Нестеров Петр Николаевич :: Известные личности :: Первая мировая война
Вы используете слишком старую версию браузера. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Уважаемые пользователи! В связи с проведением технологических работ доступ к личным архивам временно ограничен. Приносим извинения за доставленные неудобства. Уважаемые пользователи! В связи с высокой нагрузкой доступ к личным архивам временно ограничен. Приносим извинения за доставленные неудобства. Новое в 2022-2023! Добавлены документы, уточняющие судьбу защитников Отечества, документы по военнопленным и исторические материалы. Подробнее… Уважаемые пользователи! В связи с техническими работами изображения документов временно недоступны. В случае обнаружения технических проблем или некорректных данных — сообщите нам.
- Главная страница/
- Герои войны/
Военные деятели. Известные личности
Биография
Русский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова). Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран.
Родился в Нижнем Новгороде в семье офицера. Несмотря на раннюю смерть отца и плохое материальное положение семьи, успешно окончил Нижнегородский кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище. Будучи уже подпоручиком, Нестеров служил в 9-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригаде. Здесь он лично разработал правила для корректирования стрельбы из аэростата. В 1910 году произошло знакомство Нестерова с учеником Н. Е. Жуковского (создателя аэродинамики как науки) Петром Соколовым. После этого Петр Нестеров начал увлекаться авиацией. В 1913 году он окончил авиационный отдел Офицерской Воздухоплавательной школы. Набравшись опыта в сфере пилотирования, Нестеров смог сконструировать свой давно задуманный планер. Находясь в авиационном отряде в Киеве, он модифицировал стоявший на вооружении в армии самолет «Ньюпор-4», разработал конструкцию семицилиндрового двигателя, занимался разработками скоростного одноместного самолета, осваивал крутые виражи. Утверждал, что воздух будет удерживать самолет в любом направлении при правильном управлении, Петр Нестеров воплотил свои идеи в жизнь.
9 сентября 1913 года над Сырецким полем киевского аэродрома на самолете «Ньюпор-4» он совершил «мертвую петлю». Это был настоящий прорыв в авиации, Нестеров стал героем своего времени и был удостоен золотой медали Киевского Общества воздухоплавания. В 1914 году началась Первая мировая война, и Нестеров командовал авиационным отрядом на Юго-Западном фронте. Он осуществлял не только разведку, но и бомбардировку. Он был настолько умелым летчиком, что австрийское командование назначило за его обезвреживание крупную награду, а австрийские летчики узнавали стиль полета Нестерова на любом самолете.
8 сентября 1914 года Петр Нестеров совершил еще один прорыв в авиации и свой последний подвиг: впервые в истории боевой авиации он применил таран, сбив австрийский разведывательный самолет ценой собственной жизни.
Участвовал в событиях
Поиск похожих документов
Нестеров, Петр | это… Что такое Нестеров, Петр?
Пётр Никола́евич Не́стеров — российский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова). Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран.
Содержание
|
Биография
Родился в городе Нижний Новгород 27 февраля (15 февраля по старому стилю) 1887 года в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса. После неожиданной смерти отца материальное положение семьи сильно ухудшилось. Его мать, Маргарита Викторовна, не имея средств на оплату жилья, была вынуждена переехать вместе с четырьмя детьми во Вдовий дом. 26 августа (8 сентября по старому стилю) 1897 года Нестеров поступил в Нижегородский кадетский корпус, где в своё время его отец занимал должность воспитателя. В 1904 году Нестеров закончил корпус.
В числе шести лучших выпускников Пётр Николаевич был после окончания корпуса направлен в Михайловское артиллерийское училище. В 1906, отлично выдержав выпускные экзамены, Нестеров, произведённый в подпоручики, попал по распределению в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, служил во Владивостоке, где лично разработал правила корректирования стрельбы из аэростата.
Увлечение авиацией началось у Петра Николаевича с 1910 года. В июле-августе 1911 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Пётр Николаевич познакомился с учеником профессора Н. Е. Жуковского — Петром Петровичем Соколовым и вскоре стал членом Нижегородского общества воздухоплавания.
Разработки Нестерова
Макет самолёта «Ньюпор» на котором Нестеров совершил «мёртвую петлю»
Став опытным пилотом, Нестеров занимался и конструкторской деятельностью. В 1910 году, ещё будучи артиллеристом, Петр Николаевич построил планер и летал на нём. Позже, на основе изучения полета птиц, он разработал проект оригинального самолета без вертикального оперения.
Воинское ведомство отклонило проект, но Нестеров продолжал совершенствовать свою машину. Летом 1913 года проект был одобрен, но без предоставления средств. Находясь в Киеве, в начале 1914 года Нестеров с помощью старшего механика отряда Г. М. Нелидова модифицировал самолет «Ньюпор-4»: укоротив фюзеляж на 0,7 м, снял вертикальное оперение, рули высоты были оставлены, но их размах значительно увеличили и ввели большую площадь аэродинамической компенсации. На этом самолете выполнили несколько испытательных полетов продолжительностью около часа, после которых выявились существенные недостатки в предложенной Нестеровым схеме. О дальнейших испытаниях этого аппарата данных нет.В 1913 году Петр Нестеров разработал исследовательскую конструкцию семицилиндрового двигателя мощностью 120 л. с. с воздушным охлаждением. Позже авиатор занимался строительством одноместного скоростного самолета, закончить который помешала война.
Владея глубокими знаниями в области математики и механики, имея достаточный пилотажный опыт, П. М. Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и осуществил их на практике. В своей работе о «взаимодействии руля глубины и направления при значительных углах крена» он впервые доказал, что во время выполнения виражей с креном большее 45 градусов происходит изменение в работе руля: руль высоты выполняет функции руля направления, а руль направления — руля высоты. После назначения командиром отряда Нестеров ввел обучение полетам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку.
Он также разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками и ведения воздушного боя, освоил ночные полеты. В августе 1913 года возглавил групповой перелет (в составе трёх машин) по маршруту Киев — Остёр — Козелец — Нежин — Киев с посадками на полевых аэродромах. Во время перелета впервые в истории авиации проводилась маршрутная киносъёмка. В первой половине 1914 года Пётр Николаевич осуществил два перелета: Киев — Одесса за 3 часа 10 минут и Киев — Гатчина за 9 часов 35 минут. Для того времени это было большим достижением.
Петля Нестерова
Мемориальная доска на доме по ул. Московской в Киеве, где жил П. Н. Нестеров
Для доказательства своей идеи, согласно которой «в воздухе для самолета всюду опора», 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем П. Н. Нестеров впервые в мире выполнил на самолете «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» в 70 л. с. замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу.
Согласно рапорту, летчик на высоте 800—1000 метров, выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров, включил мотор поднял самолет вверх, описал вертикальную петлю и пошёл в пике. Мотор снова выключил, выровнял самолёт и, спускаясь по плавной спирали, благополучно приземлился.
Спустя двенадцать дней эту сложную авиационную фигуру повторил француз Адольф Пегу. Именно это событие получило широкую огласку и в иностранной и в российской прессе. В мае 1914 г. Пегу прибыл в Санкт-Петербург для демонстрации «мертвой петли». В ответ Нестеров разослал телеграммы в редакции российских газет: «Императорскому аэроклубу уже давно необходимо подтвердить, что первую „мертвую петлю“ совершил русский лётчик…»
Награды
10 февраля 1914 года Киевское Общество воздухоплавания отметило Нестерова за научную разработку вопроса о глубоких кренах и за осуществленную им «мертвую петлю», присудив ему золотую медаль Общества. Позже Киевское городское руководство от лица города вручило отважному пилоту-новатору памятный золотой жетон, с которым Петр Николаевич никогда не расставался.
Памятник Нестерову П. Н. в Нижнем Новгороде
Плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова»
Могила П. Н. Нестерова в Киеве
Первая мировая война
В 1914 году Нестеров был произведён в штабс-капитаны и назначен начальником авиационного отряда. С началом первой мировой войны он отбыл на Юго-Западный фронт, 11 авиаотряд принимал участие в освобождении Львова. Нестеров осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Эта операция была проведена лётчиком так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова.
Осуществив за время войны 28 вылетов 8 сентября (25 августа по старому стилю) 1914 года, около городка Жолква Пётр Николаевич Нестеров совершил свой последний подвиг — протаранил самолет, в котором находились пилот Франц Малина (Franz Malina) и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь (Friedrich von Rosenthal), которые вели воздушную разведку передвижения русских войск. Они летели на тяжёлом «Альбатросе» на высоте, недосягаемой выстрелами с земли. Нестеров пошёл ему наперерез в лёгком быстроходном «Моране». Австрийцы пытались уйти от столкновения, но Нестеров настиг их и врезал свой самолёт в хвост «Альбатроса». Оба самолёта упали на землю, а лётчики погибли. Нестеров похоронен в Киеве на Лукьяновском кладбище.
25 января 1915 года награждён орденом св. Георгия 4 степени посмертно. Следует отметить, что Нестеров не собирался уничтожать самолёт врага ценой собственной жизни. В «Акте расследования по обстоятельствам геройской кончины начальника 11-го корпусного авиационного отряда штабс-капитана Нестерова» указывалось: «Штабс-капитан Нестеров уже давно выражал мнение, что является возможным сбить неприятельский воздушный аппарат ударами сверху колёсами собственной машины по поддерживающим поверхностям неприятельского аппарата, причем допускал возможность благополучного исхода для таранящего лётчика»[1]. В его честь город Жолква Львовской области на Украине некоторое время носил название «Нестеров», также его именем были названы улицы и переулки в городах Москва, Санкт-Петербург, Гатчина, Минск и Нижний Новгород, установлены памятники в Киеве и Нижнем Новгороде. Имя «Нестеров» присвоено астероиду № 3071.В 1914 году на месте гибели Петра Нестерова в городе Жолкве был сооружен монумент.
Семья
Старший брат — Николай Нестеров (генерал-майор, умер в 1950, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве). Младший брат — Михаил (военный лётчик, погиб при испытании нового аэроплана в 1914). Жена Петра Нестерова — Н. Р. Нестерова, урождённая Ядвига Луневская, дочь польского крестьянина. Дети: Пётр (1911—1955) и Маргарита (1909—1995).
Интересные факты
- Нестеров для разрушения оболочки дирижабля установил в хвостовой части аэроплана «нож-пилку», а для поражения воздушного винта самолета неприятеля — длинный трос с грузом на конце в виде «кошки».[3]
- Через семь месяцев после гибели Петра Нестерова, в марте 1915 г, его воздушный таран применил поручик А. А. Козаков. После удачной атаки пилот благополучно возвратился на аэродром.
- В 1962 году Международная авиационная федерация ввела переходный приз для победителя первенства мира по высшему пилотажу — кубок имени П. Н. Нестерова.
Примечания
- ↑ Дузь П. Д. История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 года). 2-е изд. М.: Машиностроение, 1981. С. 253
- ↑ Газета «День»
- ↑ Бурче Е.Ф. Петр Николаевич Нестеров.. — Молодая гвардия, 1955. Акт расследования по обстоятельствам геройской кончины начальника XI корпусного авиационного отряда штабс-капитана Нестерова.
Ссылки
Почтовая марка СССР из серии «Деятели отечественной авиации», посвящённая П. Н. Нестерову, 1963, 10 копеек (ЦФА 2914, Скотт 2773)
- Нестеров Пётр Николаевич
- Мертвая петля пилота Нестерова
- Штабс-капитан П. Н. Нестеров
- Конструкторские работы П. Н. Нестерова
- АКТ расследования по обстоятельствам геройской кончины штабс-капитана Нестерова
- Статья на (nebo.kiev.ua). Интервью родственников.
- Крылья Гатчины. Асы Первой мировой
Петр Николаевич Нестеров
Петр Николаевич Нестеров1887-1914 |
из Википедии |
По электронной почте от Роя Нагла, 12-13-03 Я не помню, предлагал ли я его вам раньше, но я только что прочитал в одной книге, что он был сразу же арестован за то, что подверг опасности свой самолет, после того как он приземлился. Ценная ссылка: |
|
|
|
|
|
Личное сообщение от Роя Нагла — 2-13-03 |
Если у вас есть дополнительная информация об этом Pioneer aviator , пожалуйста, свяжитесь со мной. Электронная почта Ральфу Куперу |
|
Как Петр Нестеров изобрел высший пилотаж
Петр Нестеров (1887 – 1914)
9 сентября 1913 года русский летчик, авиаконструктор и пионер высшего пилотажа Петр Нестеров стал первым пилотом, совершившим петлю на моноплане Nieuport IV. Его достижение сделало его знаменитым за одну ночь. Подчеркивая значение этих упражнений для военного летчика, Нестеров усовершенствовал русские методы полета и разработал новые летные модели.
Стать летчиком
Петр Нестеров родился в 1887 году в Нижнем Новгороде, в семье армейского офицера, преподавателя кадетского корпуса. Нестеров сначала учился в военном училище, а затем перешел в Михайловскую артиллерийскую академию в Санкт-Петербурге. Петр Нестеров стал подпоручиком и тоже служил в 9-йВосточно-Сибирская артиллерийская бригада во Владивостоке. Считается, что впервые он соприкоснулся с авиацией, когда его отправили наблюдателем в аэростатный полк примерно в 1909 году. Уже через два года Нестеров построил свой первый планер и научился на нем летать. Его энтузиазм побудил его поступить в Санкт-Петербургское авиационное училище, которое он окончил в 1912 году и вскоре после этого стал военным летчиком. По законам того времени офицер, вступивший в брак до 28 лет, должен был внести в государственную казну так называемый «резерв» — залог в размере 5000 рублей для обеспечения семьи на случай смерти. Исключение делалось только для офицеров, служивших на Дальнем Востоке; так как у Нестерова не было денег, он увез молодую жену на Дальний Восток.
Петр Нестеров с Nieuport IV.G он сделал петлю
Самая первая петля
Считается, что Нестеров был глубоко убежден, что самолет может пролететь петлю, но эту задачу (вероятно) еще никто успешно не пытался решить. 9 сентября 1913 года он доказал свою веру и стал первым известным пилотом, совершившим петлю. Задача была выполнена на моноплане Nieuport IV над аэродромом Сырецк под Киевом, и посмотреть на это пришло много людей. Однако вместо того, чтобы получить благодарность от правительства, пилоту грозит десять суток ареста за то, что он рисковал государственным имуществом. Тем не менее, Нестеров в одночасье прославился и получил звание штабс-капитана. Петр Нестеров начал совершенствовать русский полет своими упражнениями и полетами по пересеченной местности, а также крутыми поворотами. Таким образом, он стал основоположником высшего пилотажа, но также признал ценность этих упражнений для военного летчика. Нестеров усовершенствовал методы полета и построил новые летные модели, не требующие рулей направления. Однако из-за начала Первой мировой войны начатые эксперименты были прекращены.
Смертельный таран штабс-капитана Нестерова на австрийском «Альбатросе» B.I
Война и таран Нестерова
Война дала Нестерову, летчику ВВС России, возможность проверить свои теории воздушной войны на практике. Он был совершенно безошибочен, особенно в бомбежках. В то время самолеты еще не были вооружены, и 25 августа 1914 года (по старому русскому стилю) Нестеров на своем самолете Morane-Saulnier Type G протаранил австрийский разведывательный самолет «Альбатрос». Вероятно, он намеревался уничтожить вражеский самолет, но, к несчастью для Нестерова, выпал из самолета и от полученных травм скончался. Во время Второй мировой войны его метод с успехом использовали несколько советских летчиков, и этот метод стал известен как таран. Также в честь Петра Нестерова Советский Союз учредил Кубок Нестерова для лучшей группы высшего пилотажа, который в 1919 году был передан в дар Международной федерации аэронавтики.62.
Ссылки и дополнительная литература:
- [1] Биография Петра Нестерова
- [2] Вертикальная петля Нестеровых
- [3] Петр Нестеров в Wikidata
- [4] Филип Гринспун, Тина Сривастава, Лекция 2: Аэродинамика самолета, MIT 16.