ОАК готовит объединение концернов «Сухой» и МиГ» в дивизион военной авиации

Основные организационные решения по интеграции авиастроительных концернов «Сухой» и «МиГ» в единый дивизион военной авиации ОАК могут быть объявлены в июле-августе, сообщает RNS со ссылкой на источники в авиастроительной отрасли.

Формирование дивизиона военной или боевой авиации в составе Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) «может получить новый импульс в июле-августе», говорит один из источников.

«Подготовка к интеграции двух ведущих разработчиков и производителей военных самолётов — «Сухого» и «МиГа» — идёт. Созданы рабочие группы по различным направлениям деятельности — проектированию авиатехники, производству, сопровождению в эксплуатации. Они готовят рекомендации по оптимизации объединённой структуры и снижению издержек. Основные организационные решения могут быть объявлены в июле-августе», — сказал источник.

По словам одного из источников, процесс слияния двух фирм может занять несколько лет. «В конечном итоге все программы разработки и производства самолётов тактической и оперативно-тактической авиации будут слиты в дивизионе боевой авиации», — уточнил он.

Он отметил, что подготовительную работу по слиянию «Сухого» и «МиГа» облегчает то, что вице-президентом по военной авиации ПАО «ОАК» с февраля работает Игорь Озар, который одновременно является генеральным директором ПАО «Компания «Сухой»».

По словам источника, пока не решён вопрос о том, будут ли «Сухой» и «МиГ» переведены на единую акцию в рамках дивизиона военной авиации, либо все подразделения ОАК перейдут на единую акцию в рамках корпорации.

Российская самолётостроительная корпорация (РСК) «МиГ» реализует несколько программ по разработке и производству лёгких истребителей семейства «МиГ-29», в том числе корабельных самолётов МиГ-29К/КУБ, модернизированных самолётов МиГ-29СМТ. Кроме того, РСК «МиГ» занимается модернизацией высотных перехватчиков МиГ-31. Производственные площадки РСК «МиГ» расположены в Москве, Нижнем Новгороде и Луховицах (Московская область). ПАО «Компания «Сухой» (включает ОКБ Сухого, Новосибирский и Комсомольский-на-Амуре авиазаводы, выпускающие бомбардировщики Су-34, истребители Су-35, истребитель 5-го поколения Т-50).

Читайте также: На базе ОАО «Ил» будет сформирован дивизион транспортной авиации ОАК

Ранее ОАК анонсировала начало формирования дивизиона транспортной авиации. ОАО «Ил» определено головной компанией формируемого транспортного дивизиона, на базе которого будут объединены другие активы — ВАСО (Воронеж), Авиастар-СП (Ульяновск), ОАК-ТС («ОАК-транспортные самолёты»), ЭМЗ имени Мясищева (Москва), а также ряда авиаремонтных предприятий. Вице-президент ОАК по транспортной авиации Алексей Рогозин, который является сыном вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, руководит головным предприятием транспортного дивизиона ОАК — ОАО «Ил».

Комментируя это решение, пресс-служба ОАК сообщила, что «изменения обусловлены логикой трансформации корпоративной структуры ОАК». «Целевая модель предполагает пошаговый переход к единой компании с формированием четырёх дивизионов — гражданской, военной, транспортной и специальной авиации. Преобразования происходят в соответствии с новой Стратегией корпорации, одобренной советом директоров ОАК в декабре 2016 года, и направлены на повышение эффективности управления авиационными программами», — говорилось в сообщении.

Бренды «МиГ» и «Сухой» сохранятся даже в том случае, если будет принято решение о слиянии двух этих компаний, прокомментировал 25 мая грядущее объединение министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

«Вопрос кроется не в корпоративных процедурах, а в том, сохранятся ли две школы. Надо глубже смотреть на вопрос. Да, сохранятся. А какое юридическое лицо с чем сливается — это формальный вопрос экономического толка. Главное — «намоленные» бренды «МиГ» и «Сухой» должны сохраниться», — сказал он.

Мантуров напомнил, что любые реализумые ОАК корпоративные процедуры направлены на достижение экономического результата — оптимизацию расходов, концентрацию финансовых и производственных ресурсов. «Всё, что направлено во имя достижения этих целей, будет реализовываться корпорацией», — заключил Мантуров.

Загрузка…

aviation21.ru

Новости дня: «МиГ» все же проиграл воздушный бой — Свободная Пресса

Руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) рассматривает вопрос об объединении компании «Сухой» и РСК «МиГ». Об этом сообщили СМИ, в распоряжении которых оказался документ о планах развития дивизиона на период до 2020 года, подготовленный дирекцией программ боевой авиации ОАК. На журналистскую «утку» это не похоже, поскольку слухи о слиянии двух структур ходят уже давно.

В документе предлагается ликвидировать как отдельную самостоятельную структуру АО «РСК «МиГ» и объединить под «крышей» единой структуры АО «Компания «Сухой»» подразделения обеих фирм. Причем техническое и конструкторское сопровождение самолетов многочисленного семейства марки МиГ-29 и перехватчиков МиГ-31 будет осуществлять специальная группа в составе компании «Сухой». По плану-графику объединение должно быть проведено в течение 2017−2018 годов.

Читайте также

Ударные фантазии министра Шойгу

В Минобороны организовали странное «капиталистическое соревнование» в войсках

Как отмечают СМИ, предложение о слиянии двух компаний базируется на реальном положении дел в военном секторе авиапромышленности. Так, выделение ассигнований на разработку перспективного легкого истребителя пятого поколения не просматривается. Не потянуть пока российскому авиапрому и разработку нового истребителя-перехватчика на замену МиГ-31. Потенциал модернизации платформы МиГ-29 практически исчерпан при создании модели глубокого модернизированной машины — истребителя МиГ-35. Последнее десятилетие корпорация «МиГ» по существу занималась только совершенствованием истребителей на базе платформы МиГ-29.

Серийное производство машин марки «МиГ» будет прекращено после выполнения предполагаемого заказа Минобороны России на партию МиГ-35 и поставки 46 истребителей МиГ-29М/М2 для ВВС Египта.

К слову, в конце апреля заместитель министра обороны Египта Мохаммад эль-Кешки заявил, что Египет начал получать истребители МиГ-29 по контракту с Россией. Планировалось, что первые два самолета МиГ-29 передадут Египту до конца 2016 года, однако первый предназначенный для ВВС этой страны самолет типа МиГ-29М2 (бортовой номер 811) в пустынной окраске был замечен на территории Летно-исследовательского института имени М.И. Громова в Жуковском в конце марта 2017 года.

Истребитель МиГ-29 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Как решение о слиянии двух конкурирующих между собой структур с богатой историей скажется на военном авиапроме?

Если нет конкуренции, то хорошо быть не может, — уверен заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Как известно, именно в авиационной промышленности Иосиф Сталин искусственно создал конкуренцию. Поскольку понимал, что даже при тогдашнем абсолютном огосударствлении экономики и монополии в некоторых случаях конкуренция между КБ абсолютно необходима. Но когда у нас была создана ОАК, то сразу стало ясно, что «Сухой» в итоге просто-напросто «сожрет» «МиГ». Это и произошло. Я допускаю, что корпорация «МиГ» в дальнейшем могла реально обанкротиться.

«СП»: — Ситуация с обслуживанием МиГ-29 после слияния более-менее понятна, однако судьба самолета МиГ-35 абсолютно не ясна.

— Что собой представляет МиГ-35 и зачем он вообще нужен — вопрос. Ведь копирование американской схемы тяжелого и легкого истребителя — наследие СССР. При этом в ВВС США F-16 был больше ударным самолетом, у нас же и тяжелые, и легкие были истребителями. В итоге выиграл и стал монополистом «Сухой», вернее — семейство Су-27. Эти тяжелые самолеты хотя и дороже, но зато у них больше возможностей во всех сферах применения. Поэтому здесь уже возникает другой вопрос: какой должна быть вообще концепция отечественной истребительной авиации? Если она инерционная, то никакой МиГ-29 и МиГ-35 российским ВВС не нужны. Тогда действительно «МиГ» лучше либо «умереть», либо пытаться отыскать экспортные заказы.

«СП»: — В СМИ не раз проходили сообщения, что легкий МиГ-35 будет не намного дешевле Су-30.

— В том и дело, что легкий и дешевый истребитель, скорее всего, был бы востребован и для себя, и для экспорта. Но «тридцать пятый» с учетом заявленных опций и характеристик по определению будет очень дорогим, при этом возможностей у него будет гораздо меньше, чем у Су-27 и его многочисленных наследников. В общем, в каком-то смысле «МиГ» объективно «умирает», но это в любом случае плохо.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов считает, что решение об объединении «МиГ» и «Сухого» под вывеской последнего назрело уже давно.

— Для российского бюджета два отдельных КБ, которые входят в единую корпорацию, — наверное, роскошь. Конечно, это обеспечивает конкуренцию и поиск новых решений, но есть объективные причины, которые говорят в пользу преобразований. Скажем, если после объединения РСК «МиГ» и «Сухого», в рамках единого КБ, условно говоря, будут созданы два отдела, за счет чего сохранится наследие «мигарей», но будут упразднены какие-то управленческие структуры, то такая реформа даст позитивный результат.

На мой взгляд, объективно у РСК «МиГ» как самостоятельной структуры шансов на выживание и развитие очень мало. Конечно, надо отдать должное Рособоронэкспорту и политическому руководству страны, что удалось получить египетский контракт на поставку «двадцать девятых» — один из самых больших в постсоветской истории. За исключением разве что поставки корабельных версий Индии, но она была осуществлена по двум контрактам. Однако после того, как египетский контракт будет выполнен, каких-то новых крупных заказов для «мигарей» не просматривается, причем как для внутреннего заказчика, так и зарубежного.

Если мы проанализируем историю постсоветского военного авиапрома, то придем к выводу, что «невидимая рука» рынка вооружений все уже расставила на свои места. Количество проданных новых истребителей МиГ и Су несопоставимо между собой. На те же Су-30 была продана российская лицензия, также существуют разные модификации самолета для конкретного заказчика. У РСК «МиГ» был удачный контракт только с Индией — на поставку корабельных МиГ-29К/Куб в интересах ВМС, и с Египтом.

Показательны и действия Минобороны России: когда появились деньги и была возможность выбора самолета, ведомство все-таки выбрало для закупок Су-30 и Су-35. Исключение — МиГ-29СМТ, которые делались для ВВС Алжира, но они в итоге были поставлены в российские ВВС. Во многом эта закупка была вынужденной мерой, поскольку алжирцы отказались от покупки. Что же касается МиГ-35, то история с этим самолетом тянется с момента принятия Государственной программы вооружений до 2020 года. В общем, еще раз повторю, Минобороны, очевидно, не готово закупать что-то у РСК «МиГ»: пока в приоритете ПАК ФА и Су-30 с Су-35.

«СП»: — РСК «МиГ» в ее нынешнем состоянии действительно не в состоянии справиться с задачей создания новых самолетов?

— Сделать абсолютно новый самолет МиГ-41 — дело сложное, если, конечно, здесь речь не идет о просто модернизации «тридцать первого». Идеи по разработке нового истребителя-перехватчика, о которых периодически пишут СМИ, лично мне кажутся фантастикой. Для разработки нового самолета, а тем более его выпуска, нужны большие деньги, а МиГ-31 на самом деле еще довольно долго можно использовать. И уж если и делать новый истребитель-перехватчик, то на базе ПАК ФА, чтобы сделать его более-менее универсальным комплексом.

Так что, решение о слиянии во многом оправдано. Что касается опасений по поводу отсутствия конкуренции и монополизации, то они объяснимы, но такова реальность. Повторю, два независимых КБ мы вряд ли в состоянии себе позволить, а частников просто нет.

Читайте также

Америка доигралась: Вашингтон накрывает радиация

Главу ФБР могли уволить за ядерную аварию в США в Хэнфорде

«СП»: — В этом документе вроде бы говорится о том, что работы над МиГ-35 будут продолжены в интересах внутреннего заказчика. Какова вероятность, что этот самолет в очередной раз «не забуксует» из-за слияния?

— Если честно, то до сих пор непонятно — в чем новизна этого истребителя. Изделий с этим лейблом уже не одно и не два. Тасование одной и той же «колоды» — то будет заказан, то нет, как мне кажется, утомила уже и специалистов, причастных к созданию самолета. По большому счету, Миг-35 — это некий маркетинговый бренд измененной версии модернизированного экспортного «двадцать девятого». Но, как я уже сказал, военные не очень спешат закупать МиГ-29 в любой его версии. Его держат либо как страховку, либо делают ставку на корабельный вариант, поскольку очевидно, что корабельных Су-33 больше не будет.

В общем, реформы логичны: заниматься перевооружением частей ВКС на МиГ-29 смысла никакого нет, да и с учетом российских просторов лучше закупать тяжелые Су. Тем более что по цене МиГ-35 не намного дешевле тех же Су-30 — массовых самолетов, которые делают, что называется, уже с закрытыми глазами.

svpressa.ru

МиГ с «Сухим» скрестят к лету :: Авиация

На фоне увеличения затрат на программу перевооружения в авиационных кругах заговорили о слиянии двух основных производителей истребителей. Власти обещают, что агрессивного поглощения не будет

Новость о том, что два главных «истребительных» концерна МиГ и «Сухой» летом могут объединить в один дивизион, взбудоражила авиационные круги. Подобные процессы нередко проходят болезненно: набираются новые команды, увольняют часть сотрудников. А здесь — две легендарные компании, конкурирующие друг с другом с 40-х гг. прошлого века. Два столпа советской и российской военной авиации.

МиГ-29К. Фото: ru.wikipedia.org

Как сообщило информационное агентство RNS со ссылкой на источник в авиастроительной отрасли, уже созданы рабочие группы, которые готовят рекомендации по оптимизации компаний при создании единого дивизиона и снижению издержек. Процесс слияния двух фирм, входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), может занять несколько лет.

Стоит отметить, что вице-президентом ОАК с февраля этого года является Игорь Озар, который совмещает это с должностью гендиректора «Сухого». А летом прошлого года корпорацию имени Микояна возглавил Илья Тарасенко, ранее руководивший «Гражданскими самолетами Сухого». Таким образом, на уровне менеджмента компании уже давно тесно переплелись друг с другом.

И в этом нет ничего удивительного — более 81% акций авиастроительной компании принадлежит ОАК. А МиГа — вообще все 100%. Получается, что у корпорации есть все рычаги, чтобы объединить извечных конкурентов. 

Другой вопрос, пострадают ли от этой авиационной реформы конструкторские бюро МиГа и «Сухого»? Глава ОАК, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров уже прокомментировал возможное объединение. По его словам, две школы сохранятся, а какое юридическое лицо с чем сливается — это формальный вопрос экономического толка, который направлен на оптимизацию расходов. «Намоленные бренды МиГ и «Сухой» при этом должны сохраниться», — успокоил министр. 

По мнению летчика-испытателя, Героя России Магомеда Толбоева, работавшего как с самолетами «Сухого», так и Микояна, это в первую очередь вопрос менеджмента, а конструкторов и летчиков это вряд ли коснется.

«Раньше были разные классы, разные госзаказы Министерства обороны, теперь идет объединение. На Западе то же самое происходит. (Видимо, Толбоев имеет в виду крупнейшее в мире предприятие ВПК Lockheed Martin (США), которое производит самый широкий спектр военной продукции — от боеприпасов до истребителей и спутников). Думаю, все будет нормально, процесс разрушения военной авиации закончился, — считает известный летчик. — А что касается кадров, то они и так уже давно все поменялись. «Работают молодые успешные менеджеры, из «старой гвардии» в живых остался только Генрих Васильевич Новожилов» (бывший генеральный конструктор КБ Ильюшина).

Оптимизация расходов авиационных предприятий мало чем отличается от аналогичного процесса в других промышленных компаниях. Объединение может снизить издержки двух концернов.

В рамках программы перевооружения до 2020 г. на армию сейчас выделяются немалые средства. Поэтому управленцам может быть поставлена задача сделать производство самолетов максимально эффективным и низкозатратным. А спрашивать будут, понятное дело, за результат.

Кроме того, при объединении двух компаний становится намного проще контролировать взаимодействие с импортерами. Вместо двух — одна цепочка, согласований меньше, и, как результат, более оперативная работа.

В прошлом году индийские эксперты раскритиковали корабельный МиГ-29К, которые Москва поставила Дели для авианосца «Викрамадитья». По данным доклада Comptroller and Auditor General, у самолетов проблемы с двигателями, планером и системой дистанционного управления рулями. А произошло это, по мнению индийских аналитиков, не из-за огрехов конструкторов, а из-за низкого контроля качества и сервисного обслуживания российской оборонной промышленности.

Впрочем, по мнению российских военных экспертов, самолеты МиГ-29К создавались для ВМС Индии на базе «двадцать девятого», но по сути с нуля. И, несмотря на это, были отправлены заказчику без каких-либо серьезных замечаний. Эти же машины сейчас используются российскими летчиками на «Адмирале Кузнецове». Конечно, могут быть издержки, но они неизбежны при создании новой машины. А претензии аналитиков могут быть результатом политических игр внутри страны или способом сбить цены на запчасти к новым самолетам. Мол, у нас все ваше ломается, продайте подешевле.

Су-30МКИ. Фото: ru.wikipedia.org/ Vitaly V. Kuzmin

То же самое можно сказать и о Су-30МКИ, которые также строились для индийских ВВС. В конце 1990-х годов на истребители установили новые двигатели и электронику, а затем дорабатывали машину в процессе испытаний. И вот в конце 2015 г. индийцы опубликовали похожий доклад, в котором заявили, что на Су-30МКИ ломаются электрическая система дистанционного управления полетом и приемник предупреждения о радиолокационном обнаружении. Причем главная причина поломок — нехватка деталей, которые производятся на российских заводах. При этом индийцы не собираются отказываться от российских истребителей, так как все равно считают их лучшими на рынке.

Тем не менее некоторые эксперты все-таки отмечают минусы при объединении двух концернов. Так, по мнению заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, отсутствие конкуренции скажется не лучшем образом на военном авиапроме. Двум компаниям уже не придется бороться за госзаказы. И судя по всему, МиГ окончательно проиграет «Сухому».

Серийное производство машин Микояна могут прекратить после выполнения планового заказа Минобороны на МиГ-35 (30 самолетов), а также поставок 46 истребителей МиГ-29М/М2 Египту. В Минобороны могут сконцентрироваться лишь на перспективном ПАК ФА пятого поколения, которые производятся компанией «Сухого». И тогда программу «тридцать пятых» могут значительно урезать: два дорогих самолета страна может просто не потянуть.

utro.ru

«МиГ» все же проиграл воздушный бой Легендарное КБ войдет в состав «Сухого» уже в 2018 году

Руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) рассматривает вопрос об объединении компании «Сухой» и РСК «МиГ». Об этом сообщили СМИ, в распоряжении которых оказался документ о планах развития дивизиона на период до 2020 года, подготовленный дирекцией программ боевой авиации ОАК. На журналистскую «утку» это не похоже, поскольку слухи о слиянии двух структур ходят уже давно.

В документе предлагается ликвидировать как отдельную самостоятельную структуру АО «РСК «МиГ» и объединить под «крышей» единой структуры АО «Компания «Сухой»» подразделения обеих фирм. Причем техническое и конструкторское сопровождение самолетов многочисленного семейства марки МиГ-29 и перехватчиков МиГ-31 будет осуществлять специальная группа в составе компании «Сухой». По плану-графику объединение должно быть проведено в течение 2017−2018 годов.

Как отмечают СМИ, предложение о слиянии двух компаний базируется на реальном положении дел в военном секторе авиапромышленности. Так, выделение ассигнований на разработку перспективного легкого истребителя пятого поколения не просматривается. Не потянуть пока российскому авиапрому и разработку нового истребителя-перехватчика на замену МиГ-31. Потенциал модернизации платформы МиГ-29 практически исчерпан при создании модели глубокого модернизированной машины — истребителя МиГ-35. Последнее десятилетие корпорация «МиГ» по существу занималась только совершенствованием истребителей на базе платформы МиГ-29.

Серийное производство машин марки «МиГ» будет прекращено после выполнения предполагаемого заказа Минобороны России на партию МиГ-35 и поставки 46 истребителей МиГ-29М/М2 для ВВС Египта.

К слову, в конце апреля заместитель министра обороны Египта Мохаммад эль-Кешки заявил, что Египет начал получать истребители МиГ-29 по контракту с Россией. Планировалось, что первые два самолета МиГ-29 передадут Египту до конца 2016 года, однако первый предназначенный для ВВС этой страны самолет типа МиГ-29М2 (бортовой номер 811) в пустынной окраске был замечен на территории Летно-исследовательского института имени М.И. Громова в Жуковском в конце марта 2017 года.

Как решение о слиянии двух конкурирующих между собой структур с богатой историей скажется на военном авиапроме?

— Если нет конкуренции, то хорошо быть не может, — уверен заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Как известно, именно в авиационной промышленности Иосиф Сталин искусственно создал конкуренцию. Поскольку понимал, что даже при тогдашнем абсолютном огосударствлении экономики и монополии в некоторых случаях конкуренция между КБ абсолютно необходима. Но когда у нас была создана ОАК, то сразу стало ясно, что «Сухой» в итоге просто-напросто «сожрет» «МиГ». Это и произошло. Я допускаю, что корпорация «МиГ» в дальнейшем могла реально обанкротиться.

«СП»: — Ситуация с обслуживанием МиГ-29 после слияния более-менее понятна, однако судьба самолета МиГ-35 абсолютно не ясна.

— Что собой представляет МиГ-35 и зачем он вообще нужен — вопрос. Ведь копирование американской схемы тяжелого и легкого истребителя — наследие СССР. При этом в ВВС США F-16 был больше ударным самолетом, у нас же и тяжелые, и легкие были истребителями. В итоге выиграл и стал монополистом «Сухой», вернее — семейство Су-27. Эти тяжелые самолеты хотя и дороже, но зато у них больше возможностей во всех сферах применения. Поэтому здесь уже возникает другой вопрос: какой должна быть вообще концепция отечественной истребительной авиации? Если она инерционная, то никакой МиГ-29 и МиГ-35 российским ВВС не нужны. Тогда действительно «МиГ» лучше либо «умереть», либо пытаться отыскать экспортные заказы.
[adsense2]
«СП»: — В СМИ не раз проходили сообщения, что легкий МиГ-35 будет не намного дешевле Су-30.

— В том и дело, что легкий и дешевый истребитель, скорее всего, был бы востребован и для себя, и для экспорта. Но «тридцать пятый» с учетом заявленных опций и характеристик по определению будет очень дорогим, при этом возможностей у него будет гораздо меньше, чем у Су-27 и его многочисленных наследников. В общем, в каком-то смысле «МиГ» объективно «умирает», но это в любом случае плохо.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов считает, что решение об объединении «МиГ» и «Сухого» под вывеской последнего назрело уже давно.

— Для российского бюджета два отдельных КБ, которые входят в единую корпорацию, — наверное, роскошь. Конечно, это обеспечивает конкуренцию и поиск новых решений, но есть объективные причины, которые говорят в пользу преобразований. Скажем, если после объединения РСК «МиГ» и «Сухого», в рамках единого КБ, условно говоря, будут созданы два отдела, за счет чего сохранится наследие «мигарей», но будут упразднены какие-то управленческие структуры, то такая реформа даст позитивный результат.

На мой взгляд, объективно у РСК «МиГ» как самостоятельной структуры шансов на выживание и развитие очень мало. Конечно, надо отдать должное Рособоронэкспорту и политическому руководству страны, что удалось получить египетский контракт на поставку «двадцать девятых» — один из самых больших в постсоветской истории. За исключением разве что поставки корабельных версий Индии, но она была осуществлена по двум контрактам. Однако после того, как египетский контракт будет выполнен, каких-то новых крупных заказов для «мигарей» не просматривается, причем как для внутреннего заказчика, так и зарубежного.

Если мы проанализируем историю постсоветского военного авиапрома, то придем к выводу, что «невидимая рука» рынка вооружений все уже расставила на свои места. Количество проданных новых истребителей МиГ и Су несопоставимо между собой. На те же Су-30 была продана российская лицензия, также существуют разные модификации самолета для конкретного заказчика. У РСК «МиГ» был удачный контракт только с Индией — на поставку корабельных МиГ-29К/Куб в интересах ВМС, и с Египтом.

Показательны и действия Минобороны России: когда появились деньги и была возможность выбора самолета, ведомство все-таки выбрало для закупок Су-30 и Су-35. Исключение — МиГ-29СМТ, которые делались для ВВС Алжира, но они в итоге были поставлены в российские ВВС. Во многом эта закупка была вынужденной мерой, поскольку алжирцы отказались от покупки. Что же касается МиГ-35, то история с этим самолетом тянется с момента принятия Государственной программы вооружений до 2020 года. В общем, еще раз повторю, Минобороны, очевидно, не готово закупать что-то у РСК «МиГ»: пока в приоритете ПАК ФА и Су-30 с Су-35.

«СП»: — РСК «МиГ» в ее нынешнем состоянии действительно не в состоянии справиться с задачей создания новых самолетов?

— Сделать абсолютно новый самолет МиГ-41 — дело сложное, если, конечно, здесь речь не идет о просто модернизации «тридцать первого». Идеи по разработке нового истребителя-перехватчика, о которых периодически пишут СМИ, лично мне кажутся фантастикой. Для разработки нового самолета, а тем более его выпуска, нужны большие деньги, а МиГ-31 на самом деле еще довольно долго можно использовать. И уж если и делать новый истребитель-перехватчик, то на базе ПАК ФА, чтобы сделать его более-менее универсальным комплексом.

Так что, решение о слиянии во многом оправдано. Что касается опасений по поводу отсутствия конкуренции и монополизации, то они объяснимы, но такова реальность. Повторю, два независимых КБ мы вряд ли в состоянии себе позволить, а частников просто нет.

«СП»: — В этом документе вроде бы говорится о том, что работы над МиГ-35 будут продолжены в интересах внутреннего заказчика. Какова вероятность, что этот самолет в очередной раз «не забуксует» из-за слияния?

— Если честно, то до сих пор непонятно — в чем новизна этого истребителя. Изделий с этим лейблом уже не одно и не два. Тасование одной и той же «колоды» — то будет заказан, то нет, как мне кажется, утомила уже и специалистов, причастных к созданию самолета. По большому счету, Миг-35 — это некий маркетинговый бренд измененной версии модернизированного экспортного «двадцать девятого». Но, как я уже сказал, военные не очень спешат закупать МиГ-29 в любой его версии. Его держат либо как страховку, либо делают ставку на корабельный вариант, поскольку очевидно, что корабельных Су-33 больше не будет.

В общем, реформы логичны: заниматься перевооружением частей ВКС на МиГ-29 смысла никакого нет, да и с учетом российских просторов лучше закупать тяжелые Су. Тем более что по цене МиГ-35 не намного дешевле тех же Су-30 — массовых самолетов, которые делают, что называется, уже с закрытыми глазами.

Антон Мардасов

svpressa.ru

novorusmir.ru

Юрий Слюсарь прокомментировал объединение «Сухого» и «МиГа»

Авиастроительные концерны «Сухой» и «МиГ» войдут в состав дивизиона военной авиации, который сейчас формирует ОАК, сообщил RNS президент Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь в кулуарах Петербургского экономического форума.

«Мы проходим процедуру корпоративных преобразований — формирование четырёх дивизионов, в том числе дивизиона боевой авиации. В состав дивизиона включается и «МиГ», и «Сухой», и все активы, которые связаны с разработкой, производством и поддержанием военной техники, поэтому, на мой взгляд, произошла некая подмена понятий: создание дивизиона с включением в него предприятий как поглощение «Сухого» и «МиГа». Мы, конечно, очень дорожим «МиГом», мы очень высоко оцениваем производственные и конструкторские компетенции, которые есть у «МиГа», поэтому, конечно, никто убирать, убивать, лишать компанию имени не будет», — сказал Слюсарь, отвечая на вопрос о возможном объединении двух концернов.

Отвечая на вопрос, планируются ли сокращения персонала в связи с возможным объединением компаний, Слюсарь сказал, что в ОАК сейчас идёт оптимизация штата, но это не связано со слиянием отдельных фирм. «Оптимизация штата у нас идёт в соответствии с программой, реорганизацией индустриальной модели и оптимизацией в рамках мероприятий на всех этапах, но это ни коим образом не связано с «уничтожением» отдельных фирм, компаний, слиянием…», — сказал он.

В конце мая глава Минпромторга Денис Мантуров, комментируя этот вопрос, заявил, что бренды и школы авиастроительных концернов «МиГ» и «Сухой» сохранятся даже в случае их экономического объединения.

Основные организационные решения по интеграции авиастроительных концернов «Сухой» и «МиГ» в единый дивизион военной авиации ОАК могут быть объявлены в июле — августе 2017 года.

Загрузка…

aviation21.ru

Оптимизация сил: союз “Су” и “МиГ” даст России совершенную военную технику

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что бренд и научные школы «МиГ» и «Сухой» сохранятся даже в том случае, если эти предприятия объединятся в единой структуре.

Мантуров анонсировал объединение «МиГ» и «Сухого»

Кроме того, Мантуров заметил, что после слияния сохранятся и обе конструкторские школы, которые разработали многие модели легендарных отечественных военных самолетов, поэтому слияние этих структур в единую компанию является чисто экономическим процессом.

Другой вопрос, здесь нельзя забывать и про то обстоятельство, что в рамках советского военно-промышленного комплекса существовала конкуренция конструкторских бюро – в частности, по истребительной авиации это ОКБ Сухого, ОКБ Микояна и Гуревича и некоторые другие, которые уже в российское время стали военными компаниями с соответствующими именами.

Эта конкуренция позволяла Советской армии получать выдающиеся образцы военной техники, которые затем десятилетиями верой и правдой служили нашим вооруженным силам.

Достаточно сказать, что истребитель-перехватчик МиГ-25 был взят на вооружение в 1964 году, а его глубокая модернизация – МиГ-31, до сих пор не сдает свои позиции и выполняет задачи по охране российского воздушного пространства. То же самое и с платформой Т-10, которая была разработана в семидесятые годы, но до сих пор является базой для таких сверхсовременных российских машин, как истребитель Су-35 и фронтовой бомбардировщик Су-34.

Поэтому, в связи с этой оптимизацией, действительно оправданной по экономическим соображениям, возникает вопрос, а не потеряем ли мы конкуренцию этих конструкторских школ, которая десятилетия являлась движителем отечественной военной промышленности.

Такую «оптимизацию» требуют современные условия

Сотрудник Центра анализа и технологий капитан третьего ранга в отставке Максим Шеповаленко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что это объединение является вынужденной мерой со стороны руководства российского оборонно-промышленного комплекса.

«Все это сделано по причинам экономии – как говорится, «по одежке, протягивай ножки», хотя в целом такие нововведения – это не только российское явление, а общемировой тренд, когда все оборонные предприятия объединяются в единую структуру», — заключает Шеповаленко.

По словам Максима Юрьевича, здесь играет роль объективная проблема – чем сложнее техника от поколения до поколения, тем меньше промышленных компаний, которые способны выполнить весь цикл опытных конструкторских и производственных работ по этому проекту.

«Разработка современной военной техники – это очень затратное мероприятие и, естественно, консолидация науки в рамках единой структуры здесь объективно необходимо, поэтому правительство все делает совершенно правильно», — констатирует Шеповаленко.

Теперь будут конкурировать не готовые образцы, а эскизные проекты

В результате этих нововведений в истребительной авиации будут конкурировать уже не готовые образцы военной техники, как раньше, а эскизные проекты перспективных машин.

«Соответственно, конкуренция между школами перенесется на более ранний производственный цикл, поэтому трагедии здесь нет. Тем более, мы часто в этих вопросах вспоминаем советские времена, а с тех пор многое изменилось. Например, микояновская фирма на сегодня имеет в основном бренд, а не готовые проекты военной техники», — резюмирует Шеповаленко.

Эксперт замечает, что фирма «МиГ» является держателем заключенных военных контрактов и ничем выдающимся в плане разработок не отметилась за последние два десятилетия.

«Поэтому данный процесс слияния «Сухого» и «МиГ» является нормальным явлением, которое отражает реальное положение дел в военной промышленности. Конечно, хорошо бы нам было иметь сразу две фирмы, которые на высшем уровне занимаются такими производственными вопросами, но на сегодня в наших условиях это просто нереально», — заключает Шеповаленко.

При этом, возрастет роль специальных государственных органов, которые выбирают тот или иной проект в опытную разработку, и здесь можно вспомнить пример гражданской авиации, где до сих пор идут споры, правильно ли был выбран МС-21 в угоду готовому проекту Ту-204/214.

Должна быть усилена роль военной науки

«Для того, чтобы не ошибиться, нужно уже на раннем этапе проводить полномасштабные научно-исследовательские работы. Так что, в этом вопросе должна сказать свое слово российская военная наука, поскольку если мы обратимся к истории, то военная наука и промышленность Германии в период 1933-1945 годов рванули вперед именно потому, что в основе всех этих успехов лежали не эмпирические поиски, как это было у американцев, также располагавших прекрасной авиационной промышленностью, а именно целенаправленные и ориентированные на практический результат исследования. При этом, в этих исследованиях немецких ученых была заложена очень глубокая теоретическая научная база», — констатирует Шеповаленко.

Поэтому в рамках этих реформ в отечественной авиационной промышленности качественно повышается роль военной науки, которая должна будет вести это дело вперед.

«Военная наука должна заниматься в первую очередь не прикладными, а фундаментальными исследованиями в контексте перспективной военной техники. Только таким путем можно быть выбрать на ранних этапах правильное направление работ», — резюмирует Шеповаленко.

Если еще раз возвратиться к эпохе Второй мировой войны, то, как утверждает эксперт, немецкая военная наука смогла тогда определить прогрессивность реактивных двигателей и стреловидного крыла, а американцы не смогли этого сделать и качественно отстали от Германии.

«Впрочем, это отставание они смогли быстро нивелировать путем принятия на службу ученых из гитлеровской Германии, что произошло после 1945 года», — заключает Шеповаленко.

rueconomics.ru

Мантуров рассказал о судьбе брендов «МиГ» и «Сухой» в случае слияния компаний: Бизнес: Бизнес: Lenta.ru

Если будет принято решение о слиянии компаний «МиГ» и «Сухой», их бренды сохранятся. Об этом заявил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, передает ТАСС.

«Вопрос кроется не в корпоративных процедурах, а в том, сохранятся ли две школы, — отметил министр. — Надо глубже смотреть на вопрос. Да, сохранятся. А какое юридическое лицо с чем сливается — это формальный вопрос экономического толка». Главное, подчеркнул он, «»намоленные» бренды «МиГ» и «Сухой»» должны сохраниться.

При этом министр отметил, что любые реализумые Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) корпоративные процедуры направлены на оптимизацию расходов, концентрацию финансовых и производственных ресурсов. «Все, что направлено во имя достижения этих целей, будет реализовываться корпорацией», — сказал глава Минпромторга.

Как ранее в четверг, 25 мая, сообщал Rambler News Service со ссылкой на источники, основные организационные решения по интеграции авиастроительных концернов «Сухой» и «МиГ» в единый дивизион военной авиации ОАК могут быть объявлены в июле — августе 2017 года.

Материалы по теме

16:37 — 21 января 2016

ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» — российская компания, занимающаяся разработкой, производством, маркетингом и послепродажным обслуживанием самолетов. ГСС являются разработчиком и производителем первого отечественного постсоветского пассажирского самолета — Sukhoi Superjet 100.

РСК «МиГ» — российская авиастроительная компания, предприятие полного цикла, объединяющее в себе все аспекты конструирования, изготовления, реализации, поддержания и ремонта самолетов марки «МиГ».

Оба авиапроизводителя, и «Сухой» и «МиГ», входят в Объединенную авиастроительную корпорацию.

lenta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *