Николай Сутягин — летчик-ас, герой войны в Корее, Герой Советского союза

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

23.02.2023 08:00

Общество

Текст:

Василий Авченко (писатель)

Родина — Федеральный выпуск: №2(223)

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения лучшего в истории аса реактивной авиации

Он бился в небе Кореи против недавних союзников — американцев. Советские летчики участвовали в той войне негласно, имя Сутягина широкие круги не знали. До времен, когда о его подвигах стало можно говорить вслух, пилот не дожил…

Неспокойный тыл

Сутягин родился на Нижегородчине, окончил Горьковский аэроклуб. Накануне Великой Отечественной был призван в армию, направлен в Черниговскую военную авиашколу, а после — в глубокий тыл, на Дальний Восток. Тыл этот, впрочем, мог в любой момент превратиться в передовую. Маньчжурию еще в 1931 году оккупировала Япония. В 1938 году Красная армия билась с японцами у озера Хасан, в 1939-м — у монгольской реки Халхин-Гол…

Капитан Николай Сутягин (1923 -1986).

Полк, куда попал сержант Сутягин, стоял в Приморье. Здесь летчик познакомился с будущей женой — оружейницей Раисой Барановой. В 1944 году летчики переучились с устаревших «ишачков» на «яки». Сутягин — уже командир звена, лейтенант — рвался на фронт, но судьба берегла летчика для другой войны.

…и его МиГ-15-бис. Фото: soviet-aces-1936-53.ru

Боевое крещение он принял в августе 1945 года, когда Красная армия по соглашению с союзниками вступила в войну против Японии. В Маньчжурии Сутягин выполнил 13 боевых вылетов на разведку и свободную охоту, получил первую награду — орден Красной Звезды. Продолжил службу в Приморье — в 17-м истребительном полку, который осенью 1950 года включили в состав 303-й авиадивизии. Ею командовал опытный летчик Георгий Лобов, сбивший на Великой Отечественной 15 самолетов врага.

Сутягин осваивал реактивные самолеты — Як-17 и МиГ-15 — и ангелом не был: в 1950 году получил выговор по партийной линии за «пьянку с дебошем» — подрался с офицером из соседней части.

Звено американских «сейбров» в корейском небе.

Язык войны

Еще осенью 1945 года Корею, освобожденную от японцев Красной армией, поделили по 38-й параллели на зоны советского и американского влияния. Вскоре на полуострове возникло два государства: Корейская Народно-Демократическая Республика на севере и Республика Корея на юге. Первое возглавил бывший партизан, капитан РККА Ким Ир Сен, второе — профессор Ли Сын Ман, долго живший в США.

Летом 1950 года между этими государствами вспыхнула кровопролитная война, быстро переросшая рамки гражданской. На стороне Юга выступил контингент ООН (по большей части американский), которым командовал генерал Дуглас Макартур. За Север несколько позже вступились Китай и СССР, хотя участие советских граждан в боевых действиях официально не признавалось. Наши самолеты базировались на китайских аэродромах, несли корейскую символику. Пересекать линию фронта и летать над территорией, занятой противником, запрещалось, чтобы исключить попадание советских летчиков в плен. Пилоты носили китайскую форму, в полет не брали документы, зато брали шпаргалки, чтобы переговариваться по-корейски.

Из книги аса Корейской войны Героя Советского Союза Сергея Крамаренко «Против «мессеров» и «сейбров» (беседа с ним была опубликована в «Родине» №5, 2015):

«Учились подавать команды … на корейском языке, а для подсказки держали на правом колене планшет … Во время учебных полетов дело … обстояло более или менее благополучно… Но когда … дошло до боевых действий … весь радиообмен шел исключительно на русском языке. Американские средства радиоперехвата … все записывали, но радиообмен не был доказательством».

Есть только МиГ!

Рандеву на «аллее МиГов»

Американцы быстро поняли, что даже реактивные F-80 и F-84 уступают «мигам», и направили в Корею новую технику — реактивные истребители F-86 Sabre. «Сейбр» («сабля» по-английски) оказался достойным противником машины Микояна. Самолеты были сопоставимы по мощности моторов, но «миг» легче и потому выигрывал в скороподъемности и вертикальном маневре, несколько проигрывая на горизонталях. Против трех пушек «мига» «сейбр» имел шесть 12,7-мм пулеметов; пушками можно было вести огонь с 800 метров, пулеметами — с 400. На «миге» стоял прицел-полуавтомат, «сейбр» располагал автоматическим прицелом и радиодальномером, позволявшим стрелять даже в темноте и облаках. Американцы имели противоперегрузочные костюмы, из-за чего пилот меньше уставал.

В целом машины были близки по качествам; как писал ас Корейской войны Герой Советского Союза Евгений Пепеляев в книге «Миги» против «сейбров», успех в бою зависел «от мастерства и отваги летчиков, выбора маневра и взаимодействия в групповом бою».

Это была первая и последняя война, на которой с обеих сторон сходились десятки реактивных самолетов. С весны 1951 года пилоты 64-го корпуса воевали на МиГ-15бис — модернизированных машинах. В начале 1952 года их оборудовали системой «свой-чужой», увеличили площадь тормозных щитков, установили новые радиостанции и прицелы. Несколько позже «миги» оснастили перископом для обзора задней полусферы и «антирадаром», предупреждающим о радиолокационном облучении.

«Миг», оказавшийся машиной грозной и живучей, американцы окрестили «корейским сюрпризом». После появления этих машин в Корее господству США в воздухе пришел конец. «Именно он, самолет-солдат, заставит Запад заговорить о русской авиации без иронии, а своими успехами гордиться поумеренней», — писал маршал авиации Евгений Савицкий.

Зона действий советской авиации — полоса, прилегающая к долине Ялу, — получила у американцев прозвище MiG Alley, «аллея МиГов».

«Дефилировавший» на аллее Николай Сутягин прозвища не получил. Но противник узнавал его в небе безошибочно.

Есть только МиГ!

Вечный рекорд

Именно Сутягин открыл боевой счет своего полка, сбив 19 июня 1951 года первый «сейбр». Через три дня на его счету было уже три «сабли». 29 июля летчик сбил пятый самолет, став первым асом в полку и дивизии. Политотдел дивизии выпустил листовку «Отважный сталинский сокол старший лейтенант Сутягин», пилота назначили помощником командира полка по воздушной стрельбе и тактике боя.

А его первой наградой за бои в небе Кореи стало снятие того самого партийного взыскания.

В октябре капитан Сутягин стал Героем Советского Союза. Вместе с ним высокое звание получили генерал Георгий Лобов (в Корее он пополнил личный счет четырьмя сбитыми F-80), капитаны Григорий Гесь и Сергей Крамаренко, старшие лейтенанты Борис Образцов и Евгений Стельмах (оба посмертно), майор Серафим Субботин и старший лейтенант Федор Шебанов.

В представлении на майорское звание, которое Сутягину присвоили в январе 1952 года, говорилось: «Бои ведет тактически грамотно, навязывая свою волю противнику».

Чаще всего жертвами Сутягина становились главные соперники «мигов» — «сейбры»: их на счету Николая Васильевича — 15, включая машину полковника Гленна Тодда Иглстона, ставшего асом еще на Второй мировой. Кроме «сабель» пилот уничтожил два F-80, два «глостера-метеора» и три F-84. Всего в Корее Сутягин совершил 149 боевых вылетов, провел 66 воздушных боев, лично сбил 22 самолета, сам не был ни сбит, ни ранен.

Этот рекорд не побит до сих пор.

Николай Васильевич — не только лучший советский ас Корейской войны, но и самый результативный в мире истребитель реактивной эпохи. Рядом с ним можно поставить лишь Евгения Пепеляева (1918-2013), которому официально засчитано 20 побед в Корее. Интересно, что ни Сутягин, ни Пепеляев прежде не имели серьезного боевого опыта: во время войны служили на Дальнем Востоке, при освобождении Маньчжурии встреч в воздухе с врагом не имели.

Причинами боевого успеха Сутягина его биографы — историк авиации Игорь Сейдов и сын летчика Юрий Сутягин, написавшие книгу «Гроза «Сейбров». Лучший ас Корейской войны», — называют богатырское здоровье, способность сравнительно легко переносить перегрузки, перепады давления и температуры, отличное зрение — он даже грибы в лесу замечал первым. Можно прибавить сюда и везение, которое на войне никогда не бывает лишним.

Стратегический бомбардировщик В-29.

Крах «суперкрепостей»

12 апреля 1951 года вошло в историю американской авиации как «черный четверг», 30 октября — как «черный вторник». В эти дни советские «миги» разбили целые армады «суперкрепостей» — стратегических бомбардировщиков В-29, ранее считавшихся почти неуязвимыми; американцам пришлось отказаться от дневного применения В-29…

На кадре фотопулемёта — «суперкрепость» В-29. Апрель 1951 года.

А весной 1952 года Сутягин вернулся на Родину. Получил из рук председателя Президиума Верховного Совета СССР Николая Шверника Звезду Героя. Окончил Военно-воздушную академию, занимал различные должности — все выше и выше, освоил сверхзвуковую технику, снова учился — в Военной академии Генштаба, руководил Харьковским высшим авиаучилищем. В 1967-м получил генеральское звание. Служил в Киеве заместителем командующего 69-й воздушной армии — дважды Героя Советского Союза летчика-истребителя Николая Скоморохова (именно ему Владимир Высоцкий посвятил «Песню о погибшем друге»).

В 1970 году генерал Сутягин снова отправился в секретную командировку — во Вьетнам, главным советником по авиации. Теперь он, как и его коллеги, уже не сбивал врагов, а делился опытом, курировал работу мастерских и училища ВВС, читал лекции. За годичную командировку получил орден Красной Звезды — третий по счету.

Николай Сутягин.

Когда стало падать зрение, врачи запретили Сутягину летать на реактивных машинах. Он освоил управление транспортными самолетами и даже вертолетами — не хотел расставаться с небом. В 1978-м вышел в отставку, руководил гражданской обороной в киевском НИИ гидротехники и мелиорации…

О том, за что он получил звание Героя, Сутягин рассказывать не имел права, мемуаров не оставил. Широкий читатель узнал о лучшем асе незнаменитой войны из статьи Анатолия Докучаева «Тайна подвига Николая Сутягина». Она вышла в «Красной звезде» в 1993 году, когда летчика уже давно не было на этом свете.

ТелеграмВКонтакте

Темы дня:

Скульптор Дмитрий Тугаринов: Александра Васильевича я ваял бесплатно

Белорусское измерение Великой Отечественной

Редакция журнала «Родина» представит в Геническе специальный выпуск «Своя Великая Отечественная»

Правда и мифы о штрафбатах Великой Отечественной. В жизни и в кино

Легендарный Т-34 стал свидетелем второго освобождения Волновахи

Сутягин Николай Васильевич — советский военный летчик, Герой Советского Союза

Родился 5 мая 1923 года в селе Смагино Бутурлинского района Горьковской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов. С 1941 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов. Участник Советско — Японской войны 1945 года, затем продолжал службу в ВВС.

Участник войны в Корее 1950 — 1953 годов. За время боевых действий  ( с 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952 года ), произвёл 149 боевых вылетов, в 66 воздушных боях уничтожил 22 самолёта противника, став официально лучшим асом в этой войне.

10 октября 1951 года заместитель командира эскадрильи 17-го истребительного авиационного полка капитан Н. В. Сутягин за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, удостоен звание Героя Советского Союза.

Вернувшись в Советский Союз, продолжал служить в ВВС. Занимал различные командные должности. Окончил Военно — Воздушную академию в 1956 году и Военную академию Генерального штаба в 1964 году.

С 1978 года генерал — майор авиации Н. В. Сутягин — в запасе. Жил в Киеве. Работал начальником штаба Гражданской обороны НИИ гидротехники и мелиорации. Умер 12 ноября 1986 года.

Награждён орденами: Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красного Знамени  ( трижды ), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени: медалям.

*     *     *

Лучший ас в истории реактивной авиации, менее чем за полгода боевых действий в Северной Корее одержавший 22 личные победы исключительно над реактивными американскими и английскими истребителями, Николай Сутягин родился в селе Смагино Нижегородской губернии 5 мая 1923 года. Окончил десятилетку и аэроклуб имени Баранова в Горьком, а в 1942 году — Черниговскую военную авиационную школу. Служил в составе 5-го истребительного авиаполка на Дальнем Востоке. Летал на И-16, а с 1944 года — Як-7Б и Як-9.

Летом 1945 года был младшим лейтенантом. Во время кратковременной войны с Японией, участвовал в воздушных штурмовках японских войск, произвёл несколько разведывательных полётов.

В 1946 году прошёл курсы повышения квалификации, а затем получил назначение в 17-й ИАП, который был вооружён самолётами МиГ-15 и летом 1950 года отправлен на Дальний Восток.

Весной 1951 года 17-й ИАП  ( 303-я ИАД ), где в должности заместителя командира эскадрильи служил капитан Н. Сутягин, прибыл на аэродром Аньдуна, и уже через несколько дней лётчики полка провели свой первый бой с американскими самолётами…

Свой первый боевой вылет Николай Сутягин выполнил 14 апреля. Через 5 дней одержал первую победу — сбил истребитель F-86, а к концу июня — ещё 3  ( 22 июня сбивает сразу 2 F-86, потом ещё один ).

МиГ-15бис Капитана Н. В. Сутягина.  1951 — 1952 гг.

19 июня 1951 года 10 МиГ-15 из 17-го ИАП под командованием майора Г. И. Пулова провела, по сути, первый серьёзный бой в небе Кореи с группой «Сейбров». Четвёрка F-86 попыталась неожиданно атаковать строй МиГ-15, но сама попала под удар звена прикрытия, которое вёл будущий ас этой войны заместитель командира 1-й эскадрильи капитан Н. В. Сутягин. Вот как доложил об этом бое в своём рапорте сам Сутягин:

«Задание выполняли десяткой. Ударное звено майора Г. И. Пулова, звено прикрытия капитана С. С. Артемченко справа и выше и пара старшего лейтенанта Н. Я. Перепёлкина сзади выше. Я шёл в звене прикрытия с ведомым старшим лейтенантом В. Ф. Шулевым. В момент левого разворота в районе Сенсен я отстал от пары капитана С. С. Артемченко на дистанцию 400 — 500 метров.

Развернувшись на 50 — 60° влево, я заметил, что внизу слева из-под ведущего звена заходит нам в хвост пара F-86. Я подал команду: «Атакую, прикройте !» — и левым боевым разворотом, в момент которого выпустил тормоза и убрал газ, с последующим полупереворотом пошёл за парой F-86. На второй петле мы уже были в хвосте у «Сейбров», и в верхнем положении я дал 2 короткие очереди по ведомому. Очереди прошли мимо. Тогда я решил подойти поближе. После выхода из пикирования пара F-86 сделала отворот вправо, а затем влево с набором высоты. За счёт этого отворота уменьшилась дистанция до 200 — 300 метров.

Заметив это, противник сделал переворот. Выпустив тормоза, мы пошли за «Сейбром» под углом 70 — 75° в сторону моря. Сблизившись до дистанции 150 — 200 метров, я открыл огонь по ведомому, и F-86 был сбит».

22 июня 1951 года Сутягин увеличил свой боевой счет ещё на 2 «Сейбра», сбитых им в одном бою. В 8 часов 35 минут на боевое задание ушли 10 экипажей 17-го ИАП под командованием командира полка майора Г. И. Пулова. В районе Аньдунского моста их атаковали 2 звена F-86. В момент разворота звену Сутягина в хвост зашла четвёрка «Сейбров», но наши лётчики совершили умелый маневр и уже сами оказались в хвосте у противника. Заметив «МиГи», американцы после левого разворота пошли в пикирование.

Сутягин на дистанции 400 — 500 метров открыл огонь по ведомому. Но вторая пара американцев зашла звену в хвост. Это заметил ведомый старший лейтенант Шулев — он резким маневром вышел из-под удара. Ведущий же первой пары «Сейбров», заметив, что стреляют по его ведомому, пошёл на «косую петлю». Но он не смог противостоять мастерству Сутягина, который в верхнем положении, уже сблизившись до 250 — 300 метров, открыл по нему огонь, — F-86 запылал и стал падать. Чуть позже Сутягин сбил ещё один «Сейбр», остальные вышли из боя и ушли в залив.

Вспоминая о начальном этапе своей деятельности в Корее, Николай Сутягин позднее писал:

«Нас переодели в форму китайских добровольцев и, глядя друг на друга, мы невесело посмеивались — уж очень непревычно выглядели в синих, хлопчатобумажных мешковатых френчах, широких мятых брюках, фуражках с жёваным «блином» — козырьком и туфлях, вместо привычных сапог и ботинок. Знаков различия никаких. На наших машинах — опознавательные знаки ВВС КНР. Но это был «секрет полишинеля»: ещё не прибыли первые контейнеры с «МиГами», а командование США уже пообещало своим лётчикам крупную награду за первый сбитый Советский самолёт. Над китайскими аэродромами сбрасывались листовки, в которых лётчику — перебежчику гарантировалась премия в 100 тысяч долларов  ( так, впоследствии и служилось — один из северо — корейских лётчиков перелетел на своём «МиГе» на аэродром противника ).


   

Лейтенант Ким Сок Но  ( Kum Sok No )  и угнанный им МиГ-15.

Но это было ещё не всё. Вскоре нам огласили приказ: в бою разговаривать только по китайски !   Всем выдали блокноты с основными командами, обычно отдаваемыми в воздушном бою, и мы принялись учить говорить их по китайски. Толку от этого было мало, тогда командование разрешило брать эти блокноты с собой в полёт и пользоваться ими для подсказки.

Вспоминая это сейчас, не могу удержаться от смеха, но тогда мы должны были выполнять приказ. А это было нелегко — чтобы отдать распоряжение своим пилотам, командир должен был продумать, как оно будет звучать покороче, затем, взглянув в блокнот мысленно перевести его на китайский язык и произнести вслух. Получив приказ лётчики должны были выполнить всё в обратной последовательности. На это уходило довольно много времени, что в условиях быстро меняющейся обстановки воздушного боя, на практике — неприемлемо. Вскоре, наши мучения кончились. После того, как один из наших «МиГов» был повреждён в бою, командование отменило этот приказ и все разговоры пошли на чисто русском языке, порой и с применением «недозволенных выражений». Что уж там кривить душой — бои были тяжелейшие…»

25 августа 1951 года лётчики 303-й ИАД впервые встретились в бою с новыми машинами противника, реактивными истребителями английского производства типа Глостер «Метеор Мк-8». Эти машины были на вооружении 77-й эскадрильи Королевских ВВС Австралии, которая с июля 1950 года сражалась в небе Кореи сначала на поршневых F-51 «Мустанг», а в мае 1951 года пересела уже на реактивные двухдвигательные «Метеоры».

Боевые вылеты австралийские лётчики начали на новых машинах в новой роли истребителей в августе 1951 года. Задачей 77-й эскадрильи было прикрытие штурмовой и бомбардировочной авиации 5-го ВФ США. Первая встреча у лётчиков 77-й АЭ с «МиГами» 64-го корпуса состоялась 25 августа, когда вылетевшие на отражение очередного налёта авиации противника лётчики 17-го ИАП встретили в линии прикрытия новые двухмоторные неизвестные им ещё машины. Они решили проверить в бою, что представляют собой новые машины противника и лётчики, пилотирующие их. Как оказалось, «Метеоры» уступали «МиГам» как в скорости, так и в маневренности, что и решило исход боя.

В 7 часов 58 минуи, по данным ВПУ, в районе южнее 15 км Ансю на высоте 6000 — 10000 метров была обнаружена группа бомбардировщиков противника в составе 8 В-29, прикрытых до 60 истребителями, следующими с курсом 340°. Полк в составе 26 экипажей под командованием майора Г. И. Пулова в 8:04 вылетел на отражение налёта самолётов противника в район Сенсен.

Полк находился в боевом порядке «змейка эскадрилий», имея при этом ударную группу, состоящую из лётчиков 1-й и 3-й эскадрилий, и группу прикрытия, которую составляли лётчики 2-й эскадрильи.

Следуя курсом 300°, майор Г. И. Пулов в 8:37 ниже себя впереди справа обнаружил 6 самолётов «Глостер — Метеор», шедших параллельным курсом. Противник, обнаружив преследование, встал в левый оборонительный круг. Пулов, сблизившись до 200 — 300 метров, с задней полусферы сверху с углом 30 — 35° атаковал ведомого замыкающей пары, после чего вышел из атаки с набором высоты вправо и вторично атаковал в такой же последовательности. В течение воздушного боя Пулов произвёл 4 атаки, из них 3 атаки с огнём.

Старший лейтенант Н. Сутягин, прикрывая Пулова, так как их ведомые оторвались в момент сближения с противником, и сам атаковал «Метеор». При первой же атаке Сутягин произвёл 2 очереди по ведущему замыкающей пары, одна из которых достигла цели, после чего попал в струю «Метеора» и сорвался в штопор.

Выводя самолёт из штопора, Сутягин обнаружил звено «Метеоров», выполнявших вокруг него замкнутый круг. Старший лейтенант Сутягин, выполняя резкие отвороты влево вправо, набрал скорость и оторвался от них.

Звено капитана С. С. Артемченко обнаружило пару F-86, которую стало преследовать. Ввиду большой скорости и дистанции между парой «Сейбров» и нашими самолётами Артемченко преследование прекратил.

В результате проведённого воздушного боя сбито 2 самолёта противника типа «Глостер — Метеор»: один записали на счёт майора Г. И. Пулова, а другой — на счёт Николая Сутягина.


Английский истребитель Глостер «Метеор» Мк.8 использовался в Корее.

Правда, командование 77-й АЭ заявило, что их эскадрилья потерь в этом бою не понесла, но, скорее всего, это неправда, так как австралийским лётчикам сильно не повезло. Дело в том, что в этом первом для «Метеоров» бою участвовали наиболее опытные лётчики 17-го ИАП, а именно 2 самых результативных лётчика полка добились победы, так как не только искусно владели МиГ-15, но и являлись искусными бойцами и меткими стрелками: одного австралийца сбил командир полка майор Г. И. Пулов  ( первая победа в небе Кореи ), а второго — старший лейтенант Н. В. Сутягин  ( 7-я победа в небе Кореи ).

Австралийское командование, так же как и американцы, предпочитает скрывать свои потери, понесённые в боях с «МиГами», и большую часть своих потерь записывает в разряд потерь от огня зенитной артиллерии противника либо по «техническим причинам». Вот и эти 2 «Метеора» с № А77-128 и № А77-354 были записаны как потерянные 22 августа во время столкновения в воздухе в районе авиабазы в Кимпо. Аргентинский историк этой войны Диего Зампини выдвинул свою версию данной потери: оба этих «Метеора» были повреждены в бою и под прикрытием своих товарищей долетели до своей базы в Кимпо, но при заходе на посадку они столкнулись друг с другом и потерпели катастрофу — оба пилота погибли. А чтобы скрыть первые потери в бою с «МиГами», их гибель оформили в документах на 3 дня ранее и отметили в рапорте, что оба пилота «погибли в боевых действиях», хотя резонно должна быть указана причина их гибели как «убиты не в боевых действиях».

Умению Сутягина драться с американцами завидовали во всей дивизии, как и его нацеленности на победу. Лето 1951 года для Николая стало результативным — с июля по сентябрь сбил 6 самолётов, затем ещё 2 «Метеора»   ( 25 августа и 26 сентября ). Ещё результативней была осень — с октября по декабрь — 8 уничтоженных машин. Только в декабре Сутягин одержал 5 воздушных побед.

В начале 1952 года он стал реже вылетать на боевые вылеты, как асу ему было поручено выступать перед лётчиками полков второго эшелона, готовившимся к боям. Тем не менее, в январе 1952 года он сбил ещё 3 самолёта противника.

Всего через 1,5 месяца боёв на счету капитана Н. Сутягина было 15 побед. В августе, за 7 сбитых самолётов, он был представлен к званию Героя Советского Союза.

Наряду с талантом лётчика, умением тонко чувствовать машину, он обладал исключительной способностью терпеть запредельные перегрузки, когда «тёк» металл самолёта, подвергался аварийным необратимым деформациям его планер. Такие специфические способности организма раскрылись во многом благодаря регулярным и настойчивым занятиям спортом, которому лётчик посвящал свой досуг. Отличный спортсмен, выполнявший разрядные нормы по нескольким видам спорта  ( лёгкая атлетика, гимнастика, занятия с гирями ), он был победителем ряда армейских соревнований. Соратники, близко знавшие Сутягина, безусловно высоко оценивали его незаурядное тактическое дарование, полководческие способности, которым, увы, не дано было раскрыться…

В январе 1952 года, за сбитие в воздушных боях ещё 10 самолётов противника и проявленные при этом мужество и героизм, Николай Сутягин был представлен ко второй «Золотой Звезде» Героя. Однако, это представление реализовано не было.

На счету Николая Сутягина 15 F-86 «Сейбр», 2 F-84 «Тандерджета», 2 F-80 «Шутинг стар» и 2 английских Глостер «Метеора».

Советский истребитель МиГ-15.

За исключением F-80 «Шутинг стар» и «Метеоров», которые, несмотря на настойчивые модернизации, устарели ко времени Корейской войны, соперники Сутягина летали на новейших машинах того времени и как воздушные бойцы отнюдь не были новичками. Советские асы одерживали свои победы на МиГ-15 — самолёте, олицетворившем достижения советской техники и по большинству лётно — технических характеристик превзошедшем лучшие зарубежные истребители. Тем более нелепым кажутся тенденциозные материалы, публикуемые на Западе о воздушной войне в Корее, где приводится уничижительное для бывшего противника соотношение потерь…

Цивильные потомки воинственных норманнов и кельтов бойкостью повествования и яркостью иллюстраций словно пытаются добыть недостающую ратную славу.

Так, достаточно высокая тяговооружённость обеспечивала «МиГам» превосходство над F-86 при вертикальном маневре. Разгонные характеристики МиГ-15 из — за большого миделя фюзеляжа были несколько ниже, однако он обладал более высокой угловой скоростью крена.

Мощное вооружение оказалось очень эффективным, особенно при его использовании против вражеских бомбардировщиков, но для надёжного их поражения в воздушном бою лётчикам приходилось раскачивать самолёт педалями  ( благодаря этому больше снарядов попадало в цель ). Двигатель машины обладал высокой надёжностью и живучестью, даже когда пулями выбивало по 8 лопаток турбины, падения тяги почти не наблюдалось. Тормозные щитки из — за малой их площади были малоэффективны и в воздушных боях не использовались. Со временем их площадь была увеличена.

МиГ-15 имел ограничение по скорости, не позволявшее ему разгоняться свыше числа М=0,92 из — за появления «валежки». Отмечалось плохое остекление фонаря кабины. Первоначально не предусмотренные бронеспинки и бронезаголовники впоследствии были установлены уже в полевых условиях. На отдельных модефикациях самолёта имелась бустерная система управления элеронами.  Так по оценкам американских пилотов, МиГ-15 — относительно низкоманевренный самолёт, представляющий однако большую угрозу для противника если управляется опытным, инициативным лётчиком, способным максимально использовать его лётно — тактические характеристики.

Американский истребитель F-86.

По сравнению с «МиГом», американский истребитель F-86 обладал меньшим радиусом виража, большая площадь его тормозных щитков обеспечивала резкое торможение самолёта с последующим заходом в хвост противнику. Наличие предкрылков позволяло держаться на больших углах атаки при маневрировании, а ТРД с форсажной камерой создавал более высокие разгонные характеристики.

Наличие оптического прицела, сопряжённого с радиодальномером, повышало эффективность стрельбы из крупнокалиберных пулемётов, что частично компенсировало отсутствие пушек.

В состав снаряжения лётчика входил противоперегрузочный костюм, позволявший облегчить ведение боя с перегрузками, близкими к предельным. Просторная кабина «Сейбра», с высокорасположенным креслом, обеспечивала отличный обзор.

На протяжении всей войны оба самолёта постоянно улучшались. Так с апреля 1951 года «МиГи» стали оснащаться двигателем ВК-1 с большей тягой   ( МиГ-15бис ), перископом для обзора задней полусферы и аппаратурой «Сирена», предупреждавшей лётчика о работе радиодальномера F-86. Катапультируемое кресло оборудовали автоматом раскрытия парашюта на заранее заданной высоте.

На «Сейбре» также увеличивалась мощность двигателя, улучшалась аэродинамика, обновлялось оборудование. В целом же, МиГ-15 и F-86 были равноценными истребителями и исход боя во многом определялся индивидуальным мастерством пилота, выбранной им тактикой и умением использовать все положительные качества своей машины.

По возвращении из Кореи, в феврале 1952 года, Николай Васильевич ещё долго продолжал служить в ВВС. В 1956 году подполковник Н. В. Сутягин окончил Военно — Воздушную академию. Летал на сверхзвуковых боевых машинах.

После окончания в 1964 году Военной академии Генерального штаба до 1968 года был начальником Харьковского высшего военного авиационного училища имени Сергея Грицевца.

В 1970 году был направлен во Вьетнам в качестве военного советника. Демобилизовался в звании генерал — майора авиации в 1978 году. Жил в Киеве.

генерал-майор | Военная вики

Генерал-майор или Генерал-майор — воинское звание, используемое во многих странах. Это происходит от старшего звания генерал-майора. Генерал-майор — это высокопоставленный офицер, обычно подчиненный званию генерал-лейтенанта и старший по званию бригадного генерала и бригадного генерала. В соответствующих случаях генерал-майор имеет код НАТО OF-7 и считается двухзвездочным званием. [1] Генерал-майор в большинстве армий командует дивизией, однако в некоторых странах он командует бригадой.

В некоторых случаях, например, в Эстонии, высшим действующим в настоящее время званием является звание генерал-майора.

Содержимое

  • 1 Австралия
  • 2 Австрия
  • 3 Канада
  • 4 Эстония
  • 5 Финляндия
  • 6 Франция
  • 7 Германия
    • 7.1 Национальная народная армия
  • 8 Венгрия
  • 9 Иран
  • 10 Ирландия
  • 11 Индия
  • 12 Израиль
  • 13 Италия
  • 14 Северная Корея
  • 15 Южная Корея
  • 16 Новая Зеландия
  • 17 Норвегия
  • 18 Пакистан
  • 19 Польша
  • 20 Португалия
  • 21 Сомали
  • 22 Швеция
  • 23 Таиланд
  • 24 Турция
  • 25 Соединенное Королевство
  • 26 США
  • 27 Вьетнам
  • 28 знаков отличия
    • 28. 1 Армия
    • 28.2 ВВС
  • 29 Вымышленные ссылки
  • 30 См. также
  • 31 Сноски
  • 32 Каталожные номера

Австралия

Основная статья: Генерал-майор (Австралия)

Австрия

В старой австро-венгерской армии генерал-майор назывался генерал-майор . [2] В современной австрийской федеральной армии до сих пор используется тот же термин.

Канада

См. Также: Звания и знаки различия канадских вооруженных сил

В канадских вооруженных силах звание генерал-майора (MGen) ( генерал-майор или Mgén на французском языке) — звание в армии или ВВС, равное контр-адмиралу Королевского военно-морского флота Канады. Генерал-майор — генерал-офицер, аналог морского флагмана. Генерал-майор старше бригадного генерала или коммодора и младше генерал-лейтенанта или вице-адмирала. До 1968 года вместо этого в ВВС использовалось звание вице-маршала авиации.

Знак отличия генерал-майора — два золотых кленовых листа под скрещенными мечом и жезлом, увенчанные короной Святого Эдуарда. Носится на погонах парадного кителя и на слипонах другого обмундирования. Туника служебного платья также имеет широкую полосу золотой тесьмы вокруг манжет. На козырьке фуражки два ряда золотых дубовых листьев.

Первоначально к генерал-майорам обращаются как к «генералу» и имени, как и ко всем генералам; после этого подчиненные как «сэр» или «мэм» в зависимости от обстоятельств на английском языке или «mon général» на французском языке. Генерал-майоры обычно имеют право на штабные автомобили.

Эстония

В вооруженных силах Эстонии звание генерал-майора называется kindralmajor .

Финляндия

Финский военный эквивалент: kenraalimajuuri на финском или генерал-майор на шведском языке.

Франция

Французский эквивалент звания генерал-майора: général de Division .

Во французских вооруженных силах генерал-майор — это не звание, а назначение, присваиваемое некоторым генералам, обычно генерал-де-корпуса , исполняющим обязанности начальника штаба подразделения службы. Его не следует путать с начальником штаба, который обычно является генералом армии и настоящим командующим каждой службой. Позиция генерал-майор можно считать эквивалентом заместителя начальника штаба. Есть пять генерал-майоров: генерал-майор армий, начальник Генерального штаба, генерал-майор армии, генерал-майор военно-морского флота, генерал-майор жандармерии и генерал-майор ВВС. Генерал-майор ( General en Chef d’Armee ) маркиз де ла Лафайет является ярким примером генерал-майора, имеющего одинаковое эквивалентное звание как во вновь созданных Соединенных Штатах, так и во Франции с прежним режимом.

Исторически сложилось так, что во французской армии было около старшин-генералов , также называемых сержантами де батай , задачей которых было подготовить расположение армии на поле боя перед битвой. Эти sergent-majors généraux стали новым званием, maréchal de camp (не то же самое, что фельдмаршал, во французской армии с древности назывался Maréchal de France ), что было эквивалентно званию генерал майор. Однако срок генерал-майор не был забыт и использовался для описания назначения начальников штабов армий. Одним из известных французских генерал-майоров был маршал Луи Александр Бертье, генерал-майор Наполеоновской Grande armée .

Германия

Немецкая армия и Люфтваффе до 1945 года называли звание генерал-майора (OF-7). До 1955 года звание генерал-лейтенант (OF-8) использовалось для определения командира дивизии. , тогда как Генерал-майор был командиром бригады. После ремилитаризации Германии в 1955 году с приемом Западной Германии в НАТО Германия приняла структуру званий США, при этом полномочия трех нижних чинов были перемещены на один уровень вверх, а звание бригадный генерал (бригадный генерал, ОФ-6) добавил под ними. Звание Generaloberst (OF-9, генерал-полковник) больше не использовалось. Изменение, вероятно, было сделано, чтобы избежать путаницы в отношении относительного звания в силах НАТО.

Национальная народная армия

Nationale Volksarmee Германской Демократической Республики продолжал использовать Generalmajor (OF-6), сокращенно GenMaj (en General Major) в качестве самого низкого генеральского звания (ранг с одной звездой), затем Generalleutnant (OF-7), Generaloberst (OF-8), Armeegeneral (OF-9) и, наконец, Маршал Германской Демократической Республики до воссоединения 1990 года. Контерадмирал (OF-6), сокращенно KAdm (en: контр-адмирал) был эквивалентен генерал-майору.

Генерал-майор Пограничных войск

Контерадмирал (OF-6)

Нарукавные нашивки KAdm

Венгрия

Силы обороны Венгрии (венгерский: Magyar Honvédség) относятся к званию vezérőrnagy.

Иран

В иранской армии и ВВС звания выше полковника соответственно: sartip dovom (второй бригадный генерал, не имеющий эквивалента в других странах), sartip (бригадный генерал), sarlashkar (генерал-майор), сепахбод (генерал-лейтенант) и артешбод (генерал)

Ирландия

В Силах обороны Ирландии есть два генерал-майора. Они являются заместителями начальника штаба и несут отдельную ответственность за операции (DCOS Ops) и поддержку (DCOS Sp).

Индия

Генерал-майор в индийской армии приравнивается к контр-адмиралу в ВМС Индии и вице-маршалу авиации в ВВС Индии и является низшим из генеральных офицерских званий, выше бригадного и ниже генерал-лейтенанта. .

Израиль

В Армии обороны Израиля генерал-майор называется aluf и занимает второе место по званию, уступая только rav aluf (генерал-лейтенант или генерал), который также является начальником штаба.

Италия

В Италии эквивалентом генерал-майора является армейское звание generale di Divisione . В армии генерал di Divisione является командиром дивизии или выполняет другие обязанности в различных национальных или международных штабах, в Carabinieri или Guardia di Finanza . Он / она обычно является командиром подразделений в зоне страны.

Северная Корея

Ранг sojang также используется в Северной Корее, где это самый низкий чин генерала и флагмана, эквивалентный генералу с одной звездой. Северокорейский эквивалент генерала с двумя звездами — jungjang , что примерно переводится как генерал-лейтенант.

Южная Корея

В Южной Корее звание генерал-майора известно как соджанг (корейский язык: 소장

Ханджа
少將).

Новая Зеландия

В новозеландской армии генерал-майор — это звание, присвоенное командующему армией (бывшему начальнику Генерального штаба). Более высокое звание генерал-лейтенанта зарезервировано для тех случаев, когда армейский офицер занимает должность начальника Сил обороны, который командует всеми вооруженными силами Новой Зеландии. Эта должность подлежит ротации между главами ВВС, армии и флота.

Норвегия

В норвежской армии, Королевских ВВС Норвегии и Норвежском ополчении генерал-майор является младшим генерал-офицером, эквивалентным контрадмиралу в Королевском флоте Норвегии.

Пакистан

Генерал-майор пакистанской армии приравнивается к контр-адмиралу ВМС Пакистана и вице-маршалу авиации ВВС Пакистана и является низшим генеральным офицерским чином, занимая место между бригадным генералом и генерал-лейтенантом. В пакистанской армии есть две женщины-генерала.

Польша

Основная статья: Generał Brygady

Generał Brygady ( Польское произношение: [ɛˈnɛraw brɨˈadɨ], буквально общего бригада , Abbreved Gen. Войско Польское (как в Сухопутных Войсках, так и в ВВС Польши). В зависимости от контекста он эквивалентен либо современному званию генерал-майора, либо званию бригадного генерала (в основном в историческом контексте).

Португалия

Звание генерал-майора было вновь введено в португальской армии, ВВС и Национальной республиканской гвардии в 1999 году вместо прежнего звания бригадного генерала. Ранее он использовался в армии с 1862 по 1864 год. Он эквивалентен контра-альмиранте в ВМС Португалии.

Сомали

В Сомали Генерал-майор используется в Сомалийских вооруженных силах (СВС) для высшего военного чиновни. [3]

Швеция

В Швеции звание генерал-майора (Genmj) используется в армии, десантном корпусе и ВВС. Аналогичен контрамирал на флоте. Обычно его проводят генеральные инспекторы трех родов войск и глава шведской военной разведки и службы безопасности.

Таиланд

В Таиланде звание генерал-майора называется Пон-три «พลตรี» для Королевской тайской армии, что эквивалентно настоящему адмиралу ( Pon-reu-tree «พลเรือตรี») для Королевского флота Таиланда и вице-маршала авиации ( Pon-akat-tree «พลอากาศตรี») для Королевских ВВС Таиланда.

Турция

В турецкой армии и турецких ВВС этот ранг обозначается как tümgeneral . Эквивалент tümamiral ВМС Турции. Название происходит от tümen , турецкого слова, обозначающего военную дивизию ( tümen само по себе является старым турецким словом, означающим «10 000»). Таким образом, лингвистически это похоже на французский эквивалент генерал-майора, генерал отдела .

Соединенное Королевство

Основная статья: Генерал-майор (Соединенное Королевство)

В британской армии и Королевской морской пехоте генерал-майор имеет звание ниже генерал-лейтенанта и выше бригадного генерала и, таким образом, является самым низким из званий генерала, хотя всегда считался эквивалентом генерал-майора в других странах. Дивизиями обычно командуют генерал-майоры, и они также занимают различные штабные должности. Профессиональный глава Королевской морской пехоты в настоящее время имеет звание генерал-майора.

С 1 апреля 1918 г. по 31 июля 1919 г. Королевские ВВС сохраняли звание генерал-майора. На следующий день его заменило звание вице-маршала авиации.

Генерал-майор приравнивается к контр-адмиралу Королевского флота и вице-маршалу авиации Королевских ВВС.

Соединенные Штаты

Основная статья: Генерал-майор (США)

В армии Соединенных Штатов генерал-майор командует дивизией численностью от 10 000 до 20 000 солдат и способен к полностью независимым полевым операциям.

Вьетнам

Во Вьетнаме звание генерал-майора известно как thiếu tướng . Используется в армии и ВВС. Это эквивалентно chuẩn Đô đốc на флоте.

Ранг thiếu tướng является самым низким генеральным и флагманским званием, эквивалентным генералу и адмиралу с одной звездой. Во Вьетнамской народной армии генерал-майор командует корпусом из 30 000–40 000 солдат и способен вести полностью самостоятельные полевые операции.

Insignia

Army

Austrian Armed Forces
generalmajor

Brazilian Army
General de Brigada

British Army
Major-general

Canadian Army
major general

Colombian Army
major general

Croatian Армия
генерал Бойник

Египетская армия
генерал-майор
(арабский язык: لواء ‎)

Эстонская армия
kindralmajor

German Bundeswehr

Greek Army
Ypostratigos Υποστράτηγος

Guyana Defence Force
Major General

Iranian Army
sarlashkar-سرلشکر

IE-Army-OF7.png

Irish Army
major генерал

Итальянская армия
генерал дивизии
maggiore generale

Генерал майор ( генерал-майор )
Армия Республики Македония

Norwegian Army
generalmajor

Dutch Army
generaal-majoor

Polish Army
generał dywizji

Portuguese Army
major-general

Romanian Army
general-maior

SA Генерал-майор армии rank. jpg

Генерал-майор
(южноафриканская армия)

Испанская армия
генерал дивизии

SL-Army-OF7 Генерал-майор.PNG

Sri Lanka Army
major general

Swedish Army
generalmajor

U.S. Army
major general

Air Force

Brazilian Air Force
Brigadeiro

Canadian Air Force
major general

Denmark

Germany Люфтваффе

Греция
(Υποπτέραρχος)

Ирландия

Нидерланды

Польша

Румыния

Эджерсито-дель-Айре (Spain)
General de División

U.S. Air Force
Major General

Fictional references

  • Major-General Stanley is the «modern major general» from Gilbert and Sullivan’s 1879 comic operetta, The Pirates of Penzance . Стэнли — это сатира на аристократических ученых офицеров британской армии того времени. Он поет бессмертную «Песню генерал-майора» («Я образец современного генерал-майора, у меня информация растительная, животная и минеральная…»)
  • В научно-фантастическом телесериале Звездные врата SG-1 командующим Звездными вратами с 1 по 7 сезоны является генерал-майор Джордж Хаммонд (которого играет Дон С. Дэвис). С 9 сезона эту должность занимает генерал-майор Хэнк Лэндри.
  • Бартоломью Бэнди, воздушный ас из серии «Записки о Бэнди» Дональда Джека, заканчивает Первую мировую войну в звании генерал-майора в возрасте всего 26 лет.
  • В аниме-фильме Robotech II: The Sentinels главный герой Рик Хантер имеет звание генерал-майора.
  • Мошенник рядовой Гарри Фригг, которого играет оскароносный актер Пол Ньюман, в одночасье получает звание генерал-майора в военной комедии 1968 года «: Тайная война Гарри Фригга».
  • Третий генеральный судья-адвокат шоу JAG (1995–2005) — генерал-майор: генерал-майор Гордон «Бифф» Крессвелл, морской пехотинец, которого играет Дэвид Эндрюс.
  • Войска армии США, посланные для оккупации Бруклина, штат Нью-Йорк, в году. Осадой командует генерал-майор Уильям Деверо, которого играет Брюс Уиллис.

См. также

  • Сравнительные воинские звания
  • Знак отличия офицера британской армии
  • В/ч
  • Офицеры ВВС НАТО
  • Офицеры армии НАТО
  • Правило генерал-майоров (1655–1657), период прямого военного правления во время протектората Оливера Кромвеля
  • Знак различия офицерского звания армии США
  • Сравнение воинских званий Соединенного Королевства и США

Сноски

  1. ↑ В странах, где нет звания бригадного генерала, включая большую часть Восточной Европы и Содружества, генерал-майор является низшим из генерал-офицерских званий. Однако обратите внимание, что если используется звание бригадного генерала, хотя бригадные генералы не классифицируются как «генералы», они имеют такое же звание, что и бригадные генералы, и по-прежнему считаются рангом с одной звездой. Если ни одно из званий бригадного генерала или бригадного генерала (или эквивалентное звание) не используется, генерал-майор по-прежнему считается двухзвездным званием (независимо от того, сколько звезд на самом деле имеется в знаках отличия), и эти вооруженные силы просто имеют нет одной звезды ранга.
  2. ↑ Bowden & Tarbox, стр. 24. Авторы пишут, что FML (фельдмаршал-лейтенант) то же, что генерал-лейтенант, а генерал-фельдвахтмейстер то же, что генерал-майор. Но в них нет звания, эквивалентного бригадному генералу. Тем не менее, цитируемая страница является отличным источником австро-венгерских званий.
  3. ↑ Сомали: страновое исследование — армейские звания и знаки различия

Ссылки

  • Боутнер, Марк М. , III. Словарь гражданской войны. Нью-Йорк: Дэвид Маккей, 1959. ISBN 0-679-50013-8.
  • Боуден, Скотти и Тарбокс, Чарли. Армии на Дунае 1809. Арлингтон, Техас: Empire Games Press, 1980. OCLC 6649795.
  • Фут, Шелби. Гражданская война: Рассказ. Том. 2 . Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1986. ISBN 0-394-74621-X.

На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Николай Сутягин. Биография. Борьба. Фото.

 

 

Николаю принадлежат почти все записи воздушных боев на реактивной технике. Ему удалось одержать наибольшее количество побед — 21. Сутягин сбил 19 реактивных самолетов. Он добился наилучшего результата в воздушных боях за один месяц — 5 сбитых американцев. В ВВС США не было летчика, и он был близок к Николаю Сутягину по мастерству и мужеству в «реактивной» войне.

 

В тот же мартовский день 1951 летчики 303-й авиадивизии вспоминают — в штаб соединения поступил необычный приказ. Он настоятельно потребовал разобрать все самолеты, сложить их в ящики по частям. Приказ есть приказ, а летчики и техники начали разбирать самолет. Ходили слухи. Одни уверяли, что дивизия будет передислоцирована. Другие, наоборот, считали, что самолеты пока передвигались не по земле, а по воздуху, поэтому собранные МИГи явно будут продаваться.

Примерно через месяц летчики 17-го полка, Николай Сутягин был одним из них, по тревоге. Собравшимся в штабе доложили: через день отбывают в Китай в командировку. В день зарядки.

Советских летчиков встречал Мукденский аэродром. Последовал новый приказ: собрать самолеты, пролететь над ними. Всем стало ясно, что впереди Корея — к тому времени война на полуострове шла полным ходом. Формально СССР в ней не участвовал, но активно помогал Северной Корее техникой и вооружением.

 

В Мукден с приграничного с Кореей аэродрома Андонг дошло известие о том, что летчики дивизии Кожедуба, прибывшей чуть раньше, уже ведут бой с американцами. Вскоре 303-я дивизия ушла в Андон. Сутягин вступал в воздушные бои практически не раскачиваясь. Первый боевой вылет состоялся 14 июня, а 19 июня он открыл счет победам в «реактивной» войне. Его добычей стал F-86 «Сейбр» — новейший истребитель, разрекламированный американцами, наши летчики поначалу боялись этих самолетов.

Способности Сутягина воевать с американцами завидовала вся дивизия. Для Николая продуктивным было лето 51-го — сбито 6 американских самолетов, еще результативнее — осень — уничтожено 8. В декабре Сутягин смог одержать 5 воздушных побед. В начале следующего года он стал реже летать, ему поручили, как асу, выступать перед готовившимися к бою летчиками второго эшелона. Но в январе 52-го он смог сбить 3 самолета.

 

Всего Николай Сутягин совершил 149 полетов, провел 66 боев, сбил 21 самолет — высший результат войны.

Жизнь первого «реактивного» аса после этой войны сложилась следующим образом. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию.