Российский беспилотник «Орлан-10» | Авто-Мото. Обзоры, тест драйв, рекомендации


«Орлан-10» — представитель нового поколения российских беспилотников, уверенно вставший на крыло. Это по-настоящему неприхотливая воздушная рабочая лошадка одинаково надежна при проведении мониторинга местности, в поисковых операциях и при ведении воздушной разведки в небе Сирии.

Полет «Орлана»

К сожалению, за 90-е и «нулевые» российская беспилотная авиация была отброшена далеко назад. Сегодня можно говорить лишь о начале преодоления того огромного отставания. Однако процесс пошел, и уже есть неплохие результаты. Пример тому — беспилотник «Орлан-10».

Подготовка к вылету

Полное «имя» аппарата – многофункциональный беспилотный комплекс, отметивший, кстати, в этом году свое пятилетие. Альма матер «Орлана-10» — санкт-петербургское предприятие «Специальный технологический центр». Основных элементов комплекса три – сам беспилотник, пункт управления и стартовый комплекс.

Его летно-технические параметры в полной мере соответствуют объему выполняемых им задач. Он легок – всего около 15 кг, что не мешает ему нести полезную нагрузку до 5 кг на скорости от 90 до 150 км/ч. Очень важен для воздушного разведчика параметр – продолжительность полета. И с этим все в порядке. За 16 часов БПЛА «Орлан-10», управляемый с пульта оператора, поднимается ввысь до 5 и пролетит 120 км. В автономном режиме этот показатель увеличивается в 5 раз.

Характеристики
Масса на взлете14 кг
Масса нагрузкидо 5 кг
Двигатель внутреннего сгорания (бензин А-95)
Метод стартас катапульты
Метод посадкина парашюте
Скорость90-150 км/ч
Длительность полета16 ч
Дальность полетадо 120 км при дистанционном управлении (до 600 км в автономном режиме)

Высота полетадо 5000 м
Допустимая температура эксплуатации (у земли)от −30 до +40 °C

«Орлан-10» очень неприхотлив и надежен, благодаря двигателю внутреннего сгорания, работающему на 95-м бензине. Его «аэродром» – простая разборная катапульта. Завершив свой полет, беспилотник возвращается на землю в определенное место с помощью парашюта.

Особого внимания заслуживает наземный комплекс «Орлана». Его максимальная нагрузка – звено из четырех летательных аппаратов «Орлан-10». Если возникнет необходимость в мощной беспилотной группировке, то предусмотрена возможность создания разветвленной локальной командной сети в составе 30 операторов.

Приземление Орлана на парашюте

«Орлан-10» летит по заданному маршруту под управлением автопилота. Функции оператора заключаются в корректировке полетного задания или маршрута, управлении аэрофотосъемкой или полезной нагрузкой. Для этого задействован специальный канал связи, по которому команды управления передаются на борт «Орлана» в онлайн режиме.

Малоизвестная история

Говоря о бурном развитии беспилотной авиации в наши дни, мы практически ничего или очень мало знаем об ее истории. А она довольно богата и событиями, и достижениями. Волею судьбы ей было уготовано до поры до времени находиться в тени своей более именитой старшей сестры — авиации пилотируемой.

Считается, что первый беспилотник создал гениальный Никола Тесла на пороге 20 века. Тогда его детищем стало крохотное радиоуправляемое судно.

Беспилотник Кеттеринга

Идею своего великого соотечественника подхватил Чарльз Кеттеринг, военный инженер армии США, предложивший (так и нереализованный) проект беспилотного летательного аппарата. В нужный момент с помощью часового устройства он должен был сбросить крылья и превратиться в авиабомбу.

Собственные проекты были у Великобритании и Германии. Последняя в годы Второй мировой войны отличилась созданием управляемых бомб и серийным производством КР «Фау-1» и «Фау-2». Советским вкладом в историю беспилотной авиации стали разработки авиаконструктора В. В. Никитина – планер-торпедоносец и беспилотная летающая торпеда.

Немецкая крылатая ракета Фау-1

От сверхзвуковых крылатых ракет к мирным беспилотникам

В послевоенный период беспилотная авиация стремительно набирала высоту, прибавляла в скорости и боевой мощи.
С конца 50-х в лидеры уверенно вышел СССР. Веским аргументом в пользу этого стала сверхзвуковая крылатая ракета Ту-121, разработанная в КБ А. Н. Туполева. Грозное оружие так и осталось невостребованным, поскольку началось серийное производство более эффективных стратегических ракет.

Однако проект не закрыли. Для мощного советского беспилотника Ту-121 нашлось другое применение. Туполевцы на его базе вначале создали летающую мишень для войск ПВО, а позже – целое семейство разведывательных аппаратов Ту-123, 141 и 143, (соответственно «Ястреб», «Стриж» и «Рейс»).

Ту-121

Не сидели сложа руки и американцы. Наиболее плодотворным оказался период вьетнамской войны, где их беспилотники занимались фоторазведкой, радиоэлектронной борьбой, ретрансляцией радиосвязи, а также имитацией воздушных целей. Стоит отметить хорошо зарекомендовавший себя БПЛА 147Е.

Громко заявил о себе Израиль. Во время арабо-израильского конфликта в 1973 году с помощью своих беспилотников IAI Scout и Mastiff ВВС Израиля эффективно вскрывали систему ПВО противника и эффективно уничтожали ее.

Однако войны начинались и заканчивались и постепенно приходило понимание того, что БПЛА могут успешно трудиться и на мирном поприще. За последние 2-3 десятилетия беспилотные дроны научились проводить экологический мониторинг, поддерживать сетевые коммуникации и контролировать морское судоходство. Современные технологии сделали их более компактными, дешевыми и технически оснащенными, многократно увеличив их потенциал.

Понравился пост? Поддержи Техкульт, нажми:


Читайте также:

plazaauto.ru

Российский БПЛА Орлан-10 состоит из деталей производства США, Китая и других стран


Многофункциональный беспилотный летательный комплекс Орлан-10  активно используется ВС РФ в боевых действиях против Украины на Донбассе. В открытых источниках заявлено, что комплекс разработан российским предприятием «Специальный технологический центр» и входит в состав российской единой системы управления тактического звена, реализующей концепцию сетецентрической войны. Оказалось, что от российского производителя там только корпус и навигационный приемник МНП-М7.  Да и тот создан на базе микросхемы ADSP-BF534 американской компании Analog Devices. Остальные комплектующие: GPS-трекер, стартер-генератор, двигатель, модуль зажигания, полетный контроллер, модуль передачи телеметрии и GPS-модуль произведены в США, Германии, Японии, Китае и других странах. Эти технологии относятся к товарам двойного назначения, которые Россия закупает и использует в военных целях.

БПЛА упал в акватории Азовского моря

Волонтеры команды «Армия SOS» эксклюзивно предоставили InformNapalm отчет, в котором  описали  комплектующие российского БПЛА Орлан-10 (бортовой №10332), упавшего 6 ноября 2016 года в районе населенного пункта Мелекино Первомайского района Донецкой области в акватории Азовского моря. Логи полетов, опубликованные в предыдущем отчете, указывали, что этот БПЛА неоднократно вел разведку украинской территории в интересах российской армии, начиная с операции по захвату Крыма. Также беспилотник проводил разведывательные полеты на Донбассе. Местами запуска БПЛА были точки, расположенные в оккупированном Крыму, а также на военных полигонах РФ в Краснодарском крае и Волгоградской области России.

«Наши технари разобрали этот беспилотник до винтика, отпаривали элементы от соли, считали все платы и схемы»

, — прокомментировали волонтеры «Армия SOS».

Благодаря этой кропотливой работе удалось узнать, из каких комплектующих состоит российский БПЛА Орлан-10.

Орлан-10 в деталях

GPS-трекер

GPS-трекер расположен +100/150 мм. от технологического отсека соединителя крыла. Тип питания: стационарное и от собственного аккумулятора. SIM карта в модуле передачи данных отсутствовала, возможно, трекер прошит под определенные сети. Микросхемы с маркировкой HC4060 2H7A201 и STC 12LE5A32S2 35i производство КНР.

Стартер-генератор

PTN78020 производства американской компании Texas Instruments Incorporated

Двигатель, модуль зажигания

Двигатель внутреннего сгорания японского производителя SAITO вместе с модулем зажигания 4,8-9В, 500mA.

Полетный контроллер

Выполнен на микросхеме STM32F103 LQFP франко-итальянского производителя микроэлектроники STMicroelectronics. В качестве датчиков измерения давления используются микросхемы

MPXA4115A и MPXV5004DP американской компании Freescale Semiconductor (на данный момент компания принадлежит голландской NXP Semiconductors N.V.). Датчик-компас HMC6352 от американской компании Нoneywell.

фотографии полетного контроллера в сборе

Модуль передачи телеметрии

Диапазон передачи данных на частоте 902-928МГц. Управление модулем реализовано на базе микроконтроллера ATxmega256A3 американской компании Microchip. Высокочастотный усилитель RF3110 американского производителя Quorvo. Приемник DP1205-C915 немецкой компании AnyLink с наклейкой российского дистрибьютора ImoTech. Антена — 2/3 классический четвертьволновой диполь на 915 МГц, вертикальная поляризация, установлена в хвостовой полости.

GPS-модуль

Реализован на базе GLONASS, GPS и QZSS приемника LEA-6N швейцарской компании u-blox

в паре с российским МНП-М7 (который построен на  микросхеме ADSP-BF534 американской компании Analog Devices)

По состоянию на январь 2018 задокументировано  9 фактов потерь  этого типа БПЛА в Луганской и Донецкой области. Из них 3 крушения  произошли в результате сбоя систем, вызванных работой украинских средств радиоэлектронной борьбы, а  6 раз Орлан-10 сбивали с помощью стрелкового оружия и ПВО.

Благодаря документам, перехваченным активистами Ukrainian Cyber Alliance у начальника разведки «2го армейского корпуса ЛНР» удалось установить, что в состав расчетов БПЛА входили кадровые российские военнослужащие, а каждый вылет БПЛА сопровождался разведывательным донесением на имя начальника разведки 12-го командования резерва ВС РФ.


leg0ner.livejournal.com

Орлан-10 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Орлан.
Орлан-10

Орлан-10
Тип БПЛА
Разработчик «Специальный технологический центр»
Производитель «Специальный технологический центр»
Начало эксплуатации 2010[1]
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты Россия
Единиц произведено >1000[2][3]
 Изображения на Викискладе

«Орлан-10» — российский многофункциональный беспилотный комплекс, предназначенный для ведения наблюдения за протяжёнными и локальными объектами в труднодоступной местности, в том числе при проведении поисковых и ремонтных работ. Разработан российским предприятием «Специальный технологический центр». Входит в состав системы управления тактическим звеном ЕСУ ТЗ, благодаря чему может транслировать цели для поражения всеми боевыми машинами (САУ, танки, БМП, машины ПВО), подключенными к ЕСУ ТЗ[4].

Разработчиками БПЛА защищены патенты[5][6] в области радиотехнической разведки по определению координат целей по радиоизлучению их радиостанций, работе сотовых телефонов и других излучающих радиоустройств

[7].

Описание

В состав комплекса входят рабочие места операторов, оборудование радиоканалов управления и передачи данных, оборудование для технического обслуживания и обеспечения старта БПЛА, бензогенератор 1 кВт для обеспечения автономной работы.

Пункт управления БПЛА «Орлан-10» имеет возможность осуществлять управление не более чем четырьмя беспилотными летательными аппаратами с одного пункта управления. При необходимости с помощью комплекса возможно организовать локальную сеть до 30 операторов для управления полезными нагрузками одновременно запускаемых БПЛА.

В качестве карты используется растровое изображение местности с привязкой по нескольким точкам или электронная карта. Для маршрута указывается до 60 точек, в которых задаётся высота и признак её облета: проход по высоте или барражирование. Корректировка маршрута осуществляется по радиоканалу. Новая модификация Орлан-10 оборудована 12 камерами высокого разрешения, что позволяет создавать качественные 3D карты.

Возможно указание точки «Дом» и точки посадки, а также алгоритмы поведения в нештатных ситуациях (пропадание радиосвязи, отсутствие сигналов ГЛОНАСС/GPS, отказ двигателя). Оператором указываются точки включения и выключения полезной нагрузки, а при использовании фотоаппарата — коэффициент перекрытия кадров.

Возможности комплекса:

  • оперативная замена полезной нагрузки и состава бортового оборудования,
  • обеспечение видео- и фотосъемки в сочетании с регистрацией текущих параметров (координаты, высота, номер кадра),
  • использование в сложных метеоусловиях и с ограниченных площадок,
  • размещение контрольно-измерительной аппаратуры внутри консолей крыла,
  • наличие бортового генератора позволяет использовать активные нагрузки в течение всего полета,
  • использование одного БПЛА в качестве ретранслятора для остальных.

Особенности :

  • одновременная установка на БПЛА до 3-4 типов нагрузок,
  • криптозащищенный командно-телеметрический канал с ППРЧ,
  • криптозащищенный канал передачи фото (видео) информации,
  • двухступенчатое помехоустойчивое кодирование на обоих типах каналов,
  • видеокодеки собственной разработки,
  • с одного НПУ обеспечивается одновременное управление до 4 БПЛА,
  • любой БПЛА может работать в качестве ретранслятора канала ктр для остальных.

Также «Орлан-10» является компонентом комплекса РБ-341В «Леер-3» подавления наземных средств связи противника[4].

Видео по теме

Летно-технические характеристики

Основные характеристики:[8]

  • Взлетная масса — 14 кг
  • Масса полезной нагрузки — до 5 кг
  • Двигатель — ДВС (бензин А-95)
  • Способ старта — с разборной катапульты
  • Способ посадки — на парашюте
  • Воздушная скорость — 90-150 км/ч
  • Макс. продолжительность полета — 16 ч
  • Макс. дальность применения комплекса — до 120 км от наземной станции управления (до 600 км в автономном режиме)[9]
  • Макс. высота полета над уровнем моря — 5000 м
  • Макс. допустимая скорость ветра на старте — 10 м/с
  • Диапазон рабочих температур у поверхности земли от −30 до +40 °C

Применение

Оценка

По заключению экспертов FMSO при Пентагоне «Орлан-10», хотя и не несет вооружения, но фактически является частью ударного комплекса, так как может использоваться как система управления огнем и корректировки артиллерийских ударов в реальном времени для тяжелых САУ класса «Мста-С» находящихся на удалении 20-30 км от поражаемой цели, получая от БПЛА координаты целей и поправки по наблюдаемым посредством гиростабилизированной ИК-камеры разрывам снарядов[18]. Редактор журнала «War is Boring» считает, что при управлении артиллерийским огнем БПЛА использует для определения координат целей привязку их к видимым в камеру ориентирам с известными координатами[19].

Галерея

  • Расчёт беспилотного комплекса артиллерийской разведки (БКАР) «Орлан-10» 7-й дшд(г) на учениях «Славянское братство 2018»

Примечания

Ссылки

wiki2.red

Российский беспилотник "Орлан-10" почти весь собран из иностранных деталей – InformNapalm - Война на Востоке

Собственного в нем, по большому счету, только корпус.

Беспилотник "Орлан-10" российских вооруженных сил, который активно используется боевиками на Донбассе, в большинстве составленный из деталей не российского производства. К такому выводу пришли активисты волонтерского сообщества InformNapalm и команды "Армия SOS", которые исследовали аппарат, который упал в акватории Азовского моря в ноябре 2016 года.

"Список полетов, опубликованный в предыдущем отчете, указывал, что этот БПЛА неоднократно вел разведку украинской территории в интересах российской армии, начиная с операции по захвату Крыма. Также беспилотник проводил разведывательные полеты на Донбассе. Местами запуска БПЛА были точки, расположенные в оккупированном Крыму, а также на военных полигонах РФ в Краснодарском крае и Волгоградской области России", - отмечается в сообщении InformNapalm.

ВидеоНа фронте враг беспилотниками вычисляет позиции украинцев и ведет прицельный огонь

Волонтеры "Армии SOS" уверили, что "до винтика" разобрали этот беспилотник и исследовали, что большинство его составляющих имеет иностранное происхождение. Например, GPS-трекер произведен в Китае, стартер-генератор американский, а двигатель имеет японское происхождение. "Полетный контроллер выполнен на микросхеме STM32F103 QFP100 франко-итальянского производителя микроэлектроники STMicroelectronics. Как датчики измерения давления используются микросхемы MPXA4115A и MPXV5004DP американской компании Freescale Semiconductor (на данный момент компания принадлежит голландской NXP Semiconductors N. V.). Датчик-компас HMC6352 от американской компании Нoneywell", - детализируют авторы отчета.

Читайте также:

В зоне АТО украинские военные сбили третий за время "новогоднего перемирия" российский беспилотник

Также, по их словам, модуль передачи телеметрии произведено в США, краевой передатчик немецкий, приемник немецкой компании AnyLink с наклейкой российского дистрибьютора ImoTech, GPS-модуль реализован на базе GLONASS, GPS и QZSS приемника LEA-6N швейцарской компании u-blox в паре с российским МНП-М7, который построен на микросхеме ADSP-BF534 американской компании Analog Devices. "Благодаря документам, перехваченным активистами Ukrainian Cyber Alliance у начальника разведки "2-го армейского корпуса ЛНР" удалось установить, что в состав расчетов БПЛА входили кадровые российские военнослужащие, а каждый вылет БПЛА сопровождался разведывательным донесением на имя начальника разведки 12-го командования резерва ВС РФ", - сообщили волонтеры.

ru.tsn.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *