эксплуатационных характеристик.

Основные отличия МиГ-35С:

• интеграция в состав бортового радиоэлектронного оборудования информационно-прицельных систем пятого поколения;
• возможность применения перспективных авиационных средств поражения российского и иностранного производства;
• повышенная боевая выживаемость, достигаемая за счет внедрения бортового комплекса обороны.

Новейшее бортовое оборудование в сочетании с перспективным вооружением позволяет истребителям МиГ-35С решать широкий круг задач.

О преимуществах нового самолета рассказал заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой России Анатолий Квочур: «Я летал на одноместном МиГ-29М (прототип МиГ-35 — ред.), и это, скажу вам, была мечта летчика: классная аэродинамика, система управления, топлива больше, чем в обычном МиГ-29. На МиГ-35 практически сохранена схема МиГ-29, который впервые полетел еще в 1977 году: двухдвигательный самолет с отработанной схемой надежности.

Хотя у МиГ-29 был существенный недостаток — очень прожорливый двигатель, что, естественно, отражалось и на боевом радиусе действия машины. Но сейчас все это «подлечено», усовершенствована авионика, система управления».

Говоря о боевом применении МиГ-35С, Анатолий Квочур отметил: «Если говорить о локальных боевых действиях, то он может использоваться при решении задач прикрытия войск и объектов фронта, для боевых операций с участием фронтовых бомбардировщиков — Су-24 и Су-34, а также каких-то не очень дальних рейдов оперативно-стратегических бомбардировщиков Ту-22М3. Если речь идет о глобальном конфликте, то тогда задача МиГ-35С — уничтожение точечных очагов боевых действий, объектов ПВО или «отработка» по крупным административным центрам, предприятиям оборонки, стратегическим объектам вроде атомных электростанций».

Как и Су-35 и Су-30СМ — более тяжелые истребители поколения 4++, МиГ-35С планируется оборудовать современной авионикой. «Многофункциональный боевой комплекс МиГ-35С постоянно совершенствуют, — рассказал Сергей Коротков. — Конструкторы Инженерного центра ОКБ им. А. И. Микояна оснастили его электронными системами пятого поколения». Ожидается, что после проведения ОКР получит радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Первый заместитель гендиректора и генконструктор корпорации «Фазотрон-НИИР» (входит в «Концерн радиоэлектронные технологии») Юрий Гуськов рассказал в феврале этого года: «Еще в 2010 году компания освоила технологию АФАР, и демонстратор радара с такой решеткой был установлен на самолете, участвовавшем в индийском тендере. Там стоял демонстратор радара с АФАР, и отзывы индийских летчиков были самые хорошие. Наш локатор не получил практически ни одного замечания, а его конструкция была рекомендована всем нашим конкурентам, которые участвовали в этом тендере». По словам Гуськова, первая партия из примерно 30 МиГ-35 для ВВС России получит радар без АФАР. «Цель РСК «МиГ» — получить заказ Минобороны РФ, поставить МиГ-35С в серию и параллельно выполнять опытно-конструкторские работы с тем, чтобы начиная, предположительно, с 30-го самолета поставить уже на него радар с АФАР», — сказал генконструктор «Фазотрон-НИИР».

Он отметил, что это — традиционная мировая практика сначала освоить серийный выпуск базовой версии, а уже потом использовать радар с АФАР. «С западноевропейским Eurofighter Typhoon такая же ситуация — примерно половина из них строится сейчас с обычной антенной с механическим сканированием, а остальные 40–45 % будут с активным сканированием», — заметил Гуськов.

Заказ отечественными военно-воздушными силами станет хорошей рекомендацией самолета для инозаказчиков.
«Взять тот же самый Казахстан. Летчики, которые полетали на МиГ-35 (демонстраторе — ред.), восторженно говорят о самолете, — рассказывает гендиректор РСК «МиГ» Сергей Коротков. — В России и на выставке в Астане мы вывезли семь казахских летчиков. Все они очень высоко оценивают летно-технические и боевые возможности нашего истребителя, хотели бы летать на нем. Но при этом говорят, когда Министерство обороны Российской Федерации закупит этот самолет, тогда было бы гораздо проще и нам его получить».

Не исключено, что МиГ-35 будут поставлены в Египет наравне с другой авиационной техникой. В сентябре 2014 года генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков заявил, что Египет высказывает заинтересованность в закупке партии истребителей МиГ-35. В марте этого года Правительства Российской Федерации и Арабской Республики Египет подписали протокол о военном сотрудничестве. Вслед за этим египетская газета El-Badil привела длинный список предстоящих египетских покупок оружия в России, в котором фигурировал и МиГ-35.

