Содержание

Оперативно тактический ракетный комплекс «Луна»

Сирийская армия стала применять против террористов ракетные комплексы 9К52 «Луна-М», известные также под натовским обозначением FROG-7. Эти системы наряду с 9К72 «Эльбрус» долгое время составляли основу ракетной мощи сирийской армии.

Советский Союз своему самому верному союзнику на Ближнем Востоке начал поставлять FROG-7 в самом начале 70-х годов. Сирийцы вполне успешно освоили это оружие.

Странное название для тактического ракетного комплекса как мне кажется. Раньше ни разу не слышал про такие ракеты, давайте узнаем про них подробнее …

 

В 1961 году на вооружение Советской армии был принят комплекс «Луна», в состав которого входили гусеничная пусковая установка 2П16, созданная на базе плавающего танка ПТ-76, а также ракеты 3Р10 и 3Р9 с ядерной и осколочно-фугасной боевыми частями. Еще до поступления на вооружение комплекса «Луна» по Постановлению Совета министров СССР от 17.02.1961 г. начинаются работы по разработке его модернизированного варианта с увеличенной дальностью стрельбы. Эти работы завершились созданием фактически нового тактического комплекса, получившего обозначение 9К52 «Луна-М». Для этого комплекса была создана ракета 9М21, новая пусковая установка и транспортная машина на колесном шасси ЗИЛ-135ЛМ. Первый пуск ракеты 9М21 состоялся 27 декабря 1961 года, а в серийное производство и на вооружение комплекс 9K52 «Луна-М» поступил в 1964 году. Серийное производство велось на заводе «Баррикады».

Данный комплекс стал самым массовым в Советской армии, пик развертывания боевых машин комплекса пришелся на 1986г., когда их насчитывалось в войсках порядка 750 штук. Разработанный в 1968г. вариант комплекса 9К52ТС, предназначенный для стрельбы ракетами с фугасной боевой частью, широко поставлялся на экспорт. Его покупателями стали армии примерно 15 стран, включая вооруженные силы государств Варшавского договора, Кубы, Египета, Ирака, Кувейта, КНДР. Боевой дебют комплекса состоялся в ходе арабо-израильской войны 1973г. Комплекс «Луна-М» применялся в ряде региональных конфликтов, в том числе, в Афганистане, ирано-иракской войне 1980-88гг., войне в Заливе 1991г.

 

 

Существенным недостатком комплекса «Луна-М» являлась малая точность стрельбы, даже применение ядерной БЧ не обеспечивало гарантированное поражение точечных хорошо защищенных целей типа командный пункт и т.д. В связи с этим по Постановлению Совета министров от 20.07.1966 г. была начата разработка ракеты «Луна-3″, оснащенной упрощенной системой управления. Предполагалось, что круговое вероятное отклонение (КВО) новой ракеты на дальности 70км не превысит 500м . Однако проведенные в 1968-1969 годах летные испытания, дали еще большее круговое вероятное отклонение по сравнению с прототипом. Корректор дальности работал неудовлетворительно и продолжение работ по этой ОКР было признано нецелесообразным.

Ракетами 9М21 предполагалось оснастить также комплекс 9К53 «Луна-МB». Разработка комплекса «Луна-МB» была начата по Постановлению Совета министров от 05.02.1962 г. В этом комплексе использовалась пусковая установка 9П114, созданная на базе колесного автомобиля, допускающая десантирование вертолетами Ми-6 или Ми-10. Работы по комплексу «Луна-МB» достигли стадии испытаний опытных образцов. Однако встретилось довольно много трудностей, главная из них заключалась в необходимости проведения предварительной топогеодезической привязки стартовой позиции, а также большая «парусность» вертолета Ми-10 c пусковой установкой 9П114 на внешней подвеске. В результате в 1965 году работы по этому комплексу были прекращены.

На западе комплекс получил обозначение FROG-7.

 

В состав комплекса 9K52 «Луна-М» входят:

  • ракета 9М21 (см.схему)
  • пусковая установка (ПУ) 9П113 на колесном шасси ЗИЛ-135ЛМ (см. схему)
  • транспортная машина 9Т29 на шасси ЗИЛ-135ЛТМ .

Преимущество комплекса 9K52 «Луна-М» перед его предшественником состояло в том, что ПУ имела собственный гидромеханический кран грузоподъемностью 3 тонны (см. фото сбоку, сверху). Это позволило отказаться от транспортной машины-полуприцепа, которая перевозила две запасные ракеты и самоходного крана для перегрузки ракет. Пусковая установка 9П113 обеспечивала скорость движения по шоссе до 60 км/час, за счет использования колесной базы толчки и перегрузки боевой части были существенно уменьшены ( для комплекса «Луна» максимальная скорость хода теоретически была до 40 км/час, но уже при скорости 16-18 км/час по грунтовым дорогам возникали перегрузки, недопустимые для ядерной боевой части). Как пусковая установка 9П113, так и транспортная машина 9Т29 обладают весьма высокой проходимостью на пересеченной местности. Они способны преодолевать подъемы крутизной до 30° и броды глубиной до 1,2 м.

Установка 9П113 способна выполнять не менее 200 пусков ракет 9М21. Для фиксации пусковой установки во время пуска ракеты используются четыре откидывающиеся опоры с винтовыми домкратами. ПУ 9П113 имеет снабженное гидроприводом устройство для установки направляющей в положение для пуска ракеты, а также необходимую аппаратуру для предстартовой подготовки и пуска. Имеются также средства связи, аппаратура навигации и ориентирования, системы электроснабжения и жизнеобеспечения.

 

 

Неуправляемая одноступенчатая твердотопливная ракета 9М21 предназначена для поражения живой силы, боевой техники, огневых средств и оборонительных сооружений, расположенных в тактической глубине обороны противника. Ракета проектировалась в нескольких вариантах, различающихся боевыми частями: 9М21Б с ядерной боевой частью 9Н32, 9М21Ф с осколочно-фугасной боевой частью 9Н18Ф, 9М21Г с химической боевой частью 9Н18Г и даже 9М21Д с агитационной боевой частью 9Н18А. Осколочно-фугасная боевая часть 9Н18Ф содержала 200 кг сильно действующего взрывчатого вещества ТГА-40/60 и давала не менее 15000 осколков. В 1969 году была принята на вооружение 9Н18К осколочная головная часть кассетного типа весом 420 кг, содержавшая 42 боевых элемента массой по 7,5кг и обеспечивавшая поражение живой силы на площади в несколько гектаров.

Так как головные части 9Н32 в ядерном снаряжении требовали подержания постоянного температурного режима для обеспечения заданной мощности взрыва, а в головных частях Луны-М системы внутреннего подогрева не было, то пусковая установка 9П113 и транспортная машина 9Т29 имели в своём комплекте термочехлы с электрообогревом, предназначенные для поддержания температуры ядерных боевых частей в заданном температурном режиме. На самом чехле располагался термодатчик, который обеспечивал включение и выключение спиралей обогрева в зависимости от температуры. Количество термочехлов совпадало с количеством перевозимых ракет (для 9П113 — 1, для 9Т29 — 3). Для обеспечения подогрева ГЧ во время длительных стоянок без запуска маршевых двигателей в составе вышеуказанных агрегатов был бензоагрегат, расположенный слева по ходу движения между третьим и четвертым мостом.

 

 

Ракетная часть 9М21 состоит из трех двигателей, стартового, основного маршевого и двигателя проворота. Все двигатели твердотопливные Различные дальности полета ракеты (см. схему) достигаются применением тормозных щитков, а также изменением угла возвышения при старте (см. схему траектории). Стартовый двигатель размещен вокруг сопла основного двигателя. Он работает во время движения ракеты по направляющим ПУ. Воспламенение заряда стартового двигателя производится газами основного двигателя, проникающими через специальные отверстия. Заряд стартового двигателя выполнен из одноканальных цилиндрических шашек пороха РСИ-60, расположенных по окружности в три ряда. Основной (маршевый) двигатель обеспечивает заданную дальность полета ракеты. Он работает только на активном участке траектории, а дальше полет происходит по инерции. Заряд основного двигателя состоит из одноканальных цилиндрических шашек, выполненных из нитроглицеринового (баллиститного) пороха НМФ-2. Бронированные торцы шашек удерживают заряд в процессе горения, обеспечивает центровку ракеты. Пороховой заряд по длине разделен на две части. Каждая часть удерживается в камере ракетного двигателя своими диафрагмами, что примерно вдвое уменьшает нагрузки в местах крепления. На работу РДТТ заметно влияет начальная температура заряда, что в конечном итоге отражается на величине тяги двигателя. Этот фактор может быть устранен поправками в угол возвышения направляющей перед стартом. Кроме того в ракете 9М21 предусмотрено применение сменных сопловых втулок, вкладыши в которых имеют различный диаметр критического сечения. При повышенных температурах применяются втулки с большим критическим сечением, при пониженных — наоборот.

Запуск ракетного двигателя производится путем подачи электрического импульса через бортовой разъем на пиропатроны, инициирование которых приводит к зажиганию воспламенителя из зернистого дымного пороха, который, в свою очередь, воспламеняют пороховой заряд основного двигателя. Двигатель проворота служит для компенсации момента, возникающего из-за эксцентриситета вектора тяги, и расположен в районе центра массы ракеты. Сопла двигателя посредством изогнутых газоводов выведены на боковую поверхность ракеты, векторы тяги двигателя проворота направлены тангенциально к поверхности корпуса и создают вращающий момент. Двигатель проворота работает на порохе марки РСИ-60, время работы ~ 0.4с, включается после схода ракеты с направляющих. В хвостовой части 9М21 установлены стабилизаторы, обеспечивающие устойчивый полет ракеты по траектории.

 

 

Ракеты всех модификаций имеют наибольший диаметр корпуса 544мм, длина ракет модификаций 9М21Б, Ф, Е равна 8960 мм, ракет модификаций 9М21Б1 и Е1 — 9400 мм. Скорость полета ракеты около 1200 м/с.

При расчёте данных на пуск ракеты 9М21 учитываются метеоусловия, а именно направление и средняя скорость ветра на высоте. Для этого в составе стартовой батареи имеется метеоотделение, которое производит несколько выстрелов вертикально вверх из баллистического ружья. По направлению и расстоянию падения пуль (дневная с красной ленточкой, ночная — светящаяся) от точки выстрела, вычисляется направление и средняя скорость ветра. Для предотвращения несанкционированного применения ядерного оружия все пусковые установки, способные запускать ракеты в ядерном снаряжении, комплектуются кодо-блокировочными устройствами. В пусковых установках 9К52ТС, не предполагавшим использование головных частей в ядерном снаряжении, кодо-блокировочные устройства отсутствуют. ПУ 9К52ТС термочехлами не комплектовалась, так как отпадает необходимость подогрева головных частей.

 

 

[источники]

источники

  1. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  2. Щербаков Б.Ф. » Наземные оперативно-тактические ракетные комплексы: учеб.пос. БГТУ,СПб,2008г., 161с
  3. http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/luna_m/luna_m.shtml
  4. http://topwar.ru/91167-vs-sirii-nachali-primenyat-po-terroristam-rakety-kompleksa-luna-m.html
  5. http://www.kap-yar.ru/index.php?pg=223

 

Можно вспомнить еще интересное ракетное оружие:  вот например знаменитый Першинг, а вот Последнее «чудо-оружие» Третьего рейха и как хранят Код запуска ядерной ракеты. Вот известный Американский зенитный ракетный комплекс сверхбольшой дальности CIM-10 «Бомарк» и эффектные Стрелы апокалипсиса. Вспомним что такое Концепция орбитального удара и кто такой Великий воин «Искандер» Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=89025

masterok.livejournal.com

Оперативно Тактические Ракетные Комплексы «Скад» |Золотой фонд Армении

Рано радууетесь…

 

Армения одна из немногих стран мира которая имеет в своем вооружении эти страшные ракеты, которые остались в наследство от СССР. О том что представляет данный комплекс несколько строк ниже. Но главная особенность данных ОТРК «Эльбрус» это разрушительная сила ракет, каждая из которых весит более тонны. Недаром они были предназначены для глобального разрушения городских и военных инфраструктур, режимных и стратегических объектов противника, глубоко в тылу.   

24 марта 1962 года оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К-14 (Р-17) постановлением Совета министров СССР был принят на вооружение. В странах НАТО комплекс получил обозначение SS-1c Scud B (англ. Scud – Шквал). В Советском Союзе комплексы 9К72 были сведены в ракетные бригады Сухопутных войск. Обычно в бригаду входило три огневых дивизиона, по три батареи в каждом. В каждой батарее имелась одна СПУ и ТЗМ.

 

С самого начала Р-17 проектировалась как средство доставки тактических ядерных зарядов мощностью 5-10 кт с максимальной дальностью стрельбы 300 км. КВО находилось в пределах 450-500 метров. В 70-е годы для ракет комплекса «Эльбрус» были созданы новые термоядерные боевые части мощностью: 20, 200, 300 и 500 кт. При эксплуатации ракеты с ядерной боеголовкой на головную часть ракеты надевался специальный термостатический чехол.

 

 

И хотя наличие химического оружия в СССР официально отрицалось, ракеты Р-17, кроме ядерных, могли нести химические боеголовки. Первоначально боевые части снаряжались ипритно-люизитной смесью. В конце 60-х на вооружение были приняты кассетные БЧ с бинарным отравляющим веществом нервно-паралитического действия Р-33, которое по своим свойствам во многом было аналогично западному ОВ VX. Этот нервно-паралитический яд является самым токсичным из когда-либо искусственно синтезировавшихся веществ, применяемых в химическом оружии, он в 300 раз токсичнее фосгена, использовавшегося в Первой мировой войне. Вооружение и военная техника, подвергшаяся воздействию вещества Р-33, представляют опасность для личного состава в тёплое время года в течение нескольких недель. Это стойкое отравляющее вещество обладает способностью впитываться в лакокрасочные покрытия, что сильно затрудняет процесс дегазации. Местность, подвергшаяся заражению ОВ Р-33, на несколько недель делается непригодной для ведения длительных боевых действий. Фугасная боевая часть 8Ф44 весом — 987 кг содержала около 700 кг мощного взрывчатого вещества ТГАГ-5. Фугасными БЧ в основном комплектовались экспортные ракеты Р-17Э. В СССР они, как правило, использовались для контрольно-учебных стрельб.

 

За долгие годы службы ОТРК неоднократно подвергался модернизации. В первую очередь это коснулось ракеты. Модернизированная ракета 8К14-1 обладала лучшими служебно-эксплуатационными характеристиками и могла нести более тяжелые боеголовки. Ракеты отличаются только по возможности использования боевых частей. В остальном ракета 8К14-1 полностью взаимозаменяема с 8К14 и не отличается по своим ТТХ. Ракеты всех модификаций могли применяться с любого стартового агрегата, все они имели взаимозаменяемую пультовую аппаратуру. За годы производства удалось добиться весьма высокого уровня технической надёжности ракет и увеличить время нахождения в заправленном состоянии с 1 года до 7 лет, гарантийный срок службы увеличился с 7 до 25 лет.

 

Не слишком высокая точность ракет отчасти компенсировалась мощными обычными или ядерными боеголовками, вполне пригодными для уничтожения скопления войск противника или крупных площадных целей.

Однако применение тактического ядерного оружия грозило перерасти во взаимное ядерное уничтожение, да и в «большой войне» использование ядерного оружия не всегда целесообразно. Поэтому в 80-е годы в СССР велись работы по повышению точности комплекса путём создания управляемой боевой части ракеты в рамках ОКР «Аэрофон».

Отделяемая боевая часть 9Н78 массой 1017 кг в обычном снаряжении наводилась на цель на конечном участке траектории по командам оптической ГСН. Для этого в ходе подготовки к пуску «портрет» цели загружался в блок памяти системы наведения. При составлении «портрета» цели использовались аэрофотоснимки, полученные самолётами-разведчиками. Максимальная дальность для модернизированной ракеты 8К14-1Ф составляла 235 км, а точность поражения отделяемой БЧ 9Н78 — 50-100 м. В состав доработанного ракетного комплекса вошли машина подготовки данных и машина ввода данных. Точность стрельбы доработанного комплекса 9К72-1 сильно зависела от качества и масштаба аэрофотоснимков и метеоусловий в районе цели. 

 

Но в современное время инженерами была полностью модернизированна система навигации, где вместе с «портретом» объекта уничтожения, была добавлена 100 %  карта ГЛОНАСС и GPS. Таким образом на сегодняшний день данная ракета упадет буквально в 1 метре от заданной цели. 

 

В конце 80-х  версия Р-17 была серьёзно модернизирована, ракета уже могла доставить 700 кг боевую часть на дальность уже 500 км. В общей сложности в КНДР построено около 700 ракет «Хвасон-5» и «Хвасон-6». Помимо северокорейской армии, они поставлялись в ОАЭ, Вьетнам, Конго, Ливию, Сирию и Йемен. В 1987 году первым покупателем партии ракет «Хвасон-5» стал Иран, эта страна получила несколько сотен северокорейских баллистических ракет.

 

В 1986 году в Ираке началась сборка собственных вариантов Р-17 – «Аль-Хуссейн» и «Аль-Аббас». С целью увеличения дальности стрельбы вес боевой части иракских ракет был серьёзно уменьшен. За счёт этого увеличилась ёмкость топливных баков и длина ракет. Иракские баллистические ракеты «Аль Хуссейн» и «Аль Аббас» имеют облегченные боевые части с весом, уменьшенным на 250-500 кг. При дальности пуска «Аль Хуссейн» — 600 км и «Аль-Аббас» — 850 км, КВО составляло 1000-3000 метров. При такой точности эффективно наносить удары можно было только по крупным площадным целям.

 

Против иракских «Скадов» американцы вынужденно задействовали зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот», однако результативность их применения оказалась не слишком высокой. Как правило, против одного «Скада» запускалось 3-4 ЗУР. Зачастую осколочной боевой части ЗУР МIМ-104 удавалось развалить на несколько фрагментов баллистическую ракету, но уничтожения боеголовки не происходило. В результате боеголовка падала и взрывалась не в районе цели, но в силу непредсказуемости траектории полёта, повреждённая ракета представляла ничуть не меньшую опасность.

 

В апреле 1991 года три ракеты были запущены по городу Асадабад на востоке Афганистана. Одна из ракет упала на городском рынке, убив около 1000 человек.

 

Сенгодня данные страшные ракеты находящиеся на вооружении Армении и Нагорно-Карабахской Республики, являются фактором сдерживания для авантюристов Азербайджана, цель которых повторить геноцид Армян уже на территории древнего Арцаха. Благодаря данному ракетному комплексу, будет нанесен сокрушительный удар по Баку, нефтяным и газовым инфраструктурам, а в случае опасности мирному населению Арцаха и по плотине Мингечаура.  

 

скачать dle 11.0фильмы бесплатно

www.fmgnews.info

Оперативно-тактический ракетный комплекс Hadès (Франция) » Военное обозрение

В 1974 году вооруженные силы Франции начали освоение первого отечественного самоходного оперативно-тактического ракетного комплекса Pluton. Эта система несла баллистическую ракету с дальностью стрельбы до 120 км и могла атаковать цели при помощи ядерной или фугасной боевой части. При всех своих преимуществах, комплекс «Плутон» имел серьезный недостаток тактического характера: зона ответственности такой техники при дислокации на французской территории была недостаточной. Для повышения ударного потенциала ядерных сил было принято решение о создании новой системы аналогичного назначения с улучшенными характеристиками. Заменой системы Pluton должен был стать ОТРК Hadès.

Разработка проекта Hadès («Гадес» – одно из имен древнегреческого бога подземного царства) началась только в середине восьмидесятых годов, однако к этому времени французские специалисты уже успели провести некоторые исследования, направленные на развитие ракетной техники. Еще в 1975 году, вскоре после начала эксплуатации «Плутона», военное ведомство сформировало требования к перспективному ОТРК. Оборонная промышленность провела некоторые предварительные исследования, но дальше дело не пошло. Руководство страны пока не видело смысла в замене существующих комплексов. Ситуация изменилась только в конце десятилетия.



ОТРК Hadès на выставочной площадке. Фото Maquetland.com

В самом конце семидесятых годов к идее о модернизации ракетных комплексов вернулись. По результатам анализа возможностей позже было принято решение о создании модернизированной версии комплекса Pluton. Проект Super Pluton представлял большой интерес для армии, однако так и не был доведен до логического конца. В 1983 году работы свернули, поскольку простое развитие существующей техники посчитали нецелесообразным. Для выполнения достаточно высоких требований заказчика следовало разработать полностью новый проект.

Официальный старт новому проекту под названием Hadès был дан в июле 1984 года. Заказ на разработку комплекса получила компания Aérospatiale. Кроме того, к работам привлекались компании Space and Strategic Systems Division и Les Mureaux. На тот момент заказчик желал получить оперативно-тактический ракетный комплекс с дальностью стрельбы до 250 км. В общей сложности планировалось выпустить 120 ракет с ядерной боевой частью. Впоследствии требования к проекту несколько раз изменялись. К примеру, военные изменили свое мнение о требуемом типе боевой части, а также повысили необходимую дальность стрельбы. В итоговой версии тактико-технических требований последняя задавалась на уровне 480 км – вчетверо больше, чем у «Плутона».

Анализ опыта эксплуатации имеющихся ракетных комплексов, а также изучение новых требований привели к формированию оригинального облика перспективной системы. В силу определенных причин было решено отказаться от самоходного гусеничного шасси на базе танка и использовать вместо него иную технику. Наиболее удобным с точки зрения эксплуатации и характеристик сочли систему в виде седельного тягача и полуприцепа. На такой технике можно было разместить все необходимые узлы и агрегаты, а также боекомплект в виде двух ракет. Помимо приемлемой грузоподъемности тягач с полуприцепом должен был иметь высокую тактическую и стратегическую мобильность, позволяющую быстро перебрасывать технику в нужный район по существующим автомобильным дорогам. Потери в проходимости по пересеченной местности посчитали приемлемой платой за повышение прочих характеристик.

Мобильность нового ОТРК должна была обеспечиваться седельным тягачом Renault R380. Эта машина с колесной формулой 6х4 имела бескапотную компоновку и оснащалась дизельным двигателем мощностью 380 л.с. Характеристики тягача позволяли буксировать специальный прицеп с полным набором различной аппаратуры и двумя ракетами. Так, при общей массе комплекса около 15 т имелась возможность разгона до 90 км/ч на шоссе. Запас хода по топливу превышал 1000 км. Использование коммерческого тягача, по задумке авторов проекта Hadès, должно было дать комплексу определенные преимущества перед существующими системами.


Тягач Renaulr R380. Фото Maquetland.com

Проект «Гадес» подразумевал использование серийного тягача с минимальными изменениями его конструкции и комплектации. В частности, на задней стенке кабины устанавливалась телескопическая антенна для связи и приема целеуказания. Также предусматривалось оснащение рабочего места водителя некоторыми дополнительными устройствами, такими как средства связи с другими членами экипажа.

Главной задачей тягача была буксировка специального полуприцепа, представлявшего собой автономную пусковую установку для ракет. Внешне такой полуприцеп мало отличался от аналогичных изделий, используемых для перевозки различных грузов. Наиболее заметным отличием при этом являлась камуфляжная окраска, явно говорящая о военном предназначении машины. Тем не менее, все сходство с иными полуприцепами ограничивалось лишь внешним видом.

Основным элементом полуприцепа-пусковой установки был силовой агрегат большой длины, имевший крепления для всех узлов и деталей. Сверху на нем помещались несколько элементов корпуса, снизу – ходовая часть, средства соединения с тягачом и т.д. При использовании некоторых элементов, заимствованных у серийной техники транспортного назначения, полуприцеп комплекса Hadès имел ряд характерных черт, прямо связанных с его предназначением.

В передней части полуприцепа монтировался крупный отсек-фургон с рабочими местами расчета и различной радиоэлектронной аппаратурой. Для маскировки верхняя часть бортов и крыша отсека расчета прикрывалась тканевым тентом. По бокам от отсека-фургона имелись невысокие борта, прикрывавшие его. Эти борта проходили по всей длине полуприцепа. В центральной и кормовой его частях борта использовались в качестве кожуха различных систем, используемых с качающейся пусковой установкой. Кроме того, рядом с ними находились крепления для установки и ракет в транспортном положении.

В корме платформы находился шарнир для монтажа качающейся рамы пусковой установки. Последняя имела гидравлический привод для подъема и крепления для установки транспортно-пусковых контейнеров ракет. В походном положении рама с контейнерами должна была укладываться в горизонтальное положение. При этом контейнеры образовывали некое продолжение крыши отсека расчета. За счет подобного положения агрегатов обеспечивалось максимальное сходство пусковой установки с грузовым полуприцепом. Для дополнительной маскировки ТПК ракет на марше предлагалось прикрывать тентом.


Комплекс в походном положении. Фото Military-today.com

Полуприцеп получил «традиционное» шасси на основе двухосной тележки с двускатными колесами. Подобная ходовая часть не могла обеспечить требуемую стабильность пусковой установки при старте ракеты, из-за чего полуприцеп оснастили набором домкратов. Два таких устройства телескопической конструкции с гидравлическими приводами поместили в передней части полуприцепа, непосредственно позади тягача. Еще две опоры помещались в корме и крепились к качающимся рычагам, увеличивающим расстояние между ними.

Управлять оперативно-тактическим комплексом Hadès должен был экипаж из трех человек. Рабочее место водителя находилось в кабине тягача. Двое других членов экипажа, отвечавших за применение ракетного оружия, во время боевой работы должны были находиться в переднем отсеке-фургоне полуприцепа. Попадать в отсек предлагалось при помощи двери в его передней стенки. Непосредственно за ней стояли два кресла, перед которыми находился набор необходимых пультов, органов управления, экранов и индикаторов. Отсек расчета не отличался большими размерами, но вмещал все необходимое и давал требуемое удобство работы.

ОТРК «Гадес» имел общую длину около 25 м, ширину 2,5 м и высоту порядка 4 м. Боевая масса достигала 15 т. За счет достаточно мощного двигателя и колесной ходовой части тягач марки «Рено» обеспечивал высокие характеристики подвижности. Боевая машина могла быть переброшена в нужный район в кратчайшие сроки. Одновременно с этим почти исключалось перемещение по пересеченной местности.

Одним из базовых положений проекта Hadès был отказ от дальнейшего развития существующей ракеты системы «Плутон», имевшей недостаточные характеристики. Для нового комплекса было решено создать иное вооружение. При этом, однако, общая архитектура новой ракеты соответствовала наработкам по предыдущему комплексу. Вновь предлагалось использовать одноступенчатую твердотопливную ракету со специальной боевой частью и автономной системой наведения.


В процессе развертывания. Домкраты опущены, пусковая установка поднимается. Фото Materiel-militaire.com

Ракета новой модели получила цилиндрический корпус большого удлинения с оживальным головным обтекателем. Рядом с хвостовым срезом помещались Х-образные стабилизаторы с рулями для управления в полете. Компоновка изделия так же осталась прежней. Головной отсек отдавался под размещение боевой части и систем управления. Все прочие объемы корпуса вмещали твердотопливный двигатель с повышенными характеристиками. Ракета Hadès имела длину 7,5 м при диаметре корпуса 0,53 м. Стартовый вес – 1850 кг.

Для доставки боевой части к цели было предложено снова использовать твердотопливный двигатель. За счет использования нового топлива и увеличенного размера его заряда планировалось достичь значительного повышения характеристик в сравнении с существующими аналогами. Кроме того, твердотопливный двигатель не предъявлял особых требований к транспортировке, что было важно для мобильной ракетной системы.

Базовый вариант проекта «Гадес» подразумевал использование автономной инерциальной системы наведения. При помощи гиростабилизированной платформы с датчиками автоматика должна была определять перемещения ракеты и ее положение в пространстве, а затем выдавать команды на рулевые машинки. По расчетам, круговое вероятное отклонение при использовании такого наведения должно было составлять 100 м. Также прорабатывалась возможность использования коррекции траектории на конечном участке по сигналам навигационных спутников. Это позволяло довести КВО до 5 м. Как и ракета предыдущего проекта, изделие Hadès сохраняло возможность маневрирования как на активном, так и на конечном участке траектории. Улучшенная «спутниковая» система наведения не вышла из стадии предварительных проработок.

В головном отсеке ракеты должна была помещаться термоядерная боевая часть типа TN 90. Разработка этого изделия стартовала в 1983 году с целью будущей замены существующих боевых частей используемых ракет. Одной из основных особенностей проекта TN 90 было использование боевой части переменной мощности. В зависимости от типа цели можно было установить мощность взрыва до 80 кт. Для решения некоторых боевых задач ракеты Hadès также могли использовать фугасную боевую часть той же массы, что и специальная. Такой вариант ракеты был проще в изготовлении и эксплуатации, однако отличался гораздо меньшим могуществом.

Разработка совершенно новой ракеты позволила полностью выполнить требования заказчика, касавшиеся дальности стрельбы. Минимальное расстояние до цели определялось на уровне 60 км, максимальное – 480 км. Характерной особенностью ракеты была сравнительно малая высота траектории. При стрельбе на максимальную дальность ракета не поднималась на высоту более 150 км.


Один из пультов в отсеке управления. Фото Military-today.com

Ракеты комплекса «Гадес» предлагалось на заводе помещать в транспортно-пусковой контейнер и в таком виде поставлять в войска. Контейнер представлял собой прямоугольное изделие длиной порядка 8 м с шириной и высотой около 1,25 м. С обеих сторон контейнер закрывался крышками, предохраняющими ракету от различных воздействий. На нижней поверхности ТПК имелись крепления для монтажа на качающуюся раму пусковой установки, а также набор различных разъемов. Размеры контейнера позволяли одной пусковой установке одновременно перевозить сразу две ракеты с боевой частью нужного типа.

Процесс подготовки комплекса к стрельбе был достаточно простым. Прибыв на указанную огневую позицию, расчет ОТРК Hadès должен был вывесить пусковую установку на домкратах, снять тенты, занять свои места и получить от командного пункта данные о цели. Далее информация о требуемой траектории вводилась в автоматику ракет, после чего можно было поднимать пусковую установку в вертикальное положение и давать команду на запуск. После этого всю ответственность за поражение цели брала на себя бортовая автоматика ракеты. Экипаж комплекса, в свою очередь, мог использовать вторую ракету или уйти с позиции.

Разработка проекта Hadès продолжалась в течение нескольких лет. В 1988 году опытный образец новой техники представили на испытания. На одном из французских полигонов были опробованы ходовые части комплекса, после чего начались проверки ракет. В течение 1988 года было выполнено семь испытательных запусков. Все эти проверки проводились с одиночными пусками. Завершить испытания планировалось отстрелом полного боекомплекта, однако этого не произошло. По некоторым причинам испытателям не удалось получить разрешение на проведение подобных испытаний. Тем не менее, комплекс показал свои возможности и был рекомендован к принятию на вооружение.

Возможное боевое применение ракет виделось французским военным следующим образом. В случае начала гипотетического конфликта с Организацией Варшавского договора ОТРК «Гадес» должны были стать одним из средств защиты Франции на дальних рубежах. Характеристики этого оружия позволяли наносить удары по объектам на территории ГДР и других стран-союзников Советского Союза. Кроме того, не исключались удары по наступающему противнику, продвигающемуся по территории дружественных государств.

После завершения испытаний военное ведомство выдало промышленности заказ на выпуск серийной техники. Изначально, во времена начала разработки проекта, планировалось заказать несколько десятков пусковых установок и 120 ракет. Тем не менее, в связи с изменением военно-политической ситуации в Европе заказ сократили до 15 боевых машин и 30 ракет к ним. Потепление отношений между ведущими странами, распад ОВД и другие характерные черты того времени позволяли обойтись без массового производства ракетных комплексов.


Старт ракеты. Фото Military-today.com

Новую технику, произведенную в малом количестве, получил только 15-й артиллерийский полк, ранее эксплуатировавший ОТРК Pluton. Первые машины нового типа были переданы полку в 1992 году. Интересно, что комплексы «Гадес» так и не были введены в полноценную эксплуатацию. Еще в сентябре 1991 года президент Франции Франсуа Миттеран объявил об отказе от введения ракетных комплексов нового типа в строй. Эту технику отправили в резерв. Использовать ее предполагалось только в случае возникновения серьезной опасности.

К середине 1992 года промышленность завершила выполнение заказа на 15 пусковых установок и 30 ракет. После этого их производство было свернуто и более не возобновлялось. Все новые машины и ракеты для них передавались 15-му артиллерийскому полку. Другие соединения, имевшие на вооружение системы Pluton, новую технику не получали.

Появление комплексов Hadès позволило французской армии начать списание устаревших систем «Плутон», которые уже давно не соответствовали актуальным требованиям, а кроме того, не вписывались в текущую военно-политическую ситуацию. Вскоре 15-й артиллерийский полк, хранивший резервные «Гадесы», стал единственным соединением французской армии, располагающим оперативно-тактическими ракетными комплексами.

ОТРК Hadès оставались в резерве до начала 1996 года, когда руководство страны приняло решение о полном отказе от подобной техники. В феврале 96-го новый президент Жак Ширак объявил о радикальном реформировании ядерных сил Франции. Силы сдерживания теперь должны были основываться только на баллистических ракетах подводных лодок и ракетах воздушного базирования. Все наземные ракетные комплексы при этом подлежали списанию и утилизации. Вскоре начались демонтаж шахтных пусковых установок для стратегических ракет и утилизация оперативно-тактических комплексов. Последняя ракета Hadès была уничтожена в июне 1997 года. Через два года завершился демонтаж всех объектов инфраструктуры, необходимых для использования подобных комплексов.

Оперативно-тактический ракетный комплекс Hadès мог стать одной из самых лучших систем своего класса, появившихся в девяностых годах прошлого века. Тем не менее, суровая реальность и геополитическая обстановка в Европе оказали серьезное влияние на судьбу этой разработки. Довести комплекс до серийного производства удалось только в начале девяностых годов, когда ситуация уже позволяла обойтись без такой техники. Позже «Гадесу» не нашлось места в обновленной структуре французских ядерных сил. В итоге вся недолгая «карьера» полутора десятка боевых машин заключалась в пребывании на хранении, без официального введения в эксплуатацию и без реальных перспектив.

По материалам сайтов:
http://military-today.com/
http://fas.org/
http://globalsecurity.org/
http://nuclearweaponarchive.org/
http://defence.pk/

topwar.ru

Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 Темп-С

В состав комплекса 9К76 входит:

  • ракета 9М76,
  • комплекты наземного оборудования технической и стартовой позиции.

Комплект наземного оборудования технической позиции:

  • транспортная машина 9Т215 для перевозки ракет,
  • траспортная машина 9Т219,
  • подъёмный кран 9Т35,
  • машина испытаний и пуска (МИП) 9В243,
  • машина автономных испытаний (МАИ) 9В476,
  • машина-хранилище ГЧ 9Ф21М,
  • палатка с бензоэлектрическим агрегатом и подогревателем воздуха.

Комплект наземного оборудования стартовой позиции:

  • пусковая установка ]]>9П120]]> с ракетой 9М76 (см. компоновочную ]]>схему]]>),
  • машина испытаний и пуска 9В243,
  • машина топогеодезической привязки ГАЗ-66Т.

]]>]]>

Основу комплекса составляет твердотопливная двухступенчатая ракета 9М76, которая в качестве боевой нагрузки несла спецзаряд мощностью 300кт (и имела в этом случае индекс 9М76Б) или химическую боевую часть “Туман-2″. Ракета оснащена автономной инерциальной аналоговой системой управления с гиростабилизированной платформой (ГСП). Необходимо заметить, что 9М76 была первой из оперативно-тактических ракет, оснащенных ГСП.

Управляется ракета при помощи поворотных сопел. В хвостовой части второй ступени размещены складывающиеся стабилизаторы решетчатого типа (]]>фото]]>). Разделение ступеней — «горячее», т.е. вторая ступень ракеты запускается при ещё работающей первой, команда на разделение ступеней выдается от датчика перегрузок. Програмное изменение угла тангажа задается в ГСП 9М76 механически (как и в гирогоризонте ракеты ]]>8К14]]>) при помощи кулачкового механизма. Управление дальностью осуществляется исходя из достижения ракетой заданной скорости, которая измеряется при помощи гироинтегратора продольных ускорений, из состава ГСП. По команде гироинтегратора в определенный момент времени выполняется обнуление тяги двигателя второй ступени путем вскрытия с помощью пирозарядов специальных узлов отсечки тяги. Для уменьшения разброса импульса последействия выключение двигателя второй ступени проводится в два этапа: сначала вскрываются два узла отсечки из четырёх, после чего двигатель переходит на пониженную тягу, а затем, с некоторой временной задержкой, — два оставшихся узла отсечки «выключают» двигатель (обнуляют тягу) окончательно. Далее происходит отделение головной части и она продолжает самостоятельный полёт к цели по баллистической траектории.

Контроль правильности работы гироинтегратора продольных ускорений на земле осуществляется при проведении генеральных испытаний и регламентных работ системы управления. При этом проверяется точность определения гироинтегратором ускорения свободного падения. И если при генеральных испытаниях в вертикальном положении ракеты с этим проблем не было, то при регламентных работах в горизонтальном положении ракеты было необходимо развернуть гироинтегратор на 90°. С этой целью ГСП ракеты 9М76 была закреплена в приборном отсеке на шарнире. При необходимости проведения горизонтальных испытаний производилась отстыковка головной части и разворот гиростабилизированной платформы на шарнире на 90°. Разгон гироскопов ГСП осуществлялся при подготовке к пуску от наземного источника. После отстреливания кабель-мачты перед стартом, питание гироскопов прекращалось и они продолжали вращение по инерции. Такое решение несколько ухудшало точность стрельбы, но дало возможность отказаться от бортового преобразователя высокой частоты и привело к значительному упрощению электрической схемы ракеты. Бортовым источником питания являлась ампульная батарея. Нестандартное для оперативно-тактических ракет подключение аппаратуры к борту ракеты с использованием кабель-мачты, пристыковываемой непосредственно к приборному отсеку и откидывающейся при старте, позволило отказаться от прокладки кабеля через соединение ступеней ракеты и способствовало повышению надежности комплекса

]]>]]>

Пусковая установка 9П120 монтировалась на самоходном шасси МАЗ-543А высокой проходимости, с колёсной формулой 8х8. На шасси располагались: контейнер с механизмами крепления ракеты, приводами открывания и закрывания крыши, пусковой стол с механизмами наведения по азимуту, газоотражатель. По правому борту в отсеке размещены вспомогательное оборудование, комплект ЗИП. На раме машины в задней части расположены цапфенные узлы поворота контейнера, пускового стола и газоотражателя. Там же установлены привод подъема контейнера, привод подъема пускового стола и его продольного горизонтирования, два домкрата привода вывешивания и поперечного горизонтирования.

Электрооборудование ПУ обеспечивает работу всех ее приводов, обогрев ракеты и вентиляцию контейнера, внутреннюю и внешнюю связь, освещение ПУ, обогрев и вентиляцию кабин автомобиля. Источниками электроснабжения являются дизель-агрегат, установленный в кабине по левому борту, электрогенератор с приводом от двигателя автомобиля, стартерные аккумуляторные батареи шасси. К ПУ может быть подключен внешний источник тока напряжением 26-30В.

Для обеспечения постоянства физических свойств твердотопливного заряда транспортирование ракеты осуществлялось в контейнере 9Я230, оснащенном системой обогрева заряда РДТТ. Не допускалось «перемораживание» ракеты, то есть нахождение её длительное время в условиях низких температур. Контроль за температурой при эксплуатации ракеты осуществлялся при помощи специального узла гиростабилизированной платформы. Конструкция данного узла включала: основание с отверстием, шарик несколько большего диаметра и контрольное окно. Шарик и основание были выполнены из материалов с разным тепловым линейным расширением. При граничной температуре шарик проваливался в отверстие и это свидетельствовало о том, что ракета была «переморожена» и дальнейшей эксплуатации не подлежала.

Подъем ракеты в вертикальное положение осуществлялся в контейнере, после чего контейнер раскрывался и укладывался на пусковую установку, а ракета оставалась стоять на пусковом столе, который при закрытом состоянии контейнера выполнял роль торцевой крышки ( ]]>фото]]>). Бортовая аппаратура связывается с приборами предстартового контроля посредством кабель-мачты. При установке ракеты на ПУ нижнее крепление кабель-мачты стыкуется с кронштейном пускового стола, что обеспечивает ее отделение от ракеты при старте. Наведение на цель осуществлялось разворотом ракеты на пусковом столе в сторону цели.

]]>]]>

На станции снабжения (арсенале) ракетная часть (РЧ) (состыкованные первая и вторая ступени ракеты) перегружаются краном 9Т35 на транспортную машину 9Т219. Подобные операции производятся и с головной частью ракеты. ГЧ загружается в машину-хранилище 9Ф21М в собственном контейнере.

Транспортная машина 9Т219 смонтирована на базе МАЗ-543, шасси которой дооборудовано передней опорой и подцапфенной балкой в задней части рамы машины. На шасси установлена платформа, на которую посредством крана устанавливается контейнер со сложенными для транспортировки колесами. Контейнер обеспечивает защиту ракетной части от механических воздействий, климатических факторов, изнутри покрыт теплоизоляционным материалом. После выгрузки ракеты контейнер подлежит возврату на станцию снабжения или арсенал.

Кран 9Т35 предназначен для проведения всех подъемно-перегрузочных и монтажно-стыковочных работ на различных этапах подготовки ракеты 9М76 к пуску. Кран стреловой, полноповоротный, с гидравлическим приводом силовых механизмов, грузоподъемностью 16т, смонтирован на шасси автомобиля МАЗ-537К.

Машина 9Ф21М в качестве ходовой части использует трехосный автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-167Е, который имеет металлический термоизолированный кузов, оборудованный отопительно-вентиляционной установкой. На полу кузова установлено специальное приспособление, обеспечивающее погрузку-выгрузку контейнера с ГЧ, а также его фиксацию во время транспортировки. Приспособление состоит из рельсового пути, выдвижной аппарели и тележки.

После погрузки машины 9Т219 и 9Ф21М передвигаются на техническую позицию (ТП). Для технической позиции выбирается твердая ровная площадка размерами 100х50м, с уклоном не более 2° с возможностью подъезда транспортных средств. Заблаговременно на ТП устанавливается палатка, обеспеченная освещением и теплом для работы личного состава.

Перед проведением горизонтальных проверок РЧ краном 9Т35 перегружается из контейнера 9Т219 на транспортную машину 9Т215 на шасси автомобиля высокой проходимости МАЗ-543. На машине расположен обогреваемый контенер, в котором размещается РЧ или целиком собранная ракета. Контейнер герметичный, сзади закрывается крышкой, необходимая для хранения ракеты температура обеспечивается системой обогрева, питаемой от дизель-электрического агрегата.

После погрузки РЧ транспортная машина 9Т215 въезжает в палатку, а вне палатки размещаются машина автономных испытаний 9В476 и машина испытаний и пуска 9В243, которые с помощью кабелей соединяются с 9Т215 и бортовой аппаратурой РЧ. На этом этапе производятся подготовка РЧ к стыковке ее с ГЧ, комплексные испытания бортовой аппаратуры РЧ, а в случае необходимости — автономные испытания и замена ее блоков. Машина автономных испытаний 9В476 предназначена для проведения автономных проверок приборов ракеты, выполнена на базе автомашины УРАЛ-375А с крытым кузовом типа КУНГ-1М, внутри которого находятся контрольная аппаратура, источники электропитания, рабочие места операторов, устройства отопления, вентиляции и освещения.

Машина испытаний и пуска предназначена для проведения предстартовой подготовки и пуска ракеты на стартовой позиции (СП) в ней располагалось все пультовое оборудование комплекса. МИП вместе с МАИ привлекается для проведения горизонтальных испытаний на ТП. МИП выполнена на базе автомобиля УРАЛ-375А с удлиненной рамой, отличается наличием электрогенератора, работающего от коробки отбора мощности, дополнительным топливным баком на 300л. На этой машине размещены испытательная и пусковая аппаратура, источники электроснабжения, комплект приборов прицеливания (спецтеодолит, прицельная штанга, гирокомпас, уровни для вертикализации ракеты и пр.), рабочие места операторов. Одновременно с подготовкой РЧ в палатке на специальном пункте технической позиции ГЧ извлекается из своего контейнера, проверяется и подготавливается к стыковке с РЧ.

По завершении проверок в палатке транспортная машина 9Т215 перевозит РЧ на пункт стыковки с ГЧ, где с помощью крана 9Т35 производится операция стыковки. Перед стыковкой контейнер с транспортной машины поднимается на угол +8°, открывается его крыша, опускается задняя крышка, в контейнере устанавливаются специальные направляющие — ловители. После перегрузки ГЧ в контейнер транспортной машины производится стыковка с РЧ. Такая операция может быть произведена и в контейнере ПУ. При отсутствии необходимости немедленного пуска ракета в собранном состоянии хранится в контейнере транспортной машины. При необходимости пуска ракеты производится ее перегрузка в контейнер ПУ 9П120.

Пуск ракеты производится со стартовой позиции (СП), для которой выбирается твердая площадка размером 40х20м с уклоном не более 2° (см. ]]>схему]]> расположения агрегатов ракетного комплекса на стартовой позиции). С помощью навигационного и топогеодезического оборудования, размещенного на автомобиле ГАЗ-66Т, определяются географические координаты стартовой позиции, производится ее разметка. Она включает в себя фиксирование с помощью электровех и спецтеодолита основного и контрольного геодезических направлений (ОГН и КГН) и направление заезда ПУ. После этого на СП заезжают ПУ и МИП согласно схеме размещения и переводятся в боевое положение. МИП размещалась с правой стороны пусковой установки и подсоединялось к ракете через кабельную сеть пусковой установки. С пульта МИП проводились проверки ракеты и ввод полетного задания в систему управления ракеты. На пусковой стол устанавливаются прицельные приспособления — уровни для вертикализации ракеты и прицельная штанга для азимутального наведения.Эти операции производятся приводами ПУ. После наведения поворотная часть пускового стола фиксируется, а прицельные приспособления снимаются с ПУ и переносятся в МИП. Убираются спецтеодолит и вехи, личный состав выводится из опасной зоны, команда на пуск подается с выносного пульта.

При нажатии кнопки «пуск» на выносном пульте инициируются бортовые источники электропитания, проверяется их нормальное функционирование, а затем включается РДТТ первой ступени. В момент отрыва ракеты от пускового стола раскрывается стяжная лента, удерживающая стабилизаторы, отстыковываются разъемы кабель-мачты от приборного отсека и она пружинным толкателем отбрасывается от корпуса ракеты.

В инструкции по эксплуатации комплекса предусмотрено несколько степеней готовности:

  • N1 — выполнен весь объем предстартовой подготовки. Время готовности от 15мин до 2час.
  • N2 — ракета находится в контейнере ПУ в горизонтальном положении. Время пуска — 20мин, время дежурства до 1 года.
  • N2а — ракета находится в контейнере ПУ в вертикальном положении, пусковой стол снизу закрыт теплозащитной крышкой. Время дежурства — 6мес.
  • N3 — ракетный комплекс находится в походном положении в районе стартовой позиции. Время пуска — около 25мин.

rbase.new-factoria.ru

Оперативно-тактический ракетный комплекс — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пусковая установка 9П120 с ракетой 9М76 ракетного комплекса 9К76 «Темп-С» в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга

Оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) — вид ракетного вооружения, предназначенный для поражения целей противника на оперативную глубину относительно линии фронта (до 500 км). Является промежуточной ступенью между тактическими (РСЗО) и стратегическими (БРМД) ракетными вооружениями. Термин применялся, главным образом, в советской и российской военной литературе, а также в странах, куда поставлялась советская военная техника. В США и странах НАТО традиционно употреблялся термин артиллерийские ракеты (англ. artillery rocket применительно к баллистическим ракетам и artillery missile к ракетам, оснащённым ИНС с корректируемой траекторией полёта).

Элементы

Комплекс состоит из средства-носителя на самоходной или буксируемой платформе, оперативно-тактической ракеты на направляющей и возимого запаса ракет на транспортно-заряжающих машинах, прицепах или трейлерах, системы наведения, аппаратуры связи и обслуживающей аппаратуры.

Видео по теме

Применение

ОТРК активно использовались в ходе ряда локальных войн конца XX века, начала XXI века. Существует ряд международных договорённостей, ограничивающих характеристики оперативно-тактических комплексов.

Наиболее известным советским ОТРК является комплекс 9К72 «Эльбрус» с баллистической ракетой 8К14, имеющий западное наименование «Скад».

См. также

Ссылки

wiki2.red

Оперативно-тактический ракетный комплекс — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пусковая установка 9П120 с ракетой 9М76 ракетного комплекса 9К76 «Темп-С» в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга

Оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) — вид ракетного вооружения, предназначенный для поражения целей противника на оперативную глубину относительно линии фронта (до 500 км). Является промежуточной ступенью между тактическими (РСЗО) и стратегическими (БРМД) ракетными вооружениями. Термин применялся, главным образом, в советской и российской военной литературе, а также в странах, куда поставлялась советская военная техника. В США и странах НАТО традиционно употреблялся термин артиллерийские ракеты (англ. artillery rocket применительно к баллистическим ракетам и artillery missile к ракетам, оснащённым ИНС с корректируемой траекторией полёта).

Элементы

Комплекс состоит из средства-носителя на самоходной или буксируемой платформе, оперативно-тактической ракеты на направляющей и возимого запаса ракет на транспортно-заряжающих машинах, прицепах или трейлерах, системы наведения, аппаратуры связи и обслуживающей аппаратуры.

Применение

ОТРК активно использовались в ходе ряда локальных войн конца XX века, начала XXI века. Существует ряд международных договорённостей, ограничивающих характеристики оперативно-тактических комплексов.

Наиболее известным советским ОТРК является комплекс 9К72 «Эльбрус» с баллистической ракетой 8К14, имеющий западное наименование «Скад».

См. также

Ссылки

wikipedia.green

Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К714 Ока

]]>]]> Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К714 «Ока», разработанный в КБ машиностроения (г.Коломна) под руководством главного конструктора Непобедимого С.П., должен был прийти на смену комплексу ]]> 9к72]]> в звене армия-фронт. Первые пуски «Оки» приходятся на 1976 год, на вооружение комплекс был принят в 1983 году.

В ГосЦНИРТИ под руководством Игоря Куприянова для ракеты “Ока” был создан комплекс средств преодоления ПРО . В начале 1980-х гг. на вооружение в СССР и США были приняты две системы — “Ока” и “Patriot”. Применение зенитного ракетного комплекса ]]> «Patriot»]]> против комплекса с баллистической ракетой “Ока”, оснащенной средствами защиты головной части, случись оно реально, было бы совершенно неэффективным. После принятия на вооружение “Оки” ЗРК “Patriot” потерял качество противоракетного оружия.

Ракетный комплекс «Ока» по принятым техническим решениям и их исполнению являлся уникальным и не имел аналогов в мире.

В декабре 1987 г. Горбачев и Рейган подписали Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Оценки этого документа весьма противоречивы. Он прекращал гонку континентальных ядерных вооружений и снижал для СССР угрозу американских средств передового базирования. В то же время вследствие ряда политических ошибок советского руководства под ограничения попали жизненно важные для обороноспособности системы вооружения. Первой среди них была «Ока», которая фигурировала в договоре под индексом ОТР-23. В 1989 г. было уничтожено более 200 ракет и 102 пусковые установки.

Заметим, что в пакете документов, связанных с Договором РСМД, не указывалась дальность «Оки». Это было не случайным. Ракета никогда не испытывалась на дальность свыше 400 км и в соответствии с этим общепринятым критерием не должна была попасть в число ограничиваемых систем. Включение ее в Договор не имело под собой объективных оснований.

В 1987 г. были прекращены работы и над уже готовым к испытаниям РК «Ока-У», который отличался от предшественника существенно более высокой точностью, широким спектром боевого оснащения и возможностью использования в составе разведывательно-ударных комплексов.

Однако, с уничтожением «Оки» в СССР ее история не закончилась. Лишь после распада Союза выяснилось, что 18 таких установок осталось в Германии, еще столько же — в Болгарии, около десятка — в Словакии, а четыре — в Румынии. США легко договорились с Германией об уничтожении SS-23, а вот с Румынией и Словакией переговоры затянулись. Особенно упорной оказалась Братислава: пока власть в стране оставалась в руках Владимира Мечьяра, Словакия и слышать не хотела об отказе от своих ракетных амбиций. И лишь полная смена состава в словацком руководстве, произошедшая осенью 98-го, и последовавшее за этим объявление о намерении вступить в НАТО уже в 2002 году привели к уничтожению этих комплексов.

На западе комплекс получил обозначение SS-23 » Spider» («Паук»).

Состав

]]>]]>В состав комплекса входят:

  • ракета ]]>9М714]]>;

  • пусковая установка (ПУ) 9П71 (]]>фото1]]>, ]]>фото2]]>, ]]>фото3]]>, ]]>фото4]]>, ]]>фото5]]>)

  • транспортно-заряжающая машина ТЗМ 9Т230 ;

  • транспортная машина ]]>9Т240]]> ;

  • контрольно-проверочная машина 9В69;

  • вспомогательное оборудование.

9М714 — твердотопливная одноступенчатая ракета с отделяемой боевой частью. Корпус ракеты изготовлен из армированного углепластика с термозащитным покрытием. Боевые части — различного типа (ракета 9М714 могла оснащаться в т.ч. и ядерной боеголовкой мощностью в 10-50 килотонн). Ракета с обычной БЧ имела индекс 9М714К, с ядерной 9М714В. Стыковка ракетной части с головной частью была выполнена на специальных защелках с фиксаторами, которые при отделении головной части перешибались пиропатронами. Смена головных частей производилась на стартовой позиции за 15 минут. Ракета 9М714 оснащена турбо-генераторным источником питания.

Система управления ракеты автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Командно-гироскопический прибор представляет собой гиростабилизированную платформу, где в качестве датчиков угла используются ДУСУ — датчики угловых скоростей и ускорений, а в качестве датчиков боковой скорости, а так же для начального горизонтирования платформы используются НИС — нуль-индикаторы скорости. В нижней части платформы расположена призма, при помощи которой осуществляется точное прицеливание ракеты. Смысл процесса прицеливания заключается в совмещении плоскости полёта ракеты, которая является плоскостью прицеливания, с направлением на цель. Прицеливание «Оки» происходит в горизонтальном положении ракеты и представляет собой разворот гиростабилизированной платформы командно-гироскопического прибора на рассчитанный угол. До старта система управления ракеты сопряжена с навигационным комплексом ПУ. Прицеливание осуществляется в два этапа. На первом этапе серводвигателем производится разворот платформы на угол, представляющий собой разницу между дирекционным углом направления заезда пусковой установки (совпадает с осью ракеты) и дирекционным углом в направлении цели. На втором этапе осуществляется точный доворот платформы относительно ближайшей грани призмы командно-гироскопического прибора. После старта ракета отрабатывает введённый угол, разворачиваясь в полёте в направлении цели. Сектор стрельбы для «Оки» составляет 180°, то есть ракета может развернуться после старта в направлении цели на угол до 90° влево или вправо.

На начальнoм учаcтке тpаектopии ракета 9М714 pазвивала cкopocть в 4 pаза пpевышающую cкopocть звука. Управление на начальном участке траектории осуществлялось поворотом сопел двигателя и решетчатыми аэродинамическими рулями в хвостовой части ракеты. Выcoта баллиcтичеcкoй тpаектopии в наивыcшей тoчке дocтигала 120 км. Cиcтема управления пoзвoляла упpавлять пoлетoм pакеты на вcем егo пpoтяжении, отделение головной части происходило на нисходящем участке траектории в плотных слоях атмосферы. На нисходящем участке траектории скорость полета ракеты достигала 10М, при этом головная часть после отделения падает на цель практически вертикально. Высокая траектория, большая скорость полета и наличие комплекса средств преодоления ПРО делало задачу перехвата ракеты 9М714 практически невыполнимой.

Комплекс «Ока-У» мог использоваться в составе разведывательно-ударного комплекса, в этом случае целеуказание на пусковую установку поступает непосредственно с источника разведывательной информации (например, самолета дальней радиолокационной разведки), что позволяет производить оперативное перенацеливание ракеты.

]]>]]>

Наpяду c вышеперечисленным отличительными особенностями «Оки» являлись: малoе вpемя подготовки к пуску, автoнoмнocть бoевыx cpедcтв, выcoкая cтепень автoматизации пpедпуcкoвoй пoдгoтoвки, дocтатoчнo выcoкая эффективнocть пpименения неядеpнoгo бoевoгo ocнащения.

ПУ 9П71 и ТЗМ 9Т230 однотипны, выполнены на самоходном шасси БАЗ-6944. В передней части корпуса БАЗ-6944 расположена кабина управления, за ней — моторный отсек, остальную часть корпуса занимает грузовое отделение. В моторном отсеке установлен V-образный дизельный двигатель УТД-25 мощностью 400 л.с. Крутящий момент от двигателя к колесам передается посредством трансмиссии, реализующей бортовую схему раздачи потока мощности. Трансмиссия состоит из пятиступенчатой гидромеханической передачи, двухступенчатой раздаточной коробки с межбортовым дифференциалом, карданных передач, бортовых передач и колесных редукторов. В схему трансмиссии включен также дифференциальный механизм, исключающий жесткую кинематическую связь между колесами передней и задней тележек каждого борта. Машина имеет восемь ведущих колес с широкопрофильными шинами переменного давления. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и второй пар — управляемые. Автомобиль способен преодолевать водные преграды. Движение машины на плаву осуществляется за счет работы двух водометных движителей.

Все стартовое оборудование находилось внутри боевых машин. Средства связи и топопривязки, система прицеливания и испытательно-пусковое оборудование обслуживалось расчетом из 3-х человек. Система навигации и топопривязки в кабине выведена на планшет, где местоположение пусковой установки указывается пересечением двух линий, а координаты высвечиваются на табло. Готовность к пуску с марша составляла менее 5 минут. Подъем ракеты в вертикальное положение осуществляется за 20 секунд. Работа бортовой аппаратуры и гидравлики пусковой установки была возможна как от маршевого двигателя, так и от отдельного дизельного агрегата питания, расположенного над третьей осью, который через муфту был соединен с гидронасосом. При неработающем двигателе или в аварийной ситуации для открывания верхних створок ракетного отсека и подъема направляющей без ракеты можно было воспользоваться ручным гидравлическим насосом.

Перевозка ракеты осуществлялась с помощью транспортной машины 9Т240 в специальном контейнере ]]>9Я249]]> отдельно от боевой части. Для перевозки боевой части использовался контейнер ]]>9Я251]]>.

Тактико-технические характеристики

Ракетный комплекс «Ока»
Год принятия на вооружение 1983
Разработчик КБ машиностроения г.Коломна
Изготовитель Воткинский машиностроительный завод
Ракета 9М714К / 9М714В
Количество ступеней, шт 1
Максимальный диаметр, м 0.970
Длина, м 7.516 / 7.315
Стартовый вес ракеты, кг 4630 / 4400
Дальность стрельбы максимальная, км 400 / 300
Дальность стрельбы минимальная, км 50
Максимальная высота траектории, км 120
Точность стрельбы (КВО), км 0.35
Вес боевой части,кг 715 / 375
Пусковая установка 9П71/Транспортно-заряжающая машина 9Т230
Колесная формула 8×8
Полная масса,кг 29100 / 29985
Длина, м 11.760 / 11.800
Ширина, м 3.130 / 3.000
Высота, м 3.000
Скорость на суше , км/ч 65
Скорость на плаву, км/ч 8-10
Запас хода, км 700
Мощность двигателя УТД-25, л.с 400

rbase.new-factoria.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *