Содержание

Папа Римский - это... Что такое Папа Римский?

Герб Папского престола

Па́пство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Па́пу Ри́мского главой всей Католической Церкви. В Римско-католической Церкви Папа также является верховным правителем Святейшего Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.

Папа

Папа римский (римский понтифик (лат. Pontifex Romanus), или верховный суверенный понтифик (Pontifex Maximus)) — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:

  1. Монарх и Суверен Святого Престола,
  2. как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — глава Римско-католической Церкви и её верховный иерарх,
  3. суверен города-государства Ватикан. Полный суверенитет Папы Римского, как монарха Святого Престола, сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.

Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтвержденный Латеранскими соглашениями в 1929 году, проистекает от суверенитета папы (Святого престола).

Термин «Папа» (pappas) по-гречески означает «отец». В первые века христианства это название применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались «Папами». Но начиная с VII века по настоящее время титул «Папа» давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам.

Согласно католическому учению, Папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в Церкви.

В настоящее время (с апреля 2005) Папой Римским является Бенедикт XVI.

Написание термина

По современным правилам русского языка, термин «Папа Римский» везде пишется со строчных букв, кроме официальных документов, в которых должна быть официально указана эта должность. Православный же церковный справочник по грамматике рекомендует писать «Папа Римский» с заглавных букв, и такое написание встречается нередко.

Выборы Римского Папы

Папа Римский избирается пожизненно на собрании кардиналов (конклаве) после смерти своего предшественника (или отречения — что бывает крайне редко). Теоретически, Папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик, хотя на практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы.

Имя папы

Сразу после избрания на конклаве новый Папа выбирает себе имя и соответствующий номер, под которыми он будет править. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать это не обязан.

Смерть Папы

После того, как камерленго официально удостоверит смерть Папы, начинается период Sede vacante — вакантного престола, продолжающийся до выборов нового понтифика.

Отречение

Кодекс канонического права предусматривает право Папы отречься от Престола, причём не требуется утверждения этого отречения кем-либо: единственным условием действительности отречения является свободно выраженная воля папы. На текущий момент, последним Папой, воспользовавшимся этим правом, был Григорий XII в 1415 году. Существует предположение, что в начале 2000-х годов Иоанн Павел II обдумывал возможность отречения в связи с плохим состоянием здоровья. Официально эта точка зрения не подтверждена.

Официальный титул папы римского

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви, Великий понтифик, [Патриарх Запада], Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.

На латыни:

  • Episcopus Romanus
  • Vicarius Christi
  • Successor principis apostolorum
  • Caput universalis ecclesiae
  • Pontifex Maximus
  • [Patriarcha Occidentis]
  • Primatus Italiae
  • Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae
  • Princeps sui iuris civitatis Vaticanae
  • Servus Servorum Dei

Власть папы в Церкви

Власть папы в Церкви — высшая и юридически полная власть над всей католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление церковью.

Папа осуществляет верховную законодательную власть в церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие.

Законы, издававшиеся соборами и папами по вопросам церковной дисциплины, назывались канонами. Их объединяли в специальные канонические сборники — кодексы канонического права. Уже Халкидонский собор (451) выпустил такой сборник.

Средневековое каноническое право было кодифицировано в неоднократно переиздававшемся «Corpus Juris Canonici» («Свод юридических канонов»). Наиболее часто используемым его вариантом было, пожалуй, лейпцигское издание 1876—1884.

Свод законов, вступивший в силу 19 мая 1918, составила папская кодификационная комиссия, созданная в 1904 папой Пием Х под руководством кардинала Гаспарри и выпустившая его под названием «Codex Juris Canonici» («Кодекс канонического права»). 27 мая 1917 папа Бенедикт XV освятил его и опубликовал. Сборник источников Кодекса канонического права был издан между двумя мировыми войнами под названием «Источники Кодекса канонического права» («Codicis Juris Canonici Fontes», Рим-Ватикан, 1923—1929, тт. 1-7 — ред. П. Гаспарри, тт. 8-9 — ред. Шереди). В связи со значительным обновлением католической теологии II Ватиканский собор (1962—1965) указал на необходимость пересмотра «

Codex Juris Canonici».

Подписанный Иоанном Павлом II в 1983 году новый кодекс сохраняет основное содержание прежнего при значительном сокращении количества статей (с 2412 до 1752) и причин для отлучения от церкви (с 37 до 7).

Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает Вселенские соборы католической церкви, ведёт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы.

Предмет вероучения — откровения Божьи, хранительницей которых является вся церковь. Церковь сообщает эти откровения (догматы веры) либо на Вселенском соборе либо путём провозглашения его папой ех cathedra (с кафедры, амвона). Догматы соборов (а после I Ватиканского собора, с 1870, и оглашаемые папой ex cathedra, — См. статью Догмат о безошибочности папы) по вопросам веры и морали объявляются как действительные для всей церкви и непогрешимые (

infallibitas), то есть они не могут быть ошибочными.

Папа наделён высшей судебной властью в церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой.

Папе принадлежит высшая исполнительная власть в церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, осуществляет право посвящения в блаженные и святые.

Папа — гарант всеобщности (универсальности) и единства католической церкви. Поскольку папа — залог единства церкви, то и папская власть — суверенна. Через папу действуют в полную силу и части церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. В случае смерти папы во время собора, его заседания приостанавливаются до выборов нового папы.

Светская власть папы

Папа — глава государства Ватикан.

До 1870 года папы были светскими владыками значительных территорий в современной Италии — так называемой папской области.

В 756 году франкский король Пипин Короткий, получивший корону из рук Стефана II, передал тому отвоёванную им у лангобардов территорию Равеннского экзархата, до 752 года бывшего под властью Ромейских императоров.

Власть Папы над экзархатом обосновывалась подложным документом — Константиновым даром. Документ, якобы составленный Константином на имя епископа Сильвестра I, вошёл в IX веке в канонический сборник, известный как «Лжеисидоровы декреталии».

Вершину светского могущества папской власти ознаменовал документ, известный как Диктат папы (Dictatus рарае), изданный в 1075 году.

Литература

  1. Енё Гергей. История папства
  2. Самуил Лозинский. История папства.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Римский Папа Википедия

Па́пство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Па́пу Ри́мского видимым главой всей Католической церкви. Папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.

Титул

Папа Римский (лат. Pontifex Romanus — римский понтифик; или лат. Pontifex Maximus — верховный суверенный понтифик) — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:

  1. Глава и суверен Святого Престола,
  2. Как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — видимый глава Католической церкви и её верховный иерарх,
  3. Суверен города-государства Ватикан.

Неформальное название «папа» происходит от греческого πάππας и означает то же, что в русском — «отец».

Полный суверенитет Папы Римского как главы Святого Престола сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.

Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтверждённый Латеранскими соглашениями в 1929 году, проистекает от суверенитета Святого Престола.

Согласно католическому учению, Папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в Церкви.

13 марта 2013 года Папой Римским был избран Хорхе Марио Бергольо из Аргентины, который взял себе имя Франциск.

Официальный титул Папы Римского

Папские регалии и знаки отличия на гербе Ватикана. Пересечённые ключи отображают в символической форме ключи Симона Петра. Ключи золотые и серебряные, представляют власть связывать (серебро) и разрешать (золото), данное Церкви. Тройная корона (тиара) представляет три функции римского папы как «верховного пастыря», «верховного учителя» и «первосвященника». Золотой крест на шаре (яблоке), венчающий тиару символизирует владычество Иисуса.

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.

На латыни:

  • Episcopus Romanus
  • Vicarius Christi
  • Successor principis apostolorum
  • Caput universalis ecclesiae
  • Pontifex Maximus
  • Primatus Italiae
  • Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae
  • Princeps sui iuris civitatis Vaticanae
  • Servus Servorum Dei

Традиционный титул «Патриарх Запада» («Patriarcha Occidentalis») был удалён из папской титулатуры Папой Бенедиктом XVI в 2006 году.

Написание термина

По современным правилам русского языка, термин папа римский везде пишется со строчных букв, кроме официальных документов, в которых должна быть официально указана эта должность. Православный же церковный справочник по грамматике [Источник?] рекомендует писать Папа Римский с заглавных букв, и такое написание встречается нередко.

История

Титул

В первые века христианства название папа (др.-греч. πάππας, páppas — отец) применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались папами

[3]. Но начиная с VII века по настоящее время сан папы давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам, при этом в Константинопольской православной церкви сохранялся титул «протопапа» — главный священник (после патриарха) в Соборе Святой Софии или в Большом дворце.

Основные периоды истории папства

В истории папства историками могут выделяться следующие периоды[4]:

Список римских пап

Выборы, смерть и отречение папы

Выборы римского папы

«Полную и верховную власть в Церкви Римский Понтифик обретает в силу принятого им самим законного избрания, а также епископского посвящения. Поэтому лицо, избранное на должность Верховного Понтифика, уже находящееся в сане епископа, обретает эту власть с момента принятия им своего избрания. Если же у избранного нет епископского сана, его следует немедленно посвятить в епископы»[5].

Папа римский избирается пожизненно на собрании кардиналов — конклаве — после смерти своего предшественника (или отречения, что бывает крайне редко). Как только новоизбранный заявляет о принятии престола (это происходит сразу после избрания), понтификат считается начавшимся. Теоретически, папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик; при необходимости, сразу после принятия престола он должен быть посвящён в священники и епископы. На практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы, имеющие сан священника. Последним папой не из кардиналов стал Урбан VI в 1378 году. Последним папой, не бывшим на момент избрания священником, стал Лев X в 1513 году (он был т. н. кардиналом-мирянином). Последним папой, не бывшим епископом при избрании, — Григорий XVI в 1831 году. С 1917 года все кардиналы должны иметь сан священника, а с 1962 года — быть посвящены в епископы (за редкими исключениями по особому распоряжению папы).

Имя папы

Сразу после избрания на конклаве новый папа выбирает себе имя и соответствующий номер, под которыми он будет править. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать этого не обязан.

Отречение

Кодекс канонического права предусматривает право папы отречься от Престола, причём не требуется утверждения этого отречения кем-либо: единственным условием действительности отречения является его добровольность. Отречение Римского папы регулируется каноном 332, параграфом 2 Кодекса канонического права, где упоминается, что «нет необходимости в том, чтобы кто-либо принимал это отречение»[6].

Папа Бенедикт XVI 11 февраля 2013 года объявил[7] о решении отречься от Римского престола в 20.00 28 февраля 2013 года[8], до него последним папой, воспользовавшимся этим правом, был Григорий XII в 1415 году. Существует предположение, что в начале 2000-х годов Иоанн Павел II обдумывал возможность отречения в связи с плохим состоянием здоровья.

Sede Vacante

После того как камерленго официально удостоверит смерть папы (или после того как вступит в силу отречение), начинается период вакантного престола (лат. Sede Vacante), продолжающийся до выборов нового понтифика.

Власть папы

Власть папы в Церкви

Власть папы в Церкви — высшая и юридически полная власть над всей Католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление Церковью.

«Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом порученное Господом Петру, первому из Апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле. Поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять[9] Против решения или декрета Римского Понтифика нельзя подать ни апелляцию, ни обжалование»[10].

Папа осуществляет верховную законодательную власть в Церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей Церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие.

Законы, издававшиеся соборами и папами по вопросам церковной дисциплины, назывались канонами. Их объединяли в специальные канонические сборники — кодексы канонического права. Уже Халкидонский собор (451) выпустил такой сборник.

Средневековое каноническое право было кодифицировано в неоднократно переиздававшемся «Своде юридических канонов» (лат. Corpus Juris Canonici). Наиболее часто используемым его вариантом было лейпцигское издание 1876—1884 годов.

Свод законов, вступивший в силу 19 мая 1918 года, составила папская кодификационная комиссия, созданная в 1904 году папой Пием Х под руководством кардинала Гаспарри и выпустившая его под названием «Кодекс канонического права» (лат. Codex Juris Canonici). 27 мая 1917 года папа Бенедикт XV освятил его и опубликовал. Сборник источников Кодекса канонического права был издан между двумя мировыми войнами под названием «Источники Кодекса канонического права»[11]. В связи со значительным обновлением католической теологии Второй Ватиканский собор (1962—1965) указал на необходимость пересмотра Кодекса.

Подписанный Иоанном Павлом II в 1983 году новый кодекс сохраняет основное содержание прежнего при значительном сокращении количества статей (с 2412 до 1752) и причин для отлучения от церкви (с 37 до 7).

Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в Церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает Вселенские соборы Католической церкви, ведёт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы.

Предмет вероучения — откровения Божьи, хранительницей которых является вся Церковь. Церковь сообщает эти откровения (догматы веры) либо на Вселенском соборе, либо путём провозглашения его папой с амвона (лат. ех cathedra — с кафедры). Догматы соборов (а после I Ватиканского собора, с 1870 года, и оглашаемые папой с амвона) по вопросам веры и морали объявляются как действительные для всей Церкви и непогрешимые (лат. infallibitas), то есть они не могут быть ошибочными (догмат о безошибочности папы).

Папа наделён высшей судебной властью в Церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой.

Папе принадлежит высшая исполнительная власть в Церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, провозглашает новых блаженных и святых.

Папа — гарант всеобщности (универсальности) и единства Католической церкви. Поскольку папа — залог единства Церкви, то и папская власть — суверенна. Через папу действуют в полную силу и части Церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри Церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. В случае смерти папы во время собора его заседания приостанавливаются до выборов нового епископа Рима.

Светская власть папы

Папа — глава государства Ватикан.

До 1870 года папы были светскими владыками значительных территорий в современной Италии — так называемой папской области, а до 1791 года и незначительных территорий современной Франции — Конта-Венессена и Авиньона.

В 756 году франкский король Пипин Короткий, получивший корону из рук Стефана II, передал тому отвоёванную им у лангобардов территорию Равеннского экзархата, до 752 года бывшего под властью ромейских императоров.

Власть Папы над экзархатом обосновывалась подложным документом — Константиновым даром. Документ, якобы составленный Константином на имя епископа Сильвестра I, вошёл в IX веке в канонический сборник, известный как «Лжеисидоровы декреталии».

Вершину светского могущества папской власти ознаменовал документ, известный как «Диктат папы» (лат. Dictatus рарае), изданный в 1075 году.

Для укрепления власти Ватикана папы нередко использовали отлучение от церкви. Так в XI веке папы отлучали от церкви многих ведущих монархов, потом миловали и снова отлучали. Как минимум один раз были отлучены папой от церкви германский король Генрих IV, король Франции Филипп I, король Англии Гарольд, византийский император Алексей I Комнин и норманнский герцог Роберт Гвискар[12].

См. также

Примечания

  1. ↑ Официальное название — Дворец Сикста V.
  2. ↑ Первым епископом Рима, который стал употреблять титул «папа», был Сириций в 384 году.
  3. ↑ Гергей Е. История папства: (Пер. с венгр.) — М.: Республика, 1996. — 463 с.
  4. ↑ Некоторые периоды авторами могут объединяться в периоды большей продолжительности, даты периодов могут незначительно отличаться. Основные источники: Гергей, 1996; Ковальский, 1991; Лозинский, 1986.[⇨]
  5. ↑ ККП, канон 332, параграф 1
  6. ↑ ККП, канон 332, параграф 2
  7. ↑ Pope Benedict XVI announces his resignation at end of month (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 11 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  8. ↑ Pope Benedict XVI in shock resignation
  9. ↑ ККП, канон 331
  10. ↑ ККП, канон 333, параграф 3
  11. ↑ Codicis Juris Canonici Fontes, Рим-Ватикан, 1923—1929, Т. 1—7 / ред. П. Гаспарри; Т. 8—9 / ред. Шереди
  12. ↑ Франкопан, 2018, с. 37.

Литература

  • Гергей Ёне. История папства / Пер. с венгр. О. В. Громова. — М.: Республика, 1996. — 464 с. — ISBN 5-250-01848-3. [Ориг. изд.: Gergely Jeno. A papasag tortenete. Budapest, 1982.]
  • Готлиб А. Г., Конский П. А. Папство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Григулевич И. Р. Папство. Век XX. — М.: Политиздат, 1981. — 2-е изд., доп. — 532 с.
  • Задворный В. Л. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). — М.: Издательство францисканцев, 2011. — 480 с.: ил.
  • Кодекс канонического права. Codex Iuris Canonici. — М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. — 624 с. — Серия «Bibliotheca Ignatiana». — ISBN 978-5-94242-045-1.
  • Ковальский Ян Веруш. Папы и папство / Пер. с пол. Т. Трифоновой. — М.: Политиздат, 1991. — 240 с. — ISBN 5-250-01237-X.
  • Лозинский С. Г. История папства. — М.: Политиздат, 1986. — 3-е изд. — 382 с.
  • Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1993—1995.
  • Питер Франкопан. Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-774-7.
  • Brusher, Joseph S. Popes Through the Ages. — Princeton, N.J : Van Nostrand, 1959.
  • Chamberlin, E. R. The Bad Popes. — New York : Dial Press, 1969.
  • Dollison, John. Pope-pourri. — New York : Simon & Schuster, 1994. — ISBN 978-0-671-88615-8.
  • Maxwell-Stuart, P. G. Chronicle of the Popes: The Reign-by-Reign Record of the Papacy from St. Peter to the Present. — London : Thames and Hudson, 1997. — ISBN 0-500-01798-0.
  • Norwich, John Julius. The Popes: A History. — London : Chatto & Windus, 2011. — ISBN 978-0-7011-8290-8.
  • Barry, Rev. Msgr. John F. One Faith, One Lord: A Study of Basic Catholic Belief. — New York : William H. Sadlier, 2002. — ISBN 0-8215-2207-8.
  • Bokenkotter, Thomas. A Concise History of the Catholic Church. — New York : Doubleday, 2004. — ISBN 0-385-50584-1.
  • Chadwick, Henry (1990), "The Early Christian Community", in John McManners, The Oxford Illustrated History of Christianity, Oxford University Press, ISBN 0-19-822928-3 
  • Duffy, Eamon. Saints and Sinners, a History of the Popes. — Yale University Press, 1997. — ISBN 0-300-07332-1.
  • Durant, William James. The Story of Civilization. — New York : Simon & Schuster, 1950. — Vol. IV. The Age of Faith: A History of Medieval Civilization – Christian, Islamic, and Judaic – from Constantine to Dante, A.D. 325–1300. — ISBN 0-671-01200-2.
  • Durant, William James. The Story of Civilization. — New York : Simon & Schuster, 1957. — Vol. VI. The Reformation. — ISBN 0-671-61050-3.
  • Franzen, August. A History of the Church. — Herder and Herder, 1969.
  • Granfield, Patrick. The Limits of the Papacy: Authority and Autonomy in the Church. — New York : Crossroad, 1987. — ISBN 0-8245-0839-4.
  • Grisar, Hartmann. History of Rome and the Popes in the Middle Ages. — London : Kegan Paul, Trench, Trübner, 1912.
  • John Paul II, Pope Universi Dominici Gregis (неопр.). Vatican Publishing House (22 February 1996).
  • Kelly, J. N. Oxford Dictionary of the Popes. — Prentice Hall, 1986. — ISBN 978-0-19-190935-1.
  • Kerr, William Shaw. A Handbook on the Papacy. — London : Marshall, Morgan & Scott, 1950.
  • Küng, Hans. The Catholic Church: A Short History. — Random House, 2003. — ISBN 978-0-8129-6762-3.
  • Loomis, Louise Ropes. The Book of the Popes (Liber Pontificalis): To the Pontificate of Gregory I. — Merchantville, New Jersey : Evolution Publishing, 2006. — ISBN 1-889758-86-8.
  • Noble, Thomas. Western Civilization. — Houghton Mifflin, 2005. — ISBN 0-618-43277-9.
  • Orlandis, José. A Short History of the Catholic Church. — Scepter, 1993. — ISBN 1-85182-125-2.
  • Pastor, Ludwig von. The History of the Popes, from the Close of the Middle Ages: Drawn from the Secret Archives of the Vatican and Other Original Sources. — London : J. Hodges, 1891–1930.
  • Walsh, James Joseph. The Popes and Science: The History of the Papal Relations to Science During the Middle Ages and Down to Our Own Time. — New York : Fordham University Press, 1908.

Ссылки

wikiredia.ru

Хронологический список Римских Пап - это... Что такое Хронологический список Римских Пап?

  • Папы римские - хронологический список — Список римских пап, похороненных в Соборе Святого Петра. Мраморная плита при входе в сакристию в Соборе Святого Петра в Ватикане Список римских пап, разбитый по периодам, с аннотациями и указанием периодов правления. Примечание: Только в 384… …   Википедия

  • Списки правителей — …   Википедия

  • Уния церковная — (лат. соединение) слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Уния (церк.) — (лат. соединение) слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БИБЛИОГРАФИЯ БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ — БИБЛИОГРАФИЯ [от греч. βιβλίον книга и γράφω пишу] БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, информация об изданиях, относящихся к комплексу научно богословских дисциплин. Термин «библиография» появился в Др. Греции и первоначально означал «переписывание книг».… …   Православная энциклопедия

  • Белорусские фамилии — (белор. Беларускія прозьвішчы) сформировались в контексте общеевропейского процесса. Древнейшие из них датируются концом XIV  началом XV века, когда тер­ри­тория Белоруссии входила в состав Великого княжества Литовского полиэтнического и… …   Википедия

  • Patrologia Latina — (Латинская патрология)  собрание сочинений латиноязычных христианских авторов, включающее 217 огромных томов, первая часть «Полного курса патрологии» (Patrologiae Cursus Completus), вторая часть  Patrologia Graeca. Изданы аббатом Минем… …   Википедия

  • Литургия — (от λιτός общий и εργον дело) название главнейшего из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • dic.academic.ru

    список церковных деятелей, имена и даты

    Были времена, когда не существовало церковной организации, культа, догматов, не было должностных лиц. Из массы рядовых верующих выходили пророки и проповедники, учителя и апостолы. Именно они заменяли священников. Считалось, что они наделены силой и способны к учительству, пророчеству, вершат чудеса, даже исцеляют. Харизматиком назваться мог всякий приверженец христианской веры. Такой человек часто даже заправлял делами общины, если к нему присоединялось определенное число единомышленников. Лишь к середине II века епископы постепенно стали руководить всеми делами христианских общин.

    Имя «Папа» (от греческого слова – отец, наставник) появилось в V веке. Тогда же, согласно эдикту императора Рима, папскому суду подчинены оказались все епископы.

    Вершиной могущества папской власти стал документ, который появился в 1075 году, под названием «Диктат Папы».

    Папство в разные периоды своей истории пережило зависимость от императоров, а также их наместников, от королей французских, даже от варваров, раскол церкви, навсегда поделивший всех приверженцев христианства на православных и католиков, усиление власти и возвышение папства, крестовые походы.

    Кто удостоился такого высокого звания "Папа Римский"? Список этих людей представлен вашему вниманию в статье.

    Светская власть Папы

    До 1870 года включительно Папы являлись владыками множественных территорий Италии, которая именовалась папской областью.

    Ватикан стал Резиденцией Святого Престола. Сегодня нет в мире государства меньше, и оно полностью расположилось в черте Рима.

    Возглавляет Святой Престол, а следовательно, и Ватикан, Римский Понтифик (Папа Римский). Он на пожизненный срок избирается конклавом (коллегия кардиналов).

    Власть Папы в Церкви

    В католической церкви понтифик располагает всей полнотой власти. Он не зависит от влияния какого-либо человека.

    Он вправе издавать законы, именуемые канонами, которые обязательны для церкви, толковать и изменять их, даже отменять. Они объединяются в кодексы канонического права. Первый – 451-го года.

    В церкви у Папы также и апостольская власть. Он контролирует чистоту вероучения, осуществляет распространение веры. Он полномочен созвать Вселенский собор, провести его заседание и утвердить принятые им решения, перенести либо распустить собор.

    Понтифику в церкви принадлежит судебная власть. Он рассматривает дела в качестве первой инстанции. Обжаловать папин приговор в светском суде запрещено.

    И, наконец, как высшая исполнительная власть, он вправе учредить епископства и ликвидировать их, назначить и сместить епископов. Он в святые посвящает и в блаженные.

    Суверенна папская власть. И это очень важно, поскольку законность позволяет соблюсти и поддержать порядок.

    Папа Римский: список

    Самый древний из списков приводится в трактате Иринея Лионского «Против ересей» и оканчивается 189 годом, когда умер Папа Элевтерий. Достоверным он признан большинством исследователей.

    В списке Евсевия, который доведен до 304 года, когда завершил свой земной путь Папа Марцеллин, содержится информация о времени восшествия каждого из понтификов на престол с продолжительностью их понтификатов.

    Так кто же удостоился звания "Папа Римский"? Список с исправлениями в римской редакции составлен Папой Либерием и появился в его Каталоге. И здесь кроме имен каждого епископа, начиная со Святого Петра, и продолжительности понтификатов с максимально возможной точностью (до дня), имеются и иные подробности, типа, даты консульств, имя императора, что правил в эти сроки. Сам же Либерий скончался в 366 году.

    Исследователи отмечают, что хронология папских правлений до 235 года получена, в большинстве своем, вычислениями, а поэтому их историческая ценность вызывает сомнения.

    К более авторитетному из списков долгое время относили Книгу Пап, что содержит описания до Папы Гонория включительно, умершего в 1130 году. Но, справедливости ради, стоит отметить, что Каталог Папы Либерия стал источником информации о Папах ранних периодов.

    Есть ли точный перечень людей, удостоившихся звания "Папа Римский"? Список составляли многие историки. На них свое влияние оказывала развивающаяся история, а также авторская точка зрения на каноническую легитимность того или иного избрания или низложения. Тем более, что понтификаты пап древности обычно начинали отсчет с момента, когда свершалось их рукоположение в епископы. С возникшим позднее и существовавшим до девятого века обычаем, когда Пап короновали, период правления стал исчисляться с момента коронации. А позже, с понтификата Григория VII – с избрания, то есть с момента, когда Папа получал сан. Были понтифики, что избирались, а то и провозгласили себя таковыми в пику тем, что избраны канонически.

    Папы Римские – нечестивцы

    В истории Ватикана, насчитывающей более 2000 лет, найдутся не только белые чистые страницы, а Папы – далеко не всегда и не все эталоны добродетели и праведники. Ватикан узнал понтификов – воров, развратников, узурпаторов, разжигателей войн.

    Во все времена ни один Папа не имел права оставаться в стороне от политики европейских стран. Возможно, именно потому отдельные из них пользовались ее методами, часто довольно жестокими, и как самые нечестивые, остались в памяти своих современников.

    • Стефан VI (VII – в отдельных источниках).

    (с мая 896 г. по август 897 г.)

    Говорят, что он не просто «наследил». По его инициативе в 897 году состоялся суд, который позже был назван «трупным синодом». Он отдал приказ об эксгумации и предал суду труп Папы Формоза, который был не просто его предшественником, а и идейным противником. Обвиняемый, а точнее, труп понтифика, уже полуразложившийся, был усажен на трон и допрошен. Это было жуткое заседание суда. Папе Формозу было предъявлено обвинение в вероломстве, а также недействительным было признано его избрание. И даже этого святотатства понтифику показалось мало, и у обвиняемого отрубили пальцы, а затем тащили по городским улицам. Захоронен он был в могиле с чужеземцами.

    Между прочим, в это самое время случилось землетрясение, римляне восприняли как знак к свержению Папы, данный им свыше.

    (16 декабря 955 г. по 14 мая 964 г.)

    Список обвинений впечатляет: прелюбодеяния, продажа земель, принадлежащих церкви, и привилегий.

    Факт его прелюбодейства с множеством разных женщин, среди них сожительница отца и собственная племянница, зафиксирован в хрониках Лиутпранда Кремонского. Даже жизни был лишен мужем женщины, заставшим его в постели с ней.

    (с 8 ноября 1047 г. по 17 июля 1048 г.)

    Оказался наиболее циничным понтификом без всякой морали, «дьявол из ада в обличье священника». В далеко не полном перечне его деяний изнасилования, содомия, организация оргий.

    Известно также о попытках Папы продать престол, после которых он снова мечтал о власти и планировал вернуться к ней.

    (с 18 апреля 1378 г. по 15 октября 1389 г.)

    Он стал инициатором Раскола в Римско-католической церкви в 1378 году. Почти сорок лет враждовали те, кто боролся за престол. Жестокий он был человек, настоящий деспот.

    (с 5 сентября 1316 г. по 4 декабря 1334 г.)

    Именно он решил, что на отпущении грехов можно хорошо заработать. Прощение за более тяжкие грехи стоило дороже.

    (с 19 марта 1513 г. по 1 декабря 1521 г.)

    Прямой последователь дела, начатого Иоанном XXII. «Тарифы» он посчитал низковатыми и требующими повышения. Теперь достаточно оказалось отвалить большую сумму, и с легкостью отпускались грехи убийцы или того, кто совершил инцест.

    (с 26 августа 1492 г. по 18 августа 1503 г.)

    Человек, имеющий репутацию самого безнравственного и скандального Папы. Такую славу он заслужил распутством и кумовством. Его называли отравителем и прелюбодеем, даже обвиняли в инцесте. Говорят, что даже место Папы он получил при помощи подкупа.

    Справедливости ради следует отметить, что вокруг его имени хватает и необоснованных слухов.

    Папы, которых жестоко убили

    История церкви богата кровопролитиями. Жертвами жестоких убийств стало немало служителей католической церкви.

    • Октябрь 64 г. Святой Петр.

    Святой Петр, как гласит легенда, предпочел умереть смертью мученика, как учитель его Иисус. Он выразил желание быть распятым на кресте, только головой вниз, а это, несомненно, усилило страдания. И уже после смерти он стал почитаем в качестве первого Папы Римского.

    • Святой Климент I.

    (с 88 г. по 99 г.)

    Существует предание, по которому он, находясь в ссылке в каменоломнях, при помощи молитвы практически сотворил чудо. Там, где заключенные страдали от нестерпимой жары и жажды, из ниоткуда появился ягненок, и из-под земли в этом самом месте забил источник. Ряды христиан пополнились теми, кто стал свидетелями чуда, среди них каторжники, местные жители. А Климентия казнили стражники, к шее привязали якорь и труп выбросили в море.

    • Святой Стефан I.

    (с 12 мая 254 г. по 2 августа 257 г.)

    Всего 3 года он пробыл понтификом, когда ему пришлось пасть жертвой раздора, которым была охвачена католическая церковь. Прямо посреди проповеди его обезглавили солдаты, служившие императору Валериану, преследовавшему христиан. Трон, что залит был его кровью, церковь хранила до XVIII века.

    (с 30 августа 257 г. по 6 августа 258 г.)

    Он повторил судьбу своего предшественника, Стефана I.

    (с 1 марта 705 г. по 18.октября 707 г.)

    Кстати, он оказался первым среди Пап, рожденным в знатной семье. Его забил до смерти муж женщины, когда застал их в постели.

    (с 14 декабря 872 г. по 16 декабря 882 г.)

    Его считают чуть ли не величайшим деятелем церкви в истории. Его имя историки связывают, прежде всего, с большим числом политических интриг. И не удивительно, что сам он стал их жертвой. Известно, что он был отравлен и получил молотом сильный удар по голове. Так и осталось тайной, какой была истинная причина его убийства.

    (с мая 896 г. по август 897 г.)

    Получил скандальную известность судом над Папой Формозом. «Трупный синод» явно не получил одобрения сторонников католицизма. В конце концов, он оказался заключенным в тюрьму, где позднее его казнили.

    (с 16 декабря 955 г. по 14 мая 964 г.)

    Папой он стал в восемнадцать. И для большинства был лидером, вдохновляющим и благочестивым. При этом он не брезговал воровством и инцестом, был игроком. Ему приписывают даже причастность к политическим убийствам. А сам погиб от руки ревнивца-супруга, в доме своем заставшего его с женой в постели.

    (с 20 сентября 1276 г. по 20 мая 1277 г.)

    Этот понтифик известен миру также как ученый и философ. Из-под его пера вышли философские и медицинские трактаты. Он погиб через некоторое время после обрушения крыши в новом крыле его дворца в Италии, в собственной постели, от полученных травм.

    О некоторых представителях папства

    Пий XII (с 2 марта 1939 по 9 октября 1958).

    Ему пришлось возглавить церковь в годы Второй мировой войны. Им была избрана очень осторожная позиция по отношению к гитлеризму. Но по его распоряжению католические церкви укрывали евреев. А сколько представителей Ватикана помогали евреям спастись от концлагерей, выдавая им новые паспорта. Папа использовал для этих целей все возможные средства дипломатии.

    Пий XII никогда не скрывал своего антисоветизма. В сердцах католиков он останется папой, провозгласившим догмат о Вознесении Богоматери.

    Понтификат Пия XII завершает «эпоху Пиев».

    Первый Папа Римский с двойным именем

    Иоанн Павел I (с 26 августа 1978 по 29 сентября 1978)

    Первый в истории Папа, выбравший для себя двойное имя, которое составил из имен двух своих предшественников. Иоанн Павел I простодушно признавал, что нет в нем образованности одного и мудрости другого. Но он хотел их дело продолжить.

    Его прозвали «Веселым папой Курия», за то, что постоянно улыбался, даже раскованно смеялся, что было даже непривычно. Особенно после серьезного и хмурого предшественника.

    Протокольный этикет стал практически непосильным бременем для него. Он даже в самые торжественные моменты очень просто изъяснялся. Задушевно прошла даже его интронизация. От тиатры он отказался, пешком шел к алтарю, в чесаторию не стал садиться, а пушечный грохот заменили звуки хора.

    Всего 33 дня продлился его понтификат, пока его не настиг инфаркт миокарда.

    Папа Римский Франциск

    (с 13 марта 2013 г. по сей день)

    Первый понтифик из Нового Света. Эта весть была радостно принята католиками во всем мире. Приобрел известность в качестве блестящего оратора и талантливого руководителя. Папа Франциск умен и глубоко образован. Его волнуют самые разные вопросы: от возможности начала третьей мировой войны до внебрачных детей, от межнациональных отношений до секс-меньшинств. Папа Франциск - человек очень скромный. Он отказывается от роскошных апартаментов, также от личного повара, даже «папамобилем» не пользуется.

    Папа-пилигрим

    Павел VI (с 21 июня 1963 г. по 6 августа 1978 г.)

    Папа, последний из рожденных в XIX веке, и последний, который был коронован тиарой. Позже эту традицию отменили. Им учрежден Синод епископов.

    За то, что им осуждались контрацепция и искусственный контроль над рождаемостью, он был обвинен в консерватизме и ретроградстве. Именно в его правление священники получили право лицом к народу совершать мессу.

    А прозван «папой-пилигримом» за то, что каждый из пяти континентов посетил лично.

    Создатель движения «Католическое действие»

    Пий XI (с 6 февраля 1922 г. по 10 февраля 1939 г.)

    Папа восстановил старую традицию, когда с балкона дворца он обращался к верующим с благословением. Это стало первым деянием понтифика. Он стал создателем движения «Католическое действие», призванного приводить в жизнь принципы католицизма. Им был установлен праздник Христа-Царя и определены принципы учения о семье и браке. Он не осуждал демократию, как многие его предшественники. Именно по Латеранским соглашениям, подписанным Папой в феврале 1929 года, у Святого Престола появился суверенитет над территорией в 44 гектара, известной по сей день как Ватикан, город-государство со всеми его атрибутами: гербом и флагом, банками и валютой, телеграфом, радио, газетой, тюрьмой и т.п.

    Папа не раз выступал с осуждением фашизма. Только смерть помешала ему в очередной раз выступить с гневной речью.

    Консервативный понтифик

    Бенедикт XV (с 3 сентября 1914 г. по 22 января 1922 г.)

    Его считают консервативным понтификом. Он категорически не приемлет гомосексуализм, контрацепцию и аборты, генетические эксперименты. Он был против рукоположения женщин в священники, гомосексуалистов и женатых мужчин. Он настроил против себя мусульман, неуважительно высказавшись о пророке Мухаммеде. И хоть позже он принес за свои слова извинения, массовых акций протеста среди мусульман избежать не удалось.

    Первый Папа объединенной Италии

    Лев XIII (с 20 февраля 1878 г. по 20 июля 1903 г.)

    Человек он был разносторонний и образованный. Данте по памяти цитировал, на латыни писал стихи. Он первый открыл для тех, кто учится в католических учебных заведениях, доступ к некоторым архивам, но при этом оставил под личным контролем результаты проведенных исследований, их публикацию и содержание.

    Он стал первым в объединенной Италии. Он умер в тот же год, когда отметил четверть века с момента своего избрания. Долгожитель среди пап прожил 93 года.

    Григорий XVI

    (с 2 февраля 1831 г. по 1 июня 1846 г.)

    Ему пришлось вступить на трон, когда в Италии возникло и нарастало революционное движение, которое возглавлял Джузеппе Мадзини. Папа очень негативно отнесся к доктрине либерализма, пропагандировавшейся в то время во Франции, выступил с осуждением декабрьского восстания в Польше. Он умер от рака.

    Интересные факты

    О том, что резиденция Папы Римского находится в Риме, знают все. Но так было не всегда. Король Франции Филипп Красивый, конфликтовавший с духовенством, предоставил в распоряжение пап в 1309 году в Авиньоне новую резиденцию. Около семидесяти лет продолжалось «Авиньонское пленение». Семеро понтификов сменилось за это время. В Рим папство возвращается лишь к 1377 году.

    Папа Иоанн Павел II всегда стремился к улучшению взаимоотношений христианства с исламом и известен всем своими активными действиями в этом направлении. Мечеть он посетил первым из Пап, и даже молился в ней. А завершив молитву, он поцеловал Коран. Это случилось в 2001 году в Дамаске.

    На традиционных христианских иконах над головами святых изображены круглые нимбы. Но существуют полотна, на которых нимбы других форм. Как например, треугольной – у Бога-отца, символизирующий Троицу. А головы еще не умерших римских Пап украшают прямоугольными нимбами.

    На телебашне в Берлине имеется шар из стали нержавеющей. В ярких лучах солнца на нем отражается крест. Этот факт послужил поводом для появления нескольких остроумных прозвищ, а «месть Папы» – одно из них.

    На троне Папы Римского изображен крест, но перевернутый. Известно, что таким символом пользуются сатанисты, он встречается и у блэк-метал групп. Но католики знают его в качестве Креста Святого Петра. Ведь как раз на перевернутом кресте пожелал он быть распятым, посчитав недостойным для себя умереть, как Учитель его.

    Пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке» в России знают все, взрослые и дети. Но всем ли известно, что существует еще одна, которая называется «Рыбак и его жена» и создали ее известные сказочники братья Гримм. У русского поэта старуха вернулась к разбитому корыту, когда пожелала стать морской владычицей. А вот у Гримм она стала Папой Римским. Когда пожелала Богом стать, ни с чем осталась.

    fb.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *