холодное оружие, как выглядит, приёмы, история возникновения, боевое применение, как изготавливалась

Азиаты издавна создавали интересные виды оружия. Нагината – одно из них. С японского (наги-катана) дословно переводится как «длинный меч на древке», что неудивительно, потому как длина оружия составляет свыше 2 м.

Проблема в том, что по европейским характеристикам нагината является древковым оружием близким к глефе (рубящее древковое оружие с коротким клинком). Рукоять этого «длинного меча» в рост среднего человека, а клинок чуть больше 30 см.

История создания необычного оружия

Точных сведений о первом применении нет, однако упоминания об оружии относятся к эпохе Хэйан (782 – 1184 гг.). Впрочем, достоверных данных о месте появления тоже нет: одни исследователи говорят, что родина – Китай, другие – Япония. Но Поднебесная более вероятное место появления.

Японская характеристика «меч» возникла от местной классификации оружия, где клинок свыше 15 см относится к мечам и обозначается иероглифом «то» или «катана», переводящимся как «меч».

В европейской боевой традиции придерживаются тождественности нагинаты и глефы, хотя их назначение и строение различаются. Если европейское оружие было оснащено круглым древком и прямым широким клинком, то азиатскому оружию присуща длинная овальная рукоять и изогнутый короткий клинок.

В дальнейшем, нагината стала символом женщины-самурая и передавалась по наследству: от матери к дочери.

Известен случай, когда 3000 онна-бугейша (женщины-самураи) защитили крепость от 10000 воинов клана Ходжо. В период Эдо (1603 – 1868 гг.) наги-катана стала оружием, которым жены самураев защищали дом, пока мужья были на войне.

Как изготавливалась наги-катана

Для нагинаты принцип изготовления не отличался от прочих мечей. Условно оружие делится на две части: клинок (рубящая часть) и рукоять (ручка). Рукоять, как и у прочих мечей, прямая, овальной формы. Было два варианта длины: 1,5 и 2 м. Двухметровую ручку использовали в боевых или женских вариантах «катаны», а полутораметровую – в тренировочных.

На конце рукояти крепился железный, заостренный колпачок «ишизуки», служивший противовесом и создававший точку нанесения дополнительного удара. Как и у прочих творений сумеречного японского гения, у наги-катаны гарда была лишь в образе кольцеобразной или овальной пластины, соединявшей рубящую часть и ручку.

Рубящая часть составляла более 30 см, была заточена только с одной стороны, нередко клинок был загнут к острию. Характерным признаком меча японской конструкции является идентичность клинков, начиная с танто (кинжал для ближнего боя) и заканчивая нагинатой (длинный меч).
Многолетний путь использования наги-катаны в бою.

«Длинный меч» со времен своего создания прожил богатую жизнь.

Естественно, большинство самураев предпочитали использовать обычные катаны, однако эффективность наги-катаны признавали, но сохэи (боевые монахи) и ямабуши (горные отшельники) любили пользоваться наги-катаной. Затем это оружие стало признаком равноправия мужчин и женщин. Женщины с этой палкой могли сражаться наравне с мужчинами, а порой и побеждать более умелого соперника.

Во всяком случае, в стране Восходящего Солнца было свыше 400 школ, обучавших нагинатадзюцу (искусство боя нагинатой, дословно «искусство длинного меча»), неудивительно, почему многие люди умело ей овладевали. Вслед за развитием техник ведения боя появляются доспехи, защищающие владельца от такого длинного меча. В первую очередь это была защита для ног.

Нагината пережила два спада своей популярности. Первый произошел в XIV-XV веках, и был связан с появление дополнительной брони для ног и с появлением огнестрельного оружия, где конница становилась бесполезной, а вслед за ней полезность теряли и бойцы наги-катаны.

До XIX века люди хранили его в своих домах, отдавая дань памяти древнему оружию. Второй спад связан в эпохой Мейдзи («просвещенное правление» императора Муцухито) и индустриальной революции, воздвигнувший Японию на высокий уровень, отчего оружие стало невостребованным.

Возрождение наги-катаны

Но почти столетие спустя нагината вновь обретает популярность.

В начале XX века правительство вводит уроки нагинатадзюцу для девочек и женщин, чтобы укрепить их дух и чувствовать себя уверенней при физической слабости.

Со временем, начинают проводиться соревнования по нагинатадзюцу, добавляя в стиль боя элементы кендо (современный стиль боя на бамбуковых мечах ведущий происхождение от стиля боя самураев кендзюцу, так называемый «путь меча»).

Если в XX веке школы «пути меча» и «искусства длинного меча» различались между собой, то в XXI веке школы практически сливаются в единый стиль. Представители этих стилей часто проводят между собой спарринги, экипировка отличается только перчатками.

Наследие наги-катаны

Хотя оружие нагината не принесла чего-то сверхъестественного в мир холодного оружия, но людям она однозначно запомнилась. Во-первых, появление локальных соревнований и мировых чемпионатов по нагинатадзюцу. Во-вторых, нагината стала популярным объектом в массовой культуре. В-третьих, она стала одним из символов японского воина.

Перспектива развития данного вида спорта такова, что нагинатадзюцу способна посоревноваться с фехтованием. Учитывая уровень популярности этих видов спорта, их динамику, можно предположить, что рано или поздно нагинатдзюцу сместит фехтование.

Вторая часть развития кроется в массовой культуре. В основном это видеоигры, манга (японские комиксы) и аниме (стиль японской анимации). Если с мангой и аниме в этом плане все предельно ясно, поскольку любой творец будет добавлять часть культуры своей нации в свои творения, то в случае с видеоиграми заметно, что нагината «добралась» и до Запада.

Образ нагинаты стал довольно популярен в видеоиграх.

Например, один из видов оружия в видеоигре, созданной компанией из США, Terraria – нагината. Британская игровая компания создала первую видеоигру (Shogun: Total War) из серии Total War в мире междоусобных войн феодальной Японии. Нагината довольно интересное оружие. Ни один любитель холодного оружия не обходит её стороной, да и потенциал спортивных соревнований с ней постоянно растет.

Видео

warbook.club

Нагината: Японский Меч и Оружие Самурая, Нагинатадзюцу

29.04.2019

Японская и европейская классификация холодного оружия весьма различны. Согласно последней, знаменитый японский меч катана вообще является не мечом, а саблей с изогнутым клинком и односторонней заточкой. Японцы же считают мечом любой вид холодного оружия с длиной клинка более 15 см, линией жесткости и хвостовиком с отверстием для специального шипа. В эту категорию попадает весьма широкий спектр клинкового оружия, от короткого кинжала танто до таких гигантов, как нагината, с длиной, нередко превышающей два метра.

Нагинат

часто называют японской алебардой и причисляют ее к древковому оружию. И то, и другое неверно. По своим функциям и боевому применению нагината больше похожа на европейскую глефу, хотя по конструкции они сильно отличаются. В японском языке название этого оружия пишется с помощью двух иероглифов, первый из которых обозначает древко, а второй – изогнутый меч. Дословно это слово переводится, как «длинный меч» или «меч на древке».

Нагината – это холодное оружие, которое состоит из длинной рукояти (до двух метров) и изогнутого клинка с односторонней заточкой. Его размеры могут достигать 30 см. Причем следует отметить, что деревянная часть оружия – это не древко, как в случае с глефой, а именно рукоять овального сечения. Такая форма значительно облегчала фехтование, позволяя отбивать даже самые быстрые удары меча или копья.

Клинок нагинаты крепится к рукояти точно так же, как и аналогичные элементы у более коротких мечей. По форме он также сильно напоминает клинок обычного японского короткого меча. От рукояти он отделен гардой кольцеобразной формы, иногда дополненной металлической поперечиной, загнутой кверху или прямой. Эти элементы использовались для парирования ударов противника.

На нижнем конце рукояти обычно крепили «ишизуки» — специальный металлический колпачок (часто заостренный), который служил в качестве противовеса клинку, а также он мог использоваться для нанесения ударов.

Известны укороченные варианты этого оружия с рукоятью до 1,5 метра. Обычно ими пользовались во время тренировок или же такие мини-нагинаты изготавливали для женщин. Еще можно добавить, что размеры и внешний вид нагинат зависели от вкуса владельца оружия и его индивидуальных особенностей: роста, физической силы, длины рук и др.

Техника владения этим оружием называется нагинатадзюцу, и оно едва ли не древнее искусства владения традиционным японским мечом. Первое упоминание о боевом использовании нагинаты можно найти в хронике Кодзики, оно датируется 712 годом. Исследователи, изучающие историю японских боевых искусств, заявляют, что в стране существовало более 400 школ, в которых изучали нагинатадзюцу.

Однако самым интересным является другое: несмотря на свои значительные размеры, меч-нагината была и до сих пор остается самым «женским» видом японского холодного оружия.

История оружия

Как уже было сказано выше, первое упоминание о нагинатах относится к началу VIII столетия, его можно найти в знаменитой хронике Кодзики – монументальном памятнике древнеяпонской литературы. В ней упоминались сохэи – легендарные священники-воины, – которые использовали нагинаты. Вероятно, что это оружие пришло в Японию из Китая (там существует очень похожий аналог под названием дадао), а затем была значительно доработана в соответствии с японскими воинскими, ремесленными и культурными традициями.

Нагинату можно увидеть на исторических рисунках, изображавших сражения периода Тэнге (X век). В «Летописи Трех Лет в Ошу» (XI век) дается подробное описание использования этого оружия в бою. Из повествования становится понятно, насколько высоко воины того периода оценивали боевые качества нагинаты. В XII веке, во время так называемой Войны Гэмпэй нагината получила широкое распространение в качестве эффективного средства против вражеской кавалерии. Активное использование этого оружия привело даже к изменениям в традиционном японском доспехе: чтобы уберечь ноги воинов от ударов нагинаты, была введена специальная защита голени.

Если судить по древним литературным источникам, то настоящими виртуозами владения нагинатой были монахи сохэи. До нас дошли красочные описания поединков с использованием нагинат во время ожесточенных войн между кланами самураев Минамото и Тайра.

В XIV-XV вв. нагината стала несколько короче и получила ту форму, которую мы знаем сегодня. В это же время тактика кардинально изменилась тактика боевых действий, на поле боя на смену разрозненным группам воинов пришел сомкнутый строй копейщиков. Против длинных копий нагината была малоэффективна. В XVII столетии с появлением огнестрельного оружия боевое значение нагинаты стало еще меньше.

Однако чем менее нагината становилась полезной для мужчин, тем больше внимания на это оружие обращали японские женщины. Когда именно самурайские дамы «положили на нее глаз», сказать трудно. В средневековой Японии женщины-воительницы не были таким уж исключительным явлением, в летописях полно описаний их подвигов. Однако в ранние периоды для своих боевых свершений они чаще использовали лук или короткий меч. Бытовало мнение, что нагината прекрасно подходит для представительниц прекрасной половины человечества, так как ее длина позволяет удерживать противника на значительном расстоянии и таким образом нивелирует преимущества мужчины в росте, силе и весе. Естественно, что не все средневековые японки могли позволить себе заниматься нагинатадзюцу, обычно это была привилегия аристократок.

Женщины из знати, которые в те неспокойные времена проживали в опасных приграничных районах, не были изнеженными или слабыми. В случае необходимости они сражались бок о бок со своими мужьями или братьями. В то время их положение в обществе было весьма высоко, они нередко становились управляющими своих владений, что вынуждало обучать девочек хотя бы минимуму воинских умений. Вероятно, что некоторые японские дамы этим самым минимумом не ограничивались.

Нагината очень быстро превратилась в символ статуса женщин из класса самураев, зачастую она была частью приданного девушек из благородных семей. Считалось, что с помощью этого оружия онна-бугайся («женщина-самурай») вполне способна защитить свой дом в случае отсутствия мужа. Женщина, владеющая техникой нагинатадзюцу, могла в одиночку справиться с бандой головорезов, проникших в ее дом.

В «Повести о военной смуте в районе Бити» описывается, как супруга самурая Мимура Котоку, прихватив свое любимое оружие и вооружив еще 83 женщин, пошла в бой, «вращая своей нагинатой, словно мельничным колесом». Затем она вызвала на поединок предводителя нападавших. Мужчина отказался драться с ней, заявив, что она демон. Дальше в летописи говориться, что женщины вернулись в замок, проложив себе дорогу через строй вражеских воинов.

Уже в середине XV века многие традиционные школы японских боевых искусств ввели нагинатадзюцу в обязательную программу обучения. Надо сказать, что во время тренировок девочкам не делали никаких поблажек, требования к ним были также суровы и жестки, как и к мальчишкам при обучении их кэндо.

В одном из старинных японских трактатов говориться, что «обучение нагинате, домашней экономике и шитью сделают женщину идеальной». Вот такое вот Kinder, Küche, Kirche («кухня, дети, церковь») по-японски. Считалось, что занятие с нагинатой воспитывали в женщинах сильную волю и позволяли лучше понять самурайские традиции, чтобы стать идеальной супругой воина.

В эпоху воюющих провинций Сэнгоку женщину, вооруженную нагинатой, можно было нередко встретить и на поле боя. В этот период именно женщины нередко становились последними защитниками родовых замков. Есть многочисленные сведения, что жены некоторых военачальников водили в бой целые «женские дружины», вооруженные нагинатами. Описан случай, когда 3 тыс. женщин, вооруженных нагинатами, сумели отстоять замок Тоэйзакаяма, от вражеского отряда, насчитывавшего 10 тыс. воинов. При этом нападавшие понесли значительные потери.

Очень распространенным явлением были добровольные женские отряды, которые защищали ту или иную местность от разбойников или мародеров.

Однако уже в XVIII веке нагината практически не встречается на поле боя, она перемещается в жилище, где хранится, как семейная реликвия. Это оружие использовали в разных церемониях: на свадьбах, во время приема почетных гостей и др. Хотя, в XVIII и даже в XIX столетии еще встречаются случаи использования нагинат по их прямому назначению. Их применяли в 1876 году у стен города Сацума, а также в 1868 году в боевых столкновениях в префектуре Фукушима. В обоих случаях это оружие использовали женщины.

Революция эпохи Мейдзи положила конец феодальным пережиткам и во многом поломала традиционные устои японского общества. В стране стали ускоренными темпами внедряться достижения западной цивилизации. В конце концов, эти процессы превратили Японию из отсталой аграрной страны в одно из ведущих индустриальных государств мира. Однако одновременно с этим революция Мейдзи привела к упадку традиционных боевых искусств, в том числе и нагинатадзюцу. Понадобилось несколько десятилетий, чтобы вернуть интерес японцев к нагинате.

В середине 20-х годов прошлого века нагинатадзюцу была введена в программу японских общеобразовательных учреждений. Японские чиновники посчитали, что эта древняя техника лучше всего подходит для укрепления воли, тренировки тела и ума девушек и женщин Страны восходящего солнца. Был создан так называемый стиль школьной нагинаты, которому обучали японских девочек.

Благодаря усилиям энтузиастов (скорее, энтузиасток) искусство нагинатадзюцу было воссоздано и сегодня пользуется большой популярностью в Японии. В наши дни оно превратилось в спорт, который так и называется «нагината». В 1955 году была создана Всеяпонская федерация нагината, куда вошли все спортсмены, практикующиеся с этим видом оружия. В 1956 году был проведен первый чемпионат. Спортивные клубы нагината чаще всего образуются при различных учебных заведениях.

Еще можно добавить, что нагината – это одно из немногих (а может и единственное) спортивных единоборств, в котором подавляющее большинство составляют женщины.

В последние десятилетия нагината начала весьма успешную экспансию за пределы Японии. Этим видом спорта уже занимаются в Европе, США, Южной Америке и России. В 1990 году появилась Международная федерация нагината. Были проведены даже три мировых чемпионата: в Токио (1996 году), в Париже (1999 год) и Калифорнии (в 2003 году).

Аналогично с другими видами японских боевых искусств, нагината имеет два вида соревнований: собственно поединки и демонстрацию упражнений ката. Во время поединка спортсмен получает очки за удары, нанесенные по разным участкам тела соперника. Клинки спортивных нагинат выполняются из бамбука или дуба, участники поединков защищены маской и доспехами.

Техника применения

Нагината – это универсальное оружие, которое совмещает сильные стороны меча, копья и длинного шеста. Самурай с нагинатой мог наносить рубящие и колющие удары, при этом держать противника на значительном расстоянии, а также блокировать удары его меча или другого оружия. Металлический наконечник на нижнем конце рукояти позволял проводить тяжелые оглушающие удары, ощутимые даже для противника, защищенного доспехами.

Техника использования нагинаты очень разнообразна, она включает большое количество различных рубящих и колющих ударов. Этим оружием можно наносить акцентированные удары, сходные с теми, что применяются в традиционном кэндо. Владение нагинатой требует хорошей физической подготовки, особенно сильными должны быть кисти и предплечья. Этим оружием можно выполнять разнообразные круги и восьмерки, перебрасывая ее из руки в руку. В руках умелого фехтовальщика не меньшую опасность для противника несет и нижний конец нагинаты. Им можно выполнять различные тычки, отбивать удары противника и всячески отвлекать его внимание, чтобы затем нанести финальный удар клинком.

Мастер нагинатадзюцу в бою может охватить пространство 35 м2, действуя подобно смертоносному смерчу.

Если вам надоела реклама на этом сайте — скачайте наше мобильное приложение тут: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.news.android.military или ниже, кликнув на логотип Google Play. Там мы уменьшили кол-во рекламных блоков специально для нашей постоянной аудитории.
Также в приложении:
— еще больше новостей
— обновление 24 часа в сутки
— уведомления о главных событиях

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Нагината — оружие из Японии

Нагината – это холодное оружие родом из Страны восходящего солнца. Его отличительной особенностью является солидная длина древка и лезвия. Некоторые из сохранившихся до наших дней предметов оружия имели полутораметровое древко и лезвие длиной порядка 60 сантиметров. По сути, речь идет о симбиозе копья и меча.

Как и многие другие появившиеся в Японии вещи, на протяжении долгого времени нагината не была известна за пределами островов. Впрочем, у нее был аналог в Европе – глефа. Это еще раз доказывает, что восточная и западная цивилизации развивались параллельно.

История оружия

Первое упоминание нагинаты датируется 12-ым веком, но есть основания полагать, что оружие было создано значительно раньше. Некоторые историки и вовсе считают, что нагината пришла в Японию из Китая и была адаптирована под местные реалии. К сожалению, правды мы уже никогда не узнаем – слишком много воды утекло с тех далеких времен.

Изначально данным оружием пользовались в основном сохэи (войны-монахи), но оно быстро приобрело популярность. Все дело в повышенной эффективности, достигаемой за счет нескольких вариантов использования и возможности вести бой на дальней дистанции. В частности, нагинаты были очень эффективны против кавалерии, так как позволяли поражать лошадей и сбрасывать наземь всадников.

Именно из-за нагинаты в доспехах японцев появилось одно важное изменение – была добавлена защита ног. Специальные накладки на голени и бедра были призваны защитить солдат от ее острого лезвия.

Популярность нагинаты начала сходить на нет в 14-15 веках. Из-за изменений в военном деле, на полях сражений все чаще начали появляться плотные ряды копейщиков со щитами. Против таких воинов оружие было недостаточно эффективным.

В 17-ом веке и вовсе появились первые ружья и пистолеты. После этого нагинату в бою продолжили использовать только самые отъявленные ретрограды. Даже ярые приверженцы холодного оружия выбирали для себя другие, более компактные решения.

Искусство применения нагинаты

Нагината – это в высшей степени универсальное оружие. Его обладатель может наносить противникам колющие и режущие удары, а также ставить эффективные блоки. Неудивительно, что в разных районах Японии существовали свои школы, в которых обучали владению нагинатой.

Причем начиналось все с общефизических тренировок. Если у человека не будут развиты предплечья и кисти, он очень быстро устанет орудовать нагинатой, после чего та окажется бесполезной в реальной конфронтации.

Еще одной особенностью всех техник боя с применением нагинаты является жонглирование оружием. Постоянное перебрасывание из руки в руку, вращение, обманные удары – все это позволяет запугать и запутать противника. В руках умелого мастера она способна сразить даже самого опытного и внимательного воина.

Нагината сегодня

Сейчас нагината является одним из символов Японии. Да, она не так известна, как катана, но тоже регулярно фигурирует в современной культуре (кино, аниме и т.д.). Подобные предметы оружия очень легко отыскать и в музеях, причем некоторые из экспонатов могут похвастаться славной историей, насчитывающей не одно столетие.

На родине оружия все еще можно научиться с ним обращаться. Помимо специализированных школ, тематические курсы есть и в некоторых общеобразовательных учебных заведениях. Искусство владения нагинатой осваивают не только мальчики, но и девочки.

Существует и Международная федерация нагината с филиалами в России, США и ряде других стран. Теперь это еще одно боевое искусство с двумя разновидностями: поединок и демонстрация техники владения оружием. Если у вас когда-нибудь будет возможность посетить подобные соревнования, обязательно сделайте это.

<Книга с секретами ниндзя была обнаружена в публичной библиотеке в префектуре Аомори

Японский нож айкути>

viewout.ru

оружие самураев. Оружие и военная техника. Добавила Анастасия Збродова — VilingStore.net

Нагината — японское холодное оружие с длинным древком и расходящимся к острию длинным лезвием, имеет рукоять длиной около 2 метров и лезвие около 30 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный(1.2–1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность. Является аналогом глефы (разновидность алебарды ), но значительно более легкая. Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. Была излюбленным оружием сохэев, монахов-воинов. В мирное время нагината использовалась женщинами из класса самураев для защиты своего жилища.


Нагината — оружие самураев

Военное искусство владения нагината называется нагинатадзюцу. Больше всего на практике нагигата сегодня находится в модернизированной форме – гендай будо (gendai budо), известная как atarashii naginata («новая Naginata»). Использование нагината также преподается в Буджинкан (Bujinkan – международная школа боевых искусств в Японии) и в некоторых школах koryu (школы древних боевых искусств Японии). Практикующие специалисты нагината носят форму защитной брони, известной как богу (bogu), которая похожа на броню, которую используют в кэндо.

Нагината — оружие самураев

Упоминания о нагинате впервые появились в книге Коджики (Kojiki, древнейшая книга Японии) в 712 г. и использовалась сохэями (священниками– воинами) в течение периода Нара (710 – 794 г.г.). По всей вероятности, нагината была основана на китайском гуан дао (Guan Dao, китайская разновидность алебарды). В живописях, которые описывали поля боев, происходивших в течении войны периода Тэнгё (Tengyo, 938 – 947 г.г.), можно увидеть нагинату в использовании. В 1086 г., в книге «Летопись Трех Лет в Ошу» (Oshu Gosannenki, Ошу – город в префектуре Иватэ), было впервые задокументировано использование нагинаты в бою. В этом периоде нагината была расценена воинами как чрезвычайно эффективное оружие.

В течение Войны Гэмпэй (Gempei Sensou, 1180-1185 г.г.), в которой клан Тайра (Taira) воевал против Минамото Йоритомо (первый сёгун периода Камакура), основателя и главы клана Минамото, нагината заслужила особенно высокого уважения среди воинов. Сражения конницы стали важнее в этот период, и нагината оказалась превосходным оружием в борьбе против кавалерии и вывода из строя всадников. Нагината также получила широкое распространение, так как оружие поля боя вызвало введение доспехов для защиты голени как части брони. Превосходный пример роли женщин в японском обществе и военной культуре того времени – итагаки (itagaki) – женщины–самураи, которые были знамениты своими навыками владения нагинатой. В истории Японии был случай, когда 3,000 воинов итагаки защищали замок Тоэйзакаяма (Toeizakayama) от десяти тысяч воинов клана Ходжо (Hojo), которые были посланы, чтобы взять замок. Итагаки защитили свою крепость, убив существенное количество нападавших несмотря на подавляющее превосходство войск противника.

В течение периода Эдо (1603–1868 г.г.), так как нагината стала менее полезной для мужчин на поле боя, она стала символом социального статуса женщин класса самураев. Нагината была часто традиционной частью дочериного приданого самурая. Хотя они обычно не боролись как обычные солдаты, считалось, что женщины класса самураев способны к защите своих домов, пока их мужья были на войне. Нагината рассматривалась как самое подходящее оружие для женщин, так как она позволяет женщине держать нападающего на расстоянии, где любые преимущества противника в росте, весе и силе становятся не такими подавляющими, или вообще незначимыми.

В 17–м столетии повышение популярности огнестрельного оружия вызвало большое уменьшение количества нагинаты на поле боя. Однако, нагината использовалась в боях в 1868 г. на территории Айзу (Aizu, земли в префектуре Фукушима), и в 1876 г. у стен города Сацума (Satsuma, префектура Кагошима). В обоих случаях нагинату использовали женщины.

Благодаря влиянию Запада во времена Реставрации Мэйджи (23 октября 1868 г. – 30 июля 1912 г.) уменьшилось значение военных искусств, и нагината была призабыта. Это было вызвано социальной политикой того времени, когда центром изучения и совершенствования стало укрепление воли и тренировки ума и тела. В течение периода Сёва (Showa, 25 декабря 1926 г. – 7 января 1989 г.), нагината превратилась в обучающее оружие и стала частью общественной системы образования в 1912 г.; использовалась как «главный элемент физкультуры для девушек».

Военные искусства, которым обучались в Японии, были запрещены в течении пяти лет Союзническими Силами после японской капитуляции в конце Второй Мировой Войны. По истечении срока запрета в 1950 г., современная форма нагинаты развивалась как обучающее оружие известное как atarashii naginata («новая нагината»). Начиная с Второй Мировой Войны, мастерство владением нагинатой прежде всего практиковалось как спорт со специфическим акцентом на этикете и дисциплине, вместо того, чтобы как военно–служебное.

Хотя нагината ассоциирована с малым количеством практикующих специалистов, ряд школ системы «koryu bujutsu» (старые школы военных искусств), которые включают и более боевые формы нагинатадзюцу, остаются действующими, в том числе Araki Ryu, Tendo Ryu, Jikishinkage ryu, Higo Koryu, Tenshin Shoden Katori Shinto Ryu, Toda-ha Buko Ryu и Yoshin ryu, некоторые из них работают за пределами Японии.

vilingstore.net

Нагината «косящий меч». — Специальное назначение — LiveJournal

Нагината — японское холодное оружие с длинным древком и расходящимся к острию длинным лезвием.
Родившись в период Хэйан (782 – 1184) как новый вид оружия, нагината имела сложную судьбу. Оно получило распространение в роли оружия мощных пеших воинов, чаще всего сохэй – монахов-воинов.


Нагината имели различные размеры, всё зависело от вкуса владельца, его физической подготовки и моды. Формы клинков также различались. У некоторых нагината клинки являлись копией мечей, у других – клинок расширялся к концу. Древко нагината овальное, а не круглое, как у копья. С овальной рукоятью удобнее рубить, да и по форме рукояти легче сориентировать клинок.

Преимущественно, нагината использовалась для нанесения рубящих и режущих ударов. Техника владения этим оружием основана на сильных предплечьях. Обе руки воина были подвижны относительно древка, что позволяло наносить удары под разными углами, варьировать дистанцию поражения и направление атаки. Несмотря на размер, нагината прекрасно зарекомендовала себя в ближнем бою. Для атаки использовался не только острый наконечник, но и тупое окончание древка.

Женщины и нагината.
Превосходный пример роли женщин в японском обществе и военной культуре того времени – итагаки (itagaki) – женщины–самураи, которые были знамениты своими навыками владения нагинатой. В истории Японии был случай, когда 3,000 воинов итагаки защищали замок Тоэйзакаяма (Toeizakayama) от десяти тысяч воинов клана Ходжо (Hojo), которые были посланы, чтобы взять замок. Итагаки защитили свою крепость, убив существенное количество нападавших несмотря на подавляющее превосходство войск противника.
В течение периода Эдо (1603–1868 г.г.), так как нагината стала менее полезной для мужчин на поле боя, она стала символом социального статуса женщин класса самураев. Нагината была часто традиционной частью дочериного приданого самурая. Хотя они обычно не боролись как обычные солдаты, считалось, что женщины класса самураев способны к защите своих домов, пока их мужья были на войне. Нагината рассматривалась как самое подходящее оружие для женщин, так как она позволяет женщине держать нападающего на расстоянии, где любые преимущества противника в росте, весе и силе становятся не такими подавляющими, или вообще незначимыми.

Это интересно№1-
Ее применяли даже разведчики-ниндзя, хотя, на первый взгляд, она слишком велика, чтобы таскать с собой во время ночных операций, сопряженных с лазанием по деревьям, ползанием в кустах и т.д. Однако находчивый мастер ниндзюцу по имени Хоригути Гэнъисай Садамицу изобрел нагинату с укороченным древком, получившую название «ко-нагината» («малая алебарда»).

Это интересно №2 —
в одном из руководств для учителей нагинаты говорится: «Обучение нагинате, домашней экономике и шитью сделают женщину идеальной».

Это интересно №3 —
В начале эпохи Меджи (1868-1912) появился еще один стимул развития спортивных боевых искусств. В те времена возникли бродячие труппы, которые устраивали карнавалы боевых искусств, так называемые gekken kogyo. Некоторые деклассированные самураи присоединялись к этим труппам и демонстрировали свое искусство единоборства с желающими из зрителей. Гвоздем программы неизменно был номер, когда женщина с деревянной нагинатой сражалась с мужчиной, вооруженным деревянным или бамбуковым мечом.

Это интересно №4 —
Считается, что «суне-ате» (латы на ногах и бедрах) самураев были необходимы им для защиты от атак нагинатой.

specnazspn.livejournal.com

Оружие самураев. (игрой в Shogun: Total War навеяло): narvasadataa — LiveJournal

Яри.

  Яри – это японское копье, которое не предназначалось для метания. Военное искусство владения яри известно под названием сёдзюцу (sojutsu). Яри были размером от одного метра до свыше шести метров. Более длинные версии были под названием Оми Но Яри (omi no yari), копья покороче были известны как Мочи Яри (mochi yari) или Таэ Яри (tae yari). Самые длинные версии несли легкие пехотинцы (ashigaru), пока самурай обычно нес более короткие версии.

  Яри характеризовало прямое лезвие, которое могло быть длиной где-нибудь от нескольких сантиметров до 1 метра или больше. Лезвия были сделаны из той же высококачественной стали, с которой были выкованы мечи и острия стрел самурая. За всю историю производилось много вариаций прямого лезвия яри, часто с выступом на центральном лезвии. Лезвия яри имели чрезвычайно длинные очертания, которые были обычно длиннее, чем заточенная часть лезвия. Часть лезвия, что находится в полой части рукояти, приводила к тому, что древко рукояти становилось очень жестким. Из–за этого лезвие практически не могло упасть или сломаться.

  Древко (nakae) могло быть различной длины, ширины и формы; сделано из твердой древесины и покрыто лакируемыми бамбуковыми полосами. Она в свою очередь часто обертывалась в металлические пластины, и прикреплялась с металлической головкой (ishizuki) на конце толстого конца. Яри рассматривался как оружие с намного высшим качеством, чем среднее копье благодаря этим уникальным свойствам. Рукоять яри часто украшалась инкрустациями металлических или самоцветных материалов как например латунные булавки, лак, или хлопья жемчуга. Ножны (saya) были также частью полного яри.
Существовали различные виды яри, также их лезвий. Самое общее лезвие было прямым, плоским, напоминающим прямой кинжал, заостренный с обеих сторон. Этот вид лезвия мог резать также как и рубить и точился подобно лезвию бритвы.

  Яри произошли от китайских копий, они не были популярными до 13–го столетия. Истинное военное искусство Буси (bushi) не было предназначено для простолюдинов; это был ритуальный бой между двумя воинами (нередко дворянами), в котором присутствовали стрельба из лука верхом на лошади и поединки на мечах. Однако вторжения монголов в 1274 г. и в 1281 г. призвело к изменениям в японской военном искусстве и вооружении. Китайские и корейские воины, которые были на службе у монголов, были вооружены длинными пиками, защищены плотными доспехами, и двигались большими отрядами, чтобы отбивать атаки кавалерии. Алебарды (в том числе нагината и яри) были намного полезней, чем мечи, благодаря большему диапазону поражения, меньшему весу (хотя обычно алебарда была тяжелым оружием), и большой пронзительной способности. Мечи в крупномасштабных битвах использовались для защиты флангов в ближнем бою. Такая тенденция сохранялась с начала периода Хейян (Heian, 794 – 1185 г.г.) по период Муромачи (Muromachi, 1336 – 1573 г.г.).

  Яри, в отличии от луков (daikyu), получили большую распространенность среди самураев, а легкая пехота (ashigaru) использовала их также эффективно. Но с приходом периода Эдо (Edo, 1603 – 1868 г.г.) яри использовались все меньше. Причиной тому стали битвы с большим акцентом на маломасштабном близком бое посреди улиц и кварталов, а также удобство мечей (в противоположность длинному оружию поля боя). Алебарды и стрельба из лука потеряли практическое значение. В течение мирного периода Эдо яри все еще производились. Они существовали как церемониальное оружие этой эры.

Юми.

  Юми – японский лук, известный также под названиями Вакю (wakyu, короткий) и Дайкю (daikyu, длинный), длиной более двух метров, но в отличие от других луков, рукоять делит лук не пополам, а в пропорции один (низ) к двум (верх). В современной Японии используется во время занятий кюдо (kyudo, японское искусство стрельбы из лука). радиционные луки изготавливаются из слоёного бамбука, дерева и кожи, используя технологии не меняющиеся веками, хотя существуют более дешёвые аналоги изготовленные из стекло- и угле-волокна.

  Юми — асимметричный лук, с расположением рукоятки приблизительно в одной трети длины лука снизу. Существуют несколько гипотез возникновения такой формы. Основная гипотеза гласит, что такая форма необходима для стрельбы с лошади с возможностью свободного прицеливания в любую стороны. По другой гипотезе данная форма нужны для стрельбы из положения сидя. Также существует гипотеза, что такая форма возникла во времена до изобретения композитного лука для компенсации различий свойств древесины по удалению от корня. Без тетивы лук выгибается в противоположную сторону.

  Цуру (тетива) для юми традиционно изготавливают из пеньки, но большинство современных лучников используют синтетическую тетиву из таких материалов как кевлар из-за большей долговечности. Обычно тетиву не меняют до самого обрыва. Место контакта со стрелой усиливают дополнительной нитью с клеем, что позволяет защитить тетиву и более надёжно удерживать стрелу.

  Серьёзно занимающиеся кюдо относятся к луку с уважением, как к предмету великой силы, говорят, что лук содержит часть души человека его изготовившего. Ученик никогда не должен переступать лук лежащий на земле, что рассматривалось бы неуважительно. Обычно к луку относятся так, как хотели бы, чтобы относились к ним, например храня подальше от жары или холода, в сухом, но не слишком, месте. Также считается неуважительным трогать лук без разрешения его владельца.

  Бамбуковый лук требует внимательного ухода. Без этого лук может потерять форму и стать бесполезным. Форма лука может измениться в худшую сторону, и для исправления может потребоваться приложение давления через специальные болванки, или оставив его с натянутой тетивой или, наоборот, без тетивы на некоторое время. Если лук принял примерно плоскую форму, то его оставляют без тетивы. При чрезмерном выгибании лук оставляют с тетивой. При хорошем уходе лук может прослужить многим поколениям, в противном случае его жизнь будет коротка.

Нагината.

  Нагината — японское холодное оружие с длинным древком и расходящимся к острию длинным лезвием, имеет рукоять длиной около 2 метров и лезвие около 30 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный(1.2–1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность. Является аналогом глефы (разновидность алебарды), но значительно более легкая. Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. Была излюбленным оружием сохэев, монахов-воинов. В мирное время нагината использовалась женщинами из класса самураев для защиты своего жилища.

  Военное искусство владения нагината называется нагинатадзюцу. Больше всего на практике нагигата сегодня находится в модернизированной форме – гендай будо (gendai budо), известная как atarashii naginata («новая Naginata»). Использование нагината также преподается в Буджинкан (Bujinkan – международная школа боевых искусств в Японии) и в некоторых школах koryu (школы древних боевых искусств Японии). Практикующие специалисты нагината носят форму защитной брони, известной как богу (bogu), которая похожа на броню, которую используют в кэндо.

 

  Упоминания о нагинате впервые появились в книге Коджики (Kojiki, древнейшая книга Японии) в 712 г. и использовалась сохэями (священниками– воинами) в течение периода Нара (710 – 794 г.г.). По всей вероятности, нагината была основана на китайском гуан дао (Guan Dao, китайская разновидность алебарды). В живописях, которые описывали поля боев, происходивших в течении войны периода Тэнгё (Tengyo, 938 – 947 г.г.), можно увидеть нагинату в использовании. В 1086 г., в книге «Летопись Трех Лет в Ошу» (Oshu Gosannenki, Ошу – город в префектуре Иватэ), было впервые задокументировано использование нагинаты в бою. В этом периоде нагината была расценена воинами как чрезвычайно эффективное оружие.
  В течение Войны Гэмпэй (Gempei Sensou, 1180-1185 г.г.), в которой клан Тайра (Taira) воевал против Минамото Йоритомо (первый сёгун периода Камакура), основателя и главы клана Минамото, нагината заслужила особенно высокого уважения среди воинов. Сражения конницы стали важнее в этот период, и нагината оказалась превосходным оружием в борьбе против кавалерии и вывода из строя всадников. Нагината также получила широкое распространение, так как оружие поля боя вызвало введение доспехов для защиты голени как части брони. Превосходный пример роли женщин в японском обществе и военной культуре того времени – итагаки (itagaki) – женщины–самураи, которые были знамениты своими навыками владения нагинатой. В истории Японии был случай, когда 3,000 воинов итагаки защищали замок Тоэйзакаяма (Toeizakayama) от десяти тысяч воинов клана Ходжо (Hojo), которые были посланы, чтобы взять замок. Итагаки защитили свою крепость, убив существенное количество нападавших несмотря на подавляющее превосходство войск противника.
  В течение периода Эдо (1603–1868 г.г.), так как нагината стала менее полезной для мужчин на поле боя, она стала символом социального статуса женщин класса самураев. Нагината была часто традиционной частью дочериного приданого самурая. Хотя они обычно не боролись как обычные солдаты, считалось, что женщины класса самураев способны к защите своих домов, пока их мужья были на войне. Нагината рассматривалась как самое подходящее оружие для женщин, так как она позволяет женщине держать нападающего на расстоянии, где любые преимущества противника в росте, весе и силе становятся не такими подавляющими, или вообще незначимыми.


  В 17–м столетии повышение популярности огнестрельного оружия вызвало большое уменьшение количества нагинаты на поле боя. Однако, нагината использовалась в боях в 1868 г. на территории Айзу (Aizu, земли в префектуре Фукушима), и в 1876 г. у стен города Сацума (Satsuma, префектура Кагошима). В обоих случаях нагинату использовали женщины.
  Благодаря влиянию Запада во времена Реставрации Мэйджи (23 октября 1868 г. – 30 июля 1912 г.) уменьшилось значение военных искусств, и нагината была призабыта. Это было вызвано социальной политикой того времени, когда центром изучения и совершенствования стало укрепление воли и тренировки ума и тела. В течение периода Сёва (Showa, 25 декабря 1926 г. – 7 января 1989 г.), нагината превратилась в обучающее оружие и стала частью общественной системы образования в 1912 г.; использовалась как «главный элемент физкультуры для девушек».


 

  Военные искусства, которым обучались в Японии, были запрещены в течении пяти лет Союзническими Силами после японской капитуляции в конце Второй Мировой Войны. По истечении срока запрета в 1950 г., современная форма нагинаты развивалась как обучающее оружие известное как atarashii naginata («новая нагината»). Начиная с Второй Мировой Войны, мастерство владением нагинатой прежде всего практиковалось как спорт со специфическим акцентом на этикете и дисциплине, вместо того, чтобы как военно–служебное.

  Хотя нагината ассоциирована с малым количеством практикующих специалистов, ряд школ системы «koryu bujutsu» (старые школы военных искусств), которые включают и более боевые формы нагинатадзюцу, остаются действующими, в том числе Araki Ryu, Tendo Ryu, Jikishinkage ryu, Higo Koryu, Tenshin Shoden Katori Shinto Ryu, Toda-ha Buko Ryu и Yoshin ryu, некоторые из них работают за пределами Японии.

Тачи

  Тачи — длинный японский меч. Тачи, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тачи — как часть военных доспехов. В паре с тачи были более обычны танто, чем относящийся к катане короткий меч вакидзаши. Кроме того, богато украшенные тачи применялись как парадное оружие при дворах сёгунов и императора.

  Тачи имел среднюю длину лезвия около 78 см., больше, чем катана, средняя величина которой составляла около 70 см. В отличие от традиционного метода использования катаны в бою, тачи обычно использовался конницей. Самый длинный тачи (15–е столетие) составляет более чем 3,7 метров в полной длине (2,2 м. лезвие), но считается, что этот меч был церемониальным. В 1600 году множество старых тачи были перекованы в катаны. Большинство тачи не сохранились до наших дней, поэтому среди ценителей японского холодного оружия считается большой удачей увидеть настоящий тачи во всей красе.

  Тачи использовался прежде всего верхом на лошади, когда мечом можно было эффективно размахнуться для нанесения ударов по вражеской легкой пехоте. В пешем варианте он был все еще эффективным оружием, но отчасти неуклюжим для использования. Вот почему меч учигатана (uchigatana) – предшественник катаны – получил толчок для развития.

  Тачи был предшественником катаны как боевого оружия буси (класс воинов) феодальной Японии, и так как он эволюционировал со временем в новые форму и стиль, оба меча часто отличались друг от друга только тем, как они носились и длиной лезвия.

  Во времена монгольских вторжений в Японию (1274 г. и 1281 г.), были обнаружены некоторые слабые стороны в мече тачи, что и произвело к развитию катаны.

  В более поздней истории феодальной Японии, в течение периодов Сэнгоку (Эпоха Смут, середина 15–го века – начало 17–го века) и Эдо (Эпоха Токугава, 1603–1868 г.г.), определенные высокопоставленные воины, что стали правящим классом, носили свои мечи как тачи (лезвием вниз), вместо того, чтобы носить в ножнах, заткнутыми за пояс, режущей кромкой вверх.
  С повышением милитаризма в течение периода Сёва (29 апреля 1901 г. – 7 января 1989 г.), офицеры Имперской Японской Армии и Имперского Японского военно–морского Флота были вооружены тачи, которые называли Шин Гунто (в армии) и Кай Гунто (на флоте). Эти названия можно перевести как «мечи новой армии».

Катана.

 

  Катана — изогнутый японский меч. Катана исторически всегда ассоциировалась с самураями феодальной Японии, и стала знаменитым оружием благодаря необычной эластичности, в тоже время, поразительной остротой клинка и удивительной твёрдости. Нередко эти способности достигали мифических высот.

  Наряду с коротким мечом вакидзаши, катана входила в носимый комплект вооружения самураев, известный как пара мечей дайсё. Японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.

 

  Рукоять обтягивали кожей ската, акулы или другим материалом и оплетали шелковым шнуром. Существуют десятки способов оплетки. Особенно ценятся катаны, на которых есть «мэи» — подпись с именем кузнеца, часто дополненная годом изготовления и названием провинции. Однако даже на самых ценных клинках, создание которых эксперты приписывают известным мастерам, «мэи» часто отсутствует.

  Составные части катаны:


• Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) — Фучи (Fuchi),
• Шнур — Ито (Ito),
• Лезвие — Ками (Kami),
• Верхнее кольцо (головка) рукояти — Касира (Kashira),
• Вход в ножны — Коигучи (Koiguchi),
• Оконечность ножен — Кодзири (Kojiri),
• Петля для завязок — Куриката (Kurikata),
• Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти — Мэкуги (Mekugi),
• Украшение на рукояти под (или над) оплеткой — Мэнуки (Menuki),
• Хвостовик — Накаго (Nakago),
• Завязки — Сагэо (Sageo),
• Кожа ската на рукоятку — Самэ (Same),
• Ножны — Сая (Saya),
• Прокладка между гардой и кольцом (шайба) — Сэппа (Seppa),
• Молоточек для разборки меча — Тэцу (Tetsu),
• Клинок — Тосин (Toshin),
• Гарда — Цуба (Tsuba),
• Рукоять — Цука (Tsuka),
• Оплетка — Цукамаки (Tsukamaki),
• Муфта для фиксации меча в ножнах — Хабаки (Habaki).

  Катана возникла в период Муромачи (1392–1573 г.г.) в результате изменения боевых условий на поле боя, требующих более быстрых реакции и скорости ответного удара. Катана облегчила эту дилемму тем, что отбивая своим лезвием оружие противника, самурай мог парировать атаку и нанести ответный удар врагу в единственном движении. Сначала искривленный меч самурая носился с запугивающим лезвием, только со временем лезвие приобрело знакомый всем облик. Способность отбивать и рубить в одном движении также стала все более и более полезной в ежедневной жизни самурая.


  Длина лезвия катаны значительно изменилась в течении истории этого меча. В конце 14–го – в начале 15–го века лезвие катаны составляло 70–73 см. в длине. В течение 16–го столетия, средняя длина была более близка к 60 см., но в конце того же столетия лезвие было снова длиной приблизительно 73 см.


  Катана носилась чаще всего в паре с вакидзаши, то есть сёто (второй меч в паре дайсё), оба меча носились только самураями. Представителям других каст населения было строго–настрого – под страхом смертной казни – запрещено носить с собой катану. Очень редко катана носилась в паре с танто. Пара мечей – катана и вакидзаши – были названы дайсё и они представляли социальный статус и личную честь самурая.

Танто.

 

  Танто (яп. тан — короткий, то — меч) — вспомогательный короткий меч самурая. «Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по японски — «хотё»).

  По современным правилам в Японии танто признается национальным культурным достоянием — одним из вариантов ниппон-то или японского меча. Изготовлять танто могут только сертифицированные мастера, таких единицы в Японии, поскольку получить такое право очень сложно.

 

  По правилам танто как японский меч должен быть изготовлен из Тамахоганэ и иметь характерный хамон (линия закалки японских мечей), съёмную рукоять, крепящуюся к хвостовику бамбуковыми палочками и съёмной круглой гардой цуба; при этом танто должен быть менее 30 см длиной (иначе это будет уже не короткий меч). Каждый танто (как национальное достояние) должен быть лицензирован, в том числе и найденный исторический танто. При этом изготовленные в массовом порядке танто времен Второй мировой войны из серийной стали лицензированию не подлежат и уничтожаются, так как не имеют культурной ценности, поскольку не имеют ничего общего с национальной традицией, а являются наследием милитаристского прошлого.

  Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к Тан-То в одних ножнах.
  Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30 см (то есть менее одного сяку; 1 сяку = 30,3 см).

  Считается, что танто, вакидзаши и катана – это фактически «один и тот же меч разного размера». Первые танто появились в эпоху Хэйан (794 – 1185 г.г.) и были лишены каких–либо признаков художественности. В раннюю эпоху Камакура (1185 – 1333 г.г.) начали появляться высококачественные, искусно выполненные образцы, созданные, например, знаменитым Ёсимицу (самым известным мастером, который делал танто). Производство танто, достигшее значительных величин в эпоху Муромати (1336 – 1573 г.г.), резко упало в период Синто («новых мечей»), и танто этого периода довольно редки. В период Си–Синто («новых новых   мечей») на них снова возник спрос, и производство выросло, однако качество их невысоко.

  Танто куются обычно в стиле хирадзукури, то есть плоскими, без ребра жёсткости. Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны — собственно это короткий меч. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день.

  Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаши в дайсё.

Вакидзаши.

  Вакидзаши — короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх. Длина клинка — от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50—80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаши похож по форме на катану. Вакидзаши изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаши намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаши обычно квадратного сечения.

  В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзши использовался в качестве короткого меча (сёто).

 



  Самураи использовали вакидзаши в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории малый меч танто носился вместо вакидзаши. А также когда самурай надевал доспех, вместо катаны и вакидзаши обычно использовался тачи и танто. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ. Вакидзаши всегда носился при себе и его снимали только в случае, если самурай оставался на длительный период времени. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану и вакидзаши одновременно.

  В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаши был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану. Также использовался для обряда сэппуку (харакири).

  В полном соответствии со своим названием («вакизаши» — «воткнутый сбоку») сей предмет располагается слева за поясом, но ближе к телу, чем катана. Его либо сдвигали почти на живот, либо ориентировали практически параллельно основному мечу. 

  Длина рукоятки вакизаши составляет обычно полтора–два хвата ладони (около 20см). Как правило, она оплетена тесьмой, но отдельные драгоценные мечи, могли иметь гладкую рукоятку, обтянутую кожей ската, либо сплошь укрытую гравированным металлом. Характерен момент — очень часто катана и вакизаши изготавливались одним мастером в комплекте, а при монтаже оформлялись в едином стиле. Ножны, цубы и прочие детали (касира, фучи и т.д.) отличались друг от друга только размером, но не техникой исполнения или дизайном.

Украл у http://blog.i.ua/user/275884/

narvasadataa.livejournal.com

Нагината — японская форма глефы, изготовление, сталь 65г, разборное древко

Японская форма глефы. Вот что пишет о нагинате в своей монографии Валерий Хорев «Японский меч. Десять веков совершенства»:

Нагината и по конструкции, и по технике применения представляет собой большой, тяжелый меч с длиннейшей рукояткой. Собственно, дословный перевод слова «нагината» так и звучит — «длинный меч». Это следует подчеркнуть особо, чтобы стала заметна ошибочность распространенного именования  «алебардой» или «рогатиной».
Алебарда — гибрид копья с топором, а русская рогатина есть просто кривой нож на круглом древке. У нагинаты же не древко, а именно рукоять классического овального сечения, которая часто и оплеталась в точности, как у мечей, и завершалась металлической оковкой исидзуки для общей прочности и возможности торцевых ударов. Нагинатой редко наносили чистый укол.

Её геометрия предполагала широкие рубящие и короткие подрезающие движения тычками в слабо защищенные места: запястья, коленные сгибы, локти, шею и т. д. Именно с такой целью клинок почти всегда имел значительный прогиб с максимумом, сдвинутым к острию («саки-зори»). Там же располагалась и наиболее широкая его часть.
Как и ближайший родственник — меч, нагината знавала периоды увлечения гигантскими размерами, но реально всякий хороший профессионал подбирал оружие соответственно своим физическим данным. Так, легендарный Масасибо Бэнкэй валил ею целые неприятельские колонны:
«Он рубил навзлет и наотмашь, протыкал животы коням, а упавшим всадникам отсекал
головы ударами под шлем, либо оглушал их и резал насмерть. Рубил направо, налево
и вокруг себя, и ни один человек не мог к нему подступиться, чтобы схватиться лицом
к лицу. В безумной ярости метался Бэнкэй, нанося удары во все стороны. Разогнав нападавших, он воткнул нагинату острием в землю, оперся на древко и устремил на врагов
взгляд, исполненный гнева. Стоял как вкопанный, подобный грозному божеству Нио!»
А вот наш герой воочию, на пару со своим любимым господином Есицунэ, какими их
изобразил Утагава Токуни:
Небольшой отрывок «Сказания о сицунэ» показывает, что основное преимущество нагинаты — возможность битвы на длинной дистанции, из чего прямо вытекает ее значение как эффективного орудия борьбы с конницей. Техника владения чудесным предметом завораживает строгой красотой и пространственным совершенством, гармонично соединяя формы, присущие мечу, копью и шесту:

Различия между устоявшимися формами имеют непринципиальный характер и сводятся к присутствию либо отсутствию маленькой цубы, да еще к пропорциям самого клинка. Он может быть шире, тоньше, длиннее или короче, но на технике боя это сказывается слабо. Вместо упомянутой цубы (или вместе с ней) некоторые образцы имели стальные перекрестия и «усы» для более успешной блокировки, а главное — для зацепления одежды и конечностей противника.

Наш вариант является стилизацией известного японского оружия. По настоянию заказчика древко сделано разборным, что особенно уместно для квартир с низким потолком Длина соответствует классическим ранним образцам.

Древко:

выполнено из ясеня, длина древка 152 см. Делится на две части: одна часть 67.5 см. и вторая 134 см.

Лезвие:

сталь 65Г, толщина 6 мм, толщина режущей кромки 2 мм, твёрдость 55 единиц, длина лезвия 35,5 см.

Общая длина:

общая длина:  237 см, одна часть 103 см. и вторая 134 см.

Вес:

общий вес 2,48 кг., часть с лезвием 1,3 кг и вторая часть 1.18 кг.

Особенности:

 разборная древко, полированный и закаленный клинок, удлиненный хвостовик

zbroevy-falvarak.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *