ПАПА РИМСКИЙ • Большая российская энциклопедия

ПА́ПА РИ́МСКИЙ, па­па (лат. papa, от греч. πάππας  – отец), епи­скоп г. Рим, ви­ди­мый гла­ва (пред­стоя­тель) Рим­ско-ка­то­ли­че­ской церк­ви, вер­хов­ный пра­ви­тель (су­ве­рен) гос-ва Ва­ти­кан. Ти­тул «па­па» в ран­не­хри­сти­ан­скую эпо­ху при­ме­нял­ся по от­но­ше­нию ко всем епи­ско­пам и вы­ра­жал осо­бое поч­те­ние (по от­но­ше­нию к рим. епи­ско­пу впер­вые встре­ча­ет­ся в нач. 3 в. у Тер­тул­лиа­на). Позд­нее он за­кре­пил­ся лишь за епи­ско­па­ми Ри­ма и Алек­сан­д­рии. Совр. офиц. ти­ту­ла­ту­ра П. Р.: епи­скоп Рим­ский, ви­ка­рий Ии­су­са Хри­ста, пре­ем­ник кня­зя апо­сто­лов, Вер­хов­ный пон­ти­фик все­лен­ской Церк­ви, при­мас Ита­лии, ар­хи­епи­скоп и ми­тро­по­лит Рим. об­лас­ти, су­ве­рен гос-ва Ва­ти­кан, раб ра­бов Бо­жи­их.

Рим с са­мо­го за­ро­ж­де­ния хри­сти­ан­ской Церк­ви иг­рал боль­шую роль в её жиз­ни. Ни­ка­кая дру­гая зап. Цер­ковь, кро­ме рим­ской, не име­ла апо­столь­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, в то вре­мя как на Вос­то­ке бы­ло мно­го апо­столь­ских ка­федр (напр. , ос­но­ван­ных ап. Пав­лом в Ма­лой Азии, Гре­ции). Рим. цер­ковь ак­тив­но уча­ст­во­ва­ла в жиз­ни др. ка­федр по­сред­ст­вом ад­ре­со­ван­ных им по­сла­ний по разл. во­про­сам (напр., по по­во­ду спо­ров о дне празд­но­ва­ния Пас­хи, сер. 2 в., по во­про­су пе­ре­кре­щи­ва­ния ере­ти­ков, сер. 3 в.) и поль­зо­ва­лась у них ав­то­ри­те­том. В эпо­ху Все­лен­ских со­бо­ров (4–8 вв.) по­зи­ции Рим. ка­фед­ры ещё бо­лее ук­ре­пи­лись, так как П. Р. вы­сту­па­ли про­тив­ни­ка­ми ере­тич. уче­ний: ари­ан­ст­ва (ко­то­рое при­ня­ли мн. вар­вар­ские пле­ме­на ещё до на­ше­ст­вия на Рим. им­пе­рию), мо­но­фи­зит­ст­ва, мо­но­фе­лит­ст­ва, ико­но­бор­че­ст­ва, не ос­та­нав­ли­ва­ясь да­же пе­ред врем. раз­ры­ва­ми с вост. церк­ва­ми. Это стя­жа­ло рим. пре­сто­лу сла­ву оп­ло­та пра­во­сла­вия. По­сле IV Все­лен­ско­го со­бо­ра (451) во все­лен­ской Церк­ви сло­жи­лась сис­те­ма 5 пат­ри­ар­ха­тов – круп­ней­ших и наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ных ка­федр (Рим­ская, Кон­стан­ти­но­поль­ская, Алек­сан­д­рий­ская, Ан­ти­охий­ская и Ие­ру­са­лим­ская), к пред­стоя­те­лям ко­то­рых с 6 в. стал ре­гу­ляр­но при­ме­нять­ся ти­тул пат­ри­ар­ха (из офиц. ти­ту­ла­ту­ры П. Р. ти­тул пат­ри­ар­ха За­па­да ис­клю­чён в 2006, од­на­ко со­хра­нён в лат. под­пи­си «P. P.» – «Па­па и Пат­ри­арх»).

Вме­сте с тем в Рим. церк­ви по­сте­пен­но раз­ви­ва­лось уче­ние о при­ма­те П. Р. как вер­хов­но­го гла­вы всей хри­сти­ан­ской Церк­ви, но­си­те­ля выс­шей юрис­дик­ции и ав­то­ри­те­та в во­про­сах ве­ры и хри­сти­ан­ской мо­ра­ли. С этим уче­ни­ем свя­за­но фор­ми­ро­ва­ние осо­бой ве­ро­учит. сис­те­мы ка­то­ли­циз­ма. Опи­раю­щее­ся на тол­ко­ва­ние отд. мест Свя­щен­но­го Пи­са­ния (Мф. 16:16–19, Лк. 22:32, Ин. 21:15–17, 2 Кор. 11:28 и др.) уче­ние о пап­ском при­ма­те ос­но­ва­но на пред­став­ле­нии о пер­вен­ст­ве в Церк­ви ап. Пет­ра, ко­то­рый в зап. тра­ди­ции счи­та­ет­ся пер­вым епи­ско­пом Ри­ма; па­пы, как пре­ем­ни­ки ап. Пет­ра по Рим. ка­фед­ре, на­сле­ду­ют от не­го это пер­вен­ст­во. Рим. со­бор 378 оп­ре­де­лил прин­цип не­под­суд­но­сти пап свет­ской вла­сти и рас­про­стра­нил су­деб­ную власть епи­ско­па Рим­ско­го на всех епи­ско­пов За­па­да, Рим. со­бор 382 впер­вые за­я­вил о при­ма­те епи­ско­па Рим­ско­го по от­но­ше­нию к апо­столь­ским ка­фед­рам Вос­то­ка. В 5 в. яр­ким вы­ра­зи­те­лем уче­ния о пап­ском при­ма­те был па­па Лев I Ве­ли­кий. Рим. со­бор 494 впер­вые на­звал П. Р. «на­ме­ст­ни­ком Хри­ста» (vicarius Christi). На Вос­то­ке уче­ние о при­ма­те П. Р. не при­ни­ма­лось в пол­ном объ­ё­ме, но и не ос­па­ри­ва­лось до оп­ре­де­лён­но­го вре­ме­ни.

По­сте­пен­но П. Р. ста­ли пре­тен­до­вать на выс­ший сю­зе­ре­ни­тет в Ев­ро­пе на ос­но­ва­нии под­дель­но­го до­ку­мен­та в фор­ме имп. кон­сти­ту­ции – «Кон­стан­ти­но­ва да­ра» (8–9 вв.). Осо­бый им­пульс по­ли­тич. при­тя­за­ния пап по­лу­чи­ли по­сле «Пи­пи­но­ва да­ра» (сер. 8 в.), ко­то­рым франк­ский май­ор­дом Пи­пин Ко­рот­кий да­вал П. Р. власть свет­ских пра­ви­те­лей на от­воё­ван­ных у лан­го­бар­дов зем­лях – бу­ду­щей Пап­ской об­лас­ти.

Ос­лаб­ле­ние Ви­зан­тии по при­чи­не внутр. смут и про­ти­во­ре­чий, араб­ских (7–8 вв.) и тюрк­ских (11 в. ) за­вое­ва­ний спо­соб­ст­во­ва­ло ак­тив­но­му стрем­ле­нию П. Р. рас­про­стра­нить свою власть на Вос­то­ке, что при­ве­ло к со­пер­ни­че­ст­ву с вост. пат­ри­ар­ха­та­ми (напр., борь­ба па­пы Ни­ко­лая I и пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Фо­тия из-за цер­ков­ной юрис­дик­ции над Бол­га­ри­ей и при­ори­те­та в мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти сре­ди сла­вян-языч­ни­ков) и в ито­ге – к раз­де­ле­нию церк­вей. В пе­ри­од борь­бы с им­пе­ра­то­ра­ми Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии (11–13 вв.) П. Р. пре­тен­до­ва­ли на выс­шую свет­скую власть во всех хри­сти­ан­ских зем­лях, что бы­ло вы­ра­же­но в хо­де гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы и в дея­тель­но­сти па­пы Гри­го­рия VII. Кре­сто­вые по­хо­ды, взя­тие кре­сто­нос­ца­ми Кон­стан­тино­по­ля (1204), вве­де­ние ин­кви­зи­ции (два по­след­них со­бы­тия при па­пе Ин­но­кен­тии III) оз­на­ме­но­ва­ли пик уси­ле­ния свет­ской и ду­хов­ной вла­сти П. Р. В 13–15 вв., осо­бен­но во вре­мя про­ти­во­стоя­ния со­бор­но­му дви­же­нию, Авинь­он­ско­го пле­не­ния пап, Ве­ли­кой схиз­мы, уси­лия П.  Р. бы­ли на­прав­ле­ны на удер­жа­ние дос­тиг­ну­то­го влия­ния.

Важ­ны­ми ве­ха­ми в ис­то­рии пап­ст­ва яв­ля­ют­ся Ре­фор­ма­ция и про­ти­во­по­став­лен­ная ей Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью Контр­ре­фор­ма­ция, од­ним из клю­че­вых со­бы­тий ко­то­рой стал Три­дент­ский со­бор (1545–63), осо­бо вы­де­лив­ший пап­ские пре­ро­га­ти­вы, в ча­ст­но­сти то, что ав­то­ри­тет П. Р. вы­ше ав­то­ри­те­та лю­бо­го со­бо­ра. Уче­ние о пап­ском при­ма­те в ка­че­ст­ве дог­ма­та ка­то­ли­циз­ма бы­ло про­воз­гла­ше­но Ва­ти­кан­ским I со­бо­ром (1869–70) в дог­ма­тич. кон­сти­ту­ции «Pas­tor Aeternus». Этой же кон­сти­ту­ци­ей про­воз­гла­шён дог­мат о без­оши­боч­но­сти П. Р. в важ­ней­ших офиц. су­ж­де­ни­ях (ex cat­hedra) по во­про­сам ве­ры и нрав­ст­вен­но­сти (в ос­таль­ных слу­ча­ях вы­ска­зы­ва­ния П. Р. не но­сят об­ще­обя­за­тель­но­го ха­рак­те­ра; дог­мат не под­ра­зу­ме­ва­ет лич­ную без­греш­ность па­пы).

В ре­зуль­та­те мно­го­ве­ко­вой эво­лю­ции ка­то­лич. уче­ние о П.  Р. при­ня­ло сле­дую­щий вид. Ии­сус Хри­стос по­ста­вил ап. Пет­ра кня­зем (лат. princeps) апо­сто­лов; Пётр – ос­но­ва­ние хри­сти­ан­ской Церк­ви, ви­ди­мый её гла­ва и на­ча­ло един­ст­ва. Он един­ст­вен­ный вос­при­нял власть (potestas) пря­мо от Хри­ста, а не че­рез по­сред­ст­во Церк­ви. Он на­ме­ст­ник Хри­ста, при­няв­ший всю пол­но­ту вла­сти, а не од­но лишь пер­вен­ст­во чес­ти; апо­сто­лы при­ня­ли власть не без Пет­ра и не про­тив Пет­ра, они бы­ли ему под­чи­не­ны и да­же ап. Па­вел не был ему ра­вен. Ап. Пётр был пер­вым епи­ско­пом Ри­ма, по­это­му П. Р. – пол­но­вла­ст­ный пре­ем­ник ап. Пет­ра. От­сю­да име­но­ва­ние пап­ской ка­фед­ры как «апо­столь­ско­го пре­сто­ла», «пре­сто­ла св. Пет­ра» и т. п. Пет­ро­во пре­ем­ст­во не ос­но­ва­но на все­лен­ских со­бор­ных по­ста­нов­ле­ни­ях. Един­ст­во Церк­ви в том, что «ста­до Хри­сто­во» в си­лу об­ще­ния с П. Р. име­ет еди­но­го пас­ты­ря и ис­по­ве­ду­ет его ве­ру. При­зна­ние та­ко­го пер­вен­ст­ва П. Р. не­об­хо­ди­мо для спа­се­ния; не по­ви­ную­щий­ся па­пе – схиз­ма­тик. П. Р. име­ет не­по­сред­ст­вен­ную епи­скоп­скую юрис­дик­цию над всей Цер­ко­вью. Это – вер­хов­ная власть в во­про­сах ве­ро­уче­ния и мо­ра­ли, дис­ци­п­ли­ны и управ­ле­ния. По­ста­нов­ле­ния П. Р. не ну­ж­да­ют­ся в до­пол­нит. со­гла­сии Церк­ви, что­бы быть не­пре­лож­ны­ми, т. к. они вы­ра­жа­ют са­мую сущ­ность цер­ков­ной ве­ры и яв­ля­ют­ся го­ло­сом Церк­ви. П. Р. име­ет вер­хов­ную за­ко­но­дат., адм. и су­деб­ную власть. Бу­ду­чи вер­хов­ной су­деб­ной ин­стан­ци­ей, П. Р. при­ни­ма­ет апел­ля­ции от всех вер­ных; его ре­ше­ние не под­ле­жит пе­ре­смот­ру в к.-л. др. ин­стан­ции. Сам П. Р. не под­ле­жит ничь­е­му су­ду, име­ет власть над со­бо­ра­ми. Он вер­хов­ный учи­тель Церк­ви, сам по се­бе оп­ре­де­ляю­щий об­ще­обя­за­тель­ные ве­ро­учит. ис­ти­ны и пол­но­моч­но ин­тер­пре­ти­рую­щий со­бор­ные по­ста­нов­ле­ния, но мо­жет дей­ст­во­вать и как ча­ст­ный учи­тель, напр. под­дер­жи­ваю­щий од­но из до­пус­ти­мых мне­ний к.-л. бо­го­слов­ской шко­лы (бо­го­слов­ские ф-ты, мо­на­ше­ские ор­де­на у ка­то­ли­ков име­ют пра­во на ча­ст­ные док­три­ны по дис­кус­си­он­ным во­про­сам).

Трак­туе­мая та­ким об­ра­зом власть П. Р. ос­па­ри­ва­лась пра­во­слав­ны­ми, про­тес­тан­та­ми и да­же чле­на­ми са­мой Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви (со­бор­ное дви­же­ние, гал­ли­кан­ст­во) в разл. ас­пек­тах (Свя­щен­ное Пи­са­ние, Свя­щен­ное Пре­да­ние, ка­но­ни­ка, цер­ков­ная ис­то­рия). Ва­ти­кан­ский II со­бор (1962–65) Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви, со­хра­нив не­пре­ре­кае­мым уче­ние о пер­вен­ст­ве П. Р. во все­лен­ской Церк­ви, на­ря­ду с этим, при­дал осо­бое зна­че­ние прин­ци­пам епи­скоп­ской кол­ле­ги­аль­но­сти, в рам­ках ко­то­рой рим. пон­ти­фик осу­ще­ст­в­ля­ет своё пер­во­вер­хов­ное слу­же­ние. Со­глас­но при­ня­той со­бо­ром дог­ма­тич. кон­сти­ту­ции «Lumen Gentium», кол­ле­гия епи­ско­пов об­ла­да­ет унас­ле­до­ван­ной от апо­сто­лов пол­но­той вла­сти в Церк­ви и без­оши­боч­но­стью в из­ло­же­нии уче­ния о ве­ре и нра­вах, од­на­ко обя­зат. ус­ло­ви­ем осу­ще­ст­в­ле­ния этих пре­ро­га­тив яв­ля­ет­ся со­гла­сие и един­ст­во с П. Р. В нач. 21 в. боль­шин­ст­во бо­го­сло­вов всех хри­сти­ан­ских кон­фес­сий при­зна­ют ка­то­лич. уче­ние о П. Р. гл. пре­пят­ст­ви­ем на пу­ти вос­ста­нов­ле­ния един­ст­ва Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви с др. церк­ва­ми.

Свет­ская власть П. Р., ны­не дей­ст­вую­щая в гос-ве Ва­ти­кан (пра­во­пре­ем­ни­ке Пап­ской об­лас­ти), важ­на как га­ран­тия его не­за­ви­си­мо­сти от лю­бой че­ло­ве­че­ской вла­сти. В ме­ж­ду­нар. пра­ве в си­лу од­но­врем. вла­де­ния П. Р. не­раз­дель­ны­ми функ­ция­ми вла­сти – как ви­ди­мо­го гла­вы Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви и как су­ве­ре­на гос-ва Ва­ти­кан – он яв­ля­ет­ся су­ве­рен­ной пер­со­ной ис­клю­чит. свой­ст­ва (persona sui generis). Пол­ный су­ве­ре­ни­тет П. Р. со­хра­ня­ет­ся за ним вне за­ви­си­мо­сти от на­ли­чия тер­ри­то­ри­аль­ных вла­де­ний.

В из­бра­нии но­во­го П. Р. по­сле смер­ти (или отречения) пре­ды­ду­ще­го пон­ти­фи­ка, со­глас­но пра­ви­лу, ут­вер­див­ше­му­ся со вре­мён гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы 11 в., мо­гут при­ни­мать уча­стие толь­ко кар­ди­на­лы, со­брав­шие­ся на конк­ла­ве. С кон. 14 в. П. Р. не­из­мен­но из­би­ра­ет­ся из чис­ла кар­ди­на­лов. Со­глас­но Ко­дек­су ка­но­ни­че­ско­го пра­ва, он мо­жет от­речь­ся от слу­же­ния по собств. во­ле без со­из­во­ле­ния с чьей-ли­бо сто­ро­ны.

Франциск (Папа Римский) — ПЕРСОНА ТАСС

Франциск (Папа Римский)

© EPA/CLAUDIO PERI/POOL

Происхождение и образование
Франциск, в миру Хорхе Марио Бергольо (исп. Jorge Mario Bergoglio), родился 17 декабря 1936 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина) в семье железнодорожного рабочего, выходца из Италии.
Получив диплом техника-химика, поступил в семинарию. Продолжил образование в Чили, затем в Колледже святого Иосифа в Сан-Мигеле (пригород Буэнос-Айреса), где в 1963 г. получил степень лиценциата философии, а в 1970 г. — лицентиата богословия. В 1960-1970 гг. преподавал литературу, философию и теологию в католических колледжах Буэнос-Айреса.
От священника до кардинала
13 декабря 1969 г. Хорхе Марио Бергольо был рукоположен в сан священника.
В 1970-1980 гг. он занимал различные посты в иезуитском монашеском ордене Аргентины (вступил в него в 1958 г. ), в этот период некоторое время жил в Испании, Великобритании и Германии. Вернувшись в Аргентину, служил в Кордовской архиепископии. В 1980-1986 гг. был ректором теологического факультета в Колледже святого Иосифа и настоятелем прихода в епархии Сан-Мигель. В 1992-1997 гг. был викарным епископом Буэнос-Айреса, в 1997-1998 гг. — коадъютором (епископ с правом наследования епархии) архиепископа Буэнос-Айреса. С февраля 1998 по 13 марта 2013 г. — архиепископ Буэнос-Айреса.
21 февраля 2001 г. папа Иоанн Павел II возвел его в кардиналы-священники. Как кардинал он был назначен на несколько административных постов в Римской курии: являлся членом Конгрегации по делам духовенства, Конгрегации богослужения и дисциплины таинств, Конгрегации институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни, был членом Комиссии по Латинской Америке и Совета по делам семьи.
В 2005-2008 гг. возглавлял Епископскую конференцию Аргентины.
Папа Римский
13 марта 2013 г. Хорхе Марио Бергольо был избран 266-м главой Римско-католической церкви (на второй день конклава во время пятого голосования). Первое, что сказал Франциск избравшим его кардиналам, было: «Надеюсь, Бог простит вас за то, что вы сейчас натворили». Он стал первым в истории папой из Латинской Америки, первым иезуитом на этом посту и первым понтификом, который взял имя в честь Святого Франциска Ассизского, основателя нищенствующего ордена францисканцев, известного своим аскетизмом и стремлением к общению с паствой.
Возглавив Римско-католическую церковь и государство Ватикан, он утвердил поправки к Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам и Общим нормам по административным санкциям папского государства, кардинально преобразовавшие законодательство Святого Престола (впервые с 1929 г.). Новые нормы включили в ватиканскую правовую систему положения ряда важных международных соглашений, в том числе Женевских конвенций 1949 г., конвенций о ликвидации всех форм расовой дискриминации, против пыток и других наказаний, о правах ребенка. В Уголовный кодекс Ватикана была внесена категория преступлений против несовершеннолетних, была обновлена система наказаний с целью обеспечения соблюдения прав осужденных. Уже в первые годы его понтификата для достижения максимальной транспарентности ватиканских ведомств, занимающихся недвижимостью и финансами, были проведены проверки с привлечением международных аудиторских компаний. Была упрощена структура Римской курии (орган управления Римско-католической церковью и Ватиканом) и сокращен бюрократический аппарат.
19 марта 2022 г. Франциск подписал новую апостольскую конституцию Praedicate Evangelium («Гласите Евангелие»). Она вступила в силу 5 июня, заменив апостольскую конституцию Pastor Bonus («Пастырь добрый») Иоанна Павла II, действовавшую с 1988 г.
Папа учредил комиссию по изучению вопроса о возможности посвящения женщин в сан дьякона (низший священный сан). В ходе его понтификата женщины впервые были назначены на ряд постов в Римской курии, в частности, заняли должности директора Ватиканских музеев и заместителя секретаря по отношениям с государствами (аналог поста замминистра иностранных дел), а также важные посты в консультативных органах Ватикана. В том же, что касается вопросов эвтаназии, смертной казни, абортов, права на жизнь, прав человека, целибата, традиционной семьи папа Франциск придерживается вековых устоев церкви, критикует современную концепцию гендерной идентичности, принятую во многих странах. При этом он призывает не исключать из церковной жизни людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, а также разведенных и сочетавшихся повторным браком. Им было принято решение упростить процедуру церковного развода и разрешить допускать к церковным таинствам разведенных и повторно вступивших в брак, ранее отлучавшихся от церковной жизни.
Девизом его понтификата стала фраза «бедная церковь для бедных людей». Его молитвы и проповеди посвящены обездоленным, больным и страдающим. Он призывает богатых больше жертвовать бедным, а мировых лидеров — активнее бороться с нищетой и неравенством в своих странах, обеспечить граждан работой, образованием и медицинской помощью, высказывается против «дикого капитализма», называя его «новой тиранией».
12 февраля 2016 г. Франциск встретился (на Кубе) с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Это была первая встреча высших иерархов Русской православной и Католической церквей почти за тысячу лет после церковного раскола (1054 г.). В октябре 2017 г. во время паломничества в Швецию в ходе совместной службы с лютеранами в г. Лунд он попросил о прощении за все акты насилия, совершенные католиками в годы Реформации.
Журналисты, пишущие о Ватикане, высказывают мнение, что нынешнему папе удалось преодолеть глубокий кризис, который католическая церковь переживала при его предшественнике Бенедикте XVI: сексуальные скандалы, подозрения в коррупции, клановая борьба прелатов, пустеющие храмы. Его понтификат называют «перезагрузкой» или «тихой революцией» в католическом мире.
Франциск высказывает отличное от лидеров западных стран мнение на ситуацию на Украине, допуская, что негативную роль в эскалации украинского кризиса играет НАТО. «Вероятно, лай НАТО у дверей России привел к реакции Кремля. Гнев, не знаю, был ли спровоцирован, но, вероятно, способствовал», — сказал он 3 марта 2022 г. в беседе с главным редактором газеты «Коррьере делла сера» Лучано Фонтаной. «Я лишь констатирую реальность: Сирия, Йемен, Ирак, в Африке идет одна война за другой. И за всеми стоят международные интересы. На Украине другие создали конфликт». В июне 2022 г. папа Франциск выразил мнение, что в мире объявлена третья мировая война и «это то, что должно заставить нас задуматься», — сказал понтифик в беседе с главами европейских журналов Общества Иисуса 14 июня. По мнению понтифика, сегодня необходимо переосмыслить международные институты, в частности ООН, таким образом, чтобы они отвечали новой существующей реальности. «Перед нами открывается уникальная возможность подумать и провести органичные реформы, направленные на то, чтобы международные организации вернули себе свое важнейшее призвание — служить человеческой семье, заботиться об общем доме, защищать жизнь каждого человека и мир», — написал он в соей книге «Прошу вас во имя Господа. Десять молитв о надежде на будущее», вышедшей в октябре 2022 г.
Личные сведения
Понтифика отличает личная скромность и простота. В бытность кардиналом он жил в маленькой квартире, ездил на общественном транспорте и сам готовил себе пищу. Став папой, он отказался от обширных апартаментов в Апостольском дворце в Ватикане, предпочитая жить в двух комнатах ватиканской гостиницы — Доме св. Марты. А в 2015 г. папа отказался от летней резиденции в Кастель-Гандольфо на берегу озера Альбано под Римом. В соответствии с его пожеланием дворец и парк были превращены в музей. Понтифик не пользуется предметами роскоши — вместо золотых креста и кольца рыбака (символа папской власти) он оставил свой старый монашеский крест и заказал кольцо из серебра.
В декабре 2013 г. американский журнал Time назвал Франциска Человеком года, отметив, что титул присуждается ему «за скромность и вовлеченность во все важные общемировые проблемы и дискуссии». Лауреат Международной премии имени Карла Великого (2016 г. ).
Свободно владел несколькими языками (немецкий, французский, английский, португальский, латынь и древнегреческий), однако из-за отсутствия практики в последнее время говорит практически только на испанском и итальянском. Среди любимых авторов называет Достоевского и аргентинских писателей Хорхе Луиса Борхеса и Леопольдо Маречаля. Любит оперу и аргентинское танго, входит в число болельщиков аргентинского футбольного клуба «Сан-Лоренсо».
Еще в 2013 г. Франциск заявил, что отрекшийся от понтификата Бенедикт XVI «открыл дверь» новому современному подходу к престолонаследию, и сам он не скрывает готовности повторить этот жест.

{{filterList[filterType]}}

Папа Римский Определение и значение | Dictionary.com

  • Лучшие определения
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский
  • Культурный

Показывает уровень сложности слова.

[ pohp ]

/ poʊp /

Сохраните это слово!

См. синонимы слова «папа» на Thesaurus.com

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


существительное

(часто начальная заглавная буква) епископ Рима как глава Римско-католической церкви.

(в раннехристианской церкви) епископ.

лицо, считающееся имеющим или занимающим власть или положение, подобное положению римско-католического папы.

титул коптского патриарха Александрии.

Восточная церковь.

  1. православный патриарх Александрийский.
  2. (в некоторых храмах) приходской священник.

ВИКТОРИНА

Сыграем ли мы в «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?

Должны ли вы пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!

Вопрос 1 из 6

Какая форма обычно используется с другими глаголами для выражения намерения?

Происхождение папы

до 900; Средний английский; Древнеанглийский pāpa <поздняя латынь: епископ, папа <позднегреческий pápas епископ, священник, вариант pápas отца; см. папа

ДРУГИЕ СЛОВА СЛОВА папа

popeless, прилагательноеpopelike, прилагательное

Слова рядом с pope

Popayán, поп-концерт, попкорн, цветок попкорна, попкорн-фильм, папа, Папа, Александр, popedom, popeline, Popmobile, popera

Другие определения слова папа ( 2 из 3)

Папа

[pohp]

/ poʊp /


существительное

Александр, 1688–1744, английский поэт.

Джон, 1822–1892 гг., генерал Союза во время Гражданской войны в США.

Джон Рассел, 1874–1819 гг.37 лет, американский архитектор.

Другие определения для Папы (3 из 3)

POPE

[POH-PEY]

/ POʊˈPEɪ /


Существительное

умер 1690? .com без сокращений На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022

Слова, связанные с папой

понтифик, легат, нунций, ото, папство, папский, папский, см., ватикан, наместник, понтифик максимус, папский, папский

Как использовать слово «папа» в предложении

  • Кюнг отметил, что доктрина была принята только в 1870 году и что существуют многочисленные исторические примеры того, как папы принимали глупые, невежественные и морально сомнительные решения.

    Ханс Кюнг, католический теолог, бросивший вызов папской власти, умер в возрасте 93 лет|Мэтт Шудель|9 апреля 2021|Washington Post

  • По его словам, веками Ватикан пренебрегал своей духовной миссией, стремясь к накоплению власти. и богатство, с папой, правящим как абсолютный монарх.

    Ганс Кюнг, католический богослов, бросивший вызов папской власти, скончался в возрасте 93 лет|Мэтт Шудель|9 апреля 2021 г.|Washington Post

  • Тон Ватикана в отношении ЛГБТК-специфических вопросов смягчился после того, как Франциск стал папой в 2013 году.

    Ватикан говорит, что католическая церковь не может благословить однополые союзы|Майкл К. Лейверс|15 марта 2021 г.|Вашингтон Блейд

  • На протяжении всей пандемии коронавируса папа избегал протоколов ношения масок и, по-видимому, просил посетителей делать то же самое.

    Папа Франциск принимает игроков НБА после сезона, определяемого активизмом социальной справедливости|Чико Харлан|23 ноября 2020 г. |Washington Post Белинелли, Энтони Толливер и Джонатан Айзек.

    Папа Франциск принимает игроков НБА после сезона, определяемого активизмом социальной справедливости|Чико Харлан|23 ноября 2020 г.|Washington Post

  • Также важно избегать использования папы как части маркетинговой стратегии.

    Папа Франциск получил удовольствие от встречи с Анджелиной Джоли на несколько секунд|Барби Латца Надо|8 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • Ли и Куган ненадолго встретились с Папой, с фотографиями, подтверждающими это, но никто в Ватикане официально показали фильм. 8 января 2015 г. Фрэнсис?

    Папа Франциск получил удовольствие от встречи с Анджелиной Джоли на несколько секунд|Барби Лаца Надо|8 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • После показа Джоли, которая говорит, что во время съемок возродила свою веру в «божественное» , встретился кратко с папой.

    Папа Франциск имел удовольствие встретиться с Анджелиной Джоли на несколько секунд|Барби Лаца Надо|8 января 2015 г. |DAILY BEAST

  • В дополнение к посещению могилы Джона Павла, который умер естественной смертью в 2005 году, Agca попросил встречи со своим преемником, папой Франциском.

    Очень странный визит Папы-Стрелка Али Агки в Ватикан|Барби Лаца Надо|29 декабря 2014|DAILY BEAST

  • Повстанческие движения в Риме вследствие отказа Папы объявить войну Австрии.

    Ежедневная книга истории и хронологии|Джоэл Манселл

  • Со временем от Папы было получено отпущение святотатства; но мой отец никогда не мог получить его от себя.

    The Pastor’s Fire-side Vol. 3 из 4|Джейн Портер

  • Милостивое послание тогда было, что в таком случае он должен быть представлен Папе Римскому и, возможно, может быть помилован.

    The Pastor’s Fire-side Vol. 3 из 4|Джейн Портер

  • Он претендовал на некоторые территории папы римского, которым был отлучен от церкви и низложен.

    Ежедневная книга истории и хронологии|Джоэл Манселл

  • Лев II, папа, умер; способный и решительный понтифик; установил поцелуй мира на мессе и употребление святой воды.

    The Every Day Book of History and Chronology|Joel Munsell

British Dictionary definitions for pope (1 of 3)

pope 1

/ (pəʊp) /


noun

(often capital) епископ Рима как глава Римско-католической церкви Родственное прилагательное: папский

Восточная православная церковь

  1. титул, иногда присваиваемый приходскому священнику
  2. титул, иногда присваиваемый греко-православному патриарху Александрии

лицо, имеющее статус или власть, напоминающие папу

Происхождение слова папа

Древнеанглийское papa, от церковной латыни: епископ, особенно Рим, от позднегреческого papas отец-в-Боге, от Греческий паппас отец

Определения слова папы в британском словаре (2 из 3)

папа 2

/ (pəʊp) /


существительное

существительное

другое название слова ерш 7s

Папа

/ (pəʊp) /


существительное

Александр. 1688–1744, английский поэт, считающийся самым блестящим сатириком периода Августа, особенно благодаря своим «Подражаниям Горацию» (1733–38). Его техническое мастерство наиболее очевидно в «Похищении замка» (1712–1714). Другие работы включают «Дунсиаду» (1728; 1742), «Моральные очерки» (1731–35) и «Опыт о человеке» (1733–34). © William Collins Sons & Co. Ltd. 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

Культурные определения папы


Глава Римско-католической церкви. Его церковь считает папу преемником апостола Петра. Он епископ Рима и живет в крошечной стране в пределах Рима, называемой Ватиканом. Католики верят, что когда папа официально говорит о вопросах веры и морали, он говорит безошибочно (см. непогрешимость папы). (См. также Иоанна XXIII и Иоанна Павла II.)

Новый словарь культурной грамотности, третье издание Авторское право © 2005 г., издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

Этимология, происхождение и значение слова «папа» по etymonline

Реклама

«Епископ Рима как глава Римско-католической церкви», c. 1200 г., от древнеанглийского papa (9 в.), от церковно-латинского papa «епископ, папа» (в классической латыни «наставник»), от греческого papas «патриарх, епископ», первоначально «отец» (см. papa).

Применяется к епископам Малой Азии и принимается как титул епископом Александрии ок. 250. В Западной церкви применяется, в частности, к епископу Рима со времен Льва Великого (440-461), первого великого защитника его привилегий, и на него претендуют исключительно они с 1073 г. (обычно по-английски с большой буквы). -). Папский автомобиль , его автомобиль, 1979 года. Нос Папы для «мясистой части хвоста птицы» относится к 1895 году. Папский, папский, более поздние приобретения в английском языке, сохраняют исходную гласную.

Обновлен 30 августа 2020 г.

Реклама

Реклама

Словов.