Содержание

О подводных лодках — Далеко и близко

Атомные гиганты Северодвинска. Интересная тема

Всем привет! Я Олег kuleshovoleg, пишу из обычного небольшого городка на севере России, расположенного на берегу Белого моря — Северодвинска. Не буду вдаваться в подробности о красоте нашей природы и моря, а перейду сразу к главной теме — теме моей вахты, моего блога и моего хобби — атомные подводные лодки и военное кораблестроение.

На фото: АПЛ «Северодвинск» во время государственных испытаний в Белом море.

В Северодвинске находятся два градообразующих предприятия, на которых работает большинство жителей города: «Севмаш» — единственный в стране изготовитель атомных подводных лодок и «Звёздочка» zvezdochka_ru, которая специализируется на ремонте подводных лодок и строительстве вспомогательных судов. Именно благодаря этим предприятиям Россия поддерживает в исправности морскую часть нашей ядерной триады!

Фото: Подводная лодка «Новомосковск». Проект 667БДРМ. Можно сказать именно с этой фотографии начался мой блог. Первая раз попал на предприятие «Звёздочка» zvezdochka_ru с фотоаппаратом.

Немного поясню. Ядерная триада – это стратегические наступательные вооруженные силы, которые включают в себя три компонента: стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы.

Стратегическую авиацию, как и запуск баллистической ракеты можно без особых проблем отследить радарами и спутниками, а атомную подводную лодку с ядерными боеголовками, которая находится у берегов вероятного противника — весьма затруднительно. То есть при полном уничтожении арсеналов любых двух компонентов триады, третий должен быть способен нанести ответный удар, гарантирующий уничтожение противника или причинение ему неприемлемого ущерба. Как говорится, ядерная триада — оружие мира.

К морским компонентам ядерной триады России относятся не все атомные подводные лодки, а именно стратегические ракетоносцы проектов 941 «Акула», 667БДР и 667БДРМ, а так же новейшие ракетоносцы 4 поколения проекта 955 «Борей».

Фото: Подводная лодка проекта 941 «Дмитрий Донской».

«Дмитрий Донской» — самый настоящий атомный гигант, прозванный «Хилтон», за комфортабельные условия для подводников, включающие: бассейн, спортзал, сауну, солярий и даже заметил внутри игровые автоматы «Морской бой». Заранее предупреждаю злобных комментаторов — это не ржавчина на носу, а оторвавшееся резиновое покрытие, которой обшит пароход для поглощения активного сигнала гидролокаторов противника и уменьшения сигнала отражения.

Фото: Подводная лодка «Екатеринбург». Проект 667БДРМ.

Фото: Стратегический ракетоносец «Владимир Мономах» проекта 955.

Все подводные лодки на фотографиях построены в Северодвинске! Нам есть чем удивить мир и вероятного противника. Много лет назад, когда я только начал писать в блог, в моей голове о стране были сплошные негативные мысли, в духе, что все развалили, ничего не строят и все потеряно — Путин виноват. Слава богу, регулярные прогулки на нашу “Звездочку” и “Севмаш” эти мифы развенчали и теперь я уверен в достойном будущем нашей страны. Поэтому в своём блоге я стараюсь писать все последние новости о строительстве атомных подлодок, о их ремонте и, конечно же, постоянно делаю свежие фотоотчеты!

Фотосессии выходящих или заходящих на предприятия подлодок я называю — рыбалка. Раньше она была больше похожа на «повезёт, не повезёт», когда я мог несколько дней сидеть на одном месте с палаткой в ожидании подлодки, а теперь же всё стало проще. Клёв начинается всегда в прилив и, естественно, в определённые погодные условия. Люблю ловить атомную рыбку!

Фото: Рыбалка. Позади меня две АПЛ проекта 941 — «Архангельск» и «Северсталь».

Но «ловля подлодок» не так интересна, как вывод подводной лодки из цеха после строительства. Возможно, что для многих увлекающихся как и я военно-морским флотом самые ожидаемые события: вывод подводной лодки и спуск её на воду после постройки! После этого месяцы нетерпеливого ожидания первого выхода подлодки в море и, наконец, поднятия на ней военно-морского флага России!

Фото: Торжественный вывод из цеха атомной подводной лодки проекта 955 «Борей».

Фото: Закладка новой подводной лодки проекта 955А в декабре 2014 года.

Выход в море подводной лодки всегда большое событие! На предприятии играет «Прощание славянки», а во время выхода с акватории предприятия все стоящие у причалов подводные лодки подают длинные сигналы, как бы желая уходящей подлодке удачи в походе, а она отвечает им длинным мощным сигналом.

Пожелание попутного ветра можно услышать в этом видео!

Фото: Подводная лодка уходит от глубоководной набережной предприятия. Впереди путь к месту несения службы — Гаджиево (Мурманская область), а дальше на Дальний Восток, в Вилючинск.

Строить атомную подводную лодку — дело трудное и долгое. В её постройке участвуют сотни предприятий России, которые поставляют оборудование и детали в Северодвинск, где лист металла за определённый отрезок времени превращается в красивый и грозный корабль. Самую главную роль в их создании играют профессионалы своего дела — корабелы Севмаша.

Фото: Корабел Севмаша.

Фото: Корабелы Севмаша на фоне крейсера «Адмирал Нахимов». Не удивляйте меня вопросами — почему грязная одежда!

Судостроительный завод “Севмаш” стоит у истоков подводного кораблестроения: здесь построена первая отечественная атомная подводная лодка, самая глубоководная и самая быстроходная.

За короткий промежуток времени предприятию приходится решать сложнейшие задачи, которые не имеют аналогов в истории отечественного судостроения и определяют судьбу и пути развития Военно-морского флота России.

Примером одной из таких задач является бывший авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», который после сложнейшей модернизации и переоборудования превратился в флагман военно-морского флота Индии — авианосец «Викрамадитья».

Фото: Возвращение авианосца ВМС Индии в Северодвинск после испытаний. Идёт под буксирами, так как «канал» узкий, поэтому в акваторию предприятий крупному кораблю необходима подмога.

Опыт модернизации такого крупного корабля пригодится и сейчас, когда в наливном бассейне предприятия находится тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». После ремонта он станет самым современным и мощным кораблём Российского военно-морского флота!

Фото: Тяжелый атомный ракетный крейсер в наливном бассейне предприятия «Севмаш». Перед модернизацией.

Сейчас на стапелях Севмаша строится девять атомных подводных лодок, из которых шесть подлодок четвертого поколения проектов 885-М «Ясень» и 955 «Борей-А». Вполне возможно, что в этом году будет заложено ещё две, а может и три атомных подлодки. Догоняем «золотые времена», когда на каждой стапельной ветке было по несколько подлодок.

В моём блоге вы можете увидеть фотографии самой большой подводной лодки, внутри которой есть спортзал, бассейн, сауна, увидеть экскурсионную подводную лодку, самую современную и даже побывать на тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 «Киров» и «Адмирал Нахимов».

Что еще рассказать вам о военном кораблестроении, подводных лодках, о городе Северодвинске и предприятии «Севмаш»? Спрашивайте!
Оригинал взят у freedom в Атомные гиганты Северодвинска

el-tolstyh.livejournal.com

Моряк о службе на подводной лодке

Быт

Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий — праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке — турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.

Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.

Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят — восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи — в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то — гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. — Прим. ред.). Причём самое обидное — закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет — драишь его до конца.

Что мне нравилось в плавании — так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами — то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.

Еда

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие — за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.

fishki.net

ПЛ — это… Что такое ПЛ?

ПЛ

прикладная лингвистика

ПЛ

площадка лестничная

ПЛ

пластический линит

мед.

ПЛ

плуг-лущильник

ПЛ-5-25

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

ПЛ

перфолента

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

  1. ПЛ
  2. подлодка

подводная лодка

морск.

  1. ПЛ

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

  1. ПЛ
  2. ПЛБ

подводная лаборатория

  1. ПЛ

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

  1. ПЛБ

например: ПЛБ «Бентос-300»

Пл

легкопрессовая посадка

техн.

ПЛ

плуг лесной

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

ПЛ

плуг лемешный

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

  1. ПЛ
  2. ПЛР

поточная линия расснаряжения

напр. хим. боеприпасов

  1. ПЛ
  2. ПРЛ

путеремонтная летучка

ПЛ

парашют лётчика

авиа

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

  1. ПЛ
  2. пл

плазменный

в маркировке дисплеев

в маркировке

  1. ПЛ

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

  1. ПЛ
  2. пл

плазменный

в маркировке дисплеев

в маркировке

  1. ПЛ

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

ПЛ

премьер-лига

спорт

ПЛ

Правобережная линия

метро, Санкт-Петербург

ПЛ

передвижная лаборатория

ПЛ

период лояльности

Источник: http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=105082

ПЛ

поворотно-лопастная

гидротурбина

Источник: http://www.rao-ees.ru/ru/invest_inov/inv_programm/show.cgi?tep_gen.htm

ПЛ

плацкартный вагон

ж.-д.

Источник: http://www.parovoz.com/spravka/abbrev.html

ПЛ

пропиолактон

Источник: http://www.himi.oglib.ru/bgl/224/955.html

ПЛ

печёночная липаза

мед.

Источник: http://www.medinfo.ru/mednews/read/?n=9898

ПЛ

подразделение логистики

Источник: http://www.itkor.ru/

ПЛ

платёж

на бланке платёжного документа

Источник: http://www.garant.ru/hotlaw/files/f210313.rtf?mail

  1. ПЛ
  2. профлицей

профессиональный лицей

образование и наука

Словарь сокращений и аббревиатур. Академик. 2015.

sokrasheniya.academic.ru

Подводная лодка Подводный флот России Подлодка

Подлодка «Дмитров» вышла в море для отработки курсовой задачи

11.07.18 в 09:46 | Новости подводного флота России

Экипаж дизель-электрической подводной лодки Балтийского флота «Дмитров» приступил к выполнению учебно-боевых задач и отработке нормативов

В Петербурге простились с Героем России моряком-подводником Аркадием Ефановым

27.06.18 в 15:15 | Новости подводного флота России

На 66-м году жизни скоропостижно скончался капитан 1 ранга Аркадий Петрович Ефанов – Герой Российской Федерации

Советскую подлодку «Щ-317» нашли на дне Финского залива

06.05.18 в 21:45 | Новости подводного флота России

На дне Финского залива на глубине 78 метров участники поисковой экспедиции «Поклон кораблям великой Победы» обнаружили советскую подлодку «Щ-317»

Атомный подводный ракетоносец «Юрий Долгорукий» выполнил успешный запуск ракеты «Булава»

26.06.17 в 15:19 | Новости подводного флота России

В акватории Баренцева моря ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» «Юрий Долгорукий» нанёс удар по целям на полигоне Кура на Камчатке

Подводная лодка «Краснодар» нанесла удар крылатыми ракетами «Калибр» по объектам «Исламского государства»

24.06.17 в 13:16 | Новости подводного флота России

Дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар» произвела пуск крылатых ракет «Калибр» по объектам террористов в Сирии

В России успешно испытали новое спасательное снаряжение подводников

21.06.17 в 10:11 | Новости подводного флота России

В ВМФ России провели первое успешное испытание новейшего спасательного снаряжения подводника «ССП-М» в реальных условиях

«Звёздочка» модернизирует атомную подводную лодку «Леопард»

28.04.17 в 09:07 | Новости подводного флота России

Атомную многоцелевую подводную лодку проекта 971М «Леопард» вооружат крылатыми ракетами «Калибр»

«Севмаш» завершает работы на подлодке спецназначения «Белгород»

13.04.17 в 15:23 | Новости подводного флота России

Атомную подлодку спецназначения проекта 09852 «Белгород» передадут ВМФ России в 2018 году

Атомная подводная лодка «Орёл» вернулась в базу после ремонта

11.04.17 в 11:56 | Новости подводного флота России

Атомный подводный ракетный крейсер проекта 949А «Орел» после ремонта прибыл на базу подводных сил Северного флота в город Заозёрск

podlodka.info

Список топ 10 лучших фильмов про подводные лодки

Подводная флотилия по праву считается одной из самых сильнейших составляющих военно-морских частей любой страны. Мощь, сила, маневренность и скрытность все это позволяет ей на огромном расстоянии от цели поражать ее без особых затруднений. Не мудрено, что кинематограф просто не мог обойти стороной бесстрашных подводников рискующих своей жизнью ради выполнения важной задачи. И поэтому мы представляем вашему вниманию список из 10 самых лучших фильмов про подводные лодки. 

Под нами враг (1957)

И начнем, пожалуй, с нетленной классики зарубежного кино! Сюжет картины расскажет зрителю о противостоянии американского боевого эсминца и немецкой подлодки. Их капитаны встретились в море еще в начале 1940 года, когда США еще не вступила во Вторую мировую войну. Тогда они разошлись мирно и не стали преследовать друг друга, но теперь времена изменились. И отныне каждый из капитанов мечтает навсегда потопить своего соперника!

На последнем берегу (2000)

Недалекое будущее. Из-за взаимных ракетных ударов Америки и Китая и последовавших за ними мировой ядерной войны человеческая цивилизация оказалась под угрозой. Единственным пригодным местом на планете осталась – Австралия. В это же время единственная оставшаяся боевая единица военно-морского флота США субмарина «Чарльстон» под командованием бравого капитана Дуайта Тауэрса отбывает из Мельбурна к берегам Аляски, так как именно оттуда несколько дней назад диспетчеры получили едва слышные радиосигналы….

Подводная лодка (1981)

Экипажу немецкой подлодки U-96 вышестоящее немецкое командование поручает совершить рейд по морским неудачным сражениям нацистской флотилии и авиации с целью собрать те, или иные останки техники, дабы они не попали в руки противника. Умудренный опытом капитан субмарины Герман Леманн-Вилленброк понимает, что, несмотря на высококлассное, новое оружие, имеющееся на подлодке это задание, будет невероятно трудным для исполнения. И дело даже не в том, что территории, в какие придется заходить, патрулируются подводными лодками противника, а в том, что его экипаж весьма юн и у него практически нет никакого боевого опыта….

Битва под Орионом (2009)

Картина перенесет зрителя в непростые времена Второй мировой войны. Тихоокеанский театр венных действий. В центре сюжета драматической киноленты «Битва под Орином» находится ожесточенное военно-морское противостояние между американским линкором и японской подводной лодкой. Впервые они столкнулись во время захвата Японией Индокитая тогда линкору, удалось уйти от преследования японской субмарины. Но как оказалось после им еще предстояло не одно сражение….

Ю-571 (2000)

1942 год. Вторая мировая война. Противоборствующие стороны бросают все свои силы ради будущего господства над Атлантикой. Пока что нацисты являются хозяевами этих территорий. Американской разведке удалось выяснить, что на борту немецкой подводной лодки Ю-571 находится настоящий клад, а именно сверхсекретная шифровальная машина «Энгима». Военно-морские силы снаряжают лодку и экипаж с целью захвата «Энгимы», однако противнику удается опередить американцев и потопить субмарину. Выжить смогли только лейтенант Тейлор и еще несколько моряков, которые несмотря ни на, что продолжат выполнить поставленное командованием задание….

Капитан Немо (1975)

Сюжет классического произведения Жюль Верна от советских кинематографистов рассказывает зрителю о неком подводном чудовище, которое раз за разом уничтожает военные и торговые морские корабли. С целью поймать и ликвидировать чудовище профессор Аронакс снаряжает картельную экспедицию. Однако в ходе битвы с ним его судно идет ко дну и профессор вместе со слугой-камердинером Конселем и китобоем Недом Лэндом попадают на таинственный подводный корабль возглавляемый капитаном Немо.

72 метра (2004)

1986 год. Юные, увлеченные, и уверенные в себе молодые люди Иван Муравьев и Петр Орлов принимают присягу в Севастополе и отправляются служить на подводную лодку « Славянку». В течение двадцати лет юношам, а после умудренным жизненным опытом мужчинам приходится пройти многое: любовь к одной девушке, разделение флота между Россией и Украиной, перевод в Северогорск, а также обретение званий капитан-лейтенантов военно-морского флота России!

Черное море (2014)

Незаслуженно оболганный, а посему уволенный капитан субмарины Робинсон заполучает шанс восстановить свою репутацию, уязвленное самолюбие, а также неплохо заработать. Ему предложили возглавить экспедицию по поиску в Черном море затонувшую подлодку, на которой предположено были огромные тюки золота, какие и сейчас остаются лежать на дне. Недолго думая капитан собирает отважную команду из английских, а также русских моряков и вскоре отправляется на встречу к подводным приключениям.

1942. Крушение Лаконии (2010)

В хмурый, пасмурный сентябрьский день 1942 года в водах Атлантического океана произошла одна из самых масштабных морских катастроф сопоставимых с печально известным «Титаником». Немецкая подлодка U-156 успешно торпедировала британский лайнер «Лакония». К удивлению и ужасу одновременно капитана субмарины выяснилось, что на борту корабля в основном кроме англичан были союзники итальянцы. Тогда командир подлодки Вернер Хартенштайн принимает решение: спасти оставшихся в живых пассажиров стремительно уходящего на дно судна.

К-19 (2002)

Основана на реальных, жизненных событиях, остросюжетная драматическая кинокартина рассказывает о трагической судьбе экипажа советской подводной лодки К-19, которая из-за неполадки в атомном реакторе потерпела аварию и попросту взорвалась. В 1961 году советское военно-морское руководство проводило дежурные маневры, на которые вышла и субмарина под командованием бравого капитана Алексея Вострикова. В тот момент никто даже и не догадывался, что вскоре случится самая настоящая трагедия!

topspiski.com

Вся правда о командирах подводных лодок

Создание нового облика ВМФ России – безусловно, сложная, ответственная и крайне необходимая задача. Но, создавая «железо», нельзя забывать о тех, кто поднимется на командирские мостики новых кораблей.

Кому из руководства страной, Вооруженными силами и, в частности, ВМФ донести мысль (тщетно пытаюсь это сделать с 2007 года), что флот до сих пор не имеет командиров кораблей, которым самостоятельно, без старшего на борту, доверяли бы выполнение отдельных заданий? В нашей армии командиры рот, батальонов, полков – это самостоятельные должностные лица.

А вот в ВМФ командиру атомной подводной лодки (по категории должность приравнена к командиру полка) самостоятельно, без старшего на борту, запрещено перешвартовывать субмарину от пирса к пирсу, выходить на внутренний рейд и в районы боевой подготовки. Без старшего начальника командиру разрешается заниматься лишь хозяйственно-административной деятельностью при стоянке лодки в базе. А ведь это прерогатива старшего помощника командира.

Известно ли об этом Верховному главнокомандующему, который почти ежегодно бывает на флотах для проверки боеготовности? Думаю, что и мысль такая ему в голову не приходит. И находящийся рядом с президентом в тот «звездный» час командир соединения или объединения не будет открывать первому лицу государства «страшной» тайны беспомощности и несостоятельности российского флотского командира.

УТРАЧЕННЫЕ НАВЫКИ ВОЙНЫ

Во второй половине сентября этого года в главную базу Тихоокеанского флота, Владивосток, с неофициальным визитом зашел эскадренный миноносец УРО ВМС США «Вандегрифт», командир которого находился в должности всего только три месяца. А теперь попробуем представить себе, что молодому командиру российского корабля 2 ранга поручили выполнение аналогичной задачи. У меня не получается этого сделать.

После окончания Великой Отечественной войны российский ВМФ не участвовал ни в одном из военных конфликтов. На мостиках наших кораблей – командиры, не знающие, что такое реальные боевые действия. К слову сказать, совсем немногие из наших командиров знакомы с опытом боевых действий иностранных ВМС в локальных конфликтах, а это совсем плохо!

Нужно сделать вывод: в российском ВМФ что-то не так с командирами кораблей. Спросите любого командира соединения: хотел бы он иметь в своем подчинении командиров кораблей, которые способны выполнять поставленные задачи в море самостоятельно? Ответ будет однозначный – да! Но где же их взять, если они даже не представляют себе, каково это – остаться один на один с морем, со своим экипажем, кораблем и огромной ответственностью. Почему же так сложилось в российском флоте? Ответить на этот вопрос нелегко.

Парадокс в том, что на мостиках стоят де-юре допущенные к самостоятельному управлению кораблем командиры, но лишенные этой самостоятельности де-факто.
В суточном плане дивизии, эскадры на любой выход корабля в море записан «старший», а иначе корабль в море не выйдет.

В период Карибского кризиса 1962 года командиры четырех советских дизельных подводных лодок (ПЛ) из состава 69-й бригады ПЛ получили приказ скрытно совершить переход к Кубе. Мир стоял на грани войны. Несмотря на опасную, напряженную обстановку, старшие начальники были на борту двух лодок из четырех, командиры двух других ПЛ выполняли боевую задачу самостоятельно. Присутствие же старших объяснялось тем, что они одновременно являлись один – командиром бригады, а другой – начальником штаба бригады. То есть это был походный штаб.

Итак, в боевой операции участвовали: «Б-4» – капитан 2 ранга Рюрик Кетов (старший на борту – командир 69-й бригады ПЛ капитан 1 ранга Виталий Агафонов), «Б-36» – капитан 2 ранга Алексей Дубивко, «Б-59» – капитан 2 ранга Валентин Савицкий (старший на борту – начальник штаба 69-й бригады ПЛ капитан 2 ранга Василий Архипов), «Б-130» – капитан 2 ранга Николай Шумаков.

В это же время вблизи военно-морской базы США Перл-Харбор самостоятельно действовала ПЛ Тихоокеанского флота «Б-88» под командованием капитана 2 ранга Константина Киреева. А примерно за месяц до кубинских событий в районе ВМБ США «Гуантанамо» (Куба) вела разведку ПЛ «Б-75» из состава 4-й эскадры Северного флота. Командиром ПЛ был капитан 2 ранга Николай Натнёнков.

Самостоятельно, в тяжелейших климатических и сложных тактических условиях, они выполнили практически непосильную для «дизелей» боевую задачу, сопряженную с угрозой для ПЛ и жизни их экипажей. Таким образом, в 60-е годы командиры ходили в море самостоятельно, а «старших» ввели для того, чтобы штатный командир по неопытности или по незнанию и неумению чего-нибудь не совершил. Например: не столкнулся в море с другим судном, не сел на мель, не сгорел, не утонул и т.д.

Перестраховки начались, когда уровень индивидуальной подготовки командиров кораблей стал резко снижаться. Система подготовки командного звена в ВМФ стала давать серьезные сбои. На мостики кораблей поднялись недоученные, недоподготовленные, не ходившие на боевые службы, не имеющие опыта плавания, не созревшие и не готовые морально нести груз командирской ответственности офицеры. Тогда и стало страшно выпускать таких командиров в море самостоятельно.

СТАРШИЙ НА БОРТУ

К вопросу о старшинстве. Кто они, эти старшие? Сегодня на уровне дивизии – это минимум заместители командира дивизии (ЗКД). В недалеком прошлом – те же командиры кораблей и так же, как и все, самостоятельно не выходившие в море. Только получив статус ЗКД (сдав зачеты на управление силами), они могут назначаться старшими везде. Но практически – это никем не обученные офицеры и, как правило, не имеющие опыта плавания.

Ну а как с этим обстоят дела у наших «вероятных партнеров»? ВМС Великобритании, например, имеет курсы подготовки командиров подводных лодок – «Перишер». История курсов началась в далеком 1917 году – после анализа причин неоправданно большой потери британских подводных лодок в Первой мировой войне – и с тех пор не прерывалась.

В книге «Хождение за три моря», автор Александр Теренов – командир атомной подводной лодки «К-43» из состава 10-й дивизии ПЛ Тихоокеанского флота в период нахождения «К-43» в аренде у Индии – об этом написано так: «Официальное название курса – Commanding Officer Qualifying Course the Perisher. Небольшой учебный центр, рассчитанный на четыре-пять групп по четыре-пять офицеров, расположен на территории военно-морской базы «Фаслейн» в Шотландии. Это дорогое удовольствие – около 1 млн. фунтов на каждого кандидата в командиры, но государство не жалеет денег, так как они окупаются безаварийным плаванием кораблей. Успешно оканчивают курсы 50–60% от поступивших

И в этом – вся суть государственного подхода к проблеме обучения командиров для флота. Скоро этой системе подготовки исполнится 100 лет, и она оправдывает себя. Ничего подобного в российском ВМФ нет. Нет у нас подобных курсов и учебных соединений кораблей, способных подготовить полноценного командира корабля. Гитлеровская Германия во время войны имела учебную флотилию подводных лодок в Данциге, состоящую из 36 подводных лодок, готовящих к боевым действиям вновь сформированные экипажи и их командиров.

Шестые высшие специальные офицерские классы ВМФ не соответствуют современности ни в какой степени. Они морально устарели, безлики, потеряли связь с флотом. Обучают порой вещам, которые флот просто не приемлет, например, «теория траверзных расстояний» – в боевом применении торпедного оружия. Эта организация не несет никакой ответственности за свой труд и не дает права допустить офицера к самостоятельному управлению кораблем, но является обязательным этапом в подготовке офицера.

Получается, что кадры для мостиков кораблей куются по старинке, без научного подхода. Главный критерий назначения командиром один – допуск к самостоятельному управлению кораблем. Но содержание этого допуска, его практическая часть: количество и качество швартовок, погружений, всплытий, торпедных стрельб, ракетных стрельб, учений по борьбе за живучесть при тяжелых авариях – никем и ничем не определены, поэтому на качество допуска не влияет. Закрыл зачетный лист – и в приказ о допуске!

А сколько раз и с какой успешностью была выполнена торпедная (ракетная) стрельба – никого не волнует. Можешь ты швартоваться или нет – никто у тебя не потребует этого показать. Способен ты скрытно выйти из базы – это без разницы для включения тебя в приказ о твоем допуске к самостоятельному управлению. Вот и всё!

Система допуска в российском ВМФ не эффективна вследствие того, что она не способна допустить офицера к самостоятельному управлению кораблем в том смысле, который заложен в этом слове!

Системы подготовки командиров кораблей просто нет. И, следовательно, нет уверенности в том, что в случае фактических боевых действий не произойдет сбой по причине пресловутого человеческого фактора.

/С.В.Яркин — капитан 1 ранга запаса, командир АПЛ «Челябинск» в 1992-2001 годах, nvo.ng.ru/

army-news.ru

Подводные лодки O-class Group 2 (США) » Военное обозрение

К середине десятых годов XX века компания Lake Torpedo Boat Company и ряд смежных предприятий завершили строительство четырех подводных лодок типа «G». Эта техника была передана военно-морским силам США и эксплуатировалась в течение нескольких следующих лет. Несмотря на характерные проблемы существующего проекта, вскоре компании Саймона Лейка была поручена разработка новых подлодок для флота. Эти корабли остались в истории под общим названием O-class Group 2.

Серия дизель-электрических подводных лодок «O» рассматривалась в качестве дальнейшего развития существующей техники. Непосредственным предшественником этого проекта являлась серия «L». По опыту эксплуатации таких субмарин были сделаны некоторые выводы, которые вместе с определенными новыми идеями вскоре легли в основу технического задания к новому проекту. Кроме того, командованием флота была предложена оригинальная идея, касавшаяся разработки и строительства новых подлодок. В рамках одной серии силами двух самостоятельных конструкторских бюро предлагалось создать два отдельных проекта, отвечающих общим требованиям.



Подлодка USS O-11 — головной корабль O-class С. Лейка

Разработка двух проектов с общим обозначением O-class была поручена лидерам своей отрасли. Один проект должна была создать компания Electric Boat, уже успевшая построить несколько десятков подлодок, а разработка второго поручалась фирме Саймона Лейка Lake Torpedo Boat Company. Строить подлодки двух типов планировалось в рамках одной серии и с общей нумерацией. Как следствие, понадобился некий способ различения двух проектов. Эта задача была решена при помощи введения дополнительного обозначения.

В соответствии с контрактом, подписанным в середине десятых годов, компания Electric Boat должна была построить по своему проекту 10 подводных лодок. Им следовало присвоить обозначения от O-1 до O-10. В целом эта подсерия обозначалась как O-class Group 1 («Тип «О», группа 1»). Еще шесть подлодок, от O-11 до O-16, должна была построить Lake Torpedo Boat Company. Ее проект и подсерию назвали O-class Group 2.


Схема подлодок типа «O»

К моменту получения нового заказа компания С. Лейка успела построить и передать флоту четыре подлодки типа «G». По ряду причин, в рамках этой серии строились лодки с разными особенностями конструкции. Применялись отличающиеся элементы корпуса, а также разные составы силовой установки и вооружений. Различия четырех лодок G-серии привели к проявлению известных проблем. По результатам испытаний и первых лет эксплуатации конструкторы решили отказаться от использования нестандартных подходов при разработке новых проектов. Теперь вся серия из шести субмарин должна была строиться по единому проекту.

В соответствии с требованиями заказчика был сформирован общий облик будущих лодок «второй группы». Предлагалось строительство субмарин однокорпусной конструкции с дизель-электрической силовой установкой и торпедным вооружением. Кроме того, были найдены возможности оснащения субмарин дополнительным артиллерийским орудием. В целом, в проекте «O» от компании Lake Torpedo Boat Company объединялся весь опыт создания подводных лодок, накопленный в предшествующие годы.


USS O-11 в порту г. Бриджпорт, 8 июля 1918 г.

Основой конструкции перспективных субмарин стал прочный корпус с крупной цилиндрической центральной секцией, соединенной с носовым и хвостовым обтекателями. Сверху на корпусе закреплялась надстройка обтекаемой формы, имевшая выраженную палубу и являвшаяся основанием рубки. В центральной части корпуса располагались две пары горизонтальных рулей. В корме подобные устройства отсутствовали. Компоновка корпуса была традиционной для подлодок того времени. Его нижняя часть вмещала балластные цистерны и аккумуляторные батареи. Все прочие объемы отдавались под машинное отделение, обитаемые отсеки, вооружение и т.д.

В кормовой части корпуса размещался отсек с элементами силовой установки. В связи со значительным ростом габаритов и водоизмещения, а также из-за желания получить максимально высокие ходовые характеристики, авторы проекта оснастили подлодку двумя дизельными двигателями швейцарской фирмы Busch-Sulzer мощностью по 500 л.с. Для движения под водой предлагалось использовать два 400-сильных электромотора компании Diehl Manufacture Co. Трансмиссия обеспечивала попеременную связь дизелей и электродвигателей с двумя гребными винтами. В качестве источника энергии для электрических моторов использовалась крупная и тяжелая аккумуляторная батарея из 60 отдельных элементов.


Подлодка USS O-12 в 1918 году


Надстройка корпуса использовалась для размещения некоторых узлов и агрегатов, способных выдерживать внешнее давление. В частности, там находилась значительная часть труб торпедных аппаратов. Также там поместили некоторые баллоны и т.д. Выступающая над палубой рубка вмещала перископ, антенны радиостанций и иное необходимое оборудование.

Основным оружием перспективной подводной лодки стали торпеды. В носовом отсеке корпуса разместили два торпедных аппарата калибром 457 мм. Еще два таких устройства находились в корме. Боекомплект лодки состоял из восьми торпед, по две на каждый аппарат. По одной торпеде предлагалось перевозить в пусковом устройстве, а дополнительный боекомплект находился внутри соответствующих отсеков корпуса.

Позже, уже в ходе эксплуатации флотом, подлодки типа O-class Group 2 получили дополнительное артиллерийское вооружение. На палубе предлагалось монтировать установку с пушкой 3″/23 caliber gun. Это 76-мм орудие имело нарезной ствол длиной 23 калибра и предназначалось для защиты корабля или подлодки-носителя для защиты от атак с воздуха. Тем не менее, имеющиеся характеристики позволяли использовать эту систему и в других целях, в том числе для обстрела надводных и береговых целей.


Вторая лодка серии во время службы

Все подлодки нового проекта должны были управляться экипажем из 29 человек, в том числе несколькими офицерами. Попадать внутрь обитаемых отсеков предлагалось при помощи нескольких люков в верхней части прочного корпуса. Рабочие места экипажа находились во всех частях корпуса. Под рубкой помещался центральный пост. Отдельный кубрик с определенным оснащением бытового назначения отсутствовал. Все требуемое оборудование было равномерно распределено по свободным объемам. Имелись места для перевозки некоторого запаса провизии, позволявшего экипажу работать автономно в течение нескольких недель.

Подлодки «O» от компании Lake Torpedo Boat имели общую длину 175 футов (53 м) при максимальной ширине около 17 футов (5 м). Водоизмещение кораблей составляло 499 т в надводном положении и 574 т под водой. Интересно, что в сравнении с субмаринами O-серии от Electric Boat лодки «второй группы» были незначительно длиннее и немного уже. Кроме того, они отличались меньшим водоизмещением – на 30 т меньше на поверхности и на 60 т меньше под водой. При этом субмарины С. Лейка отличались более мощными двигателями: дизели давали преимущество суммарно в 120 л.с., электромоторы – в 60 л.с.


USS O-12 после вывода из состава флота, двадцатые годы

При имеющейся силовой установке подлодка O-class Group 2 в надводном положении могла развивать скорость до 14 узлов. Экономическая надводная скорость определялась в 11,5 узла. Под водой максимальная скорость хода составляла 11 узлов, экономическая – 5 узлов. Максимальная дальность плавания в надводном положении достигала 5500 морских миль. Под водой без всплытия лодка могла пройти не более 250 миль. Глубина погружения ограничивалась 60 метрами.

Разработка проекта от Lake Torpedo Boat Company завершилась в самом начале 1916 года. Проект получил одобрение заказчика и был рекомендован к воплощению в металле. Контракт на строительство шести субмарин «второй группы» был подписан 3 марта того же года. В тот же день появилось и другое соглашение, заключенное военным ведомством и фирмой Electric Boat. Следует отметить, что компания Саймона Лейка, не имея на тот момент крупных заказов, смогла быстрее подготовиться к требуемым работам и приступить к строительству. Закладка головного корабля O-class Group 2 состоялась всего через три дня после получения заказа. Строительство первой подсерии началось только в конце 1916 года.


USS O-13 выходит в море

6 марта 1916 года на заводе Lake Torpedo Boat в г. Бриджпорт состоялась торжественная церемония закладки сразу трех подлодок второй подсерии – USS O-11 (SS-72), USS O-12 (SS-73) и USS O-13 (SS-74). До начала выполнения полученного заказа компания успела модернизировать свои производственные мощности, однако темпы строительства, в сравнении с предыдущими проектами, почти не изменились. Первой достроили и спустили на воду вторую субмарину проекта, USS O-12. Спуск на воду состоялся 29 сентября 1917 года. Ровно через месяц то же проделали с головной O-11. Третью подлодку компания С. Лейка достроила к концу декабря.

К сожалению, компания-разработчик не могла одновременно строить большое число подлодок, из-за чего заказ был разделен на две части. Первые три субмарины строила Lake Torpedo Boat, а три другие должны были сойти со стапеля завода California Shipbuilding. Лодки USS O-14 (SS-75), USS O-15 (SS-76) и USS O-16 (SS-77) были заложены в июле, сентябре и октябре 1916 года. Пятую и шестую лодки серии спустили на воду в феврале 1918-го, четвертую – через три месяца после этого.


USS O-15 в море

После спуска на воду подлодки отправлялись на испытания. В ходе этих мероприятий было установлено, что множество бортовых систем имеют различные недостатки и нуждаются в доработке. Из-за этого испытания и доработки некоторых субмарин заметно затянулись. Тем не менее, с августа по ноябрь 1918 года все шесть лодок были приняты заказчиком. Примечательно, что первой в состав военно-морских сил приняли последнюю лодку подсерии – USS O-16, а последними были сданы корабли, построенные компанией-разработчиком.

Все подлодки класса «O» получили шанс принять участие в боевых действиях у берегов Европы. В начале ноября 1918 года эскадра из 20 подлодок нескольких типов, в том числе O-class Group 1 отправилась из Ньюпорта (шт. Род-Айленд) к Азорским островам. Далее они должны были присоединиться к поискам вражеских кораблей и судов. Однако 11 ноября было заключено Компьенское перемирие, и американские подводники получили приказ возвращаться домой. Как следствие, подлодки первой подсерии, введенные в состав эскадры, отправились к берегам США, а «вторая группа» вообще не получила возможности хотя бы выйти в район возможных боев.


USS O-15 возле плавучего дока, 30 марта 1918 г.

Вероятно, такое развитие событий было даже к лучшему. Дело в том, что еще на стадии испытаний подлодки от Lake Torpedo Boat Company проявили ряд заметных недостатков. В частности, имелись серьезные проблемы с бортовыми электрическими системами. Из-за этого, к примеру, испытания головной лодки O-11 были прерваны на пять месяцев для проведения ремонта и замены негодных комплектующих. В дальнейшем схожий ремонт прошла подлодка USS O-15, так же не вполне соответствовавшая требованиям заказчика. Прочие субмарины тоже не обошлись без различных мелких доработок и улучшений.

Завершение боевых действий и последовавшее за ним подписание мирного договора не позволили подлодкам O-class принять участие в Первой мировой войне. Вследствие этого в течение нескольких следующих лет все 16 субмарин участвовали только в разнообразных учениях и боролись с условными целями, но не с реальным противником. В целом, такая служба проходила без серьезных проблем, однако все же не обошлось без неприятных инцидентов. К счастью, ни один из них не привел к гибели лодки.

Осенью 1918 года на ремонт пришлось отправить подлодку USS O-13 (SS-74), в то время проходившую приемо-сдаточные испытания. 5 октября, во время очередных проверок, находившаяся на небольшой глубине лодка протаранила судно сопровождения USS Mary Alice (SP-397). Крупная пробоина в центральной части корпуса быстро отправила судно на дно. К счастью, весь экипаж смог эвакуироваться, и был принят на борт подлодкой. После проведения ремонта и восстановления целостности надстройки и корпуса O-13 вернулась к испытаниям.


Экипаж USS O-15 загружает торпеду и нарушает технику безопасности ради фото на память

В сентябре 1919 года подлодка USS O-16 (SS-77) была поставлена в сухой док для капитального ремонта и модернизации. В последних числах декабря в рубке произошло возгорание, однако работникам судостроительного предприятия удалось погасить огонь прежде, чем он успел нанести серьезный ущерб. Тем не менее, ремонт в определенной мере затянулся. Через несколько месяцев лодку вернули в строй.

Немногочисленные подводные лодки O-class Group 2 служили в составе Атлантического флота. Их распределили по нескольким соединениям и приписали к разным базам. В результате они участвовали в охране почти всего Восточного побережья США, от Нью-Джерси и до Флориды. Кроме того, с определенного времени лодка O-15 служила на базе Коко-Соло в Панаме и участвовала в охране Панамского канала. Однако такая служба продолжалась не слишком долго, поскольку лодке вскоре понадобился ремонт, для которого ее перевели на одно из американских предприятий.

По своим характеристикам подлодки типа «O», разработанные компанией Саймона Лейка, как минимум, не уступали другой технике того времени. В то же время, они имели ряд серьезных проблем. На протяжении всего времени эксплуатации проявлялись неполадки электрических систем, дизельных двигателей и т.д. Судостроительной промышленности приходилось принимать те или иные меры, но это приводило к регулярным приостановкам службы для проведения ремонта с понятными последствиями для флота.


Пост радиста подлодки USS O-16

Проблемы технического характера, моральное устаревание и появление более новых и совершенных образцов привело к закономерному итогу. В июне 1924 года командование ВМС США издало два приказа о списании всех имеющихся лодок O-class второй подсерии. 17 июня из состава флота официально вывели корабли USS O-12, USS O-13, USS O-14 и USS O-16. Аналогичный приказ о первой и последней лодках серии появился ровно через неделю. Более не нужные подлодки отправлялись в отстой, откуда в будущем должны были пойти на утилизацию. Необходимо отметить, что «первая группа» оставалась на службе до начала тридцатых годов, после чего была выведена в резерв. После начала Второй мировой войны лодки от Electric Boat вновь были возвращены на службу, хотя и на вторых ролях.

В течение нескольких следующих лет все подлодки серии, за исключением USS O-12 (SS-73), простаивали без дела у причальных стенок. Только в 1930 году их продали на металлолом. Интересно, что пока другие лодки ожидали утилизацию, вторая субмарина проекта получила шанс вернуться к службе в новом качестве.


Подлодки типа «O» в порту Гуантанамо (Куба), апрель 1920 г.

В конце двадцатых годов полярный исследователь Джордж Хьюберт Уилкинс начал готовить очередную экспедицию. Он задумал совершить путешествие на подводной лодке по арктическим морям. Узнав об этом проекте, С. Лейк предложил ученому подлодку Defender собственной разработки, построенную несколько лет назад и до сих пор не сумевшую заинтересовать заказчиков. Был разработан проект модернизации судна, подразумевавший замену ряда систем. Однако вскоре было найдено более выгодное предложение.

Дж.Х. Уилкинс и С. Лейк решили взять в аренду у военного флота списанную подлодку. Вскоре появилось соглашение, в соответствии с которым субмарина USS O-12 передавалась недавно образованной компании Lake and Danenhower Inc. для использования в научно-исследовательских целях. За аренду компания должна была платить по одному доллару в год. По завершении исследовательской программы субмарину следовало вернуть ВМС либо затопить на глубине не менее 1200 футов (370 м).

Вскоре после подписания соглашения подлодку отправили на ремонт и модернизацию. 24 марта 1931 года состоялась торжественная церемония, во время которой подлодка получила новое имя. В честь подлодки из знаменитого романа Жюля Верна исследовательское судно получило имя Nautilus. В связи с этим на церемонию были приглашены родственники писателя. После проведения церемонии начались испытания обновленной подлодки и подготовка к экспедиции.


Лодки в Вашингтоне. Ориентировочно 1918-24 годы

Путешествия Дж.Х. Уилкинса заняли несколько месяцев и завершились в конце 1931 года. В последний день ноября подлодку O-12 / Nautilus, выполнившую все поставленные задачи, отбуксировали в один из фьордов вблизи норвежского г. Берген и затопили. Судно легло на дно на глубине 347 м. В 1981 году норвежским исследователям удалось установить точное место затопления американской подлодки.

Проект дизель-электрических подводных лодок O-class Group 2 оказался неоднозначным. С точки зрения истории компании-разработчика он, безусловно, был успешным. После долгих лет безразличия со стороны главного потенциального заказчика фирме С. Лейка за несколько лет удалось получить заказы на строительство двух серий подлодок. В то же время, O-серия не была лишена серьезных недостатков, из-за чего оставалась в строю не слишком долго. По злой иронии судьбы, эти субмарины ждали утилизации дольше, чем служили в составе ВМС США. Тем не менее, не обошлось без приятных моментов. Одной из подлодок проекта «O» удалось воплотить давнюю мечту Саймона Лейка. С самого начала работ конструктор желал создать подводную лодку, способную участвовать в научно-исследовательских экспедициях подобно «Наутилусу» из романа Ж. Верна, в свое время вдохновившего его на создание подлодок. Субмарина O-12 / Nautilus под конец своей карьеры справилась с этой задачей. Ее работа в качестве специализированного транспорта для ученых была настолько успешной, что достойна отдельного рассмотрения.

По материалам сайтов:
http://simonlake.com/
http://usgennet.org/
http://pigboats.com/
http://navsource.org/
http://submarine-history.com/

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *