Снова по вечному пути. Перевал, отзыв от туриста lenabash на Туристер.Ру

Испания, Франция Апрель 2016

После зимних путешествий по Португалии и Испании на машине захотелось снова пройтись пешком по Сантьяго да Компостелле. Выдалась свободная неделька между католической и православной Пасхой, и мы с Мишкой решили продолжить наш путь древнему пути пилигримов. Путь наш лежал из Ортеза по Наварре, затем мы должны были пересечь границу Франции с Испанией и перевалить через Пиренеи по Ронсевальскому ущелью. Первые два дня мы шли по равнине, где-то вдали виднелись неопределенные очертания невысоких гор, было совсем непонятно, как далеко они от нас находятся. Дорога была пустынна, встречались редкие деревенские жители и прогуливающиеся отдыхающие с собаками,

в основном французы, стада овец, возвращающихся с пастбищ да дикие пони, которых здесь называют поттоками.

Douce France

Самостоятельный потток

Уютный и гостеприимный край. Докучали только деревенские собаки, выскакивавшие на тебя с отчаянным лаем из амбаров, приходилось отгонять их палкой. Ничего не предвещало трудностей перехода. На четвертый день к вечеру мы подошли к подножью гор, местечку под названием Сан-Жан-пье-де-Пор.

Впереди 27 километров крутого подъема

Небольшой городок с красивой старинной крепостью

оказался очень оживленным, маленькие гостиницы, приюты и закусочные к 5 часам вечера наполнились великим числом паломников. Тебя осматривали с ног до головы, обсуждали твои ботинки, справлялись о твоей готовности к перевалу. Французская речь исчезла почти полностью. Мы решили не останавливаться в коммунальном приюте, где были только большие комнаты на 16 человек, а отправились в жит, где нам выделили отдельную комнату при условии, что мы присоединимся к общей вечерней трапезе. Был первый за сезон теплый вечер и было решено ужинать на террасе. Хорошенькая афро-американка готовила в открытой кухне вегетарианский ужин на 25 человек. Ужин без мяса после 30-километровой прогулки и перед перевалом вызвал легкое недоумение у Мишки, но хозяин успокоил его обещаниями вкусно и сытно накормить.

Ровно в семь начал собираться народ. Несколько голландцев, ирландка, трое американцев, итальянец на велосипеде и испанец за нашим столом. Второй стол тоже быстро заполнялся: компания австралийцев, вслед за ними еще несколько человек. Начали с аперитива и знакомства. Было немножко странно рассказывать о себе незнакомым людям и слушать об их мотивах шагать тысячу километров. Для многих это был первый вечер перед паломничеством, так как Сан-Жан является местом, где сливаются все четыре французских пути с северным и южным. Многие начинают свое путешествие именно здесь.
Перевал из Сан-Жана в Ронсеваль представляет собой подъем на 1400 метров длиной в 27 километров. На высоте в полкилометра начинает дуть ветер, который с высотой усиливается и порой валит тебя с ног. Перед тобой и за тобой, насколько хватает взгляда, видишь темные точки, которые ползут по склону, как цепочка муравьев к муравейнику.

Трава по обе стороны дороги становится все желтее и жестче, затем появляется снег. От фонтана Роланда до самой высокой вершины идем по снегу, но солнечно и ветер стих.

Еще немного, еще чуть-чуть

спуск к Ронсевалю. Вот оно место, воспетое в самом великом и древнем памятнике французской литературы,
Место, где погиб от руки сарацинов храбрый друг Шарлеманя, прекрасный Роланд.

Вот здесь и начинаются самые настоящие чудеса. Приют в Ронсевале принадлежат голландцам. Все содержится в идеальной чистоте и порядке, которые и не снились ни французам, ни испанцам. Приют может разместить 400 человек одновременно. На трех этажах находятся дортуары с кабинками по 4 человека, напоминающие плацкарт поезда. Кто-то спит, кто-то знакомится с окружающими, кто-то вернулся из прачечной с корзиной белья, жизнь кипит. После семи все начинают собираться на ужин. Можно самим готовить в огромных кухнях с новейшей аппаратурой либо идти в ресторан с талонами, приобретенными в приюте за 10 евро. Когда мы приходим в ресторан, там уже полно народу. Мелькают знакомые лица. Кормят сытно и добротно: на закуску — макароны с сыром и томатным соусом, затем свиная вырезка с картошкой, на десерт — молочный рис, все это запиваем красным вином. В обычной жизни такое меню просто немыслимо, но здесь это никого не смущает, тарелки и бокалы быстро пустеют, разговоры становятся все громче и оживленнее. В восемь начинается месса в приходской церкви, мы ничего не понимаем, так как служба идет на испанском, но поют красиво и празднично. После окончания службы люди, находящиеся рядом жмут друг другу руки. В десять начинаем укладываешься спать, на нашем этаже свободных мест не осталось. Утром встаем рано, быстро завтракаем, до восьми нужно покинуть приют, его начнут готовить к приходу новых пилигримов.

День после перевала спокойный и нетрудный. Хочется сделать перерыв после трудностей предыдущего дня, поэтому останавливаемся в первой же приглянувшейся деревне на берегу реки.

Мест в жите уже нет, оказывается не мы одни устали, есть и другие умники. Деревенские парни на дороге, видя наши проблемы, тут же звонят куда-то и вот нам нашли комнату в двух шагах. Через полчаса здесь появляются еще несколько человек. Все знакомые.
Следующий день последний в этом году. Идем в Памплону, там ночуем и утром на поезде едем домой. День выдался теплый, почти жаркий. К пяти вечера в субботу приходим в город тореадоров и Хемингуэя, в город, где вечный праздник.

К девяти часам вечера толпа на улице начинает густеть и после десяти достигает максимума. Празднично одетые люди семьями, парами, группами в пять-десять человек толпятся у входов в пустые кафе и рестораны, пьют пиво или легкое вино, закусывая тапасами — маленькими порционными закусками из мяса, овощей или морепродуктов. Это только разминка перед настоящим ужином. Такой плотной толпы веселящихся людей просто в субботний вечер я не могла себе и представить. Нет ни пьяных, ни орущих, ни лезущих в драку, просто нарядно одетые, веселые, радующиеся жизни люди. Сквозь толпу мы дошли до арены, поздоровались с вечным завсегдатаем корриды и простились с Компостеллой до следующего года.

Фотоальбомы к рассказу

www.tourister.ru

Ронсевальское ущелье — Howling Pixel

Ронсева́ль (исп. Puerto de Ibañeta, фр. Col de Roncevaux, баск. Ibañetako Mendatea) — перевал в Пиренеях на французско-испанской границе, расположенное между деревушкой Ронсесвальес (Испания) и городком Сен-Жан-Пье-де-Пор (Франция).

Согласно легенде, в битве в Ронсевальском ущелье 15 августа 778 года погибли Роланд с другом Оливье, герои средневековой французской поэмы «Песнь о Роланде». На месте предполагаемой гибели находится могильная плита.

Со времён Средневековья Ронсевальское ущелье является важным пунктом паломнического маршрута по пути Святого Иакова, который ведёт в Сантьяго-де-Компостелу.

В честь Ронсевальского ущелья названа Ронсевальская земля (лат. Roncevaux Terra) — северная половина яркой области Япета (спутника Сатурна), занимающая около трети всей его поверхности.

Ссылки

Битва в Ронсевальском ущелье

Би́тва в Ронсева́льском уще́лье — произошла в 778 году. Войска Роланда, маркграфа Бретонской марки и командующего армией Карла Великого, были разбиты басками. Сражение произошло в Ронсевальском ущелье, в Пиренейских горах, на границе современных Франции и Испании, недалеко от современных городов Ронсесвальес (Испания) и Сен-Жан-Пье-де-Пор (Франция). Описана в знаменитой «Песне о Роланде».

Ги Бургундский (персонаж)

Ги Бургундский (фр. Gui de Bourgogne) — персонаж chansons de geste, герой одноимённой поэмы. Сын графа Самсона Бургундского и одной из сестёр Карла Великого.

Ронсесвальес

Ронсесвальес (исп. Roncesvalles) — муниципалитет в Испании, входит в провинцию Наварра. Муниципалитет находится в составе района (комарки) Ауньяменди. Занимает площадь 15,1 км². Население — 24 человека (на 2010 год). Расстояние до административного центра провинции — 47 км.

Сен-Жан-Пье-де-Пор

Сен-Жан-Пье-де-Пор (фр. Saint-Jean-Pied-de-Port, баск. Donibane Garazi) — город и коммуна во французском департаменте Атлантические Пиренеи, округ Байонна, кантон Монтань-Баск.

Это важная станция на Пути святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела.

Хишам ибн Абдул-Малик

Хиша́м ибн Абдул-Ма́лик (араб. هشام بن عبد الملك‎;

691 — 6 февраля 743) — омейядский халиф, правивший с 723 по 743 годы. Мать дала ему имя в честь своего отца.

Унаследовав халифат от своего брата Язида II, Хишам столкнулся со многочисленными проблемами: поражения от хазар (Битва при Ардебиле) на Кавказе и от тюргешей («День Жажды» и Битва на перевале Тахтакарача) в Средней Азии, восстание индуистов Синда под руководством Джай Сингха. С разной степенью успех был достигнут на большинстве фронтов.

При Хишаме была восстановлена практика обложения населения налогами, упразднённая Умаром ибн Абдул-Азизом. Эта мера позволила Халифату на время восстановить свою экономическую мощь. В сельском хозяйстве были предприняты меры по расширению системы искусственного орошения. Восстания на востоке государства, носившие при ал-Валиде и Сулеймане единичный характер, испытывавшие тенденции к объединению при Умаре II и Йазиде II, при Хишаме стали сливаться в единые фронта — наиболее крупные из которых произошли в Мавераннахре (736—737) и Северной Африке (740—742).

Эдуард Чёрный Принц

Эдуа́рд Ву́дсток, «Чёрный принц» (англ. Edward of Woodstock, «the Black Prince»; 15 июня 1330, Вудсток — 8 июня 1376, Вестминстерский дворец) — старший сын короля Англии Эдуарда III, 1-й граф Честер с 18 марта 1333, 1-й герцог Корнуольский с 3 марта 1337 года, принц Уэльский с 12 мая 1343 года, рыцарь Ордена подвязки с 1348 года, правитель Аквитании с титулом «принц Аквитанский» с 19 июля 1362 года, сеньор Бискайи и Кастро-Урдьялес в Кастилии с 23 сентября 1366 года. Военачальник Столетней войны.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.

Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Ронсеваль

Поделись с друзьями

            Ронсевальское сражение легендарно. Французский эпос, созданный в ХI-ХII веках, рассказывает о походе франкского императора Карла Великого против испанских мавров, о героической гибели племянника Карла, благородного графа Роланда, в Ронсевальском ущелье Пиренеев и о страшной мести Карла коварным сарацинам (мусульмане, мавры, «восточные люди») за его смерть. Описанные события самым непосредственным образом связаны с Реконкистой: христиане стараются вытеснить мусульман с европейской территории. Героический эпос представляет нам кровопролитный конфликт двух религий, двух мировоззрений и, в конечном счёте, всё то же столкновение Востока и Запада.

            Губернатор Сарагосы араб Сулейман ибн Араби явился в 777 году с посольством к королю франков Карлу. Сулейман просил у Карла помощи в борьбе против кордовского эмира Абдаррахмана I. Сарагосский губернатор клялся Аллахом, что в награду за поддержку ворота Сарагосы будут открыты без боя — надо лишь немедленно выступить в поход. Карл двинулся к югу. Поросший густым лесом перевал в Пиренейских горах и угрюмое Ронсевальское ущелье паладины (сподвижники, рыцари) короля прошли благополучно — горные отроги были пустынны. Лишь в Памплоне воины Карла повстречали людей. То были полудикие баски, исподлобья молчаливо наблюдавшие за пышным иноземным воинством. Запасшись у них козьим сыром, армия двинулась дальше. Увы, ворота Сарагосы оказались закрытыми. Смущённый Сулейман продолжал клясться, что их непременно откроют, надо лишь осадить город и подождать, пока в нём кончатся продовольствие и вода. Дни шли за днями, а упрямая Сарагоса не сдавалась. Наконец разведка донесла Карлу, что кордовский эмир двинул на Сарагосу многочисленное войско. Король почуял неладное: позади, за широкой жёлтой рекой, ощетинившийся в обороне город, впереди — подступающие войска эмира. Да уж не ловушка ли это? Не провокация ли с самого начала? Карл велел схватить Сулеймана и заковать в цепи, а его сыновей заложниками отправить с обозом во Францию. После чего он развернул своё войско и устремился назад, к Пиренеям. Возвращение из этого вполне бесславного похода, казалось, прошло успешно. Французские воины уже ступили на зелёные холмы Гаскони, только вот поотставшего обоза, которым командовал племянник короля, Роланд, всё не было. Спустя сутки обеспокоенный Карл велел повернуть коней. В Ронсевальском ущелье, названном летописцами «долиной смерти», французам открылось страшное зрелище. Пустые перевёрнутые фуры, издыхающие под обломками скал лошади и груды мёртвых тел, изуродованных и нагих. Среди них нашли и тело графа Роланда. Было видно, что он и его спутники отражали нападение до последнего, спиной к спине. Неподалёку лежал в крови богато изукрашенный рог Роланда, в который он должен был затрубить в случае опасности. Грабители, унёсшие всё, по непонятной причине не тронули его. Кто же напал на отставший обоз в самом узком месте Ронсевальского ущелья? Едва ли это были арабы — Пиренейские горы не их территория. И дикарский характер атаки — метание вниз валунов, и то, что убитые были ограблены подчистую и даже раздеты, всё — указывало на басков. Но ещё загадочнее другое: сыновей Сулеймана не обнаружили среди убитых. Что же всё-таки произошло? Был ли сарагосский губернатор провокатором? Вступили ли мусульмане в сговор с басками, чтобы вызволить своих? Или только натравили на воинов Карла свободолюбивых горцев, намекнув им, что франки явились в здешние леса, чтобы посягнуть на исконные права местных обитателей? А может, баски действовали самостоятельно, а заложников прихватили с собой, чтобы при случае диктовать мусульманам свои условия? Или горцы попросту пожалели пленников и отпустили их?

            Как бы там ни было, история завязала в 778 году в Ронсевале тугой узелок: христиане, пришедшие по призыву мусульман воевать с другими мусульманами, были перебиты христианами же.

            Загадка Ронсеваля не разгадана и поныне. «Песнь о Роланде» говорит лишь о борьбе христиан с сарацинами. Это естественно, если учесть, что создана она гораздо позже, в эпоху, когда христианский мир всё более объединялся, поддерживая испанскую Реконкисту.

students-library.com

Ронсевальское ущелье — гордость и позор Испании

Думаю, что многие слышали имя такого прославленного средневекового героя, как Роланд. Военачальник Карла Великого по преданию погиб в горах Пиренеях в 8 веке, прикрывая армию европейцев от сарацин. Так нам говорит «Песнь о Роланде». А вот и то место, где все это происходило, но далеко не все местные считают Роланда героем.


Ронсевальское ущелье находится ровно на границе между Испанией и Францией в окружении редких деревушек. Я пробирался там зимой в плотном тумане. Ехал от испанской Памплонны во французскую Байонну.


Ближайшая деревушка


Чем выше и ближе к месту, тем гуще становился туман

А вот и сам символ средневековой истории. Стеллу можно найти недалеко от дороги на одном из холмов. По фото видно, что памятник, хоть и имеет большое значение для истории и хорошо известен в мире, находится в достаточно плохом состоянии, видно, что о нем особо не заботятся. И у этого есть понятное объяснение, не затрагивающее вопросы юрисдикции и финансирования.


Вокруг стелы много непонятных крестов


Церковь


На холме виден тот самый памятник

По легенде, отраженной в средневековом эпосе, армия Карла Великого возвращалась с Пиренейского полуострова во Францию после компании по Реконкисте — освобождению Испании от мавров. Уже в горах его армию нагнала армия сарацин, вступив бой с арьергардом, которым и руководил Роланд. Отважно сражаясь, Роланд погиб в бою. Карл не успел помочь своим отрядам, придя на помощь, когда арьергард был уже разгромлен превосходящими силами врага.


Спускаемся в сторону Франции


Последний населенный пункт Испании в ущелье, сразу за ним Франция

Однако историки описывают эту битву несколько иначе. Но главное отличие заключается в том, что это не мусульмане напали на войска Карла, а баски — местный народ. Идеологически было неверно говорить о битве христиан против христиан. Поэтому басков поменяли на сарацин, сильно приукрасив детали и героизировав участников.

Таким образом сам памятник находится на той территории Испании, где живут преимущественно баски, а именно в регионе Наварра. Для басков Роланд не герой. Забавно, но чуть восточнее этого ущелья находится карликовое государство Андорра, жители которое имеют совершенно другой взгляд на эти события, считая, что именно Карл Великий основал их государство, а андоррцы показали ему безопасный переход в горах.

Тем не менее, Ронсевальское ущелье — это легендарное и очень красивое место, советую всем когда-нибудь проехаться этой дорогой.

think-head.livejournal.com

Ронсеваль: «рыцарь Роланд, не труби в свой рог…»

В 778 году, в битве в Ронсевальском ущелье, мнение о непобедимости рыцарской конницы впервые пошатнулось почти сразу после её создания. Армия франкских рыцарей с трудом прошла через горный хребет, а её арьергард под командованием Роланда был полностью уничтожен сильным отрядом народа басков. Копейщики басков воспользовались для атаки вечерним сумраком, что вместе с фактором внезапности позволило им одержать победу.

Интересно, что Ронсеваль долгое время оставался почти забытым, как досадный эпизод завоеваний знаменитого правителя франкской династии Каролингов — Карла Великого (годы правления: 768 — 814). Поражение в ущелье не помешало Карлу создать целую империю, которая включала территории нынешних Франции, Германии и Италии. Но уже намного позднее Карла, в XI веке, когда возникла потребность в образе благородного и бесстрашного рыцаря, выбор менестрелей пал на начальника его арьергарда. Так появилась «Песнь о Роланде» — известнейшее эпическое произведение Средневековья. Впрочем, великолепная с художественной точки зрения поэма, как это нередко бывает, не отличалась исторической достоверностью. Так, единоверцы-баски превратились в мусульман-сарацин, кратковременный испанский поход Карла — в завоевание всех Пиренеев и т. п. Поэтому я буду касаться «Песни» в тех деталях, которые менестрелям не было нужды выдумывать специально, и поэтому можно предполагать, что они достоверны.


Обложка русскоязычного издания «Песни о Роланде» 1958 года.

Другим источником о первом поражении рыцарства является биография самого Карла Великого, написанная его племянником Эйнгардом. Об этом конфузе Эйнгард по понятным причинам повествует крайне скупо. Но совсем проигнорировать сражение в Ронсевальском ущелье он не смог, из чего можно сделать вывод, что «конфуз» был значительно серьезнее, чем просто мелкая стычка.

И, как обычно, пару слов о предыстории. В 778 году Карл Великий решил воспользоваться междоусобной борьбой двух мусульманских правителей Испании, поддержав одного из них — Ибн-аль-Араби. В походе Карл рассчитывал в том числе и на поддержку своих единоверцев, басков (в Испании этот народ занимал земли примерно между современными городами Сан-Себастьян и Бильбао — кстати, Баскония и поныне находится именно там). Но те не пришли в восторг от вторжения чужеземного короля и отказались снабжать франков продовольствием. Карлу удалось взять несколько городов и дойти до Сарагосы, но её осада оказалась безуспешной. К тому же, Ибн-аль-Араби решил отказаться от союза. Пришлось поворачивать назад.


Империя Карла Великого в 814 году. К концу жизни Карл все же добился власти на небольшой части территории Испании, которая стала называться Испанской маркой. На этой территории оказался и Ронсеваль (обведён кружком).

Примерно в середине августа 778 года армия франков, главную силу которой по-прежнему составляла рыцарская конница, втянулась в Ронсевальское ущелье. И здесь произошло событие, имевшее далеко идущие последствия: главные силы слишком далеко ушли от арьергарда под командованием Роланда (настоящее его имя — Хруодланд, маркграф Бретани, и по происхождению он, таким образом, вовсе не франк, а бретонец, кельт). «Песнь» объясняет это предательством некого Ганелона, историки обнаружили человека с таким именем, действительно совершившего дурной поступок, но… совсем в другое время и при других обстоятельствах, в середине IX века. Приходится признать «измену» художественным вымыслом. Остаются две возможных причины, которые привели к разгрому Роланда:

а.) Самонадеянность Карла Великого. Его никак не упрекнешь в отсутствии полководческого таланта, но он мог слишком сильно верить в непобедимость своих рыцарей, и поэтому старался увести основную часть войска с бесплодной земли как можно быстрее, считая, что с арьергардом ничего страшного не случится.

б.) Непосредственная угроза нападения. В этом случае отход Карла больше походил на бегство, арьергард же выполнял задачу прикрытия, но франки так спешили, что в какой-то момент связь между Роландом и основными силами прервалась.


Ронсевальское ущелье, современный вид.

Теперь стоит вернуться к вопросу, насколько серьезным было поражение. Во-первых, попробуем прикинуть численность отряда Роланда. Об этом нет никаких сведений, но можно опираться на косвенные соображения. Мы помним, что Карл Мартелл при Пуатье вышел на сарацин с 20-тысячным войском, чтобы принять оборонительный, по сути, бой. В качестве «армии вторжения» его потомку должно было понадобиться войско как минимум в полтора-два раза больше. Замыкающий отряд для такой армии должен был быть достаточно сильным и мог составлять примерно 3-5 тысяч бойцов.

Что касается численности басков, то здесь можно отметить одну интересную подробность из «Песни о Роланде». Судя по всему, их было существенно больше, чем рыцарей, но горы и вечерний полумрак позволили скрыть истинное количество войск. «Песнь» упоминает о том, что Роланд во главе своего отряда сам бросился на врагов, возможно, в надежде быстро рассеять их. И… попал в окружение («кольцом обстали рыцарей враги»). Значит, не оценил истинной силы противника? Наконец, надо отметить еще одну деталь: вместе с арьергардом шел обоз франков, который Роланд должен был охранять.


Ронсевальская битва в изображении французского хрониста XIV века.

Теперь можно воссоздать предположительную картину событий. На Пиренеи опускается ночь. В вечернем сумраке Роланд замечает небольшой пеший отряд врагов, вооруженных копьями (эту единственную подробность об оружии басков сохранили саксонские хроники). Может быть, это просто местные разбойники? Приостановив арьергард, Роланд во главе сильного отряда рыцарей бросается на них, чтобы отогнать от обоза. И в этот момент со всех окрестных скал на арьергард неожиданно обрушивается большое пешее войско. В считанные минуты франки попадают в окружение, их поливают стрелами и атакуют копьями со всех сторон. Понимая, что положение безнадежно, Роланд пытается «докричаться» до главных сил — трубит в рог. Эту подробность «Песни» можно опять-таки считать достоверной: рог — стандартный сигнал к атаке, отступлению, извещение о тревоге и просьба о помощи. Карл слышит этот призыв и разворачивает главные силы к арьергарду, но к тому времени, как он прибывает на поле боя, франки почти полностью уничтожены. Погиб и сам Роланд, и многие знатные рыцари. Баски же, надо полагать, изрядно пограбив обоз, отходят в полном порядке. Эйнгард в биографии Карла сообщает, что «покарать их не удалось». Оплакав погибших, король вынужден продолжить отступление: у его армии нет ни одной базы снабжения, а с пустым желудком в незнакомых горах много не навоюешь…


Карл Великий у тела Роланда. «Хроники Сен-Дени», XV век.

Поражение в Ронсевальском ущелье не сказалось на славе рыцарства. Скорее, это был «первых звоночек» к тому, что обученная пехота на выгодной местности все-таки способна противостоять рыцарской коннице. Но при этом Ронсеваль вдохновил менестрелей на сочинение одного из лучших произведений Средневековья. Образ Роланда-Хруодланда прочно вошел в мировую литературу.

Любопытный факт. Противники Карла Великого тоже дали миру одного из самых известных литературных персонажей-вояк. Это не кто иной, как д’Артаньян, герой романов Александра Дюма-отца — ведь гасконцы были потомками именно басков.


Скульптура д’Артаньяна у постамента памятника Александру Дюма в Париже.

artofwars.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *