Одежда древних славян. История России

Идеалом красоты на Руси была статная женщина с гордой осанкой и плавной походкой. Русская красавица — белолицая, с ярко очерченными бровями, которые называли соболиными. Мужчины, согласно обычаю, отпускали окладистую бороду и усы. Волосы они чаще всего стригли в кружок. Большое значение придавалось костюму — ведь «встречали по одежке».

Одежду делали из шерсти, но наиболее популярными были льняные ткани. На наших землях с их суровым климатом не рос ни хлопок, ни тутовые деревья для шелководства. Но наши предки издавна выращивали лен, а льняные одежды были прочны и красивы. Изо льна выделывали и грубый холст — сермягу, и тончайшее полотно. Ткани и нити окрашивали в красный, синий, зеленый цвета разнообразных оттенков, и поэтому одежда была очень красочной. Цветные ткани так и назывались — крашенины. В народе чаще всего шили одежды из льняных тканей с набивным узором и из пестряди — ткани из ниток разного цвета. И у мужчин, и у женщин основой костюма была рубаха.

Слева: Простые люди обычно носили одну холщовую рубаху, а знатные надевали поверх нее еще одну, более богато выделанную. Рубаха была немного расширенной книзу при помощи вшитых в бока клиньев. Она не имела воротника. Небольшой разрез спереди застегивался на пуговицу либо крепился шнуром. Справа: Знатные мужчины носили плащ — корзно. Он напоминал римские и византийские одеяния. Его накидывали на левое плечо, а на правом закрепляли пряжкой. Карманов не было, и поэтому к поясу подвешивали небольшой мешочек-кошелек. Шапка была в виде невысокого круглого колпака, обычно отороченного мехом.

Знатные люди в торжественных случаях на верхнюю рубаху надевали ожерелье — закругленный неширокий воротник, который лежал вокруг шеи и застегивался сзади на пуговицу. Его богато украшали, а иногда расшивали жемчугом и каменьями. Этот воротник надевали с разными одеждами. Рубахи носили навыпуск и обязательно опоясывали нешироким поясом. Второй обязательной частью одежды русских мужчин были порты.

Женщины в Древней Руси должны были обязательно носить головной убор. С непокрытой головой позволялось ходить только к незамужним девушкам. Они скрепляли волосы цветной А лентой или заплетали в одну косу. Замужние женщины заплетали две косы, В скручивали их, а поверх надевали платок — убрус — и шапку, обычно не отличающуюся от мужской.

Славянки издавна носили поверх рубашки поневу. В древности это были просто три полотенца, крепившиеся пояском на талии. Потом их стали сшивать, а сверху дополнять передником. Поневу украшали вышивкой. Самые нарядные вышивки были у молодых женщин, а пожилые довольствовались полоской цветной тесьмы по краю подола. Цвет и рисунок на ткани говорили о том, к какому племени и роду принадлежала женщина. Чем-то это было сродни шотландским килтам, по клеткам которых можно определить клан. Так и на Руси — женщины племени вятичей носили поневы в синюю клетку, а женщины радимичей — в красную. Но были и более тонкие различия, которые сохранились до начала XX в. По клеткам поневы можно было узнать, из какой деревни приехала женщина.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Мужская одежда древних славян | Мужские юбки – Manskirts

Всё наше внутреннее проявляется во внешнем! В первую очередь это можно увидеть в одежде, которую мы сами выбираем и создаём! Если заглянуть в историю костюма славянского народа, можно найти этому ярчайший пример: славяне всегда отличались широтой души, волей и крепким нравом, это находит своё отражение, в таких элементах мужской одежды, как длинные рубахи, широкие кафтаны и фартуки. Их одежда требовала удобства и функциональности, поскольку люди в это время всё делали «руками». В этой одёже пахарю было удобно сеять, а путнику — широко шагать. Рубаха была длинною до колен, с покроем туники. Шилась она из натуральных материй: домотканой холстины и льняного полотна для лета, а для зимы из «цатры» — ткани из козьего пуха.Подпоясывалась ярким пояском, обязательно поддёргивая вверх, создавая рубахе-юбке просторную мешкообразную форму.

С развитием на Руси кузнечного дела, в обиход славян вошли широкие фартуки. Фартук-юбка не стеснял движений и позволял быстро перемещаться вокруг наковальни. Создавали эту одежду из грубого, тканного материала, а иногда — из выделанной кожи. Она своего рода была мерой безопасности, потому что защищала кузнеца от летящих искр, которые высекались при ковке. Кстати, подобную одежду носили и представители других профессий — например, кожемяки, мясники, сапожники.

Ещё одной традиционной мужской юбкой была юбка земледельца. Она также была просторной, не стесняющей движений, и шилась из домотканого сукна. Древние славянские традиции гласят, что засеивать землю-матушку мужчина должен именно в такой одёже, тогда и год будет урожайным.

Одежда мужчин 21 века менее функциональна, и выбор в предпочтении мужских юбок сегодня не обуславливается её естественным отношением к удобству, а скорее всего говорит о их внутренней большой свободе!

manskirts.ru

Показать содержимое по тегу: Одежда славян и русов

Разве одежда – это только способ прикрыть свое тело? Или способ покрасоваться перед остальными? Или способ самовыражения? Каждый решает это для себя сам. Но мало кто знает, что цвет одежды — это способ гармонизации своего тела и духа с этим загадочным и многомерным миром вокруг нас.

Это древняя народная память

Если человек, обладающий тонким восприятием мира одевает народный костюм, он может почувствовать ощущение тепла, а, может быть, и жара.

Это может показаться просто реакцией на яркость красок костюма, но современные исследования говорят о том, что организму человека, как биологическому механизму, не все равно, одежда какого цвета на нем одета!

Три сакральных цвета

Красный цвет, традиционно считающийся цветом энергии, по новейшим исследованиям, вызывает ускоренный ток крови, увеличение реакции, поднятие общего тонуса – и обладает противовоспалительным и болеутоляющим действием! 

В архангельских вышивках на женской одежде господствуют красные и белые цвета, присутствует черный.

Если красный в современной культуре так и воспринимается ярким, сильным, вызывающим цветом, демонстрирующим энергичность владельца во всех сферах, то обычное отношение к черному и белому удивительно противоположно исконному народному пониманию.

Что произошло с нашими культурными нормами? Куда ушло знание наших предков? Я думаю, что оно дремлет вместе с представлениями о мироустройстве, потому – что мистическое, эзотерическое значение, да и физиологическое влияние цвета одежды невозможно объяснить, не затрагивая струны, соединявшие каждого древнего славянина с огромным миром гармоничной музыкой.

Черный, и его варианты – коричневый, синий – это обращение, связь, присоединение к огромной силе всемогущей Богини – Мать Сыра Земля. Эта Богиня, на теле которой мы так беспечно расположились, живет по своему циклу, то засыпая, то просыпаясь и расцветая, одаривая земной мир своим покровительством.

Зимой Мать Сыра Земля спит, и черно — коричневая зимняя одежда, излюбленная нашими женщинами, успокаивает нервную систему, гасит волнения, дает отдых. Черный цвет, поглощающий все цвета спектра, объединяет все лечебные свойства других цветов, оказывает общеукрепляющее действие на организм. При неблагоприятных условиях жизни черный цвет сильнейшим образом «замораживает» нервную систему, и может привести к депрессии.

Синий цвет, как вариант черного, больше предназначен мужчинам. Почему вариант «черного»? В древнем языке черный и синий обозначались одним словом «сёмас» и оба ассоциировались с первостихиями, в случае с синим цветом – с водой. Обладает теми же особенностями воздействия на мужской организм, что и черный и коричневый – на женский. Дополнительное специфическое действие на мужской организм синего цвета – снижение мускульного напряжения, обезболивание и восстановление сил.

Народная одежда

Белый вовсе не означает «белый свет, радость», и даже не означает «праздник», как думают многие, разглядывая белые народные рубахи с красной вышивкой. Белый цвет прежде всего – цвет транса, медитации. Только этими, к сожалению иностранными, словами можно объяснить психологическую жизнь древних славян. Это состояние, хорошо было знакомо каждому славянину и славянке, как представителю народа, органично соединенного с природными силами. Все праздники славян – это духовное переживание, вызывание Богов из других миров, диалог с ними, мощное присоединение к Высшим силам.

Вот зачем нужен белый цвет!

В равной степени белый цвет одежд был необходим при траурных церемониям, при проводах души человека в Навь, куда спускается она за сорок дней пути и ожидает там новых телесных, явных воплощений.

Но и это не все! Белый цвет одевался в те жизненные моменты, когда человеку необходимо было что – то изменить, перейти в какое – то другое состояние, провести изменения своей жизни. Так невеста, простившись с отчим домом и его Хранителями, отправлялась свадебным кортежем к капищу для свершения свадебного обряда именно в белом, как душа, путешествующая между мирами, обращаясь к высшим силам с мольбой о благополучном завершении этого опасного путешествия. После того, как Хранители мужниной семьи после свадебного обряда принимали невесту в семью (волхвы знали признаки этого принятия, если их не было, невеста возвращалась в отчий дом), молодая жена одевала красный сарафан.

То есть белый цвет помогает человеку гармонизовать свой душевный настрой на тонкие психические состояния и выйти в измененное сознание, позволяющее общаться с Богами и Предками, которые обитают в иных мирах.

Эти цвета — второстепенны

Значения желтого (золотого), зелёного, голубого или даже фиолетового цветов – второстепенны по сравнению с мощным воздействием красного, черно – синего и белого цветов.

Желтый цвет улучшает зрение, возбуждает, стимулирует деятельность мозга.

Зеленый цвет нормализует кровяное давление, создает ровный поток умственного напряжения, и, одновременно, успокаивает.

Фиолетовый цвет способен улучшать работу сердца, легких, кровеносных сосудов в случае снижения работоспособности.

В заключение

Что ж, теперь Вы можете гармонизировать свое физиологическое и психологическое состояние, используя тайны древнего северного народа.

xn—-7sbffg7cecoh3b.xn--p1ai

Одежда древних Славян — Славянская культура


Во что одевались наши давние предки? Одёжа, риза, порты… Как называли древние славяне «одежду вообще»? В Словаре русского языка Ожегова при слове «одёжа» стоит пометка — «разговорное».

Тем не менее, учёные пишут, что в Древней Руси именно «одёжа» употреблялась гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный нам термин «одежда».

Слово «одеяние», имеющее для нас иногда торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще».

Действительно, вслушаемся: «одеяние» — «то, что одевают». А вот другое современное просторечие — «портки». В древности его произносили иначе — «порты». Оно родственно глаголу «пороть», то есть по древнерусски «резать».

«Порты» употреблялись, как в значении «одежда вообще», так и в значении «отрез», «кусок ткани, холста», а ещё чаще обозначали одежду для ног. Пока не превратились в «портки».

Древнее значение — «одежда вообще» — сохранилось для нас в слове «портной», или «портной швец», как говорили в старину. А что же такое слово «риза»? Конечно, это облачение священника, надеваемое для богослужения.

Некоторые учёные полагают, что слово это пришло к нам вместе с христианством из Византии и всегда означало только ритуальное одеяние, а также богатую одежду князей и бояр. Другие, напротив, считают его исконно славянским, отмечая его родство с глаголом «резать». Именно слово «ризы» было в Древней Руси самым распространённым термином для обозначения «одежды вообще»…

Самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Её название происходит от корня «руб» —

«кусок, отрез, обрывок ткани». История рубахи древних русских людей действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавились рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным»

и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоёв населения, менялся только материал и характер отделки.

Простой народ носил, в основном, рубахи из льняного полотна. Для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые и знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка. А не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань.

На Руси её называли «зендень». Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому «серк». Рубаха и сорочка отличались друг от друга.

Длинная рубаха делалась из грубой и толстой материи. Короткая и лёгкая сорочка — из более тонкой и мягкой ткани. Постепенно она превратилась в бельё («сорочка», «чехол»). А длинную рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке. Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали. При этом

её поддёргивали. Получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Рубахи у горожан были немного короче, чем у крестьян. Женские рубахи кроились обычно до полу (отсюда «подол»). Их тоже подпоясывали. Нижний её край, чаще всего, оказывался посередине икры.

Иногда, во время работы, рубахи подтягивали по колено. Ворот рубахи, непосредственно прилегавший к телу, шился с магическими предосторожностями.

Рубаха должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, лоскут протаскивали внутрь будущей рубахи. Движение «внутрь» обозначало сохранение жизненных сил, «наружу» — утрату или потерю. «Наружу» всегда старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду. По мнению древних славян, необходимо было обезопасить все необходимые отверстия в рубахе: ворот, подол, рукава.

Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до современных работ. Славянские рубахи не имели отложных воротников.

Разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева. Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладали бронзовые и медные, которые лучше сохранились в земле.

На самом деле они делались и из простых подручных материалов — кости и дерева. Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды. Ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая этому помешать, ворот оснащали охранительной вышивкой

(иногда содержавшей даже золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни). Со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды — «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. Рукава рубах были длинные и широкие. У запястья схватывались тесьмой.

Интересно, что у скандинавов, носивших в те времена рубахи подобного же фасона, завязывание этих тесёмок считалось знаком нежного внимания, едва ли не объяснением в любви между женщиной и мужчиной… В праздничных женских рубахах тесёмки на рукавах заменялись створчатыми (застёгивающимися) браслетами — «обручьями», «обручами». Рукава подобных рубах были на много длиннее руки, в распущенном виде они достигали земли. А поскольку у древних славян все праздники носили религиозный характер, нарядные одежды надевались не только для красоты — это были одновременно и ритуальные облачения.

Браслет XII века (сделанный, кстати, как раз для такого праздника-священнодействия) сохранил для нас изображение девушки, исполняющей магический танец. Длинные волосы её разметались, руки в спущенных рукавах взлетают, как лебединые крылья. Это танец дев-птиц, приносящих земле плодородие.

Южные славяне называли их «вилами», у некоторых западноевропейских народов они превратились в «вилис», в древнерусской мифологии к ним близки русалки. Все помнят волшебные сказки о девушках-птицах: герой, случается, похищает у них чудесные наряды. А также сказку о Царевне-лягушке. Помазание спущенным рукавом играет в ней не последнюю роль. Это и есть намёк на ритуальную женскую одежду языческих времён, на одежду для священнодействия и колдовства. Пояс – это важная деталь одежды.

Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Они почти не сохранились в земле. Поэтому археологи очень долго считали, что женские одежды не подпоясывались вообще.

А вот ремённые пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа. Женщины никогда их не носили.

Мы помним, что почти каждый взрослый мужчина потенциально был воином. Именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства.

Так, на Руси бытовало выражение «лишить (отрешить) пояса», что значило «лишить воинского звания». Любопытно, что позже его применяли не только к провинившимся воинам, но и к священникам, которых лишали сана. Пояс ещё называли «опояской» или «поясницей».

Мужской кожаный пояс обычно был 1,5—2 см. шириной. Он имел металлическую пряжку и наконечник, а иногда его сплошь покрывали узорными бляшками.

Мужчина-славянин не успел ещё превратиться в забитого крестьянина позднейших времён, подпоясывавшегося мочальной верёвкой. Это был гордый, полный достоинства человек, защитник своей семьи. Весь его облик, в первую очередь пояс, должен был об этом говорить. Интересно, что поясные наборы «мирных» мужчин менялись от племени к племени: например,

вятичи предпочитали лировидные пряжки. А вот ремни профессиональных воинов — членов дружин — были тогда почти одинаковы по всей Восточной Европе, как свидетельство связей между народами и определённой схожести воинских обычаев разных племён. Особой славой пользовались пояса из кожи дикого тура.

Полоску кожи для такого пояса старались добыть прямо на охоте, когда зверь уже получил смертельную рану. Вероятно, такие пояса были очень редкими, поскольку очень опасны были эти могучие и бесстрашные лесные быки. В то время охоту на тура приравнивали к поединку с вооружённым врагом. Тур, как бы был своеобразным воинским «тотемом». Существовало даже поверье, что пояса из кожи тура хорошо помогали роженицам.

Ритуальным смыслом обладали буквально все предметы воинского снаряжения. И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов: ножи в ножнах, кресала, ключи. С этой целью славяне шили специальные мешочки (сумочки) для разной мелочи. Назывались они «карманы».

Пришивать карманы к одежде начали гораздо позже. А вот теперь поясные сумочки-карманы, удобные и незаметные под верхней одеждой, вернулись в наш обиход. Штаны, на первый взгляд, являются необходимой частью мужского костюма. Однако это было далеко не так. Так, в Древнем Риме штаны считались «варварской» одеждой,

которую «благородному» римлянину носить было неприлично. Штаны были занесены в Европу, в том числе к славянам, кочевниками древнейших времён, которые появились в связи с необходимостью ездить верхом. Славянские штаны делались не слишком широкими. На сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ. Между штанинами вставляли ластовицу —

для удобства ходьбы. Штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи.

Украшались ли штаны? Данных об этом нет. Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка — «гашника», вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. «Гачами» или «гащами» древние славяне называли сначала ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. Слово «гача», в смысле, «штанина» кое-где дожило и до сегодняшнего дня. Действительно, спрятанное всё за шнурком для штанов, прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Другое название одежды для ног — «портки», а также «ноговицы» и «брюки» вошли в употребление только при Петре I.

0 просмотров4 комментария

slavyanskaya-kultura.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.