Кроме того, хорошие экспортные перспективы имеет модификация МиГ-29М/М2. Она появилась раньше МиГ-35, но также относится к поколению 4++. Это одно- (М) и двух-местные (М2) многофункциональные истребители, которые по сравнению с модификациями поколения 4+ (МиГ-29СЭ, МиГ-29УБ, МиГ-29СМТ и пр.) имеют повышенную дальность полета, увеличенную боевую нагрузку и расширенную номенклатуру бортового вооружения. Возможность приобретения МиГ-29М/М2 сейчас рассматривают ряд стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и СНГ.
Оригинал взят у uacrussia в Плюсы четвертого поколения: российские ВВС делают ставку на Су-35С, Су-30СМ и МиГ-35С

simfosj1.livejournal.com

Русская загадка. почему ВВС России одновременно приобретают три новые версии СУ-27?

«Военный Паритет». ВВС России вооружаются одновременно тремя «слегка разными» модификациями истребителя Су-27 разработки компании «Сухой» от двух производителей, сообщает medium.com (статья эксперта Томаса Ньюдика (Thomas Newdick) от 21 февраля — прим. «ВП»).


Это немного странно и расточительно. Например, ВВС США покупают только один новый тип истребителя — F-35A, которых намерены приобрести более чем 1763 единицы, чтобы заменить большинство существующих тактических самолетов и теоретически достичь максимальной эффективности парка истребительной и штурмовой авиации.

Россия приобретает несколько десятков истребителей моделей Су-30М2, Су-30СМ и Су-35С — это модернизации базового Су-27, появившегося в 1970-х годах и известного в НАТО как Flanker. Вероятно, это решение связано с тем, чтобы держать на плаву два завода на фоне спада экспортных поставок.

https://www.facebook.com/voennyparitet?fref=ts

Су-30М2 были первыми, которые начали поступать на вооружение из этих версий. В декабре 2011 года самолеты были замечены на базе 6972 в Крымске (южный регион Краснодар).

Первые три Су-30СМ прибыли на базу 6982 в Домну (Сибирь) в ноябре 2013 года. К концу этого года там уже насчитывалось более 10 машин этой модификации. В 2014 году ожидается поступление еще 10 самолетов.

Первые оперативные Су-35С поступили на вооружение 23-истребительного авиаполка на базе 6883 в Дземги (Хабаровский край на дальнем востоке страны). _

Су-30М2

Из этих трех версий наименее сложным является двухместный Су-30М2, разработанный на базе экспортной версии Су-30МКК для Китая. Самолеты производятся в КНААПО (Комсомольск-на-Амуре авиационное производственное объединение, дальний восток страны). Машина считается дальнейшим развитием Су-30МК, который производился на заводе «Иркут» (Иркутская область, Сибирь). Самолеты Су-30МК2 производства КНААПО поставлялись во Вьетнам, Индонезию, Венесуэлу и Уганду.

Летом 2009 года был заключен первый заказ на Су-30М2 для ВВС России. Самолеты имеют много общего с одноместным Су-27СМ (КНААПО), который, в свою очередь, является модернизацией Су-27 первого поколения.

МО РФ заказало четыре Су-30М2 и 12 Су-27СМ3, вероятно, двухместные машины будут выполнять роль всепогодных ударных самолетов. Вероятно, общее количество заказов на Су-30М2 достигнет 20 единиц, но по состоянию на декабрь 2013 года замечено всего четыре.

Су-30СМ

Очень похожий на Су-30М2 также двухместная модель Су-30СМ является продуктом завода «Иркут», конкурента КНААПО. Эта машина является российской версией Су-30МК, имевшего ошеломительный экспортный успех (первым клиентом стала Индия, затем подключились Малайзия и Алжир).


По сравнению с Су-30МКК от КНААПО экспортный Су-30МК был более продвинутой машиной, в частности, имел возможность интегрировать западную авионику. Клиенты могли заказать компоненты оборудования как российского, так и украинского, французского, индийского и израильского производства. Самолет имеет переднее горизонтальное оперение, силовую установку с управляемым вектором тяги и более совершенную электродистанционную систему управления (ЭДСУ).

Сюрпризом стал заказ МО РФ на 30 машин в марте 2012 года, в декабре было объявлено о закупке уже 60 самолетов. Российские СМИ сообщают, что все 60 машин будут переданы заказчику к концу 2015 года, хотя по состоянию на декабрь 2013 года ВВС получили всего 16 истребителей. Российская версия будет иметь исключительно российское оборудование (заменены индийские и израильские компоненты). Интересно, что некоторые машины будут переданы авиации ВМФ.

В то время как Су-30М2 использует бортовой радар Н001В (модернизация базовой РЛС Су-27), Су-30СМ оснащен БРЛС Н011М «Барс-Р» с пассивной ФАР, что значительно увеличивает его возможности. Эти самолеты должны получить на вооружение современные ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-СД и РВВ-МД.

Су-35С

Су-35 отличается от Су-30 тем, что является одноместным, разработка, полномасштабная разработка велась с начала 2000-х годов. Машины выпускаются в КНААПО и имеют новый планер, авионику, силовую установку (АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги), передовую ЭДСУ и новую оптико-электронную станцию переднего обзора. На машине нет ПГО, так как и без него Су-35С обладает сверхманевренностью.

Россия до сих пор не представила публично РЛС с активной ФАР, вероятно, ею будут оснащены истребители Т-50 пятого поколения. Су-35С оснащен радаром Н135 «Ирбис» с пассивной ФАР (развитие «Барса»).

СМИ сообщают о возможной поставке Су-35С в Китай, хотя нет фактических доказательств того, что китайцы заинтересованы в такой сделке. Вместо экспортных поставок в 2009 году ВВС РФ заказали 22 машины, 12 из которых базируются в Дземге. Поставка первой партии из 48 машин, вероятно, завершится в 2015 году, и следует ожидать второго контракта на поставку такого же количества самолетов.

Благодаря современному оборудованию и возможностям силовой установки Су-35, пожалуй, является наиболее эффективным промежуточным самолетом в ожидании поступления на вооружение истребителей нового поколения Т-50. Как сообщают СМИ, Су-35С способен применять УР воздушного боя сверхбольшой дальности РВВ-БД (до 200 км), вследствие чего может занять нишу дальних перехватчиков МиГ-31.

Русская загадка

Почему ВВС России понадобились три версии Су-27?

Пока семейство Су-27 наслаждалось успехом на экспортном рынке, наличие двух сборочных заводов — КНААПО и «Иркут» — не было большой проблемой. Но сегодня экспортные заказы грозят «высохнуть полностью». ВВС Индии строят лицензионные Су-30МКИ, Китай — нелицензионные на базе Су-27/Су-30МКК.

Малайзия решила больше не приобретать Су-30МКМ, Индонезия вряд ли закажет значительное количество для замены F-5.

Наиболее вероятной причиной того, почему Москва решила закупать сразу три разные версии от двух производителей, является стремление поддержать бизнес этих заводов. Кроме того, принятие на вооружение Су-30М2, Су-30СМ и Су-35С должно повысить их экспортную привлекательность.

Между тем ВВС России остро необходимы новые истребители. Т-50 нуждается еще в нескольких годах доводки, кроме того, не исключается серьезная переделка самолета, как об этом пишет известный эксперт Петр Бутовски (Piotr Butowski).

График поступления на вооружение Т-50 все время отодвигается. Первоначально ВВС России заявляли, что в этом году самолеты поступят в летно-испытательный центр в Ахтубинске, но госприемка самолета может быть задержана. Трудности в программе могут сорвать планы достижения первоначальной боевой готовности во второй половине 2016 года и начало полномасштабного производства с конца 2016 года. Оптимистичным сценарием является поставка первых 60 машин в период 2016-2020 годов, но сейчас это представляется вряд ли осуществимым. В результате ВВС остро нуждаются в промежуточных самолетах.

Из сотен истребителей ВВС России большинство устарели. Распад СССР и последующий экономический кризис снизил производство боевых самолетов до минимума. Только в последние годы Москва имеет ресурсы для покупки значительного количества самолетов новой постройки.

Но даже десятки Су-30М2, Су-30СМ и Су-35С не способны полностью обновить парк истребительной авиации. ВВС России имеют всего около 30 модернизированных истребителей МиГ-29, от которых отказался Алжир. Тяжелые перехватчики МиГ-31 все еще остаются на вооружении шести баз, но только небольшое количество было модернизировано до уровня МиГ-31БМ. Нет никаких доказательств, что перехватчики получили новые ракеты.

Плановая модернизация МиГ-29 вряд ли замышляется, преемника МиГ-31 не видно, и, кажется, именно истребителям ОКБ Сухого придется защищать небо России в долгосрочной перспективе. Будет ли МО РФ продолжать приобретение вышеуказанных версий Су-27, покажет время. Надежды получить истребитель пятого поколения зависят от программы Т-50.

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *