Как создавался Ми-28 «Ночной охотник» » Военное обозрение
Ми-28Н «Ночной охотник» (по натовской кодификации Havoc, «Опустошитель») — российский ударный вертолет производства ПАО «Роствертол», входящего в холдинг «Вертолеты России». Представляет собой современный боевой вертолет, основным предназначением которого является поиск и уничтожение танков, бронированной и небронированной техники противника, а также его пехоты на поле боя, помимо этого может поражать малоскоростные воздушные цели. Вертолет может использоваться в дневное и ночное время как в простых, так и в сложных метеоусловиях.Ми-28Н официально принят на вооружение Министерством обороны России и активно поставляется в войска. По информации на 2017 год в составе ВВС России находится более 90 вертолетов Ми-28Н. Боевая машина пользуется также спросом на международном рынке. Как минимум 15 вертолетов Ми-28НЭ находится на вооружении иракской армии, ведутся поставки ударных вертолетов в Алжир, который в марте 2014 года подписал контракт на поставку 42 вертолетов Ми-28НЭ. Вертолеты уже успели поучаствовать в боевых действиях, российские применялись против террористов, находясь в составе Авиационной группы ВВС России в Сирии, иракские использовались в боях с террористами «Исламского государства» (ИГ, террористическая организация, запрещена в России) на территории Ирака, в частности достаточно широко использовались во время операции Фатах (наступление на Мосул).
Свой первый полет ударный вертолет Ми-28 совершил 35 лет назад, это произошло 10 ноября 1982 года. Впоследствии на его базе был создан вертолет Ми-28Н, принятый на вооружение в 2009 году. Его серийное производство началось в России в 2006 году в Ростове-на-Дону на заводе ПАО «Роствертол». Согласно государственной программе вооружений до 2020 года российская армия должна получить порядка 200 вертолетов Ми-28Н.
Пилотажная группа «Беркуты» на Ми-28Н
Вертолет Ми-28 отличается выдающимися летно-техническими характеристиками. Он в состоянии выполнять такие фигуры высшего пилотажа как: петля Нестерова, бочка, переворот Иммельмана, полет боком, полет назад. Неслучайно с 2012 года вертолеты Ми-28Н используются пилотажной группой российских ВВС «Беркуты», группа выполняет полеты на шести строевых вертолетах данного типа. История создания этого удивительного вертолета берет свое начало еще в 1976 году, когда Совет министров СССР принял постановление о начале работ над новым ударным вертолетом, который по своей боевой эффективности сумел бы превзойти стоящий на вооружении советский Ми-24 и американский Apache. Свои конкурсные работы представили ведущие ОКБ страны — Камова (вертолет Ка-50 «Черная акула») и Миля (вертолет Ми-28, генеральный конструктор Марк Вайнберг). В отличие от Ка-50 вертолет Миля разрабатывался в соответствии с традиционной концепцией двухместной одновинтовой машины с рулевым винтом. При этом существовало разделение функций между членами экипажа ударного вертолета: штурманом-оператором и пилотом.
Об интересных фактах появления вертолета и первых испытаниях Ми-28 журналистам ТАСС рассказал Герой Советского Союза летчик-испытатель Гурген Карапетян, который за годы своей работы освоил 39 типов вертолетов, планеров и самолетов, а с учетом их модификаций — более сотни различных летательных аппаратов. Всего он провел в воздухе более 5500 часов, совершал полеты на всех типах вертолетов, созданных ОКБ Миля, в том числе и на ударном Ми-28. Именно летчик-испытатель ОКБ Миля Гурген Карапетян и штурман-испытатель Виктор Цыганков впервые подняли новый опытно-экспериментальный вертолет в воздух 10 ноября 1982 года.
Вспоминает Гурген Карапетян: «В тот день, к сожалению, скончался Леонид Ильич Брежнев. Но несмотря на это в 11 часов утра висение вертолета состоялось. Однако уже в 12 часов полеты запретили. Во время первого полета мы взлетели, повисели в воздухе 5 минут. Поднялись сначала на один метр, потом на пять метров, совершили перемещение влево-вправо, вперед-назад, выполнили развороты с небольшой угловой скоростью, после чего произвели посадку». По воспоминаниям летчика-испытателя особенно ярких впечатлений этот полет не оставил. При этом вертолет был достаточно устойчив и очень чувствителен в управлении. Позднее в ноябре-декабре 1982 года при испытаниях летчики доходили до скорости 60 км/ч. После первых полетов все материалы по ним и расчетные материалы ОКБ Миля были представлены на совет в Министерство авиационной промышленности СССР, после чего было получено одобрение на продолжение испытаний. Стоит отметить, что в то время Ми-28 серьезно конкурировал с камовским изделием. Вертолет Ка-50 поднялся в небо в июне 1982 года, а Ми-28 взлетел только в ноябре. Как вспоминает Гурген Карапетян, перед выполнением первого полета произошло разрушение трансмиссии. Поэтому вплоть до ноября в КБ проводились различные доработки, и только в конце осени вертолет сумел выполнить первое висение. К тому моменту камовцы смогли уйти далеко вперед, поэтому в КБ Миля нужно было думать, как наверстать упущенное.
Серия предварительных испытаний нового ударного вертолета Ми-28 продолжалась с 1982 по 1985 год, они шли параллельно с испытаниями вертолета Ка-50. В конечном итоге в Минобороны приняли решение о том, что в конкурсе победила фирма Камова, однако с таким решением в КБ Миля были несогласны, прекрасно отдавая себе отчет в том, что на одноместной машине летать просто, а вот эффективно воевать уже сложнее. По воспоминаниям Карапетяна испытания вертолета Ка-50 на Гороховецком полигоне проводились точно такие же, как и с Ми-28. При этом был такой нюанс: однажды военные экипажи летали одновременно на Ка-50 и Ми-28. Их задачей было — 25 целей. Экипаж на вертолете Ми-28 обнаружил все цели, а на Ка-50 всего одну.
Ми-28А
Разработчики нового ударного вертолета Ми-28, а также летчики-испытатели КБ Миля убеждали военное руководство СССР в том, что «летчик на предельно малых высотах полета не в состоянии выполнять сразу все функции: пилотировать вертолет, заниматься поиском целей, огибать рельеф местности и препятствия и поражать цели». Гурген Карапетян поясняет, что на высотах 5-15 метров данные задачи один пилот выполнять не в состоянии, это возможно на высоте полета 30-50 метров, однако тогда вероятность его поражения вырастает до 95%. Гурген Карапетян вспомнил еще один случай, который произошел во время его пребывания в Афганистане в 1980 году вместе с генеральным конструктором ОКБ Миля. Тогда на высоте 50 метров был сбит боевой вертолет Ми-24. «То ли там снайпер попался очень хороший, то ли шальная пуля попала летчику в голову. Но второй пилот не успел среагировать и с высоты 50 метров Ми-24 упал и разбился», — рассказывает летчик-испытатель. После возвращения в Москву в конструкции нового вертолета Ми-28 были произведены соответствующие доработки, в том числе претерпела изменения геометрия кабины. Тогда же Карапетян обратился к генеральному конструктору с предложением о том, чтобы забронирована была вся кабина вертолета: не только ее нижняя часть, но и стекла. Проведенные позднее испытания, в которых кабина вертолета Ми-28 расстреливалась из 20-мм авиационной пушки Vulcan (основной пушки НАТО) продемонстрировали отличные результаты защищенности.
Подтвердилась и концепция создания двухместной боевой машины, данный подход был абсолютно правильным. В то время у американцев наблюдалась похожая ситуация, вспоминает летчик-испытатель КБ Миля — везде в печати появлялись материалы в пользу одноместной концепции ударного вертолета. Причем многие статьи выходили к заседаниям государственной комиссии в СССР, примерно за месяц-два до ее проведения. Все это влияло на ход работ. Лишь после проведения испытаний на фирме Сикорского в 1989 году в США написали о том, что для того, чтобы сделать ударный вертолет одноместным необходимо автоматизировать 36 его систем, а стоимость такой автоматизации выходила «золотой».
По словам Карапетяна, в процессе создания нового вертолета конструкторами внедрялись различные решения и концепции, призванные добиться улучшения эргономики. В качестве примера летчик-испытатель отмечает: чтобы запустить двигатель, на вертолете Ми-24 необходимо было выполнить 144 операции, тогда как на новом Ми-28 — всего 18. Разница была значительной. На Ми-28 внедрялось большое количество усовершенствований, которые собирались внедрять еще на Ми-24, но по тем или иным причинам так и не реализовали. К примеру, на Ми-24 не было систем ночного видения, тогда как Ми-28 стал круглосуточным и всепогодным боевым вертолетом. При этом обнаружить сам вертолет в ночное время существенно сложнее, чем в дневные часы.
Международный дебют вертолета Ми-28А пришелся на 1989 год. 8 июня машина была впервые продемонстрирована в рамках французского авиасалона в Ле Бурже. Советский ударный вертолет стал настоящей звездой выставки. При этом первой реакцией иностранцев, по воспоминаниям Карапетяна, была следующая: «Ай, копия американского Apache!». Сам он объяснял, что внешне машины похожи, но неправильно говорить о копировании, просто люди в СССР и США при разработке боевой машины мыслили примерно в одном направлении. При этом, когда иностранцы узнали о решениях и концепции, которые были заложены в Ми-28, у них по-настоящему был шок. С точки зрения Карапетяна по боевой живучести Apache и Ми-28 совершенно разные машины и сравнение здесь не в пользу американца. В лице Ми-28 наша армия получила очень хороший вертолет, который по своей эффективности и боевой живучести является сейчас одним из лучших в мире, резюмировал заслуженный летчик-испытатель.
В настоящее время процесс развития боевого вертолета Ми-28 продолжается. 12 октября 2016 года в небо впервые поднялся вертолет Ми-28НМ, представляющий собой модернизированный вариант вертолета Ми-28Н. В отличие от обычного «Ночного охотника», в котором штурман-оператор сидит в передней кабине и ограничен в возможностях пилотирования боевой машины, в новом вертолете полноценное управление реализовано в обеих кабинах. Вертолет Ми-28НМ получил надвтулочную РЛС и новый прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, усовершенствованную радиолокационную станцию. Предполагается, что первая партия таких вертолетов может поступить в войска уже в 2018 году.
Ми-28НМ
Работы над созданием ударного вертолета Ми-28НМ (изделие 296) стартовали в 2009 году в рамках ОКР «Авангард-3». Основной задачей работ было проведение модернизации существующего вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» с использованием новых узлов, агрегатов и систем. Боевые, летные и эксплуатационные качества вертолета планировалось повысить путем замены ряда комплектующих. Также часть работ по проекту была связана с упрощением производства техники за счет отказа от комплектующих, поставка которых может быть связана с возникновением каких-либо проблем.
Усовершенствованная надвтулочная РЛС и повышенные возможности в использовании современного высокоточного оружия, в том числе самонаводящихся ракет, также являются визитными карточками вертолета Ми-28НМ. Применение высокоточного оружия позволяет существенно сократить время нахождения ударного вертолета в потенциально опасных ситуациях. К преимуществам модернизированной машины относят и хорошую устойчивость к боевым повреждениям. Это достигается при помощи применения новых конструктивных решений и новейших материалов. Конструкция топливной системы вертолета Ми-28НМ исключает возможность взрыва или возгорания топлива в баках, а лопасти несущего винта были выполнены из композиционных материалов. Лопасти позволяют безопасно завершить полет даже при попадании в них снарядов калибра 20-30 мм.
Презентация учебно-боевых вертолетов Ми-28УБ из числа первой партии. Ростов-на-Дону, 19.10.2017 (с) Евгений Баранов/АО «Вертолеты России»
Помимо Ми-28НМ создана еще одна новая модификация — Ми-28УБ, учебно-боевой вертолет с двойным комплектом управления и пультом имитации отказов, сохранивший всю функциональность ударного вертолета. Основное отличие данной модели как раз и заключается в наличии двойной системы управления, которая позволяет пилотировать боевую машину как из кабины пилота, так и из кабины оператора. За счет этого появляется возможность более эффективного обучения и подготовки военных летчиков, которым нужна практика налета на «Ночных охотниках». Также в боевых условиях при возможных нештатных ситуациях на борту управление вертолетом сможет взять на себя и второй член экипажа. Установленный на Ми-28УБ пульт имитации отказов позволяет моделировать для обучаемого летчика различные варианты отказа оборудования в полете, что улучшает натренированность обучаемого в моменты возникновения кризисных ситуаций, а это в случае реальных неисправностей или аварий поможет спасти ему жизнь.
По словам Вадима Баранникова первого заместителя управляющего директора авиационного завода «Роствертол», в рамках подписанного с Министерством обороны России трехлетнего контракта в течение трех лет, начиная с 2017 года, военные будут получать до 10 учебно-боевых вертолетов Ми-28УБ (таким образом, армия пополнится минимум 30 такими машинами). Данные вертолеты уже прошли весь комплекс заводских испытаний. Как уточнили в Минобороны, в начале ноября 2017 года первые два вертолета Ми-28УБ с двойным управлением были приняты в войска, в ближайшее время данные машины поступят в 344-й Центр армейской авиации в Торжке. По данным портала Аircraftcompare.com, стоимость одного Ми-28УБ незначительно выше стоимости Ми-28Н и составляет от 16,8 до 18 миллионов долларов.
То, что отечественный боевой вертолет Ми-28 по кодификации NATO получил в свое время прозвище «Опустошитель», летчик-испытатель Гурген Карапетян считает очень точным. Опыт боевого применения данной боевой машины в Сирии демонстрирует, что подобранный военными североатлантического альянса эпитет является абсолютно правильным.
Источники информации:
http://tass.ru/armiya-i-opk/4713899
http://www.russianhelicopters.aero
http://www.airwar.ru/enc/ah/mi28nm.html
Материалы из открытых источников
topwar.ru
догнать и перегнать «Апач» » Военное обозрение
«Апачи», «Тигры» и все-все-всеСравнивать ударные вертолеты — дело неблагодарное. Одна из причин кроется в колоссальном опыте вертолетостроения. Соединенные Штаты и СССР/РФ за долгие десятилетия противостояния накопили столько теоретических и практических знаний, что представить откровенно неудачный ударный вертолет сложно. Это в общем и целом касается также большинства других вертолетостроительных стран. Остальное, как говорится, дело вкуса: кому-то нравится «Вайпер», кому-то — Ка-52. А кто-то в восторге от китайского WZ-10.
Если же максимально абстрагироваться от личных предпочтений, то нужно признать, что на данный момент самой технологически продвинутой машиной такого класса является AH-64D Apache Block III или по-другому AH-64E. Перечислять все его достоинства особого смысла не имеет: если кратко, то американцы смогли раскрыть потенциал, заложенный в Apache Longbow, почти в полной степени. Однако, пожалуй, самое интересное кроется не в самом вертолете, а в его вооружении, хотя современное оружие это, конечно, по умолчанию комплекс всего.
Новый «Апач», как и ряд других новых вертолетов США, совсем скоро получит новую ракету JAGM (Joint Air-to-Ground Missile) вместо привычного «Хеллфайра». Еще в июне 2018 года стало известно, что началось серийное производство JAGM. Боеприпас способен поражать цели на дальности до восьми километров. Его масса составляет примерно 50 килограммов. Ракета имеет усовершенствованную двухрежимную головку самонаведения: полуактивную лазерную и радиолокационную. Испытания показали, что Joint Air-to-Ground Missile надежней своей предшественницы, а еще говорят, что потом ее дальность можно будет повысить до 16 километров. Конечно, при пуске на такую дальность резко возрастут требования к бортовой электронике самого вертолета «Апач». Впрочем, у его конкурента в лице Ми-28Н тоже есть сложности: как с БРЭО, так и с вооружением.
Ми-28 как концепция
Нет ни малейшего сомнения в том, что «Ночной охотник» как платформа заслуживает высочайшей похвалы. Чисто концептуально. Самый простой пример — тандемное расположение экипажа. Что не говори, а такая схема куда более универсальна, чем схема бок-о-бок, как на Ка-52. Нужно полагать, что командиру экипажа при повороте головы лучше видеть поверхность и/или вероятного противника, нежели плечо оператора (впрочем, опять же, сколько людей, столько и мнений).
В целом Ми-28 — потенциально лучший ударный вертолет РФ. Но есть, как говорится, нюансы, о которых мы упомянули выше. Один пример. Как известно, экс-главкома ВКС Виктора Бондарева после своей отставки «потянуло» на откровенные высказывания. «Электроника провальная: ничего летчик не видит, ничего летчик не слышит. Эти очки, которые надевают, они называют «смерть пилотам». Небо безоблачное — все нормально, а если какая дымочка — три дня с красными глазами ходят», — заявил военный в ноябре прошлого года. Эта оценка касалась не сырых машин первых партий, а вполне себе крупносерийного Ми-28Н, у которого, по идее, должны были выявить все (ну или почти все) детские болезни. Хотя этот процесс, конечно, долгий и сложный, что тоже нужно понимать.
Главным же недостатком, который бросается в глаза почти сразу, является отсутствие на строевых машинах радиолокационной станции миллиметрового диапазона, как у «Апач Лонгбоу». Она дает хорошо известные преимущества по выявлению наземных целей с последующим наведением на них высокоточного оружия. При условии применения ракеты с активными радиолокационными головками самонаведения AGM-114L Longbow Hellfire РЛС позволяет реализовать пресловутый принцип «выстрелил-забыл». Без надвтулочной радиолокационной станции и передового вооружения класса «воздух-поверхность» Ми-28Н очень похож по своим возможностям на AH-64A. Главное различие кроется, пожалуй, в том, что последний построили гораздо большей серией, чем все версии Ми-28 вместе взятые.
Первый после «Лонгбоу»
Самая технологически продвинутая и потенциально наиболее совершенная модификация Ми-28, как видим, появилась не на ровном месте. Ми-28НМ стал результатом многочисленных проб и ошибок, а также еще и ответом на достижения заокеанских «друзей». Главное, о чем нужно говорить в данном случае: перед нами не «бумажный» проект и не идея на будущее. Летные испытания нового ударного вертолета Ми-28НМ начались еще двенадцатого октября 2016 на Московском вертолетном заводе им. М. Л. Миля. Тогда в воздух поднялся первый опытный образец ОП-1. За событием наблюдал заместитель министра обороны России Юрий Борисов. Сообщалось, что первый полет Ми-28НМ прошел успешно и все системы машины работали нормально.
Чисто визуально главное отличие новой машины от всех предыдущих версий — «срубленная» носовая часть. Здесь есть одно важное улучшение, которое не сразу бросается в глаза. Оператор вертолета получил намного лучший боковой обзор за счет существенно измененного фонаря кабины. К слову, опыт, полученный во время работ над Ми-28УБ, не прошел даром. В передней части кабины нового вертолета установили второй комплект органов управления, что, безусловно, дает новые возможности: как в плане подготовки экипажа, так и по части повышения живучести боевой машины в реальном бою. Еще один хороший момент. В рамках проекта Ми-28НМ ранее предложили использовать новые двигатели ВК-2500П-01/ПС, которые можно выпускать силами российской оборонки и которые отвечают основным требованиям модернизации.
Самое же важное улучшение касается все той же надвтулочной радиолокационной станции. Она (возможно, в виде макета) присутствует на опытном образце ОП-1. Во всяком случае, ранее было заявлено, что планируется штатная установка надвтулочной РЛС типа Н025. По имеющимся данным, она достаточно чувствительна, чтобы обнаружить маленький БПЛА на удалении 20 километров. Сообщалось, что радар позволяет экипажу сопровождать до десяти целей и на две из них наводить оружие. Считается, что российские сенсоры такого типа способны обнаружить движущуюся цель типа «танк» на дистанции порядка 20-25 км. Также важна сама теоретическая возможность применять ракеты с радиолокационной системой наведения, что должно обеспечить вертолету предельную скрытность. Ради интереса, можно посмотреть фото, где видно, что от «Апача», который находится в укрытии, «торчит» лишь надвтулочная РЛС.
И тут начинается самое интересное. Есть ли у России ракеты, которые можно было бы сравнить по своим возможностям с JAGM? Ну или хотя бы с AGM-114L Longbow Hellfire? «Штурмами» и «Вихрями» с лазерной системой наведения, ограничивающей летчику пространство для маневра после пуска, никого не удивишь. Про «Гермес-А», который позиционировался чуть ли не как чудо-оружие, подозрительно давно почти ничего не слышно. Стоит, впрочем, напомнить. Дальность действия этой ПТУР должна составлять примерно 15 километров. Производитель заявляет оптико-электронную систему c оптическим захватом и сопровождением цели с управлением полета ракеты по лазерному лучу. В общем, есть задатки принципа «выстрелил-забыл», но пока все очень туманно.
Имеется альтернатива. В августе 2018 года в Москве проходил Международный военно-технический форум «Армия-2018». Там АО «Вертолеты России» представило модифицированный вариант экспортного Ми-28НЭ, оснащенного дальнобойными противотанковыми управляемыми ракетами 9М123М «Хризантема-ВМ» с двухканальной системой наведения — по лазерному лучу и радиоканалу. Здесь будет уместно вспомнить одно заявление 2016 года. «Мы проводим модернизацию ракет «Атака» и «Хризантема» для обеспечения более высокой дальности обнаружения, захвата и уничтожения целей специально для Ми-28НМ. Под новые ракеты адаптируется и комплекс управляемого ракетного вооружения на борту вертолета», — рассказал ТАСС генеральный конструктор коломенского КБ машиностроения Валерий Кашин.
Как видим, новый Ми-28НМ рискует остаться: либо а) с откровенно старыми советскими ракетами, либо б) с ПТУР, чье моральное устаревание станет ощутимым в ближайшие годы. Имеющиеся изделия, судя по всему, далеки по своим возможностям от JAGM, так что разработка принципиально новых противотанковых ракет может стать одним из приоритетных направлений в рамках увеличения боевого потенциала ударных вертолетов ВКС России.
topwar.ru
ударный вертолет, ночной охотник, технические характеристики (ТТХ), вооружение, грузоподъёмность
Российский ударный вертолет Ми-28 выполнил первый взлет еще в эпоху расцвета СССР, но в серию попал в 2005 году. Машина предназначена для участия в активных боевых действиях против бронетехники и живой силы вероятного противника в условиях плохой видимости, а также в ночное время. Вооружение вертолета позволяет вести борьбу с воздушными целями, движущимися с небольшими скоростями полета.
По классификации НАТО машине Ми-28 присвоили код Havoc (Опустошитель), что в полной мере олицетворяет способности вертолета. Среди российских летчиков машину называют «летающий танк».
История создания
В годы Великой Отечественной войны большую роль стала играть штурмовая авиация. Опробованные в ходе боевых действий самолеты продолжили совершенствоваться и в послевоенное время. Вплоть до конца 50-х годов костяк советской штурмовой авиации составляли машины Ил-10, хотя уже существовали серийные вертолеты, способные нести боевую нагрузку.
В начале 60-х годов в производство пошла машина Ми-8, оснащенная газотурбинными двигателями. Из-за этого высвободилось значительное число вертолетов Ми-4 с поршневой силовой установкой, на базе которых появились боевые Ми-4АВ. Именно этот вертолет стал фундаментом для создания полноценного армейского Ми-24.
При выдаче технического задания на эту машину оговаривалась необходимость постройки штурмовой версии, обладавшей увеличенной скоростью полета. Именно это задание, увидевшее свет в 1968 году, и является стартом биографии вертолета Ми-28.
Разработка Ми-28 началась только через два года, проект получил рабочее название «изделие 280».
На начальных этапах рассматривался вариант двухвинтовой компоновки, с разнесенными в поперечной плоскости винтами. Подобная конструкция обеспечивала значительный вес боевой нагрузки и возможность использования катапультируемых кресел пилотов. Но изменение тактики использования вертолетов поставило на наработках жирный крест.
Обновленная концепция предусматривала полет в режиме огибания поверхности и нанесение ударов с небольших высот, что вынудило отказаться от катапультируемых кресел. Вместо этого стали использоваться усиленные стойки шасси, допускавшие посадку с высокой вертикальной скоростью. Параллельно с КБ Миля свой проект разрабатывали сотрудники КБ Камова. В машине предполагалось использование соосного винта и одноместной кабины.
Официальный конкурс на создание вертолета объявили в 1976 году, к участию привлекались КБ Миля и Камова. Невооруженный прототип Ми-28 впервые взлетел осенью 1982 года. Второй экземпляр испытывался с вооружением. По результатам полетов был получен ряд замечаний, в результате чего появилась серия прототипов под обозначением Ми-28А. Машины демонстрировались на ряде выставок и принимали участие в учениях.
Из-за сложной ситуации в стране доводка вертолета затянулась, и первый годный к производству вариант Ми-28Н показали только летом 1996 года. Официальные испытания стартовали в 2005 году, а завершились спустя три года. В 2009 году машину официально приняли на вооружение, хотя заказ на 67 вертолетов Министерство Обороны разместило еще в 2005 году.
Описание конструкции
Боевой вертолет Ми-28 имеет классическую компоновку с одним несущим винтом и неубирающимися опорами шасси. Фюзеляж имеет смешанную конструкцию, выполнен из легких сплавов на основе алюминия и композитов, соединенных сваркой, склеиванием и клепкой. Конструктивно фюзеляж машины разбит на переднюю и центральную части, а также балку киля и хвоста. Соединения разъемные, чем обеспечивается ускоренный ремонт техники.
Экипаж машины расположен в носовой секции в двух разделенных кабинах.
Спереди установлено место штурмана, позади – пилота. Кресла экипажа оснащены амортизацией и преднатяжителями ремней безопасности. Между кабинами имеется алюминиевая защитная переборка. Металлические части кабин прикрыты титановыми и керамическими пластинами.
Для установки элементов брони на вертолете Ми-28 применен клей. Остекление выполнено из силикатного многослойного бронестекла. Защита выдерживает удары снарядов калибром до 23 мм, а также бронебойных пуль из крупнокалиберного пулемета (кроме боковых стекол). Для обеспечения аварийной высадки из кабин имеются надувные трапы, исключающие удары людей о стойки шасси.
Под носовой частью вертолета Ми-28 установлен прицельный модуль и 30 мм пушечная установка 2А42 с боекомплектом 250 выстрелов. Станция оснащена лазерным измерителем расстояний и целеуказателем с выводом данных на экраны в кабине летчика. Часть электроники прицельной станции и пилотажного оборудования размещена под полами кабин экипажа.
Хвостовая балка Ми-28 приспособлена для установки радиооборудования, а также для перевозки различного аэродромного оснащения. Допускается перевозка трех человек. Безопасность перелета обеспечена невозможностью контакта балки и лопастей несущего винта. Килевая балка машины оборудована хвостовым винтом и стабилизатором с управляемой плоскостью. Приводы управления тросовые, проложены внутри балок.
По бокам фюзеляжа смонтировано крыло с размахом 4880 мм, оборудованное четырьмя пилонами для боевой нагрузки или топливных баков.
Крыло Ми-28 имеет кессонную схему с частичным использованием композитных материалов. В конструкции имеется пиропатрон, отстреливающий плоскость. Подобные действия выполняются при покидании экипажем машины на большой высоте.
На машинах под крыльями может устанавливаться вооружение:
- неуправляемые ракеты типов С-8 или С-13;
- противотанковые управляемые ракеты комплексов «Штурм» или «Атака»;
- ракеты класса «воздух-воздух» типа «Игла-В»;
- контейнеры с 30 мм пушкой НППУ-28, пушка может дистанционно управляться летчиком;
- контейнеры для перевозки грузов или для постановки минных преград.
Силовая установка ранних машин Ми-28 состоит из двух турбовальных двигателей ТВ3-117ВМА с автоматической регулировкой мощности. Дополнительно применяется система впрыска воды, обеспечивающая работу установки в момент запуска неуправляемых ракет. Впоследствии на вертолет установлены российские моторы ВК-2500, созданные на базе предшественника.
В моторном отсеке установлен дополнительный двигатель, приводящий компрессор. Сжатый воздух необходим для пуска основных двигателей. Топливные баки расположены в центральной секции, оборудованы системой заполнения пенополиуретаном по мере выработки топлива. На вертолете применен 5-лопастный несущий винт и 4-лопастный рулевой. Для изготовления лопастей применены композитные материалы, выдерживающие попадание 23 мм снаряда.
На вертолетах Ми-28Н применена радиолокационная станция (установлена выше несущего винта), обеспечивающая обнаружение целей на дистанциях до 20 км и позволяющая выполнять полет с огибанием рельефа местности.
Питание бортовой электроники машины обеспечивают два генератора, установленных на двигателях. Там же размещены гидравлические и пневматические компрессоры.
Модификации и боевое применение
Название Ми-28 имели первые два прототипа, созданные в рамках «проекта 280». С учетом результатов испытаний и замечаний заказчиков на свет появился «проект 286». Машины обозначались как Ми-28А и были оснащены газовыми турбинами ТВ3-117 и видоизменными винтами.
В серию вертолет не попал, поскольку не отвечал требованиям эксплуатации в ночное время. На основе 28А была разработана версия Ми-28Л, предназначенная для ВВС Ирака. Машина создавалась в 1990 году, но из-за изменившейся ситуации дело не дошло даже до постройки прототипа, хотя предполагалось изготовление машин по лицензии.
Первый по настоящему серийным вариантом стал Ми-28Н, запущенный в производство только в 2006 году. «Ночной охотник» комплектовался улучшенной трансмиссией на основе редуктора ВР-29, а также модернизированным бортовым оборудованием.
На борту установлена специальная станция ночного видения, обеспечивающая обнаружение подвижных целей на дистанциях до 10 км. К 2018 году российские ВВС получили не менее 108 экземпляров Ми-28Н, из которых 5 машин разбито полностью или частично. Жертвами происшествий стали 4 человека.
Для поставок на экспорт предназначен вариант Ми-28НЭ.
Партия машин была поставлена в Ирак и Алжир (15 и 2 вертолета соответственно). Предполагалась поставка техники в Индию, но заказчик забраковал предложенные образцы и контракт расторгли. Обучение пилотов предполагается вести на вертолетах Ми-28УБ, оснащенных дублированным управлением.
Характерной особенностью учебных машин является полностью сохраненный боевой потенциал. Разработка модификации началась в 2010 году, заводские тесты завершились только в прошлом году. В 2018 году ожидается поставка первой партии машин (24 вертолета).
В 2009 году стартовали работы по созданию усовершенствованной версии Ми-28НМ. На вертолете применена новая радиолокационная станция с расширенным радиусом действия. Для повышения надежности использовано дублирующее управление. Первый тестовый полет состоялся летом 2016 года. В настоящее время ведется доработка машины.
Из-за сравнительно недавнего поступления вертолетов на вооружение, их боевое применение носит ограниченный характер. Единственным конфликтом, в котором официально задействованы ударные вертолеты Ми-28Н, стала война в Сирии.
Первые машины поступили в Авиационную группу ВВС России осенью 2015 года.
Техника принимали участие в освобождении ряда городов от подразделений террористов. В апреле 2016 года была зарегистрирована первая потеря – вертолет был разбит из-за ошибки пилота. Весь экипаж погиб.
Летные и технические характеристики в сравнении с зарубежными аналогами
В таблице приведено сравнение основных технических характеристик российского вертолета Ми-28Н и американских аналогов.
Отечественная техника имеет наибольший взлетный вес среди конкурентов, что является объектом критики.
С другой стороны, вертолет позволяет нести максимальную боевую нагрузку, что является плюсом в боевых действиях. Но для маневренных полетов и контртеррористических операций машины Ми-28Н подходят мало. Американский аналог AH-1Z имеет заметно большую скорость полета, но заметно отстает по боевому радиусу.
Ми-28Н | AH-64DApache Longbow | Bell AH-1Z Viper | |
---|---|---|---|
Длина, мм | 17010 | 17730 | 17800 |
Высота, мм | 3820 | 4050 | 4370 |
Диаметр несущего винта, мм | 17200 | 14630 | 14630 |
Масса взлетная (допустимая), кг | 11700 | 8006 | 8390 |
Запас топлива, л | 3500 | 4641 | 1561 |
Модель двигателя | ТВ3-117ВМА | General Electric T700-GE-701C | General Electric T700-GE-401C |
Мощность установки, л.с. | 3320 | 2834 | 2680 |
Максимальная скорость, км/час | 324 | 276 | 411 |
Дальность полета, км | 500 | 480 | 231 |
Потолок, м | 5700 | 4465 | 6100 |
Экипаж, чел | 2 | 2 | 2 |
Вооружение | 1*30 мм 2А42, до 1605 кг боевой нагрузки | 1*30 мм М230, до 771 кг боевой нагрузки | 1*20 мм М197, 6 точек подвески |
Вертолет Ми-28 относится к числу машин, способных выполнять некоторые фигуры высшего пилотажа. К их числу относится мертвая петля, иммельман и бочка. Конструкция несущих винтов и систем управления позволяет выполнять движение вбок или назад со скоростью до 100 км/ч.
Огромным плюсом российских вертолетов является возможность перевозки транспортными самолетами.
Несмотря на недостатки, вертолет Ми-28Н постепенно поступает на вооружение российской армии.
Доработка вертолетов ведется заводом в сложной обстановке, без государственной поддержки. Из-за этого предприятие испытывает трудности с выходом на внешние рынки, поскольку заказчики требуют полностью готовую и проверенную в реальной эксплуатации машину.
Без активной поддержки дальнейшее развитие зайдет в тупик, а ведь Ми-28Н является уникальной боевой машиной, способной вести автоматический полет с огибанием рельефа и поддержанием высоты полета в интервале 5…15 м. На подобное не способна ни одна другая винтокрылая машина.
Видео
warbook.club
Ми-28Н – ночной охотник » Военное обозрение
В российской армии меняется все: начиная с быта солдат и заканчивая разработками современного вооружения. Уже сейчас аутсорсиноговые компании выполняют огромное количество работы, которой раньше занимались новобранцы. Сергей Шойгу, министр обороны нашей страны, делает многое, чтобы реально повысить уровень нашей обороноспособности. На это выделяются огромные средства и, разумеется, это приносит свои результаты.
На днях на вооружение российской армии была официально принята еще одна разработка – современная модификация вертолета Ми-28 – Ночной охотник Ми-28Н. об этом сообщил пресс-центр холдинга «вертолеты России». По версии информационного агентства РИА Новости это самое грозное отечественное оружие.
Ми 28 – боевой ударный вертолет, предназначенный для поиска и активного огневого уничтожения бронетехники, живой силы, медленных воздушных целей. Из названия очевидно, что данная модель создана для поражения целей в условиях ночи.
Солдаты уже подготовлены к использованию и управлению данным образцом: до официального введения в эксплуатацию вертолет несколько лет использовался в воинских частях и испытывался в разнообразных условиях.
Чем же так хорош Ночной охотник?
Все военные летчики знают, как сложно решать боевые задачи в темноте. Очевидно, что разработки на уровне приборов ночного видения, камеры и локаторы проблемы не решат.
Для реального преимущества над противником необходимы более интеллектуальные и современные технологии. Доктор технических наук, главный конструктор приборостроительного бюро Гиви Джангджава, занялся созданием высокоинтеллектуальной машины. Для этого была реализована полная интеграция всего бортового оборудования. Единым комплексом стало управление машиной, контроль, индикация и подготовка Ночного охотника к полету. Программное обеспечение с открытой архитектурой позволяет постоянно наращивать функции и адаптировать новые задачи к заложенным программам. Все связи реализованы на высокоуровневых мультиплексных каналах обмена информацией. Это делает возможным подключение любой аппаратуры и оборудования.
Инерциальная система вертолета при любых маневрах определяет координаты вертолета в пространстве и сообщает информацию летчику. Рельеф боевых действий в высоком разрешении отображается в виде трехмерной графики.
Современный комплекс индикаторов работает без активного излучения.
Прекрасно работает и автоматический режим управления. Информация о препятствиях сразу же выдается пилоту. Это делает возможным даже ночной полет на высоте 5-15 метров в сложных погодных условиях. Очень удобно также совершать боевые действия, находясь в складках местности.
Тепловизная станция дает изображение в любом направлении, обозначенном поворотом головы летчика.
Каждая часть системы может работать и автономно. На случай аварии у каждого члена экипажа есть группа резервных приборов.
Ночной охотник оснащен новейшей обзорно-прицельной станцией с разными каналами наблюдения – тепловизным, оптическим, лазерным, телевизионным. Система распознавания цели работает практически безупречно. Он оснащен подвижной пушкой 2А42 калибра 30 мм.
Точности пушки пока не хватает, однако возможны разработки более совершенной модели. Ракетное вооружение включает сверхзвуковую УР Игла, ракеты Штурм и управляемой Атаки-В. Они полностью автономны после выпуска.
Вот таким великолепным образцом современного вооружения порадовал нас отечественный военно-промышленный комплекс. Перемены в российской армии действительно происходят, улучшились условия службы, произошли улучшения быта солдат техническая оснащенность.
topwar.ru
Ми 28 «Ночной охотник» и Ка 52 «Аллигатор» сравнение
Дело крайне неблагодарное сравнивать эти две машины – Ми 28Н «Ночной охотник» и Ка 52 «Аллигатор», обе предназначены для уничтожения живой силы и бронетехники противника, оснащение машин одинаковое, так как материалы изготовления одни и те же, двигатели по мощности не уступают друг другу и стоимость голой конструкции обоих вертолётов никак не отличается.
Ка 52
Минобороны выбрало Ми 28Н только из-за того, что переучивание на него с хорошо известную машину Ми 24, у лётного состава не вызовет никаких трудностей. Не надо менять наземное оборудование и ввод в строй пилотов займёт более короткие сроки. Представители МО заметили, что выбрали «Ночной охотник» по причине недостаточности финансирования. Высокопоставленные военачальники отметили большую функциональность Ка 52 по сравнению с Ми 28, но в бою «Аллигатор» должен действовать под прикрытием «Ночного охотника». Несмотря на финансовые трудности после 2016 года поставки Ка 52 в войска будут увеличены в пять раз.
Ми 28Н
Сравнение «Ночного охотника» Ми 28Н с «Аллигатором» Ка 52
Если брать лётно-технические данные, то и «Аллигатор» и «Ночной охотник» по характеристикам вполне сопоставимы друг с другом. Традиционная одновинтовая схема, применённая на Ми 28 конструктивно отработана, известны все нюансы её использования. Опыт, приобретённый в боевом применении Ми 24 в Афганистане, хорошо известен во всём мире и конструкторы знают, как обеспечить живучесть этой несущей системе.
Ка 52
Расположение пилотов тандемом принято на всех ударных вертолётах, это снижает площадь поражения – ещё один плюс в пользу одновинтовой схемы, но усложняет взаимодействие экипажа при активном радиообмене в боевых условиях.
При попадании в режим вихревого кольца, машина с одним винтом более устойчива и скорость снижения в таком режиме 4 м/сек – поставим очередной плюс этой схеме несущего винта. Но вертолёт с одним винтом при посадке и висении не любит бокового ветра справа, при силе ветра выше пяти м/сек хвостовые лопасти работают на углах атаки, превышающих критическое значение, и теряется тянущее усилие, вертолёт закручивает влево и опрокидывает.
Аэродинамика соосной схемы устроена так, что её эффективность на процентов 10 превосходит аэродинамическую эффективность одновинтовой системы. За неимением трансмиссионной передачи и хвостового винта вес машины снижается и увеличивается полезная нагрузка, у такого вертолёта повышается статический потолок.
Ещё один плюс сосной схемы – в силу отсутствия рулевого винта и трансмиссии и малой зависимости суммарной тяги системы НВ от угловой скорости, на камовских машинах в отличие от одновинтовой схемы, нет ограничений на висении по угловой скорости разворота.
Но, самый большой минус несущей системы Ка 52 – это аварии при пилотировании вертолётов даже опытнейшими лётчиками. При резких маневрах происходит перехлёст лопастей винтов в результате этого и погибли лётчик-испытатель Е.И. Ларюшин и генерал Воробьёв.
Отличие Ми 28 от Ка 52
Машины семейства «Ми» отличает невероятная живучесть при обстреле из всех видов стрелкового оружия и ПЗРК. Как показал военный опыт в Афгане и Чечне, милевские машины долетали до аэродрома посадки с повреждённой лопастью несущего винта или даже отстрелянной напрочь, в то же время по статистике процент повреждения рулевых винтов очень небольшой и даже с выведенными из строя хвостовыми винтами, машина на скорости более 200 км/час может произвести посадку, как говорят пилоты, «с торможением об ангар».
Ми 28
В конструкцию Ми 28Н внедрены такие решения, как «система прогрессивного разрушения», это когда крепление кабины, подвеска сидений и устройство шасси обеспечивают целостность членов экипажа при скорости снижения до 13 м/сек. Всё рассчитано так, что при этом двигатели и другие агрегаты машины не придавливают членов экипажа. Проведённые испытания доказали, что эта система работает.
Соосная схема – это прекрасно сбалансированная аэродинамическая система и при повреждении одной из лопастей камовский вертолёт в этом случае обречён. С двумя винтами, как у Ка 52 увеличивается соответственно в два раза вероятность поражения от средств ПВО.
В отличие от «Аллигатора» у Ми 28Н пушка расположена в носовой части и поэтому сектор обстрела у неё больше, но у Ка 52 она расположена вблизи центра масс, поэтому и стреляет точнее.
Но всё преимущество сосной схемы несущих винтов – лучшая маневренность, хорошая управляемость при боковом ветре и запас мощности, дающий выполнять полёты в горной местности, не разрешают отказаться от Ка 52 как от боевой машины. Немаловажное значение имеет расположение пилотов в «Аллигаторе» рядом с друг другом, это разрешает улучшить взаимопонимание лётчиков в боевой обстановке и расширить сферу обзора. Возможности новейшего комплекса «Вихрь» разрешают управлять ракетами «воздух-воздух» на дальности до 10 километров. Ещё одна особенность сосной схемы несущих винтов – низкий уровень шума, что крайне важно для незаметного подхода к объекту.
Командование ВС России приняло разумное решение – принять на вооружение обе машины. Ми 28 «Ночной охотник» использовать как ударный вертолёт на поле боя, а Ка 52 «Аллигатор» применять для уничтожения террористических групп и операциях спецназа.
«Ночной охотник» Ми 28Н и «Аллигатор» Ка 52 в Сирии
На территории Сирии наши боевые машины базируются на аэродроме Хмеймим в провинции Латакия. Несколько Ми 28Н и Ка 52 принимают участие в уничтожении террористических бандформирований ИГИЛ и в операциях по освобождению городов.
По данным пресс-службы МО России Ми 28 «Ночной охотник» в одном из вылетов разгромил боевую машину пехоты одного из подразделения ИГИЛ и уничтожил здание с находящимися внутри террористами. Вертолёты Ка 52 также участвовали в контртеррористических операциях, но пока официально это не подтверждено.
Сирия видео Ка 52 Ми 28 удар
aviarf.ru
Вертолёт Ми 28 Ночной охотник Летающий танк Авиация России
Во время распада СССР многие перспективные образцы военной техники оказались в подвешенном состоянии. Сегодня некоторые из этих воинов периода холодной войны возвращаются к жизни, в том числе и вертолёт Ми 28. Несмотря на то что прототип взлетел в 1982 году, заказ на серийные машины был выдан лишь в 2009 году.
История создания Ми 28
В ноябре 1982 года прототип Ми-28 поднялся в воздух. Хотя он и уступил конкуренту в официальном конкурсе в 1984 году, работа над вертолётом не останавливалась. Последующие сравнительные испытания снова оказались в пользу Ка-50, но ОКБ им. М.Л. Миля продолжали совершенствовать машину.
Вертолёт Ми 28
В январе 1988 года взлетел первый усовершенствованный вертолёт Ми-28А. Он оснащён более мощными двигателями ТВ-3117ВМА, развивавшими по 2200 кгс, а оригинальный трёхлопастный рулевой винт заменён Х-образным, как у вертолёта Apache. Эта машина продемонстрирована ошеломлённому Западу на парижском салоне в 1989 году. Второй вертолёт присоединился к программе испытаний в 1991 году.
В 2003 году Российская армия заказала 300 единиц Ми-28Н, которые поставлены в 2015 году. Вертолёты сейчас находятся в ограниченной эксплуатации. ОКБ Миля разработало экспортную версию этой машины – Ми-28НЭ и 14 таких вертолётов заказала Венесуэла, их предполагает закупить и Индия. Разработан упрощённый вариант без РЛС и ночного обзорно-прицельного оборудования, получившего обозначение Ми-28Д.
Описание вертолёта Ми 28
Получивший в НАТО кодовое название «Navoc-B»,компактный, приземистый и угловатый Ми-28Н стал вертолётом огневой поддержки традиционной компоновки. В расположенных уступом бронированных кабинах размещаются пилот (сзади) и оператор (спереди), под носовой частью подвешена пушка. Ми-28 оснащён трёхколёсным шасси с большими колёсами на главных стойках и самоориентирующимся хвостовым колесом.
Вертолёт Ми 28Н
Кабины пилотов закрыты плоскими не дающими бликов бронестёклами и защищены титано-керамической бронёй. Жизненно важные элементы конструкции хорошо бронированы и дублированы, и экранированы менее важными частями. Экипаж защищён ударопоглощающими креслами, выдерживающими жёсткую посадку с вертикальной скоростью 12 м/сек. Система аварийного покидания машины отстреливает дверцы, лопасти и наполняет надувные мешки по бортам фюзеляжа.
Люк в левом борту за крылом ведёт к отсеку БРЭО и грузопассажирскому отсеку на трёх человек, позволяющему Ми-28 подобрать другой экипаж, севшего на вынужденную посадку вертолёта.
На эластомерных шарнирах к титановой втулке несущего винта крепятся пять лопастей из композитного материала. Лопасти имеют прямоугольную форму в плане и выпуклый профиль большой подъёмной силы. Хвостовой винт состоит из двух двухлопастных – тип «ножницы». Лопасти установлены под углом около 350 горадусов друг другу и образуют Х-образную форму.
Силовая установка – два турбовальных двигателя ТВ3-117ВМА, установленных в мотогондолах по бортам фюзеляжа. На каждом прототипе испытывались несколько типов устройств снижения ИК-заметности. В новейшей конфигурации используются три направленных вниз сопла, размещённых в специальных кожухах, рассеивающих ИК-излучение.
К мотогондолам крепится небольшое крыло с четырьмя пилонами для подвески вооружения. На каждом узле подвески можно нести до 480 кг. Это четыре трубчатых ПУ ракет 9М114 «Штурм-В», либо 9М120 «Вихрь» или 9М39 «Игла-В» и контейнеры НАР калибра 80 мм/120 мм, либо контейнеры с пушками. Законцовки крыла оснащены контейнерными пусковыми устройствами для выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.
Ми-28Н обрёл возможность всепогодных и ночных ударов, благодаря установленной над втулкой винта РЛС миллиметрового диапазона, эквивалентной РЛС вертолёта АН-64D Longbow. Также был добавлен новый комплект датчиков, включая ТВ/ИК-систему «Зенит» переднего обзора, и лазерный целеуказатель в шаровой турели под носовым обтекателем.
Вертолёт Ми 28
Ми-28Н вооружён одноствольной подвижной 30-мм пушкой 2А42 под носовой частью с парой ящиков по 150 снарядов. Боекомплект перемещается вместе с пушкой. Пушка поворачивается влево и вправо на 1100 от оси, поднимается на 130 и опускается на 400. В носовой части установлен обтекатель системы наведения ракет.
Лётные характеристики Ми 28
- Длина вертолёта при вращающихся винтах – 17.2 м.
- Диаметр несущего винта – 21,093 м.
- Высота с антенной обзорной РЛС – 3,82 м.
- Максимальная скорость горизонтального полёта – 300 км/час.
- Крейсерская скорость – 270 км/час.
- Взлётный вес максимальный – 11500 кг.
- Нормальный взлётный вес – 10400 кг.
- Дальность при перегоне – 1100 км.
- Боевой радиус – 500 км.
- Статический потолок – 3600 м.
- Динамический потолок – 5800 м.
- Боевая нагрузка – 3600 кг.
- Экипаж – 2 чел.
Интересные факты о вертолёте Ми 28Н
До появления в российском вертолётостроении Ми-28 ни один из вертолётов не выполнял такие фигуры высшего пилотажа, как бочка и петля Нестерова. А Ми-28 делал не только эти фигуры, а ещё летал боком и назад со скоростью не менее 100 км/час.
Выполняя полёты в сложных метеоусловиях и ночью, Ми-28Н летит на высоте 5 метров, с огибанием рельефа местности, ищет и уничтожает противника и наводит другие вертолёты на цели.
Вертолёт Ми-28Н обнаруживает противника даже ночью на расстоянии 35 км.
Лётчики-испытатели называли Ми-28 «вертолёт-боец», а в народе окрестили «летающим танком».
Ми 28 ночной охотник видео
aviarf.ru
Ми-28НЭ доказал свое превосходство на рынке вооружений после Сирии
Когда-то российский вертолет Ми-28НЭ «Ночной охотник» проиграл американскому AH-64D Apache Longbow на индийском тендере. Индия тогда выбрала «американца». Словно в подтверждение того, как индийские партнеры ошиблись, в Сети появилось видео применения российского вертолета в Сирии. Эффективная работа «Ночного охотника» в реальных боевых условиях усилит позиции экспортной модификации Ми-28Н на мировом рынке вооружений, считают эксперты.
Минобороны России в начале апреля показало боевое применение вертолета Ми-28Н в Сирии. «Ночной охотник» работал по боевикам ИГИЛ близ города Эль-Карьятейн. Спустя неделю вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин опубликовал сразу несколько видеозаписей с атаками Ми-28Н на объекты запрещенной террористической группировки ИГИЛ. Ни спрятаться в зданиях, ни уйти от атаки на бронетехнике боевикам тогда не удалось.
Неуязвимый «Ночной охотник»
Стоит отметить, что высокая выживаемость вертолета в боевых условиях обеспечивается не только за счет 10-миллиметровых листов алюминия, на которые наклеены 16-миллиметровые бронеэлементы из керамики, но и за счет серьезных средств радиоэлектронного подавления.
Тем не менее в комментарии к размещенному в Сети видео Рогозин пообещал, что новая техника, вооружение, средства наведения и связи «будут еще круче».
Это подтвердил и гендиректор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев. В частности, вертолет будет оснащен новейшим бортовым комплексом обороны «Президент-С», который повысит защиту от поражения переносными зенитно-ракетными комплексами и ракетами класса «воздух-воздух».
«Установка «Президент-С» защитит наши вертолеты от поражения ПЗРК противника и обеспечит высокий уровень безопасности полетов», – заявил Михеев во время посещения нового предприятия радиоэлектронной промышленности «Стелла-К».
Устанавливать бортовой комплекс обороны, по его словам, планируется на вертолеты Ми-28НЭ в 2017 году. Необходимость дооснащения таким комплексом, по словам экспертов, связана с усилением террористической угрозы и появлением у террористов большого количества ПЗРК.
Между тем это только усилит конкурентные преимущества Ми-28 на мировом рынке вооружений. Ведь комплекс «Президент-С» показал свою эффективность во время испытаний: когда вертолет обстреливался из ПЗРК, ни одна из ракет не поразила цель.
«Установка современного высокоэффективного бортового комплекса обороны «Президент-С» будет проводиться не только на новые вертолеты в рамках поставочных контрактов, но станет важной составляющей программы модернизации вертолетной техники в интересах инозаказчиков проводимой совместно с КРЭТ», – подчеркнули в пресс-службе холдинга «Вертолеты России».
Вне конкуренции
Разработанный и проходивший доработку в 80-х годах вертолет Ми-28Н в иностранной прессе упоминался как продукт холодной войны и считался основным конкурентом американскому AH-64D Apache. Однако в России Ми-28 конкурировал с Ка-50 и успешно выиграл «соревнования» в апреле 1986 года. Тогда в ходе совместных полетов на Гороховецком полигоне экипаж Ми-28А на малой высоте обнаружил все 25 целей, не будучи обнаруженным, а летчик Ка-50 на значительно больших высотах смог обнаружить только две цели.
Тогда это стало основанием для продвижения многоцелевого Ми-28 в российских войсках. Начальник Генштаба армии Юрий Балуевский в 2005 году заявлял, что основным боевым вертолетом будет Ми-28Н «Ночной охотник», а вертолеты Ка-50 и Ка-52 необходимы для подразделений спецназа.
«Ми-28 оказался более приспособленным к постоянно меняющимся условиям современного боя того времени, он был более привычным из-за расположения двух членов экипажа и менее дорогостоящими для производства в необходимом количестве», – пишет иностранный портал militaryfactory.com.
Между тем иностранные заказчики продолжают сравнивать экспортный вариант Ми-28Н и американский Apache. Несмотря на то что за время боевого использования «Ночного охотника» не было зафиксировано ни одного случая потери вертолета, а за время использования вертолета Apache было потеряно девять машин, некоторые иностранные заказчики выбрали машину производства США. В частности, Индия закупила американские машины. Однако эксперты объяснили это стремлением Индии в вопросе вооружений «не класть все яйца в одну корзину».
«Они стремятся закупить оружие сразу у нескольких стран, в том числе у России, Евросоюза, США и Израиля», – прокомментировал ситуацию телеканалу «Звезда» авиаэксперт, военный летчик в отставке Дмитрий Дрозденко.
Совершенствование и модернизация
Тем не менее планы российского авиапрома по модернизации вертолета могут значительно продвинуть российскую машину среди иностранных аналогов.
«Ми-28НЭ – экспортный вариант вертолета, который был доработан с учетом пожеланий индийских военных. Если бы эти пожелания заключались в том, чтобы он мог уничтожать бронетехнику на расстоянии 16 километров, то наша наука и оборонная промышленность вполне смогли бы это обеспечить. У нас есть противотанковые ракеты, которые летают на большие расстояния, и доработать их для установки на экспортный вертолет Ми-28 было бы вполне реально», – считает военный эксперт Владимир Карнозов.
Внимание в вопросах модернизации уделяется не только вооружению и средствам целеуказания, но и радарам. В частности, в 2016 году ударные вертолеты Ми-28Н получат мачтовый радар N025. Об этом еще в прошлом году сообщал иностранный портал janes.com.
«Военные завершили испытания радара N025 на трех вертолетах. Начиная со следующего года он будет выпускаться серийно для установки на новые вертолеты Ми-28Н», – сообщал портал.
Сегодня на экспортный вариант Ми-28НЭ вертолета установлена упрощенная версия радара N025E.
Учитывая то, что Ми-28 является основным ударным вертолетом российской армии, непрекращающуюся модернизацию боевой машины, а также успешное применение вертолета в Сирии, его экспортная модификация обязательно найдет своих покупателей за рубежом.
Автор: Михаил Рычагов
tvzvezda.ru