Юрий Никулин – биография актера, фото, семья, жена и дети, рост, причина смерти

Биография Юрия Никулина

Актер и цирковой деятель Юрий Никулин – это человек, чье имя навсегда неразрывно связано с советским кинематографом, ставший легендой еще при жизни. Он обладал врожденным талантом смешить людей, а потому чаще всего появлялся на экране в образе комедийных персонажей. Однако драматические роли также отлично давались актеру. Прошло уже много лет с тех пор, как актера не стало, но в сердцах миллионов поклонников он все еще жив – ведь живы его роли в многочисленных фильмах, которые мы пересматриваем – это комедии Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, «Они сражались за родину» Сергея Бондарчука, «Андрей Рублев» Андрея Тарковского и многие другие.

Юрий Владимирович Никулин

Детство и юность

Будущий великий актер появился на свет 18 декабря 1921 года в небольшом городке Демидов Смоленской области. Его отец Владимир Андреевич (1898 г. р.), москвич и юрист по образованию, после революции ушел в армию, служил под Смоленском, где жила его родня. Незадолго до конца службы он познакомился с актрисой местного драматического театра Лидией Ивановной (1902 г.р.). Они поженились, молодой человек устроился в тот же театр актером. Позже он основал мобильный театр «Теревьюм», что значило «театр революционного юмора».

Юрий Никулин в детстве

Когда мальчику стукнуло 4, семья переехала в Москву – в 15-й дом Токмакова переулка. Глава семейства занялся литературной деятельностью: писал программы для эстрадных номеров, работал журналистом. Лидия Ивановна не работала, занималась домашним хозяйством. Два раза в неделю Никулины обязательно ходили в театр, после чего беседовали об увиденном.

Маленький Юрий Никулин с мамой

В 1929 году мальчик отправился в первый класс. Особого интереса к учебе он не проявлял, но с удовольствием играл в школьном драмкружке, которым руководил его отец.
На этой сцене Юра получил свой первый актерский опыт. Также он пробовал себя и в писательстве. Однажды написанный им рассказ получил второе место в районном конкурсе. Призом была встреча с Аркадием Гайдаром, но из-за ангины Юра не смог прийти. А когда в 15 лет он увидел фильм «Новые времена» с Чарли Чаплиным, то заболел кинематографом.

Никулин не был примерным учеником

В 1939 году Юрий окончил школу, но аттестата зрелости не получил – завалил черчение. Позже он все-таки сдал экзамен, а осенью, согласно указу о всеобщей воинской повинности, ушел в армию.

Жизнь на фронте

Часть, где служил Никулин, располагалась под Ленинградом. Первое время тощий высокий нескладный паренек в шинели не по размеру был причиной всеобщего веселья, но новобранец умел смеяться над собой, поэтому издевки быстро прекратились. Каждую неделю ему приходило множество писем от родителей и другой родни – столько не писали ни одному солдату в роте.

Юрий Никулин на фронте

Прошел всего месяц армейской жизни Никулина, как началась Финская война. Юрий написал заявление: «Хочу идти в бой добровольцем». Впереди было 7 долгих лет в солдатских сапогах, шинели, с оружием в руках. В марте 1940 военные действия с северным соседом завершились, но военная подготовка, учения, занятия по политинформации продолжались. А потом наступило 22 июня 1941 года. Первые два года войны Никулин сражался в составе 115-го зенитного-артиллерийского полка, заслужил звание старшего сержанта. После госпитализации из-за воспаления легких его перевели в другой полк, но в новое местно назначения Никулин так и не прибыл – по дороге его контузило разорвавшимся снарядом. Оправившись от травмы, Юрий прибыл в 72-й зенитный дивизион неподалеку от Колпино.
Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как этот страх проявляется. С одними случались истерики — они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне все спокойно.
Только 18 мая 1946 года, через год после окончания войны, Юрий демобилизовался из армии. Воспоминания о голоде, холоде, убитых товарищах. Однако пережитые моменты лишь утвердили его тягу к жизни и решимость в выборе дальнейшего жизненного пути.

Никулин и цирк

После демобилизации Никулин подал документы во ВГИК, однако на финальном этапе получил отказ. Вступительная комиссия сочла его недостаточно красивым для кино и посоветовала поступать в театральное училище. Но ни в ГИТИС, ни в «Щепку» его не взяли, как и в несколько училищ рангом пониже. Он уже было опустил руки, но вспомнил совет, который ему дал во время прослушивания в ГИТИС на тот момент еще начинающий режиссер Анатолий Эфрос, предложивший абитуриенту в случае провала попытать счастья в театральной студии Ногинского театра. Совет помог – руководитель театра Константин Воинов что-то разглядел в Никулине и принял его.

На вступительных экзаменах Никулина сочли слишком некрасивым для кино

Однако уже в сентябре Юра загорелся новой идеей – его поманил своими яркими огнями цирк. Мама сомневалась – театр казался ей делом куда более благородным, но отец, видевший свое очарование в профессии циркового артиста, дал добро. В цирковую студию при Московском цирке, наставником в которой был знаменитый клоун Карандаш, Никулин поступил без проблем, окончил ее в 1948 году с дипломом клоуна. На «большой арене» он сперва выступал в дуэте с приятелем Борисом Романовым. Первые сценки для юных артистов писал отец Никулина.

Молодой Юрий Никулин в цирке (справа)

Вскоре Романов ушел из цирка. Новым партнером Никулина стал Михаил Шуйдин. Товарищи вместе выходили на сцену на протяжении 30 долгих лет.

Никулин и Шуйдин, миниатюра «Лошадки»

В 1950 году Никулин покинул труппу Карандаша, так как его верный напарник Шуйдин начал конфликтовать с начальником. Оба попросту устали от агрессивного капризного Румянцева, который мог в любой момент сорваться на своих подчиненных. А всего год спустя дуэт вместе со сценкой «Маленький Пьер», написанной отцом Юрия, впервые побывал за границей. По сюжету маленький мальчик-француз расклеивал оппозиционные листовки, а незадачливые полицейские в исполнении Никулина и Шуйдина его ловили. Успех дуэта выводил из себя их бывшего работодателя.

Первые роли в кино

В 1949 году Никулина пригласили на кинопробы – режиссер Константин Юдин думал утвердить его на роль трусливого немца в свой истерн «Смелые люди». Так клоун впервые побывал на студии «Мосфильм». Но то ли пробы не понравились режиссеру, то ли этого персонажа вырезали из сценария – на этом участие Юрия в проекте Юдина закончилось. А позже он узнал, что на эту роль утвердили Григория Шпигеля.

Дебют Никулина в кино состоялся лишь 9 лет спустя в фильме «Девушка с гитарой», где он исполнил роль горе-пиротехника, чуть не спалившего магазин. Несмотря на совсем небольшую роль, артист хорошо запомнился зрителям. А в 1959-м году актер отметился ролью проходимца Альберта Клячкина в фильме о трудной молодежи «Неподдающиеся». И хотя у него были разногласия с режиссером в видении его героя – один видел Клячкина этаким рубахой-парнем, а другой – флегматичным циником, и в целом этот опыт не понравился начинающему актеру, как вспоминал позже Никулин, на экране все выглядело замечательно.

«Девушка с гитарой»: первая роль Юрия Никулина

В 1960 году на актера обратил внимание режиссер Эльдар Рязанов. Никулин приступил к съемкам в его фильме «Человек неоткуда», но из-за бюрократических проволочек производство отложили на год, актеров заменили, персонажа Никулина, неблагополучного молодого человека по имени Проша, отдали Сергею Юрскому.

Знакомство с Гайдаем

Но нет худа без добра. В те дни одно из представлений Никулина посетил Георгий Вицин. Чуть не надорвав живот от смеха, на следующий день он рассказал о талантливом комедианте режиссеру Леониду Гайдаю, снимавшему короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс» о приключениях пса и троицы преступников – Труса, Балбеса и Бывалого. Изначально Балбеса должен был играть Сергей Филиппов, но он уехал на гастроли с театром. Стоило Гайдаю увидеть Никулина, как он тут же произнес: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин – то что надо».

Дебют Юрия Никулина в роли Балбеса

Фильм рассказывал историю браконьеров, надумавших оглушить рыбу динамитом. На их беду с динамитной шашкой решил поиграть пёс, каждый раз приносивший ее обратно троице. После премьеры короткометражки в составе киноальманаха «Совершенно серьезно» троица Вицин – Никулин – Моргунов необычайно полюбилась советскому зрителю, и в 1962 году последовало продолжение «Самогонщики». На этот раз криминальные элементы решили заработать на изготовлении самогона, но появившийся в их лесном домике пес вновь спутал все карты.

На съемках «Самогонщиков»

В промежутке между короткометражками Гайдая Никулин сыграл главную роль в драме «Когда деревья были большими» и доказал, что способен на драматические роли. Он играл Кузьму Иорданова, спившегося после смерти супруги человека, решившего усыновить сироту. Примечательно, что режиссер картины до этого не видел ни одной роли Никулина, но смотрел его представления в цирке. А в процессе работы над фильмом было решено снабдить Никулина бородой для пущего попадания в образ. Так к своему сорокалетию Никулин, уже завоевавший статус признанной цирковой звезды, стал еще и звездой кинематографа.

Кадр из фильма «Когда деревья были большими»

После этого последовали второстепенные, но яркие роли: в фильме Александра Митты «Без страха и упрека» он сыграл по сути самого себя – клоуна, в комедии Гайдая «Деловые люди» сыграл грабителя в новелле «Родственные души». Никулин принимал участие в съемках киножурнала «Фитиль» (короткометражка «Влип»).

Юрий Никулин в киножурнале «Фитиль» («Влип», 1962)

После этого предложения о съемках стали поступать цирковому артисту регулярно. Картины «Кавказская пленница», «Операция «Ы», «Ко мне, Мухтар!», «Бриллиантовая рука», «Семь стариков и одна девушка», «Они сражались за Родину», а также многие другие стали классикой советского кинематографа и до сих пор являются любимыми лентами для миллионов людей во всех уголках бывшего СССР. Благодаря своим ролям в кино Юрий Никулин стал популярен во всех республиках Советского союза, а также получил бессчетное количество самых разных наград, включая звание Народного артиста СССР в 1973.

Никулин в новую эпоху

В 80-е Никулин почти не снимался. Исключением стала школьная драма Ролана Быкова «Чучело» с юной Кристиной Орбакайте, где актер предстал в образе нелюдимого дедушки главной героини. Последней ролью Никулина в кино стал директор цирка (и закадровый голос) в фильме «Капитан Крокус» 1991 года.

Юрий Никулин и Кристина Орбакайте в фильме «Чучело»

В начале девяностых Юрий Владимирович отметился в качестве телеведущего. В период с 1993 по 1997-й он вел юмористическую передачу «Белый попугай» на канале ОРТ, а также являлся постоянным участником проекта «В нашу гавань заходили корабли».

«Белый попугай» с Юрием Никулиным

Также Юрий Никулин написал несколько автобиографий и выступил как составитель сборников анекдотов. Самые популярные у читателей произведения артиста – мемуары «Почти серьезно» и «Семь долгих лет». Первая книга рассказывает об изнанке кинематографа, вторая – о фронтовых годах актера.

Личная жизнь Юрия Никулина

Первый раз Юрий влюбился еще в школе. Будучи нескладным 13-летним юнцом он так и не решился признаться в своих чувствах запавшей в душу сверстнице. В дальнейшем, в бытность солдатом, у него завязались отношения с девушкой по имени Рита. Она дождалась его с фронта, но как только Юрий сделал ей предложение руки и сердца, призналась, что влюблена в летчика. Надо сказать, что отношения Риты с другим мужчиной не сложились, а с Юрием они до конца жизни поддерживали дружеские отношения.

Возвращение Юрия Никулина с фронта

Зимой 1949 года актер, делавший первые шаги на профессиональной цирковой сцене, познакомился со студенткой Тимирязевской академии Татьяной Покровской, которая была младше артиста на 8 лет. Она увлекалась конным спортом, и одна из лошадей, как раз любимица Татьяны, понадобилась клоуну Карандашу, в подчинении у которого в то время ходил Никулин. На выступлении, которое девушка пришла посмотреть, лошадь проявила норов и затоптала клоуна. Татьяна чувствовала свою вину и в течение месяца регулярно ходила навещать Юрия в госпиталь. Вскоре артист сделал возлюбленной предложение.

На фото: Юрий Никулин и его жена Татьяна Покровская

Нина Гребешкова, одноклассница Татьяны, была удивлена, когда увидела Никулина рядом со своей школьной подругой – ей было странным, что такая красивая женщина выбрала такого неказистого спутника жизни. И даже не подозревала, что будет играть его жену в «Бриллиантовой руке». Самой же Татьяне внешность супруга была не важна – Юрий с первых минут знакомства покорил ее своей харизмой и обаянием.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

Жена никулина начала помогать ему в цирке, например, заменила паренька в миниатюре «Маленький Пьер». Артист был человеком очень ревнивым, а когда Татьяна позволила себя в эйфории от выступления себя поцеловать смотрителю манежа, больше не отпускал ее ни на шаг, брал с собой на все гастроли.

Юрий Никулин с сыном Максимом (1962 год)

В 1956 году у них родился сын Максим, и даже тогда Татьяна не оставила цирк. Мальчик, кстати, появился в фильме «Бриллиантовая рука» – это он идет с удочкой, когда его пинает герой Андрея Миронова.

Супруги были вместе до самого конца

Супруги прожили вместе 47 лет до самой смерти Юрия Владимировича в 1997 году. По воспоминаниям близких, они жили душа в душу, делили на двоих все невзгоды и радости. Татьяна скончалась в октябре 2014 года на 86-м году жизни.

Смерть и память

Изматывающий график подточил здоровье артиста. К 70 годам у него был диабет, проблемы с сосудами и печенью, боли в легких. Летом 1997 года к этому перечню добавилась невыносимая боль в сердце. Обследование показало закупорку главных сердечных сосудов. Актера начали готовить к операции, которая из-за множества осложнений обещала стать нелегким испытанием и для врачей, и для Никулина. Впрочем, на операцию артист шел с легким сердцем.

Юрий Никулин в последние годы жизни

До какого-то момента шло хорошо, но перед самым финалом произошло то, чего больше всего боялись врачи – сердце народного кумира остановилось. Его удалось запустить, но около получаса Юрий пребывал в состоянии клинической смерти. Полчаса на грани жизни и смерти – начали отказывать внутренние органы. Следующие 16 дней врачи сражались за жизнь Никулина, но 21 августа, в 10 утра, его сердце остановилось навсегда. На панихиду по актеру пришли тысячи людей, включая президента Бориса Ельцина. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.

Могила Юрия Никулина

В память о великом артисте в разных городах России установлены мемориальные доски и памятники в его честь. В частности таковые можно встретить в Хабаровске, Курске, Иркутске, Сочи и в родном для актера городе Демидове. В его честь назван цирк на Цветном бульваре, с которым долгое время была связана жизнь и судьба актера. Имя Юрия Никулина носит также теплоход, приписанный к порту Ростова-на-Дону.

Лучшие фильмы

  • 1983: «Чучело»
  • 1975: «Они сражались за родину»
  • 1971: «Старики-разбойники»
  • 1971: «12 стульев»
  • 1968: «Бриллиантовая рука»
  • 1967: «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика»
  • 1966: «Андрей Рублев»
  • 1965: «Операция Ы»
  • 1965: «Дайте жалобную книгу»
  • 1963: «Деловые люди»
  • 1962: «Без страха и упрека»
  • 1961: «Самогонщики»
  • 1961: «Человек ниоткуда»
  • 1958: «Девушка с гитарой»

биография, личная жизнь, фото и видео

Юрий Владимирович Никулин (18 декабря 1921 – 21 августа 1997) – всемирно известный российский актер театра и кино, артист цирка и телеведущий. Участвовал в Великой Отечественной войне. В 1973 году получил титул Народного артиста СССР, обладает орденом Героя Социалистического труда (вручен в 1990 году).

Детство

Юрий Владимирович родился 18 декабря в городе Демидове, ныне располагающемся на территории Смоленской области. Его отец в молодости служил в армии и командовал подразделением, однако с возрастом, из-за проблем со здоровьем, был вынужден покинуть пост. А поскольку он всю свою жизнь почитал искусство и любил театральные постановки, уйдя из военных сил, он устроился работать в демидовский драматический театр, где и встретил мать Юрия – Лидию Ивановну. С этого момента они стали неразлучны – вместе выходили на сцену, уезжали на гастроли и помогали друг другу за кулисами.

В 1925 году семья Никулиных перебирается жить в Москву. Родители устраиваются в местный театр и продолжают свою творческую деятельность, а юный Юра идёт в совершенно обычную среднюю школу № 346. О ней он позднее напишет в одной из своих автобиографий: «… наша школа была абсолютно обычной, не примечательной ничем, с какой бы стороны вы не смотрели. К нам не приезжали театралы, не устраивались вечера самодеятельности, не декламировались стихи… Обычная среднестатистическая, незапоминающаяся надолго школа…».

И именно поэтому актерские способности долго не проявлялись в малыше, заставляя его родителей думать и гадать, почему же сын, как и они сами, не увлекается творчеством.

Юность и служба в армии

В 1939 году, сразу после окончания средней школы, Юрий Владимирович был призван в Красную армию и зачислен в 115-й зенитно-артиллерийский полк, который на тот момент охранял воздушные подступы к Ленинграду, базируясь в Сестрорецке. В годы Второй Мировой войны Никулин служил под Ленинградом, когда в 1943 году сильно заболел. В госпитале, куда его переправили сослуживцы, ему поставили диагноз сильного воспаления легких с осложнениями, в результате чего он вынужден был на несколько месяцев быть отрезанным от коллектива.

В конце 1943 года он вновь вернулся в строй, но практически на следующий же день произошел авиаудар противника по Ленинграду, и Никулин был контужен. Несколько следующих недель он вновь оказывается в госпитале, откуда недавно был выписан, но не сдаётся на этом. После очередной выписки он едет в Колпино и зачисляется в 72-й отдельный зенитный дивизион, в котором и служит до окончания войны, демобилизовавшись с такими почетными наградами, как «За победу над Германией» и «За оборону Ленинграда».

Карьера в цирке

Сразу после окончания Второй Мировой войны, Юрий Владимирович безуспешно пытается поступить сразу в несколько театральных институтов для получения высшего образования. Но ни во ВГИКе, ни в других учебных заведениях комиссия не находит в нём творческих способностей и отклоняет документы Юрия на поступление.

Отчаявшись стать театралом, молодой парень решает попытать удачу в студии клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Как ни странно, экзаменационная комиссия сразу же подтверждает его зачисление, и уже на следующий день начинается творческое обучение Никулина в цирке. Именно там он встречает наиболее известного и популярного клоуна того времени – Карандаша, к которому и прикрепляется организаторами в качестве помощника. Вместе с ним он выходит на арену цирка, осваивает новое для себя мастерство и даже находит его невероятно веселым и увлекательным.

Спустя пару месяцев к Карандашу прикрепляют еще одного подопечного – Михаила Шуйдина, который, как и сам Никулин, не смог поступить в театральные училища по причине своей «бездарности». Троица начинает гастролировать по СССР и приобретать всё большую популярность. Кстати, именно благодаря клоуну Карандашу, о дуэте Никулина и Шуйдина узнает широкая публика. И к началу 1950 года, в результате серьезного рабочего конфликта, дуэт отделяется от своего мастера и начинает независимое плаванье.

Киноленты с участием Никулина

В возрасте 36-ти лет Юрий Владимирович Никулин решает попробовать себя и в кино. Как признавался сам актер, благодаря цирковому прошлому, сниматься было очень легко. И именно цирк позволил Никулину невероятно органично и легко отыгрывать в кино самые разнообразные роли, которые запоминались зрителям с первых же секунд просмотра. Первыми дебютными работами Юрия стали такие кинокартины, как «Девушка гитарой» (1958), «Неподдающиеся» (1959) и «Совершенно серьезно» (1961).

После этого последовало приглашение от режиссера Леонида Гайдая принять участие в съемках фильма «Пёс Барбос и необычный кросс», где Никулин впервые в своей жизни исполнил роль Балбеса, которая позднее станет узнаваемой не только на родине, но и за рубежом. Фильм получает невероятно высокие положительные оценки зрителей и критиков, а Никулин приобретает популярность, которая становится еще больше, благодаря его дальнейшему участию в таких кинолентах, как «Самогонщики» (1961), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965), «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика» (1967) и многих других.

В 1968 году Юрия Владимир Владимировича приглашают на еще один кинопроект под названием «Бриллиантовая рука», где актер знакомится с не менее популярным Андреем Мироновым. Их дуэт на экранах становится настоящим бумом для зрительской аудитории, а оба актера получают сотни комплиментов в свой адрес. А сразу после этого на экраны выходит фильм «12 стульев», где Никулин играет дворника Тихона. Как и предыдущие работы, успех этого фильма предсказывают заранее и, когда он приобретает мировую популярность буквально за месяц, никто уже не удивляется – ведь там снимается сам Никулин!

Несмотря на успешность кинопроектов с участием Юрия Владимировича, сам актер в своей автобиографии «Почти серьезно» признавался в том, что предпочитает короткометражные картины фильмам, считая их намного более успешными. Так, он заявлял, что не понимает, почему картина «Кавказская пленница» получила столь широкое признание, ведь она абсолютно ничем не может привлечь зрителя. Тем не менее, успешность этих кинофильмов, полученная за несколько дней после выпуска в эфир, не пропадает и по сей день.

Личная жизнь

Со своей первой и единственной любовью – Татьяной Николаевной Покровской – у Никулина связана достаточно драматическая история. Молодые люди познакомились в 1949 году, когда Никулин приехал в Тимирязевскую академию вместе с Карандашом посмотреть на необычного пони. Лошадь выкупили у администрации учебного заведения и перевезли в цирк для участия в представлениях, а Татьяну, которая была ответственна за пони, пригласили на представление.

Сценка заключалась в том, что Карандаш вызывал из зала «зрителя», предлагая ему прокатиться на пони. И в том злополучном спектакле зрителем являлся Никулин, сидевший в зале. Вызвавшись добровольцем, он не справился с управлением и попал под пони, который некоторое время тащил его за собой по манежу. Актера увезли на скорой, а Покровская, чувствуя свою вину за всё произошедшее, начала навещать Юрия в больнице, где он проходил реабилитацию. Спустя полгода, полностью оправившись, Никулин сделал Покровской предложение.

Рецензия на книгу: Память: история

Будучи первой, в которой представлен подробный обзор истории философских размышлений о памяти, эта книга заполняет важный пробел в литературе (Никулин, 2015). Несмотря на некоторые незначительные упущения в своем освещении и некоторые необычные особенности формата (см. ниже), отредактированный сборник Дмитрия Никулина проделывает замечательную работу по предоставлению синоптического взгляда на память в истории философии и станет ценным дополнением к библиотекам. не только философов, но и психологов, заинтересованных в развитии концепции, которая продолжает играть центральную роль в психологических исследованиях. Из-за объема и объема многоавторского тома книга содержит восемь глав, посвященных различным аспектам памяти в истории философии, а также содержательное редакционное введение и серию кратких «размышлений», призванных связать философские темы с идеи из других областей — здесь можно дать лишь беглое описание ее содержания; в частности, «отражения» будут обсуждаться лишь вскользь.

Глава Никулина о памяти в античной философии содержит подробные описания памяти и воспоминаний у Платона и Аристотеля, оба из которых оказали большое влияние на последующих философов, но глава выходит далеко за рамки этих рисунков, чтобы обсудить память у стоиков, римлян мысль и Плотин. Глава Йорна Мюллера о памяти в средневековой философии также является новаторской, фокусируясь на эксплицитных теориях памяти, включая теории, предложенные Августином, Авиценной, Аверроэсом, Альбертом Великим и Фомой Аквинским, а не на практиках или искусствах памяти, которые обычно занимают много времени. центральное место в описаниях средневековых взглядов на память. Обе главы призваны познакомить читателей с некоторыми часто упускаемыми из виду теоретическими ресурсами.

В главе Стивена Клукаса о памяти в философии эпохи Возрождения и раннего Нового времени прослеживается переход от широко аристотелевского взгляда на память как на отдельную способность к взгляду на память как на одну из функций единого интеллекта, обсуждается стирание границы между памятью и воображение в цифрах, включая Декарта и Гоббса. В главе также прослеживается постепенное разъединение памяти и знания в этот период и соединение памяти и личностной идентичности у Локка. Учитывая продолжающееся влияние многих фигур, обсуждаемых здесь, эта глава будет особенно ценным справочным материалом. Глава Анжелики Нуццо о памяти в классическая немецкая философия значительно более техническая и может быть несколько сложной для читателей, незнакомых с периодом. Вероятно, это было неизбежно, учитывая, что многие из обсуждаемых фигур — от Канта до Гегеля — предполагали взгляды на память, но не давали систематической трактовки темы, и, тем не менее, эта глава представляет собой полезный ресурс для современной аналитической философии памяти, которая стремится не слишком ссылаться на философов того периода.

Глава Николаса де Уоррена о памяти в континентальной философии также сложна, хотя и по другим причинам. Многие из обсуждаемых здесь мыслителей предлагали эксплицитные трактовки памяти, но у каждого была своя проблематика, и каждый использовал свой собственный технический словарь. Несмотря на это, в главе дается четкий обзор таких разнообразных тем, как память привычек (у Бергсона), первичная и вторичная память по отношению к сознанию времени (у Гуссерля) и «забвение бытия» (у Хайдеггера). Переключение с континентального на аналитическая философия , глава Свена Бернекера рассматривает современные споры о различиях между видами памяти и эпистемологическими и каузальными теориями памяти, прежде чем сосредоточиться на эпистемологии памяти, включая возможность памяти без веры и без обоснования, скептицизм в отношении знания памяти и генерационизм против консервативности. Глава завершается полезным обсуждением современных подходов к взаимосвязи между памятью и личностной идентичностью.

Остальные две главы — память и культура Яна Ассманна и травма, память и холокост Майкла Ротберга — имеют скорее тематическую, чем историческую направленность. Ввиду растущей важности описаний коллективной памяти включение главы Ассмана указывает на необходимость работы, связывающей традиционные философские трактовки памяти с современными дискуссиями о коллективной памяти в социальных науках. Напротив, глава Ротберга, как единственная глава, посвященная памяти для конкретного события, а не общим теориям памяти, в некоторой степени не связана с остальной частью тома.

Любой том столь амбициозного масштаба, как этот, неизбежно включает множество утверждений или аргументов, вызывающих разногласия, но в совокупности авторы проделали отличную работу, исследуя широкий спектр философских размышлений о памяти. Единственные серьезные ограничения тома связаны с некоторыми упущениями в его охвате и некоторыми особенностями его формата. Что касается содержания, то Юм не слишком выделяется, несмотря на важность его трактовки отношений между памятью и воображением. И мало обсуждается появление эмпирических подходов (таких как бихевиоризм) к памяти в психологии, что потенциально ограничивает полезность книги для читателей вне философии. Точно так же в книге не обсуждаются современные исследования, вдохновленные распределенным познанием и аналогичными теоретическими концепциями, по выгрузке во внешнюю память; хотя между этим исследованием и, например, рассуждениями Платона о влиянии письма на память можно было бы установить связь, в томе было бы трудно найти достаточно места. И в книге действительно удается найти место для современной точки зрения когнитивной нейробиологии в форме краткого «размышления» Дэниела Шактера о памяти как адаптивном конструктивном процессе. Что касается формата, то включение «размышлений» (требуемых форматом серии Oxford Philosophical Concepts) иногда придает книге бессвязный вид; например, краткое «размышление» о памяти в даосизме зажато между длинными главами о памяти в философии эпохи Возрождения и раннего Нового времени и памяти в классической немецкой философии. Однако в той мере, в какой они позволяют охватить темы, которые в противном случае не могли бы быть обсуждены, размышления в целом полезны.

Эти критические замечания незначительны. Книга была чрезвычайно амбициозным проектом, и редактор и авторы заслуживают похвалы за успешное выполнение. Философы в долгу перед ними за всеобъемлющий обзор истории философии памяти. Психологи выиграют от наличия подробного описания исторического происхождения концепции, которая остается фундаментальной для их исследований и сегодня.

KM является единственным автором отзыва.

Заявление о конфликте интересов

Автор заявляет, что исследование проводилось в отсутствие каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Пропутинский судья Донбасса в «тяжелом состоянии»

Покушение на пропутинского судьи Донбасса в «тяжелом состоянии»

EN

  • дополненная реальность
  • Великобритания

ЕН

  • дополненная реальность
  • Великобритания

Война на Украине

Судья, приговоривший к смертной казни британцев Эйдена Эслина и Шона Пиннера, был тяжело ранен после покушения, подтвердил лидер сепаратистов в Донецке в субботу, 5 ноября.

В июне Александр Никулин, член судебной коллегии в восточном регионе, в настоящее время оккупированном российскими войсками, вынес приговор британским гражданам вместе с марокканцем Брахимом Саадуном за участие в боевых действиях на стороне украинских сил. В конце концов, после напряженных переговоров в сентябре трое захваченных солдат были освобождены.

«На судью Верховного суда Донецкой республики Александра Никулина было совершено покушение [sic] с применением огнестрельного оружия», — заявил лидер повстанцев самопровозглашенной республики Денис Пушилин в Telegram вечером в пятницу, 11 ноября. 4.

Нападение произошло в городе Углегорске, подтвердил Пушилин.

Информации о нападении было мало: информационное агентство NEXTA сообщило, что Никулин получил «огнестрельные ранения» и по состоянию на воскресенье, 6 ноября, находился в «тяжелом состоянии».

По сообщению российского информационного агентства ТАСС, убийцы до сих пор находятся на свободе, полиция ведет активную розыск.

Обвиняя Киев в покушении, Пушилин заявил: «Украинский режим продолжает демонстрировать свои гнусные террористические методы. Он добавил, что пострадавший судья ранее «приговаривал нацистских преступников», продвигая необоснованную пропаганду Кремля, обвиняющую Украину в том, что ею руководят неонацисты, несмотря на то, что лидер нации Владимир Зеленский является евреем.

«Состояние его [Никулина] врачи оценивают как стабильное, но тяжелое», — добавил Пушилин.

После короткого показательного процесса в июне судья Никулин лично огласил приговор Пиннеру, Аслин и Саадун, когда они сидели в металлической клетке в зале суда в Донецке.

«Совокупное наказание за преступления, [sic] приговор Эйдену Аслину к исключительной мере наказания, смертной казни», — сказал Никулин, прежде чем зачитать такой же приговор Пиннеру и Саадуну.

Приговоры вызвали возмущение международного сообщества, правозащитные группы и мировые лидеры потребовали их немедленного освобождения.

После переговоров, частично организованных Саудовской Аравией и, как сообщается, союзником Путина и бывшим владельцем футбольного клуба «Челси» Романом Абрамовичем, эти трое были освобождены вместе с двумя захваченными американцами, одним шведом и одним гражданином Хорватии. Освобожденные военнопленные в конце концов воссоединились с друзьями и семьей.

В интервью газете The Sun от 24 сентября г-н Аслин рассказал, что он и другие задержанные подвергались пыткам во время плена.

«Никогда не думал, что выйду живым», — сказал он, продолжая рассказывать о первых днях содержания в следственном изоляторе, где ему на голову надевали капюшон и неоднократно били палкой.

«Офицер курил сигарету и встал передо мной на колени, чтобы спросить: «Вы знаете, кто я?» Я сказал «нет», и он ответил по-русски: «Я твоя смерть».

РОДСТВЕННЫЕ СТАТЬИ

Подробнее по этой теме

Предположительно просочившиеся документы Пентагона свидетельствуют о пессимистичной оценке США войны в Украине

Одним из открытий, если это правда, является то, что к 23 мая украинская ПВО средней дальности для передовых войск может быть значительно ослаблена, что даст России превосходство в воздухе.