Жертвами крушения Ту-22М3 в Мурманской области стали три летчика

МОСКВА, 22 янв — РИА Новости. Стратегический бомбардировщик Ту-22М3 разбился в Мурманской области после того, как попал в снежный заряд, сообщает Минобороны. Погибли три летчика, еще один остается в тяжелом состоянии.

ЧП произошло на авиабазе Оленья в поселке Высокий около двух часов дня. По данным Минобороны, во время планового полета самолет попал в снежный заряд и совершил жесткую посадку.

"В результате жесткого касания взлетной полосы воздушным судном произошло его разрушение", — говорится в сообщении ведомства.

В Минобороны отметили, что самолет был без боекомплекта.

Как рассказал источник РИА Новости, при посадке бомбардировщик раскололся на две части и загорелся. К тушению пожара привлекались оленегорская пожарная часть №43 и военнослужащие. Во время крушения произошел разлив топлива.

22 января, 15:26

Аварии и катастрофы военных самолетов в России в 2016-2019 годах

В аварии погибли два члена экипажа. Еще двое пострадали, их доставили в больницу. Позже стало известно, что один из раненых летчиков скончался, второй остается в реанимации в тяжелом состоянии.

Что известно про разбившийся самолет

В пресс-службе ПАО "Туполев" сообщили, что разбившийся Ту-22М3 построили на Казанском авиационном заводе имени Горбунова в 1986 году. В последний раз он проходил ремонт в 2012 году на авиазаводе в Калининграде.

В Минобороны подтвердили эту информацию, добавив, что в ближайшее время бомбардировщик планировался к модернизации.

На место аварии вылетела комиссия военного ведомства, она установит все обстоятельства произошедшего.

В Минобороны отметили, что рассматривают все версии ЧП, в том числе техническую неисправность самолета.

Ту-22М3

Ту-22М3 — дальний многорежимный бомбардировщик-ракетоносец, предназначенный для поражения наземных и морских целей с больших, средних и малых высот. Принят на вооружение в 1989 году. Это самый массовый бомбардировщик дальней авиации — всего выпущено 268 самолетов этой модификации. Ту-22М3 не раз принимали участие в нанесении ударов по террористам в Сирии.

Читать далее

Сдвиг ветра

Стратегический бомбардировщик мог рухнуть на взлетно-посадочную полосу из-за вертикального порыва ветра во время снегопада, считает авиационный эксперт, кандидат технических наук Вадим Лукашевич.

"Они заходили на посадку, но в момент касания вертикальная скорость была не погашена. Возможно, сдвиг ветра. Это очень опасное явление, которое приводит к таким последствиям", — сказал он, пояснив, что сдвиг ветра — это движение больших масс воздуха в вертикальном направлении на небольшой высоте.

"Самолет теряет высоту. Сдвиг ветра не контролируется метеослужбами аэропорта", — добавил эксперт.

По его предположению, самолет бросило порывом ветра вниз метров на пятьдесят. При этом самолет находился в снегопаде, то есть летчики, считает Лукашевич, потеряли ориентацию и даже не могли ничего сделать.

"Самолет фактически плюхнулся на полосу со скоростью десять метров в секунду, не меньше <…> Здесь причина явная — метеоусловия ", — заключил эксперт.

Снежный заряд — это сильный снегопад, сопровождающийся резким усилением ветра. Обычно такие явления наблюдаются в тылу циклонов и на холодных фронтах. Опасность снежных зарядов в том, что при их прохождении видимость резко уменьшается почти до нуля.

22 января, 15:57

Бомбардировщик Ту-22М3: летно-технические характеристики

ria.ru

Старый новый самолет: на что способен Ту-22М3М | Статьи

На Казанском авиационном заводе выкатили новую версию бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М. Модернизированный самолет с индексом Ту-22М3М вскоре должен стать одной из основ ударной мощи Воздушно-космических сил России. Портал iz.ru разбирается в перспективах и возможностях новой машины.

История «Евростратега»

Бомбардировщики Ту-22М2/М3, в 1970–1980-е годы массово сменившие дозвуковые Ту-16 и первые сверхзвуковые Ту-22Б/Ту-22К в составе ВВС СССР, нередко называли «Евростратегами» — подчеркивая, что их дальность, недостаточная для межконтинентальных операций, позволяет, действуя с территории СССР, атаковать любые цели в Европе (и шире — на Евроазиатском континенте и в Северной Африке). Кроме того, новые машины поступали в морскую ракетоносную авиацию ВМФ СССР, став одним из двух главных инструментов борьбы с авианосными группами потенциального противника.

В общей сложности для Минобороны СССР построили около 500 бомбардировщиков Ту-22М2 и М3, подавляющее большинство которых после распада Советского Союза досталось РФ.

Ту-22М3 взлетает с аэродрома Дягилево

Фото: commons.wikimedia.org/Alex Beltyukov

В последующие годы их парк сильно сократился: все Ту-22М2 были списаны, кроме того, ликвидированы части морской авиации с передачей оставшейся (очень небольшой) части Ту-22М3 в ВВС. К настоящему времени в составе командования дальней авиации ВКС России насчитывается, по имеющимся данным, около 70 самолетов Ту-22М3.

Машины этого типа активно участвовали в локальных конфликтах, начиная с войны в Афганистане и заканчивая операцией в Сирии. При этом основным используемым оружием во всех этих войнах были свободнопадающие авиабомбы разных типов. Ракетное оружие, будь то сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты Х-22 или аэробаллистические Х-15, так и остались в арсеналах — война, для которой они создавались, к счастью, на произошла.

Теневой «стратег»

Разговоры о модернизации парка Ту-22М3 начались еще в 1990-е годы, однако в этот период шансов на реализацию подобных планов не было никаких. К середине 2010-х годов появились первые слухи о разработке варианта Ту-22М3М, основными отличиями которого должна стать новая авионика, системы радиоэлектронной борьбы и новое вооружение — включая крылатые ракеты Х-32 (развитие Х-22 с большей дальностью и скоростью полета) и ряд других образцов высокоточного оружия, включая корректируемые авиабомбы.

Помимо прочего, отличием Ту-22М3М от Ту-22М3 должно стать возвращение на обновленную машину системы дозаправки в воздухе. Ранее, еще в конце 1970-х годов, СССР согласился демонтировать это оборудование со всех Ту-22М (и не устанавливать на перспективный 22М3) в рамках соглашения об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2. В дальнейшем Ту-22М не входили в зачет ядерных сил и по договору СНВ-1, однако сейчас ситуация может измениться.

Выкатка для наземных и летных испытаний модернизированного бомбардировщика Ту-22М3М на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

«То, что известно о модернизации М3М, позволяет говорить о том, что машина теперь попадает под определение тяжелого бомбардировщика, данное в договоре СНВ-1 и повторенное в действующем Пражском договоре. Там достаточно выполнения одного из двух условий: практической дальности свыше 8 тыс. км либо оснащения ядерными КР с дальностью свыше 600 км. Первое условие выполняется за счет системы дозаправки, второе — за счет оснащения перспективными ракетами Х-32, которые, как сообщалось, имеют дальность свыше 600 км. Вопрос о включении самолета в состав зачетных данных должен обсуждаться сторонами на двусторонней консультативной комиссии», — отметил в разговоре с корреспондентом портала iz.ru научный сотрудник центра международной безопасности института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Константин Богданов.

«Как сообщалось, модернизации по М3М должны быть подвергнуты около 30 самолетов. Если отталкиваться от последних официальных данных, то включение этих машин в зачет не превысит потолки, определенные договором (700 развернутых носителей и 1550 боезарядов)», — добавил он.

Одна из ранних версий Ту-22 в полете

Фото: оввакул.рф

Кормовая турель Ту-22

Фото: оввакул.рф

Ту-22 выкатился за пределы посадочной полосы из-за отказа двигателя на взлете. Этот самолет был одним из самых сложных и требовал в управлении очень опытной руки — еще до принятия его на вооружение в 1962 году было потеряно сразу несколько машин

Фото: airforce.ru/архив Э.И. Казимирова

Герой Советского Союза летчик-испытатель Юрий Алашеев, впервые поднявший Ту-22 в воздух 21 июня 1958 года. Позднее летчик погиб при испытаниях этого самолета

Фото: авиару.рф

Подготовка сверхзвукового ракетоносца Ту-22 к полетам, СССР, январь 1972 года

Фото: ТАСС/Г. Омельчук

Ту-22Б ВВС Ливии, весна 1977 года. Снимок сделан летчиками палубной авиации ВМС США, сопровождавшими машину в полете

Фото: commons.wikimedia.org/U.S. Navy

В Дальней авиации России Ту-22 пролетал до 1994 года. В августе 1994 года последние самолеты Ту-22 (из состава двух авиаполков) покинули Белоруссию и перелетели на базу утилизации в Энгельс, хотя у самолетов еще оставался запас ресурса. Этот самолет находится в музее города Энгельса

Фото: commons.wikimedia.org/Василий Зимин

Бомбардировщики Ту-22 на площадке подготовки к утилизации, 1990-е годы

Фото: ТАСС/Анатолий Морковкин

Ту-22М — принципиально новая машина, созданная в развитие Ту-22. Дальний бомбардировщик Ту-22М3 наносит авиационный удар по объектам террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в России) в Сирии

Фото: РИА Новости/Министерство обороны РФ

Вместе с тем собеседник редакции обратил внимание на проблемы, которые могут возникнуть в процессе переговоров по этой теме. «На данный момент перспектив быстрого заключения нового соглашения о СНВ практически нет. На это влияют и испорченные отношения двух сторон, и накопившиеся сложности в режимах контроля над вооружениями. В частности, Пражский договор прямо требует от сторон рассмотреть вопрос о новых системах стратегических вооружений, не подпадающих под соглашение. Это, например, «Посейдон», «Буревестник», возможно, «Кинжал» (а точнее — класс баллистических ракет воздушного старта с определенной дальностью, как это было в ОСВ-2 и СНВ-1). Также под договорное определение баллистической ракеты не попадает «Сармат» в оснащении планирующими крылатыми блоками», — сказал Константин Богданов.

Самолет Ту-22М3М на стадии глубокой модернизации в цехе окончательной сборки Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

По мнению специалиста, до исключения этих вооружений из серой зоны трудно будет говорить о «новой Праге». Разумным представляется продление действующего договора до 2026 года и поэтапное разрешение возникших проблем на переговорах — с выработкой определений для следующего соглашения.

Однако сейчас трудно сказать, насколько это разумное решение может быть реализовано в условиях беспрецедентно низкого уровня доверия между Москвой и Вашингтоном.

По мнению беседовавших с корреспондентом портала iz.ru офицеров ВКС РФ, модернизация Ту-22М3 в вариант М3М не составит проблем, и, скорее всего, 30 оговоренных машин будут поставлены к 2021–2022 годам. Вместе с тем в дальнейшем рассматривается вариант более глубокого совершенствования имеющихся самолетов, включая, возможно, часть списанных ранее бортов. Перспективный самолет, предположительно обозначенный как Ту-22М7, может получить, помимо всего прочего, и вновь запущенные в производство двигатели НК-32, предназначенные для бомбардировщиков Ту-160, выпуск которых предполагается возобновить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

iz.ru

Оружие: Наука и техника: Lenta.ru

На Казанском авиастроительном заводе состоялась выкатка российского ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3М, сообщает ТАСС.

«Первый опытный самолет Ту-22МЗМ был создан в рамках масштабной программы модернизации авиационных комплексов стратегической и дальней авиации, которую выполняет ПАО "Туполев" в настоящее время. Следующий этап программы — глубокая модернизация первой партии строевых самолетов Ту-22МЗ», — заявил на церемонии генеральный директор «Туполева» Александр Конюхов.

После презентации Ту-22МЗМ будет передан на этап наземных и летных испытаний.

«Решение о начале модернизации самолетов строя Минобороны примет по результатам государственных совместных испытаний. В целом программа модернизации авиационных комплексов позволит обеспечить эксплуатацию самолетов стратегической и дальней авиации на длительную перспективу и эффективное выполнение ими задач по предназначению», — подчеркнул Конюхов

Новый бомбардировщик Ту-22М3М обладает искусственным интеллектом. Такое заявление сделал командующий дальней авиацией Сергей Кобылаш.

Материалы по теме

00:02 — 30 января 2018

В июне этого года капитан первого ранга Константин Сивков заявил, что Ту-22М3, оснащенный тремя крылатыми ракетами Х-32, способен поразить любой американский авианосец.

Дальний многорежимный бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3, предназначенный для поражения наземных и морских целей с больших, средних и малых высот, принят на вооружение в 1989 году. Всего выпущено 268 самолетов данной модификации. Бомбардировщики Ту-22М3 участвовали в нанесении авиаударов по террористам в Сирии.

До уровня Ту-22М3М планируется модернизировать около 30 самолетов Ту-22М3. Обновленные машины получат современное бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение. В перспективе Ту-22М3М оснастят гиперзвуковыми ракетами авиационного комплекса «Кинжал», дальность применения которого в составе ракетоносца-бомбардировщика оценивается в три тысячи километров.

Больше важных новостей в Telegram-канале «Лента дня». Подписывайтесь!

lenta.ru

Широкой публике представлен модернизированный сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М

Новейший модернизированный сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М представлен 16 августа широкой публике. Красавец, задуманный еще в советское время, благодаря современным разработкам сильно помолодел внутри. И нарастил вооружение.

Ту-22М3М получит высокоточные крылатые и гиперзвуковые ракеты. Управлять таким арсеналом будет уникальная цифровая система, использующая ГЛОНАСС. Есть и передовое оборудование радиоэлектронной борьбы.

Несмотря на то, что из ангара Казанского авиазавода выкатывают настоящую премьеру дальней авиации, кажется, что с этим самолетом мы уже давно знакомы. Новый Ту-22М3М сохранил облик нескольких поколений дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. Так, каждый раз, когда мы вспоминаем разгром ИГИЛ, то обязательно возвращаемся к этим кадрам — «оружие возмездия» гроздьями высыпается на позиции террористов из бомболюков Ту-22. Это уже история.

А это будущее — опередивший время гиперзвуковой комплекс «Кинжал». Истребитель МиГ-31 берет под брюхо только одну такую ракету. Новые поколения Ту-22 смогут нести до четырех «Кинжалов».

«Он выглядит внешне, как самолет, который на картинках в какой-то степени даже примелькался, в Сирии принимал участие. Внутри это принципиально другой самолет с совершенно другими системами, совершенно другими возможностями, совершенно другой силой и угрозой для потенциальных противников», — отмечает президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Юрий Слюсарь.

Новейший Ту-22М3М сохранил изменяемую стреловидность крыльев, но материалы для обшивки самолета теперь используются композитные. Вместо устаревших аналоговых систем управления — электроника, способная самостоятельно принимать решения в бою, то есть искусственный интеллект.

«Система радиоэлектронного оборудования позволяет без вмешательства летчика обнаруживать опасности и угрозы, которые существуют, правильно реагировать, выставлять помехи и применять вооружение без вмешательства летного состава», — поясняет командующий Дальней авиацией ВКС России Сергей Кобылаш.

Подробностей о новом самолете известно немного. Он получит более мощные и экономичные двигатели, но пока это все, что о них можно сказать наверняка. Точные характеристики нового бомбардировщика-ракетоносца засекречены. В общих чертах командующий Дальней авиацией говорит, что Ту-22М3М и по боевым, и по летным характеристикам в два раза мощнее машин последнего поколения своего семейства.

«Современные угрозы, которые существуют, предполагают, чтобы мы работали на «дальней руке», увеличивая дальность и возможности самолетов-носителей и вооружения. Как раз этот самолет и предполагает «руку» перенести на более дальние расстояние, чтобы те угрозы, которые существуют, к нашим границам не приближались бы», — говорит Сергей Кобылаш.

Впрочем, ключевые задачи нового сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца прежние — корабельные группировки противника и авианосцы прежде всего. Теперь на максимальной удаленности от российских границ. 

К штатному бомбовому и ракетному вооружению семейства Ту-22 в М3М добавится высокоточная крылатая ракета Х-32. Максимальная скорость — 5400 километров в час. Высота полета — 40 километров. Оттуда, из стратосферы, ракета будет пикировать на флот потенциальных врагов. Она уже принята на вооружение. 

Ту-22М3М сейчас пока только поступил на испытание. Но уже с 2021 года новые самолеты начнут поступать в Воздушно-космические силы России, речь идет о минимум 30 машинах.

www.1tv.ru

Казанский авиазавод вернет Ту-22М3 «второе дыхание»

9.05.2018

На Ту-22М3М установят оборудование для дозаправки в воздухе, убрать которое с «дальников» при подписании СНВ-2 потребовали американцы

Заявленная недавно модернизация бомбардировщика Ту-22М3 по эффекту для военных и КАЗа может оказаться посильнее, чем даже реанимация строительства «Белого лебедя». Преимущество новой «тройки» хотя бы в том, что она, похоже, уже есть, а Ту-160М2 еще неизвестно, будет ли. На заокеанских партнеров же произведет впечатление то, что версия Ту-22М3М, по информации «БИЗНЕС Online», получит аппаратуру, потенциально делающую машину еще одной «длинной рукой» России.

На Казанском авиазаводе им. Горбунова – филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) скоро начнут готовить к первому полету первый ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М Фото: ©Сергей Мамонтов, РИА «Новости»

«...И ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ САМОЛЕТ»

На Казанском авиазаводе им. Горбунова – филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) готовят к первому полету новый ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М, сообщили «БИЗНЕС Online» на предприятии. Это радикальная модернизация знаменитых Ту-22М3, которых в Казани выпустили аж 268. Ранее сообщалось, что это будет, по сути, не модернизированный, а совершенно другой самолет: с новейшей авионикой, двигателями и вооружением. Но за перечислением всевозможных улучшений «потерялся» важнейший аспект модернизации. По данным источников «БИЗНЕС Online» в авиапроме, на ракетоносцы вернут аппаратуру дозаправки в воздухе, которую с машин линейки Ту-22М в свое время убрали под давлением американцев.

Для понимания вопроса — немного предыстории.

Работы над Ту-22М начались в 1965 году и декларировались как глубокая модернизация Ту-22. Но в ходе развития проекта общего у них осталось только тактическое назначение. Характеристики нового бомбардировщика-ракетоносца подгонялись под решение двух основных задач: нанесение ударов по стратегическим целям в пределах континента и поражение авианосных ударных групп и соединений. Постановление Совета Министров СССР от ноября 1967 года обязывало спроектировать дальний носитель ракеты типа X-22. Максимальная скорость оговаривалась 2300–2500 км/ч, дальность полета на дозвуке — 7000 км/ч, длина разбега и пробега не должна была превышать 1600 метров.

Результаты испытаний в 1969 году обозначили необходимость дальнейшей модернизации: Ту-22М0 показал дозвуковую дальность полета — 4140 км, максимальную скорость — 1530 км/ч и длину разбега — 2600 м, что, конечно, не могло удовлетворить ни ВВС, ни ОКБ. В декабре 1969-го принимается решение по модернизации Ту-22М0 в Ту-22М1. К 1973 году в Казани построили 9 самолетов, но в строевые части они так и не поступили — основные характеристики оказались ниже требуемых. Крупной серией решили строить дальнейшее развитие темы — Ту-22М2. Головная «двойка» взлетела 7 мая 1973 года, а испытания и доводки проводились до 1975-го. Увы, по сравнению с «единицей», летные характеристики изменились мало. Тем не менее в августе 1976-го самолет приняли на вооружение Дальней авиации и авиации ВМФ. Всего до окончания в 1983 году серийного производства в Казани построили 211 Ту-22М2.

Но, чтобы обеспечить заданные еще в 1967 году параметры, надо было продолжить модернизацию. Она привела к созданию Ту-22М3. Его первый полет состоялся 20 июня 1977 года, а с 1978-го «тройку» запустили в серийное производство. По летно-тактическим характеристикам Ту-22М3 значительно превосходит Ту-22М2: максимальная скорость — 2000 км/ч, потолок — 13,3 тыс. м, дальность – 6800 км, боевая нагрузка — до 24 т, суммарная боевая эффективность по сравнению с предшественником увеличилась в 2,2 раза. Но из-за множества доработок официально машину приняли на вооружение только в марте 1989 года. Всего в Казани построили 268 этих самолетов. Производство прекратили в 1993 году (тогда же, когда и Ту-160), предположительно, по договоренности с американцами. Считается, что сегодня на крыле 62 Ту-22М3.

Отметим, что самолет нравился экипажам. Заслуженный летчик-испытатель России Михаил Ковбасенко, который в годы становления «тройки» был шеф-пилотом КАЗа, рассказывал корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Настоящая солдатская машина. Легка в управлении, многое прощает — если даже ей управлять грубовато, она не будет обижаться. Несмотря на то, что это большой и тяжелый самолет, на нем можно было крутить „бочку“... И очень красивый самолет».

Интересная деталь: в технических руководствах к самолетам раздел с описанием системы дозаправки заливался тушью, изображение штанги ретушировалось даже на старых фотографиях Ту-22МФото: ©Министерство обороны РФ, РИА «Новости»

ПУГАЛО ДЛЯ ОБЫВАТЕЛЯ

Военная техника — это всегда не просто товар, но предмет политического торга, орудие для всякого рода манипуляций, а уж тяжелые ракетоносцы-бомбардировщики — тем более. С 90-х Россия попугивала возможностью поставки Ту-22М на экспорт, правда, оговариваясь: в варианте, исключающем применение ядерного оружия. Сообщалось, что в июле 1992 года велись переговоры о продаже 12 машин Ирану и что даже заключен договор... В 2001-м на авиасалоне в Бангалоре было объявлено о намерении поставить Индии в лизинг четыре Ту-22М3, а в 2004-м о достигнутых договоренностях (на этот раз — о продаже) сообщал тогдашний министр обороны России Сергей Иванов. В 2005 году в СМИ обсуждалась вероятность поставки партии Ту-22М3 в Китай... Один из руководителей казанского филиала «Туполева» Лев Недзельский рассказывал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что, видимо, по политическим причинам не состоялась сделка по продаже Ту-22М3 Ливии: «Хотя мы были готовы продать, а они — купить».

А на заре Ту-22М, в начале-середине 70-х, информация о появлении в СССР нового дальнего ракетоносца-бомбардировщика крайне возбудила НАТО, аналитики которого приписали самолету качества межконтинентального носителя. В итоге Ту-22М2 стал камнем преткновения в переговорах по сокращению стратегических вооружений (ОСВ-2).

Накал политико-технических споров вокруг самолета хорошо описан в серии статей в журнале «М-Хобби». Оказывается, по наиболее острому вопросу о дальности Ту-22М2 западные разведывательные сообщества расходились во мнениях. Военная разведка США полагала, что дальность полета самолета без дозаправки — 10450 км, с одной дозаправкой возрастая до 14350 километров. ЦРУ трезво приводило показатели на треть скромнее. «Ту-22М становился средством пропаганды, представая настоящим пугалом для обывателя», — пишут авторы журнала. В издании американского оборонного ведомства International Defence Review в мае 1975 года появилась статья под названием «Бэкфайр (Backfire — так называют Ту-22М в НАТО — прим. авт.) — советский аналог американского В-1». Воображение читателей будоражили сведениями о том, что Ту-22М2 — стратегический самолет, способный доставить 10-тонную боевую нагрузку на расстояние в 12 тыс. км, а с дозаправкой — на 17 тысяч.

По легенде, ночью 14 мая 1976 года серийный Ту-22М2 выполнил испытательный полет на максимальную дальность с одной воздушной дозаправкой. Дальность полета самолета составила около 7 тыс. километров. Испытания засекли американские спутники, и на следующий день карту полета выложили на переговорах в Женеве. Несмотря на все старания министра иностранных дел Андрея Громыко, американцы настояли на включении Ту-22М2 в список стратегических сил СССР.

В итоге на переговорах решили, что СССР ограничит максимальную дальность полета Ту-22М, лишив его межконтинентальных характеристик, — демонтирует оборудование дозаправки в воздухе. Также американцы добились ограничения выпуска Ту-22М — не более 30 машин в год. Кроме того, Советский Союз обязывался не размещать эти самолеты на постоянной основе в арктических областях — в опасной близости к США.

В 1979 года со строевых машин начали снимать штанги дозаправки, а на новых самолетах они уже не устанавливались. Интересная деталь: в технических руководствах к самолетам раздел с описанием системы дозаправки «изымался» — заливался тушью. Доходило до маразма: изображение штанги ретушировалось даже на старых фотографиях Ту-22М. Возможно, таким показным рвением хотели скрыть «маленькую» хитрость: доработка не затрагивала прочих составляющих топливной системы, кроме штанги, — скрытые внутри агрегаты системы дозаправки оставались на месте. При этом снятые штанги не увозили с самолетных стоянок. Новые машины на заводе продолжали комплектоваться всеми необходимыми составляющими, включая и прилагаемую штангу, которую при необходимости можно было установить в полевых условиях. У Ту-22М3 появилась удлиненная носовая часть фюзеляжа, к которой «прилагалась» измененная штанга топливозаправки. Но, скорее всего, американцы об этом знали, а если нет, так узнали в 90-х. После распада СССР 60 оставшихся на Украине Ту-22М (17 Ту-22М2 и 43 Ту-22М3) было уничтожено по программе, финансируемой конгрессом США. Конечно, американцы изучили самолеты досконально, кстати, как и Ту-160, один из которых перевезли за океан.

«САМАЯ ГЛАВНАЯ РАБОТА»

После «тройки» должны были появиться модификации Ту-22М4 и Ту-22М5, но в дело вмешалась перестройка. «У нас были очень большие наработки, которые, впрочем, никуда не делись, но внедрять их будем не в комплексе, а частями», — рассказывал в начале 2000-х автору этой статьи тогдашний начальник конструкторского бюро казанского филиала «Туполева» Георгий Самерханов. Новые машины виделись глубокой модернизацией «тройки» — с новыми авионикой, прицельным комплексом, двигателями (теми же, что на Ту-160), вооружением, с доработанным планером.

Но до принятия решения прошло довольно много времени. Только в начале 2012 года появилась информация о том, что до 2020-го планируется модернизировать 30 Ту-22М3. Говорилось, что Ту-22М3М будет отличаться от Ту-22М3 так же, как последний отличается от своего предшественника — Ту-22. По сути, это разные самолеты. Источники СМИ в оборонке рисовали фантастическую картину перспектив переобучающихся на Ту-22М3М летчиков: им надо будет освоить новые системы управления оружием, навигации, контроля обстановки вокруг самолета; вся информация будет выводиться на электронные дисплеи, летчику останется просто выбрать режим, цель и произвести пуск, как в компьютерных играх».

Глубокая модернизация стартовала в апреле 2016-го, об этом сообщила газета КАЗа «Вперед», указав, что это «самая главная работа» года. Предположительно, тогда был заключен контракт на модернизацию четырех машин. В ноябре 2017-го источник ТАСС в ВПК рассказал о завершении разработки документации, отметивший, что сроки модернизации и количество обновленных самолетов зависят от «возможностей завода, от того, как пойдет работа по первым машинам».

Интересно, что на модернизацию Ту-22М3 повлияла война в Сирии. Напомним, 17 ноября 2015 года 12 Ту-22М3 (вместе с Ту-95МС и Ту-160) нанесли свой первый удар по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.). Если 95-е и 160-е работали крылатыми ракетами, не заходя в воздушное пространство Сирии, то усиленная эскадрилья Ту-22М3, действовавшая с авиабазы в Моздоке, применяла обычные авиабомбы. Тогдашний командующий Дальней авиацией Анатолий Жихарев сообщил: «В ходе выполнения ударов самолеты Ту-22М3 за один вылет, продолжавшийся 5 часов 20 минут, преодолели расстояние 4510 километров». Если вам кажется, что в XXI веке метать «чугуний» это смешно, то можно привести данные одной из статей о Ту-22М2: одним ударом свободнопадающими бомбами он перепахивал площадь, эквивалентную 35 футбольным полям, а возможности прицельного оборудования позволяли попасть с 10-километровой высоты одиночной бомбой в отдельный дом. Для руководства СССР устроили показ самолета. На полигоне построили макеты походной колонны танкового полка, и один Ту-22М накрыл площадным бомбовым ударом всю колонну. Леонид Брежнев был настолько впечатлен, что наградил командира экипажа орденом Красного Знамени.

Так вот, по данным специалистов, Ту-22М3 отработали в Сирии вполне успешно, тем не менее были претензии со стороны минобороны, поэтому и приняли окончательное решение о глубокой модернизации. На предложения со стороны промышленности минобороны выдвинуло встречные, и в результате этого обмена мнениями сложился облик самолета, который очень близок к тому, что публиковалось по Ту-22М3М.

По данным специалистов, Ту-22М3 отработали в Сирии вполне успешно, тем не менее были претензии со стороны минобороны, поэтому и приняли окончательное решение о глубокой модернизации Фото: ©Министерство обороны РФ, РИА «Новости»

СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ?

«На первом опытном образце глубокомодернизированного Ту-22М3М завершаются сборочные работы и подготовка к первому вылету, запланированному на третий квартал 2018 года, — сообщили вчера „БИЗНЕС Online“ на КАЗе. — В рамках глубокой модернизации было разработано новое современное цифровое радионавигационное, связное, радиотехническое, общесамолетное оборудование, система управления оружием, новый информационно-управляющий комплекс. Значительная часть нового бортового радиоэлектронного оборудования унифицирована с Ту-160М. Модернизация позволит расширить боевые возможности самолета, а также значительно продлить сроки эксплуатации парка дальних ракетоносцев-бомбардировщиков».

«Да, сроки сжаты, и остается открытым вопрос относительно того, как поведет себя новое оборудование в процессе испытаний, но тем не менее задача поставлена, она интересная и, учитывая азарт, с которым подходит к процессу коллектив опытного производства, выполнимая», — говорится в одном из свежих номеров газеты «Вперед».

Подчеркнем, что коллектив КАЗа играл важнейшую роль в создании предыдущих модификаций Ту-22М. «Если московская головная организация была мозгами, то мы — мозгами и руками, — рассказывал Самерханов. — Работа была сложная и трудоемкая. Филиал обеспечивал не только запуск и конструкторско-технологическое сопровождение всех модификаций самолета в серийном производстве, но и выпустил большой объем конструкторской документации, выполнил множество работ силами опытного цеха... Такой пример. По головному КБ была объявлена программа „борьбы за вес“. И сразу же от наших конструкторов и бригад начали поступать предложения, давшие неслабый результат: было реализовано более сотни наших предложений, снизивших вес почти на 2,5 тонны... Все модификации дались непросто. Тем более что каждая была на голову выше предыдущей. Считаю, что, в конце концов, машина получилась очень удачная, это подтверждают и летчики, на уровне лучших мировых образцов военной техники. И в этом, конечно, огромная заслуга главного конструктора — Дмитрия Сергеевича Маркова».

Рождение линейки Ту-22М было непростым. Арское кладбище Казани, могилы Бориса Машковцева и Владимира Мещерякова, погибших при испытании Ту-22М2 23 ноября 1973 годаФото: Ильдар Валеев

Надо сказать пару слов о Дмитрии Маркове на тему «Самолеты и личность». Один из его казанских коллег так вспоминал работу над «тройкой»: «Над устранением выявленных недостатков работал тогда коллектив, состоявший из людей, идеально чувствовавших друг друга, честных и прямых. Душой этого коллектива был Дмитрий Сергеевич. Все вопросы решались им в высшей степени оперативно и качественно, он всегда был безоглядно поглощен своим делом. Всегда спокойный, ровный тон его рабочих совещаний и четкий анализ обстановки и вопросов очень способствовали принятию наиболее правильных решений». Марков вникал в мельчайшие детали дела. Вспоминают такой случай. Разведчик Ту-22Р хотели выпускать не только в Казани, но и на Иркутском авиазаводе. Перед решающим совещанием в Иркутске Марков обошел все производство, вплоть до того, что выяснил, какие детали в данный момент обрабатываются на станках, а потом обстоятельно доложил об увиденном и заключил: «Запуск самолета Ту-22Р на заводе осуществляться не будет».

К слову, Самерханов утверждал, что в советское время построить самолет было проще — «на авиацию работал весь Советский Союз».

Проявятся ли такие личности и такой государственный коллективизм сегодня?

«Тройка» — настоящий символ Казанского авиазавода: здесь выпущено 268 (!) этих самолетов Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ПОЛНУЮ КАТУШКУ»

В ответе на запрос «БИЗНЕС Online» КАЗ аккуратно обошел тему возвращения дозаправки в воздухе. Как полагает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, эта аппаратура на Ту-22М3М точно будет. «Своего рода возвращение к истокам», — отметил он в беседе с «БИЗНЕС Online» и также добавил, что на новой «тройке» вместо аналоговых приборов будет стеклянная кабина с многофункциональными дисплеями. Но эксперт усомнился в том, что на самолет установят новейшие двигатели НК-32-02, производство которых только-только запускают в Самаре: «Не думаю, что НК-32 будут ставить на „тройку“ – жирновато, и вряд ли Самара потянет двигатели и для Ту-160М2, и для Ту-22М3М».

Не нарушит ли Россия международных договоренностей, установив на Ту-22М3М аппаратуру дозаправки в воздухе? «Договор СНВ-2 сейчас не действует, и мы вольны поступать в отношении Ту-22М3, как посчитаем нужным, — рассказал „БИЗНЕС Online“ главный редактор журнала „Арсенал Отечества“ Виктор Мураховский. — Действующий договор — СНВ-3. По этому поводу там ничего не говорится. В договоре определяется количество носителей и количество ядерных боевых частей. Система зачетов такая: один дальний бомбардировщик засчитывается как один носитель и одна ядерная боевая часть».

Самолет ждет еще одно интересное новшество. Оно не столь прогрессивно, как появление стеклянной кабины или аппаратура для заправки в воздухе, зато эффектно с точки зрения своего рода идеологии воздушного боя и авиаэстетики. С «тройки» уберут кормовую пушечную установку. «На сегодня это архаизм, — констатирует Мураховский. — Сегодня ближний воздушный бой и перехват истребителями с помощью стрелково-пушечного вооружения — это ретростиль (что наподобие киберпанкаприм. авт.). Поэтому, конечно, надо пушку убирать, но усиливать при этом самолет современным комплексом радиоэлектронного подавления. Возможно, это не конкретно комплекс „Витебск“ будет, а что-то адаптированное под Ту-22М3: ведь масса пушки с боекомплектом достаточно большая, поэтому вместо нее вполне можно сделать достаточно мощную станцию радиоэлектронного и оптико-электронного подавления».

«Этой пушки по идее вообще не должно было быть, она там совершенно не нужна, — объяснил Фролов. — Но военные в конце 60-х настояли. Почему? Дело в том, что военные устали от проблем с комплексом радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на Ту-22 и, чтобы Ту-22М вообще не остался без средств пассивной защиты, если этот комплекс работать не будет, решили поставить пушку, ведь из нее можно отстреливать ловушки. Получалось последнее средство защиты самолета». Дело в том, что дистанционно управляемая  (прицеливание — по телевизионному или радиолокационному каналам) кормовая пушечная установка УКУ-9А-502М с 23-мм пушкой ГШ-23М может вести как обычный автоматический огонь, так и стрелять противоинфракрасными (ПИКС, снаряжен высокотемпературной горючей смесью) и противорадиолокационными (ПРЛ, снаряжены дипольными отражателями) снарядами. Не проще ли было довести до ума систему РЭБ? «Не проще, — уверен Фролов, — потому что она даже на Ту-160 долгое время мертвым грузом была. Кстати, то же самое было на американском Б-1».

Возвращаясь к заправке в воздухе: Фролов сомневается, что ее восстановление уместно именно сегодня: «В нынешних условиях это отчасти бессмысленная работа: по одной простой причине — у нас меньше 20 заправщиков, при этом количество пользователей со штангой каждый год увеличивается. Наращивать группировку самолетов со штангой, когда у тебя менее 20 заправщиков Ил-78... Да, подняли прототип нового заправщика, но Ульяновск в лучшем случае будет только по три-четыре машины в год делать. Если случится большая война, приоритетом будут пользоваться стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160, поэтому в чем смысл оборудовать дозаправкой Ту-22М3М, непонятно. Да, можно ее поставить везде, но вот недавно новость была: морские летчики на Су-30СМ первый контакт делали, то есть до них только сейчас очередь дошла!.. Но да, можно дорогущие опытно-конструкторские работы провести только для того, чтобы в далеком будущем иметь возможность заправиться. Это к вопросу о приоритетах и эффективности расходования средств».

Мураховский обращает внимание на другое: «Учитывая нынешний акцент на создание систем вооружений, обеспечивающих стратегическое неядерное сдерживание, то дозаправка в воздухе — вполне разумное решение: машина есть, перспективное высокоточное средство вооружения создается, и, если вернуть аппаратуру дозаправки, самолет превратится в средство стратегического радиуса. В дополнение к группировкам, осуществляющим стратегическое неядерное сдерживание обычных средств (крылатые ракеты морского базирования „Калибр“ и воздушного базирования — Х-101), очень полезно иметь дальний Ту-22М3 с высокоточными средствами поражения, с дальностью, позволяющей решать стратегические задачи. Планер хороший, задачи самолет нормально выполняет, особенно после оснащения СВП-24 (новый прицельно-навигационный комплекс прим. ред.). Надо использовать на полную катушку его возможности».

Словом, за продекларированными возрождением производства стратега Ту-160 и вертолета Ми-14, это будет уже третья «кузькина мать» для американцев родом из Казани.

Фото на анонсе: ©Министерство обороны РФ, РИА «Новости»

www.business-gazeta.ru

Бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3М совершил первый полет

Новейший модернизированный бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3М начал проходить заводские летные испытания, сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.

«Первый модернизированный Ту-22М3М в пятницу с аэродрома авиазавода им. Горбунова в Казани совершил первый полет. Этим полетом начались заводские летные испытания новейшего ракетоносца», – сказал собеседник ТАСС.

Он добавил, что самолет проводил полет без вооружения, сам полет был непродолжительным.

В пресс-службе ПАО «Туполев» подтвердили информацию о первом полете, там добавили, что самолет пилотировал экипаж под руководством летчика-испытателя Жуковской летно-испытательной и доводочной базы Олега Петунина.

Ту-22М3М

 

«Полет проходил на высоте 1500 метров и длился 37 минут», – добавили в пресс-службе.

Другой источник рассказал, что ранее в ходе наземных испытаний были проверены новое бортовое радиоэлектронное оборудование бомбардировщика, проводился наземный прогон двигателей, тестировалась совместимость элементов искусственного интеллекта самолета.

По информации «Туполева», ракетоносец обладает расширенным боевым потенциалом и увеличенным радиусом действия. Экс-главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев, возглавляющий комитет Совфеда по обороне и безопасности рассказывал, что модернизированная версия бомбардировщика сможет нести крылатые ракеты Х-32 и гиперзвуковые ракеты.

Ту-22М3М

 

Ранее замминистра обороны России Алексей Криворучко заявлял, что серийное производство бомбардировщика начнется в ближайшее время.

«Итак, что же на нем появилось нового, на этом новом выкаченном борту? – задавался тогда же вопросом портал «Армейский вестник», опираясь на открытые данные. «Кроме уже упомянутой операции с двигателем, сразу же бросилось в глаза обилие стеклопластиковых обтекателей антенн там, где их раньше не было. Безусловно, абсолютное большинство из них прикрывают антенны нового мощного бортового комплекса обороны, который занял в том числе и место, где располагалась 23-мм турельная пушечная установка и ее радиоприцел – все равно они не нужны этому самолету. Причем обтекатель там немаленький, мощное что-то под ним находится», – гадали автора «Вестника».

Но еще более важным аспектом модернизации будет, по их мнению, возвращение на самолет аппаратуры дозаправки в воздухе, которую с машин линейки Ту-22М в свое время убрали под нажимом американцев при подписании договора СНВ-2.

Ту-22М3М восстановил баланс сил между Россией и США, считают эксперты.

«Крайне полезный самолет, который в зависимости от обстановки может и слетать на Ближний Восток, и охотиться за кораблями вероятного противника, и поражать стратегические объекты на любом из театров военных действий. Любое из направлений благодаря Ту-22М3М и новым средствам поражения теперь снова доступно», – заявил RT эксперт АСТ-центра Василий Кашин.

«Начинка самолета кардинальным образом поменялась. Электроника стала мощнее, компактнее. Не надо забывать о том, что у нас появилась гиперзвуковая ракета «Кинжал». С ней мы пока работали только с самолетов МиГ-31 БМ», – пояснил заслуженный военный летчик 1-го класса, участник боевых действий, генерал-майор Владимир Попов, отмечая, что Ту-22М3М может носить «Кинжалы».

«Это качественно новое оружие. Самолет отвечает требованиям 21-го века. Там и двигатели модернизированы, соответственно топливная эффективность возросла, время полета увеличилось, а это для стратегического ракетоносца много значит», – перечислил эксперт.

Экс-главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев, возглавляющий комитет Совфеда по обороне и безопасности рассказывал, что модернизированная версия бомбардировщика сможет нести крылатые ракеты Х-32 и гиперзвуковые ракеты. Ранее замминистра обороны Алексей Криворучко обещал, что серийное производство бомбардировщика начнется в ближайшее время.

Ту-22М3М

 

В отличие от замминистра, профессор МГУ, член научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло сомневается в том, что модернизация бомбардировщиков, которые сегодня находятся в строю, пойдет быстро.

«Года может не хватить для того, чтобы модернизировать сразу 30 штук,

– признал Манойло. – Но с десяток самолетов, а может и больше, точно может быть модернизирован в течение 2019 года. Но вопрос упирается не в деньги, а в производственные мощности».

А вот уровнем самой модернизации эксперт доволен. «Самолет стал современным, и его модернизация носила комплексный характер. В его конструкцию внесен целый ряд изменений. Изменилась авионика, появилась возможность нести новые вооружения, включая «Кинжал», а значит его боевая и огневая мощь возросла. Таким образом самолет стал более опасным для НАТОвских средств противовоздушной обороны», – заявил профессор.

«Для 21-го века этот самолет конкурентноспособен. И про него уже американцы не скажут, что это «музейный экспонат». Если такой полетит на «Форт Нокс», от того ничего не останется», – подчеркнул Манойло.

Попов же уверен, что проблема заключается не в производственных мощностях, а в нехватке специалистов. «Чтобы к 2020 году планируется модернизировать еще 30 машин, у Казанского и Самарского заводов мощностей хватает. Единственная задача –­ надо доучить, переподготовить инженерно-технический состав и тех, кто непосредственно работает на конвейере. А так 30 машин – это немного, это практически один полк перевооружить, а у нас их несколько дивизий», – признал Попов.

Хочется верить, что мы перестанем модернизировать старые самолеты и начнем создавать совсем новые машины, а конструктивно новые, – мечтает вслух летчик-ветеран. – Такой будущий самолет, прослужив даже лет 25, все равно не выйдет за пределы своих возможностей».

 

Источник: Взгляд

novosti24.su

Ту-22МЗМ станет кошмаром авианосцев | Новости 24

На Западе с уважением отнеслись к модернизации советского бомбардировщика.

Американских военных экспертов сильно насторожил предстоящий полет модернизированного бомбардировщика Ту-22М3М с новой авионикой и ракетами Х-32, прямое назначение которых – уничтожение американских авианосцев.

Специализированное издание Military & Aerospace Electronics назвало российский самолет будущим кошмаров ВМС США, причем во многом из-за современной электронной начинки, которая увеличит эффективность советского “Слепца” (Blinder), как его идентифицируют по классификации НАТО.

Как заявил ранее генеральный директор “Туполева” Александр Конюхов, заводские испытания новой машины должны завершиться до конца этого года. А затем Минобороны будет принимать решение, сколько Ту-22МЗМ закупать для ВКС. С увеличением напряженности между Москвой и Вашингтоном стратегические бомбардировщики снова вышли на первый план.


Опытные летчики еще хорошо помнят, как во времена холодной войны за Ту-22 гонялись палубные истребители F-14 Tomcat с ракетами “воздух – воздух” большой дальности. Но после 1991 г. США сняли с вооружения и самолет, и ракету, оставив огромные авианосцы на “растерзание” хищным российским бомбардировщикам, как утверждают западные эксперты.

Ту-22М3М, действительно, грозное оружие. Ракета Х-32 взмывает в стратосферу на высоту порядка 40 км, а затем камнем падает вниз на цель либо летит на высоте 100-200 м над водой. Во время поражения цели скорость ракеты достигает 4 Махов, что делает ее крайне трудной мишенью для корабельных комплексов ПРО.

Припасено для Ту-22М3М и другое оружие, уже широко известный “Кинжал” с дальностью до 2 тыс. километров. А также советские Х-15, которые, как и Х-32, могут оснащаться термоядерными боеголовками.

Всего Ту-22М3М сможет взять 24 т бомб и ракет. Кроме того, самолет оборудуют цифровым радионавигационным, связным оборудованием. Установят современную систему управления вооружением. Во многом модернизация пересекается с работой над другим бомбардировщиком – Ту-160.

 

Источник

Новостной портал Новости 24. Последние новости сегодня в России и в мире

novosti24.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о