Осадчий, Александр Петрович — Howling Pixel
Александр Петрович Осадчий (1907—1981) — советский лётчик-ас истребительной авиации и военачальник, участник гражданской войны в Испании и Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (27.06.1945). Генерал-майор авиации (20.04.1945).
Биография
Александр Осадчий родился 29 мая 1907 года в городе Знаменка (ныне — Кировоградская область Украины). После окончания семи классов школы работал электромонтёром на станции «Киев».
В июне 1928 года Александр Осадчий был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1930 году окончил Военно-теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде, в 1931 году — окончил 2-ю военную школу лётчиков имени Осоавиахима в Борисоглебске. С ноября 1931 года служил в 74-м отдельном авиаотряде ВВС Украинского военного округа (Киев): младший лётчик, старший лётчик, командир звена, инструктор по вооружению. С ноября 1934 года — командир отряда в 36-й авиационной бригаде этого округа, с октября 1936 — командир 65-й истребительной эскадрильи.
С декабря 1936 года по август 1937 года участвовал в Гражданской войне в Испании, под фамилией «Казаков» командовал эскадрильей истребителей И-15, сменив на посту командира эскадрильи её прежнего командира Павла Рычагова. Короткое время был заместителем советника командующего истребительной авиацией республиканской Испании комбрига Е. С. Птухина, но вскоре вновь назначен командиром одной из эскадрилий взамен убитого командира. В Испании сбил лично 5 самолётов противника[1].
После возвращения в СССР старшему лейтенанту А. Осадчему сразу было присвоено воинское звание майор и осенью 1937 года он был назначен командиром 72-й истребительной авиационной эскадрильи в Киевском Особом военном округе. С апреля 1938 — командир 28-го истребительного авиационного полка69-й истребительной авиабригады этого округа, во главе полка участвовал в Походе РККА в Западную Украину в сентябре 1939 года и в вводе советских войск в Бессарабию в июне-июле 1940 года. 12 ноября 1939 года ему присвоено воинское звание полковник. В 1940 году вступил в ВКП(б). С марта 1941 года — командир 69-й истребительной авиационной дивизии, но уже в мае переведён на должность командира 64-й истребительной авиадивизии (штаб дивизии в г. Станислав). После сдачи дел в 69-й авиадивизии убыл к новому месту службы накануне войны.
С июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны[2].
Великую Отечественную войну встретил в должности командира 64-й авиационной дивизии, командование над которой принял 23 июня 1941 года[3]. Воевал с ней в составе ВВС Юго-Западного и Южного фронтов, участвовал в Приграничном сражении на Западной Украине, в Тираспольско-Мелитопольской и в Киевской оборонительных операциях. С декабря 1941 года — командующий ВВС 24-й армии, которая формировалась в составе Московской зоны обороны.
С мая 1942 — командир 266-й истребительной авиационной дивизии. В составе 2-й воздушной армии дивизия воевала на Брянском и Воронежском фронтах, участвовала в Воронежско-Ворошиловградской оборонительной операции.
С августа 1942 года и до Победы — командир 207-й истребительной авиационной дивизии. Приказом Народного комиссара обороны СССР от 24 августа 1943 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм дивизии было присвоено гвардейское звание и она была переименована в 11-ю гвардейскую истребительную авиационную дивизию[4]. Дивизия сражалась на Юго-Западном, 3-м Украинском и на 1-м Украинском фронтах, считалась одной из лучших в ВВС, за годы войны получила также почётное наименование «Днепропетровская», награждена орденами Красного Знамени, Богдана Хмельницкого 2-й степени. Во главе дивизии участвовал в Сталинградской битве, в Среднедонской и Ворошиловградской наступательных операциях, в Курской битве, в Изюм-Барвенковской, Белгородско-Харьковской, Донбасской, Запорожской, Днепропетровской, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Нижне-Силезская, Берлинской и Пражской наступательных операциях.
К маю 1945 года командир 11-й гвардейской истребительной авиадивизией 2-го гвардейского штурмового авиакорпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта гвардии генерал-майор авиации Александр Петрович Осадчий совершил 39 боевых вылетов на штурмовку и разведку войск противника, нанеся тому большие потери, сбил в группе 1 немецкий самолёт[2]. За период с 12 декабря 1942 года по 5 мая 1945 года лётчики дивизии под его командованием совершили 23 382 боевых вылета, в 872 воздушных боях сбили 896 немецких самолёта и ещё 95 сожгли при атаках вражеских аэродромов[5].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за «мужество и воинскую доблесть, проявленные в воздушных боях с немецкими захватчиками» гвардии генерал-майор авиации Александр Осадчий был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 6598
После окончания войны А. П. Осадчий продолжил командование 11-й гвардейской истребительной авиадивизией[3]. В июне 1947 года назначен командиром 10-го истребительного авиационного корпуса в составе 14-й воздушной армии Прикарпатского военного округа[3]. В июне 1949 году он был уволен в запас по болезни[3].
Проживал в Киеве. Умер 2 мая 1981 года, похоронен на Лукьяновском военном кладбище Киева[2].
Награды
Мемуары
- Друзья и соратники. // В сборнике: Вместе с патриотами Испании. 3-е изд., доп. и перераб. — Киев, 1986. — С.166—180.
Примечания
- ↑ Список побед А. П. Осадчего приведён на сайте «Красные Соколы».
- ↑ 1 2 3 4 5 Осадчий, Александр Петрович. Сайт «Герои страны».
- ↑ 1 2 3 4 Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 720 — 721. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
- ↑ Народный Комиссар обороны. Приказ № 264 от 24.08.1943 г. = Приказы Народного комиссара обороны СССР 1943-1945 гг. // Коллектив авторов Сборник документов «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.» / В.А. Золотарев. — Москва: Терра, 1997. — Т. 13 (2-3). — С. 415.
- ↑ Президиум Верховного Совета СССР. Наградной лист = Представление на звание Герой Советского Союза на командира дивизии генерал-майора Осадчего А.П. // Центральный архив Министерства обороны РФ : Указ от 27.06.1945 г.. — Архив ЦАМО, 1943. — Т. 33, вып. 793756, № 150023830. — С. 420 — 423.
Литература
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2.
- Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 720-721. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
- Абросов С. В. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936—1939 гг. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 88, 140, 508. — 608 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-25288-6.
Ссылки
10-й истребительный авиационный корпус10-й истребительный авиационный Сталинградский ордена Богдана Хмельницкого корпус (10-й иак) — соединение Военно-Воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.
11-я гвардейская истребительная авиационная дивизия11-я гвардейская истребительная авиационная Днепропетровская Краснознамённая ордена Богдана Хмельницкого дивизия (11-я гв. иад) — соединение Военно-Воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.
207-я истребительная авиационная дивизия207-я истребительная авиационная дивизия (207-я иад) — соединение Военно-Воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.
266-я истребительная авиационная дивизия266-я истреби́тельная авиацио́нная диви́зия (266-я иад) — соединение Военно-Воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.
28-й истребительный авиационный полк ПВОНе следует путать с 28-м гвардейским истребительным авиационным полком
Не следует путать с 28-м истребительным авиационным полком
Не следует путать с 28-м «А» истребительным авиационным полком ПВО
28-й истребительный авиационный полк ПВО (28-й иап ПВО) — воинская часть авиации ПВО, принимавшая участие в освобождении Западной Украины в 1939 году, освобождении Бессарабии в 1940 г. и в боевых действиях Великой Отечественной войны.
64-я авиацио́нная диви́зия (64-я ад) — авиационное воинское соединение истребительной и бомбардировочной авиации Вооружённых сил СССР в Великой Отечественной войне.
Днепр (город)Днепр (Днипро́, укр. Дніпро́) — город, областной центр Днепропетровской области Украины, центр Днепровской агломерации. Четвёртый город по численности населения Украины после Киева, Харькова и Одессы. До 1796 и с 1802 по 1926 год город имел название Екатериносла́в, с 1796 по 1802 год — Новоросси́йск, а с 1926 по 2016 год — Днепропетро́вск.
До развала СССР был одним из крупнейших промышленных центров украинской ССР. Особенно развиты чёрная металлургия, металлообрабатывающие цеха, машиностроение и другие отрасли тяжёлой промышленности. Днепропетровск являлся одним из ключевых центров оборонной и космической промышленности советского периода, в городе было размещено Министерство чёрной металлургии СССР. По причине развитой военной промышленности Днепропетровск был закрытым для посещения иностранцами городом вплоть до 1990-х годов.
По данным на 1 сентября 2018 года, в городе проживало 997 146 человек наличного населения, в границах горсовета — включая пгт Авиаторское — 999 615 человек, по данным на 1 января 2018 года — соответственно 1 000 506 человек и 1 002 944 человека, на 1 января 2017 года — соответственно 976 525 человек и 978 943 человека. В 1976—2011 годах численность населения Днепропетровска превышала миллион человек. В данный момент численность населения города балансирует на уровне миллиона.
Днепропетровская операцияДнепропетровская наступательная операция 23 октября — 23 декабря 1943 года — фронтовая наступательная операция советских войск 3-го Украинского фронта в Великой Отечественной войне. Составная часть Нижнеднепровской стратегической наступательной операции — второго этапа битвы за Днепр.
История Лисичанска.
История СлавянскаСлавянск был основан в 1645 году. Город выступал как форпост против крымских набегов на Русское государство.
ОсадчийОса́дчий — украинская и русская фамилия; имеет женскую форму Осадчая.
Возможно, фамилия образована от нарицательного укр. осадчий со значением «первый поселенец, основатель населенного пункта» или «организатор переселения людей в недавно основанную слободу», или от основы укр. осада со значением «колония, поселенье на чужбине». Возможно также происхождение от тюркского личного имени Асад (с арабского — «лев»), в XIV—XVI веках распространенного на Руси и на территории современной Украины в формах Осад, Осада, Осадко.
Осадчий, АлександрАлекса́ндр Оса́дчий:
Осадчий, Александр Петрович (1907—1981) — генерал-майор авиации, Герой Советского Союза.
Осадчий, Александр Филиппович (род. 1947) — украинский композитор.
Осадчий, Александр (1975—1996) — российский хоккеист.
Покровск (город, Украина)Покро́вск (укр. Покровськ; до 1934 года — Гри́шино, с 1934 года до 1938 года — По́стышево, с 1938 года до 1964 года — Красноармейское, с 1964 года до 2016 года — Красноарме́йск) — город областного значения в Донецкой области Украины, административный центр Покровского района (сам в состав района не входит) и центр Покровской агломерации. Железнодорожный узел.
Список Героев Советского Союза (Кировоградская область)Список Героев Советского Союза из Кировоградской области Украины.
Список Героев Советского Союза (Опалев — Ощепков)В настоящем списке представлены в алфавитном порядке все Герои Советского Союза, чьи фамилии начинаются с буквы «О» (всего 245 человек, из них двое удостоены звания дважды). Список содержит даты Указов Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания, информацию о роде войск, должности и воинском звании Героев на дату представления к присвоению звания Героя Советского Союза, годах их жизни.
Персиковым цветом в таблице выделены Герои, удостоенные звания дважды и более раз.
Серым цветом в таблице выделены Герои, представленные к званию посмертно.
Список лётчиков-асов гражданской войны в ИспанииВо время гражданской войны в Испании авиация активно применялась обеими сторонами, многие пилоты-истребители, представляющие различные страны, добились значительных достижений во время воздушных боёв. Ниже представлен список таких асов, одержавших пять и более воздушных побед.
Серым цветом выделены лётчики, погибшие во время конфликта. Звание Героя Советского Союза указано в случае награждения именно за участие в испанской гражданской войне.
На других языках
This page is based on a Wikipedia article written by authors
(here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.
howlingpixel.com
Осадчий, Александр Петрович — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Александр Петрович Осадчий (1907—1981) — генерал-майор Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).
Биография
Александр Осадчий родился 29 мая 1907 года в городе Знаменка (ныне — Кировоградская область Украины). После окончания семи классов школы работал электромонтёром на станции «Киев». В 1929 году Осадчий был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1931 году он окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в Гражданской войне в Испании, сбил 5 самолётов противника. С июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны[1].
Великую Отечественную войну встретил в должности командира 64-й авиационной дивизии, командование над которой принял 23 июня 1941 года[2]. К маю 1945 года гвардии генерал-майор авиации Александр Осадчий командовал 11-й гвардейской истребительной авиадивизией 2-го гвардейского штурмового авиакорпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. К тому времени он совершил 39 боевых вылетов на штурмовку и разведку войск противника, нанеся тому большие потери[1]. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за «мужество и воинскую доблесть, проявленные в воздушных боях с немецкими захватчиками» гвардии генерал-майор авиации Александр Осадчий был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 6598[1].
После окончания войны Осадчий продолжил командование 11-й гвардейской истребительной авиадивизией[2]. В июне 1947 года назначен командиром 10-го истребительного авиационного корпуса в составе 14-й воздушной армии Прикарпатского военного округа[2]. В июне 1949 году он был уволен в запас по болезни[2].
Проживал в Киеве. Умер 2 мая 1981 года, похоронен на Лукьяновском военном кладбище Киева[1].
Могила Осадчего на Лукьяновском военном кладбище Киева.Был награждён двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, иностранными орденами и рядом медалей[1].
Примечания
Литература
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
- Вместе с патриотами Испании. 3-е изд., доп. и перераб. Киев, 1986.
- Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 720 -721. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
Ссылки
Осадчий, Александр Петрович. Сайт «Герои страны».
wikipedia.green
Осадчий, Александр Петрович — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Александр Петрович Осадчий (1907—1981) — генерал-майор Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).
Биография
Александр Осадчий родился 29 мая 1907 года в городе Знаменка (ныне — Кировоградская область Украины). После окончания семи классов школы работал электромонтёром на станции «Киев». В 1929 году Осадчий был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1931 году он окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в Гражданской войне в Испании, сбил 5 самолётов противника. С июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны[1].
Великую Отечественную войну встретил в должности командира 64-й авиационной дивизии, командование над которой принял 23 июня 1941 года[2]. К маю 1945 года гвардии генерал-майор авиации Александр Осадчий командовал 11-й гвардейской истребительной авиадивизией 2-го гвардейского штурмового авиакорпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. К тому времени он совершил 39 боевых вылетов на штурмовку и разведку войск противника, нанеся тому большие потери[1]. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за «мужество и воинскую доблесть, проявленные в воздушных боях с немецкими захватчиками» гвардии генерал-майор авиации Александр Осадчий был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 6598[1].
После окончания войны Осадчий продолжил командование 11-й гвардейской истребительной авиадивизией[2]. В июне 1947 года назначен командиром 10-го истребительного авиационного корпуса в составе 14-й воздушной армии Прикарпатского военного округа[2]. В июне 1949 году он был уволен в запас по болезни[2].
Проживал в Киеве. Умер 2 мая 1981 года, похоронен на Лукьяновском военном кладбище Киева[1].
Могила Осадчего на Лукьяновском военном кладбище Киева.Был награждён двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, иностранными орденами и рядом медалей[1].
Видео по теме
Примечания
Литература
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
- Вместе с патриотами Испании. 3-е изд., доп. и перераб. Киев, 1986.
- Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 720 -721. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
Ссылки
Осадчий, Александр Петрович. Сайт «Герои страны».
wiki2.red
Осадчий Александр Петрович — МыЗаБудущее.РФ Новая Уникальная Социальная сеть, Вместе мы сила!!! Вместе мы построим будущее которое захотим !!!
Воспоминания Героя о войне в Испании (Из книги «Вместе с патриотами Испании»):
Морозное декабрьское утро 1936 года. Я, командир эскадрильи истребителей, не без волнения вхожу в кабинет к командующему Киевским военным округом командарму И.Э. Якиру. Волнение было радостным. Ведь у меня были все основания предполагать о разрешении отправиться в Испанию, в небе которой уже сражались за Революцию несколько знакомых мне лётчиков.
Командующий поднялся из-за стола, пожал мне руку и, предложив сесть, сказал:
— Комбриг Бахрушин говорил мне о вас как об опытном лётчике и волевом командире, о вашей отличной стрельбе по конусам во время последних учений. Ну, вот теперь настала для вас пора стрелять не по конусам, а по настоящим боевым целям. Кажется, вы сами этого добивались?
— Так точно, товарищ командующий!
— Вот и отлично, — улыбнулся Якир. — Вы, наверное, смените Павла Рычагова, который, как вы знаете, за мужество и воинское умение в боях с фашистами удостоен звания Героя Советского Союза. Итак, собирайтесь в дальнюю дорогу.
Я поблагодарил командующего за доверие и уже на следующий день выехал в Москву. А две недели спустя остались позади советская граница, Польша, Германия, шумный Париж, красавица Барселона, Валенсия, и в городе Альбасете я уже входил в кабинет другого военачальника. Представлялся теперь уже не Осадчим, а Казаковым. Этой фамилией наделили меня при выдаче документа на всё время пребывания в Испании.
Впрочем, и Генерал Дуглас, принимавший меня, был на самом деле не кем иным, как Яковом Владимировичем Смушкевичем, главным советником при командующем республиканской авиацией. Мне уже доводилось слышать об этом замечательном лётчике, человеке большого мужества и личного обаяния, а впоследствии ещё не раз встречаться с ним. Смушкевич ввел меня в курс боевой обстановки, рассказал о жестоких боях на Центральном фронте, под Мадридом, где и сражалась эскадрилья Павла Рычагова.
— Экипажи ваши в основном состоят из испанских лётчиков, — говорил Смушкевич. — Ребята боевые, наш И-15 хорошо освоили и уже не раз доказывали, что воевать они умеют. Ну, а остальное вам Рычагов расскажет. Вы ведь знаете его?
— Как не знать! Вместе лётную школу кончали, в одной бригаде несколько лет служили.
— Вот и чудесно. Отдыхайте до утра, а завтра отправляйтесь в свою эскадрилью. Ни пуха ни пера, камарада Казаков!
Поутру на машине с испанским шофёром, уже немного знавшим русский язык, я выехал на аэродром Алькала-де-Энарес — главную базу республиканской авиации. Дорога то стелилась по живописной равнине, то поднималась в горные ущелья, то пролегала через селенья, где бросались в глаза разрушенные дома и свежие воронки — следы недавних налётов и бомбёжек вражеской авиации.
— Фасиста! — хмуро указывал мне на них мой водитель — Франко! — и сопровождал эти слова каким-то испанским ругательством.
В одном из населённых пунктов из-за поворота неожиданно выскочила легковая машина, и наш «Форд» едва не столкнулся с ней.
— Карамба! — выкрикнул мой шофёр, а я в водителе встречной машины узнал Павла Рычагова.
— Паша! — крикнул я что есть силы, приказывая своему шофёру остановиться. Остановил машину и Рычагов. Через минуту мы уже обнимаемся со старым приятелем, и я от души поздравляю его с высоким званием Героя Советского Союза. Тут же вручаю Павлу небольшую фотографию его жены — Марии Нестеренко. Кстати, сообщил Рычагову, что Мария за успехи в лётной подготовке также удостоена награды — ордена Красной Звезды.
— Вот так встреча! — радостно повторяет Павел. — А мне Дуглас звонил, что ко мне едет сменщик, но я и не предполагал, что Казаков — это ты.
Рычагов торопился и потому очень коротко рассказал мне и об эскадрильи, и о предстоящей боевой работе.
— В общем, валяй, козырёк! Там, на месте, всем премудростям обучишься, — закончил он наш разговор.
Я сначала даже слегка обиделся. Ведь «козырьками» в нашей Борисоглебской лётной школе именовали курсантов — новичков. Не зазнался ли Паша? Но, подумав, пришел к выводу: а ведь в здешних условиях я и впрямь «козырёк»: в бою не бывал, пороха не нюхал!
«Понюхать» довелось очень скоро. В первую же ночь на Алькалу налетели вражеские бомбардировщики. Нас разбудили яркие вспышки и бомбовые разрывы. Аэродром был лишен какого бы то ни было зенитного прикрытия, и лишь по случайности бомбы не достигли цели. Пострадали мирные жители посёлка, а в нашем общежитии повылетали оконные стекла от взрывной волны.
До этого я уже познакомился с лётчиками. Меня представил товарищам заместитель командующего группой истребителей Иван Копец. Здесь были и советские добровольцы — Агафонов, Артемьев, Захаров, и испанцы — Алонсо, Гуаса, Химснес, Квартеро, Галеро, двое американцев — Альберто и Франсиско — лётчики аэроклуба, прибывшие сражаться за правое дело испанского народа. Рассказал мне Копец о воздушных боях, в которых довелось ему участвовать, о боевом взаимодействии с группой И-16, возглавляемой Денисовым, о повадках вражеских «Фиатов» и «Юнкерсов», о наших потерях. Совсем недавно был сбит в воздушном бою лётчик Ковтун. Тяжёлое ранение в голову получил лётчик Шмельков.
К сожалению, здесь я не встретил никого из лётчиков моего отряда, уехавших ранее в Испанию. Оказалось, что все они воюют теперь на Северном фронте, в районе Бильбао. Лишь один лётчик — Самсонов — по состоянию здоровья отстранён от полётов, но выполняет не менее важную функцию: на крыше одного из самых высоких зданий Мадрида, так называемой Телефонике, ведёт наблюдение, и по его команде поднимаются в воздух истребители для отражения налётов вражеских бомбардировщиков.
— И ни разу ещё не был наш взлёт напрасным, — добавил Копец. — Что и говорить, дела здесь хватает. Скучать не придётся.
А я уже и вправду соскучился по самолёту, по полётам. Вот и попросил вошедшего инженера Старовойтова, также служившего в киевской авиабригаде, распорядиться о подготовке к полёту самолёта, унаследованного от прежнего командира.
Вскоре техник — испанец доложил мне о готовности самолёта и протянул авиационный шлем, но тут же поспешно попросил его обратно и стёр тряпочкой следы крови с подкладки.
— Это шлем нашего Шмелькова, — вздохнул Иван Копец.
Он оказался мне впору. Я сел в кабину, запустил мотор, опробовал его на всех режимах, вырулил, взлетел и, набрав высоту, проделал над аэродромом весь комплекс фигур высшего пилотажа, включая «свечу» и вертикальный восходящий штопор. Да простится мне это хвастовство, но ведь надо же было показать новым товарищам, что и преемник Павла Рычагова тоже «не лыком шит». Когда я приземлился, подошёл молодой американский лётчик Альберто Баумлер и что-то горячо заговорил, указывая на меня, себя и самолёт.
— Он просит, — поспешил на выручку переводчик, — чтобы вы и его научили так летать.
Забегая вперед, скажу, что Баумлер оказался очень старательным и способным учеником, хоть из-за боевой работы времени для учёбы оставалось немного. Помню, как счастлив был Альберто, когда одержал первую воздушную победу: зашёл в хвост «Фиату» и дал по нему очередь из всех 4-х пулемётов. Впоследствии, по просьбе Баумлера, Смушкевич перевёл его в эскадрилью И-16. Очень уж хотелось американцу освоить и этот лучший по тем временам истребитель.
Началась повседневная боевая работа, в процессе которой довелось овладевать приёмами воздушного боя уже не с условным противником, а в непосредственных встречах с фашистскими самолётами. Вскоре южнее Мадрида в воздушном бою я сбил двухмоторный «Дорнье», каких было немало на вооружении франкистской авиации.
Помимо воздушных боёв в небе Мадрида и на подступах к столице нередко приходилось бомбить и штурмовать наземные войска фашистов, в частности мятежников, засевших в Университетском городке. Помогал нам в этом советник командующего истребительной авиацией республиканцев советский лётчик Пумпур.
Выполняя воздушную разведку, наши лётчики обнаружили на северо-западной окраине Мадрида, в Каса-дель-Кампо, большое скопление наёмных марокканских стрелков, которых легко было узнать по бурнусам и своеобразным головным уборам. Оказалось, это было у них время обеда, соблюдаемое свято. На этот раз пришлось испортить марокканцам обед и изрядно отбить аппетит бомбовыми ударами и пулемётным огнём.
— Не по правилам воюешь! — шутил позвонивший мне на следующий день Смушкевич. — Вон марокканцы протест заявляют. Чуть ли не на весь мир завопили, что республиканские лётчики нарушают обеденный перерыв, когда войны не должно быть, что это противозаконно! Вот так-то, брат Казаков!
По-видимому, эти наёмники Франко всерьёз считали, что резать мирное население и рубить головы пленным — дело совершенно законное, а вот обеденный перерыв нарушать нельзя.
Мы, конечно, не забывали и о разборе каждого воздушного боя, совершенствовании боевого мастерства. В частности, начали эшелонировать боевой порядок по высоте, чтобы при введении в бой одного эшелона, ему тут же помогал второй эшелон. Возникла необходимость лучше использовать преимущества нашего И-15 в маневренности, особенно на виражах, которые итальянские «Фиаты» и немецкие «Хейнкели» выполняли более продолжительно и с гораздо большим радиусом. Постепенно в наших действиях стало больше организованности. Выходили мы из боя на заранее определённый пункт.
До глубокой ночи «колдовали» над машинами инженеры Старовойтов и Кальченко с техниками — испанцами, залечивая нанесённые врагом раны, чтобы каждый самолёт был готов к новому боевому дню.
А на рассвете, не выспавшиеся за короткую южную ночь, лётчики досматривали сны под крылом своих машин, подложив под головы парашюты, а техники, как правило, сидели в кабинах, готовые по первому сигналу ракеты с командного пункта запустить мотор и подготовить машину к взлёту.
Проводимая западными державами политика «невмешательства» в испанские дела обеспечивала Франко бесперебойное снабжение немецкими и итальянскими самолётами, а республиканскую авиацию держала на «голодном пайке». В том памятном бою над Мадридом в конце февраля 1937 года против 15 «Чатос» действовало почти вдвое больше «Фиатов» и «Хейнкелей». Что и говорить, трудно пришлось нашим лётчикам, но слаженная, разумная тактика эскадрильи, смелость и боевое мастерство каждого воздушного бойца принесли победу. Мы сбили 3 «Фиата» и 1 «Хейнкель», и, как потом узнали, следившие за этим боем толпы мадридцев неистово аплодировали успеху своих воздушных защитников. Но при возвращении на аэродром я не досчитался одного самолёта.
— Кто не вернулся? — спросил я сразу же после посадки.
— Нет Карпова, — ответили мне.
Горькая весть! Ведь именно Карпов сбил тот самый «Хейнкель». Находясь в звене испанца Хименеса, он в первой же атаке нанёс фашисту лобовой удар и, очевидно, увлекшись этой победой, оторвался от звена и стал, как часто бывает в таких случаях, жертвой вражеских истребителей.
Карпов был в первой группе советских добровольцев, которая формировалась ещё осенью 1936 года. Чтобы избежать вездесущих контролёров «комиссии по невмешательству» Лиги Наций, изыскивались различные пути переправки добровольцев за Пиренеи. Карпова с другими товарищами решили отправить через Австрию и Швецию с документами чехословацких подданных. Но в Швеции его задержали и, установив, что он не знает чешского языка, до выяснения личности посадили под арест. С большим трудом советскому посольству удалось вызволить Карпова и отправить обратно в Москву.
От всех мытарств лётчик расхворался и находился на излечении в Крыму. Из санатория Карпов сбежал и снова появился в Москве с настоятельной просьбой послать его в Испанию. Вторая попытка, наконец, оказалась успешной. С беззаветной храбростью и большим мастерством воевал Карпов, и не один вражеский самолёт врезался в землю от его меткого огня. Вот какого товарища мы потеряли! Это о нём и о таких, как он, славных воинах — добровольцах, крылатых бойцах — интернационалистах, писалось в новогоднем номере одной из мадридских газет: «Слава вам, товарищи лётчики! Вы помогли, как никто, нашей столице. Рискуя каждый миг своей жизнью, вы совершили и совершаете незабываемые подвиги, охраняя небо Мадрида от кровавых разбойников и палачей. Вам будет вечно благодарен испанский народ».
В феврале эскадрилья перебазировалась на аэродром Сото, рядом с помещичьей усадьбой, где удобно разместился наш лётный и технический состав. Сам аэродром прилегал к рощице, в которой можно замаскировать самолёты, что позволяло успешно вести боевую работу на Мадридском и Харамском фронтах.
В этот период крайне осложнилась обстановка в районе Малаги. В тяжёлых оборонительных боях республиканские войска понесли большие потери, и под давлением превосходящих сил противника город решено было оставить.
В марте в порту Кадикс высадился итальянский экспедиционный корпус. Началась открытая фашистская интервенция в Испании. Фашисты захватили Малагу и двинулись к Гвадалахаре. Погода в ту пору стояла дождливая, низкие облака висели над горами и долинами. Итальянцы двигались походными колоннами, видимо считая, что в этих условиях им нечего опасаться республиканской авиации.
Поэтому, получив необходимые данные, Смушкевич принял смелое решение: поднять машины в воздух, что позволит застать противника врасплох. Он приказал совершить максимальное количество боевых вылетов, чтобы нанести как можно более сильный урон врагу.
На малой высоте, при облачности 200-300 метров, наши самолёты неожиданно обрушились на итальянскую колонну в районе Триуэкс. Удар был сокрушительный. Каждая бомба ложилась в цель. Горели машины, в панике разбегались в обе стороны от Сарагосского шоссе солдаты, а лётчики беспрепятственно поливали их пулемётным огнём. Слабые попытки вражеских зенитных пулемётов отогнать «Чатос» ни к чему не приводили. Они лишь демаскировали себя и тут же подавлялись нашими бомбами.
— Действовали, как на учебном полигоне! — с чувством большого удовлетворения говорили лётчики. — Вот это настоящая работа!
В тот день такие удары эскадрилья наносила 5 раз. Но мне в один из вылетов досталось. Во время атаки с пикирования в мой самолёт угодил зенитный снаряд. Был перебит передний лонжерон, изрешечён осколками левый бок фюзеляжа. К счастью, удалось добраться до аэродрома.
— Ну и повезло же вам, товарищ командир! — удивленно говорил техник, осматривая почти метровую дыру в крыле. — Прямо не верится, что с такой «вентиляцией» можно летать!
На завтра погода была такая же, и лётчики с ещё большей энергией штурмовали вражеские колонны. На третий день эскадрилья снова вылетела к месту продвижения итальянского экспедиционного корпуса. Облачность к тому времени поднялась до 500-600 метров, но фашистской авиации так и не было видно, а мы, взаимодействуя со штурмовиками и прикрывая их с воздуха, довольно успешно подавляли зенитные средства противника. Лишь под конец дня появилась группа «Фиатов». В первой же лобовой атаке одна вражеская машина была сбита.
Массированные налёты нашей авиации в сочетании с умелыми действиями республиканских наземных войск по сути сорвали выполнение поставленной итальянскому экспедиционному корпусу задачи — окружить мадридскую группировку республиканцев. Кроме штурмовки и воздушного прикрытия, мы вели бои с вражеской авиацией. Лётчики моей эскадрильи сбили 4 «Фиата». Лишь один из последних дней этой боевой операции был омрачён потерей нашего дорогого друга — испанского лётчика Гуаса.
В конце февраля эскадрилью перебазировали на аэродром Костехон. Нам была поставлена задача — помочь наземным войскам перерезать узкий перешеек, связывавший силы фашистов с городом Уэска, почти полностью окруженным республиканскими войсками. Эта единственная коммуникация проходила по высоте Кауде. И хотя она простреливалась с севера и юга республиканцами, однако мятежники зацепились за неё довольно прочно, создав сильный оборонительный рубеж. «Достать» противника можно было только с воздуха.
В первый же день мы провели 3 боевых вылета на штурмовку вражеских позиций. Успех был полный. Единственная зенитная пушка успела выпустить по нашим самолётам лишь несколько снарядов и была поражена. Мы основательно обработали высоту. Казалось, всё живое на ней уничтожено. Оставалось только ударить пехоте, и гарнизон Уэски будет полностью отрезан. Но пехота почему-то медлила.
— Что же такое, товарищ командир? — недоумевают лётчики. — Ведь всё на совесть сделано. Путь открыт.
Я и сам ничего не понимаю, а дозвониться к командованию части не могу.
— Наверно, анархисты, — говорит со злостью кто-то из испанских лётчиков. — У них свой порядок.
Так оно и оказалось. Анархисты довольно уютно устроились в своих блиндажах, обжились там, а на боевой приказ не обращали внимания. Так и не принесли желаемых результатов наши боевые вылеты.
Это был лишь один из многих случаев неповиновения анархистов приказам командования. Прикрываясь ультралевыми лозунгами, они своевольничали, саботировали выполнение боевых задач, вносили дезорганизацию в войска. Немало поражений республиканцев на их совести.
Когда я доложил Смушкевичу о том, что произошло у высоты Кауде, Яков Владимирович был сильно возмущён и через 3 дня передал мне приказ перебазировать эскадрилью в район Теруэля.
— Поставьте об этом в известность командира анархистской части, — добавил Дуглас.
Вместе с лётчиком Хименесом я отправился туда.
— Этого не будет! — блеснув глазами, заявил крайне рассержённый командир части. — Мы довольны вашей работой, а для Теруэля у них авиация найдётся. Продолжайте действовать на нашем участке.
— Но у меня есть приказ моего начальства, — возразил я.
— Здесь выполняются мои приказы! Можете идти!
Да, вот тебе и «анархия — мать порядка»! Мы вернулись на аэродром, и тут же появилась охрана из анархистов, которой было приказано ни один наш самолёт в воздух не выпускать.
Итак, мы оказались под арестом. Весь следующий день бездействовали, а за ужином обсудили создавшуюся обстановку. Решили пойти на хитрость. Утром я послал к командиру части Хименеса, который доложил ему, что Дуглас согласился продлить наше пребывание на этом участке и мы просим указать цели для продолжения штурмовки высоты Кауде. Говорил Хименес настолько убедительно, что анархистский командир поверил и дал указание охране не препятствовать нашему вылету на штурмовку.
Ну что ж, штурмовку мы произвели, но на прежний аэродром не вернулись, а совершили посадку на указанное Дугласом место близ Теруэля. Туда же прибыл на автомашинах и технический состав. На новом аэродроме нас встретил Смушкевич.
— Правильно действовали, — одобрительно сказал Яков Владимирович.
Вместе со Смушкевичем я облетел вокруг Теруэля, маневрируя между разрывами зенитных снарядов. Мы тщательно осмотрели позиции противника и всю прилегающую местность. Потом Дуглас собрал лётчиков, рассказал о предстоящей операции, целью которой было отвлечь войска противника с Северного фронта, где у республиканцев сложилось тяжёлое положение.
Уже на следующий день мы начали обычную боевую работу: штурмовки, отражение налётов фашистской авиации. Особенно запомнился один из боёв над Теруэлем.
От Смушкевича, находившегося на КП наземных войск, поступила команда поднять эскадрилью для отражения налёта приближавшихся вражеских самолётов. Ракета на взлёт — и «Чатос» поднялись в воздух. Два отряда эшелонированно приняли боевой порядок, направляясь к Теруэлю. Впереди показались 12 «Хейнкелей».
По моей команде самолёты устремились навстречу врагу. «Хейнкели» после первой же атаки, рассеявшись, ушли вниз. И тут же я заметил падающие обломки какого-то самолёта. Немного погодя обнаружил, что мой левый ведомый исчез. Впрочем, это не очень обеспокоило, так как в боевой «карусели» большинство «Чатос» действовали в одиночку. Вот уже один «Хейнкель» выходит из боя, и за ним тянется дымный шлейф. Видно, пробит бензобак или повреждена водяная система мотора. Ну, шалишь, не уйдешь! Я с пикирования напал на фашиста и, примерно, с расстояния в 100 метров ударил изо всех пулемётов. «Хейнкель» вспыхнул и камнем пошёл к земле.
А «карусель» всё продолжается. Выбираю ещё одну цель — «Хейнкель», устремившийся в атаку на наш самолёт. Захожу с хвоста и бью длинными очередями. Фашист попытался уйти, но после повторной атаки врезался в скалы ущелья. Да, в этот день поработали мы на славу. Ещё 4 «Хейнкеля» были сбиты лётчиками нашей эскадрильи, а остальные бежали.
После боя к нам приехал Смушкевич. Он привёз документы лётчиков, погибших при столкновении самолётов. Лётчики — испанцы рассказали нам, что пилоты обеих машин были некогда закадычными друзьями, но Революция поставила их по разные сторо
xn--80acjeah8a9cb4dp.xn--p1ai
Осадчий Александр Петрович Википедия
Александр Петрович Осадчий (1907—1981) — советский лётчик-ас истребительной авиации и военачальник, участник гражданской войны в Испании и Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (27.06.1945). Генерал-майор авиации (20.04.1945).
Биография
Александр Осадчий родился 29 мая 1907 года в городе Знаменка (ныне — Кировоградская область Украины). После окончания семи классов школы работал электромонтёром на станции «Киев».
В июне 1928 года Александр Осадчий был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1930 году окончил Военно-теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде, в 1931 году — окончил 2-ю военную школу лётчиков имени Осоавиахима в Борисоглебске. С ноября 1931 года служил в 74-м отдельном авиаотряде ВВС Украинского военного округа (Киев): младший лётчик, старший лётчик, командир звена, инструктор по вооружению. С ноября 1934 года — командир отряда в 36-й авиационной бригаде этого округа, с октября 1936 — командир 65-й истребительной эскадрильи.
С декабря 1936 года по август 1937 года участвовал в Гражданской войне в Испании, под фамилией «Казаков» командовал эскадрильей истребителей И-15, сменив на посту командира эскадрильи её прежнего командира Павла Рычагова. Короткое время был заместителем советника командующего истребительной авиацией республиканской Испании комбрига Е. С. Птухина, но вскоре вновь назначен командиром одной из эскадрилий взамен убитого командира. В Испании сбил лично 5 самолётов противника[1].
После возвращения в СССР старшему лейтенанту А. Осадчему сразу было присвоено воинское звание майор и осенью 1937 года он был назначен командиром 72-й истребительной авиационной эскадрильи в Киевском Особом военном округе. С апреля 1938 — командир 28-го истребительного авиационного полка69-й истребительной авиабригады этого округа, во главе полка участвовал в Походе РККА в Западную Украину в сентябре 1939 года и в вводе советских войск в Бессарабию в июне-июле 1940 года. 12 ноября 1939 года ему присвоено воинское звание полковник. В 1940 году вступил в ВКП(б). С марта 1941 года — командир 69-й истребительной авиационной дивизии, но уже в мае переведён на должность командира 64-й истребительной авиадивизии (штаб дивизии в г. Станислав). После сдачи дел в 69-й авиадивизии убыл к новому месту службы накануне войны.
С июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны[2].
Великую Отечественную войну встретил в должности командира 64-й авиационной дивизии, командование над которой принял 23 июня 1941 года[3]. Воевал с ней в составе ВВС Юго-Западного и Южного фронтов, участвовал в Приграничном сражении на Западной Украине, в Тираспольско-Мелитопольской и в Киевской оборонительных операциях. С декабря 1941 года — командующий ВВС 24-й армии, которая формировалась в составе Московской зоны обороны.
С мая 1942 — командир 266-й истребительной авиационной дивизии. В составе 2-й воздушной армии дивизия воевала на Брянском и Воронежском фронтах, участвовала в Воронежско-Ворошиловградской оборонительной операции.
С августа 1942 года и до Победы — командир 207-й истребительной авиационной дивизии. Приказом Народного комиссара обороны СССР от 24 августа 1943 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм дивизии было присвоено гвардейское звание и она была переименована в 11-ю гвардейскую истребительную авиационную дивизию[4]. Дивизия сражалась на Юго-Западном, 3-м Украинском и на 1-м Украинском фронтах, считалась одной из лучших в ВВС, за годы войны получила также почётное наименование «Днепропетровская», награждена орденами Красного Знамени, Богдана Хмельницкого 2-й степени. Во главе дивизии участвовал в Сталинградской битве, в Среднедонской и Ворошиловградской наступательных операциях, в Курской битве, в Изюм-Барвенковской, Белгородско-Харьковской, Донбасской, Запорожской, Днепропетровской, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Нижне-Силезская, Берлинской и Пражской наступательных операциях.
К маю 1945 года командир 11-й гвардейской истребительной авиадивизией 2-го гвардейского штурмового авиакорпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта гвардии генерал-майор авиации Александр Петрович Осадчий совершил 39 боевых вылетов на штурмовку и разведку войск противника, нанеся тому большие потери, сбил в группе 1 немецкий самолёт[2]. За период с 12 декабря 1942 года по 5 мая 1945 года лётчики дивизии под его командованием совершили 23 382 боевых вылета, в 872 воздушных боях сбили 896 немецких самолёта и ещё 95 сожгли при атаках вражеских аэродромов[5].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за «мужество и воинскую доблесть, проявленные в воздушных боях с немецкими захватчиками» гвардии генерал-майор авиации Александр Осадчий был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 6598[2].
Могила Осадчего на Лукьяновском военном кладбище Киева.После окончания войны А. П. Осадчий продолжил командование 11-й гвардейской истребительной авиадивизией[3]. В июне 1947 года назначен командиром 10-го истребительного авиационного корпуса в составе 14-й воздушной армии Прикарпатского военного округа[3]. В июне 1949 году он был уволен в запас по болезни[3].
Проживал в Киеве. Умер 2 мая 1981 года, похоронен на Лукьяновском военном кладбище Киева[2].
Награды
Мемуары
- Друзья и соратники. // В сборнике: Вместе с патриотами Испании. 3-е изд., доп. и перераб. — Киев, 1986. — С.166—180.
Примечания
- ↑ Список побед А. П. Осадчего приведён на сайте «Красные Соколы».
- ↑ 1 2 3 4 5 Осадчий, Александр Петрович (рус.). Сайт «Герои страны».
- ↑ 1 2 3 4 Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 720 — 721. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
- ↑ Народный Комиссар обороны. Приказ № 264 от 24.08.1943 г. = Приказы Народного комиссара обороны СССР 1943-1945 гг. // Коллектив авторов Сборник документов «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.» / В.А. Золотарев. — Москва: Терра, 1997. — Т. 13 (2-3). — С. 415.
- ↑ Президиум Верховного Совета СССР. Наградной лист = Представление на звание Герой Советского Союза на командира дивизии генерал-майора Осадчего А.П. // Центральный архив Министерства обороны РФ : Указ от 27.06.1945 г.. — Архив ЦАМО, 1943. — Т. 33, вып. 793756, № 150023830. — С. 420 — 423.
Литература
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2.
- Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 720-721. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
- Абросов С. В. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936—1939 гг. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 88, 140, 508. — 608 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-25288-6.
Ссылки
wikiredia.ru
Место рождения | город Знаменка, Кировоградская область |
---|---|
Дата смерти | 2 мая 1981(1981-05-02) (73 года) |
Место смерти | Киев |
Принадлежность | СССР СССР |
Род войск | Военно-воздушные силы |
Годы службы | 1929—1949 |
Звание | |
Часть | 10-й истребительный авиационный корпус |
Должность | командир корпуса |
Сражения/войны | Гражданская война в Испании, |
Награды и премии | Других государств: |
www.turkaramamotoru.com
Осадчий, Александр Петрович — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Осадчий.Александр Петрович Осадчий (1907—1981) — генерал-майор Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).
Биография
Александр Осадчий родился 29 мая 1907 года в городе Знаменка (ныне — Кировоградская область Украины). После окончания семи классов школы работал электромонтёром на станции «Киев». В 1929 году Осадчий был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1931 году он окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в Гражданской войне в Испании, сбил 5 самолётов противника. С июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны[1].
Великую Отечественную войну встретил в должности командира 64-й авиационной дивизии, командование над которой принял 23 июня 1941 года[2]. К маю 1945 года гвардии генерал-майор авиации Александр Осадчий командовал 11-й гвардейской истребительной авиадивизией 2-го гвардейского штурмового авиакорпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. К тому времени он совершил 39 боевых вылетов на штурмовку и разведку войск противника, нанеся тому большие потери[1]. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за «мужество и воинскую доблесть, проявленные в воздушных боях с немецкими захватчиками» гвардии генерал-майор авиации Александр Осадчий был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 6598[1].
После окончания войны Осадчий продолжил командование 11-й гвардейской истребительной авиадивизией[2]. В июне 1947 года назначен командиром 10-го истребительного авиационного корпуса в составе 14-й воздушной армии Прикарпатского военного округа[2]. В июне 1949 году он был уволен в запас по болезни[2].
Проживал в Киеве. Умер 2 мая 1981 года, похоронен на Лукьяновском военном кладбище Киева[1]. Был награждён двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, иностранными орденами и рядом медалей[1].
Напишите отзыв о статье «Осадчий, Александр Петрович»
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 [www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=4563 Осадчий, Александр Петрович]. Сайт «Герои Страны».
- ↑ 1 2 3 4 Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 720 — 721. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
Литература
Ссылки
[www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=4563 Осадчий, Александр Петрович]. Сайт «Герои Страны».Отрывок, характеризующий Осадчий, Александр Петрович
– Вот говорили всё, что опасно, опасно, – сказал офицер, обращаясь к эсаулу, в то время как Денисов читал поданный ему конверт. – Впрочем, мы с Комаровым, – он указал на казака, – приготовились. У нас по два писто… А это что ж? – спросил он, увидав французского барабанщика, – пленный? Вы уже в сраженье были? Можно с ним поговорить?– Ростов! Петя! – крикнул в это время Денисов, пробежав поданный ему конверт. – Да как же ты не сказал, кто ты? – И Денисов с улыбкой, обернувшись, протянул руку офицеру.
Офицер этот был Петя Ростов.
Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, как следует большому и офицеру, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым. Но как только Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости и, забыв приготовленную официальность, начал рассказывать о том, как он проехал мимо французов, и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой, и что там отличился один гусар.
– Ну, я г’ад тебя видеть, – перебил его Денисов, и лицо его приняло опять озабоченное выражение.
– Михаил Феоклитыч, – обратился он к эсаулу, – ведь это опять от немца. Он пг’и нем состоит. – И Денисов рассказал эсаулу, что содержание бумаги, привезенной сейчас, состояло в повторенном требовании от генерала немца присоединиться для нападения на транспорт. – Ежели мы его завтг’а не возьмем, они у нас из под носа выг’вут, – заключил он.
В то время как Денисов говорил с эсаулом, Петя, сконфуженный холодным тоном Денисова и предполагая, что причиной этого тона было положение его панталон, так, чтобы никто этого не заметил, под шинелью поправлял взбившиеся панталоны, стараясь иметь вид как можно воинственнее.
– Будет какое нибудь приказание от вашего высокоблагородия? – сказал он Денисову, приставляя руку к козырьку и опять возвращаясь к игре в адъютанта и генерала, к которой он приготовился, – или должен я оставаться при вашем высокоблагородии?
– Приказания?.. – задумчиво сказал Денисов. – Да ты можешь ли остаться до завтрашнего дня?
– Ах, пожалуйста… Можно мне при вас остаться? – вскрикнул Петя.
– Да как тебе именно велено от генег’ала – сейчас вег’нуться? – спросил Денисов. Петя покраснел.
– Да он ничего не велел. Я думаю, можно? – сказал он вопросительно.
– Ну, ладно, – сказал Денисов. И, обратившись к своим подчиненным, он сделал распоряжения о том, чтоб партия шла к назначенному у караулки в лесу месту отдыха и чтобы офицер на киргизской лошади (офицер этот исполнял должность адъютанта) ехал отыскивать Долохова, узнать, где он и придет ли он вечером. Сам же Денисов с эсаулом и Петей намеревался подъехать к опушке леса, выходившей к Шамшеву, с тем, чтобы взглянуть на то место расположения французов, на которое должно было быть направлено завтрашнее нападение.
– Ну, бог’ода, – обратился он к мужику проводнику, – веди к Шамшеву.
Денисов, Петя и эсаул, сопутствуемые несколькими казаками и гусаром, который вез пленного, поехали влево через овраг, к опушке леса.
Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса.
Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою.
Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу.
– Пленного дайте сюда, – негромко сказал Денисоп, не спуская глаз с французов.
Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения.
wiki-org.ru