Содержание

Боль мученика: как шииты отмечают праздник Ашура

https://ria.ru/20171008/1506362757.html

Боль мученика: как шииты отмечают праздник Ашура

Боль мученика: как шииты отмечают праздник Ашура — РИА Новости, 08.10.2017

Боль мученика: как шииты отмечают праздник Ашура

. День Ашура отмечают все мусульмане, однако смысл его для различных ответвлений ислама отличается. У суннитов эта дата считается знаменательной, поскольку… РИА Новости, 08.10.2017

2017-10-08T08:00

2017-10-08T08:00

2017-10-08T09:28

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1506362757.jpg?15063589621507444131

ирак

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2017

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

в мире, ирак

В мире, Религия, Ирак

МОСКВА, 8 окт — РИА Новости. День Ашура отмечают все мусульмане, однако смысл его для различных ответвлений ислама отличается. У суннитов эта дата считается знаменательной, поскольку именно на десятый день месяца мухаррам Всевышний создал Адама. Также этот день считается особенным из-за покаяния Адама, завершения Великого потопа, спасения Мусы (Моисея) из Египта и ряда других важных для ислама событий. Для шиитов же это в первую очередь день поминовения имама Хусейна, когда они проводят шокирующие церемонии самобичевания.

Имам Хусейн — внук пророка Мухаммеда, который погиб в битве при Кербеле 10 октября 680 года. Он умер мучительной смертью от множества ран, после боя его тело было обезглавлено. Вместе с ним в сражении погибли более 70 его сторонников. После битвы их лагерь предали огню, а тела погибших были растоптаны лошадьми.

© AP Photo / Mohammed ZaatariЛиванец-шиит во время самобичевания на празднике Ашура в Небатии, Ливан

© AP Photo / Mohammed Zaatari

В день праздника шииты проводят шествия, на которых мужчины занимаются самобичеванием — этот обычай символизирует страдания Хусейна перед смертью.

© AP Photo / Mohammed ZaatariЛиванец-шиит во время самобичевания на празднике Ашура в Небатии, Ливан

© AP Photo / Mohammed Zaatari

Во время ритуала верующие бьют себя кулаками в грудь и наносят себе по спине удары специальным предметом, который называется занжир. Он представляет собой цепь с прикрепленными к ней лезвиями. Каждый такой удар вспарывает кожу и оставляет кровавые раны. При этом толпа выкрикивает слова «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» Некоторые из мужчин надрезают себе кожу на голове, после чего их лица заливает кровь. Иногда в самоистязании участвуют даже дети.

© AP Photo / Yorgos KarahalisМусульмане-шииты на празднике Ашура в Афинах, Греция

© AP Photo / Yorgos Karahalis

Значительная часть шиитских богословов осуждает такие ритуалы, поскольку считает практику самоистязания запретной. Они настаивают, что лучшее проявление скорби по Хусейну — это праведные поступки.

© AP Photo / Muhammad SajjadМусульмане-шииты во время празднования Ашура в Пешаваре, Пакистан

© AP Photo / Muhammad Sajjad

Женщины практически не участвуют в подобных шествиях, только некоторые делают себе порезы на головах. По традиции им положено демонстративно рыдать в знак скорби об имаме. Считается, что слезы, пролитые в этот день, исцеляют от различных болезней, поэтому их собирают в специальные сосуды — слезницы.

© AP Photo / Anjum NaveedМусульмане-шииты во время празднования Ашура в Равалпинди, Пакистан

© AP Photo / Anjum Naveed

Дата праздника меняется каждый год, поскольку в исламе принято использовать лунный календарь. Праздник Ашура отмечается десятого числа мухаррама (первого месяца мусульманского календаря), отсюда и пошло название праздника, поскольку десять на арабский переводится как «ашара». В этом году празднование выпало на 30 сентября.

© AP Photo / Yorgos KarahalisМусульмане-шииты во время самобичевания на празднике Ашура в Афинах, Греция

© AP Photo / Yorgos Karahalis

В честь праздника мусульмане обеих ветвей соблюдают пост на протяжении двух дней — им запрещено вкушать пищу и пить воду от рассвета до заката. Среди шиитов распространено паломничество в Кербелу — так в 2014 году в иракский город с населением около 600 тысяч человек прибыло более 17 миллионов верующих.

© AP Photo / Altaf QadriШииты во время Ашуры в Нью-Дели, Индия

© AP Photo / Altaf Qadri

Стражи, цепи, кнуты и пряники таинственной Ашуры

Секретный ритуал

— Снимать запрещено. Сдавайте фотоаппараты!

Следить за мной и фотографом Сашей начали еще в селении. Мужчина с мобилой в руке всю дорогу шагал рядом, чтобы мы не исчезли в толпе. Сотни сельчан шли на церемонию мимо старых домов с тонкими колоннами, поющих нищих и детей с бархатистыми темными стягами. Стражи на окрестных холмах с раннего утра защищали святилище со стороны гор. У входа на поляну для церемоний нас обступила толпа крепких ребят. Они знали: чужаки планируют дерзкое преступление — фотосъемку одного из самых интересных и красивых обрядов, которые только можно увидеть в России.

Фото: Александр Федоров

Мискинджа — единственный шиитский аул в горах Дагестана

Фото: Александр Федоров

Здесь сохранилась старинная традиция отмечать Ашуру

Фото: Александр Федоров

Ашура в ауле Мискинджа: юный Алипаша ведет детей на мавлид

Иногда Ашуру ошибочно называют праздником. И действительно, сунниты 10 числа месяца Мухаррам постятся в знак благодарности Аллаху за спасение пророка Мусы (Моисея) от фараона. Также они верят, что в этот день Ноев ковчег причалил к суше. Но самые известные ритуалы Ашуры проходят у шиитов. Для них это — день траура в память о мученической гибели имама Хусейна, его сводного брата Аббаса и семидесяти их сподвижников. В 680 году умер Муавия, первый халиф Омейядов. В Дамаске воцарился его сын Язид, жестокий властитель и плохой мусульманин. Внук Пророка имам Хусейн отказался присягать ему: ведь по давнему уговору Муавия не имел права назначать преемника. Отовсюду к имаму стекались жалобы недовольных правлением Язида. Весть об этом дошла до халифа. Положение Хусейна стало опасным, и он откликнулся на призыв жителей города Куфы на территории нынешнего Ирака, обещавших ему поддержку.

По пути в Куфу, близ местечка Кербела, караван Хусейна был окружен огромным войском Язида и отрезан от воды. Немногочисленный отряд имама погиб, спутницы мучеников попали в плен.

Церемония Ашуры в память об этой трагедии проходит во всех странах с крупными шиитскими общинами: Иране, Бахрейне, Азербайджане, Афганистане, Ираке… В России шииты живут в основном на крайнем юге Дагестана. Большинство из них — азербайджанцы из Дербента и его пригородов. Но в горах, в окружении суннитских соседей, чудом сохранилось лезгинское селение Мискинджа — единственный горный аул страны, населенный представителями этой веры. Многие мискинджинцы убеждены, что они происходят от персидских воинов. Здесь ритуалы — самые красочные. Если в Дербент на Ашуру стекаются шииты из Москвы и Баку, в Мискинджу приезжают сами дербентцы, а порой даже сунниты из соседних селений. Люди, целый год не заглядывавшие в мечеть, приходят на обряд, а затем нередко обращаются к вере. Вот только о том, как проходит церемония в горах, за пределами Южного Дагестана не знает почти никто. И теперь мы понимаем почему.

Базар смерти

Наши камеры сложили в небольшой мечети возле деревянного ковчега, разрисованного портретами мучеников Кербелы и их родных. Спереди властно сжимал меч имам Али — отец Хусейна. Его голову окутывало золотое сияние, напоминающее нимб. Этот ковчег символизировал палатку юного Касема, племянника имама. По легенде, он отправился навстречу гибели сразу после свадьбы. Неподалеку колыхался транспарант: «Вся земля — Кербела, каждый день — Ашура». Это не просто красивая фигура речи. Каждый день молящиеся шииты преклоняют голову на турба — кусочек глины из Кербелы — и вспоминают о трагедии.

Фото: Александр Федоров

Жители аула Мискинджа несут палатку Касема

Вокруг мечети против часовой стрелки ходят женщины. Они верят, что, если обойти три раза, исполняются желания. Сотни зрителей поднимаются по узким тропкам и занимают места в широком естественном амфитеатре. Мискинджинки в траурных одеждах рассаживаются на крутом склоне. Шелестят зеленые сумки с садака — милостыней. Дети сжимают треугольные флажки. Дальние от входа ряды заняты мужчинами. Сажусь между ними — на землю, среди сухих колючек. Ветер — холодный, пустынный — ерошит черные облачения.

Кажется, он дует прямо из VII века и все еще впереди: мучения от жажды, топот войска и гибель героев. Внизу с посохами и четками в руках восседают старейшины. Под удары огромных барабанов, лязганье музыкальных тарелок и религиозные песнопения — нашиды — из мечети выносят палатку. Десять часов утра. Шествие начинается.

— Когда их отрезали от воды, Хусейн сказал сподвижникам: «Мы пришли на базар смерти. Кто не покупает — не стойте здесь», — шепчет мне на ухо сосед, усевшийся посреди тропинки. — Но никто не покинул своего имама.

Два мальчика несут белый транспарант с надписью на арабском «О, Хусейн!». За ними трепещут в детских руках знамена с портретами мученика, его отца имама Али и убитого стрелой сына — младенца Али Асгара. Колонной идут пожилые люди. Сильные парни несут палатку Касема. За ней — снова флаги и «зинжир-дюган». Так называется процессия мужчин в черном, ритмично бьющих себя зинджилями — плетками с цепями — через длинные прорези в рубахах. Перед ними пятится бритый человек.

Он декламирует по тетрадке нужные слова и задает ритм. Гремит всеобщий возглас: «Шах Хусейн! Вах, Хусейн!» Из-за этого церемонию часто называют «Шахсей-вахсей». Кожа на спинах краснеет, но ни боли, ни крови нет. Главное — символ и память. Две шеренги мужчин в белом глядят друг на друга, сходятся и расходятся перпендикулярно общему направлению, при этом двигаясь вперед с остальными. Левой рукой идущие сжимают край рубахи соседа, правой — бьют себя в лоб, показывая готовность умереть за имама Хусейна.

— Раньше интернета не было, историю передавали обрядами, — поясняет всезнающий сосед.

Все громче грохочут кожаные барабаны — по легенде, в войске Язида их рев заглушал воззвания сподвижников внука Пророка, так что воины не знали, на кого поднимают руку. Процессия свивается в кольцо, делает три витка. Вместе с нею скручивается и само время. Каждый момент длится вечно, но не успеешь перевести дыхание — и все закончилось. Дети весело трясут плетками, мужчины достают сигареты. Палатку поднимают над толпой, возвращающейся в селение.

— Держите, фотографируйте! — охрана отвлеклась, и небритый мужчина быстро протягивает нам камеры.

Мужчины перед расписным ковчегом снимают шапки, женщины касаются его обрезами материи и деньгами, которые тут же опускают в ящик для садака. На одной из стен палатки Касема блестит чистое зеркало, отражая нескончаемый поток измученных вдохновенных людей в простых просторных одеждах, почти не менявшихся сотни лет. Они сливаются с нарисованными на ковчеге фигурами, растворяются в них, и сотни ударов в грудь звучат как биение огромного сердца, единого на всех шиитов — и прошлых, и будущих.

Кнут и пряник

У мискинджинца Алипаши яркий румянец и редкие юношеские бакенбарды. Cегодня — его день. Алипаша ведет ватагу детей на мавлид — праздничное собрание. Ребятишки в борцовских куртках и повязках с арабскими надписями смеются, горланят речевки о героях Ашуры и проклинают Язида, сравнивая его с террористами. По трубе в центре дороги журчит вода. Над советским памятником погибшим на войне полощется черно-красный транспарант: «Никогда, клянусь Аллахом, мы не забудем Хусейна, и это — наш завет». Дети бегут приплясывая во двор, где будут бить себя цепями по обнаженной спине.

Фото: Александр Федоров

Фото: Александр Федоров

Фото: Александр Федоров

Фото: Александр Федоров

Фото: Александр Федоров

Фото: Александр Федоров

Фото: Александр Федоров

Фото: Александр Федоров

Фото: Александр Федоров

Аул Мискинджа

Обряды поминовения начинаются задолго до Ашуры. В Дербенте сразу после Курбан-Байрама наступает долгий Мешкал (от азербайджанского слова, означающего факел). Мальчики собираются вечерами у огня, бьют себя в грудь и вспоминают погибших при Кербеле. Но важнейшие церемонии происходят в последние десять дней. Недаром само название Ашуры — от арабского слова «десять». Вечерами в мечетях проводят собрания — меджлисы. Каждое посвящено отдельному эпизоду трагедии. Верующие молятся, поминают Пророка, двенадцать имамов и знаменитых ученых-алимов. Затем ахунд — глава общины — читает проповедь. Иногда он делает паузу, и чтецы исполняют мерсия — стихи о страданиях мучеников.

В дербентских магалах шествуют процессии с алямами — черными знаменами, увенчанными знаком ладони. Женщины привязывают к ним платки: считается, что они обретают силу исцелять недуги и исполнять желания. Следом идут зинжир-дюган с цепями и синя-дюган — ударяющие себя ладонью в грудь. Эти церемонии организуют люди, давшие обет в честь исполнения Аллахом их сокровенного желания.

Рогатый бараний череп на высоком столбе оглядывает двор в Мискиндже пустыми глазницами. На стенах — связки бараньих ножек вперемешку с красным перцем. Из самовара валит дым. Счастливый Алипаша читает по-азербайджански сильным, неожиданно красивым голосом ритмичные мерсия, похожие на госпел. Женщины отставляют поварешки и вслушиваются. Мальчики в такт словам опускают на свои спины звенящие цепи. Справа, слева, справа, слева… Выглядит страшно, но для детей это скорее игра — никаких травм после обряда не остается.

Но вот уже старшие разливают чай. Ребята заворачивают зинджили в черные налобные повязки и рассаживаются вокруг скатерти с финиками, конфетами и шурвой — вкуснейшим лезгинским супом с мясом и терном.

К концу пиршества за окном уже кромешная тьма. Дети стайкой бегут в мечеть. Им на смену вершить обряд самобичевания приходят взрослые мужчины.

Фото: Александр Федоров

Фото: Александр Федоров

Фото: Александр Федоров

Фото: Александр Федоров

Фото: Александр Федоров

Ашура в Дербенте

Мы идем к мечети. Издалека доносятся обрывки песен Алипаши. Его звонкий голос ведет вперед, не дает нам заблудиться на темных улицах.

Ночной разговор

В мечети — полумрак и тихий шепот. Мужчины сидят на коврах, прислонившись к столбам. Из-за зеленой занавеси доносятся всхлипы и приглушенные рыдания женщин. В Ашуру плачут не об убитых. Они в раю. Плачут о себе, таких далеких от праведности. В эту ночь верующим нельзя спать: ведь мученикам тоже было не до сна. До утра они будут слушать проповеди и мерсия. Так происходит и в дербентской Джума-мечети. Здешний ахунд, прямой потомок пророка Мухаммеда, восседает над толпой. Умело, как хороший актер, он читает печальные строки, в знак скорби прикрывая рукой глаза. Мальчики разливают из глиняных кувшинов воду, взрослые разносят чай и сладости, а величественные старики поливают руки молящихся розовой водой.

Фото: Александр Федоров

Фото: Александр Федоров

Фото: Александр Федоров

Фото: Владимир Севриновский

Фото: Александр Федоров

Фото: Александр Федоров

Фото: Александр Федоров

Фото: Александр Федоров

Ашура в дербентской Джума-мечети

Глубокой ночью жители магалов приходят на берег Каспия и бросают в море камни с записками, заранее составленными ахундом на арабском. Эти послания адресованы Скрытому имаму Мухаммаду аль-Махди — в 874 году он исчез в пятилетнем возрасте, а в конце времен вновь явится вместе с Иисусом. Тогда он принесет всеобщий мир, но и сейчас способен исполнять желания. Утром прихожанам объявляют, что имам Хусейн убит. Из молельного зала выносят знамена и портреты с сиянием вместо лиц, а в небо выпускают белых голубей, прочитав на ухо каждому «бисмиллях» — «во имя Господа…»

На выходе из мечети нас уже ждали. Из темной толпы выделилась фигура предводителя.

— Вас же предупреждали, фотографировать нельзя! — гаркнул он.

— Но имам разрешил…

— Что он знает, этот имам! — усмехнулся человек в тени.

— Выложите ролик в Ютьюб, а наши враги плохие комментарии оставят, — поддакнул кто-то.

Доводы о том, что запреты лишь порождают сплетни и домыслы, что обряд нужно снимать, чтобы сохранить для потомков, никого не убедили.

— Наши традиции всегда были и всегда будут, — ответил предводитель толпы. — Именно потому, что их хранят в тайне. Фотографировать мы вам не дадим.

Он на мгновение задумался и добавил:

— А если проголодались, заходите в гости. Угощу на славу!

Последняя процессия

— Сдавайте фотоаппараты!

Я оглядываюсь в поисках поддержки, но любители запрещать ночью времени не теряли. Имам виновато качает головой. Шейх, вернувший камеры в прошлый раз, старательно избегает встречаться с нами взглядом.

Фотограф Саша в печали: сегодняшнее шествие гораздо шире вчерашнего. Уже несколько лет в нем участвуют женщины в зеленых покрывалах и цепях, символизирующие пленниц. Они плачут и бьют себя по голове руками в перчатках. Одна несет затянутое тканью блюдо, означающее отрубленную голову имама-мученика. В первом ряду среди женщин шагает мужчина. Лицо скрыто вуалью, в руке — посох, на голове — венец из зеленой ткани. Это — Зейн аль-Абидин, выживший сын Хусейна, ставший впоследствии четвертым шиитским имамом. Мальчишки несут перед ним на палках зеленые шары — насаженные на пики головы героев. Трепещет на розовом знамени вернувшийся без седока Зюльджана, конь имама. Рыдает перед ним сестра Хусейна Зейнаб. Впереди процессии — черный транспарант с арабской вязью.

Фото: Александр Федоров

Ашура в ауле Мискинджа

У многих участников шествия головы покрыты белыми окровавленными тряпицами. Люди с длинными кинжалами бьют несколько раз по темени себя и всех желающих. Этот ритуал, называемый «баш чапан», вызывает самые ожесточенные споры. Его ограничивают даже в Иране, предлагая заменить другим пролитием крови — донорством. В Дербенте обряд проводят полусекретно, во дворах или на старом кладбище, у источника Дюль-дюль Али. Некоторые дербентцы приезжают в Мискинджу. Их легко узнать по бритой голове — иногда в магалах выстригают даже тонзуры, похожие на монашеские. Местные бьют прямо по волосам. Кровь обагряет рубахи. Но раны неглубокие. Через три дня они исчезают без следа. А до тех пор участники ходят в шапках.

В углу — небольшой переполох: Саше предложили снять на мобильник женщин в зеленом. Те старательно построились, он поднял телефон — и тут подоспели крепкие парни в сопровождении полиции.

— Теперь мы не гарантируем вашу безопасность, — мрачно произнес один из них.

А человек в погонах прибавил:

— Будешь фотографировать — посадим за дебош.

Саша быстро ретировался — но все же успел нажать на кнопку.

Фото: Александр Федоров

Раньше в процессиях участвовали народные персонажи трагедии. Человек в маске из папье-маше изображал льва, оплакивавшего убитого имама. Он держал в руках отрубленную голову, поил ее водой и посыпал опилками.

Следом несли «мертвых» — кукол в человеческий рост. В люльке лежал «младенец», родившийся накануне битвы. Ярко светился танур — хлебная печь, в которой, по преданию, сподвижник Язида спрятал голову Хусейна. До 1948 года в Дербенте на площадь выводили двух подростков в белоснежных одеждах, символизировавших имама и его сводного брата Аббаса, тоже погибшего при Кербеле. Их лица скрывал зеленый бархат, под которым, видимо, прятали кишку с алой жидкостью. Злобный халиф в красных одеждах верхом на сером коне обнажал саблю — и кровь невинно убиенных летела во все стороны. Говорят, в Мискиндже тоже проводили подобную церемонию, но прекратили после того, как расчувствовавшиеся сельчане сбросили «Язида» с лошади и швырнули в кусты.

— А снимок неплохой, — Саша украдкой заглянул в телефон. — Роскошный материал мог получиться!

Но вот палатку Касема накрывают черным полотном. Сотни людей, распевая нашиды и ритмично ударяя себя в грудь, провожают ее до мечети. Имам запирает реликвию в особой комнате до следующего года.

Траур продолжится еще сорок дней, вплоть до обряда Арбаин, но церемония Ашуры окончена. Вскоре мы уже спешили в Дербент, где нас ждал вечерний поминальный меджлис, и чай, и розовое масло, и вздохи прихожан: «Жаль, что вы поздно приехали. Такой интересный баш чапан был!»

Возле трассы нас встретил старый мискинджинец.

— Съемка удалась? — спросил он.

— Куда там! — махнул рукой Саша. — У нас же все отобрали. Шагу не давали ступить.

— Не хотите говорить, не надо, — дед заговорщицки подмигнул. — Вы же умные ребята, наверняка обвели их вокруг пальца какими-нибудь шпионскими пуговицами. Вернетесь в Мискинджу — привезите фотки. Не терпится посмотреть.

Владимир Севриновский

Траурный день Ашуры | Октагон.Медиа

Скорбная церемония Ашуры – один из самых красочных и впечатляющих обрядов Дагестана, да и всего Северного Кавказа. Наблюдать её можно лишь в двух местах – в Дербенте и в горном селении Мискинджа. Только там сохранились крупные шиитские общины, в то время как абсолютное большинство мусульман в регионе – сунниты.

В исламском мире шииты изначально были политической партией, выступавшей за то, чтобы мусульманской общиной управляли прямые потомки дочери пророка Мухаммада Фатимы и имама Али ибн Абу Талиба – в отличие от суннитов, считавших, что править должны избираемые халифы. Одна из важнейших основ идентичности шиитов – история мученической гибели внука пророка Хусейна, его сводного брата Аббаса и 70 их сподвижников.

После смерти в 680 году Муавии, первого халифа Омейядов, ему наследовал сын Язид. Это возмутило многих мусульман, считавших, что халиф не имел права назначать преемника и тем более основывать династию. Имам Хусейн отказался присягать Язиду. С небольшим войском он отправился в город Куфу, обещавший ему поддержку. Возле местечка Кербела отряд был окружён армией Язида. Внук пророка и его сподвижники погибли, их спутницы попали в плен. Это произошло 10-го числа месяца Мухаррам 61-го года по исламскому календарю. Число 10 – по-арабски «ашара» – и дало название церемонии поминовения.

Траурные обряды начинаются за несколько недель до Ашуры и продолжаются после неё ещё 40 дней, вплоть до обряда Арбаин.

Но в Ашуру накал страстей достигает кульминации. Шииты проводят шествия, бьют себя плётками зинджилями, а порой и режут головы острыми кинжалами. В Дербенте процессия людей в чёрных одеяниях растягивается на сотни метров, вечерами на улицах старого города горят костры, на которых готовится угощение для всех желающих. Женщины ночью бросают в море записочки для скрытого имама

Махди, который явится в конце времён вместе с Иисусом. Отдельные обряды разворачиваются на кладбище, где скачут всадники в старинных одеяниях, а верующие ставят себе на лоб точки из глины. В Мискиндже в это время процессия совершает три долгих круга на особой площадке для церемоний, окружённой естественным амфитеатром. Среди участников выделяются закованные в цепи женщины в зелёных паранджах – они символизируют пленниц. Одна несёт символического окровавленного младенца – в память об убитом стрелой младшем сыне имама Хусейна. Другая – символическое блюдо с отрубленной головой мученика. Среди женщин шагает мужчина с закрытым лицом, означающий Зейна аль-Абидина, выжившего сына Хусейна, ставшего впоследствии четвёртым шиитским имамом.

Фотогалерея

Фотографировать Ашуру в Дербенте относительно легко, а вот в Мискиндже – почти невозможно. Многие сельчане агрессивно возражают против любых съёмок. Их можно понять: все другие селения в районе – суннитские, фотография с неверным комментарием может спровоцировать конфликт. Чтобы уговорить жителей Мискинджи хотя бы на съёмки отдельных фрагментов церемонии, пришлось ездить туда четыре года подряд.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon.Media

.

Самая заметная часть процессии в Мискиндже – закованные в цепи женщины в зелёных паранджах. Одна держит символическую отрубленную голову имама, другая – куклу, изображающую убитого шестимесячного Али аль-Асгара, сына мученика. Мальчишки перед ними несут на палках символические отрубленные головы, а в центре, с посохом и с закрытым лицом, стоит мужчина, изображающий Зейна аль-Абидина, выжившего сына Хусейна, ставшего впоследствии четвёртым шиитским имамом.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon.Media

.

Церемония Ашуры в селении Мискинджа проходит на поляне, окружённой живописным естественным амфитеатром. В таком пейзаже, среди людей в простых чёрных одеяниях, кажется, будто и вправду переносишься в VII век, когда произошла битва при Кербеле.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon.Media

.

Траурная процессия в Дербенте. Перед ней движется автомобиль с динамиками.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon.Media

.

Процессия в Дербенте растягивается на сотни метров и, петляя по старому городу, в конце концов приходит в Джума-мечеть – старейшую мечеть России, построенную в VIII веке.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon.Media

.

В 2020 году из-за эпидемии коронавируса почти все участники дербентской процессии были в масках.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon.Media

.

Женщины готовятся к участию в процессии. Те, что постарше, серьёзны, а девочки делают селфи в необычных одеждах и разглядывают куклу, изображающую убитого сына имама Хусейна.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon.Media

.

Женщины у мечети плачут, заново переживая события трагедии VII века.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon.Media

.

Плётки зинджили используются для самобичевания. Эта процедура не слишком болезненна, важнее её символическое значение.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon. Media

.

После окончания процессии во дворе Джума-мечети происходит массовое самобичевание зинджилями. Иногда участники восклицают: «Шах Хусейн! Вах, Хусейн!» Из-за этого церемонию часто называют Шахсей-вахсей.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon.Media

.

Всадник в старинной одежде на кладбище. Церемония Ашуры постоянно меняется, эти всадники появились совсем недавно.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon.Media

.

Женщины наносят себе на лбы точки из глины.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon.Media

.

Глава дербентской общины рассказывает о событиях Ашуры. Его голос дрожит и в самых драматичных моментах прерывается рыданиями.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon. Media

.

Участники церемонии ритмично бьют себя в грудь.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon.Media

.

Собравшихся в мечети угощают сладостями и чаем.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon.Media

.

Во время рассказов о гибели имама Хусейна плачут даже мужчины.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon.Media

.

Крошечные фигурки изображают события при Кербеле, напоминая христианскую традицию вертепов.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon.Media

.

Девочка с алямом – чёрным знаменем, увенчанным знаком ладони. Женщины привязывают к алямам платки – считается, что они обретают силу исцелять недуги и исполнять желания.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon.Media

.

Варка риса для бесплатного угощения в старом городе.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon.Media

.

Сейчас дербентская Джума-мечеть закрыта на ремонт, и скорбящие шииты собираются в её дворе – женщины отдельно от мужчин.

Фото: Владимир Севриновский/Octagon.Media

.

Чтец в Джума-мечети во время вечерней церемонии.

Читайте также

Шиитский ислам – обряды и церемонии

Наиболее характерные шиитские ритуалы проходят в течение первых десяти дней месяца Мухаррам и достигают кульминации в десятый день (Ашура). Самые ранние свидетельства этого праздника относятся к периоду Буидов в 10-м и 11-м веках, хотя можно признать начало движения кающихся ( таввабун ) в конце 7-го века, которые оплакивали смерть Хусейна.

В зависимости от общины ритуалы проходят в частных домах, во дворах мечетей, общинных или специальных центрах Мухаррам, на рынках и на улицах. Ритуалы принимают форму более или менее формальных сессий оплакивания, на которых вспоминаются события Кербелы, читаются элегии мученикам и 9Проводятся 0003 тазии (страсти) и шествия (часто сопровождаемые самобичеванием). Во время коллективных причитаний закир читает рассказы и стихи. Тексты часто являются местными традициями, а авторы коллективными.

Наличие женщин зависит от сеттинга. Как и во время молитвы в мечети, женщины часто участвуют в отдельном помещении. Обычно предполагается, что они сами не практикуют самобичевание и воздерживаются от соблюдения этих ритуалов, если мужчины, обнажающие верхнюю половину своего тела, не являются членами семьи, хотя последнее ожидание часто не выполняется. Актеры в тазии играют исключительно мужские роли, даже те, которые играют женские персонажи.

Эти ритуалы проводятся группами и в определенном ритме. Объекты, выставленные в течение этих десяти дней, включают (черные) знамена с именем Хусейна (в ритуалах, отмечаемых в Хайдарабаде, это происходит накануне первого Мухаррама), тазий (образцы святынь) и алам с (стандарты). . В другое время года их хранят либо в домах культуры, мечетях, либо в частных домах. Иногда в шествии участвуют лошади (со всадником Хусейна или без него), и участники несут пустые гробы, покрытые белой тканью с красными пятнами, символизирующими саваны мучеников.

На Индийском субконтиненте процессии часто включают могилу Хусейна и заканчиваются его захоронением. Также бывают случаи, когда целые модели Кербелы с отмеченными основными местами, главными героями и событиями выставляются в зданиях, где проводятся общинные причитания. Общая цель этих ритуалов — вызвать крайнее горе и чувство солидарности, выраженное в готовности пожертвовать собой — гипотетически в Кербеле и в более практических или реальных формах в настоящем.

Среди этих обрядов taziyah привлекли наибольшее внимание наблюдателей, не в последнюю очередь потому, что, помимо популярных театров теней, это была единственная форма драмы в досовременном исламском мире. Taziyah развивался в своих наиболее сложных театральных формах в период Каджаров, когда он включал более крупные воспроизведенные сцены и был адаптирован к другому повествовательному материалу. Однако во время запрета шаха традиция переместилась из городов в сельские районы и, следовательно, не процветала так, как в городах. Спектакли ставятся на базарных площадях и деревенских площадях; актеры профессионалы или любители. Публичные выступления также имели место на Западе, например, в 2002 году в нью-йоркском Линкольн-центре. Антагонизм злодеев и мучеников подчеркивается разными принципами исполнения: первые декламируют свои тексты, часто пронзительным и неприятным тоном, вторые поют в классическом персидском стиле. Жесты часто стилизованы.

Хотя эти фестивали были и остаются в основном возможностью для шиитов прославить свою общину, иногда их посещают и сунниты, выражая скорбь по Хусейну и даже проклиная халифа Омейядов. Точно так же они высоко ценят имамов и сайидов (потомков Мухаммеда, в частности Али) и иногда даже совершают паломничество к могилам. Посещение гробниц ( арабский : зияра ) является важным аспектом суфизма и рассматривается с подозрением более ортодоксальными суннитскими противниками, которые идентифицируют это почитание людей как шиитскую черту. В Хайдарабаде, Индия, игры страсти также привлекают индусов, которые иногда выступают в качестве спонсоров. Пино цитирует в Шииты пример шиитов, которые интегрируют главных героев ранней исламской истории в индуистскую мифологию. Хусейн представлен как следующий «совету, данному Кришной Арджуне по случаю Махабхараты».

Сунниты часто критикуют эти ритуалы как преувеличенные практики, особенно самобичевание, которое считается неисламским (из-за запрета членовредительства) и нецивилизованным. Современные шиитские авторитеты, такие как Фадлаллах, Хомейни и Хаменеи, также осудили эту практику. Формы самобичевания простираются от мягкого и символического или сильного удара в грудь голой рукой до избиения с использованием оружия, такого как бритвенные лезвия, бичи или цепы, или ножи или короткие мечи, последнее ограничивается Ашурой, десятый день Мухаррама. Эта критика разделяется частью шиитского сообщества. Дальнейшая внутренняя критика направлена ​​в основном против молодых участников за отсутствие духовной вовлеченности, за демонстрацию крайних эмоций и физических достижений и, таким образом, за отношение к ритуалам в основном как к социальному событию. Точно так же недавние тенденции в пьесах о страсти были отвергнуты как мелодраматические или ужасные, вместо того, чтобы приглашать зрителей к духовным размышлениям. Отчасти такие инновации были вдохновлены западными фильмами.

Общины шиитских меньшинств, такие как алевиты (секта, объединяющая шиитские и суфийские элементы) в Турции, практикуют дополнительные ритуалы, такие как «церемония союза» ( cem ), когда молодожены приветствуются в общине. В то время как некоторые символы, используемые во время ритуала, относятся к священным повествованиям всех шиитов, употребление алкоголя, обычно запрещенное исламским законом, в данном случае у алевитов напоминает антиномизм средневековых крайних шиитов.


Вопросы для изучения:
1.     Что такое тазия и почему они важны?
2.     Как суннитская община иногда реагирует на ритуалы Мухаррам? Почему?
3.     Как изменилось современное празднование ритуалов Мухаррам с годами?

Почему мусульмане-шииты бьют себя?

Каждый Мухаррам ведутся дискуссии о том, почему мусульмане-шииты бьют себя. В этой статье мы рассмотрим этот феномен и попытаемся понять мыслительный процесс и обоснование ритуала в надежде просветить себя и других.

Почему актуальна тема самобичевания мусульман-шиитов?

Корпус исламских наук большой и разнообразный. Есть так много вещей, от права, истории и богословия до этики и морали, которые требуют обсуждения и внимания. Итак, какая разница, бьют ли шииты себя или нет, и каковы их причины для этого?

Тема требует внимания, потому что ее недостаточное понимание привело к появлению множества мифов о мусульманском меньшинстве. Эти мифы вредны и часто вызывают ненависть и даже преследование мусульман-шиитов со стороны других мусульманских сект. Аллах (СВТ) посоветовал всем мусульманам привязаться к Его веревке и не разделяться. Если другим мусульманским сектам будет предоставлена ​​возможность понять причины, по которым мусульмане-шииты бьют себя, это может уменьшить любую враждебность и как минимум поможет единству или уважению. Есть такая вещь, как не соглашаться, но при этом сохранять уважение.

Еще одна причина, по которой эта тема заслуживает упоминания, связана с причинами, связанными с ритуалом, которые объясняются в следующем разделе.

Почему мусульмане-шииты бьют себя? Обзор

Мусульмане-шииты бьют себя, чтобы выразить свою скорбь по Хусейну ибн Али, внуку Пророка Мухаммеда (мир ему), который был замучен в Кербеле. Краткий обзор истории его мученической смерти выглядит следующим образом:

После смерти Муавии ибн Аби Суфьяна его сын Язид принял халифат Исламского государства. Историки как суннитской, так и шиитской школ подтверждают, что Язид был коррумпированным человеком. Имам Захаби и Ибн Касир (оба сунниты) зафиксировали употребление алкоголя Язидом. По словам известного историка ат-Табари, Язид даже не верил в ислам. В своем «Тарихе» (том 8, стр. 187) цитируется, что Язид сказал:

Хашим (имеется в виду трайбл Пророка) играл с правилом (утверждая, что среди них есть Пророк), иначе ничего не пришло от Бога, и не было послано никакого откровения».

Из-за этих и других пороков, присущих Язиду, Хусейн отказался присягнуть. Язид был упрям. Он хотел либо верности Хусейна, либо его смерти. Во время своего путешествия Хусейн и его семья были вынуждены разбить лагерь в Кербеле и попали в ловушку армии Язида. В конце концов Хусейн был обезглавлен, а его семья взята в плен. Это краткое повествование о битве при Кербеле, которая произошла 10 мухаррама 61 года хиджры. Желающие узнать больше могут посмотреть наше видео о битве.

Шииты, согласно их теологии, верят, что Хусейн является божественно назначенным представителем Бога на Земле, имамом. Здесь важно отметить, что они не считают Хусейна самой божественной личностью, то есть Богом, и не считают его пророком. Но они верят, что он избран Богом для поддержания и толкования учений Пророка Мухаммеда после его смерти – одного из 12 – начиная с его отца Али ибн Аби Талиба и заканчивая Махди, в которого также верят сунниты (с некоторыми незначительными различия).

Это была небольшая преамбула для тех, кто может не знать о статусе Хусейна в глазах шиитов. Вернемся к основной теме. То, как умер Хусейн, было очень ужасно. История гласит, что он был не только обезглавлен, но и его мертвое тело было изуродовано и растоптано. Кроме того, его голова была выставлена ​​напоказ на копье. Теперь давайте посмотрим на эти события с точки зрения мусульманина-шиита. Для них назначенный Богом лидер был жестоко убит. Он вызывает тяжелые и сильные эмоции, и чтобы отметить и запомнить это событие, мусульмане-шииты проводят траурные церемонии по всему миру.

Частью этой траурной церемонии является избиение себя. Но для большинства это не бьет по степени чрезмерной кровопотери. Да, меньшинство мусульман-шиитов делают это, и позже мы обсудим, что говорят по этому поводу ведущие шиитские ученые и аятуллы, и имеет ли этот крайний уровень практики исламскую основу. Подавляющее большинство шиитов ритмично шлепают себя по груди или бьют себя в грудь, в то время как говорящий читает стихи и хвалебные речи Хусейну, его семье и товарищам. С небольшими вариациями шииты от Индии до Ливана проводят этот ритуал в первые 10 дней и ночей Мухаррама.

Избиение в грудь — не единственная часть траурной церемонии мусульманина-шиита по Хусейну. Как уже упоминалось, они читают стихи и проводят беседы и дискуссии о памяти мучеников Кербелы, вновь подчеркивая важность противостояния злу и хороших нравов, а также экстраполируя практические уроки, которые мы можем усвоить в нашей жизни, чтобы стать лучшими мусульманами.

Суннитский взгляд на самобичевание для выражения горя

Подавляющее большинство мусульман-суннитов не оплакивают мученическую смерть Хусейна ибн Али, а из тех меньшинств, которые оплакивают, большинство не выражает свою траур через самобичевание. Есть интересная книга под названием «Темные века», написанная Шаши Тхаруром. В этой книге он упоминает, как перед разделом Индии все мусульмане (шииты, сунниты и салафиты) собирались в одной мечети, чтобы оплакивать трагедию Кербелы. Он предполагает, что британцы использовали классическую тактику «разделяй и властвуй», чтобы разжечь межконфессиональный конфликт, из-за которого мусульмане-нешииты отходят от традиции.

Все ли мусульмане-шииты бьют себя?

Мы должны признать, что не все мусульмане-шииты бьют себя. Хусейн ибн Али любим шиитами и суннитами, и шииты, в частности, испытывают к нему особую привязанность и проявляют ее по-разному. Поэты собираются в центрах по всему миру, чтобы читать стихи — это их способ скорби. Другие шииты придерживаются академического и интеллектуального подхода во время Мухаррама. Они могут читать больше, чтобы познакомиться с этой частью истории. Другие могут увеличить свои акты поклонения. Как правило, рекомендуется увеличить количество актов поклонения в Мухаррам.

Траур нельзя превратить в ритуал или закон, потому что каждый человек выражает горе по-разному. Это важно отметить, потому что иногда самобичевание рассматривается как нечто, что должно быть сделано.

Развенчание мифа о том, почему шииты били себя

Многие выдвигают аргумент, что шииты бьют себя в наказание за предательство и/или убийство Хусейна. Это немного отдельный спорный вопрос, но я думаю, что важно кратко остановиться на нем при обсуждении шиитского ритуала самобичевания.

История гласит, что до того, как Хуссейн оказался в Кербеле, он на самом деле направлялся в Куфу, Ирак, потому что там были люди, которые были готовы поддержать его в его сопротивлении Язиду. Позже эти куфаны предали Хусейна, отказавшись от своей поддержки, вынудив Хусейна уйти в другое место, и именно так он оказался в Кербеле. Итак, куфанцы косвенно заставили его умереть, повернувшись к нему спиной.

Хотя эта пошаговая история верна, в выводах, сделанных из этой цепочки событий, есть одна ошибка. Предположения, сделанные теми, кто приходит к выводу, что эти события доказывают, что шииты убили Хусейна, являются предположением, что все в Куфе были шиитами, то есть теми, кто придерживается упомянутой выше теологии имамитов/двунадесятников.

Я изучал демографию Куфы в 61 г. хиджры (когда произошла битва при Кербеле) и обнаружил, что Куфа представляет собой разнообразное общество. Часть Куфы состояла из шиитов, но были и другие группы, в том числе:

  • Сторонники правительства Омейядов во главе с Язидом.
  • Люди, которые в целом были недовольны Язидом. Они не были шиитами, но были рады поддержать Хуссейна, потому что тем временем его цели совпадали с их целями.
  • Люди других религий.
  • Трайбалисты. Люди будут слепо следовать за лидером своего племени независимо от того, что он делает.
  • Нейтралы. Люди, которые не заботились о выборе стороны и были заинтересованы исключительно в своей безопасности и комфорте. Это означает, что они выберут сторону, которая может гарантировать их потребности.

О психологии и разнообразии куфанцев можно говорить еще очень много. Для целей данного обсуждения достаточно упомянутого выше. Вернемся к главному. Многие из этих куфанцев были готовы поддержать Хусейна. Так было до тех пор, пока Язид не послал губернатора, чтобы подавить потенциальное восстание. Как только правитель навел страх и угрозы на куфанцев, многие из них отвернулись. Теперь вы можете представить:

  • Каждый вождь племени, передумавший, брал с собой все племя.
  • Каждый нейтрал передумал, чтобы избежать ареста и смерти.
  • Сторонники Язида стали более уверенными в себе и, возможно, помогли подавить дальнейшие упоминания о восстании.

Остались только имамиты/шииты-двунадесятники, которые все еще были готовы сражаться. Хуссейн послал своего двоюродного брата Муслима ибн Акиля представлять его в Куфе, пока туда не доберется Хуссейн. Некоторые утверждают, что после того, как губернатор Куфы осуществил свои угрозы, осталось всего около 10 человек, чтобы поддержать Муслима ибн Акиля. В конце концов Муслим был убит. Хусейну пришлось изменить свой курс.

Зная все тонкости этой части истории, сказать, что шииты убили Хуссейна, будет преувеличением. Поэтому шииты проводят траурные церемонии не через чувство вины, чтобы напомнить себе о том, что они сделали с Хусейном, и наказать себя за это.

Разрешены ли эти шиитские ритуалы самобичевания?

Теперь, когда мы лучше понимаем, почему шииты бьют себя, еще одна вещь, требующая изучения, — это степень допустимости ритуала. Мы смотрим на исламскую историю, чтобы найти ответы.

Самобичевание в исламской истории

В исламской истории есть два примера самобичевания.

Аиша после смерти Пророка

Аллама ибн Касир, суннитский ученый, сообщает о следующем поведении Аиши после смерти Пророка: другие женщины».

Умар ибн Хаттаб, после смерти командира его армии, Нуман

Суннитский ученый Аллама Муттаки аль-Хинди говорит следующее о втором халифе Умаре:

Когда Хазрат Умар услышал о смерти Нумана ибн Мукрина, он ударил себя по голове и закричал: «О, как жаль, что Нуман умер.

Эти два примера уместны, потому что один из них — жена Пророка, а второй — спутница и халиф. Мы можем ожидать от общины Пророка хорошего понимания исламских правил. Эти действия были совершены, и не было протеста ни со стороны членов семьи Пророка, ни других старших сподвижников.

Самобичевание: логическая и рациональная точка зрения

Мы можем определить, что можно и что нельзя в сфере самобичевания, применяя данный Богом интеллект, который позволяет нам различать правильное и неправильное. Можно сказать, что самобичевание, не причиняющее серьезного вреда, — это нормально, а все остальное — проблематично.

Когда самобичевание недопустимо

Аллах (СВТ) запретил самоубийство, которое, конечно же, является наихудшим результатом самобичевания. Следовательно, самобичевание, которое может привести к опасности для жизни, может считаться харамом.

Экстремальные шиитские ритуалы самобичевания: Татбир

Шиитские практики самобичевания имеют и экстремальную сторону. Мусульмане (не шииты) часто критикуют эту крайнюю практику. Другие шииты также критически относятся к этой практике.

Некоторые шииты, ведущие к и в день Ашуры, порезали себя лезвиями, мечами и другими подобными предметами, известными в практике, известной как татбир. Это вызывает сильную потерю крови.

Шиитские ученые о Татбире

Сайед Али Хамейни, возможно, является ведущей политической и религиозной фигурой в мире шиитского ислама. Его комментарии и фетва о Татбире следующие:

Татбир — противоправное деяние. Татбир [Каме Зани] также является сфабрикованной традицией. Не практикуйте это, я не одобряю. Если кто-то сделает что-то, чтобы показать свое желание практиковать Татбир, я буду в них глубоко разочарован».

Подавляющее большинство ученых выпустили фетвы, запрещающие татбир. Другие разрешили это при условии  , что это не причинит никакого вреда. Шиитские ученые используют концепцию la darar при формулировании фетв. Ла Дарар — это концепция имамитов, в которой говорится, что что-то становится харамом, если оно причиняет вред человеку или сообществу. На основании этого некоторые ученые допустили татбир при условии ля дарар .

Еще одним принципом исламского права, которого придерживаются все мусульманские ученые, является «принцип допустимости». Это означает, что если нет аята или достоверного хадиса, запрещающего определенную практику, этот вопрос считается мубах , то есть это ни халяль, ни харам. Таким образом, выполнение практики не пополнит ваш список добрых дел, и потенциально за это не будет никакой награды, но, в то же время, это не грех. Некоторые ученые обращаются к этому принципу при установлении законов о ритуалах самобичевания.

Например, когда курение сигарет стало массовым явлением, некоторые ученые объявили его мубах , потому что в то время не было достаточно научных исследований, чтобы доказать вредное воздействие курения.

Разногласия среди ученых не новость. Суннитский ислам имеет четыре правовые школы, потому что они различаются в некоторых аспектах исламского права.

Происхождение татбира

История дает разные версии происхождения татбира. Самая точная и достоверная версия происхождения татбира состоит в том, что он произошел от династии Сефевидов в Иране (основана в 1501 году). Во времена, когда в народе были имамы мусульман-шиитов, не было такой практики татбира (бить себя острыми предметами). Следовательно, практика татбира не может быть прослежена до шиитского богословского происхождения, и она была введена столетия спустя, когда шиитские ученые пытались примириться и бороться с ритуалом, что привело к различным фетвам.

Заключительные мысли

В этой статье мы не пытались судить о ритуале, а попытались дать читателю полную картину. Единство мусульман не в согласии во всем, а в стремлении понять различия.

Мусульмане-шииты режут себя кнутом, оплакивая смерть внука пророка Мухаммеда | The Independent

Мусульмане-шииты во всем мире резали себя мечами и ножами, обмазывали свои тела грязью и жгли костры на улицах, чтобы оплакивать сегодня смерть внука пророка Мухаммеда.

Ритуалы отмечают священный День Ашура, десятый день «траурного месяца» Мухаррам, когда мусульмане-шииты вспоминают смерть имама Хусейна (Хусейна ибн Али) в битве при Кербеле в 680 году нашей эры.

Мученичество Имама Хусейна широко интерпретируется шиитами как символ борьбы против несправедливости, тирании и угнетения.

Наблюдается через траурные ритуалы и самобичевание в разной степени в странах, включая Пакистан, Ирак и Грецию.

Хотя резка тела ножами или цепями была запрещена в Иране и Ливане, она все еще практикуется в Бангладеш и Индии.

В некоторых ритуалах бичевания используется меч.

Тысячи мусульман слушали рассказы о смерти Имама Хусейна под золотым куполом его мавзолея в Кербеле, Ирак.

В Иране сотни людей обмазывались мокрой грязью и ходили вокруг костров, чтобы натереть грязью кожу и одежду.

Священный день был омрачен предполагаемым взрывом бомбы смертником в Пакистане, в результате которого погибли по меньшей мере 24 человека, сообщает BBC. По меньшей мере пятеро детей были среди погибших.

Регистрация — это бесплатный и простой способ поддержать нашу по-настоящему независимую журналистику. действительный адрес электронной почты

Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты

Пароль

Должно быть не менее 6 символов, включая буквы верхнего и нижнего регистра и цифру

Должно быть не менее 6 символов, включая символы верхнего и нижнего регистра и цифру

Должно быть не менее 6 символов, включая символы верхнего и нижнего регистра и цифру

Имя

Пожалуйста, введите ваше имя

Специальные символы не допускаются

Пожалуйста, введите имя от 1 до 40 символов

Фамилия

Пожалуйста, введите вашу фамилию

Специальные символы не допускаются

Пожалуйста, введите имя от 1 до 40 символов

Выберите год рождения3004200320022001200019991998199719961995199419931992199119

9198819871986198519841983198219811980197919781977197619751974197319721971197019691968196719661965196419631962196119601959195819571956195519541953195219511950194919481947194619451944194319421941194019391938193719361935193419331932193119301929192819271926192519241923192219211920191919181917191619151914

You must be over 18 years old to register

You must be over 18 years old to register

Year of birth

I would like to be emailed about offers, events and updates from The Independent. 9verifyErrors}} {{message}} {{/verifyErrors}}

Нажимая «Создать мою учетную запись», вы подтверждаете, что ваши данные были введены правильно, а также вы прочитали и согласны с нашими Условиями использования, Политикой использования файлов cookie и Уведомлением о конфиденциальности.

Этот сайт защищен reCAPTCHA, к нему применяются Политика конфиденциальности Google и Условия использования.

Уже есть учетная запись? войти

Нажимая «Зарегистрироваться», вы подтверждаете, что ваши данные были введены правильно, а также вы прочитали и согласны с нашими Условиями использования, Политикой использования файлов cookie и Уведомлением о конфиденциальности.

Этот сайт защищен reCAPTCHA, к нему применяются Политика конфиденциальности Google и Условия использования.

Регистрация — это бесплатный и простой способ поддержать нашу по-настоящему независимую журналистику. действительный адрес электронной почты

Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты

Пароль

Должно быть не менее 6 символов, включая символы верхнего и нижнего регистра и цифру

Должно быть не менее 6 символов, включая символы верхнего и нижнего регистра и число

Должно быть не менее 6 символов, включая символы верхнего и нижнего регистра и число

Имя

Пожалуйста, введите ваше имя

Специальные символы не допускаются

Пожалуйста, введите имя от 1 до 40 символов

Фамилия

Пожалуйста, введите вашу фамилию

Специальные символы не разрешены

Пожалуйста, введите имя от 1 до 40 символов

Select your year of birth3004200320022001200019991998199719961995199419931992199119

9198819871986198519841983198219811980197919781977197619751974197319721971197019691968196719661965196419631962196119601959195819571956195519541953195219511950194919481947194619451944194319421941194019391938193719361935193419331932193119301929192819271926192519241923192219211920191919181917191619151914

You must be over 18 years old to register

You must be over 18 years old to register 9verifyErrors}} {{message}} {{/verifyErrors}}

Нажимая «Создать мою учетную запись», вы подтверждаете, что ваши данные были введены правильно, а также вы прочитали и согласны с нашими Условиями использования, Политикой использования файлов cookie и Уведомлением о конфиденциальности.