Содержание

Оао «казанское авиационное производственное объединение»

КАПО (Казанское производственное авиационное объединение имени Горбунова С. П.) — одно из самых больших фирм индустрии авиации РФ.

Расположено  у Максимова Академика и улиц Павлова на восточной части  района Авиастроительного посёлка района Караваево города Казань. Имеет заводской аэропорт «Борисоглебское», кроме этого расположенный  рядом в городской черте .

Создаёт гражданские и армейские самолёты, и помимо этого товары народного потребления.

Вместе с рядом расположенным ОАО КМПО, входят в число  фирм, образующих район.

История завода

Завод № 124 и. Орджоникидзе  Серго

В 1932 году в строящегося в городе Казани «Казмашстрой» (авиационного комбината) было начато строительство завода, взявшего в 1934 году наименование «Завод № 124 им. Орджоникидзе Серго».

В 1934—1936 годы (период становления) были изготовлены на заводе:шестимоторный АНТ-20бис (МГ-бис, ПС-124) наибольший на то время в мире самолёт; самолёт, что принимал участие во всесоюзном перелёте учебно-спортивных самолётов КАИ-1; ДБ-А бомбардировщики конструкции Болховитинова В. Ф.  (на них было установлено несколько скоростных рекордов, высоты полёта и рекордов грузоподъёмности).

В 1937 году начали производиться работы по приготовлению к серийному изготовлению первого в Альянсе советских социалистических республик тяжёлого скоростного бомбардировщика ТераБайт-7 (Пе-8), производство которого было налажено всего за пара лет (итого было создано 93 экземпляра самолёта). На этих самолётах были произведены в 1941 году первая бомбардировка Берлина и 1942 году перелёт дипломатической советской делегации в США.

В 1940 году начались изготовление к изготовлению пассажирского самолёта Ли-2/ПС-84 в соответствии с лицензии, купленной у компании из Америки «Дуглас» (выпущено десять автомобилей).

В начале Второй мировой завод деятельно занялся производством Пе-2, пикирующего бомбардировщика.

Казанский летный завод № 22 им.  Горбунова С. П.

14.05.1927  было выдано Распоряжение Совета Обороны и Труда СССР  о создании  в городе Москве авиационного завода. Ему было присвоено имя директора завода  Горбунова С. П., погибшего в авиакатастрофе в 1933 году. Завод наградили орденом Ленина в том же году.

В октябре — ноябре 1941 года «Столичный летный завод № 22 им.. Горбунова С. П»  эвакуировали в Казань на место«Завода № 124 им. Орджоникидзе Серго». Приказом Министерства авиационной индустрии СССР в декабре 1941 года новому предприятию было дано официальное наименование — «Казанский летный завод № 22 им.

 Горбунова С. П.».

Было введено в строй за маленькое время прибывшее оборудование и налажен выпуск бронетехники. Число работников было около 30 тысяч людей.

Во время Второй мировой

Появление квалифицированных специалистов разрешило возможность решить проблему трудоресурсов, существовавшую до войны на заводе.

Завод был технически всецело перевооружён: выстроены цеха тёплых штампов, холодной штамповки,  пресс-форм,  станочных приспособлений, инструментальный. Была переорганизована работа предварительного производства.

1942 год:стал переломным в развитии завода  количество производимой продукции вырос если сравнивать с 1940 годом (периодом до до войны)  в восьмеро. Большие количества изготовления были достигнуты в 1944 году (более 1100 процентов).В последующее время скорость увеличения были такими же громадными.

Каждые двадцать четыре часа с помостов завода сходили по десять —  двенадцать самолётов Пе-2 (итого было произведено более десяти тысяч самолетов). Для посылки  самолётов Пе-2 на фронт на заводе был поселен 221-й перегонный отдельный полк ВВС рабоче-крестьянской Красной Армии.

За примерное выполнение правительственных распоряжений в сентябре 1945 года завод  наградили орденом Красного Знамени, заводу на вечное хранение передано Красное знамя ГКО СССР.

Большим итогом перестройки на протяжении войны стали резкое производительности увеличение и рост труда технического уровня.

В годы по окончании войны

Во второй половине 1945 года, в согласии с условиями мирного времени, масштабы производства на заводе стали в сильной степени уменьшаться.

В конце 1945 года было начато строительство тяжёлого дальнего бомбардировщика Ту-4, что по собственным технико- тактическим и конструктивно-техническим параметрам  в значительной мере превалировал над ранее выпускавшимися самолётами.

Была произведена важная перестройка завода: выстроены три цеха (а также — шаблонно-плазовый), переоборудовано семь инструментальных и механических и шесть агрегатных цехов, новые поточные линии введены в строй. Производство оснастили новым узкоспециализированным оборудованием, шаблонами, оснасткой, приняты в эксплуатацию новые технологические процессы:  хонингование, дуговая многослойная сварка цилиндров шасси, литьё латуни, и без того потом.

В 1947 году начался массовый выпуск бомбардировщика Ту-4, предприятие стало главным по изготовлению этих самолетов.

03.081947  три серийные самолёта Ту-4 и пассажирский вариант самолёта Ту-70 принимали участие наравне с другими самолетами в Тушино в авиационном параде.

В 1951 году были запущены в строй ангар для окончательной доводки самолётов прямо на аэропорте, лётно-испытательная станция, разрешён войти в дело особый цех по производству радиолокационного наземного оборудования.

В 1952 году изготовление самолёта Ту-4 было прекращёно (итого выпущено 655 самолетов) и завод начал осваивать производство дальнего реактивного ракетоносца-бомбардировщика Ту-16, неповторимого по своим технически- лётным чертям.

Были существенно улучшены технологии: в первый раз введены в работу обработка электронного крупногабаритного литья (люки, фонари), новые методики фрезерования, прессовая групповая клёпка, производство герметичных устройств. Введены  механическая обработка стыковых разъёмов поверхностей и отверстий устройств, панелирование, созданы специальные плазы для производства электрожгутов, освоена установка коммуникаций совокупностей по приспособлениям, увязанным с плазами, и без того потом.

За период выпуска самолётов Ту-16 было произведено 799 самолетов более чем десяти разных вариаций (одной из самых громадных модификаций был Ту-104Б, пассажирский самолёт — всего произведено примерно сто самолетов). Самолёты реализовывали в Индонезию, Китай, Ирак, Египет. В 1963 году завершилось серийное изготовление самолёта Ту-16.

Завод в 1957—1962 годах существенно увеличил мощность (на восемнадцать процентов главных фондов, на тринадцать процентов оборудования, на восемь процентов площадей ), что разрешило уменьшить сроки создания самолёта нового поколения — сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22. Была выстроена новая взлётно-посадочная полоса для его опробований на территории завода. В 1961 году три самолёта Ту-22 приманили участие в Тушино в авиационном параде.

В 1962 году самолёт приняли на вооружение (итого выпущено более 300 самолетов, а также для экспорта в Ирак и Ливию).

Взглянуть другие фабрики

Моторная лодка «Казанка-6» — видео обзор

Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

stroimsamolet.ru

Заводы авиации. Авиационные предприятия России, Украины, Мира.

 

 

Очень полезный и познавательный раздел для определенного круга читателей, кто связывает свою судьбу с индустрией воздушно-транспортных средств и конкретно с началом начал – их производством.

Он разделен по странам для более удобного использования, в любой момент вы можете посмотреть интересующие вас – страну, город и предприятие.

Каждая из предложенных стаей очень подробно рассказывает как о самих предприятиях или заводах, так и о деталях производства, каких-то исторических моментах, связанных с самой деятельностью или выпускаемой продукцией.

Зачастую встречаются и экскурсы об интересных людях, работающих на благо страны и получивших за это награды. Ну и, конечно же, о самих моделях крылатых и винтообразных машин, которые еще пару столетий назад считались бы очередным чудом света и Божьим проведением, а сегодня спокойно конструируются на описанных здесь заводах простыми людьми.

 

Глава будет полезна как для учащихся, так и для выпускников учебных заведений технической направленности по конструированию и моделированию летающих объектов. К примеру, поможет в создании контрольных работ на тему производства в процессе обучения или даст возможность мониторинга информации при трудоустройстве. Итак раздел (Заводы авиации, авиационные предприятия России, Украиным, Мира) представлен ниже.

Авиастроительные заводы России

                                                             

Моторостроительные заводы России

 

Авиастроительные заводы Украины

 

Авиастроительные заводы Мира

 

Avia.pro

avia.pro

КАЗ им. С.П. Горбунова

Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова – филиал ПAO «Туполев» (до 1 июня 2014 г. – ОАО "КАПО им. С.П.  Горбунова") – современное предприятие с высоким интеллектуальным и техническим потенциалом, являющееся уникальным авиастроительным комплексом в России. За годы своего существования завод выпустил 22 типа авиационной техники общим числом более 20 тысяч, к числу которых относятся всемирно известные самолеты Пе-2, Пе-8, Ту-16, Ту-104Б, Ту-22МЗ, Ту-160, Ил-62М.

КАЗ им. С.П. Горбунова осуществляет производство авиационной техники (военной и гражданской), а также ремонт и техническое обслуживание самолетов.

История предприятия ведется с 14 мая 1927 г., когда вышло постановление Совета Труда и Обороны СССР об организации Государственного авиационного завода №7 в Москве, который по истечении  5 месяцев получил инвентарный номер 22. С 1927 по 1931 г. коллектив завода освоил массовое производство самолетов, спроектированных в ОКБ А.Н. Туполева.  

Авиазавод в Казани, история которого началась на 5 лет позже московского, был объявлен ударной стройкой пятилетки. К 1934 году на месте пустырей и болот был возведен промышленный комплекс по производству самолетов. Первенцем Казанского авиазавода стал спортивно-тренировочный самолет КАИ-1, поднявшийся в небо в 1935 году. Уже к концу 30-х годов ХХ века построенный в Казани авиазавод сумел поставить на крыло несколько типов самолетов: дальний бомбардировщик ДБ-А, тяжелый бомбардировщик Пе-8, пассажирский самолет Ли-2.

В ноябре 1941 года с началом Великой Отечественной войны на территорию казанского предприятия был эвакуирован авиационный завод №22 из Москвы. 26 декабря 1941 г. приказом Наркомата авиапромышленности Московский авиазавод №22 и Казанский авиазавод №124 были объединены. Предприятие получило название «Казанский авиационный завод №22 им. С.П. Горбунова». В годы войны завод выпускал для фронта пикирующий бомбардировщик Пе-2 и дальний бомбардировщик Пе-8. Коллектив завода в 1945 году награжден вторым орденом – орденом Красного Знамени, за  образцовое выполнение задания Правительства по производству боевых самолетов. 

В 1945 году наркоматом было принято решение о запуске в производство на Казанском авиазаводе дальнего тяжелого бомбардировщика Ту-4 – первого советского носителя атомного оружия. Новую эпоху отечественной дальней авиации открыл самолет Ту-16 с турбореактивными двигателями. Через 5 лет успешного производства и эксплуатации Ту-16 Совет Министров СССР принимает решение о постановке на производство пассажирского авиалайнера Ту-104 на базе бомбардировщика Ту-16. В 1956 году Советское Правительство принимает решение о всемерной поддержке отечественного авиастроения. Первым шагом в этом направлении был заказ на модификацию Ту-104 – Ту-110 для государственных нужд. Еще через 10 лет высшее руководство страны  будет летать на дальнемагистральных Ил-62М, также изготовленных на казанском  авиационном объединении. Параллельно продолжает развиваться  и дальняя авиация: дозвуковые дальние бомбардировщики – ракетоносцы Ту-22, производившиеся на заводе в 1960 -1969 гг., отличались высокой надежностью и отличными пилотажными качествами. В период с 1970 по 1990 г. были освоены и запущены в серийное производство сверхзвуковые дальние бомбардировщики и ракетоносцы Ту-22М, Ту-22М2, Ту-22М3 и сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160. В связи с этим на объединении практически вдвое увеличилось количество производственных площадей, обновился парк технологического оборудования.

В середине 1990-х Казанский авиазавод им. С.П. Горбунова совместно с КБ «Туполев» начинает разработку и освоение производства пассажирского авиалайнера Ту-214. В 1996 году состоялся первый полет серийного самолета.

22 октября 2009 г. ПАО «КАПО им. С.П. Горбунова» вошло в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК»).

В марте 2013 года Советом директоров ПАО «ОАК» было принято решение об интеграции двух предприятий: ПАО «КАПО им. С. П. Горбунова» и ПАО «Туполев».  Реорганизация компаний завершилась в июне 2014 года путем присоединения ПАО «КАПО им. С.П. Горбунова» к ПАО «Туполев». Новое предприятие в Казани получило название Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова – филиал ПАО «Туполев» (КАЗ им. С.П.Горбунова).

На данный момент КАЗ им. С.П. Горбунова - единственное предприятие в России, которое способно выпускать стратегические бомбардировщики последнего поколения, потребность в которых определяется военной оборонной доктриной нашего государства. По спецзаказу Управления делами Президента РФ силами ПАО «Туполев» были разработаны специальные модификации Ту-214. На КАЗ им. С.П. Горбунова осуществляется выпуск Ту-214ОН, разработанного для реализации Международного проекта «Открытое небо». Кроме того, на предприятии производится капитальный ремонт и модернизация стратегического ракетоносца Ту-160, а с 2011 года – и бомбардировщика Ту-22М3.

Испытания всех воздушных судов, производимых и ремонтируемых на предприятии, осуществляются на заводском аэродроме «Борисоглебское».

ОСНОВНЫЕ АКЦИОНЕРЫ**

на 31.03.2018 г.

99,18% — ПАО "ОАК"

РУКОВОДСТВО

Директор КАЗ им. С.П. Горбунова - филиала ПАО «Туполев» — Савицких Николай Владимирович

Генеральный директор  ПАО «Туполев»  — Конюхов Александр Владимирович

* база данных "СПАРК-Интерфакс"
** данные компании


Координаты

Адрес: 420036, г. Казань, ул. Дементьева, 1а
Телефон: (843) 533-40-60, 533-41-73
Факс: (843) 533-41-73
E-mail: [email protected]
Сайт: www.tupolev.ru/kaz

www.business-gazeta.ru

ОАО «Казанское авиационное производственное объединение» / Авиационные заводы / Flaps.su

ОАО «Казанское авиационное производственное объединение» смело можно назвать крупнейшим предприятием авиационной промышленности РФ. К строительству завода приступили еще в 1932 году, а спустя два года созданное предприятие получило название «Завод №124 имени Орджоникидзе Серго». В период с 1934 года по 1936 на заводе была выпущена следующая воздушная техника: учебно-спортивный самолет КАИ-1, шестимоторный АНТ-20бис, бомбардировщик ДБ-4. В 1937 году рабочие завода занялись разработкой модели самолета ТБ-7. Серийное производство этого тяжелого скоростного бомбардировщика было налажено в течение нескольких лет, в результате чего свет увидели 93 единицы данной техники. В 1941 году на этих самолетах производили бомбардировку Берлина, а в 1942 – транспортировали советскую дипломатическую делегацию в США. В годы 2 Мировой войны на заводе производили пикирующие бомбардировщики Пе-2.
Осенью 1941 года на место «Завода №124 имени Орджоникидзе Серго» эвакуировали «Московский авиационный завод №22 имени Горбунова», переименовав его в «Казанский авиационный завод №22 имени Горбунова». Численность сотрудников нового предприятия достигла 30 тысяч человек. В это время на заводе было построено несколько новых цехов, а также была полностью реорганизована служба предварительного производства.

В 1942 году объем выпускаемой на заводе продукции возрос в 8 раз, и во все последующие годы темпы роста оставались столь же высокими. Каждые 24 часа выпускалось 10-12 самолетов Пе-2. В общей сложности на заводе было произведено более 10 тысяч единиц воздушной техники. В 1945 завод наградили почетным орденом Красного Знамени. Во второй половине того же года, когда война закончилась, масштабы производства стали значительно падать. В конце 1945 приступили к созданию тяжелого дальнего бомбардировщика модели Ту-4, а уже спустя два года эту модель начали выпускать массово. Завод стал основным предприятием по выпуску самолетов Ту-4, а в 1952 году их производство было прекращено.
Тогда же завод начал работать над созданием нового реактивного бомбардировщика Ту-16 в различных модификациях. Технику активно продавали в Египет, Ирак, Индонезию, Китай, а в 1963 серийное производство Ту-16 прекратилось. С 1957 по 1962 гг. на предприятии занимались выпуском Ту-22 – сверхзвукового дальнего бомбардировщика. Тогда же построили новую взлетно-посадочную территорию.

flaps.su

Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова

Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова — одно из крупнейших предприятий авиационной промышленности России.

Находится в восточной части Авиастроительного района города Казани у улиц Максимова и Академика Павлова посёлка-микрорайона Караваево. Имеет расположенный рядом также в черте города заводской аэродром «Борисоглебское».

Производит военные и гражданские самолёты, а также товары народного потребления.

Наряду с расположенным рядом ОАО КМПО, является одним из районообразующих предприятий.

История предприятия

Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе

В 1932 г. в составе строившегося в городе Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато создание завода, в 1934 г. получившего название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе».

В период становления (1934—1936 гг.) на заводе были изготовлены: крупнейший в мире самолёт — 8-моторный АНТ-20 (ПС-124, «Максим Горький»), самолёт КАИ-1 (принявший участие во всесоюзном перелёте спортивно-учебных самолётов), бомбардировщики ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова (на которых было установлено несколько рекордов скорости, высоты полёта и грузоподъёмности).

В 1937 г. начались работы по подготовке к серийному производству первого в СССР скоростного тяжёлого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого был налажен за несколько лет[1] (всего было построено девяносто три самолёта)[2]. На этих самолётах были осуществлены первая бомбардировка Берлина (1941 г.) и перелёт в США советской дипломатической делегации (1942 г.).

В 1940 г. началась подготовка к производству пассажирского самолёта ПС-84/Ли-2 по лицензии, купленной у американской фирмы «Дуглас» (выпущено десять машин).

К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.

Мемориал (обелиск) в честь работников завода, погибших во время Великой Отечественной войны (расположен в сквере напротив проходной предприятия)

Руководители предприятия в 1932—1941 гг.:

Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова

14 мая 1927 г. было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве[3]. В 1933 г. ему было присвоено имя погибшего в авиакатастрофе директора завода С. П. Горбунова. В том же году завод был награждён орденом Ленина.

Руководители предприятия:

В октябре — ноябре 1941 г. «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 г. Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».

За короткое время было введено в строй прибывшее оборудование и освоен выпуск военной продукции. Число работающих составляло около тридцати тысяч человек.[4]

Во время Великой Отечественной войны
Мобилизационные учения рабочих Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова (1940-е гг.)

Прибытие квалифицированных специалистов помогло решить проблему кадров, существовавшую на заводе до войны.

Завод был полностью перевооружён технически: созданы цеха холодной штамповки, горячих штампов, станочных приспособлений, пресс-форм, инструментальный. Была реорганизована служба подготовки производства.

Переломным в развитии завода стал 1942 г.: объём валовой продукции возрос по сравнению с довоенным 1940 г. в восемь раз. Наибольшие объёмы производства были достигнуты в 1944 г. (свыше 1100 процентов).[4] В последующие годы темпы роста также оставались высокими.

Каждые сутки со стапелей завода сходили по 10 — 12 самолётов Пе-2 (всего было произведено более 10 тысяч машин). Для отправки на фронт самолётов Пе-2 на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.

За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 г. завод был награждён орденом Красного Знамени, на вечное хранение заводу передано переходящее Красное знамя ГКО СССР.

Значительным итогом военной перестройки стали резкое повышение технического уровня и рост производительности труда.

В послевоенные годы

Во второй половине 1945 г., в соответствии с требованиями мирного времени, объёмы производства на заводе стали резко сокращаться.

В конце 1945 г. было начато освоение дальнего тяжёлого бомбардировщика Ту-4, который по своим тактико-техническим параметрам и конструктивно-техническим характеристикам значительно превосходил ранее выпускавшиеся самолёты.

Была произведена коренная перестройка завода: созданы 3 цеха (в том числе — плазово-шаблонный), переоборудовано 7 механических и инструментальных и 6 агрегатных цехов, введены в строй новые поточные линии. Производство оснащено новым специализированным оборудованием, оснасткой, шаблонами, освоены новые технологические процессы: многослойная дуговая сварка цилиндров шасси, хонингование, бронзовое литьё, и другие.[4]

Рабочие Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова на учёбе (1940-е гг.)

В 1947 г. началось серийное производство бомбардировщика Ту-4, завод стал головным предприятием по выпуску этих машин.

3 августа 1947 г. три серийных самолёта Ту-4 и самолёт Ту-70 (пассажирский вариант) приняли участие в авиационном параде в Тушино.

В 1951 г. были введены в строй Лётно-испытательная станция, ангар для доводки самолётов непосредственно на аэродроме, запущен специальный цех по изготовлению наземного радиолокационного оборудования.

В 1952 г. выпуск самолёта Ту-4 был прекращён (всего выпущено 655 машин) и завод начал освоение уникального по своим лётно-техническим характеристикам реактивного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-16.

Были усовершенствованы технологии: впервые освоены обработка крупногабаритного электронного литья (люков, фонарей), новые методы фрезерования, групповая прессовая клёпка, изготовление герметичных агрегатов. Введены панелирование, механическая обработка стыковых поверхностей и отверстий разъёмов агрегатов, разработаны специальные плазы для изготовления электрожгутов, освоен монтаж коммуникаций систем по увязанным с плазами приспособлениям, и другое.

За период производства самолётов Ту-16 было изготовлено 799 машин свыше десяти модификаций (одной из крупных модификаций был пассажирский самолёт Ту-104Б — выпущено около ста машин). Самолёты экспортировались в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. Серийное производство самолёта Ту-16 завершилось в 1963 г.

В 1957—1962 гг. завод значительно нарастил мощности (основных фондов — на 18 процентов, оборудования — на 13 процентов, площадей — на 8 процентов), что позволило сократить сроки освоения самолёта нового поколения — дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. На территории завода для его испытаний была сооружена новая взлётно-посадочная полоса. В 1961 г. три самолёта Ту-22 участвовали в авиационном параде в Тушино. В 1962 г. самолёт был принят на вооружение (всего выпущено свыше 300 машин, в том числе на экспорт в Ирак и Ливию).

В 1962—1964 гг. на предприятии была проведена модернизация всех базовых мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолётов Ил-62, позднее — его модификации Ил-62М (всего до конца 1994 г. было выпущено 278 самолётов), которые экспортировались в девять стран мира.

В конце 1960-х гг. было освоено производство стратегического бомбардировщика Ту-22М (с сохранением схемы Ту-22, но улучшенными лётно-техническими характеристиками), опытный экземпляр которого впервые создавался непосредственно на заводе. В 1969 г. начался его серийный выпуск (было построено 497 машин различных модификаций). Самолёты Ту-22 и Ту-22М использовались для ведения боевых действий в Афганистане.

В 1967 г. был создан филиал завода в городе Лениногорск, в котором организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».

В 1971 г. за успешное выполнение пятилетнего плана завод был награждён орденом Ленина, в 1977 г. — за заслуги в производстве авиационной техники — орденом Октябрьской Революции.

Руководители предприятия в 1942—1994 гг.

КАПО им С. П. Горбунова
Административное здание КАПО им. С. П. Горбунова (2011 г.)

В 1978 г. завод получил новое название — Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова.

В начале 1980-х гг. на заводе началось освоение самого крупного (длина — 54,1 м, размах крыла — 55,7/35,6 м) и одного из самых мощных в мире боевых самолётов — стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла. В связи с этим почти вдвое увеличилось количество производственных площадей, был обновлён парк технологического оборудования, основу которого составили станки с числовым программным управлением и высокопроизводительные центры. Был освоен ряд уникальных технологических процессов, в том числе вакуумная электронно-лучевая сварка толстостенных крупногабаритных конструкций из титановых сплавов, не имевшая аналогов в мире (к 1992 г. выпущено 27 машин).

Разразившийся в конце 1980-х — 1990-х гг. кризис авиационной промышленности крайне болезненно отразился на состоянии КАПО им. С. П. Горбунова. Однако производство самолётов на предприятии не прекратилось, хотя и было сведено к минимуму.

Начиная с 1990-х гг., КАПО им. С. П. Горбунова перешло на единичный выпуск самолётов в соответствии с требованиями заказчика. Был освоен ремонт ранее выпущенных заводом военных и гражданских самолётов, расширен ассортимент выпускаемых товаров народного потребления. Произведена структурная реорганизация предприятия на основе хозрасчёта подразделений.

В середине 1990-х гг. на заводе началось серийное производство среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-214, который прошёл в 1997 г. государственную сертификацию.

Продолжались работы по технической реконструкции и перевооружению объединения. В 2000 г. была сдана в эксплуатацию первая очередь кузнечного корпуса. Смонтированы современные клепальные автоматы, позволяющие обеспечить качество сборки крыльев и фюзеляжей самолётов, соответствующее уровню мировых стандартов.

В 2001 г. предприятие получило свидетельство об одобрении производства самолёта Ту-214 (единственное в России). В том же году самолёт был представлен на 44-м международном аэрокосмическом салоне «Ле Бурже» (Франция).

В соответствии с Федеральной программой «Развитие гражданской авиационной техники России в 2002—2010 и на период до 2015 года» КАПО им. С. П. Горбунова было определено головным исполнителем по созданию модификаций самолёта Ту-214, а также самолётов Ту-324 и Ту-330.

В 2002 г. КАПО им. С. П. Горбунова приобрело статус федерального государственного унитарного предприятия.

В апреле 2008 г. оно было преобразовано в открытое акционерное общество, в ноябре 2009 г. вошло в Объединённую авиастроительную корпорацию.[5]

Руководители предприятия с 1994 г.

Имя Годы жизни Годы руководства
Литвинов, Ю. Д. род. в 1939 г. 1994—1996
Хайруллин, Наиль Гумерович род. в 1945 г. 1996—2007
Каюмов, Васил Кадымович род. в 1958 г. с 2007 г.

За 75 лет своего существования предприятие освоило и осуществило выпуск 34 типов и модификаций авиационной техники общим числом более 20 тысяч единиц.[6]

По состоянию на 2006 г., свыше тысячи работников предприятия были удостоены государственных наград, в том числе: званий Героя Советского Союза — 13 человек, Героя Социалистического Труда — 4 человека, лауреата Государственной премии СССР — 5 человек, заслуженного машиностроителя Российской Федерации и Республики Татарстан — 5 человек, заслуженного лётчика-испытателя СССР и Российской Федерации — 2 человека.[7].

Современная деятельность

КАПО имени С. П. Горбунова сотрудничает с более чем 600 зарубежными и отечественными предприятиями.

Испытания всех воздушных судов, производимых и ремонтируемых на предприятии, осуществляются на заводском аэродроме «Борисоглебское».

Побочная продукция

В 2000-х годах на предприятии производился капитально-восстановительный ремонт троллейбусов ЗиУ-682В.

Троллейбус ЗиУ-682В, модернизированный на КАПО

Развитие социальной инфраструктуры

За годы своего существования предприятие внесло значительный вклад в развитие инфраструктуры города Казани.

В целях ускорения темпов жилищного строительства при КАПО им. С. П. Горбунова был построен домостроительный комбинат. В 1974—1993 гг. были возведены жилые дома общей площадью 360,1 тысячи квадратных метров, учебно-курсовой комбинат, комплекс ПТУ, профилакторий, детские сады, школа, пионерский лагерь, база отдыха, объекты городского хозяйства, и другое.

См. также

Примечания

Источники и литература

  • Информация на сайте ОАК
  • Официальный сайт КАПО
  • Сурская А. И., Мавлетова Г. Я. КАЗАНСКОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ им. С. П. Горбунова// Татарская энциклопедия: В 5 т./ Гл. ред. М. Х. Хасанов, ответ. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. — Т. 3: К — Л. — С.с. 129—131.

Координаты: 55°51′35″ с. ш. 49°07′00″ в. д. / 55.859722° с. ш. 49.116667° в. д. (G) (O)55.859722, 49.116667

muller.academic.ru

Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова

Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова — одно из крупнейших предприятий авиационной промышленности России.

Находится в восточной части Авиастроительного района города Казани у улиц Максимова и Академика Павлова посёлка-микрорайона Караваево. Имеет расположенный рядом также в черте города заводской аэродром «Борисоглебское».

Производит военные и гражданские самолёты, а также товары народного потребления.

Наряду с расположенным рядом ОАО КМПО, является одним из районообразующих предприятий.

История предприятия

Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе

В 1932 г. в составе строившегося в городе Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато создание завода, в 1934 г. получившего название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе».

В период становления (1934—1936 гг.) на заводе были изготовлены: крупнейший в мире самолёт — 8-моторный АНТ-20 (ПС-124, «Максим Горький»), самолёт КАИ-1 (принявший участие во всесоюзном перелёте спортивно-учебных самолётов), бомбардировщики ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова (на которых было установлено несколько рекордов скорости, высоты полёта и грузоподъёмности).

В 1937 г. начались работы по подготовке к серийному производству первого в СССР скоростного тяжёлого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого был налажен за несколько лет[1] (всего было построено девяносто три самолёта)[2]. На этих самолётах были осуществлены первая бомбардировка Берлина (1941 г.) и перелёт в США советской дипломатической делегации (1942 г.).

В 1940 г. началась подготовка к производству пассажирского самолёта ПС-84/Ли-2 по лицензии, купленной у американской фирмы «Дуглас» (выпущено десять машин).

К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.

Мемориал (обелиск) в честь работников завода, погибших во время Великой Отечественной войны (расположен в сквере напротив проходной предприятия)

Руководители предприятия в 1932—1941 гг.:

Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова

14 мая 1927 г. было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве[3]. В 1933 г. ему было присвоено имя погибшего в авиакатастрофе директора завода С. П. Горбунова. В том же году завод был награждён орденом Ленина.

Руководители предприятия:

В октябре — ноябре 1941 г. «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 г. Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».

За короткое время было введено в строй прибывшее оборудование и освоен выпуск военной продукции. Число работающих составляло около тридцати тысяч человек.[4]

Во время Великой Отечественной войны
Мобилизационные учения рабочих Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова (1940-е гг.)

Прибытие квалифицированных специалистов помогло решить проблему кадров, существовавшую на заводе до войны.

Завод был полностью перевооружён технически: созданы цеха холодной штамповки, горячих штампов, станочных приспособлений, пресс-форм, инструментальный. Была реорганизована служба подготовки производства.

Переломным в развитии завода стал 1942 г.: объём валовой продукции возрос по сравнению с довоенным 1940 г. в восемь раз. Наибольшие объёмы производства были достигнуты в 1944 г. (свыше 1100 процентов).[4] В последующие годы темпы роста также оставались высокими.

Каждые сутки со стапелей завода сходили по 10 — 12 самолётов Пе-2 (всего было произведено более 10 тысяч машин). Для отправки на фронт самолётов Пе-2 на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.

За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 г. завод был награждён орденом Красного Знамени, на вечное хранение заводу передано переходящее Красное знамя ГКО СССР.

Значительным итогом военной перестройки стали резкое повышение технического уровня и рост производительности труда.

В послевоенные годы

Во второй половине 1945 г., в соответствии с требованиями мирного времени, объёмы производства на заводе стали резко сокращаться.

В конце 1945 г. было начато освоение дальнего тяжёлого бомбардировщика Ту-4, который по своим тактико-техническим параметрам и конструктивно-техническим характеристикам значительно превосходил ранее выпускавшиеся самолёты.

Была произведена коренная перестройка завода: созданы 3 цеха (в том числе — плазово-шаблонный), переоборудовано 7 механических и инструментальных и 6 агрегатных цехов, введены в строй новые поточные линии. Производство оснащено новым специализированным оборудованием, оснасткой, шаблонами, освоены новые технологические процессы: многослойная дуговая сварка цилиндров шасси, хонингование, бронзовое литьё, и другие.[4]

Рабочие Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова на учёбе (1940-е гг.)

В 1947 г. началось серийное производство бомбардировщика Ту-4, завод стал головным предприятием по выпуску этих машин.

3 августа 1947 г. три серийных самолёта Ту-4 и самолёт Ту-70 (пассажирский вариант) приняли участие в авиационном параде в Тушино.

В 1951 г. были введены в строй Лётно-испытательная станция, ангар для доводки самолётов непосредственно на аэродроме, запущен специальный цех по изготовлению наземного радиолокационного оборудования.

В 1952 г. выпуск самолёта Ту-4 был прекращён (всего выпущено 655 машин) и завод начал освоение уникального по своим лётно-техническим характеристикам реактивного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-16.

Были усовершенствованы технологии: впервые освоены обработка крупногабаритного электронного литья (люков, фонарей), новые методы фрезерования, групповая прессовая клёпка, изготовление герметичных агрегатов. Введены панелирование, механическая обработка стыковых поверхностей и отверстий разъёмов агрегатов, разработаны специальные плазы для изготовления электрожгутов, освоен монтаж коммуникаций систем по увязанным с плазами приспособлениям, и другое.

За период производства самолётов Ту-16 было изготовлено 799 машин свыше десяти модификаций (одной из крупных модификаций был пассажирский самолёт Ту-104Б — выпущено около ста машин). Самолёты экспортировались в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. Серийное производство самолёта Ту-16 завершилось в 1963 г.

В 1957—1962 гг. завод значительно нарастил мощности (основных фондов — на 18 процентов, оборудования — на 13 процентов, площадей — на 8 процентов), что позволило сократить сроки освоения самолёта нового поколения — дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. На территории завода для его испытаний была сооружена новая взлётно-посадочная полоса. В 1961 г. три самолёта Ту-22 участвовали в авиационном параде в Тушино. В 1962 г. самолёт был принят на вооружение (всего выпущено свыше 300 машин, в том числе на экспорт в Ирак и Ливию).

В 1962—1964 гг. на предприятии была проведена модернизация всех базовых мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолётов Ил-62, позднее — его модификации Ил-62М (всего до конца 1994 г. было выпущено 278 самолётов), которые экспортировались в девять стран мира.

В конце 1960-х гг. было освоено производство стратегического бомбардировщика Ту-22М (с сохранением схемы Ту-22, но улучшенными лётно-техническими характеристиками), опытный экземпляр которого впервые создавался непосредственно на заводе. В 1969 г. начался его серийный выпуск (было построено 497 машин различных модификаций). Самолёты Ту-22 и Ту-22М использовались для ведения боевых действий в Афганистане.

В 1967 г. был создан филиал завода в городе Лениногорск, в котором организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».

В 1971 г. за успешное выполнение пятилетнего плана завод был награждён орденом Ленина, в 1977 г. — за заслуги в производстве авиационной техники — орденом Октябрьской Революции.

Руководители предприятия в 1942—1994 гг.

КАПО им С. П. Горбунова
Административное здание КАПО им. С. П. Горбунова (2011 г.)

В 1978 г. завод получил новое название — Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова.

В начале 1980-х гг. на заводе началось освоение самого крупного (длина — 54,1 м, размах крыла — 55,7/35,6 м) и одного из самых мощных в мире боевых самолётов — стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла. В связи с этим почти вдвое увеличилось количество производственных площадей, был обновлён парк технологического оборудования, основу которого составили станки с числовым программным управлением и высокопроизводительные центры. Был освоен ряд уникальных технологических процессов, в том числе вакуумная электронно-лучевая сварка толстостенных крупногабаритных конструкций из титановых сплавов, не имевшая аналогов в мире (к 1992 г. выпущено 27 машин).

Разразившийся в конце 1980-х — 1990-х гг. кризис авиационной промышленности крайне болезненно отразился на состоянии КАПО им. С. П. Горбунова. Однако производство самолётов на предприятии не прекратилось, хотя и было сведено к минимуму.

Начиная с 1990-х гг., КАПО им. С. П. Горбунова перешло на единичный выпуск самолётов в соответствии с требованиями заказчика. Был освоен ремонт ранее выпущенных заводом военных и гражданских самолётов, расширен ассортимент выпускаемых товаров народного потребления. Произведена структурная реорганизация предприятия на основе хозрасчёта подразделений.

В середине 1990-х гг. на заводе началось серийное производство среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-214, который прошёл в 1997 г. государственную сертификацию.

Продолжались работы по технической реконструкции и перевооружению объединения. В 2000 г. была сдана в эксплуатацию первая очередь кузнечного корпуса. Смонтированы современные клепальные автоматы, позволяющие обеспечить качество сборки крыльев и фюзеляжей самолётов, соответствующее уровню мировых стандартов.

В 2001 г. предприятие получило свидетельство об одобрении производства самолёта Ту-214 (единственное в России). В том же году самолёт был представлен на 44-м международном аэрокосмическом салоне «Ле Бурже» (Франция).

В соответствии с Федеральной программой «Развитие гражданской авиационной техники России в 2002—2010 и на период до 2015 года» КАПО им. С. П. Горбунова было определено головным исполнителем по созданию модификаций самолёта Ту-214, а также самолётов Ту-324 и Ту-330.

В 2002 г. КАПО им. С. П. Горбунова приобрело статус федерального государственного унитарного предприятия.

В апреле 2008 г. оно было преобразовано в открытое акционерное общество, в ноябре 2009 г. вошло в Объединённую авиастроительную корпорацию.[5]

Руководители предприятия с 1994 г.

Имя Годы жизни Годы руководства
Литвинов, Ю. Д. род. в 1939 г. 1994—1996
Хайруллин, Наиль Гумерович род. в 1945 г. 1996—2007
Каюмов, Васил Кадымович род. в 1958 г. с 2007 г.

За 75 лет своего существования предприятие освоило и осуществило выпуск 34 типов и модификаций авиационной техники общим числом более 20 тысяч единиц.[6]

По состоянию на 2006 г., свыше тысячи работников предприятия были удостоены государственных наград, в том числе: званий Героя Советского Союза — 13 человек, Героя Социалистического Труда — 4 человека, лауреата Государственной премии СССР — 5 человек, заслуженного машиностроителя Российской Федерации и Республики Татарстан — 5 человек, заслуженного лётчика-испытателя СССР и Российской Федерации — 2 человека.[7].

Современная деятельность

КАПО имени С. П. Горбунова сотрудничает с более чем 600 зарубежными и отечественными предприятиями.

Испытания всех воздушных судов, производимых и ремонтируемых на предприятии, осуществляются на заводском аэродроме «Борисоглебское».

Побочная продукция

В 2000-х годах на предприятии производился капитально-восстановительный ремонт троллейбусов ЗиУ-682В.

Троллейбус ЗиУ-682В, модернизированный на КАПО

Развитие социальной инфраструктуры

За годы своего существования предприятие внесло значительный вклад в развитие инфраструктуры города Казани.

В целях ускорения темпов жилищного строительства при КАПО им. С. П. Горбунова был построен домостроительный комбинат. В 1974—1993 гг. были возведены жилые дома общей площадью 360,1 тысячи квадратных метров, учебно-курсовой комбинат, комплекс ПТУ, профилакторий, детские сады, школа, пионерский лагерь, база отдыха, объекты городского хозяйства, и другое.

См. также

Примечания

Источники и литература

  • Информация на сайте ОАК
  • Официальный сайт КАПО
  • Сурская А. И., Мавлетова Г. Я. КАЗАНСКОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ им. С. П. Горбунова// Татарская энциклопедия: В 5 т./ Гл. ред. М. Х. Хасанов, ответ. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. — Т. 3: К — Л. — С.с. 129—131.

Координаты: 55°51′35″ с. ш. 49°07′00″ в. д. / 55.859722° с. ш. 49.116667° в. д. (G) (O)55.859722, 49.116667

brokgauz.academic.ru

ОАО "Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова"

  • услуги по сопровождению программ для ЭВМ и баз данных 1С

    Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике

  • Поставка мяса (говядина)

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с.Малая Пурга Малопургинского района Удмуртской Республики

  • Постава молока и молочной продукции

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с.Малая Пурга Малопургинского района Удмуртской Республики

  • оказание прачечных услуг (стирка, сушка, дезинфекция, глажение белья) для Изолятора временного содержания ГУ «Отдел МВД России по Камбарскому району»

    государственное учреждение "Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камбарскому району"

  • оказание услуг по проведению санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий (дератизация, дезинсекция) в ГУ «Отдел МВД России по Завьяловскому району»

    государственное учреждение "Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Завьяловскому району"

  • оказание услуг по ежедневному предрейсовому и послерейсовому медицинскому осмотру водителей Отделения полиции «Киясовское»

    государственное учреждение "Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Сарапульский"

  • оказание медицинских услуг (оказание амбулаторно – поликлинической медицинской помощи при осуществлении специализированной медицинской помощи) сотрудникам органов внутренних дел ОП «Киясовское»

    государственное учреждение "Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Сарапульский"

  • оказание прачечных услуг (стирка, сушка, дезинфекция, глажение белья) для Изолятора временного содержания «Межмуниципальный отдел МВД России Глазовский

    государственное учреждение "Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Глазовский"

  • оказание услуг по организации трехразового питания граждан, содержащихся в Изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «Игринский»

    государственное учреждение "Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Игринский"

  • exposo.me

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *