ГДЗ История Сороко-Цюпа 10 класс Стр. 96
Содержание
- Подумайте
- Вопрос в начале параграфа
Подумайте
1. Охарактеризуйте два общественно-политических лагеря в Испании. Подумайте, была ли идеологически обусловлена неизбежность их столкновения. Можно ли было предотвратить гражданскую войну?
Правый общественно политический лагерь в Испании, который и стал основой для фашизма, прежде всего был представлен военными, крупными землевладельцами и предпринимателями, а также католическим духовенством. Все эти сословия отличались крайним консерватизмом. Они негативно относились к установленному в 1931 г. республиканскому строю и были ярыми противниками проведения любых социально-экономических реформ.
Что касается левого общественно-политического лагеря, то здесь ситуация была несколько сложнее и не так однозначна. В него входили коммунисты, социалисты, республиканцы, анархисты, троцкисты, синдикалисты. Несмотря на их объединение в Народный фронт, настоящего единства между ними не наблюдалось.
Неизбежность столкновения левых и правых политических сил в Испании была несомненна. Договориться между собой в условиях взаимной враждебности и отсутствия в Испании длительных демократических традиций было просто невозможно. Однако избежать именно вооруженного конфликта, т.е. непосредственно гражданской войны, было вполне реально. Для этого левым политическим силам нужно было объединяться намного раньше: не в 1936 г., а сразу же после свержения монархии в Испании. Это позволило бы упредить объединение правых сил в единый лагерь и вовремя подавить зреющий профашистский мятеж на корню.
2. Используя дополнительную литературу, подготовьте и обсудите сообщение на тему «Помощь СССР республиканскому правительству Испании в годы гражданской войны».
С момента прихода к власти в Испании Народного фронта, советское правительство внимательно следило за событиями, происходящими на Пиренейском полуострове. Согласно замыслам, И. Сталина и его окружения возникла вполне реальная возможность взятия всей полноты власти коммунистической партией и превращения Испании в союзное государство. Однако все расчёты испортил фашистский мятеж. Поэтому с первых дней гражданской войны СССР поддержал законное правительство Испании – лагерь республиканцев, поскольку появление в Западной Европе ещё одного фашистского государства точно не входило в планы советской дипломатии.
Поддержку, которую оказывал СССР республиканскому правительству Испании,

Несмотря на поражение республиканцев, поддержка СССР законного правительства Испании не прошла бесследно. Солдаты и командиры Красной Армии получили ценнейший боевой опыт, который позже был эффективно использован в конфликте на Халхин-Голе, советско-финской войне, а особенно в годы Великой Отечественной войны. Прежде всего, ценились лётчики, воевавшие в Испании (самым знаменитым из них был Дважды Герой Советского Союза Сергей Грицевец). Кроме того, как поражение республиканцев стало неизбежным, СССР предоставил убежище и стал второй родиной для более 64 тысяч испанцев, которые побоялись стать жертвами фашистского режима Франко. Среди них была и председатель Коммунистической партии Испании Долорес Ибаррури, которая фактически стала неформальным лидером испанских эмигрантов в СССР на протяжении 36 лет.
Источники информации:
http://www.museum.ru/N44791
https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-voyna-zoloto-i-sovetskaya-voennaya-pomosch-ispanskoy-respublike-1936-1939-gg
https://topwar.ru/4069-pochemu-sssr-vvyazalsya-v-grazhdanskuyu-vojnu-v-ispanii.html
https://military.wikireading.ru/65420
https://ioedu.ru/2020/04/03/pomoshh-sssr-respublikanskomu-pravitelstvu-ispanii-v-period-grazhdanskoj-vojny-1936-1939-gg/
Стр. 96
Параграф 11. Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора
Вопрос в начале параграфа
Почему в Европе в 1930-е гг. не удалось создать систему коллективной безопасности?
В Европе в 1930-е гг. не удалось создать систему коллективной безопасности, потому что большинство государств, несмотря на различные заявления и декларации, на самом деле вовсе не стремились действовать сообща против зарождающейся агрессии. На самом деле они действовали исключительно в собственных, а не в коллективных интересах, преследуя при этом только личную выгоду (например, пытаясь натравить Германию против СССР). Особенно показательной в этом отношении является позиция Великобритании и Франции, которые проводили политику «умиротворения» агрессора, при этом абсолютно не беспокоясь об интересах других государств (к примеру, Чехословакии). Таким образом, создать в таких условиях надёжную систему коллективной безопасности в Европе было просто невозможно.
Можно ли было предотвратить Вторую мировую войну?
Предотвратить Вторую мировую войну можно было, если бы ведущие государства Западной Европы (прежде всего, Великобритания и Франция), которые служили опорой Версальско-Вашингтонской системы, действовали решительно и своевременно.
кто кого убивает в гражданских войнах
Мы привыкли к тому, что гражданская война — это когда две группы граждан одного государства, условные «красные» и «белые», уничтожают друг друга ради неких абстрактных принципов. Однако когда профессор Оксфордского университета Стасис Каливас занялся этой темой вплотную и без догматизма, выяснилось, что на деле все не так просто. Результаты своих изысканий он представил в недавно вышедшей на русском книге «Логика насилия в гражданской войне»: по просьбе «Горького» о ней рассказывает Николай Проценко.
Стасис Каливас. Логика насилия в гражданской войне. М.: Пятый Рим, 2019. Содержание
Первая опубликованная на русском языке книга доктора политических наук и профессора Оксфордского университета Стасиса Каливаса появилась во многом благодаря случайному стечению обстоятельств. В конце 1990-х годов Каливасу, в тот момент преподававшему в Нью-Йоркском университете специалисту по христианской демократии, пришлось провести два года на своей исторической родине, в Греции, где тогда еще были живы воспоминания о гражданской войне 1946–1949 годов.
Погрузившись в этот материал, Каливас быстро обнаружил, что многие микросюжеты гражданских войн не поддаются объяснению, если подходить к ним с привычных историкам позиций, рассматривающих гражданские войны в качестве конфликтов, стороны которых четко противопоставлены друг другу. Скажем, Гражданская война в России: любой школьник скажет, что это была война между белыми и красными. Или Гражданская война в США: конфликт между аболиционистами-северянами и рабовладельцами-южанами. Таких на первый взгляд исчерпывающих формулировок можно привести сколько угодно. Почти во всех без исключения макроисторических оценках гражданской войны, отмечает Каливас, содержится тезис о том, что ее исход в значительной мере определяют политические предпочтения народных масс, сложившиеся до войны; при этом упоминается целых ряд эндогенных механизмов, на основании которых приверженность и отождествление с определенными взглядами либо формируются в ходе войны, либо радикально изменяются.
Такой подход, по мнению автора, имеет мало общего с реальностью: «Когда исследователь строит свои доводы на существовании устойчивых и ярко выраженных политических общностей с четкими предпочтениями, то они не соответствуют реальной картине — сложной, текучей и неоднозначной». Чтобы ухватить эту картину, Каливас предлагает совершенно другой подход к гражданской войне — с «земли». Такой угол зрения действительно ставит исследователя перед вопросами с неочевидными ответами. Пример, с которого Каливас начинает свою книгу, таков. Представьте себе две греческие деревни, которые находятся недалеко друг от друга, у них практически одинаковый этнический состав жителей, и вообще найти между ними какие-то существенные различия почти невозможно. Но вот начинается гражданская война, и в одной из этих деревень происходит вспышка насилия — массовое убийство совершили вооруженные партизаны, хотя изначально его замышляли соседи и даже родственники, а в соседней деревне тем же самым партизанам жители дали отпор. На месте Греции может в действительности быть любая другая страна — Россия, Босния, Вьетнам и т. д.: подобных сюжетов достаточно в любой гражданской войне.
Понятно, что объяснить эти парадоксы с помощью устойчивых схем типа «красные против белых» не получится — нужно искать новые модели, чему и посвящена книга Стасиса Каливаса. В качестве эпиграфа к своей работе он использует такую фразу из «Правил социологического метода» Эмиля Дюркгейма: «Научный подход к социальным явлениям для нас настолько непривычен, что некоторые из тезисов данной книги могут немало удивить читателя. Однако от социологии как от науки мы ожидаем не простого изложения старинных народных предрассудков, а нового, иного на них взгляда, ибо цель любой науки — открытие, а каждое открытие — это в той или иной мере удар по устоявшимся воззрениям».
Следование этому принципу не в последнюю очередь предполагает готовность социолога к малоприятным для социума выводам: когда Каливас представлял свои исследования публике в Греции, «люди, ослепленные однобокой предвзятостью, не желали принимать тот факт, что движение сопротивления в Греции убило множество невинных греков. Один интеллектуал-общественник поднялся и зло высказал мне, что его огорчает моя речь; затем он спросил у меня, каковы были „истинные мотивы” моего исследования. Когда я писал эту книгу, мной двигало интеллектуальное любопытство, мне хотелось разобраться в особенно тревожащей и непрозрачной грани человеческого поведения».
Дюркгейм незримо присутствует и внутри книги, поскольку насилие в гражданских войнах есть не что иное, как одно из проявлений аномии — этим термином Дюркгейм, как известно, называл дезорганизацию социальных норм и институтов, порождающую экстремальные реакции. Еще у Томаса Гоббса, напоминает Каливас, гражданская война рассматривалась как децентрализованный процесс, который порождает аномическое и беспорядочное насилие. «Моя цель — привнести толику разума в обстоятельства, где разум доведен до крайности», — формулирует свою задачу автор книги.
В своих рассуждениях о логике этого насилия Каливас исходит из того, что гражданские войны существенно отличаются от межгосударственных именно в плане насилия: с этой точки зрения два главных признака гражданских войн — их варварский и одновременно близостный характер. В ходе гражданских войн совершаются страшные зверства, причем зачастую это происходит в местах, где между палачами и жертвами прежде наблюдались близость и мирное взаимодействие, в том числе личного характера (примеры опять же бесчисленны). Однако, полагает Каливас, это насилие над мирными гражданами нельзя сводить к одному только тупому помешательству. Зачастую многим людям, которые по природе не кровожадны, гражданская война предоставляет соблазнительную возможность навредить повседневным врагам. Именно эта банальность войны — так Каливас перефразировал Ханну Арендт — придает гражданской войне большую часть ее притягательности.
При этом множеству людей сама возможность применения насильственных действий противна: «Как показывает эмпирическая регулярность, основывающаяся на серьезных доказательствах, в гражданских войнах в качестве солдат или просто сторонников активно участвует совсем немного людей. Даже если общество четко расколото на две части и не испытывает особого страха, люди в основном воздерживаются от активного участия в войне». Поэтому большинство людей не будет прибегать к насилию до тех пор, пока не найдется тот, кто на это готов, — и желающих взять на себя эту роль в любой гражданской войне более чем достаточно. А отсюда — один шаг до рационализации насилия: «Гражданская война не просто политизирует частную жизнь — наоборот, она действует и в обратном направлении тоже: приватизирует политику. Гражданская война часто трансформирует местные и личные обиды в насилие со смертельным исходом; когда это происходит, такое насилие наделяется политическим значением, которое можно быстро ассимилировать к новым и стойким идентичностям».
Но исходно, настаивает Каливас, гражданские войны являются «крайне эндогенным процессом», то есть в них чрезвычайно важны внутренние факторы, ведущие к насилию — например, частные раздоры. «Коллективные и индивидуальные предпочтения, стратегии, ценности и идентичности постоянно оформляются и приобретают новую форму в течение войны. Лояльность общественности, неверность и поддержку нельзя считать экзогенными и фиксированными», — утверждает Каливас, отмечая, что подобная аргументация часто игнорируется.
В этом, впрочем, нет ничего удивительного: историю пишут победители, у которых своя логика гражданских войн, чаще всего основанная на столкновении двух идеологий. Именно поэтому, к примеру, в официальной советской историографии практически замалчивалась тема «зеленых», причем сам этот термин совершенно условный — третья сила в Гражданской войне в России была исключительно пестрой и несводимой к общему знаменателю. К тому же лицом этой силы, как правило, выступало крестьянство, и исчезновение из «канонической» истории нашей Гражданской войны огромного пласта легко объясняется тем самым урбанистическим уклоном, который обнаруживает Каливас в историографии многих других гражданских конфликтов: «Авторы исследований по гражданской войне — обычно интеллигенты-горожане. А ведь в большинстве гражданских конфликтов задействованы в основном крестьянские армии, и разгораются они в основном в сельских районах… Опыт и точка зрения обычных людей в большинстве работ по гражданской войне, особенно теоретических, не отражены. Несмотря на проявляемый на словах интерес к крестьянству, многие исследователи, рассматривая революции в сельской местности, основное внимание уделяют элите».
Похожим образом, по мнению Каливаса, макроисторические объяснения домысливаются и в тех гражданских войнах, где центральным считается межэтнический конфликт: «Предвзятость усиливается тенденцией делать выводы о довоенных силах, предпочтениях и идентичностях из „национальной идеи” гражданской войны. Разумеется, подобные идеи упрощают сложный характер гражданской войны… Поэтому-то проникающие всюду неэтнические мотивы, стоящие за насилием в „этнических” войнах, такие как грабеж и желание заполучить жилище соседа, обычно не учитываются, и этническая составляющая становится „основной категорией, которой люди на местах оперируют, рассказывая о насилии во время войны и анализируя его”».
Массу примеров такого рода можно найти в гражданских войнах на территории бывшей Югославии. Хорошо известно, скажем, что в Боснии целые деревни нередко записывались сербами или хорватами, чтобы избежать массового насилия, в зависимости от того, какие поблизости находились парамилитарные формирования (нередко в их составе находились «национально озабоченные» футбольные хулиганы или идеологически подкованные наемники). В таких сюжетах Каливас также усматривает одно из проявлений урбанистического уклона — «присваивание фигурантам постоянных, фиксированных, неизменных статусов вроде „крестьянин”, „католик”, „албанец”. Таким образом, возникает картина войны между двумя четко демаркированными лагерями, для которых характерна компактная, стабильная и преданная социальная база».
Отказ от «урбанистического уклона» позволяет понять и логику конструирования привычных представлений о гражданской войне как столкновении двух противоположных сил. Например, французские республиканцы характеризовали восставшую Вандею как страну, отставшую от революционной Франции лет на двести, а парижские газетчики изображали жителей контрреволюционного юга как «людоедов и дикарей, с ног до головы залитых кровью».
Основным «сырьем» для книги Каливаса, стремящегося показать важность системного исследования насилия в гражданской войне именно на микроуровне, являются «низовые свидетельства», которые игнорируют макроисторики. Эмпирический материал, собранный Каливасом, без преувеличения колоссален: от гражданских войн античных Греции и Рима до конфликтов 1990-х годов на Балканах и на постсоветском пространстве; от хорошо известных массовому читателю сюжетов, таких как Вьетнамская война или Гражданская война в Испании, до экзотических Мозамбика и Бирмы.
Российский материал в книге представлен не только Гражданской войной 1918–1922 годов, но и такими сюжетами, как коллаборационизм и партизанское движение во время Великой Отечественной войны и конфликт в Чечне в середине 1990-х годов. В последнем случае будет не лишним вспомнить, что ввод российских войск в дудаевскую Ичкерию в конце 1994 года произошел в тот момент, когда она уже находилась в состоянии войны всех против всех. «Я начал понимать, что война не всегда приходит к нам извне. Война, смерть, разруха — все эти ужасы прямо под нашими ногами, так близко к нам, что человек может кануть в пропасть в любой момент… Мы все ходим по тонкому льду, так сказать, и можем в любой момент провалиться в бездну», — эти воспоминания о войне одного чеченца, взятые из книги российского этнолога Валерия Тишкова, служат иллюстрацией центральной мысли книги Каливаса: близостный характер насилия во время гражданских войн часто связан скорее с межличностными и местными разногласиями, чем с безличной абстрактной ненавистью.
Еще один ключевой тезис Каливаса — невозможность однозначной классификации гражданских войн. Те же события в Чечне 1990-х годов, отмечает Каливас, можно рассматривать в качестве сепаратистского конфликта, религиозной войны или чего-то еще более запутанного, наподобие сплетения этнической ненависти, соперничества между кланами и кровной мести. Повстанцы в Ираке после вторжения в этой страну коалиции во главе с США в 2004 году в зависимости от угла зрения оказываются то активистами из партии «Баас», то сепаратистами-суннитами, то исламскими джихадистами, то иракскими националистами. Афганцы, боровшиеся против Советской армии, предстают либо «монолитной ордой борцов за свободу», либо горсткой этнических и племенных ополченцев, движимых жадностью и жаждой власти, а относительно талибов невозможно понять, кто они: люди из народности пуштунов, маскирующиеся под исламистов-фундаменталистов, или исламские фундаменталисты, родившиеся среди пуштунов? «Процесс классификации гражданских войн зачастую похож на раскрывание матрешки: один слой трактовки тянет за собой другой, напоминая бесконечный и неразрешимый поиск „настоящей” природы, предположительно скрытой глубже. Так что часто заявляют, что идеологическая война на самом деле ведется из-за этнической принадлежности или что этническая война на самом деле начинается с целью утолить жадность и ограбить и так далее», — констатирует Каливас.
Эвристика заявленного в книге Каливаса подхода, к сожалению, неисчерпаема, как неисчерпаем материал гражданских войн — прошлых и будущих. Наверняка своего исследователя по схемам, намеченным Каливасом, ждут недавняя война на Донбассе и другие вооруженные конфликты на постсоветском пространстве, очевидцы которых еще живы и могут рассказать много такого, что изменит наши представления об этих событиях. «Если война — это продолжение политики, но другими средствами, то исследование гражданских войн нередко есть продолжение самих войн, — напоминает Стасис Каливас. — Когда умолкли пушки, принялись за работу перья. У гражданских войн есть одно устойчивое качество: как известно, они олицетворяют прошлое, которое никогда не пройдет».
Гражданская война в Испании
Ресурс
ИСТОРИЧЕСКАЯ СТАТЬЯРесурс
ИСТОРИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ
18 июля 1936 года испанские войска начали восстание, которое часто признавалось прелюдией ко Второй мировой войне в Испании .
Классы
6 — 12
Предметы
Обществознание, Всемирная история
Идет загрузка…
18 июля 1936 года войска под командованием генерала Франсиско Франко начали восстание против демократически избранного правительства Испании. . Это восстание быстро переросло в гражданскую войну. Гражданскую войну в Испании иногда называют прелюдией ко Второй мировой войне. Многие иностранные державы поддерживали разные стороны гражданской войны в Испании. Республиканцы, поддержавшие свергнутую демократическую республику, получали вооружение и деньги из Советского Союза и Мексики. Добровольцы, получившие прозвище «Интернациональные бригады», прибыли из таких стран, как Ирландия, Франция, Польша, Канада и США. (Группа из США называла себя «Бригадой Авраама Линкольна».) Многие знаменитости, такие как британский писатель Джордж Оруэлл и американский писатель Эрнест Хемингуэй, поддерживали дело республиканцев. Германия, Португалия и Италия поддержали националистов Франко. Международные добровольцы из Франции, Португалии и Марокко также поддержали Франко. Среди знаменитостей, поддержавших националистов, были британский писатель Дж.Р.Р. Толкин и американская писательница Гертруда Стайн. Республиканцы были разгромлены. Франко оставался диктатором Испании почти 40 лет. Испания не была воюющей стороной во время Второй мировой войны, но оказывала экономическую и военную помощь державам Оси во время конфликта.
Кредиты
Кредиты мультимедиа
Аудио, иллюстрации, фотографии и видео указываются под активом мультимедиа, за исключением рекламных изображений, которые обычно ссылаются на другую страницу, содержащую кредит мультимедиа. Правообладателем для СМИ является лицо или группа, указанные в титрах.
Писатель
Национальное географическое общество
Продюсер
Национальное географическое общество
другое
Последнее обновление
20 мая 2022 г.
Полномочия пользователя
Для получения информации о правах пользователя ознакомьтесь с нашими Условиями предоставления услуг. Если у вас есть вопросы о лицензировании контента на этой странице, свяжитесь с нами по адресу ngimagecollection@natgeo.com для получения дополнительной информации и получения лицензии. Если у вас есть вопросы о том, как цитировать что-либо на нашем веб-сайте в вашем проекте или презентации в классе, обратитесь к своему учителю. Она или он лучше всего знает предпочтительный формат. Когда вы обратитесь к нему или к ней, вам потребуется название страницы, URL-адрес и дата доступа к ресурсу.
Если медиаресурс доступен для загрузки, в углу средства просмотра медиа появится кнопка загрузки. Если кнопка не отображается, вы не можете загрузить или сохранить медиафайл.
ТекстТекст на этой странице можно распечатать и использовать в соответствии с нашими Условиями обслуживания.
ИнтерактивыЛюбые интерактивы на этой странице можно воспроизводить только во время посещения нашего веб-сайта. Вы не можете скачивать интерактивы.
Связанные ресурсы
Гражданская война в Испании Сводка | Архив Бригады Авраама Линкольна
Перейти к основному содержанию
Архив Бригады Авраама ЛинкольнаСодействие социальной активности и защите прав человека
Пожертвовать
Гражданская война в Испании началась в июле 1936 года после того, как группа консервативных военных попыталась свергнуть прогрессивное правительство Народного фронта, избранное в феврале того же года.
Война быстро приобрела интернациональный характер. Мировое общественное мнение сплотилось вокруг одной из двух фракций, видя в войне либо борьбу демократии против фашизма, либо, наоборот, христианской цивилизации против коммунизма. Опасаясь эскалации, несколько западных правительств подписали пакт о невмешательстве.
Несмотря на все международные последствия, коренные причины войны были внутренними. Политическая и социальная напряженность в Испании нарастала годами. Все еще преимущественно аграрное общество с ограниченными промышленными центрами, страна изобиловала неравенством. В деревне существовали традиционные разногласия между богатыми землевладельцами, упорно сохраняющими свое положение, и огромным количеством безземельных рабочих и бедных мелких землевладельцев, отчаянно пытавшихся вырваться из почти голодной жизни. Столь же плачевным было положение городского рабочего класса. Уровень неграмотности был высоким. Правительство, пришедшее к власти после провозглашения республики в 1931 приступила к амбициозной программе модернизации, секуляризации, социальной справедливости и большей региональной автономии при поддержке либерального среднего класса, социалистических и коммунистических партий и союзов, региональных партий, а также мощного анархистского движения. Оно встретило сильное сопротивление помещиков, армии и католической церкви. Эти же три группы вместе с небольшой, но мощной фашистской партией (Фалангой) составляли костяк националистов.