Аэропорт Жуковский: новейший российский
В 2020 году аэропорту Жуковский, развитием которого занимается Госкорпорация Ростех, исполнилось 4 года. Это самый молодой из российских аэропортов с международным статусом. За это время он успел войти в 20 самых удобных аэропортов России и занять первое место по темпам роста среди аэропортов Европы.
Растет и международный транзитный потенциал Жуковского – недавно аэропорт получил сертификат RA-3, упрощающий организацию грузоперевозок на территорию Евросоюза. Подобные компетенции есть только у двух аэропортов в России. Рассказываем об уникальном авиационном комплексе, решающем задачи экспериментальной, государственной и гражданской авиации.
Как «развязать» авиаузел столицы
Московский авиационный узел, включающий аэропорты Москвы и области, − третий по загруженности в Европе и один из десяти самых загруженных в мире. До наступления пандемии COVID-19, жестко ударившей по всей индустрии авиаперевозок, загруженность московских аэропортов росла в среднем на 10 млн человек в год. В 2019 году аэропорты столицы поставили рекорд, обслужив более 100 млн пассажиров.
С ростом пассажиропотока стали проявляться и проблемы. Чтобы пропускать увеличившийся поток и соответствовать современным требованиям, аэропортам нужно расширяться. Но у любого развития есть пределы, и в данном случае они ощутимы физически – аэропорты Москвы окружены городской и пригородной застройкой. Кроме того, действуют ограничения по препятствиям, зонам радиотехнического обеспечения полетов и по шумам.
Чтобы разгрузить действующие аэропорты московского авиационного узла, в 2012 году было принято решение о создании нового авиакомплекса в городе Жуковском Московской области. С 30-х годов прошлого века этот подмосковный наукоград «специализируется» на предприятиях авиационной направленности, а с 1947 года носит имя основоположника современной аэродинамики Николая Жуковского.
Здесь работают легендарный Центральный аэрогидродинамический институт, НИИ приборостроения, НИИ авиационного оборудования, Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова и другие научные и производственные предприятия авиапрома.Авиационный кластер с традициями
Создавать новые авиационные ворота столицы было решено на основе уже существующего и успешно действующего аэродрома Раменское, принадлежащего Летно-исследовательскому институту (ЛИИ). Институт и аэродром были созданы в 1941 году при Центральном аэрогидродинамическом институте как специализированная площадка для исследования летательных аппаратов, силовых установок, самолетного и спецоборудования различного назначения и их взаимодействия.
Самолет М-4 на территории летно-испытательной базы в Жуковском
В 1940-50-е годы здесь проходили испытания первых отечественных реактивных истребителей, разработанных в ОКБ А.И. Микояна, С. А. Лавочкина, А.С. Яковлева и П.О. Сухого. В 1950-60-е годы в ЛИИ совместно с ОКБ С.В. Ильюшина, А.Н. Туполева, В. М. Мясищева успешно проводились летные испытания и доводка тяжелых самолетов Ил-28, Ту-14, затем Ту-16, Ту-95, М-4. При институте работала школа летчиков-испытателей, взрастившая немало выдающихся специалистов. Здесь совместно с ОКБ С.П. Королева проводились летные исследования в космическом пространстве и проходили подготовку первые советские космонавты.
Уникальный аэродром ЛИИ до 1991 года использовался только для испытаний авиатехники и ее компонентов. Здесь впервые поднялись в небо и испытывались практически все отечественные самолеты и вертолеты. С 1992 года каждые два года на аэродроме ЛИИ проходит Международный авиационно-космический салон МАКС – крупнейшая выставка авиатехники в Восточной Европе. Кроме специальных программ для представителей мирового авиапрома, на МАКСе проводятся открытые дни, когда все желающие могут посмотреть выставку техники и показательные полеты.
Универсальный аэропорт
Программа развития аэродрома Раменское была разработана еще в 2008 году в рамках исполнения указа президента РФ «О национальном центре авиастроения». В 2012 году Госкорпорация Ростех и Объединенная авиастроительная корпорация разработали план по созданию гражданского аэропорта на базе аэродрома ЛИИ.
Строительство аэропорта Жуковский, 2015 год
Проект аэропорта был утвержден в 2014 году. Он предусматривал возведение двух пассажирских терминалов, гостиницы, автопарковки и стоянок, а также вокзала для электропоездов-аэроэкспрессов. В 2015 году начались работы над первым терминалом и подготовка инфраструктуры аэродрома под требования гражданской авиации. Уже в 2016 году аэропорт, получивший имя «Жуковский», был торжественно открыт для региональных и международных рейсов. С начала реализации проекта до его запуска прошло всего 13 месяцев. Управляет аэропортом холдинг «Рампорт Аэро», совладельцем которого является входящая в Ростех компания «ТВК Россия».
Аэропорт располагается на юго-востоке Московской области в 23 км от Москвы. Площадь аэропорта составляет 17 600 кв. м, пропускная способность – 2 млн пассажиров в год. В 2019 году Жуковский обслужил 1,32 млн пассажиров. Из аэропорта можно улететь примерно в сорока направлениях России, ближнего и дальнего зарубежья.
Председатель правительства РФ Д.А. Медведев на открытии аэропорта Жуковский, 2016 год
Стоит сказать, что, вступив в гражданские ряды, Жуковский сохранил свое значение как аэропорт совместного базирования экспериментальной, государственной и гражданской авиации. Сегодня на аэродроме продолжаются испытательные полеты, а также базируется спецтехника МЧС России. Растет роль Жуковского как хаба для международных грузоперевозок. Такой подход не является чем-то уникальным в мировой практике и давно зарекомендовал себя. Подобные универсальные авиацентры есть, например, у Airbus в Тулузе и Bombardier в Монреале.
Четыре года роста
В мае аэропорту исполнилось 4 года. За это время Жуковский смог достичь значительных результатов. Он вошел в число 25 крупнейших аэропортов России и в 20 самых удобных аэропортов России по рейтингу Forbes, а также стал самым быстрорастущим аэропортом Московского региона. Ежегодно Жуковский становится победителем различных авиационных премий.
Ряд особенностей делают новый аэропорт привлекательным для авиаперевозчиков. В гражданской авиации существует такое понятие, как квотирование полетов, ограничивающее иностранным компаниям количество возможных рейсов в аэропорты Москвы. Жуковский относится к региональным аэропортам, что позволяет авиакомпаниям увеличить количество рейсов, обойдя столичные квоты.
Исключительность Жуковского заключается также в том, что он может принимать воздушные суда любых типов без ограничения взлетной массы. Это стало возможным благодаря необычной взлетно-посадочной полосе ЛИИ, созданной для экспериментальных полетов. Длина полосы – около 5,5 км, что делает ее самой длинной в Европе и одной из самых длинных в мире. В свое время эта полоса рассматривалась как один из вариантов для запуска космического корабля «Буран».
Еще один заманчивый для авиаперевозчиков момент заключается в том, что за счет своих небольших размеров Жуковский может предложить более выгодные условия для содержания самолетов. Этим преимуществом охотно пользуются не только небольшие авиакомпании, но и перевозчики первого эшелона, например «Уральские авиалинии».
Авиалайнер МС-21-300 совершает посадку на территории аэропорта Жуковский. Фото: ОАК
Аэропорт продолжает наращивать мощности. В этом году открыт логистический комплекс ЖИА КАРГО с международным грузовым терминалом, способный обслужить 100 тыс. т грузов в год. В октябре аэропорт Жуковский вторым в России получил сертификат RA-3 (Regulated Agents Third country), являющийся необходимым условием для упрощенной организации авиационных грузоперевозок на территорию Евросоюза.
Аэропорты Москвы — как добраться до города
Поездка на такси обойдется в круглую сумму — от 1000 до 4000 ₽, в зависимости от пункта назначения. Категорически не рекомендуется пользоваться услугами частников — официальные службы есть в каждом терминале на первом этаже, или же можно вызвать машину по телефону из города.
Домодедово (DME)
Аэропорт Домодедово расположен дальше всех прочих — в 22 км от МКАД и в 43 км от центра столицы. Здесь достаточно просто ориентироваться, поскольку аэропорт состоит из одного терминала. Дорога в город, в зависимости от выбранного транспорта и времени поездки, займет от 45 минут до полутора часов.
Главное здание Международного аэропорта Домодедово © Nordroden / Shutterstock
Аэроэкспресс
В Домодедово есть собственный железнодорожный вокзал. Станция находится слева от выхода — поезд следует на Павелецкий вокзал без остановок. Аэроэкспресс ходит с 6:00 до 0:30, интервал движения составляет полчаса.
Автобус
Остановка расположена рядом с ж/д станцией аэроэкспресса. Автобус № 308 и маршрутка № 30 привозят пассажиров к метро «Домодедовская». Они ходят с интервалом 5-20 мин, ночью — раз в полчаса. Формально время в пути составляет 45 мин, но это только в том случае, если на шоссе не будет пробок — днем, в час пик, можно потратить на дорогу 2-3 часа. Билет на автобус стоит от 100 ₽.
Такси
Это самый дорогой и нерациональный с точки зрения экономии времени вариант. Но если все же решите ехать на такси — заказывайте машину у официальных служб. Частники возьмут за поездку дороже, многие из них не ориентируются в Москве и плохо водят автомобиль. Ориентировочная цена составляет 1500-2500 ₽.
Внуково (VKO)
Аэропорт Внуково расположен в 10 километрах от МКАД. Он отличается удобной планировкой — все три терминала находятся у одной подъездной дороги и соединены между собой переходами. По большей части сюда прилетают региональные рейсы и самолеты из стран СНГ — из стран дальнего зарубежья самолетов мало и обычно это чартеры.
Аэропорт Внуково © Mikhail Starodubov / Shutterstock
Аэроэкспресс
Поезда отправляются от Терминала A — вход на станцию расположен через дорогу. До центра Москвы (конечная остановка на Киевском вокзале), можно доехать всего за 35 минут. Аэроэкспресс начинает свою работу в 06:00 и заканчивает в полночь.
Автобус
Автобусная остановка расположена на расстоянии около 100 метров от Терминала B. Чтобы туда попасть, нужно перейти дорогу, обойти здание паркинга (здесь есть билетные кассы) и еще раз перейти дорогу. Автобусы № 611, 611с следуют до станций метро красной ветки метрополитена — «Юго-Западной» и «Тропарево». Одна поездка стоит 30 ₽ в кассе и 50 ₽ у водителя. Билет дает право пользоваться любым другим общественным транспортом в течение полутора часов с момента посадки. Время работы автобусов — с 05:00 утра до 01:00 ночи. Промежуток в движении составляет 10-15 минут, но может значительно увеличиваться в часы пик.
Такси
Стоимость поездки на такси из Внуково начинается от 1000 ₽ — это цена до ближайшей станции метро. Заказать машину можно на первом этаже зала прилетов терминалов A и B.
Москва в деталях
Популярные публикации
Путешествия
Путешествия
Путешествия
Активный отдых
Путешествия
Путешествия
Путешествия
Обзоры
Путешествия
Рекомендуем
Как добраться: новый терминал Московского регионального аэропорта Pullman будет в пять раз больше
В связи с тем, что Pullman собирается построить терминал аэропорта в пять раз больше существующего, чиновники надеются, что больше жителей Palouse предпочтут летать ближе к дому.
По мере завершения семилетнего проекта реконструкции взлетно-посадочной полосы стоимостью 158 миллионов долларов, в следующем месяце начнется строительство нового терминала Московского регионального аэропорта Пуллман стоимостью 81 миллион долларов.
Улучшения приведут аэропорт в соответствие со стандартами обслуживания больших самолетов и пассажиропотока.
Новый терминал будет расположен в северо-западной части аэропорта, и ожидается, что он будет завершен к концу 2023 года. Он заменит старый терминал площадью 8 785 квадратных футов, построенный в 1989 году.
Новое здание начнется в 43 000 квадратных футов с возможностью расширения. С текущим пассажиропотоком терминал должен быть ближе к 50 000, сказал исполнительный директор аэропорта Тони Бин.
Общее количество пассажиров, прибывающих и вылетающих из аэропорта, увеличилось с примерно 30 100 в 2009 г.до примерно 70 500 в 2019 году, за год до того, как пандемия повлияла на авиаперевозки. Alaska Airlines в настоящее время предлагает три рейса в день в Сиэтл и пять рейсов в неделю в Бойсе. Для сравнения, в 2019 году около 1 944 400 человек прилетели в международный аэропорт Спокан и вылетели из него. много с существующим зданием, потому что его нельзя расширить; парковка забита до предела».
Новая автостоянка будет в три раза больше, и на ней будет больше места для арендованных автомобилей.
Внутри нового терминала будет место для двух полос досмотра Администрации транспортной безопасности, торговых точек по обеим сторонам зоны безопасности, офисов проката автомобилей и авиакомпаний, а также зоны выдачи багажа с каруселью. Здание будет двухуровневым: пассажиры будут использовать верхний этаж, а нижний этаж на уровне взлетно-посадочной полосы будет использоваться для обработки багажа. Таким образом, пассажиры останутся на одном уровне.
Будет три выхода на посадку, а также дополнительный выход, который можно использовать для чартерных рейсов. У одних ворот будет посадочный мостик, у других – наземный. Другие мосты могут быть добавлены позже. В настоящее время пассажиры загружаются и выгружаются только с земли.
«Мы очень стараемся думать об этом как можно дальновиднее, потому что мы видели, что происходит, когда вы отстаете», — сказал Бин.
Ориентировочная стоимость в 81 миллион долларов включает не только здание, но и перрон для стоянки самолетов, стоянку и все инженерные расходы.
«Строительство — это, вероятно, самая дешевая часть, потому что в первую очередь нужно построить инфраструктуру, — сказал Бин.
Новый терминал связан с гораздо более крупным проектом перестройки и расширения взлетно-посадочной полосы, который начался в 2015 году. Осевая линия рулежной дорожки в соответствии со стандартами Федерального управления гражданской авиации. Перед посадкой более крупного самолета пришлось полностью расчистить рулежную дорожку. Теперь самолеты могут ждать на рулежной дорожке, пока другие приземляются или взлетают, что значительно упрощает работу.
Взлетно-посадочная полоса была немного перемещена и повернута на 5,5 градусов против часовой стрелки, чтобы обеспечить лучший зазор с окружающей местностью. «По сути, мы построили совершенно новый аэропорт поверх существующего», — сказал Бин.
Аэропорт работал на протяжении всего проекта, за исключением одного месяца, когда они перешли со старой взлетно-посадочной полосы на новую. Новая взлетно-посадочная полоса функционирует с 2019 года, хотя небольшие работы на ней продолжаются до сих пор.
Взлетно-посадочная полоса была расширена с 6700 до 7100 футов в длину и со 100 до 150 футов в ширину. Теперь он может обслуживать самолеты Boeing 737, которые университеты арендуют для спортивных команд.
Крупный проект включал в себя несколько приобретений земли, перенос коммуникаций и почти 9 миллионов кубических ярдов земляных работ.
Аэропорт также воспользовался возможностью установить систему посадки, чтобы улучшить посадку в плохую видимость.
«Одной из проблем, которая действительно беспокоила Pullman-Moscow, была надежность, — сказал Бин. «У нас просто не было возможности с приборами и освещением для посадки самолетов, если только погода не была значительно выше, чем в других аэропортах, подобных нашему».
По его словам, количество отмен в аэропорту из-за видимости увеличилось с 90 в среднем до восьми. «У нас все еще есть отмены, у всех есть погода, но они значительно ниже, чем все, что мы видели до новой взлетно-посадочной полосы».
Проекты частично финансировались за счет пожертвований городов Пуллман и Москва, округов Лата и Уитмен, Университета штата Вашингтон и Университета Айдахо, штатов Айдахо и Вашингтон, а также за счет грантов и даже частных доноров. .
Schweitzer Engineering Laboratories пожертвовала 1 миллион долларов на взлетно-посадочную полосу, а ее основатель Эд Швейцер выделил еще 1 миллион долларов.
В этом году FAA выделило аэропорту грант в размере 17 миллионов долларов на строительство нового терминала и 11 миллионов долларов на первый этап строительства перрона нового терминала.
Благодаря всем обновлениям появляется больше возможностей для расширения коммерческих рейсов в большее количество городов.
Согласно анализу спроса пассажиров на конец 2019 года, проведенному инженерной фирмой Mead and Hunt, которая курировала оба проекта, 32% путешественников использовали маршрут Pullman-Moscow, 54% направлялись в международный аэропорт Спокан и 14% — в другие аэропорты.
Хотя рейсы из Пуллмана лишь немного дороже, чем те же рейсы из Спокана, в Спокане есть гораздо больше возможностей для путешественников, конечный пункт назначения которых находится за пределами Сиэтла или Бойсе.
«Мы никогда не станем размером со Спокан, но мы рядом, удобны и связаны», — сказал Бин. Он не рассматривает Спокан как конкурента, поскольку его цель — служить сообществам, которым принадлежит аэропорт.
«У нас есть долг перед людьми, которые платят налоги, которым принадлежит эта инфраструктура. И это одна хорошая вещь об аэропортах. Аэропорты — единственная часть действительно крупной транспортной инфраструктуры, которой может владеть небольшое сообщество».
Однако предпринимаются усилия по расширению услуг. Прямые рейсы в Бойсе возобновились в августе прошлого года после нескольких лет бездействия. Совет по образованию штата Айдахо и Университет Айдахо субсидируют полеты в столицу штата Айдахо, чтобы поощрить зачисление в Университет Айдахо в Москве. У университета один год до трехлетнего контракта с Alaska Airlines.
«У меня была возможность летать этим рейсом, и это здорово», — сказал мэр Пуллмана и председатель правления аэропорта Глен Джонсон. «Это прямой рейс, к тому же вы можете сделать пересадку в Бойсе, поэтому вам не нужно лететь через Sea-Tac».
В новых помещениях могут разместиться несколько авиакомпаний. У аэропорта есть грант от Министерства транспорта США, чтобы помочь установить больше маршрутов. По словам Джонсона, с United Airlines велись переговоры об открытии рейса в Денвер, но они приостановлены из-за нехватки персонала и пилотов.
Репортаж Джеймса Хэнлона для The Spokesman-Review частично финансируется Report for America и членами сообщества Спокана. Эта история может быть бесплатно переиздана другими организациями по лицензии Creative Commons. Для получения дополнительной информации об этом, пожалуйста, свяжитесь с главным редактором нашей газеты.
Москва Шереметьево отмечает открытие реконструированной взлетно-посадочной полосы – Airport World
Московский международный аэропорт Шереметьево, открывший в начале 2020 года «новый и улучшенный» Терминал С, завершил сложный, но насыщенный событиями год открытием реконструированной взлетно-посадочной полосы-1.
Взлетно-посадочная полоса имеет две новые скоростные выездные рулежные дорожки, которые, по словам российского шлюза, обеспечивают наличие аэродромных сооружений и пропускной способности аэродрома для обслуживания до 110 миллионов пассажиров в год.
Министр транспорта РФ; Вместе с председателем совета директоров аэропорта
Александром Пономаренко на торжественной церемонии ввода в эксплуатацию обновленной взлетно-посадочной полосы среди высоких гостей присутствовали глава Росавиации и первый заместитель министра экономического развития.
«Мы смогли провести реконструкцию ВПП-1, которая является важным этапом развития аэродромного комплекса, благодаря действующему концессионному соглашению между государством в лице Росавиации и аэропортом Шереметьево», — отметил Пономаренко.
«В результате на сегодняшний день мы имеем три взлетно-посадочные полосы, которые в совокупности с развитием пропускной способности терминалов и в условиях нормализации пассажиропотока дают возможность достичь нашей стратегической цели по обслуживанию 110 млн пассажиров в год».
Участники и гости мероприятия стали свидетелями уникального масштабного парада аэродромной техники, в ходе которого колонна из 38 специализированных автомобилей в течение всего года обеспечивала содержание аэродрома и обслуживание прибывающих самолетов.
Мероприятие проходило в заснеженной Москве, в связи с чем в аэропорту отметили, что его «мощное техническое вооружение и сотни эффективных единиц аэродромного оборудования и транспортных средств» обеспечивают «высокую степень пунктуальности, надежности и безопасности полетов даже в экстремальные погодные условия».
Реконструкция взлетно-посадочной полосы-1 стоимостью 114 млн долларов США была приоритетным проектом аэропорта в 2020 году в рамках его Долгосрочной программы развития и была завершена практически без перерыва в движении, которое продолжало использовать две другие взлетно-посадочные полосы Шереметьево.
Модернизация была завершена всего за 10 месяцев и означает, что взлетно-посадочная полоса длиной 3552 м теперь способна принимать все типы самолетов, вплоть до А380 и гигантских грузовых самолетов Антонов.
Шереметьево Эксплуатант АО «МАШ» отмечает, что ввод в эксплуатацию новой структуры воздушного пространства и эксплуатация трех взлетно-посадочных полос повысит топливную экономичность авиакомпаний, а также безопасность и пунктуальность полетов, а также снизит нагрузку на диспетчерский и летный состав за счет использования бесконфликтных моделей прибытия и отправления.
В нем добавляется, что современная аэродромная и терминальная инфраструктура Шереметьево «открывает широкие возможности для долгосрочного роста и развития» его авиакомпаний, поскольку аэропорт стремится стать одним из ведущих мировых хабов.
Москва Шереметьево, конечно же, уже является крупным транзитным узлом для сообщения между Европой и Азией и базой для национальной авиакомпании «Аэрофлот».
Помимо открытия обновленного Терминала С, в этом году в Шереметьево открылся новый ангар и комплекс технического обслуживания воздушных судов Группы «Аэрофлот».
Он стоит 57 миллионов долларов и, по словам оператора аэропорта, ООО «СИА», является первым объектом такого рода в России.